Окончания существительных 2 склонения по падежам таблица – 2 склонение существительных – примеры падежных окончаний имен существительных второго склонения для 4 класса

Консультация по русскому языку (4 класс) на тему: Таблица склонений (падежных окончаний) имён существительных и имён прилагательных

Падежи

Вспомогательное

слово

Вопросы

Имя существительное

Имя прилагательное

1 скл.

2 скл.

3 скл.

мн. ч.

м. р.

ср. р.

ж. р.

мн. ч.

Именительный

есть

кто?

что?

м.р., ж.р.

-а, -я

м.р. □,

ср.р.

-о, -е

ж.р. □

с Ь на конце

-ы, -и,

-а, -я

какой?

-ой, 

-ый, -ий

какое?

-ое, -ее

какая?

-ая, -яя

какие?

-ые, -ие

Родительный

нет

кого?

чего?

от, до, из, без, у, для, около, с

какого?

-ого,

-его

какого?

-ого,

-его

какой?

-ой,

-ей

каких?

-ых,

-их

-ы, -и

-а, -я

-ов, -ев, -ей, □

Дательный

дать

кому?

чему?

к, по

какому?

-ому,

-ему

какому?

-ому,

-ему

какой?

-ой,

-ей

каким?

-ым, -им

-у, -ю

-ам, -ям

Винительный

вижу

кого?

что?

в, во, на, за, про, через

какой?

-ой, 

-ый, -ий

какое?

-ое, -ее

какую?

-ую,

-юю 

каких?

-ых, -их

какие?

-ые, -ие

-у, -ю

-а, -я,

-о, -е

с Ь на конце

-ов, -ев, -ей, □,

-ы, -и,

-а, -я

Творительный

доволен

кем?

чем?

с, со, за, под, над, между, перед

каким?

-ым,

-им

каким?

-ым,

-им

какой?

-ой(ою),

 -ей(ею)

какими?

-ыми,

-ими

-ой, -ей,

-ёй

-ом, -ем

-ём

-ами,

-ями

Предложный

думаю

о ком?

о чём?

о, об, в, во, на, при

каком?

-ом, -ем

каком?

-ом, -ем

какой?

-ой, -ей

каких?

-ых, -их

-ах, -ях

nsportal.ru

Окончания падежей существительных (таблица с примерами)

Падежные окон­ча­ния имен суще­стви­тель­ных — это систе­ма сло­во­из­ме­ни­тель­ных мор­фем, соглас­но кото­рым, а так­же родо­вой при­над­леж­но­сти сло­ва́ этой части речи отно­сят к 1, 2 или 3 скло­не­нию.

Рассмотрим, какие окон­ча­ния паде­жей име­ют суще­стви­тель­ные пер­во­го, вто­ро­го и тре­тье­го скло­не­ния. Для нагляд­но­сти соста­вим таб­ли­цы падеж­ных окон­ча­ний с при­ме­ра­ми.

В совре­мен­ном рус­ском язы­ке у имен суще­стви­тель­ных раз­ли­ча­ют шесть паде­жей. Существительные изме­ня­ют­ся по паде­жам и чис­лам.

Определение

Изменение суще­стви­тель­ных по паде­жам назы­ва­ет­ся скло­не­ни­ем.

В одной и той же падеж­ной фор­ме сло­ва могут иметь раз­ные окон­ча­ния:

  • р. п. нет (чего?) машины, дерева, вещи
  • д. п. иду (к чему?) к машине, дереву, вещи.

Различия падеж­ных окон­ча­ний зави­сят от при­над­леж­но­сти суще­стви­тель­но­го к 1, 2 или тре­тье­му скло­не­нию. В одном и том же паде­же суще­стви­тель­ные одно­го и того же скло­не­ния име­ют оди­на­ко­вые окон­ча­ния неза­ви­си­мо от уда­ре­ния.

Окончания паде­жей имен суще­стви­тель­ных в фор­ме един­ствен­но­го чис­ла пред­став­ле­ны в таб­ли­це с при­ме­ра­ми:

ПадежI скло­не­ниеII скло­не­ниеIII скло­не­ние
Ок-нияПримерыОк-нияПримерыОк-нияПримеры
И. п.-а, -япого́да

бу́ря

де́душка

   , -о, -емоло­дец   

город   

крыльцо

созна­ние

   речь  

брешь   

помощь   

Р. п.-ы, -ипогоды

бу́ри

дедушки

-а, -ямолодца

города

крыльца

созна­ния

речи

бреши

помощи

Д. п.погоде

бу́ре

дедушке

-у, -юмолодцу

городу

крыльцу

созна­нию

речи

бреши

помощи

В. п.-у, -юпого́ду

бу́рю

де́душку

   ,-а, -я, -о, -емолодца

город   

крыльцо

созна­ние

   речь   

брешь   

помощь   

Т. п.-ой (-ою),
-ей (-ею)
погодой

бурей

дедушкой

-ом, -еммолодцом

городом

крыльцом

созна­нием

-ьюречью

брешью

помощью

П. п.о пого́де

о бу́ре

о  де́душке

-е, -ио молодце

о городе

о крыльце

о созна­нии

о речи

о бреши

о помощи

Узнаем, по каким при­зна­кам рас­пре­де­ля­ют­ся суще­стви­тель­ные по трем типам скло­не­ния и рас­смот­рим более подроб­но, как пра­виль­но пишут­ся окон­ча­ния паде­жей в сло­вах этой само­сто­я­тель­ной части речи.

Падежные окончания существительных 1 склонения

Первое скло­не­ние объ­еди­ня­ет суще­стви­тель­ные муж­ско­го, жен­ско­го и обще­го рода с окон­ча­ни­ем -а/-я в началь­ной фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го чис­ла:

  • стар­шина, дядя
  • слава, гиря
  • злюка, соня.

Ударные окон­ча­ния суще­стви­тель­ных не доста­вят сомне­ний в напи­са­нии. Рассмотрим без­удар­ные окон­ча­ния имен суще­стви­тель­ных 1 скло­не­ния.

Чтобы не оши­бить­ся в напи­са­нии бук­вы «е» или «и» в фор­мах роди­тель­но­го, датель­но­го и пред­лож­но­го паде­жа един­ствен­но­го чис­ла, вос­поль­зу­ем­ся словом-подсказкой «коса́», кото­рое име­ет удар­ные окон­ча­ния.

Понаблюдаем:

  • и. п. (что?) кни́га, коса́
  • р. п. нет (чего?) кни́ги, косы́
  • д. п. дам (чему?) кни́ге, косе́
  • в. п. вижу (что?) кни́гу, косу́
  • т. п. любу­юсь (чем?) кни́гой, косо́й
  • п. п. расска­жешь (о чём?) о кни́ге, о косе́.

Склонение существительных с конечным сочетанием -ия

Особое вни­ма­ние заслу­жи­ва­ют падеж­ные окон­ча­ния суще­стви­тель­ных жен­ско­го рода пер­во­го скло­не­ния с конеч­ным соче­та­ни­ем букв -ия:

  • гео­мет­рия
  • дик­ция
  • фее­рия

Такие сло­ва име­ют  окон­ча­ния , а не в фор­мах датель­но­го и пред­лож­но­го паде­жа един­ствен­но­го чис­ла.

Понаблюдаем:

  • и. п. (что?) стра­те­гия, стра­те­гии
  • р. п. нет (чего?) стра­те­гии, стра­те­гий   
  • д. п. стрем­люсь (к чему?) к стра­те­гии, к стра­те­гиям
  • в. п. изу­чаю (что?) стра­те­гию, стра­те­гии
  • т. п. инте­ре­су­ем­ся (чем?) стра­те­гией, стра­те­гиями
  • п. п. рас­ска­жешь (о чём?) о стра­те­гии, о стра­те­гиях

Окончания падежей существительных 2 склонения

Ко вто­ро­му скло­не­нию при­над­ле­жат суще­стви­тель­ные муж­ско­го рода с нуле­вым окон­ча­ни­ем и сред­не­го рода с окон­ча­ни­ем -о/-е:

  • край   , порог   , слой   , иней   
  • шило, яблоко, море, поле.

Обратим на осо­бен­но­сти скло­не­ния суще­стви­тель­ных муж­ско­го рода с конеч­ным бук­во­со­че­та­ни­ем -ий (алю­ми­ний, сана­то­рий) и суще­стви­тель­ных сред­не­го рода, закан­чи­ва­ю­щих­ся на -ие (опре­де­ле­ние, созвез­дие). Такие сло­ва в фор­ме пред­лож­но­го паде­жа име­ют окон­ча­ние , а не типич­ное окон­ча­ние , как все суще­стви­тель­ные вто­ро­го скло­не­ния.

Сравним с удар­ны­ми падеж­ны­ми окон­ча­ния суще­стви­тель­но­го муж­ско­го рода «огонь»:

  • и. п. (что?) ого́нь   , сомне­ние, (кто?) ге́ний   
  • р. п. нет (чего?) огня́, сомне­ния, (кого?) гения
  • д. п. (чему?) огню, сомне­нию, (кому?) гению
  • в. п. (что?) огонь   , сомне­ние, (кого?) гения
  • т. п. (чем?) огнём, сомне­нием, (кем?) гением
  • п. п. (о чём?) об огне́, о сомне­нии, (о ком?) о гении

Это напи­са­ние окон­ча­ния пред­лож­но­го паде­жа опре­де­ля­ем по преды­ду­щей бук­ве «и» в осно­ве слов:

  • гер­барий — о гер­ба­рии;
  • ком­мен­тарий — в ком­мен­та­рии;
  • созвездие — о созвез­дии;
  • теле­ви­дение — на теле­ви­де­нии.

3 склонение существительных

Третье скло­не­ние состав­ля­ют суще­стви­тель­ные жен­ско­го рода с мяг­кой осно­вой и с осно­вой на шипя­щий (ж, ч, ш, щ), обо­зна­чен­ные мяг­ким зна­ком, с нуле­вым окон­ча­ни­ем:

  • льня­ная ткань   
  • дол­гая болезнь   
  • непро­хо­ди­мая грязь   
  • дале­кая пустошь   
  • густая рожь    
  • наша помощь   
  • ост­рая горечь   .

Особенностью скло­не­ния этих суще­стви­тель­ных явля­ет­ся чаще все­го без­удар­ное окон­ча­ние в трех паде­жах: роди­тель­ном, датель­ном и пред­лож­ном.

Понаблюдаем:

  • и. п. (что?) ве́тошь   
  • р. п. край (чего?) ве́тоши
  • д. п. тянусь (к чему?) к ве́тоши
  • в. п. беру (что?) ве́тошь   
  • т. п. про­трем ( чем?) ве́тошью
  • п. п. нуж­да­ем­ся (в чём?) в ве́тоши

Рассмотрим, какие падеж­ные окон­ча­ния име­ют суще­стви­тель­ные трех скло­не­ний в фор­мах мно­же­ствен­но­го чис­ла.

Окончания падежей существительных в форме множественного числа

ПадежI скло­не­ниеII скло­не­ниеIII скло­не­ние
Ок-нияПримерыОк-нияПримерыОк-нияПримеры
И. п.-ы, -итравы

деревни

тёти

-а, -я, -ы, -иболота

моря

стволы

школь­ники

новости

но́чи

ры́си

Р. п.    трав   

дереве́нь   

тёть    

-ов, -ей,   болот   

стволов

морей

школь­ников

-ейновостей

ночей

рысей

Д. п.-ам, -ямтравам

деревням

тётям

-ам, -ямболотам

стволам

морям

школь­никам

-ям, -амновостям

ночам

рысям

В. п.-ы, -и,    травы

деревни

тёть   

-а, -я, -ы, -и, ей, -овболота

моря

стволы

гвозди

коней

школь­ников

-и, -ейновости

ночи

рысей

Т. п.-ами, -ямитравами

деревнями

тётями

-ами, -ямиболотами

стволами

морями

школь­никами

-ами, -яминовостями

ночами

рысями

П. п.-ах, -яхо травах

о деревнях

о тётях

-ах, -яхо болотах

на стволах

о морях

о школь­никах

-ах, -яхо новостях

о ночах

о рысях

Правописание безударных падежных окончаний

Правописание без­удар­ных падеж­ных окон­ча­ний имен суще­стви­тель­ных зави­сит от их скло­не­ния. Чтобы пра­виль­но выбрать без­удар­ное окон­ча­ние «е» или «и» в фор­мах роди­тель­но­го, датель­но­го и пред­лож­но­го паде­жа един­ствен­но­го чис­ла суще­стви­тель­ных, вос­поль­зу­ем­ся сле­ду­ю­щим алго­рит­мом:

  • поста­вим суще­стви­тель­ное в началь­ную фор­му един­ствен­но­го чис­ла И. п.;
  • по родо­вой при­над­леж­но­сти и окон­ча­нию опре­де­лим тип скло­не­ния;
  • опре­де­лим нуж­ные окон­ча­ния суще­стви­тель­но­го по паде­жам, под­ста­вив вме­сто него соот­вет­ству­ю­щее опор­ное сло­во, как пока­за­но на при­ме­рах в таб­ли­це.
СклонениеОпорное сло­воПримеры
1 скло­не­ниевол­на́став­ня (р.п. нет ста́вни/волны́,

д.п. ста́вне/волне́,

п.п. о ста́вне/о волне́)

2 скло­не­ниестоллебедь (о столе́/о ле́беде – п.п.)
3 скло­не­ниелюбовьречь ( любви́/ ре́чи –р. п., д. п., п. п.)
Разносклоняемые суще­стви­тель­ные на -мяпуть (для р. п., д. п., п. п.)вре­мя (пути́/вре́мени – р. п., д. п, п.п.)

Видеоурок «Правописание падежных окончаний имён существительных (4 класс)»

russkiiyazyk.ru

Имена существительные 2 склонения — таблица окончаний с примерами

Русский язык во всем мире считается сложным для изучения. Такой неформальный статус этот предмет заслужил по причине обилия нелегких тем, различных правил. Второе склонение имен существительных – не исключение. Эта тема изучается при прохождении школьной программы 3-х и 4-х классов.

Склонение – изменение формы слова путем меняющегося окончания, изредка – добавления суффикса, зависящее от падежа, в котором существительное находится.

Особенности существительных 2-го склонения

2 склонение существительных относит к себе имена мужского рода с нулевым окончаниеми среднего рода на -о, -е:

  • Лист – пример части речи мужского рода с нулевым окончанием
  • Окно – пример части речи среднего рода, оканчивающийся на
  • Зарубежье – пример части речи среднего рода, оканчивающийся на

Таблица падежных окончаний

Для наглядности изменения окончаний имен существительных 2 склоненияниже приведены две таблицы.

Мужской род

ПадежЕдинств. числоМнож. число
ИменительныйВолк
Карандаш
Календарь
Рюкзак
Дом
Волки
Карандаши
Календари
Рюкзаки
Дома
РодительныйВолка
Карандаша
Календаря
Рюкзака
Дома
Волков
Карандашей
Календарей
Рюкзаков
Домов
ДательнйВолку
Карандашу
Календарю
Рюкзаку
Дому
Волкам
Карандашам
Календарям
Рюкзакам
Домам
ВинительныйВолка
Карандаш
Календарь
Рюкзак
Дом
Волков
Карандаши
Календари
Рюкзаки
Дома
ТворительныйВолком
Карандашем
Календарем
Рюкзаком
Домом
Волками
Карандашами
Календарями
Рюкзаками
Домами
ПредложныйО волке
О карандаше
О календаре
О рюкзаке
О доме
О волках
О карандашах
О календарях
О рюкзаках
О домах

Средний род

ПадежЕдинств. числоМнож. число
ИменительныйСтекло
Молоко
Горе
Море
Стекла
Молоко
Горе
Моря
РодительныйСтекла
Молока
Горя
Моря
Стекол
Морей
ДательныйСтеклу
Молоку
Горю
Морю
Стеклам
Морям
ВинительныйСтекло
Молоко
Горе
Море
Стекла
Моря
ТворительныйСтеклом
Молоком
Горем
Морем
Стеклами
Морями
ПредложныйО стекле
О молоке
О горе
О море
О стеклах
О морях

Случаи вариантных окончаний

Каждое слово, находящееся в одном и том же падеже, имеет неизменное окончание – это логичный вывод. Однако русский язык включает отступления от правил, окончания при аналогичном падеже и одинаковом смысловом значении могут быть разными.

Добавить перца – добавить перцу. Значение обоих словосочетаний не меняется, задаваемый вопрос остается одинаковым, но концовка части речи принимает разную форму. Вариант с окончанием (перцу) выглядит непривычно, зачастую применяется при использовании разговорного, неформального стиля общения или письма, но не является грамматической ошибкой.

Стандартное написание называют основнымдобавить перца.

Случай с возможностью изменить последнюю частицу слова называют вариантнымдобавить перцу.

Кроме вышеуказанного случая, для дополнительного примера приведены следующие словосочетания:

  • Отсыпать гороха – отсыпать гороху

Также подобные случаи часто употребляются при использовании фразеологизмов:

  • Собирать с миру по нитке, обсудить с глазу на глаз

Чередование суффиксов в основе

Русский язык имеет отдельные группы слов, суффикс которых в разных падежах и формах (единственного и множественного числа) способен менять форму, исчезать или добавляться. Это явление называется чередованием суффиксов в основе и происходит, как правило, при образовании множественного числа. Большая часть слов русского языка, которые обладают подобным свойством – существительные 2 склонения. Для закрепления этого понятия ниже даны примеры для нескольких отдельных групп.

Формы на -ья

Отдельные существительные во множественном числе способны образовывать две формы путем изменения окончания. При этом различия могут быть не только в написании, но и в значении слова:

  • Лист – листы – листья
  • Камень – камни – каменья

В первом случае слова во множественном числе различны не только стилистически, но и по смыслу. Листы – альбомные листы, листья – опавшие листья. Второй же случай различается только по написанию.

Суффикс -анин, -янин

Слова из числа 2 склонения существительных с таким суффиксом используются при классификации людей по национальному признаку либо по месту жительства (исключение – семьянин):

  • Селянин
  • Россиянин
  • Горожанин

Во множественном числе частица -ин теряется

  • Селяне
  • Россияне
  • Горожане

Суффикс -онок, -енок

Эта частица встречается в словах 2-го склонения, которыми называют детенышей животных (ягненок, утенок, котенок). Исключение – масленок, опенок. Производные во множественном числе теряют суффиксы -онок, -енок, но приобретают частицы слова -ат, -ят. Например:

  • Ягненок – ягнята
  • Котенок– котята

Родительный падеж характеризуется отсутствием окончания имен существительных.

  • Кого? – Ягнят
  • Кого? – Котят

Суффикс -оночек, -еночек

Подобные частицы встречаются в словах, которые имеют уменьшительно-ласкательную форму (ягненочек, котеночек). При образовании множественного числа суффикс -оночек, -еночек меняет свою форму на -ат(о)к, -ят(о)к:

  • Ягненочек – ягняток
  • Котеночек– котяток

kakpishem.ru

Окончания по падежам

Склоне́ние – это изменение слова по падежам.

В русском языке есть шесть падежей.

Информация по падежам и окончаниям существительных разного склонения – в таблице:

ПадежВопросыВозможные предлогиОкончание
Ед. числоМнож. число
I
склонение
II
склонение
III
склонение
Имени́тельный(есть) кто? что?-а, -я–, -о, -е-ы, и, -а, -я
Роди́тельный(нет) кого́? чего́?без, у, до, от, с, о́коло, из, во́зле, по́сле, для, вокру́г-ы, -и-а, -я–, -ов, ев, -ей
Да́тельный(даю́) кому́? чему́?к, по-е, -и-у, -ю-ам, -ям
Вини́тельный(виню́, ви́жу) кого́? что?в, за, на, про, че́рез-у, -ю-о, -е–, -ы, -и, а, -я, -ей
Твори́тельный(творю́, горжу́сь) кем? чем?за, над, под, пе́ред, с-ой (-ою), ей (-ею)-ом, -ем-ами, -ями
Предло́жный(ду́маю) о ком? о чём?в, на, о, об, о́бо, при-е, -и-е, -и-ах, -ях

В русском языке три типа склонения существительного.

Пе́рвое склоне́ниеВторо́е склоне́ниеТре́тье склоне́ние
все слова мужского и женского рода на -а, -явсе остальные слова мужского и среднего рода все остальные слова женского рода
в ед. числе-а, -яв муж. роде – согласный и -ь
в ср. роде -о, -е
во множ. числе-ы, -и-а, -я, -ы, -и
примеры словма́ма па́па стена́ ли́ния тётя дя́дяроя́ль нож окно́ мо́реночь дочь пасте́ль

I склонение:

ПадежОкончание
Ед. числоМнож. число
Имени́тельный-а, -я-ы, и
Роди́тельный-ы, -и–, -ей
Да́тельный-е, -и-ам, -ям
Вини́тельный-у, -ю–, -ы, -и, -ей
Твори́тельный-ой (-ою), ей (-ею)-ами, -ями
Предло́жный-е, -и-ах, -ях
ед. числомнож. числоед. числомнож. число
И.кто?па́папа́пычто?ра́нара́ны
Р.кого?па́пыпапчего?ра́ныран
Д.кому?папепа́памчему?ра́нера́нам
В.кого?па́пупапчто?ра́нура́ны
Т.кем?па́пойпа́памичем?ра́намира́ны
П.о ком?о па́пео па́пахо чём?о ра́нео ра́нах
ед. числомнож. числоед. числомнож. число
И.кто?дя́дядя́дичто?ви́шняви́шни
Р.кого?дя́дидя́дейчего?ви́шниви́шен
Д.кому?дя́дедя́дямчему?ви́шневи́шням
В.кого?дя́дюдя́дейчто?ви́шнюви́шни
Т.кем?дя́дейдя́дямичем?ви́шнейви́шнями
П.о ком?о дя́део дя́дяхо чём?о ви́шнео ви́шнях

Обрати внимание!

Если существительное I склонения оканчивается на -ия, то в дательном и предложном падежах пишется окончание -и. Это касается и имён собственных на -ия:

ед. числомнож. число
И.кто?Мари́ячто?ли́ния
Д.кому?Мари́ичему?ли́нии
П.о ком?о Мари́ио чём?о ли́нии
 
И.кто?Фра́нциячто?исто́рия
Д.кому?Фра́нциичему?исто́рии
П.о ком?о Фра́нциио чём?об исто́рии

II склонение:

ПадежОкончание
Ед. числоМнож. число
Муж. род
Ср. род
Имени́тельный-о, -е-а, -я, -ы, -и
Роди́тельный-а, -я–, -ов, -ев, -ей
Да́тельный-у, -ю-ам, -ям
Вини́тельный-о, -е-а, -я, -ы, -и
Твори́тельный-ом, -ем-ами, -ями
Предло́жный-е, -и-ах, -ях
ед. числомнож. числоед. числомнож. число
И.кто?конько́ничто?дива́ндива́ны
Р.кого?коня́коне́йчего?дива́надива́нов
Д.кому?коню́
коня́м
чему?дива́нудива́нам
В.кого?коня́коне́йчто?дива́ндива́ны
Т.кем?конёмконя́мичем?дива́номдива́нами
П.о ком?о коне́о коня́хо чём?о дива́нео дива́нах
ед. числомнож. числоед. числомнож. число
И.кто?о́блакооблака́что?мо́реморя́
Р.кого?о́блакаоблако́вчего?мо́ряморе́й
Д.кому?о́блакуоблака́мчему?мо́рюморя́м
В.кого?о́блакооблака́что?мо́реморя́
Т.кем?о́блакомоблака́мичем?мо́ремморя́ми
П.о ком?об обла́кеоб облака́хо чём?о мо́рео моря́х
ед. числомнож. число
И.что?музе́ймузе́и
Р.чего?музе́ямузе́ев
Д.чему?музе́юмузе́ям
В.что?музе́ямузе́и
Т.чем?музе́еммузе́ем
П.о чём?о музе́ео музе́ях

Обрати внимание!

Если существительное II склонения оканчивается на -ий или -ие, то в предложном падеже единственного числа пишется окончание -и:

ед. числоед. числоед. число
И.кто?Васи́лийчто?жре́бийИ.что?дове́рие
П.о ком?о Васи́лиио чём?о жре́бииП.о чём?о дове́рии

III склонение:

ПадежОкончание
Ед. числоМнож. число
Имени́тельный
Роди́тельный-ей
Да́тельный-ам, -ям
Вини́тельный
Твори́тельный -ами, ями
Предло́жный-ах, -ях
ед. числомнож. числоед. числомнож. число
И.кто?мышьмы́шичто?тканьтка́ни
Р.кого?мы́шимыше́йчего?тка́нитка́ней
Д.кому?мы́шимыша́мчему?тка́нитка́ням
В.кого?мышьмыше́йчто?тканьтка́ни
Т.кем?мы́шьюмыша́мичем?тка́ньютка́нями
П.о ком?о мы́шио мыша́хо чём?о тка́нио тка́нях

Осторожно, орфография!

В именительном падеже единственного числа после шипящих (ж, ш, ч, щ) у существительных женского рода III склонения на конце пишется -ь, а у существительных мужского рода II склонения -ь не ставится:

III скл.III скл.II скл.II скл.
И.кто?дочьчто?ночьИ.кто?грач_И.что?нож_

Также не ставится -ь после шипящих на конце существительных женского рода I склонения в родительном падеже множественного числа:

ед. числомнож.числоед. числомнож.число
И.что?да́чада́чиИ.что?ро́щаро́щи
Р.чего?да́чидач_Р.чего?ро́щирощ

В русском языке есть существительные, которые сохраняют одну форму во всех падежах и числах. Это неизменяемые существительные. Почти все они пришли из других языков.

www.ruspeach.com

2 склонение имен существительных (70 примеров)

Все сло­ва, назы­ва­ю­щие пред­мет, в рус­ском язы­ке в основ­ном при­над­ле­жат трем скло­не­ни­ям. В этой ста­тье пой­дет речь о суще­стви­тель­ных вто­ро­го скло­не­ния, к кото­ро­му отне­сем, во-первых, сло­во муж­ско­го рода «под­ма­сте­рье». Сюда при­со­еди­нят­ся суще­стви­тель­ные муж­ско­го рода с нуле­вым окон­ча­ни­ем, неко­то­рые из них име­ют осно­ву на -ей, -ой, -ий, -ай:

  • иней  , хок­кей  , соло­вей  , воро­бей  , лицей  , сухо­вей  , герой  , кон­вой  ;
  • алю­ми­ний  , гений  , натрий  , сана­то­рий  , роза­рий  ;
  • согля­да­тай  , хода­тай  , гор­но­стай  , край  , сарай  .

При изме­не­нии по паде­жам у этих слов появ­ля­ет­ся окон­ча­ние:

  • нет инея — йне[й-а];
  • вос­хи­ща­юсь гением — гени[й-э]м;
  • читаю о хок­кее — хокке[й-э].
Мужской родСредний род
Ед. чис­лоМн. чис­лоЕд. чис­лоМн. чис­ло
И. п.Актер,

Лес,

Спектакль,

Гербарий

Актеры,

Леса,

Спектакли,

Гербарии

Ведро,

Поле,

Орудие

Ведра,

Поля,

Орудия

Р. п.Актера,

Леса,

Спектакля,

Гербария

Актеров,

Лесов,

Спектаклей,

Гербариев

Ведра,

Поля,

Орудия

Ведер,

Полей,

Орудий

Д. п.Актеру,

Лесу,

Спектаклю,

Гербарию

Актерам,

Лесам,

Спектаклям,

Гербариям

Ведру,

Полю,

Орудию

Ведрам,

Полям,

Орудиям

В. п.Актера,

Лес,

Спектакль,

Гербарий

Актеров,

Леса,

Спектакли,

Гербарии

Ведро,

Поле,

Орудие

Ведра,

Поля,

Орудия

Т. п.Актером,

Лесом,

Спектаклем,

Гербарием

Актерами,

Лесами,

Спектаклями,

Гербариями

Ведром,

Полем,

Орудием

Ведрами,

Полями,

Орудиями

П. п.Об актере,

О лесе,

О спек­такле,

О гер­ба­рии

Об актерах,

О лесах (в лесу)

О спек­таклях,

О гер­ба­риях

О ведре,

О поле,

Об ору­дии

О ведрах,

О полях,

Об ору­диях

Существительные 2-го склонения мужского рода

Продолжим спи­сок при­ме­ра­ми слов муж­ско­го рода с мяг­кой осно­вой:

  • гвоздь  
  • вождь  
  • табель  
  • тюль  
  • тополь  
  • рояль  
  • пароль  
  • биб­лио­те­карь  
  • шам­пунь  .

Не обой­дем вни­ма­ни­ем неоду­шев­лен­ные суще­стви­тель­ные муж­ско­го рода, име­ю­щие в сво­ем соста­ве суф­фик­сы -ишк-, -ушк- с окон­ча­ни­ем :

  • заборишко
  • сун­дучишко
  • носишко
  • городишко
  • рублишко
  • умишко
  • хлебушко.

Существительные второго склонения среднего рода

К суще­стви­тель­ным 2 скло­не­ния отне­сем сло­ва сред­не­го рода с окон­ча­ни­я­ми -о, -е.

Примеры

  • лето, озе­ро, оде­я­ло, доб­ро, небо, обла­ко, заре­во, сено, вой­ско, село, блю­до;
  • сча­стье, здо­ро­вье, побе­ре­жье, при­мо­рье, варе­нье, уще­лье, пере­пу­тье, под­по­лье, вер­хо­вье;
  • учи­ли­ще, хра­ни­ли­ще, пожа­ри­ще, полот­ни­ще, леж­би­ще, чудо­ви­ще, уди­ли­ще, стра­ши­ли­ще;
  • соле­ние, заяв­ле­ние, про­буж­де­ние, бед­ствие, уме­ние, путе­ше­ствие, созвез­дие.

Дополнительный мате­ри­ал

Видеоурок

russkiiyazyk.ru

Падежные окончания имен существительных

В русском языке существует 3 склонения имён существительных. В одном и том же падеже у имён существительных могут быть разные окончания, если эти имена существительные относятся к различным склонениям.

  • К 1-му склонению относятся имена существительные женского и мужского рода с окончаниями -а, -я в именительном падеже: сосна, вода, дедушка.
  • К 2-му склонению относятся имена существительные мужского и среднего рода с нулевым окончанием: дом, конь — и имена существительные среднего рода с окончаниями -о, -е в именительном падеже: поле, окно.
  • К 3-му склонению относятся имена существительные женского рода с нулевым окончанием в именительном падеже: степь, рожь.

Чтобы определить, к какому склонению относится имя существительное, его надо поставить в форму именительного падежа, единственного числа.

У имен существительных разные склонений разные падежные окончания. Если окончание ударное: (у) реки, (на) тропе, ошибку при его написании сделать нельзя. А как верно написать безударное окончание в именах существительных (у) речки, (по) тропке? Для этого надо знать, к какому склонению относится имя существительное и в каком падеже оно стоит.

Безударные падежные окончания имён существительных — это орфограмма.

У всех имён существительных одного и того же склонения в одном и том же падеже должны быть одинаковые окончания.

Падежные окончания имён существительных 1-го склонения

ПадежОкончание
И.п.-а, -я
Р.п.-ы, -и
Д.п.
В.п.-у, -ю
Т.п.-ой, -ей (-ою, -ею)
П.П.

Труднее всего верно написать безударные окончания родительного, дательного и предложного падежей: без ударения они звучат одинаково.

Существует 2 способа, которые помогут верно написать безударные окончания имени существительного.

Первый способ. Поставьте вопрос к имени существительному, по вопросу определите его падеж. Вспомните, какое окончание имеет имя существительное данного склонения в этом падеже.

Идти (по чему?) по тропинке. (По) тропинке — имя существительное 1-го склонения, в дательном падеже -> имеет окончание -е.

Свернуть (с чего?) с тропинки. (С) тропинки- имя существительное 1-го склонения, в родительном падеже -> имеет окончание -и.

Второй способ. Используйте слово-помощник. Для этого подбери к данному имени существительному другое имя существительное того же склонения, но с ударным окончанием. Поставьте подобранное имя существительное на место имени существительного с безударным окончанием. Вспомните, что ударные и безударные окончания пишутся одинаково.

Идти по тропинке — (по) тропинке — имя существительное 1-го склонение с безударным окончанием. Подбираем слово-помощник. Идти по траве — (по) траве — имя существительное 1-го склонения с ударным окончанием. Значит, в слове (по) тропинке тоже нужно написать окончание -е.

Падежные окончания имён существительных 2-го склонения

ПадежОкончание
И.п., -о, -е
Р.п.-а, -я
Д.п.-у, -ю
В.п., -я, -о, -е
Т.п.-ом, -ем
П.п.

Труднее всего верно написать безударное окончание -е в предложном падеже, а также окончание в творительном падеже. Надо запомнить, какие окончания бывают у имён существительных в этом падеже: -ом, -ем, -ём.

Для существительных 2-го склонения словами помощниками являются слова конь и окно. У этих имён существительных ударные окончания: о коне, на окне, с конём, за коном.

У некоторых имён существительных мужского рода 2-го склонения в предложном падеже может быть или окончание -у(-ю), или окончание -е: (где? в чём?) в лесу — (о чём) о лесе.

Падежные окончания имён существительных 3-го склонения

ПадежОкончание
И.п.
Р.п.
Д.п.
В.п.
Т.п.
П.П.

Труднее всего верно написать безударное окончание -и в родительном, дательном и предложном падежах.

Окончания -е у имён существительных 3-го склонения вообще нет.

Для проверки безударных окончаний имён существительных 3-го склонения можно использовать слово с ударным окончанием. Например, рожь, грудь.

shkolnaiapora.ru

Конспект урока по русскому языку ПАДЕЖНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ 2 СКЛОНЕНИЯ

Неделя начальной школы

27 января 2016 год

4 Е класс учитель Космынина С. А.

Русский язык

Падежные окончания имён существительных 2-го склонения.

Цели урока:

повторить признаки имён существительных 2-го склонения;

развивать умение писать безударные падежные окончания существительных 2-го склонения.

Формируемые УУД:

познавательные – умение выполнять логические операции сравнения, сопоставления;

выделение свойства из системы функциональных свойств объекта;

коммуникативные – речевое отображение содержания совершаемых действий, перенос во внутренний план умственных действий и понятий;

регулятивные – соотнесение результата своей деятельности с целью и его оценивание;

личностные – осознанное, уважительное отношение к культуре, языкам, ценностям народов мира.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II.Актуализация знаний.

  1. Чистописание.

— Запишите, продолжив закономерность: Об Бо.

— Дайте характеристику буквам.

2) Словарные слова: огород, облако, одежда.

— Что общего в этих словах? (нач. на о, 3 слога, имена сущ.)

— В чём различие? (ударение, склонение, род)

3) Работа над предложением.

Около дома шустрый Андрейка

Поливал цветы из лейки.

— Какую работу можно выполнить в этом предложении? (определить части речи, найти грамматическую основу, определить склонение сущ.)

— Охарактеризуйте предложение. (повествовательное,

распространённое, невосклицательное)

— Найдите грамматическую основу. (у доски)

— Определите склонение имён существительных.

— По какому признаку вы определяли склонение? (по роду)

4) Работа по карточкам. Определить падеж и склонение имён

существительных.

Идёт по дорожке (Д. п. 1 скл.), сел в самолёт (В. п. 2 скл.), выглянул из окна (Р. п. 2 скл.), загудел ветер (И. п. 2 скл.), любовался картиной (Т. п. 1 скл.), говорить о друге (П. п. 2 скл), решать на доске (П. п. 1 скл.).(взаимопроверка)

5) Задание повышенной сложности. Работа в парах.

Подчеркнуть имена существительные, которые в Р. п. мн. ч. имеют нулевое окончание.

Помидоры, яблоки, столы, места, озёра, поля, растения.

(нет чего?) помидоров, яблок, столов, мест, озёр, полей, растений)

III. Самоопределение к деятельности.

— Какое склонение имеют эти существительные? (2 скл.)

— Как определили?

— Сформулируйте тему урока. (Падежные окончания имён существительных 2- скл.).

IV. Работа по теме урока.

  1. Работа по учебнику. (упр. 44)

— Какие падежные окончания имеют имена существительные 2- скл.?

— Определить, ударные или безударные окончания у существительных из упр. 45? (устно)

— Подумайте, в каких падежных окончаниях можно допустить ошибку? (в безударных)

— Просклоняйте письменно имена существительные дождь, свист, море.

И. п. дождь, свист, море

Р. п. дождя, свиста, моря

Д. п. дождю,свисту, морю

В. п. дождь, свист, море

Т. п. дождём, свистом, морем

П. п. о дожде, о свисте, о море

— При склонении каких сущ. может возникнуть проблема (свистом, морем,

т. к. безуд. окончание).

— Назовите грамматические признаки слов, которые вы просклоняли?

(это имена сущ. м. р. и ср. р.)

— Какие окончания они имеют?

— Были ли затруднения в написании падежных окончаний?

— Сделайте вывод, глядя на таблицу из упр. 44.

— Как вы думаете, почему я вам посоветовала обратить внимание на таблицу?

— В каких падежах, по вашему, можно сделать ошибку?

V. Физкультминутка.

VI. Рефлексия.

Работа по учебнику упр. 46.

— Напишите безударные падежные окончания, поставьте вопрос и

определите падеж имён существительных.

(Взаимопроверка. Оценивание.)

VII. Подведение итогов урока.

— Расскажите, какие сущ. относятся ко 2-му скл. Приведите примеры.

— Как пишутся ударные и безударные падежные окончания сущ.?

— Как проверить безударные окончания?

Домашнее задание.

Учебник упр. 50.

infourok.ru

0 comments on “Окончания существительных 2 склонения по падежам таблица – 2 склонение существительных – примеры падежных окончаний имен существительных второго склонения для 4 класса

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *