Орфограмма в корне слова примеры 2 класс – Памятка «Орфограммы корня» 2 класс скачать

Памятка по орфограммам 2 класс

1. ГЛАСНЫЕ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ.      Запомни: ча-ща пиши с буквой а, чу-щу с буквой у, жи-ши с буквой и.  Выпиши слово правильно, пиши  орфограмму  зелёной ручкой.   
Делай так: задача 

 2. Ь НА КОНЦЕ И В СЕРЕДИНЕ   СЛОВА(обозначает мягкость согласного).

      Выпиши слово правильно. Покажи, мягкость какого согласного показывает мягкий знак. Запиши ещё 2 слова на это правило. 
Делай так: пень, тень, пальто
3. РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЯГКИЙ ЗНАК (Ь)       Запомни: разделительный мягкий знак пишется в  корне после согласных перед гласными: е, ё, и, ю, я. Выпиши слово правильно, покажи, какие буквы разделяет Ь. Запиши еще 2 слова на    это правило. 
Делай так: в ь юга, лист ь я, солов ь и. 4. РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ТВЕРДЫЙ ЗНАК (Ъ)       Запомни: разделительный твердый знак (ъ) пишется после   приставок, которые оканчиваются на согласную,  перед буквами: е, ё, я.
Выпиши слово правильно, выдели приставку, покажи разделение, рядом напиши ещё 2-3 слова с этой же орфограммой.

Делай так: под ъ ём, об ъ явление, под ъ езд.

5. СОЧЕТАНИЯ ЧК,ЧН,ЧТ,НТ,НЩ,ЩН,СТ,СН,ЗД

Запомни: В сочетаниях ЧК,ЧН,ЧТ,НТ,НЩ,ЩН,СТ,СН,ЗД мягкий знак НЕ пишется. Выпиши слово правильно, пиши  орфограмму  зелёной ручкой, запиши ещё 2-3 слова с ней. Делай так: кочка, листик, гонщик. 6. БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ В СЛОВЕ, ПРОВЕРЯЕМАЯ УДАРЕНИЕМ.     Запомни: чтобы проверить безударную гласную в корне, надо изменить слово или подобрать однокоренное ТАК, чтобы безударная гласная стала ударной.   Запиши слово правильно, рядом напиши проверочное слово, выдели корень, покажи сильную и слабую позицию гласного. Делай так: волна — волны, морской — море 7. БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ, НЕПРОВЕРЯЕМАЯ УДАРЕНИЕМ ( слово из словаря).       Напиши слово, в котором ошибся, правильно 3 раза, пиши  букву, в которой ошибся, зелёной ручкой.   З
апомни, как пишется это слово!
Делай так : ребята, ребята, ребята. 8. ПАРНЫЕ ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ. Запомни: чтобы проверить парную согласную, надо изменить слово или подобрать однокоренное ТАК, чтобы после согласного стояла гласная или  буква Н. запиши слово, допиши проверочное слово, покажи сильную и слабую позицию согласного. Делай так : мороз — морозы, ягодка — ягодный. 9. ПРАВОПИСАНИЕ НЕПРОИЗНОСИМЫХ   СОГЛАСНЫХ.    Запомни: чтобы проверить непроизносимую  согласную в корне слова, надо подобрать ТАКОЕ однокоренное слово, в котором проверяемая согласная слышалась бы отчетливо.     Запиши слово, подбери к нему несколько  родственных слов. Запиши их, выдели корень. Проверь непроизносимую согласную, покажи сильную и слабую позицию. Делай так: Звёздный —  звезда — -звёздочка        10. УДВОЕННЫЕ СОГЛАСНЫЕ В СЛОВЕ.
       Запомни: при переносе слов с удвоенными согласными одну букву оставляют на строке, а другую переносят. Выпиши слово правильно. Запиши еще два слова с удвоенными согласными, пиши эти согласные зелёным цветом. Запомни слова и запиши ещё раз, разделив ВСЕ слова для переноса. Делай так: группа, утренний, коллектив   груп-па, утрен-ний, кол-лектив. 11.БОЛЬШАЯ БУКВА, ЗНАК В КОНЦЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.       Запомни: начало предложения пишется с большой ( заглавной) буквы. В конце повествовательного предложения ставится точка (.), в конце  вопросительного — вопросительный знак (?), в конце восклицательного предложения ставится восклицательный знак (!)) Выпиши предложение правильно, зелёной ручкой пиши его начало и знак в конце. 
Делай так: Выпал пушистый снег.   или  Ты идёшь в школу? 12. БОЛЬШАЯ БУКВА В ИМЕНАХ СОБСТВЕННЫХ.      Запомни: имена, отчества и фамилии людей, клички животных, названия стран, городов, морей, рек, гор, деревень, улиц пишутся с большой (заглавной) буквы.
 Выпиши слово правильно. Первую букву пиши зелёной ручкой. Напиши еще 3-5 различных имен собственных. Делай так : Илья, Лена, Андрей, Москва, Киев.

dyakova-natalia.blogspot.com

Индивидуальные карточки по русскому языку на тему «Орфограммы в корне слова» (2 класс)

Выбери букву, обозначающую безударный гласный звук или парный согласный звук (лишнюю зачеркни). Докажи правильность своего выбора (напиши проверочное слово).

м(о,а)ря- _____________________

сл(о,а)ны — ______________________

тру(б,п)ка — _____________________

оши(п,б)ка — _____________________

н(а,о)чные — ____________________

кни(ш,ж)ка — _____________________

пл(о,а)хой — _____________________

голо(д,т) — ______________________

су(т,д) — ______________________

б(о,а)льные- ____________________

з(и,е)мля — _____________________

ло(ж,ш)ка — _____________________

стр(и,е)ла — _____________________

моро(с,з) — ______________________

гла(с,з)ки — ______________________

с(и,е)неют- _____________________

з(и,е)муют — ___________________

сб(и,е)жать — ___________________

бли(с,з)кий- _____________________

п(и,е)ро — ___________________

Выбери букву, обозначающую безударный гласный звук или парный согласный звук (лишнюю зачеркни). Докажи правильность своего выбора (напиши проверочное слово).

м(е,и,)довый- ___________________

в(о,а)лна — ______________________

кру(ш,ж)ка — _____________________

слё(з,с)ки — ______________________

т(и,е)рять- _____________________

гри(б,п)ки — _____________________

с(и,е)лач — _____________________

вра(г,к) — ______________________

ду(т,д)ка — ______________________

л(е,и)пучка — ____________________

б(е,и)лила — _____________________

но(ж,ш)ка — _____________________

пр(е,и,я)мые — ___________________

наро(д,т) — ______________________

голу(п,б)ка — _____________________

тр(е,и)щать — ____________________

нап(е,и)сала — ___________________

попр(а,о)сили- ___________________

у(с,з)кий — ______________________

пок(о,а)зали — ___________________

Выбери букву, обозначающую безударный гласный звук или парный согласный звук (лишнюю зачеркни). Докажи правильность своего выбора (напиши проверочное слово).

л(и,е)дяной- ____________________

в(о,а)лна — ______________________

но(с,з)ки — _____________________

дру(ж,ш)ки — _____________________

сн(и,е)жки-______________________

гру(с,з) — _____________________

см(и,е)шит — ____________________

улы(п,б)ка — ____________________

горо(т,д) — ______________________

зв(и,е)зда — ____________________

с(о,а)сна — _____________________

но(ж,ш)ка — _____________________

л(и,е)нится — ____________________

отка(с,з) — ______________________

мы(ж,ш)ка- _____________________

т(е,и)нистая — ___________________

пос(а,о)лила — ___________________

выт(и,е,я)нул- ___________________

гла(т,д)кий — _____________________

защ(и,е)щал — ___________________

Подчеркни нужное проверочное слово и вставь букву. Докажи правильность своего выбора.

(лень, лентяй) – л . нивый

(мастерили, мастер) – м . стерить

(глаз, глаза) – гла . ки

(ложечка, ложка) – ло . ки

(гора, горный) – г . ристый

(ягода, ягодки) – яго . ка

(дождинка, дождик) – д . ждевой

(сады, садик) – с . довник

(гриб, грибок) – гри . ки

(полёт, летит) — прил . тят

(солить, соль) – пос . лили

(слёзка, слеза) – слё . ки

(трещали, треск) – тр . щать

(зимы, зима) – з . мовать

(ошибки, ошибочка) – оши . ка

(защита, защищали) – защ . щать

(узкая, узок) – у . кий

Подчеркни нужное проверочное слово и вставь букву. Докажи правильность своего выбора.

(показ, показать) – пок . зали

(просили, спросит) – спр . сить

(зубы, зуб) – зу . ки

(ножка, ноженька) – но . ки

(трава, травы) – тр . винка

(повязать, повязки) – повя . ка

(белизна, белый) – б . леть

(прямые, прямо) – пр . мая

(дуб, дубок) – ду . ки

(полёт, летит) — прил . тят

(близок, близкий) – бли . кая

(снега, снег) – сн . говая

(сбежали, бег) – сб . жать

(волна, волны) – в . лнистый

(улыбки, улыбочка) – улы . ка

(силачи, сила) – с . лач

(трубки, труба) – тру . ка

Ф. И. _____________________________________________________

Вставь пропущенные буквы. Рядом в скобках пиши проверочные слова.

Мы н__чевали (____________) у л__сника (_______).

Он угостил нас гр__бами (_________) и пров__дил (____________) к сеновалу. Под крышей сарая лепилось гн__здо (______________). Пять прожорливых пт__нцов (____________) пр__сили (___________) еды. Ласточка долго кружилась над гн__здом (_______________), б__ялась (______________) с__диться (______________). Птица н__силась (__________________) над нами и почти касалась крыльями л__ца (________________).

Ф. И. _____________________________________________________

Вставь пропущенные буквы. Рядом в скобках пиши проверочные слова.

Мы н__чевали (____________) у л__сника (_______).

Он угостил нас гр__бами (_________) и пров__дил (____________) к сеновалу. Под крышей сарая лепилось гн__здо (______________). Пять прожорливых пт__нцов (____________) пр__сили (___________) еды. Ласточка долго кружилась над гн__здом (_______________), б__ялась (______________) с__диться (______________). Птица н__силась (__________________) над нами и почти касалась крыльями л__ца (________________).

Ф. И. ___________________________________________________

Вставь пропущенные буквы. Рядом в скобках пиши проверочные слова.

Р__дился (_____________) к__злёнок (_______________) в долине горной р__ки (__________). Мать к__рмила (__________) его мол__ком (________________) и учила ск__кать (____________) по г__рам (__________). Прыгнет с обрыва, остановится и зовёт сына. М__лыш (_____________) др__жит (____________) от страха, но прыгает. Мать хв__лила (_____________) его, л__зала (_____________) ему шёрстку.

Ф. И. ___________________________________________________

Вставь пропущенные буквы. Рядом в скобках пиши проверочные слова.

Р__дился (_____________) к__злёнок (_______________) в долине горной р__ки (__________). Мать к__рмила (__________) его мол__ком (________________) и учила ск__кать (____________) по г__рам (__________). Прыгнет с обрыва, остановится и зовёт сына. М__лыш (_____________) др__жит (____________) от страха, но прыгает. Мать хв__лила (_____________) его, л__зала (_____________) ему шёрстку.

Ф. И. ______________________________________________

Прочитай текст. Найди и выпиши:

  • в 1 группу 3 слова с проверяемой орфограммой «Правописание безударной гласной в корне слова». Докажи свой выбор.

  • во 2 группу 3 слова с проверяемой орфограммой «Правописание парного согласного в корне слова». Докажи свой выбор.

Течёт красивая река. На берегу стоят сосновые леса. К реке низко склонились ивы. Гибкие ветки свисают над водой.

1 группа ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2 группа ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ф. И. ______________________________________________

Прочитай текст. Найди и выпиши:

  • в 1 группу 3 слова с проверяемой орфограммой «Правописание безударной гласной в корне слова». Докажи свой выбор.

  • во 2 группу 3 слова с проверяемой орфограммой «Правописание парного согласного в корне слова». Докажи свой выбор.

Сегодня лёгкий мороз. Гладким льдом покрылись река. Особенно хорошо зимой  в лесу. Тяжёлые шапки белого чистого снега висят на еловых ветках.

1 группа ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2 группа ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ф. И. ____________________________________________________

1. Прочитай слова.

просьба, цветной, низкий, лисичка, честный, сердце, дрожал, крошка, звёздный, грустный, трубка, звезда, скользкий, слова, поздний.

2. Заполни таблицу, распределив слова по трём столбикам в зависимости от того, какая орфограмма есть в слове.

Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные

в корне слова

Непроизносимые согласные

в корне слова

Ф. И. ____________________________________________________

1. Прочитай слова.

пирожки, стонал, узкий, ночной, солнце, областной, тропинка, хрупкий, участник, радостный, жидкий, сосна, близкий, тяжёлый, местный.

2. Заполни таблицу, распределив слова по трём столбикам в зависимости от того, какая орфограмма есть в слове.

Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные

в корне слова

Непроизносимые согласные

в корне слова

infourok.ru

Материал по русскому языку (2 класс) на тему: Орфограммы в корне слов

Тема орфограммы в корне слов

Цели:

  • образовательные:
    создание условий для актуализации знаний учащихся о корневых орфограммах, распознание орфограмм в словах, проверки безударных гласных и сомнительных согласных, для правильного подбора проверочных слов; расширение словарного запаса
  • развивающие:
    формирование умения ставить проблемные вопросы, решать учебные задачи, делать выводы;
    принимать участие в обсуждении поставленных проблем;
    развивать умение работать с алгоритмами и опорными схемами
  • воспитательные:
    создание условий для формирования познавательного интереса к русскому языку, чувства коллективного сопереживания и сотрудничества в группе со сверстниками;
    воспитание учебной активности и умение работать в коллективе.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель: Каждый урок русского языка – это удивительная страничка в книге знаний. Открывая ее, мы становимся богаче духовно, обретаем те умения и знания, которые так нам необходимы в жизни.

Тема сегодняшнего урока – орфограммы в корне слов (приложение 1). Мы вспомним об однокоренных словах, поговорим о безударных гласных, или как мы их называем «двуликие гласные», вспомним о сомнительных согласных, мы их называем «глухие и звонкие братцы».

Предметом нашего разговора на уроке станут «звуки-неслышимки», непроизносимые согласные в корне слова. Помогут нам афишные столбики, перфокарты, авторские фирменные листы «Орфограммы в корне слова» (приложение 2). А знания и умения, приобретенные на уроке, поможет проверить наша любимая игра «Умники и умницы».

Итак,

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке:
Книжка, ручки и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!

II. Актуализация знаний

Учитель: У вас на партах фирменные листочки. А на доске записаны слова. Разделите эти слова на группы. Что объединяет эти группы слов? Найдите в них общее. Вспомните наш городок Логос и Ниточку-Паутиночку (приложение 3), которая вам раскрывала секреты грамотного письма. И я уверена, что вы с работой справитесь.

На доске записаны слова:

Пол(и,е)тели, ро(б,п)кий, ни(з,с)кий, пож(е,и)лтели, ч(е,и)сло, с(е,и)нева, л(и,е)ства, сла(д,т)кий, ры(б,п)кА, подру(ж,ш)ка

Учитель: Проверяем выполненное задание. Давайте подведем итоги. Как проверить правописание безударного гласного в корне? Как проверить правописание парного согласного в слабой позиции в корне слова? В работе используйте опорные карточки. (приложения 4,5,6,7)

III. Изучение нового материала. Постановка учебной цели и поиск решения проблемы.

Учитель: Сегодня я вам предлагаю еще одно задание. Давайте восстановим пропуски в словах.

В солнечный день ж…мчужная кувшинка нежилась на гла…дкой поверхности реки. Она чу…ствовала себя нарядной и счас…ливой. Ночью кувшинка закрывала белые лепес…ки и ныряла с г…л…вой в воду. В ненас…ную п…году прелес…ная кр…савица весь день спала под водой, и см…трели на нее одни только ры…ки.

(приложение 8)

Учитель: Выпишете из текста подчеркнутые слова. Проверяем. Все ли вы здесь правильно написали? Нет ли ошибок? Чтобы найти их и исправить, надо выяснить, как проверить непроизносимые согласные в слове. Итак, как вы думаете, как проверить непроизносимый согласный? Какие есть варианты?

Дети: Изменить форму слова: прелестная – прелестные, счастливой – счастливые.

Учитель: Изменилось ли слово таким образом, чтобы гласные стали произносимыми? Нет. Значит, вариант наш не подходит… какие есть соображения?

Дети: Подобрать однокоренное слово: прелестный – прелесть, счастливый – счастье.

Учитель: Во всех ли случаях проверка получилась?

Дети: Нет.

Учитель: Значит, дело не только в подборе однокоренных слов. Требуется еще какое-то условие. Какое?

(ученики затрудняются с ответом)

Учитель: Рассмотрите «гнездышко» родственных слов: грустный, грустинка, грусть, загрустили. Обратите внимание на слова: грустинка, загрустили.

После непроизносимой согласной стоит гласная И.

Так как же проверить непроизносимые согласные?

Учитель + Дети составляют алгоритм проверки непроизносимых согласных в корне слова

(приложение 9,10)

IV. Работа по дальнейшему углублению знаний и развитию орфографической зоркости.

Учитель:Сейчас мы будем работать по карточке.

Работать будем «по цепочке», устно, орфограмму будем выделять в цвете.

Обратите внимание, как можно проверить непроизносимую согласную в корне. Вспомните алгоритм проверки непроизносимой сомнительной согласной.

(приложение 11)

Учитель: Откройте учебник. Выполняем упражнение № 312 строго по заданию. Проверяем выполненную работу. Назвать слова с непроизносимыми согласными.

V. Физкультминутка.

Хомка, хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает,
Щечки моет,
Шейку трет.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять,
Хомка хочет сильным стать.

Дети имитируют движения зверька.

VI. Проверочная работа: тесты.

Учитель: Предлагаю Вам контрольный тест. Это творческое задание, которое поможет проверить ваши знания по теме «Орфограммы в корне слов».

(приложение 12)

VII. Итоговая рефлексия

Учитель:

Давайте подведем итоги нашего урока.

  • Какова цель урока? Мы ее достигли?
  • Воспроизведите по алгоритму правило?
  • О каких орфограммах в корне слов мы сегодня говорили?
  • Что показалось трудным?
  • Что нового вы узнали?
  • Какое сделали открытие?
  • Чему научились? Было интересно?

Рефлексию урока помогает провести любимая ролевая игра нашего класса «Умники и умницы».

Условия игры:

Класс разделен на три команды, с разным уровнем подготовки учащихся в каждой. По теме урока участники игры готовят вопросы и задают их соперникам. (ученики используют авторский фирменный лист «Орфограммы в корне слов). «Стоимость» вопросов оценивается в 3-6 баллов в зависимости от сложности вопросов. При этом изначально каждая команда получает стартовый капитал в размере 12 баллов. За неверный ответ – штраф 3, за подсказки – штраф 2 балла. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество баллов, в результате интеллектуальной игры.

VIII. Домашнее задание

Учитель: И в завершение нашего урока, обращаю ваше внимание на то, что задание на дом будут дифференцировано. Каждый из вас будет работать с индивидуальной карточкой.

  • Ученики первого ряда переписывают текст и исправляют все ошибки.

Мама сворила вкусную кашку, испикла пирошки, приготовила окрожку. Алена поставила на стол тарелки и чашки, положила лошки и вилки. Потом девочька сбегала на огорот и нарвала петружки.

  • Ученики второго ряда выполняют задание базового уровня. Распределите слова на две группы так, чтобы в каждой были слова с одной и той же орфограммой в корне слова.

Весна, лапка, окно, лодка, глазки, плитка, сосна, грибы.

  • Ученики третьего ряда выполняют задание повышенного уровня. Объедините в группы слова, в которых есть одна и та же орфограмма в корне. Запишите каждую группу на отдельной строчке.

Лисица, рыбка, звездный, травка, поздний, смотреть, снежки, тростник.

nsportal.ru

Сборник орфограмм для 2 класса

1 класс

1.  АЛФАВИТ.

В русском алфавите 33 буквы.

Буквы мы видим и пишем. Звуки – слышим, произносим.

Гласных звуков – 6, букв — 10, согласных букв  -21.

Буквы Ь и Ъ не являются звуками.

 

 2. БУКВЫ гласных звуков.

Гласные: А-Я, О-Ё, У-Ю, Ы-И, Э-Е.

Гласные А, О, У, Ы, Э на письме обозначают твёрдость согласных звуков.

Гласные Е, Ё, И, Ю, Я на письме обозначают мягкость согласных звуков.

Например: мал – [м] твёрдый звук, так как после него стоит звук а.

                  мял —  [м`] мягкий звук, так как после него стоит звук я.

3. БУКВЫ, которые обозначают два звука.

 Гласные Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука в том случае, когда:

  • стоят после гласной, например: маяк – [я] обозначает два звука, так как стоит после гласного А, значит в слове маяк – 4 буквы, 5 звуков;

  • стоят в начале слова или слога, например: ёлка – ё  — обозначает два звука, так как стоит в начале слова, значит в слове ёлка – 4 буквы, 5 звуков;

  • стоят после Ь или Ъ знака, например: вьюга – ю — обозначает два звука, так как стоит после Ь.  

Буква Е обозначает звуки [Й’] [Э].

Буква Ё обозначает звуки [Й’] [О].

Буква Ю обозначает звуки [Й’] [У].

Буква Я обозначает звуки [Й’] [А].

4.СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. Твёрдые/мягкие.

Согласные звуки делятся на твёрдые и мягкие, звонкие и глухие.

Всегда твёрдые – [Ц]  [Ж]  [Ш].

Всегда мягкие – [Ч`]   [Щ`]   [Й`].

 

5. СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. Глухие/звонкие.

Всегда звонкие (непарные) согласные: Й, Л, М, Н, Р.

Всегда глухие (непарные) согласные Х, Ц, Ч, Щ.

Остальные согласные звуки образуют пары:

Б          В         Г          Д         Ж        З    —   ЗВОНКИЕ

П         Ф         К         Т          Ш        С    —   ГЛУХИЕ

6. ШИПЯЩИЕ ЗВУКИ.

 К шипящим согласным относят звуки [Ж], [Ш], [Ч],[Щ].

7. СЛОГИ.

 В слове столько слогов, сколько гласных букв, например: ма/ли/на

 – в этом слове 3 слога, так как в нём 3 гласные буквы.

 8. ПРАВИЛА ПЕРЕНОСА.

*Слова переносятся по слогам, например: бо-ло-то, кро-вать. 

*Если в словах есть Ь или Ъ, то они остаются на строчке, например:паль-чик, подъ-езд.  

*Если в словах есть Й, то при переносе Й  не отделяется от гласной, например: шай-ба, лей-ка, лей-ся.

*  В словах  с удвоенными согласными одна буква остаётся на строке, другая переносится, например: кас-са, ван-на.

*Нельзя переносить одну букву и слова с одной гласной, например: ест, пол, лаю, якорь. 

9. УДАРЕНИЕ.

 Знак ударения не ставится на письме в случае, если в слове один слог или есть буква ё.

 Например: мяч, руль, ёлка, метёт

                         

10.  ОРФОГРАММА  ЗАГЛАВНОЙ БУКВЫ.

 Имена собственные. 

 С большой буквы всегда пишутся:

  • Имена, отчества, фамилии людей, Александр Сергеевич Пушкин.

  • Названия сёл, городов, морей, рек, озёр, деревень, например: страна Украина, город Донецк, Чёрное море,  река Днепр, озеро Синевир, деревня Вишенка.

  • Клички животных, например: кот Барсик, пёс Дружок, корова Зорька. 

  • Начало нового предложения.

11.  ОРФОГРАММА  ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

 Буквосочетания жи-ши пиши с буквой И,

ча-ща пиши с буквой А,

чу-щу – с буквой У.

 

12. ОРФОГРАММА  ЧН, ЧК.

Буквосочетания ЧН, ЧК пишутся без мягкого знака: точка, печник. 

13. ОРФОГРАММА ЦИ.

Под ударением пиши ЦИ с буквой И, ЦЕ с буквой Е.

Исключения: Цыган на цыпочки привстал и он цыпленку цыц сказал.

14.  РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ МЯГКИЙ И ТВЁРДЫЙ ЗНАКИ.

Разделительный Ь пишут после согласной перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я . Например:  листьявьюга, ручьи.

Разделительный Ъ не пишется перед гласными: А, О, У, Э, например: разодетый, разудалый.

 

15.  ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ НА КОНЦЕ СЛОВ

 Чтобы правильно написать парные согласные звуки на конце слова,  нужно изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный или непарный звонкий согласный.

Памятка из учебника:

1. Если слово обозначает один предмет, назови слово, обозначающее много таких предметов: один сапог — сапоги

2. Если слово обозначает много предметов, назови слово, обозначающее один такой предмет: много ног — нога.

16. СЛОВАРНЫЕ СЛОВА: Картина, пальто, карман, морковь, окно, кислый, лимон, телефон, телевизор, дежурный, держит, мел, портфель, пенал, карандаш, линейка, квартира, квадрат, Москва, картофель, картон, конь, коньки, облако, плачет, платок, косынка, сапог, адрес, Россия, город, улица, компот, яблоко..

2 класс

По русскому языку во втором классе пройден следующий материал:

1. Научились определять вид предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные и побудительные). Строить предложения определенного вида.

2. Научились определять вид предложения по интонации (восклицательные и невосклицательные). Строить предложения определенного вида.

Предложения по интонации

восклицательные невосклицательные

Мне подарили щенка! Мне подарили щенка.

3. Научились находить основу предложения (подчеркивать основу — главное слово-название, слово-действие).

сущ. глаг.

Мальчики катались на велосипеде.

4. Научились выделять у слов окончания.

Есть стул

Нет стула

Дам стулу

Любуюсь стулом

5. Научились выполнять разбор словосочетания.

Красивый цветок. Читал книгу.

6. Научились выделять у слов основы.

Умной

7. Научились определять у слов род (женский род, мужской род, средний род).

Цветок (м.р.), книга (ж.р.), окно (ср.р.)

8. Научились определять начальную форму слова.

Читать (что делать?) — н.ф.

Железный (какой?) — н.ф.

Тетрадь (ед.ч.) — н.ф.

9. Научились писать письмо (учитывая все правила написания текста такого характера).

10. Научились выделять у слов корень.

Книжечка

11. Научились подбирать родственные слова.

Книга — книжечка — книжный

12. Познакомились с основными правилами написания изложения.

13. Научились определять тему и основную мысль текста.

Тема — это о то, о чём говорится в тексте.

Основная мысль текста — это то, чему хотел научить нас автор.

14. Познакомились с понятиями «омонимы», «синонимы«. Научились приводить примеры синонимов и омонимов.

Омонимы — одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению слова. (Лук-лук)

Синонимы — слова, звучание и написание которых различно, но при этом у них похожее значение (например, огонь — пламя, трудный — тяжелый)

15. Научились определять какие звуки чередуются в корнях слов.

Черника — черничный, книга — книжный.

16. Овладели правилом написания слов с безударной гласной в корне слова.

Чтобы проверить безударный гласный в корне слова, надо подобрать такое проверочное однокоренное слово, в котором проверяемый безударный гласный станет ударным.

Например: Сосна — сосны.

18. Овладели правилом написания слов с парными звонкими и глухими согласными на конце и в середине слова.

Чтобы проверить парный согласный, надо подобрать такое проверочное слово, чтобы после согласного стоял гласный, либо сонорный (Н, М, Л, Р, Й).

Например: Снег — снега, берёзка — берёза.

19. Овладели правилом написание слов-названий предметов мужского рода и женского рода с основами на шипящий звук.

После шипящих Ж, Ш, Щ, Ч на конце слов

*пишется мягкий знак: ж.р. и в словах-действиях (глаголах).

*не пишется мягкий знак: м.р.

Например: мяч (м.р.), дочь (ж.р.), стеречь (глагол).

20. Познакомились с понятием «суффикс», научились выделять его в словах.

Суффикс — это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

Познакомились с суффиксами: ёк, ок, ик, их, к, н, онт, ич, очк, ниц, щиц, иц, ник, щик, инг, шик, ушк, лив, ть, а, е, и, я, у, о.

Например, читать .

21. Познакомились с понятием «приставка», научились выделять её в словах.

Приставка — это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Познакомились с приставками: за, до, про, у, вы, по, рас, об, пере, под, в, с.

Например, поехать.

22. Научились писать ЧАСТИЦУ НЕ со словами-действиями (глаголами).

Не с глаголами пишется раздельно.

Например: не читал, не гуляет.

23. Научились находить и сами составлять сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного.

Например: пароварка

24. Научились правильно употреблять приставки на-, о- в словах «надеть», «одеть».

Надеть можно что-то (брюки, платье).

Одеть можно кого-то (братика).

25. Научились применять правило написания разделительных ь и ъ знаков.

Например: въехать, льёт.

26. Научились применять правило написания слов с непроизносимым согласным звуком.

Например: солнце — солнышко.

27. Научились работать с Толковым словарем, со словарем «Пиши правильно», со словарем «Произноси правильно», со словарем Происхождения слов, с Обратным словарем.

28. Словарные слова: ученик, ученик, учёный, портфель, завод, работа, лопата, воробей, сорока, ворона, билет, берёза, ребята, облако, корова, молоко, арбуз, до свидания, девочка, морковь, Москва, спасибо, собака, тетрадь, хорошо, здравствуй, иней, посуда, директор, Россия, ягода, класс, город, мороз, капуста, фамилия, язык, заяц, машина, сирень, суббота, медведь, народ, деревня, товарищ, одежда, урожай, весело, русский, газета, пожалуйста.

kopilkaurokov.ru

Материал по русскому языку (2 класс) на тему: Список орфограмм для начальной школы.

Название орфограммы

Орфографический разбор

1.

Заглавная буква в начале предложения

Начало предложения  пишется с заглавной буквы:

Завтра мы поедем на экскурсию.

2.

Заглавная буква в именах собственных

Имена собственные пишутся с заглавной буквы: Россия, Наташа, Сысола.

3.

Буквы и, у, а после шипящих

После шипящей (подчеркнуть двумя чертами) пишется буква (подчеркнуть одной чертой): жизнь, чудо, чадо.

4.

В сочетаниях Ч, Щ с другими согласными буквами мягкий знак для обозначения мягкости не пишется ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ, НЩ, РЩ

Мощный, почта, борщ.

Есть и другие случаи, когда мягкий знак между согласными для обозначения мягкости не пишется: мостик, гвозди, есть.

5.

Безударные проверяемые гласные в корне слова

В корне слова (выделить корень) в безударном положении (поставить ударение) пишется буква ( подчеркнуть одной чертой), т.к. проверочное слово (…): косить (косит), колосок (колос, колосья).

6.

Проверяемые согласные в корне слова

В корне слова (выделить корень) пишется буква (подчеркнуть одной чертой), т.к. проверочное слово (…): дуб (дубы), клюв (клювик).

7.

Непроизносимые согласные в корне слова

В корне слова (выделить корень) пишется буква ( подчеркнуть одной чертой), т.к. проверочное слово (…): поздний (опоздать), опасный (опасен).

8.

Непроверяемые гласные и согласные буквы в корне слова

Написание этих слов нужно запомнить: вокзал, класс, чувство.

9.

Разделительное написание предлогов с другими словами и слитное написание приставок

Предлоги со словами пишутся раздельно, приставки слитно: поехать

по дороге, увидеть у дома.

10.

Разделительные Ъ и Ь

После приставки на согласную (выделить приставку) пишется разделительный Ъ (подчеркнуть одной чертой) перед буквой Е, Ё, Ю, Я (подчеркнуть двумя чертами). В остальных случаях перед теми же буквами и перед буквой И пишется разделительный Ь: объяснение, семья, пью.

11.

Гласные и согласные буквы в приставках

Пошёл, подпрыгнул.

12.

Употребление Ь на конце существительных после шипящих

После шипящей (подчеркнуть двумя чертами) пишется Ь (подчеркнуть одной чертой), т.к. это существительное 3 склонения: рожь (3 скл), грач, у туч (не 3 скл).

13.

Не с глаголами

Не с глаголами пишется отдельно: не был, ненавидеть (искл.).

14.

Мягкий знак после шипящих в неопределённой форме глаголов и во 2 лице ед.ч.

Жечь, печься, учишь.

15.

Перенос слов

Слова переносятся по слогам: май-ка, ули-ца, ру-чьи, паль-то, ран-ний, объ-ёмный

nsportal.ru

Методическая разработка (русский язык, 2 класс) по теме: Список слов с непроверяемыми орфограммами 2 класс УМК «Перспектива»

2 класс

     Запомни:

    I четверть

алфавит

учительница

ученица

гимназия

месяц

сентябрь

октябрь

учебник

портфель

ранец

блокнот

жёлтый

чёрный

неделя

четверг

овощи

огород

морковь

картофель

огурец

помидор

чеснок

горох

урожай

корзина

малина

трактор

грузовик

медведица

зоопарк

группа

однажды

вокруг

громко

иногда

потом

сколько

столько

слева

направо

сначала

тогда

только

сейчас

нельзя

везде

интересно

магазин

батон

сахар

молоко

кефир

шоколад

завтрак

ужин

лестница

47.коридор

48.мебель

49.квартира

50.комната

51.картина

52.рисунок

II четверть

ноябрь

декабрь

поздравить

уважение

пора

вчера

сегодня

завтра

валенки

варежки

рукавицы

12.гирлянда

13.лучший

14.чудесный

15.прекрасный

     16.праздник

17.каникулы

     18. коньки

     19. хоккей

отец

мужчина

женщина

человек

гражданин

граждане

фамилия

Отечество

Кремль

Красная площадь

счастье

честный

вежливый

солнце

календарь

мечта

артист

театр

концерт

рассказ

наизусть

библиотека

январь

февраль

вагон

вокзал

перрон

касса

чемодан

электричка

III четверть

конверт

адрес

телеграмма

газета

костюм

карман

грамматика

английский

французский

математика

сумма

квадрат

сантиметр

дециметр

периметр

величина

длина

длинный

килограмм

восемь

одиннадцать

двенадцать

четырнадцать

шестнадцать

двадцать

миллион

чувствовать

запах

аромат

проталина

болото

берег

        улица

транспорт

автомобиль

автобус

трамвай

троллейбус

велосипед

метро

эскалатор

экскаватор

43. светофор

44. шофёр

45.шоссе

45. космонавт

46. командир

47. космодром

48. ракета

49. корабль

50.самолёт

51.сигнал

52.герой

53.солдат

54. аккуратно

55.медленно

56. теперь

57. здесь

58.впереди

59. назад

60.справа

61.налево

IV четверть

ладонь

кастрюля

блюдце

тарелка

бидон

стакан

орех

земляника

аллея

черёмуха

сирень

осина

крыжовник

шорох

шёпот

одуванчик

незабудка

колокольчик

стебель

жужжать

скворец

соловей

дятел

лягушка

гусеница

                Гапонова Е.В.

Наиболее часто встречающиеся слова:

1). Слова с двойными согласными в корне слова

аккорд

аккуратный

Алла

аллея

Анна

аппарат

аппетит

аппликация

балл

баллада

бассейн

бриллиант

ванна

вилла

гамма

Геннадий

гиппопотам

горилла

грамм

грамматика

грипп

группа

дрожжи

жужжать

иллюзионист

иллюминация

иллюстрация

Инна

интеллект

интеллигент

каравелла

касса

кассета

килограмм

класс

колледж

коллектив

коллекция

колонна

комиссия

компресс

коралл

корреспондент

коттедж

кристалл

кросс

кроссворд

масса

массаж

металл

миллион

можжевельник

моллюск

нарцисс

Одесса

панно

пассажир

перрон

пресса

программа

прогресс

профессор

режиссёр

рессора

Римма

Россия

ссора

суббота

сумма

суффикс

Сюзанна

телеграмма

терраса

территория

теннис

тонна

троллейбус

туннель

хобби

хоккей

холл

шоссе

Элла

Эмма

2). Слова с двойными согласными в суффиксе или образованными при помощи приставки и корня, корня и суффикса

рассказ

поддержка

вверх

оттенки

русский

осенний

весенний

ранний

стенной (шкаф)

оконное (стекло)

утренний

утренник

деревянный

оловянный

стеклянный

3). Слова с непроизносимыми согласными

вестник

властный

гигантский

грустный

звёздный

здравствуй

известный

капустный

костный

крепостной

лестница

местность

ненастный

областной

окрестность

пастбище

поздний

праздник

прелестный

радостный

разостлался (туман)

свистнул

сердце

солнце

счастливый

счёт

тростник

устный

участник

частный

чувство

шестнадцать

яростный

4). Слова

 с — СН-

блеснул

бессловесный

вкусный

гласный

интересный

напрасный

небесный

опасный

парусный

прекрасный

пресный

согласный

тесный

чудесный

ясный

Словарные слова за 2 класс

по теме: Растения

Горох, кочан, капуста, картофель, морковь, огород, овощи, огурец, помидор, растение, салат, чеснок, урожай, овес, пшеница.

по теме: Город

Адрес, аптека, библиотека, магазин, аллея, улица.

по теме: Транспорт, дорога

Автобус, автомобиль, метро, трамвай, троллейбус, дорога, шоссе, шофер, ездить, расстояние.

по теме: Наречия

Аккуратно, медленно, легко, вчера, сегодня, завтра, однажды, теперь, потом, вокруг, везде, здесь, впереди, назад, направо, налево.

по теме: Родина

отечество, Красная площадь, Кремль

Солдат, командир, герой, медаль, орден, память, памятник, обелиск, победа, парад, салют, ракета, корабль, космос, космонавт.

по теме: Профессии

профессия, учительница, хлебороб, комбайнер, агроном, тракторист, инженер, космонавт, конструктор, капитан, командир, корреспондент

по теме: Прилагательные

Тяжелый, желтый, черный, горячий, готовый, железный, городской, фамильный, сахарный, пшеничный, молочный, яблочный, ягодный.

по теме: Гласные о-е после шипящих

Шов, шорох, шоколад, крыжовник, жонглер, шоссе, шофер.

Шелк, челка, щелка, жесткий, шепот, решетка, дешевый, ночевка, шерстка.

по теме: Слова с непроизносимыми согласными

Детство, лестница, окрестность, праздник, чувство, вкусный, чудесный, прекрасный, ужасный, опасный, напрасный, интересный, блеснуть.

1.Школа

Дежурный

карандаш

пенал

портфель

тетрадь

ученик

учитель

2.Люди

девочка

мальчик

рабочий

ребята

3.Город

дорога

завод

Красная

площадь

Кремль

магазин

Москва

улица

4. Россия

народ

родина

Россия

язык

5.Авто

автобус

автомобиль

6.Животные

корова

собака

щенок

заяц

6.Птицы

воробей

ворона

сорока

7.Деревня

деревня

лопата

молоко

огород

8.Овощи

капуста

картофель

морковь

овощи

огурец

помидор

урожай

9.Растения

арбуз

берёза

земляника

орех

осина

яблоко

ягода

10.Спорт

велосипед

коньки

11.Одежда

одежда

пальто

платок

платье

12.Дом

диван

комната

кровать

13.Удвоенные

согласные

класс

русский

Россия

14.Изо

картина

рисунок

15.Еда

завтрак

обед

сахар

ужин

16.Природа

ветер

мороз

17.Наречие

быстро

вдруг

весело

вокруг

ещё

завтра

интересно

мало

много

надо

нельзя

однажды

сегодня

сейчас

скоро

хорошо

 

nsportal.ru

Презентация по русскому языку на тему «Орфограммы в корне слова» (2 класс)

19 декабря.

Классная работа.

  1. В словах вставьте пропущенные буквы, подберите проверочные слова, определите орфограмму.

Нашу речку, словно в ска…ке, (_____________________)

За ночь вымостил моро…, (_________________________)

Обновил коньки, сала…ки, (________________________)

Ёлку из лесу привё… . (____________________________)

  1. В четверостишии найдите имен существительные.

19 декабря.

Домашняя работа.

  1. В словах вставьте пропущенные буквы, подберите проверочные слова, определите орфограмму.

А) Сн…жинка — _________________________________________________

К…рмушка — _________________________________________________

З…ма — _____________________________________________________

Тр…скучий — _________________________________________________

Б) Счас…ливый – _______________________________________________

Праз…ник – __________________________________________________

Прелес..ная – _________________________________________________

Радос…ная – _________________________________________________

  1. В данных словах вставьте пропущенные буквы, определите орфограмму.

К…НЬКИ ИН…Й

Д…КАБРЬ С…ПОГИ

П…ЛЬТО М…РОЗ

  1. Разберите слова по составу.

КОРМУШКА СНЕЖИНКА

ЗИМА ТРЕСКУЧИЙ

  1. К слову МОРОЗ подберите однокоренные слова

Мороз — _________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

19 декабря.

Классная работа.

  1. В словах вставьте пропущенные буквы. Подберите проверочные слова. Определите орфограмму.

Сн…жинка — _________________________________________________

К…рмушка — _________________________________________________

З…ма — _____________________________________________________

Тр…скучий — _________________________________________________

  1. Данные слова разберите по составу.

КОРМУШКА СНЕЖИНКА

ЗИМА ТРЕСКУЧИЙ

19 декабря.

Домашняя работа.

  1. В словах вставьте пропущенные буквы, подберите проверочные слова, определите орфограмму.

А) Нашу речку, словно в ска…ке, (_____________________)

За ночь вымостил моро…, (_________________________)

Обновил коньки, сала…ки, (________________________)

Ёлку из лесу привё… . (____________________________)

Б) Счас…ливый – _______________________________________________

Праз…ник – __________________________________________________

Прелес..ная – _________________________________________________

Радос…ная – _________________________________________________

  1. В данных словах вставьте пропущенные буквы, определите орфограмму.

К…НЬКИ ИН…Й

Д…КАБРЬ С…ПОГИ

П…ЛЬТО М…РОЗ

  1. Разберите слова по составу.

КОРМУШКА СНЕЖИНКА

ЗИМА ТРЕСКУЧИЙ

  1. К слову МОРОЗ подберите однокоренные слова

Мороз — _________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

19 декабря.

Классная работа.

  1. В данных словах определите орфограмму, вставьте пропущенные буквы.

К…НЬКИ ИН…Й

Д…КАБРЬ С…ПОГИ

П…ЛЬТО М…РОЗ

  1. К данному слову подберите однокоренные слова.

Мороз — ___________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

19 декабря.

Домашняя работа.

  1. В словах вставьте пропущенные буквы, подберите проверочные слова, определите орфограмму.

А) Сн…жинка — _________________________________________________

К…рмушка — _________________________________________________

З…ма — _____________________________________________________

Тр…скучий — _________________________________________________

Б) Нашу речку, словно в ска…ке, (_____________________)

За ночь вымостил моро…, (_________________________)

Обновил коньки, сала…ки, (________________________)

Ёлку из лесу привё… . (____________________________)

В) Счас…ливый – _______________________________________________

Праз…ник – __________________________________________________

Прелес..ная – _________________________________________________

Радос…ная – _________________________________________________

  1. Разберите слова по составу.

КОРМУШКА СНЕЖИНКА

ЗИМА ТРЕСКУЧИЙ

19 декабря.

Классная работа.

  1. В словах вставьте пропущенные буквы, докажите, определите орфограмму.

Счас…ливый – ____________________________________

Праз…ник – ______________________________________

Прелес..ная – _____________________________________

Радос…ная – ______________________________________

  1. С любым из слов составьте предложение. В составленном предложении обозначьте части речи.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

19 декабря.

Домашняя работа.

  1. В словах вставьте пропущенные буквы, подберите проверочные слова, определите орфограмму.

А) Сн…жинка — _________________________________________________

К…рмушка — _________________________________________________

З…ма — _____________________________________________________

Тр…скучий — _________________________________________________

Б) Нашу речку, словно в ска…ке, (_____________________)

За ночь вымостил моро…, (_________________________)

Обновил коньки, сала…ки, (________________________)

Ёлку из лесу привё… . (____________________________)

  1. В данных словах вставьте пропущенные буквы, определите орфограмму.

К…НЬКИ ИН…Й

Д…КАБРЬ С…ПОГИ

П…ЛЬТО М…РОЗ

  1. Разберите слова по составу.

КОРМУШКА СНЕЖИНКА

ЗИМА ТРЕСКУЧИЙ

  1. К слову МОРОЗ подберите однокоренные слова

Мороз — _________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

infourok.ru

0 comments on “Орфограмма в корне слова примеры 2 класс – Памятка «Орфограммы корня» 2 класс скачать

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *