причины, условия, правовые основы, этапы, итоги — КиберПедия
Среди причин проведения буржуазных реформ, главной из которых была крестьянская реформа, можно отметить следующие:
— во второй половине XIX в. в России продолжали развиваться капиталистические отношения;
— крепостное право сдерживало дальнейшее развитие экономики и промышленности;
— социальные противоречия вели к усилению крестьянского движения;
— поражение России в Крымской войне, показавшее всю глубину отставания России от буржуазной Европы, нанесло еще один удар по феодально-крепостническому строю.
Подготовка крестьянской реформы началась в 1857 г. По указанию императора Александра II был образован Секретный комитет по крестьянскому делу, преобразованный в 1858 г. в Главный комитет по крестьянским делам. В своей деятельности Главный комитет опирался на дворянские губернские комитеты, где также разрабатывались проекты крестьянской реформы. Все выработанные проекты были рассмотрены к 1860 г. специальными редакционными комиссиями, которые передали материалы в Главный комитет.
19 февраля 1861 г. император Александр II издал Манифест об освобождении крестьян от крепостной зависимости и утвердил: Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, Положение об устройстве дворовых людей, Положение о выкупе земли, Положения о местных учреждениях по крестьянским делам, четыре местных Положения о поземельном устройстве крестьян в губерниях России, различные правила для некоторых местностей и категорий крестьян — в общей сложности 18 актов.
Их главными идеями были следующие: крестьяне получали личную свободу, и до заключения выкупной сделки с помещиком земля переходила в их пользование.
Крестьяне получили личную свободу и наделялись землей в личное пользование. Размер земельного надела устанавливался по добровольному соглашению крестьянина и землевладельца, при его отсутствии наделение землей осуществлялось на основе местных положений в зависимости от типа земли (черноземная, нечерноземная, степная: от 0,9 до 12 десятин).
Пользуясь помещичьей землей на условиях постоянного владения, крестьяне платили ему оброк и несли барщину. При желании они могли выкупить свою усадьбу, но полевые угодья могли быть выкуплены только по согласию с помещиком. Душевой надел состоял из усадьбы и пахотной земли, пастбищ и пустошей. Землей наделялись только лица мужского пола.
Выкупая усадьбу или землю, крестьяне пользовались казенной ссудой. 20—25% выкупной суммы вносили сами крестьяне, а 75—80% суммы выплачивало государство. Сумма, полученная помещиком из царской казны, ложилась на крестьян в виде казенного долга, который погашался вместе с процентами (6%) в течение 49 лет. Выкупив землю, крестьяне выходили из состояния временнообязанных.
Таким образом, крестьяне становились свободными. Они могли самостоятельно выступать в суде, подавать жалобы, участвовать в выборах органов самоуправления. Крестьяне могли: приобретать недвижимое и движимое имущество на праве собственности, заключать договоры, заниматься торговлей и др. Вместе с тем крестьяне продолжали нести ряд государственных натуральных повинностей, платить подушную подать, подвергались телесным наказаниям и т. д.
71. Конституция РФ 1993 г.: подготовка, основные положения, последующие изменения
В 1990—1991 годы произошёл распад СССР. Все республики, в том числе РСФСР, приняли Декларации о своём государственном суверенитете. Съезд народных депутатов республики принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР 12 июня 1990 года. В ней впервые была поставлена задача разработки новой Конституции РСФСР на основе провозглашенных в ней принципов, включая принцип разделения властей.
16 июня 1990 года была образована Конституционная комиссия I Съезда народных депутатов РСФСР, которая начала эту работу. Секретарём комиссии был утверждён О. Г. Румянцев.
Однако сложная расстановка политических сил в составе народных депутатов приводила к значительной затяжке принятия новой Конституции. В основном процесс шёл по пути внесения многочисленных изменений в действующую Конституцию РСФСР, которая приобретала в связи с этим противоречивый характер. Одни её нормы противоречили другим. Эта несогласованность вызывала ожесточённое противостояние и противоборство законодательной и исполнительной властей.
Высшей точкой этого конфликта стали события в октябре 1993 года, разрешившиеся в ходе вооруженного столкновения властей роспуском Съезда народных депутатов и Верховного Совета. Налицо был не только политический, но и конституционный кризис. В этих условиях принятие новой Конституции должно было явиться базой, способствующей установлению стабильности в обществе.
Проектов новой Конституции было подготовлено много. Главными из них являлись два:
— проект Конституционной комиссии;
— проект Конституционного совещания, созванного по решению президента РФ Б. Н. Ельцина.
В итоге проект Конституционного совещания вобрал в себя многие положения проекта Конституционной комиссии и был принят за основу при окончательной доработке Конституции с привлечением субъектов Российской Федерации, депутатов, их различных фракций, специалистов, рабочих групп. После значительной доработки этот проект Конституции был вынесен президентом на всенародное голосование.
Всероссийский референдум по проекту новой Конституции России был проведен 12 декабря 1993 г. Конституция получила одобрение большинства принявших участие в голосовании граждан.
Конституция РФ может быть пересмотрена (по сути это принятие нового текста Конституции РФ) только всенародным голосованием по проекту Конституции, который должен быть предварительно одобрен 2/3 голосов от числа членов специального Конституционного Собрания, организованного в связи с принятием нового текста Конституции. Если же проект, подготовленный конституционной комиссией, не получил на заседании Конституционного Собрания необходимого числа голосов в свою поддержку, он не может быть вынесен на референдум. Согласно ст. 135 Конституции РФ такая процедура изменения предусмотрена для гл. 1, 2, 9, где закреплены основы конституционного строя России, права и свободы личности и порядок принятия, изменения и внесения поправок в Конституцию.
Проведение референдума по проекту Конституции является достаточно трудоемким процессом, именно поэтому процедура изменения Конституции названа усложненной, однако именно референдум обеспечивает право народа на самостоятельный выбор конституционного строя страны.
Часть конституционных норм может быть изменена путем издания Федеральным Собранием РФ федеральных законов о внесении изменений в статьи Конституции РФ.
Предложение о внесения поправок в Конституцию РФ могут внести следующие субъекты (ст. 134 Конституции РФ): 1) Президент РФ; 2) Совет Федерации либо его группа численностью не менее 1/5 его членов; 3) Государственная Дума либо ее группа численностью не менее 1/5 ее депутатов; 4) Правительство РФ; 5) законодательные (представительные) органы субъектов Федерации.
В этом случае поправки к Конституции должны быть одобрены не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. В таком порядке вносятся изменения в гл. 3–8 Конституции РФ, которые посвящены организации государственной власти (порядок формирования и компетенция органов власти), поэтому не затрагивают первооснов конституционного строя России.
Изменения в Конституцию могут быть внесены только в отношении ст. 65, где устанавливается субъектный состав РФ. Эта статья изменяется Указом Президента РФ, изданным на основании федеральных законов о принятии в состав РФ нового субъекта или образовании нового субъекта в ее составе. В настоящее время таким образом внесены изменения в ст. 65 в связи с изменением наименований субъектов РФ: Республики Ингушетии и Алании.
Пятая Конституция России подвела черту под советским периодом развития государственности нашего Отечества. Конституция Российской Федерации носит в себе элементы переходного периода, когда в обществе еще не сложились основные социальные механизмы, не завершился процесс формирования общественно-политических групп и партий. Новый Основной закон выражает определенный компромисс между организацией исполнительной и законодательной власти и неструктурированным обществом.
Всю полноту государственной власти в Российской Федерации осуществляет Президент Российской Федерации совместно с органами законодательной (двухпалатный парламент — Федеральное Собрание), исполнительной (Правительство Российской Федерации) и судебной (Конституционный суд Российской Федерации, Верховный суд Российской Федерации и Высший арбитражный суд Российской Федерации) ветвей власти, действующих самостоятельно. Система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов устанавливается субъектами Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя.
Президент как глава государства является одновременно верховным главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации и гарантом Конституции Российской Федерации, прав свобод человека и гражданина, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Он назначает выборы, распускает Государственную Думу, вносит в нее законопроекты, подписывает указы и распоряжения. Президент назначает с согласия нижней палаты парламента Председателя Правительства Российской Федерации, а также его заместителей и федеральных министров. В полномочия Президента входит также формирование Совета безопасности, Администрации Президента и Совета обороны, назначение и освобождение полномочных представителей президента, высшего командования Вооруженных Сил, дипломатических представителей России за рубежом.
Совет Федерации — верхняя палата российского парламента — формируется из представителей субъектов Федерации (по одному от представительного и исполнительного органов их государственной власти), образует комитеты и комиссии, проводит парламентские слушания по вопросам своего ведения; утверждает указы Президента Российской Федерации о введении военного (чрезвычайного) положения; решает вопросы об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами страны; назначает выборы президента и отрешает его от должности; по представлению президента назначает на должности судей Конституционного суда, Верховного суда, Высшего арбитражного суда; назначает и освобождает от должности Генерального прокурора Российской Федерации, заместителей Председателя Счетной палаты и половину состава ее аудиторов. К его ведению относится утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации.
Государственная Дума — нижняя палата Федерального Собрания — избирается в составе 450 депутатов на 4-летний срок на профессиональной постоянной основе. Государственная Дума образует комитеты и комиссии, проводит по вопросам своего ведения парламентские слушания, принимает федеральные законы (о федеральном бюджете, финансовом, валютном и таможенном регулировании, войне и мире и др.), высказывается о доверии Правительству Российской Федерации, назначает и освобождает от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации и Председателя Счетной палаты.
Впервые в истории нашей страны ее Основной закон содержит гарантии прав и свобод человека, а также механизм их защиты, соответствующие общепринятым мировым правовым нормам. В Конституции провозглашается право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать сферу деятельности и профессию, вступать в трудовые споры, включая такую форму, как забастовка. Впервые права частной собственности охраняются законом: никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Высшей ценностью является человек, его права и свободы, а соблюдение его прав и свобод и их защита — главная обязанность государства.
31.
32. Земская (1864 г.) и городская реформы (1870 г.): правовые основы, содержание, итоги, значение
Земская реформа 1864г. была проведена на основе Положения о губернских и уездных земских учреждениях; принятого 1 января 1864 г.
В ходе реформы создавались органы местного самоуправления: в губерниях и уездах избирались земские собрания и управы. На них возлагались: ведение местных хозяйственных дел; содержание земских зданий и путей сообщения; строительство и содержание школ и больниц; мероприятия по благотворительности; попечение о развитии местной торговли и промышленности; санитарные меры и др.
Губернские и уездные земские собрания, а также земские управы были выборными органами. Собрания и управы возглавлялись выборными председателями. Земское собрание и земская управа избирались сроком на три года.
Выборы проходили по трем избирательным куриям:
— курия уездных землевладельцев состояла главным образом из дворян-помещиков, для участия требовался высокий имущественный ценз;
— городская курия, для участия в которой необходимо было отвечать достаточно высокому имущественному цензу;
— сельская курия, для участия в которой имущественный ценз не был установлен, введена следующая система выборов — крестьяне, собравшиеся на волостной сход, посылали своих выборщиков на собрание, которое избирало земских гласных.
Земская реформа 1864 г. положительно сказалась на развитии местного хозяйства, промышленности, средств связи, системы здравоохранения и народного просвещения. Земские органы способствовали становлению общественно-политической жизни, стали своеобразной политической школой, через которую прошли представители либерального и демократического общественных направлений.
Однако реформа не сформировала централизованной системы управления. Деятельность земских органов контролировалась губернаторами и Министерством внутренних дел, которые могли отменять любые их решения. Отсутствие достаточных материальных ресурсов усиливало зависимость земств от правительственных органов.
Городская реформа 1870г. была проведена на основе Городового положения, принятого 16 июля 1870 г.
Положение предусматривало создание следующей системы органов городского самоуправления; городское избирательное собрание, Городская дума и городская управа. Главой думы и управы был городской голова, утверждаемый в своей должности губернатором или министром внутренних дел.
Городская дума и управа избирались на срок в четыре года, причем половина состава управы должна была обновляться через каждые два года. Споры между думой и управой разрешал губернатор.
Компетенция Городской думы включала вопросы о назначении выборных должностных лиц, установлении городских сборов (на право торговли, на содержание трактиров, постоялых дворов и т. д.), о приобретении городской недвижимости, ведении местных хозяйственных дел и др.
Выборы в Городскую думу проходили на основе имущественного ценза и ценза оседлости. В соответствии с ними все городские избиратели делились на три группы, каждая из которых избирала треть состава городской думы. Избирательным правом обладали лица, достигшие 25-летнего возраста, владеющие недвижимостью или торгово-промышленными предприятиями, и другие мелкие собственники, занимающиеся промыслами, торговлей и т. п. Рабочие, низшие служащие, подследственные, лишенные духовного сана и многие другие к выборам не допускались. Голосование было тайным.
Создание новых органов самоуправления положительно сказалось на торгово-промышленном развитии городов, системе здравоохранения и народного просвещения, а также способствовало становлению общественно-политической и культурной жизни. Вместе с тем органы городского самоуправления, как и земские органы, находились под постоянным контролем государственных административных и полицейских учреждений.
cyberpedia.su
Крестьянская реформа — кратко
В 1861 году царь Александром Николаевичем подписал указ о крестьян, которые вышли из зависимости крепостного права. Об отмене крепостничества задумывалась также и его прабабушка, императрица Екатерина Алексеевна Великая. Царь Александр понимал, что отменив крепостничество, страна получит значительную экономическую выгоду, но это может и нанести значительный ущерб политики в целом.
Основание для проведения реформ:
— Крымская война, которая доказала, что система самодержавия давно себя исчерпала, страна в военно-техническом плане значительно отставала от стран Западной Европы;
— перестало развиваться сельское хозяйство;
— из-за того, что крепостных крестьян принудительно заставляли работать, качество проделанной ими работы было очень плохим;
— постоянные крестьянские бунты и восстания, в особенности после завершения Крымской войны;
— пришло понимание того, что рабство – это безнравственные остатки средневековья.
Царь Александр Николаевич долго колебался над тем, с чего начать внедрять реформы для устранения крепостничества. Планом его действий послужила разработка историка, преподавателя, цесаревича Константина Дмитриевича Кавелина. Разработка попала к Александру Николаевичу в виде записки и послужила первоначальным планом по внедрению крестьянской реформы. Константин Дмитриевич настаивал на том, что каждому крестьянину, при освобождении нужно за малый выкуп выдавать землю. Помещики были очень недовольны тем, что им придется отдавать свои земли крестьянам.
Все подготовительные работы по внедрению преобразований по отмене крепостничества велись в тайне, от каждой губернии создавались комитеты из представителей дворянства, которые решали вопросы о землях, для предоставления крестьянам.
Положительные стороны реформы:
— реформа положило начало гражданского равноправия;
— крестьяне стали иметь права на землю, и стали свободным сословием;
— появилась предпринимательская деятельность;
— произошел значительный рост производств;
— появление новых слоев населения, такие как, пролетариат и буржуазия.
Отрицательные стороны реформы:
— крестьяне были вынуждены всю свою жизнь выплачивать за землю, которую им выделили при освобождении из крепостничества;
— лучшая часть земли по прежнему принадлежала помещику, это вынуждало крестьян брать в аренду у него землю и выплачивать помимо платы за свою землю платить и за аренду помещику;
— существование общины;
— так как изменения коснулись только крестьян, продолжали существовать для дворян льготы;
— большая часть крестьян обанкротилась после внедрения реформы, поэтому они были вынуждены переезжать в город и становиться наемными рабочими, либо городскими нищими;
— как и до проведения реформы с крестьянами не считались;
— переплата за выделенные наделы практически в три раза превышала действительную стоимости земли.
Проведенная крестьянская реформа помогла стране выйти на международный рынок и развить промышленность.
www.istmira.com
Этапы подготовки крестьянской реформы 1861 г.
- Войти
- Регистрация
- Схемы
- Биология
- География
- История
- Математика и алгебра
- Медицина
- Обществознание
- Педагогика
- Политология
- Право
- Психология
- Русский язык
- Социология
- Физика
- Философия
- Химия
- Экономика
- Прочее
- Книги
- Биология
- География
- История
- Математика и алгебра
- Медицина
- Обществознание
- Педагогика
- Политология
- Право
- Психология
xn--e1aogju.xn--p1ai
24. Крестьянская реформа 1861 года. Особенности ее подготовки и проведению.
В 1856 году Александр 2 во время коронации заявил о необходимости отмены крепостного права. В 1857 году был создан специальный комитет по крестьянскому делу. В этот комитет всем дворянским собраниям предлагалось проекты отмены крепостного права. Помещики черноземных губерний России считали возможным освобождение крестьян без земли. А те помещики, чьи имения находились вне черноземных губерний России, были готовы наделять крестьян землей, но за выкуп, причем выкуп должно было платить государство.
19 февраля 1861 года Александр 2 подписал манифест о крестьянах выходящих из крепостной зависимости и 15 законодательных актов к этому манифесту.
Личную свободу все крепостные крестьяне получали немедленно.
Помещики были обязаны оставить за крестьянами их участки земли, но крестьяне в течение 49 лет должны платить помещикам 6% от стоимости земли ежегодно.
Крестьяне не могли лично продавать и покупать землю. Юридическим лицом становилась крестьянская община.
Для решения спорных земельных вопросов между помещиками и крестьянами назначались мировые судьи из числа наиболее уважаемых граждан.
В самом тяжелом положении оказались дворовые крестьяне (1 млн 200 тыс. человек). Они получали свободу, но земли они не получали.
После объявления манифесты было много крестьянских бунтов. Самый известный бунт – это было выступление крестьян села Бездна. При подавлении этого восстания пострадало 87 человек, 51 убит. Отмена крепостного права привела к возникновению народнических организаций. С 1864 гола выходил журнал «Земля и воля», а с начала 70-х годов стали действовать группы народников-террористов.
25. Либеральные реформы 60-70-х годов 19 века и их влияние на характер и итоги развития Россию.
Либеральные реформы 60-70-х годов 19 века и их влияние на характер, и итоги развития России.
Важные даты:
19 февраля 1861 – Манифест Александра 2 об освобождении крестьян.
1874 – «Хождение в народ» революционеров-народников потерпело неудачу
1879 – раскол «Земли и воли».
1 марта 1881 – убийство Александра 2.
Эпоха реформ Александра 2.
Годы жизни 18 февраля 1818 – 1 марта 1881. Изначально воспитывался как наследник престола и его образованием руководили генерал Мердер и В.И Жуковский. Александр 2 посетил Сибирь. В 20 лет он женился на принцессе Гессенского государства, которая получила имя Марии Александровны. У Александра было 8 детей от этого брака.
В 1870 умерла Мария Александровна, и почти сразу вступил в морганатический брак со своей любовницей Долгорукой, которая получила титул Светлейшая княгиня Юрьевская.
В 1856 году Александр 2 во время коронации заявил о необходимости отмены крепостного права. В 1857 году был создан специальный комитет по крестьянскому делу. В этот комитет всем дворянским собраниям предлагалось проекты отмены крепостного права. Помещики черноземных губерний России считали возможным освобождение крестьян без земли. А те помещики, чьи имения находились вне черноземных губерний России, были готовы наделять крестьян землей, но за выкуп, причем выкуп должно было платить государство.
19 февраля 1861 года Александр 2 подписал манифест о крестьянах выходящих из крепостной зависимости и 15 законодательных актов к этому манифесту.
Личную свободу все крепостные крестьяне получали немедленно.
Помещики были обязаны оставить за крестьянами их участки земли, но крестьяне в течение 49 лет должны платить помещикам 6% от стоимости земли ежегодно.
Крестьяне не могли лично продавать и покупать землю. Юридическим лицом становилась крестьянская община.
Для решения спорных земельных вопросов между помещиками и крестьянами назначались мировые судьи из числа наиболее уважаемых граждан.
В самом тяжелом положении оказались дворовые крестьяне (1 млн 200 тыс. человек). Они получали свободу, но земли они не получали.
После объявления манифесты было много крестьянских бунтов. Самый известный бунт – это было выступление крестьян села Бездна. При подавлении этого восстания пострадало 87 человек, 51 убит. Отмена крепостного права привела к возникновению народнических организаций.
С 1864 года выходил журнал «Земля и воля», а с начала 70-х годов стали действовать группы народников-террористов.
После этой реформы Александр 2 осуществил:
Реформу образования 1864 год (была введена самоуправляемость универов, создавались частные гимназии, куда принимали лиц не только дворянского сословия. Была фактически отменена цензура.)
В 1864 году Александр подписал законы о создании городского и земского самоуправления. Городские думы и земские собрания – это выборные органы местного самоуправления.
В 1864 была проведена судебная реформа. В России должность судьи становилась пожизненной. Вводился суд присяжных заседателей. Появился институт адвокатуры и право граждан на государственного защитника.
С 1870 – 1874 военным министром Милютиным была подготовлена и осуществлена военная реформа и в России была введена всеобщая воинская повинность на мужчин 20 лет. Срок службы 6 лет в армии 7 лет на флоте. Но вводилась гибкая система отсрочек и освобождения от военной службы. В 1874 году была альтернативная служба по религиозным убеждениям.
В 1880 году граф Лорес Мелихов подготовил проект новых основных законов империи. Это был проект конституции, где говорилось о разделении исполнительной и законодательной власти в стране. Законодательная власть должна была перейти к сословно-представительной думе, что превратило бы Россию в конституционную монархию. Александру 2 этот проект понравился, он намеревался его подписать весной 1881 году, но был убит в марте 1881 года.
studfile.net
Вопрос 30. Крестьянская реформа 1861 г
Подготовка и проведение крестьянской реформы 1861 года.
В первой половине XIX в. сформировались социально политические предпосылки для буржуазных реформ в России. Крепостное право сдерживало развитие рынка и крестьянского предпринимательства. Помещичьи хозяйства включались в рыночный оборот: те, кто не мог приспособиться к новым экономическим условиям, теряли свои земли, попадавшие в заклад.
Крымская война стимулировала быстрое развитие промышленности, поражение в войне показало неэффективность социальной и экономической системы России.
За период с 1856 по 1860 г. в России возникает такое количество акционерных компаний, которое превысило их численность за предыдущие двадцать лет.
Кризисная ситуация проявилась в нарастании числа крестьянских бунтов и развитии революционного движения, пик которого пришелся на 1859— 861 гг.
В феврале 1855 г. на престол вступает Александр II. В манифесте 19 марта 1856 г., в котором описывались неблагоприятные для России условия Парижского мира, была сделана первая заявка правительства на предстоящие реформы. Через несколько дней после этого в речи перед предводителями дворянства в Москве император, говоря об освобождении крестьян, произнес: «Гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу».
Появилось большое число проектов и предложений об отмене крепостного права.
Реформа Киселёва.
Первым результатом работы таких комитетов стала реформа управления государственными крестьянами. Она должна была послужить образцом для будущего устройства крепостных крестьян.
Всю массу казенных крестьян выводили из непосредственного подчинения Министерству финансов. Проводить реформу было поручено министру П.Д. Киселеву, стоявшему во главе Министерства государственных имуществ (образованного по его плану в 1833 г.). Киселев продолжил дело, заложенное в 1803 г. Законом ≪О вольных хлебопашцах≫, полагая при этом, что освобождение крестьян может лучше всего осуществить частная инициатива.
В разработанном проекте предполагалось, что помещики на добровольных соглашениях с крестьянами уступят им часть своих земель в постоянное и наследственное пользование. Условия, на которых будет произведена эта сделка, должны быть установлены правительством и оставаться без изменений.
Тем самым крестьяне будут прикреплены к земле, но станут свободными. Помещики сохранят за собой право собственности на землю, к которой прикреплены крестьяне. Помещик сохранял судебную власть над крестьянами, но терял власть над их трудом и имуществом. Отработки и платежи крестьян в пользу помещика должны были нормироваться в первоначальных условиях сделки. Помещик освобождался от ответственности за своих крестьян.
Последовавшие за ≪Киселевской реформой≫ акты лишь частично затронули проблему. Не были определены ни размеры обязательного крестьянского надела, ни объемы обязательных отработок крестьян в пользу помещика (положения Закона 1797 г. о трехдневной барщине не действовали).
Обсуждение проектов реформы.
В начале 1857 г. был создан Секретный комитет по крестьянскому делу (возглавил его шеф жандармов А.Орлов). Однако проведение кардинальной реформы требовало большей гласности и комитет, просуществовав около года, был преобразован в Главный комитет по крестьянским делам, опиравшийся в своей работе на губернские дворянские комитеты, от которых исходили предложения по проведению реформ. В 1858—1859 гг. образовалось около пятидесяти губернских комитетов. Они были выборными дворянскими органами, их деятельность контролировали назначаемые правительством члены (по два в каждом комитете). В состав комитетов вошли представители различных политических убеждений, стали образовываться фракции.
Позиция правительства и Главного комитета колебалась между прогрессистами и реакционерами. Весной 1858 г. Главный комитет склонялся к безземельному освобождению крестьян и введению военного управления в форме генерал-губернаторств. Но крестьянские волнения 1858 г. в Эстляндии показали, что освобождение крестьян без земли не решает проблемы. Начинает укрепляться мнение, что конечной целью реформы должно стать превращение крестьян в собственников своих наделов, в уничтожение вотчинной власти помещиков и приобщение крестьян к гражданской жизни и правам. В конце 1858 г. эта точка зрения становится превалирующей.
В заседаниях Главного комитета определились две позиции: одна предполагала сохранение всей земельной собственности в руках помещиков и настаивала на развитии крупного помещичьего хозяйства, вторая предполагала передачу полевой земли в собственность крестьян за выкуп и создание в деревне двух форм землепользования: помещичьего и крестьянского.
Правительственная программа.
Программа крестьянской реформы была утверждена императором в конце 1858 г. — выкуп крестьянских наделов и образование класса крестьян-собственников. Либеральное направление в реформе победило (позиции Н.А. Милютина было отдано предпочтение перед позицией Я.И. Ростовцева).
В Главный комитет продолжали поступать проекты губернских комитетов, для обобщения и редактирования которых в начале 1859 г. были созданы Редакционные комиссии, работавшие независимо от Главного комитета и Государственного совета. В них вошли представители министерств, ведомств и эксперты (из помещиков и специалистов) по крестьянскому вопросу. После смерти Я.И. Ростовцева руководителем комиссии стал Н.А. Милютин, непосредственно подчинявшийся императору. Комиссии рассматривались как представительные органы. Эти своеобразные учреждения были закрыты сразу же после составления и кодификации ими проектов крестьянской реформы в конце I860 г.
В проекте комиссий крестьянская реформа делилась на две главных стадии:
1) освобождение помещичьих крестьян от личной зависимости;
2) .превращение их в мелких собственников при сохранении значительной части дворянского землевладения.
При этом предполагалось избежать последствий «прусского варианта» — сосредоточения земельной собственности в узком кругу владельцев и развития батрачества. Предпочтительным казался «французский вариант» — создание мелкой поземельной собственности широкого круга владельцев. Стремились избежать революционных преобразований, а реформу провести в русле законных мер (по образцу Пруссии): выкуп крестьянами земли в собственность и сохранение помещичьего землевладения.
Проведение реформы не должно было разрушать существующий порядок: сохранение в собственности дворян их запашки; сохранение за крестьянами сначала в пользовании (за повинности), а потом в собственности (за выкуп) их дореформенных наделов; исчисление повинностей от их дореформенных размеров (несколько сниженных), исчисление величины выкупа от установленных повинностей; участие государства в выкупной операции в роли кредитора.
Чтобы предотвратить пролетаризацию крестьян проект предполагал два условия:
1) крестьянам запрещалось отказываться от надела в течение девяти лет;
2) в роли землепользователя выступал не отдельный крестьянин, а крестьянская община в целом.
Крестьяне должны были возвратить полученную от государства ссуду в течение сорока шести лет.
Правовое положение крестьян должно было решительно измениться: уничтожались их личная зависимость и вотчинная власть помещиков. Вводилось крестьянское самоуправление: волостное общество, сельское общество, сходы, сельские должностные лица.
Эти органы стали основой для участия крестьян в земских и судебных учреждениях, порожденных реформами. Они контролировались местной администрацией. В будущем предполагалось ослабить власть общины над крестьянином, отменить круговую поруку, ликвидировать сословность крестьянства, увеличить наделы за счет государственных земель.
После закрытия Редакционных комиссий их проекты были переданы сначала в Главный комитет по крестьянскому делу, а затем и Государственный совет (конец 1860 — начало 1861 гг.). Давление оппонентов и «слева» и «справа» не изменило существа проектов, хотя и повлияло на детали: были уменьшены размеры наделов и повышены крестьянские повинности и выкупные платежи.
studfile.net