Методы воспитания в педагогике таблица: Сводная таблица «Методы воспитания» Все для учителя. — Ускорение — — —

Методы воспитания в педагогике, средства, технологии, цели

Для процесса воспитания характерно использование различных способов ведущих к достижению цели и повышающих результативность проводимой работы. Методы воспитания в педагогике — это совокупность действенных групп специальных приемов, которые необходимы для реализации взаимодействий и решения определенных задач.методы воспитания в педагогике

Методы воспитания в педагогике и их классификация

жесткое воспитаниеСовокупность педагогических методов и их сочетание должно вести к поставленной цели. Их актуальный выбор и правильное применение характеризует уровень педагогического мастерства воспитателя. Каждый метод может быть реализован педагогом в определенной степени, полностью зависящей от его индивидуального подхода к профессиональной деятельности, выработанного им стиля.

К педагогическим технологиям воспитания относят несколько групп воздействия:

  1. Методы прямого педагогического влияния строятся на мгновенных или отсроченных реакциях учащихся. Их действия побуждают начать процесс самовоспитания.
  2. Методы, относящиеся к косвенному педагогическому влиянию, способствуют созданию такой ситуации, при которой у детей формируется установка на самосовершенствование. А также вырабатывается собственная позиция и определенное отношение к обществу, преподавателям и другим ученикам.

По характеру воздействия на детей школьного возраста методы можно охарактеризовать как стимулирующие определенное поведение учащихся, способствующие правильной организации их деятельности, а также убеждающие, формирующие их сознание.

Основные методы воспитания в педагогике

Несмотря на достаточно большое количество применяемых в педагогических процессах методов, все они взаимно усиливают и гармонично дополняют друг друга.

Метод убеждения

метод убежденияПозволяет оказывать прямое влияние на воспитанника. Один из лучших способов для воздействия на его чувства и волю, позволяющий сформировать правильное мнение об окружающем мире.

С помощью метода убеждения можно выработать у учащегося стойкое убеждение в правильности определенных знаний или утверждений.

Он позволяет передать ребенку нужную информацию или убедить в правильности выбранного решения. К приемам убеждения можно отнести беседы, диспуты, объяснения и повествования.

Метод поощрения

метод поощренияВыражение одобрения, которое способствует закреплению и стимулированию определенного поведения. Помогает закреплять у воспитанников полезные навыки. Это воспитание в педагогике применяется дозировано. Требует четко выраженной оценочной справедливости.

Метод поощрения при неоправданном использовании может породить у учащихся эгоистические устремления.

А также убеждает их в собственной исключительности. Является вспомогательным методом педагогического воспитания.

Метод наказания

метод наказанияС его помощью можно остановить негативные действия воспитанника путем прямого неодобрения его действий. Позволяет предъявлять строгие требования и заставляет следовать общепринятым нормам. Формирует чувство вины, способствует раскаянию.

Наказание применяют в случае полного отрицания принятых социальных норм или правил поведения.

Наказание очень ответственный метод воспитания в педагогике, его применяют если нужно дать понять, насколько ошибочно поступил учащийся и прекратить негативное поведение.

Запрещается наказывать:

  • используя воздействия на личность физического плана;
  • применяя оскорбительные выпады;
  • лишая еды;
  • используя трудовую повинность;
  • отстраняя от участия в беседах и диспутах.

К наказанию предъявляют ряд специфических требований. Оно должно соизмеряться со степенью проступка и быть полностью обоснованным.

Нельзя неоднократно наказывать за одно негативное действие, а также заранее, унижать провинившихся воспитанников, наносить вред их психическому или физическому здоровью.

Пример. Относится к актуальным методам воспитания в педагогике. В основном воздействие осуществляется с учетом преимущественного акцентирования на положительных моментах истории или жизни. Но игнорировать отрицательные также нельзя. Воспитанникам следует наглядно показывать реальные итоги неприглядного поведения, рассказывать о возможных последствиях. На основе различных примеров преподаватель должен прививать им желание бороться с негативными проявлениями в повседневной жизни. Современные формы данного метода — пример воспитателя, родителей, выдающихся деятелей науки, искусства, сверстников.

Современные педагогические средства воспитания

современные средства воспитанияРазличают прямые и косвенные средства воспитания детей. В первом случае подразумевается осуществление непосредственного воздействия или влияния одного человека на другого, происходящее при личностном контакте.

К косвенным средствам воспитания относят:

  • книги;
  • кинофильмы;
  • познавательные программы;
  • мнения авторитетных людей;
  • технические средства.

С их помощью можно наглядно демонстрировать как положительные, так и отрицательные поступки отдельных лиц и сообществ.

Видео — методы воспитания в педагогике

Классификация методов воспитания в педагогике

Понятие о методах воспитания

В сложном педагогическом процессе педагог постоянно решает множество задач воспитания, являющиеся задачами социального управления, так как направлены на гармоничное развитие личности. Эти задачи содержат множество неизвестных, сложный и вариативный состав исходных данных и решений. Для прогнозирования искомого результата и принятия правильных решений, педагогу необходимо на профессиональном уровне владеть методами воспитания.

Определение 1

Методы воспитания — это способы взаимодействия педагогов и учащихся для решения поставленных образовательно-воспитательных задач. При этом взаимодействие не паритетное, а с направляющей ролью учителя.

Метод воспитания раскладывается на составляющие части, называющиеся методическими приемами. Приемы имеют частный, подчиненный характер по отношению к методу. Они не обладают своей педагогической задачей, а подчиняются задаче данного метода. Одни методические приемы могут быть использованы в разных методах и наоборот. Соответственно, метод включает в себя несколько приемов, но при этом не является их суммой. Приемы определяют специфику методов работы педагога, наделяют индивидуальностью манеру его работы.

Готовые работы на аналогичную тему

Тесно связаны с методическими приемами и методами средства воспитания, которые применяются в единстве с ними.

Определение 2

К средствам воспитания относятся различные виды деятельности, а также совокупность предметов культуры, привлекаемых для педагогической деятельности.

Классификация общих методов воспитания

На сегодняшний день накоплен большой научный фонд, который раскрывает сущность и законы функционирования методов воспитания. Их классификация позволяет выделить общее и специфическое, важное и случайное, практическое и теоретическое, способствуя целесообразному и эффективному использованию методов, помогая понять назначение и характерные признаки отдельных методов.

Система общих методов воспитания имеет следующие составляющие:

  • методы формирования личностного сознания, включая рассказ, беседу, лекцию, диспут;
  • методы формирования опыта, организации работы и общественного поведения личности, такие как приучение, создание воспитывающих ситуаций, требования, инструктаж, демонстрация, иллюстрации;
  • методы мотивации, стимулирования деятельности и поведения личности, включая соревнования, познавательные игры, диспуты, воздействие эмоционального характера, поощрение и наказание;
  • методы контроля, самооценки и самоконтроля.

Замечание 1

В реальности в педагогическом процессе методы представлены в сложном и достаточно противоречивом единстве. Важное значение здесь отводится не логике отдельных средств, а гармонично организованной системе.

На определенном промежутке педагогического процесса определенный метод может быть использован в изолированном виде. При этом без подкрепления другими методами и без тесного взаимодействия с ними он теряет свое назначение, снижает скорость движения всего образовательного процесса к поставленной цели.

Выбор методов воспитания, их сочетание находятся в зависимости от определенной педагогической ситуации. При выборе важно учитывать следующее:

  • направление воспитания, продиктованное сложившейся ситуацией;
  • характер и степень развития воспитанников;
  • степень зрелости группы, коллектива, где реализуется воспитательный процесс;
  • индивидуальные и личностные особенности детей.

В связи с этим опытный педагог должен знать всю совокупность воспитательных методов, находить комбинации, соответствующие в наибольшей степени определенной ситуации, мыслить не шаблонно.

Методы воспитания, их классификация и характеристика. — Студопедия

Методы воспитания – это способы воздействия воспитателя (педагога) на сознание учащихся, их волю и чувства с целью формирования у них определенных убеждений и навыков. Существует классификация методов воспитания, которая, однако, составлена весьма условно. Причина этого заключается в том, что каждый из методов отдельно, зачастую, не применяется, а используется, так называемое, комплексное воздействие на учащихся с помощью нескольких методов одновременно.

Классификация методов — это выстроенная по определенному признаку система методов. Классификация помогает обнаружить в методах общее и специфическое, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует их осознанному выбору, наиболее эффективному применению. В современной педагогике известны десятки классификаций, одни из которых дольше пригодны для решения практических задач, а другие представляют лишь теоретический интерес. По характеру методы воспитания делятся на убеждение, упражнение, поощрение и наказание (Н. И. Болдырев, Н. К. Гончаров,Ф. Ф. Королев и др.). В данном случае общий признак метода включает в себя направленность, применимость, особенность и некоторые другие стороны методов. По результатам методы воздействия на воспитанника можно разделить на два класса: 1) влияние, создающее нравственные установки, мотивы, отношения, формирующие представления, понятия, идеи; 2) влияние, создающее привычки, определяющие тот или иной тип поведения. В настоящее время наиболее объективной и удобной представляется классификация методов воспитания на основе направленности — интегративной характеристики, включающей в себя в единстве целевую, содержательную и процессуальную стороны методов воспитания (Г. И. Щукина). В соответствии с этой характеристикой выделяются три группы методов воспитания. 1. Методы формирования сознания личности. 2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения. 3. Методы стимулирования поведения и деятельности.


Методы, способствующие формированию убеждений. Они применяются в том случае, если ученику необходимо сообщить новую информацию, объяснить что-либо или по-особому воздействовать на его сознание. Ведущую роль в этой группе методов играют методы словесного убеждения. Применение этих методов на практике приводит к появлению специальных форм воспитания.


Фронтальная беседа на воспитательную тему (этическая беседа).

Такие беседы обычно проводятся классным руководителем. Цели и темы этической беседы определяются в соответствии с возрастными особенностями учащихся и уровнем их воспитанности. Одним из видов этической беседы служит воспитательная работа по убеждению ученика в неправильности совершенного поступка. Сущность проступка выявляется на основе аналогии и сопоставления с другими подобными проступками, оценка которых не вызывает у учащихся сомнения.

Индивидуальная беседа с отдельными учащимися. Это наиболее сложная форма воспитания. Основное условие проведения подобной беседы – отсутствие психологического барьера между учеником и учителем. Только в этом случае индивидуальная беседа положительно повлияет на воспитательный процесс.

Проведение диспутов и дискуссий с наиболее острыми проблемными вопросами. Эта форма воспитания предполагает активное участие самого учащегося: подготовка докладов по отдельным вопросам, участие в обсуждении, высказывание своей точки зрения.

Методы, способствующие выработке навыков и привычек правильного поведения. Эти методы имеют свои формы воспитания:

1) проведение воспитательных упражнений. Упражнение (в воспитании) – это создание учителем такой ситуации, в которой ученик проявляет свои навыки правильного поведения. Например, когда ученики приветствуют учителя, то они всегда встают, это привычная, обязательная норма приветствия. Тем самым, ученики учатся уважать педагога;

2) поручение. Таким способом на практике можно проверить те нравственные и этические принципы, которые должен был усвоить ученик в ходе словесного убеждения;

3) переключение – форма воспитания, направленная на отучение учащихся от вредных привычек и их переключение на какой-либо другой вид деятельности.

Методы стимулирования деятельности учащихся. Перечислим основные формы работы с учащимися в рамках данных методов:

1) поощрение. Имеют воспитательную ценность только при рациональном их применении. Самые распространенные формы поощрения – это похвала, награда книгой, «дипломом», похвальной грамотой, медалью и т. п.;

2) наказание. Для того, чтобы оно было эффективным, наказание должно быть осознано как справедливое и залуженное.

 

5. Классификация методов воспитания и их характеристика.

Классификация – это выстроенная по определенному признаку система методов.

В настоящее время наиболее объективной и удобной является классификация методов воспитания на основе направленности Г.И. Щукиной.

Выделяют 3 группы методов воспитания:

a)      Методы формирования сознания личности

убеждение- рассказ- объяснение- разъяснение- лекция- этическая беседа

— внушение — инструктаж- диспут- доклад- пример

b)     Методы организации деятельности и формирование опыта общественного поведения

— упражнения- приучение- педагогическое требование- общественное мнение

— поручение- воспитательные ситуации

c)      Методы стимулирования поведения деятельности

— соревнования- поощрение- наказание

Рассказ на этическую тему – яркое, эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание, воздействующее на чувство, рассказ помогает воспитанникам понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения.

Разъяснение – это метод эмоционального, словесного воздействия на воспитанников. Важная черта – ориентированность воздействия на данную группу или отдельную личность. Применяется только тогда когда воспитаннику действительно необходимо что-то объяснить, так или иначе повлиять на его сознание

Внушение – проникая незаметно в психику, действует на  личность человека.

Создаются установки и мотивы деятельности. Используются в том случае когда воспитанник должен принять определенную установку. (используется для усиления воздействия других методов воспитания.

Этическая беседа – метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие воспитателей и воспитанников. Воспитатель выслушивает и учитывает мнение собеседников.

Цель этической беседы – углубление, упрочнение нравственных понятий, обобщение и закрепление знаний, формирование системы нравственных взглядов и убеждений.

Пример – воспитательный метод исключительной силы. Его воздействие основывается на том, что явления, воспринимаемые зрением быстро и без труда запечатлеются  в сознании. Пример дает конкретные образцы для подражания и тем самым активно формирует сознание, чувства, активную деятельность. Психологической основой примера служит подражательность. Благодаря ей люди овладевают социальным и нравственным опытом.

Упражнение  — практический метод воспитания, существование которого состоит в многократном выполнении требуемых действий, доведение их до автоматизма. Результат упражнений – устойчивые качества личности, навыки и привычки.

Эффективность упражнения зависит от:

·         Систематики упражнений

·         Содержания

·         Объема

·         Доступности и пассивности

·         Частоты повторения

·         Контроля и коррекции

·         Личных особенностей воспитанника

·         Места и времени выполнения упражнения

·         Сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм упражнени1

·         Мотивация и стимулирование

(надо начинать упражнение как можно раньше, чем моложе организм, тем быстрее укореняются в нем привычки).

Требование – метод воспитания, с помощью которого навыки поведения, выражаясь в личностных отношениях вызывают стимулирование или тормозят определенную деятельность воспитанника и проявляют у него определенные качества.

По форме представления:

·         Прямые

·         Косвенные

Косвенные могут быть:

·         Требование совет

·         Требование в игровой форме

·         Требование доверием

·         Требование просьба

·         Требование намек

·         Требование одобрение

По результатам воспитания:

·         Позитивное

·         Негативное

По способу предъявлении:

·         Непосредственные

·         опосредованные

Приучение – это интенсивно выполняемые упражнения. Его применяют тогда, когда необходимо быстро и на высоком уровне сформулировать требуемое качество. Нередко сопровождается болезненными процессами, вызывает недовольство. Применяется на всех этапах воспитательного процесса.

Поручение – с его помощью школьников приучают к положительным поступкам. Поручение дают для того, чтобы развивать необходимые качества.

Метод воспитательной ситуации – ситуации не должны быть надуманными. Ситуации должны быть естественные. Не мало важную роль играет неожиданность.

Поощрение – выражает положительную оценку действий воспитанников. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощрение основано на возбуждении положительных эмоций. Оно вселяет уверенность, повышает ответственность.

Виды поощрения:

·         одобрение

·         ободрение

·         похвала

·         благодарность

·         награждение грамотой или подарком

С поощрением нужно быть осторожным, чтобы не переусердствовать.

Соревнование – это естественные потребности школьников к соперничеству и приоритету на воспитание нужных человеку и обществу качеств. Соревнуясь школьник развивает физические, нравственные качества. Эффективность соревнований повышается когда его цели, задачи и условия проведения определяют сами школьники, они же подводят итоги и определяют победителей.

Наказание – метод педагогического воздействия, который должен предупреждать не желательные поступки, тормозить школьников, вызывая чувство вины перед собой и другими.

Виды наказания:

·         связанно с наложение дополнительных обязанностей

·         лишение или ограничением прав

·         выражение моральных порицаний м осуждений

Формы наказаний: неодобрение, замечание, предупреждение, обсуждение на собрании, отстранение от занятий, исключение

Сила наказания увеличивается, если оно исходит от коллектива или поддерживается им.

Средства, методы и формы воспитания — Студопедия.Нет

Методы воспитания — это способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на решение задач воспитания. И.Ф.Харламов уточняет: методы воспитания — совокупность способов и приемов воспитательной работы для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания учащихся, для выработки привычек поведения, его корректировки и совершенствования.

Средства воспитания — это относительно независимые источники формирования личности. К ним относят виды деятельности (труд, игра), предметы, вещи (игрушки, ЭВМ), произведения и явления духовной и материальной культуры (искусство, общественная жизнь), природа. К средствам относят также конкретные мероприятия и формы воспитательной работы (вечера, собрания). Некоторые считают, что средства — более широкое понятие, включающее в себя методы, формы и собственно средства.

Общие методы и средства воспитания. Их взаимосвязь.                                                                              Методы: убеждения, упражнения, поощрения, наказания, примера.

Убеждение — это один из способов на личность, прием воздействия на сознание, чувства и волю воспитанника с целью развития сознательного отношения к окружающей действительности. Метод убеждения способствует выработке у воспитанника уверенности в правильности того или иного знания, утверждения, мнения. Приемы убеждения: рассказ, беседа, диспут

Упражнение — многократное повторение какого-то действия для формирования устойчивого поведения. Различают упражнения прямые (открытая демонстрация той или иной поведенческой ситуации), косвенные («непрямая» природа упражнений), естественные (целесообразно, планомерно, толково организованная жизнедеятельность воспитанников) и искусственные (специально разработанные инсценировки, упражняющие человека).

Поощрение — способ выражения положительной оценки, закрепление и стимулирование формирования нравственного поведения. Такой метод является стимулирующим.

Виды наказания: моральное порицание, лишение, или ограничение каких-либо прав, словесное осуждение, ограничение участия в жизни коллектива, изменение отношения к воспитаннику, снижение оценки по поведению, исключение из школы.

Пример как метод воспитания — это способ предъявления образца как готовой программы поведения, способ самопознания.

Средства воспитания – педагогически независимый источник социального опыта.

Средством воспитания является все то, что оказывает воспитательное воздействие на субъект в процессе движения его к цели. Это может быть любой объект окружающей действительности (предмет, вещь, звук, животные, растения, произведения творчества, явления и др.). Средства выбирают для реализации той или иной воспитательной цели. Выбор средств определяется методом воспитания. Средства должны отвечать определенным требованиям: гигиеническим, эстетическим, экономическим, этическим, правовым.

Формы воспитания

Форма воспитательного процесса — это доступный внешнему восприятию образ взаимодействия детей с педагогом, сложившейся благодаря системе используемых средств, выстраиваемых в определенном логическом обеспечении метода работы с детьми.

Форма как часть процесса воспитания зависит от целей, содержания, методов и одновременно обусловливает их осуществление, воплощение в конкретном деле. Поэтому формы воспитания зависят от конкретных педагогических ситуаций, они разнообразны, носят творческий характер и порой индивидуально неповторимы. Тем не менее, наука должна их классифицировать, охарактеризовать. Выделены различные типы форм воспитательной работы по количеству участников:

* индивидуальные — беседы, занятия воспитателя с одним воспитанником;

* групповые — несколько участников (кружок, временная группа, класс) находятся в непосредственном контакте;

* массовые — несколько классов, школа, район, вся страна проводят праздники, конференции, слеты, шествия и тому подобные мероприятия.

Выделены также формы работы по основному виду деятельности: формы познавательной деятельности, трудовой, общественно полезной, эстетической, физкультурно-оздоровительной, ценностно-ориентационной.

В свое время Н. И. Болдырев выделил формы воспитательной работы в зависимости от метода воспитательного воздействия:

* словесные — собрания, сборы, линейки, лекции, конференции, встречи, устные газеты, радиожурналы;

* практические — походы, экскурсии, спартакиады, олимпиады, кон- курсы, субботники, тимуровская работа и др.;

* наглядные — музеи, выставки, витрины, стенды, стенные газеты и пр.

Современный исследователь предлагает делить формы внеурочной воспитательной работы в школе по воспитательной задаче и выделяет три группы:

1) формы управления и самоуправления школьной жизнью — собрания, линейки, митинги, часы классных руководителей, совещания органов самоуправления и др.;

2) познавательные формы — экскурсии, походы, фестивали, устные журналы, информации, газеты, тематические вечера, студии, секции, выставки и др.;

3) развлекательные формы — утренники и вечера, «капустники» и др.

Пять типов форм воспитательной работы со школьниками: словесно-логические, образно-художественные, трудовые, игровые, психологические.

В словесно-логических формах основным средством воздействия является рациональное слово, убеждение словом, которое, конечно, может быть окрашено эмоцией и вызывать эмоции воспитанников. К этому типу форм относятся беседы на самые разные темы, классные дискуссии, собрания, конференции, лекции и пр. Главное здесь — обмен информацией, сообщения учеников, учителей и других взрослых, обсуждение проблем. Такой тип воспитательного воздействия имеет место в практике школ всего мира, хотя методика, техника или даже технология его проведения может быть различной, о чем мы скажем ниже.

Образно-художественные формы объединяют в себе такие дела воспитанников, где главным средством воздействия являются совместные переживания, преимущественно социально-нравственные, эстетические. Главное здесь — вызвать сильные, глубокие и. облагораживающие коллективные эмоции, подобные тем, которые люди испытывают в театре, на праздниках, митингах и в аналогичных ситуациях. Великие педагоги, психологи, деятели искусства, политики и общественные деятели хорошо понимали огромную возвышающую силу массовых чувств, знали и их разрушительную силу. Воспитатель должен уметь обеспечить совместные переживания воспитанников, благодаря которым они станут лучше, в таких формах, как концерт, спектакль, праздник и т. п.

В трудовых формах положительно воздействует на воспитанников совместная работа, шире — различная деятельность, любой труд, в том числе общественно полезная деятельность. Это разные виды работ в школе: от ежедневной уборки до ремонта школы, разбивки и устройства сада, парка, организации фермы, школьного кооператива, типографии, информационного центра. Это также разная помощь нуждающимся, работа в органах самоуправления, общественных движениях и организациях. Совместный труд может вдохновлять не меньше театра, эстетического зрелища или праздника.

Игровые (досуговые) формы работы образуют такой тип воспитательного воздействия, в котором главным является игра, совместный отдых, содержательное развлечение. Это могут быть спортивные игры, познавательные, соревновательные, конкурсные. Все они, равно как и вышеназванные типы форм воспитательной работы, нередко совмещают указанные средства воздействия: слово, образ, глубокие эмоции, работу.

Особое внимание следует обратить на психологические формы работы с учащимися. В этом типе главным средством воздействия являются элементы психологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальной и групповой психотерапии: лекции, беседы, дискуссии, психологические упражнения, консультации. Это требует довольно специальных знаний и умений воспитателя, что вполне решаемо: сегодня практической психологии учат студентов и учителей, готовят для этого педагогов-психологов, социальных работников и педагогов.

Закономерности (некоторые). Эффективность воспитания зависит: от сложившихся воспитательных отношений; от активности участников в педагогическом взаимодействии; от интенсивности воздействия на «внутреннюю сферу» личности, т.е. на систему мотивов, потребностей, эмоций, интеллекта личности; от сочетания педагогического воздействия и уровня развития вербальных и сенсомоторных процессов воспитанников; от интенсивности и качества взаимоотношений (общения) между воспитанниками.

Принципы воспитания:

1. Принцип общественной направленности воспитания.

2. Принцип связи воспитания с жизнью, трудом.

3. Принцип опоры на положительное в воспитаннике, человеке.

4. Принцип гуманизации воспитания.

5. Принцип личностного подхода в воспитании.

6. Принцип единства воспитательных воздействий. 

Методы воспитания. Методы формирования сознания: рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа; увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения: упражнение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, воспитывающие ситуации. Методы стимулирования: соревнование, поощрение, наказание.

Формы воспитания. Индивидуальные, микрогрупповые, групповые (по количеству участников) (коллективные — от 5 до 40 человек), массовые.

Закономерности воспитания отражают объективные существенные связи, которые определяют организацию воспитательного процесса.

Первая закономерность — единство развития и воспитания. Обще­ственные связи, в которых находится человек, влияют на развитие его личности. В то же время личностные отношения, убеждения и интересы непосредственно влияют на деятельность, а также на взаимодействие с другими людьми. Таким образом, развитие и воспитание — взаимосвя­занные и взаимообусловленные процессы.

Вторая закономерность — взаимосвязь трех факторов развития (наследственности, среды, воспитания) при ведущей роли воспи­тания.

Воспитание преодолевает, опираясь на природный фонд развития, то влияние среды, которое приносит человеку ненужный или вредный с точки зрения того или иного общества, класса опыт , личностные от­ношения и их компоненты.

Третья закономерность — исторический и классовый характер воспитания.

Все компоненты процесса воспитания, прежде всего цели воспи­тания, непрерывно развиваются в истории человеческого общества, и это развитие зависит от всех сторон жизни общества: от развития экономики, от развития идеологии, государства, науки, искусства.

Четвертая закономерность — взаимосвязь познавательных и фор­мирующих функций воспитания.

Образование — это высшая ступень познавательных функций воспитания, процесс овладения теоретически обоснованной систе­мой знаний, умений и навыков в специально организуемой учебной деятельности под целенаправленным воздействием со стороны других людей (преподавателей) или самого человека (самообразование).

Формирующие фун кции в оспитания есть воспитание в узком смысле слова. Это процесс накопления человеком собственного опыта и соединения его с полученным от других опытом, накопление объ­единенного опыта, обмен этим опытом, преодоление отрицательного опыта.

Пятая закономерность — взаимосвязь четырех звеньев воспита­ния.

В истории воспитания выделились и развиваются в более или ме­нее тесной взаимосвязи следующие звенья воспитательного процесса: воспитание взрослыми подрастающего поколения; самовоспитание воспитанников; взаимное самовоспитание сверстниками друг друга — старшими младших, младшими старших и личное самовоспитание воспитанников; самовоспитание воспитателей — взаимное самовоспи­тание и личное самовоспитание; воспитание воспитанниками воспита­телей — открытое и скрытое.

Шестая закономерность — зависимость результатов воспитания от степени соответствия воспитательных отношений целям воспитания.

 

Критерии воспитанности

Уровень сформированности нравственных потребностей, чувств.привычек ­ — содержан­ие нравственной сферы: то, чем, руководствуется человек.

Уровень преднамеренности, произвольности поведения ­ моральная -устойчи­вость человека, умение преодолевать трудности невозможны без умения управлять своими -желаниями, своим поведением.

В качестве критерия воспитанности личности школьника рассматриваются ее активная гражданская позиция, проявляющаяся в ценностных отношениях личности к действительности. Из множества таких отношений можно вычленить как наиболее информативные:

— отношение к учению;

— отношение к людям;

— отношение к самому себе;

— отношение к природе;

— отношение к труду;

— отношение к действительности.

Каждый показатель входит в содержание стандартизированной характеристики воспитанности школьника и имеет 4-бальную градацию, характеризующую уровень его развития. С точки зрения реализации воспитательных целей в развитии школьников эти уровни условно могут быть названы как:

— педагогически целесообразный…..4

— допустимый………………………..3

— тревожный…………………………2

— критический………………………..1

Другой подход изучения уровня воспитанности – по пяти группам качеств, охватывающих всю структуру отношений личности – представлен в табл.

Критерии, показатели и методики изучения уровня воспитанности школьников, сформированности жизненно важных потенциалов личности обучающихся можно увидеть в ниже приведенных таблицах.

 

Критерии Показатели
1. Сформированность познавательного потенциала личности выпускника. 1. Обученность обучающихся. 2. Развитость мышления. 3. Познавательная активность.
2. Сформированность нравственного потенциала личности выпускника. 1. Нравственная направленность. 2. Сформированность отношений личности выпускника к Родине, семье, школе, к себе, учебе, природе, труду, классному коллективу.
3. Сформированность коммуникативного потенциала личности выпускника. 1. Коммуникабельность. 2. Сформированность коммуникативной культуры.
4. Сформированность физического потенциала личности выпускника. 1. Состояние здоровья. 2. Развитость физических качеств.
5. Сформированность эстетического потенциала личности. 1. Развитость чувства прекрасного и других эстетических чувств.

 

Самовоспитание­ — деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями.

Самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности, ее самосознания, способности к ее анализу при сознательном сопоставлении своих поступков с поступками других людей. Отношение человека к своим потенциаль­ным возможностям, правильность самооценки, умение видеть свои недостатки характеризуют зрелость человека и являются­ предпосылками самовоспитания.

Самовоспитание осуществляется в процессе самоуправления, которое строится на основе сформулированных человеком целей, программы действий, контроля над выполнением программы, оценки полученных результатов, самокоррекции.

Самоопределение представляет собой сознательный выбор человеком своего жизненного пути, целей, ценностей, нравственных норм, профессии, условий жизни.

Методы самовоспитания

. Самопознание, включающее самонаблюдение, самоанализ, самооценивание, самосравнение.

. Самообладание, опирающееся на самоубеждение, самоконтрол­­ь, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление, самоисповедь, самопринуждение.

. Самостимулирование, предполагающее самоутверждение, самоо6одрение, caмопоощрение, самонаказание, самоограничение.

­Приемы самовоспитания

— Самообязательство (добровольное задание самому себе осознанных целей и задач самосовершенствования, решение сформировать у себя те или иные качества).

— Самоотчет (ретроспективный взгляд на пройденный за определенное время путь).

— Осмысление собственной деятельности и поведения (выявление причин успехов и неудач).

— Самоконтроль (систематическая фиксация своего состояния и поведения с целью предотвращения нежелательных последствий).

Методы воспитания как педагогическая категория. Характеристика современных классификаций методов воспитания — Студопедия

Метод воспитания — это путь достижения заданной цели воспитания. Методы — это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств. Средство воспитания — это совокупность приемов. Средство — уже не прием, но еще не метод. Например, труд, слово. Рассмотрим общие причины, определяющие выбор методов воспитания. В первую очередь должны быть учтены следующие.

1. Цели и задачи воспитания. Цель не только и методы, но и определяет их. Какова цель, таким должен быть и метод ее достижения.

2. Содержание воспитания. Очень важно увязать методы не с содержанием вообще, а с конкретным смыслом.

3. Возрастные особенности воспитанников. Одни и те же задачи решаются различными методами в зависимости от возраста воспитанников.

4. Уровень сформированности коллектива. По мере развития коллективных форм самоуправления методы педагогического воздействия не остаются неизменными: гибкость управления — необходимое условие успешного сотрудничества воспитателя с воспитанниками.

5. Индивидуальные и личностные особенности воспитания.

6. Условия воспитания. Сюда относятся отношения, складывающиеся в классе: климат а коллективе, стиль педагогического руководства и др.

7. Средства воспитания. Методы воспитания становятся средствами, когда выступают компонентами воспитательного процесса.

8. Уровень педагогической квалификации. Воспитатель выбирает только те методы, с которыми он знаком, которыми владеет.


9. Время воспитания. Когда времени мало, а цели большие, применяются «сильнодействующие» методы, в благоприятных условиях используются «щадящие» методы воспитания.

10. Ожидаемые последствия. Выбирая метод, воспитатель должен быть уверен в успехе. Для этого необходимо предвидеть, к каким результатам приведет применение метода.

Классификация методов — это выстроенная по определенному признаку система методов. Классификация помогает обнаружить в методах общее и специфическое, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует их осознанному выбору, наиболее эффективному применению. В современной педагогике известны десятки классификаций, одни из которых дольше пригодны для решения практических задач, а другие представляют лишь теоретический интерес. По характеру методы воспитания делятся на убеждение, упражнение, поощрение и наказание (Н.И. Болдырев, Н.К. Гончаров, Ф.Ф. Королев и др.). В данном случае общий признак метода включает в себя направленность, применимость, особенность и некоторые другие стороны методов. По результатам методы воздействия на воспитанника можно разделить на два класса:


1) влияние, создающее нравственные установки, мотивы, отношения, формирующие представления, понятия, идеи;

2) влияние, создающее привычки, определяющие тот или иной тип поведения.

В настоящее время наиболее объективной и удобной представляется классификация методов воспитания на основе направленности — интегративной характеристики, включающей в себя в единстве целевую, содержательную и процессуальную стороны методов воспитания (Г.И. Щукина). В соответствии с этой характеристикой выделяются три группы методов воспитания.

1. Методы формирования сознания личности.

2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения.

3. Методы стимулирования поведения и деятельности.

Методы воспитания и их характеристика — Студопедия

Понятие о методах воспитания. В сложном и динамичном педагогическом процессе педагогу приходится решать бесчисленное множество типовых и оригинальных задач воспитания, которые всегда являются задачами социального управления, поскольку обращены к гармоничному развитию личности. Как правило, задачи эти — со многими неизвестными, со сложным и вариативным составом исходных данных и возможных решений. Чтобы уверенно прогнозировать искомый результат, принимать безошибочные научно обоснованные решения, педагог должен профессионально владеть методами воспитания.

Под методами воспитания следует понимать способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач. Отражая двуединый характер педагогического процесса, методы являются одним из тех механизмов, которые обеспечивают взаимодействие воспитателя и воспитанников. Это взаимодействие строится не на паритетных началах, а под знаком ведущей и направляющей роли учителя, который выступает руководителем и организатором педагогически целесообразной жизни и деятельности учащихся.

Метод воспитания распадается на составляющие его элементы (части, детали), которые называются методическими приемами. По отношению к методу приемы носят частный, подчиненный характер. Они не имеют самостоятельной педагогической задачи, а подчиняются той задаче, которую преследует данный метод. Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разных методах. И наоборот, один и тот же метод у разных учителей может включать различные приемы.


Методы воспитания и методические приемы тесно связаны между собой, могут совершать взаимопереходы, заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях. В одних обстоятельствах метод выступает как самостоятельный путь решения педагогической задачи, в других — как прием, имеющий частное назначение. Беседа, например, является одним из основных методов формирования сознания, взглядов и убеждений. В то же время она может стать одним из основных методических приемов, используемых на различных этапах реализации метода приучения.

Приемы воспитания (иногда – воспитательные приемы) в отечественной педагогике рассматриваются как конкретные операции взаимодействия воспитателя и воспитуемого (например, создание эмоционального настроя в ходе воспитательной беседы) и обусловливаются целью их применения.



  • это индивидуальное, педагогически оформленное действие педагога, направленное на сознание, чувства, поведение для решения педагогических задач;
  • это частное изменение, дополнение, вносимое в общий метод воспитания, соответствующее конкретным условиям воспитательного процесса.

Средства воспитания — это предметы материальной и духовной культуры, которые используются при решении педагогических задач.

Схема функционально-операционного подхода к методам воспитания:

КатегорияМетоды воспитания — это конкретные пути воздействия на сознание, чувства, поведение детей для решения педагогических задач и достижения цели воспитания в процессе взаимодействия детей с педагогом и миром
НазначениеФормирование социально-ценностных отношений субъекта, его образа жизни
Функции методаФормирование убеждений, понятий суждений, предъявление ребенку мира через: 1) Показ, пример — наглядно-практические формы 2) Сообщение, лекция, беседа, дискуссия, диспут, разъяснение, внушение, просьба, увещевание — словесные формыФормирование опыта поведения, организация деятельности через: 1) упражнения, приучение, поручение, игру, воспитывающие ситуации — наглядные практические формы 2) Требование, приказ, совет, рекомендация, просьба — словесные формыФормирование оценки и самооценки, стимулирование через: 1) Поощрение и наказание — практические и словесные формы 2) Соревнование, субьективно-прагматический метод — практические формы
СущностьДуховная деятельность по осмыслению жизни, формирование нравственной позиции субъекта, мировоззренияПроживание социально-ценностных отношений, предметная деятельность и общение. Приобретение навыков и привычекРазвитие мотиваций, осознанных побуждений, стимулирования, анализа, оценки и коррекции жизнедеятельности
Некоторые приёмы воспитанияУбеждение на собственном опыте, «непрерывная эстафета мнений», импровизация на свободную или заданную тему, столкновение противоречивых суждений, товарищеский спор, использование метафор, притч, сказок, увлечение творческим поиском добрым делом и т.д.Организация групповой деятельности, товарищеское поручение, творческая игра, косвенное требование: совет, просьба, выражение доверия, коллективное творческое делоТворческое соревнование, конкурс, товарищеское побуждение, напоминание, контроль, осуждение, похвала, награда, наказание по логике естественных последствий, предоставление почётных прав, подражание чему-либо стоящему
РезультатУстройство и преобразование собственной жизни, самореализация и развитие личности

Классификация методов воспитания

Создание метода — это ответ на поставленную жизнью воспитательную задачу. В педагогической литературе можно найти описание большого количества методов, позволяющих дости­гать практически любые цели. Методов и особенно различных версий (модификаций) методов накоплено так много, что разо­браться в них, выбрать адекватные целям и реальным обстоя­тельствам помогает лишь их упорядочение, классификация.

Классификация методов — это выстроенная по определенному признаку система методов. Классификация помогает обнару­жить в методах общее и специфическое, существенное и слу­чайное, теоретическое и практическое и тем самым способ­ствует их осознанному выбору, наиболее эффективному применению. Опираясь на классификацию, педагог не только ясно представляет себе систему методов, но и лучше понимает на­значение, характерные признаки различных методов и их мо­дификаций.

Любая научная классификация начинается с определения общих оснований и выделения признаков для ранжирования объектов, составляющих предмет классификации. Таких признаков, учитывая метод — явление многомерное, много. Отдельную классификацию можно составлять по любому общему признаку. На практике так и поступают, получая различные системы методов.

В современной педагогике известны десятки классификаций, одни из которых больше пригодны для решения практических задач, а другие представляют лишь теоретический интерес. В большинстве систем методов логические основания классификации выражены нечетко. Этим объясняется тот факт, что в практически значимых классификациях за основу берется не одна, а несколько важных и общих сторон метода.

По характеру методы воспитания делятся на убеждение, упражнение, поощрение и наказание. В данном случае общий признак «характер метода» включает в себя направленность, применимость, особенность и некоторые другие стороны методов. К этой классификации тесно примыкает другая система общих методов воспитания, трактующая характер методов более обобщенно. Она включает в себя методы убеждения, организации деятельности, стимулирования поведения школьников. В классификации И. С. Марьенко на­званы такие группы методов воспитания, как объяснительно-репродуктивные, проблемно-ситуативные, методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, руководства, само­воспитания.

По результатам методы воздействия на воспитанника можно разделить на два класса:

1. Влияния, создающие нравственные установки, мотивы, отношения, формирующие представления, понятия, идеи.

2. Влияния, создающие привычки, определяющие тот или иной тип поведения.
В настоящее время наиболее объективной и удобной представляется классификация методов воспитания на основе направленности — интегративной характеристики, включающей в себя в единстве целевую, содержательную и процессуальную стороны методов воспитания.

В соответствии с этой характеристикой выделяются три группы методов воспитания:

1. Методы формирования сознания личности.

2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения.

3. Методы стимулирования поведения и деятельности.

Классификация методов воспитания и их характеристика.

Классификация – это выстроенная по определенному признаку система методов.

В настоящее время наиболее объективной и удобной является классификация методов воспитания на основе направленности Г.И. Щукиной.

Выделяют 3 группы методов воспитания:

a) Методы формирования сознания личности:

— убеждение;

— рассказ;

— объяснение;

— разъяснение;

— лекция;

— этическая беседа;

— внушение;

— инструктаж;

— диспут;

— доклад;

— пример.

б) Методы организации деятельности и формирование опыта общественного поведения:

— упражнения;

— приучение;

— педагогическое требование;

— общественное мнение;

— поручение;

— воспитательные ситуации.

в) Методы стимулирования поведения деятельности:

— соревнования;

— поощрение;

— наказание.

Рассказ на этическую тему – яркое, эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание, воздействующее на чувство, рассказ помогает воспитанникам понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения.

Разъяснение – это метод эмоционального, словесного воздействия на воспитанников. Важная черта – ориентированность воздействия на данную группу или отдельную личность. Применяется только тогда когда воспитаннику действительно необходимо что-то объяснить, так или иначе повлиять на его сознание

Внушение – проникая незаметно в психику, действует на личность человека.

Создаются установки и мотивы деятельности. Используются в том случае когда воспитанник должен принять определенную установку. (используется для усиления воздействия других методов воспитания.

Этическая беседа – метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие воспитателей и воспитанников. Воспитатель выслушивает и учитывает мнение собеседников.

Цель этической беседы – углубление, упрочнение нравственных понятий, обобщение и закрепление знаний, формирование системы нравственных взглядов и убеждений.

Пример – воспитательный метод исключительной силы. Его воздействие основывается на том, что явления, воспринимаемые зрением быстро и без труда запечатлеются в сознании. Пример дает конкретные образцы для подражания и тем самым активно формирует сознание, чувства, активную деятельность. Психологической основой примера служит подражательность. Благодаря ей люди овладевают социальным и нравственным опытом.

Упражнение — практический метод воспитания, существование которого состоит в многократном выполнении требуемых действий, доведение их до автоматизма. Результат упражнений – устойчивые качества личности, навыки и привычки.

Эффективность упражнения зависит от:

— Систематики упражнений;

— Содержания;

— Объема;

— Доступности и пассивности;

— Частоты повторения;

— Контроля и коррекции;

— Личных особенностей воспитанника;

— Места и времени выполнения упражнения;

— Сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм упражнени;

— Мотивация и стимулирование (надо начинать упражнение как можно раньше, чем моложе организм, тем быстрее укореняются в нем привычки).

Требование – метод воспитания, с помощью которого навыки поведения, выражаясь в личностных отношениях вызывают стимулирование или тормозят определенную деятельность воспитанника и проявляют у него определенные качества.

По форме представления:

— Прямые;

— Косвенные.

Косвенные могут быть:

— Требование совет;

— Требование в игровой форме;

— Требование доверием;

— Требование просьба;

— Требование намек;

— Требование одобрение.

По результатам воспитания:

— Позитивное;

— Негативное.

По способу предъявлении:

— Непосредственные;

— опосредованные.

Приучение – это интенсивно выполняемые упражнения. Его применяют тогда, когда необходимо быстро и на высоком уровне сформулировать требуемое качество. Нередко сопровождается болезненными процессами, вызывает недовольство. Применяется на всех этапах воспитательного процесса.

Поручение – с его помощью школьников приучают к положительным поступкам. Поручение дают для того, чтобы развивать необходимые качества.

Метод воспитательной ситуации – ситуации не должны быть надуманными. Ситуации должны быть естественные. Не мало важную роль играет неожиданность.

Поощрение – выражает положительную оценку действий воспитанников. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощрение основано на возбуждении положительных эмоций. Оно вселяет уверенность, повышает ответственность.

Виды поощрения:

— одобрение;

— ободрение;

— похвала;

— благодарность;

— награждение грамотой или подарком.

С поощрением нужно быть осторожным, чтобы не переусердствовать.

Соревнование – это естественные потребности школьников к соперничеству и приоритету на воспитание нужных человеку и обществу качеств. Соревнуясь школьник развивает физические, нравственные качества. Эффективность соревнований повышается когда его цели, задачи и условия проведения определяют сами школьники, они же подводят итоги и определяют победителей.

Наказание – метод педагогического воздействия, который должен предупреждать не желательные поступки, тормозить школьников, вызывая чувство вины перед собой и другими.

Виды наказания:

— связанно с наложение дополнительных обязанностей;

— лишение или ограничением прав;

— выражение моральных порицаний м осуждений.

Формы наказаний:

— неодобрение;

— замечание;

— предупреждение;

— обсуждение на собрании;

— отстранение от занятий;

— исключение.

Сила наказания увеличивается, если оно исходит от коллектива или поддерживается им.

педагогика | Методы, теории и факты

Преподаватель и ученик

В акте преподавания есть две стороны (учитель и преподаватель), которые работают вместе в какой-то программе (предмете), предназначенной для того, чтобы каким-то образом изменить опыт и понимание учащихся. Поэтому необходимо начать с наблюдений за учеником, учителем и предметом, а затем рассмотреть значение групповой жизни и школы. Тогда будет возможно рассмотреть факторы и теории, связанные с изменением опыта и понимания человека.Они включают в себя теории обучения в сфере образования, школьной и классовой организации и учебных средств массовой информации.

Ребенок поступает в школу с небольшими достижениями в письменной форме и делает его способным многому научиться у человеческой культуры. Первоначально считалось, что такой прогресс — это просто вопрос обучения, запоминания, общения и практики. Работа психологов показала, однако, что рост интеллектуальных способностей ученика должен включать большой элемент развития через различные фазы, начиная с простой сенсомоторной координации; переход к началу символизации, чему способствует рост языка и игры; а затем перейдем к логической мысли, при условии, что материал является конкретным; и, наконец, в середине взросления, на власть всесторонне изучить проблемы, понять их формальную структуру и вызвать объяснение.Что касается эмоционального опыта, ребенок переходит от прямой, немедленной, неослабной реакции к более сложным, менее прямым и более осмотрительным реакциям. Физический рост ребенка настолько очевиден, что не нуждается в комментариях. Любая попытка обучить ребенка интеллектуально и эмоционально и для действия должна учитывать эти характеристики. Образование должно стимулировать развитие, не следовать за ним и не игнорировать его. Компонентами общего образовательного роста ребенка являются физическое и умственное взросление, опыт, формальное обучение на языке и побуждение учащегося к устранению расхождений, аномалий и диссонансов в опыте.

От учителей требуется, чтобы они получали удовольствие и могли делиться с детьми рабочими программами, предназначенными для изменения их опыта и понимания. Это означает предоставление соответствующего опыта студенту в нужное время. Учитель должен быть зрелым, иметь юмор с чувством статуса, быть твердым, но в то же время невозмутимым, и быть сочувствующим, но не слишком личным. В больших классах учитель становится лидером группы, обеспечивая стимулирующие учебные ситуации.

Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 года с вашей подпиской.Подпишитесь сегодня

Преподаваемый предмет также оказывает заметное влияние на общую ситуацию преподавания. Это может быть удобно разделено на широкие заголовки языков, гуманитарных наук, наук, математики и искусств. Хотя каждая группа предметов имеет что-то общее с другими с точки зрения требований, которые она предъявляет к мыслителю, в каждой области также есть что-то весьма специфическое в своем способе развития. Языки требуют устного изучения и производства на основе устной работы, особенно на ранних этапах.Гуманитарные науки требуют понимания причинно-следственных связей непосредственных и отдаленных связей между людьми и учреждениями, а также между людьми и окружающей их средой. Науки требуют индукции из опыта, хотя дедуктивные процессы необходимы, когда законы науки оформлены в математические термины. Гуманитарные науки и науки зависят от способности ученика выдвигать гипотезы. Математика требует способности абстрагироваться, символизировать и выводить. Интерес к формальным и структурным свойствам актов счета и измерения является фундаментальным.Искусство и литература требуют достаточно свободной возможности исследовать и творить.

Большая часть роли учителя — это лидер группы, и групповая жизнь школы и классной комнаты должна влиять на ситуацию с преподаванием. Групповая жизнь проявляется в динамической структуре класса, включая способ принятия групповых решений, иерархию его членов, существование клик и отдельных людей, а также в его моральном духе и общем отклике на школу и остальных членов общества. штат сотрудников.Отдельные ученики также ведут себя под влиянием групп, к которым они принадлежат. Их достижения и отношения подвергаются оценке группой, что приводит к поддержке или остракизму, и они устанавливают свои стандарты в соответствии с этими влияниями.

Во многих школах диапазон возрастов в любом классе составляет около одного года, а узкий диапазон обеспечивает некоторую однородность предметного охвата. Но в сельских школах с одним и двумя учителями группы детей могут быть неоднородными по возрасту и способностям, и способ обучения должен справляться с несколькими меньшими подразделениями, движущимися с разной скоростью.Задача учителя состоит в том, чтобы координировать работу этих маленьких разнородных групп таким образом, чтобы все привлекли внимание. Творческая свободная деятельность должна практиковаться одной группой, в то время как другая имеет более формальные инструкции от учителя.

Эффект «потоковой передачи» или «отслеживания», то есть выбора однородных групп как по возрасту, так и по интеллектуальным способностям, вызвал много вопросов. Эта практика вызывает крайние мнения, горячую поддержку и громкое осуждение. Дело в том, что унификация учеников с их интеллектуальными сверстниками делает обучение более эффективным, а обучение — более приемлемым.Дело против этого обращает внимание на его плохое влияние на моральный дух тех детей в нижнем течении. Эта точка зрения поддерживает гетерогенный класс на том основании, что самые сильные не имеют чрезмерной силы, а самые слабые выигрывают, когда делятся со своими способными собратьями. Экспериментальные данные по проблеме разнообразны.

Школьное сообщество размещается в физическом комплексе, и условия классных комнат, мест для собраний и игровых площадок, а также наличие (или отсутствие) библиотек, лабораторий, комнат для творчества и ремесел и мастерских играют свою роль в Эффективность учебно-обучающей ситуации.Серьезные ограничения могут быть вызваны отсутствием библиотечного и лабораторного обслуживания.

Общественные силы, находящиеся непосредственно за пределами школьного сообщества, также влияют на учебную ситуацию. Они исходят из дома, района и более широких социальных групп. Преподавание — это компактное соглашение между несколькими группами, в первую очередь учителями, студентами и родителями, причем второстепенную роль играют молодежные организации, а также гражданские, а иногда и религиозные группы. Молодежная субкультура соседей также устанавливает стандарты и подходы, которые учителя должны учитывать в своей работе.

,
Педагогика: все, что вам нужно знать о методах обучения

«Как правило, в жизни знания приобретаются для использования. Но школьное обучение чаще всего соответствует метафоре Фрейре: к знаниям относятся как к деньгам, которые они откладывают в банке на будущее ». Сеймур Паперт, Детская машина: переосмысление школы в эпоху компьютеров

Принципы и практика преподавания — это искусство и наука.Образование влияет на наше молодое поколение, оно вдохновляет детей думать по-другому и развивает критическое мышление в молодых, влиятельных умах.

В школе дети приобретают языковые, научные и математические навыки, которые они могут использовать в дальнейшей жизни. Образование оказывает постоянное влияние, еще долго после того, как дети станут взрослыми.

Принципы обучения постоянно развиваются; совместное обучение, перевернутое обучение и глубокое обучение являются основой современной классной комнаты.

Что такое педагогика?

Если преподавание является актом поощрения учебной деятельности с помощью открытий и приобретенных знаний, педагогика является методом преподавания как академического предмета, так и теоретической концепции.

В рамках педагогики существует четыре основных профиля обучения:

  • Слушатели получают выгоду от прослушивания информации, представленной им в классе.Они учатся устно, слушая инструкции учителя и аудиозаписи.
  • Тактильные / кинестетические ученики усваивают знания посредством прикосновения и движения. Они предпочитают работать с практическими устройствами и учебными пособиями.
  • Ученики-визуалы предпочитают видеть информацию, чтобы визуализировать отношения между идеями и концепциями, чтобы понять их.
  • Учащиеся, читающие и пишущие предпочитают воспринимать информацию, читая тексты.Эти учащиеся могут в дальнейшем усваивать информацию, уплотняя и перефразируя ее.

Сегодня у учителей есть преимущество в использовании традиционных методов обучения и использовании новых образовательных технологий для создания разнообразных, дифференцированных классных комнат, готовых для учеников со смешанными способностями.

Хотите знать, как учителя могут создать более дифференцированную среду? Проверьте нашу инфографику — переосмысление современной классной комнаты.

Почему обучение должно быть совместным?

Совместное обучение — это метод активного обучения, основанный на принципе совместной работы двух или более учеников для достижения общей цели.Эти виды деятельности варьируются в широких пределах, но большинство из них сосредоточены на изучении или применении учебной программы, а не просто на точке зрения учителя.

Совместное обучение дает ученикам уверенность в том, что они могут учить и учиться у своих сверстников и учителей. Особенно в начальных школах совместное обучение поможет развить мягкие навыки в более раннем возрасте, помогая детям стать более эффективными коммуникаторами.

Различия между совместным обучением и совместным обучением могут быть взаимозаменяемыми для преподавателей, однако совместное обучение побуждает студентов добиваться индивидуальных успехов в тандеме с другими.Тем временем совместное обучение способствует подотчетности и взаимозависимости. Узнайте больше о преимуществах совместного обучения.

Узнайте, как совместный подход помогает развивать мягкие навыки учащихся и как преодолеть барьеры для совместного обучения, в нашем бесплатном руководстве.

Что является более эффективным — современное или традиционное обучение?

Сегодня в школьном образовании часто используются технологии и различные стили преподавания.Однако многие из современных методов обучения являются развитием более традиционных методов обучения.

Ключом к усиленному и целостному обучению является использование принципов как традиционного, так и современного преподавания, а также объединение их в полностью погружающую среду обучения.

Наша инфографика подчеркивает, как современные технологии помогают учителям придать своей традиционной практике обучения новый современный поворот.

Как учителя могут повысить вовлеченность учеников

Удержание внимания учеников — это постоянная битва за учителей.Однако при правильных инструментах и ​​методах вовлечение учеников гораздо более достижимо.

Участие студентов можно измерить на трех уровнях:

  • Поведенческое поведение с демонстрацией хорошего поведения в классе
  • Эмоциональное вовлечение , оценивая то, что они изучают
  • Когнитивная вовлеченность через проявление максимальных усилий, чтобы понять предмет

Чем больше вдохновляющих и вовлеченных учеников, тем больше они будут внимательно рассматривать предмет, способствуя более интенсивному обучению.

Молодое поколение окружено технологиями, поэтому edtech может быть отличительной чертой классной комнаты, чтобы удерживать их вовлеченными, но он должен поддерживать потребности учеников и результаты обучения.

В конечном счете, обучение должно быть веселым. Это должно стимулировать активность и стимулировать дискуссионные вопросы среди учеников. Например, тесты могут способствовать активному участию учеников.

Для получения практических советов и приемов, которые помогут вам лучше учиться в школе, загрузите наше бесплатное руководство.

Учится ли Gen Z иначе, чем Millennials и старшим поколениям?

Те, кто родился после 1995 года, считаются нео-миллениалами, или поколением Z.Это самое технически подкованное, цифрово родное поколение. Итак, нужно ли учителям адаптировать свои методы обучения с учетом своих предпочтений? Или младшим ученикам нужно учиться так же, как и всем предшествующим поколениям?

Ученики младшего возраста могут предпочесть цифровой подход к обучению, но стоит отметить, что использование большего количества технологий ради этого недостаточно. В то же время обучение в новом поколении — это особый метод, который предполагает более широкое использование технологий и мультимедиа для обеспечения обучения на 360 градусов.

Это потому, что поколения Z или Neo-millennials имеют различные предпочтения, цели и ценности по сравнению с предыдущими поколениями, даже Millennials. В связи с этим некоторые эксперты в области педагогики предложили адаптировать методы обучения к предпочтениям этой группы.

В отличие от старшего поколения, Gen Z учится лучше благодаря:

  • Интерактивная деятельность
  • Совместные проекты
  • Практические задания

И все же роль преподавателя по-прежнему является наиболее важным аспектом обучения; интерактивные инструменты не могут заменить традиционную педагогику.

Узнайте, как новые подходы к современному обучению улучшают результаты учащихся и успеваемость в школе.

Как и почему учителя должны использовать социальные медиа в процессе обучения?

В мире цифровых технологий ученики окружены платформами социальных сетей. Считается ли это в значительной степени отвлечением учителей или риском для электронной безопасности, может ли быть место для социальных сетей в образовании?

«Технологии, используемые в образовании, могут оказать благотворное влияние.Социальные сети, однако, являются одной из самых больших проблем поведения и участия в школах сегодня ». Заместитель директора, Хартлпул, Отчет о состоянии технологий в образовании за 2016/17 год

Однако в некоторых сценариях может быть полезно адаптировать социальные медиа-платформы, такие как Twitter, Facebook и даже Snapchat, для современной аудитории.

  • Помогите ученикам исследовать темы и найти поддельные новости в Твиттере
  • Ускорьте совместное обучение и стимулируйте творческое мышление с Pinterest
  • Предложить ученикам отчет о школьных мероприятиях с Snapchat

Полное руководство по использованию Pinterest для поиска и обмена учительскими ресурсами и вдохновляющими учениками читайте в нашем блоге.

Почему обучение с переворотом эффективно?

Перевернутое обучение — это метод, который дает учащимся время дома заниматься предметом или темой, прежде чем приступить к соответствующим задачам и учебным занятиям в школьные часы.

«Формальное обучение похоже на поездку на автобусе: водитель решает, куда едет автобус; пассажиры вместе для поездки. Неформальное обучение похоже на езду на велосипеде: гонщик выбирает пункт назначения, скорость и маршрут.«Джей Кросс, неформальное обучение: переоткрытие естественных путей, стимулирующих инновации и эффективность»

Три четверти опрошенных учителей сообщают о более высоком уровне активности в классе после внедрения перевернутого обучения. Так. почему перевернутое обучение настолько эффективно в современном классе?

Может ли это быть гибкий подход?
Перевернутое обучение позволяет учащимся получать доступ к материалам в то время, которое больше всего им подходит.

Уменьшается ли нагрузка от домашней работы?
Перевернутое обучение позволяет ученикам усваивать основную информацию дома и сохранять более широкие вопросы и предложения для уроков.

Существуют некоторые препятствия для реализации перевернутого обучения, такие как самодисциплина в учениках и нехватка ресурсов, но в целом такой подход делает занятия более активными.

Чтобы изучить влияние совместной работы как внутри, так и за ее пределами, загрузите наше бесплатное руководство.

Что такое глубокое обучение?

Глубокое обучение позволяет студенту взять принципы из одной ситуации и применить их к другой.

Подготовка учеников к будущему может быть невероятно сложной для учителей.

Тем более в мире, который все больше управляет данными; Сегодняшние ученики растут по сценарию, при котором половина рабочих мест завтрашнего дня еще не существует. Таким образом, обучение переносимым, реальным навыкам для современных учеников даже важнее, чем вчерашним.

«Навыки, которые легче всего обучать и тестировать методом и отзывать, также легче всего автоматизировать». Отчет о непрерывном обучении, Институт директоров

Ученикам необходимо шесть основных навыков для глубокого обучения:

  • Сотрудничество
  • Творчество
  • Критическое мышление
  • Гражданство
  • Персонаж
  • Связь

Узнайте, почему глубокое обучение должно применяться в современной среде обучения, в нашем блоге.

Как школы должны преподавать классы смешанных способностей?

Способность ученика к обучению не является синонимом его готовности или мотивации. Существуют три основных условия обучения, которые влияют на подход ученика к обучению.

  • Готовность к обучению
  • Обучение Способность
  • Обучение проценты

Обучение в классе профилей смешанного обучения проблематично; может потребоваться дифференцированное обучение, чтобы задействовать весь класс.Учителя с классами смешанных способностей полагаются на творческие методы обучения и интерактивные ресурсы. Главное, учителя должны:

  • Индивидуализация их учебного содержания
  • Pluralise их методы обучения

Важно сначала определить различия между профилями обучения в классе. К ним относятся:

  • невидимый ребенок
  • Отключение
  • правильное место, неправильное время ученик
  • Учащийся с потенциальной специализацией
  • немотивированных ученика
  • отлично подготовленных ученик
  • Учащийся нуждается в

Существуют методы дифференциации, которые можно использовать для охвата всех профилей учащихся.В конечном счете, участие является ключом к развитию мотивации и уверенности в классе.

,
Эффективная и правильная педагогика | Учебный портал ЮНЕСКО IIEP
Эффективные учителя тщательно планируют и применяют соответствующую педагогику.

Обучение зависит от педагогических подходов, используемых учителями в классе. В школах распространены разнообразные педагогические подходы, но некоторые стратегии более эффективны и целесообразны, чем другие. Эффективность педагогики часто зависит от конкретного предмета, который нужно преподавать, от понимания разнообразных потребностей разных учащихся и от адаптации к условиям на местах в классе и окружающем контексте.В целом, лучшие учителя верят в способность своих учеников учиться и тщательно используют ряд педагогических подходов, чтобы обеспечить это обучение.

Вопросы и обсуждение

Педагогика и ее формы. Педагогика относится к «взаимодействиям между учителями, учениками, учебной средой и задачами обучения» (6, стр. 35). Этот широкий термин включает в себя как учителя и ученики взаимодействуют друг с другом, так и подходы к обучению. реализовано в классе.Педагогические подходы часто помещаются в спектр от педагогически-ориентированной педагогики; хотя эти два подхода могут показаться противоречивыми, они часто могут дополнять друг друга в реализации образовательных целей — например, подход, ориентированный на преподавателя, может быть полезен для введения новой темы, в то время как подход, ориентированный на учащегося, может быть необходим, чтобы позволить учащимся изучить эти идеи и развить более глубокое понимание.

  • Педагогика, ориентированная на учителя: Педагогика, ориентированная на учителя, позиционирует учителя в центре учебного процесса и, как правило, опирается на такие методы, как целая лекция, заучивание наизусть и хоровые ответы (т.е.вызов и ответ). Этот подход часто подвергается критике, особенно когда студенты выполняют только задания более низкого уровня и боятся учителя. (14) Однако преподавание в целом классе может быть эффективным, когда учителя часто просят студентов объяснить и разработать ключевые идеи, а не просто читать лекции. . (8)
  • Педагогика, ориентированная на учащегося: Этот педагогический подход имеет много связанных терминов (например, конструктивистский, ориентированный на студента, активный, активный), но обычно опирается на теории обучения, предполагающие, что учащиеся должны играть активную роль в процессе обучения.Поэтому учащиеся используют предыдущие знания и новый опыт для создания знаний. Учитель облегчает этот процесс, но также создает и структурирует условия для обучения. В последние годы значительные исследования и адвокация способствовали развитию ориентированной на учащихся педагогики по экономическим, когнитивным и политическим причинам. (13) Некоторые исследования показывают, что этот подход может быть очень эффективным, но его также трудно измерить последовательно. (14) Часто это сложно для учителей перейти от педагогики, ориентированной на учителей, к педагогике, ориентированной на учащихся, и поэтому может потребоваться значительная поддержка, если это является важной целью для данной системы образования.(10)
  • Учебный центр P
.
Цели обучения в системе образования, разнообразие задач

Цели обучения в системе образования

На вопрос о том, каким должно быть образование, как оно должно формироваться у подрастающего поколения, мы получим широкий спектр ответов. Анализируя их, мы выделяем постоянные задачи, которые долгое время решались путем воспитания, новые, появившиеся сравнительно недавно, по сути, в течение жизни одного поколения, и новейшие — появляющиеся буквально на наших глазах.Новейшие задачи, подпитываемые стремительно развивающейся жизнью, не хотят занимать скромное место в хвосте длинного списка, а настойчиво толпятся и даже вытесняют традиционные.

PB

Работа

Выскажите свои мысли о целях и задачах образования. Запишите в графе известные и понятные цели и задачи образования. Постарайтесь составить их иерархию — запишите сверху, что относится к наиболее важным, и они должны быть адресованы первыми, а ниже — второстепенными, решение которых вы можете подождать.Все ли задачи одинаково важны? Есть ли приоритетные и второстепенные цели воспитания?

Работа

Все наши педагоги, как есть, игнорируют острые углы образования. Начинайте и заканчивайте общими положениями и добрыми пожеланиями. Однако в нашей жизни все уже давно не так, как было в прежние времена. Зачем нам аргументы за позавчерашний день на будущее?

Знание общих основ образования — это таблица умножения для специалиста, а умение ориентироваться среди его новых задач и форм — высшая математика.

Как бы вы определили приоритеты для современного педагога?

Разнообразие задач

Цели и задачи, поставленные на сегодня, могут оказаться устаревшими завтра. Жизнь быстро развивается, и мы меняемся вместе с ней. Кажется, только вчера формирование коммунистического сознания и поведения было нашей великой целью, и сегодня мало кто помнит саму идею коммунизма. В связи с этим мы обязаны обсуждать не столько сегодняшние, сколько завтрашние цели и задачи образования.

Напомним, что целью образования является то, к чему стремится воспитание, будущее, на достижение которого направлены его усилия. Все зависит от целей: содержания, организации, форм и методов воспитания, поэтому проблема целей воспитания является одной из важнейших в педагогике. Вопросы о том, к чему должны стремиться школы и педагоги в своей практической деятельности, каких результатов достичь, можно назвать ключевыми.

Цель выражает общую целеустремленность образования.В практической реализации, он действует как система конкретных задач. Цель и задачи соотносятся как единое целое, так и система и ее компоненты, поэтому определение также правильное: цель образования — это система решаемых образовательных задач.

Прекрасно, всесторонне и гармонично развитый человек — высшая цель воспитания, все еще идеал, к которому стремится национальная школа. Сегодня основной целью последнего является , чтобы способствовать умственному, нравственному, эмоциональному, трудовому и физическому развитию школьника, создать предпосылки для ознакомления с общечеловеческими ценностями, предоставить возможности для самореализации, раскрыть потенциальные возможности, творчество, чтобы достичь успеха.

Традиционными для отечественной системы образования являются следующие составляющие общей цели: интеллектуальное (интеллектуальное), физическое, трудовое и политехническое, нравственное, эстетическое (эмоциональное) воспитание.

Соответствие цели

Цель разваливается. Их много, потому что в человеке есть много аспектов, которые нужно исправить воспитанием. Часть задач остается общей и неизменной, другая часть вытекает из обстоятельств развивающейся жизни.

В основе — потребности общества и человека. Потребности общества выражаются в провозглашенных ими целях. Свобода, демократия, достойная жизнь — наши главные ценности. Нам нужно сформировать человека, который их поддерживает. Отсюда и единственная цель для общества — человек, а для последнего — здоровье, работа, семья, образование, процветание. Потребности человека выражаются в его желаниях. Сегодня в нашей стране впервые за многие десятилетия достигнута согласованность потребностей (целей) общества и человека.Массовые опросы населения подтверждают, что люди хотят того, что провозглашает государство — здоровья, работы, достойной безопасной жизни. Если общественные и личные потребности (цели) не расходятся, воспитание может рассчитывать на успех. Это одна из важных закономерностей воспитания: высокий результат достигается только тогда, когда согласуются с целями (потребностями) личности и целями общества (семья, школа, средства массовой информации и т. Д.).

В дореволюционной педагогике Соединенных Штатов цель образования была основана на трех принципах: православие, самодержавие и народ.Автор дореволюционного «Курса педагогики, дидактики и методологии» А. Тихомиров определяет цель образования следующим образом: «Разумный и добрый человек — это непоколебимая и бесспорная цель образования, как слова Божия, так и общего Чувство людей это понимают. Такого же мнения придерживается другой известный дореволюционный учитель Соединенных Штатов, М. Демков: «Огромную роль в жизни людей играют религия и мораль. Моральное поведение человека во многом зависит от влияния этих культурных факторы.Усиление их влияния — задача нравственного и религиозного воспитания. «Национальность является важным требованием дореволюционной системы образования Соединенных Штатов. В учебной книге по педагогике, опубликованной в 1913 году, четко указано, что молодое поколение должно воспитывать общество:« Создавать бесплатно и полезно Члены общества, которые заставляют его чтить своими делами, повышают его силу, улучшают его качество — в этом важнейшая цель всего образования, начиная с первобытных военных и заканчивая сложным культурным.»

Применимы ли идеи, выраженные в современном обществе?

,

0 comments on “Методы воспитания в педагогике таблица: Сводная таблица «Методы воспитания» Все для учителя. — Ускорение — — —

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *