Характеристики категорий населения Древней Руси
Группы населения в Киевской Руси
Население Киевской Руси было одним из самых больших в Европе. В её главных городах – Киеве, Новгороде – проживало несколько десятков тысяч человек. Это и по современным меркам не маленькие городки, а, учитывая одноэтажность построек, и площадь эти города занимали не маленькую. Городское население играло важнейшую роль в политической жизни страны – все свободные мужчины участвовали в вече.
Политическая жизнь в государстве гораздо меньше затрагивала сельское население, однако у крестьян, остававшихся свободными, дольше, чем у горожан, было выборное самоуправление.
Историки выделяют группы населения Киевской Руси по «Русской правде».
Согласно этому закону основное население Руси составляли свободные крестьяне, называемые «людинами».
С течением времени всё больше людей становилось смердами – ещё одной группой населения Руси, к которой относились зависимые от князя крестьяне. Смерд, как и обычный человек, в результате пленения, долгов и т.д. мог стать челядью (более позднее название – холоп).
Холопы по сути своей являлись рабами и были полностью бесправными.
В XII веке появились закупы – неполные рабы, которые могли выкупить себя из рабства. Считается, что рабов-холопов на Руси было всё же не так много, однако вполне вероятно, что работорговля процветала в отношениях с Византией. «Русская правда» выделяет также рядовичей и изгоев. Первые находились где-то на уровне холопа, а вторые – в состоянии неопределённости (получившие свободу холопы, изгнанные из общины людины и т.д.).
Существенную группу населения Руси составляли ремесленники. К XII веку насчитывалось более 60 специальностей. Русь экспортировала не только сырьё, но и ткани, оружие и другие ремесленные изделия.
Городскими жителями были и купцы. В те времена междугородняя и международная торговля подразумевала хорошую воинскую подготовку. Изначально хорошими воинами были и дружинники. Однако с развитием государственного аппарата они постепенно меняли квалификацию, становясь чиновниками. Тем не менее, боевая подготовка была нужна дружинникам, несмотря на бюрократическую работу. Из дружины выделились бояре – наиболее приближённые к князю и богатые дружинники. К концу существования Киевской Руси бояре стали во многом не зависимыми вассалами; устройство их владений в целом повторяло государственное устройство (своя земля, своя дружина, свои холопы и т.д.).
Категории населения их положение
Киевский князь — правящая верхушка общества.
Дружина — административный аппарат и главная военная сила Древнерусского государства. Их важнейшей обязанностью было обеспечить сбор дани с населения.
Старшая (бояре) — Ближайшие приближенные и советники князя, с ними князь в первую очередь «думал» обо всех делах, решал наиболее важные вопросы. Бояр князь назначал и посадниками (представлял власть киевского князя, принадлежал к числу «старших» дружинников князя, сосредоточивавший в своих руках и военно-административную и судебную власть, вершил суд). Они ведали отдельными отраслями княжеского хозяйства.
Младшая (отроки) — Рядовые воины, которые были военной опорой власти посадников.
Духовенство — Духовенство обитало в монастырях, монахи отказывались от мирских удовольствий, жили очень бедно, в трудах и молитва.
Зависимые крестьяне — Рабское положение. Челядь – рабы-военнопленные, холопы рекрутировались из местной среды.
Холопы (челядь) — Это были люди, которые вступали в зависимость от землевладельца за долги и работали до тех пор, пока долг не будет погашен. Закупы занимали промежуточное положение между холопами и свободными людьми. Закуп имел право выкупиться на волю, вернув ссуду.
Закупы — Из-за нужды заключали договоры с феодалами и выполняли различные работы согласно этому ряду. Часто выступали в качестве мелких административных агентов своих хозяев.
Рядовичи — Покоренные племена, платившие дань.
Смерды — Посаженные на землю пленные, которые несли повинности в пользу князя.
Свободные и несвободные
Свободное население | Несвободное население |
---|---|
Дружинники | Рядовичи |
Князья | Закупы (люди, вступающие в зависимость от землевладельца за долги и вынужденные работать на господина до выплаты суммы долга) |
Бояре | Смерды (группа полувоенного полу-крестьянского населения, зависимого от князя) |
Люди (лично свободное сельское население, обложенное данью, а также рядовые горожане) |
histerl.ru
4.4 Основные категории населения Древней Руси
Экономическую и социальную основу общества в Древней Руси составляла земледельческая община – вервь (позже – мир). Она отвечала за общественный порядок на своей территории перед государством, платила штрафы, владела землей, которую распределяла между семьями. За владение и пользование землей общинники платили дань князю, который постепенно воспринимался ими в качестве верховного собственника всей земли. Свободные, полноправные общинники, простые горожане и селяне назывались люди (в единственном числе – людин).
Некоторые
люди становились зависимыми. Закупом становился разорившийся общинник,
который брал в долг («купу») деньги,
скот, семена, инвентарь. Закуп
должен был работать на своего кредитора
и подчиняться ему, пока не вернет долг.
Спорным является положение смердов. Часть историков полагает, что смерды – полусвободные княжеские данники, сидевшие на земле князя и платившие дань в его пользу, другие же ученые склонны называть смердами все свободное сельское население.
В Киевской Руси были также холопы и челядь. Представители этой категории населения являлись рабами. Она пополнялась за счет пленников или разорившихся соплеменников. Рабство было патриархальным, труд рабов в основном использовался в домашнем хозяйстве.
Наверху социальной лестницы находилась знать, куда относились князья, бояре, купцы.
В Киевской Руси шел процесс зарождения раннефеодального общества. Феодальная система хозяйства отличалась в основном натуральным характером и слабым уровнем торговых связей. Основной формой организации феодального производства стала вотчина, т.е. земельное владение, передаваемое по наследству. Княжеские, боярские, монастырские вотчины начинают создаваться в ХI веке, но их было еще очень мало.
4.5 Принятие христианства и его значение
С подчинением всех восточнославянских племен сложилась территория единого государства. В идеологической сфере прежние языческие культы стали не пригодны, поскольку носили местный характер. В 980 г. Владимир Святославич завладел киевским престолом, сместив старшего брата Ярополка (972-980). В этом же году он провел языческую реформу, создав общерусский языческий пантеон во главе с Перуном. Однако он не был принят всеми славянами.
Через несколько лет Владимир решает принять монотеистическую религию. Согласно легенде к нему явились представители трех религий: ислама, иудаизма и христианства. Князь отверг ислам под предлогом того, что он запрещает употребление вина и требует многих других ограничений. Иудаизм он не принял из-за того, что исповедовавшие его евреи лишились своего государства и были рассеяны по всему миру. Римская вера (католичество) была отвергнута из-за главенства римского папы над светскими государями и из-за того, что богослужение ведется на латыни. Лишь проповедь представителя византийской (православной) церкви произвела на Владимира благоприятное впечатление.
После этого он отправил своих послов в разные страны. Вернувшись, те назвали греческую веру самой лучшей, а греческие храмы и церковную службу – самыми красивыми. Выбор Владимира в пользу православия был обусловлен следующими причинами: стремление князя сплотить общество и укрепить тем самым государство и свою власть; наиболее подходило менталитету восточных славян и самого Владимира; давние торговые и дипломатические отношения с Византией; возможность улучшить международное положение Руси.
В 988 г. произошло крещение Руси. Киевляне первыми приняли новую веру, а других пришлось крестить «огнем и мечом». Произошли восстания ряда племен, например, вятичей, жителей Новгорода против насильственной христианизации. Язычество еще долго сохраняло свои позиции в обществе, даже после крещения люди продолжали верить в языческих богов. В итоге произошел синтез православия и язычества, приведший к складыванию самобытной религии – русскому православию. Так, праздник Купалы слился с днем Иоанна Крестителя, Перуна – с днем Ильи Пророка. Сохранился и исключительно языческий по происхождению праздник масленицы.
Главой русской церкви стал митрополит, назначаемый константинопольским патриархом. В подчинении киевских митрополитов находились епископы, управляющие церковью на определенных территориях — епископствах. В их подчинении находились приходские священники — белое духовенство (женатые). Наряду с белым существовало черное духовенство – монахи. Долгое время церковь существовала за счет десятины – десятой части от всех налогов, отчисляемой в ее пользу. Постепенно у нее появляются собственные села и земли.
Принятие Русью христианства имело огромное историческое значение и сказалось на всех сферах жизни. Прежде всего, оно способствовало объединению славянских племен в единый этнос. После принятия христианства появилась письменность, разработанная греками братьями Кириллом и Мефодием. Появляются первые рукописные книги, преимущественно церковного содержания. Началось каменное строительство, стали развиваться иконопись, фресковая живопись. Русь приобщилась к сокровищам мировой культуры.
Христианская церковь, стремясь к стабильности, осуждала как социальные протесты и насилие со стороны низов общества, так и чрезмерную тягу к богатству, и насилие со стороны верхов. Крупные храмы становились центрами духовной жизни, символами могущества и святости Руси. Православная церковь не только образовывала, но и воспитывала древнерусское общество. Смягчая нравы, церковь упорно боролась против многоженства и других языческих пережитков, активно выступала против рабства.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. В чем заключалась «военная демократия» у восточных славян?
2. Каковы предпосылки образования государства у восточных славян?
3. Как норманнисты и антинорманнисты объясняли образование государства у восточных славян?
4. Что такое лествичный порядок наследования?
5. Что общего можно найти в деятельности первых киевских князей?
6. Почему Владимир решил поменять языческую веру? Почему он выбрал православие?
7. Назовите и охарактеризуйте категории населения в эпоху Киевской Руси.
8. Назовите последствия принятия христианства.
Дополнительная литература
1. Данилевский, И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.): Курс лекций / И.Н. Данилевский. – М. : Аспект-Пресс, 2001. – 399 с.
2. Горский, А.А. Русь. От славянского расселения до Московского царства / А.А. Горский. – М. : Языки славянской культуры, 2004. – 368 с.
3. Грот, Л.П. Гносеологические корни норманизма / Л.П. Грот // Вопросы истории. – 2008. – №8.
4. Егоров, В.Л. Русь и ее южные соседи в X-XIII вв. / В.Л. Егоров // Отечественная история. – 1994. – №6.
5. Кучкин, В.А. Формирование и развитие государственной территории восточных славян в IX-XIII вв. / В.А. Кучкин // Отечественная история. – 2003. – №3.
6. Петрухин, В.Я. Русь в IX-X веках: От призвания варягов до выбора веры. – 2-е изд., испр. и доп. / В.Я. Петрухин. – М. : ФОРУМ; НЕОЛИТ, 2014. – 464 с.
7. Поляков, А.Н. Киевская Русь как цивилизация: монография / А.Н. Поляков. – Оренбург: Оренбургский гос. ун-т, 2010. – 484 с.
8. Пузанов, В.В. Древнерусская государственность: генезис, этнокультурная среда, идеологические конструкты / В.В. Пузанов. – Ижевск : Удмуртский ун-т, 2007. – 624 с.
9. Рапов, О.М. Русская церковь в IX – первой трети XII века: Принятие христианства / О.М. Рапов. – М.: Русская панорама, 1998. – 416 с.
10. Седов, В.В. Славяне: историко-археологическое исследование / В.В. Седов. – М. : Языки славянской культуры, 2002. – 624 с.
studfile.net
ЕГЭ. История по кодификатору. 1.2.2. Категории населения в Древней Руси.
Князь – глава феодального монархического государства.
Вожди племён, позже – правители государственных образований, местные удельные князья.
Бояре – представители знати: воеводы (воинский начальник), наместники (руководитель крупной административно-территориальной единицы).
- Служилые.
Дружина:
- Старшая – княжеские мужи, а также бояре, которые занимали высокие должности (гражданские и военные) – воевода, тысяцкой, посадник и пр. Эти же люди были княжескими советниками и самой основной и влиятельной частью веча.
- Младшая :
— боярские дети— дети старших дружинников;
— гриди — телохранители князя (IX-XII века). Жили в дворцовых помещениях — гридницах;
— отроки (детские или пасынки) – младшие дружинники, низший разряд княжеской дружины.
- Служители культа:
- Волхвы – служители культа до приятия христианства
- Православное духовенство (с 988 г.):
— митрополит – глава православной церкви государства;
— архиепископ – старший епископ в поместной церкви;
— епископы – служитель церкви, третий по иерархии;
— церковные священники – представители духовенства, служители церкви;
— монахи — христиане, отказавшиеся от жизни в миру и посвятивший себя Богу через принятие определенных обетов, которые сводятся к трем основным: послушанию, нестяжанию и целомудрию; они жили в монастырях.
- Свободные категории населения:
- «Градские люди» — горожане. Это купцы («гости») и ремесленники.
— Ремесленники – люди, занимающиеся определённым видом деятельности, то есть ремеслом: гончары, кожевенники, камнетёсы, ювелиры, оружейники, кузнецы и др.
— Купцы – люди, занимавшиеся торговлей, посредники между производством и рынком.
- «Люди» –-свободные крестьяне- общинники.
Зависимые категории населения.
- Смерды – зависимые крестьяне, несшие повинности в отношении князя.
- Рядовичи – смерды, заключившие с землевладельцем «ряд», то есть договор о своей работе на него.
- Закупы – смерды, взявшие у землевладельца в долг «купу» – скот, орудия руда, зерно и др., обязанные отдать или отработать.
- Холопы – зависимая категория населения, близкая к рабам, соплеменники, оказавшиеся в таком положении за долги.
- Изгои – люди, «выпавшие» из своей социальной среды. Типы изгоев: попов сын, не знающий грамоты; холоп, из холопства выкупившийся; крестьяне, вышедшие из общины; одолжавший купец; осиротевший, то есть лишённый удела князь.
- Челядь – раб-иноплеменники.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
poznaemvmeste.ru
Все население Древней Руси можно разделить на свободное и зависимое. К первой категории относилась знать и простые люди, которые не имели долгов, занимались ремеслом и не были обременены ограничениями. С зависимыми (невольными) категориями все сложнее. В целом это были люди, которые были лишены определенных прав, но весь состав невольных людей на Руси был различным. Все зависимое население Руси можно разделить на 2 класса: полностью лишенные прав и сохранившие частичные права. Категории зависимого населения в древней Руси были следующими:
Русская правда также делила населения на категории. В ней можно встретить следующие категории зависимого населения Руси 11 века.
Важно отметить, что катеории лично зависимого населения в эпоху Древней Руси были смерды, холопы и челядь. Они же имели и полную зависимость от князя (хозяина). Полностью зависимы (обельные) слои населенияОсновная часть населения в Древней Руси относилась к категории полностью зависимых. Это были холопы и челядь. Фактически это были люди, которые по своему социальному статусу являлись рабами. Но тут важно отметить, что понятие «раб» на Руси и в Западной Европе очень сильно отличались. Если в Европе у рабов не было прав, и это признавали все, то на Руси холопы и челядь прав не имели, но церковь осуждала любые элементы насилия над ними. Поэтому позиция церкви была важной для этой категории населения и обеспечивала сравнительно комфортные условия жизни для них. Несмотря на позиции церкви, полностью зависимые категории населения были лишены всех прав. Это хорошо демонстрирует Русская Правда. Этот документ в одной из статей предусматривал плату в случае убийства человека. Так, за свободного горожанина плата была 40 гривенников, а за зависимого — 5. ХолопыХолопы — так на Руси называли людей, которые служили другим. Это была самая массовая прослойка населения. Людей, которые попадали в полную зависимость, также называли «обельные холопы». Люди становились холопами в результате разорения, проступков, решения вотчины. Ими могли стать и свободные люди, утратившие в силу определенных причин часть свободы. Некоторые добровольно уходили в холопы. Связано это с тем, что часть (небольшая конечно) этой категории населения была фактически «привилегированна». Среди холопов были люди из личной услуги князя, ключники, огнищане и другие. Они котировались в обществе даже выше свободных людей. ЧелядьЧелядь — это люди, которые утратили свою свободу не в результате долгов. Это были военнопленные, воры, осужденные общиной и так далее. Как правило, эти люди выполняли самую грязную и тяжелую работу. Это была незначительная по количеству прослойка. Отличия челяди и холоповЧем челядь отличались от холопов? Ответить на этот вопрос также сложно как сегодня рассказать чем социально бухгалтер отличается от кассира… Но если пытаться охарактеризовать отличия, то челядь состояла из людей, попавших в зависимость в результате своих проступков. Холопами можно было стать и добровольно. Если еще проще: холопы служили, челядь выполняла. Их объединяло то, что они полностью были лишены прав. Частично зависимое населениеК частично зависимым категориям населения относились те люди и группы людей, которые утратили только часть своей свободы. Они не были холопами или челядью. Да, они зависели от «владельца», но они могли вести личное хозяйство, заниматься торговлей и другими делами. ЗакупыЗакупы — разорившиеся люди. Они отдавались на работу за определенную купу (ссуду). В большинстве случаев это были люди, которые занимали деньги и не могли отдать долг. Тогда человек становился «закупом». Он экономически становился зависимым от своего хозяина, но после того как полностью погасил долг — вновь становился свободным. Эта категория людей могла быть лишена всех прав только при условии нарушения закона и после решения общины. Наиболее частая причина, по которой Закупы становились холопами — кража хозяйского имущества. РядовичиРядовичи — нанимались на работу по договору (ряду). Эти люди лишались личной свободы, но при этом сохраняли право ведения личного подсобного хозяйства. Как правило, ряд заключался с землепользователем и его заключали люди обанкротившиеся, или неспособные вести вольный образ жизни. Например, часто ряды заключались на 5 лет. Рядович был обязан трудиться на княжеской земле и за это получал питание и место для ночлега. Все категории невольных людей не платили налоги, поэтому часто вольные люди и горожане, которые не могли платить налоги, уходили в рядовичи. ТиуныТиуны – управляющие, то есть люди, которые на местах вели хозяйство и отвечали перед князем за результаты. Во всех вотчинах и деревнях была система управления:
Часто в тиуны могли попасть рядовичи, но в основном это были полностью зависимые холопы. В целом эта категория зависимого населения Древней Руси была привилегированной. Они жили на княжеском дворе, имели прямой контакт с князем, освобождались от налогов, некоторым было разрешено заводить личное хозяйство. |
istoriarusi.ru
4.4 Основные категории населения Киевской Руси
Экономическую и социальную основу общества в Киевской Руси составляла земледельческая община – вервь (мир). Она отвечала за общественный порядок на своей территории перед государством, платила штрафы, владела землей, которую распределяла между семьями. За владение и пользование землей общинники платили дань князю, который постепенно воспринимался ими в качестве верховного собственника всей земли. Свободные общинники назывались люди (в единственном числе – людин).
Некоторые люди становились зависимыми. Закупом становился разорившийся общинник, который брал в долг («купу») деньги, скот, семена, инвентарь. Закуп должен был работать на своего кредитора и подчиняться ему, пока не вернет долг. Рядовичи – зависимые люди, заключившие договор («ряд»), и на его основе выполнявшие различные работы. Выполнение условий договора или возвращение долга делали зависимых свободными.
Спорным является положение смердов. Часть историков полагает, что смерды – полусвободные княжеские данники, сидевшие на земле князя и платившие дань в его пользу, другие же ученые склонны называть смердами все свободное сельское население.
В Киевской Руси шел процесс зарождения раннефеодального общества. Феодальная система хозяйства отличалась в основном натуральным характером и слабым уровнем торговых связей. Основной формой организации феодального производства стала вотчина, т.е. земельное владение, передаваемое по наследству. Княжеские, боярские, монастырские вотчины начинают создаваться в ХI в., но их было еще очень мало.
В Киевской Руси в небольшом количестве существовали холопы и челядь. Фактически они были на положении рабов и пополнялись за счет пленников или из числа разорившихся соплеменников.
К привилегированным категориям относились князья, бояре, духовенство, купцы.
4.5 Принятие христианства
С подчинением всех восточнославянских племен сложилась территория единого государства. В идеологической сфере прежние языческие культы стали не пригодны, поскольку носили местный характер. В 980 г. Владимир Святославич завладел киевским престолом, сместив старшего брата Ярополка (972-980). В этом же году он провел языческую реформу, создав общерусский языческий пантеон во главе с Перуном. Однако он не был принят всеми славянами.
Через несколько лет Владимир решает принять монотеистическую религию. Согласно легенде к нему явились представители трех религий: ислама, иудаизма и христианства. Князь отверг ислам под предлогом того, что он запрещает употребление вина и требует многих других ограничений. Иудаизм он не принял из-за того, что исповедовавшие его евреи лишились своего государства и были рассеяны по всему миру. Римская вера (католичество) была отвергнута из-за главенства римского папы над светскими государями и из-за того, что богослужение ведется на латыни. Лишь проповедь представителя византийской (православной) церкви произвела на Владимира благоприятное впечатление.
После этого он отправил своих послов в разные страны. Вернувшись, те назвали греческую веру самой лучшей, а греческие храмы и церковную службу – самыми красивыми. Выбор Владимира в пользу православия был обусловлен следующими причинами: стремление князя сплотить население в один народ и укрепить тем самым государство и свою власть; наиболее подходило менталитету восточных славян и самого Владимира; давние торговые и дипломатические отношения с Византией.
В 988 г. произошло крещение Руси. Киевляне первыми приняли новую веру, а других пришлось крестить «огнем и мечом». Произошли восстания ряда племен, например, вятичей, жителей Новгорода против насильственной христианизации. Язычество еще долго сохраняло свои позиции в обществе, даже после крещения люди продолжали верить в языческих богов. В итоге произошел синтез православия и язычества, приведший к складыванию самобытной религии – русскому православию. Так, праздник Купалы слился с днем Иоанна Крестителя, Перуна – с днем Ильи Пророка. Сохранился и исключительно языческий по происхождению праздник масленицы.
Главой русской церкви стал митрополит, назначаемый константинопольским патриархом. В подчинении киевских митрополитов находились епископы, управляющие церковью на определенных территориях — епископствах. В их подчинении находились городские и сельские (женатые) священники — белое духовенство. Наряду с белым существовало черное духовенство — монахи. Долгое время церковь существовала за счет десятины – десятой части от всех налогов, отчисляемой в ее пользу. Постепенно у нее появляются собственные села и земли.
Принятие Русью христианства имело огромное историческое значение и сказалось на всех сферах жизни. Прежде всего, оно способствовало объединению славянских племен в единый этнос. После принятия христианства на смену древней славянской письменности пришла новая, разработанная греками братьями Кириллом и Мефодием. Появляются первые рукописные книги, преимущественно церковного содержания. Началось каменное строительство, стали развиваться иконопись, фресковая живопись. Русь приобщилась к сокровищам мировой культуры.
Христианская церковь, стремясь к стабильности, осуждала как социальные протесты и насилие со стороны низов общества, так и чрезмерную тягу к богатству, и насилие со стороны верхов. Крупные храмы становились центрами духовной жизни, символами могущества и святости Руси. Православная церковь не только образовывала, но и воспитывала древнерусское общество. Смягчая нравы, церковь упорно боролась против многоженства и других языческих пережитков, активно выступала против рабства.
studfile.net
ЕГЭ. История по кодификатору. 1.2.2. Категории населения в Древней Руси.
Князь – глава феодального монархического государства.
Вожди племён, позже – правители государственных образований, местные удельные князья.
Бояре – представители знати: воеводы (воинский начальник), наместники (руководитель крупной административно-территориальной единицы).
- Служилые.
Дружина:
- Старшая – княжеские мужи, а также бояре, которые занимали высокие должности (гражданские и военные) – воевода, тысяцкой, посадник и пр. Эти же люди были княжескими советниками и самой основной и влиятельной частью веча.
- Младшая :
— боярские дети— дети старших дружинников;
— гриди — телохранители князя (IX-XII века). Жили в дворцовых помещениях — гридницах;
— отроки (детские или пасынки) – младшие дружинники, низший разряд княжеской дружины.
- Служители культа:
- Волхвы – служители культа до приятия христианства
- Православное духовенство (с 988 г.):
— митрополит – глава православной церкви государства;
— архиепископ – старший епископ в поместной церкви;
— епископы – служитель церкви, третий по иерархии;
— церковные священники – представители духовенства, служители церкви;
— монахи — христиане, отказавшиеся от жизни в миру и посвятивший себя Богу через принятие определенных обетов, которые сводятся к трем основным: послушанию, нестяжанию и целомудрию; они жили в монастырях.
- Свободные категории населения:
- «Градские люди» — горожане. Это купцы («гости») и ремесленники.
— Ремесленники – люди, занимающиеся определённым видом деятельности, то есть ремеслом: гончары, кожевенники, камнетёсы, ювелиры, оружейники, кузнецы и др.
— Купцы – люди, занимавшиеся торговлей, посредники между производством и рынком.
- «Люди» –-свободные крестьяне- общинники.
Зависимые категории населения.
- Смерды – зависимые крестьяне, несшие повинности в отношении князя.
- Рядовичи – смерды, заключившие с землевладельцем «ряд», то есть договор о своей работе на него.
- Закупы – смерды, взявшие у землевладельца в долг «купу» – скот, орудия руда, зерно и др., обязанные отдать или отработать.
- Холопы – зависимая категория населения, близкая к рабам, соплеменники, оказавшиеся в таком положении за долги.
- Изгои – люди, «выпавшие» из своей социальной среды. Типы изгоев: попов сын, не знающий грамоты; холоп, из холопства выкупившийся; крестьяне, вышедшие из общины; одолжавший купец; осиротевший, то есть лишённый удела князь.
- Челядь – раб-иноплеменники.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
poznaemvmeste.ru
Население Древней Руси — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Население Древней Руси — жители Древнерусского государства в Восточной Европе, возникшего в IX веке в результате объединения восточнославянских племен, а также ряда финно-угорских племён, под властью князей династии Рюриковичей.
Точная численность населения Древней Руси неизвестна. Согласно оценкам Г. В. Вернадского, общая численность населения составляла 7,5 миллионов человек, из которых 1 миллион проживал в городах. Число городов ко времени татаро-монгольского нашествия достигало 300[1].
На основании Русской Правды историки выделяют несколько групп населения Древней Руси. Знать в Древней Руси состояла из выдающихся людей славянских племен и родов, а затем её основную часть составили представители династии Рюриковичей. Их сопровождали дружины, из которых позднее сформировалось боярство. Дружина делилась на старшую и младшую. К числу зажиточных людей относились купцы, некоторые ремесленники, а также владельцы крупных земельных участков.
Основное население Руси составляли свободные крестьяне-общинники, называемые «людинами». С течением времени всё больше людей входило в число смердов — другой группы населения Руси, которую составляли зависимые от князя крестьяне. Смерды были лично свободны, но подчинялись специальной юрисдикции князя[2]. Смерд, как и обычный человек, в результате пленения, долгов и т. д. мог стать челядью (более позднее название — холоп). Холопы по своей сути являлись рабами и были полностью бесправными. В XII веке появились закупы — неполные рабы, которые могли выкупить себя из рабства. Считается, что рабов-холопов на Руси было не много, однако вполне вероятно, что работорговля процветала в отношениях с Византией. «Русская Правда» выделяет также рядовичей и изгоев. Первые находились на уровне холопа, а вторые — в состоянии неопределённости (получившие свободу холопы, изгнанные из общины людины и т. д.), однако находились под защитой церкви[3].
- ↑ Вернадский Г. В. Золотой век Киевской Руси. — М.: Алгоритм, 2012. — С. 120. — ISBN 878-5-699-55146-0.
- ↑ Вернадский Г. В. Золотой век Киевской Руси. — М.: Алгоритм, 2012. — С. 163. — ISBN 878-5-699-55146-0.
- ↑ Вернадский Г. В. Золотой век Киевской Руси. — М.: Алгоритм, 2012. — С. 168. — ISBN 878-5-699-55146-0.
- Романов Б. А. Люди и нравы древней Руси. — Л. : Издательство Ленинградского Государственного Ордена Ленина университета, 1947 (второе издание: М.-Л., 1966, с подзаголовком «Историко-бытовые очерки XI—XIII вв.»; 3-е издание: М., 2002).
- Греков Б. Д. Киевская Русь / отв. ред. Л. В. Черепнин. — Л. : Госполитиздат, 1953. — 567 с.
- Тихомиров, М. Н. Древнерусские города. — Изд. 2-е, доп. и перераб. — М. : Госполитиздат, 1956. — 477 с.
- Древняя Русь. Город, замок, село. — Москва: Наука, 1985. — 429 с.
- Вернадский Г. В. Золотой век Киевской Руси. — М.: Алгоритм, 2012. — 400 с. — ISBN 878-5-699-55146-0.
ru.wikipedia.org