Чем отличается право хозяйственного ведения от права оперативного управления
Использование имущества государственных предприятий может осуществляться в порядке хозяйственного ведения или оперативного управления. В чем особенности обоих механизмов?
Факты о праве хозяйственного ведения
Под правом хозяйственного ведения понимается механизм, в рамках которого менеджмент государственного предприятия способен использовать имущество соответствующей фирмы в пределах, установленных законодательством и иными нормативными источниками. Например, руководству предприятия может быть разрешено задействовать недвижимое имущество, но запрещено — движимое. Собственник компании, в которой действует механизм хозяйственного ведения — государство, имеет право:
- осуществлять контроль над тем, как менеджмент фирмы реализует право хозяйственного ведения;
- назначать руководство государственной компании;
- осуществлять реорганизацию предприятия;
- использовать часть прибыли от применения активов.
Если собственник обнаружит, что имущество в порядке хозяйственного ведения используется не по назначению, то может изъять его из основных фондов предприятия.
к содержанию ↑Факты о праве оперативного управления
Под правом оперативного управления понимается механизм, в рамках которого распоряжение государственным имуществом осуществляется следующими основными типами субъектов:
- казенными предприятиями;
- частными организациями;
- автономными и бюджетными учреждениями.
Данные субъекты вправе распоряжаться государственным имуществом:
- в пределах, которые установлены законодательством РФ;
- в соответствии с задачами, поставленными собственником;
- с учетом специфики имущества.
Собственник госпредприятия вправе:
- изымать из основных фондов имущество, используемое не по назначению;
- распределять доходы фирмы;
- осуществлять прочие правомочия, что определены законом.
Сравнение
Главное отличие права хозяйственного ведения от права оперативного управления в том, что субъектом первого механизма является руководство государственного предприятия. Во втором случае круг возможных участников правоотношений, связанных с управлением имуществом, значительно более широкий.
Рассмотрев, в чем разница между правом хозяйственного ведения и правом оперативного управления, зафиксируем выводы в таблице.
к содержанию ↑Таблица
Право хозяйственного ведения | Право оперативного управления |
Что общего между ними? | |
Оба механизма применяются в целях организации управления государственным имуществом | |
В чем разница между ними? | |
Реализуется государственными предприятиями | Реализуется казенными предприятиями, частными, автономными, бюджетными учреждениями |
Право хозяйственного ведения и оперативного управления
Основной разновидностью вещных прав являются права хозяйственного ведения и оперативного управления. В рамках развитых правопорядков эти права ранее не были так известны. Юридические лица обладают и наделены такими правами. Юрлица имеют право на хозяйственные субъекты и могут применять имущество, которое передавалось от лица собственника.
В государстве существует плановая регулируемая экономика, поэтому вещные права и нашли свое место. Государство является одним единственным собственником, которое в своем распоряжении имеет основную массу имущества. Одновременно распоряжаться имуществом государство просто физически не может, но в это же время оно хочет иметь в своем владении это имущество.
В результате оно было вынуждено создавать такие предприятия, за которыми закреплялись имущественные, но с небольшими ограничениями. В итоге с 1960 года это право стало официальным с официальным названием. Позже это стало называться правом оперативного управления имуществом, которое стало принадлежать госбюджетным и другим подобным предприятиям.
Подробно о данной норме права
Рыночная экономика стала развиваться, появился сильный частный сектор, поэтому появились явные недостатки, которые были хорошо скрыты в прежних условиях хозяйствования. Первый и главный недостаток заключается в том, что юридические лица могли злоупотреблять своими полномочиями, то есть экономической свободой, которая была им предоставлена. Обычно делалось это для того, чтобы взять выгоду.
Но выгода эта будет не для собственника и не для организации. Делалось это для передачи предоставленного имущества в руки частного сектора, причем для собственника такая передача была убыточной. Поэтому владение чем либо сузили, чтобы можно было контролировать ситуацию. Собственник смог сам полноценно контролировать то, что делают не собственники, то есть юридические лица.
Право хозяйственного ведения и право оперативного управления является тем элементом, который существовал ранее. И даже при модификации экономики эти элементы сохранились. Собственник является единственным лицом, которое может в полной мере распоряжаться имуществом, при условии, что существуют рыночные отношения. Право ведения и управления выступают в роли неких производных, которые определены правами собственника.
Каждый субъект наделен каким-либо определенным характером и видом деятельности. Наделение это происходит в зависимости от объема и содержания. Правом хозяйственного ведения наделено предприятие, как и коммерческая организация. Так же характерно тем, что оно в меньшей мере наделено определенным содержанием и объемом имущества. Право оперативного управления может принадлежать любым некоммерческим структурам или казенным предприятиям.
К таким объектам, которые наделены этими правами, можно отнести любые имущественные комплексы. Они висят на балансе юридических лиц. Если имущество находится в виде имущества, плодов или продукции, то в законе есть оговорка, что предприятие может управлять всем этим только на основе пунктов договора.
На видео-право хозяйственного ведения и право оперативного управления:
Учредители обладают правами распоряжения этой собственностью, то есть юридические лица правами собственности не наделяются. Учреждения и предприятия не могут выступать в виде субъектов права.
В чем различия
Право оперативного управления или хозяйственного ведения появляется только в том случае, если собственник осуществил фактическую передачу имущества, если другого способа не установлено государством или правовыми актами. Например, на смете будет указана дата утверждения баланса предприятия. Всеми обязанностями наделяются предприятия, которые становятся ответственными за все имущество. Перед лицом собственника будет отвечать само предприятие, в чьих руках находится управление.
Чем отличается право хозяйственного ведения имущества
Этот термин отличается тем, что государство или другое муниципальное предприятие имеет полное право распоряжаться, владеть и пользоваться имуществом, которое предоставил публичный собственник в рамках закона или других правовых актах. Все имущество находится в собственности учредителя на основании закона. Собственность не подлежит делению на части, а также владению трудовых коллективов и работников. Предприятие является единым. Другой термин позволяет называть его унитарным.
Муниципальные унитарные и государственные предприятия попадают под эту категорию. В этом случае казенные предприятия могут иметь имущество, которое закреплено федеральными органами. В результате руководитель наделен правом оперативного управления.
Когда имущество передается во владение унитарного предприятия, то собственник или учредитель перестает фактически обладать имуществом. Также он не может в полной мере владеть и пользоваться имуществом, а в некоторой степени даже распоряжаться им. Когда предприятие распоряжается своим имуществом, то оно будет рассчитываться только за те долги, которые возникли в момент его пользования. За те долги, которые создал собственник, отвечает только предыдущий хозяин. Пока унитарное предприятие полностью может существовать как юридическое лицо, то государство изъять его не может.
Какими правами обладает собственник в отношении предприятия, которое было передано.
- Он может создать не собственника. Это означает, что он может назначить директора, утвердить устав.
- Ликвидация и реорганизация. При наличии этих условий предприятие может быть изъято. Но в этом случае все интересы кредиторов должны соблюдаться в полной мере.
- Может проводить контроль того, чтобы имущество могло использоваться по прямому назначению. Иногда можно проводить проверки, которые помогут выявить род деятельности.
- Иметь прибыль, а точнее некоторую часть от всей прибыли, которую приносит предприятие.
Для реальности осуществления подобных прав необходимо соблюдать закон, который контролирует деятельность унитарных и муниципальных предприятий. Из вышеизложенных полномочий собственника сложно сказать, что подобные предприятия в полной мере имеют свободу в своей деятельности.
Без подтверждения собственника продать, передать во временное пользование, отдать в качестве залога имущество невозможно.
Если имущество является движимым, то самостоятельное распоряжение законом возможно. Ограничением является только специально созданные акты или пункты закона.
Если предприятие передают из рук одного публичного собственника в другие руки публичного собственника, то право хозяйственного ведения остается в силе.
Для тех кто хочет знать и понимать, что собой понимает трансакционные издержки и спецификация прав собственности, стоит прочесть данную статью.
Так же будет интересно узнать, что такое методы правового регулирования предпринимательского права, всё самое главное указано в данной статье.
Какие существуют источники российского предпринимательского права, подробно указано здесь: https://ruleconsult.ru/grazhdanskoe/korporativnoe/istochniki-predprinimatelskogo-prava.html
Право оперативного управления и в чем его отличие от хозяйственного ведения
Под этим правом понимают право казенного учреждения или предприятия полностью распоряжаться, пользоваться и владеть имуществом собственника, но в рамках закона.
Распоряжение должно быть в пределах того, для чего назначено было предприятие и в соответствии с какими целями.
Какие субъекты попадают под право владения:
- казенные или унитарные учреждения, которые можно отнести к категории коммерческих;
- предприятия, которые получают финансирование от собственника, и относятся к некоммерческим структурам.
Собственник имеет полное право создавать объекты оперативного управления, может определять, в каких объемах назначать правоспособность, а также утверждать документы и назначать руководителей. Ликвидации и реорганизации предприятие подлежит без согласия иных руководителей.
Собственник дает четкие указания для руководителей по поводу того, в каких целях использовать предприятие, как использовать предоставленное имущество. Отдельные объекты, которые входят в состав, собственник может направить в нужное для него русло для реализации. Он может распределять это имущество на несколько нужных ему фондов. Если средства числятся в одном фонде, то использовать их для развития другого нельзя.
Если какое-либо имущество было применено не по назначению, то собственник имеет полное право для изъятия, он может распоряжаться им так, как ему угодно. Но стоит сказать, что изъять имущество можно только, если это позволяет сделать закон.
Если образовались долги, то ответственность за это понесет собственник. Возникает субсидиарная ответственность. В случае рассмотрения казенного предприятия и финансируемого собственником наблюдается ряд различий.
Если собственник дал свое согласие, то казенное предприятие имеет право распоряжаться вверенным ему имуществом. Самостоятельное участие в процессе гражданского оборота такие предприятия принимать не могут. Казенное предприятие может только распоряжаться готовой продукцией, если обратное законом не запрещается.
Распределять доходы собственник может самостоятельно. Согласовывать такие действия с руководителем он не должен. Такое невозможно в случае с унитарным предприятием. Все имущество, находящееся в обороте, лежит на плечах казенного предприятия, отвечать за него будет именно оно.
Что касается учреждения, которое финансирует собственник, то им распоряжаться может только собственник. Никакие действия без его согласия невозможны. Все денежные средства должны расходоваться только в соответствии со сметой. От взыскания кредиторов имущество предприятий забронировано.
Подобные права в законе имеют основные отличия, которые нужно четко различать. Так для права хозяйственно ведения характерно то, что объектами могут быть имущественные комплексы. Эти же имущественные комплексы характерны и для права оперативного управления. В качестве субъектов в хозяйственном ведении выступают любые предприятия государственного и муниципального образца. К оперативному управлению относят казенные учреждения и предприятия.
Возможно вам так же будет интересно узнать про понятие и принципы предпринимательского права.
Интересно так же знать, есть ли кпп у индивидуальных предпринимателей. Для того, что бы узнать об этом стоит прочесть данную статью.
Не мало важной будет наличие информации, которая касается того, можно ли узнать есть ли в наличии долги по налогам физического лица. Всё более подробно расписано здесь.
А вот какой он, налоговый период по налогу на прибыль, подробно указано здесь в статье.
Если говорить о правах, которыми наделены участники, то нужно хорошо изучить каждое право в отдельности. Для этого важно понять, что может делать собственник и руководитель или кредитор в той или иной сложившейся ситуации. Главное, чтобы все действия происходили в рамках закона.
Право хозяйственного ведения и оперативного управления
Определение 1
Право хозяйственного ведения — это хозяйственное или иное право ведения, владения, пользования и распоряжения имуществом собственника, принадлежащее юридическим лицам, в установленных законом пределах.
Определение 2
Право оперативного управления — это право владения, пользования и распоряжения имуществом собственника, принадлежащее казённому предприятию или учреждению, в установленных законом пределах.
Право хозяйственного ведения
Нормы, регулирующие право хозяйственного ведения, закреплены в Гражданском кодексе РФ (с. 294). Они раскрывают данный институт как право, принадлежащее государственным и муниципальным унитарным предприятиям, по владению, пользованию и распоряжению имуществом собственника.
Как видно из определения, одной из главных составляющих в данной сфере является правовое положение обладателя права, в качестве которого предстает государственное или муниципальное унитарное предприятие. Его понятие также дает ГК РФ в ст. 113: “коммерческая организация, которая не наделена правом собственности на имущество, закрепленное за ней, а обладает им на праве хозяйственного ведения”.
Готовые работы на аналогичную тему
Специфика унитарных предприятий состоит в том, что они обладают специальной правоспособностью, состоящей в возможности приобретения прав и осуществления обязанностей, которые соответствуют целям и предмету деятельности, закрепленным уставом унитарного предприятия.
Предмет и цели деятельности, осуществляемые таким предприятием, должны определяться собственником имущества, т. е. государством либо муниципальным образованием. Так, цели могут быть, в том числе, и социальными. Как правило, унитарные предприятия создают в виде коммунальных комплексов, которые занимаются работой по оказанию коммунальных услуг, обеспечению населения товарами и услугами.
Говоря об особенностях права хозяйственного управления, стоит отметить, прежде всего, субъект, который является коммерческой организацией, и, следовательно, обязан не только сохранять публичное имущество, но и приумножать его. Для выполнения данных обязанностей закон предусмотрел определенные механизмы контроля:
- установленные в Гражданском кодексе РФ ограничения, касающиеся прав, принадлежащих обладателю права хозяйственного ведения, заключающиеся в наделении собственника следующими правами: на дачу согласия или отказа в продаже; на сдачу в залог или аренду и др.;
- установленные в ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» ограничения, связанные с совершением сделок по имуществу предприятия (по займам, поручительствам, обременениям, уступке требований, переводам долга, заключению договоров, крупных сделок и т.п.).
Замечание 1
Стоит подчеркнуть, что в проекте Концепции развития законодательства о вещном праве, который был разработан по Указу Президента РФ № 1108, о праве хозяйственного управления речи не идет. Разработчики обосновывают это необходимостью устранения дуализма прав, предлагая оставить в законе только право оперативного управления.
Исходя из изложенного, можно сделать вывод о том, что право хозяйственного ведения, за период своего существования в рыночной экономике, стало неким удобным способом распоряжаться имуществом собственника, тем самым дискредитировав себя. Так, продать государственное имущество можно только путем приватизации, передать его в аренду только осуществив торги, при этом распоряжение публичным имуществом является всеобще доступным.
Право оперативного управления
В качестве субъекта права оперативного управления Гражданский кодекс РФ предусмотрел казённое предприятие или учреждение. При этом под казённым предприятием принято понимать унитарное предприятие, которое было основано на праве оперативного управления, и обладает находящимся в федеральной собственности имуществом.
Ст. 296 Гражданского кодекса РФ содержит информацию о казённом предприятии и учреждении, а именно, о том, что они имеют возможность на праве оперативного управления владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом в установленных законом пределах, а также опираясь на цели своей деятельности и учитывая задания собственника и назначение имущества. Положения статьи направлены на общие пределы осуществления прав субъектами, но при этом они допускают возможность установить специальные границы их правомочий. В данном случае речь идет не только о законе, но и о том, что сам собственник может давать конкретные указания по распоряжению имуществом. А в случаях использование предприятием имущества не по назначению, собственник имеет право его изъять.
Закон предоставляет указанные специальные границы только для “распоряжения” имуществом, тогда как права “владения” и “пользования” в эту категорию не попадают.
В п. 2 ст. 19 ФЗ № 161-ФЗ и в ст. 297 ГК РФ указано, что являясь субъектом права оперативного управления, казённое предприятие обладает правом распоряжения имуществом, которое за ним закреплено, только получив согласие собственника. Доходы предприятия распределяются по решению собственника. При этом эти действия собственник может осуществлять без согласования их порядка с казённым предприятием.
В каком объеме учреждения могут осуществлять свои правомочия по распоряжению правом оперативного управления зависит от их типа. ГК РФ в ст. 298 устанавливает, что учреждения могут быть созданы:
- Российской Федерацией;
- субъектом Российской Федерации;
- муниципальным образованием;
- частными гражданами;
- юридическими лицами;
- бюджетными учреждениями.
Таким образом, учреждения не имеют права на самостоятельное распоряжение имуществом, которое за ними закреплено. Исключение составляет случай, когда денежные средства выделены им по смете. Некоторые авторы подчеркивают, что некоторым видам учреждений все же предоставляется право распоряжаться имуществом, которое за ними закреплено. В юридической литературе, говоря об образовательных учреждениях, учреждениях культуры, например, можно отметить предоставленную им законом возможность сдавать закрепленное за ними имущество в аренду. Но если это не предусмотрено специальными нормами закона и иными правовыми актами, а такая сделка была совершена, она автоматически признается неправомерной, даже если согласие собственника было получено предварительно.
Подводя итог в отношении права оперативного управления, стоит отметить тенденцию к исчерпанию его положительных ресурсов. Об этом свидетельствует не совсем развитое состояние использующих в своей деятельности данное право государственных организаций, занимающихся здравоохранением, наукой, образованием, культурой. Наблюдается дефицит бюджета в финансировании деятельности данных организаций, который постоянно растет.
В качестве решения сложившейся ситуации В.П. Мозолин видит замену права оперативного управления на уровне законодательства, предлагая ввести право персонифицированной собственности, что позволить обладателю права иметь наиболее широкие правомочия в отношении имущества, которое ему принадлежит.
Сравнительная характеристика права хозяйственного ведения и права оперативного управления
Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имеют как общие черты, так и отличия. Проследить их возможно путем рассмотрения определенных категорий.
Субъекты вещного права:
- в праве хозяйственного ведения — муниципальные и государственные унитарные предприятия;
- в праве оперативного управления — муниципальные и государственные казённые учреждения и предприятия.
Собственник имущества:
- в праве хозяйственного ведения — муниципальные образования, субъекты Российской Федерации, Российская Федерация;
- в праве оперативного управления — муниципальные образования, субъекты Российской Федерации, Российская Федерация.
Правомочия субъектов в отношении имущества, которое им передано:
- в праве хозяйственного ведения — возможно как без согласия собственника, если имущество движимое, так и только с его непосредственного согласия, когда идет речь о недвижимом имуществе;
- в праве оперативного управления — как правило, распоряжение происходит только с согласия собственника имущества. При этом в случае, когда учреждению было предоставлено право на осуществление деятельности, приносящей доход, все полученные в результате этого доходы и имущество подлежит распоряжению учреждения. Также казённое предприятие может самостоятельно реализовать продукцию, которую оно производит.
Права собственника по отношению к имуществу:
- в праве хозяйственного ведения — собственник имеет часть прибыли, полученной после использования имущества, а также контролирует процесс его использования;
- в праве оперативного управления — собственник имеет право изъять неиспользуемое, лишнее имущество, а также заниматься распределением доходов предприятия.
Замечание 2
Самое значимое отличие права оперативного управления от права хозяйственного ведения состоит в том, что в качестве субъекта второй категории выступает руководство предприятия или учреждения. В первом же случае субъектами правоотношений, которые связаны с управлением, может быть более широкий круг лиц.
Таким образом, эти категории различаются по нескольким параметрам. Праву хозяйственного ведения, учитывая налагаемые на субъекты ограничения, предоставляется больше свободы.
Сравнительные характеристики права хозяйственного ведения и оперативного управления | |
Право хозяйственного ведения | Право оперативного управления |
1. Субъекты вещного права | |
Государственные и муниципальные унитарные предприятия (ст. ст. 114, 294 ГК РФ) | Государственные и муниципальные унитарные предприятия (казенные предприятия) и учреждения (частные учреждения, бюджетные и автономные государственные или муниципальные учреждения) (ст. ст. 115, 120 ГК РФ) |
2. Собственник имущества | |
РФ, ее субъекты и муниципальные образования (ст. 114 ГК РФ) | РФ, ее субъекты и муниципальные образования (ст. 115 ГК РФ), а также физические и юридические лица (ст. 120 ГК РФ) |
3. Правомочия субъектов в отношении переданного им имущества | |
Распоряжение движимым имуществом без согласия его собственника. Распоряжение недвижимым имуществом с согласия собственника имущества (п. 2 ст. 295 ГК РФ) | Распоряжение имуществом с согласия его собственника. Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за их счет имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения (ст. 298 ГК РФ). Казенное предприятие самостоятельно реализует производимую им продукцию (п. 1 ст. 297 ГК РФ) |
4. Права собственника в отношении имущества | |
Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, переданного в хозяйственное ведение (п. 1 ст. 295 ГК РФ) | Собственник имущества вправе изъять лишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распоряжаться им по своему усмотрению (п. 2 ст. 296 ГК РФ). Собственник вправе распределять доходы казенного предприятия (только для казенных предприятий) (п. 2 ст. 297 ГК РФ) |
5. Ответственность собственника | |
Если несостоятельность (банкротство) унитарного предприятия вызвана действиями собственника переданного ему имущества, то на него в случае недостаточности имущества предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам (п. 7 ст. 114 ГК РФ) | Собственник несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности имущества (п. 5 ст. 115 ГК РФ). Указанное правило не распространяется на учредителей автономного учреждения |
Право оперативного управления и хозяйственного ведения: принципы, сходство, отличия
Право оперативного управления и хозяйственного ведения выражает абсолютное субъективное гражданское или вещное право. Непосредственные участники приобретают благодаря данным юридическим элементам выгоду для удовлетворения своих интересов. ГК РФ главой 19 регламентирует право оперативного управления и хозяйственного ведения. Акт утверждает, что средствами можно пользоваться и распоряжаться, после того как недвижимость пройдет государственную регистрацию.
Термины юриспруденции
Под вещным правом следует понимать определенные действия граждан в юридическом статусе, когда они используют чужое имущество. Возникновение правоотношений происходит между фигурантами:
- пользователем недвижимости;
- владельцем, если он закрепил свои материальные средства за определенным заведением.
Предназначение права оперативного управления и хозяйственного ведения установлено регистрацией, чтобы создать положение пользователей, которые не принадлежат к владельцам, но для них формируется правовое поле. Тогда они смогут принимать участие в управлении.
К носителям таких возможностей принадлежат компании унитарного типа. В хозяйственном ведении заняты фирмы с государственным и муниципальным статусом. К оперативному управлению принадлежат компании казенного типа. Отличают право оперативного управления и хозяйственного ведения составом правомочий, их пользователи приобретают на недвижимость от владельцев.
Характерные принципы
Российское законодательство предоставило существование ограниченным правовым формам по двум показателям. Права собственности хозяйственного ведения и оперативного управления служат производными, зависимыми от обладателей, они не существуют без взаимной связи. В чем и есть особенность их юридической специфики.
Государство существует в условиях плановой регулируемой экономики, которое нашло место вещным правам. Страна владеет основной массой имущества, она не желает его терять, но не всегда может им распоряжаться. Поэтому созданы госбюджетные заведения, где закреплена собственность с наличием ограничительных рамок, чтобы управлять.
Интересные факты
Право хозяйственного ведения и оперативного управления имуществом получило официальное название в 1960 году. Позже, после изменения государственного строя, вещные права попали под юрисдикцию Гражданского кодекса РФ. В статье 299 упоминается об использовании доходов от унитарных предприятий. Развитие рыночной экономики способствовало этому. С появлением сильного частного сектора стали видны недостатки, прежде скрытые системой.
Основным минусом в подобной деятельности служат злоупотребления юридических лиц полномочиями для получения выгоды, которые предоставила им экономическая свобода. Владелец прибыли не получает, она достается фирме. Права хозяйственного ведения и оперативного управления имуществом разрешают осуществлять контроль над ситуацией. Собственник может проследить, как с его закрепленным владением поступает пользователь.
Сходство и отличие
Особенности права хозяйственного ведения и оперативного управления заключены в законодательной форме. Она предоставляет собственнику возможность сохранять свои права на недвижимость, отдавать вещи для самостоятельного использования новому субъекту.
При этом хозяйственное ведение подразумевает:
- принадлежность материальных средств его владельцу по закону;
- неделимость недвижимости;
- категорию муниципальных унитарных и государственных предприятий;
- возможность федеральных органов закрепить имущество за казенным предприятием;
- оперативное управление предприятием руководителем.
Когда унитарное предприятие получает в свое владение недвижимость, по факту у собственника нет возможности его использовать и распоряжаться им. С долгами рассчитывается тот субъект, который их создал, при условии, что в это время он пользовался закрепленным капиталом.
Возможности владельца
Вид права хозяйственного ведения, оперативного управления предоставляет владельцу возможности:
- назначать директоров, утверждать уставы;
- ликвидировать, реорганизовывать учреждения, после чего они изымаются с соблюдением интересов кредиторов;
- контролировать способы использования имущества;
- проверять деятельность;
- получать причитающуюся прибыль.
Каждое мероприятие должно осуществляться в соответствии с правовыми нормативами и законодательными актами. Собственник должен дать согласие на продажу недвижимости, передачу его третьей стороне. Процедура с хозяйственным ведением будет в силе, когда публичный собственник передает его другому владельцу.
Признаки особого управления
Права хозяйственного ведения и оперативного управления отличия имеют в показателях. Хотя они представляют некоторые ограничения, но во время хозяйственного ведения замечено значительное освобождение. Казенные заведения занимаются оперативным управлением, они, не нарушая закон, могут:
- распоряжаться;
- пользоваться;
- владеть недвижимостью.
Такими объектами становятся предприятия в статусе:
- коммерческом;
- казенном или унитарном;
- компании, финансируемые собственником с некоммерческой структурой.
Владелец может:
- создавать объекты с оперативным управлением;
- определять объемы правоспособности;
- утверждать документы;
- назначать руководителей.
Ликвидация и реорганизация учреждений происходит без согласия руководства. Собственниками даются указания об использовании предприятиями. Они могут направлять объекты в нужных для него интересах, распределять по фондам. Если будет замечено, что средствами распоряжаются не по назначению, их изымают. Владельцам даны возможности на распоряжение доходными средствами обособленными методами.
Способы реализации
Правом хозяйственного ведения и оперативного управления является ограничение во взаимоотношениях, их установил российский законодатель. ГК РФ в статье 216 указывает на ведение собственности участниками, если они не принадлежат к владельцам. Это можно узнать из развернутой характеристики, ее дают статьи 294 – 300 ГК РФ. В нормативах уменьшено количество субъектов, ограничено содержание по сравнению с прежними законодательными актами. В статье 294 говорится, что государственные или муниципальные учреждения могут распоряжаться публичной собственностью в пределах правовых норм. Законодательное положение подтверждает отсутствие других форм владения. Создается оно решением уполномоченных государственных органов. У собственника нет ответственности по обязательствам организации, существование которой обеспечивает извлеченная прибыль. Унитарные предприятия сохранены законом, если они причастны к имуществу:
- запрещенному для приватизации;
- обеспечивающему национальную безопасность;
- решающему социальные задачи.
В правительстве РФ не видят причин для увеличения подобных организаций. Намерение законодателей провести:
- реорганизацию;
- ликвидацию;
- продажу имущественных комплексов.
Какой найден выход?
Властные органы создают из закрепленной недвижимости федеральные казенные компании. Подобное отношение оправдывают чрезмерными полномочиями, которые имеют носители прав государственной собственности. У государства нет возможностей контролировать все унитарные предприятия, где замечены неоднократные злоупотребления самостоятельным управлением. У госорганов ограничены правовые полномочия во вмешательство в деятельность подобных учреждений. В правительстве не уверены, что замена унитарного заведения на казенное или формы управления решат проблемы. Экономисты считают, что контролировать руководство казенного предприятия проще, но они увеличивают хозяйственные операции. Руководство такой формы управления фирмой может распоряжаться только продукцией, изготовленной ее специалистами. Вещные права могут прекратиться по порядку, предусмотренному законом, если имеются основания.
Представление о муниципальных объектах
Этот вид владения принадлежит к самостоятельной публичной форме. Где муниципальные организации являются субъектами. Управляют объектами органы, принадлежащие:
- к представительным;
- местному самоуправлению;
- заведениям, у которых есть закрепленные материальные средства под оперативным управлением.
К ним принадлежит:
- местный бюджет;
- внебюджетный фонд;
- недвижимость;
- земля и ресурсы;
- жилищные фонды;
- образование;
- здравоохранение;
- культура.
Объектами данного уровня решают вопросы местного значения:
- жилищные;
- коммунальные;
- социальные.
Основания для возникновения прав на муниципальную собственность бывают общегражданскими и специальными. Средства поступают от собранных налогов, приватизации или природных ресурсов.
ПРАВО ХОЗЯЙСТВЕННОГО ВЕДЕНИЯ И ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ — Студопедия
Право хозяйственного ведения и право оперативного управления– это вещные права юридических лиц по использованию чужого имущества. В возникающих при этом отношениях участвуют: пользователь чужого имущества (юридическое лицо) и собственник, закрепивший свое имущество за пользователем. Назначение этих вещных прав – оформить имущественное положение юридических лиц, не являющихся собственниками, в целях создания возможности для их самостоятельного участия в гражданском обороте.
Субъекты(носители) этих прав – только юридические лица, существующие в форме предприятия и учреждения. Субъекты правахозяйственного ведения– государственные и муниципальные предприятия, а субъекты права оперативного управления – казенные предприятия и учреждения.
Различия между правом хозяйственного ведения и правом оперативного управления:в содержании и объеме правомочий, которые их обладатели получают от собственника на закрепленное за ними имущество.
Право хозяйственного ведения– это право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом собственника в пределах, установленных законом или иными правовыми актами. Унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения не может самостоятельно распоряжаться имеющейся у него недвижимостью, но при этом оно может самостоятельно распоряжаться движимым имуществом. При этом праве собственник имущества (учредитель предприятия), закрепивший свое имущество за предприятием, сохраняет право на создание, реорганизацию и ликвидацию предприятия, право осуществления контроля за имуществом, право на получение части прибыли.
Право оперативного управления– это право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом собственника лишь в пределах, установленных законом, в соответствии с целями их деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.
Собственник (учредитель предприятия) вправе изъять у субъекта права оперативного управления свое имущество, закрепленное за ним, и распорядиться им по своему усмотрению, если имущество: используется не по назначению; оказалось лишним.
Особенности полномочия распоряженияимуществом у субъектов этого права различны. Казенное предприятие не имеет права распоряжаться любым закрепленным за ним имуществом (движимым и недвижимым) без согласия собственника. Собственник казенного предприятия самостоятельно устанавливает порядок распоряжения доходами казенного предприятия. Учреждение не имеет права распоряжаться закрепленным за ним имуществом. За него по его просьбе это делает собственник учреждения.
Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом собственника возникаюту предприятия и учреждения лишь с момента фактической передачи имущества.Этот момент определяется датой утверждения баланса предприятия или датой поступления имущества по смете. Право хозяйственного ведения и оперативного управления сохраняется за их обладателями и в случае смены собственника, т. е. действует право следования.
Хозяйственное ведение и оперативное управление — Студопедия
Право хозяйственного ведения и право оперативного управления составляют особую разновидность вещных прав, неизвестную развитому законодательству. Это — вещные права юридических лиц по хозяйственному и иному использованию имущества собственника. Они призваны оформить имущественную базу для самостоятельного участия в гражданских правоотношениях юридических лиц несобственников, что невозможно в обычном, классическом имущественном обороте.
Появление и сохранение этих вещных прав в российском праве связано с существованием планово-регулируемой, государственной экономики. Государство как собственник основной массы имущества, будучи не в состоянии непосредственно хозяйствовать с принадлежащими ему объектами и одновременно не желая утратить на них право собственности, объективно было вынуждено выпускать в имущественный оборот самостоятельные юридические лица, предприятия и учреждения, закрепляя за ними свое имущество на ограниченном вещном праве. С 60-х годов это право стало именоваться в СССР правом оперативного управления, а впоследствии в законах о собственности было разделено на более широкое по содержанию право полного хозяйственного ведения, предназначенное для производственных предприятий, и более узкое право оперативного управления — для госбюджетных и аналогичных им учреждений.
Участниками нормальных рыночных отношений всегда являются собственники, самостоятельно распоряжающиеся своим имуществом, граждане, включая индивидуальных предпринимателей, товарищества и общества, кооперативы и т. д. Сохранение в нашем имущественном обороте предприятий и учреждений, не являющихся собственниками имущества, свидетельствует о его переходном характере, обусловленном, в свою очередь, переходным характером самой экономики, неизбежно, но временно и в модифицированном виде сохраняющей определенные элементы прежней, государственной хозяйственной системы. К числу таких элементов относятся и вещные права, такие как право хозяйственного ведения и право оперативного управления.
Субъектами прав хозяйственного ведения и оперативного управления могут быть только юридические лица и притом не любые, а лишь существующие в специальных организационно-правовых формах предприятия и учреждения.
Субъектом права оперативного управления могут быть как унитарные (казенные) предприятия (ст. 115 ГК), принадлежащие к категории коммерческих организаций, так и учреждения (ст. 120 ГК), относящиеся к некоммерческим структурам, а также предприятия, принадлежащие частным собственникам. При этом учреждения могут создаваться как государственными и муниципальными образованиями, так и другими, например, частными собственниками — гражданами и юридическими лицами. Они в определенных рамках могут заниматься и приносящей доходы деятельностью, что влечет появление у них особого права на полученное таким образом имущество, которое также можно определить как право хозяйственного ведения в соответствии с п. 2 ст. 298 ГК.
Различие прав хозяйственного ведения и оперативного управления состоит в содержании и объеме правомочий, которые они получают от собственника на закрепленное за ними имущество. Право хозяйственного ведения, принадлежащее либо предприятию как коммерческой организации, либо учреждению, осуществляющему разрешенную ему собственником предпринимательскую деятельность, в силу этого является более широким, нежели право оперативного управления, которое может принадлежать либо некоммерческим по характеру деятельности учреждениям, либо казенным предприятиям.
Согласно ст. 295 ГК собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя), предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.
Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.
Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.
Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.
Казенное предприятие, а также учреждение в отношении закрепленного за ними имущества в соответствии со ст. 296 ГК осуществляют в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им в соответствии со ст.297 ГК:
— Казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества.
— Казенное предприятие самостоятельно реализует производимую им продукцию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Порядок распределения доходов казенного предприятия определяется собственником его имущества.
Порядок распоряжения имуществом учреждения определяется в ст. 298 ГК. Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете.
Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.
В соответствии со ст. 299 ГК Право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение или оперативное управление предприятия или учреждения в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.
Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным ГК, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
В соответствии со ст. 300 ГК при переходе права собственности на государственное или муниципальное предприятие как имущественный комплекс к другому собственнику государственного или муниципального имущества такое предприятие сохраняет право хозяйственного ведения или право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.
При переходе права собственности на учреждение к другому лицу это учреждение сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.
Разница между управлением проектами и общим управлением операциями
Когда вы готовитесь к экзамену PMP®, вам предстоит многому научиться по самым разным предметам. В этой статье мы рассмотрим различия между управлением проектами и общим управлением операциями. Оба являются важными составляющими бизнеса, и понимание их сходства и различий поможет вам ответить на любые связанные вопросы экзамена.
Общее управление операциями
У генерального менеджера операций более широкий круг обязанностей, чем у менеджера проекта, и роль генерального менеджера операций является постоянной, а роль менеджера проекта — временной.
Операционный менеджмент — это постоянная функция в организации, которая выполняет деятельность по производству продуктов или услуг. Операции продолжаются; некоторые примеры включают бухгалтерский учет и человеческие ресурсы. Организации нужны эти роли, независимо от того, над какими инициативами они работают. Существует три основных типа систем управления производством и производством как в обрабатывающей промышленности, так и в сфере услуг:
- Система массового производства
- Система серийного производства и
- Неповторяющиеся системы.
Система массового производства
Отрасли с высоким спросом на продукты или услуги и высокими инвестициями используют ориентированную на продукт систему массового производства, которая сосредоточена на важных процессах, которые помогают производить этот продукт или предоставлять услуги. Оборудование специального назначения, такое как автоматизированные конвейеры, используется для выполнения функций, необходимых для продукта или услуги, что делает его очень эффективным при производстве большого количества продукта или услуги.
Система серийного производства
Когда на одном предприятии требуется несколько продуктов или услуг, система серийного производства служит хорошей альтернативой — особенно когда спрос невысок, инвестиции невелики и когда необходима гибкость.Система настраивается, когда производство переходит с одного продукта на другой. Здесь сложность управления возрастает по сравнению с системой серийного производства, которая ориентирована на процесс, а система массового производства ориентирована на продукт.
Неповторяющаяся система
Системы, относящиеся к низким потребностям, сильно отличаются от двух других типов; в системах больше внимания уделяется планированию, мониторингу и контролю деятельности продукта и / или услуг. Требования этих систем приводят к росту управления проектами.
Как видите, разница между управлением, ориентированным на продукт, ориентированным на процесс или на проект, очень тонкая, и ее трудно определить. Если использовать упрощенный пример, планирование и конструирование новой модели автомобиля — это проект, тогда как управление заводом по производству автомобилей — это система массового производства. Когда пришло время изменить модель автомобиля, пришло время создать более гибкую и регулируемую систему, ориентированную на процесс.
Управление проектами
Как указывалось ранее, сам факт того, что роль менеджера проекта временна; команда проекта — это в основном краткосрочное объединение.В фиксированной группе общего управления операциями члены команды подчиняются непосредственно менеджеру, который возглавляет эту команду; эти роли членов в команде, как правило, будут долгосрочными. Менеджер отвечает за создание хорошей командной работы и установление норм и поведения команды. Ему / ей необходимо укреплять доверие и уважение в команде, поощрять обмен информацией, мнениями и чувствами на благо команды, а также устанавливать цели для оценки работы членов команды.
С другой стороны, команда проекта будет состоять из людей из разных отделов на разных участках организации.Хотя работа менеджера проекта схожа, иногда члены проектной группы могут подчиняться руководителю отдела, а также отчитываться перед текущим менеджером проекта. Поскольку изменения в других менеджерах отдела являются приоритетом, стабильность команды проекта может пошатнуться.
Может быть сложно поддерживать командную работу, поскольку члены команды могут время от времени меняться, чтобы соответствовать приоритетам отделов. В меняющейся команде членам команды, которые не знают друг друга, может быть трудно открыто делиться информацией, мнениями и чувствами.Поскольку член часто подчиняется более чем одному руководителю, оценка его или ее работы может создать пару проблем.
Различия между общим менеджментом и управлением проектами
Заключение
Проще говоря, управление проектами уникально и хорошо спланировано, но непредсказуемо. Принципиальное различие между управлением проектом и управлением операциями заключается в том, что у менеджера проекта есть временная роль, что приводит к некоторым специфическим различиям и трудностям в случае создания команды.
.Разница между стратегическими и операционными целями | Малый бизнес
Автор: Мэтт Петрини Обновлено 7 марта 2019 г.
Хорошо управляемый малый бизнес обычно начинает свой процесс планирования с широкой миссии или видения. Хотя эта отправная точка и необходима, и достойна восхищения, она обычно не используется руководством до тех пор, пока миссия не переведена в стратегический план, который затем используется для руководства операциями. Менеджеры извлекают выгоду из понимания разницы между стратегическими и операционными целями, потому что это различие играет важную роль в преобразовании всеобъемлющего видения в конкретные конкретные задачи.
Каковы стратегические цели?
Стратегические цели — это долгосрочные цели организации, которые помогают преобразовать формулировку миссии из общего видения в более конкретные планы и проекты. Они устанавливают основные критерии успеха и предназначены для измеримого, конкретного и реалистичного перевода заявления о миссии, которое может использоваться руководством для принятия решений.
Стратегические цели обычно разрабатываются как часть двух-четырехлетнего плана, который определяет ключевые сильные и слабые стороны и устанавливает конкретные ожидания, которые позволят компании или организации достичь своей более широкой миссии или заявления о видении.
Каковы операционные цели?
Операционные цели — это ежедневные, еженедельные или ежемесячные контрольные показатели проекта, которые позволяют реализовать более крупные стратегические цели. Операционные цели, также называемые тактическими целями, сформулированы с учетом стратегических целей и предоставляют руководству и персоналу возможность разбить более крупную стратегическую цель на выполнимые задачи.
Например, для достижения стратегической цели увеличения выручки от продаж на 25 процентов требуется выполнение операционной задачи по разработке и реализации эффективной рекламной стратегии наряду с другими операционными целями.Как и в случае со стратегическими целями, операционные цели также должны быть измеримыми и конкретными, хотя их фокус более узок.
Некоторые важные различия
Наиболее важным различием между стратегической и оперативной целью являются временные рамки; Операционные цели — это краткосрочные цели, а стратегические цели — долгосрочные. Стратегические и операционные цели также по-разному действуют на практике, поскольку стратегические цели обычно слишком широки, чтобы иметь смысл в виде конкретного набора ежедневных задач или еженедельных проектов.С другой стороны, операционные цели являются конкретными и достаточно краткосрочными, чтобы их можно было использовать в повседневной жизни и при распределении активов.
Взаимосвязь между стратегией и операциями
Несмотря на то, что стратегические и операционные цели существенно различаются, важно понимать, что они тесно связаны. Маловероятно, что организация достигнет стратегической цели, если ей не удастся эффективно преобразовать ее в реальные операционные цели. В то же время операционные цели не будут согласованы друг с другом и с общей миссией организации, если они не предназначены для воздействия на достижение стратегических целей.
Проще говоря, стратегические цели становятся полезными только тогда, когда переводятся в операционные цели, а операционные цели эффективны только тогда, когда они предназначены для достижения стратегической цели.
.Разница между администрированием и менеджментом
Автор: Оливия
Администрирование и управление
Может показаться, что оба термина, а именно «администрация» и «менеджмент», имеют одно и то же значение, но на самом деле между ними есть какая-то разница. Администрация — это наука об определении политики и целей организации или фирмы, где менеджмент — это акт претворения в жизнь политики и целей, сформулированных администрацией.
Таким образом, можно сказать, что администрирование — это определяющая функция, тогда как управление — это исполнительная функция. Он исполнительный в том смысле, что выполняет цели и политику, которые уже сформулированы администрацией и включены в конституцию. Деятельность верхнего уровня контролирует администрацию, тогда как деятельность среднего уровня контролирует управление. Администрация состоит из сотрудников высшего уровня, которые внесли свой вклад в капитал, которые являются партнерами фирмы или организации.Менеджмент состоит из группы менеджеров, которые демонстрируют свои навыки в реализации целей организации. Вкратце можно сказать, что менеджмент находится под прямым контролем администрации или администрация контролирует менеджмент.
Менеджмент выжил бы только в том случае, если бы администрация была довольна его академическим шоу. Следовательно, менеджмент должен состоять исключительно из талантливых менеджеров, которые демонстрируют свою ловкость в претворении в жизнь того, чего от них ожидает администрация.Планирование — ключевой фактор администрации, тогда как мотивация — ключевой фактор руководства. Важно отметить, что администрация управляет наиболее важным аспектом организации, а именно финансами. Администрация организует ресурсы так, чтобы использовать их для выполнения своей миссии. Руководство не занимается деликатными финансовыми вопросами, но определяет методы работы, чтобы реализовать стратегию администрации.
Именно администрация принимает жизненно важные решения организации, тогда как руководство не уполномочено принимать важные решения организации, но может принимать решения в определенных рамках с одобрения администрации.Администрирование производится из администраторов, где
.Различия между управленческим контролем и оперативным контролем
Значение операционного контроля
Операционный контроль или контроль задач — это процесс обеспечения эффективного и действенного выполнения конкретных задач. В центре внимания оперативного управления находятся отдельные задачи или операции. Например, он связан с планированием и контролем отдельных работ через магазин, а не с измерением производительности цеха в целом.Он включает в себя контроль над отдельными предметами запасов, а не управление изобретателем в целом.
Операционный контроль связан с действиями, которые могут быть запрограммированы. Например, если известны спрос на товар, стоимость его хранения, стоимость его производства и время производства, а также потери, связанные с невыполнением заказа, тогда можно подготовить оптимальный уровень запасов и оптимальный график закупок. Автоматизированные заводы, планирование производства, управление запасами, обработка заказов, расчет заработной платы, обработка чеков и т. Д. Являются примерами деятельности, которая поддается оперативному контролю.По мере развития новых технологий все больше и больше видов деятельности могут становиться доступными для оперативного контроля. Например, производственный график, который раньше устанавливался на основе интуиции мастера, теперь выводится посредством линейного программирования.
Управленческий контроль и операционный контроль
Можно выделить следующие точки различия между и операционным контролем :
- Фокус. Управленческий контроль касается всей организации или подразделения.Его внимание сосредоточено на всех операциях организации или подразделения. С другой стороны, оперативный контроль ограничен одной задачей или операцией. Подобно тому, как управленческий контроль осуществляется в рамках набора политик, вытекающих из стратегического планирования, так и операционный контроль осуществляется в рамках набора четко определенных процедур и правил, вытекающих из управленческого контроля.
- Природа. Система оперативного контроля — это рациональная система, потому что действие, которое необходимо предпринять, определяется набором логических правил.Правила регулируют систему контроля, и в исключительных случаях применяется суждение. Напротив, в управленческом контроле преобладают психологические соображения. Здесь очень мало правил, и требуется высокая степень суждения или субъективного принятия решений.
- Горизонт времени. Управленческий контроль включает недельные, месячные или годовые временные рамки, тогда как временной горизонт оперативного контроля обычно составляет от дня до дня