Методы психологии. | Психология
Методы психологии.
Метод- путь получения информации об интересующем объекте и предмете.
Методы- теоретические и эмпирические.
Теоретические методы: анализ, обобщение, классификация, сравнение, подведение под понятие.
Эмпирические методы: наблюдение и самонаблюдение (интроспекция), эксперимент, тестирование, опрос (анкета, интервью, беседа), анализ продуктов деятельности.
Схема характеристики метода исследования.
1. Определение.
2. Перечислить виды.
3. Назвать требования, предъявляемые к данному методу.
4. Назвать достоинства метода.
5. Назвать недостатки.
Характеристика методов исследования.
1. Наблюдение.
Наблюдение- метод психологии, основанный на целенаправленом восприятии поведения, деятельности, поступков человека.
Виды: сплошное, открытое, включенное, внешнее, выборочное, закрытое, невключенное, внутреннее.
Сплошное- за всем происходящим и выделение орпделенных единиц.
Выборочное- конкретный процесс.
Открытое- наблюдаемый знает о наблюдении.
Закрытое- наблюдаемый не знает о наблюдении.
Включенное- исследователь находится внутри группы.
Невключенное- исследователь не входит в группу.
Внутреннее- наблюдение за собой.
Внешнее- прочие наблюдения.
Требования:
1. Цель.
2. Составить план наблюдения:
-время
-частота
-длительность
3. Выдение единиц наблюдения и способов фиксации.
Единицы наблюдения:
-жесты
-действия
-поступки
-речевые высказывания
-вегетативные реакции
-паузы
-интонационные изменения
Способы фиксации:
-сплошная запись
-таблицы
-схемы с заранее продуманными условными обозначениями.
Достоинства наблюдения.
Исследователь не вмешивается в естественное течение процессов.
Малые материальные затраты.
Недостатки наблюдения.
Большие временные затраты.
Невозможность повторения.
Возможный субъективизм наблюдателя.
2. Эксперимент.
Эксперимент- метод психологии, в котором целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего.
Виды: лабораторный, естественный, констатирующий, формирующий, срез.
Лабораторный- искуственные условия, лаборатории, использование специальных приборов.
Естественный- активное влияние на ситуацию, но в формах, не нарушающих ее естественности для испытуемого.
Констатирующий- выявление определенных психических особенностей и дает предварительный материал об уровне развития соответствующего качества.
Формирующий- выявление закомномерностей развития психики ребенка в процессе активного, целенаправленного воздействия экспериментатора на формирование психики испытуемого.
Срез- кратковременная констатация состояния изучаемого объекта на различных этапах его развития (поперечные- сопоставление разных групп испытуемых; продольные- измерение отдельных психических качеств у одних и тех же людей).
Требования:
1. Планирование:
-сформулировать цель;
-определение контингента испытуемых;
-подборка методик;
-определение места и времени его проведения.
2. Проведение:
-установление доверительных отношений с испытуемым.
3. Эксперименты всегда проводятся индивидуально, в отдельном помещении, если не предусмотрено групповое исследование.
Достоинства эксперимента:
1. Исследователь сам создает условия, чтобы вызвать проявление психических процессов.
2. Исследователь может целенаправленно изменять условия и течение психических процессов.
3. Строгий учет протекания эксперимента.
4. Возможность проведения среди большого количества испытуемых —> установление общих закономерностей развития психических процессов.
Недостатки эксперимента:
1. Исследователь знает об эксперименте.
2. Невозможность организации исследования так, чтобы испытуемый не знал, что является объектом исследования.
Психодиагностические методы исследования.
3. Тестирование.
Тест- краткие стандартизированные психологические методики, в результате испытания которых оцениваются те или иные личностные качества.
Виды: тесты-опросники, тесты-задания, тесты способностей, тесты личностные, тесты достижений.
Тесты-опросники- система заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения валидности и надкжности вопросов, по ответам на которые судят о психических особенностях человека.
Тесты-задания- оценка психики человека на основе того, что и как он делает.
Тесты способностей- оценка возможностей человека в овладении знаниями, умениями и навыками.
Тесты личностные- оценка эмоционально-волевых качеств личности, особенности поведения в различных условиях.
Тесты достижений- оценка уровня овладения знаниями в связи с конктретными программами подготовки.
Требования:
1. Бланки-рисунки, схемы, таблицы, опросники.
2. Аппаратура для обработки результатов.
Достоинства тестирования:
1. Краткость.
2. Массовость использования.
3. Возможность статистической обработки.
Недостатки тестирования:
При использовании тестов учитываются количественные, а не качественные показатели.
4. Опрос.
Опрос- метод психологии, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов.
Виды: анкета, интервью, беседа.
Анкета- опросный лист для получения ответов на заранее составленную систему вопросов.
Интервью- получение информации путем устных ответовна вопросы.
Беседа- получение информации путем речевого обсуждения интересующего вопроса.
Требования:
1. Сообщение некоторых данных о себе.
Достоинства опроса:
1. Анкета: получение большого количества информации за относительно малый промежуток времени.
2. Наблюдение за поведением и реакциями человека.
3. Изменение тактики, содержания задаваемых вопросов.
Недостатки опроса:
1. Письменная форма: неполная достоверность данных.
2.Устная форма: большие временные затраты.
5. Анализ проудктов деятельности.
1. АПД- выявление и оценка психологических особенностей человека.
2. Виды зависят от выполняемых действий.
3. Требования: наличие определенных материалов.
4. Достоинства: достоверность данных.
5. Недостатки: возможные затраты большого количества времени; ограничение материалов.
Проективные методы исследования.
Проективный метод- метод психологического исследования, заключающееся в анализе события, личного отношения к нему.
Виды: ассоциативный, интерпретационный, конструктивный, аддитивный, импрессивный, экспрессивный, катартический, моделирование, генетический.
Ассоциативный- предъявление беспорядочного материала, требующего придания субъективного смысла.
Интерпретационный- толкование событий, ситуаций, изображений.
Конструктивный- предъявление отдельных деталей для составления разных целостных картинок.
Аддитивный- дополнение, завершение.
Импрессивный- выбор решения, связанный с влечениями, симпатиями, намерениями.
Экспрессивный- деятельность на свободную или задуманную тему.
Катартический- творческая деятельность в особо организованных условиях.
Моделирование- копирование объекта исследования, с целью его упрощения.
Генетический- определение роли генотипических или средовой обусловленности психологических свойств и особенностей поведения человека.
dreamgirl09.mirtesen.ru
Предмет психологии, ее задачи и методы. Часть 2 (продолжение)
Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн.1. – М.: Владос, 1999Раздел I. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ
Глава 1. ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ, ЕЕ ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ (с.5–25)
![]() | Краткое содержание: Основные отрасли психологии. Психология как сложная система развивающихся наук, тесным образом связанных с основными видами человеческой деятельности. Общие и специальные отрасли психологии. Фундаментальные и прикладные области психологии. Общая психология, ее структура. Отраслевые психологические науки. Краткая характеристика различных психологических наук. Методы исследования в психологии. Проблема метода психологического исследования. Краткие сведения из истории методов исследования в психологии. Наблюдение и самонаблюдение, их познавательная роль. Опрос, эксперимент и психологические тесты. Связь методов психологии с методами других наук. Моделирование в психологии. Достоинства и недостатки каждого метода, оптимальные условия его применения на практике. Значение математики для получения достоверных психологических знаний. Внедрение вычислительной и другой техники в психологический эксперимент. |
ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ
В настоящее время психология представляет собой весьма разветвленную систему наук. В ней выделяется много отраслей, представляющих собой относительно самостоятельно развивающиеся направления научных исследований. Имея в виду этот факт, а также то обстоятельство, что в настоящее время система психологических наук продолжает активно развиваться (каждые 4–5 лет появляется какое-либо новое направление), правильнее было бы говорить не об одной науке психологии, а о комплексе развивающихся психологических наук.
Их в свою очередь можно разделить на фундаментальные и прикладные, общие и специальные.
Фундаментальные, или базовые, отрасли психологических наук имеют общее значение для понимания и объяснения психологии и поведения людей независимо от того, кто они и какой конкретной деятельностью занимаются. Эти области призваны давать знания, одинаково необходимые всем, кого интересуют психология и поведение людей. В силу такой универсальности эти знания иногда объединяют термином «общая психология».
Прикладными называют отрасли науки, достижения которых используются на практике.
Общие отрасли ставят и решают проблемы, одинаково важные для развития всех без исключения научных направлений,
а
Рассмотрим некоторые фундаментальные и прикладные, общие и специальные отрасли психологии, связанные с образованием.
Общая психология (рис. 2) исследует индивида, выделяя в нем познавательные процессы и личность.
Познавательные процессы охватывают ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. С помощью этих процессов человек получает и перерабатывает информацию о мире, они же участвуют в формировании и преобразовании знаний.
Личность содержит свойства, которые определяют дела и поступки человека. Эт
anchiktigra.livejournal.com
Методы психологии таблица
Методы психологии таблица
Last update 03:10:37 AM GMT
Психология – наука, которая изучает человека, его психические свойства и поведение в различных ситуациях. В психологии существует несколько основных методов исследования человека, которые помогают специалисту правильно оценить психологическое состояние и сделать соответствующие заключения:
Кроме этого, в изучении психологии человека используются и вспомогательные методы, включающие в себя:
Рассмотрим более подробно http://www.psychologies.ru/ основные методы психологии:
Этот метод используется в ситуациях, когда исследователь не вмешивается в процесс, наблюдая со стороны за интересующим объектом. Это позволяет получить более полную психологическую картину исследуемого человека. На практике обычно используется при условии, что интересующий объект не знает о присутствии наблюдателя, это позволяет изучить поведение человека в естественных условиях.
Является более эффективным методом психики человека, дает больше информации и расширенную картину поведения в определенных условиях. Заключается в том, что специалист создает определенные условия, которые позволяют лучше проявить себя предмету исследования.
Различают несколько разновидностей метода:
- Лабораторный – исследование проводится в условиях психологических лабораторий, оснащенных специальной аппаратурой. Недостатком этого метода является то, что исследуемый знает о проведении эксперимента, что может вызывать напряжение в поведении и не характерные для него реакции на внешние раздражители;
- Естественный – исследование проходит в естественных для исследуемого условиях, при этом он не должен знать о проведении эксперимента. Это позволяет увидеть поведение человека в привычной для него, спокойной обстановке. Естественный метод исследования является более эффективным и информативным по сравнению с лабораторным. Довольно часто психологи практикуют выступления перед группой людей, одновременно наблюдая за их реакцией.
Основные методы психологии успешно применяются специалистами в нашей стране и за рубежом и позволяют оценить психическое здоровье человека в различных условиях и ситуациях.
Методы психологических исследований
Общая тенденция, которая отчетливо проявилась в улучшении методов исследования в разных науках за последнее столетие, заключается в их математизации и технизации . Эта тенденция проявилась и в психологии, придав ей статус достаточно точной экспериментальной науки. Сейчас в психологии используется радио и видеотехника, электронная техника.
Наряду с математизацией и технизацией методов исследования в психологии не утратили своего значения и до сих пор принимаются общие, традиционные методы сбора информации, такие как наблюдение и опрос (см. табл. 1).
Причин их сохранения много: явления, изучаемые в психологии, уникальны и сложны, их не всегда можно выявить с помощью технических средств и описать в точных математических формулах. Несмотря на то, что современная математики и техника сами по себе чрезвычайно сложны, они по сравнению с явлениями, которые изучает психология, остаются достаточно простыми. Для исследования тонких явлений и психологических категорий, которыми занимается психология, во многих случаях они попросту не подходят.
Наблюдение. Это первый из методов, применяемых для сбора первичных данных. Он имеет несколько различных вариантов:
а) внешнее наблюдение — это способ сбора данных о другом
человеке, его психологии и поведении путем наблюдения за ним со
б) внутреннее наблюдение или самонаблюдение — применяется
тогда, когда исследователь ставит перед собой задачу изучить
интересующее его явление в том виде, в котором оно
непосредственно представлено его сознанию. Переживая
соответствующее явление, он как бы наблюдает за собой, за своими
ощущениями, пользуется аналогичными данными, сообщаемыми ему
другими людьми, которые ведут самонаблюдение по его заданию;
Основные методы психологических исследований, применяемые для сбора первичной информации
в) свободное наблюдение не имеет заранее определенной
программы и может менять свой объект;
г) стандартизованное наблюдение, напротив, ведется по
определенной, заранее продуманной программе и строго следует ей;
д ) при включенном наблюдении исследователь сам выступает в
качестве непосредственного участника того процесса, за которым
ведется наблюдение. Так, исследуя взаимоотношения людей,
экспериментатор может включиться сам в эти отношения, одновременно
не прекращая за ними наблюдать;
е) стороннее наблюдение в отличие от включенного не предполагает личного участия исследователя в том процессе, который он изучает.
Каждый из названных видов наблюдения имеет свои особенности и применяется там, где может дать наиболее полезные результаты.
Опрос. Это метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Каждый из вариантов опроса имеет свои достоинства и недостатки.
Устный опрос применяется в тех случаях, когда одновременно с ним желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы, позволяет глубже проникнуть в психологию человека.
Письменный опрос позволяет охватить большое количество людей. Наиболее распространенный его инструмент — анкета.
Тесты — это специализированные методы психологического диагностического исследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления.
От других методов отличаются тем, что предполагают стандартизованную, выверенную процедуру сбора и обработки данных. С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой людей, давать оценки их психологии и поведению.
Разновидность тестов: тест-опросник основан на системе заранее отобранных и проверенных с точки зрения их валидности 1 и надежности вопросов, по ответам испытуемых на которые определенно можно судить об их психологических качествах.
Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека не на основе того, что он говорит, а на базе того, что он делает. В тестах этого типа человеку дается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых судят об изучаемом качестве.
В основе проективных тестов лежит механизм проекции, согласно которому не осознаваемые человеком положительные и особенно отрицательные характеристики он склонен приписывать не себе, а другим людям, «проецировать» их на других. При применении тестов подобного рода об испытуемом судят на основе того, как он оценивает ситуации, других людей, какие свойства им приписывает.
Э ксперимент — самое надежное средство получения достоверной информации об изучаемых явлениях. Специфика психологического эксперимента состоит в том, что в нем продумано создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство проявляется лучше всего.
Кроме перечисленных методов, предназначенных для сбора первичных данных, в психологии широко применяются различные методы и приемы обработки этих данных, например, математическая статистика.
Методы Психологического Исследования
Психология для накопления научных данных использует целый комплекс специальных методов. Для данной науки является крайне важным то, каким путем получены знания. Л.Выготский считал, что факты, полученные при помощи разных познавательных принципов, представляют собой совершенно разные факты.
Факты, получаемые в эмпирическом исследовании, определяются влиянием исследовательских схем, гипотезами, уже имеющимися знаниями об изучаемом объекте и прочими факторами. Поэтому методология и методы психологического исследования являются одной из наиболее существенных и дискутируемых проблем психологии как науки.
Методы психологического исследования – это способы исследования и изучения психических особенностей разных людей, анализа и обработки собранной психологической информации, а также получения научных выводов на базе исследовательских фактов. Методы используются для решения конкретных исследовательских задач в области психологии.
Основные методы психологического исследования – это эксперимент и наблюдение. Каждый из названных методов выступает в специфических формах и характеризуется различными подвидами и особенностями.
Методы психологического исследования нацелены на раскрытие особенностей, закономерностей, механизмов психики отдельных индивидов и социальных групп, а также для аналогичного исследования психических процессов и явлений. Каждый метод обладает своими возможностями, но также и имеет определенные ограничении. Эти особенности нужно учитывать в практике, профессиональных и прочих видах деятельности.
Исследования в области психологии имеют направленность на получение объективного результата, истинного знания об определенных возможностях психики. Для этого необходимо освоение отдельных методов психологии и методик профессионально-психологического исследования и изучения человека.
Методы психологического исследования можно классифицировать. В этом вопросе выделяют различные подходы. К примеру, Б. Ананьев различает следующие группы методов исследования в психологии.
Организационные – включают сравнительный анализ (сопоставление испытуемых по определенному критерию: род деятельности, возраст, т.д.), лонгитюдный метод (длительное исследование одного явления), комплексный (в исследование вовлекаются представители разных наук, разные средства изучения).
Эмпирические – это сбор первичной информации. В них выделяют обсервационные методы (под которыми понимают наблюдение и самонаблюдение.
Эксперименты – методы, включающие в себя полевое, лабораторное, естественное, формирующее и констатирующее исследование.
Психодиагностические – тестовые методы, которые делятся на тесты проективные, стандартизированные, беседу, интервью, анкеты, социометрию, опросчики и пр.
Праксиметрические – приемы анализа явлений, продуктов деятельности психики, такие как хронометрия, биографический метод; профессиограмма, циклография, оценка продуктов деятельности; моделирование.
Методы обработки данных, которые включают в себя количественные (статистические) и качественные (анализ и дифференциация материалов по группам), они позволяют установить закономерности, скрытые от прямого восприятия.
Интерпретационные методы предполагают отдельные приемы объяснения зависимостей и закономерностей, выявляемых при статистической обработке данных и их сравнении с уже известными фактами. Сюда входят типологическая классификация, генетический метод, структурный, психография, психологический профиль.
Принципы психологического исследования: ненанесения ущерба испытуемому, компетентности, беспристрастности, конфиденциальности, осведомленного согласия.
Современные методы психологии (курс лекций)
В психологии, как и в других науках, для получения факторов, их обработки объяснения используется определенная совокупность методов (приемов) использования. Все применяемые в психологическом исследовании методы можно подразделить на 4 группы:
– эмпирические способы добывания научных данных;
– приемы обработки данных;
Основными методами психологического исследования являются наблюдение, беседа, эксперимент.
Наблюдение. Предметом наблюдения в психологии служат не сами субъективные психические переживания, а их проявления в поступках и поведении человека, в его речи и деятельности. Между объективно наблюдаемой деятельностью человека и его субъективными психическими переживаниями имеется закономерная связь, благодаря чему, наблюдая поведение, можно делать вполне обоснованные заключения о тех или иных психических процессах.
Беседа. При проведении психологических исследований часто бывает необходимо собрать данные, характеризующие психологические особенности личности исследуемых, их убеждения, интересы, стремления, отношения к коллективу, понимание своих обязанностей. Правильное применение метода беседы предполагает: 1) личный контакт исследователя с исследуемыми; 2) тщательно продуманный план беседы, 3) умение пользоваться не прямыми вопросами, а косвенными путями для получения нужных материалов; 4) умение уточнять интересующие факты непосредственно во время беседы; 5) выяснение достоверности данных беседы с помощью дополнительных сведений, полученных от других лиц.
Эксперимент. Главными особенностями этого метода психологического исследования являются: 1) создание обстановки, позволяющей наблюдать изучаемое явление в его чистом виде; 2) повторение явления столько раз, сколько необходимо исследователю; 3) закономерное изменение условий, при которых протекает изучаемое явление; 4) применение в большинстве случаев специальной точной измерительной аппаратуры. Эксперимент занимает большое место в психологических исследованиях, поскольку позволяет объяснить изучаемые психические явления, а не только констатировать или описать их качественные особенности.
Варианты основных методов
Внешнее (объективное наблюдение)
Внутреннее (субъективное наблюдение)
Наблюдение вне группы
Наблюдение внутри группы
Свободный опрос (беседа)
Как мы убедились, психологию можно считать наукой, поскольку она использует научные методы, чтобы описывать и объяснять поведение. Чаще всего используется описательные методы, с одной стороны, и экспериментальный метод — с другой.
В течение ряда столетий психологами-идеалистами рассматривался как основной и даже как единственный метод психологии. Но он не дал и не мог дать ответ на вопросы, стоящие перед психологией как наукой. Психология не должна полностью отказаться от самонаблюдения, как это пытаются доказать психологи-бихевиористы. Они отрицают сознание и считают его непознаваемым и рассматривают науку только о поведении.
Правильно понимаемое самонаблюдение (в виде самоконтроля) играет в жизни человека и в психологии большую роль. Человек может путем самонаблюдения установить: «Я забыл сделать что-то». Но самонаблюдение не дает ему ответы на вопросы: «Почему забыл?» Поэтому самонаблюдение, хотя и служит важным предметом психологического исследования, не может являться самостоятельным и, тем более, основным методом познания сущности психических явлений.
Интроспекция, предложенная Вундтом в качестве метода психологии, получила дальнейшее развитие в парадигме структурной психологии.
Применение самонаблюдения как методики сталкивается с непредсказуемой зависимостью результатов интроспекции от следующих факторов:
1) культурная принадлежность субъекта;
2) степень овладения самонаблюдением, которая ограничивается возрастными особенностями, языковой компетенцией;
3) соотнесением нескольких внутренних планов при совмещении основной деятельности и самонаблюдения;
4) установка испытуемого на участие в исследовании, его роли во взаимоотношениях с исследователем.
Среди психологов, непосредственно обслуживающих своих ближних, одни занимаются проблемами отдельных людей в случаях эмоциональных или социальных кризисов, другие стремятся помочь решению проблем, возникающих в области образования или производственной деятельности, третьи создают программы для привлечения внимания людей к различным общественным мероприятиям или непосредственно участвуют в таких мероприятиях.
Некоторые работают в собственных частных кабинетах, а другие — в школьных управлениях, в общественных, правительственных или частных учреждениях. Кроме того, нельзя забывать о всех тех, кто преподает психологию в средних специальных учебных заведениях, институтах и университетах, иногда совмещая это с научно-исследовательской работой или с помощью обществу.
На путях психологических исследований расставлено множество ловушек, очень часто толкающих к ошибочным исследованиям и к интерпретациям, плохо согласующимся с реальными фактами. Перечислим некоторые из них.
Эффект Плацебо — этот эффект обнаружен медиками и успешно практикуется в психологии. Он основан на внушении, оказываемом преднамеренно или невольно врачом или экспериментатором. Когда испытуемые убеждены в эффективности предписываемого режима или поведения, лекарства, у них часто можно наблюдать желаемые эффекты.
Эффект Хоторна. Эффект плацебо лишь частный случай эффекта Хоторна. Как показывают опросы, проведенные промышленными психологами на предприятиях Хоторна в Чикаго, одно лишь участие в эксперименте оказывает на испытуемых такое влияние, что очень часто они ведут себя именно так, как ожидают от них экспериментаторы. Для устранения эффекта Хоторна следует держать испытуемых в неведении относительно принятых гипотез и давать им инструкции как можно более безразличным тоном.
Эффект Барнума. Склонность людей принимать за чистую монету описание или общие оценки своей личности, если они преподносятся под научным или магическим ритуалом. Такой эффект хорошо известен астрологам, хиромантам, экстрасенсам, гадалкам.
Эффект Пигмалиона (или эффект Розенталя). Американский психолог Розенталь (1966) назвал именем Пигмалиона явление, состоящее в том, что экспериментатор, твердо убежденный в своей обоснованности какой-то гипотезы или верности какой-то информации непроизвольно действует так, что оно получает фактическое подтверждение.
Моделирование как метод применяется в ситуациях, когда исследование интересующего явления путем простого наблюдения, опроса, теста, эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступности. В таком случае прибегают к созданию искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства. На этой модели детально исследуют данное явление и делают выводы о его природе.
Модели могут быть техническими, логическими, математическими, кибернетическими.
Математическая модель представляет собой выражение или формулу, включающую переменные и отношения между ними, воспроизводящие элементы и отношения в изучаемом явлении.
Техническое моделирование предполагает создание прибора или устройства, по своему действию напоминающего то, что подлежит изучению.
Кибернетическое моделирование основано на использовании в качестве элементов модели понятий из области информатики и кибернетики.
Логическое моделирование основано на идеях и символике, применяемой в математической логике.
Естественный эксперимент в психологии организуется непосредственно в условиях реальной деятельности. Не так давно считалось, что лабораторный эксперимент по сравнению с естественным выигрывает в точности регистрации замеров изучаемых явлений в возможности точно дозировать и варьировать влияние раздражителей, устранять мешающие факторы и создавать сравнимые факторы. Теперь это мнение не может считаться верным во всех случаях. Современная техника открывает широкие возможности перенесения положительных сторон лабораторного эксперимента в естественный.
При этом отсутствует главный и весьма существенный недостаток лабораторного эксперимента – искусственный характер условий, который вносит резкие изменения в течение психических процессов. В естественном эксперименте человек трудится, учится, подчас даже не зная. А чаще всего забывая, что он является объектом исследования.
Естественный эксперимент имеет много форм и различных приемов. В простейшем своем виде он широко применяется в форме вводных задач. Задачи эти могут ставиться руководителем устно («Случилось то-то. Что будете делать») или путем введения незаметно для сотрудника отклонения в его работу. Уже одно наблюдение за таким естественным экспериментом дает ценные факты, позволяет проверить ту или иную гипотезу исследователя.
Широкое применение в практической психологии находит формирующий (обучающий или воспитывающий) эксперимент, в котором навыки или качества личности изучаются в процессе их формирования и развития. Своеобразным методическим приемом является целенаправленное изменение структуры профессиональной деятельности. Смысл этого приема заключается в том, что при выполнении определенной деятельности выключаются по заранее задуманному плану отдельные анализаторы, меняется поза или хватка за рычаги управления, вводятся дополнительные раздражители, меняется эмоциональный фон и мотивы деятельности. Учет результатов деятельности в различных условиях позволяет оценить роль тех или иных факторов в структуре изучаемой деятельности и гибкость соответствующих навыков.
Наблюдение – это такой способ, при котором явления изучаются непосредственно в тех условиях, в которых они протекают в действительной жизни. Наблюдение – это метод психологического исследования, рассчитанный на получение информации через органы чувств.
На основе наблюдения делаются выводы о тех или иных психических процессах. Различают два вида наблюдения – сплошное и выборочное. Сплошным называют наблюдение, когда фиксируются все особенности и проявления психической деятельности человека в течение какого-то определенного периода. В отличие от этого выборочном наблюдении обращается внимание только на те факты в поведении человека, которые имеют прямое или косвенное отношение к изучаемому вопросу.
Результаты наблюдений, проводимых с исследовательской целью, как правило, фиксируются в специальных протоколах. И хотя в условиях повседневной деятельности развернутые записи обычно не ведутся, руководителю иногда полезно записывать результаты своих наблюдений. Хорошо, когда наблюдение ведет при этом не один человек. А несколько и затем полученные данные сопоставляются и обобщаются (методом обобщения независимых наблюдений).
При использовании метода наблюдения необходимо возможно полнее соблюдать следующим требованиям-
1. Предварительно намечать программу наблюдения с выделением наиболее важных объектов и этапов наблюдения.
2. Проводимые наблюдения не должны влиять на естественный ход изучаемого явления.
3. Наблюдение одного и того же психического явления целесообразно проводить на различных лицах. Даже если объектом изучения является конкретный человек. Его лучше и глубже можно понять сравнивая с другими.
4. Наблюдение должно быть повторным, а при изучении личности – систематическим.
Эти требования к наблюдению как методу психологии имеют важное значение не только в процессе научно-исследовательской работы. Они должны учитываться и в практической работе современного руководителя. Наблюдение может быть непосредственным и опосредствованным.
Этот вид личностных тестов объединяется по признаку слабой структурированности предлагаемой испытуемому задачи. При этом предполагается, что тестовый материал выполняет функцию своеобразного экрана, на который испытуемый проецирует свои интеллектуальные и личностные особенности, потребности, актуальные конфликты. Для того, чтобы не ограничивать активность испытуемого, процедура тестирования минимально регламентирована. Характерной особенностью проективных методик является глобальность подхода к оценке личности. Как правило, внимание акцентируется на общей картине личности, а не на отдельных ее свойствах.
Одной из самых известных методик этого вида является Тест чернильных пятен Роршаха. Используемый преимущественно в клинике, он состоит из 10 карточек с двухсторонне симметричными пятнами. Как черно-белыми, так и цветными. Испытуемого просят рассказать, что он видит на каждой из карточек. Кроме ответов испытуемого при тестировании фиксируются время, эмоциональные проявления. Положение, в котором испытуемый держит карточку.
Формальная обработка результатов тестирования заключается в классификации ответов по содержанию. Выделяются такие категории, как фигуры человека и животных, неодушевленные предметы, географические карты, растения, пятна крови и т.д. Для исследовательских целей интерес могут представлять такие показатели, как разнообразие, популярность или уникальность ответов, а также некоторые другие.
Другая популярная проективная методика – Тематический апперцепционный тест (ТАТ). Характеризуется большей структурированностью стимульного материала. Этот тест включает в себя 19 черно-белых сюжетных картинок неопределенного содержания и одну пустую карточку. Испытуемого просят составить рассказ по каждой картинке, объяснив, что предшествовало изображенному событию, что чувствуют и думают изображенные люди и чем все кончится. При предъявлении пустой карточки предлагается представить, что и на ней изображена какая-то картинка, описать ее и составить рассказ по той же схеме. Процедура регистрации и интерпретации ответов сходна с используемой в тесте Роршаха.
Этот вид тестов личности относятся к измерительным методикам типа «карандаш-бумага», что позволяет их использовать при групповом обследовании. Личностные опросники представляют собой серии стандартных вербальных стимулов – вопросов и утверждений, ответы на которые рассматриваются как поведенческие реакции человека.
Классическим примером личностного опросника является миннесотский многоаспектный личностный опросник (MMPI).Он содержит 550 утверждений с вариантами ответов «верно», «неверно», «не могу сказать» и дает показатели по следующим 10 основным диагностическим шкалам (например, шкала иппохондрии, депрессии, истерии, социальной интроверсии и т.д.).
При создании этого опросника 8 из 10 шкал были разработаны эмпирически, с использованием критериальной оценки утверждений – их значения существенно различались в группах больных и нормальных испытуемых.
Метод групповой оценки личности – это способ получения характеристики человека через взаимные оценки членов группы. Метод ГОЛ основан на феномене групповых представлений о каждом члене группы как результате взаимного познания людей в процессах их совместной деятельности и общения.
С помощью этого метода оцениваются качества человека по предлагаемому их перечню с использованием приемов:
1) прямого оценивания,
2) ранжирования качеств,
3) попарного сравнения качеств.
Содержание оцениваемых качеств определяется целями исследования. А их число варьирует у разных исследователей от 20 до 80.
Адекватность измерения качеств с помощью групповой оценки личности зависит от познавательных способностей оценивающих, особенностей оцениваемых членов группы, их взаимной позиции в группе, опыта их взаимодействия и т.д. Шкалы измерения социальных установок занимают особое место среди тестов в социально-психологических исследованиях. Они позволяют количественно измерять направленность и интенсивность психологической готовности личности к определенному поведению по отношению к различным социальным категориям стимулов. В отличие от опросов шкалы установок измеряют одномерную изучаемую переменную, а не распределение мнений. Однако одной из сложностей использования шкал является необходимость предварительного определения специальной процедуры их построения.
Наиболее известными являются шкалы измерения социальных установок по Л. Терстоуну. Р. Лайкерту.
Методы психологических исследований направлены на изучение психических явлений в развитии и изменении. При этом изучаются развитие и изменение психики в истории человечества, при возрастных особенностях, под влиянием упражнения, обучения и воспитания, в результате неблагоприятных воздействий внешней среды. Каждый из аспектов изучения психики опирается на свои частные методы. Крайне важно, чтобы тот или иной аспект был подчинен решаемому вопросу, адекватен ему. Основными методами психологии, как и большинства наук являются наблюдение и эксперимент.
Валидность, надежность, Барнума эффект, плацебо, интервью, анкетирование, наблюдение, интроспекция, эксперимент.
Валидность — один из важнейших критериев качества теста, означающий пригодность теста для измерения того, что он по замыслу должен измерять.
Плацебо – (от лат. поправляюсь) – изменение в физиологическом или психологическом состоянии субъекта под видом внушения.
Тестирование — метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи, имеющие определенную шкалу значений.
Эксперимент – один из основных (наряду с наблюдением) методов научного познания вообще, психологического исследования в частности. Отличается от наблюдения активным вмешательством.
Тесты креативности – совокупность методик для изучения и оценки творческих способностей личности.
1. Методы психологии и их надёжность.
2. Психологические тесты и их возможности.
3. Основные направления практической психологии.
4. Значение психологических знаний в развитии народного хозяйства.
5. Прикладные аспекты психологии.
6. Психологические тесты и их возможности.
7. Тесты для определения умственного уровня личности.
Источники:
Методы психологии таблица
Существует основные методы психологии, которые помогают специалисту правильно оценить психологическое состояние и сделать соответствующие заключения
http://psixologiya.org/psixodiagnostika/metod-diagnostiki/2293-osnovnye-metody-psixologii.html
Методы психологических исследований
Методы психологических исследований.
http://www.market-pages.ru/psixologiydel/3.html
Методы Психологического Исследования
методология и методы психологического исследования являются одной из наиболее существенных и дискутируемых проблем психологии как науки. Основные методы психологического исследования – это эксперимент и наблюдение.
http://fb.ru/article/3108/metodyi-psihologicheskogo-issledovaniya
Современные методы психологии (курс лекций)
Статья по предмету книги по психологии, книги по педагогике, методические пособия по психологии, методические пособия по педагогике. На тему Современные методы психологии (курс лекций)
http://superinf.ru/view_helpstud.php?id=627
(Visited 85 times, 1 visits today)
psiholog4you.ru
Методы психологии
Метод эксперимента — основной метод психологии; отличается тем, что исследователь специально создает обстоятельства, стимулирующие проявление определенного психического явления. При этом устанавливается влияние отдельных факторов на его возникновение и динамику. Эксперимент проводится столько раз, сколько необходимо для выявления соответствующей закономерности.
Лабораторный эксперимент характеризуется применением специального лабораторного оборудования, дающего возможность точно фиксировать количество и качество внешних воздействий и вызываемых ими психических реакций. При лабораторном эксперименте деятельность испытуемых стимулируется специальными заданиями и регламентируется инструкцией. Так, для определения объема внимания испытуемого ему с помощью особого прибора (тахистоскопа) предъявляется на очень короткое время (десятые доли секунды) группа объектов (букв, фигур, слов и т. п.) и ставится задача — обратить внимание на значительно большее количество объектов. Полученные результаты статистически обрабатываются.
В естественном эксперименте сохраняются привычные для данного человека условия его деятельности, но она специально организуется в соответствии с целью эксперимента. Испытуемые, как правило, не знают о проведении эксперимента и поэтому не испытывают напряжения, характерного для лабораторных условий.
Методы наблюдения предполагают объяснение психического явления в процессе специально организованного его восприятия. Целенаправленное научное наблюдение основывается на определенной теоретической гипотезе; оно осуществляется по заранее разработанному плану, а его ход и результаты четко фиксируются.
К методу наблюдения примыкают: метод исследования продуктов деятельности, который позволяет определить способности человека, уровень его знаний, умений и навыков; метод анкетирования, и в частности метод клинической беседы.
Метод тестирования (англ. test — проба, испытание) — метод диагностики психических возможностей индивида (тех или иных способностей, склонностей, навыков). Широкое распространение тестов началось с 1905 г., когда был предложен тест Бинс-Симона для диагностики развития детского интеллекта.
Психологический тест — краткое, стандартизированное, как правило, ограниченное во времени испытательное задание для установления отдельных индивидуальных особенностей испытуемого. В настоящее время широко используются тесты, определяющие уровень интеллектуального развития, пространственной ориентации, психомоторики, памяти, способности к профессиональной деятельности, тссты достижения (определяющие уровень овладения знаниями и навыками), диагностики личностных качеств, клинические тесты и др.
Ценность тестов зависит от их валидности и надежности — их предварительной экспериментальной проверки.
Наиболее распространены тесты интеллекта (тест Кеттелла и др.) и тесты личности (MMPI), ТАТ-тест тематической апперцепции, тесты Г. Роршаха, Г. Айзенка, Дж. Гилфорда, С. Розснцвейга (16-факторный личностный опросник) и др.
В последние годы в целях психологической диагностики стали широко использоваться продукты графической деятельности индивида — почерк, рисунки. Графический метод психологической диагностики, являясь модификацией проективного метода, позволяет исследовать особенности проецирования личностью действительности и се интерпретации. При этом используются разработанные в западной психологии стандартизированные приемы и процедуры: «рисунок человека» (тест Ф. Гудинафа и Д. Харриса), тест «дом-дерево-человек» (Д. Бука), «рисунок семьи» (В. Вульфа).
Биографический метод исследования состоит в выявлении ключевых факторов формирования индивида, его жизненного пути, кризисных периодов развития, особенностей социализации. Анализируются также текущие события в жизни индивида и прогнозируются возможные события в будущем, составляются графики жизни, производится каузометрия (от лат. causa — причина и греч. metro — измерение) — причинный анализ межсобытийных отношений, анализ психологического времени личности, когда выявляются стартовые события отдельных периодов развития личности или ее деградации.
Биографический метод исследования направлен на выявление стиля жизни индивида, типа его адаптации в среде. Он используется как для анализа, так и для коррекции жизненного пути личности. Возможна диагностика обследуемого при помощи компьютерной программы «Биограф». Метод позволяет выявить факторы, наиболее влияющие на поведение личности. Полученные данные используются для коррекции поведения индивида, личностно направленной психотерапии, релаксации (ослабления) возрастных кризисов.
В последнее время в психологических исследованиях стал широко применяться метод психологического моделирования. Он выражается в знаковой имитации психических явлений или организации различных видов человеческой деятельности в искусственно сконструированной среде. С его помощью удается моделировать некоторые аспекты восприятия, памяти, логического мышления, а также создавать бионические модели психической деятельности (например, перцептроны — распознающие системы).
Сравнительно-генетический метод — способ изучения психических закономерностей посредством сравнения отдельных фаз психического развития индивидов.
Социальная психология использует как методы общей психологии, так и методы социологии — групповой эксперимент, беседу, анкетирование и интервьюирование, изучение документов, включенное наблюдение (путем внедрения исследователя в изучаемую среду), наблюдение в тестовых ситуациях и др. Существуют и специфические методы социальной психологии, одним из них является метод социометрии — измерение неофициальных взаимоотношений людей в группе. Графическое изображение этих отношений называется социограммой.
Для исследования влияния социальной группы на позиции личности применяется метод подставной группы.
Для диагностики социально значимых качеств личности используется метод экспертных оценок и метод групповой оценки личности.
Для исследования той или иной психологической проблемы применяется соответствующая система приемов и правил исследования, т. е. методика конкретного исследования: выдвижение гипотезы, выбор экспериментального приема и соответствующего материала, выделение контрольных и экспериментальных групп испытуемых, определение серий эксперимента, статистическая и теоретическая обработка экспериментального материала и т. п.
По задачам и методам исследования психология находится на стыке общественных и естественных наук.
Научное понимание психики человека возможно лишь при целостном рассмотрении совокупности психических явлений. Абсолютизация отдельных сторон психики приводит к ограниченным концепциям и теориям.
studfile.net
05. Основные методы психологии и их характеристика
Для решения задач психологии применяются следующие методы:
лабораторный и естественный эксперимент;
наблюдение;
исследование продуктов деятельности;
анкетирование и тестирование;
биографический метод;
психологическое моделирование;
сравнительно-генетический метод и др.
Метод эксперимента — основной метод психологии; отличается тем, что исследователь специально создает обстоятельства, стимулирующие проявление определенного психического явления. При этом устанавливается влияние отдельных факторов на его возникновение и динамику. Эксперимент проводится столько раз, сколько необходимо для выявления соответствующей закономерности.
Лабораторный эксперимент характеризуется применением специального лабораторного оборудования, дающего возможность точно фиксировать количество и качество внешних воздействий и вызываемых ими психических реакций. При лабораторном эксперименте деятельность испытуемых стимулируется специальными заданиями и регламентируется инструкцией. Так, для определения объема внимания испытуемого ему с помощью особого прибора (тахистоскопа) предъявляется на очень короткое время (десятые доли секунды) группа объектов (букв, фигур, слов и т. п.) и ставится задача — обратить внимание на значительно большее количество объектов. Полученные результаты статистически обрабатываются.
В естественном эксперименте сохраняются привычные для данного человека условия его деятельности, но она специально организуется в соответствии с целью эксперимента. Испытуемые, как правило, не знают о проведении эксперимента и поэтому не испытывают напряжения, характерного для лабораторных условий.
Методы наблюдения предполагают объяснение психического явления в процессе специально организованного его восприятия. Целенаправленное научное наблюдение основывается на определенной теоретической гипотезе; оно осуществляется по заранее разработанному плану, а его ход и результаты четко фиксируются.
К методу наблюдения примыкают: метод исследования продуктов деятельности, который позволяет определить способности человека, уровень его знаний, умений и навыков; метод анкетирования, и в частности метод клинической беседы.
Метод тестирования (англ. test — проба, испытание) — метод диагностики психических возможностей индивида (тех или иных способностей, склонностей, навыков). Широкое распространение тестов началось с 1905 г., когда был предложен тест Бинс-Симона для диагностики развития детского интеллекта.
Психологический тест — краткое, стандартизированное, как правило, ограниченное во времени испытательное задание для установления отдельных индивидуальных особенностей испытуемого. В настоящее время широко используются тесты, определяющие уровень интеллектуального развития, пространственной ориентации, психомоторики, памяти, способности к профессиональной деятельности, тссты достижения (определяющие уровень овладения знаниями и навыками), диагностики личностных качеств, клинические тесты и др.
Ценность тестов зависит от их валидности и надежности — их предварительной экспериментальной проверки.
Наиболее распространены тесты интеллекта (тест Кеттелла и др.) и тесты личности (MMPI), ТАТ-тест тематической апперцепции, тесты Г. Роршаха, Г. Айзенка, Дж. Гилфорда, С. Розснцвейга (16-факторный личностный опросник) и др.
В последние годы в целях психологической диагностики стали широко использоваться продукты графической деятельности индивида — почерк, рисунки. Графический метод психологической диагностики, являясь модификацией проективного метода, позволяет исследовать особенности проецирования личностью действительности и се интерпретации. При этом используются разработанные в западной психологии стандартизированные приемы и процедуры: «рисунок человека» (тест Ф. Гудинафа и Д. Харриса), тест «дом-дерево-человек» (Д. Бука), «рисунок семьи» (В. Вульфа).
Биографический метод исследования состоит в выявлении ключевых факторов формирования индивида, его жизненного пути, кризисных периодов развития, особенностей социализации. Анализируются также текущие события в жизни индивида и прогнозируются возможные события в будущем, составляются графики жизни, производится каузометрия (от лат. causa — причина и греч. metro — измерение) — причинный анализ межсобытийных отношений, анализ психологического времени личности, когда выявляются стартовые события отдельных периодов развития личности или ее деградации.
Биографический метод исследования направлен на выявление стиля жизни индивида, типа его адаптации в среде. Он используется как для анализа, так и для коррекции жизненного пути личности. Возможна диагностика обследуемого при помощи компьютерной программы «Биограф». Метод позволяет выявить факторы, наиболее влияющие на поведение личности. Полученные данные используются для коррекции поведения индивида, личностно направленной психотерапии, релаксации (ослабления) возрастных кризисов.
В последнее время в психологических исследованиях стал широко применяться метод психологического моделирования. Он выражается в знаковой имитации психических явлений или организации различных видов человеческой деятельности в искусственно сконструированной среде. С его помощью удается моделировать некоторые аспекты восприятия, памяти, логического мышления, а также создавать бионические модели психической деятельности (например, перцептроны — распознающие системы).
Сравнительно-генетический метод — способ изучения психических закономерностей посредством сравнения отдельных фаз психического развития индивидов.
Социальная психология использует как методы общей психологии, так и методы социологии — групповой эксперимент, беседу, анкетирование и интервьюирование, изучение документов, включенное наблюдение (путем внедрения исследователя в изучаемую среду), наблюдение в тестовых ситуациях и др. Существуют и специфические методы социальной психологии, одним из них является метод социометрии — измерение неофициальных взаимоотношений людей в группе. Графическое изображение этих отношений называется социограммой.
Для исследования влияния социальной группы на позиции личности применяется метод подставной группы.
Для диагностики социально значимых качеств личности используется метод экспертных оценок и метод групповой оценки личности.
Для исследования той или иной психологической проблемы применяется соответствующая система приемов и правил исследования, т. е. методика конкретного исследования: выдвижение гипотезы, выбор экспериментального приема и соответствующего материала, выделение контрольных и экспериментальных групп испытуемых, определение серий эксперимента, статистическая и теоретическая обработка экспериментального материала и т. п.
По задачам и методам исследования психология находится на стыке общественных и естественных наук.
Научное понимание психики человека возможно лишь при целостном рассмотрении совокупности психических явлений. Абсолютизация отдельных сторон психики приводит к ограниченным концепциям и теориям.
studfile.net
Основные методы психологии
Психология – наука, которая изучает человека, его психические свойства и поведение в различных ситуациях. В психологии существует несколько основных методов исследования человека, которые помогают специалисту правильно оценить психологическое состояние и сделать соответствующие заключения:
- Наблюдение;
- Эксперимент;
Кроме этого, в изучении психологии человека используются и вспомогательные методы, включающие в себя:
- Беседу с пациентом;
- Тестирование;
- Изучение биографии пациента;
- Опрос.
Рассмотрим более подробно http://www.psychologies.ru/ основные методы психологии:
- Наблюдение
Наиболее распространенный и эффективный метод. Заключается в сборе и исследовании научных фактов, полученных путем наблюдения за поведением человека. Говоря простыми словами, специалист созерцает за человеком, не вмешиваясь при этом в ситуацию. Различают кратковременное наблюдение (по методу поперечного среза) и длительное (лонгитюдное) наблюдение. При этом психолог может быть в роли пассивного наблюдателя (по методу отстраненного наблюдения) либо активно принимать участие в жизни исследуемого человека (по методу включенного наблюдения) или группы лиц. Такой метод часто используют в дошкольных и учебных заведениях для изучения поведения детей в коллективе (общее наблюдение). Существует также и выборочное наблюдение, когда предметом изучения становятся только определенные члены коллектива. Метод наблюдения позволяет изучить психику человека в разных условиях и жизненных ситуациях (во время игры или работы). - Особенности наблюдения
Этот метод используется в ситуациях, когда исследователь не вмешивается в процесс, наблюдая со стороны за интересующим объектом. Это позволяет получить более полную психологическую картину исследуемого человека. На практике обычно используется при условии, что интересующий объект не знает о присутствии наблюдателя, это позволяет изучить поведение человека в естественных условиях. - Эксперимент
Является более эффективным методом психики человека, дает больше информации и расширенную картину поведения в определенных условиях. Заключается в том, что специалист создает определенные условия, которые позволяют лучше проявить себя предмету исследования.
Различают несколько разновидностей метода:
- Лабораторный – исследование проводится в условиях психологических лабораторий, оснащенных специальной аппаратурой. Недостатком этого метода является то, что исследуемый знает о проведении эксперимента, что может вызывать напряжение в поведении и не характерные для него реакции на внешние раздражители;
- Естественный – исследование проходит в естественных для исследуемого условиях, при этом он не должен знать о проведении эксперимента. Это позволяет увидеть поведение человека в привычной для него, спокойной обстановке. Естественный метод исследования является более эффективным и информативным по сравнению с лабораторным. Довольно часто психологи практикуют выступления перед группой людей, одновременно наблюдая за их реакцией.
Основные методы психологии успешно применяются специалистами в нашей стране и за рубежом и позволяют оценить психическое здоровье человека в различных условиях и ситуациях.
psixologiya.org
Основные методы психологии — Психология жизни
Психология — это наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека или групп людей.
Разделяют фундаментальную психологию, выявляющую факты, механизмы и законы психической деятельности, прикладную психологию, изучающую, с опорой на данные фундаментальной психологии, психические явления в естественных условиях, и практическую психологию, которая занимается применением психологических знаний на практике.
Психология взаимосвязана с психиатрией (распознавание и лечение психических расстройств), и психотерапией. Психотерапия и психоанализ… для кого и для чего?
Основные методы психологии
Метод — это способ достижения определённой цели, решение конкретной задачи, совокупность приёмов или операций, практическое или теоретическое освоение действительности.
К основным методам общей психологии относят наблюдение и эксперимент
Наблюдение как метод психологии исследует определенные характеристики того или иного процесса, с целью выявления его инвариантных признаков, без активного включения в сам процесс.
Наблюдение – это целенаправленное и планомерное восприятие явлений, результаты которого фиксируются наблюдателем. Психологические эффекты
Наблюдение может быть внешним, то есть наблюдение со стороны, внутренним (самонаблюдение), лонгитюдным, свободным, выборочным, сплошным, включенным, стандартизированным, сторонним и наблюдение в виде среза.
Эксперимент как основной метод психологии
Эксперимент – это активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт.
Виды экспериментов:
— лабораторный
— естественный
— психолого — педагогический
— констатирующий эксперимент, который выявляет определенные психические особенности и уровень развития соответствующих качеств Шокирующие психологические эксперименты
Лабораторный эксперимент как основной метод психологии протекает в специально созданных условиях, в которых используется необходимая аппаратура или инструменты. В таком эксперименте зачастую действия испытуемого определяются инструкцией. Испытуемый знает, что участвует в эксперименте, но как правило его не посвящают в истинную суть эксперимента и его конечный результат. Иногда участник психологического эксперимента располагает только некоторой частью эксперимента и специально введен в заблуждение.
Естественный эксперимент проводят в естественных условиях жизни, учёбы, работы людей. Важным правилом проведения такого вида эксперимента является скрытие от людей информации, о том, что они являются участниками психологического эксперимента.
Суть психолого-педагогического эксперимента состоит в изучении личностных особенностей ребёнка и его поведения непосредственно в учебном или воспитательном процессах, а также в процессе активного формирования тех психических особенностей, которые являются предметом изучения. В современных условиях такой вид эксперимента применяют ещё с целью формирования у участников тех или иных социальных навыков и личностных качеств при обучении чему-либо.
Основные методы практической психологии
Беседа и опрос
Анкетирование и тестирование
Консультирование
Анализ продуктов творческой деятельности
Краткая характеристика основных методов психологии
Беседа – прямое или косвенное, устное или письменное получение от человека сведений о его деятельности, в которых явно прослеживаются свойственные ему психологические явления.
Беседа бывает:
Стандартизированная – состоит из заранее сформулированных вопросов, которые задаются в строго определенном порядке. Любопытная наука о душе
Свободная – у психолога имеется только общий план проведения беседы. Он формулирует вопросы, определяя их порядок в зависимости от того, как складывается разговор.
Опрос как основной метод практической психологии
Следует отличать беседу от опроса, ведь по своей сути эти методы психологии схожи между собой. В процессе опроса респонденту также задаются вопросы, как и в проведении стандартизированной беседы. Как правильно вести беседу? Психология общения
Важное отличие состоит в том, что при формировании опросов вначале создаются вопросы, относящиеся к программе, которые способен понять лишь специалист. После чего их перефразируют в вопросы анкетной формы, ясные обычному человеку.
Опросы бывают:
Письменные – для получения неглубоких сведений о проблеме.
Устные – позволяют пробиться в более глубокие слои психики человека.
Опрос в виде анкеты или теста – вопросы непосредственно перед самим разговором.
И опрос — интервью.
Опрос как метод психологии обычно используется для выяснения необходимой информации, данных, мнении или личностной позиции не одного конкретного человека, а группы людей.
Анкетирование и тестирование
Анкетирование – метод сбора фактов на основе письменного самоотчета испытуемых по специально составленным вопросам. При использовании этого метода большое значение имеют чёткое составление вопросов и правильная их формулировка, подробная инструкция о порядке заполнения анкеты, тщательная количественная и качественная обработка полученного материала, правильное использование статических методов обработки материалов.
Тестирование же имеет отношение больше к области психодиагностики и занимается исследованием психологических качеств и свойств человека, путём использования психологических тестов.
Тест – это кратковременное, одинаковое для всех испытуемых задание, по результатам которого определяется наличие и уровень развития психологических качеств человека.
Что отличает тест от анкеты?
К главным особенностям психологических тестов можно отнести:
Валидность — обоснованность и пригодность полученной информации полученной в результате проведенного тестирования той особенности, в отношении которой проводился тест;
Надёжность — подтверждение полученных результатов ранее, дублированием теста;
Достоверность — даже при заведомо ложных ответах тест выдает подлинный результат;
Репрезентативность — соответствие характеристикам норм.
Научные тесты и психодиагностические методики проходят многоуровневый процесс испытаний и адаптацию. Результативный психологический тест и методика – это стандартный контроль, в конце которого при получении результатов становится доступна возможность оценки психофизиологического и личного развития, навыков, знаний и умений участника тестирования на основании подведённого итога. Стоит ли доверять популярной психологии?
Консультация как метод практической психологии
Беседа психолога с клиентом, помогающая последнему решить сложные жизненные вопросы личного характера. Во время консультации психолог может помочь человеку понять свою проблему и наметить вместе с ним этапы на пути к её решению.
И наконец, психологический анализ продуктов творческой деятельности — позволяет раскрыть такие психологические особенности людей, как их умения и навыки, их отношение к делу, иногда уровень способности и объем знаний.
Очень важно изучать не только продукты творческой деятельности, но и сам процесс их изготовления, т.к. в процессе деятельности психические особенности человека проявляется более ярко.
К продуктам творческой деятельности можно отнести сочинения, рисунки, чертежи, коллажи, хенд мейд и т.п. Пройти тест «Путешествие»
psylive.com.ua