Морфологический разбор имени существительного / Имя существительное / Морфология и морфологический разбор / Справочник по русскому языку для начальной школы
- Главная
- Справочники
- Справочник по русскому языку для начальной школы
- Морфология и морфологический разбор
- Имя существительное
- Морфологический разбор имени существительного
Морфологический разбор имён существительных проводится по определенной схеме. Он может быть письменным и устным. Слово, заданное для морфологического разбора, в тексте обозначается надстрочной цифрой «3»: Над лугом3 порхают пестрые бабочки.
Схема морфологического разбора имени существительного:
1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.
2. Начальная форма (существительное в именительном падеже, единственного числа).
3. Постоянные признаки:
4. Непостоянные признаки:
5. Каким членом предложения (главным или второстепенным, каким именно) является.
Дано предложение: Среди деревьев я увидел пестрокрылую птицу3.
Птицу
1. Птицу — имя существительное, т.к. отвечает на вопрос кого? и обозначает предмет.
2. Начальная форма — птица (единственное число, именительный падеж — кто?)
3. Постоянные признаки:
- существительное нарицательное, т.к. называет однородные одинаковые предметы.
- существительное одушевленное, т.к. называет предмет живой природы.
- существительное женского рода, т.к. можно подставить слова она, моя — моя птица.
- существительное первого склонения, т.к. имеет окончание -а и относится к женскому роду.
4. Непостоянные признаки:
- существительное стоит в форме винительного падежа, т.к. отвечает на вопрос увидел (кого? что?) птицу.
- существительное единственного числа, т.к. обозначает один предмет.
5. В предложении является дополнением: птицу.
Образец письменного разбора
Дано предложение: Среди деревьев я увидел пестрокрылую птицу3.
Птицу
- Птицу — сущ. (кого?)
- Н. ф. — птица.
- Пост. призн.: нариц., одуш., ж. р., 1-е склон.
- Непост. призн.: употреблено в форме ед. ч., В. п.
- птицу
Дано предложение: В небе я увидел стаю птиц3.
Птиц
- Птиц — сущ. (кого?)
- Н. ф. — птица
- Пост. призн.: нариц., одуш., ж. р., 1-е склон.
- Непост. призн.: употреблено в форме мн. ч., Р. п.
- птиц
Дано предложение: Шахматы3 — сложная, но интересная игра.
Шахматы
- Шахматы — сущ. (что?).
- Н. ф. — шахматы
- Пост. призн.: нариц., неодуш., род не выражен, склонения нет.
- Мн. ч., И. п.
- Шахматы
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Советуем посмотреть:
Нарицательные и собственные имена существительные
Одушевленные и неодушевленные имена существительные
Род имен существительных
Число имен существительных
Падеж имен существительных
Склонение имен существительных
Части речи
Имя существительное
Имя прилагательное
Имя числительное
Местоимение
Глагол
Наречие
Частица
Союз
Предлог
Морфология и морфологический разбор
Правило встречается в следующих упражнениях:
2 класс
Упражнение 211, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
3 класс
Упражнение 105, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
Упражнение 107, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
Упражнение 221, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
Упражнение 240, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
Упражнение 241, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
Упражнение 75, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть
Упражнение 234, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть
Упражнение 148, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 2 часть
Упражнение 56, Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, 2 часть
4 класс
Упражнение 207, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть
Упражнение 167, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть
Упражнение 138, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
Упражнение 150, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
Упражнение 255, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
Упражнение 140, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть
Упражнение 9, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 1 часть
Упражнение 34, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 1 часть
Упражнение 22, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть
Упражнение 6, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть
5 класс
Упражнение 104, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
Упражнение 136, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
Упражнение 177, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
Упражнение 306, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
Упражнение 342, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
6 класс
Упражнение 522, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть
Упражнение 557, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть
Упражнение 615, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 частьУпражнение 617, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть
Упражнение 70, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 91, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 141, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
7 класс
Упражнение 33, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 90, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 227, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 388, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 406, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 420, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 427, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 491, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
8 класс
Упражнение 15, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 316, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
© budu5.com, 2019
Пользовательское соглашение
Copyright
budu5.com
Методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему: Морфологический разбор имени существительного
Слайд 1
Морфологический разбор имени существительного Выполнила: Еремеева И.А., учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 5 УИМ»Слайд 2
Поиск знаний начинаем по ступенькам мы шагаем. И с подъемом на этаж Больше будет их «багаж»
Слайд 3
Имя существительное- это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы КТО? ЧТО?
Слайд 4
И сначала для начала ищем слова мы начало ИМЯ СУЩЕСТВТЕЛЬНОЕ ИМЕЕТ НАЧАЛЬНУЮ ФОРМУ. Для этого нужно поставить слово в именительный падеж единственного числа Слово в предложе- нии Начальная форма в лесу на природе по дороге лес природа дорога
Слайд 5
Выпишите имена существительные и поставьте их в начальную форму. Солнце вышло, показалось на горизонте и исчезло в узкой и длинной туче, которая стояла над ним.
Слайд 6
Дальше род определяем И опоры подбираем! Опорные слова для определения рода: он (мой) она (моя) оно (мое) Папа мама солнце Домик улица зеркало Ковер зима кресло
Слайд 7
Определите род имён существительных: Солнце вышло, показалось на горизонте и исчезло в узкой и длинной туче, которая стояла над ним.
Слайд 8
И к склонению сейчас перейти нам в самый раз! Рассуждай так: Три склонения имеем, Все слова по ним разделим! 1 склонение 2 склонение 3 склонение мужской и женский род с окончаниями а,я Мама дядя мужской род с нулевым окончанием и средний род с окончанием о,е Стол конь озеро женский род с нулевым оконча-нием Рожь степь
Слайд 9
Теперь падеж определяем, и вопросы вспоминаем! И.п.- кто? что? В.п.- кого? что?(вижу), Р.п.- кого? чего? (нет), Т.п.кем? чем? (горжусь), Д.п.- кому? чему? (дам), П.п. о ком? чем?(думаю) Ну, а дальше рассуждаем: Подошли к чему ? К речке- Д.п. Купались в чем ? В речке – П.п.
Слайд 10
Найди «четвёртое лишнее»: 1.Книжкой, сказкой, коне, песней. 2. Сыном, дочкой, отцом, матери. 3. Радостью, шаром, вестью, поле.
Слайд 11
Образуйте форму П.п. и Д.п. ДРЕЛЬ СВЯЗЬ ИЗВОЗЧИК ГОРА
Слайд 12
И самое простое – определить число! Единственное или множественное оно? Если предмет иль явление — одно , значит единственное число. Много предметов или явлений – значит со множественным дело имеем. Единственное число Множественное число ученик Ученики По лугу По лугам
Слайд 13
Еще б не мешало секрет нам раскрыть, значенье вопросов кто?, что? объяснить Имена существительные бывают одушевленные и неодушевленные: Люди, животные, птицы, словом все живое – это одушевленные имена существительные. Они отвечают на вопрос — кто ? Остальные предметы и понятия — неодушевленные: Вещи, природные явления, растения – все, что не ползает. не бегает. не прыгает, словом, все не живое – это неодушевленные имена существительные. Они отвечают на вопрос – что ?
Слайд 14
И последнее, что нужно знать, с буквы какой существительные надо писать. Пишем с большой все, что собственно «имя» имеет. К именам собственным относятся фамилии, имена и отчества людей, клички животных, названия книг. журналов, газет, названия кинотеатров, магазинов, географические названия: Пушкин Александр Сергеевич, собака Дружок, город Магнитогорск, кинотеатр «Русь» С маленькой пишем все остальные — нарицательные, простые: Молоко, деревня. игра. дождь и т .д.
Слайд 15
ПРОВЕРЬ СЕБЯ!!!! Газета «Магнитогорский рабочий», магазин «Детский мир», Александр Сергеевич Пушкин, река Урал
Слайд 16
А теперь все вместе сведем и морфологический разбор проведем. Схема морфологического разбора имени существительного. I . Часть речи, значение, вопрос. II . Морфологические признаки. 1. Начальная форма. 2. Постоянные признаки: 1) собственное — нарицательное; 2) одушевлённое — неодушевлённое; 3) род; 4) склонение. 3. Непостоянные признаки: 1) падеж; 2) число. III . Синтаксическая функция.
Слайд 17
Произведем морфологический разбор имен существительных Дети идут в школу. Мы живем в Магнитогорске.
Слайд 18
Домашнее задание 1. Составить 5 предложений о городе Магнитогорске. 2. Сделать разбор трех имен существительных (по выбору учащихся).
nsportal.ru
Морфологический разбор имени существительного 5 класс русский язык
Урок №41 Русский язык 5 класс дата_____________
Тема урока: Морфологический разбор существительного.
Цель урока: 1) систематизировать и обобщить знания учащихся об
имени существительном;
2) выработать умение употреблять имена существительные
в речи, научитьучащихся делать морфологический разбор
существительного, обогатить словарный запас;
3) сформировать у учащихся интерес к изучению
русского языка.
Тип урока: урок сообщения новой темы
Оборудование: учебник русского языка для 5 классса казахской
школы Жанпеисова У.А., Кожакеева Ш.Т., Алматы:
«Атамұра» 2010, таблицы, опорные схемы, карточки.
Ход урока.
І. Орг. момент
ІІ. Проверка домашнего задания:
Проверка упражнения-286:
В январе, в январе
Много снегу на дворе.
Снег на крыше, на крылечке,
Солнце в неб голубом.
ІІІ. Переход к новой теме:
Ребята, прежде чем перейти к новой теме, давайте вспомним прошлый урок:
Что называется именем существительным?
Как изменяются имена существительные?
Какую роль в предложении выполняют существительные?
ІV. Новая тема:
Морфологический разбор имени существительного
П л а н р а з б о р а
І. Часть речи. Общее значение.
ІІ. Морфологические признаки:
Начальная форма (именительный падеж единственного числа)
Постоянные признаки:
а) собственное или нарицательное;
б) одушевлённое или неодушевлённое;
в) род.
Непостоянные признаки:
а) падеж;
б) число.
ІІІ. Синтаксическая роль.
Образец разбора:
Пришла настоящая зима.Устный разбор
Зима – имя существительное. Обозначает предмет: (что?) зима. Начальная форма – зима.
Постоянные морфологические признаки: нарицательное, неодушевлённое, женского рода.
Непостоянные морфологические признаки: употреблено в именительном падеже, в единственном числе.
В предложении является подлежащим.
Письменный разбор
І. Зима – сущ.(что?) зима.
ІІ. Н. ф. – зима.
Пост. – нариц., неодуш., ж.р.; непост. – в им.п., в ед.ч.
ІІІ. Что? Зима.
V. Закрепление темы :
1.Вып. задание № 1 :
Сделайте морфологический разбор существительных:
Прилетел снегирь домой.
І. Снегирь – сущ.(кто?) снегирь.
ІІ. Н. ф. – снегирь.
Пост. – нариц., одуш., м.р.; непост. – в им.п., в ед.ч.
ІІІ. Кто? Снегирь.
Миша сделал аквариум.
І. Миша – сущ.(кто?) Миша.
ІІ. Н. ф. – Миша.
Пост. – собств., одуш., м.р.; непост. – в им.п., в ед.ч.
ІІІ. Кто? Миша.
Туристы долго любовались Волгой.
І. Волгой – сущ.(чем?) Волгой.
ІІ. Н. ф. – Волга.
Пост. – собств., неодуш., ж.р.; непост. – в тв.п., в ед.ч.
ІІІ. Чем? Волгой.
2.Выполнить задание-2: (сделайте морфологический разбор сущ-х)
1) В сентябре в воздухе становится холоднее. 2) Ветер бросает листья наземлю. 3) Весь класс занимается футболом. 4) Берёза зеленеет весной. 5) Ердос учится в нашей школе. 6) Девочка играет на домбре.
3.Задание 3. Разноуровневое задание.
Первый уровень. Просклоняйте существительные среднего рода:
Озеро, лето, море, знание.
Второй уровень. Просклоняйте существительные мужского рода:
Матрос, адрес, конь, трамвай.
Третий уровень. Просклоняйте существительные в женском роде:
Сестра, тетрадь, лилия, зима.
4.Работа по карточке.
Карточка 1. Просклоняйте существительные во множественном числе.
Мальчики, поля, книги, ученики, учителя, герои.
Карточка 2.
Семантическая карта
ПадежиПримеры:
И
Р
Д
В
Т
П
О доброте
Доброты
Добротой
Доброта
Доброту
Доброте
VІІ.Подведение итога.
Тест
1.Сколько падежей в русском языке.
А) 7 В)6 С) 5
2.Назовите вопросы винительного падежа.
А) Кого? Что? Где? Куда?
В) Кем? Чем? Где?
С) Кому? Чему? Где? Куда?
3. Назовите вопросы дательного падежа.
А) Кого? Что? Где? Куда?
В) Кем? Чем? Где?
С) Кому? Чему? Где? Куда?
4.Укажите предлоги предложного падежа:
А)к, по
В) над, под, за, перед, с, между
С) о, об, в, во, на, при
5. Назовите вопросы творительного падежа.
А) Кого? Что? Где? Куда?
В) Кем? Чем? Где?
С) Кому? Чему? Где? Куда?
VІІІ. Домашнее задание:
1.Выполнить задание 1. Стр.124
2.Оценки учащимся.
infourok.ru
Планы морфологических разборов существительного, глагола и прилагательного (5 класс)
Планы морфологических разборов существительного, глагола и прилагательного в 5 классе.
1. Существительное
I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки:
Начальная форма (в именительном падеже единственного числа),
Постоянные признаки: собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое, род, склонение (1, 2 или 3).
Непостоянные признаки: падеж, число.
III. Синтаксическая роль.
Примеры:
Автомобили(3) образовали гигантскую пробку.
Автомобили.
1. Автомобили – сущ. (что?). Обозначает предмет.
2. Н.ф. – автомобиль.
Пост.: нарицательное, неодушевлённое, мужского рода, 2 склонения.
Непост.: множественное число, Им.п.
3. Роль в предложении – подлежащее: образовали (кто? что?) автомобили.
Небо покрылось низкими облаками(3).
Облаками.
1. Облаками – сущ. (чем?). Обозначает предмет.
2. Н.ф. – облако.
Пост.: нарицательное, неодушевлённое, среднего рода, 2 склонения.
Непост.: множественного числа, в Тв. падеже.
3. Роль в предложении – дополнение: покрылось (чем?) облаками.
На рассвете(3)Бильбо разбудили яркие лучи солнца.
(На) рассвете.
1. Рассвете – сущ. (чем?). Обозначает предмет (что?).
2. Н.ф. – рассвет.
Пост.: нарицательное, неодушевленное, мужского рода, 2 склонения.
Непост.: ед. ч., П. п.
3. Роль в предложении – обстоятельство: разбудили (когда?) – на рассвете.
2. Глагол
I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки:
Начальная форма (инфинитив).
Постоянные признаки: вид, спряжение
Непостоянные признаки: число, время, лицо (в настоящем и будущем времени), род (в прошедшем времени ед. ч.).
III. Синтаксическая роль.
Примеры:
Спортсмен бежит(3) дистанцию 50 километров.
Бежит
1. Бежит – глагол (что делает?). Обозначает действие.
2. Н.ф. – бежать (что делать?)
Пост.: несовершенный вид, 1 спряжение.
Непост.: ед. число, настоящее время, 3 лицо.
3. Роль в предложении – сказуемое: спортсмен (что делает?) бежит.
На рассвете Бильбо разбудили(3) яркие лучи солнца.
Разбудили.
1. Разбудили – глагол (что сделали?). Обозначает действие.
2. Н.ф. – разбудить (что сделать?).
Пост.: совершенный вид, 2 спряжение.
Непост.: мн. число, прошедшее время. Род не определяем, т.к. глагол во мн. ч.
3. Роль в предложении – подлежащее: лучи (что сделали?) разбудили.
3. Прилагательное:
I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки:
Начальная форма (в именительном падеже ед. ч. м. р.)
Постоянные признаки1: —
Непостоянные признаки: число, род (в ед. числе), падеж.
III. Синтаксическая роль.
Примеры:
Автомобили образовали гигантскую(3) пробку.
Гигантскую.
1. Гигантскую – прилагательное (какую?). Обозначает признак предмета.
2. Н.ф. – гигантский.
Непост.: ед.ч., ж.р., В.п.
3. Роль в предложении – определение: пробку (какую?) гигантскую.
Сосновый(3) лес был тих, только издалека слышались птичьи трели.
Сосновый
1. Сосновый – прилагательное (какой?).Обозначает признак предмета.
2. Н.ф. – сосновый.
Непост.: единственного числа, мужского рода, в И. падеже
3. Роль в предложении – определение: лес (какой?) сосновый.
1 В пятом классе постоянные признаки прилагательных не изучаются, поэтому в пятом классе при морфологическом разборе прилагательного постоянные признаки опускаются.
infourok.ru
Схемы морфологического разбора всех частей речи
Морфологический разбор имени существительного
1. Часть речи (сущ., т.к. = предмет)
2. Начальная форма (И.п., ед.ч.)
3. Постоянные признаки:
— собственное или нарицательное
— одушевлённое или неодушевлённое
— род
— склонение
4. Непостоянные признаки:
— падеж
— число
5. Синтаксическая роль (член предложения)
Пример: Ученик решил сложную задачу.
Ученик – сущ. (= предмет)
Ученик (н.ф. — Им.п., ед.ч.)
Пост.: нариц., одуш., м.р., 2 скл.,
Непост.: И.п., ед.ч.,
подлежащее.
Задачу – сущ. (= предмет)
Задача (н.ф. — Им.п., ед.ч.)
Пост.: нариц., неодуш., ж.р., 1 скл.,
Непост:. В.п., ед.ч.,
дополнение.
Морфологический разбор имени прилагательного
1. Часть речи (прил. тк = признак предмета)
2. Начальная форма (И.п., ед.ч., м.р.)
3. Постоянные признаки:
— разряд (качественное, относительное, притяжательное)
— краткая или полная форма
Непостоянные признаки:
— падеж
— число
— род (только в ед.ч.)
4. Синтаксическая роль (член предложения)
Пример: Попугай вылетел из яркой клетки.
Из яркой (клетки) – прил., яркий, кач., полн., Р.п., ед.ч., ж.р., определение.
Морфологический разбор глагола
1. Часть речи (глагол, т.к. = действие)
2. Начальная форма (неопределённая форма глагола)
3. Постоянные признаки:
— вид (совершенный, несовершенный)
— спряжение
4. Непостоянные признаки:
— время
— число
— лицо (у глагола в настоящем или будущем времени)
— род (у глагола в прошедшем времени в единственном числе)
5. Синтаксическая роль (член предложения)
Пример: На озере летала большая стрекоза.
Летала – глагол, летать, нес.в., I спр., пр.вр., ед.ч., ж.р., сказуемое.
Морфологический разбор местоимения
1. Часть речи
2. Начальная форма (И.п., ед.ч.)
3. Лицо (у личных местоимений)
4. Падеж
5. Число (если есть)
6. Род (только в 3 лице ед.ч.)
7. Синтаксическая роль (член предложения)
Пример: Мама читала ему интересную сказку.
Ему – мест., он, 3л., Д.п., ед.ч., м.р., дополнение.
infourok.ru
Консультация по русскому языку (5, 6 класс) на тему: Морфологический разбор:имя существительное, имя прилагательное, глагол
Морфологический разбор слова
Морфологический разбор слова — это разбор слова как части речи, то есть определение его начальной формы, его постоянных и непостоянных признаков, а так же его роли в предложении.
Как выполняется морфологический разбор?
- Определить, к какой части речи относится слово — задать вопрос
- Определить его начальную форму. Имя существительное — единственное число, именительный падеж; имя прилагательное — единственное число, мужской род, полная форма; глагол — неопределенная форма глагола, отвечающая на вопросы (что делать? что сделать?)
После начальной формы указываются морфологические признаки слова. Они делятся на 2 группы: постоянные и непостоянные.
К постоянным признакам относятся:
- существительное: род, склонение, нарицательное/собственное, одушевленное/неодушевленное
- прилагательное: качественное/относительное
- глагол: спряжение, вид, возвратность/невозвратность
К непостоянным признакам относятся:
- существительное: число, падеж
- прилагательное: число, род, падеж
- глагол: время, число, лицо, наклонение
Непостоянные признаки глагола определяются ТОЛЬКО в указанной последовательности!
3. Определись синтаксическую роль слова в предложении. Для этого используется контекст, то есть те слова, которые зависят или от которых зависит разбираемое слово в предложении. ВАЖНО определить синтаксическую роль НЕ начальной формы, а разбираемой. Для этого выписывается словосочетание целиком, задается вопрос к разбираемому слову и графически обозначается, каким членом предложения оно является.
Примеры морфологических разборов
Имя существительное
1. Мальчик вернулся домой без портфеля 3.
- Без (чего?) портфеля — имя существительное
- Н.ф. портфель
М.П.: постоянные: 2 склонение, мужской род, нарицательное, неодушевленное
непостоянные: единственное число, Род. падеж
- С.р. вернулся без (чего?) портфеля (дополнение)
2. Девочка с бантиками3 гуляет по улице.
- Девочка с (чем?) бантиками — имя существительное
- Н.ф. бантик
М.П.: постоянные: 2 склонение, мужской род, нарицательное, неодушевленное
непостоянные: множественное число, Тв. падеж
- С.р. девочка (с чем?) с бантиками (дополнение)
3. Между окнами3 висела картина.
- Висела между (чем?) окнами — имя существительное
- Н.ф. окно
М.П.: постоянные: 2 склонение, средний род, нарицательное, неодушевленное
непостоянные: множественное число, Тв. падеж
- С.р. висела между (чем? где?) окнами (обстоятельство)
4. Ночи3 в декабре будут тёмными, долгими и холодными.
- Будут тёмными (кто? что?) ночи — имя существительное
- Н.ф. ночь
М.П.: постоянные: 3 склонение, женский род, нарицательное, неодушевленное
непостоянные: множественное число, Им. падеж
- С.р. будут тёмными (кто? что?) ночи
Имя прилагательное
1. Ах, как прекрасен3 сегодняшний вечер!
- Вечер (каков?) прекрасен — имя прилагательное
- Н.ф. прекрасный
М.П.: постоянные:
непостоянные: единственное число, мужской род, краткая форма
- С.р. вечер (каков?) прекрасен (сказуемое)
2. Маленькие3 котята бежали по двору.
- Котята (какие?) маленькие — имя прилагательное
- Н.ф. маленький
М.П.: постоянные:
непостоянные: множественное число, Им. падеж, полная форма
- С.р. котята (какие?) маленькие (определение)
3. В начале октября установилась солнечная3 сухая погода.
- Погода (какая?) солнечная — имя прилагательное
- Н.ф. солнечный
М.П.:постоянные:
непостоянные: единственное число, женский род, Им. падеж, полная форма
- С.р. погода (какая?) солнечная (определение)
4. В его комнате недоставало только письменного3 стола.
- Недоставало стола (какого?) письменного — имя прилагательное
- Н.ф. письменный
М.П.: постоянные:
непостоянные: единственное число, мужской род, Род.падеж, полная форма
- С.р. недоставало стола (какого?) письменного (определение)
Глагол
1. Кто-то настойчиво стучал 3 в дверь.
- Кто-то (что делал?) стучал — глагол
- Н.ф. стучать
М.П.: постоянные: нсв, 1 спр, невозвратный
непостоянные: пр.время, единственное число, м.р.
- С.р. кто-то (что делал) стучал (сказуемое)
2. Василий подарит3 все свои игрушки Анатолию.
- Василий (что сделает?) подарит — глагол
- Н.ф. подарить
М.П.: постоянные: 2 спряжение, совершенный вид (св), невозвратный
непостоянные: будущее время, 3 лицо, единственное число
- С.р. Василий (что сделает?) подарит (сказуемое)
3. Каждый день я покупаю3 газеты в ближайшем киоске.
- Я (что делаю?) покупаю — глагол
- Н.ф. покупать
М.П.: постоянные: 1 спряжение, несовершенный вид, невозвратное
непостоянные: наст. время, единственное число, 1 лицо
- С.р. Я (что делаю?) покупаю (сказуемое)
4. Когда вы соберетесь3 за покупками?
- Вы (что сделаете?) соберетесь — глагол
- Н.ф. собираться
М.П.: постоянные: 1 спряжение, совершенный вид, возвратное
непостоянные: буд. время, мн. число, 2 лицо
- С.р. вы (что сделаете?) соберетесь (сказуемое)
Задание
Выполнить морфологические разборы по памятке: авеню, ябеда, кофе, племена, красна, золотист, грациозный, переливчатые, распеваешь, провозглашаем, знает
nsportal.ru
Урок «Морфологический разбор существительного» (5 класс)
Технологическая карта урока
Дата:
Предмет: русский язык
Класс:5
Тип урока: изучение нового материала
Тема: «Морфологический разбор имени существительного»
Цель: обобщить знания об имени существительному и применить их в морфологическом разборе
Образовательные: выработать умение анализировать слово и выполнять морфологический разбор.
Развивающие:создание условий для самостоятельной творческой деятельности учащихся, развитие ассоциативного мышления, воображения и творческих способностей учащихся, развитие устной и письменной речи учащихся, пробуждение в детях интереса к исследовательской работе.
Воспитательные:способствование процессу духовного развития; формирование умения совместно вырабатывать творческое решение вопроса; воспитание стремления к знаниям.
Планируемые результаты
Предметные: знать алгоритм морфологического разбора существительного
Личностные: готовность и способность к самостоятельной, творческойдеятельности; сформированность навыков сотрудничества со сверстниками, взрослыми;
Метапредметные: владение навыками познавательной деятельности; владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельностиВступительное слово:
Ребята, вы не поверите. Сегодня утром пришла на работу и совершенно забыла тему урока. Поэтому сегодня я надеюсь только на вас. Вы же мне поможете?
Напомните, какое сегодня число.
Запишем в тетрадях сегодняшнее число, классная работа..
Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку
Личностные:положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Познавательные: понимают познавательную задачу
Регулятивные: планируют ( в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно)необходимые действия, операции.
Коммуникативные:обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера.
2. Актуализация и проблемное учебное действие.
-Ребята, напомните мне, какой раздел русского языка мы с вами изучали? (морфология)
-Хорошо, а какую часть речи? (существительное)
-А что такое существительное?
— Точно, давайте вспомним, как пишутся некоторые из них.
Словарная работа с комментированием:
Положение, растение, водоросли, росток, изложение, желудь, шелк, шорох, с моржом, под плющом, цыган, циркач, разбег, испуг.
Здорово, а скажите, вы можете разобрать эти слова? Какие разборы вы можете применить?
Проблемный вопрос: а можете ли вы проанализировать слово с точки зрения морфологии?
Обдумывают ответы на вопросы. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы, слушают и обсуждают ответы товарищей.
Личностные:имеют мотивацию к учебной деятельности
Познавательные:выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.
Регулятивные:наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
Коммуникативные:слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
3. Выявление места и причины затруднения.
И правда мы не можем этого сделать. Но именно анализировать слова с точки зрения морфологии мы научимся на уроке. Сформулируйте и запишите тему урока.
А какую цель мы поставим перед собой?
Чтобы ответить на этот вопрос, продолжите фразу: Сегодня на уроке я должен научиться….
Формулируют тему и цель урока
Личностные:имеют желание осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению, проявляют способность к самооценке своих действий и поступков.
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи.делают выводы
Регулятивные:осознают недостаточность своих знаний
Коммуникативные:задают необходимые вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения
Итак, начнем.
Все существительные в русском языке мы можем проанализировать. Запишите предложение:
Теплый ветер подул с юга.
Найдите существительные. (ветер, юг)
Давайте сначала поработаем с существительным юг.
1) разберите его по составу
2)выполним фонетический разбор
Юг [й’ук]- 1 слог
Ю – [й’] – согл.,мягк.,непарн.,зв,непарн.
[у] – гласн., ударн.
Г – [к] – согл., тв., парн. [к’], глух., парн.[г]_______________
2 буквы, 3 звука
3)а теперь выполним морфологический разбор.
С юга – сущ.
I. Подул (с чего?) с юга. Н.ф.- юг.
II. Признаки:
1)Пост. – неодуш., нариц., 2 скл., м.р.
2)Непост. – в ед.ч., в Р.п.
III. Подул (откуда?) с юга (обст.)
Помогают составить образец морфологического разбора существительного.
Личностные:стремятся к приобретению новых знаний
Познавательные:читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят в материалах учебников.
Регулятивные:планируют ( в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции
Коммуникативные:строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
5. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта.
Я предлагаю сейчас разделиться на группы и составить таблицу схему к нашему правилу. Те, кто справится с заданием быстрее и качественнее всех, получит высшую оценку.
Таблица-схема
Часть речи
I. Вопрос, начальная форма
II. Признаки:
1)Пост. – одушевленность, собств./нариц., склонение, род
2)Непост. – число, падеж.
III. чем является в предложении.
Работают в группах составляют таблицу-схему, комментируют свой мини-проект.
Личностные:имеют желание участвовать в творческом , созидательном процессе.
Познавательные:извлекают необходимую информацию из прослушанного и прочитанного, систематизируют собственные знания
Регулятивные:контролируют учебные действия
Коммуникативные:осуществляютсовместную деятельность в группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы.
6.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи
Предлагаю сравнить наш анализ с анализом в учебнике.
Какой из анализов более удобный и понятный?
Я тоже думаю, что наш.
А попробуйте-ка вы выполнить этот анализ.
Выполним морфологический разбор слова «ветер» из нашего предложения.
Выполняют упражнение, комментируют разбор
Личностные:имеют желание осваивать новые виды деятельности, знакомиться с жанрами устного народного творчества
Познавательные:выполняют учебно- познавательные действия в материализованной и умственной форме. осуществляют для решения учебных задач операции анализа
Регулятивные:адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.
Коммуникативные:формулируют собственные мысли, высказывают свою точку зрения.
Физминутка
А сейчас все тихо встали,
Глазки наши ведь устали,
Глазки видят все вокруг,
Обведем мы ими круг.
Глазкам видеть все дано:
Где окно, а где кино,
Обведем мы ими круг,
Поглядим на мир вокруг,
Поморгаем,
Тихо сядем.
И продолжим наш урок!
Выполняют элементарные упражнения для снятия напряжения.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Ребята, отгадайте, о каком предмете я говорю.
«Озеро тектонического происхождения в южной части Восточной Сибири, самое глубокое озеро на планете, крупнейший природный резервуар пресной воды»
Правильно, это Байкал.
А давайте составим предложение с этим словом так, чтобы существительное стояло не в начальной форме.
Мы гуляли около Байкала.
Попробуйте самостоятельно выполнить морфологический разбор существительного.
А теперь вместе проверим, и вы сможете поставить себе оценку.
Отгадывают загадку. Анализируют, самостоятельно выполняют разбор. Осуществляют взаимопроверку.
Личностные:нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.
Познавательные:самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации
Регулятивные:самостоятельно планируют необходимые действия, операции.
Коммуникативные:формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
8. Включение в систему знаний и повторение
Ребята, как вы думаете, а зачем мы выполняем морфологический разбор? (чтобы знать особенности слов и правильно соединять их в словосочетаниях)
Тогда помогите мне составить такие словосочетания:
Люба, в Краснодар, около двери, за деревьями, в ночи.
Формулируют собственные мысли , высказывают и обосновывают свою точку зрения, делают выводы о правописании слов.
Личностные:понимают в чем значение знаний для человека.
Познавательные:приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
Регулятивные:оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки.
Коммуникативные:формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)
Ребята, вы сегодня молодцы! Помогли мне вспомнить все об имени существительном. Спасибо вам за это!
Как вы думаете, кто сегодня заслужил оценки? Давайте их выставим.
Обучающиеся выбирают предложенные им предложения и устно завершают их, в соответствии с результативностью урока:
Я узнал, что…
Я научился…
Теперь я умею…
Урок был полезен тем, что…
Заинтересовало то, что
Рисуют себя на ступеньке
1ступень – я усвоил материал и не допустил ошибок.
2 ступень- я усвоил материал , но могу ещё допустить ошибку
3 супень–я не усвоил тему
Личностные:понимают в чем значение полученных знаний.
Регулятивные:оценивают свою работу.
Коммуникативные:строят небольшие монологические высказывания
10.Домашнее задание
Составьте мини-проект «История одного слова», в котором докажите, что то или иное слово является существительным
infourok.ru