Массовые движения – 44. Понятие массового движения. Социально-психологические особенности массовых движений.

44. Понятие массового движения. Социально-психологические особенности массовых движений.

Социально значимые движения масс, так называемые «массовые движения», являются не единственной, конечно, но самой специфической для массовых обществ формой общественной самоорганизации (социальных связей) между людьми. Не то, чтобы такие «движения» не образовывались в обществах иного типа (взять, к примеру, революции или восстания прошлого), но в современном массовом обществе они – «родные», они не разрушают, а наполняют его, и потому, взятые во множестве, могут служить его отличительным признаком. Рост числа и влиятельности массовых движений в индустриально развитых странах на рубеже XIX-XX веков является индикатором исторического поворота этих стран к культуре/цивилизации массового типа.

Массовые движения можно описать как добровольные и анонимные, численно неопределенные и временные множества людей, которых объединяет общая социально значимая цель и солидарность в её достижении. Цели массовых движений бывают самые разные.

В тех случаях, когда движения устремлены к институциональным изменениям в области государственного управления, т.е., когда цели движения являются политическими (изменение законов, властных полномочий, разрешение социальных или межгосударственных конфликтов и т.п.), то такие массовые движения обычно определяются как «общественные движения» С достижением своих целей массовые движения, обычно, завершаются.

Массовые движения – это не организации.

Будем понимать под массовым движением устойчивую широкую общность людей, осознающих социальную проблему, возникшую перед определенным общественным классом, группой, социальным слоем или обществом в целом, разделяющих единые взгляды на характер и пути решения этой проблемы и вполне добровольно объединяющихся для определенных действий ради внесения в жизнь общества соответствующих изменений. Движения обычно оцениваются конкретно — прежде всего, в соответствии с ролью, которую они играют в данном обществе. Соответственно, в расчет принимается социальная специфика движения: в каком именно сегменте общества оно развивается, чьи интересы оно выражает или отражает (что не всегда означает одно и то же).

С внешней точки зрения, любое движение характеризуется четырьмя основными моментами:

1) социальной базой; 2) целями движения и основной сферой приложения усилий; 3) степенью организованности; 4) направленностью идеологии.

Социальная база — это та многочисленная группа (социальный слой, класс) или масса, на которую опирается данное движение. Она определяется разными признаками; кроме чисто социальных, существуют объединения на основе пола, возраста, национальности, профессии вероисповедания и т. д.

Цели и усилия движения могут быть не только политическими, но и чисто профессиональными, культурными, духовными, экологическими и т. д. Они могут быть даже половыми (типа движений за эмансипацию женщин, за права сексуальных меньшинств), демографическими (движения пенсионеров, молодежи) или почти любыми иными. Однако в целом они всегда носят социальный характер, так как главной целью для них всегда является увеличение числа членов и расширение человеческой сферы приложения сил.

По степени организованности движение может быть спонтанным или создаваемым. Новые члены могут вовлекаться в движение стихийно или отбираться целенаправленно. У движения могут присутствовать или отсутствовать организационные нормы и принципы построения, руководства и т. п. Таким образом, массовое движение, как и любая масса, может быть либо естественным, либо же искусственным.

Под направленностью идеологии принято понимать определенный уровень как рациональных, теоретических представлений, так и эмоциональной увлеченности целями движения.

С внутренней точки зрения, практически любое движение также характеризуется: 1) идеологией; 2) организацией; 3) социальной психологией. При всей любопытности прочих аспектов нас будет интересовать прежде всего социальная психология движения, поскольку именно она лежит в основе организации, а в опосредованном виде является основой и идеологии1.

Организация всегда отражает природу движения. Понятно, что в случае «естественных» движений об организации можно говорить лишь достаточно условно: обычно они самоорганизуемы, причем самоорганизация таких движений носит го стихийный, мало управляемый характер. В случае «искусственных» движений уровень организации всегда выше, однако и здесь он не должен слишком превышать некоторые естественные пределы — иначе движение превратится в организацию. Например, излишне заорганизованное партизанское движение очень быстро перестает быть собственно движением, превращаясь в ополчение или даже в придаток армии, после чего утрачивает свои именно «движенческие» функции, отличия и преимущества. Известен жесткий закон: уровень организации всегда обратно пропорционален степени массовости движения.

Идеология любого движения выражает социальную психологию эпохи или общности, их потребности и проблемы. Социальные движения — это один из непосредственных механизмов реализации потребностей, разрешения проблем. Их идеологии всегда конкретны, обычно не слишком оформлены и недостаточно рационализированы (в отличие, скажем, от партийных идеологий, всегда носящих программно-теоретический характер). В большинстве случаев они носят эмоциональный характер. Если в самом полном виде идеология включает нормы, ценности и образцы поведения, то массовые движения обычно ограничиваются двумя последними компонентами — массы не любят, когда их «нормируют».

studfiles.net

Массовое движение — Howling Pixel

Массовое социальное движение — достаточно организованное единство людей, ставящих перед собой определённую цель, как правило, связанную с каким-либо изменением социальной действительности (Г. М. Андреева)

[1]

История термина

Массовые движения можно описать как добровольные и анонимные, численно неопределённые и временные множества людей, которых объединяет общая социально значимая цель и солидарность в её достижении.[2]

Термин «массовые» в названии движений указывает не на количество сторонников, а на качество общностей, на характерный способ организации групп этого типа.

Массовое движение — не единственное, но самое специфичное для массовых обществ форма общественной самоорганизации между людьми. Такие движения образовываются и в современном обществе, и в обществах иного типа (общества прошлого). Массовые движения служат индикаторами исторического поворота в станах в сторону цивилизации массового типа. Именно поэтому так возросло число массовых движений в индустриально развитых странах на рубеже XIX—XX веков.

Массовые движения возникают в ответ на неудовлетворённость существующей социальной ситуацией. Также, массовые движения возникают тогда, когда определённые социальные обстоятельства воспринимаются гражданами как нетерпимые.

Цели массовых движений бывают самые разные. В тех случаях, когда движения направлены к институционным изменениям в области государственного управления (цель-политическая), то такие движения являются «общественными движениями» . Примером общественного движения может служить «суфражизм» (движение за предоставление женщинам избирательные права наравне с мужчинами, существовавшее во второй половине XIX века). По достижению своих целей массовое движение заканчивает свое существование.

Основные характеристики

Основные характеристики социального движения

П.Штомпка выделяет следующие основные характеристики социального движения[3]:

  • Комплективность людей, действующих совместно
  • Единое и однозначное отношение к цели коллективных действий (изменение в обществе)
  • Коллективность является диффузной, а также находится на низком уровне формальной организации.

Также были выделены характеристики массового движения с «внешней» и с «внутренней» точке зрения:

Любое движение имеет четыре основные характеристики с «внешней точки зрения»:

  • Социальная база. Большая часть людей, на которую опирается всё движение. Примеры: пол, возраст, социальный класс, вероисповедание, национальность и т. д.
  • Цели движения и основная сфера приложения усилий. Как правило, цели социальных движений носят социальный характер. Примеры: культурные, духовные, профессиональные, политические и т. д.
  • Степень организованности. Массовые движения делятся на два класса по степени организованности: спонтанные и создаваемые. Приток новых членов также может являться целенаправленным или стихийным. Также, у движения могут присутствовать или отсутствовать нормы и правила, принципы руководства и т. д. Из этого следует, что массовые движения, как и стихийные группы могут быть искусственными или естественными.
  • Направленность идеологии
    . Определённый уровень эмоционального уровня увлеченности целями, а также теоретических и рациональных представлений.

Практически любое массовое движение имеет три основные характеристики с «внутренней точки зрения»:

  • Идеология
  • Организация
  • Социальная психология

Уровни социальных движений

Г. М. Андреевой выделяется несколько уровней социальных движений[1]:

  • Широкие движения с глобальными целями. На этом уровне у движения ставятся глобальные цели, например, такие как: борьба с атомным оружием, борьба за экологию, борьба за равноправие полов. Примеры движений: «Гринпис», ЛГБТ-сообщество и т. д.
  • Локальные движения. На этом уровне цели движения являются не глобальными, а более конкретизированными, связанными, например, с определённым территориальным расположением. Примеры движений: «Российское географическое общество».
  • Движения с прагматическими целями в очень ограниченном регионе
    . Данные движения связаны с конкретным и специфичным событием, местом. Примеры движений: движение за ремонт набережной.

Основные причины объединения людей в массовые движения

Э. Хоффер)[4] выделил следующие основные причины объединения людей в массовые движения:

  • Неудовлетворённость жизнью и сложившейся социальной ситуацией.
  • Недостаток информации, которую получает каждый отдельный человек, и, как следствие, невозможность действовать самостоятельно.
  • Преувеличенное представление о возможностях и перспективах будущего

Отличие от группового организованного поведения

В массовом движении отсутствует критическое восприятие информации. Поэтому, когда в массу поступает какой-либо достаточно мощный сигнал извне, он воспринимается как сигнал к действию. Стихийные группы возникают на основе специфических механизмов, которые запускают массовое поведение людей. Также известно, что уровень организации всегда обратно пропорционален степени массовости движения.

Примечания

  1. 1 2 Г.М. Андреева. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений. — 5. — Москва: Аспект Пресс, 2010. — 365 с.
  2. М.И. Найдорф. Массовые движения в массовых обществах // 4. — Санкт-Петербург: Вестник РХГА, 2010.
  3. П.Штомпка. Социология социальных изменений/Пер, с англ, под ред. В.А.Ядова. — Москва: Аспект Пресс, 1996.
  4. Э.Хоффер. Истинноверующий. Мысли о природе массовых движений. — Минск: Издательство ЕГУ, 2001. — 200 с.

Литература

  • Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Современная социальная психология на Западе. — М., 1978.
  • Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология. Хрестоматия. — М., 2003.
  • Московиси С. Общество и теории социальной психологии. Пер. с фр. // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. — М., 1984.
  • Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. — М., 1971.
  • Грушин Б. А. Мнения о мире и мир мнении. — М., 1967.
  • Штомпка П. Социология социальных изменений. — М., 1996.
  • Найдорф М. И. Массовые движения в массовых обществах. — СПб., 2010
  • Хоффер Э. Истинноверующий. Мысли о природе массовых движений. — Минск., 2001
1792 год

1792 (тысяча семьсот девяносто второй) год по григорианскому календарю — високосный год, начинающийся в воскресенье. Это 1792 год нашей эры, 792 год 2 тысячелетия, 92 год XVIII века, 2 год 10-го десятилетия XVIII века, 3 год 1790-х годов.

Билль об отводе

Билль об отводе (англ. Exclusion Bill) — закон, попытка введения которого в силу привела к политическому кризису в Англии в период с 1678 по 1681 годы во время правления короля Карла II. Целью Билля об отводе было недопущение признания наследником Карла в качестве короля Англии, Шотландии и Ирландии его брата Джеймса, герцога Йоркского (в будущем — короля Якова II), поскольку он был католиком по вероисповеданию. Тори были против этого билля, тогда как «народная партия», впоследствии известная как виги, поддерживала его.

В 1673 году, когда Джеймс отказался принести присягу, как того требовал Акт о присяге, обществу стало известно, что герцог Йоркский является католиком. Его секретарь Эдвард Колман был назван Титусом Оутсом, сфабриковавшим «Папистский заговор», как один из заговорщиков, стремящихся подорвать устои государства. Члены общества, бывшие по вероисповеданию англиканами, видели, что во Франции власть короля-католика абсолютна, и категорически не хотели, чтобы монархия развивалась по такому же пути и в Англии, что, как они полагали, было возможно, если Джеймс станет наследником Карла, у которого не было законнорождённых детей.

Случаем, который придал силу этому движению, стал импичмент Томаса Осборна, графа Данби, ставшего козлом отпущения в скандале, связанном с желанием Людовика XIV купить нейтралитет правительства Карла путём прямой взятки. Карл распустил самый долгий в английской истории «парламент кавалеров», проработавший 18 лет, однако новый парламент, созванный 6 марта 1679 года, был ещё больше враждебен королю и его министру, чем распущенный, и в итоге граф Данби был посажен в лондонский Тауэр.

15 мая 1679 года сторонники Энтони Эшли Купера, 1-го графа Шефтсбери, представили Билль об отводе в Палату общин с целью исключить для герцога Йоркского возможность престолонаследия. Эта группа стала поддерживать претензии на трон Джеймса Скотта, герцога Монмутского — незаконнорождённого сына Карла, но по вероисповеданию бывшего протестантом. Поскольку казалось вероятным, что билль пройдёт в Палате общин, король использовал свою королевскую прерогативу и распустил парламент. Последующие парламенты по-прежнему рассматривали этот билль и также были распущены. «Петиционеры» — те, которые поддерживали ряд обращений к Карлу с требованиями созвать парламент для принятия билля, — стали известные как виги, в то время как партия, которая поддержала короля и сочла этот билль неприемлемым, стала известна как тори.

Партия Шефтсбери — будущие виги — организовала в стране массовое движение в поддержку билля, сохранявшее страхи времён Папистского заговора. Каждый ноябрь по случаю годовщины восшествия на престол королевы Елизаветы I они организовывали огромные шествия в Лондоне, во время которых сжигалось чучело Папы. Сторонники короля (тори) также смогли организовать свою пропаганду, напоминая населению о тираническом режиме Оливера Кромвеля. Несмотря на две неудачных попытки вновь собрать парламент и принять билль, король назвал их преступниками и подрывателями устоев. В 1681 году билль был окончательно «похоронен» при обсуждении в Палате лордов, после чего связанное с ним общественное движение постепенно утихло.

Гбови, Лейма

Ле́йма Роберта Гбо́ви (англ. Leymah Roberta Gbowee; род. 1 февраля 1972 года) — либерийская активистка-миротворец, лауреат Нобелевской премии мира за 2011 год совместно с Тавакуль Карман и Элен Джонсон-Серлиф «за ненасильственную борьбу за безопасность женщин и за права женщин на полноправное участие в построении мира».

Гражданская война

Гражда́нская война́ — наиболее острая форма разрешения накопившихся социальных противоречий внутри государства, которая проявляется в виде крупномасштабного вооружённого противостояния между организованными группами или, реже, между нациями, входившими в состав ранее единой страны. Целью сторон, как правило, является захват власти в стране или в отдельном регионе.

Признаками гражданской войны являются втянутость гражданского населения и вызванные этим значительные потери.

Способы ведения гражданских войн часто отличаются от традиционных. Наряду с использованием враждующими сторонами регулярных войск большое распространение получает партизанское движение, а также различные стихийные восстания населения и тому подобное. Нередко гражданская война сочетается с борьбой против иностранной интервенции других государств.

Гражданские войны с конца Второй мировой войны имели продолжительность в среднем чуть более четырёх лет, что является существенным увеличением с 1,5 лет, средней длительности войн в течение 1900—1944 годов. В то время как уровень возникновения новых гражданских войн был относительно постоянен, начиная с середины XIX века, возрастающая продолжительность этих войн привела к возрастанию количества войн, происходящих в каждый данный момент времени. К примеру, не более пяти гражданских войн происходили одновременно в начале XX века, в то время как более 20 одновременных войн случались в мире в конце холодной войны, прежде чем вновь значительно упасть в связи с тем, что конфликты, связанные с противостоянием сверхдержав, пришли к своему концу.

Начиная с 1945 года, гражданские войны унесли порядка 25 миллионов жизней и насильственную депортацию миллионов людей. Гражданские войны также стали причиной экономического коллапса стран, увязших в них; Бирма (Мьянма), Уганда и Ангола являются примерами государств, широко рассматривавшихся как имевшие бы процветающее будущее, пока они не вошли в состояние гражданской войны.

Движение скоростников

Движение скоростников — массовое движение советских рабочих-последователей токаря Московского завода шлифовальных станков П. Б. Быкова и токаря Ленинградского станкостроительного завода имени Я. М. Свердлова Г. С. Борткевича, в кратчайшие сроки овладевавших новой техникой и использовавших скоростные методы труда.

В период второй пятилетки (1933—1937 года) Г. С. Борткевич установил скоростной рекорд резания на токарно-винторезном станке, выполнив норму на 1404 %, что фактически привело к началу формирования движения скоростников. В 1935 году рабочим станкостроительного завода имени Орджоникидзе И. И. Гудовым были разработаны скоростные методы фрезерной обработки. В 1937 году токарь Инструментального завода Москвы И. К. Аристархов установил скоростной рекорд резания металла. Среди строителей скоростные методы труда были наиболее удачно применены стахановцами С. С. Максименко и П. С. Орловым.

При возведении ряда зданий в Москве на улицах Горького (ныне Тверская) и Большой Калужской (ныне входит в состав Ленинского проспекта) использовался скоростной поточный метод строительного производства.

В годы Великой Отечественной войны (по другим данным, в 1946—1950 годах) переросло в массовое движение.

В 1946 году П. Б. Быков добился новых методов скоростного резания. Идею скоростного формирования и вождения тяжеловесных поездов выдвинул машинист Московско-Рязанской железной дороги В. Г. Блаженов. Сталевар московского завода «Серп и Молот» А. Овчинников стал инициатором скоростной плавки различного рода металла. По состоянию на 1950 год, 45 % рабочих Москвы являлись скоростниками, из которых 9 тысяч человек входили в ряды фрезеровщиков.

Также получило распространение в странах социалистического лагеря.

Льдина

Льди́на — отдельный кусок льда, дрейфующий на поверхности воды. Льдины бывают совершенно разных размеров. В Мировом океане, как правило, в приполярных областях существуют льдины огромных размеров — айсберги.

Весной льдины образуются в результате разрушения ледяного покрова, а осенью — в результате смерзания сала, шуги, снежницы и оторвавшихся заберегов.

Массовое движение льдин на реках и озёрах под воздействием течения и ветра называется ледоходом, а такое движение в морях и океанах — дрейфом льда.

Митьки

Митьки́ — советская и российская группа художников из Санкт-Петербурга, объединяющая около двух десятков человек и названная по имени одного из них, Дмитрия Шагина, а также субкультура, сформировавшаяся на основе их мировоззренческих принципов, описанных в одноимённой книге Владимира Шинкарёва (1984).

Нация

На́ция (от лат. natio — племя, народ) — социально-экономическая, культурно-политическая и духовная общность индустриальной эпохи.

Существует два основных подхода к пониманию нации как:

политической общности граждан определённого государства;

этнической общности (формой существования одного, либо нескольких совместно проживающих этносов) с единым языком и самосознанием.В международном праве является синонимом национального государства: ср. понятия Лига Наций или Организация Объединённых Наций, куда входили такие государства как Югославия или Чехословакия. Понятие «нация» не следует путать с понятием «национальность».

Общественное движение (социология)

Общественное движение (часто используются словосочетания социальные движения, социальные течения) — тип коллективных действий или объединений, внимание которых сосредоточено на конкретных политических или социальных проблемах. Общественным движением называют также организованные коллективные усилия, которые способствуют или препятствуют, вплоть до отмены, социальным изменениям.

Олений Дол (заказник)

Заказник «Олений дол» — государственный заказник регионального значения (площадь 68,4 тыс. га) расположен на юге полуострова Камчатка на территории Усть-Большерецкого района. Образован в 1995 г. Территория заказника включает в себя водораздельное плато в истоках рек Толмачёва, Карымчина, Опала, северная граница примыкает к Толмачевскому водохранилищу.

Создавался с целью сохранения мест зимней концентрации стада южно-камчатской популяции дикого северного оленя.

На территории заказника находится памятник природы — «Верхнее-Опальские минеральные источники». Граница природного парка «Кальдера вулкана Горелый» примыкает к границе заказника. На территории заказника запрещается охота на северного оленя и черношапочного сурка, геологоразведочные изыскания, устройство полевых баз, складов ГСМ, движение механизированного транспорта, пролёт самолетов и вертолетов в зимний период на высоте менее 300 метров над поверхностью земли, за исключением авиаучетных и обследовательских работ.

Дикие северные олени наблюдались на территории заказника в конце 90х годов и с тех пор больше не встречались. В районе озера Толмачево и верхних Опалинских источников наблюдается круглогодичное массовое движение транспорта (летом джипы и квадроциклы, зимой — снегоходы)

Разрешается нормированная промысловая охота на зимние виды пушных зверей, посещение организованными туристическими группами по специальному разрешению.

Растительность представлена березовыми лесами, имеются заросли ольхового и кедрового стланика, а также ягодники, ягельники. Обширные участки покрыты горными тундрами.

Оппозиция

Оппози́ция (от лат. oppositio «противопоставление, возражение») в политике — движение, партия, группа или человек, выступающая против господствующей партии или мнения, поддерживаемого большинством, в партии или группе.

Также это политическая деятельность партий, групп и движений, противостоящих правительственному курсу и ведущих с правящей партией (партиями) борьбу за государственную власть. В литературе встречаются также названия — Оппозиционная партия, Оппозиционная группа (в партии) и так далее и тому подобное.

Письмо к американским рабочим

«Письмо к американским рабочим» — произведение В. И. Ленина, написанное 20 августа 1918 года, и впервые опубликованное в № 178 газеты «Правда» за 22 августа того же года.

Для доставки в США письмо было передано М. М. Бородину. Переправлено письмо было П. И. Травиным (Слетовым).

Осенью 1919 года Ленин встречался с П. И. Травиным, который рассказал ему о доставке и распространении письма в Америке.

История передачи Травиным письма в США легла в основу киносценария «Курьер Кремля» (СССР, 1967).

«Письмо к американским рабочим» на английском языке было опубликовано (с некоторыми сокращениями) в декабре 1918 года в органах левого крыла Социалистической партии Америки — журнале «Классовая Борьба» (англ. “The Class Struggle”), выходившем в Нью-Йорке, и еженедельнике «Революционная Эпоха» (англ. “The Revolutionary Age”), издававшемся в Бостоне при участии Джона Рида и Сэн Катаямы.

В 1934 году «Письмо» было выпущено в Нью-Йорке отдельной брошюрой, в этом издании оно опубликовано полностью, с включением опущенных при первых публикациях мест.

Вошло в 28-й том 4 издания (44—57) и в 37-й том 5-го издания (с. 48—64) Сочинений Ленина.

Поднятая целина (роман)

«Поднятая целина» — роман М. А. Шолохова. Первый том опубликован в 1932 году, второй — в 1959 г. Произведение посвящено коллективизации на Дону и движению «25-тысячников».

Подполье ОУН в Мариуполе

Подполье ОУН в Мариуполе — нелегальные группы ОУН, действовавшие в Мариуполе с 1941 по 1943 и в 1949 годах. Общее число подпольщиков было незначительным и их деятельность в основном была нацелена на попытки развернуть массовое движение сопротивления как немецкой оккупационной, так и советской власти.:133

Рейнский национализм

Рейнский национализм — это точка зрения, согласно которой Рейнская область является нацией; поддерживается культурное единство Рейнской области.

Сквоттинг

Это статья о самовольном заселении. О приобретении доменных имен см. Киберсквоттинг

Сква́ттерство, сквотирование, или сквоттинг (англ. Squatting) — акт самовольного заселения покинутого или незанятого места или здания лицами (скваттерами или сквоттерами), не являющимися его юридическими собственниками или арендаторами, а также не имеющими иных разрешений на его использование.

Иногда термин не совсем точно применяется к самовольному использованию заброшенных зданий и помещений, например, при организации бесплатных магазинов и блошиных рынков без проживания в них.

Сквоттеры часто требуют права на места, которые они заняли, на основании фактического проживания, а не собственности; в этом смысле сквоттинг похож (и является потенциально необходимым условием для этого) на «негативное» или «враждебное» владение (adverse possession), из-за которого фактический обладатель недвижимости не может получить юридическое право собственности на эту недвижимость. В российском законодательстве используется понятие «приобретательная давность».

Сквоттинг как явление приобрёл широкие масштабы во времена английской революции. Борьбу со сквоттерами вели армейские части Кромвеля.

Примером для современных сквоттеров служит опыт жителей района Христиания в Копенгагене — начав с самозахвата заброшенных казарм, они добились от правительства не только права проживать на этой территории, но и придания Христиании особого статуса, превращающего этот район в «государство в государстве».

Огромный импульс и новое звучание явлению сквоттинга придала молодёжная контркультура Италии 1970-х годов, породив и развив небывало массовое движение «Захваченных самоуправляемых общественных центров» (итал. Centri Sociali Occupati Autogestiti), распространившееся затем и в общественной жизни других стран.

В Испании сквоттинг известен под именем «оку́па» (исп. okupa), от испанского «ocupar» — занимать.

Явление сквоттинга перешло в электронное пространство:

Домейнинг (спекуляция доменными именами) — регистрация привлекательных доменных имён с целью последующей перепродажи.

Киберсквоттинг — регистрация доменного имени, совпадающего с известными брендами, с целью дальнейшего выкупа владельцем бренда.

Тайпсквоттинг — регистрация доменного имени, похожего на бренд.

Славянизация

Славянизация — становления славянином по языку и обычаям, придание славянского вида, характера кому-нибудь или чему-нибудь. Иными словами, процесс культурной ассимиляции неславянских народов, которые постепенно изменяют этническое самосознание, перенимают славянскую культуру, употребление иностранных слов на славянский манер, с искажением их произношения или значения, употребление славянского языка во всех областях с целью вытеснения всех иностранных языков. Процесс может быть естественный, так и с применением силы.

Славянизация происходит в ситуации, когда славянский элемент начинает явно доминировать в обществе, а принятие славянского языка связана с повышением собственного престижа, социального статуса и т. д. Сегодня славянизация происходит, например, среди небольших по численности народов Сибири, которые принимают официальный русский язык за свой родной, перенимают также русский образ жизни, отказываясь при этом довольно часто от собственных многовековых традиций, которые считаются ниже статусом и хуже.

В IV—VII веках н. э. началось второе «великое переселение народов». Со своей прародины в этот период часть славян начала массовое движение на юг Европы и в результате ассимиляции местного населения возникают южные славяне. На основе славян, заселивших территорию от Эльбы до Карпат, сформировались западные славяне. Третья часть славян, двигавшаяся со своей прародины на север через Полесскую низменность и на северо-восток в междуречье Волги и Оки, сформировала восточную ветвь славян, ассимилируя по ходу движения балтские и фино-угорские народы.

Примером славянизации является изменение этнического состава на Балканах после прихода туда славян в V—VII веках. Многие из населявших эту территорию племен, не родственных им ославянились (например, фракийцы) и приняли славянский язык, как свой собственный, переняли славянские верования и обычаи. Тем не менее у ославянившихся народов сохранялись определенные следы прежней культуры, будь то в языке (например, определенное количество слов неизвестного, и в любом случае не славянского происхождения в болгарском языке), или в традициях (например, нестинарство, известный в Болгарии обряд хождения босиком по огню, являющийся отголоском древних языческих культов).

В VIII—IX веках начинается массовое расселение славян на землях балтов. В результате славяно-балтского взаимодействия, которое продолжалось до XII—XIII веков, возникли новые славянские общности: кривичи, дреговичи, радимичи. Стоит отметить, что славянизация балтов — перманентный процесс. Этот процесс чаще обычно был насильственным. Как правило славянизация шла посредством культурной экспансии и перехода балтов к славянской (древнерусской) самоидентификации и славянскому родному языку. Балтский культурный фактор, остатки балтских диалектов, одежды, фольклора, элементы психологии — составная часть современной белорусской культуры и идентичности.

Стахановское движение

Стаха́новское движе́ние — массовое движение последователей А. Г. Стаханова в СССР, новаторов социалистического производства — рабочих, колхозников, инженерно-технических работников, многократно превышавших установленные нормы производства.

Хорватская весна

Хорватская весна (хорв. Hrvatsko proljeće, также именуется в хорватской литературе «массовое движение», хорв. masovni pokret, MASPOK) — политическое движение, возникшее в Хорватии в начале 1970-х годов и ставившее своей целью расширение прав хорватов в федерации СФРЮ, а также проведение демократических и экономических реформ. Участники движения протестовали против «вытягивания» экономически отсталых регионов Югославии, таких как Косово, за счёт урезания бюджета и политических прав в Хорватии.

Моментом возникновения можно считать публикацию в 1967 году «Декларации о статусе и названии хорватского стандартного языка» (хорв. Deklaracija o nazivu i položaju hrvatskog književnog jezika), которую подписали влиятельные хорватские поэты и лингвисты (Мирослав Крлежа, Радослав Катичич, Томислав Ладан, Далибор Брозович). Формальным предлогом было навязывание сербохорватскому языку сербских норм, хотя формально сербская и хорватская нормы были равноправны. В большинстве словарей, изданных за пределами Хорватии, специфические хорватские слова, а тем более особенности правописания не отражались или отражались с пометкой «региональное слово». Дискуссия о языке привела к спонтанному возникновению массового движения за расширение прав Хорватии в югославской федерации, получившего широкую поддержку среди студентов.

Требования хорватских активистов раздражали правительство Тито; хотя Тито никогда не запрещал проявления умеренного национализма, в то же время он опасался, что дискуссия о правах различных народов Югославии вскроет старые споры, оставшиеся со времён Второй мировой войны.

Иногда раздавались призывы к децентрализации экономики, что бы позволило Хорватии сохранить у себя более высокую часть прибыли от туризма. По утверждениям ряда националистов, в среднем более 50 % валютной выручки приходило в Югославию через Хорватию, однако сама Хорватия получала только 7 %. Отказавшись от зависимости от федерального банка Югославии, Хорватия потеряла бы субсидии из федерального фонда помощи отстающим регионам, однако ввиду того, что Хорватия была намного богаче других республик (за исключением Словении), она использовала только 16,5 % денег из федерального фонда солидарности в период 1965—1970, тогда как Сербия использовала 46,6 % почти исключительно для своего слабо развитого региона Косово, который в то же время имел высокую степень автономии. Высказывалась критика и по поводу монополии Югославского инвестиционного банка и Банка внешней торговли в Белграде на все иностранные инвестиции и внешнюю торговлю. Подвергалась критике практика, когда призванные на службу в Югославскую народную армию служили не в своей родной республике, а в других местах.

Хорваты также высказывали протесты в связи с растущей экономической эмиграцией в страны Западной Европы. По их мнению, федеральное правительство делало мало, чтобы прекратить подобные тенденции.

Движение организовало демонстрации в Загребе в 1971 году, в которых участвовали тысячи студентов.

Три хорватских лингвиста — Степан Бабич, Божидар Финка и Милан Могуш — опубликовали в 1971 году руководство по грамматике и правописанию, озаглавленное Hrvatski pravopis («Хорватская орфография»). Сам термин — вместо официального «сербскохорватский» — был вызовом. Книга была немедленно запрещена, однако одна из копий попала в Лондон, где была опубликована.

Руководство Югославии и СКЮ восприняло движение как возрождение хорватского национализма и бросило полицию на подавление демонстраций. Тито снял с должностей наименее лояльных сторонников, таких, как Савка Дабчевич-Кучар, Мико Трипало и Драгутин Харамия, а также провёл чистку в Хорватской компартии и местной администрации. Многие студенческие активисты были арестованы, некоторые даже приговорены к лишению свободы. Среди арестованных в те годы были оба будущих президента Хорватии Франьо Туджман и Степан Месич, а также журналист-диссидент Бруно Бушич.

Ряд участников тех событий стали известными политиками после крушения коммунизма в Югославии. Иван Звонимир-Чичак стал лидером хорватского Хельсинкского комитета по правам человека. Дражен Будиша возглавил Хорватскую социал-либеральную партию. Савка Дабчевич-Кучар, Мико Трипало и Драгутин Харамия стали основателями новой Хорватской народной партии.

В 1974 году была принята новая федеральная конституция, дававшая больше автономии национальным республикам.

Четвёртое издание «Хорватской орфографии» Бабича, Финки и Могуша считается в настоящее время стандартной грамматикой хорватского языка.

This page is based on a Wikipedia article written by authors (here).
Text is available under the CC BY-SA 3.0 license; additional terms may apply.
Images, videos and audio are available under their respective licenses.

howlingpixel.com

Массовые движения

Новые левые утратили политическое влияние, коммунистическое движение ослабло, лидеры социал-демократии занялись решением текущих проблем. Из-за этого на левом крыле духовной и политической жизни стран Запада возник идейный вакуум. Частично он был заполнен активизировавшимися старыми, традиционными и новыми демократическими движениями.

К традиционным относятся, прежде всего, различные движения гражданских инициатив, действующие в основном на местном уровне. Они ставят задачи благотворительного характера (помощь бедным, престарелым, многодетным и т.д.) и защиты конкретных интересов граждан (ассоциации квартиросъемщиков, потребителей и пр.).

Значительно возросла активность женского (феминистского) движения. Оно продолжает традиции суфражисток начала века, выступавших за предоставление женщинам равного избирательного права с мужчинами. Программа феминисток гораздо более разнообразна. Они требуют одинакового с мужчинами доступа ко всем видам трудовой деятельности, равной оплаты за равный труд, перераспределения прав и обязанностей в семье. Наиболее радикальные направления этого движения (особенно влиятельные в США и Великобритании) выдвинули концепцию полного переустройства общества. Они выступают за преодоление «наследия тысячелетней культуры патриархата», означавшего доминирование мужчины во всех областях жизни человека.

В настоящее время в мире насчитывается 11 женщин — глав государств или правительств. В трех странах — Испании, Чили и Швеции — достигнуто равенство между мужчинами и женщинами в правительстве. В 2005 г. в 28 странах из 39, где проходили парламентские выборы, женщины, получили 30 % мест.

Влиятельной силой в общественно-политической жизни многих стран стали, возникшие в 1970-е гг., экологические движения зеленые.

Их цель — защита среды обитания человека, борьба с ее загрязнением промышленными отходами. Зеленые получили известность благодаря нестандартным действиям своих наиболее радикальных представителей, которые устраивали блокаду военных, экологически опасных объектов, часто не останавливаясь и перед нарушением правовых норм. Вначале 1980-х гг. экологические движения во многих странах оформились в партии — зеленые в ФРГ и Швеции, Объединенные зеленые и Альтернативный список в Австрии и другие. Численность активных сторонников экологических движений была невелика, однако зеленые сумели добиться поддержки широких слоев населения. Так, в США только 7 % граждан участвовали в экологических движениях, но симпатию к ним выражали 55 % американцев. Благодаря этому во многих странах зеленым удалось превысить рубеж в 5 % голосов на выборах и обеспечить себе представительство в парламентах.

Идеологами экологистов выступали интеллектуалы и ученые, а их активистами были в основном студенты и молодые люди с высшим образованием. Движения зеленых получили распространение не только в странах Запада, но и в Восточной Европе. В 1971 г. была образована международная организация «Гринпис» («Зеленый мир»), в СССР ее отделение появилось в 1990 г. Создав систему развитых международных связей, взаимоподдержки, экологисты стали влиятельной политической силой. В Германии зеленые на выборах 1998 г. не только были избраны в парламент, но и вошли в правительственную коалицию с социал-демократами.

Заметную роль в политической жизни многих стран в конце ХХ в. стало играть движение антиглобалистов. Оно объединяет различные неправительственные организации (НПО), озабоченные переходом контроля над экономикой в руки ТНК (транснациональные компании) и ТНБ (транснациональные банки), расширением их политического влияния. Особенно возросла активность антиглобалистов после того, как в 1997 г. ведущие страны мира начали переговоры о заключения соглашений, гарантирующих защиту инвестиций и собственности ТНК. Начиная с этого времени, все встречи государств «Восьмерки», заседания руководства влиятельных международных организаций сопровождаются массовыми акциями протеста.

Движение антиглобалистов крайне неоднородно, оно не имеет ни организационной структуры, ни руководящего ядра. По примерной оценке, в него входит около 20 тыс. различных НПО (неправительственных организаций) — экологических, анархистских, троцкистских, марксистских и других. Антиглобалистское движение, участники которого в разных странах координируют свои действия через Интернет, является типичной сетевой структурой. Подобным термином называют организации, спонтанно и стихийно формирующиеся «снизу». НПО, выразившие желание принять участие в той или иной акции протеста, согласовывают действия, собирают средства. Как показала практика, они способны перебросить почти в любую точку земного шара до 100 тыс. своих активистов, организовать их проживание и пропитание.

У антиглобалистов отсутствует единая программа. Тем не менее, их идеи имеют черты, близкие к взглядам новых левых 1960— 1970-х гг. Это говорит о становлении новой радикальной политической силы международного масштаба.

  • Антиглобалисты негативно относятся к большинству существующих международных организаций, органам власти своих стран, ведущим политическим партиям и их лидерам, считая, что они защищают интересы Транснационального бизнеса.

  • Антиглобалисты выступают против стремления высшего и среднего классов к повышению своих доходов и уровня жизни, увеличения прибылей ТНК за счет нанесения урона окружающей среде, переработки в предметы потребления невосполнимых ресурсов.

  • Антиглобалисты считают аморальным положение, когда меньшинство населения мира, проживающее в богатых странах Севера, пользуется всеми благами прогресса и тратит огромные средства на военные цели.

Антиглобалисты не отрицают преимуществ международного разделения труда, но считают, что оно должно развиваться не под контролем и по желанию ТИК, а на основе соблюдения интересов участвующих в нем государств и народов.

Итак, изменение в экономике, идеологии, развитие сетей ТНК и ТНБ, появление новых общественных движений, НПО, свидетельствует о начале процесса становления глобального гражданского общества, которое в XXI в. сможет стать весьма весомой силой в мировой политике.

studfiles.net

§ 6. МАССОВЫЕ ДВИЖЕНИЯ. История России [для студентов технических ВУЗов]

§ 6. МАССОВЫЕ ДВИЖЕНИЯ

Утрата всеми слоями населения гражданских свобод не обязательно должна была обернуться взрывом возмущения. Этот процесс растянулся на жизнь нескольких поколений, а социальная память стирается довольно быстро. Фактически все социальные слои лишились свободы передвижения и права распоряжаться собственностью еще в первой половине XVI в. и к своему новому положению к концу века успели привыкнуть. Тем не менее в начале XVII в. разразилась Смута.

В 1601–1604 гг. страну поразили невиданные по масштабам неурожаи и голод. Правительственные меры по преодолению голода оказались неэффективными, что привело к озлоблению низов.

Первое крупное восстание произошло в 1603 г. под руководством Хлопка. О восстании нам известно очень мало в силу его быстротечности.

Люди на Руси никогда не поднимали бунт против великих князей и царей. Более того, именно в них народ видел защитников и связывал с ними решение всех своих проблем. Поэтому со временем социальное недовольство наверняка бы сгладилось. Однако летом 1604 г. на западной границе появился «царевич Дмитрий» (якобы чудом уцелевший сын Ивана Грозного). После тщательного расследования Посольский приказ обнаружил, что под этим именем скрывается беглый монах московского Чудова монастыря Григорий (в миру — Юрий Богданович Отрепьев). Вместе с тем итоги расследования уже никого не интересовали.

Смута представляла собой первую гражданскую войну в ходе которой выступили все без исключения социальные слои. Каждый из них пытался улучшить свой статус. Однако они не могли достичь поставленных целей, поскольку никто не стремился изменить основу сложившихся социально-политических отношений.

В рамках этих отношений на время борьбы за выдвижение своего кандидата на престол возникали различные социально-политические союзы. Однако после того, как их участникам удавалось посадить в Кремль своего ставленника, союз распадался — и возникал новый, с другими участниками, а вместе с этим раскручивался и очередной виток войны.

Бояре стремились к укреплению своего социально-бытового статуса. Однако, в отличие от Европы, политическая позиция русских бояр оказалась слабой. Она была подорвана в XVI в., когда государство распространило свою власть на боярскую собственность и личную свободу. В результате боярство в ходе Смуты не смогло выступить как консолидированная сила с четко выраженными политическими интересами. Вместо этого одна группа выторговывала себе льготы у власти за счет другой: то Гедиминовичи (Голицыны, Бельские и Мстиславские) боролись с Рюриковичами (Шуйские), то они вместе — с нетитулованным боярством (в лице Бориса Годунова), то нетитулованное боярство — с Шуйским.

Те же политические иллюзии подняли на борьбу и дворян. В разное время их руководителями были князья Г. П. Шаховской и А. А. Телятевский, братья Ляпуновы и Сумбуловы.

Чаяния, надежды и ментальность холопов и крестьян проявились в восстании под руководством боевого холопа Ивана Исаевича Болотникова (1606–1607). Оно потрясло страну и стало самым массовым социальным движением за всю ее предшествующую историю. Ивану Болотникову удалось объединить дворянство и казаков и в борьбе за восстановление на троне «царевича Дмитрия» двинуть против Василия Шуйского 100-тысячное войско.

Восстания казаков отличались от движения дворян и крестьян тем, что первоначально они выдвинули своего самозванца: в 1605 г. на казачьем кругу выходец из посадских людей Мурома Илейка был провозглашен сыном царя Федора Ивановича — «царевичем Петром». Восстание полыхало на юге России в течение 1605–1607 гг. Следующий руководитель казаков — выходец из простых людей, донской атаман И. М. Заруцкий — стал более значимой политической фигурой. В 1606–1607 гг. он возглавлял казаков во время восстания Болотникова, в 1607–1608 гг. сражался на стороне Лжедмитрия II и стал боярином в его Тушинском лагере. В 1610 г. Заруцкий перешел на сторону польского претендента на русский престол царевича Владислава, участвовал вместе с поляками в походе на Москву, но в 1611 г. стал одним из организаторов первого народного ополчения, боровшегося с польскими отрядами. Избрание Михаила Романова он не признал и попытался посадить на трон сына Лжедмитрия II. В 1614 г. Заруцкий был казнен.

Горожан в стране было мало. Лишь после того, как все остальные социальные группы в ходе гражданской войны значительно ослабили друг друга, на политическую сцену выступили горожане. Они организовали второе народное ополчение и смогли выбить поляков из Москвы.

Находившаяся под постоянной угрозой нападения врагов, экономически слабая, основанная на сумме натуральных крестьянских хозяйств, русская средневековая социальная система не могла функционировать без сильного государственного центра. Смута показала, что государство и общество не противостояли друг другу, а взаимодействовали: государство существовало как самодержавное, поскольку в политической системе отсутствовали противостоящие ему институты, а общество было заинтересовано именно в таком государстве. Сражаясь друг с другом, все социальные слои продемонстрировали свою консервативность. Поэтому после того, как из каждого социального слоя были уничтожены наиболее политически активные группы, Смута завершилась восстановлением все того же самодержавного государства.

После Смуты какое-то время жизнь в городах казалась спокойной. Однако в 30-е гг. социальное напряжение вновь начало нарастать: восстания прошли в Москве, Томске и некоторых других городах. В середине 40-х гг. они охватили новые районы: Воронеж, Елец, Тотьму, Каргополь.

1 июня 1648 г. в Москве разразился Соляной бунт, спровоцированный заменой прямых налогов косвенными, в результате чего цена соли подскочила с 5 коп. до 2 гривен за пуд. Вслед за этим волна погромов прокатилась по 40 городам: Козлову, Сольвычегодску, Курску, Устюгу Великому, Воронежу, Ельцу, Ливнам, Чугуеву, Тотьме, Каргополю, Нарыму, Томску, Чердыни и др. В 1650 г. поднялись мятежи в Пскове и Новгороде.

В июле 1662 г. в Москве вспыхнул Медный бунт. Поводом для него стала чеканка правительством медной монеты, номинал которой многократно превышал стоимость металла, из которого она была изготовлена. В результате медные деньги обесценились по сравнению с серебряными (которыми взимались налоги).

Наконец, в 1670 г. на Дону началось восстание под руководством Степана Разина. Это казацко-крестьянское восстание по количеству участников многократно превышало число всех восставших горожан. Собственно разинская армия в период высшей точки восстания в 1670–1671 гг. достигала 20 тыс. человек. Они спровоцировали восстание в Нижнем и Среднем Поволжье, где в общей сложности в борьбу за лучшую жизнь втянулось еще около 200 тыс. человек. Тем не менее и это число в общей массе населения не составляло значительной доли.

Сам факт крайнего выражения социального недовольства вроде бы опровергает положения о подавлении общества государством, об ином, нежели в Европе, социально-политическом развитии. Однако механизм этих восстаний принципиально отличался от тех, что потрясали Европу.

Во-первых, доля горожан в общей массе населения России составляла незначительную величину. Москва являлась крупнейшим городом Европы: в ней проживало около 100 тыс. человек. В Новгороде, Пскове, Казани и Нижнем Новгороде — по 25–30 тыс. человек. В остальных же городах проживало лишь по 3–5 тыс. горожан, причем, поскольку подавляющее большинство городов представляло собой крепости или административные центры, число торговцев и ремесленников в них было незначительным.

Во-вторых, и это главное, ни одно из восстаний не было направлено против существующего строя. Царская власть рассматривалась на Руси как власть сакральная. Царь воспринимался как посредник между земным и небесным мирами. В этом качестве его воля могла быть только благой и справедливой. В Московии возле царских покоев проживали «божьи люди» — нищие, юродивые, находившиеся на полном обеспечении монарха. В русском дворцовом обычае существовала традиция публичного общения юродивого и правителя. Вначале он кормил нищих, слепых и калек, а затем умывал, вытирал и лобзал им ноги. В сочельник за четыре часа до рассвета царь посещал московские тюрьмы и богадельни. Государь нередко присутствовал на погребении юродивых.

Народные массы являлись составной частью сложившейся социальной системы. Никакого иного образа жизни, кроме привычного, участники восстаний не представляли. В этой жизни давно сформировался уклад с общинной взаимопомощью, чувством справедливости и уравнительной моралью. Ключевыми понятиями народной психологии оставались «правда», «справедливость», «истинность». Базовой категорией политической психологии являлся монархизм. Народные массы не отождествляли царя с источником своих бед, поэтому именно в нем они искали защиту.

Усиление тягот жизни требовало объяснения, и оно было найдено в понятии «измена». В условиях всеобщей службы трудности должны были делиться поровну. Любое нарушение устоявшегося порядка народ как раз и трактовал как измену. Так, предателей обнаруживали в лице бояр, поставивших себе новые терема, не соответствующие их чину. Следовательно, в понимании народа они воровали, а это требовало восстановления справедливости.

Распространенной предпосылкой восстаний являлись слухи. Царь в них неизменно оказывался защитником простого народа, которого околдовали или захватили «злые вороги». Например, в 1650 г. в Пскове и Новгороде распространился слух, будто государь написал указы, облегчающие жизнь народа, но бояре-кровопийцы их скрыли. В 1662 г. народ был уверен, что медные деньги бояре выпускают без ведома царя. Около 4–5 тыс. человек прорвались в резиденцию царя в селе Коломенское, где вручили ему челобитную с требованием наказать «бояр-изменников». Участники восстания под руководством Степана Разина искренне верили во взаимоисключающие вещи. С одной стороны, Разин объявил себя мстителем за Алексея Михайловича, у которого бояре отравили двух сыновей — Алексея и Семена. С другой — многие считали, что царевич Алексей находится в войске Разина.

Все восстания происходили по одной и той же схеме: сначала городские низы пытались подать царю челобитную с изложением своих несчастий, потом шли громить усадьбы бояр. При этом собственные действия они оценивали как защиту существующего порядка вещей, как восстановление справедливости. Ценности из разрушенных теремов восставшие не брали. Те идеи, ради которых в Европе поднимались на революции, — экономическая и политическая свобода — в России отсутствовали. Мысли о необходимости широких социальных преобразований здесь появиться было неоткуда. Поэтому и результаты восстаний оказались не такими, как в Европе.

Своеобразной формой социального протеста стал церковный раскол. Народные массы ошибочно связали ухудшение своего положения с реформой Никона. Тысячи старообрядцев бежали на Север, Урал, в Заволжье. Их общим лозунгом стал возврат к старине. Ни старообрядцы, ни сторонники Никона к изменению отношений между обществом и государством не стремились. Между тем в Западной Европе еще в XVI в. по средневековому католицизму был нанесен мощнейший удар протестантским движением, что стало мировоззренческой основой будущей капиталистической системы. Хотя современники и назвали XVII в. в России «бунташным», восстания не смогли сыграть роль катализатора исторических процессов.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Психология массовых движений

Французский социальный психолог П. Мокор писал: “Психология социальных дви­жений пытается установить, в какой степени индивидуальные убеждения п установ­ки, общественное мнение, спонтанно проявляющиеся или спровоцированные систе­мами убеждения, которые различным образом комбинируются в социальной жизни, «влияют на становление общностей”.

Будем понимать под массовым движением устойчивую широкую общность людей, осознающих социальную проблему, возникшую перед определенным обще­ственным классом, группой, социальным слоем или обществом в целом, разделяющих единые взгляды на характер и пути решения этой проблемы и вполне добровольно объединяющихся для определенных действий ради внесения в жизнь общества соот­ветствующих изменений’. Движения обычно оцениваются конкретно — прежде все­го, в соответствии с ролью, которую они играют в данном обществе. Соответственно, в расчет принимается социальная специфика движения: в каком именно сегменте об­щества оно развивается, чьи интересы оно выражает или отражает (что не всегда озна­чает одно и то же).

С внешней точки зрения, любое движение характеризуется четырьмя основными моментами; 1) социальной базой; 2) целями движения и основной сферой приложе­ния усилий; 3) степенью организованности; 4) направленностью идеологии.

Социальная база — это та многочисленная группа (социальный слой, класс) или масса, на которую опирается данное движение. Она определяется разными призна­ками; кроме чисто социальных, существуют объединения на основе пола, возраста, национальности, профессии вероисповедания.

Цели и усилия движения могут быть не только политическими, но и чисто профес­сиональными, культурными, духовными, экологическими и т. д. Они могут быть даже половыми (типа движений за эмансипацию женщин, за права сексуальных мень­шинств), демографическими (движения пенсионеров, молодежи) или почти любыми иными. Однако в целом они всегда носят социальный характер, так как главной це­лью для них всегда является увеличение числа членов и расширение человеческой сферы приложения сил.

По степени организованности движение может быть спонтанным или создавае­мым. Новые члены могут вовлекаться в движение стихийно или отбираться целена­правленно. У движения могут присутствовать или отсутствовать организационные нормы и принципы построения, руководства и т. п. Таким образом, массовое движе­ние, как и любая масса, может быть либо естественным, либо же искусственным.

Под направленностью идеологии принято понимать определенный уровень как ра­циональных. теоретических представлений, так и эмоциональной увлеченности це­лями движения.

С внутренней точки зрения, практически любое движение также характеризует­ся: 1) идеологией; 2) организацией; 3) социальной психологией. При всей любопыт-ности прочих аспектов нас будет интересовать прежде всего социальная психология движения, поскольку именно она лежит в основе организации, а в опосредованном виде является основой и идеологии1.

Организация всегда отражает природу движения. Понятно, что в случае “есте­ственных” движений об организации можно говорить лишь достаточно условно: обычно они самоорганизуемы, причем самоорганизация таких движений носит го стихийный, мало управляемый характер. В случае “искусственных” движений уро­вень организации всегда выше, однако и здесь он не должен слишком превышать не­которые естественные пределы — иначе движение превратится в организацию. На­пример, излишне заорганизованное партизанское движение очень быстро перестает быть собственно движением, превращаясь в ополчение или даже в придаток армии, после чего утрачивает свои именно “движенческие” функции, отличия и преимуще­ства. Известен жесткий закон: уровень организации всегда обратно пропорционален степени массовости движения.

Идеология любого движения выражает социальную психологию эпохи или общ­ности, их потребности и проблемы. Социальные движения — это один из непосред­ственных механизмов реализации потребностей, разрешения проблем. Их идеологии всегда конкретны, обычно не слишком оформлены и недостаточно рационализирова­ны (в отличие, скажем, от партийных идеологий, всегда носящих программно- ] еоре-тический характер). В большинстве случаев они носят эмоциональный характер. Если в самом полном виде идеология включает нормы, ценности и образцы поведения, то массовые движения обычно ограничиваются двумя последними компонентами — массы не любят, когда их ^нормируют”.

Социальная психология движений — это эмпирическое отражение условий повсе­дневной жизни и основных проблем в психике, реально сплотившее людей в особую массу членов данного движения. Ее стержнем является эмоционально яркая, увлека­ющая основная проблема, под влиянием которой или для разрешения которой люди, подчас независимо от их воли, вовлекаются в движение. Проблема может выступать как в обобщен ном виде (“Так жить нельзя!” или “Сохраним планету зеленой!”), так и в конкретных формах (“Свободу Юрию Деточкину!”). Вокруг такой центральной проблемы группируются соответствующие чувства и настроения людей, не носящие систематизированного характера. Социальная психология движения включает широ­кие разнообразие индивидуальных и групповых психологических условий, в которых зарождается движение, однако к моменту появления движения как такового все это разнообразие оказывается подчиненным основной, массообразу101]1еп.з;1р;1ж;1К)!1Еей и увлекающей, эмоционально подчиняющей проблеме. Эги -га самая проблема, которая доставляет беспокойство значительному количеству людей.

studfiles.net

📌 Массовое движение — это… 🎓 Что такое Массовое движение?


Массовое движение

— см. Общественное движение.

Большой юридический словарь. Академик.ру. 2010.

  • Маскулизм
  • Массовые неинфекционные заболевания

Смотреть что такое «Массовое движение» в других словарях:

  • Массовое движение — см. Общественное движение …   Энциклопедия права

  • МАССОВОЕ ДВИЖЕНИЕ — Спонтанное поведение массы людей, имеющих определенные интересы или цели. Хотя может иметься общая цель, этот термин не подразумевает, что движение контролируется или организуется. Фактически, как это отражено в значении термина масса,… …   Толковый словарь по психологии

  • Движение национального освобождения — (Тупамарос, Мовимьенто де либерсьон националь; Уругвай) МЛН. Название Тупамарос подчеркивало преемственность борьбы от знаменитого вождя национального освобождения XVIII в. Тупака Амару II. МЛН пионеры городской герильи на латиноамериканском… …   Терроризм и террористы. Исторический справочник

  • ДВИЖЕНИЕ КОЛЛЕКТИВОВ И УДАРНИКОВ КОММУНИСТИЧЕСКОГО ТРУДА — массовое движение трудящихся в СССР за победу коммунистич. труда и воспитание человека коммунистич. общества; высшая форма социалистич. соревнования, возникшая в период развернутого строительства коммунизма. Как и все предшествующие формы… …   Советская историческая энциклопедия

  • ДВИЖЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ — массовое движение, преследующее, как и политическая партия, политические цели, но не имеющее, как правило, четкой организационной структуры, фиксированного индивидуального членства (в состав Д.п. могут входить и различного рода общественные… …   Политология: словарь-справочник

  • Движение меньшинства — («Движение меньшинства»,)         Национальное движение меньшинства (National Minority Movement), массовое движение в профсоюзах и кооперативных организациях Великобритании, находившееся в оппозиции к реформистской политике правых тред… …   Большая советская энциклопедия

  • Движение сторонников мира —         международное массовое движение против войны и милитаризма, объединяющее людей, готовых отстаивать прочный и нерушимый мир, невзирая на различия в национальной принадлежности, политических и религиозных взглядах. Возникло в результате… …   Большая советская энциклопедия

  • «ДВИЖЕНИЕ МЕНЬШИНСТВА» — Национальное движение мень шинства ( National Minority Movement), массовое движение в англ. профсоюзах и кооп. орг циях, находившееся в оппозиции к реформистской политике правых тред юнионистских и лейбористских лидеров. Возникло в нач. 20 х гг.… …   Советская историческая энциклопедия

  • Массовое поведение — в социальной психологии коллективное поведение масс людей под воздействием средств массовой коммуникации (формирующих моды, причуды, манеры одеваться, культы, политические движения, перевороты и т.п.), способное подавить индивидуальные проявления …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Массовое избиение в Благовещенске (2004) — Акция протеста жертв милиции Находясь в квартире, мы отмечали день рождения друга. Ворвались омоновцы. К одному из мужчин подбежал 6 летний сынишка. Омоновец шваркнул его о стенку. (Из письма потерпевшего, опубликованного в башкирской газете З …   Википедия

Книги

  • Хорватское национальное движение в конце 1960-х — начале 1970-х годов, Руднева Ирина Владимировна, Тема исследования связана с событиями в Социалистической Республике Хорватии в конце 1960 — начале 1970-х гг. В центре внимания автора сложное и неоднозначное общественно-политическое… Категория: История Издатель: Нестор-История, Производитель: Нестор-История, Подробнее  Купить за 1057 грн (только Украина)
  • Хорватское национальное движение в конце 1960-х — начале 1970-х годов, Руднева Ирина Владимировна, Тема исследования связана с событиями в Социалистической Республике Хорватии в конце 1960 — начале 1970-х гг. В центре внимания автора сложное и неоднозначное общественно-политическое… Категория: Политология Издатель: Нестор-История, Подробнее  Купить за 825 руб
  • Массовое общественное движение в России с 1904 по 1907 гг.. Общая картина движения. Выпуск 136, Маевский Евг., Книга рекомендуется историкам, политологам, обществоведам, а также широкому кругу читателей, интересующихся теорией и историей марксизма и социализма, историей революционных движений,… Категория: Разное Издатель: URSS, Производитель: URSS, Подробнее  Купить за 453 грн (только Украина)
Другие книги по запросу «Массовое движение» >>

jurisprudence.academic.ru

Психология массовых движений — МегаЛекции

Массовые социальные движения— особый класс социальных явлений, обладающий различными уровнями. Это могут быть широкие движения с глобальными целями (борьба за мир, против ядерных испытаний и за охрану окружающей среды), локальные движения, ограниченные определенной территорией или определенной социальной группой (против использования ядерного полигона в конкретной местности или движение за равноправие женщин) и движения с сугубо прагматическими целями в очень ограниченном регионе (за смещение кого-либо из членов администрации муниципалитета).

Массам свойственна предрасположенность к немедленному действию, которая связана как с их повышенной эмоциональностью, так и с неотделенностью их психического состояния от активных форм ее проявления.

Формы проявления массовых движений могут быть социокультурные, политические, религиозные, национальные или спортивные движения, массовые выступления тех или иных классов или профессиональных групп людей.

Любое социальное движение всегда базируется на определенном общественном мнении, хотя впоследствии оно само укрепляется и формируется по мере развития движения. Всякое социальное движение имеет в качестве цели изменение ситуации и формирует программу. Движение обычно отдает себе отчет в тех средствах, которые могут использоваться для достижения целей, в частности в том, допустимо ли насилие как одно из средств. Всякое социальное движение также реализуется в той или иной степени на различных проявлениях массового поведения — демонстрациях, митингах, съездах и прочее.

Механизмы присоединения к движению могут быть объяснены через анализ мотивов участников движения. Они подразделяются на фундаментальные (определяются условиями существования, статусом конкретной социальной группы и ее отношением к политическому решению или акту законодательства) исиюминутные (порождены проблемной ситуацией и основаны чисто эмоциональными реакциями). Их соотношение определяет основательность и прочность движения.



Лидер массового движения должен обладать особыми чертами: кроме умения наиболее полно выражать и отстаивать цели движения, он должен и чисто внешне импонировать большинству членов движения. Имидж лидера социального движения должен быть предметом его повседневного внимания. Прочность позиции и авторитета лидера в значительной мере обеспечивает успех движения. Эти же качества лидера способствуют удержанию движения в принятых рамках поведения, не допускающих легкости изменения избранной тактики и стратегии действий.

Все существующие движения разделяются на общественные, политические, социальные, этические, националистические, реформаторские и революционные.

1) Общественное движение– массовое общественное объединение, состоящее из участников, а также лиц, не имеющих в нем членства, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые всеми в них заинтересованными лицами. К числу наиболее известных общественных движений можно отнести:

— Аболиционизм— общественное движение, добивающееся отмены некоторых законов.

Альтернативные движения— новые общественные движения, стремящиеся найти решения глобальных и других актуальных проблем, отличные от традиционных подходов, предлагаемых традиционными организациями: партиями, профсоюзами и другими. Для альтернативных движений характерно критическое отношение ко многим явлениям современного общества и недоверие к государственным структурам.

Антиклерикализм— общественное движение за освобождение политической и духовной жизни от власти религии и церкви.

Либерализм — общественное движение за установление свобод.

 

2) Политические движения:

— Анархизм— общественно-политическое течение, выступающее с идеей немедленного уничтожения государственной власти в результате стихийного бунта масс и создания федерации мелких автономных ассоциаций производителей.

Клерикализм — общественно-политическое течение: стремящееся к усилению роли церкви в политической и духовной жизни общества; и

осуществляющее свою деятельность посредством находящихся в ряде стран мира политических партий, а также различных религиозных организаций. —

Консерватизм — идеологическая ориентация и политическое движение, противостоящие социальным изменениям, отстаивающие сохранение традиционных ценностей и порядков.

Монархизм— политическое движение, имеющее своей целью установление и сохранение монархии.

Мондиализм — движение за объединение мира и его отдельных регионов на федеративной основе с общим и всемирным правительством.

Панславизм — идейное и социально-политическое движение 19 века, направленное на культурное и политическое объединение всех славянских народов.

Пацифизм — движение, представители которого стоят на позиции морального осуждения всяких войн и настаивают на необходимости мирного разрешения конфликтов между странами и народами.

Сепаратизм — движение к самостоятельности некоторой группы или организации, стремящихся к отделению от большой ассоциации

 

3) Социальные движения:

— Движение сопротивления — социальное движение, ставящее своей целью добиться перемен; блокировать введение изменений или отменить уже осуществленные изменения.

Нигилизм — течение русской общественной мысли отрицавшее традиции, устои дворянского общества, крепостничество; призывавшее к их разрушению во имя радикального переустройства общества.

Лаицизм — движение за секуляризацию, основное требование которого заключается в устранении влияния религии в различных сферах общественной жизни.

 

4) Этические движения:

— Просвещение — философско-этическое течение, характеризующееся духом эмпиризма и скептицизма; стремлением к переустройству общественных отношений на началах разума, вечной справедливости, вытекающих из самой природы неотъемлемых естественных прав человека.

 

5) Националистические движения:

Сионизм — националистическое движение, провозглашающее идею исключительности еврейской нации.

Неофашизм — националистическое движение, провозглашающее идеи превосходства «избранных» наций над «низшими». Характеризуется проявлениями расизма, шовинизма, использует формы крайнего экстремизма на пути установления диктатуры в государственном и международном масштабе. Современный неофашизм объединяет также различные направления скинхедов.

 

Реформаторские движения

— это группы социальных движений, стремящихся внести в существующую систему ценностей изменения, способствующие более эффективному функционированию этой системы.

 

7) Революционное движение — это разновидность социального движения, имеющего целью полную отмену существующей системы ценностей в государстве и обществе.

 


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

0 comments on “Массовые движения – 44. Понятие массового движения. Социально-психологические особенности массовых движений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *