Крайг г – ., ..

Психология развития | Г. Крайг, Д. Бокум

On July 20, we had the largest server crash in the last 2 years. Mostly the data of the books and covers were damaged so many books are not available for download now. Also, some services may be unstable (for example, Online reader, File Conversion). Full recovery of all data can take up to 2 weeks! So we came to the decision at this time to double the download limits for all users until the problem is completely resolved. Thanks for your understanding!

Main Психология развития Г. Крайг, Д. Бокум

Year: 2008

Edition: 9th ed.

Language: russian

Pages: 942

ISBN 10: 5947231875

ISBN 13: 9785947231878

Series: Мастера психологии

File: PDF, 140.17 MB

The file will be sent to selected email address. It may takes up to 1-5 minutes before you received it.

The file will be sent to your Kindle account. It may takes up to 1-5 minutes before you received it.
Please note you’ve to add our email [email protected] to approved e-mail addresses. Read more.

b-ok.org

Крайг Грэйс психология развития

Крайг Грэйс

ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ


Крайг Грэйс 1

ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ 1


Grace J.Craig

University of Massachusetts HUMAN DEVELOPMENT SEVENTH EDITION

prentice hall Upper Saddle River, New Jersey 07458


ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ 7-е международное издание

^ПИТЕР^


Санкт-Петербург Москва • Харьков • Минск 2000
Крайг Грэйс

ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ

7-е международное издание Серия «Мастера психологии»

Перевод с английского Н. Мальгиной, Н. Миронова, С. Рысева, Е. Турутиной под общей научной редакцией проф. А. А. Алексеева

Главный редактор В. Усманов Заведующий психологической редакцией А. Зайцев Ведущий редактор А.Рапопорт Литературные редакторы А. Евстратова, К. Виткова Художник обложки В. Королева Подготовка иллюстраций Н. Резников Корректоры М. Рошаль, И. Старостина, Н. Солнцева Дизайн и верстка А. Рапопорт

ББК 88.837я7+88.3я7 УДК 159.9=053

Крайг Г.

К78 Психология развития. — СПб.: Питер, 2000. — 992 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии») ISBN 5-314-00128-4

Предлагаемая книга выдержала в Америке 7 изданий. На сегодня это один из лучших и извест­нейших учебников по психологии развития. Издание ее на русском языке призвано восполнить те про­белы, которые существуют в отечественной психологической литературе по этой проблематике. Книга разбита на 10 частей, в которых подробно освещаются следующие темы: общие проблемы психологии развития; методы исследования, использующиеся в психологии развития; психология ребенка до и пос­ле рождения, в первые два года жизни, когда ему от 2 до 6 лет; психологические закономерности в развитии человека в детстве, отрочестве, юношестве, взрослом состоянии и старости; рассматривают­ся вопросы психологии смерти и умирания. Тщательная продуманность композиционной структуры, энциклопедический охват и четкость изложения материала, богатство и выразительность иллюстраций делают эту книгу чрезвычайно полезным и удобным инструментом освоения современной психологии развития во всем богатстве ее экспериментальных данных и разнообразии теоретических подходов. Книга рассчитана на психологов, педагогов, социологов, социальных работников.

© 1996, 1992, 1989, 1983, 1980, 1976 by Prentice-Hall, Inc. © Серия, оформление. Издательский дом «Питер», 2000

Права на издание получены по соглашению с Prentice-Hall, Inc Все права защищены. Никакая часть данной кни­ги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами без письмен­ного разрешения владельцев авторских прав.

ISBN 0-13-206525-8 (англ). ISBN 5-314-00128-4

ЗАО «Питер Бук». 196105, Санкт-Петербург, ул. Благодатная, 67. Лицензия ИД № 01940 от 05.06.00. Подписано в печать 21.09.00. Формат 70Х100’/^. Усл. п. л. 62. Доп. тираж 5000 экз. Заказ № 1810. Отпечатано с диапозитивов в ГПП «Печатный двор» Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. 197110, Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 15.
СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие научного редактора к русскому изданию 10

1. КОМПЛЕКСНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЧЕЛОВЕКА ……. 13

Глава 1. Развитие человека: перспекти­вы, процессы и методы исследования .. 14

Процессы развития 15 Области развития 17 Биологические процессы развития 18 Влияние среды на развитие человека 18 Взаимодействие процессов развития 20 Экологическая модель 23 Историческая и культурная перспективы 26 Жизненный путь человека возрастные изменения в сравнении с историческими переменами 27 Отношение к детям в исторической перспективе 31 Развитие в контексте меняющейся семьи 34 Объективное систематическое исследование человеческого развития 35 Принцип объективности 36 Искусство задавать вопросы 37 Использование научного метода 38 Выбор условий проведения исследования 40 Выбор экспериментального плана для изучения изменений происходящих с течением времени 42 Методы сбора данных 47 Интерпретация данных 50 Определение границ выводов 51 Этика научного исследования 53 Этические нормы проведения психологических исследований 54 Краткое содержание и выводы 56

Глава 2. Теории развития человека: введение………………………………………….. 60

Значение теорий 61 Три спорных вопроса 62 Природа или воспитание 62 Непрерывность или скачкообразность 63 Организм или механизм 63 Теории научения 63 Бихевиоризм 64 Теория социального научения 71 Оценка теорий научения 72 Когнитивные теории 74 Пиаже 74 Информационный подход к развитию 79 Когнитивное развитие в социальном контексте 81 Оценка когнитивных теорий 82 Психоаналитическая традиция 83 Фрейд 84 Эриксон 87 Оценка психоаналитической традиции 91 Теории «Я» 92 Гуманистическая психология 92 Другие теории «Я» 95 Этология 96 Краткое содержание и выводы 101

2. НАЧАЛО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ…………………………………………. 109

Глава 3. Наследственность и среда ……. 110

Как работают гены 111 Источники человеческого разнообразия 112

Гены и хромосомы 112 Клеточное деление и репродукция 114

Комбинации генов 116 Хромосомные и генные аномалии 117

Аномалии сцепленные с полом 118 Аномалии не сцепленные с полом 121

Генетическое консультирование 125 Успехи генетических исследований 128

Генетика поведения 130 Исследования приемных детей 131 Исследования личности близнецов 133 Уровни окружающей среды семья и социализация 135 Отношения в семье 135 Семья как проводник в культуру 136 Развитие Я концепции 138 Взаимодействие наследствености и среды 141 Развитие полоролевой идентичности 142 Различия между мужчинами и женщинами 143

Пол и социализация 145 Андрогинная личность 147 Краткое содержание и выводы 148

Глава 4. Пренатальное развитие и роды…………………………………………….. 152

Пренатальное развитие 153 Оплодотворение 153 Периоды пренатального развития 154 Тенденции развития 165 Влияние среды на Пренатальное развитие 167 Анализ степени риска 167 Тератогены 170 Защитные факторы 177

Роды 182 Процесс родов 182 Новорожденный 184 Опыт деторождения 187

Развивающаяся семья 192 Супруги становятся родителями 192 Бондинг 195

Краткое содержание и выводы 198

3. ПЕРВЫЕ ДВА ГОДА ЖИЗНИ ……….. 205

Глава 5. Физическое развитие в младенчестве ………………………………. 206

Новорожденный 207 Возможности новорожденного 207 Научение и привыкание 213 Физическое и моторное развитие 216 Созревание или динамическая система 216 Обзор первых двух лет жизни ребенка 217 Полноценное и неполноценное питание 226 Неполноценное питание детей

как глобальная проблема 226 Естественное или искуственное

вскармливание pro et contra 228 Отнятие от груди и приучение к твердой пище 228

Сенсорное и перцептивное развитие 230 Стратегии исследования 232 Зрение 233 Слух 238 Вкус, обоняние и осязание 239 Процессы интеграции 240 Развитие мозга и опыт 242 Дети, требующие специального ухода 243 Незрелость новорожденных 243 Дети, относящиеся к группе риска 247 Краткое содержание и выводы 248

Глава 6. Когнитивное и языковое развитие в младенчестве ………………… Zod

Когнитивное развитие 254 Сенсомоторный период 255

Игра с предметами 257 Постоянство объектов 258

Память 261 Символическая репрезентация 261

Критика теории Пиаже 263 Перцептивная организация и перцептивные категории 263 Языковое развитие 267 Аспекты языка 268 Процесс овладения языком 269 начало языкового развития 274 Дословесный период 275 Первые слова 279 Двухсловные предложения 282 Условия раннего когнитвного

и языкового развития 285 Среда благоприятная

для интеллектуального роста 285 Роль родителей и воспитателей 286 Депривация и неблагополучные семьи 287 Раннее вмешательство 290 Краткое содержание и выводы 292

Глава 7. Психосоциальное развитие в младенчестве ………………………………. 299

Социальное и эмоциональное развитие в младенчестве 300 Психосоциальное развитие в рамках

первых отношений с окружающими 301 Развитие привязанности 302 Четыре типичные реакции 306 Паттерны ранних отношений 312 Качество отношений 312 Нарушения эмоциональных связей 319 Младенцы, требующие особого ухода 320 Отцы, братья и сестры и семейная система 323 Отцы 323 Братья и сестры 326 Бабушки и дедушки 327 Развитие личности на втором году жизни 327 Доверие и чувство безопасности 328 Социальные эталоны и культурные значения 329 Автономия,дисциплина и просоциальное

поведение 331 Развитие Я 333 Гарвардская исследовательская программа эффективная модель семейного воспитания дошкольников 335

Занятость родителей 336 Социальная экология воспитания 336 Дневной уход за младенцами 337

Краткое содержание и выводы 341

4. ОТ ДВУХ ДО ШЕСТИ: РАННЕЕ ДЕТСТВО…………………………… 349

Глава 8. Физическое и когнитивное развитие в раннем детстве ……………… d6U

Физическое и моторное развитие 352 Размеры и пропорции тела 352 Развитие головного мозга 354 Развитие двигательных навыков 357 Среда как источник опасности 362 Когнитивное развитие 363 Пиаже и дооперациональное мышление 364 После Пиаже развитие

в социальной перспективе 373 Информационная модель когнитивного развития 374 Языковое развитие 379 Расширяющаяся грамматика 379 Новые слова и понятия 382 Влияние речи родителей 382 Детские разговоры 383

Диалекты 388 Билингвизм 388

Игра и научение 390 Виды игр 391 Игра и когнитивное развитие 394 Адаптивная роль когнитивной незрелости 399

Краткое содержание и выводы 401

Глава 9. Психосоциальное развитие в ранием детстве…………………………….. 407

И вновь три теории развития 408 Психосоциальное поведение с позиций психодинамического подхода разрешение конфликтов развитая и совпадающее поведение 409 Как дети управляют чувствами 410 Конфликты развития 417 Психосоциальное развитие в зеркале теорий социального научения расшире ние репертуара социальных навыков 420 Научение агрессии

ипросоциальному поведению 421 Сверстники игра и развитие социальных

навыков 425 Когнитивный подход к психосоциальному развитию понимание себя и других 430 Я концепция 431 Социальные понятия и нормы 432 Гендерные схемы 433 Семейная среда 436 Стили родительского поведения 436 Братья и сестры 441 Приучение к дисциплине и саморегуляция 445 Краткое содержание и выводы 448

5. СРЕДНЕЕ ДЕТСТВО……………………. 457

Глава 10. Физическое и когнитивное развитие в среднем детстве…………….. 458

Физическое и моторное развитие 459 Физический рост

и морфо функциональные изменения 460 Внутренние изменения 461 Развитие двигательных навыков 462 Здоровье болезни и несчастные случаи 464 Создание условий для физического развития 467 Мышление на уровне конкретных операций 467 Когнитивные способности первоклассников 468 Теория Пиаже и педагогика 470 Информационный подход к когнитивному развитию 472 Память 472 Метапознание 474 Языковое развитие 475 Язык и грамотность 475 Научение и мышление в процессе школьного обучения 479 Новые требования и ожидания 479 Формирование умения учиться и критически мыслить 480 Успехи в школе 481 Половые различия и успехи в учении 484 Влияние родителей на успехи детей в школе 485 Оценивание индивидуальных различий 488 Тестирование интеллекта 490

Природа интеллекта 491 Ограниченные возможности тестирования 493 Неспособность к учению 495 Дислексия 496

Синдром дефицита внимания и гиперактивности 497 Краткое содержание и выводы 498

Глава 11. Психосоциальное развитие в среднем детстве ………„„………………..505

Развитие личности в расширяющемся социальном мире 506 Теоретические подходы

к развитию в среднем детстве 506 Я концепция 508

Сохраняющееся влияние семьи 509 Взаимоотношения родителей и детей 510 Изменения в характере семьи 511 Дети развода 518 Жестокое обращение с детьми 521

Социальное знание 527 Развитие социального познания 528 Представления детей о дружбе 530 Моральные суждения и их аргументация 532 Отношения со сверстниками и социальная компетентность 537 Функции дружбы 537 Группа сверстников 539 «Свои» «чужие» и предубеждения 544 Краткое содержание и выводы 547

6. ПОДРОСТКОВЫЙ И ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ……………… 557

Глава 12. Физическое и когнитивное развитие в подростковом и юношеском возрасте ……………………. 558

Отрочество и юность в культурном и историческом контексте 559 Юность на пороге XXI века 561 Физическое развитие 563 Физический рост и морфо функциональные

изменения 563 Изменение внешности и адаптация к нему

подростков 569 Реакции родителей на изменения

в облике и поведении подростков 573 Половая идентичность и сексуальное поведение 573 Развитие сексуальных установок 574 Развитие сексуального поведения и

сексуальных отношений 576 Сексуальное насилие и сексуальное

поведение подростков 579 Юношеский гомосексуализм 580 Юные родители 583 Причины беременности в подростковом и юношеском возрасте 583

Последствия раннего материнства и отцовства 584 Когнитивные изменения в отрочестве и юности 586 Абстрактное мышление 586 Информационный подход к когнитивному развитию в подростковом и юношеском возрасте 587 Изменения в диапазоне и содержании

мышления 589 Краткое содержание и выводы 594

Глава 13. Психосоциальное развитие в подростковом и юношеском возрасте …………………………………… 599

Задачи развития в отрочестве и юности 600 Независимость и взаимозависимость 601 Формирование идентичности 604 Подростки в семье 608 Межпоколенная коммуникация 609 Меняющаяся американская семья 612 Оставление родительского дома 613 Сверстники, друзья и социальная среда 614 Социальное сравнение 615 Тесная дружба и близкие отношения 615 Клики,компании и уединение 618 Преодоление границ сверстники и родители 619 Ценности, идеалы и альтернативы образа жизни 621 Принятие решений в социальном контексте 621 Переоценка ценностей в отрочестве и юности 622 Риск в подростковом и юношеском возрасте 623 Употребление наркотиков 624 Стресс, депрессия и совладающее поведение 631 Депрессия 631 Депрессия и другие расстройства 633 Факторы, влияющие на развитие депрессии и совладающее поведение 633 Интеграция личности 637 Краткое содержание и выводы 638

7. РАННЯЯ ВЗРОСЛОСТЬ ………………… 647

Глава 14. Физическое и когнитивное развитие в ранней взрослости …….. 648

Развитие в период взрослости 650 Возрастные часы в контексте социальных норм 650 Умение справляться с критическими жизненными ситуациями 652

Физическое развитие в ранней взрослости 653 Физическая сила и выносливость 653 Физическая форма и здоровье 655 Способность к воспроизведению потомства 660 Сексуальность в ранней взрослости 660 Преемственность и изменения в познании 666 Когнитивный рост или спад5 667

•Стадии» студенческого мышления 668 За пределами формальных операций 669 Гибкое использование взрослого интеллекта 670 Иследование периодов и задач взрослого развития 672 Задачи развития в ранней взрослости

673 «Grant study» лонгитюдное исследование развития взрослых 674 Периодизация жизни мужчины по Левинсону 676 Периодизация жизни женщины 679 Связывания когнитивного развития с развивающимся Я 682 Краткое содержание и выводы 688

Глава 15. Психосоциальное развитие в ранней взрослости……………………….. 692

Личность, семья и работа контекст развития взрослого человека 693 Личное Я идентичность, близость и генеративность 693 Человек как член семьи 695

Человек как работник 696 Установление близких отношений 698 Трехкомпонентная теория любви Стернберга 699 Образование пары и развитие отношений 700 Одинокие люди мифы и реальность 704 Родительство и развитие взрослых 705 Семейный цикл 705 Переход к родительству 706 Воспитание ребенка и изменение родительских ролей 708

Профессиональный цикл 713

Этапы профессионального пути 714

Выбор профессии и профессиональная подготовка 716 Поступление на работу и профессиональная адаптация 721

Упрочение, сохранение и изменение карьеры 723

Работа и пол 724

Женский труд в зеркале статистики 725

Различия в труде мужчин и женщин 725

Мотивы и значение труда в жизни женщин 726 Мифы и стереотипы, влияющие на отношение к работающим женщинам 727 Семьи, в которых работают оба супруга 728

Семья, работа и образ жизни 733

Меняющееся отношение к семейной жизни 733

Меняющееся отношение к работе 734

Совмещение работы и семейной жизни 735

Краткое содержание и выводы 735

8. СРЕДНЯЯ ВЗРОСЛОСТЬ………………. 743

Глава 16. Физическое и когнитивное развитие в средней взрослости……….. 744

Развитие в среднем возрасте 745 «Время расцвета» или«начало конца»5 746

Миф о кризисе середины жизни 747

Сохранение и изменение физических возможностей в среднем возрасте 749 Психофизиологические и морфо функциональные изменения 749

Менопауза и климактерий 752

Сексуальность в среднем возрасте 756

Здоровье и болезни 758

Главные болезни среднего возраста 758

Кумулятивные эффекты жизненных привычек 760

Раса, бедность и здоровье 763 Стресс и болезни 764

Сохранение и изменение когнитивных возможностей в среднем возрасте 770 Текучий и кристаллизованный интеллект 770 Опыт и мастерство 774 Когнитивные навыки и среда 775 Изменение функций интеллекта 778

Краткое содержание и выводы 779

Глава 17. Психосоциальное развитие в средней взрослости ……………………… 783

Преемственность и изменения в развитии личности 784 Задачи среднего возраста 784 Мужчины в середине жизни 789 Женщины в середине жизни 790

Семья и друзья межличностный контекст 792 Между двумя поколениями 793 Отношения со взрослыми детьми 793 Отношения со стареющими родителями 795 Воспитание внуков 800 Дружеские отношения в перспективе жизненного пути 801Меняющаяся семья 803 Развод и повторный брак 803 Семьи с детьми от предыдущего брака 808

Постоянство и перемены в профессиональной жизни 811 Переоценка профессиональной карьеры в

середине жизни 811 Перемена работы и трудовой стресс 812

Краткое содержание и выводы 816

9. ПОЗДНЯЯ ВЗРОСЛОСТЬ ……………… 825

Глава 18. Физическое и когнитивное развитие в поздней взрослости ………. 826

Старение сегодня 827 Эйджизм и стереотипы 827 Четыре десятилетия поздней взрослости 830 Физические аспекты старения 834 Морфо функциональные изменения в старости 835

Здоровье болезни и питание 840 Причины старения 844 Наследственность и факторы окружающей среды 845 Теории старения 846 Когнитивные изменения в процессе старения 848 Познавательная способность в поздней взрослости 849

Угасание интеллекта в

старческом возрасте 855

Стареющий ум и благополучная старость 860 Краткое содержание и выводы 860

Глава 19. Психосоциальное развитие в поздней взрослости ……………………… 864

Личность и старение 865 Благополучная старость 866 Стабильность и перемены в поздней взрослости 867 Задачи развития в поздней взрослости 873 Выход на пенсию смена статуса 875 Физические экономические и социальные условия 876 Решение о выходе на пенсию 878 Семейные и личные отношения 880 Период прекращения воспитательной

деятельности 881 Уход за больным супругом 882 Вдовы и вдовцы 883 Братья, сестры и друзья 885 Социальная политика и пожилые люди 886 Демография старения в Америке 886 Немощные старики в Америке 890 Образ жизни пожилых американцев возможности выбора 891 Краткое содержание и выводы 895

Глава 20. Смерть и умирание……………. 898

Мысли о смерти истрах смерти 899 Отрицание смерти 899

Озабоченность смертью и значение смерти 900 Перед лицом собственной смерти 902 Стадии приспособления к умиранию 902 Смерть как финальная стадия человеческого развития 904 Альтернативные пути умирания 905

В поисках гуманной смерти 906 Хосписы 907 Право на смерть 909 Горе и приспособление к тяжелой утрате 912 Процессгоревания 912 Утрата близкого человека в кросс культурной перспективе 914 Ритуалы и обычаи 916

Когда умирает ребенок 917 Завершение полного жизненного цикла 918

Краткое содержание и выводы 918

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………….. 924

ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ …………… 974

ПРЕДИСЛОВИЕ НАУЧНОГО РЕДАКТОРА К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ

В оригинале этот известный, выдержавший семь изданий учебник называется «Разви­тие человека». Его автор — Грэйс Крайг — вот уже тридцать лет преподает синтетическую дисциплину с тем же названием широкому кругу американских студентов, выбравших для себя одну из многочисленных профессий типа «человек — человек». Используя богатую па­литру научных «красок» — данные истории, антропологии, социологии, демографии, биоло­гии, медицины и, разумеется, возрастной психологии, она рисует поистине грандиозную картину развития человека на протяжении всей его жизни, от рождения до смерти. Поэтому каждый, кто возьмет на себя труд познакомиться с содержанием этого энциклопедического издания, наверняка обнаружит в нем что-то интересное, важное и полезное для себя, неза­висимо от своей специальности или возраста.

Де-юре, как следует из названия, учебник посвящен не психическому или какому-то иному аспекту развития человека, а именно развитию человека. Иначе говоря, вниманию читателей предлагается фундаментальный труд, посвященный систематическому изложе­нию междисциплинарной, интегрированной науки о человеческом развитии, своего рода ге­нетического человекознания. Однако, де-факто, психология в учебнике Грэйс Крайг зани­мает центральное место, несмотря на изрядный совокупный объем данных других наук о человеке, и выполняет функцию концептуальной опорной конструкции, без которой все ос­тальное содержание попросту рассыпалось бы. Поэтому мне кажется, что редакция изда­тельства «Питер» не слишком погрешила против истины, предложив назвать русское изда­ние этого учебника «Психология развития». Сравнение же учебника Грэйс Крайг с другими известными мне американскими учебниками (в частности, с учебником Арлин Сколник 1, довольно близким по концептуальному подходу, организации материала и содержанию) только укрепило меня в этом мнении. И все-таки, поскольку социологи, к примеру, вряд ли решились бы переименовать эту книгу в «Социологию развития», несмотря на значитель­ный объем используемых в ней данных своей науки, следует сказать несколько слов в защи­ту позиции редакции. Тем более, что сам факт изменения названия отражает не какую-то особую экспансию психологов, стремящихся захватить побольше чужих научных террито­рий, а всего лишь объективное положение вещей в сфере междисциплинарных связей наук о человеке.

Сама природа человека определяет междисциплинарный характер науки о его развитии на протяжении жизненного пути, заставляя психологов обращаться к данным естественных и социальных наук, а представителей этих наук — к данным психологии. Однако междис-циплинарность не сводится к простому обмену информацией между разными науками, как

1 Skolnick, А. (1986) The Psychology of Human Development. New York: Harcourt Brace Jovanovich.

10

Предисловие научного редактора к русскому изданию

это происходит, например, в случае поиска многочисленных внутренних и внешних факто­ров развития человека. Ее сущность — в синтезе данных наук о человеке с целью построе­ния единой системы знаний о нем, того синтетического человекознания, контуры которо­го были намечены в России академиком Б. Г. Ананьевым. Опять же, в силу природы челове­ка, психология занимает в комплексе наук о человеке центральное место, что отмечалось многими видными философами и психологами. Дело в том, что объект (точнее сказать, субъект) развития — Человек разумный — наделен сознанием. И потому, в отличие от всех других живых существ, человек не просто реализует свой жизненный цикл, не просто жи­вет, но проживает (или переживает) свою жизнь. Истолкование или, как еще говорят, кон­струирование жизненных событий человеком, а не сами по себе события — вот что делает каждую человеческую жизнь неповторимой и определяет бесконечное множество траекто­рий жизненного пути. На данный момент ни одна из наук о человеке не располагает таким корпусом конкретных знаний о субъективном опыте человека, какой накопила психология. Поэтому, по крайней мере в наше время, она становится естественным системообразующим фактором будущей междисциплинарной науки о человеке. И все же, как мне представляет­ся, не следует спешить придумывать новое название для психологии развития на том лишь основании, что она активно впитывает в себя идеи и факты других наук, позволяя создавать более или менее масштабные полотна человеческого развития. Ибо сколько ни добавляй в психологию фактов и понятий других наук, она все равно останется психологией. Возмож­но, в следующем веке нас ожидают новые открытия в биологии человека, которые помогут нам лучше понять природу субъективности. И тогда биология станет еще одним — компле­ментарным — концентром синтетического человекознания, новой и более объективной на­уки о человеке и его развитии. А пока, во имя принципа объективности, лучше оставаться в привычном «правовом поле» психологии развития, тем более что подход Грэйс Крайг созву­чен идеям ленинградской школы психологии человека, созданной Б. Г. Ананьевым. Вот по­чему в русском издании редакция посчитала возможным назвать этот учебник «Психология развития».

Поделитесь с Вашими друзьями:

www.dogmon.org

Крайг Г., Бокум Д. Психология развития

Одно из наиболее полных современных учебных пособий по психологии развития. Несомненное достоинство — внимательное рассмотрение всех этапов человеческой жизни: период подготовки к родительству, собственно пренатальный период, старение, умирание и смерть.
Важнейшая особенность данного учебника — целостный подход к описанию и анализу процесса развития человека. Авторы рассматривают развитие как взаимовлияние многих факторов: биологических, социокультурных, собственно психологических, что позволяет реализовать комплексный подход к анализу развития человека на каждой из его стадий и выявить основные закономерности становления человека как индивида, личности и субъекта деятельности. На каждой из стадий описываются особенности физического, когнитивного, эмоционального, психосоциального развития — как процесса, характеризующегося высокой индивидуальной вариативностью.
По широте охвата проблем, глубине анализа и систематизации издание является на настоящий период самым полным и может быть полезно не только студентам, обучающимся психологии, но и практикующим психологам, и научным сотрудникам.
9-е издание.

Предисловие к русскому изданию
Предисловие
Часть I. Начало
Глава 1. Перспективы и методы исследования
Предварительный обзор
Ключевые проблемы изучения развития человека
Историческое и современное видение развития человека
Изучение развития человека: описательные подходы
Изучение развития человека: экспериментальные подходы
Этика научного исследования
Краткое содержание главы
Глава 2. Подходы к пониманию развития человека
Предварительный обзор
Дополнительные вопросы о развитии
Психодинамические подходы
Бихевиоризм и теории научения
Когнитивные подходы
Биологические подходы
Системные подходы
Теории в ретроспективе
Краткое содержание главы
Глава 3. Наследственность и среда
Предварительный обзор
Молекулярная генетика
Гены, хромосомы и деление клеток
Генетические и хромосомные нарушения
Новые направления генетических исследований и методов лечения
Генетика поведения
Влияния среды и различных контекстов
Процессы, происходящие в рамках микросистемы
Процессы, выходящие за рамки микросистемы
Краткое содержание главы
Глава 4. Пренатальное развитие и рождение ребенка
Предварительный обзор
Пренатальный рост и развитие
Влияние среды на пренатальное развитие
Роды
Недоношенные младенцы и младенцы, относящиеся к группе риска
Развивающаяся семья
Краткое содержание главы
Часть II. Детство
Глава 5. Первые два года жизни: физическое, когнитивное и речевое развитие
Предварительный обзор
Новорожденные
Физическое и моторное развитие
Сенсорное и перцептивное развитие
Когнитивное развитие
Развитие речи
Краткое содержание главы
Глава 6. Младенцы и тоддлеры: личность и социокультурное развитие
Предварительный обзор
Социальное и эмоциональное развитие в младенчестве
Паттерны ранних отношений
Отцы, братья, сестры и семейная система
Развитие личности на втором году жизни
Занятость родителей
Краткое содержание главы
Глава 7. Раннее детство: физическое, когнитивное и речевое развитие
Предварительный обзор
Физическое развитие
Развитие двигательных навыков
Когнитивное развитие
Память и когнитивное развитие
Развитие речи и культура
Игра и научение
Краткое содержание главы
Глава 8. Психосоциальное развитие в раннем детстве
Предварительный обзор
Проблемы развития и техники совладания
Агрессия и просоциальное поведение
Сверстники, игра и развитие социальных навыков
Понимание себя и других
Семейная динамика
Краткое содержание главы
Глава 9. Физическое и когнитивное развитие в среднем детстве
Предварительный обзор
Физическое и моторное развитие
Когнитивное развитие
Оценка интеллекта и достижений
Научение и мышление в процессе школьного обучения
Нарушения и расстройства развития
Краткое содержание главы
Глава 10. Психосоциальное развитие в среднем детстве
Предварительный обзор
Развитие личности в расширяющемся социальном мире
Социальное знание и моральное сознание
Продолжающееся влияние семьи
Отношения со сверстниками и социальная компетентность
Краткое содержание главы
Часть III. Подростковый возраст
Глава 11. Физическое и когнитивное развитие в подростковом возрасте
Предварительный обзор
Подростковый период в наше время
Физическое развитие и адаптация
Сексуальные установки и поведение
Когнитивные изменения в подростковом возрасте
Краткое содержание главы
Глава 12. Личность и социокультурное развитие в подростковом возрасте
Предварительный обзор
Задачи развития подросткового возраста
Семейная динамика
Взаимоотношения в подростковый период
Трудности подросткового возраста
Стресс, депрессия и совладание с ними в подростковом возрасте
Краткое содержание главы
Часть IV. Взрослость
Глава 13. Ранняя взрослость: физическое и когнитивное развитие
Предварительный обзор
Перспективы развития в периоде взрослости
Общее физическое развитие
Секс и сексуальность
Когнитивная непрерывность и изменчивость
Периодизация и задачи развития у взрослых
Краткое содержание главы
Глава 14. Психосоциальное развитие в ранней взрослости
Предварительный обзор
Длительность и изменчивость
Личность, семья и работа
Установление близких отношений
Родительство и развитие взрослых
Профессиональный цикл
Работа и пол
Краткое содержание главы
Глава 15. Физическое и когнитивное развитие в средней взрослости
Предварительный обзор
Развитие в среднем возрасте
Физическая стабильность и изменчивость
Здоровье и болезни
Сохранение и изменение когнитивных возможностей в среднем возрасте
Краткое содержание главы
Глава 16. Психосоциальное развитие в средней взрослости
Предварительный обзор
Стабильность и изменчивость личностного развития
Семья и друзья: межличностные контексты
Изменение семьи
Стабильность и изменчивость профессиональной жизни
Краткое содержание главы
Глава 17. Поздняя зрелость: физическое и когнитивное развитие
Предварительный обзор главы
Старение сегодня
Физические аспекты старения
Причины старения
Когнитивные изменения в пожилом возрасте
Краткое содержание главы
Глава 18. Поздняя зрелость: личностное и социокультурное развитие
Предварительный обзор главы
Личность и старение
Выход на пенсию: значимое изменение статуса
Семейные и личные связи
Социальная политика Соединенных Штатов и
пожилое население
Краткое содержание главы
Глава 19. Смерть и умирание
Предварительный обзор главы
Страх смерти
Встреча с собственной смертью
В поисках гуманной смерти
Горе утраты и скорбь
Завершая жизненный цикл
Краткое содержание главы
Глоссарий
Список литературы
Алфавитный указатель

nikbook.ru

Крайг Г. — Психология развития (2000)

Качество: Изначально компьютерное
Формат: DOC (Microsoft Office Word)Качество: Изначально компьютерное
Формат: DOC (Microsoft Office Word)

Крайг Грэйс
ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ

7-е международное издание Серия «Мастера психологии»
Перевод с английского Н. Мальгиной, Н. Миронова, С. Рысева, Е. Турутиной под общей научной редакцией проф. А. А. Алексеева
Главный редактор В. Усманов Заведующий психологической редакцией А. Зайцев Ведущий редактор А.Рапопорт Литературные редакторы А. Евстратова, К. Виткова Художник обложки В. Королева Подготовка иллюстраций Н. Резников Корректоры М. Рошаль, И. Старостина, Н. Солнцева Дизайн и верстка А. Рапопорт
Крайг Г.
К78 Психология развития. — СПб.: Питер, 2000. — 992 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии») ISBN 5-314-00128-4
Предлагаемая книга выдержала в Америке 7 изданий. На сегодня это один из лучших и извест¬нейших учебников по психологии развития. Издание ее на русском языке призвано восполнить те про¬белы, которые существуют в отечественной психологической литературе по этой проблематике. Книга разбита на 10 частей, в которых подробно освещаются следующие темы: общие проблемы психологии развития; методы исследования, использующиеся в психологии развития; психология ребенка до и пос¬ле рождения, в первые два года жизни, когда ему от 2 до 6 лет; психологические закономерности в развитии человека в детстве, отрочестве, юношестве, взрослом состоянии и старости; рассматривают¬ся вопросы психологии смерти и умирания. Тщательная продуманность композиционной структуры, энциклопедический охват и четкость изложения материала, богатство и выразительность иллюстраций делают эту книгу чрезвычайно полезным и удобным инструментом освоения современной психологии развития во всем богатстве ее экспериментальных данных и разнообразии теоретических подходов. Книга рассчитана на психологов, педагогов, социологов, социальных работников.

СОДЕРЖАНИЕ 2
Глава 1 Развитие человека: перспективы, процессы и методы исследования 13
ИСТОРИЧЕСКАЯ И КУЛЬТУРНАЯ ПЕРСПЕКТИВЫ 26
ОБЪЕКТИВНОЕ СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 36
ЭТИКА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 56
Глава 2 Теории развития человека: введение 62
КОГНИТИВНЫЕ ТЕОРИИ 78
ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ 90
Глава 3 Наследственность и среда 119

Скачать полную версию работы

http://vip-file.com/download/cd3358795777/…-Kraig.rar.html

скачать можно и здесь knigi-psichologia/knigi-psichologia-Kraig.rar

studentik.net

Крайг Г., Бокум Д. «Психология развития».

Подробности
Категория: Каталог статей
Дата публикации
Просмотров: 1573

Если говорить шире, в контексте с вопросом о наследственности и среде, как взаимодействуют «природа» и «воспитание», какова их сравнительная роль?

Подумайте о том, как вы воспринимаете людей в целом, анализируя ваши мысли о том, кого вы знаете, о тех, о ком вы читали или слышали. Как они стали тем, кем они являются? Действительно ли для альтруистичных, гуманных, хороших людей нашего мира такое поведение естественно или оно является простой «маскировкой» для совершения эгоистичных поступков? Являются ли те, кого общество заклеймило «дурными людьми» — растлители малолетних детей, насильники, серийные убийцы, — по своей сути хорошими людьми, подвергнувшимися серьезным искажениям под влиянием этого общества? Или же то, какими стали люди, зависело только от их воспитания и жизненного опыта потому, что они пришли в этот мир, не будучи ни плохими, ни хорошими?

Английский философ Джон Локк (1632-1704) доказывал, что каждый человек при рождении — это чистая доска, tabula rasa. Его точка зрения логично проистекала из позиции эмпиризма, согласно которой все, что мы знаем, и все, что мы представляем собой, является результатом нашего опыта, получаемого через органы чувств. Поэтому ничто не может быть «встроенным», кроме основных биологических процессов, позволяющих нам развиваться и функционировать. В XX веке взгляды Локка конкретизировал Дж. Б. Уотсон. Строгий бихевиорист, Уотсон постоянно утверждал, что он может взять любого нормального ребенка и, при условии полного контроля над окружающей средой, превратить его в любого человека по своему желанию — умелого или неумелого, хорошего или плохого. Если смотреть с этой позиции, общество полностью ответственно за то, кем и чем мы становимся. В соответствии с положением о том, что мы являемся пассивными субъектами и нас формирует окружающая нас среда, мы даже не можем ничего сказать по этому вопросу.

Между тем другой английский эмпирик, Томас Гоббс (1588-1679), предположил, что людям от рождения присущ эгоизм, и, следовательно, они нуждаются в формирующем влиянии окружения и в непрерывном контроле для того, чтобы стать способными к сотрудничеству членами общества. Похожее положение лежит в основе психоаналитической теории Фрейда. В обеих системах заложена идея о том, что люди обладают эгоистичными мотивами к выживанию, сексу и агрессии и что в поведении человека нет ничего позитивного или альтруистичного. Эти воззрения, кроме того, в высшей степени согласуются с христианской доктриной о первородном грехе, утверждающей, что человек имеет врожденные склонности служить лишь себе, а для этого готов переступать через других людей. Таким образом, наша повседневная деятельность требует, чтобы мы постоянно удерживали под контролем наши эгоистичные внутренние мотивы и желания.

Других взглядов придерживался французский философ Жан-Жак Руссо (1712-1778), считавший, что люди рождаются хорошими, но часто оказываются испорченными «пороками» общества. В похожем русле двигались психологи XX века Абрахам Маслоу и Карл Роджерс, говорившие, что наша внутренняя сущность — добро, мотивы человека позитивны по отношению к себе и к другим. Мы активно стремимся к личностному росту и к самореализации, а также нас волнуют любовь, принадлежность к окружающим нас людям, их благополучие.

Какая из этих трех основных гипотез о сути людей истинна? На данный момент не существует четкого ответа. Забота о других в форме эмпатии (сопереживания), очевидно, присутствует у 2-летних детей, а ставшее классическим исследование Мартина Хоффмана и его коллег предоставило данные того, что даже дети двух дней от роду чувствуют страдания окружающих и волнуются из-за них. Это серьезное свидетельство в пользу того, что эмпатия является врожденным качеством, хотя очевидно, что младенцы в первые месяцы жизни, кроме того, чрезвычайно ориентированы на получение удовольствия и прежде всего — на избежание боли. Ясно также, что дети должны усвоить специфические моральные нормы и ценности своей культуры. Вопросы о том, как взаимодействие наших врожденных предпосылок с влияниями семьи, культуры и общества определяет наше становление хорошими или не столь хорошими членами общества и о том, рождаемся ли мы хорошими, дурными или нейтральными по своей сути, остаются спорными.

Скиннер повернул стрелки часов вспять… На всем протяжении его почти шестидесятилетней и в высшей степени выдающейся научной карьеры он непреклонно отказывался использовать такие термины, как научение, мотивация, и какие-либо другие, обозначающие что-либо невидимое в объясняемом поведении. Он обосновывал это тем, что такие термины заставляют нас полагать, что мы понимаем что-то, чего на самом деле не понимаем. Его собственные слова звучали так:

«Когда мы говорим, что человек ест, потому что он голоден… много курит, потому что он заядлый курильщик… или хорошо играет на пианино, потому что обладает музыкальными способностями, мы вроде бы имеем в виду причины поведения. Но подвергнутые анализу, эти фразы оказываются просто неправомерными (излишними) описаниями. Некий простой набор фактов описывается двумя утверждениями: «он ест» и «он голоден». Или, например: «он много курит» и «он заядлый курильщик». Или: «он хорошо играет на пианино» и «он обладает музыкальными способностями». Практика объяснения одного утверждения в терминах другого опасна, потому что она предполагает, будто мы нашли причину, а поэтому не нуждаемся в дальнейшем поиске»

Другими словами, такие утверждения образуют замкнутый круг. Как мы узнаем, что человек голоден? Потому что он ест. Почему он ест? Потому что он голоден. Однако многие исследователи указывали, что существуют пути выхода из этой ловушки, способы сохранить в научном обращении термины, описывающие внутренние, невидимые состояния или процессы. Мы уже отмечали один из них: использование представителями теории научения операциональных определений таких состояний, как голод. Тем не менее продолжаются дебаты относительно допустимой степени употребления подобных терминов.

Согласно Пиаже, ребенок является «активным ученым», который взаимодействует с физической средой и вырабатывает все более сложные мыслительные стратегии. Нередко кажется, что этот активный, создающий свой мир ребенок работает в одиночку над формированием понятий и разрешением задач. Однако специалисты по развитию начинают все чаще подчеркивать социальную природу ребенка, который играет и говорит с другими людьми, узнавая в этих контактах столько же или даже больше, чем в своих уединенных размышлениях о вещах.

В реальной жизни дети постоянно получают опыт, находясь в компании взрослых, старших детей, переводящих на их язык этот опыт, помогающих им извлечь из него смысл. Таким образом, когнитивное развитие детей часто является «ученичеством», в ходе которого более опытные и знающие товарищи руководят приобретением ими понимания и навыков.

Советский психолог Лев Выготский (1896-1934) был первым, кто подчеркнул важность социального контекста, в котором происходит большая часть когнитивного (познавательного) развития детей, а также значение исторического развития знания и понимания, являющихся совокупным достоянием всего общества. Он выдвинул основной вопрос: как мы коллективно извлекаем смысл из окружающего нас мира? В попытке ответа на него в контексте индивидуального развития Выготский привлек на помощь социологию, антропологию и историю. Его заключение было следующим: мы понимаем наш мир, усваивая значения, разделяемые окружающими нас людьми.

 Вывод: …………………………………………..            сделайте сами.

psihologn.org

* крайг г. психология развития

* Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000.

«Чувственное сближение» между супругами в пожилом воз­расте может быть очень сильным. Езеф Зеленка делится своими наблюдениями:

«Она стояла перед зеркалом, маленькая, сильная, некра­сивая. Новое пальто спускалось ей до лодыжек, из рукавов торча­ли только кончики пальцев. Она выглядела неуверенной и очень ранимой.

«Тебе идет, — повторил уже несколько раз старичок, обходя ее кругом. Он осторожно поправил складку, снял невидимую пу­шинку с плеча. Немного его подшить, — советовал он, — и будет очень хорошо…»

Зеркало привлекло высокую интересную блондинку. Она прикидывала на себя костюмы различных цветов, крутилась и наклонялась в разные стороны из за спин тех двоих.

«Ох», — прошипела сквозь зубы продавщица, нетерпеливо поднимая глаза к потолку, пока эти двое еще стояли у зеркала.

«Я так не могу, я такая маленькая», — произнесла винова­то старушка и повернула раскрасневшееся личико к продавщи­це, потом посмотрела на мужа. Она хотела быть в его глазах не­много получше. Старичок отдал завернуть старое пальто.

«Холодно», — заметил он, расплачиваясь.

Я совершенно забыл, зачем пришел в магазин. Пошел за ними, влекомый какой-то неясной силой. Старичок, держа жену за кончики пальцев, высовывавшиеся из длинного рукава, вел ее по улице. Я шел за ними довольно долго, незаметно, но упорно, не говоря ни слова»*.

* Цит. по: Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармо­ний. М., 1991. С. 235.

Семья может предоставлять пенсионерам прямую и кос­венную экономическую поддержку, оказывать различного рода социально-бытовые услуги, обеспечивать необходимый уровень потребления и комфорта, условия для досуга и отдыха. Этим, однако, не ограничиваются функции семьи по отношению к пожилым людям. В семье пенсионеры сохраняют возможность целенаправленных, содержательных и полезных занятий, интен­сивного и, что особенно важно, интимного межличностного общения. Участвуя в принятии семейных решений, они поддер­живают свой престиж, а обсуждая с более молодыми членами семьи их внесемейную деятельность, находят применение свое­му опыту, в том числе и профессиональному. В семье пенсионер в дополнение к собственным использует и ее социальные кон­такты, что позволяет вести ему более активный образ жизни. При­надлежность человека, ушедшего на пенсию, к семье может слу­жить лучшим средством от «пенсионной болезни». Таким обра­зом, значение семьи как ближайшего социального окружения, непосредственной микросреды не только полностью сохраняет­ся, но и резко усиливается с оставлением работы*.

* Шапиро В. Д. Человек на пенсии: социальные проблемы и образ жиз­ни. М., 1980.

Успешность адаптации к жизни на пенсии во многом оп­ределяется и предрасположенностью, готовностью самого че­ловека к осуществлению прежних и новых семейных ролей, а также тем, насколько семья удовлетворяет основные социальные и психологические потребности человека. Особое значение для пожилых людей имеет любовь, уважение и заботливое отноше­ние детей и внуков, признание детьми родительского автори­тета, высокая оценка сделанного для них отцом или матерью. Установка на помощь детям зависит от конкретных обстоя­тельств: положительная установка на помощь детям, не огово­ренная никакими условиями, свойственна только половине пожилых людей. Поэтому реальная внутрисемейная ситуация, с которой пенсионеры сталкиваются после оставления работы, не всеми из них воспринимается как благоприятная. Отсюда несоответствие между фактическими семейными функциями пожилых людей и их предрасположенностью к такого рода дея­тельности. Это может стать причиной их неудовлетворенности своим новым положением в семье и источником напряженных отношений с детьми.

Ценностные ориентации свидетельствуют не только о го­товности пожилых людей что-то делать для семьи, поступаться своими интересами для блага детей, но и о желании получать от них моральную поддержку или по крайней мере простую человеческую благодарность. Одинокие пожилые люди сталки­ваются с рядом социальных, экономических и психологичес­ких проблем, которые они далеко не всегда могут разрешить. Радость постоянного общения с детьми нередко заставляет идти на известный компромисс, ограничивая удовлетворение дру­гих потребностей и беря на себя дополнительные обязанности по дому. А ведь часто, снимая с детей нагрузку по дому, пожи­лые люди жертвуют своим здоровьем, отдыхом, общением и другими важными для них ценностями. Вместе с тем некоторые пожилые люди сталкиваются с непониманием со стороны млад­ших родственников, считающих, что семья должна составлять чуть ли не единственный объект интересов пожилого человека, и воспринимающих его вклад как нечто само собой разумею­щееся.

Хотя многие пожилые стремятся к автономии от детей (со­циальной, экономической, территориальной), для большинства из них семья по-прежнему является центром их интересов, мес­том удовлетворения многих человеческих потребностей, важней­шей сферой деятельности. Отношение семьи к пожилому чело­веку во многом служит показателем ее сплоченности и стабиль­ности. Благоприятная семейная среда может обеспечить актив­ный, разносторонний и полноценный образ жизни пожилого человека, способствовать его долголетию.

В целом семья остается уникальным, ничем не заменимым источником поддержки и помощи пожилым и старым людям. Она разделяет с обществом ответственность за их социальное функционирование, материальное благополучие, физическое и моральное здоровье.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

  1. Дайте характеристику каждой стадии жизненного цикла семьи.

  2. Прицедите примеры разных периодизаций развития се­мейной жизни.

  3. Попробуйте определить специфику каждой стадии жиз­ненного цикла развития российской семьи.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Алешина Ю. Е. Цикл разтггия семьи: исследования и проблемы. //Вестник МГУ, сер. 14, психология. 1987. № 2. С. 60—72.

Алешина Ю. Е., Борисов И. Ю. Полоролевая дифференциация как комплексный показатель отношений супругов. // Ве­стник МГУ, сер. 14, психология. 1989. №2. С. 44—53.

Алешина Ю. Е., Волович Л. С. Проблемы усвоения ролей муж­чины и женщины. // Вопросы психологии. 1991. №4. С. 74-82.

Альперович В. Социальная геронтология. Пожилым и молодым о старости и старении. Ростов-на-Дону, 1997.

Антонюк Е. В. Становление ролевой структуры молодой семьи и ее восприятие супругами. // Вестник МГУ, сер. 14, пси­хология. 1989. №4. С. 25-34.

Антонов А., Медков Д. Социология семьи. М., 1996.

Бодалев А. А. Личность и общение. Избранные психологические труды. М., 1995.

Бодалев А. А., Столиц В. В. О задачах в области научного психо­логического обеспечения службы семьи. // Семья и фор­мирование личности. Под ред. А. А. Бодалева. М., 1981.

Витек К. Проблемы супружеского благополучия. М., 1988.

Владин В., Капустин Д. Гармония семейных отношений. Минск, 1988.

Гребенников И. В. Основы семейной жизни. М., 1991.

Голод С. И. Моногамная семья: кризис или эволюция? (Социо­логический анализ)// Социально-политический журнал. 1995. №6. С. 74-87.

Голод С. И. Стабильность семьи. Социологический и демогра­фический аспекты. Л., 19.S4.

Гурко Т. А. Влияние добрачного поведения на стабильность мо­лодой семьи. // Социологические исследования. 1993. С. 58-74.

Захаров А. И. Психологические особенности диагностики опти­мизации взаимоотношений в конфликтной семье. // Воп­росы психологии. 1981. №3. С. 58—68.

Ильин Е. П. Сущность и структура мотива. // Психологический журнал. 1995. Т. 16. №2. С. 27-42.

Калмыкова Е. С. Психологические проблемы первых лет суп­ружеской жизни. // Вопросы психологии. 1983. №3. С. 83-89.

Кемпер И. Легко ли не стареть? М., 1996.

Книга о здоровье: Сборник / Сост.: 10. В. Махотин, О. В. Карева, Т. Н.Лосева. Под ред. Ю. П. Лисицына. М., 1988.

Ковалев С. В. Психология современной семьи. М.,1988.

Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000.

Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. М., 1991.

Меньшутин В. В. Помощь молодой семье. М., 1987.

Навайтис Г. А. Семья и психолог. Калининград, 1996.

Обозов Н. П. Психология межличностных отношений. Киев, 1990.

Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1996.

Орлокк К. Нет — старению. М., 1998.

Психология зрелости и старения. Ежеквартальный научно-прак­тический журнал. М., 1998. Зима (4).

Сатир В. Как строить себя и свою семью. М.,1992.

Современная семья. М., 1982.

Стрелков Ю. К. Психология жизненных кризисов и значимых событий. //Психологический журнал. 1993. Т. 14. №5. С. 141-142.

Сысенко В. А. Супружеские конфликты. М., 1993.

Сысенко В. А. Устойчивость брака: проблемы, факторы, условия. М., 1981.

Филюкова Л. Ф. Современная молодая семья. М., 1993.

Хейли Дж. Необычайная психотерапия (психотерапевтические техники Милтона Эриксона). Нью-Йорк—Лондон, 1986.

Хрестоматия по возрастной психологии. Сост. Л. М. Семенюк. Под ред. Д. И. Фельдштейна. М., 1996.

Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). СПб., 1997.

Шапиро А. З. Психолого-гуманистические проблемы позитивно­сти-негативности внутрисемейных отношений. // Вопросы психологии. 1994. №4. С. 45—46.

Шапиро В. Д. Социальная активность пожилых людей в СССР. М.. 1983.

Шапиро В. Д. Человек на пенсии: социальные проблемы и образ жизни. М., 1980.

Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия се­мьи. СПб., 1999.

Эриксон Э. Детство и общество. М., 1992.

Юнг К. Г. Брак как психологическое отношение. // Конфликты детской души. М., 1995.

ПСИХОЛОГИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Аттракция. Механизмы возникновения симпатии. Феномен любви и со типы. Русский Эрос (концептуальный обзор). Источники и стили любви. Условия сохранения эмоциональных отношений. Причины от­рицательного отношения к себе и семейной жизни.

Аттракция

Наиболее подробно прояснение закономерностей возник­новения, развития, стабилизации и распада эмоциональных от­ношений выполнено Л. Я. Гозманом в его работе «Психология эмоциональных отношений». Анализ эмоциональных отношений играет важную роль в понимании процессов формирования брач­ной пары, динамики развития супружества и внутрисемейной ситуации в целом, в установлении гармоничных детско-родительских отношений и стилей воспитания.

Л. Я. Гозман указывает на многоаспектность эмоциональ­ных отношений (аттракции). В современной психологической науке аттракция понимается как:

□ притяжение в физическом смысле, стимулирующее не­которую тенденцию к объединению;

□ особенность объекта, который способствует вовлечению человека в совместную с этим объектом активность, что выражает характеристику взаимодействия между этим человеком и объектом;

□ эмоция, имеющая своим предметом другого человека, установка на другого человека;

□ эмоциональный компонент межличностного общения. Аттракция зависит от различных причин, среди которых Л. Я. Гозман указывает степень сходства между партнерами, осо­бенности взаимодействия между ними, ситуацией, в которой происходит общение, стюйстна самого субъекта аттракции, куль­турный контекст и временную детерминанту развития отноше­ний.

Основными координатами мсждичиостных отношений яв­ляются статусно-ролевые различия, валентность (направлен­ность) характера отношений, свободный или вынужденный спо­соб создания семейной пары.

Л. Я. Гозман подчеркивает, что аттракция связана с альтру­измом, с желанием высоко оценивать друг друга. Фундаменталь­ное свойство аттракции проявляется во внутрисемейном обще­нии, в возможности при ее наличии открыто выражать свои чув­ства, в том числе несогласие, не опасаясь разрушить внутрисемейную ситуацию. Чем выше аттракция, тем больше потребность в общении у партнеров, тем чаше они общаются друг с другом. В счастливых браках, по мнению Гозмана, выше вербальный ком­понент любви, т. е. члены семьи охотнее и чаще говорят о своей любви.

Механизмы возникновения симпатии

В своем исследовании Л. Я. Гозман выделяет этапы развития эмоциональных отношений и их детерминанты. Приведем их ха­рактеристику.

Первый этап эмоциональных отношений по Гозману свя­зан с возникновением и развитием симпатии. Вначале выступа­ют как значимые такие свойства объекта: внешние данные, со­циально-демографические характеристики, поведенческие пат­терны. Оценка внешности определяется степенью соответствия ее одному из существующих стандартов, одинаковых для людей, принадлежащих к одной или близким субкультурам. Это объяс­няется тем, что красота является безусловным стимулом. Единственный общий физический признак красоты для всех культур по Гозману — мускулатура и рост у мужчин. Кроме того, краси­вые чаще общаются, однако это свойство справедливо для кра­сивых мужчин, но не для красивых женщин. Выгода общения с красивым кроется в том, что при этом как бы повышается соб­ственная красота. В виде распространенного типа проявляется приписывание красивым хороших личностных свойств, а некрасивым — плохих. Однако красивой женщине чаще приписыва­ют положительные качества, мужчинам — реже. (Это же в сказ­ках: Василиса-Краса, образа Ивана-Красавца в сказочных сю­жетах нет). Вместе с тем женщины больше ориентируются при выборе спутника жизни на красивую внешность, чем мужчины. Но не все так просто. Дело в том, что уверенные в себе люди выбирают наиболее красивого, при отсутствии такой увереннос­ти — ориентируются на средний или даже низкий уровень фи­зической привлекательности.

Далее в процессе развития отношений и общения по мере узнавания значимыми становятся социально-психологические характеристики человека. Большое влияние на аттракцию ока­зывают достоинства человека. Л. Я Гозман указывает на то, что слишком высокий уровень положительных качеств снижает атт­ракцию, такой человек воспринимается как недоступный и не­досягаемый. Его постоянная «правильность» угнетает. Повышает аттракцию улыбка, приветливые манеры.

Установлена очень большая заиисимость аттракции от са­мораскрытия, доверия партнеров друг к другу. Кроме этого вли­яет на характер эмоциональных отношений удачливость другого человека. Сильно сказывается на аттракции сходство установок.

На последующих этапах важное значение для развития атт­ракции начинают играть личностные свойства. Вопрос дискути­руется по поводу того, являются ли более привлекательными сходные качества или противоположные. К настоящему времени преобладающей точкой зрения выступает взаимодополнитель­ность личностных свойств.

Л. Я. Гозман выделяет пространственную близость, частоту контактов, соответствующую ожиданиям длительность и интен­сивность взаимодействия, сотрудничество (но не переходящее в соперничество), положительные подкрепления в качестве факто­ров, способствующих возникновению и укреплению симпатии.

Вектор аттракции направлен от симпатии к любви. Ощуще­ния, сопровождающие любовь, более сильные, нежели при сим­патии: эйфория, депрессия, склонность к фантазиям, наруше­ния сна, общее возбуждение, трудности в концентрации внима­ния.

К сожалению, часто «любовь» и «влюбленность» обсужда­ются как синонимы, об их глубокой разнице молчит психология, и лишь внешними касаниями говорит искусство. Пожалуй, в мировой литературе есть только один эпизод, в котором по-настоящему уловлена разница, хотя и тут она не осознана как разница влюбленности и любви. Это сцена из «Войны и мира», когда Андрей Болконский признается в любви Наташе Росто­вой, получает ответное «да» — и в душе его вдруг разыгрывается мгновенный и загадочный переворот: влюбленность вдруг дела­ется любовью. «Князь Андрей держал ее руку, смотрел ей в глаза и не находил в своей душе прежней любви к ней. В душе его вдруг повернулось что-то: не было прежней поэтической и таин­ственной прелести желания… был страх перед ее преданностью и доверчивостью, тяжелое и вместе радостное сознание долга, навеки связавшего его с нею».

Об этом же — любви, но намного проще и доступнее, а потому, вероятно, менее заметно, говорят и детские стишки:

«Уронили Мишку на пол,

Оторвали Мишке лапу.

Все равно его не брошу,

Потому что он хороший».

Феномен любви и ее типы

Понятие «любовь» — одно из немногих слов, выражающих почти абсолютную абстракцию (наряду с «истиной», «богом» и др.). То, что в понятие «любовь» люди вкладывают разное значе­ние, не вызывает сомнений. Однако «индивидуальная» любовь имеет право на существование, как право на жизнь имеют и различные психофизические субстанции под названием «чело­век». Вряд ли найдется человек в летах, утверждающий, что ни­когда не любил и даже не влюблялся. Любить хотят многие, а чтобы любили их самих — все. В продолжение всей жизни сред­нестатистический человек имеет несколько вех, разграничиваю­щих себя самое на «до» и «после встречи» с этим человеком, с любовью, с судьбой, с жизнью и смертью. Любовь, что бы за ней не скрывалось, является значимым событием, состоянием, про­цессом для включенных в ее поле людей. По описаниям очевид­цев и участников, заинтересованных и отвергающих, любовь для человека несет невозможную в другом месте и времени возмож­ность как бесконечного блаженства и счастья, так и не иссыха­ющей тоски, неумолимой боли и неутомимой муки. Человек стре­мится к любви и бежит от нее одновременно. В реальной жизни любовь является лакмусовой бумажкой сущностных качеств че­ловека. Несомненно, каждый человек как рождается, так и уми­рает по-своему. Физические рождение и смерть есть «начало» и «конец», важнейшие в нашей жизни. Грубо обобщая, можно ска­зать, что жизнь есть преломление пространственно-временных «начал» и «концов» в своем динамическом взаимопроникнове­нии и, наконец, преобразованных из энергетически дивергент­ных (противоположных, расходящихся) в единство животворя­щих и смертонесущих единиц мироустройства. Само же течение жизни в отдельные моменты отражает свою дуальную, противо­речивую сущность. Череда мелких выборов, являющихся также энергетически заряженными полюсами «начала» и «конца», сме­няются выборами важными, которые больше напоминают уже борьбу «жизни» и «смерти». Одним из таких ключевых самовыра­жений жизни является и «любовь». Какой человек, таковы его выборы, его большие и малые «начала» и «концы». Так, по-ви­димому, любовь открывает человеку его сущность, которая от­личает его от других. Каждый человек любит по-своему, и, воз­можно, именно способность к любви делает человека человеком и человеком, отличным от других людей. Пьер де Шарден в ра­боте «Феномен человека» спрашивает: «В какой еще момент лю­бящие друг друга настолько полно овладевают собой, если не тогда, когда они потерялись друг в друге?» Любовью человек открывается и закрывается, побеждает и терпит поражение от жизни, возносится и падает, становится свободным и рабом (ос­вобождается и порабощается), оживляет и убивает.

Психология издавна интересовалась «любовью», не сосчи­тать страниц, посвященных любви, но от этого она не перестала быть загадкой. Любовь одна, но подделок под нее — тысячи. Лю­бовь остается откровением для каждого человека сегодня, как и тысячелетия назад. Еще в древнеиндийском трактате «Ветка пер­сика» так описывалось возникновение любви:

«Три источника имеет влечение человека: душу, разум и тело. Влечения душ порождают дружбу. Влечения ума порождают уважение. Влечения тела порождают желание. Соединение трех влечений порождает любовь».

В этих метафорических словах, при всем их наивном схе­матизме, просвечивает облик почти идеальной любви, полнос­тью захватывающей человека. Такая всепоглощающая любовь встречается, видимо, нечасто: в мире царят другие, более про­стые виды любви.

В древнегреческом языке использовались следующие тер­мины для определения разнообразных проявлений и форм люб­ви: эрос — стихийная, страстная, иррациональная любовь-одер­жимость, стремящаяся к полному физическому обладанию; филиа — любовь-дружба, обусловленная социальными связями и личным выбором, рассудочная и поддающаяся контролю созна­ния; сторге — спокойная, надежная любовь-нежность, особен­но семейная. И, наконец, агапе — любовь бескорыстная, жерт­венная, она связана с полной самоотдачей, растворением лю­бящего в заботе о любимом.

Об универсальности, архстипичности темы любви говорят мифы и сказки различных времен и народов. Не потому ли, что любовь — самая сильная потребность души человека. Именно об этом говорит миф об Амуре и Психее, рассказанный Апулеем*.

* Цит. по: Флоренская Т. А. Диалог в практической психологии. М., 1991.

«У одного царя было три дочери. Младшая была красивее всех, ее звали Психея. Слава о ее красоте пролетела по всей земле, и многие приезжали только затем, чтобы полюбоваться ею, но Психея страдала оттого, что ею только любуются: она хотела люб­ви. Отец Психеи по обычаю того времени обратился к оракулу за советом, и оракул ответил, что Психея, одетая в погребальные одежды, должна быть отведена в уединенное место для брака с чудовищем. Несчастный отец выполнил волю оракула. Оставшись одна, Психея почувствовала порыв ветра, который перенес ее в чудесный дворец, где она стала женой невидимого супруга. Зага­дочный супруг Психеи взял с нее обещание, что она не будет допытываться, кто он, нe будет стремиться увидеть его лицо — иначе им грозит разлука, многие беды и мытарства. Но злые сест­ры, сжигаемые завистью, подговорили доверчивую Психею разглядеть супруга, когда он заснет. Ночью, сгорая от любопытства, Психея зажгла светильник и, увидев своего супруга, узнала в нем бога любви — Амура. Пораженная красотой его лица, Психея лю­бовалась Амуром — и тут капля горячего масла светильника упала на плечо его, и Амур проснулся от боли. Оскорбленный, он уле­тел, а покинутая Психея пошла по земле искать своего возлюблен­ного. После долгих мытарств Психея оказалась под одной крышей с Амуром, но не могла с ним видеться. Мать Амура — Венера — заставила ее выполнять невыполнимые работы; только благодаря чудесной помощи Психея справлялись с ее заданиями. Когда Амур выздоровел от ожога, он умолял Зевса разрешить ему брак с Пси­хеей: видя их любовь и подвиги Психеи во имя любви, Зевс согла­сился на их брак. Психея получила бессмертие и была причислена к сонму богов. Такова притча о боге любви и душе человека».

В переводе с греческою «психе» означает «душа». Для пси­хологии любви миф об Амуре (любви) и Психее (душе) имеет огромное значение. Душа, персонифицированная в образе Пси­хеи, стремится к любви, не может устоять перед ней. Налетел Амур (страсть, т. к. в римской мифологии крылатый Купидон (он же Амур) — бог страсти) и унес Психею (страсть обуяла душу, подхватила и унесла ее.). Но это еще не любовь. Вместе с тем страсть, как и любовь, невидима для внешнего взора (неподвла­стна рациональному препарированию). Превращение в объект любопытного подглядывания ранит ее, и, подобно Амуру, уле­тевшему от Психеи, она покидает того, кто исследует ее. Далее Психея (душа) отправляется на поиски Амура (любви). При этом Психее (душе) приходится много трудиться, чтобы обрести Амура (любовь). Настоящая любовь возникает тогда, когда душа научится трудиться. Душа, которая многое претерпела, проявила стойкость, научившаяся трудиться, — обретает любовь. Психея (душа) и Амур (любовь) соединяются. Боги сжалились! Более того, такая душа, наполненная любовью, становится бессмертной.

refdb.ru

0 comments on “Крайг г – ., ..

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *