Основные отрасли философии
ФИЛОСОФИЯ КАК ОСОБАЯ ФОРМА ДУХОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Предмет и задачи философии
Философия (от греч. phileo – любить и sofia – мудрость) – форма духовной деятельности человека, направленная на выработку мировоззрения, т.е. системы взглядов на мир и роль человека в нём.
Если другие науки изучают отдельные, достаточно определённые сферы бытия, то предмет философии практически безграничен. Философию называют “матерью наук”, т. к. она вырабатывает общие принципы, подходы, методы других наук. Решает она и другие задачи.
В наше время наибольшее развитие имеют точные и прикладные науки, технологии. Они делятся на огромное количество видов. Поэтому люди разделены на множество профессий и специальностей. Часто, стремясь лучше освоить свою специальность, они недополучают знаний о других сферах жизни. Это ограничивает их возможности. Особенно отличается узостью англо-американская система образования. (! См. ст. Позубенкова.) Как говорил Козьма Прутков
Философия, наряду с другими формами духовной жизни – религией, искусством, литературой – помогает людям построить свои мировоззрение и жизнь гармонично, найти ответы на вопросы: «
Почему мир таков, какой он есть?»,«В чём смысл жизни?»,
«Как обрести счастье?»,
«В чём заключается истина, добро, красота?»,
«Как познать истину?»,
«Как отличить истину от заблуждения?»,
«Каковы причины великих перемен в судьбах человечества?»,
«Как устроить достойную жизнь для всех людей?».
Основные отрасли философии
Соответственно своим задачам философия делится на ряд отраслей. Главные из них:
1. Онтология (от греч. ontos – сущее и logos – слово, учение) – учение о сущем, т.е. о бытии в целом, его всеобщих структуре, формах, свойствах, закономерностях.
2. Гносеология (от греч. gnosis – знание и logos – слово, учение) – учение о познании человеком мира. Определяет границы и возможности познания, условия его достоверности и критерии истинности.
3. Логика (от греч. logos – слово, учение) – наука о формах, принципах, закономерностях мышления.
4. Этика (от греч. ethos – привычка, нрав) – наука о морально-нравственных нормах поведения.
5. Эстетика (от греч. aisthetikos – чувствующий) – наука, разрабатывающая учение о восприятии сущего с точки зрения чувства прекрасного и теорию художественного творчества.
6. Социальная философия – учение о наиболее общих формах и закономерностях функционирования и развития общества.
Антропология, космология, философия науки, философия техникии др.
3. Важнейшие философские вопросы и направления
Философия – ядро мировоззрения.
Мировоззрение – это система обобщённых чувствований, интуитивных представлений, теоретических взглядов на мир и место в нём человека. Это система принципов, взглядов, ценностей, идеалов и убеждений, определяющих жизненные позиции личности.
Основной вопрос философии, определяющий мировоззрение человека – это вопрос об отношении духа и материи: «Что первично – дух или материя?»Попытки ответить на него предпринимаются с момента появления человечества. Первобытные люди воспринимали явления природы как чудеса, происходящие по воле нематериальных существ: духов, богов, демонов. Благодаря этому возникли религия и философский идеализм.
С точки зрения идеализма дух первичен, он породил материю и определяет развитие Вселенной, а человек обладает бессмертной душой.
Материализм основывается на утверждении, что материя первична, а дух, мышление – лишь её свойства.
Оба эти направления характеризуются как монизм (от греч. monos – один) – учение, гласящее, что в основе бытия лежит лишь одна субстанция (сущность) – или материя, или дух. Существует также дуализм (от лат. duo – два) утверждающий идею о равном значении материи и духа.
Решение основного философского вопроса отражается на решении вопроса о смысле жизни. Для идеалистов он состоит в подготовке к предстоящей после телесной смерти жизни души в идеальном мире или в другом теле. Эта подготовка предусматривает соблюдение определённых духовно-нравственных норм и самоограничение в материальных удовольствиях, отвлекающих от духовного развития. Для материалистов смысл жизни заключается в достижении счастья в земной жизни.
Но одни стремятся лишь к обогащению себя и своих близких, нередко – преступными средствами, поскольку в божий суд не верят, а земного не боятся. Другие, иногда в ущерб личной выгоде, работают и борются в интересах своего народа или всего человечества.
С основным вопросом философии связан и другой важнейший философский вопрос – о тождестве мышления и бытия: “Может ли человеческое сознание верно отразить бытиё?” Положительный ответ на этот вопрос характеризуется как гносеологический оптимизм. Отрицательный – как агностицизм (от греч. а – частица “не” и gnosis – знание). Сомнение в возможностях человеческого познания – скептицизм (от греч. skeptikos – рассматривающий, критикующий).
В зависимости от того, какие способности человека считаются основой познания, в философии выделяются:
1. Рационализм (от лат. ratio – разум) – учение, исходящее из того, что бытиё основано на разумных законах, и основой познания, соответственно, является разум.
2. Иррационализм (от лат. irrationalis – неразумный) – учение, признающее основой бытия неразумное начало (энергию, любовь, волю), а основой познания – внерациональные аспекты духовной жизни человека (чувства, интуицию, озарение).
Двумя основными противоположными друг другу теоретическими методами познания являются:
Метафизика ( от греч. meta – после и fisica – физика) первоначально – учение о нематериальных началах бытия. В более широком смысле – способ мышления, при котором явления рассматриваются как обособленные, неизменные, статичные.
Диалектика (от греч. dialog – беседа) – учение, рассматривающее явление с различных точек зрения, в его развитии и взаимосвязи с другими явлениями.
Основа диалектики – закон единства и борьбы противоположностей. Согласно ему, движение, развитие любого явления происходит благодаря постоянной борьбе в нём противоположных начал.
Компоненты диалектического мышления на языке логики называются: утверждение – тезис, отрицание – антитезис, вывод – синтез.
Читайте также:
Рекомендуемые страницы:
Поиск по сайту
poisk-ru.ru
Основные отрасли философского знания | Учеба-Легко.РФ
Философское знание имеет определенную структуру. Традиционно философия включает
онтологию (от. греч. ontos—бытие, logos — учение) — учением о бытии, гносеологию(от греч. gnosis — знание, togos — учение) —учение о познании, аксиологию (от греч. axios — ценность и logos— учение)— учение о ценностях. Так же выделяют социальную философию и философию истории, а также философскую антропологию (от греч. antropos — человек и logos— учение) — учение о человеке, историю философии, этику, эстетику.Философская онтология, или учение о бытии, рассматривает вопросы о существующем. Главный вопрос онтологии: что существует подлинно, а существование чего является кажимостью, иллюзией. Онтология стремится создать определенную картину мира, которая не только позволяла бы составить представление о мире в целом, но и выявила бы его скрытую сущность, его глубинные причины.
Гносеология, или учение о познании, рассматривает особенности процесса познания человеком внешнего мира. Она отвечает на вопросы: Как человек познает окружающий мир ? Каковы этапы или сту¬пени познания? Что такое истина в познании? На каких путях она достижима? и др.
Философская антропология — раздел философского знания, специально занятый осмыслением человека. Антропологию как философскую дисциплину следует отличать от антропологии как частной, прежде всего культурологической, науки. В мировой литературе под культурной антропологией чаще всего понимают изучение быта, традиций, обычаев, способов мышления, особенностей культуры различных народов. Философская антропология отличается от всех других наук, изучающих человека, прежде всего широтой подхода. Философию интересует человек не как представитель отдельного племени, народа, культуры, а человек вообще.
Социальную философию следует отличать от конкретных наук об обществе. Особенно близка к социальной философии социология. Однако при всей близости эти дисциплины не совпадают между собой. Социология исследует общество как объективную структуру, из которой мысленно исключаются отдельные личности, воля и мотивы поступков отдельных людей. Предметом социологии являются по преимуществу большие массы людей, классы, социальные институты и иные общности людей. В отличие от социологии социальная философия не исключает личность. Напротив, соотношение общества и личности является одной из ее важнейших тем.
Философия истории — изучает вопросы, связанные со смыслом и целью общественной истории, с ее движущими причинами. Куда идет история и почему она вообще осуществима? — таков главный вопрос философии истории. Философия истории тесно связана с социальной философией, но переносит основной акцент на моменты изменения и развития общества. Иногда вместо термина «философия истории» употребляют термин «историософия». В первом приближении их можно считать синонимами.
Этика — учение о нравственности. Главная тема размышлений этической теории — добро и зло. Она осмысливает вопросы о природе зла, о свободе воли человека, о добродетелях (качества человека, оцениваемые положительно) и пороках, о счастье, справедливости, об общественном благе. В ее задачи входит также уяснение природы морали и нравственности, их происхождения и функций. Этика тесно связана с философской антропологией, социальной философией, философией истории, эстетикой.
Эстетика — учение о красоте (прекрасном). Главный предмет размышлений эстетики прекрасное и безобразное. В число эстетических категорий входят также возвышенное и низменное, комическое, трагическое, драматическое и др. Эстетика осмысливает проявления эстетического в жизни и в искусстве. Она тесно связана с философией искусства и искусствознанием.
uclg.ru
Основные отрасли философии и их характеристика — Студопедия.Нет
Отв.:Философия (от греческого — мудрость) является процессом, изучающим общие и основополагающие вопросы, касающиеся человека и мира. Основные темы философии — существование, мышления, знания, истина, справедливость, красота. В своем исследовании философия характеризуется систематическим подходом и рациональной аргументацией.
Несмотря на общее понимание того, что философия является наукой, она отличается от гуманитарных и естественных наук тем, что не опирается на научные методы и не имеет строгих определений. В зависимости от того, какую проблему необходимо решить, философы могут рассматриваться те или иные доктрины, которые будут в результате представлены в виде философского исследования.
Предоставить исчерпывающий перечень отраслей философии достаточно трудно, поскольку в разные исторические периоды и в разных культурных традициях существовали различные ответвления этой науки. Тем не менее некоторые отрасли философии, все-таки, существуют:
· метафизика — исследует природу и первичное значение существования мира;
· онтология — считается основным ответвлением метафизики и занимается исследованием бытия;
· пистемология — исследует знания, характерные для возникновения познавательного процесса;
· этика или моральная философия, поднимает вопрос о том, как полагается действовать человеку для того, чтобы жить правильно. Этика подразделяется на нормативную и прикладную. Данная наука тесно связана с вопросами этической мысли, а также сравнением различных этических систем, будь то абсолютные нравственные истины, или менее известные предположения. Этика также связана с идеей морали. Ранние диалоги Платона подтверждают вышесказанное;
· политическая философия — изучает менеджмент и отношение отдельных лиц и общин к государству. Комфортабельные отели хельсинки на карте располагают к изучению данной науки;
· эстетика — имеет дело с красотой, возвышенным искусством и наслаждением;
· логика — исследует формы и законы мышления, а также допустимые формы аргументации. Она была особенно популярна в конце 19 века среди математиков, таких как Готтлоба Фреге, которые были сосредоточены на логическом мышлении в контексте математики. Сегодня логика имеет два основных подразделения: математическая логика (формальная символическая логика) и та, которую сегодня называют философской логикой;
· языковая философия — рассматривает истоки, развитие и использование языка, а также его отношение к мышлению.
·
Субстанция в Философии. Различные подходы к определению первоначал бытия.
Отв.: Для того чтобы представить мир как бытие, необходимо отыскать в нем самом или сконструировать смысловой центр, фундамент, основу. В противоположность меняющемуся миру эта основа должна представлять нечто неизменное, самодостаточное и выступать в качестве первоначала. В философии, с древних греков это первоначало обозначается как субстанция (от греч. «substantia» — сущность). Субстанция — это то, из чего все произошло и к чему может быть сведено.
Стремление отыскать первоначало бытия отличает уже первые философские школы древнего Востока и античности. В Милетской школе античной философии в качестве субстанции выступает вода, воздух, апейрон. Пифагор предложил считать субстанцией мира число, на том основании, что все существующее может быть выражено количественно. Демокрит и Левкипп считали первоначалом атом — своеобразный кирпичик, из которого складывается любая вещь.
В последующей истории философии были выработаны три подхода к решению проблемы субстанции: монизм, дуализм и плюрализм. Иногда дуализм считают вариантом плюралистической традиции и говорят о двух противоположных подходах — монистическом и плюралистическом.
Субстанциальный монизм (от греч. «monоs» — один) исходит из признания одной единственной субстанции, — материальной или идеальной (духовной). Монистами были Платон, средневековые схоласты, Декарт, Спиноза, Гегель, Маркс. Согласно монизму, многообразие и разнообразие бытия есть ничто иное как, «единство посредством множества» или «множество в единстве». Из-за этого монизм подвергается обвинениям в тоталитаризме, в отсутствии свободы, которая трактуется в нем как «осознанная необходимость». Монизм — это диктатура целого, порядок, согласованность.
Сущность субстанциального дуализма состоит в признании равноправия, равнозначности двух первоначал или первопринципов: материи и сознания, тела и души, добра и зла, бога и дьявола и т.д. Классическим образцом дуалистической позиции считается теория психофизического параллелизма Декарта, согласно которой физические и психические процессы, хотя и соответствуют друг другу по содержанию и по времени, но совершенно не взаимодействуют.
Субстанциальный плюрализм — это позиция, согласно которой бытие состоит из множества самостоятельных сущностей, не образующих абсолютного единства. Плюралисты считают, что мир не обладает жесткой связанностью и причинно-следственной заданностью, а представляет собой случайные, ситуационные комбинации, постоянно возникающие и распадающиеся.
studopedia.net
онтология, гносеология, философия природы, этика, эстетика, логика, аксиология, философская антропология, философия науки и техники, социальная философия.
Философское знание имеет определенную структуру. Традиционно философия включает онтологию (от. греч. ontos—бытие, logos — учение) — учением о бытии, гносеологию(от греч. gnosis — знание, togos — учение) —учение о познании, аксиологию (от греч. axios — ценность и logos— учение)— учение о ценностях. Так же выделяют социальную философию и философию истории, а также философскую антропологию (от греч. antropos — человек и logos— учение) — учение о человеке, историю философии, этику, эстетику.
Философская онтология, или учение о бытии, рассматривает вопросы о существующем. Главный вопрос онтологии: что существует подлинно, а существование чего является кажимостью, иллюзией. Онтология стремится создать определенную картину мира, которая не только позволяла бы составить представление о мире в целом, но и выявила бы его скрытую сущность, его глубинные причины.
Гносеология, или учение о познании, рассматривает особенности процесса познания человеком внешнего мира. Она отвечает на вопросы: Как человек познает окружающий мир ? Каковы этапы или сту¬пени познания? Что такое истина в познании? На каких путях она достижима? и др.
Философская антропология — раздел философского знания, специально занятый осмыслением человека. Антропологию как философскую дисциплину следует отличать от антропологии как частной, прежде всего культурологической, науки. В мировой литературе под культурной антропологией чаще всего понимают изучение быта, традиций, обычаев, способов мышления, особенностей культуры различных народов. Философская антропология отличается от всех других наук, изучающих человека, прежде всего широтой подхода. Философию интересует человек не как представитель отдельного племени, народа, культуры, а человек вообще.
Социальную философию следует отличать от конкретных наук об обществе. Особенно близка к социальной философии социология. Однако при всей близости эти дисциплины не совпадают между собой. Социология исследует общество как объективную структуру, из которой мысленно исключаются отдельные личности, воля и мотивы поступков отдельных людей. Предметом социологии являются по преимуществу большие массы людей, классы, социальные институты и иные общности людей. В отличие от социологии социальная философия не исключает личность. Напротив, соотношение общества и личности является одной из ее важнейших тем.
Философия истории — изучает вопросы, связанные со смыслом и целью общественной истории, с ее движущими причинами. Куда идет история и почему она вообще осуществима? — таков главный вопрос философии истории. Философия истории тесно связана с социальной философией, но переносит основной акцент на моменты изменения и развития общества. Иногда вместо термина «философия истории» употребляют термин «историософия». В первом приближении их можно считать синонимами.
Этика — учение о нравственности. Главная тема размышлений этической теории — добро и зло. Она осмысливает вопросы о природе зла, о свободе воли человека, о добродетелях (качества человека, оцениваемые положительно) и пороках, о счастье, справедливости, об общественном благе. В ее задачи входит также уяснение природы морали и нравственности, их происхождения и функций. Этика тесно связана с философской антропологией, социальной философией, философией истории, эстетикой.
Эстетика — учение о красоте (прекрасном). Главный предмет размышлений эстетики прекрасное и безобразное. В число эстетических категорий входят также возвышенное и низменное, комическое, трагическое, драматическое и др. Эстетика осмысливает проявления эстетического в жизни и в искусстве. Она тесно связана с философией искусства и искусствознанием.
Рекомендуем прочитать:
Конспект по философии
rgrtu-640.ru
8.1.
Как было определено в теме №1, философия вид мировоззрения, предметом которого является общее в системе «человек-мир». К данной системы включаются такие отношения: онтологические, гносеологические, аксіологічні, предметно-преобразовательные и др. Соответственно все многообразие проблем философского мировоззрения можно свести к пяти больших групп: 1) онтологические; 2) антропологические; 3) аксіологічні; 4) гносеологические; 5) праксеологические. Более подробно отрасли философского знания, их функции нашли отражение в небольшом схеме:
Систематизация основных отраслей философии
№ п/п | Отрасль философии | Предмет осмысления | Функция | Аспект рефлексии мировоззрения |
1 | Онтология | Мир | Онтологическая | Как возможна человек с его сознанием в этом мире? Каким должен быть мир? |
2 | Гносеология | Познание | Гносеологическая | Как возможно адекватное познание? |
3 | Аксиология | Ценностно-ориентационная деятельность | Аксіологічна | Как возможна реализация жизненного смысла, ключевых ценностей? |
4 | Праксехологія | Преобразования | Праксеологічна | Как возможно эффективное преобразование? |
5 | Социальная философия (философия истории) | Совокупная человек (общество) | Социально-историческая | Каково соотношение субъективного и объективного, конечного и бесконечного в обществе? |
6 | Философская антропология | Человек как целостность | Антропологическая | Каково соотношение субъективного и объективного, конечного и бесконечного в человеке |
7 | Методология | Общие подходы к пониманию мира (совокупность методов) | Методологическая | Какие типы философствования адекватно соответствуют предмету философии? |
8 | История философии | Типы философии и философской деятельности | Метафілософська | Есть ли общие законы, принципы формирования и развития различных исторических типов философского знания? |
9 | Философия религии | Религиозное отношение к миру | Религиозно-философская | Возможно ли существование в мире божественного? |
10 | Философская логика | Формы и законы мышления | Логическая | Есть ли универсальные способы мышления? |
11 | Этика | Общение | Этическая | Как возможно человеческое общение? |
12 | Эстетика | Эстетическое овладения миром | Эстетическая | Как возможная деятельность по законам красоты? |
Онтология описывает категориальный «костяк» мира и любого явления в нем. Гносеология осмысливает чувственные, логические и интуитивные и эмоциональные пути адекватного истине познания. Аксиология обосновывает приобретенную систему ценностей и жизненных смыслов. Социальная философия анализирует категориальную картину общества (совокупной человека), а философская антропология — человека как целостную личность. Философия религии осмысливает определенную религиозную (или атеистическую) картину мира и соответствующие ей принципы поведения человека. История философии нуждается самоосмысления собственного пути, цели, перспектив развития философского знания.
banauka.ru
Сферы философского знания.
- Подробности
- Категория: Учебные материалы по философии
Как и любая другая сфера знания философия имеет внутреннее деление. Разделы философии являются своеобразными ответами на ее основной вопрос. Так, первая сторона основного вопроса философии анализируется в рамках науки – онтологии. Вторая сторона подразделяющаяся на проблему понимания человека и вопрос о его взаимоотношении с миром решается в рамках целого ряда наук. Вопрос о понимании человека, смысле и целях его жизни, месте и роли в обществе анализируется в философской антропологии, и социальной философии. Вопрос о взаимоотношении человека и мира в рамках наук гносеологии, аксиологии, логики, праксиологии, этики и эстетики. Рассмотрим их подробнее.
— Онтология ( от греч. ontos – сущее, logos — знание) – раздел философии анализирующий фундаментальные закономерности мира, выявляющий природу субстанции, а также анализирующий составляющие ее элементы. Ее вопросы – из чего состоит мир и каковы его закономерности?
— Гносеология (gnosis — познание) – раздел философии выявляющий природу и механизм человеческого познания. Ее вопросы — как возможно человеческое познание? Каким образом оно осуществляется? Что такое субъект и объект познания? Что такое истина? Какими методами ее можно достичь?
— Философская антропология (antropos — человек) – сфера философского знания, исследующая природу и сущность человека, цели и смысл его жизни. Ее вопросы – когда появляется человек современного вида, каково соотношение биологического и социального в человеке, в чем смысл его жизни?
— Аксиология (axis — ценность) – раздел философии, анализирующий проблемы оценки человеком окружающего мира и самого себя. Ее вопросы – что такое ценность? Каково ее реальное отношение к объекту? Как появляются ценности? Какие существуют ценности? Существуют ли абсолютные ценности?
— Праксиология (praxis — практика) – раздел философии анализирующий проблемы человеческой деятельности. Ее вопросы – что такое человеческая деятельность? Какова ее природа? Какую роль играет она в развитии человека?
— Социальная философия – философское рассмотрение общественной жизни. Ее вопросы – какова природа общественных законов? Насколько они точны? Каково соотношение материальных и духовных факторов в жизни общества? В чем смысл истории? Существует ли общественный прогресс?
— Логика — философская наука, анализирующая законы и особенности человеческого мышления. Ее вопросы – как возможно непротиворечивое знание о мире? Каковы основные законы человеческого мышления? Что необходимо для правильного мышления?
— Этика – философская наука о морали. Ее вопросы – почему и когда появляется нравственность? Что такое моральные законы? Насколько они вписываются в реальную жизнь? Что такое добро и зло? Каковы критерии добродетели?
— Эстетика – философская наука о прекрасном. Ее вопросы – что такое красота? Каковы ее критерии? Что такое возвышенное и чем оно отличается от низменного? Что такое комичное? Что такое трагичное?
Указанные дисциплины являются основными, но не замыкают круг философского знания. В философию также входят особые отрасли знания, анализирующие фундаментальные проблемы конкретных наук (напр. философия физики, философия математики, философия истории, философия биологии, философия химии, философия техники, философия экономики, философия политики).
studfilosed.ru
Основные отрасли философии и их характеристика
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 43Следующая ⇒Отв.:Философия (от греческого — мудрость) является процессом, изучающим общие и основополагающие вопросы, касающиеся человека и мира. Основные темы философии — существование, мышления, знания, истина, справедливость, красота. В своем исследовании философия характеризуется систематическим подходом и рациональной аргументацией.
Несмотря на общее понимание того, что философия является наукой, она отличается от гуманитарных и естественных наук тем, что не опирается на научные методы и не имеет строгих определений. В зависимости от того, какую проблему необходимо решить, философы могут рассматриваться те или иные доктрины, которые будут в результате представлены в виде философского исследования.
Предоставить исчерпывающий перечень отраслей философии достаточно трудно, поскольку в разные исторические периоды и в разных культурных традициях существовали различные ответвления этой науки. Тем не менее некоторые отрасли философии, все-таки, существуют:
· метафизика — исследует природу и первичное значение существования мира;
· онтология — считается основным ответвлением метафизики и занимается исследованием бытия;
· пистемология — исследует знания, характерные для возникновения познавательного процесса;
· этика или моральная философия, поднимает вопрос о том, как полагается действовать человеку для того, чтобы жить правильно. Этика подразделяется на нормативную и прикладную. Данная наука тесно связана с вопросами этической мысли, а также сравнением различных этических систем, будь то абсолютные нравственные истины, или менее известные предположения. Этика также связана с идеей морали. Ранние диалоги Платона подтверждают вышесказанное;
· политическая философия — изучает менеджмент и отношение отдельных лиц и общин к государству. Комфортабельные отели хельсинки на карте располагают к изучению данной науки;
· эстетика — имеет дело с красотой, возвышенным искусством и наслаждением;
· логика — исследует формы и законы мышления, а также допустимые формы аргументации. Она была особенно популярна в конце 19 века среди математиков, таких как Готтлоба Фреге, которые были сосредоточены на логическом мышлении в контексте математики. Сегодня логика имеет два основных подразделения: математическая логика (формальная символическая логика) и та, которую сегодня называют философской логикой;
· языковая философия — рассматривает истоки, развитие и использование языка, а также его отношение к мышлению.
·
Субстанция в Философии. Различные подходы к определению первоначал бытия.
Отв.: Для того чтобы представить мир как бытие, необходимо отыскать в нем самом или сконструировать смысловой центр, фундамент, основу. В противоположность меняющемуся миру эта основа должна представлять нечто неизменное, самодостаточное и выступать в качестве первоначала. В философии, с древних греков это первоначало обозначается как субстанция (от греч. «substantia» — сущность). Субстанция — это то, из чего все произошло и к чему может быть сведено.
Стремление отыскать первоначало бытия отличает уже первые философские школы древнего Востока и античности. В Милетской школе античной философии в качестве субстанции выступает вода, воздух, апейрон. Пифагор предложил считать субстанцией мира число, на том основании, что все существующее может быть выражено количественно. Демокрит и Левкипп считали первоначалом атом — своеобразный кирпичик, из которого складывается любая вещь.
В последующей истории философии были выработаны три подхода к решению проблемы субстанции: монизм, дуализм и плюрализм. Иногда дуализм считают вариантом плюралистической традиции и говорят о двух противоположных подходах — монистическом и плюралистическом.
Субстанциальный монизм (от греч. «monоs» — один) исходит из признания одной единственной субстанции, — материальной или идеальной (духовной). Монистами были Платон, средневековые схоласты, Декарт, Спиноза, Гегель, Маркс. Согласно монизму, многообразие и разнообразие бытия есть ничто иное как, «единство посредством множества» или «множество в единстве». Из-за этого монизм подвергается обвинениям в тоталитаризме, в отсутствии свободы, которая трактуется в нем как «осознанная необходимость». Монизм — это диктатура целого, порядок, согласованность.
Сущность субстанциального дуализма состоит в признании равноправия, равнозначности двух первоначал или первопринципов: материи и сознания, тела и души, добра и зла, бога и дьявола и т.д. Классическим образцом дуалистической позиции считается теория психофизического параллелизма Декарта, согласно которой физические и психические процессы, хотя и соответствуют друг другу по содержанию и по времени, но совершенно не взаимодействуют.
Субстанциальный плюрализм — это позиция, согласно которой бытие состоит из множества самостоятельных сущностей, не образующих абсолютного единства. Плюралисты считают, что мир не обладает жесткой связанностью и причинно-следственной заданностью, а представляет собой случайные, ситуационные комбинации, постоянно возникающие и распадающиеся.
Предназначение и функции философии
Отв.: 1. Предназначение философии
Предмет философии – философия – наука, которая изучает наиболее общие законы развития природы, общества и познания (правильное и бесполезное определение). Предмет философии – рассматривает наиболее важные связи в системе «мир- человек».
Назначение философии – поиск удела человека, обеспечение его бытия в причудливом мире, а в конечном счете в возвышении человека, в обеспечении его совершенствования. Общую структуру философского знания составляют четыре основных раздела: онтология(учение о бытие), гносеология(учение о познании), человек, общество.
stydopedya.ru