Ментальная карта по истории 7 класс – Методическая разработка по истории: Технология «Ментальная карта»

Методическая разработка по истории: Технология «Ментальная карта»

МБОУ «Хову-Аксынская СОШ»

Мастер-класс

для семинара учителей истории и обществознания

Технология «Ментальная –карта»

                                                      Разработала: учитель истории и обществознания

                                       Куулар Ч.А.

Хову-Аксы-2018

Технология «Ментальная карта»

(выступление на кожууном семинаре учителей истории и обществознания)

В связи с переходом на новые стандарты образования (стандарты второго поколения), мы стараемся использовать в своей работе новые технологии. И сегодня я хотела бы вас познакомить с универсальной технологией «Интеллект –карт» (Авторы: Тони и Барри Бъюзен).

С каждым годом число людей, использующих интеллект-карты, растет. По нынешним оценкам, число пользователей интеллект-карт во всем мире превышает 250 миллионов человек, недавно было создано Общество пользователей интеллект-карт. Конечной целью общества является ознакомить все население земного шара с идеями радиантного мышления, интеллект-карт и ментальной грамотности.

  1. История

Ментальные карты (в оригинале Mind maps®) это разработка Тони Бьюзена — известного писателя, лектора и консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления.

  • Понятно, что данный способ работы с информацией в тех или иных вариациях или под другими названиями существовал еще задолго до Тони Бьюзена. Но тем не менее именно Тони Бьюзен стал популизатором идеи интеллект-карт, как эффективного способа работы с информацией.
  1. Что такое интеллект –карта

XXI век — век огромных потоков информации

Как всё запомнить детям? В решении этой проблемы могут помочь ИК

Интеллект-карта — это :

  • Универсальная технология, раскрывающая потенциал нашего мозга
  • Инструмент развития памяти и мышления
  • Инструмент, позволяющий эффективно структурировать и обрабатывать информацию;
  • Инструмент, позволяющий мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал.

Интеллект-карты  используются для решения таких задач, как проведение презентаций, принятие решений, планирование своего времени, запоминание больших объемов информации, проведение мозговых штурмов, самоанализ, разработка сложных проектов, собственное обучение, развитие, и многих других

  1. Принципы и алгоритм создания

Главное правило: «НИКАКИХ ПРАВИЛ»

Максимально свободно выражайте свои идеи.

Будьте творческими, яркими, выразительными.

Чем меньше вы будете себя ограничивать, тем лучше получится карта.

***Для этого принципа – одна поправка: если вы рисуете карту не для себя, а для показа другим людям – то тогда стоит все-таки придерживаться следующих правил.

Стиль

Свой собственный

Не стремитесь подражать кому-то другому. У каждого человека свой стиль мышления. А так как карты отражают стиль мышления человека, то они и должны будут отличаться друг от друга! Ищите свой собственный стиль!

Преувеличивайте

Если что-то утрированно, преувеличенно  — то это лучше запоминается. Смело рисуйте человека, который выше чем дерево. Используйте слова: «супер», «гипер», «мега»… не обязательно быть приближенным к реальности. Можно смело преувеличить эту реальность.

Несерьезный

Юмор великая сила. Если ваша карта заставляет улыбаться или даже смеяться – то она вызывает эмоцию, на волне которой карта лучше остается в памяти. Добавляйте в карту немного легкого юмора! Это пойдет ей на пользу.

Красивый

Красивая карта – это красивая карта. Она и больше притягивает взгляд. Ее больше хочется изучать. Она лучше запоминается. Она сильнее вызывает нужные эмоции и ассоциации. Рисуйте красиво!

Бумага

Белая

Лучше использовать белую (либо однотонную) бумагу. Чтобы не было лишних клеточек, линеечек и т.д., которые могут затруднять ее изучение.

А4 или А3

На самом деле лучше А2, или лист ватмана. Карта имеет тенденцию заполнять все отведенное ей пространство, поэтому чем больше пространства у вас есть, тем больше умных мыслей, связанных с основной темой вы напишите. Лучше брать размер бумаги с запасом!

Альбомная ориентация

Карта имеет тенденцию расти в бока. Влево и вправо. Поэтому там должно быть больше пространства. Соответственно располагаем карту горизонтально.

Центральный образ

В центре листа

Обычно в центре листа. Хотя частый вариант, когда рисуется слева в центре и ветки отходят вправо.

Яркий. Запоминающийся

Образ должен сразу привлекать внимание. Оставаться в памяти. Вызывать нужную эмоцию. Провоцировать работу мыслей в определенном направлении. Для этого его рисуем ярким!

Цветной (>3 цветов)

Не жалеем красок. Цветной образ лучше запоминается, поэтому рисуем его как минимум тремя цветами.

Структура

Радиальная

Соблюдаем принцип иерархичности. Ближе к центру – более важные понятия. Дальше от центра – менее важные понятия. Благодаря такому «радиальному» распределению нам проще работать с картой.

Понятная

Для повышения понятности карты используем следующие элементы:

Порядок: нумеруем веточки цифрами – «1», «2», «3»… подсказывая в каком порядке их следует просматривать.

3-4 ответвления: Стараемся так простроить структуру, чтобы от каждой веточки отходило максимум 3-4 ответвления.

Ореолы: Используем ореолы, для облегчения восприятия карты.(световая кайма вокруг предмета)

Ассоциативная

Любые два элемента связанны ассоциацией. Это позволяет нам восстанавливать карту, даже если мы помним всего 20-30% карты.

 Слова

Ключевые

Пишем только ключевые слова. В результате у нас на карте нарисовано 20-30 слов, а эти 20-30 слов иногда за собой хранят информацию с 20-30 страниц текста. Но с каждой страницы текста мы взяли только по 1 ключевому слову, которое позволяет восстановить в памяти информацию из текста.

1-2 слова

Всегда есть соблазн записать целое предложение! Не делаем этого. Вычленяем 1-2 ключевых слова. Этого обычно достаточно!

Слова пишем в одну линию.

Если у нас многоэтажная конструкция, то глаза вынуждены несколько раз совершить движения влево-вправо. Если все в одру строчку – то проще!

Буквы

Стараемся писать печатными буквами! Тогда их проще читать! «ЗАГЛАВНЫМИ» буквами можно писать элементы из главных веток. Если буквы «строчные», то все остальные.

Цвета

Чем больше – тем лучше

Человек способен различать мельчайшие оттенки цветов, поэтому стоит использовать этот ресурс по максимуму! Но слишком перебарщивать тоже не стоит. 4-8 цветов обычно хватает для большинства карт. Если цветов больше – то от их разнообразия уже начинает рябить в глазах, и цвета перестают нести нужную смысловую нагрузку.

Линии

Центральные толще

Линии 1-го уровня рисуем чуть толще. Это позволяет сразу легко понять какие элементы карты – самые главные. И делает более понятной иерархичность карты.

Длина линии = длине слова

Лишние нефункциональные линии только отвлекают внимание. Поэтому желательно, чтобы линия была равна длине слова, которое она подчеркивает.

Волнообразные (органичные)

По классике обычно рекомендуется рисовать «волнообразные» линии. Хотя на мой взгляд вполне хорошо подходят и прямоугольные и угловатые линии. Это вполне нормально.

Показывают связи

Линии также выполняют такую важную функцию, как показывают связи между разными элементами карты. Важное замечание: на карту желательно не более 3-5 линий-стрелок. Если больше, то эти линии уже не помогают, а наоборот, делают карту еще более запутанной.

Картинки

Использовать везде, где возможно

Картинки, рисунки, визуальные образы – запоминаются в 10 раз лучше чем слова!!! Поэтому везде где возможно, стараемся проиллюстрировать наши ключевые слова хорошо подходящими для них картинками!!!

Цветные

Картинки рисуем цветные. Ручка которой работаем при рисовании карт, должна быть как минимум из 4-х цветов!

Объемные (3D)

Добавляем объема в наши рисунки. В этом случае образы будут сильнее привлекать внимание и оставаться в памяти.

Символы

Если нет возможности нарисовать сложные рисунки – то тогда стараемся нарисовать хотя бы простейшие символы, иллюстрирующие то или иное ключевое слово. Символы можно использовать как свои собственные, так и общепринятые.

Итоговая карта

А теперь привожу карту, на которой собраны все правила рисования интеллект-карт, перечисленные выше.

  1. Где мы используем и как? (обучение, запоминание, планирование)

Обучение 

  • Для лучшего запоминания
  • Для анализа учебного материала
  • Для обобщения материала
  • Для концентрации внимания на главном
  • Для компактного вида записей
  • Для доступного изложения своего мнения и мыслей

В контексте обучения, интеллект-карты можно использовать для решения следующих задач:

  1. Конспектирование 
  • Учебников, книг, статей
  • Лекций на слух

«В одно ухо влетело, из другого вылетело». Как часто бывает, что прочли учебник, вроде все поняли, но за 2-3-4 недели промежутка между прочтением и сдачей экзамена все вылетело из головы. И часто, чтобы вспомнить весь материал необходимо заново прочитать 200-300 страниц учебника.

  • А хотелось бы просмотреть 2-3 страницы конспектов, которые бы с 90% точностью позволили бы восстановить в голове информацию о прочитанных 200-300 страницах.

Именно это и позволяют сделать Интеллект-карты.

  1. Написание статей/рефератов/курсовых 

Как часто бывает, что смотрим на белый лист бумаги, ждем когда же придет муза, а ее все нет и нет… Или пишем, пишем текст, и вдруг попадаем в тупик… текст дальше не льется… Что делать, как вырваться из творческого тупика?

Хороший вариант: сначала набросать план вашей статьи в виде интеллект-карты. И потом уже на этот скелет наращивать весь остальной текст.

  1. Анализ/понимание 

Бывает так, что прочли страницу текста, и брррр…. Ничего не понятно. Прочли еще раз…. Опять непонятно. Или у автора слишком сложные мысли, или они слишком перепутаны… Возникает желание разложить эти мысли по полочкам, чтобы в них не плутать, а четко и ясно понимать, что из чего следует.

Использование карт позволяет

А) Лучше понять ход мыслей автора.

Б) Увидеть логические ошибки и противоречия, которые автор допускает.

В) Лучше проанализировать текст.

Г) Дополнить своими мыслями.

  1. Запоминание 

Иногда требуется запомнить какую-то информацию (перевести ее в долговременную память). Для этого также отлично подходят интеллект-карты, т.к. требуется запоминать не 100 страниц текста, а 100 ключевых слов. Что гораздо проще!

Для того, чтобы карта отложилась в долговременной памяти необходимо ее  повторить несколько раз.

По Тони Бьюзену: После одного часа учебной работы оптимальными интервалами времени для повторения пройденного материала являются следующие:

  • Спустя 10 минут – повторение в течение 10 минут
  • Спустя 1 сутки – повторение в течение 2-4 минут
  • Спустя 1 неделю – повторение в течение 2 минут
  • Спустя 1 месяц – повторение в течение 2 минут
  • Спустя 3 месяца – повторение в течение 2 минут
  • Спустя 6 месяцев – повторение в течение 2 минут
  • Спустя 1 год – повторение в течение 2 минут

В результате усвоенный материал окажется закрепленным в долговременной памяти.

***Повторение подразумевает, что вы пробуете

  • по памяти воссоздать карту,
  • и лишь потом сравниваете то, что вы вспомнили с оригиналом.
  1. Демонстрация карт

Вывод: Надеюсь, рассказанного достаточно, чтобы попробовать рисовать свои карты. Главное – не бояться и не ждать слишком многого. Последний совет – РИСУЙТЕ ИХ РУКАМИ, а не на компьютере. Надо включить в работу правое полушарие мозга, а творчество (не в художественном значении, а как процесс) все же ближе к традиционным инструментам.

Резюме: Интеллект-карта помогает разобраться в большом количестве информации, представить ее в виде ясной структуры, что помогает ее анализировать, генерировать новые идеи и запоминать, вырабатывать свой стиль,  делать мышление продуктивным.  


Интеллект-карта — это универсальная технология, раскрывающая потенциал нашего мозга, инструмент развития памяти и мышления, инструмент, позволяющий эффективно структурировать и обрабатывать информацию, нструмент, позволяющий мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал.

Интеллект-карты  используются для решения таких задач, как проведение презентаций, принятие решений, планирование своего времени, запоминание больших объемов информации, проведение мозговых штурмов, самоанализ, разработка сложных проектов, собственное обучение, развитие, и многих других.

При создании интеллект —  карт главное правило —  «НИКАКИХ ПРАВИЛ». Выберите свой стиль. В центре листа – главный образ (яркий, запоминающийся, цветной). От центрального образа ответвления (3-4 линии)  и ключевые слова (1-2 слова). Добавляем несколько цветов (но не более 8), картинки (символы, знаки…), значимые понятия можно подчеркнуть.

В обучении интеллект – карты используются:

  • Для лучшего запоминания
  • Для анализа учебного материала
  • Для обобщения материала
  • Для концентрации внимания на главном
  • Для компактного вида записей
  • Для доступного изложения своего мнения и мыслей

Использование карт позволяет

А) Лучше понять ход мыслей автора.

Б) Увидеть логические ошибки и противоречия, которые автор допускает.

В) Лучше проанализировать текст.

Г) Дополнить своими мыслями.

В контексте обучения, интеллект-карты можно использовать для решения следующих задач:

  • Конспектирование
  • Написание статей/рефератов/курсовых
  • Анализ/понимание

Резюме: Интеллект-карта помогает разобраться в большом количестве информации, представить ее в виде ясной структуры, что помогает ее анализировать, генерировать новые идеи и запоминать, вырабатывать свой стиль,  делать мышление продуктивным.  

nsportal.ru

Ментальная карта примеры составления, основные принципы

Доброго времени, Уважаемые читатели и гости блога!
Сегодня я хочу поговорить с Вами об одном интересном приеме, который поможет вам лучше и эффективнее анализировать любую информацию: ментальная карта – примеры некоторых из них вы узнаете из этой статьи.

Прием этот не так уж сложен, а его применимость не знает границ. Ведь все мы иногда попадаем в ситуацию, когда нужно срочно разобраться в каком-то деле, материале или, может быть, даже в собственной жизни? В этом случае вам точно стоит познакомиться с майндмэппингом!

Небольшой план статьи:

  • Что такое ментальная карта?
  • Как создаются интеллект карты?
  • На что обратить внимание при майндмэппинге
  • Виды программ для создания ментальных карт
  • Применение ментальных карт в жизни.

Что за зверь такой?

Ментальные карты (майндмэппинг, maindmapping) – удобный способ структурирования информации, где главная тема находится в центре листа, а связанные с ней понятия располагаются вокруг в виде древовидной схемы.

Здесь удачно совмещены психология, мнемоника и нейролингвистика. В этой статье ты увидишь примеры таких карт.

Одна из моих карт, план на месяц:

Впервые эту технику предложил Тони Бьюзен, британский психолог. Он объясняет высокую эффективность ментальных карт особенностью человеческой психологии воспринимать информацию целиком и нелинейно, как бы сканируя.

Поэтому привычные нам километры текста в обычных конспектах так быстро утомляют и надоедают, вы сами знаете.

Как это делается?

Как сказано выше, ментальная карта – это такая объемная древовидная система. В самом начале использования вам нужно определиться с темой – словом или небольшим определением, которое будет задавать направление всем вытекающим данным.

«Вытекающим» сказано не просто так: вам нужно задавать различные течения последующей информации, рисуя новые и новые ветви.

Огромный плюс использования ментальных карт состоит в том, что здесь, фактически, не может быть лишней информации! Все подробности, которые были бы опущены в обычной таблице или конспекте, найдут свое место на менее крупных ответвлениях нашей системы, а подробности этих подробностей – на еще более мелких веточках!

В этом плане использование ментальных карт очень удобно, когда нужно разобраться в собственных мыслях и желаниях.

Вы можете фиксировать все что угодно, все ассоциации и всплывающие мысли, без проблем структурируя информацию на основную и вытекающую: цельная картина сложится сама собой.

Несколько деталей, на которые следует обратить внимание:

1. Яркие цвета

Психология человека устроена таким образом, что сначала мы воспринимаем цвета, линии, общую структуру, а потом уже вдаемся в символы, коими и являются буквы, составляющие текст. Поэтому полезно выделять выдающиеся моменты яркими ручками, маркерами, карандашами и прочим.

2. Особенные стили

Основываясь на том же принципе психологии, будет неплохо, если при использовании карты каждая ветвь будет оформлена в каком-то особенном, отличном от других ветвей стиле. В этом случае будет меньше шансов спутать информацию, так как данные не будут ассоциироваться друг с другом на подсознательном уровне.

3. Система обозначений

Цепочка мыслей в сознании может возникать очень быстро, и так же быстро сменяться другой. Поэтому, чтобы исключить риск неполного заполнения ментальной карты, рекомендую заранее придумать и ввести в использование свою собственную систему символов: для экономии времени.

4. Иллюстрации и изображения

Не ограничивайтесь одним только текстом. Дополнительные визуальные материалы сделают заключенную в карту информацию еще более простой для восприятия.

5. Дополнительные заметки

Весь эффект может быть потерян, если вы начнете перебарщивать с текстом. Для углубления материала можно использовать сноски на специальные небольшие бумажки-закладки, где упомянутая тема будет пояснена чуть более подробно, чем это позволяет карта.

6. Однозначность

Четко излагайте материал на уровнях карты, в противном случае ментальная карта так и не выполнит своей главной задачи: не поможет вам успешней анализировать информацию.

Компьютерные программы

Вам не обязательно составлять всю карту от руки, ведь существуют специальные программы, помогающие выполнять майндмэппинг в цифровом режиме.

Вот некоторые из них:

iMindMap — именно эту программу я использовал раньше, очень удобна в обращении, получаются красивые и эффектные карты. C ней я хорошо знаком, в дальнейшем расскажу поподробнее.

Но она имеет существенный минус — большую стоимость, покупать стоит если собираетесь точно пользоваться постоянно, я на бумажные перешел, а в примерах мои старые карты…

Coggle – простой интерфейс и обилие функций. Позволяет создать качественные ментальные карты за короткое время. Можно загружать файлы, просто перетаскивая со своего рабочего стола.

Допускает совместную работу над одной картой. Присутствует функция отмены, а также подробная история изменений.

Xmind – популярная кросс-платформенная программа, существующая в платной и бесплатной версиях. Помимо майндмэппинга поддерживает диаграммы исикавы. Достаточно полезен для тайм-менеджмента.

Mapul – платная программа, работающая на ежемесячной подписке. Отлична своим оригинальным оформлением. Хорош для создания рукописных карт, в настройках есть русский язык.

MindMeister – простая программа без запутанного интерфейса. Есть приложение для Android и iOS. Вообще платная, но имеется бесплатная пробная версия. Позволяет работать совместно в режиме реального времени.

WiseMapping – программа, позволяющая работать над картами в режиме онлайн, без скачивания на свой компьютер. Поддерживает как совместную, так и персональную работу. Позволяет экспортировать готовый продукт в другой формат, вставлять в сайты, презентации и прочее.

Применение интеллект карт

Ментальные карты могут пригодиться в самых разных областях нашей жизни:

1. Изучение нового материала

Как в школах, вузах и на различных курсах, так и при самообразовании. Имеет смысл отказаться от привычных линейных конспектов и перейти на ментальные карты.

С интеллект картами воспринимать новую информацию становится проще. Это происходит из-за акцентированных причинно-следственных связей, поэтому процесс овладевания материалом идет быстрее.

К тому же, это может сэкономить время, поскольку при написании длинных конспектов у тебя уходит время и на написание, и на последующее перечитывание не очень важного материала.

А поскольку в срезах информации ты оформляешь все темы и подтемы как многоуровневую систему, у тебя не будет уходить время на долгий поиск и расшифровку материала.

Поэтому майндмэппинг является достойной альтернативой.

2. Анализ жизненных ситуаций

Когда бывает сложно понять, что нужно делать, какой выбор совершать и какие действия предпринимать, майндмэппинг также приходит на выручку.

Последовательно раскладывая информацию по полочкам-ветвям, можно неожиданно для себя увидеть ситуацию с новых сторон, разобраться с деталями и обнаружить незаметные на первый взгляд выходы и возможности.

3. Самопознание

Трудно определяться с профессией, профилем учебы, да и вообще жить в современном мире, если ты сам не знаешь, что можешь и чего хочешь.

Карты ума позволяют аккуратно проанализировать свои эмоции, чувства и вкусы, помогая выявить порой неожиданные причины настоящего положения вещей.

4. Саморазвитие

С помощью ментальных карт довольно удобно контролировать собственный прогресс и продвижение к поставленным целям. Это также помогает организовать свое время и распределение усилий, не позволяя укрыться от внимания мелочам, игнорирование которых часто приводит к убыткам.

5. Планирование

Я довольно часто составляю план в виде карты, например практически каждая статья на блоге начинается с составления плана статьи, более подробно об этом можно почитать тут.

Ну а составленный план на месяц вы можете посмотреть на примере выше, там как раз изображен план на декабрь, правда 2014 года…

Рекомендую посмотреть видео Марии Долиновой, она очень доступно объяснила все основные принципы построения и применения ментальных карт:

Надеюсь, я сумел дать вам полное впечатление об этом замечательном способе. Я всего лишь хотел поделиться с вами таким чуть ли не секретным оружием, помогающим продвинуть себя сразу во многих областях нашей жизни.

А мы ведь стремимся к успеху, верно? Никогда не сдавайся, и пусть интеллект карты будут вашими верными помощниками даже в самых запутанных ситуациях!

На этом думаю пора заканчивать, всего доброго!

start-for.ru

что это, для чего она нужна и чем ее создавать

Что такое ментальная карта или mind map? Как ее создать и какие задачи можно решить с помощью данного инструмента? Подборка бесплатных онлайн сервисов в наличии.

Рисуй и все станет понятно, рисуй и тебе откроется тайна, главное рисуй… Надеюсь, мне удалось вас зомбировать и вы хотите взять и нарисовать что-нибудь? Но что-нибудь нам не подходит, да и рисуем мы с какой-то целью, ведь так?

Проекты, задачи, идеи, все они состоят из каких-то деталей и частей. Чтобы удержать это многообразие в одной голове, нужно как минимум заказать еще пару голов на ebay, шутка. А если попробовать просто нарисовать все это?

Ментальная карта: что это

Ментальная карта (или mind map) – это простая и эффективная техника визуализации мышления. Применяется для создания, развития и анализа идей. Очень удобный инструмент управления мыслями.

Чуть выше дан пример ментальной карты для кота. Кот, это некая сущность, которая интересуется мышами, молоком, дает нам с вами любовь и валяется на кресле. Данная карта весьма проста для восприятия, есть некий центр или идея, а дальше она разделяется на составляющие.

Mind map карта появилась еще в 70-х годах прошлого столетия, ее изобрел Тони Бьюзен. Психолог, который посвятил свою жизнь проблемам восприятия и запоминания информации. Он понимал, что обычная текстовая информация гораздо тяжелее ложиться в нашу память, поэтому и предложил свой способ ее организации.

Какие задачи решают ментальные карты

На самом деле сложно даже вообразить себе весь потенциал ментальной карты, проще нарисовать. Ментальная карта для ментальной карты, вот этот поворот!

Как видно из рисунка выше, с помощью mind map карты можно закрывать большое количество задач. Чтобы набросать карту выше, у меня ушло 3-5 минут, по факту я уверен можно найти как минимум еще столько же вариантов применения этого интсрумента.

Ну вот, самое главное забыл добавить в задачи, это же мозговой штурм! Карта великолепно для этого подходит.

Кстати, если у вас есть идеи как использовать ментальные карты, пишите в комментариях, будет полезно для всех читателей.

Как создать ментальную карту

Давайте по шагам рассмотрим создание mind map. Как мы говорили ранее, ментальная карта создается с какой-то целью и решает конкретную задачу. Давайте попробуем вместе создать карту для такого хитрого предмета как стул. Наша задача, понять что он из себя представляет.

  • Поместите ключевую идею вашей карты в центр рабочей области и выделите ее цветом.

  • Начните рисовать ветви в стороны от центра. Как правило это составляющие вашей идеи. Из чего состоит стул? Используйте разные цвета для выделения составляющих. Задача – создать контраст, чтобы информация легче считывалась.

  • Переходите на следующий уровень, рисуйте ветви для уже добавленных частей карты.

  • И так далее пока сами не остановитесь и не поймете, что полученной детализации достаточно для решения вашей задачи.

Рекомендации

  • Начинаем всегда с центра карты. Выделяем главную идею цветом и крупными буквами.
  • Строим связи (ветки) от главной идеи к составляющим частям. Выделяем их другими цветами. Для усиления контраста используем более мелкий шрифт (по-желанию).
  • Можно использовать картинки и образы для отдельных частей, если это улучшит восприятие карты.
  • Не переигрывайте в цвета, многие пишут, чем больше, тем лучше, но вы не в раскраску играете, а решаете задачу. Моя рекомендация, не более 4-х цветов в карте.
  • Фиксируйте на карте все, что приходит в голову и связано с полученными частями карты. Лучше потом отрезать ненужное, чем упустить что-то.

Почта, это прошлый век, подписывайтесь на наш telegram канал! Продолжаем читать…

Чем построить ментальную карту

В первую очередь руками. Нет, я серьезно, было бы желание. Изначально так они и строились. В 70-х кроме цветных карандашей специальных программ не было.

Да и нет ничего лучше, чем карандаша и бумаги, особенно, если вы штурмите с командой. Не стесняйтесь, рисуйте на флипчарте или доске, используйте разноцветные фломастеры и не останавливайте поток мысли.

Специальный софт для mind map

Сегодня есть куча онлайн инструментов для построения ментальных карт. Есть как бесплатные, так и платные решения. Обозначу несколько, с которыми работал, все они работают в онлайне.

Бесплатные:

Realtimeboard – мой фаворит (карты в примерах выше делал там). Приятный интерфейс и экспорт в разных форматах.

Mindmeister – в бесплатном доступе несколько карт и ограниченный экспорт. Я просто скриншотил карту с экрана, чтобы не морочиться, но так большую карту не построишь, качество пострадает при печати например.

Draw – довольно простой интерфейс, без визуальных фишек. Бесплатный, быстрая интеграция с Google Docs,  с экспортом проблем нет.

Платные:

Mindmeister – в платной версии широкий выбор функциональных возможностей и экспорт в различных форматах. Лучшая из всех файловая совместимость, то есть можно выгружать карты из этого софта и заливать в другие для доработки.

iMindMap – лучший инструмент визуализации и презентации ментальных карт. Огромный выбор оформления карт (вдоль и поперек), куча стилей и прочего.

Возможности этого инструмента и правда впечатляют, только придется раскошелится за это вот все.

На самом деле список можно продолжать, если немного погуглить, то вы найдете еще десятки а то и сотни приложений. Перечень выше, это самые популярные решения под ментальные карты, думаю вам их будет более чем достаточно.

Не специальный софт для mind map

Если вам уж совсем не хочется переходить на все эти сайты и знакомиться с интерфейсом приложений, то вот для вас список альтернативных инструментов:

  • Power point – почему бы и нет, квадратики рисовать умеете? А стрелочки? Все это можно сделать прямо на слайде.
  • Google Docs Презентации – чтобы в облаке, да еще с совместной работой, ну не сказка.
  • Любой графический редактор – если вам удобно в figma нарисовать или в photoshop, рисуйте. Да хоть в paint, лишь бы рисовать начали.

Итого

Ментальная карта, это великолепный инструмент, который покрывает множество задач. Выберите для себя удобный инструмент и начните просто с центра карты. Рисуйте ветви от одной части к другой. Уверяю вас, даже сложные задачи станут гораздо проще, когда вы их нарисуете.

Алексей А.


Читайте также:


Красивая и легкая реклама от Citroen от самых первых моделей и до нашего времени.

 

 

 

 

 

 

 

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Загрузка…

www.alexcouncil.com

Использование ментальных карт на уроках истории

Использование ментальных карт на уроках истории

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я хочу представить вам методику составления интеллект – карт. Тема даного выступления — «Ментальная карта как форма групповой работы». МАЙНД – МЕП (Mind-maps) с английского языка термин переводиться как «интеллект карты», «карты ума», «карты мыслей», «карты мышления», «ментальные карты», «карты памяти»  или «карты разума» – это информация, изображаемая в графическом виде на большом листе бумаги. Она отражает связи (смысловые, причинно-следственные, ассоциативные и т.д.) между понятиями, частями и составляющими рассматриваемой темы.

Ментальная карта – это техника представления любого процесса или события, мысли или идеи в комплексной, систематизированной, визуальной форме.

Интеллект картами я пользуюсь в конце пройденной темы для подготовки к контрольной работе или к зачетам, когда надо повторить большой объём информации.

Прежде чем перейти к теме я хочу попросить вас подумать с какими понятиями ассоцируется у вас арбуз? Каждый из вас ассоциировал арбуз с теми понятиями, которые вы вспомнили в зависимости от того какое полушарие вашего мозга больше развито.

Слайд№2 (мозг) По Сперри два полушария, головного мозга находятся в отношении «разделения труда», деля между собой важнейшие интеллектуальные функции, поэтому у тех, кто вспомнил цвет, размер, доминирует правое полушарие так же правое полушарие отвечает за восприятие ритма, пространственную ориентацию, гештальт (целостное восприятие), воображение, мечтание. Левое же полушарие отвечает за иной, но не менее важный диапазон ментальных функций: речь, логическое мышление, оперирование с числами, оперирование с последовательностями, линейные представления, способность к анализу и оперирование с перечнями информации.

Технология интеллект-карт изначально основывалась на том принципе, что правое полушарие воспринимает информацию по другим законам, чем левое.

Метод интеллект-карт позволяет представлять информацию таким образом, чтобы ее могли 

одновременно воспринимать и левое, и правое полушария.

Слайд№3 (нейрон)

Мозг человека состоит из нейронов, которые соприкасаются между собой отростками – дендритами. Различные образы стимулируют различные группы нейронов и связи между ними. Можно представить интеллект карты как фотографию сложных и витиеватых взаимоотношений наших мыслей, которые дают нашему мозгу возможность упорядочить и детализировать объекты и явления. При использовании ментальных карт мы как бы пытаемся нарисовать свое мышление.

Слайд№4 А теперь посмотрим на Ментальную карту и увидим как она напоминает конфигурацию нейронов мозга. В центре: основная задача и от неё идут отвлетвения.

Слайд№5

  • что же такое МК и как она появилась? А первоначальным стимулом к изучению мышления, эффективного обучения и работы с информацией стала ситуация, до боли знакомая всем школьникам и студентам – подготовка к экзаменам. Стресс, огромное количество информации, которую нужно запомнить.

  • Цель создания карты мыслей – навести порядок в голове, получить целостную картину и отыскать новые ассоциации. Тони Бьюзен считает, что интеллект карты помогают лучше управлять мыслительными процессами и дают большую свободу мысли.

  • Слайд№6 рассмотрим преимущества МК

1. Информацию записывать легче, быстрее и меньше по объему.

2. При чтении карты видна взаимосвязь в информационном блоке, структура и логика.

3. При использовании ментальных карт человек развивает мышление (творческое и логическое), память и воображение.

4. При использовании ментальных карт мы задействуем творческие процессы и используем весь потенциал, так как используем оба полушария мозга.

5. Мы запоминаем информацию сразу, более качественно и в больших объемах

6. Методу ментальных карт легко научиться.

1. Используйте как можно больше картинок: к главным веткам и центральной теме они обязательны! Выделяйте разные ветки разными цветами, таким образом, визуально будут видны основные информационные блоки, а картинки позволят намного быстрее запомнить информацию.  

2. Пишите печатными буквами, вы сэкономите много времени на прочтении.  

  • 3. Длина ветки должна равняться длине слова, карта будет более наглядной, и вы эффективно используете пространство на бумаге.

Слайд№8 на данном слайде продемонстрирована схема составления МК. В центре: основная задача и от неё идут отвлетвения.

Слайд№13-14 Простейшие МК

Я вам желаю удачи в использовании в своей работе ментальных карт. Это один из интересных способов донести информацию до наших учеников.

infourok.ru

Проект по истории (7 класс) на тему: Интеллект карта по всемирной истории

События

− выступление М. Лютера с 95 тезисами, начало Реформации в Германии

− кругосветное плавание экспедиции Ф. Магеллана

− Вормсский рейхстаг. Осуждение М. Лютера

− Крестьянская война в Германии

− начало Реформации в Англии

− Аугсбургский религиозный мир

− религиозные войны во Франции

− освободительная война в Нидерландах

− Варфоломеевская ночь во Франции

− Утрехтская уния

− разгром Англией Непобедимой армады

− Нантский эдикт Генриха IV во Франции

− Тридцатилетняя война

− деятельность кардинала Ришелье на посту первого министра Франции

− начало деятельности Долгого парламента в Англии, начало Английской

буржуазной революции

− принятие английским парламентом «Великой ремонстрации»

− гражданская война в Англии

− правление французского короля Людовика XIV

− Вестфальский мир

− казнь английского короля Карла I

− провозглашение Англии республикой

− протекторат О. Кромвеля

− реставрация династии Стюартов в Англии

− «Славная революция» в Англии

Термины

Абсолютизм. Сословно-представительная монархия. Парламент. Генеральные штаты. Гуманизм. Реформация. Мануфактура. Оппозиция. Протекционизм. Протестанитизм. Реформация. Секуляризация. Фаворит. Капитализм. Республика. Буржуазия. Монополия. Конституционная монархия. Протекторат

Личности

Христофор Колумб, Фернан Магеллан, Васко да Гама, Мартин Лютер, Генрих VIII, Елизавета I, Филипп II,  Вильгельм Оранский, Екатерина Медичи, Генрих IV, Арман Ришелье, Альбрехт Валленштейн, Оливер Кромвель, Карл I

Культура

Возрождение, Леонардо да Винчи, Микеланджело Буанорроти, Рафаэль Санти, Эразм Роттердамский, Томас Мор, Николай Коперник, Фрэнсис Бэкон, Исаак Ньютон, Уильям Шекспир, Мигель Сервантес, барокко

Правила построения интеллект-карты

1. Начинайте с центра.В центре находится самая главная мысль, цель построения интеллект-карты.

2. Читайте по часовой стрелке, начиная с правого верхнего угла.Информация считывается по кругу, начиная с центра карты и продолжая с правого верхнего угла и далее по часовой стрелке.

3. Используйте разные цвета! В выбираемых нами цветах всегда больше смысла, чем может показаться. Цвет мы воспринимаем мгновенно, а на восприятие текста нужно время.

4. Экспериментируйте всегда! Так как мышление каждого человека уникально, то и карта как результат мышления тоже оказывается уникальной и неповторимой.

5. Центральный образ Центральный образ должен быть для вас самым ярким объектом, потому что он будет являться вашим центром внимания, основной целью создания интеллект-карты.

6. Оформляйте! Рисуйте! Наш мозг устроен так, что у нас практически мгновенно возникает зрительная ассоциация на любое слово. Вот эту первую ассоциацию и нарисуйте.

7. Используйте ключевые слова!Их должно быть немного, чтобы они не складывались в законченное предложение.

8. Связывайте мысли! Использование связующих ветвей помогает нашему мозгу с максимальной скоростью структурировать информацию и создавать целостный образ.

 Используйте не более чем 7±2 ответвления от каждого объекта, а лучше — не больше 5–7, так как такую карту сможет легко воспринимать даже уставший человек.

nsportal.ru

Ментальные карты как способ достижения метапредметных результатов на уроках истории и обществознания в основной школе.

Ментальные карты как способ достижения метапредметных результатов на уроках истории и обществознания в основной школе.

Аннотация: В статье рассматривается вопрос о различных моделях работы с ментальными картами на учебных занятиях. Автор предлагает несколько возможных вариантов моделей использования ментальных карт, а так же их применение в конкретной учебной ситуации.

Abstract: In this article addresses the issue of different models of work with mental maps in the classroom. The author offers several options for usage patterns mental maps, as well their use in a specific learning situation.

Ключевые слова: ментальные карты; учебная ситуация; модели ментальных карт.

Keywords: mental maps; learning situation; models mental maps.

Переход к новым Федеральным Государственным образовательным стандартам требует от учителя непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе, овладения новыми информационными технологиями. Действия ученика тоже изменяются, на первый план выступают самостоятельное добывание знаний. Обучающийся должен быть сам заинтересован в получении и закреплении новых знаний, а для этого необходимы инновационные подходы в сфере среднего общего образования. При ознакомлении с текстом, прослушивании лекций, составлении конспектов и подготовке к экзаменам, как правило, работает левое полушарие мозга, отвечающее за логическое мышление. Однако правое полушарие, отвечающее за образное мышление и интуицию, может помочь в усвоении нового материала. Как же заставить его работать вместе с левым? Есть интересная идея на этот счет, и называется она «ментальные карты» или «интеллект-карты». Они сочетают в себе элементы как логического, так и образного мышления, при их изучении работают оба полушария. Результат их применения — гораздо лучшее усвоение материала, лучшая воспроизводимость полученных знаний, развитие образного мышления, цепкая память. Ментальные карты (Mind maps) — это разработка Тони Бьюзена — известного писателя, лектора и консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления.

Что же такое ментальные карты? Это — ваши мысли, изложенные на бумаге графическим способом.

«Ментальные карты» (Интеллект-карты) — это инструмент, позволяющий:

1.эффективно структурировать и обрабатывать информацию;

2.мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал.

Процесс создания и использования ментальных карт на учебных занятиях, может проходить в различных формах. Следовательно можно выделить несколько моделей создания и использования ментальных карт в учебном процессе. Каждая модель отличается от ситуации использования, форм работы, объема работы. Следовательно, моделей работы с ментальными картами, на учебных занятиях может быть большое количество. Рассмотрим все возможные модели подробнее [3].

Суть первой модели работы с метальными картами заключается в следующем. Строится большая ментальная карта, которая захватывает весь изучаемый раздел. В данную карты входят все темы, которые необходимо изучить ученикам по предмету. Каждая тема представлена в виде ветвей, ментальной карты. И по мере изучения этих тем, в ментальной карте раскрываются ветви. Для того, чтобы данная карта, была читабельная и с ней можно было легко работать, целесообразно использовать интерактивную доску. Кроме этого целесообразно использовать сервис Mindmeister. В нем возможно скрывать необходимые ветви, изменять масштаб крупной ментальной карты. Так же в нем имеется возможность экспорта карты в различные форматы. При этом, что можно сохранять не только всю ментальную карту целиком, но и отдельные ее фрагменты, с которыми уже учащиеся познакомились и освоили.

Другой моделью работы с ментальными картами на занятиях, может быть разработка карт для каждого занятия, на каждую тему. Здесь создается ментальная карта по каждой теме раздела, изучаемой дисциплины. Где по мере изучения темы на протяжении всего урока, ментальная карта постепенно раскрывается от центрального понятия, до ветвей. Для создания ментальных карт, возможно использовать сервис Mindmeister, который предоставляет пользователю большие возможности при разработке карт. В данном случае, эффективней всего использовать на занятиях уже готовые ментальные карты, которые до занятий разрабатывает педагог. Следовательно, времени на создания карт на занятии не будет.

Следующей возможной моделью работы с ментальными картами на занятиях, является использование ментальных карт в готовом виде, на каждую тему. Но в содержании ментальной карты не будет входить теоритический материал по каждой теме предмета, а будут присутствовать вопросы, на которые должны ответит ученики по ходу знакомства с новой темой. Следовательно, структура ментальной карты будет строится следующим образом: В центре карты располагается главный вопрос, ответ на который покажет значимость изучения данной темы. Далее ментальная карта разбивается на главные ветви в которых тоже присутствуют вопросы по теме. Затем уже главные ветви разбиваются под ветви и так далее. При ответе на все вопросы ментальной карты, перед учащимися сложится картина. В результате, учащиеся не только изучат материал данной темы, но они увидят значимость изучения данной темы на данном дисциплине.

Четвертой моделью работы с ментальной картой на занятиях, будет использование ментальных карт учащимися в группах. Первые три модели работы с картами, были направленные на знакомство с картами индивидуально и в некоторой степени самостоятельно. Здесь же, учащиеся в классе разбиваются на небольшие группы, в которых они должны на протяжении всего занятия, построить свою собственную ментальную карту. Каждое занятие учитель преподносит им теоритический материал, обсуждают его вместе с учащимися. И как итоговый результат, сложившийся картины у учащихся и степени освоения данной темы, ученики предоставляют ментальную карту учителю в конце каждого занятия. От работы в группе, у учащихся будет зависеть, какую они создадут ментальную карту и соответствующую оценку за урок. Ментальную карту, ученики создают с помощью сервиса Mindmeister. Который имеет большие возможности по созданию карт и подходит для различных пользователей, так как обладает понятным интерфейсом. После получения ментальной карты, дети ее заливают на Google Диск, где она будет хранится в безопасности и учитель может проверить ее и под редактировать, если это нужно. И следовательно, оценку за ментальную карту, учащиеся тоже смогут посмотреть в сервисе Google Таблица.

Другой моделью работы с ментальной картой на занятиях является, создание ментальных карт на каждом занятии учащимися, под руководством учителя. Учитель здесь выступает тьютером, который в процессе создания ментальной карты наставляет учеников, помогает им в создании карты. Ученики на протяжении всего занятия, знакомясь с новым материалом, разрабатывают ментальную карту, притом, что ученики разбиваются на группы каждая группа отвечает за свою ветвь. В ходе создания ментальной карты, учитель оказывают посильную помощь ученикам, те в свою очередь стараются как можно лучше разработать каждый свою ветвь.

В результате, когда у всех учеников, разделенных по группам, будут готовы ветви, они объединяются и получается целая ментальная карта. Полученную ментальную карту, учитель, вместе с учениками, обсуждают, корректируют ее. И соответственно каждая группа получает оценку, за свой вклад в общую ментальную карту. Создание ментальной карты происходит в том же сервисе, Mindmeister. Каждая группа, разрабатывает собственную ветвь, для последующего объединения в общую карту. Процесс общего объединения и собирание в единое цело, должен происходить на интерактивной доске. На ней можно с легкостью разместить полученные ветви и объединить их в общую ментальную карту. Здесь же, на интерактивной доске, можно корректировать карту и делать необходимые заметки. Все это можно реализовать в программе Smart Notebook, которая обладает большими возможностями в работе с интерактивной доской.

Таким образом, существуют множество различных моделей работы с ментальными картами на занятиях, каждая модель имеет свою особенности и преимущества. В зависимости от различных факторов и ситуации, будет использоваться конкретная модель работы с ментальными картами. От ого как будет правильно выбрана модель, будет зависеть конечных успех в создании ментальной карты.

Библиографический список:

1. Интеллект-карты – новый козырь в процессе обучения [Электронный ресурс] // Персональный сайт Copyright @ 2013-2015 MindMap-Shop.Ru URL: http://mindmap-shop.ru/intellekt-karti-v-obrazovanii/ (дата обращения: 25.05.2015).

2. Ментальные карты Автор: Колесник В. [Электронный ресурс] // Персональный сайт Виталия Колесникова, 1997—2015 URL: http://kolesnik.ru/methods/mindmaps/ (дата обращения: 26.05.2015).

3. Применение в учебном процессе ментальных карт Автор: Литвинов В.А., Проскурина Л.Г. [Электронный ресурс] // Персональный сайт gozda.ru URL: http://gozda.ru/litvinov-v-a-proskurina-l-g/ (дата обращения: 27.05.2015).

infourok.ru

Ментальные карты как способ достижения метапредметных результатов на уроках истории и обществознания в основной школе.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Тетюшская средняя общеобразовательная школа № 1

имени Героя Советского Союза Ханжина Павла Семеновича»

Тетюшского муниципального района Республики Татарстан

(МБОУ «Тетюшская СОШ № 1 им.Ханжина П.С.»)

Выступление на августовской секции учителей истории по теме:

Ментальные карты как способ достижения метапредметных результатов на уроках истории и обществознания в основной школе.

Сообщение подготовила:

Учитель истории и обществознания

Чернова Елена Владимировна

22.08.2018.

Ментальные карты как способ достижения метапредметных результатов на уроках истории и обществознания в основной школе.

Аннотация: В статье рассматривается вопрос о различных моделях работы с ментальными картами на учебных занятиях. Автор предлагает несколько возможных вариантов моделей использования ментальных карт, а так же их применение в конкретной учебной ситуации.

Ключевые слова: ментальные карты; учебная ситуация; модели ментальных карт.

Переход к новым Федеральным Государственным образовательным стандартам требует от учителя непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе, овладения новыми информационными технологиями. Действия ученика тоже изменяются, на первый план выступают самостоятельное добывание знаний. Обучающийся должен быть сам заинтересован в получении и закреплении новых знаний, а для этого необходимы инновационные подходы в сфере среднего общего образования. При ознакомлении с текстом, прослушивании лекций, составлении конспектов и подготовке к экзаменам, как правило, работает левое полушарие мозга, отвечающее за логическое мышление. Однако правое полушарие, отвечающее за образное мышление и интуицию, может помочь в усвоении нового материала. Как же заставить его работать вместе с левым? Есть интересная идея на этот счет, и называется она «ментальные карты» или «интеллект-карты». Они сочетают в себе элементы как логического, так и образного мышления, при их изучении работают оба полушария. Результат их применения — гораздо лучшее усвоение материала, лучшая воспроизводимость полученных знаний, развитие образного мышления, цепкая память. Ментальные карты (Mind maps) — это разработка Тони Бьюзена — известного писателя, лектора и консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления.

Что же такое ментальные карты? Это — ваши мысли, изложенные на бумаге графическим способом.

«Ментальные карты» (Интеллект-карты) — это инструмент, позволяющий:

1.эффективно структурировать и обрабатывать информацию;

2.мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал.

Процесс создания и использования ментальных карт на учебных занятиях, может проходить в различных формах. Следовательно можно выделить несколько моделей создания и использования ментальных карт в учебном процессе. Каждая модель отличается от ситуации использования, форм работы, объема работы. Следовательно, моделей работы с ментальными картами, на учебных занятиях может быть большое количество. Рассмотрим все возможные модели подробнее [3].

Суть первой модели работы с метальными картами заключается в следующем. Строится большая ментальная карта, которая захватывает весь изучаемый раздел. В данную карты входят все темы, которые необходимо изучить ученикам по предмету. Каждая тема представлена в виде ветвей, ментальной карты. И по мере изучения этих тем, в ментальной карте раскрываются ветви. Для того, чтобы данная карта, была читабельная и с ней можно было легко работать, целесообразно использовать интерактивную доску. Кроме этого целесообразно использовать сервис Mindmeister. В нем возможно скрывать необходимые ветви, изменять масштаб крупной ментальной карты. Так же в нем имеется возможность экспорта карты в различные форматы. При этом, что можно сохранять не только всю ментальную карту целиком, но и отдельные ее фрагменты, с которыми уже учащиеся познакомились и освоили.

Другой моделью работы с ментальными картами на занятиях, может быть разработка карт для каждого занятия, на каждую тему. Здесь создается ментальная карта по каждой теме раздела, изучаемой дисциплины. Где по мере изучения темы на протяжении всего урока, ментальная карта постепенно раскрывается от центрального понятия, до ветвей. Для создания ментальных карт, возможно использовать сервис Mindmeister, который предоставляет пользователю большие возможности при разработке карт. В данном случае, эффективней всего использовать на занятиях уже готовые ментальные карты, которые до занятий разрабатывает педагог. Следовательно, времени на создания карт на занятии не будет.

Следующей возможной моделью работы с ментальными картами на занятиях, является использование ментальных карт в готовом виде, на каждую тему. Но в содержании ментальной карты не будет входить теоритический материал по каждой теме предмета, а будут присутствовать вопросы, на которые должны ответит ученики по ходу знакомства с новой темой. Следовательно, структура ментальной карты будет строится следующим образом: В центре карты располагается главный вопрос, ответ на который покажет значимость изучения данной темы. Далее ментальная карта разбивается на главные ветви в которых тоже присутствуют вопросы по теме. Затем уже главные ветви разбиваются под ветви и так далее. При ответе на все вопросы ментальной карты, перед учащимися сложится картина. В результате, учащиеся не только изучат материал данной темы, но они увидят значимость изучения данной темы на данном дисциплине.

Четвертой моделью работы с ментальной картой на занятиях, будет использование ментальных карт учащимися в группах. Первые три модели работы с картами, были направленные на знакомство с картами индивидуально и в некоторой степени самостоятельно. Здесь же, учащиеся в классе разбиваются на небольшие группы, в которых они должны на протяжении всего занятия, построить свою собственную ментальную карту. Каждое занятие учитель преподносит им теоритический материал, обсуждают его вместе с учащимися. И как итоговый результат, сложившийся картины у учащихся и степени освоения данной темы, ученики предоставляют ментальную карту учителю в конце каждого занятия. От работы в группе, у учащихся будет зависеть, какую они создадут ментальную карту и соответствующую оценку за урок. Ментальную карту, ученики создают с помощью сервиса Mindmeister. Который имеет большие возможности по созданию карт и подходит для различных пользователей, так как обладает понятным интерфейсом. После получения ментальной карты, дети ее заливают на Google Диск, где она будет хранится в безопасности и учитель может проверить ее и под редактировать, если это нужно. И следовательно, оценку за ментальную карту, учащиеся тоже смогут посмотреть в сервисе Google Таблица.

Другой моделью работы с ментальной картой на занятиях является, создание ментальных карт на каждом занятии учащимися, под руководством учителя. Учитель здесь выступает тьютером, который в процессе создания ментальной карты наставляет учеников, помогает им в создании карты. Ученики на протяжении всего занятия, знакомясь с новым материалом, разрабатывают ментальную карту, притом, что ученики разбиваются на группы каждая группа отвечает за свою ветвь. В ходе создания ментальной карты, учитель оказывают посильную помощь ученикам, те в свою очередь стараются как можно лучше разработать каждый свою ветвь.

В результате, когда у всех учеников, разделенных по группам, будут готовы ветви, они объединяются и получается целая ментальная карта. Полученную ментальную карту, учитель, вместе с учениками, обсуждают, корректируют ее. И соответственно каждая группа получает оценку, за свой вклад в общую ментальную карту. Создание ментальной карты происходит в том же сервисе, Mindmeister. Каждая группа, разрабатывает собственную ветвь, для последующего объединения в общую карту. Процесс общего объединения и собирание в единое цело, должен происходить на интерактивной доске. На ней можно с легкостью разместить полученные ветви и объединить их в общую ментальную карту. Здесь же, на интерактивной доске, можно корректировать карту и делать необходимые заметки. Все это можно реализовать в программе Smart Notebook, которая обладает большими возможностями в работе с интерактивной доской.

Таким образом, существуют множество различных моделей работы с ментальными картами на занятиях, каждая модель имеет свою особенности и преимущества. В зависимости от различных факторов и ситуации, будет использоваться конкретная модель работы с ментальными картами. От ого как будет правильно выбрана модель, будет зависеть конечных успех в создании ментальной карты.

Библиографический список:

1. Интеллект-карты – новый козырь в процессе обучения [Электронный ресурс] // Персональный сайт Copyright @ 2013-2015 MindMap-Shop.Ru URL: http://mindmap-shop.ru/intellekt-karti-v-obrazovanii/ (дата обращения: 25.05.2015).

2. Ментальные карты Автор: Колесник В. [Электронный ресурс] // Персональный сайт Виталия Колесникова, 1997—2015 URL: http://kolesnik.ru/methods/mindmaps/ (дата обращения: 26.05.2015).

3. Применение в учебном процессе ментальных карт Автор: Литвинов В.А., Проскурина Л.Г. [Электронный ресурс] // Персональный сайт gozda.ru URL: http://gozda.ru/litvinov-v-a-proskurina-l-g/ (дата обращения: 27.05.2015).

 

 

infourok.ru

0 comments on “Ментальная карта по истории 7 класс – Методическая разработка по истории: Технология «Ментальная карта»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *