Массовые движения – Массовое движение — Википедия

Массовое движение — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Массовое социальное движение — достаточно организованное единство людей, ставящих перед собой определённую цель, как правило, связанную с каким-либо изменением социальной действительности (Г. М. Андреева)[1]

Массовые движения можно описать как добровольные и анонимные, численно неопределённые и временные множества людей, которых объединяет общая социально значимая цель и солидарность в её достижении.[2]

Термин «массовые» в названии движений указывает не на количество сторонников, а на качество общностей, на характерный способ организации групп этого типа.

Массовое движение — не единственное, но самое специфичное для массовых обществ форма общественной самоорганизации между людьми. Такие движения образовываются и в современном обществе, и в обществах иного типа (общества прошлого). Массовые движения служат индикаторами исторического поворота в станах в сторону цивилизации массового типа. Именно поэтому так возросло число массовых движений в индустриально развитых странах на рубеже XIX—XX веков.

Массовые движения возникают в ответ на неудовлетворённость существующей социальной ситуацией. Также, массовые движения возникают тогда, когда определённые социальные обстоятельства воспринимаются гражданами как нетерпимые.

Цели массовых движений бывают самые разные. В тех случаях, когда движения направлены к институционным изменениям в области государственного управления (цель-политическая), то такие движения являются «общественными движениями» . Примером общественного движения может служить «суфражизм» (движение за предоставление женщинам избирательные права наравне с мужчинами, существовавшее во второй половине XIX века). По достижению своих целей массовое движение заканчивает свое существование.

Основные характеристики социального движения[править | править код]

П.Штомпка выделяет следующие основные характеристики социального движения[3]:

  • Комплективность людей, действующих совместно
  • Единое и однозначное отношение к цели коллективных действий (изменение в обществе)
  • Коллективность является диффузной, а также находится на низком уровне формальной организации.

Также были выделены характеристики массового движения с «внешней» и с «внутренней» точке зрения:

Любое движение имеет четыре основные характеристики с «внешней точки зрения»:

  • Социальная база. Большая часть людей, на которую опирается всё движение. Примеры: пол, возраст, социальный класс, вероисповедание, национальность и т. д.
  • Цели движения и основная сфера приложения усилий. Как правило, цели социальных движений носят социальный характер. Примеры: культурные, духовные, профессиональные, политические и т. д.
  • Степень организованности. Массовые движения делятся на два класса по степени организованности: спонтанные и создаваемые. Приток новых членов также может являться целенаправленным или стихийным. Также, у движения могут присутствовать или отсутствовать нормы и правила, принципы руководства и т. д. Из этого следует, что массовые движения, как и стихийные группы могут быть искусственными или естественными.
  • Направленность идеологии. Определённый уровень эмоционального уровня увлеченности целями, а также теоретических и рациональных представлений.

Практически любое массовое движение имеет три основные характеристики с «внутренней точки зрения»:

  • Идеология
  • Организация
  • Социальная психология

Г. М. Андреевой выделяется несколько уровней социальных движений[1]:

  • Широкие движения с глобальными целями. На этом уровне у движения ставятся глобальные цели, например, такие как: борьба с атомным оружием, борьба за экологию, борьба за равноправие полов. Примеры движений: «Гринпис», ЛГБТ-сообщество и т. д.
  • Локальные движения. На этом уровне цели движения являются не глобальными, а более конкретизированными, связанными, например, с определённым территориальным расположением. Примеры движений: «Российское географическое общество».
  • Движения с прагматическими целями в очень ограниченном регионе. Данные движения связаны с конкретным и специфичным событием, местом. Примеры движений: движение за ремонт набережной.

Основные причины объединения людей в массовые движения[править | править код]

Э. Хоффер)[4] выделил следующие основные причины объединения людей в массовые движения:

  • Неудовлетворённость жизнью и сложившейся социальной ситуацией.
  • Недостаток информации, которую получает каждый отдельный человек, и, как следствие, невозможность действовать самостоятельно.
  • Преувеличенное представление о возможностях и перспективах будущего

Отличие от группового организованного поведения[править | править код]

В массовом движении отсутствует критическое восприятие информации. Поэтому, когда в массу поступает какой-либо достаточно мощный сигнал извне, он воспринимается как сигнал к действию. Стихийные группы возникают на основе специфических механизмов, которые запускают массовое поведение людей. Также известно, что уровень организации всегда обратно пропорционален степени массовости движения.

  1. 1 2 Г.М. Андреева. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений. — 5. — Москва: Аспект Пресс, 2010. — 365 с.
  2. М.И. Найдорф. Массовые движения в массовых обществах // 4. — Санкт-Петербург: Вестник РХГА, 2010.
  3. П.Штомпка. Социология социальных изменений/Пер, с англ, под ред. В.А.Ядова. — Москва: Аспект Пресс, 1996.
  4. Э.Хоффер. Истинноверующий. Мысли о природе массовых движений. — Минск: Издательство ЕГУ, 2001. — 200 с.
  • Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Современная социальная психология на Западе. — М., 1978.
  • Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология. Хрестоматия. — М., 2003.
  • Московиси С. Общество и теории социальной психологии. Пер. с фр. // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. — М., 1984.
  • Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. — М., 1971.
  • Грушин Б. А. Мнения о мире и мир мнении. — М., 1967.
  • Штомпка П. Социология социальных изменений. — М., 1996.
  • Найдорф М. И. Массовые движения в массовых обществах. — СПб., 2010
  • Хоффер Э. Истинноверующий. Мысли о природе массовых движений. — Минск., 2001

ru.wikipedia.org

§ 6. МАССОВЫЕ ДВИЖЕНИЯ. История России [для студентов технических ВУЗов]

§ 6. МАССОВЫЕ ДВИЖЕНИЯ

Утрата всеми слоями населения гражданских свобод не обязательно должна была обернуться взрывом возмущения. Этот процесс растянулся на жизнь нескольких поколений, а социальная память стирается довольно быстро. Фактически все социальные слои лишились свободы передвижения и права распоряжаться собственностью еще в первой половине XVI в. и к своему новому положению к концу века успели привыкнуть. Тем не менее в начале XVII в. разразилась Смута.

В 1601–1604 гг. страну поразили невиданные по масштабам неурожаи и голод. Правительственные меры по преодолению голода оказались неэффективными, что привело к озлоблению низов.

Первое крупное восстание произошло в 1603 г. под руководством Хлопка. О восстании нам известно очень мало в силу его быстротечности.

Люди на Руси никогда не поднимали бунт против великих князей и царей. Более того, именно в них народ видел защитников и связывал с ними решение всех своих проблем. Поэтому со временем социальное недовольство наверняка бы сгладилось. Однако летом 1604 г. на западной границе появился «царевич Дмитрий» (якобы чудом уцелевший сын Ивана Грозного). После тщательного расследования Посольский приказ обнаружил, что под этим именем скрывается беглый монах московского Чудова монастыря Григорий (в миру — Юрий Богданович Отрепьев). Вместе с тем итоги расследования уже никого не интересовали.

Смута представляла собой первую гражданскую войну в ходе которой выступили все без исключения социальные слои. Каждый из них пытался улучшить свой статус. Однако они не могли достичь поставленных целей, поскольку никто не стремился изменить основу сложившихся социально-политических отношений.

В рамках этих отношений на время борьбы за выдвижение своего кандидата на престол возникали различные социально-политические союзы. Однако после того, как их участникам удавалось посадить в Кремль своего ставленника, союз распадался — и возникал новый, с другими участниками, а вместе с этим раскручивался и очередной виток войны.

Бояре стремились к укреплению своего социально-бытового статуса. Однако, в отличие от Европы, политическая позиция русских бояр оказалась слабой. Она была подорвана в XVI в., когда государство распространило свою власть на боярскую собственность и личную свободу. В результате боярство в ходе Смуты не смогло выступить как консолидированная сила с четко выраженными политическими интересами. Вместо этого одна группа выторговывала себе льготы у власти за счет другой: то Гедиминовичи (Голицыны, Бельские и Мстиславские) боролись с Рюриковичами (Шуйские), то они вместе — с нетитулованным боярством (в лице Бориса Годунова), то нетитулованное боярство — с Шуйским.

Те же политические иллюзии подняли на борьбу и дворян. В разное время их руководителями были князья Г. П. Шаховской и А. А. Телятевский, братья Ляпуновы и Сумбуловы.

Чаяния, надежды и ментальность холопов и крестьян проявились в восстании под руководством боевого холопа Ивана Исаевича Болотникова (1606–1607). Оно потрясло страну и стало самым массовым социальным движением за всю ее предшествующую историю. Ивану Болотникову удалось объединить дворянство и казаков и в борьбе за восстановление на троне «царевича Дмитрия» двинуть против Василия Шуйского 100-тысячное войско.

Восстания казаков отличались от движения дворян и крестьян тем, что первоначально они выдвинули своего самозванца: в 1605 г. на казачьем кругу выходец из посадских людей Мурома Илейка был провозглашен сыном царя Федора Ивановича — «царевичем Петром». Восстание полыхало на юге России в течение 1605–1607 гг. Следующий руководитель казаков — выходец из простых людей, донской атаман И. М. Заруцкий — стал более значимой политической фигурой. В 1606–1607 гг. он возглавлял казаков во время восстания Болотникова, в 1607–1608 гг. сражался на стороне Лжедмитрия II и стал боярином в его Тушинском лагере. В 1610 г. Заруцкий перешел на сторону польского претендента на русский престол царевича Владислава, участвовал вместе с поляками в походе на Москву, но в 1611 г. стал одним из организаторов первого народного ополчения, боровшегося с польскими отрядами. Избрание Михаила Романова он не признал и попытался посадить на трон сына Лжедмитрия II. В 1614 г. Заруцкий был казнен.

Горожан в стране было мало. Лишь после того, как все остальные социальные группы в ходе гражданской войны значительно ослабили друг друга, на политическую сцену выступили горожане. Они организовали второе народное ополчение и смогли выбить поляков из Москвы.

Находившаяся под постоянной угрозой нападения врагов, экономически слабая, основанная на сумме натуральных крестьянских хозяйств, русская средневековая социальная система не могла функционировать без сильного государственного центра. Смута показала, что государство и общество не противостояли друг другу, а взаимодействовали: государство существовало как самодержавное, поскольку в политической системе отсутствовали противостоящие ему институты, а общество было заинтересовано именно в таком государстве. Сражаясь друг с другом, все социальные слои продемонстрировали свою консервативность. Поэтому после того, как из каждого социального слоя были уничтожены наиболее политически активные группы, Смута завершилась восстановлением все того же самодержавного государства.

После Смуты какое-то время жизнь в городах казалась спокойной. Однако в 30-е гг. социальное напряжение вновь начало нарастать: восстания прошли в Москве, Томске и некоторых других городах. В середине 40-х гг. они охватили новые районы: Воронеж, Елец, Тотьму, Каргополь.

1 июня 1648 г. в Москве разразился Соляной бунт, спровоцированный заменой прямых налогов косвенными, в результате чего цена соли подскочила с 5 коп. до 2 гривен за пуд. Вслед за этим волна погромов прокатилась по 40 городам: Козлову, Сольвычегодску, Курску, Устюгу Великому, Воронежу, Ельцу, Ливнам, Чугуеву, Тотьме, Каргополю, Нарыму, Томску, Чердыни и др. В 1650 г. поднялись мятежи в Пскове и Новгороде.

В июле 1662 г. в Москве вспыхнул Медный бунт. Поводом для него стала чеканка правительством медной монеты, номинал которой многократно превышал стоимость металла, из которого она была изготовлена. В результате медные деньги обесценились по сравнению с серебряными (которыми взимались налоги).

Наконец, в 1670 г. на Дону началось восстание под руководством Степана Разина. Это казацко-крестьянское восстание по количеству участников многократно превышало число всех восставших горожан. Собственно разинская армия в период высшей точки восстания в 1670–1671 гг. достигала 20 тыс. человек. Они спровоцировали восстание в Нижнем и Среднем Поволжье, где в общей сложности в борьбу за лучшую жизнь втянулось еще около 200 тыс. человек. Тем не менее и это число в общей массе населения не составляло значительной доли.

Сам факт крайнего выражения социального недовольства вроде бы опровергает положения о подавлении общества государством, об ином, нежели в Европе, социально-политическом развитии. Однако механизм этих восстаний принципиально отличался от тех, что потрясали Европу.

Во-первых, доля горожан в общей массе населения России составляла незначительную величину. Москва являлась крупнейшим городом Европы: в ней проживало около 100 тыс. человек. В Новгороде, Пскове, Казани и Нижнем Новгороде — по 25–30 тыс. человек. В остальных же городах проживало лишь по 3–5 тыс. горожан, причем, поскольку подавляющее большинство городов представляло собой крепости или административные центры, число торговцев и ремесленников в них было незначительным.

Во-вторых, и это главное, ни одно из восстаний не было направлено против существующего строя. Царская власть рассматривалась на Руси как власть сакральная. Царь воспринимался как посредник между земным и небесным мирами. В этом качестве его воля могла быть только благой и справедливой. В Московии возле царских покоев проживали «божьи люди» — нищие, юродивые, находившиеся на полном обеспечении монарха. В русском дворцовом обычае существовала традиция публичного общения юродивого и правителя. Вначале он кормил нищих, слепых и калек, а затем умывал, вытирал и лобзал им ноги. В сочельник за четыре часа до рассвета царь посещал московские тюрьмы и богадельни. Государь нередко присутствовал на погребении юродивых.

Народные массы являлись составной частью сложившейся социальной системы. Никакого иного образа жизни, кроме привычного, участники восстаний не представляли. В этой жизни давно сформировался уклад с общинной взаимопомощью, чувством справедливости и уравнительной моралью. Ключевыми понятиями народной психологии оставались «правда», «справедливость», «истинность». Базовой категорией политической психологии являлся монархизм. Народные массы не отождествляли царя с источником своих бед, поэтому именно в нем они искали защиту.

Усиление тягот жизни требовало объяснения, и оно было найдено в понятии «измена». В условиях всеобщей службы трудности должны были делиться поровну. Любое нарушение устоявшегося порядка народ как раз и трактовал как измену. Так, предателей обнаруживали в лице бояр, поставивших себе новые терема, не соответствующие их чину. Следовательно, в понимании народа они воровали, а это требовало восстановления справедливости.

Распространенной предпосылкой восстаний являлись слухи. Царь в них неизменно оказывался защитником простого народа, которого околдовали или захватили «злые вороги». Например, в 1650 г. в Пскове и Новгороде распространился слух, будто государь написал указы, облегчающие жизнь народа, но бояре-кровопийцы их скрыли. В 1662 г. народ был уверен, что медные деньги бояре выпускают без ведома царя. Около 4–5 тыс. человек прорвались в резиденцию царя в селе Коломенское, где вручили ему челобитную с требованием наказать «бояр-изменников». Участники восстания под руководством Степана Разина искренне верили во взаимоисключающие вещи. С одной стороны, Разин объявил себя мстителем за Алексея Михайловича, у которого бояре отравили двух сыновей — Алексея и Семена. С другой — многие считали, что царевич Алексей находится в войске Разина.

Все восстания происходили по одной и той же схеме: сначала городские низы пытались подать царю челобитную с изложением своих несчастий, потом шли громить усадьбы бояр. При этом собственные действия они оценивали как защиту существующего порядка вещей, как восстановление справедливости. Ценности из разрушенных теремов восставшие не брали. Те идеи, ради которых в Европе поднимались на революции, — экономическая и политическая свобода — в России отсутствовали. Мысли о необходимости широких социальных преобразований здесь появиться было неоткуда. Поэтому и результаты восстаний оказались не такими, как в Европе.

Своеобразной формой социального протеста стал церковный раскол. Народные массы ошибочно связали ухудшение своего положения с реформой Никона. Тысячи старообрядцев бежали на Север, Урал, в Заволжье. Их общим лозунгом стал возврат к старине. Ни старообрядцы, ни сторонники Никона к изменению отношений между обществом и государством не стремились. Между тем в Западной Европе еще в XVI в. по средневековому католицизму был нанесен мощнейший удар протестантским движением, что стало мировоззренческой основой будущей капиталистической системы. Хотя современники и назвали XVII в. в России «бунташным», восстания не смогли сыграть роль катализатора исторических процессов.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Массовое движение — это… Что такое Массовое движение?


Массовое движение

— см. Общественное движение.

Большой юридический словарь. Академик.ру. 2010.

  • Маскулизм
  • Массовые неинфекционные заболевания

Смотреть что такое «Массовое движение» в других словарях:

  • Массовое движение — см. Общественное движение …   Энциклопедия права

  • МАССОВОЕ ДВИЖЕНИЕ — Спонтанное поведение массы людей, имеющих определенные интересы или цели. Хотя может иметься общая цель, этот термин не подразумевает, что движение контролируется или организуется. Фактически, как это отражено в значении термина масса,… …   Толковый словарь по психологии

  • Движение национального освобождения — (Тупамарос, Мовимьенто де либерсьон националь; Уругвай) МЛН. Название Тупамарос подчеркивало преемственность борьбы от знаменитого вождя национального освобождения XVIII в. Тупака Амару II. МЛН пионеры городской герильи на латиноамериканском… …   Терроризм и террористы. Исторический справочник

  • ДВИЖЕНИЕ КОЛЛЕКТИВОВ И УДАРНИКОВ КОММУНИСТИЧЕСКОГО ТРУДА — массовое движение трудящихся в СССР за победу коммунистич. труда и воспитание человека коммунистич. общества; высшая форма социалистич. соревнования, возникшая в период развернутого строительства коммунизма. Как и все предшествующие формы… …   Советская историческая энциклопедия

  • ДВИЖЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ — массовое движение, преследующее, как и политическая партия, политические цели, но не имеющее, как правило, четкой организационной структуры, фиксированного индивидуального членства (в состав Д.п. могут входить и различного рода общественные… …   Политология: словарь-справочник

  • Движение меньшинства — («Движение меньшинства»,)         Национальное движение меньшинства (National Minority Movement), массовое движение в профсоюзах и кооперативных организациях Великобритании, находившееся в оппозиции к реформистской политике правых тред… …   Большая советская энциклопедия

  • Движение сторонников мира —         международное массовое движение против войны и милитаризма, объединяющее людей, готовых отстаивать прочный и нерушимый мир, невзирая на различия в национальной принадлежности, политических и религиозных взглядах. Возникло в результате… …   Большая советская энциклопедия

  • «ДВИЖЕНИЕ МЕНЬШИНСТВА» — Национальное движение мень шинства ( National Minority Movement), массовое движение в англ. профсоюзах и кооп. орг циях, находившееся в оппозиции к реформистской политике правых тред юнионистских и лейбористских лидеров. Возникло в нач. 20 х гг.… …   Советская историческая энциклопедия

  • Массовое поведение — в социальной психологии коллективное поведение масс людей под воздействием средств массовой коммуникации (формирующих моды, причуды, манеры одеваться, культы, политические движения, перевороты и т.п.), способное подавить индивидуальные проявления …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Массовое избиение в Благовещенске (2004) — Акция протеста жертв милиции Находясь в квартире, мы отмечали день рождения друга. Ворвались омоновцы. К одному из мужчин подбежал 6 летний сынишка. Омоновец шваркнул его о стенку. (Из письма потерпевшего, опубликованного в башкирской газете З …   Википедия


jurisprudence.academic.ru

Массовое движение — Howling Pixel

Массовое социальное движение — достаточно организованное единство людей, ставящих перед собой определённую цель, как правило, связанную с каким-либо изменением социальной действительности (Г. М. Андреева)[1]

История термина

Массовые движения можно описать как добровольные и анонимные, численно неопределённые и временные множества людей, которых объединяет общая социально значимая цель и солидарность в её достижении.[2]

Термин «массовые» в названии движений указывает не на количество сторонников, а на качество общностей, на характерный способ организации групп этого типа.

Массовое движение — не единственное, но самое специфичное для массовых обществ форма общественной самоорганизации между людьми. Такие движения образовываются и в современном обществе, и в обществах иного типа (общества прошлого). Массовые движения служат индикаторами исторического поворота в станах в сторону цивилизации массового типа. Именно поэтому так возросло число массовых движений в индустриально развитых странах на рубеже XIX—XX веков.

Массовые движения возникают в ответ на неудовлетворённость существующей социальной ситуацией. Также, массовые движения возникают тогда, когда определённые социальные обстоятельства воспринимаются гражданами как нетерпимые.

Цели массовых движений бывают самые разные. В тех случаях, когда движения направлены к институционным изменениям в области государственного управления (цель-политическая), то такие движения являются «общественными движениями» . Примером общественного движения может служить «суфражизм» (движение за предоставление женщинам избирательные права наравне с мужчинами, существовавшее во второй половине XIX века). По достижению своих целей массовое движение заканчивает свое существование.

Основные характеристики

Основные характеристики социального движения

П.Штомпка выделяет следующие основные характеристики социального движения[3]:

  • Комплективность людей, действующих совместно
  • Единое и однозначное отношение к цели коллективных действий (изменение в обществе)
  • Коллективность является диффузной, а также находится на низком уровне формальной организации.

Также были выделены характеристики массового движения с «внешней» и с «внутренней» точке зрения:

Любое движение имеет четыре основные характеристики с «внешней точки зрения»:

  • Социальная база. Большая часть людей, на которую опирается всё движение. Примеры: пол, возраст, социальный класс, вероисповедание, национальность и т. д.
  • Цели движения и основная сфера приложения усилий. Как правило, цели социальных движений носят социальный характер. Примеры: культурные, духовные, профессиональные, политические и т. д.
  • Степень организованности. Массовые движения делятся на два класса по степени организованности: спонтанные и создаваемые. Приток новых членов также может являться целенаправленным или стихийным. Также, у движения могут присутствовать или отсутствовать нормы и правила, принципы руководства и т. д. Из этого следует, что массовые движения, как и стихийные группы могут быть искусственными или естественными.
  • Направленность идеологии. Определённый уровень эмоционального уровня увлеченности целями, а также теоретических и рациональных представлений.

Практически любое массовое движение имеет три основные характеристики с «внутренней точки зрения»:

  • Идеология
  • Организация
  • Социальная психология

Уровни социальных движений

Г. М. Андреевой выделяется несколько уровней социальных движений[1]:

  • Широкие движения с глобальными целями. На этом уровне у движения ставятся глобальные цели, например, такие как: борьба с атомным оружием, борьба за экологию, борьба за равноправие полов. Примеры движений: «Гринпис», ЛГБТ-сообщество и т. д.
  • Локальные движения. На этом уровне цели движения являются не глобальными, а более конкретизированными, связанными, например, с определённым территориальным расположением. Примеры движений: «Российское географическое общество».
  • Движения с прагматическими целями в очень ограниченном регионе. Данные движения связаны с конкретным и специфичным событием, местом. Примеры движений: движение за ремонт набережной.

Основные причины объединения людей в массовые движения

Э. Хоффер)[4] выделил следующие основные причины объединения людей в массовые движения:

  • Неудовлетворённость жизнью и сложившейся социальной ситуацией.
  • Недостаток информации, которую получает каждый отдельный человек, и, как следствие, невозможность действовать самостоятельно.
  • Преувеличенное представление о возможностях и перспективах будущего

Отличие от группового организованного поведения

В массовом движении отсутствует критическое восприятие информации. Поэтому, когда в массу поступает какой-либо достаточно мощный сигнал извне, он воспринимается как сигнал к действию. Стихийные группы возникают на основе специфических механизмов, которые запускают массовое поведение людей. Также известно, что уровень организации всегда обратно пропорционален степени массовости движения.

Примечания

  1. 1 2 Г.М. Андреева. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений. — 5. — Москва: Аспект Пресс, 2010. — 365 с.
  2. М.И. Найдорф. Массовые движения в массовых обществах // 4. — Санкт-Петербург: Вестник РХГА, 2010.
  3. П.Штомпка. Социология социальных изменений/Пер, с англ, под ред. В.А.Ядова. — Москва: Аспект Пресс, 1996.
  4. Э.Хоффер. Истинноверующий. Мысли о природе массовых движений. — Минск: Издательство ЕГУ, 2001. — 200 с.

Литература

  • Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Современная социальная психология на Западе. — М., 1978.
  • Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология. Хрестоматия. — М., 2003.
  • Московиси С. Общество и теории социальной психологии. Пер. с фр. // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. — М., 1984.
  • Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. — М., 1971.
  • Грушин Б. А. Мнения о мире и мир мнении. — М., 1967.
  • Штомпка П. Социология социальных изменений. — М., 1996.
  • Найдорф М. И. Массовые движения в массовых обществах. — СПб., 2010
  • Хоффер Э. Истинноверующий. Мысли о природе массовых движений. — Минск., 2001

This page is based on a Wikipedia article written by authors (here).
Text is available under the CC BY-SA 3.0 license; additional terms may apply.
Images, videos and audio are available under their respective licenses.

howlingpixel.com

Массовое движение Википедия

Массовое социальное движение — достаточно организованное единство людей, ставящих перед собой определённую цель, как правило, связанную с каким-либо изменением социальной действительности (Г. М. Андреева)[1]

История термина

Массовые движения можно описать как добровольные и анонимные, численно неопределённые и временные множества людей, которых объединяет общая социально значимая цель и солидарность в её достижении.[2]

Термин «массовые» в названии движений указывает не на количество сторонников, а на качество общностей, на характерный способ организации групп этого типа.

Массовое движение — не единственное, но самое специфичное для массовых обществ форма общественной самоорганизации между людьми. Такие движения образовываются и в современном обществе, и в обществах иного типа (общества прошлого). Массовые движения служат индикаторами исторического поворота в станах в сторону цивилизации массового типа. Именно поэтому так возросло число массовых движений в индустриально развитых странах на рубеже XIX—XX веков.

Массовые движения возникают в ответ на неудовлетворённость существующей социальной ситуацией. Также, массовые движения возникают тогда, когда определённые социальные обстоятельства воспринимаются гражданами как нетерпимые.

Цели массовых движений бывают самые разные. В тех случаях, когда движения направлены к институционным изменениям в области государственного управления (цель-политическая), то такие движения являются «общественными движениями» . Примером общественного движения может служить «суфражизм» (движение за предоставление женщинам избирательные права наравне с мужчинами, существовавшее во второй половине XIX века). По достижению своих целей массовое движение заканчивает свое существование.

Основные характеристики

Основные характеристики социального движения

П.Штомпка выделяет следующие основные характеристики социального движения[3]:

  • Комплективность людей, действующих совместно
  • Единое и однозначное отношение к цели коллективных действий (изменение в обществе)
  • Коллективность является диффузной, а также находится на низком уровне формальной организации.

Также были выделены характеристики массового движения с «внешней» и с «внутренней» точке зрения:

Любое движение имеет четыре основные характеристики с «внешней точки зрения»:

  • Социальная база. Большая часть людей, на которую опирается всё движение. Примеры: пол, возраст, социальный класс, вероисповедание, национальность и т. д.
  • Цели движения и основная сфера приложения усилий. Как правило, цели социальных движений носят социальный характер. Примеры: культурные, духовные, профессиональные, политические и т. д.
  • Степень организованности. Массовые движения делятся на два класса по степени организованности: спонтанные и создаваемые. Приток новых членов также может являться целенаправленным или стихийным. Также, у движения могут присутствовать или отсутствовать нормы и правила, принципы руководства и т. д. Из этого следует, что массовые движения, как и стихийные группы могут быть искусственными или естественными.
  • Направленность идеологии. Определённый уровень эмоционального уровня увлеченности целями, а также теоретических и рациональных представлений.

Практически любое массовое движение имеет три основные характеристики с «внутренней точки зрения»:

  • Идеология
  • Организация
  • Социальная психология

Уровни социальных движений

Г. М. Андреевой выделяется несколько уровней социальных движений[1]:

  • Широкие движения с глобальными целями. На этом уровне у движения ставятся глобальные цели, например, такие как: борьба с атомным оружием, борьба за экологию, борьба за равноправие полов. Примеры движений: «Гринпис», ЛГБТ-сообщество и т. д.
  • Локальные движения. На этом уровне цели движения являются не глобальными, а более конкретизированными, связанными, например, с определённым территориальным расположением. Примеры движений: «Российское географическое общество».
  • Движения с прагматическими целями в очень ограниченном регионе. Данные движения связаны с конкретным и специфичным событием, местом. Примеры движений: движение за ремонт набережной.

Основные причины объединения людей в массовые движения

Э. Хоффер)[4] выделил следующие основные причины объединения людей в массовые движения:

  • Неудовлетворённость жизнью и сложившейся социальной ситуацией.
  • Недостаток информации, которую получает каждый отдельный человек, и, как следствие, невозможность действовать самостоятельно.
  • Преувеличенное представление о возможностях и перспективах будущего

Отличие от группового организованного поведения

В массовом движении отсутствует критическое восприятие информации. Поэтому, когда в массу поступает какой-либо достаточно мощный сигнал извне, он воспринимается как сигнал к действию. Стихийные группы возникают на основе специфических механизмов, которые запускают массовое поведение людей. Также известно, что уровень организации всегда обратно пропорционален степени массовости движения.

Примечания

  1. 1 2 Г.М. Андреева. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений. — 5. — Москва: Аспект Пресс, 2010. — 365 с.
  2. М.И. Найдорф. Массовые движения в массовых обществах // 4. — Санкт-Петербург: Вестник РХГА, 2010.
  3. П.Штомпка. Социология социальных изменений/Пер, с англ, под ред. В.А.Ядова. — Москва: Аспект Пресс, 1996.
  4. Э.Хоффер. Истинноверующий. Мысли о природе массовых движений. — Минск: Издательство ЕГУ, 2001. — 200 с.

Литература

  • Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Современная социальная психология на Западе. — М., 1978.
  • Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология. Хрестоматия. — М., 2003.
  • Московиси С. Общество и теории социальной психологии. Пер. с фр. // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. — М., 1984.
  • Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. — М., 1971.
  • Грушин Б. А. Мнения о мире и мир мнении. — М., 1967.
  • Штомпка П. Социология социальных изменений. — М., 1996.
  • Найдорф М. И. Массовые движения в массовых обществах. — СПб., 2010
  • Хоффер Э. Истинноверующий. Мысли о природе массовых движений. — Минск., 2001

wikiredia.ru

Массовое движение Википедия

Массовое социальное движение — достаточно организованное единство людей, ставящих перед собой определённую цель, как правило, связанную с каким-либо изменением социальной действительности (Г. М. Андреева)[1]

Массовые движения можно описать как добровольные и анонимные, численно неопределённые и временные множества людей, которых объединяет общая социально значимая цель и солидарность в её достижении.[2]

Термин «массовые» в названии движений указывает не на количество сторонников, а на качество общностей, на характерный способ организации групп этого типа.

Массовое движение — не единственное, но самое специфичное для массовых обществ форма общественной самоорганизации между людьми. Такие движения образовываются и в современном обществе, и в обществах иного типа (общества прошлого). Массовые движения служат индикаторами исторического поворота в станах в сторону цивилизации массового типа. Именно поэтому так возросло число массовых движений в индустриально развитых странах на рубеже XIX—XX веков.

Массовые движения возникают в ответ на неудовлетворённость существующей социальной ситуацией. Также, массовые движения возникают тогда, когда определённые социальные обстоятельства воспринимаются гражданами как нетерпимые.

Цели массовых движений бывают самые разные. В тех случаях, когда движения направлены к институционным изменениям в области государственного управления (цель-политическая), то такие движения являются «общественными движениями» . Примером общественного движения может служить «суфражизм» (движение за предоставление женщинам избирательные права наравне с мужчинами, существовавшее во второй половине XIX века). По достижению своих целей массовое движение заканчивает свое существование.

Основные характеристики социального движения

П.Штомпка выделяет следующие основные характеристики социального движения[3]:

  • Комплективность людей, действующих совместно
  • Единое и однозначное отношение к цели коллективных действий (изменение в обществе)
  • Коллективность является диффузной, а также находится на низком уровне формальной организации.

Также были выделены характеристики массового движения с «внешней» и с «внутренней» точке зрения:

Любое движение имеет четыре основные характеристики с «внешней точки зрения»:

  • Социальная база. Большая часть людей, на которую опирается всё движение. Примеры: пол, возраст, социальный класс, вероисповедание, национальность и т. д.
  • Цели движения и основная сфера приложения усилий. Как правило, цели социальных движений носят социальный характер. Примеры: культурные, духовные, профессиональные, политические и т. д.
  • Степень организов

ruwikiorg.ru

МАССОВОЕ ДВИЖЕНИЕ это что такое МАССОВОЕ ДВИЖЕНИЕ: определение — Психология.НЭС



МАССОВОЕ ДВИЖЕНИЕ это что такое МАССОВОЕ ДВИЖЕНИЕ: определение — Психология.НЭС
  • Психология.НЭС
    • Право.НЭС
    • Философия.НЭС
    • Социология.НЭС
    • Экономика.НЭС
    • Педагогика.НЭС
    • Политика.НЭС
    • История.НЭС
О проекте | Правила | Контакты Национальная психологическая энциклопедия β
  • Словари
  • Термины
  • Персоны
  • Новости

vocabulary.ru

0 comments on “Массовые движения – Массовое движение — Википедия

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *