18. Культура России во второй половине 18 века.
В конце 18 в. процесс развития русской культуры вступает в новую стадию развития. Формируется национальная культура, многовековой процесс накопления знаний входит в стадию формирования наук, складывается литературный русский язык, появляется национальная литература, увеличивается количество печатных изданий, строятся шедевры зодчества, развивается живопись и скульптура.
Старые церковные и сословные школы перестали удовлетворять потребность в количестве и качестве образованных граждан. С 80-х годов правительство начинает создание общеобразовательных учебных заведений. В 1786 г. согласно «Уставу народных училищ» учреждались главные народные училища с четырьмя классами в губернских городах, а в уездных городах — малые народные училища с двумя классами. Увеличилось число сословных школ для образования дворян. Выдающимся деятелем в сфере образования был И.И. Бецкий. Кроме народных училищ, он создал училище при Академии художеств, Коммерческое училище, медсестринское отделение при Смольном институте благородных девиц.
Главным центром научной деятельности была академия наук. В целях развития высшего образования в России 12 января 1755 г. был открыт Московский университет с двумя гимназиями, который стал центром русского просвещения. В отличие от европейских университетов образование в нем было бесплатным для всех сословий (кроме крепостных крестьян). В 1773 г. открывается Горное училище в Петербурге. Создание сети высших учебных заведений потребовало издания новых учебников. Их разработкой занимались Академия наук и Московский университет. Выдающуюся роль в развитии отечественной науки сыграл М.В. Ломоносов — разносторонне одаренный ученый, поэт, историк и естествоиспытатель.
Особое развитие в 18 в. получили естественные науки. В 20-50 гг. 18 в. Академия наук организовала Великую Северную экспедицию для исследования северо-востока Азии, Северного Ледовитого океана, и северо-запада Америки.
В 60-80 гг. выполнено комплексное исследование севера европейской части России. Важнейшие географические открытия были сделаны С.И. Челюскиным, С.Г.Мапыгиным, братьями Лаптевыми. В. Беринг и А.И.Чириков прошли между Чукоткой и Аляской, открыв пролив между Америкой и Азией.
Во второй половине 18 в. наблюдается взлет технической мысли. И.И.Ползунов впервые разработал проект универсального парового двигателя. И.П.Кулибин создал проект одноарочного моста через Неву, изобрел прожектор, лифт, протезы для инвалидов.
Литература этого периода представлена тремя направлениями. Классицизм представляет творчество А.П.Сумарокова (трагедия «Дмитрий Самозванец», комедия «Опекун»). В романтическом стиле пишет Н.М.Карамзин («Бедная Лиза»). Художественно-реалистическое направление представлено Д.И.Фонвизиным (комедии «бригадир» и «Недоросль»).
В 1790 г. была издана книга А.Н.Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», содержавшая протест против крепостного права.
В архитектуре господствовал стиль русского барокко, отличавшийся особой роскошью. Это был сплав европейского классицизма и отечественных архитектурных традиций.
Крупнейшими зодчими этого направления были В.В.Растрелли в Петербурге и Д.В.Ухтомский в Москве. Стиль классицизма в Петербурге представляли Д.Кваренги, Н.А.Львов и Ч.Камерон. В Москве в стиле классицизма строили В.И.Баженов и М.Ф.Казаков.
Русская живопись совершенствуется в традиционном портретизме (работы Ф.С.Рокотова, Д.Г.Левицкого, В.Л.Боровиковского). М.Шибанов положил начало жанровой живописи. Родоначальники пейзажной живописи — С.Ф.Щедрин и Ф.Я.Алексеев. Первые картины в историческом жанре были созданы А.П.Лосенко.
Замечательные творения создают скульпторы Ф.И.Шубин — мастер скульптурного портрета и М.И. Козловский, который стал родоначальником русского классицизма в скульптуре.
studfiles.net
Культура России во 2-й половине 18 века кратко
В конце 18 в. процесс развития русской культуры вступает в новую стадию развития. Формируется национальная культура, многовековой процесс накопления знаний входит в стадию формирования наук, складывается литературный русский язык, появляется национальная литература, увеличивается количество печатных изданий, строятся шедевры зодчества, развивается живопись и скульптура.
Старые церковные и сословные школы перестали удовлетворять потребность в количестве и качестве образованных граждан. С 80-х годов правительство начинает создание общеобразовательных учебных заведений. В 1786 г. согласно «Уставу народных училищ» учреждались главные народные училища с четырьмя классами в губернских городах, а в уездных городах — малые народные училища с двумя классами. Увеличилось число сословных школ для образования дворян. Выдающимся деятелем в сфере образования был И.И. Бецкий. Кроме народных училищ, он создал училище при Академии художеств, Коммерческое училище, медсестринское отделение при Смольном институте благородных девиц.
Главным центром научной деятельности была академия наук. В целях развития высшего образования в России 12 января 1755 г. был открыт Московский университет с двумя гимназиями, который стал центром русского просвещения. В отличие от европейских университетов образование в нем было бесплатным для всех сословий (кроме крепостных крестьян). В 1773 г. открывается Горное училище в Петербурге. Создание сети высших учебных заведений потребовало издания новых учебников. Их разработкой занимались Академия наук и Московский университет. Выдающуюся роль в развитии отечественной науки сыграл М.В. Ломоносов — разносторонне одаренный ученый, поэт, историк и естествоиспытатель.
Особое развитие в 18 в. получили естественные науки. В 20-50 гг. 18 в. Академия наук организовала Великую Северную экспедицию для исследования северо-востока Азии, Северного Ледовитого океана, и северо-запада Америки.
В 60-80 гг. выполнено комплексное исследование севера европейской части России. Важнейшие географические открытия были сделаны С.И. Челюскиным, С.Г.Мапыгиным, братьями Лаптевыми. В. Беринг и А.И.Чириков прошли между Чукоткой и Аляской, открыв пролив между Америкой и Азией.
Во второй половине 18 в. наблюдается взлет технической мысли. И.И.Ползунов впервые разработал проект универсального парового двигателя. И.П.Кулибин создал проект одноарочного моста через Неву, изобрел прожектор, лифт, протезы для инвалидов.
Литература этого периода представлена тремя направлениями. Классицизм представляет творчество А.П.Сумарокова (трагедия «Дмитрий Самозванец», комедия «Опекун»). В романтическом стиле пишет Н.М.Карамзин («Бедная Лиза»). Художественно-реалистическое направление представлено Д.И.Фонвизиным (комедии «бригадир» и «Недоросль»).
В 1790 г. была издана книга А.Н.Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», содержавшая протест против крепостного права.
В архитектуре господствовал стиль русского барокко, отличавшийся особой роскошью. Это был сплав европейского классицизма и отечественных архитектурных традиций.
Крупнейшими зодчими этого направления были В.В.Растрелли в Петербурге и Д.В.Ухтомский в Москве. Стиль классицизма в Петербурге представляли Д.Кваренги, Н.А.Львов и Ч.Камерон. В Москве в стиле классицизма строили В.И.Баженов и М.Ф.Казаков.
Русская живопись совершенствуется в традиционном портретизме (работы Ф.С.Рокотова, Д.Г.Левицкого, В.Л.Боровиковского). М.Шибанов положил начало жанровой живописи. Родоначальники пейзажной живописи — С.Ф.Щедрин и Ф.Я.Алексеев. Первые картины в историческом жанре были созданы А.П.Лосенко.
Замечательные творения создают скульпторы Ф.И.Шубин — мастер скульптурного портрета и М.И. Козловский, который стал родоначальником русского классицизма в скульптуре.
studfiles.net
Русская культура во второй половине XVIII в.
Русская культура во второй половине XVIII в.
Бо?льшая часть второй половины XVIII в. пришлась на эпоху правления Екатерины II. Пожалуй, никто на российском престоле ни до, ни после Екатерины не оказал такого влияния на развитие культуры и просвещения, как она. Никогда не было в России монарха со столь широкими духовными запросами и интересами. Никогда личные пристрастия монарха не совпадали так удачно с потребностями культурного развития страны.
Развитию культуры и искусства во второй половине XVIII в. способствовали также изменения в быту дворянства после 1762 г. (указ об отмене обязательной службы дворян), позволившие значительной части дворянства проживать в своих имениях и иметь больше свободного времени для их обустройства. За короткое время вся Россия была застроена усадьбами с парками и классической архитектурой. Загородные дома знати превратились в настоящие дворцы. Останкино, Архангельское, Кусково стали настоящими центрами культуры. В зависимости от вкусов, средств и образования помещиков в таких усадьбах возникали театры, оркестры, картинные галереи. В свою очередь, дворцы столичной знати послужили для поместного дворянства примером для подражания. В интерьерах «дворянских гнезд» непременными атрибутами становятся живопись, скульптура, фарфор, библиотеки.
Следует отметить, что в абсолютистском государстве важное значение имели личные вкусы и увлечения монарха. Екатерина была для своего времени весьма образованной женщиной, с широкими культурными интересами. Увлечения императрицы, придворных кругов стимулировали развитие русской литературы, живописи, архитектуры, театра.
Образование и наука. Екатерина II восприняла новые педагогические идеи, появившиеся в это время в Европе. Суть их заключалась в том, что человеку недостаточно дать определенный набор знаний – необходимо изменить его психологию, ценностные ориентиры, нравственные основы личности, воспитать новую «породу» людей. Для этого нужно изолировать детей от испорченного мира взрослых. Такой подход на первое место выдвигал нравственное воспитание, а не образование. Активным проводником этих идей в России стал сподвижник императрицы в развитии просвещения И.И. Бецкой. По его замыслу, в России нужно было создать сеть закрытых сословных учебных заведений, где, изолированные от дурного влияния взрослых, воспитывались бы дети в возрасте от 5 до 15 лет.
Совершенно новым явлением для России было государственное женское образование, начавшееся с открытия «Общества двухсот благородных девиц», вошедшего в историю под названием Смольного института.
К концу 70-х гг. XVIII в. стало окончательно ясно, что воспитать новую породу людей, изолировав их от общества, невозможно, хотя бы потому, что их воспитывали люди, сами выросшие в иных условиях. Тогда Екатерина решила пойти по иному пути. Для нее вопросы воспитания уходят на второй план, и центральными становятся вопросы образования. В 1782 г. создается комиссия об учреждении в России системы училищ. Выработанный план устройства системы народного образования в 1786 г. был утвержден Екатериной. Этот год считается началом народного образования в России. С этого времени медленно, с большими трудностями происходит рост числа учащихся и учителей средних школ.
Развитие науки в середине XVIII в. неразрывно связано с именем М.В. Ломоносова. Он был первым русским профессором – членом академии наук. Его отличала широта и универсальность научных интересов: физика, химия, минералогия, география, история, языкознание. Современником Ломоносова был В.Н. Татищев, выдающийся русский историк, автор пятитомной «Истории Российской с самых древнейших времен». Его труд был первым опытом написания истории России на основе первоисточников.
Литература. С появлением в конце 60-х гг. XVIII в. сатирического журнала «Всякая всячина», основанного с участием Екатерины, на короткое время возникает около 20 подобных журналов. Самым известным из них был «Трутень» Н.И. Новикова, ведший полемику со «Всякой всячиной». Во второй половине XVIII в. Н.И. Новиков сделал многое для распространения просвещения, грамотности, знаний в России. Его активная издательская деятельность способствовала выпуску сотен переводных и оригинальных сочинений. Хрестоматийными стали имена поэта Г.Р. Державина и драматурга Д.И. Фонвизина. Державин считался первым русским поэтом не только в екатерининское время, но и в первое десятилетие ХIХ в. В комедиях Фонвизина «Бригадир» и «Недоросль» впервые показан настоящий русский быт, они написаны на живом языке.
Следует отметить, что идеалы просвещения, пропагандируемые абсолютизмом, литературой, находились в остром противоречии с крепостнической действительностью России. У радикально мыслящих людей это вызывало неприятие существующих порядков. Протестом против крепостного права стала книга А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», которая была конфискована властями, а автор сослан в Сибирь.
Живопись. По сравнению с предыдущей эпохой живопись второй половины XVIII в. отличалась значительным разнообразием и полнотой. В первую очередь это связано с основанием еще при Елизавете Академии художеств. Появляются новые жанры – отечественная историческая картина, пейзаж, бытовой жанр; расцвета достигает портретная живопись. Стимулировал развитие живописи интерес Екатерины и придворных кругов к изобразительному искусству. Обогащаются царские собрания (Екатериной основан Эрмитаж), возникают великолепные фамильные коллекции Шереметевых, Голицыных, Строгановых.
Классицизм в изобразительном искусстве нашел отражение прежде всего в исторической теме. Наиболее известные художники этого направления – А.П. Лосенко и Г.И. Угрюмов. Самые крупные достижения русской живописи этого времени связаны с искусством портрета (Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский). Значительное развитие портретная живопись получает и в провинции (самый известный из провинциальных художников – Г. Островский). В конце века в России складывается направление пейзажной живописи города (Ф.Н. Алексеев) и природы (С.Ф. Щедрин). Большую известность приобрели скульптурные работы Ф.И. Шубина.
Архитектура. В 60-е гг. XVIII в. в архитектуре на смену барокко приходит классицизм, или, как его называли современники, «просвещенный стиль». Основные художественные особенности архитектуры классицизма связаны с изучением и переосмыслением наследия античности. Русский классицизм в архитектуре по сравнению с барокко отличался строгостью, стройностью, симметричностью, целым рядом элементов античной архитектуры (колонны, портики, фронтоны), использованием русской традиции (ярусность, убывающая вверх масса).
Основное внимание власти по-прежнему уделяли архитектурному убранству столицы империи. Облик современного центра Санкт-Петербурга во многом определился в то время: в гранит оделись набережные Невы, были построены здания Академии художеств и Академии наук, Мраморный и Таврический дворцы, «Новая Голландия» с ее монументальной аркой. Рядом с Зимним дворцом встали здания Малого и Старого Эрмитажа, Эрмитажного театра.
Выдающимся архитектором классического стиля был И.Е. Старов. Он является автором проектов Таврического дворца и Троицкого собора в Александро-Невской лавре. Таврический дворец послужил образцом для огромного количества помещичьих усадеб конца XVIII – начала ХIХ в. Другое великолепное произведение архитектуры классицизма – Дом Пашкова в Москве (арх. В.И. Баженова).
С выходом России к Черному морю и освоением приобретенных земель проектировались и строились города в Новороссии: Одесса, Николаев, Херсон, Севастополь, Екатеринослав. В отличие от регулярной застройки петровского времени, строительство новых городов основывалось на принципах классицизма, с учетом южнорусского ландшафта.
Театр. Русский профессиональный театр был создан в Санкт-Петербурге Ф. Волковым. Еще по распоряжению Елизаветы Ф. Волков был вызван из Ярославля, где он основал любительскую труппу, которая пользовалась большим успехом у ярославцев. В Санкт-Петербурге театр Волкова был общедоступным и давал платные представления. Вскоре возникли национальные профессиональные театры в Москве и других городах. В них ставились пьесы Сумарокова, Хераскова, переводные пьесы, главным образом французских авторов. Большим успехом пользовались комедии Фонвизина «Бригадир» и «Недоросль». Широкое развитие получили крепостные театры. В конце XVIII в. их насчитывалось более ста. Большую известность приобрели крепостные актеры Останкинского дворца-театра, особенно П.И. Ковалева (Жемчугова), получившая вольную и ставшая женой графа Б.П. Шереметева. Однако судьба большинства крепостных актеров была не такой счастливой. Они были полностью зависимы от капризов, настроения барина и могли быстро превратиться из актрис и актеров в скотниц и конюхов.
Русская культура во второй половине XVIII в. сделала резкий рывок. Именно в это время в России были открыты первый университет, профессиональный русский театр, Публичная библиотека, Академия художеств; создана система среднего образования; сформировалась духовная культура русского народа.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
history.wikireading.ru
Культура России во второй половине 18-го века
В конце 18 в. процесс развития русской культуры вступает в новую стадию развития. Формируется национальная культура, многовековой процесс накопления знаний входит в стадию формирования наук, складывается литературный русский язык, появляется национальная литература, увеличивается количество печатных изданий, строятся шедевры зодчества, развивается живопись и скульптура.
Старые церковные и сословные школы перестали удовлетворять потребность в количестве и качестве образованных граждан. С 80-х гг. правительство начинает создание общеобразовательных учебных заведений. В 1786 г. согласно Уставу народных училищ учреждались главные народные училища с четырьмя классами в губернских городах, а в уездных городах — малые народные училища с двумя классами. Увеличилось число сословных школ для образования дворян. Выдающимся деятелем в сфере образования был И.И. Бецкий. Кроме народных училищ, он создал училище при Академии художеств, Коммерческое училище, медсестринское отделение при Смольном институте благородных девиц.
Главным центром научной деятельности была Академия наук. В целях развития высшего образования в России 12 января 1755 г. был открыт Московский университет с двумя гимназиями, который стал центром русского просвещения. В отличие от европейских университетов образование в нем было бесплатным для всех сословий (кроме крепостных крестьян). В 1773 г. открылось Горное училище в Петербурге. Создание сети высших учебных заведений потребовало издания новых учебников. Их разработкой занимались Академия наук и Московский университет. Выдающуюся роль в развитии отечественной науки сыграл М.В. Ломоносов — разносторонне одаренный ученый, поэт, историк и естествоиспытатель.
Особое развитие в 18 в. получили естественные науки. В 20-50 гг. 18-го в. Академия наук организовала Великую северную экспедицию для исследования северо-востока Азии, Северного Ледовитого океана и северо-запада Америки.
В 60-80 гг. выполнено комплексное исследование севера Европейской части России. Важнейшие географические открытия были сделаны С.И. Челюскиным, С.Г. Мапыгиным, братьями Лаптевыми. В. Беринг и А.И. Чириков прошли между Чукоткой и Аляской, открыв пролив между Америкой и Азией.
Во второй половине 18-го в. наблюдается взлет технической мысли. И.И. Ползунов впервые разработал проект универсального парового двигателя. И.П. Кулибин создал проект одноарочного моста через Неву, изобрел прожектор, лифт, протезы для инвалидов.
Литература этого периода представлена тремя направлениями. Классицизм представляет творчество А.П. Сумарокова (трагедия «Дмитрий Самозванец», комедия «Опекун»). В романтическом стиле пишет Н.М. Карамзин («Бедная Лиза»). Художественно-реалистическое направление представлено Д.И. Фонвизиным (комедии «Бригадир» и «Недоросль»).
В 1790 г. была издана книга А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», содержавшая протест против крепостного права.
В архитектуре господствовал стиль русский барокко, отличавшийся особой роскошью. Это был сплав европейского классицизма и отечественных архитектурных традиций.
Крупнейшими зодчими этого направления были В.В. Растрелли в Петербурге и Д.В. Ухтомский в Москве. Стиль классицизма в Петербурге представляли Д. Кваренги, Н.А. Львов и Ч. Камерон. В Москве в стиле классицизма работали В.И. Баженов и М.Ф. Казаков.
Русская живопись совершенствуется в традиционном портретизме (работы Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского). М. Шибанов положил начало жанровой живописи. Родоначальники пейзажной живописи — С.Ф. Щедрин и Ф.Я. Алексеев. Первые картины в историческом жанре были созданы А.П. Лосенко.
Замечательные творения создают скульпторы Ф.И. Шубин — мастер скульптурного портрета и М.И. Козловский, который стал родоначальником русского классицизма в скульптуре.
ПОМОГЛО? ЛАЙКНИ!
historynotes.ru
«Культура России второй половины XVIII века»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:
«Культура России второй
половины XVIII века».
Введение.
Так сложилось, что человек живёт в обществе и не может существовать без него, поэтому всё связанное с обществом влияет на нашу жизнь. Каждому известно, что всё, что нас сегодня окружает, появилось не просто так, не из воздуха. В течение многих веков, прикладывая колоссальные усилия, человек преобразовывал мир вокруг себя, стараясь сделать свою жизнь лучше. Постепенно происходило изменение облика каждого государства, в том числе России. Менялись ценности, привычки, вкусы, а также взгляды на мир. Результатом этих изменений стало то, что мы сегодня видим вокруг нас. Но в настоящее время многие люди живут лишь сегодняшним днём, предпочитают думать о будущем. Мало кого интересуют проблемы, имевшие место там, в далёком прошлом. Мало кто знает истоки русской культуры, этапы её развития, периоды застоя и процветания, какие-то переломные моменты. Одним из таких моментов стал XVIII век, особенно его вторая половина.
На мой взгляд, тема культуры второй половины XVIII столетия имеет большое значение, поскольку именно в этот период происходят радикальные изменения во многих областях науки, в том числе химии и биологии. Развивается театральное искусство, которое постепенно отступает от традиций классицизма, игра актёров становится более естественной. Происходят перемены и в прикладном искусстве, которое теперь ориентировано на потребности более широкого круга людей. Список новшеств можно продолжать и продолжать. На мой взгляд, именно изменения, имевшие место во второй половине XVIII века, заложили некоторые основы современного искусства. Это и говорит о том, что выбранная мною тема не только имеет большое значение, но и является актуальной, потому что основы культуры своего народа нужно знать всегда.
Главной задачей моей работы было достаточно подробное рассмотрение основных областей русской культуры второй половины XVIII столетия с целью составления наиболее полной картины. В связи с этим возникла другая задача – внимательно ознакомиться со всеми источниками, чтобы выбрать самые важные положения.
Для выполнения работы я использовала пособие для подготовки к экзаменам по истории, а также такие книги, как «История русской культуры» (Берёзовая Л. Г., Берлякова Н. П.), «История русского искусства», а также «Очерки русской культуры XVIII века». Эта литература содержит большое количество информации по выбранной мною теме, поэтому позволяет в доступной форме преподнести материал. Также стоит сказать о том, что в перечисленных источниках рассматривается культура России в процессе развития, что помогает определить, какие же перемены произошли в той или иной её области. Я также пользовалась Толковым словарём Ожегова и словарём Зеновича, так как они позволили объяснить некоторые непонятные термины, которые использовались в книгах.
Приступим к рассмотрению русской культуры во второй половине XVIII столетия.
Архитектура.
Вторая половина XVIII века внесла в архитектуру России некоторые новые элементы. Необходимость изменений в строительстве была обусловлена успехами в развитии науки, ростом торговли и промышленного производства, а также урбанизационными процессами, то есть увеличением числа городов и их размеров. Перед архитекторами того времени стояло несколько задач, причём одной из важнейших являлась необходимость радикального изменения во внешнем облике зданий. Дело в том, что принципы архитектуры, имевшие место в середине XVIII века и ориентированные на дворцовые и церковные сооружения, не подходили для масштабного строительства. Вспомните уникальные формы таких творений Растрелли, как Екатерининский дворец (1752 – 1756) в Царском Селе, Зимний дворец (1754 – 1762), Смольный монастырь (1748 – 1764) в Петербурге. Во второй половине XVIII века требования несколько изменились. Теперь зодчие стали обращаться к наследию античной классики, в первую очередь древнеримской, от которой они брали ордера[1] , воспроизводимые с соблюдением правильности соотношений и деталей. Именно эти сочетания несущих и несомых частей стоечно-балочной конструкции стали основным средством тектонического[2] решения и фасадов, и интерьеров. Архитекторы того времени должны были также соблюдать гармоничность пропорций в отношении не только общих объёмов, но и отдельных элементов тех или иных сооружений. Впоследствии разработанная на основании обращения к античности совокупность архитектурных приёмов стала называться русским классицизмом.
Уже с начала 1760-х годов в ряде русских городов, особенно крупных, развернулись масштабные градостроительные работы. Говоря о Петербурге, стоит отметить, что достаточно большое значение имели работы, связанные с регулированием берегов Невы и других рек, проведением новых каналов, строительству набережных и каменных мостов. Не меньшее внимание уделялось разработке системы площадей в центре города. В той части Москвы, где раньше располагались старые крепостные стены Белого города, появилось несколько широких бульваров. Немалое строительство было развёрнуто в Ярославле и в Твери, где был реконструирован весь центр города.
Наряду с масштабным строительством в русских городах, в том числе небольших по размеру, имело место и сооружение зданий нового назначения. Примером может послужить огромное здание Академии художеств (1764 – 1772), возведённое на берегу Невы А. Ф. Кокориновым и Ж.-Б. Вален-Деламотом. В Москве же было построено обширное здание Воспитательного дома. Несмотря на наличие в схемах решений этих зданий большого числа элементов, напоминающих прежние дворцовые сооружения, нельзя сказать, что архитекторы не разрабатывали какие-то новые приёмы, не создавали более рациональные, а значит, и удобные, планы. Наоборот, в зданиях второй половины XVIII века было много нового. Их внешний облик решён по-другому, что проявляется в строгих и простых формах.
Вообще своеобразная сдержанность и простота являются характерными чертами многих других сооружений того времени. Вспомните, например, построенный архитектором Ринальди Мраморный дворец (1768 – 1785), расположенный в центральной части Петербурга. Фасады этого здания отличаются гармоничностью пропорций, чёткостью архитектоники.
Стоит отметить, что то, что было намечено в работах шестидесятых годов восемнадцатого столетия, впоследствии раскрылось в творчестве ведущих архитекторов той эпохи – Баженова, Казакова, Старова, Чарльза Камерона, а также уроженца Северной Италии Джакомо Кваренги. Рассмотрим, какой вклад сделали эти именитые зодчие в развитие русской архитектуры.
Крупные постройки и проекты Василия Ивановича Баженова связаны в основном с Москвой. Особенно большое значение принадлежит проекту Кремлёвского дворца и проводимому в Царицыне строительству. С 1768 по 1773 год Баженов возглавлял Модельный дом, где и велась работа над проектом нового Кремлёвского дворца, который предположительно должен был охватить весь кремлёвский холм. Разрабатывая план, архитектор выдвигает на первое место решение общих задач планировки, намечает создание на территории кремлёвского холма системы площадей и проездов, которые бы объединяли отдельные участки, при этом учитывает особенности местности. Были задуманы в связи с новым зданием дворца и корпуса административных учреждений Москвы. Хотя проект Баженова так и не осуществился, созданная им модель сильно повлияла на дальнейшее развитие архитектуры конца XVIII века.
Что касается строительства ансамбля в Царицыне, то и в этом случае Баженов попытался по-новому решить поставленную перед ним задачу. В качестве черты, которая отличает данный архитектурный ансамбль от дворцовых сооружений середины века, предстаёт «живописный пейзажный парк с размещёнными в нём небольшими павильонами, органически связанными с теми конкретными участками, на которых они возведены».[3] Зодчий, разрабатывая планы, пытался развивать прежние (древние) традиции московского зодчества.
Среди московских построек, выполненных по проектам Баженова, особенно выделяется бывший Пашков дом (1784 – 1786), сейчас старое здание Библиотеки имени Ленина.
Помимо Баженова в Москве работал Матвей Фёдорович Казаков, начавший свою деятельность в Твери. Его самостоятельная работа началась в середине семидесятых годов XVIII века. Одной из самых выдающихся построек было здание Сената в Кремле (1776 – 1787), которое во времена Советского Союза являлось зданием Верховного Совета СССР. Архитектор сумел учесть и использовать особенности треугольного участка, на котором должно было располагаться сооружение, и смог создать такую постройку, в которой сочетаются «монументальность общего облика и парадность композиции»[4] с удобным и рациональным ланом. Впоследствии Казаков построил в Москве множество других зданий, среди которых наиболее примечательны университет и Голицынская больница – первая крупная городская московская больница. Второе сооружение относится к числу последних работ мастера и выполнено в наиболее строгом стиле.
В отличие от Баженова и Казакова, которые работали преимущественно в Москве, Иван Егорович Старов проектировал в основном для Петербурга, где и находятся его важнейшие постройки, крупнейшей среди которых является Таврический дворец (1783 – 1789). В конце XVIII века участок, на котором расположено данное здание, не входил в черту города, чем и обусловлено свободное размещение дворца и наличие при нём большого парка. Таврический дворец был предназначен для различных приёмов и торжеств по случаю присоединения Крыма к России, поэтому изначально в плане предполагалось присутствие в здании парадных зданий. Таврический дворец, одновременно строгий и торжественный, являлся одним из самых значительных сооружений конца XVIII столетия. Поистине выдающимся архитектурным сооружением является и Троицкий собор Александро-Невской лавры, который также выполнен по проекту Старова.
mirznanii.com
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 В конце 18 в. процесс развития русской культуры вступает в новую стадию развития. Формируется национальная культура, многовековой процесс накопления знаний входит в стадию формирования наук, складывается литературный русский язык, появляется национальная литература, увеличивается количество печатных изданий, строятся шедевры зодчества, развивается живопись и скульптура. Старые церковные и сословные школы перестали удовлетворять потребность в количестве и качестве образованных граждан. С 80-х годов правительство начинает создание общеобразовательных учебных заведений. В 1786 г. согласно «Уставу народных училищ» учреждались главные народные училища с четырьмя классами в губернских городах, а в уездных городах — малые народные училища с двумя классами. Увеличилось число сословных школ для образования дворян. Выдающимся деятелем в сфере образования был И.И. Бецкий. Кроме народных училищ, он создал училище при Академии художеств, Коммерческое училище, медсестринское отделение при Смольном институте благородных девиц. Главным центром научной деятельности была Академия наук. В целях развития высшего образования в России, 12 января 1755 г. был открыт Московский университет с двумя гимназиями, который стал центром русского просвещения. В отличие от европейских университетов, образование в нем было бесплатным для всех сословий (кроме крепостных крестьян). В 1773 г. открывается Горное училище в Петербурге. Создание сети высших учебных заведений потребовало издания новых учебников. Их разработкой занимались Академия наук и Московский университет. Выдающуюся роль в развитии отечественной науки сыграл М.В. Ломоносов — разносторонне одаренный ученый, поэт, историк и естествоиспытатель. Особое развитие в 18 в. получили естественные науки. В 20-50 гг. 18 в. Академия наук организовала Великую Северную экспедицию для исследования северо-востока Азии, Северного Ледовитого океана, и северо-запада Америки. В 60-80 гг. выполнено комплексное исследование Севера европейской части России. Важнейшие географические открытия были сделаны С.И. Челюскиным, С.Г. Мапыгиным, братьями Лаптевыми. В. Беринг и А.И. Чириков прошли между Чукоткой и Аляской, открыв пролив между Америкой и Азией. Во второй половине 18 в. наблюдается взлет технической мысли. И.И. Ползунов впервые разработал проект универсального парового двигателя. И.П. Кулибин создал проект одноарочного моста через Неву, изобрел прожектор, лифт, протезы для инвалидов. Литература этого периода представлена тремя направлениями. Классицизм представляет творчество А.П. Сумарокова (трагедия «Дмитрий Самозванец», комедия «Опекун»). В романтическом стиле пишет Н.М. Карамзин («Бедная Лиза»). Художественно-реалистическое направление представлено Д.И. Фонвизиным (комедии «Бригадир» и «Недоросль»). В 1790 г. была издана книга А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», содержавшая протест против крепостного права. В архитектуре господствовал стиль русского барокко, отличавшийся особой роскошью. Это был сплав европейского классицизма и отечественных архитектурных традиций. Крупнейшими зодчими этого направления были В.В. Растрелли в Петербурге и Д.В. Ухтомский в Москве. Стиль классицизма в Петербурге представляли Д. Кваренги, Н.А. Львов и Ч. Камерон. В Москве в стиле классицизма строили В.И. Баженов и М.Ф. Казаков. Русская живопись совершенствуется в традиционном портретизме (работы Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского). М. Шибанов положил начало жанровой живописи. Родоначальники пейзажной живописи — С.Ф. Щедрин и Ф.Я. Алексеев. Первые картины в историческом жанре были созданы А.П. Лосенко. Замечательные творения создают скульпторы Ф.И. Шубин — мастер скульптурного портрета и М.И. Козловский, который стал родоначальником русского классицизма в скульптуре.
Билет 7
Билет 14. 1. Экономика начала 18 века основные положения: 1704 на Урале появился первый сереброплавительный завод Первая четверть 18 века ознаменовывается развитием текстильной промышленности, на 1725 год в России насчитывалось 25 текстильных предприятий. 1724 — покровительный таможенный налог- высокая пошлина на иностранные товары, аналоги которых выпускаются в России. Осуществлена политика поддержания российских производителей. Начало 18 века ознаменовывалось также строительством флота. в следствии чего осуществлялись государственные сборы на поддержку флота, что положило развитию диспотического режима в России. Для обеспечения армии и флота в стране было построено более 100 мануфактур. для работы на них привлекались крепостные крестьяне, становившиеся в последствии преписными и понссеонными. Появились новые экономические центры: Карелия, Петербург.
2. — 1763 год — Реформа Сената. Сенат разделён на 6 департаментов, возглавляемых обер-прокурорами. Глава Сената — генерал-прокурор.
Билет 15.
ВСЁ Рекомендуемые страницы: Читайте также: |
lektsia.com
Культура России во второй половине XVIII века
Вторая половина 18 века стала временем небывалого подъёма русской культуры. В этот период она достигла баланса в сочетании европейских черт и национальных особенностей.
За короткое время Россия стала одной из самых «культурных» стран Европы.
Господствующим направлением в культуре Европы второй половины 18 века был классицизм.
Это направление зародилось ещё в 17 веке. Классицизм развился на основе античного искусства и искусства Эпохи Возрождения.
В России классицизм сформировался как направление эпохи «просвещённого абсолютизма». Его главной задачей было утверждение идей служения Отечеству.
Особенность литературы классицизма – воспитательное содержание произведений. Авторы стремились создавать героев, достойных подражания. Внушить читателю, что жить нужно ради пользы общества. Объяснить, как нужно жить настоящему гражданину.
Литература России не стала исключением. Сама Екатерина ІІ рассматривала её как средство воспитания подданных и способ пропаганды государственной политики.
Вместе с литературой продолжил развитие русский литературный язык.
Василий Кириллович Тредиаковский и Михаил Васильевич Ломоносов стали основоположниками нового стихосложения. Впоследствии оно легло в основу современной русской поэзии. Свои идеи они изложили в «Письме о правилах российского стихотворства».
В 1748 году Михаил Ломоносов представил свой труд «Риторика». Он стал первой российской хрестоматией по зарубежной и отечественной литературе, а также пособием по красноречию.
В «Российской грамматике», изданной в 1757 году, Ломоносов изложил основы и нормы русского языка.
В «Учении о трёх стилях» (было разработано к 1758 году) выстроил стилистическую систему русского языка и литературы.
Вершиной поэзии русского классицизма часто называют творчество Гавриила Романовича Державина. В своих произведениях автор прославляет великие поступки и порицает зло. Известность и успех Державину принесла ода «Фелица». Она прославляла просвещённую императрицу Екатерину ІІ. Обличала корысть и алчность двора.
Во второй половине 18 века развитие получила отечественная драматургия.
Произведения Александра Петровича Сумарокова были написаны в классическом стиле. Они стали новым жанром российского искусства. Сюжеты его трагедий часто были заимствованы из российской истории («Димитрий Самозванец», «Мстислав»). Комедии затрагивали социальные темы («Лихоимец», «Пустая ссора»).
Популярными стали басни Сумарокова. В них автор обличал несправедливость и пороки современного ему общества, в особенности крепостное право. Уже в то время большую известность приобрела фраза из его басни «Жуки и Пчёлы»: «…Они работают, а вы их труд ядите».
Русские писатели проявляли большой интерес к идеям Просвещения. В своих трудах, особенно после восстания Пугачёва и Великой Французской революции, они стали поднимать острые политические и социальные темы.
Денис Иванович Фонвизин в «Рассуждении о непременных государственных законах» описывает современную ему действительность, критикует правление Екатерины ІІ, предлагает варианты решения государственных проблем России.
В комедии «Недоросль» автор обличил крепостнические устои, невежество и произвол части русского дворянства.
В журналах Николая Ивановича Новикова («Трутень», «Живописец», «Кошелёк») говорилось о злоупотреблениях помещиков и чиновников, казнокрадстве, взяточничестве. Поднимались вопросы о несправедливости крепостного права, о русской идентичности.
Александр Николаевич Радищев в своём знаменитом произведении «Путешествие из Петербурга в Москву» подверг критике все стороны государственного и общественного устройства России.
Екатерина ІІ после прочтения «Путешествия» назвала Радищева «бунтовщиком, хуже Пугачёва». Вскоре автор книги был приговорён к смертной казни, заменённой ссылкой в Сибирь.
К концу столетия в русской литературе появляется новое направление – сентиментализм. Писатели этого жанра стремились показать в своих произведениях внутренний мир своих героев, их индивидуальность и чувства.
Ярким представителем российского сентиментализма был Николай Михайлович Карамзин. Его наиболее известными произведениями стали «Письма русского путешественника» и повесть «Бедная Лиза».
Всеобщее увлечение литературой не обошло стороной и императрицу Екатерину ІІ. При её непосредственном участии в России издавался сатирический журнал «Всякая всячина».
Во второй половине 18 века в России получило развитие театральное искусство.
По указу Елизаветы Петровны в 1756 году в Петербурге был основан Российский театр – первый профессиональный театр России.
Его директором стал Фёдор Григорьевич Волков, известный русский актёр и театральный деятель.
Кроме Императорских театров (их содержало правительство России), популярными оставались иностранные труппы.
Также в 18 веке появилось большое количество крепостных театров – частных дворянских театров, состоявших из крепостных актёров. Самыми известными из них стали театры Шереметевых, Юсуповых, Потёмкина.
Порой крепостные актёры превосходили в мастерстве профессионалов. Например, на игру Прасковьи Жемчуговой и Татьяны Шлыковой-Гранатовой к Шереметевым специально приезжали из Петербурга.
Российская живопись во второй половине 18 века развивалась в нескольких направлениях. Основным из них был портрет. Все стороны эпохи абсолютизма отразились в этом жанре.
Признанными мастерами парадного портрета были Дмитрий Григорьевич Левицкий, Иван Петрович Аргунов.
Направление светского портрета развивал Алексей Петрович Антропов, Владимир Лукич Боровиковский.
Так же в портретном жанре работал Фёдор Степанович Рокотов.
В исторической живописи заметный след оставили Антон Павлович Лосенко, Иван Акимович Акимов, Григорий Иванович Угрюмов.
Картины в жанре пейзажа писал Семён Фёдорович Щедрин.
В конце столетия, вместе с развитием сентиментализма, получает развитие направление живописи, связанное с описанием крестьянского быта. Представителем этого жанра стал Михаил Шибанов.
Российская императрица Екатерина ІІ, в духе своего времени, была коллекционером произведений искусства.
Для своего частного собрания живописи, в 1764 году, ей был основан Эрмитаж. Впоследствии эта коллекция станет одним из крупнейших в мире музеев.
Вторая половина 18 века стала временем развития русской скульптуры.
Влияние на развитие скульптурного мастерства оказало открытие в 1757 году Академии художеств.
Это позволило обучить в России своих профессиональных скульпторов.
Талантливыми скульпторами были Федот Иванович Шубин, Михаил Иванович Козловский, Фёдор Гордеевич Гордеев.
Примечательным событием стало появление на улицах Петербурга памятников выдающимся деятелям истории. Первым из них стал знаменитый «Медный всадник» Этьена Фальконе. Он был торжественно открыт в 1782 году.
В целом, русскую архитектуру 18 века можно разделить на периоды господства того или иного стиля.
В первой трети столетия господствовал стиль Петровского барокко. Для него были характерны простота строений, ориентация на архитектуру Западной Европы того времени. Разрыв с византийскими традициями.
Во второй трети 18 века развилось Аннинско-елизаветинское барокко. Для этого стиля характерны пышность и величие, использование элементов традиционной русской архитектуры.
При Екатерине ІІ начинается период русского классицизма. Постройки этого периода отличала простота, строгость и рациональность.
Во второй половине 18 века в России работало большое количество иностранных архитекторов. Но самым выдающимся из них был Бартоломео Растрелли (1700 – 1771 годы).
При Елизавете Петровне он по праву считался главным архитектором страны.
По проектам Растрелли были возведены Зимний дворец, Смольный собор, Большой Царскосельский дворец.
Среди русских архитекторов второй половины 18 века можно выделить Василия Ивановича Баженова. Ему принадлежат проекты Дома Пашкова в Москве, Дворцово-паркового ансамбля Царицыно.
Матвей Фёдорович Казаков стал архитектором Сенатского дворца Московского Кремля.
Иван Егорович Старов построил Таврический дворец Потёмкина.
Во второй половине 18 века достигло успехов российское градостроительство.
Стали разрабатываться планы генеральной застройки не только столицы России, но и губернских и уездных городов.
Согласно им, в центре города полагалось быть дому губернатора и администрации, судам, больницам и школам, главному собору и театру. Согласно этим планам, города должны были стать не только административными центрами, но и центрами культуры и искусства.
Таким образом, во второй половине 18 века культура России достигла больших успехов.
В литературе были сформированы основы русского литературного языка (грамматика, стилистика).
В рамках классицизма развилась драматургия, сатира. Просветительская литература Радищева, Новикова, Фонвизина.
В театральном искусстве – был основан Российский театр – первый профессиональный театр России.
В живописи – получили развитие портретный и исторический жанры. Был основан Эрмитаж.
После открытия Академии художеств развилась самостоятельная школа русской скульптуры.
В архитектуре – произошло развитие двух основных стилей: русского барокко и русского классицизма. Были созданы великие памятники архитектуры (Зимний дворец, Таврический дворец, Троицкий собор).
videouroki.net