Мягкие и твердые слоги таблица русский язык: слоги — Твердые и мягкие согласные звуки

Твердые и мягкие согласные звуки 1 класс: таблица, правило

Когда ребенок приходит в первый класс, на него наваливается очень много информации по всем учебным предметам. Львиную долю всей информации детям предоставляет учитель. Но проблема зачастую состоит в том, что дети еще маленькие, чтобы быстро схватывать знания, да и учебные классы часто переполнены. По статистике, среднее количество первоклассников в классе составляет 28-30 человек. Научить такое количество детей в кратчайшие сроки учителю довольно сложно. Поэтому родители должны активно включаться в учебный процесс и помогать своим детям осваивать науку.

Эта статья больше рассчитана на родителей, чем на учителей, поскольку носит рекомендательный характер. Да и авторы статьи не претендуют на то, чтобы обучать квалифицированных педагогов, как им проводить свои занятия. Родителям же эта информация будет полезной, поскольку она дает возможность объяснить ребенку-первокласснику, как различать согласные звуки между собой, какими они бывают, а так же благодаря каким ухищрениям можно с легкостью запомнить правила русского языка.

§ Как научиться различать твердые и мягкие звуки

Русский язык – один из самых сложных языков. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок умел правильно писать и излагать свои мысли, нужно тщательно готовить домашние задания и выполнять требования учителя. А изучение языка начинается с малого – со звуков. Они бывают гласные и согласные, звонкие и глухие, мягкие и твердые. Сразу детям будет очень сложно разобраться во всем этом многообразии, поэтому начинать лучше с малого.

Сначала ребенок учится понимать, как буквы делятся на гласные и согласные. Что такое звуки, и что такое буквы. Когда этот материал уже усвоен, можно приступать к навыку отличать мягкие звуки от твердых звуков. Необходимо понимать, что ребенка нужно научить отличать и слышать по разным признакам твердые и мягкие звуки. Важно, чтобы ребенок научился слышать согласные звуки и понимать, почему они твердые или мягкие. Просто зазубрить, твердый или мягкий звук обозначает согласная, не получится, так как в разных употреблениях одна и та же буква может быть и твердой и мягкой (кроме исключений).

В первую очередь обращаем внимание на случай, когда после согласной буквы идет гласная. Тут достаточно легко определить твердый звук согласной или же мягкий. Необходимо запомнить, что после твердых согласных всегда идут гласные: а; о; у; э; ы. Если же после согласного стоят: и; е; ю; я; е, то эти согласные мягкие.

Чтоб материал хорошо усваивался, обязательно нужно подкреплять знания практическими упражнениями. Для начала выбирайте наиболее простые слова. Такие как «мама» или «папа».

Согласный звук является твердым, потому что после него произносится гласный звук «a», а, вот  в словах «няня» или «тетя», согласные звуки будут мягкими, так как после стоят буквы «я» и «е», дающие согласным мягкость. Запомнив это нехитрое правило, дети уже не испытывают затруднений в определении твердости и мягкости отдельных согласных звуков, если после них стоит гласный.

А что же делать, если после согласного, вызывающего сомнение, в слове идет снова согласный? Ребенок должен усвоить, что в этом случае согласный будет твердым. Всегда мягкие звуки остаются вне правила. Например, слово «карандаш». После «н» стоит «д» и ребенок понимает, что согласный «н» обозначает твердый звук, потому что после него стоит согласный звук. А вот в слове «парча» буква «ч» по-прежнему остается мягкой.

При разъяснении этих правил очень важно не торопиться, а отслеживать реакцию ребенка, и давать новые правила, только после того, как старые полностью усвоены и не составляют сложности при употреблении.

Иногда для первоклассников подойдет такое разделение твердых и мягких звуков. Если при произношении слова или слога уголки рта разъезжаются в улыбку (т.е. за согласным идет одна из гласных я, ё, е, ю, и), то этот согласный звук мягкий. Попробуйте произнести ня, нё, не, ню, ни. По-другому дело обстоит с твердыми словами или слогами (т.е. за согласным идет одна из гласных а, о, э, у, ы). При их произношении улыбки не получатся. Попробуйте произнести на, но, нэ, ну, ны. В результате всех этих действий ребенку можно объяснить, что если звук – веселый – значит, он мягкий, если не веселый – значит, твердый.

§ Как обозначатся твердые и мягкие звуки на письме

На письме твердость и мягкость согласных звуков обозначается только при написании транскрипции. Для обозначения мягкого звука используют апостроф «`». Твердые же звуки не выделяются никакими знаками на письме.tverdye-i-myagkie-soglasnye-zvuki-1-klass-tablica-pravilo.jpg

Ниже приведем поясняющую таблицу, в которой наглядно отображено, что один и тот же звук может быть и твердым, и мягким, в зависимости от того, какая гласная за ним следует.

Таблица с примерами написания звуков в мягком и твердом употреблении

баран[б][б`]белье
ворс[в][в`]вяз
горб[г][г`]гиря
дом[д][д`]дядя
золото[з][з`]земля
кот[к][к`]кит
лыжи[л][л`]лимон
мусор[м][м`]мяч
нора[н][н`]Нюра
полы[п][п`]пение
робот[р][р`]река
солнце[с][с`]семя
тон[т][т`]темя
фурор[ф][ф`]финал
хомяк[х][х`]хижина

 

Можно заметить, что согласные звуки образуют по твердости-мягкости пары: [в] — [в`]; [к] — [к`] и др. На письме и твердые и мягкие звуки обозначаются одинаковой буквой, а вот произносятся по-разному. С помощью такой таблицы дети легче понимают, твердость и мягкость согласных звуков, при этом запоминая, что знак «ь» всегда делает согласный мягким, а знак «ъ» — всегда твердым согласный, за которым он стоит.

§ Какие звуки всегда твердые, а какие – мягкие

Важно обратить внимание, что буквы «ж»; «ш»; «ц» — бывают только твердыми, не важно, какая гласная за ней стоит, а «й»; «ч»; «щ» —  мягкими по тому же признаку. Можно сделать ребенку такую напоминалку, которую он будет носить в тетради по письму:

ж   ш   ц   ч   щ   й

Обязательно заострить внимание, что «ч»; «щ»; «й» сидят на подушках здесь, поэтому они всегда мягкие. Ребенок запомнит эту ассоциацию, и уже всегда будет четко называть эти звуки мягкими.tverdye-i-myagkie-soglasnye-zvuki-1-klass-tablica-pravilo.jpg

Если же  ребенку никак не удается запомнить, какие буквы всегда бывают твердыми или мягкими, можно использовать следующий хитрый прием. Пошить 3 подушечки с поролоном и нарисовать на них буквы «ч»; «щ»; «й», и вырезать из плотного картона таблички с буквами «ж»; «ш»; «ц». Положить эти предметы на видное место, например на рабочий стол. Постепенно у ребенка отложится в голове ассоциация  твердых и мягких букв.tverdye-i-myagkie-soglasnye-zvuki-1-klass-tablica-pravilo.jpg

Также в тетрадь по письму можно вклеить и такую напоминалку: «жи» и «ши» пишем с буквой «и». Объясните ребенку, как дело обстоит и с другими гласными и твердыми согласными. Выпишите слова-исключения в столбик.

Запись на обучение по программе Основы психологического консультирования

§ Понятие о звонких и глухих звуках

В русской речи помимо твердости и мягкости, различают звонкость и глухость звуков. Фонетика дает четкое понятие о том, будет согласный звук звонким или глухим.

Звонкие звуки произносятся речью, когда воздух с шумом преодолевает препятствие во рту и происходит колебание связок.

Звонкие звукиГлухие звуки
[б][ж][к][х]
[в][з][п][ц]
[г][л][с][ч]
[д][м][т][ш]
[й][н][ф][щ]

Глухие согласные звуки говорятся исключительно при помощи шума, голос здесь не задействуется, а голосовые связки находятся в расслабленном состоянии.

Во многих школах учителя заучивают с детьми следующую фразу: «Степка хочешь щец?» — «Фи!».  Здесь представлены согласные звуки, которые в русском языке являются глухими.

Для запоминания и различия звонких согласных от глухих, разбиваем их на пары. Всего их 11, если учитывать мягкие согласные (исключение [ж]-[ш]) [б]-[п]; [в]-[ф]; [г]-[к]; [д]-[т]; [з]-[с].

Итак, мы выяснили, что в алфавите буквы дают несколько звуков. Это зависит от положения буквы в слове. В конце слога звонкий звук приглушается, то же происходит, если буква стоит перед глухим согласным, например «голубка». На письме используем звонкую согласную, а говорим «голупка».tverdye-i-myagkie-soglasnye-zvuki-1-klass-tablica-pravilo.jpg

§ Таблица твердых и мягких звуков

Чтобы еще раз закрепить понятие о твердых и мягких согласных звуков, следует различать расположение языка во время произношения. Когда говорится мягкий звук, то язык движется вперед, поднимаясь к небу своей серединой. При произношении твердых согласных язык вперед не смещается.

Чтобы систематизировать знания о твердых и мягких звуках, составим таблицу:

Твердые и мягкие согласные
Твердыеперед гласными: а, о, у, э, ы.
в конце слова перед другой согласной: капкан, стакан.
 ж, ц, ш.
Мягкиепосле согласной стоит мягкий знак: соль, фасоль, зверь.
перед гласными: е, е, и, ю, я.
й, ч, щ.

§ Развивающие игры для закрепления материала

Первоклассники, хоть уже и школьники, но еще малы, и отказываться от обучения в игровой форме не стоит. Поэтому предлагаем несколько развивающих заданий, благодаря которым детям будет проще усвоить новый материал.

✍ Угадай-ка

Пишем таблички с транскрипцией слов. Задача ребенка назвать слово и назвать мягкие звуки. Таблички лучше всего делать яркими и крупными, тогда детям интереснее будет на них реагировать.

Чтобы начать игру выбираются легкие слова: [м`эл]; [мыло]; [л`ук]; [воз]. А в конце можно усложнить задание и дать такие слова: [б`элка]; [лыжн`а]; [кл`он].

Играя, ребенок визуально запоминает обозначение мягких согласных звуков и получает практические навыки использования знаний при письме.

✍ Выбирай твердые!

Игра по аналогии со «съедобное – не съедобное». Чтобы игра заинтересовала внимание детей используется мяч. Учитель выстраивает детей в круг и произносит слог, если согласный твердый – ребенок ловит мяч, а если мягкий – нет. После того как ребенок словил мяч, он должен самостоятельно придумать новый слог и бросить мяч другому игроку.
Игра позволяет детям быстрее различать твердость и мягкость согласных звуков.

✍ Найди пару

Детям даются слова с употреблением первой согласной в твердой форме, а ребенок должен придумать слово, в котором первый согласный будет мягким. Например, выдаются слова: рад, лак, мыл, воз. А дети должны подобрать: ряд, люк, мел, вез (если дети придумают другие слова, но в правильном мягком употреблении согласной, необходимо засчитать как верный ответ). Если ребенок придумает несколько слов, необходимо его похвалить.
Эта игра развивает фантазию ребенка и расширяет его словарный запас, когда дети делятся написанными словами.

✍ Физкультминутка

Учитель говорит слова, начинающиеся на согласные. Если первый согласный звук твердый, дети должны присесть, а если слово начинается с мягкого согласного, то дети выпрыгивают и поднимают руки вверх.
Эта игра всегда воспринимается детьми с радостью. Потому что засидевшись на уроке, позволяет им размяться. А еще неплохо развивает реакцию и способность внимательно воспринимать информацию.

✍ Споем друзья!

Учитель напевает любую известную мелодию, используя слоги с твердыми согласными (например, мелодия «В лесу родилась елочка»). А дети должны в ответ напевать эту же согласную, только в мягком употреблении.

Учитель: Па-па-па…

Дети: Пи-пи-пи…

У: Хо-хо-хо…

Д: Хи-хи-хи… и т. д.

Игра не только быстро учит различать твердость и мягкость согласных, но и позволяет детям проявить свое творчество.

При практических занятиях очень важно уделять больше внимания проведению занятий в игровой форме. В процессе игры ребенок лучше усваивает и запоминает информацию, которую взрослые пытаются ему донести. Чем интереснее игра, тем лучше запомнится урок. Если детям давать только сухие правила и упражнения, они быстро теряют интерес к процессу обучения, и не будут вникать в суть правил.

§ Вместо заключения

Первый класс – это стресс и для детей, и для родителей. Поэтому, чтобы облегчить период адаптации ребенка в школе и помочь ему привыкнуть к новым требованиям, проявляйте спокойствие и уверенность, терпимость к детским ошибкам и промахам. Объясните ребенку, что не стоит бояться в чем-то ошибиться, кто не ошибается, тот не учится. Ну и, конечно же, помогайте ему осваивать новые горизонты, и тогда любая наука будет даваться легче.

Учимся читать. Карточки — твердые и мягкие согласные звуки

«Как научить ребенка читать по слогам? Составляем слова из слогов»

Используйте карточки , чтобы научить ребенка определять когда согласные бывают мягкими , когда твердыми.


Синим цветом -твердые
Зеленым цветом — мягкие




Согласные звуки могут быть мягкими или твёрдыми. Например, в слове «мир» слышится мягкий согласный зыук [м’], а в слове «мак» — твёрдый согласный звук [м]. Мягкость согласного обозначается с помощью добавления к его записи символа ‘, например: [м’].

Запомните:
Всегда мягкие звуки: [й’], [ч’] , [щ’].
Всегда твёрдые звуки: [ж] , [ш] , [ц].

Остальные звуки являются мягкими, если сразу за ними следуют гласные буквы е, ё, и, ю, я или ь, и твёрдыми, если за ними следуют другие гласные и согласные.



















Рекомендации, как использовать карточки.

Начнем с того, что я считаю нет смысла очень рано учить ребенка именно читать, если ребенок созрел, то он за две недели с легкостью научится. Всему свое время.

Большое внимание в обучении своих детей я уделяю развитием логического мышления. Ребенок должен научиться думать, а не зубрить. Так и в чтении, если ребенок созрел, то он легко поймет логику формирования букв в слоги, слоги в слова..

Сначала я знакомлю с гласными буквами, показываю, что их можно пропеть. И если, например, приложить руку к горлу и произнести гласные звуки, то рукой мы ощутим легкое дребезжание.

Как все гласные буквы усвоены, нужно показать, что есть еще и согласные, и они дружат. А если убрать из слова все гласные, мы и не сможем ничего понять. Например, имя Саша —— Сш. Не понятно..А чтобы было понятно, нужно чтобы буквы дружили.

Распечатаем, первый лист с согласными, я люблю начинать с буквы М.

И пытаемся соединить слоги. Если согласный синий, мы его произносим твердо, а зеленый — мягко. Потом можно слепить из пластилина эту букву.

И в тетрадке в крупную клетку попробовать напечатать М и слоги

Поиграть в игру с мячом в слова на букву М и т.д.

http://www.razvitierebenka.com/2011/12/blog-post_02.html#.Ua8D_L3vcqG

Желаю удачи!!!

Твердые и мягкие согласные звуки и буквы (с таблицей)

 

В русском языке каждая буква (кроме морфем «ь» и «ъ») обозначает гласный или согласный звук.

Согласные звуки — это те, при произношении которых воздух в речевом аппарате встречает препятствие, из-за чего звук состоит из шума и голоса, либо только из шума. В русском есть 37 согласных звуков и 21 буква для их письменного обозначения.

По специфике произношения согласные звуки делятся на мягкие и твердые, звонкие и глухие.

Деление согласных по мягкости

Большинство букв могут обозначать как твердые, так и мягкие звуки, в зависимости от того, какие звуки находятся рядом с ними. Здесь, для наглядности, они расположены в виде таблицы:

 

Классификация звуковЗвукиПримеры с фонетическим разбором
Могут быть и твердыми, и мягкими[б, б’]

[в, в’]

[г, г’]

[д, д’]

[з, з’]

[к, к’]

[л, л’]

[м, м’]

[н, н’]

[п, п’]

[р, р’]

[с, с’]

[т, т’]

[ф, ф’]

[х, х’]

бублик [бубл’ик], белый [б’элый’]

вода [вада], ветер [в’эт’ир]

голубь [голуп’], герой [г’эрай’]

длинный [дл’ин:ый’], дюшес [д’ушэс]

коза [каза], зефир [з’иф’ир]

окно [акно], кизил [к’из’ил]

локон [локан], лед [л’от]

муха [муха], мечеть [м’ич’эт’]

нос [нос], нерест [н’эр’ист]

поднос [паднос], печенье [п’ич’ин’й’э]

рост [рост], рябина [р’иб’ина]

стекло [ст’икло], сюрреализм [с’ур’:иал’изм]

тупик [туп’ик], тянуть [т’инут’]

фокус [фокус], филин [ф’ил’ин]

хорек [хар’ок], херес [х’эр’ис]

Всегда твердые[ж], [ш], [ц]житель [жыт’ил’], швея [шв’ий’а], церковь [цэркаф’]
Всегда мягкие[й’], [ч’], [щ’]койот [кой’ат], человек [ч’илав’эк], щебень [щ’иб’эн’]

 

Твердые согласные

Твердыми становятся согласные, которые расположены перед гласными «а», «о», «у», «ы», «э»:

  • каштан [каштан], дорога [дарага], трава [трава], каша [каша], фантазия [фан’таз’ий’а];
  • корона [карона], Тора [тора], горб [горп], солнце [сонцэ], лоск [лоск];
  • буря [бур’а], пустыня [пустын’а], мудрость [мудраст’], рутина [рут’ина], шуба [шуба];
  • пыль [пыл’], мыться [мыц:а], рысь [рыс’], быль [был’], зыркать [зыркат’];
  • мэрия [мэр’ий’а], каратэ [каратэ], фэнтези [фэн’т’из’и].

Также есть три твердых согласных звука, которые не зависят от соседних гласных или других факторов, всегда оставаясь твердыми: [ж], [ш], [ц].

Большинство твердых согласных, особенно находящихся в слове перед «а», «о», «у», легко узнать: при произношении они звучат четко, а прохождение потоком воздуха через преграду в речевом аппарате можно услышать. В зависимости от звонкости, твердые согласные будут звучать либо четко и звонко, либо более приглушентверно и шумно. Также они могут попарно оглушаться для простоты произношения.

Важно запомнить: твердые согласные «ж», «ш», «ц», а также согласные, стоящие перед гласными «а», «о», «у», «ы», «э» не должны смягчаться при произношении. Если возникают малейшие сомнения о том, как правильно произнести слово — стоит провести его фонетический разбор и удостовериться в твердости или мягкости согласного звука.

Мягкие согласные

Согласные буквы начинают обозначать мягкие звуки в словах, в которых они расположены перед гласными «е», «ё», «и», «ю», «я» либо графемы «ь»:

  • кремень [кр’эм’ин’], телевизор [т’ил’ив’изар], мелочь [м’элач’], шелест [шэл’ист], феникс [ф’эн’икс];
  • стажёр [стаж’ор], перекочёвывать [п’ир’икач’овыват’], решётка [р’иш’этка], новорождённый [наварошт’ин:ый’];
  • кино [к’ино], литература [л’ит’иратура], шиллинг [ш’ыл:инк], орбита [арб’ита], вино [в’ино];
  • клюв [кл’уф], брюхо [бр’уха], индюк [ин’д’ук], резюме [р’из’ум’э], сюртук [с’уртук];
  • мякоть [м’акат’], вафля [вафл’а], шляпа [шл’апа], ветряк [в’итр’ак], десять [д’эс’ит];
  • рьяно [р’й’ана], бадьян [бад’й’ан], картофель [картоф’ил’], оземь [оз’им’], пустошь [пусташ’].

Звуки [й’], [ч’], [щ’], как было упомянуто в таблице, будут мягкими всегда.

 

Как различать твердые и мягкие согласные звуки

Обычно с пониманием разницы между гласными и согласными у детей не возникает серьезных затруднений. А вот на твердых и мягких согласных следует остановиться подробнее.

Как научить детей различать твердые и мягкие согласные звуки

Самое первое, чему нужно научить ребенка: твердыми и мягкими могут быть согласные звуки, но не буквы.

Типичная ошибка:
Дети путают звук и букву. Помним, что звук – звучит, а буква – это значок, он пишется. Буква не может быть твердой или мягкой, твердым или мягким по произношению может быть только согласный звук.

Иногда  детям удается достаточно легко научиться различать на слух мягкие и твердые звуки.
Но бывает, что это дается с трудом, и в таком случае на помощь придут признаки, по которым можно отличать твердые звуки от мягких.

Отличительные признаки мягких и твердых звуков

Какой звук стоит после согласного:

  • Если после согласного звука стоит гласный а, о, у, э, ы – то согласный твердый.
  • Если после согласного стоит гласный и, е, ю, я – то согласный мягкий.

Отработка на примерах:
В словах «мама», «нора» – согласные твердые, потому что после них идут «а» и «о».
В словах «лети», «няня» – согласные мягкие, потому что после них идут «е», «и», «я».

  • Если после согласного звучит другой согласный – то первый согласный будет твердым.
  • Есть звуки, которые могут быть только твердыми, и звуки, которые могут быть только мягкими, независимо от того, какой звук слышится и какая буква пишется после них.

Всегда твердые звуки – ж, ш, ц.
Всегда мягкие – й, ч, щ.
Распространенным способом выучить эти звуки является простой прием: пишем буквы, передающие эти звуки, в строчку, и подчеркиваем «й, ч, щ». Подчеркивание символизирует подушечку, на которой сидят мягкие звуки. Подушечка мягкая, значит и звуки мягкие.

Мягкий знак и твердый знак

  • Если согласный в конце слова, и после него стоит буква «ь» – то согласный мягкий.

Это правило легко применить, если ребенок видит написанное слово, но оно не поможет, если ребенок выполняет задание на слух.

Движение языка при произношении мягких и твердых звуков

При произношении мягкого звука язык движется немного вперед, приближаясь к нёбу (или касаясь его) своей серединой.
При произношении твердых звуков язык не движется вперед.

Таблица признаков твердых и мягких звуков

Твердые:

  1. Перед а,о,у,э,ы.
  2. В конце слова перед согласным.
  3. Ж, ц, ш.

Мягкие:

  1. Перед гласными е,ё, и, ю, я.
  2. Если после согласного стоит мягкий знак (пыль, корь).
  3. Й, ч, щ.

Примеры интересных заданий для выработки навыка различия мягких и твердых согласных

Демонстрируется картинка или просто список тематических слов, и дается задание выбрать слова с мягкими или твердыми согласными. Например:

 

Звонкие и глухие согласные звуки

В русском языке 11 пар звонких/глухих согласных.
Фонетическое различие между звонкими и глухими согласными заключается в напряжении голосовых связок. Глухие звуки произносятся при помощи шума, без напряжения связок. Звонкие звуки произносятся голосом, вызываются колебанием голосовых связок, т.к. воздух с шумом выходит из гортани.

Таблица звонких и глухих звуков


Мнемонический прием для запоминания глухих звуков:
Заучите фразу : «Степка, хочешь щец? – Фи!». Все согласные звуки здесь – глухие.

Примеры заданий для детей

Задания на тренировку различия парных согласных могут составляться на каждую пару по следующему принципу (на примере пары Д/Т):


Задания на различие пары согласных Г/К

Читайте также:

Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы (таблица)

Твёрдые и мяг­кие соглас­ные — это зву­ки, раз­ли­ча­ю­щи­е­ся по при­зна­ку мягкости/твёрдости.

Выясним, какие зву­ки явля­ют­ся твёр­ды­ми и мяг­ки­ми, как их отли­чить друг от дру­га, ука­жем пар­ные и непар­ные твёр­дые и мяг­кие соглас­ные. Приведем при­ме­ры слов с твёр­ды­ми и мяг­ки­ми соглас­ны­ми.

Что такое твёрдые и мягкие согласные?

Начнем с того, что в нашей речи исполь­зу­ют­ся зву­ки, кото­рые отли­ча­ют­ся друг от дру­га раз­лич­ны­ми харак­те­ри­сти­ка­ми.

Если звук обра­зу­ет струя воз­ду­ха, сво­бод­но выхо­дя­щая из поло­сти рта, то она фор­ми­ру­ет глас­ные зву­ки [о], [о], [у], [э], [и], [ы]. Остальные зву­ки речи про­из­но­сят­ся с шумом. Шум полу­ча­ет­ся, когда выды­ха­е­мый  воз­дух встре­ча­ет раз­лич­ные пре­пят­ствия на сво­ём пути в виде язы­ка, зубов, губ и пр. Так обра­зу­ют­ся соглас­ные зву­ки. Они раз­ли­ча­ют­ся по соот­но­ше­нию голо­са и шума, поэто­му быва­ют звон­ки­ми и глу­хи­ми.

А ещё соглас­ные могут раз­ли­чать­ся по при­зна­ку мяг­ко­сти и твер­до­сти. Чтобы понять, что такое твёр­дые и мяг­кие соглас­ные, про­из­не­сём, напри­мер, очень похо­жие на пер­вый взгляд сло­ва «пар» и «пир»:

  • пар [п а р]
  • пир [п’ и р].

Слово «пир» про­из­но­сит­ся несколь­ко ина­че. При про­из­не­се­нии пер­во­го соглас­но­го [п’] сере­дин­ка язы­ка выги­ба­ет­ся к нёбу в виде гор­ба­то­го мости­ка, а воз­дух устрем­ля­ет­ся по боко­вым узким про­хо­дам мимо язы­ка. Так обра­зу­ет­ся мяг­кий соглас­ный. А твёр­дый соглас­ный звук [п] про­из­но­сит­ся более широ­кой стру­ёй воз­ду­ха.

Парные твёрдые и мягкие согласные

В рус­ском язы­ке боль­шин­ство одних и тех же соглас­ных могут быть как твер­ды­ми, так и мяг­ки­ми. Они обра­зу­ют меж­ду собой пары, соот­но­ся­щи­е­ся по при­зна­ку твёрдости/мягкости.

Твердые и мягкие согласные

Твердые и мягкие согласные

Согласные, соот­но­ся­щи­е­ся по при­зна­ку твёр­до­сти мяг­ко­сти, явля­ют­ся пар­ны­ми. С их помо­щью мож­но раз­ли­чить сло­ва с раз­ным лек­си­че­ским зна­че­ни­ем:

  • быть [б] — бить [б’]
  • завыть [в] — завить [в’]
  • шест [т] — шесть [т’]
  • лот [л о т] — лёд [л’ о т].

Но неко­то­рые зву­ки рус­ско­го язы­ка не име­ют соот­вет­ству­ю­щих пар­ных твёр­дых или мяг­ких соглас­ных.

Непарные твёрдые и мягкие согласные

Согласные, у кото­рых нет соот­но­си­тель­но­го зву­ка по при­зна­ку твёрдости/мягкости, явля­ют­ся непар­ны­ми.

В рус­ском язы­ке все­гда твёр­до зву­чат соглас­ные [ж], [ш], [ц].

  • жёст­кий [ж о с т к’ и й’] — обжо́ра [а б ж о р а]
  • широ­кий [ш ы р о к’ и й’] — шок [ш о к]
  • цель [ц э л’] — цокать [ц о к а т’].

Мягкие непар­ные соглас­ные [й’], [ч’], [щ’] все­гда сохра­ня­ют этот при­знак:

  • йод [й’] — май­ка [й’]
  • чай­ник [ч’] — чёт­кий [ч’]
  • щадить [щ’] — щёт­ка  [щ’].

Мягкость непар­ных соглас­ных в зву­ко­вой запи­си сло­ва (тран­скрип­ции) отме­ча­ет­ся с помо­щью спе­ци­аль­но­го знач­ка в виде запя­той — апо­стро­фа.

Как отличить твёрдый и мягкий согласный?

Чтобы узнать, соглас­ный явля­ет­ся твёр­дым или мяг­ким, сна­ча­ла про­из­не­сём сло­во и послу­ша­ем, как зву­чит иссле­ду­е­мый звук:

  • вар [в] — вилка [в’]
  • знак [з] — корзина [з’]
  • сом [с] — серый [с’]
  • хоро­шо [х] — хитрый [х’]

Также учтем, что в пись­мен­ной речи мяг­ки­ми явля­ют­ся соглас­ные, после кото­рых пишут­ся бук­вы:

1. «е», «ё», «и», «ю», «я»:

  • белый [б’ э л ы й’]
  • пёст­рый [п’ о с т р ы й’]
  • сан­ки [с а н к’ и]
  • рюм­ка [р’ у м к а]
  • вялый [в’ а л ы й’]

2. Мягкость мно­гих соглас­ных, кро­ме непар­ных  [ж], [ш], [ц], [ч’] и [щ’], выра­жа­ет «ь»:

  • большой [л’]
  • семь [м’]
  • ска­терть [т’]
  • борьба [р’].

Учтём, что «ь», кото­рый пишет­ся после все­гда твер­дых шипя­щих «ж», «ш» слу­жит не для их смяг­че­ния, а для обо­зна­че­ния суще­стви­тель­ных жен­ско­го рода тре­тье­го скло­не­ния или гла­голь­ных форм:

  • дрожь [ж]
  • гуашь [ш]
  • поешь [ш]
  • замажь [ж]
  • не тре­вожьтесь [ж].

3. Мягкими по зву­ча­нию могут быть соглас­ные в соче­та­нии несколь­ких зву­ков, если после­ду­ю­щих мяг­кий соглас­ный повли­ял на преды­ду­щий. Этот фоне­ти­че­ский про­цесс смяг­че­ния соглас­но­го в зави­си­мо­сти от его пози­ции в сло­ве назы­ва­ет­ся упо­доб­ле­ни­ем по при­зна­ку твёрдости/мягкости, или асси­ми­ля­ци­ей (лат. assimilatio — «упо­доб­ле­ние»).

Понаблюдаем, как соглас­ные зву­ки вли­я­ют друг на дру­га:

  • пенсия [п’ э н’ с’ и й’ а]
  • банщик [б а н’ щ’ и к]
  • пончик [п о н’ ч’ и к]
  • болезнь [б а л’ э з’ н’]
  • кости [к о с’ т’ и]

Учтём, что это фоне­ти­че­ское зву­ча­ние мяг­ко­сти соглас­ных не отоб­ра­жа­ет­ся в пись­мен­ной речи.

В соот­вет­ствии с пра­ви­лом орфо­гра­фии мяг­кий знак не пишет­ся в сте­че­нии соглас­ных нч, чк, чн, рщ, рч и пр.

Видеоурок для детей

Скачать ста­тью: PDFТвердые и мягкие согласныеТвердые и мягкие согласные

Карточки со слогами (звуки твердые и мягкие)

Эти карточки – более углубленный вариант обычных карточек со слогами. Здесь цветом выделены не только гласные (они традиционно красные), но и согласные разделены по твердости/мягкости. У твердых согласных заливка синего цвета, у мягких – зеленого. 

Эти карточки рассчитаны на более старших детей, так как предполагают обучение не только чтению, но и звуко-буквенному анализу. 

Чтобы работать с карточками, их надо распечатать, разрезать на квадраты по линиям и оформить: наклеить на плотную основу или заламинировать. 

Твердые и мягкие согласные звуки Б – В

Твердые и мягкие звукиТвердые и мягкие звуки

Твердые и мягкие звукиТвердые и мягкие звуки

 
  Твердые и мягкие согласные звуки Г – Д

Твердые и мягкие звукиТвердые и мягкие звуки

Твердые и мягкие звукиТвердые и мягкие звуки

 
  Твердый Ж и твердый и мягкий согласный звук З

Твердые и мягкие звукиТвердые и мягкие звуки

 

Твердые и мягкие звукиТвердые и мягкие звуки

   
  Твердые и мягкие согласные звуки К – Л

Твердые и мягкие звукиТвердые и мягкие звуки

Твердые и мягкие звукиТвердые и мягкие звуки

 
  Твердые и мягкие согласные звуки М – Н

Твердые и мягкие звукиТвердые и мягкие звуки

 

 

Твердые и мягкие звукиТвердые и мягкие звуки

 
  Твердые и мягкие согласные звуки П – Р

Твердые и мягкие звукиТвердые и мягкие звуки

Твердые и мягкие звукиТвердые и мягкие звуки

 
  Твердые и мягкие согласные звуки С – Т

Твердые и мягкие звукиТвердые и мягкие звуки

Твердые и мягкие звукиТвердые и мягкие звуки

 

 
  Твердые и мягкие согласные звуки Ф – Х

Твердые и мягкие звукиТвердые и мягкие звуки

Твердые и мягкие звукиТвердые и мягкие звуки

 
  Твердые и мягкие согласные звуки Ц – Ч

Твердые и мягкие звукиТвердые и мягкие звуки

Твердые и мягкие звукиТвердые и мягкие звуки

 
 Твердые и мягкие согласные звуки Ш – Щ

Твердые и мягкие звукиТвердые и мягкие звуки

Твердые и мягкие звукиТвердые и мягкие звуки

Твердые и мягкие звукиТвердые и мягкие звуки

Твердые и мягкие звукиТвердые и мягкие звуки

 

Необходимо познакомить детей и с теорией:
Есть звуки всегда мягкие, есть – всегда твердые ([й’], [ч’], [щ’] – [ж], [ш], [ц]). В остальных случаях мягкость предыдущего согласного обозначается либо следующими гласными е, ё, и, ю, я, либо мягким знаком.

Можно обратить внимание детей на то, как отличаются мягкие и твердые согласные при произнесении. В первом случает тело языка двигается вперед, плюс происходит смещение средней части спинки по направлению к твердому небу. При произнесении твердых согласных этого движения не происходит. 

Помимо всегда твердых/мягких согласных, есть еще и парные по этому признаку. Это звуки [б] – [н] – [г] – [в] – [д] – [з] – [ф] – [к] – [т] – [п] – [с] – [м] – [р] – [л] и [х].
Работайте с этими карточками, и ваши дети быстро освоят слоговое чтение через игру и достигнут значительных успехов в изучении русского языка.

Узнайте, что еще должен знать и уметь ребенок в этом возрасте. 

Твёрдые и мягкие согласные звуки

Главная/ Твёрдые и мягкие согласные звуки

Согласные звуки в разных словах звучат по-разному. Где-то твёрдо, а где-то мягко. На этом уроке мы научимся различать мягкие и твёрдые согласные звуки и обозначать мягкость согласных звуков на письме буквами И, Е, Ё, Ю, Я и Ь. Узнаем, какие согласные образовывают пары по твёрдости-мягкости, а какие бывают только твёрдыми или только мягкими.

 

Если спросить, что может быть мягким, наверное, каждый сразу скажет: хлеб, диван, шарф, подушка. А камень, лёд, дерево – твёрдым. Да, но оказывается, твёрдыми и мягкими могут быть и звуки русской речи, согласные.

 

Произнесите слова несколько раз по очереди: КОТ – КИТ.

 

Сравните первые согласные звуки. При произнесении звука в слове КИТ средняя часть языка приподнимается к нёбу, сужается проход, по которому идёт воздух и получается звучание, которое учёные условно назвали мягким. А противоположный звук получил название – твёрдый.

 

Важно прислушиваться к звукам произнесённых слов. Если произнести слово НЁС иначе – с твёрдым первым звуком, получим совсем другое слово – НОС.

 

Прислушаемся и понаблюдаем за движением своего языка:

 

ряд – звук [р’] – рад – звук [р]

люк – звук[л’] – лук – звук [л]

мял – звук [м’] – мал – звук [м]

 

Звуки можно записать (условно) значками. Музыкальные звуки записывают нотами, а звуки речи – буквами, но в особых квадратных скобках – в транскрипции. Чтобы не перепутать при прочтении транскрипции твёрдые и мягкие звуки, учёные договорились показывать мягкость звука значком, очень похожим на запятую, только ставят его сверху.

 

Большинство согласных звуков образует пары по мягкости – твёрдости:

 

[б]

[б’]

[в]

[в’]

[г]

[г’]

[д]

[д’]

[з]

[з’]

[к]

[к’]

[л]

[л’]

[м]

[м’]

[н]

[н’]

[п]

[п’]

[р]

[р’]

[с]

[с’]

[т]

[т’]

[ф]

[ф’]

[х]

[х’]

Некоторые согласные являются только твердыми или только мягкими. Они не образуют пар по твердости / мягкости:

 

Только твердые согласные: [ж], [ш], [ц];

 

Только мягкие согласные: [й’], [ч’], [щ’].  

 

На письме твёрдость согласных звуков обозначают гласными буквами А, О, У, Ы, Э, а мягкость согласных звуков обозначают гласными буквами Е, Ё, И, Ю, Я.

 

Встречаются слова с мягкими согласными звуками на конце слов или в середине слов перед другими согласными звуками. Послушайте слова: соль, конь, тетрадь, пальто, кольцо, письмо. Тогда на помощь придёт мягкий знак. Даже имя у него подсказывающее – знак мягкий, для мягких согласных звуков.

 

Как надо действовать во время письма слов:

 

— Слышу твёрдый согласный звук – пишу после него на месте гласного звука буквы: А, О, У, Ы, Э.

 

— Слышу мягкий согласный звук перед гласным звуком – обозначаю его мягкость гласными: Е, Ё, И, Ю, Я.

 

— Слышу мягкий звук на конце слова или перед согласным звуком – мягкость показываю Ь.

 

вернуться на страницу «Русский язык 1 класс» >>>

 

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

 

Присоединяйтесь к нам в Facebook!

Разговорный русский — Real Language Club


Смотрите также:

Подготовка к экзаменам по русскому языку:

Мы рекомендуем:

Самое необходимое из теории:

Предлагаем пройти тесты онлайн:

Рекомендуемые статьи и видео:

Ещё статьи >>>

Русский язык с репетиторами онлайн

Практичные советы по изучению русского языка

Мы в соцсетях:

Основные правила правописания русского языка

Русская орфографическая система
Русская орфографическая система намного проще английской. Система в основном такая: один звук, одна буква; одна буква, один звук. Есть несколько различий, но лишь некоторые из них. Чтобы дать вам представление о том, как мало: все они чуть ниже на этой странице. Русские дети учат их к концу первого класса; если вы прошли этот этап, вы должны без труда их поднять.Правильно?

1. Жесткие и мягкие гласные. Русский язык имеет систему «мягких» или «палатализованных» согласных, аналогичную системе обычных согласных. (Мягкие согласные произносятся так, как если бы вы произносили этот согласный звук и букву «у» одновременно.) Четырнадцать русских согласных входят в состав мягких и жестких пар, и, если русский алфавит назначил каждому отдельную согласную, нам пришлось бы запомнить четырнадцать дополнительных согласных. письма.

Однако, поскольку они хотят, чтобы их язык оставался самым простым языком в мире, русские решили использовать следующую гласную, чтобы указать, твердый или мягкий предшествующий согласный.Поскольку в русском языке всего 5 различных гласных звуков, для этой системы требуется всего 5 дополнительных букв. Таким образом, ученик, изучающий русский язык, сможет запомнить 9 букв! Вот 10 гласных букв, которые показывают, является ли предшествующий согласный «твердым» или «мягким». Помните, что каждая гласная в паре произносится идентично, за исключением и . Примерное произношение дано справа.

Гласные буквы в левом столбце появляются только после «твердых» согласных; те, что в правом столбце, появляются только после «мягких» согласных.

Вы должны помнить, что после применения всех остальных правил русского языка, особенно при добавлении окончаний существительных, глаголов и прилагательных, вы должны обязательно преобразовать любой «твердый согласный» гласный в его «мягкую» альтернативу, если суффикс начинается с гласной и добавляется к корню, оканчивающемуся на согласной.

Кроме того, если какое-либо слово оканчивается на гласную из правого столбца, его основа заканчивается на мягком согласном, поэтому при изменении окончаний в таких словах необходимо последовательно использовать гласные из «мягкого» столбца.В следующей таблице показано, что я имею в виду. [ Для получения наилучших результатов при изучении этой таблицы сосредотачивайтесь на одном слове за раз и следите за изменением каждого слова. Начните с форм в левых столбцах; они предоставляют вам основную гласную, используемую после твердых согласных. В правом столбце показано правило преобразования основной гласной в гласную, используемую после мягкого согласного. ]

«C» = любой мягкий согласный в таблице выше. Чтобы сравнить использование «мягких» гласных после мягких согласных (C) и «твердых» гласных после жестких согласных (C), изучите таблицу ниже. — это прозвище для «Евгений» или «Евгения», а означает «жена». В таблице III показаны некоторые из них в различных формах case .

Таблица III: Твердые и мягкие согласные
именной
Родительный падеж
Винительный падеж
Инструментальная

2.Комбинация + V (y + vowel) Русская орфография не допускает написания с (jod) плюс гласная, то есть, +, +, +, +, +. Вместо этого «мягкие» гласные также используются для обозначения этих комбинаций, как показано в следующей таблице.


Таблица IV: Комбинации джод + гласные
‘стола’ «гения»
столы (Pl) «гении» (Pl)
‘со столом’ ‘гением’
‘к столу’ ‘гению’

Пытаясь упростить для нас свой алфавит, русские разработали систему правописания, которая оставляет нам еще одну проблему: как указать мягкость согласных в конце слов или перед другими согласными, т.е.е. когда не следует гласная. Если согласный твердый — не беда: «стол». Однако, если согласный мягкий, необходимо добавить мягкий знак (), чтобы отличить мягкий согласный от его соответствующего жесткого варианта, например «мама», «дверь», «день»; «только», «судьба», «просьба».

3. Правило семи согласных. Также помните, что после (веларс) и (без звука) никогда не пишите, а всегда, например «студента», но «студентки», «лифтеры», но «женщины-лифтеры».

4. Правило 5 согласных. После напишите o , если этот слог подчеркнут, и e , если нет, например «В большом красивом доме». (Светлые буквы указывают на расположение акцента.)

5. Правило молчания. Наконец, после тишины ( ) никогда не пишите или , но всегда и .

© 1996 ООО «Лекситерия» ,

Русский алфавит на английский

Русский алфавит состоит из 33 букв. Некоторые из них похожи на латинские (английские) буквы и имеют похожее произношение (к, м, о), а некоторые только выглядят одинаково (с, в). Самая распространенная буква в русском языке — о, в то время как в английском языке это е.

Русский алфавит состоит из двух неголосовых букв: мягкий знак Ь и твердый знак Ъ. Как нетрудно догадаться, мягкий означает, что предшествующий согласный мягкий. Жесткий знак означает обратное.Последняя буква русского алфавита Я также является местоимением, которое в русском языке означает «я».

Русский алфавит произошел от кириллицы, которая была разработана на основе греческого алфавита.

Таблица русского алфавита с примерами и звуками английского языка

с русского алфавита на английский

А — А

Б — Б

В — В

Г — G

Д — Д

Е — YE

Ё — YO

Ж — Ж

З — Я

И — И

— J

К — К

Л — Л

М — М

Н — Н

О — О

П — П

Р

Рэнд

С — S

Т — Т

У — У

Ф — Ф

Х — H

Ц — ТУ

Ч — СН

Ø — Ш

Щ — Щ

Ъ — ‘

Ы — Y

Ь — ‘

Э — YE

Ю — Ю

Я — Я.

,

Жесткие и мягкие кислоты и основания

Термодинамическая стабильность комплекса металла в значительной степени зависит от свойств лиганда и иона металла, а также от типа связывания. Взаимодействие металл – лиганд является примером кислотно-основного взаимодействия Льюиса. Базы Льюиса можно разделить на две категории:

  • твердых оснований содержат небольшие, относительно неполяризуемые донорные атомы (такие как N, O и F), а
  • мягких оснований содержат более крупные относительно поляризуемые донорные атомы (такие как P, S и Cl).

Ионы металлов с самым высоким сродством к твердым основаниям — это твердые кислоты, тогда как ионы металлов с самым высоким сродством к мягким основаниям — это мягкие кислоты. Некоторые примеры жестких и мягких кислот и оснований приведены в Таблице \ (\ PageIndex {1} \). Обратите внимание, что твердые кислоты обычно представляют собой катионы электроположительных металлов; следовательно, они относительно неполяризуемы и имеют более высокое отношение заряда к радиусу. Напротив, мягкие кислоты, как правило, представляют собой катионы менее электроположительных металлов; следовательно, они имеют более низкое отношение заряда к радиусу и более поляризуемы.Химики могут предсказать относительную стабильность комплексов, образованных металлами с d-блоком, с поразительной степенью точности, используя простое правило: твердые кислоты предпочитают связываться с твердыми основаниями, а мягкие кислоты предпочитают связываться с мягкими основаниями.

Таблица \ (\ PageIndex {1} \): Примеры твердых и мягких кислот и оснований
Кислоты Основания
жесткий H + NH 3 , RNH 2 , N 2 H 4
Li + , Na + , К + H 2 O, ROH, R 2 O
Be 2 + , Mg 2 + , Ca 2 + , VO 2 + OH , F , класс , CH 3 CO 2
Al 3 + , Sc 3 + , Cr 3 + CO 3 2−
Ti 4 + PO 4 3−
мягкий BF 3 , Al 2 Класс 6 , CO 2 , SO 3
Cu + , Ag + , Au + , Tl + , Hg 2 2 + H
Pd 2 + , Pt 2 + , Hg 2 + CN , SCN , I , RS
GaCl 3 , GaBr 3 , GaI 3 CO, R 2 S

Твердые кислоты предпочитают связываться с твердыми основаниями , а мягкие кислоты предпочитают связываться с мягкими основаниями .

Поскольку взаимодействие между твердыми кислотами и твердыми основаниями носит в основном электростатический характер, стабильность комплексов, включающих твердые кислоты и твердые основания, увеличивается по мере увеличения положительного заряда на ионе металла и уменьшения его радиуса. Например, комплекс Al 3 + (r = 53,5 пм) с четырьмя фторидными лигандами (AlF 4 ) примерно в 10 8 раз более устойчив, чем InF 4 , соответствующий фторидный комплекс In 3 + (r = 80 пм).В общем, стабильность комплексов двухвалентных переходных металлов первого ряда с данным лигандом обратно пропорциональна радиусу иона металла, как показано в Таблице \ (\ PageIndex {2} \). Инверсия порядка в меди обусловлена ​​аномальной структурой комплексов меди (II), о которой мы вскоре поговорим.

Таблица \ (\ PageIndex {2} \)
комплекс устойчивости млн 2 + 2+ 2+ 2 + 2+ > Zn 2 +
ионный радиус (пм) 83 78 74.5 69 73

74

Поскольку твердый металл взаимодействует с основанием во многом так же, как протон, связываясь с неподеленной парой электронов на основании, стабильность комплексов твердых кислот с твердыми основаниями увеличивается по мере того, как лиганд становится более основным. Например, поскольку аммиак является более сильным основанием, чем вода, ионы металлов связываются преимущественно с аммиаком.Следовательно, добавление аммиака к водным растворам многих катионов переходных металлов первого ряда приводит к образованию соответствующих аммиачных комплексов.

Напротив, взаимодействие между мягкими металлами (такими как переходные металлы второго и третьего ряда и Cu + ) и мягкими основаниями в значительной степени ковалентно по природе. Большинство ионов мягких металлов имеют заполненную или почти заполненную d-подоболочку, что указывает на важность π-связи металла с лигандом. Таким образом, комплексы мягких металлов с мягкими основаниями намного более стабильны, чем можно было бы предположить на основе электростатических аргументов.

Концепция твердая кислота – твердое основание / мягкая кислота – мягкое основание также позволяет нам понять, почему металлы в природе встречаются в различных типах руд. Напомним, что большинство переходных металлов первого ряда выделено из оксидных руд, но медь и цинк обычно встречаются в сульфидных рудах. Это соответствует увеличению мягкости металлов в первом ряду переходных металлов слева направо. Напомним также, что большинство переходных металлов второго и третьего ряда встречаются в природе в виде сульфидных руд, что соответствует их более мягкому характеру.

,

0 comments on “Мягкие и твердые слоги таблица русский язык: слоги — Твердые и мягкие согласные звуки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *