Общественный строй вавилона – Глава 2. ДРЕВНИЙ ВАВИЛОН

Общественный и государственный строй Древнего Вавилона

Цивилизация Древнего Вавилона была одной из самых развитых на Ближнем Востоке. Ученые утверждают, что именно в ней зародилась первая письменность. Государственный аппарат имел строгую иерархию, а характеристики общества были характерны для того времени и включали бесправные слои социума.

Общественный строй Древнего Вавилона

В цивилизации население подразделялось на два класса: свободных граждан и рабов. Зависимые от распоряжений других лиц граждане подразделялись на несколько групп:

  • храмовые;
  • царские;
  • частных владельцев.
Вавилонская башня

Источником рабства являлись военнопленные. Также в данную категорию попадали должники. Рожденные от рабов, попадали в ту же категорию. Они владели имуществом только с разрешения хозяина. При смерти раба, его состояние переходило в управление владельца.
Закон защищал только женщин — рабынь, зачавших ребенка от господина. Они пользовались положением свободных людей. Находившиеся в статусе рабов из-за невыплаченных займов, освобождались от положения по истечению трех лет.

Свободные граждане Вавилона подразделялись на две категории:
Полноправные. К ним относились авилумы, обладающие правом на землей, и несущие обязательства перед государством, в том числе личным имуществом. Его жизнь имела определенную ценность.
Неполноправные. Мушкенами называли граждан, служивших при царском дворе. Имущество данных граждан особо охранялась законом.

Государственный строй Древнего Вавилона

Управление царством осуществлял Энси, что в переводе означало «тот, кто построил храм». Он устанавливал порядок течения жизни в пределах городского поселения. Если власть выходила за территориальные рамки, то его называли лагуль — «большой человек».
Для Древнего Вавилона была характерна форма правления в виде неограниченной восточной деспотии. Правитель не всей полнотой власти, судебное производство осуществляли специально назначенные и обученные чиновники. Они проходили обряд посвящения каждый год. Лугаль не имел полноту власти в пределах ряда административных единиц.

Служил помощником царя Нубанда.
Город делился на регионы, находящиеся под управлением должностных лиц, назначаеых Лугалем. Совещательной функцией обладала община, возглавляемая старостами.
Охраняло государство армия из вавилонян. Они получали за службу наделы земли, где могли вести хозяйство.

drevniy-egipet.ru

6. Общественный и государственный строй Древнего Вавилона

6. Общественный и государственный строй Древнего Вавилона.

4. Общественный и государственный строй

древнего вавилона.

История Др вавилона начинается с истории шумерского гос-ва, которое распалось вследствие завоевания его другими племенами.

Общественный строй. Всё население делилось на свободных и зависимых.

Зависимые – рабы. Рабы были царские, храмовые, частновладельческие. Источники рабства – воен. плен, за долги, по рождению, продажа своих детей без возврата. Имущество, которое имели рабы, наживалось с разрешения господина, считалось частью собственности господина и переходило к нему после смерти раба. Не ограничивалась власть господина над рабом. Лишь некоторые категории рабов, составлявших меньшинство, пользовались защитой закона. Это рабыни, имевшие детей от своих владельцев. Такие дети считались свободными. Порабощенные за долги не могли находиться в таком состоянии более трех лет.

Свободное население Вавилона делилось на полноправных и неполноправных.

Полноправные граждане: * авилумы (человек, сын человека). Они владели землей, несли имущественные и личные повинности в пользу государства.

Неполноправные(см ниже): * мушкену (находящийся на царской службе). Орнаичение только в цене обиды и жизни.

Жизнь авилума ценилась дороже,.

Государственный строй.

Правитель – Энси («построивший храм»), в случаях, если его власть выходила за рамки города, правителю присваивался титул лугаля («большого человека»).

Форма правления – восточная деспотия, но не в полной мере, т.к. * лугаль был лишен судебной власти, она принадлежала чиновникам. * Обожествлялась только должность, а не человек. Для этого надо было проходить обряд посвящения ежегодно. * Власть Лугаля не распространялась на некоторые административные единицы.

Первый помощник Лугаля – Нубанда.

Вся территория делилась на области, ими управляли чиновники, которых назначал Лугаль. Община – низшая административная единица. Ими управляли старосты.

В Вивалоне были постоянные армии, состоявшие из воинов. За свою службу воины получали наделы. Купля-продажа земельного участка воина — илку — была строго запрещена. Взрослый сын воина, если он желал стать солдатом, сохранял за собой участок отца.

studfiles.net

Общественный строй Древнего Вавилона

Вавилонская социальная структура не имела четко установленных социально-классовых границ. Принадлежность к определенной общине и отношение к службе государству определяли правоспособность социальных слоев и групп.

Деление общества в Вавилонском государстве

В Древнем Вавилоне общество имело деление на свободное и зависимое. Люди лишенные собственности или ставшие зависимыми из-за не оплаты задолженности, а также рабы относились к числу зависимого населения. Однако, лица, имевшие задолженность, не назывались рабами и освобождались от зависимости по истечении трех лет. В основном рабами были иноземцы и военнопленные.

Общество в Вавилонском государстве делилось на следующие категории:

  1. Рабы, которыми становились военнопленные, а также порабощенные и ставшие бесправными свободные люди, они подразделялись так:

    • частные;
    • храмовые;
    • царские.
  2. Свободное население:

    • авилум – полноправные свободные граждане;
    • мушкенум – неполноправные граждане.

Рабы

Рабство в Древнем Вавилоне имело патриархальный характер. С точки зрения закона раб был вещью и находился в полном распоряжении своего хозяина. В семье право собственности на рабов переходило по наследству. Их могли продать, обменять, заложить. В случае причинения вреда здоровью раба, виновный возмещал ущерб его хозяину, а за лишение жизни раба, его хозяину виновный должен был предоставить другого раба. Раб не мог распоряжаться имуществом хозяина, даже с его разрешения. Такая сделка как купля-продажа, произведенная с рабом, оканчивалась смертной казнью для покупателя. Смертной казни подвергался и тот, кто укрывал раба или содействовал его бегству. Напротив, награду мог получить тот, кто предотвратил бегство раба и вернул его господину.

Рабы царской семьи имели положение членов семьи младшего ранга, у них было право на создание семьи и приобретение имущества, но оно было собственностью хозяина раба. Кроме того, в суде такой раб мог иметь роль как истца, так и ответчика. Раб, служивший во дворце мог женится на женщине свободной, тогда ребенок, рожденный в таком браке считался свободным. Зависимыми считались сыновья и дочери, которые не обзавелись семьей, отец имел право на лишение их наследства или мог даже отдать в рабство. Рабы имели особые метки, которые выжигались или вырезались на их телах с целью подтверждения категории раба. Но данное клеймо навсегда лишало господина возможности продажи или обмена такого раба.

Замечание 1

Иными словами, Законы Хаммурапи не делали никаких ограничений в отношении власти господина над его рабом. Исключением являлись рабыни, которые родили детей своим владельцам, их дети были свободными.

Категории свободных граждан

Категория полноправных граждан – авилум, что в переводе означает «сын человека». Авилум имел в собственности участок земли общины, у него были имущественные права, кроме того он мог рассчитывать на помощь общины.

Расслоение сельской общины при царствовании Хаммурапи развивалось довольно стремительно. Некоторые зажиточные общинники становились все более зажиточными, появились и обедневшие общинники, которые являлись должниками. Ряд статей закона Хаммурапи подтверждает стремление законодателя помочь последним. Так, отрабатывающий долг назывался не рабом, а заложником, и через три года трудовой деятельности сумма задолженности считалась погашенной не зависимо от ее величины.

Стремление царя поддержать могущество войска подтверждается ограничением произвола заимодавцев над должниками. Огромная часть законов Хаммурапи написана для поддержания воинов. К примеру: земля и скот, данные государством, не могли отбираться у воинов за долги, лишь дом или сад, купленные им самостоятельно. Надел воина передавался по наследству. Обеспеченные землей воины по приказу царя обязаны были отправиться в бой, в случае отказа, наказанием была смертная казнь, человек, который выступил вместо воина, получал его земельный надел.

Категория мушкенум («покорный»), что означает неполноправный, но свободный человек, не член общины, но попавший на служение в хозяйство царя. Мушкенумы имели личные права, а это значит, что их жизнь и здоровье были под защитой. Пользовались они и имущественными правами, такими как право на личную семейную собственность на движимые вещи, жилище, но лишены были права на личную семейную собственность на участок земли в общине. Земля, передающаяся мушкенуму для использования, имела статус имущества, принадлежащего государству. Если мушкенумом приобреталась земля в общине в собственность, он переходил в сословие авилума. По законам государства Вавилон персональную неприкосновенность авиалума ценили выше личной неприкосновенности мушкенума.

Замечание 2

Меньшая правоспособность мушкенумов обуславливалась тем, что данное сословие не сохранило отношения с общиной соответственно не пользовалось ее защитой.

Профессиональные занятия населения Древневавилонского государства

В процессе изучения истории Вавилона можно выделить несколько категорий профессий населения, а именно:

  1. Придворные служащие. Здесь можно выделить служащих, которых называют высшее жречество и телохранители царя. Они являлись непосредственными приближенными к царю.
  2. Различного рода военнослужащие: «баирум», «лубуттум», «декум», «редум».
  3. Храмовые служащие – лица женского пола: храмовая дева, «божья сестра», «божья жена», храмовая блудница.
  4. Чиновничество занимало высокое положение в обществе, к нему применялись высокие требования, взамен государство предоставляло землю, которую потом возможно было передавать в порядке наследования.
  5. На последних ступенях профессиональной лестницы разместились купцы, поденщики, ремесленники и «интеллигенция», причем труд врачей и ветеринаров ценился низко, в то время как, например, корабельщики или архитекторы за свой труд получали приличное вознаграждение.

Древневавилонское государство по форме государственного устройства относилось к централизованным государствам, по форме правления – это древневосточная деспотия.

spravochnick.ru

3.Государственный о общественный строй Древневавилонского царства.

Общественный и государственный стройДревнего Шумерахарактеризуется сохранением пережитков родоплеменной организации. Особенности ведения сельского хозяйства, связанные с необходимостью организованного орошения, обусловили существование территориальных общин.

Огромную роль в жизни Шумера играло жречество, составлявшее высшие слои шумерского общества. Храмы были центрами управления сельским хозяйством. Сначала они не имели собственной земли, и каждая деревня выделяла участок земли, который обрабатывался крестьянами-общинниками, а собранный с него урожай отдавали храму. Постепенно храмы присвоили эти земли и стали вести на них самостоятельное хозяйство.

В Шумере довольно рано была разрешена купля-продажа земли, и это стало основой увеличения храмовых земель. Часть земель сдавалась в аренду. Широко применялся на храмовых землях наемный труд безземельных крестьян. Храмы организовывали прокладку каналов, собирали налоги, управляли жизнью соседних городов и деревень.

Более половины населения составляли родовые общинники. Общинные земли являлись исходной точкой для развития частного землевладения и купли-продажи земли.

Рабов в Шумере было мало — в основном пленные либо купленные чужеземцы. Различались рабы храма и рабы частных лиц.

Общинники, потерявшие связь с общиной, имели правовой статус клиента и, обладая личной свободой, находились в экономической зависимости от храмов и частных лиц.

Шумер не был единым государством. На его территории находилось несколько десятков самостоятельных городов и областей. Наиболее известными были города Эриду, Ур, Лагаш, Умма, Урук, Киш.

Во главе города и области стоял правитель, носивший титул «энси» («патеси»). Это был верховный жрец главного городского храма. В случае если власть правителя выходила за рамки города, правителю присваивался титул «лугаля». Функции их были одинаковы и сводились к управлению общественным строительством и ирригацией, храмовым хозяйством; они возглавляли общинный культ, предводительствовали войском, председательствовали в совете старейшин и народном собрании.

Совет старейшин и народное собрание избирали правителя, давали ему рекомендации во всех важнейших делах, проводили общий контроль за его деятельностью, осуществляли суд и управление общинным имуществом. Таким образом, это были органы, ограничивавшие власть правителя.

Общественный строй Вавилонского государства

Как всякое рабовладельческое государство, Древний Вавилон знал деление общества прежде всего на свободных и рабов.

Рабы («вардум») составляли низший общественный слой. Рабами становились военнопленные, а также порабощенные и ставшие бесправными свободные (например, преступники и несостоятельные должники). Рабы рассматривались законом как вещь, находящаяся в полной собственности хозяина. Право собственности на рабов переходило в семье из поколения в поколение. Рабов продавали, закладывали. Повреждение их здоровья или лишение их жизни считалось не более как повреждением имущества их господина, которому виновный обязан возместить ущерб. Например, за лишение жизни раба-вольноотпущенника по неосторожности виновный был обязан отдать раба за раба; за смерть раба в доме кредитора по вине последнего, за умерщвление его бодливым быком господину уплачивалась треть мины; за повреждение глаза рабу или неудачную операцию, повлекшую его смерть,— половина его стоимости. Раб не имел права самостоятельно распоряжаться чем бы то ни было из имущества господина, даже если пользовался большим доверием со стороны последнего. Купля-продажа, совершенная с рабом, наказывалась смертной казнью для покупателя. За содействие бегству и укрывательство раба или отказ его выдать виновный подлежал смертной казни. Наоборот, поймавший раба и доставивший его господину получал за услугу награду. Для обозначения рабского состояния на рабов налагались особые знаки, вырезаемые или выжигаемые на теле. Но такое клеймение ограничивало владельческие права господина, который лишался возможности продать раба или отдать его в обмен на другого.

Рабы были царские, храмовые, частновладельческие. Они не могли быть собственниками. Имущество, которое имели рабы, наживалось с разрешения господина, но считалось частью собственности господина и переходило к нему после смерти раба. Законы Хаммурапи не ограничивали власть господина над рабом. Лишь некоторые категории рабов, составлявшие меньшинство, пользовались защитой закона. Это рабыни, имевшие детей от своих владельцев. Такие дети считались свободными. Закабаленные за долги не могли находиться в рабском состоянии более трех лет. Казенному рабу или рабу-вольноотпущеннику позволялось жениться на свободной, дети от такого брака были свободны.

Свободное население Вавилона, в свою очередь, делилось на полноправных и неполноправных. Полноправные свободные граждане «авилум» (человек, муж) составляли основную массу населения. В большинстве своем они владели землей, несли имущественные и личные повинности в пользу государства. Однако полноправные граждане не были однородным сословием. В царствование Хаммурапи процесс расслоения сельской общины зашел довольно далеко. Отдельные зажиточные общинники становились все более самостоятельными. Наряду с ними появились обедневшие общинники, попадавшие в долговую кабалу. Ряд статей законов Хаммурапи свидетельствует о стремлении законодателя облегчить положение этих лиц. Так, должник объявлялся правомочным владельцем всего своего имущества, без его разрешения и разрешения суда заимодатель не имел права отчуждать это имущество. «Муж» не мог стать рабом-должником. Законы называют члена семьи должника, отрабатывающего долг в хозяйстве заимодателя, не рабом, а заложником. Через три года работы заложника долг считался погашенным независимо от его суммы. Ограничение произвола кредиторов над попавшими в долговую кабалу беднейшими слоями свободного населения объясняется стремлением царской власти сохранить могущество войска, основу которого составляли свободные.

Множество статей законов Хаммурапи посвящено правам и обязанностям воинов, бывших основной опорой государственной власти. Земельные наделы и скот, пожалованные воинам, не могли отбираться у них за долги. Кредитор мог отобрать лишь купленные воином поле, сад, дом. Взрослый сын воина становился законным наследником его надела. Если после смерти воина оставался малолетний сын, то вдова получала одну треть надела, чтобы иметь возможность вырастить будущего воина. В случае пленения воина его можно было выкупить, и он сохранял свое право на земельный надел. Воины, обеспеченные земельным наделом, были обязаны за это по приказу царя в любое время выступить в поход. За отказ следовала смертная казнь, а человек, выступивший вместо воина, получал его земельный надел.

Полноправным гражданам противостояли «мушкену» (покорные). Вопрос 6 «мушкену» в сословной структуре вавилонского общества не решен однозначно. Происхождение этой социальной группы с достоверностью не установлено. На неравноправное положение «мушкену» указывают статьи закона, определяющие наказание за преступление против него. Членовредительство, нанесенное’ «мужу», каралось соответствующим членовредительством виновного, но если членовредительство было совершено по отношению к «мушкену», то виновный платил лишь штраф. За украденную у «мушкену» вещь вор платил 20-кратный штраф, а за украденную вещь, находившуюся в собственности царя или храма,— 30-кратный штраф. По одной из версий «мушкену» — это жители покоренных Хаммура-пи городов и областей, по другой — вольноотпущенники.

Наряду с сословиями законы Хаммурапи указывают также профессиональные занятия населения. Первое место занимают придворные служащие, из которых законы называют царского телохранителя и высшее жречество, стоявших в непосредственной близости к царю. Из других государственных служащих законы упоминают «редум», «баирум», «декум», «лубуттум». Функции этих лиц не совсем ясны, вероятно, это различного рода военнослужащие. В соответствии с важным государственным значением религии и храмов в Вавилонии почетное положение среди представителей других профессий занимают храмовые служащие. Из них законы Хаммурапи отмечают только лиц женского пола: «божья жена», «божья сестра», храмовая дева, храмовая блудница. 4 Довольно высокое положение в обществе занимало чиновничество, к нему предъявлялись большие требования, но власть наделяла их землей, которая могла переходить по наследству или обращаться в пенсию.

Низшие ступени профессионально-служебной лестницы занимали крупные купцы и предприниматели, ремесленники, поденщики. Низко ценился труд врачей, ветеринаров — они получали плату, в отличие, например, от архитекторов и корабельщиков, получавших за свой труд гонорар (подарок).

Государственный строй Вавилона

Древневавилонское царство представляло собой централизованное государство. В руках царя была сосредоточена законодательная, исполнительная и судебная власть. Вместе с тем царская власть не была сильной. Царь рассматривался как наместник и служитель бога на земле. Таким образом, глава государства не был самостоятельным, его деятельность направлялась свыше, богом. Снизу царская власть ограничивалась сильным духовенством и богатыми городами. Три священных города Вавилонии — Ниппур, Сиппар и Вавилон — имели льготные грамоты, ставившие их в привилегированное положение. Царь не имел права сажать в тюрьму граждан этих городов, требовать с них солдат, заставлять работать в храмовых хозяйствах. Блюстителями неприкосновенности прав городов выступали жрецы.

Древневавилонские правители создали отлаженный механизм управления. Достигнуто это было путем личного внимания ко всем, даже мельчайшим делам своего государства. Поэтому в государстве ценились умелые и опытные чиновники. Служилая знать вытеснила родовую. Все управление было сосредоточено в царском дворце. Дворцовая система управления отличалась тем, что лица, управлявшие царским хозяйством, занимали высшие должности в государстве; четкого разграничения функций между ними не было. Среди высших сановников государства — визирь, дворецкий, начальник финансов, кравчий, главный военачальник. Очень высоко ценились писцы.

В системе государственных органов управления различались центральные и местные. Большими городами управляли наместники царя. На местах, хотя и со значительно ограниченными функциями, сохранялись органы общинного самоуправления, осуществлявшие некоторую административную, финансовую, судебную власть.

Судебные функции выполняли чиновники, назначаемые царем: наместники и правители местности. Высшей судебной инстанцией был царь. Общинные и храмовые суды все больше теряли свое значение.

studfiles.net

7. Государственный и общественный строй Древнего Вавилона

На историческом горизонте Вавилон появляется в Старовавилонский период (ок. 1900 – ок. 1600 до н.э.). В начале этого периода прежде незначительный городок Баб-илю в Аккаде сделался столицей небольшого царства, в котором правил аморей Сумуабум, ставший основателем I Вавилонской династии. Его преемниками были Суму-ла-Эль, Сабиум, Апиль-Син, Синмубаллит и Хаммурапи, правивший с 1792 по 1750 до н.э. Хаммурапи был самым знаменитым правителем эпохи и прославился не только военными успехами, но и как мудрый властитель. Одержав победу над Рим-Сином из Ларсы, Хаммурапи овладел Шумером, расположенным в нижней части Месопотамской долины, и стал властелином Шумеро-Аккадского царства; захватив царство Мари, он раздвинул границы своего государства до верховьев Евфрата. Еще ранее Хаммурапи провел важные реформы, полностью подчинив себе в административном и хозяйственном отношении храмы, упорядочив сбор налогов и создав единую судебную систему; его работа как законодателя запечатлена в знаменитых Законах Хаммурапи, копия которых найдена в Сузах.

Хаммурапи и его Свод Законов Царь Хаммурапи создал свод законов — один из самых знаменитых в древнем мире. Эти правила был выгравированы на огромном куске базальта, чтобы каждый мог посмотреть и прочитать текст. На самой вершине этой каменной глыбы был барельеф, изображающий Хаммурапи и Самета — вавилонского бога правосудия. Под барельефом было выбито 282 закона. Сюда были включены: уголовный кодекс, законы о рабовладении, о долгах, об оплате за работу, о женитьбе и разводе. Наказание за несоблюдение закона было очень жестоким, действовал принцип: око за око, зуб за зуб. Возможно, не все законы были созданы Хаммурапи -многие из них могли уже быть и до него. Но именно он первым создал их в письменной форме.

Рабы составляли низший общественный слой. Рабами становились военнопленные, а также порабощенные и ставшие бесправными свободные. Рабы рассматривались законом как вещь, находящаяся в полной собственности хозяина. Право собственности на рабов переходило в семье из поколения в поколение. Рабов продавали, закладывали.  Раб не имел права самовольно распоряжаться чем бы то ни было из имущества господина, даже если пользовался большим доверием. Рабы были царские, храмовые, частновладельческие. Они не могли быть собственниками. Имущество, которое имели рабы, наживалось с разрешения господина, но считалось частью собственности господина и переходило к нему после смерти раба. Рабыни, имевшие детей от своих владельцев, то такие дети считались свободными.  Свободное население делилось на полноправных и неполноправных.  Полноправные граждане составляли основную массу населения. В большинстве своем они владели землей, несли имущественные и личные повинности в пользу государства.  Высокое положение в обществе занимало чиновничество, к нему предъявлялись большие требования, но власть наделяла их землей, которая могла переходить по наследству или обращаться в пенсию.  Низшие ступени занимали крупные купцы и предприниматели, ремесленники, поденщики. Низко ценился труд врачей, ветеринаров в отличие, например, от архитекторов и корабельщиков.  Государственный строй Вавилона: Древне-Вавилонское царство представляло собой централизованное государство. В руках царя была сосредоточена законодательная, исполнительная и судебная власть. Вместе с тем царская власть не была сильной. Царь рассматривался как наместник и служитель бога на земле.  Снизу царская власть ограничивалась сильным духовенством и богатыми городами. Древневавилонские правители создали отлаженный механизм управления. Служилая знать вытеснила родовую. Все управление было сосредоточено в царском дворце. Судебные функции выполняли чиновники, назначаемые царем: наместники и правители местности. Высшей судебной инстанцией был царь. Общинные и храмовые суды все больше теряли свое значение. В Вавилоне существовала постоянная армия. 

studfiles.net

Общественный строй Древнего Вавилона

Поиск Лекций

Возникновение и развитие Древнего Вавилона

Почти на два тысячелетия Вавилонское царство было одним из крупнейших центров древней цивилизации. Название свое получило от города Вавилона, бывшего крупнейшим политическим и культурным центром государства, достигавшего своего расцвета дважды — в XVIII и VII вв. до н. э. Его местоположение в центральной части долины, там, где Тигр сближается с Евфратом, было стратегически удобным и для нападения, и для обороны; уже оно естественно выдвигало этот город на роль политического центра страны. Здесь сходились основные звенья ирригационной сети — основы жизни всей Южной Месопотамии, проходили важнейшие сухопутные и речные пути всей Передней Азии1.
Семитский народ амореи, основатели Вавилонии, унаследовали культуру предыдущих царств Междуречья — Шумера и Аккада. Государственным языком Вавилонии был письменный семитский аккадский язык, а вышедший из употребления не родственный ему шумерский язык долго сохранялся как культовый.
Древнейшие поселения, обнаруженные в собственно Вавилонии около современного Джемдет-Насра и древнего города Киша, относятся к концу IV и началу III тысячелетия до н. э. Положение Вавилона было благоприятным для занятия торговлей, но амореи вряд ли думали об этом. Захват Междуречья нарушил сложившиеся связи, дороги стали опасными, каналы мелели и зарастали. На лишённых полива полях кочевники пасли овец.
Рост производительных сил приводил к дальнейшему имущественному и социальному расслоению. Углублению классовых противоречий способствовало развитие обмена с соседними странами, в частности с Эламом, откуда привозили камень, дерево и руду.
Первые пять вавилонских царей, значительно расширили свои владения. При шестом царе, Хаммурапи, Вавилон стал столицей огромного государства, включавшего большую часть Междуречья. Созданное Хаммурапи государство, получившее название Вавилония по имени его столицы, было большим, но не сильным. После смерти Хаммурапи Вавилония потерпела ряд тяжелых поражений от своих соседей, и в 1595 г. до н. э. Старо-Вавилонское царство было уничтожено хеттами и касситами, правившими Междуречьем около 400 лет2.
Таким образом, Вавилон, достигший своего социально-экономического и политического расцвета при царе Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.), объединивший на новых административно-территориальных организационных основах (путем создания административных областей и округов, управляемых царскими сановниками) огромные территории от Персидского залива до Сирии, предстает в качестве государства-империи, идеологической базой которой стал культ единого бога, «царя над богами» — Мардука.
Вавилон неоднократно подвергался нашествию горных племен, разрушался, но каждый раз восставал из руин. Он переживает новый временный подъем в эпоху Нововавилонского царства в VII-VI вв. до н.э., а в III в. до н.э. фактически прекращает свое существование3.

Общественный строй Древнего Вавилона

Особенностью древневавилонского общества являлось превращение государства в лице царей в крупнейшего землевладельца и рабовладельца. Царский земельный фонд складывался как в результате превращения храмовых земель в государственные, так и в результате захвата и покупки общинных земель. Другой особенностью общества являлось, несмотря на рост царского и частного землевладения, сохранение общинного строя, что было обусловлено ирригационной системой земледелия. Государство в лице царя являлось верховным собственником воды, организатором ирригационных систем, и община распоряжалась водой для нужд земледелия под контролем царской администрации. Это давало царю право на часть прибавочного продукта, создаваемого общинниками; право на различные повинности в пользу государства4.
Как всякое рабовладельческое государство, Древний Вавилон знал деление общества, прежде всего на свободных и рабов.
Рабы («вардум») составляли низший общественный слой. Рабами становились военнопленные, а также порабощенные и ставшие бесправными свободные (например, преступники и несостоятельные должники). Рабы рассматривались законом как вещь, находящаяся в полной собственности хозяина5. Право собственности на рабов переходило в семье из поколения в поколение. Рабов продавали, закладывали. Повреждение их здоровья или лишение их жизни считалось не более как повреждением имущества их господина, которому виновный обязан возместить ущерб. Например, за лишение жизни раба-вольноотпущенника по неосторожности виновный был обязан отдать раба за раба; за смерть раба в доме кредитора по вине последнего, за умерщвление его бодливым быком господину уплачивалась треть мины; за повреждение глаза рабу или неудачную операцию, повлекшую его смерть,— половина его стоимости. Раб не имел права самостоятельно распоряжаться чем бы то ни было из имущества господина, даже если пользовался большим доверием со стороны последнего. Купля-продажа, совершенная с рабом, наказывалась смертной казнью для покупателя. За содействие бегству и укрывательство раба или отказ его выдать виновный подлежал смертной казни. Наоборот, поймавший раба и доставивший его господину получал за услугу награду. Для обозначения рабского состояния на рабов налагались особые знаки, вырезаемые или выжигаемые на теле. Но такое клеймение ограничивало владельческие права господина, который лишался возможности продать раба или отдать его в обмен на другого.
Рабы были царские, храмовые, частновладельческие. Они не могли быть собственниками. Имущество, которое имели рабы, наживалось с разрешения господина, но считалось частью собственности господина и переходило к нему после смерти раба. Законы Хаммурапи не ограничивали власть господина над рабом. Лишь некоторые категории рабов, составлявшие меньшинство, пользовались защитой закона. Это рабыни, имевшие детей от своих владельцев. Такие дети считались свободными. Закабаленные за долги не могли находиться в рабском состоянии более трех лет. Казенному рабу или рабу-вольноотпущеннику позволялось жениться на свободной, дети от такого брака были свободны.
Свободное население Вавилона, в свою очередь, делилось на полноправных и неполноправных. Полноправные свободные граждане «авилум» (человек, муж) составляли основную массу населения. В большинстве своем они владели землей, несли имущественные и личные повинности в пользу государства. Однако полноправные граждане не были однородным сословием. В царствование Хаммурапи процесс расслоения сельской общины зашел довольно далеко. Отдельные зажиточные общинники становились все более самостоятельными. Наряду с ними появились обедневшие общинники, попадавшие в долговую кабалу. Ряд статей законов Хаммурапи свидетельствует о стремлении законодателя облегчить положение этих лиц. Так, должник объявлялся правомочным владельцем всего своего имущества, без его разрешения и разрешения суда заимодатель не имел права отчуждать это имущество. «Муж» не мог стать рабом-должником. Законы называют члена семьи должника, отрабатывающего долг в хозяйстве заимодателя, не рабом, а заложником. Через три года работы заложника долг считался погашенным независимо от его суммы. Ограничение произвола кредиторов над попавшими в долговую кабалу беднейшими слоями свободного населения объясняется стремлением царской власти сохранить могущество войска, основу которого составляли свободные.
Множество статей законов Хаммурапи посвящено правам и обязанностям воинов, бывших основной опорой государственной власти. Земельные наделы и скот, пожалованные воинам, не могли отбираться у них за долги. Кредитор мог отобрать лишь купленные воином поле, сад, дом. Взрослый сын воина становился законным наследником его надела. Если после смерти воина оставался малолетний сын, то вдова получала одну треть надела, чтобы иметь возможность вырастить будущего воина. В случае пленения воина его можно было выкупить, и он сохранял свое право на земельный надел. Воины, обеспеченные земельным наделом, были обязаны за это по приказу царя в любое время выступить в поход. За отказ следовала смертная казнь, а человек, выступивший вместо воина, получал его земельный надел.
Полноправным гражданам противостояли «мушкену» (покорные). Вопрос «мушкену» в сословной структуре вавилонского общества не решен однозначно. Происхождение этой социальной группы с достоверностью не установлено. На неравноправное положение «мушкену» указывают статьи закона, определяющие наказание за преступление против него. Членовредительство, нанесенное’ «мужу», каралось соответствующим членовредительством виновного, но если членовредительство было совершено по отношению к «мушкену», то виновный платил лишь штраф. За украденную у «мушкену» вещь вор платил 20-кратный штраф, а за украденную вещь, находившуюся в собственности царя или храма,— 30-кратный штраф. По одной из версий «мушкену» — это жители покоренных Хаммура-пи городов и областей, по другой — вольноотпущенники.
Наряду с сословиями законы Хаммурапи указывают также профессиональные занятия населения. Первое место занимают придворные служащие, из которых законы называют царского телохранителя и высшее жречество, стоявших в непосредственной близости к царю. Из других государственных служащих законы упоминают «редум», «баирум», «декум», «лубуттум». Функции этих лиц не совсем ясны, вероятно, это различного рода военнослужащие. В соответствии с важным государственным значением религии и храмов в Вавилонии почетное положение среди представителей других профессий занимают храмовые служащие. Из них законы Хаммурапи отмечают только лиц женского пола: «божья жена», «божья сестра», храмовая дева, храмовая блудница. 4 Довольно высокое положение в обществе занимало чиновничество, к нему предъявлялись большие требования, но власть наделяла их землей, которая могла переходить по наследству или обращаться в пенсию.
Низшие ступени профессионально-служебной лестницы занимали крупные купцы и предприниматели, ремесленники, поденщики. Низко ценился труд врачей, ветеринаров — они получали плату, в отличие, например, от архитекторов и корабельщиков, получавших за свой труд гонорар (подарок).

Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту



poisk-ru.ru

2. Образование государственности в Месопотамии. Усиление Вавилона. Государственный строй Вавилона. Нововавилонское царство

Как правило, на Древнем Востоке государства имели форму деспотий, то есть сильной, единоличной власти одного лица. Это означает, что деспот относился к государству как к своей личной собственности. Деспот был не просто верховным законодателем, правителем и судьей, а самим воплощением государства. Этим и объясняется обожествление личности деспота. Он обладал не только высшей светской, но и духовной властью, то есть носил титул верховного жреца или живого Бога. Таким образом, по форме правления деспотия была теократической монархией.

Древней важнейшей чертой деспотии выступает наличие огромного бюрократического аппарата, в котором условно выделяется три ведомства:

— финансовое ведомство по сбору налогов;

— ведомство военное;

— ведомство общественных работ.

Существование этого ведомства объясняется тем, что государство в лице деспота выступало в качестве организатора этого орошаемого земледелия.

По форме государственно-территориального устройства деспотии представляли территориальные державы. Это объясняется тем, что, как правило, деспотия охватывала долину той или иной реки.

Социальной основой восточной деспотии выступала замкнутая азиатская община.

Возникновение государства

Вавилонское государство располагалось в Азиатском Междуречье (между реками Тигр и Евфрат). Первые государства на этой территории возникли в начале 3-го тыс. до н. э. Это были небольшие города-государства, вобщественном и государственном строе которых длительное время сохранялись пережитки родоплеменной организации. Древнейшим населением страны, заложившим основы цивилизации в Междуречье, были шумеры. От этого народа получило свое название государство Шумер, история которого насчитывает семь веков.

К северу от шумеров в Междуречье проживали аккадцы, которые постепенно захватили всю территорию Шумера и создали мощное Шумеро-Аккадское царство, просуществовавшее почти 100 лет.

Около 2000 г. до н. э. Междуречье было захвачено кочевника-ми-амореями,победившими Шумеро-Аккадское царство и широко расселившимися на его территории. Одним из их опорных пунктов стал Вавилон, бывший крупным поселением уже в последние века существования Шумера. Удобное географическое положение обеспечивало возвышение Вавилона. Он становится столицей небольшого царства. Первые пять вавилонских царей значительно расширили свои владения. При шестом царе, Хаммурапи, Вавилон стал столицей огромного государства, включавшего большую часть Междуречья. Созданное Хаммурапи государство, получившее название Вавилония по имени его столицы, было большим, но не сильным.

После смерти Хаммурапи Вавилония потерпела ряд тяжелых поражений от своих соседей, и в 1595 г. до н. э. Старо-Вавилонское царство было уничтожено хеттами и касситами, Новый подъем Вавилон переживает в VIIVI вв. до н. э. Период с 626 по 539 г. до н. э. определяется как время существования Ново-Вавилонского, или Халдейского, царства. При Навуходоносоре II Ново-Вавилонское царство превратилось в могущественную державу. Это было время роста крупного землевладения, расцвета рабовладельческих отношений. После смерти Навуходоносора Вавилоном завладел персидский царь Кир.

Общественный и государственный строй Древнего Шумера

Общественный и государственный строй Древнего Шумера характеризуется сохранением пережитков родоплеменной организации.

Огромную роль в жизни Шумера играло жречество.. Храмы были центрами управления сельским хозяйством. Сначала они не имели собственной земли, и каждая деревня выделяла участок земли. Постепенно храмы присвоили эти земли и стали вести на них самостоятельное хозяйство.

В Шумере довольно рано была разрешена купля-продажа земли, и это стало основой увеличения храмовых земель. Храмы организовывали прокладку каналов, собирали налоги, управляли жизнью соседних городов и деревень.

Более половины населения составляли родовые общинники. Общинные земли являлись исходной точкой для развития частного землевладения и купли-продажи земли.

Рабов в Шумере было мало — в основном пленные либо купленные чужеземцы. Различались рабы храма и рабы частных лиц.

Общинники, потерявшие связь с общиной, имели правовой статус клиента и, обладая личной свободой, находились в экономической зависимости от храмов и частных лиц.

Во главе города и области стоял правитель, носивший титул «энси» («патеси»). Это был верховный жрец главного городского храма.

Совет старейшин и народное собрание избирали правителя, давали ему рекомендации во всех важнейших делах, проводили общий контроль за его деятельностью, осуществляли суд и управление общинным имуществом. Таким образом, это были органы, ограничивавшие власть правителя.

Государственный строй Вавилона

Древневавилонское царство представляло собой централизованное государство. В руках царя была сосредоточена законодательная, исполнительная и судебная власть. Вместе с тем царская власть не была сильной. Царь рассматривался как наместник и служитель бога на земле. Таким образом, глава государства не был самостоятельным, его деятельность направлялась свыше, богом. Снизу царская власть ограничивалась сильным духовенством и богатыми городами. Три священных города Вавилонии — Ниппур, Сиппар и Вавилон — имели льготные грамоты, ставившие их в привилегированное положение. Царь не имел права сажать в тюрьму граждан этих городов, требовать с них солдат, заставлять работать в храмовых хозяйствах. Блюстителями неприкосновенности прав городов выступали жрецы.

Древневавилонские правители создали отлаженный механизм управления. Достигнуто это было путем личного внимания ко всем, даже мельчайшим делам своего государства. Поэтому в государстве ценились умелые и опытные чиновники. Служилая знать вытеснила родовую. Все управление было сосредоточено в царском дворце. Дворцовая система управления отличалась тем, что лица, управлявшие царским хозяйством, занимали высшие должности в государстве; четкого разграничения функций между ними не было. Среди высших сановников государства — визирь, дворецкий, начальник финансов, кравчий, главный военачальник. Очень высоко ценились писцы.

В системе государственных органов управления различались центральные и местные. Большими городами управляли наместники царя. На местах, хотя и со значительно ограниченными функциями, сохранялись органы общинного самоуправления, осуществлявшие некоторую административную, финансовую, судебную власть.

Судебные функции выполняли чиновники, назначаемые царем: наместники и правители местности. Высшей судебной инстанцией был царь. Общинные и храмовые суды все больше теряли свое значение.

В Вавилоне существовала постоянная армия.

studfiles.net

0 comments on “Общественный строй вавилона – Глава 2. ДРЕВНИЙ ВАВИЛОН

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *