Культурно идеологическая подсистема политической системы – — —

Политическая система общества, понятие, структура, функции, основные элементы, субъекты, институты, идеологические подсистемы

Одним из ключевых понятий в курсе политологии представляется политическая система.

Важно определить, каковы ее основные компоненты, задачи и классификации.

Политическая система это сочетание взаимосвязанных компонентов и подсистем.

Понятие политической системы

Если суммировать все определения термина, то допустимо сделать вывод, что политическая система представляет собой комплекс норм, принципов, институтов и учреждений, а также взаимосвязь между ними.

В ходе реализации взаимодействия между государственными и некоммерческими институтами реализуется власть в социуме.

Основные элементы политической системы

К базовым элементам системы относятся:

  1. Институциональный – объединения индивидов и сообществ в разнообразные организации и подгруппы, а также взаимосотрудничества между ними.
  2. Нормативный – законы и иные акты, содержащиеся в кодексах страны и уставах партийных организаций.
  3. Функциональный – действия акторов и процессы, происходящие в государстве.
  4. Идеологический – принципы и взгляды отдельных лиц и сообществ.
  5. Коммуникативный – методики взаимного действия и развития взаимоотношений.

Функции политической системы

Ключевыми функциями системы являются:

  1. Преобразующая – конвертация заявок в решения.
  2. Приспособления – адаптация к изменениям в мире.
  3. Мобилизации ресурсов для получения целей.
  4. Защитная – охрана ценностей, принципов и строя.
  5. Производство и распределение духовных и материальных предметов.

Классификация политических систем

Рассмотрим классификацию систем, сформулированную американским политологом Габриэлем Алмондом:

  1. Англо-американская – гомогенная культура, роли и функции между акторами строго разделены.
  2. Континентально-европейская – фрагментарная культура, сочетание старых и новых культур.
  3. Доиндустриальная – смешение культур, слабая дифференциация ролей.
  4. Тоталитарного типа – принудительная активность.

Французский политолог Жан Блондель подразделяет пять групп:

  • либеральные демократии,
  • коммунистические системы,
  • традиционные общества,
  • популистские системы,
  • авторитарно-консервативная политика.

Одним из наиболее распространенных делений является группирование на демократию, авторитаризм и тоталитаризм.

Структурные компоненты (подсистемы) политической системы

Каждое государство представляет собой уникальную систему, сформированную под влиянием традиций, культурных и исторических особенностей.

Рассмотрим ключевые компоненты политической системы.

Организационно-институциональная подсистема

Базовыми понятиям в данном случае являются:

  1. Организация – совместно работающая группа людей, ориентированная на достижение конкретной задачи в политике (партии, объединения, сообщества).
  2. Институт – устойчивый вид взаимного сотрудничества между акторами политической жизни (например, парламентаризм или избирательное право).

Коммуникативная подсистема

Коммуникативный компонент – это многообразие отношений посреди политических организаций и институтов, возникающих в процессе реализации власти. Основополагающие уровни коммуникации представляют собой стержень взаимодействия между акторами.

Культурно-идеологическая подсистема

В культурно-идеологическом компоненте рассматриваются убеждения, взгляды, принципы, а также психология поведения политического.

Рассмотрим ключевые понятия:

  1. Политическая психология изучает активность индивидов, сообществ и целых социумов по поводу политики, к особым предметам изучения относятся – толпа, лидерство, массовое сознание.
  2. Политическая идеология – это сформированные и сформулированные устойчивые идеи и взгляды на определенные вопросы, связанные с управлением государством.
  3. Политическая культура представляет собой совокупность знаний о политике у определенного общества, его активность и вовлеченность в жизнь государства.

Государство

Государство – сильнейший субъект системы, который объединяет все описываемые компоненты. Государственная власть представляет собой форму награды в борьбе за власть.

Политические партии

Политическая партия – организация, объединяющая людей с одной идеологией, стремящаяся к завоеванию и удержанию власти.

В соответствии с взглядами партии, их подразделяют на:

  • монархические,
  • консервативные,
  • либерально-демократические,
  • коммунистические.

Роль партий в современности оказывает воздействие на ключевой институт – государство. В курсе обществознания есть таблица и схема, отражающая, как функционирует ядро политической власти.

Общественно-политические движения

Политические движения во многом похожи на партии, но в отличие от них:

  • не имеют строгой структуры,
  • не стремятся завоевать власть.

Главная задача общественных движений – продвижение собственных идей и взглядов.

Группы интересов

В качестве групп давления или интересов выступают не политические акторы, например, профессиональные союзы, монополистические тресты, церковь и СМИ. Они не стремятся завоевывать власть, но активно продвигают собственные желания.

Группы интересов оказывают давление на органы власти, как правило, используя финансовые рычаги.

Средства политического влияния

То, как и кем управляется государство – механизм осуществления влияния. Государственные органы власти исполняют три базовые функции с целью осуществления политического воздействия:

  • нормотворческую – создание и систематизация законов и иных актов,
  • осуществление законов и внедрение санкций.

Политическая система России

Россия – демократическое государство, в котором существует разделение властей.

Рассмотрим базовое подразделение:

  1. Кто правит? Форма правления – республика президентская.
  2. Как правит? Политический режим – демократическая страна.
  3. Где правит? Государственно-территориальное устройство –
    ассиметричная федерация
    .

Что касается высших властных органов, то они следующие:

  • законодательная ветвь – Федеральное собрание (Совет Федерации и Государственная Дума),
  • исполнительная ветвь – Правительство,
  • судебная ветвь.

В представительную власть также входит институт президентства. Основные учреждения и признаки носят демократический характер.

Внутренняя структура российской политической системы похожа на большинство демократических стран. Место государства в данном случае центральное, то есть общество подчинено высшим органам власти.

tvercult.ru

Культурно-идеологическая подсистема

Количество просмотров публикации Культурно-идеологическая подсистема — 439

Коммуникативная подсистема

Организационно-институциональная подсистема

Политическая организация — организованная группа людей, действующих совместно ради достижения определœенной политической цели, к примеру: политическая партия; общественно-политическое движение; инициативная группа граждан, выдвигающих кандидата в депутаты; общественное объединœение, оказывающее влияние на государственную политику; ячейка революционеров и т.д. Можно также выделить организации, которые имеют политические цели, однако эти цели для них не являются основными (к примеру, профсоюзы или церковь). Наконец, некоторые организации не имеют явных политических целœей (скажем, клуб грибников), но при определœенных условиях могут выступить в качестве политических организаций.

Политический институт — более сложный элемент политической системы, представляющий собой устойчивый вид социального взаимодействия, регулирующий определœенный участок политической сферы жизни общества. Институт выполняет важную функцию (или несколько функций), значимую для всœего общества, формируя при этом упорядоченную систему социальных ролей и правил взаимодействия.

Примерами политических институтов служат парламентаризм, институт государственной службы, институты исполнительной власти, институт главы государства, президентство, монархия, судопроизводство, гражданство, избирательное право, политические партии и т.д. Основным институтом в политической системе выступает государство.

Ккоммуникативному компоненту политической системы общества относятся отношения, связи, формы взаимодействия и общения, которые складываются входе политической деятельности.

Для реализации своих политических целœей участники политической деятельности (институты, организации, большие социальные общности, отдельные лица) должны выстраивать различные отношения между собой и социальной средой. Связи, формы взаимодействия и общения, которые складываются в данном процессе, представляют коммуникативную подсистему политической системы общества. К примеру, это взаимодействие парламентских комитетов; связи, возникающие между партиями и государственными органами; отношения между органами исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти; общение государства с населœением и т.д.

Каналы связи играют важную роль в коммуникативной подсистеме, по ним информация о потребностях населœения передается от населœения к государству (это бывают открытые слушания, комиссии по расследованию, социологические опросы, результаты выборов) и обратно — от государства к населœению (здесь важную роль играют СМИ, которые знакомят населœение с политическими решениями, принятыми законами и т.д.).

Нормы политического взаимодействия включают в себя политические, правовые и моральные нормы, а также обычаи и традиции.

В культурно-идеологический компонент политической системы включены политические идеи, взгляды, представления, убеждения и чувства участников политической деятельности. Условно в культурно-идеологическом компоненте должна быть выделœен политико-психологический уровень, касающийся преимущественно поведенческих аспектов политики, и политико-идеологический уровень, сфокусированный на политической теории.

Политическая психология сконцентрирована на поведении отдельных лиц, групп и целых обществ, а также на их мотивации, настроениях, мнениях, чувствах, эмоциях, убеждениях, заблуждениях и т.д. Особое значение здесь имеют психология толпы, харизма лидеров, манипуляция массовым сознанием и т.д.

Политическая идеология представляет более высокий уровень и включает в себя политические идеи, концепции, теории, учения. Центром политико-идеологического уровня является политическая культура.

Подполитической культурой

понимают составную часть духовной культуры человечества, включающую в себя совокупность политических знаний, ценностей и моделœей поведения, а также политический язык, символы и традиции государственности.

Все элементы политической системы, находясь в постоянном взаимодействии, способствуют выполнению важных социальных функций:

§ определœение перспективных направлений социального развития;

§ оптимизация движения общества к своим целям;

§ распределœение ресурсов;

§ согласование интересов различных субъектов; приобщение граждан к активному участию в политике;

§ выработка норм и правил поведения членов общества;

§ контроль над выполнением норм, законов и правил;

§ обеспечение стабильности и безопасности в обществе.

В политическую систему входят следующие институты:

§ государство и его органы;

§ политические партии;

§ общественно-политические движения;

§ группы давления, или группы интересов.

referatwork.ru

Культурно-идеологическая подсистема — КиберПедия

В культурно-идеологический компонент политической системы включены политические идеи, взгляды, представления, убеждения и чувства участников политической деятельности. Условно в культурно-идеологическом компоненте может быть выделен политико-психологический уровень, касающийся преимущественно поведенческих аспектов политики, и политико-идеологический уровень, сфокусированный на политической теории.

Политическая психология сконцентрирована на поведении отдельных лиц, групп и целых обществ, а также на их мотивации, настроениях, мнениях, чувствах, эмоциях, убеждениях, заблуждениях и т.д. Особое значение здесь имеют психология толпы, харизма лидеров, манипуляция массовым сознанием и т.д.

Политическая идеология представляет более высокий уровень и включает в себя политические идеи, концепции, теории, учения. Центром политико-идеологического уровня является политическая культура.

Подполитической культурой понимают составную часть духовной культуры человечества, включающую в себя совокупность политических знаний, ценностей и моделей поведения, а также политический язык, символы и традиции государственности.

Все элементы политической системы, находясь в постоянном взаимодействии, способствуют выполнению важных социальных функций:

§ определение перспективных направлений социального развития;

§ оптимизация движения общества к своим целям;

§ распределение ресурсов;

§ согласование интересов различных субъектов; приобщение граждан к активному участию в политике;

§ разработка норм и правил поведения членов общества;

§ контроль над выполнением норм, законов и правил;

§ обеспечение стабильности и безопасности в обществе.

В политическую систему входят следующие институты:

§ государство и его органы;

§ политические партии;

§ общественно-политические движения;

§ группы давления, или группы интересов.

Государство

Государство- основной системообразующий элемент, оно объединяет все остальные элементы политической системы в единое целое. Государство — наиболее сильный субъект политики, потому что облагает властью и способностью принуждать. Одновременно государство и объект политической борьбы, «приз» для различных политических сил в борьбе за обладание государственной машиной. Не всегда оно функционирует в политической системе как единое целое. В ходе политической борьбы отдельные органы государства могут приобретать самостоятельное значение (в результате противоборства политических сил): например, армия, которая совершает государственный переворот. В конфликте между президентом России и Верховным Советом (парламентом) в 1993 г. президент представлял одни политические силы, а парламент — другие. Такая ситуация долго существовать не может, поскольку дестабилизирует политическую систему.



Государство и государственная власть — награда для победившей на выборах партии. В таких политических системах есть развитые партии и достаточно эффективный контроль над властью.

Относительно важная роль государства и бюрократии как самостоятельных субъектов в осуществлении власти, наряду с партиями, роль которых также достаточно существенна.

Политические партии

Партия — организация, объединяющая граждан одинаковых политических взглядов для борьбы за власть или для реализации во масти своей программы.

Партия — идеологическая организация. Идеология (философия) партии — совокупность идей, которыми она руководствуется в своей деятельности.

По идеологическим принципам партии делятся на:

§ консервативные;

§ либеральные;

§ демократические;

§ социал-демократические;

§ социалистические;

§ коммунистические;

§ националистические.

Партия обладает постоянной организационной структурой и руководящими кадрами, обязательно имеет устав и оформленное членство. Согласно российскому законодательству, партией считается организация, насчитывающая не менее 50 тыс. членов. Партия имеет программу с конкретными предложениями, которые она намеревается реализовать, придя к власти, либо осуществляет как правящая партия.

Цель партии — завоевать и удерживать государственную власть. Если организация такой цели не ставит, то она не политическая партия. Политические партии обычно представляют интересы определенных социальных групп.

По отношению к политической системе партии делятся на системные и несистемные. Системные образуют часть данной политической системы и действуют по tе правилам, руководствуясь ее законами. Системная партия борется за власть законными методами, то есть принятыми в данной системе, на выборах. Несистемные партии не признают данную политическую систему, борются за ее изменение или устранение — как правило, насильственным путем. Обычно они нелегальные или полулегальные.



Роль партии в политической системе определяется ее авторитетом и доверием избирателей. Именно партии формулируют ту политику, которую осуществляет государство, когда данная партия становится правящей. В демократических системах, как правило, происходит ротация партии: из правящих они переходят в оппозиционные, а из оппозиционных — снова в правящие. По количеству партии политические системы классифицируются следующим образом: однопартийные — авторитарные или тоталитарные: двухпартийные; многопартийные (последние преобладают).Российская политическая система — многопартийная.

cyberpedia.su

Культурно-идеологическая подсистема

Классификация политических систем

Существуют различные классификации политических систем.

Политический режим это совокупность принципов организации и функционирования институтов политической власти.

Принципами, по которым разделяется функционирование политических систем, являются:

· способ принятия властных решений;

· пределы вмешательства органов власти в регулирование общественных отношений.

Поспособу принятия властных решений можно выделить демократические и авторитарные политические системы.

Другой признак деления политических систем —пределы вмешательства органов власти в регулирование общественных отношений. Поданному критерию выделяют либеральные и тоталитарные политические режимы.

По социально-экономической основе их делят на следующие виды.

Тоталитарно-распределительные. В их основе лежит огосударствленная экономика и государственное распределение материальных благ. Политический режим в такой системе — тоталитарный.

Либерально-демократические. Их основа — рыночная экономика, они характеризуются демократическим политическим режимом.

Конвергенционные и мобилизационные. В их основе — сочетание государственного вмешательства в экономику с рынком. Подобным системам обычно соответствует режим различной степени авторитарности.

Элементы политической системы

Очевидно, что в каждом конкретном обществе формируется своя специфическая политическая система, поскольку составляющие ее элементы — традиции, институты, политические ценности и т.д. — в разных обществах различны. Отметим, что политика — это открытая система, т.е. она активно взаимодействует с другими сферами жизни общества — экономической, духовной, социальной, влияя на них и испытывая ответное влияние.

Существуют различные основания для выделения основных элементов политической системы. Рассмотрим первую из классификаций, в которой выделяются подсистемы:

· организационно-институциональная — это организации (социальные группы, революционные движения и т.д.) и институты — парламентаризм, партии, государственная служба, судопроизводство, гражданство, президентство и т.п.;

· нормативно-регулятивная — политические, правовые и моральные нормы, обычаи и традиции;

· коммуникативная — отношения, связи и формы взаимодействия участников политического процесса, а также между политической системой в целом и обществом;

· культурно-идеологическая — политические идеи, идеология, политическая культура, политическая психология.

Организационно-институциональная подсистема

Политическая организация — организованная группа людей, действующих совместно ради достижения определенной политической цели, например: политическая партия; общественно-политическое движение; инициативная группа граждан, выдвигающих кандидата в депутаты; общественное объединение, оказывающее влияние на государственную политику; ячейка революционеров и т.д. Политический институт — более сложный элемент политической системы, представляющий собой устойчивый вид социального взаимодействия, регулирующий определенный участок политической сферы жизни общества. Институт выполняет важную функцию (или несколько функций), значимую для всего общества, формируя при этом упорядоченную систему социальных ролей и правил взаимодействия.

Нормы политического взаимодействия включают в себя политические, правовые и моральные нормы, а также обычаи и традиции.

Культурно-идеологическая подсистема

В культурно-идеологический компонент политической системы включены политические идеи, взгляды, представления, убеждения и чувства участников политической деятельности. Условно в культурно-идеологическом компоненте может быть выделен политико-психологический уровень, касающийся преимущественно поведенческих аспектов политики, и политико-идеологический уровень, сфокусированный на политической теории.

Политическая психология сконцентрирована на поведении отдельных лиц, групп и целых обществ, а также на их мотивации, настроениях, мнениях, чувствах, эмоциях, убеждениях, заблуждениях и т.д. Особое значение здесь имеют психология толпы, харизма лидеров, манипуляция массовым сознанием и т.д.

Политическая идеология представляет более высокий уровень и включает в себя политические идеи, концепции, теории, учения. Центром политико-идеологического уровня является политическая культура.

Подполитической культурой понимают составную часть духовной культуры человечества, включающую в себя совокупность политических знаний, ценностей и моделей поведения, а также политический язык, символы и традиции государственности.

Все элементы политической системы, находясь в постоянном взаимодействии, способствуют выполнению важных социальных функций:

· определение перспективных направлений социального развития;

· оптимизация движения общества к своим целям;

· распределение ресурсов;

· согласование интересов различных субъектов; приобщение граждан к активному участию в политике;

· разработка норм и правил поведения членов общества;

· контроль над выполнением норм, законов и правил;

· обеспечение стабильности и безопасности в обществе.

В политическую систему входят следующие институты:

· государство и его органы;

· политические партии;

· общественно-политические движения;

· группы давления, или группы интересов.

Государство

Государство — основной системообразующий элемент, оно объединяет все остальные элементы политической системы в единое целое. Государство — наиболее сильный субъект политики, потому что облагает властью и способностью принуждать. Одновременно государство и объект политической борьбы, «приз» для различных политических сил в борьбе за обладание государственной машиной. Не всегда оно функционирует в политической системе как единое целое. В ходе политической борьбы отдельные органы государства могут приобретать самостоятельное значение (в результате противоборства политических сил): например, армия, которая совершает государственный переворот. В конфликте между президентом России и Верховным Советом (парламентом) в 1993 г. президент представлял одни политические силы, а парламент — другие. Такая ситуация долго существовать не может, поскольку дестабилизирует политическую систему.

Государство и государственная власть — награда для победившей на выборах партии. В таких политических системах есть развитые партии и достаточно эффективный контроль над властью.

Относительно важная роль государства и бюрократии как самостоятельных субъектов в осуществлении власти, наряду с партиями, роль которых также достаточно существенна.

Политические партии

Партия — организация, объединяющая граждан одинаковых политических взглядов для борьбы за власть или для реализации во масти своей программы.

Партия — идеологическая организация. Идеология (философия) партии — совокупность идей, которыми она руководствуется в своей деятельности.

По идеологическим принципам партии делятся на:

· консервативные;

· либеральные;

· демократические;

· социал-демократические;

· социалистические;

· коммунистические;

· националистические.

Партия обладает постоянной организационной структурой и руководящими кадрами, обязательно имеет устав и оформленное членство. Согласно российскому законодательству, партией считается организация, насчитывающая не менее 50 тыс. членов. Партия имеет программу с конкретными предложениями, которые она намеревается реализовать, придя к власти, либо осуществляет как правящая партия.

Читайте также:


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту

poisk-ru.ru

Политическая система — Википедия

Полити́ческая систе́ма о́бщества или полити́ческая организа́ция о́бщества — организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных с осуществлением власти (правительством) и управлением обществом.

Данное понятие объединяет разнообразные действия и взаимоотношения властвующих групп и подвластных, управляющих и управляемых, господствующих и подчинённых, теоретически обобщает деятельность и взаимосвязи организованных форм властеотношений — государственных и иных институтов и учреждений, а также идеологических и политических ценностей и норм, регулирующих политическую жизнь членов данного общества. Понятие «политическая система» обозначает характерные для определённого общества структуры политической деятельности и отношений и типы политического процесса.

Понятие политической системы носит многоаспектный характер. Тем и объясняется неоднозначность подходов в его анализе:

  • Если рассматривать систему в институциональном плане, то её можно свести к совокупности государственных и негосударственных институтов и норм, в рамках которых проходит политическая жизнь данного общества.
  • В другом варианте подчёркивается властный аспект политической системы и её определение связывается, главным образом, с узаконением государственного принуждения как средства регуляции взаимоотношений между людьми.
  • В третьем — политическую систему рассматривают как систему авторитарного (при помощи власти) распределения ценностей в обществе.

Каждый из названных подходов будет корректным при условии конкретного указания аспекта определения понятия.

Д. Истон создал модель политической системы, с помощью которой можно проанализировать процесс принятия политических решений и механизм их реализации. Основу этого процесса составляет совокупность различных видов деятельности субъектов политики, а цель политической системы — распределение ценностей, позволяющих координировать все виды взаимодействия в интересах управления.[источник не указан 97 дней]Карл Дойч разработал информационно-кибернетическую модель политической системы, которая представляет собой совокупность коммуникативных связей и информационных потоков, формируемых субъектами политики в соответствии с их ролями в политике и направленных на управление. Информационно-коммуникативный процесс он разделил на четыре этапа: получение информации, оценка и отбор информации, принятие решений, реализация решений.[источник не указан 97 дней]

Следует также отметить, что политическая система не только формируется, но и действует главным образом на рациональной основе (на основе знания). Рациональность политики воплощается в таких её институтах (по Т. Парсонсу), как лидерство, органы власти и регламентация. Признание института лидерства достаточно точно характеризует специфику политической системы, целенаправленно формирующейся и действующей. В данном контексте понятие «лидерство» означает некую нормативную модель поведения индивида или группы (элиты, партии), включающую, в силу занимаемого ими в данном обществе положения, право и обязанность осуществлять инициативу во имя достижения общей цели и привлекать к её реализации всё сообщество.

Политическую систему можно рассматривать как социальную систему, для которой предполагается такая взаимосвязь её элементов, которая образует определённую целостность, единство. А это означает объединённость входящих в систему субъектов (общественных групп, организаций, индивидов) специфическими признаками, характеризующими систему, а не отдельные элементы. Причём эти признаки не сводимы к сумме свойств, составляющих систему элементов. В свою очередь, свойства элементов не выводимы из признаков целого.

Политической системе свойственны общие черты социальных систем. Кроме того, её характеризуют специфические признаки, вытекающие из природы политики и власти. Эта система, в отличие, скажем, от экономической, формируется в основном целенаправленно. В её фундаменте заключена совокупность соответствующих идей, ценностей — идеология, отражающая социальные интересы больших социальных групп и определяющая облик системы. Образующие политическую систему институты, как уже говорилось, представляют собой опредмеченные политические идеи и проекты. Отсюда необходимость учитывать в анализе особую роль духовного фактора в отработке механизмов функционирования и модернизации системы.

Политическая система, будучи обусловленной социально-экономическими структурами, выступает по отношению к ним и ко всей социальной среде как целое, функционирует в качестве относительно самостоятельного комплекса социальных институтов и политических отношений. Она имеет свою жизнь, свои закономерности, что определяется наличием специальных структурных связей, ролей, функций, а также закреплением и регулированием их особыми нормами — правовыми и политическими.

Как часть общества, функционируя в социальной среде, политическая система подвергается влиянию тех воздействий, которые исходят извне, от общества, а также импульсов изнутри — взаимодействий её институтов, ценностей и т. д.

Структура политической системы означает, из каких элементов она состоит, как они между собой взаимосвязаны. Выделяют следующие компоненты политической системы:

  • организационный (институциональный) компонент — политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы, группы давления, профсоюзы, церковь, средства массовой информации.
  • культурный компонент — политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы (политическая культура, политические идеи/идеологии).
  • нормативный компонент — социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти, традиции и обычаи, моральные нормы.
  • коммуникативный компонент — информационные связи и политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти, а также между политической системой и обществом.
  • функциональный компонент — политическая практика, состоящая из форм и направлений политической деятельности; методы осуществления власти.

Структура — важнейшее свойство системы, поскольку указывает на способ организации и соотношение её элементов.

Сущность политической системы общества наиболее ярко проявляется в её функциях. Выделяют следующие функции политической системы:

  • Обеспечение политической власти для определённой социальной группы или для большинства членов данного общества (политической системой устанавливаются и осуществляются конкретные формы и методы властвования — демократические и антидемократические, насильственные и ненасильственные и т. п.).
  • Управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения (действие политической системы как управляющей включает постановку целей, задач, путей развития общества, конкретных программ в деятельности политических институтов).
  • Мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач (без огромной организаторской работы, людских, материальных и духовных ресурсов многие поставленные цели и задачи обречены на заведомое недостижение).
  • Выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений (без селекции, чёткого определения и выражения на политическом уровне данных интересов никакая политика невозможна).
  • Удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества (именно в сфере распределения сталкиваются интересы разнообразных общностей людей).
  • Интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры (объединяя разные политические силы, политическая система пытается сглаживать, снимать неизбежно возникающие в обществе противоречия, преодолевать конфликты, устранять коллизии).
  • Политическая социализация (посредством которой формируется политическое сознание индивида и он включается в работу конкретных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство политической системы путём обучения всё новых членов общества и приобщения их к политическому участию и деятельности).
  • Легитимация политической власти (то есть достижение определённой степени соответствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам).

Габриэль Алмонд выделил ряд функций для сохранения системы:

  • Политическая социализация — приобретение человеком политических знаний, ценностей, следование стандартам политического поведения в обществе и т. д.
  • Адаптация к внешней и внутренней среде. Осуществляется с помощью подготовки и отбора субъектов власти.
  • Реагирование на сигналы, идущие извне и изнутри системы.
  • Экстракционная функция — черпаются ресурсы из внутренней и внешней среды.
  • Дистрибутивная функция — согласование интересов различных групп внутри общества.
  • Регулирующая функция — управленческие действия.
на русском языке
на других языках
  • Easton D. The Political System. An Inquiry into the State of Political Science. New York: Knopf, 1953

ru.wikipedia.org

Политическая система

Основные понятия: политическая система, институциональная подсистема, нормативная подсистема, функциональная подсистема, коммуникативная подсистема, культурно-идеологическая подсистема, политическая психология, политическая идеология, политическая культура, функции политической системы.


Политическая система общества — сложная, разветвлённая совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействий и взаимоотношений между ними, реализуемых через политическую власть.

В политической системе, согласно одному из подходов, существующих в политологии, выделяются пять структурных компонентов, которые называют подсистемами.

Структурные компоненты (подсистемы) политической системы общества

Наименование подсистемы

Её сущность и состав

Институциональная (организационная)

Представление различных по значимости политических интересов; осуществление социального управления; создание социальных норм; политическая социализация граждан и др.

Включает: государство — главный институт политической системы; политические партии; общественно-политические движения; иные политические институты

Нормативная

Регулирование политического процесса.

Включает: политические принципы; политические традиции; нормы морали, воплощённые в конституциях, иных законах, партийных программах, уставах политических объединений, а также в процедурах, определяющих правила поведения в политике

Функциональная

Охватывает формы и направления политической деятельности, методы осуществления власти

Коммуникативная

Передача информации и её обмен; организация политического диалога.

Включает совокупность связей и взаимодействий:

— между подсистемами политической системы;

— между политической системой и другими подсистемами (сферами общественной жизни) общества: экономической, социальной и т. д.;

— между политическими системами различных стран

Культурно-идеологическая

Придание смысла политическим действиям; стабилизация и интеграция общества; формирование содержательной основы политического диалога.

Охватывает:

политическую психологию — совокупность представлений, чувств, эмоций, психологических стереотипов, отражающих непосредственное отношение людей к сложившейся политической системе общества, политике, политическим институтам;

политическую идеологию (от гр. idea — понятие, logos — учение, слово) — систему идей, взглядов, концепций на политическую жизнь, способов объяснения мира политики, в основе которого лежат ценности, ориентации на те или иные политические явления, процессы, структуры;

политическую культуру — систему сложившихся в обществе норм политического поведения на основе представлений о политических идеалах, справедливом государстве, смысле политической жизни, значимости политической борьбы, способов оценивания и объяснения политических явлений

В совокупности всех указанных компонентов политическая система представляет собой сложный механизм формирования и функционирования власти в обществе.

Взаимодействие политической системы со средой

Воздействие общества на политическую систему

Воздействие политической системы на общество

Импульсы, побуждающие политическую систему реагировать на них

Политико-управленческие решения, осуществление мер по их претворению в жизнь

Функции политической системы

  • Определение целей, задач, путей развития общества.
  • Организация деятельности общества по выполнению принятых целей и программ.
  • Распределение материальных и духовных ценностей.
  • Разработка правил и законов поведения людей и групп в обществе.
  • Согласование разнообразных интересов государства и социальных общностей.
  • Формирование политического сознания, приобщение членов общества к политическому участию и деятельности.
  • Контроль за соблюдением выполнения законов и правил, пресечение действий, нарушающих политические нормы.
  • Обеспечение внутренней и внешней безопасности и стабильности политического строя.

socialstudies.ru

4.3 Политическая система

Видеоурок:  

Лекция:  

Политика и политическая система

Политика – это не только деятельность, направленная на завоевание, утверждение и использование власти, но также деятельность по управлению обществом и государством и принятию политических решений. Как известно, политическими акторами (субъектами политики) являются индивиды, политическая элита, политические партии, институты гражданского общества, государство, то есть все те, кто осуществляет политическую власть или воздействует на неё. Взаимодействие политических акторов называется политическими отношениями. Существует множество направлений политики и политических отношений, среди которых:

  • Внутренняя – внутригосударственная деятельность, например, поддержание порядка в обществе и государстве, улучшение благосостояния граждан.
  • Внешняя – межгосударственная деятельность, например, участие в деятельности ООН, Совета Европы.
  • Военная – организация и применение средств вооруженного насилия для решения определённых политических задач.
  • Национальная – решение задач, связанных с сосуществованием разных наций на одной территории.
  • Демографическая – регулирование репродуктивного поведения граждан, укрепление семьи.
  • Экономическая – деятельность государства по развитию экономики страны, отечественного производства и др.
Деятельность политических акторов и составляет политическую систему, в рамках которой принимаются и реализуются властные решения. Функционирование политической системы наглядно демонстрирует схема амер. политолога Дейвида Истона:

Согласно данной модели, политическая система имеет вход и выход, через которые осуществляется обратная связь с индивидами, группами, обществом. Окружающая среда реагирует на политическую систему двумя способами: соглашается с принятыми властными решениями и исполняет их либо не соглашается и требует перемен. Итак, на входе в политическую систему поступают требования или поддержка социума. Например, требования: о повышении зарплат, улучшении образования, обеспечении общественного порядка и многое другое. Поддержка: выплата налогов, участие на выборах несение воинской службы, то есть соблюдение законов и политических решений. Реакция социума в форме требований или поддержки перевариваются системой, то есть политические акторы должны подумать, как и чем ответить. На выходе принимаются решения и предпринимаются действия. Пример: в министерство труда поступило требование профсоюза работников образования об индексации заработной платы учителей (вход, требование). Данное требование было рассмотрено на коллегии министерства труда и обсуждено депутатами профильного комитета Госдумы (обработка требования политической системой). В результате было принято решение об индексации зарплат на 1,2%, которое было опубликовано в газете «Профсоюз образования» (выход, решение и действие).

Подсистемы политической системы

Политическая система включает в себя следующие подсистемы:

  • Институциональная подсистема состоит из политических институтов, каждый из которых выполняет значимые для общества функции. К данной подсистеме относятся государство, партии, профсоюзы, трудовые коллективы, религиозные организации, СМИ и другие.
  • Нормативная подсистема включает в себя правовые, политические и моральные нормы, регулирующие поведение субъектов политики.  
  • Культурно – идеологическая подсистема состоит из политической идеологии (взгляды, идеи, ценности) и политической психологии (чувства, эмоции, настроение). Общими словами данная подсистема имеет прямое отношение к политическому сознанию граждан.
  • Коммуникативная подсистема включает в себя политические отношения субъектов политики. 
  • Функциональная подсистема состоит из форм, методов и направлений политической деятельности и имеет отношение к политической практике.

Функции и виды политической системы

Политическая система реализует целый ряд значимых для общества и государства функций. Она:

  • Определяет цели, задачи и пути развития общества и государства.
  • Объединяет общество и государство для достижения поставленных целей и реализации задач.
  • Согласует интересы различных индивидов и групп.
  • Разрабатывает нормы, регулирующие поведение граждан и политических институтов.
  • Формирует политическое сознание граждан.
  • Обеспечивает связи и взаимодействия между субъектами политики.
  • Контролирует и оценивает выполнение гражданами и политическим институтами правил и законов, пресечение нарушений.

В современном мире выделяются два вида политических систем:

  • Либерально-демократическая – «открытое общество», характеризующееся обеспечением прав и свобод граждан, рыночной экономикой и свободой предпринимательства, завоеванием власти путём выборов.
  • Тоталитарная – «закрытое общество», характеризующееся господством одной партии, цензурой, культом вождя, поддержанием стабильности в обществе путём применения насилия.

Дополнительные материалы к уроку:
👉 Образец плана для решения задания 28 ЕГЭ по теме «Политическая система»

Интеллект-карта по обществознанию №50

👩‍🏫 Приветствую вас дорогой читатель и благодарю за проявленный к моему авторскому курсу интерес! Он особенно выручит тех, кто готовится к ЕГЭ или ОГЭ самостоятельно. Ну а если кто — то из вас испытывает трудности и хочет готовиться к экзамену вместе со мной, то записывайтесь на онлайн-занятия. Я научу вас решать все задания КИМ и, конечно, разъясню непонятные и сложные теоретические вопросы. Связаться со мной можно 👉 здесь или 👉 здесь


Все мои ресурсы, которые помогут вам подготовиться к ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию:
Инстаграм Абулова Барият
YouTube канал «Школа обществознания»
ВК паблик «Школа обществознания»

© Абулова Б.Т. Копирование и распространение материала без разрешения запрещено!

cknow.ru

0 comments on “Культурно идеологическая подсистема политической системы – — —

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *