Органы власти и управления древнерусского государства – 4. Государственный строй Древнерусского государства. Система государственных органов власти Древней Руси. Правовое положение населения Киевской Руси

4. Государственный строй Древнерусского государства. Система государственных органов власти Древней Руси. Правовое положение населения Киевской Руси

Древнерусское государство было монархией, во главе которой стоял великий князь. Ему принадлежала верховная законодательная, а также исполнительная власть. Выполняли князья и судебные функции. Власть великого князя передается по наследству, по прямойнисходящей линии.

   При великом князе состоял княжеский совет, имевший серьезное влияние. Иногда созывались феодальные съезды, решавшие междукняжеские споры и иные важнейшие дела. Существовало также вече, выросшее из древнего народного собрания. Основу военной организации составляла княжеская I дружина. Дружинники жили обычно на княжеском дворе или вокруг и были также советниками князя. Старшая дружина представляла собой верхушку феодалов, которая в большой мере определяла политику князя. Важным элементом политической системы стала | церковь, тесно связанная с государством. Первоначально Владимир Святославич упорядочил языческий культ, затем в 988 г. он крестил Русь, введя христианскую религию, проповедующую божественное происхождение власти монарха, покорность государству и т. д.

   Первоначально существовала десятичная система управления. Впоследствии тысяцкий сохранил функции военачальника, сотский стал городским судебно-административным должностным лицом. Изначально десятичная система не отделяла центральное управление от местного, позже такая дифференциация возникает.

   В центральном управлении складывается дворцово-вотчинная система – соединение управления великокняжеским дворцом с государственным управлением. Со временем князья поручают своим дворцовым слугам какие-либо сферы управления, связанные с их первоначальной деятельностью.

   На местах управляли удельные князья, а также представители центральной власти – наместники и волостели.

   Специальных судебных органов не существовало, их функции выполнялись представителями администрации. Однако имелись специальные должностные лица, помогавшие в осуществлении правосудия, например вирники. Судебные функции осуществляли церковные органы, действовал также вотчинный суд.

   Русская Правда прямо предусматривала неравноправие людей, принадлежащих к разным социальным группам.

   Правом и привилегией феодалов было право на землю и эксплуатацию крестьян, защищались также жизнь и здоровье феодала. За посягательство на них устанавливалась высокая мера наказания, дифференцированная в зависимости от положения потерпевшего.

   Основную массу трудящегося населения составляли смерды, которые жили общинами-вервями. Вервь была связана круговой порукой, системой взаимопомощи.

   Феодально-зависимые крестьяне («закупы») имели свое собственное хозяйство, но при этом брали у феодала «купу» – денежную сумму или натуральную помощь и в силу этого обязаны были работать на хозяина.

   Существовала также «невольная челядь»: несвободные мужчины – «холопы» или «челядины» – и несвободные женщины – «рабы». Челядь была почти полностью бесправной, Русская Правда приравнивает ее к скоту.

5. Политическая раздробленность Руси. Владимиро-Суздальское и Галицко-Волынское княжества. Основные черты республиканского строя Великого Новгорода

Одной из причин феодальной раздробленности в Древнерусском государстве явилось изменение порядка наследования. С другой стороны, к XII в. местные князья стали достаточно самостоятельными и могли обходиться без помощи великого князя в борьбе с соседями и решении внутренних проблем. Просторы страны расширились, и великий князь не всегда мог помочь своим окраинным вассалам. Натуральное хозяйство давало возможность обеспечить себя всем необходимым даже в рамках маленького княжества. Процесс выделения удельных княжеств начался еще в период расцвета Древнерусского государства, в результате чего Древняя Русь распалась на полтора десятка самостоятельных княжеств.

   Владимиро-Суздальское княжество представляло собой раннефеодальную монархию с сильной великокняжеской властью. Великий князь опирался на дружину, при помощи которой создавалось военное могущество княжества. В совет при князе входили дружинники, представители духовенства (после перенесения митрополичьей кафедры – сам митрополит), наместники-дружинники, управлявшие городами. Структура феодального общества мало отличалась от киевской, однако здесь появляется новая категория феодалов – дети боярские, а в XII в. появляется и новый термин – «дворяне».

   Галицко-Волынское княжество, особенностями которого было то, что оно долгое время не делилось на уделы, а власть по существу находилась у крупного боярства, в руках которого сосредоточились почти все земельные владения. Внутри боярства шла постоянная борьба за земли и за власть, и уже в XII в. «мужи галицкие» выступают против попыток ограничения их прав в пользу княжеской власти. Князья же обладали лишь определенными административными, военными, судебными и законодательными полномочиями.

   С начала XII в. Новгород стал центром торговли с Западной Европой, что сделало его сильным и экономически независимым от Киева. Сосредоточение огромных богатств в руках местной знати укрепляло ее в борьбе за политическую независимость Новгорода. В XII в. Новгород стал республикой.

   Влиятельной силой в Новгороде была церковь, она являлась хранительницей эталонов мер и весов, скрепляла международные торговые договоры, выступала центром купеческих корпораций. Новгородские бояре имели исключительные права занимать высшие выборные должности в республике. Зависимое население включало в себя прежде всего крестьян и холопов, при этом большая часть крестьян находилась в зависимости от феодального государства.

   Высшим органом власти считалось вече. Функции веча были весьма многообразны: оно решало вопросы войны и мира, избирало высших должностных лиц, включая и архиепископа.

   Князья Новгородские приглашались по договору, в котором определялись условия службы. Князь стоял во главе управления и суда, но действовал под контролем посадника и вместе с ним.

studfile.net

Органы власти и управления в Древнерусском государстве (9-17 век)

Государственный строй Киевской Руси можно определить как раннефеодальную монархию. Во главе стоял Киевский Великий князь. В своей деятельности он опирался на дружину и совет старейшин. Управление на местах осуществляли его наместники (в городах) и волостели (в сельской местности). Великий князь находился в договорных отношениях с другими князьями. Местные князья могли принуждаться к службе силой оружия. Местное управление осуществлялось доверенными людьми князя, его сыновьями и опиралось на военные гарнизонные, которыми руководили тысяцкие, сотницкие и десятские

. Ресурсы для своего существования местные органы управления получали через систему кормления(сборы с местного населения).

В раннефеодальной монархии важную государственную и политическую функцию выполняло народное собрание- вече. Выросшее из традиции племенных сходов оно стало приобретать формализованные черты: стала готовиться «повестка дня», подбираться кандидатуры выборных должностных лиц, организаторы — старейшины.

В 10 веке княгиней Ольгой была проведена налоговая реформа:установили погосты (пункты) сбора дани,уроки (размер дани). Церковные организации и юрисдикция складывается на Руси после принятия Христианства в качестве государственной религии 988г. Церковь получила право на приобретение земель. Христианство усилило великокняжескую власть, способствовало развитию государственности. В начале 11 века князем Владимиром была установлена десятина( десятая часть дохода)

то есть налог в пользу церкви. В 12 веке князем Владимиром Мономахом вводится устав о закупничестве, регламентирующий кабально-долговые и заемные отношения. По началу в Киевском государстве руководствовались родовым принципом наследования, престол передавался не старшему сыну, а старшему в роде. Постепенно этот принцип стал заменяться принципом отчинности (передача престола от отца к сыну). Это и вело к политической неустойчивости государств, поэтому Ярослав Мудрый в целях единения страны разделил Русь на пять княжеств по числу своих сыновей. Так началось раздробление Руси (длившееся почти пять веков).

Во второй половине 14 века в северо-восточной Руси усилилась тенденция к объединению земель. Центром объединения стало Московское княжество. Угроза нападения из вне ускорила процесс централизации Русского государства. Три этапа:

1) конец 13 века – возвышение Москвы, начало объединения.

2) 1389-1462- борьба с монголо-татарами, усиление роли Москвы.

3) 1462-1505- завершение образования единого Русского государства. Иго свергнуто.

Реформы Ивана III.— формированием модели централизованного самодержавного управления. Князь стал главой административной и судебной власти. При великом князе существовала Боярская Дума, в которую входили наиболее могущественные феодалы. Отраслевыми органами управления стали приказы. Местное самоуправление основывалось на системе кормлений. Изменился статус боярина, теперь так называют не крупных землевладельцев, а ближайшее окружение князя. Социальное и правовое положение различных категорий русского общества к концу 15 века не претерпело. В Судебнике 1497 года появляются два новых положения: разрешен переход крестьян только в Юрьев день от одного владельца к другому, кабальное холопство – личная наследственная зависимость.

Реформы Ивана IV:Военная (обязательная дворянская служба), Управления, Губная, Земская, Церковная (ограничения роста церковного землевладения, отнимание их, однако роль церкви растет, учреждено патриаршество), принятие Судебника (ликвидировал правовые суверенитеты отдельных земель, уделов, областей.

1547 год при Иване 4 глава государства стал носить официальный титул царя, передаваемый по наследству. Опирался на Боярскую думу. В его состав была учреждена Избранная рада. Особое место в системе гос органов занимали Земские соборы. Решали вопросы: внешней и внутренней политики,законодательства, финансов, гос строительства.вопросы обсуждались по сословиям, но решались всем составом. Их созыв объявлялся царской грамотой. Духовная и светская аристократия- элита общества. Дворянство- основа царского войска и бюрократического аппарата.

Сословно-представительный органами на местах стали земские и губные избы.Они заменили систему кормлений. Их деятельность контролировалась приказами число которых росло. Опричнина – управлялась царем – наиболее близкие и плодородные земли. Земщина – управлялась Боярской Думой..

 




infopedia.su

6.Высшие органы власти и управления в Древней Руси.

1-й период.

В Киевской Руси не существовало различия между органами государственного управления и органами управления делами Великого князя.

В своей деятельности Великий князь опирался на совет старейшин (княжеский совет).

Совет – это совещательный орган князя, орган, юридически не оформленный, но имеющий серьезное влияние на монарха в решении важнейших вопросов. Совет состоял из бояр, городской знати, представителей высшего духовенства. Источники указывают на обязательность для князя совещаться с боярами, но эта обязательность утверждалась не законом, а обычаем. Совет вместе с князем решал законодательные вопросы (прямое подтверждение этому мы видим в Русской правде), религиозные вопросы, проблемы внешней политики. Большую роль играл совет при осуществлении исполнительной власти (сбор полюдья).

Усиление феодалов в XI веке вызвало появление нового органа власти – снема, то есть феодального съезда. На съезде решались вопросы междукняжеских споров, войны и мира, военных походов, разделения земель.

В Древнерусском государстве существовало и вече, выросшее из традиции племенных сходов. Вече – это народное собрание для обсуждения и решения важных общих дел. В науке нет единого мнения о распространении вече на Руси и о его значении. Одни историки полагают, что вече существовало на протяжении всей нашей древней истории до появления татар. Другие разбивают историю вече на несколько эпох, подчеркивая, что в разные периоды его власть на территории Руси не была однозначной. Третьи отмечают, что расцвет вечевой деятельности приходится уже на время феодальной раздробленности. Наиболее распространенная точка зрения: расцвет вечевого строя – это время расцвета новых городских центров, наступившее во второй половине XI века.

В вече принимали участие все свободные жители города и примыкающих поселений. Строгой периодичности сбора вече не существовало. Способ созыва был разнообразным: через глашатаев (баричей), и по звону колокола (в Новгороде). Вече решало вопросы налогообложения, обороны города и организации военных походов. Четкая система голосования отсутствовала, мнения высказывались элементарным криком. При подобной практике позиция меньшинства не учитывалась. Но решения вече были обязательны и для города и для пригорода.

2-й период.

Органы власти и управления Новгородской республики

Вече – высший орган власти, собрание жителей городских общин. Как правило, оно собиралось по инициативе высших должностных лиц, которые готовили и повестку дня вече и проект его решений. Организационным и подготовительным органом вече считается Совет господ, в который входили посадник, тысяцкий, кончанские старосты, соцкие.

Вече в Новгороде решало:

— вопросы войны и мира;

— вопросы принятия законов;

— одобрение или нет важнейших внутриполитических и внешнеполитических мероприятий;

— вопросы избрания высших должностных лиц – посадника, тысяцкого, князя, архиепископа.

Высшим должностным лицом был посадник. Его можно назвать главой республики. Посадник:

— председательствовал на вече;

— контролировал деятельность князя;

— вел международные переговоры;

— участвовал в суде;

— в военное время возглавлял полки.

Следующим должностным лицом являлся тысяцкий. Он ведал вопросами военного ополчения, возглавлял торговый суд, не зависимый от посадника.

Своеобразным должностным лицом можно назвать архиепископа. Он являлся хранителем государственной казны, контролером торговых мер и весов.

В северо-восточных землях Руси продолжала сохраняться раннефеодальная монархия с достаточно крепкой властью князя.

studfile.net

Государственный строй древнерусского государства — функции великого князя

По форме правления древнерусское государство  — раннефеодальное монархия. По форме гос. устройства — единое гос-во, основанное на тимократической основе (власть военных). Государство делилось на княжества. Во главе стоял князь (Сюзерен), остальные вассалы Великого князя. Система сюзеренитета-вассалитета — отличительная черта раннефеодальной монархии.

Князь — государственный орган. Происхождение княжеской Власти по наследству и по избранию.

 

Функции Великого князя:

1) военная (князь — полководец)

2) финансовая, сбор дани (полюдье, судебные пошлины, штрафы за уголов. преступления)

3) организатор внешней и внутренней торговли

4) внешнеполитическая деятельность

5) управление делами церкви (церковь подчинена гос-ву). Церковь содержалась за счет церковной десятины (Церковный Устав Владимира)

6) Управление своей вотчиной (Особенная система управления — дворцово-вотчинная, существовала до приказной системы (конец XV — нач. XVI в.)). Центр управления — княж. двор, не сущ.  деления на высшие и местные органы управления.

7) Поддержание государственного единства страны.

Функции совета при князе

Совет при Князе (свидетельствует о неустойчивости статуса Великого Князя) — эпизодический созыв, не имеющий постоянного состава, собирается по мере необходимости. Здесь решались вопросы мира и войны, принятие законодательства.

Функции древнерусского вече

Вече — народное собрание (слабость верховной власти, отсутствие аппарата принуждения в стране — не было регулярной армии). Прокопий (VI В): «Славяне жили в народоправстве». В гос. период летопись упоминает о Белгородском вече. В вече участвовали свободные жители. Оно проходило в старших городах. Вопросы, решаемые на вече, дублировали Совет при князе.

1) Вопросы войны и мира. «Единение всех на вече означало мнение большинства, кот. Заставляло молчать меньшинство».1147 г. — Киевское вече отказывает князю идти против Юрия Долгорукого. Иногда созывалось 2 вече (в зависимости от вопросов).

2) Призвание и смещение князей (1068 г. — был изгнана Изяслав).

3) Судебная

4) управленческая (назначение, смещение чиновников). 1146 г. — потребовали от князя отстранить тиунов киевских и назначить новых.

Функции феодальных съездов

Феодальные съезды (с сер. XI в. в период обнаружения тенденции к распаду гос-ва)

— общеземские (все князья)

— смесные съезды (региональные).

Вопросы:

1) Охрана торговых путей

2) война и мир

3) принятие законодательства

Местные органы гос. власти и управления были созданы в городах и волостях. Представители: волостели и наместники. Основная функция  — сбор дани, судебные ф-ции, наблюдали за порядком, борьба с разбоями. Достаточно обширные полномочия. Содержались за счет кормов (до 1555г.) 1497 г. — Судебник ограничивает подсудность кормленщиков.

Судебной системы не было в Др. государстве. Впервые суды появились в 1864 г. (Независимые суды). Отсутствовала регулярная армия. Были: дружина и ополчение.



< Предыдущая   Следующая >

Предыдущие статьи:

Следующие статьи:


allstatepravo.ru

История государства и права России ()

4. Государственный строй Древнерусского государства. Система государственных органов власти Древней Руси. Правовое положение населения Киевской Руси

Древнерусское государство было монархией, во главе которой стоял великий князь. Ему принадлежала верховная законодательная, а также исполнительная власть. Выполняли князья и судебные функции. Власть великого князя передается по наследству, по прямойнисходящей линии.

При великом князе состоял княжеский совет, имевший серьезное влияние. Иногда созывались феодальные съезды, решавшие междукняжеские споры и иные важнейшие дела. Существовало также вече, выросшее из древнего народного собрания. Основу военной организации составляла княжеская I дружина. Дружинники жили обычно на княжеском дворе или вокруг и были также советниками князя. Старшая дружина представляла собой верхушку феодалов, которая в большой мере определяла политику князя. Важным элементом политической системы стала | церковь, тесно связанная с государством. Первоначально Владимир Святославич упорядочил языческий культ, затем в 988 г. он крестил Русь, введя христианскую религию, проповедующую божественное происхождение власти монарха, покорность государству и т. д.

Первоначально существовала десятичная система управления. Впоследствии тысяцкий сохранил функции военачальника, сотский стал городским судебно-административным должностным лицом. Изначально десятичная система не отделяла центральное управление от местного, позже такая дифференциация возникает.

В центральном управлении складывается дворцово-вотчинная система – соединение управления великокняжеским дворцом с государственным управлением. Со временем князья поручают своим дворцовым слугам какие-либо сферы управления, связанные с их первоначальной деятельностью.

На местах управляли удельные князья, а также представители центральной власти – наместники и волостели.

Специальных судебных органов не существовало, их функции выполнялись представителями администрации. Однако имелись специальные должностные лица, помогавшие в осуществлении правосудия, например вирники. Судебные функции осуществляли церковные органы, действовал также вотчинный суд.

Русская Правда прямо предусматривала неравноправие людей, принадлежащих к разным социальным группам.

Правом и привилегией феодалов было право на землю и эксплуатацию крестьян, защищались также жизнь и здоровье феодала. За посягательство на них устанавливалась высокая мера наказания, дифференцированная в зависимости от положения потерпевшего.

Основную массу трудящегося населения составляли смерды, которые жили общинами-вервями. Вервь была связана круговой порукой, системой взаимопомощи.

Феодально-зависимые крестьяне («закупы») имели свое собственное хозяйство, но при этом брали у феодала «купу» – денежную сумму или натуральную помощь и в силу этого обязаны были работать на хозяина.

Существовала также «невольная челядь»: несвободные мужчины – «холопы» или «челядины» – и несвободные женщины – «рабы». Челядь была почти полностью бесправной, Русская Правда приравнивает ее к скоту.

kartaslov.ru

Органы власти и управления Древнерусского государства.

  • Войти
  • Регистрация
  • Схемы
    • Биология
    • География
    • История
    • Математика и алгебра
    • Медицина
    • Обществознание
    • Педагогика
    • Политология
    • Право
    • Психология
    • Русский язык
    • Социология
    • Физика
    • Философия
    • Химия
    • Экономика
    • Прочее
  • Книги
    • Биология
    • География
    • История
    • Математика и алгебра
    • Медицина
    • Обществознание
    • Педагогика
    • Политология
    • Право
    • Психология
    • Русский язык
    • Социология
    • Физика
    • Философия
    • Химия
    • Экономика
    • Прочее

xn--e1aogju.xn--p1ai

5. Государственный строй древнерусского государства. Территориальное устройство киевской Руси. Правовое положение населения Руси

Киевская Русь – это раннефеодальное государство. В нем еще недостаточно сформировались сословия, классы, формы собственности и т. д. При этом Киевская Русь имеет уже первые вышеперечисленные черты государственности, выделившие ее из ранее существовавшего племенного союза славян. Форма правления в Киевской Руси – раннефеодальная монархия. Главой Киевской Руси являлся Киевский великий князь, который опирался на дружину и совет старейшин. На местах власть Великого князя Киева осуществляли его наместники (в городах) и волостели (в сельской местности).

Признаки раннефеодальной монархии:

1) переход власти в порядке наследования, при этом нет законодательного закрепления механизма этого перехода власти по старшинству – от отца к старшему сыну;

2) отсутствует юридическая ответственность правителя;

3) не сформированы институты власти;

4) полномочия и статус совета при князе никак не установлены;

5) вече является чертой демократического государства, но оно созывалось в исключительных случаях и не было постоянным представительным органом;

6) городское собрание как одна из черт ограничения власти функционировало достаточно постоянно.

Органы власти не имели постоянных полномочий.

Для характеристики формы государственного устройства Киевской Руси в литературе, как правило, используется выражение «относительно единое государство», которое нельзя отнести ни к унитарным, ни к федеративным. Постепенно в XI–XII вв. отношения Киева с удельными княжествами и князей с боярами оформились в систему, которая в литературе получила название дворцово-вотчинной. Киевская Русь имела сильный центр – Киев, который с помощью дружины удерживал вокруг себя несколько десятков удельных княжеств.

Во главе всей Руси стоял Великий киевский князь, во главе отдельных княжеств – собственные князья. Отношения между киевским князем и всеми другими князьями строились по принципу «сюзеренетето-вассалитета» и закреплялись феодальными договорами.

Со временем власть местных феодалов (XI–XII вв.) значительно возрастает и образуется новый орган власти – феодальный съезд, в полномочия которого входило рассмотрение вопросов войны и мира, разделения земель, вассалитета.

Население в Киевской Руси делилось на:

1) дружинников. Они подчинялись непосредственно киевскому князю либо удельному князю;

2) служилых людей, высшими среди них являлись удельные князья и собственно служилые люди, обеспечивающие работу государственного аппарата, а также к этому сословию относили и слуг князей – это низшая категория;

3) крупных феодалов-землевладельцев, боярвотчинников. Они обладали значительной властью в пределах собственной вотчины, эта власть постоянно возрастала и в дальнейшем послужила одной из причин феодальной раздробленности на Руси;

4) крестьян. Их правовое положение в период раннефеодальной монархии было почти равным всем другим сословиям, за исключением имущественного положения, однако с течением времени крестьяне все более попадали в зависимость от феодалов, что в дальнейшем породило крепостную зависимость.

Особая категория населения – это церковные служители. Они в период раннефеодальной монархии имели значительную власть, так как церковь стала одним из самых крупных феодалов-землевладельцев.

Политический режим в Киевской Руси отсутствовал в силу неразвитости общества.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

law.wikireading.ru

0 comments on “Органы власти и управления древнерусского государства – 4. Государственный строй Древнерусского государства. Система государственных органов власти Древней Руси. Правовое положение населения Киевской Руси

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *