Полные формы причастий (действительные и страдательные) | ||||||||
Падеж | Единственное число | Множественное число | ||||||
мужской род | женский род | средний род | ||||||
И. п. | -ий/-ый | прочитанный, называемый, звенящий | -ая | прочитанная, называемая, звенящая | -ее/-ое | прочитанное, называемое, звенящее | -ые/-ие | прочитанные, называемые, звенящие |
Р. п. | -его/-ого | прочитанного, называемого, звенящего | -ей/-ой | прочитанной, называемой, звенящей | -его/-ого | прочитанного, называемого, звенящего | -ых/-их | прочитанных, называемых, звенящих |
Д. п. | -ему/-ому | прочитанному, называемому, звенящему | -ей/-ой | прочитанной, называемой, звенящей | -ему/-ому | прочитанному, называемому, звенящему | -ым/-им | прочитанным, называемым, звенящим |
В. п. | -ий/-ый/-ого | прочитанный, называемого, звенящий | -ую | прочитанную, называемую, звенящую | -ее/-ое | прочитанное, называемое, звенящее | -ых/-их | прочитанных, называемых, звенящих |
Т. п. | -им/-ым | прочитанным, называемым, звенящим | -ей/ой | прочитанной, называемой, звенящей | -им/-ым | прочитанным, называемым, звенящим | -ыми/-ими | прочитанными, называемыми, звенящими |
П. п. | -ем/-ом | о прочитанном, о называемом, о звенящем | -ей/ой | о прочитанной, о называемой, о звенящей | -ем/-ом | о прочитанном, о называемом, о звенящем | -ых/-их | о прочитанных, о называемых, о звенящих |
Краткие формы причастий (только страдательные) | ||||||||
нулевое окончание | прочитан, называем | -а | прочитана, называема | прочитано, называемо | -ы | прочитаны, называемы |
obrazovaka.ru
Склонение причастий. Падежные окончания | Русский язык
Причастия делятся на действительные и страдательные, страдательные причастия имеют полную и краткую форму, действительные – только полную. Все полные причастия склоняются, то есть изменяются по родам, числам и падежам. Падежные окончания у полных причастий такие же, как и у прилагательных.
Краткие страдательные причастия не изменяются по падежам (не склоняются).
Муж. род | Жен. род | Ср. род | Мн. число | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
И. | какой? | -ИЙ, -ЫЙ | какая? | -АЯ | какое? | -ОЕ, -ЕЕ | какие? | -ИЕ, -ЫЕ |
Р. | какого? | -ОГО, -ЕГО | какой? | -ОЙ, -ЕЙ | какого? | -ОГО, -ЕГО | каких? | -ИХ, -ЫХ |
Д. | какому? | -ОМУ, -ЕМУ | какой? | -ОЙ, -ЕЙ | какому? | -ОМУ, -ЕМУ | каким? | -ИМ, -ЫМ |
В. | какой? какого? | -ИЙ, -ЫЙ, -ОГО, -ЕГО | какую? | -УЮ | какое? | -ОЕ, -ЕЕ | какие? каких? | -ИХ, -ЫХ, -ИЙ, -ЫЙ |
Т. | каким? | -ИМ, -ЫМ | какой? | -ОЙ, -ЕЙ | каким? | -ИМ, -ЫМ | какими? | -ИМИ, -ЫМИ |
П. | о каком? | -ОМ, -ЕМ | о какой? | -ОЙ, -ЕЙ | о каком? | -ЕМ, -ОМ | о каких? | -ИХ, -ЫХ |
Винительный падеж причастий мужского рода и множественного числа совпадает по форме с именительным, если причастие относится к неодушевлённому существительному:
вижу отъезжающий поезд (В. п.) – отъезжающий поезд (И. п.)
вижу испачканные ботинки (В. п.) – испачканные ботинки (И. п.)
Винительный падеж причастий мужского рода и множественного числа совпадает по форме с родительным, если причастие относится к одушевлённому существительному:
вижу убегающего медведя (В. п.) – нет убегающего медведя (Р. п.)
вижу играющих медвежат (В. п.) – нет играющих медвежат (Р. п.)
О сайте: | конспекты по математике, русскому языку и химии |
Связь: | [email protected] |
Новое на сайте | © 2018 – 2019 |
izamorfix.ru
Окончания причастий: правописание
Как написать: за пятновыводящ… раствором, без чистящ… средства, с отбедливающ… пастой? Если есть проблема с постановкой пропущенных окончаний, то необходимо изучить эту тему.
Окончание причастий и прилагательных – одна орфограмма
Хотя правописание окончаний причастий является одной из самых проблемных орфограмм, однако правило выбора для неё очень простое – такое же, как и правописания окончаний прилагательных:
- Окончания прилагательных и всех согласуемых частей речи нужно проверять по вопросу. В окончании могут быть гласные -о, -ы после основы на твёрдый согласный, -е, -и после мягких и шипящих согласных. Например: около (какого?) высокого забора; писать (каким?) синим карандашом, умиляться (какой?) спящей кошкой.

Итак, окончание причастий и прилагательных пишутся по одному и тому же правилу. Хотя не только они, так пишутся все окончания согласуемых частей речи, отвечающих на вопросы: какой? чей?
Падежные окончания причастий
Применим это правило, просклоняв причастия.
окончания причастий в мужском и среднем роде в ед.числе | ||
родит. п. | какого? | нет чистящего средства, пятновыводящего раствора |
дательн. п. | к какому? | к чистящему средству, пятновыводящему раствору |
винитель. п. | какой? какое? | увидел чистящее средство, пятновыводящий раствор |
творит. п. | с каким? | с чистящим средством, пятновыводящим раствором |
предлож. п. | о каком? | о чистящем средстве, пятновыводящем растворе |
окончания причастий в женском роде в ед. числе | ||
родит. п. | какой? | нет отбеливающей пасты |
дательн. п. | к какой? | к отбеливающей пасте |
винитель. п. | какую? | увидел отбеливающую пасту |
творит. п. | с какой? | с отбеливающей пастой |
предлож. п. | о какой? | об отбеливающей пасте |
окончания причастий во множеств. числе | ||
родит. п. | каких? | нет дезинфицирующих средств |
дательн. п. | к каким? | к дезинфицирующим средствам |
винитель. п. | какие? | увидел дезинфицирующие средства |
творит. п. | с какими? | с дезинфицирующими средствами |
предлож. п. | о каких? | о дезинфицирующих средствах |
Практическое задание № 1
Теперь, когда известно, как нужно писать окончание причастий, правило понятно, можно приступить к практической части. Пока обратимся только к словосочетаниям, так как в предложениях нужно уметь находить главное слово, к которому относится причастие. Вставьте пропущенные гласные в окончаниях причастий:
- На пестреющ… лужайке.
- Опавш… листву.
- О летающ… мотыльке.
- За отнят… игрушку.
- К сидящ… малышке.
- Ребят, рассказывающ… о путешествии.
- От растревоженн… улья.
- Народы, борющ…ся за свободу.
- Из блюдечка, опрокинут… котёнком.
- Плескавш…ся волну.
Вопрос ставится к причастию от главного слова
Чтобы правильно написать гласные в окончаниях причастий, необходимо правильно поставить вопрос. Для постановки вопроса нужно найти главное слово, которое имеет значение действующего лица или предмета, испытывающего действие со стороны другого предмета.
действующий предмет | предмет, испытывающий действие со стороны другого предмета |
котом (что он сделал?) запрыгнул (каким?) запрыгнувшим | из чашки (что с ней сделал?) опрокинул (какой?) опрокинутой |
Таким образом, получится следующее:
Из чашки, опрокинут… котом, запрыгнувш… на стол, пролилось молоко.

Окончания причастий можно узнать только по тому вопросу, который поставлен от главного слова.
Практическое задание № 2
Какое слово будет главным, а какое зависимым в словосочетаниях?
- В написанном учеником сочинении.
- Распиленную плотником доску.
- По ведущей в парк тропинке.
- Посаженных нами цветов.
- В проверенной учителем тетради.
- На плескавшуюся у берега волну.
- В построенном в деревне доме.
- На покрашенном зелёной краской палисаднике.
- На взлетающий с площадки вертолёт.
- За летящим над лесом самолётом.
Практическое задание № 3
Отработаем правописание падежных окончаний причастий, вставив пропущенные окончания в следующих предложениях:
- В окно видно заросш… кустарником побережье реки.
- Мы свернули к речке, разливш…ся во время дождей.
- Народ помнит имена героев, отдавш… жизнь во время войны. Эти герои живут в шелесте деревьев над заросш… окопами.
- В апреле 1940 года затонул шедш… на бой с японской эскадрой броненосец «Петропавловск».
- Библиотекарь сделал подборку книг для мальчика, интересующ…. Космосом.
- Наступление дня, давно нами ожидаем…, было омрачено плохой погодой.
- Книги мы брали в библиотеке, основанн… ещё Антоном Павловичем Чеховым.
- Умом, направленн… на одно только зло и разрушение, не охватить всей красоты этого мира.
- Мы были рады крупному дождю, успевш… прибить пыль, но не успевш… навести грязь.
- Нет ничего слаще покоя, покупаем… честным трудом.
- На следующий день нам предстояла встреча с ополчением, продвигавш…ся нам навстречу.
- Лица всех побледнели от зеленоватого света, разливавш…ся на веранде.
Практическое задание № 4
Выполняя это задание, нужно раскрыть скобки в предложениях:
- В (сонный, застывший) тишине комнат только слышалось монотонное гудение одинокой мухи.
- Охотник разглядывал сквозь кусты (надвигающийся) фигуру огромного медведя.
- Над (потонувший в темноте) лесом стояла необычная тишь.
- Весеннее солнце радостно смотрело на (вымощенная серыми камнями) улицу.
- При (слабо льющийся) свете месяца я мог различить контуры лошадей далеко в степи.
Практическое задание № 5
Найдите в тексте причастия, поставьте к ним вопросы от главного слова и проверьте правильность написания их окончаний.
Рано утром молочно-белый туман заволакивает непроницаемой завесой густой лес. Но он не рассеивается к обеду, а превращается в тяжёлые, серые тучи, всё застилающее до горизонта. Бывает так, что зима спешит и торопит уходящие лето, и в начале октября идёт снег. Мокрые хлопья укрывают деревья, ещё не сбросившую листву. Под тяжестью снега молодые деревца сгибаются почти до самой земли, также устланным пушистым одеялом.
Ответы к практическим заданиям
№ 1
- На пестреющей (какой?) лужайке.
- Опавшую (какую?) листву.
- О летающем (каком?) мотыльке.
- За отнятую (какую?) игрушку.
- К сидящей (к какой?) малышке.
- Ребят (каких?), рассказывающих о путешествии.
- От растревоженного (какого?) улья.
- Народы (какие?), борющиеся за свободу.
- Из блюдечка (какого?), опрокинутого котёнком.
- Плескавшуюся (какую?) волну.
№ 2
Какое слово будет главным, а какое зависимым в словосочетаниях?
- В написанном (что с ним сделал? – страд.) учеником сочинении.
- Распиленную (что с ней сделал? – страд.) плотником доску.
- По ведущей (что она делает? – действ.) в парк тропинке.
- Посаженных (что с ними сделали? – страд.) нами цветов.
- В проверенной (что с ними сделали?) учителем тетради.
- На плескавшуюся (что она делает? – действ.) у берега волну.
- В построенном (что с ним сделали? – страд.) в деревне доме.
- На покрашенном (что с ним сделали? – страд.) зелёной краской палисаднике.
- На взлетающий (что он делает? – действ.) с площадки вертолёт.
- За летящим (что он делает? – действ.) над лесом самолётом.
№ 3
- В окно видно заросшее (какое?) кустарником побережье реки.
- Мы свернули к речке, (какой?) разлившейся во время дождей.
- Народ помнит имена героев, (каких?) отдавших жизнь во время войны. Эти герои живут в шелесте деревьев над (какими?) заросшими окопами.
- В апреле 1940 года затонул (какой?) шедший на бой с японской эскадрой броненосец «Петропавловск».
- Библиотекарь сделал подборку книг для мальчика, (какого?) интересующегося Космосом.
- Наступление дня, давно нами (какого?) ожидаемого, было омрачено плохой погодой.
- Книги мы брали в библиотеке, (какой?) основанной ещё Антоном Павловичем Чеховым.
- Умом, (каким?) направленным на одно только зло и разрушение, не охватить всей красоты этого мира.
- Мы были рады крупному дождю, (какому?) успевшему прибить пыль, но не успевшему навести грязь.
- Нет ничего слаще покоя, (какого?) покупаемого честным трудом.
- На следующий день нам предстояла встреча с ополчением, (каким?) продвигавшимся нам навстречу.
- Лица всех побледнели от зеленоватого света, (какого?) разливавшегося на веранде.
№ 4
- В сонной, застывшей тишине комнат только слышалось монотонное гудение одинокой мухи.
- Охотник разглядывал сквозь кусты надвигающуюся фигуру огромного медведя.
- Над потонувшим в темноте лесом стояла необычная тишь.
- Весеннее солнце радостно смотрело на вымощенную серыми камнями улицу.
- При слабо льющемся свете месяца я мог различить контуры лошадей далеко в степи.
№ 5
Рано утром молочно-белый туман заволакивает непроницаемой завесой густой лес. Но он не рассеивается к обеду, а превращается в тяжёлые, серые тучи (какие?), всё застилающие до горизонта. Бывает так, что зима спешит и торопит уходящее (какое?) лето, и в начале октября идёт снег. Мокрые хлопья укрывают деревья (какие?), ещё не сбросившие листву. Под тяжестью снега молодые деревца сгибаются почти до самой земли (какой?), также устланной пушистым одеялом.
Глаголы и причастия
Бывает так, что иногда люди путают глаголы с причастиями, так как связь между этими частями речи очень тесная – причастия образованы от глаголов:
- Крыжовник поспел – поспевший крыжовник.
- Собака лает – лающая собака.
- Мальчик стоит – стоящий мальчик.
- Грибы собрали – собранные грибы.
- Поле засеяли – засеянное поле.
- Рассказали историю – рассказанная история.
- Лёд растаял – растаявший лёд.
- Местность исследовали – исследованная местность.
- Вещи разбросали – разбросанные вещи.
- Детей обрадовали – обрадованные дети.
- Окна осветились – освещённые окна.
- Океан дремлет – дремлющий океан.
- Тропинки заросли – заросшие тропинки.
- Слова написали – написанные слова.
- Стоят столбы – столбы стоящие.
- Волны пенятся – пенящиеся волны.

- Предмет движется – движущийся предмет.
- Птиц потревожили – потревоженные птицы.
- Народ борется – борющийся народ.
- Тростники колышутся – колышущиеся тростники.
- Канаву вырыли – вырытая канава.
Но различить их довольно просто – окончания глаголов и причастий совершенно разные. У глаголов окончания зависят от наклонения и времени.
В изъявительном наклонении в настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам:
ед.число | мн. число | |
1 лицо | я читаю, я вижу | мы читаем, мы видим |
2 лицо | ты читаешь, ты видишь | вы читаете, вы видите |
3 лицо | он читает, он видит | они читают, они видят |
В изъявительном наклонении в прошедшем времени глаголы изменяются по родам и числам:
ед.число | |
мужской род | он читал, видел |
женский род | она читала, видела |
средней род | оно читало, видело |
множественное число | они читали, видели |
У причастий окончания такие же, как у согласуемых частей речи и зависят от рода, числа и падежа главного слова. Такого понятия, как личные окончания причастий в русском языке не существует.
fb.ru
Падеж | Единственное число | Множественное число | ||
мужской род | средний род | женский род | ||
И. п. | упрощаемый, найденный, игравший | упрощаемое, найденное, игравшее | упрощаемая, найденная, игравшая | упрощаемые, найденные, игравшие |
Р. п. | упрощаемого, игравшего | упрощаемого, найденного, игравшего | упрощаемой, найденной, игравшей | упрощаемых, найденных, игравших |
Д. п. | упрощаемому, найденному, игравшему | упрощаемому, найденному, игравшему | упрощаемой, найденной, игравшей | упрощаемым, найденным, игравшим |
В. п. | упрощаемый/упрощаемого, найденный/найденного, игравший/игравшего | упрощаемое, найденное, игравшее | упрощаемую, найденную, игравшую | упрощаемых, найденных, игравших |
Т. п. | упрощаемым, найденным, игравшим | упрощаемым, найденным, игравшим | упрощаемой, найденной, игравшей | упрощаемыми, найденными, игравшими |
П. п. | об упрощаемом, о найденном, об игравшем | об упрощаемом, о найденном, об игравшем | об упрощаемой, о найденной, об игравшей | об упрощаемых, о найденных, об игравших |
obrazovaka.ru
Конспект «Правописание суффиксов причастий» — УчительPRO
Орфограмма: правописание суффиксов причастий (образование действительных причастий настоящего и прошедшего времени, страдательных причастий настоящего и прошедшего времени).
Образование действительных причастий настоящего времени
Действительные причастия настоящего времени образуются от основы глаголов настоящего времени несовершенного вида при помощи суффиксов -ущ (-ющ) от глаголов 1-го спряжения и суффиксов -ащ (-ящ) от глаголов 2-го спряжения: играют — играющий, пишет — пишущий, бреет — бреющий, строят — строящий, кричит — кричащий, видит — видящий.
Образование действительных причастий прошедшего времени
Действительные причастия прошедшего времени образуются от основы неопределённой формы при помощи суффиксов -вш- (-ш-). Суффикс -вш- используется, если основа неопределённой формы заканчивается на гласный: читать — читавший, смеяться — смеявшийся. При этом суффикс неопределённой формы сохраняется перед -вш- так же, как в прошедшем времени глагола перед -л: увидеть — увидел — увидевший, растаять —растаял —растаявший.
Суффикс -ш- используется, если основа неопределённой формы заканчивается на согласный, как, например, у всех глаголов на -чь. При этом происходит чередование ч/г, к. С помощью -ш- образуются причастия от глаголов с окончанием -ти (в этом случае тоже возможны чередования).
Образование страдательных причастий настоящего времени
Страдательные причастия настоящего времени образуются от основы настоящего времени переходных глаголов несовершенного вида при помощи суффиксов -ем- (-ом-) от глаголов 1-го спряжения и суффикса -им- от глаголов 2-го спряжения: ведут — ведомый, уважают — уважаемый, видят — видимый, хранят — хранимый. Нужно запомнить причастие с суффиксом -им- — движимый (в значении «побуждаемый»: «движимый чувством раскаяния»; также употребляется применительно к имуществу, которое может быть перемещено). Данное причастие образовано не от глагола двигать (I спряжение), а от устаревшего глагола «движити».
От многих переходных глаголов страдательные причастия настоящего времени не образуются (например, брать, ждать, жать, писать, мыть, лить, бить, пить
Страдательные причастия настоящего времени не следует путать с отглагольными прилагательными с суффиксами -ем-, -им- (ископаемый, допустимый, несравнимый, непобедимый, неугасимый). Такие прилагательные могут образовываться и от непереходных глаголов (зависимый, неиссякаемый, непромокаемый, неумолкаемый, неувядаемый, несгораемый), и от глаголов совершенного вида (умолить — неумолимый). Большинство из них не употребляется без приставки не- (невозмутимый, невыносимый, незримый, неисчислимый, неисчерпаемый). Признаки, которые обозначены отглагольными прилагательными, являются постоянными, не протекают во времени (в отличие от признаков, обозначенных причастиями).
Образование страдательных причастий прошедшего времени
Страдательные причастия прошедшего времени образуются от основ неопределённой формы переходных глаголов при помощи суффиксов -нн-, -енн- (-ённ-), -т- (прочитанный, увиденный, решённый, понятый).
При помощи суффикса -нн- образуются страдательные причастия прошедшего времени от глаголов на -атъ, -ять. При этом суффикс глагола -а- или -я- сохраняется перед суффиксом причастия —нн- (засеять — засеянный, замешать — замешанный).
С помощью суффикса -енн- (ённ-) образуются страдательные причастия прошедшего времени от глаголов на -итъ, -етъ. При этом суффикс глагола -и- или -е- отсекается (заклеить — заклеенный, увидеть — увиденный, обидеть — обиженный, спросить — спрошенный). Суффиксы причастий -енн- (-ённ-) используется также для образования причастий от глаголов с основой на согласный (глаголы на -чь: увлечь —увлечённый, сберечь — сбережённый; глаголы с окончанием -ти: привести — приведённый, сплести — сплетённый).
Таблица «Правописание суффиксов причастий»
Вы смотрели конспект по русскому языку «Правописание суффиксов причастий». Продолжение темы «Причастие это» в следующих конспектах:
Конспекты по русскому языку Проверить свои знания Кодификатор ОГЭ
uchitel.pro
Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий
На уроке вы повторите основные сведения о причастии как части речи; вспомните, какие признаки глагола и прилагательного совмещает причастие. Узнаете, как склоняются (изменяются по падежам) причастия и какие окончания в них пишутся.
Причастие обозначает признак предмета, протекающий во времени, как действие, которое производит предмет, или как действие, которому он подвергается со стороны другого предмета.
Например:
Рис.1. Читающий мальчик
Рис. 2. Прочитанная книга
Признаки глагола у причастия: залог, вид, время, переходность/непереходность, возвратность/невозвратность.
Признаки прилагательного у причастия: изменяется по родам (только в ед.ч.), числам.
Синтаксическая роль: определение (в полной форме) или сказуемое (в краткой форме).
Полные причастия склоняются так же, как полные прилагательные.
Например:
Спящий (мальчик)
Рис. 3. Спящий мальчик
Ед.ч. Мн.ч.
И. спящий спящие
Р. спящего спящих
Д. спящему спящим
В. спящего спящих
Т. спящим спящими
П. о спящем спящих
Гласные в падежных окончаниях причастий определяются так же, как в окончаниях прилагательных.
Вопрос |
Окончание |
Какой? |
-ой / -ей |
Какого? |
-его / -его |
Какому? |
-ому / -ему |
Какого? |
-ого / -его |
Каким? |
-им |
О каком? |
-ом / -ем |
Например:
В (каком?) изменившемся мире царят новые порядки.
Он посмотрел на меня с (каким?) изменившимся лицом.
Домашнее задание
№ 64 – 66 Баранова М.Т., Ладыженская Т.А. и др. «Русский язык. 7 класс». Учебник. 34-е изд. — М.: Просвещение, 2012.
Задание № 1. Спишите словосочетания, вставляя пропущенные окончания причастий. Определите падеж причастий.
О приближающ_ся урагане, по осыпающ_ся ступенькам, в наступивш_ тишине, в окруженн_ садиком домике, на пролетающ_ журавлей, из тающ_ снега, в расстилавш_ся тумане.
Задание №2. Вставьте пропущенные окончания, определите падеж причастий.
Из всех слов могучего и первородного русского языка, полногласного, кроткого и грозного, бросающ_ звуки взрывным водопадом, журчащ_ неуловимым ручейком
interneturok.ru
Склонение причастий. Правописание гласных в падежных окончаниях причастий
· Сегодня на уроке мы поговорим о склонении причастий.
· Выясним, какие окончания имеют причастия при склонении.
· Научимся склонять причастия.
Мы уже познакомились с причастием.
Причастие обозначает признак предмета по действию, проявляющийся во времени: бегущая, гуляющий, надетые.
Причастие, как и прилагательное, отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?
Так же, как и прилагательное, причастие согласуется с существительными в роде, числе и падеже: котенку – какому? – удивленному.
Но нас сегодня интересует еще одна способность причастия, унаследованная им от прилагательного: причастия склоняются, то есть изменяются по родам и по падежам.
Именительный падеж – есть кто? − летящая птица
Предложный падеж − мечтать о ком? – о летящей птице.
Чтобы проследить, как именно мы определяем падежные окончания причастий, давайте просклоняем одно из них вместе с существительным и прилагательным.
И.п. – есть кто? бегущая рыжая лиса
Р.п. – нет кого? бегущей рыжей лисы.
Д.п. – дать сыра кому? бегущей рыжей лисе
В.п. вижу кого? бегущую рыжую лису
Т.п. – сыр украден кем? бегущей рыжей лисой
П.п. – говорить о ком? – о бегущей рыжей лисе.
Мы с вами видим, что окончания прилагательного и причастия при склонении различаются весьма незначительно. Например: лису бегущУЮ и рыжУЮ. Но ведь вы помните, как мы определяем окончания прилагательных? Мы ставим к ним вопрос. Здесь мы можем спросить: какую лису?
Получается, что падежные окончания причастий, как и окончания прилагательных определяются при помощи вопроса. Значит, окончание причастия всегда будет равно или приближенно равно окончанию вопроса.
Чтобы убедиться в этом, давайте попытаемся просклонять причастие и прилагательное мужского рода, следя при этом за окончаниями.
Итак:
И.п. – кто? лежащий толстый кот
Р.п. – нет кого? лежащего толстого кота
Д.п. – подойти к кому? к лежащему толстому коту
В.п. вижу кого? лежащего толстого кота
Т.п. – мышь поймана кем? лежащим толстым котом
П.п. – говорить о ком? – о лежащем толстом коте
И вот мы видим, что опять окончания причастия совпадают или почти совпадают с окончаниями прилагательного: лежащИМ и толстЫМ (разница объясняется только мягкой и твердой основой слов). И опять мы можем заметить, что окончание причастия совпадает еще и с окончанием вопроса: какИМ? − лежащИМ.
Давайте посмотрим, как обстоят дела с причастиями среднего рода. Возьмем причастие и прилагательное: сморщенное смешное лицо. Просклоняем:
И.п. – что это? сморщенное смешное лицо
Р.п. – чего нет? сморщенного смешного лица
Д.п. – удивляться чему? сморщенному смешному лицу
В.п. вижу что? сморщенное смешное лицо
Т.п. – восхищаться чем? сморщенным смешным лицом
П.п. – говорить о чём? – о сморщенном смешном лице
И мы видим, что окончания причастия, прилагательного и вопроса опять совпадают: лица КАКОГО? – сморщеннОГО и смешнОГО.
Итак, теперь мы почти уверены в своей теории. Но кто знает, как склоняются причастия множественного числа? Давайте проделаем еще одну операцию по склонению:
Возьмем уже знакомую нам конструкцию: уставшие тихие дети.
И.п. – есть кто? уставшие тихие дети
Р.п. – нет кого? уставших тихих детей
Д.п. – петь кому? уставшим тихим детям
В.п. вижу кого? уставших тихих детей
Т.п. – играть с кем? с уставшими тихими детьми
П.п. – говорить о ком? – об уставших тихих детях
И мы видим, что наши окончания опять совпадают: детей − каких? – уставшИХ и тихИХ.
Что же нам требуется запомнить?
Падежные окончания причастий, как и падежные окончания прилагательных, зависят от вопроса и совпадают с окончаниями вопроса, который мы можем поставить от существительных.
Итак, что мы должны сделать, если нам необходимо возвести причастие в определенный падеж? Мы должны поставить к причастию вопрос от существительного. А потом внимательно посмотреть на тот вопрос, который мы поставили, и в соответствии с ним определить нужное нам окончание.
Давайте попробуем наш алгоритм в действии.
К примеру, нам нужно раскрыть скобки в предложении: «Я вижу (плачущий ребенок)». Мы должны поставить в нужной форме словосочетание с причастием. Мы помним: видеть – переходный глагол, он требует винительного падежа. Значит, вижу – кого? – ребенка. Ребенка – какого? – плачущего.
Попробуем еще раз. Он подошел (занятая бабушка). Подойти можно к кому-то. Значит, перед нами дательный падеж. Подойти – к кому? – к бабушке – к бабушке какой? – занятой.
Закрепим успех! Вы слышали (прославленный фокусник). Слышать можно не только что-то, но и о ком-то. Перед нами – предложный падеж. Слышали − о ком? – о фокуснике – о каком? – о прославленном.
videouroki.net