Машиностроение в России. География и структура
Машиностроение в России является одной из наиболее развитых отраслей промышленности и очень важной составляющей экономики страны. Большинство самых крупных предприятий этой отрасли были построены в советский период. По имеющимся официальным данным, на данный момент в России действую порядка двух тысяч средних и крупных предприятий машиностроения, к которым относятся в том числе и предприятия металлообработки.
Центры машиностроения в России
Одним из наиболее значимых сегментов машиностроительной промышленности страны является оборонно-промышленный комплекс, ежегодный объем выручки которого превышает шестнадцать миллиардов долларов.
Однако важность этого сектора экономики связана не только с объемом годовой выручки, но и с тем количеством политических и научных связей, которые создаются благодаря военно-техническому сотрудничеству. Сегодня у России имеются договоренности о сотрудничестве с более, чем восьмьюдесятью странами. Самыми крупными партнерами являются Китай, Индия, Аргентина, Венесуэла, Индонезия и Вьетнам.
Крупнейшие центры машиностроения в России, которые задействованы в производстве военной техники, — Нижний Тагил, где расположен «Уралвагонзавод»; «Ижевский машиностроительный завод», на котором производят известные автоматы Калашникова; Нижегородский машиностроительный завод, на котором производят различные виды боеприпасов.
Тяжелое машиностроение России
К тяжелому машиностроению относят также и судостроительную отрасль, которая считается одной из самых технологичных и наукоемких. На более чем тысяче предприятий, задействованных в производстве судов, обеспечивается полный производственный цикл от разработки прототипов до внедрения самых современных систем электроники и радиоразведки.
Если немного расширить круг предприятий, задействованных в той или иной степени в производстве продукции для судостроения, то их число вырастет до четырех тысяч. Такое увеличение числа происходит за счет включения конструкторских бюро, занимающихся разработкой высокотехнологичных комплектующих и сложной электроники двойного назначения.
Крупнейшими центрами тяжелого машиностроения России являются такие морские города, как Санкт-Петербург, Северодвинск и Калининград. Кроме того, важные для отрасли предприятия находятся в Нижегородской области.
Автомобильная промышленность
Но машиностроение в стране имеет не только военное назначение, важное место занимает также и гражданское автомобилестроение, которое представлено тремя крупнейшими предприятиями отрасли: АвтоВАЗом, КАМАЗом и крупным машиностроительным концерном ГАЗ, к которому относятся двенадцать предприятий, с одной из самых широких географий машиностроения в России.
Однако большинство из предприятий, относящихся к названным корпорациям, переживают продолжительный кризис последние десять лет, вызванный падением спроса на их продукцию. В свою очередь, падение спроса на продукцию отечественного автомобилестроения вызвано усилившейся конкуренцией на этом рынке.
В период с 2000 по 2010 год в стране были построены многочисленные заводы, выпускающие продукцию под такими брендами, как Nissan, Opel, Kia, Volvo Truc и Ford.
Однако иностранные производители приходят на российский рынок не только через строительство собственных заводов, но и через инвестиции в уже имеющиеся предприятия и покупку акционных долей. Например, крупным акционером КАМАЗа является компания Daimler.
Авиационная промышленность России
Отрасли машиностроения в России представлены в том числе и авиационной промышленность, которая, как и кораблестроение, требует серьезных научных, человеческих ресурсов и сильной производственной традиции.
Все мощности авиастроительной промышленности страны разделены между двумя государственными корпорациями: Объединенной авиастроительной корпорацией и Оборонпромом.
В первой сосредоточены ресурсы и предприятия, задействованные в производстве самолетов, в том числе и всех необходимых комплектующих, а также авионики. В состав этого акционерного общества входят двадцать предприятий, производящих как военную и гражданскую продукцию, так и продукцию двойного назначения, а ее крупнейшим предприятием является «Компания «Сухой»».
В состав Оборонпрома входят предприятия, на которых разрабатываются и производятся вертолеты и комплектующие. Главный офис находится в Москве, но учитывая то, что ей принадлежит корпорация «Вертолеты России», то можно смело говорить об общероссийском значении компании.
Ракетостроение и космическая отрасль
В современном мире сложно представить какую-либо экономику, обходящуюся без таких средств связи, как скоростной интернет и стабильная сотовая связь. Многие процессы в мировой экономике основаны на быстром обмене данными между хозяйственными субъектами, находящимися на огромном удалении друг от друга.
Ракетное машиностроение России обеспечивает ей лидирующие позиции на международном космическом рынке и позволяет ежегодно выводить на орбиту десятки спутников для международных заказчиков.
Крупнейшими предприятиями отрасли являются «РКК «Энергия»» и ГКНПЦ им. М. В. Хруничева, занимающиеся разработкой и производством ракет-носителей, с помощью которых обеспечивается бесперебойное снабжение МКС и доставка к ней космонавтов.
Сельскохозяйственное машиностроение
Тяжелое машиностроение России представлено также и производством сельскохозяйственной техники, без которой невозможно представить эффективного использования огромных земельных и климатических ресурсов страны.
Одним из лидеров не только российского, но и мирового сельскохозяйственного машиностроения считается предприятие «Ростсельмаш», расположенное в Ростове-на-Дону.
Кроме того, предприятия сельскохозяйственного машиностроения России расположены в Челябинске и Чебоксарах. Другое важное предприятие, занимающееся производством оборудования для хранения, очистки и сортировки зерна, находится в Воронеже и называется «Воронежсельмаш».
fb.ru
География отраслей машиностроения
Отраслевая структура машиностроения России
Машиностроительный комплекс – это сложная система взаимосвязанных отраслей и предприятий. В его составе выделяют около $20$ крупных межотраслевых комплексов и более $100$ отраслей и подотраслей. Подход к делению может быть различным. Ведь каждая из этих составляющих включает в себя целый комплекс отраслей. Кроме того машиностроение тесно связано с другими производствами системой межотраслевых связей.
Большинство эконом-географов выделяют в составе рассматриваемого комплекса следующие отрасли: тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение; электротехническая промышленность; производство оборудования для нефтяной, нефтеперерабатывающей и химической промышленности; станкостроение и инструментальная промышленность; приборостроение; тракторостроение и производство сельскохозяйственных машин и оборудования; машиностроение для легкой и пищевой промышленности, радиотехника и радиоэлектроника, аэрокосмический комплекс
Каждая из этих отраслей имеет свою специфику и, соответственно, свои принципы размещения предприятий. Материалоемкие отрасли ориентируются на сырьевую базу – металлургию. Для трудоемких отраслей требуется наличие большого количества высококвалифицированных кадров рабочей силы. Автомобилестроение зависит от транспортно-географического положения, и возможности кооперирования с другими предприятиями.
Поэтому мы рассмотрим географию основных отраслей российского машиностроения более подробно
Территориальная структура основных отраслей машиностроения
Машиностроительный комплекс является одним из наиболее распространенных в территориальном отношении производств. Он занимал важное значение еще в $ХІХ$ веке. Именно наличие и уровень развития машиностроения предопределяло не только уровень развития экономики страны, но и степень экономической и политической независимости России на мировой арене.
Но если в одних районах он имеет доминирующее значение, то в других он служит для удовлетворения внутренних потребностей населения и местной промышленности, дополняет промышленный комплекс регионов.
Исторически сложился дисбаланс в размещении хозяйственных объектов между восточными и западными районами России. Это имеет отношение и к машиностроению. Около $80$% машиностроительных предприятий находится в западной (европейской) части страны. Их удельный вес в объеме машиностроительной продукции выше. Но в восточных экономических районах складываются условия, способствующие развитию новых, современных наукоемких автоматизированных производств. Зачастую выгоднее построить новое предприятие, чем перепрофилировать старое производство, налаживая под него новую инфраструктуру.
Тяжелое машиностроение
Эта группа отраслей производит примерно $60$% продукции машиностроительного комплекса. Она отличается высокой металлоемкостью, энергоемкостью и малой трудоемкостью. В тяжелое машиностроение входят: производство оборудования для металлургических предприятий, горно-шахтного, крупного энергетического оборудования, тяжелых и кузнечнопрессовых станков и устройств, морских и речных судов большого водоизмещения, железнодорожных локомотивов и вагонов. Как правило, все предприятия этой отрасли – имеют полный цикл, тоесть они самостоятельно осуществляют изготовление и сборку деталей, узлов и выпуск готовой продукции.
Предприятия тяжелого машиностроения тяготеют к металлургическим базам. При этом некоторые виды металлоемких машиностроительных производств, которые выпускают изделия крупных габаритов (или эти изделия сложно транспортировать), располагаются в районах их потребления.
Производство металлургического оборудования находится поблизости центров металлургии России: Екатеринбург, Орск, Электросталь, Сызрань, Красноярск, Иркутск, Комсомольск-на-Амуре.
Заводы, выпускающие горно-шахтное оборудование , расположены в главных угольных районах страны: Прокопьевск, Кемерово, Черемхово, Красноярск, Екатеринбург, Копейск.
Производство оборудования для предприятий нефтяной и газовой промышленности развивается в нефте- и газоносных районах Урало-Поволжья, Северного Кавказа, Западной Сибири.
Благоприятные условия для развития энергетического машиностроения сложились в крупных центрах машиностроения, где сосредоточены кадры высококвалифицированной рабочей силы: Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Волгодонск, Колпино. Металлоемкие производства тяжелых станков и кузнечнопрессового оборудования размещены как поблизости металлургических предприятий, так и вне металлургических баз. Крупные производители этой отрасли находятся в Коломне, Иваново, Воронеже, Ульяновске, Новосибирске.
Размещение предприятий железнодорожного локомотивостроения связано с историей формирования железнодорожной сети России и представлено в таких центрах, как Санкт-Петербург, Коломна, Брянск, Людиново, Муром, Новочеркасск.
Судостроение характеризуется повышенной металлоемкостью. Поэтому предприятия располагаются ближе к металлургическим базам. Но учитывается также и географический аспект – необходим выход к морю или к судоходной реке. Основные предприятия российского морского судостроения и судоремонта находятся на балтийском побережье (Санкт-Петербург, Выборг, Калининград), и в крупных портовых городах Севера и Дальнего Востока (Архангельск, Мурманск, Северодвинск, Астрахань, Владивостоке, Новороссийск, Петропавловск-Камчатский).
Сельскохозяйственное машиностроение
Эта отрасль отвечает за выпуск сельскохозяйственной техники и оборудования для нужд АПК. Поэтому предприятия располагаются ближе к местам потребления готовой продукции и развиты во всех экономических районах.
Зерноуборочные комбайны производятся в Ростове-на-Дону, Таганроге, Красноярске. В Центральном районе выпускают льноуборочные, картофелеуборочные, силосоуборочные машины. Различные сельскохозяйственные машины и оборудование производят заводы, находящиеся в Воронеже, Сызрани, Кургане, Омске, Новосибирске, Рубцовске.
Общее машиностроение
Предприятия общего машиностроения производят все необходимое технологическое оборудование для нефтеперерабатывающей, химической, бумажной, лесной, строительной промышленности.
Заводы этой отрасли дают примерно $25$% общего товарного объема машиностроительной продукции. Предприятия этой группы ориентируются на потребителя и широко распространены по территории России.
Среднее машиностроение
К отрасли среднего машиностроения относятся заводы, выпускающие автомобили, самолеты, металлорежущие станки, тракторы, оборудование и приборы для легкой, пищевой, полиграфической и медицинской промышленности. Они обеспечивают примерно $15$% продукции машиностроения. Предприятия ориентированы на трудовые ресурсы, возможности кооперирования, поэтому они размещены в крупных машиностроительных центрах России.
К отраслям среднего машиностроения принадлежат предприятия военно-промышленного комплекса (ВПК). Основные районы развития ВПК – Урал и Центральная Россия. Ныне, в связи с конверсионными процессами и переориентацией военной доктрины России, предприятия среднего машиностроения, их научный потенциал шире используются для удовлетворения мирных нужд и интересов экономики и населения.
Автомобилестроение
Автомобилестроительные предприятия имеют четкую специализацию на выпуске определенного типа автомобилей. Изначально автомобильные заводы размещались в районах развитого машиностроения. Это такие центры, как Москва, Нижний Новгород, Ярославль. Позже на базе этих предприятий автомобилестроение стало развиваться на Урале и в Поволжье.
Возникли заводы-филиалы крупнейших предприятий. Например московский «ЗИЛ» имеет филиалы в Смоленске, Рославле и Ярцево (Смоленская область), Мценске, Петровске и Сердобске (Пензенская область), в Пензе, Рязани, Екатеринбурге.
Грузовые автомобили (много- и среднетоннажные) производятся в Москве, Брянске, Нижнем Новгороде, Ульяновске и Набережных Челнах.
Производство легковых автомобилей размещено в Нижнем Новгороде, Москве, Ижевске Тольятти. Автобусы выпускаются в Ликино, Голицыне, Павлове, Кургане, Краснодаре. В Энгельсе работает завод по производству троллейбусов. В восточных районах России автомобилестроение представлено лишь автосборочным заводом в Чите.
Аэрокосмическое производство
Россия – космическая держава с развитым аэрокосмическим производством. Именно СССР был первым государством, выведшим на околоземную орбиту искусственный спутник Земли, первый пилотируемый космический корабль.
Россия имеет собственные космодромы в Плесецке и Капустином Яру. Но запуск космических кораблей чаще осуществляется с космодрома Байконур (Казахстан).
Авиастроение представлено заводами гражданской и военной авиации конструкторских бюро Туполева, Яковлева, Ильюшина, Сухого. Основные центры авиастроения (Москва, Санкт-Петербург, Воронеж, Самара, Омск, Ульяновск) размещены с учетом близости научных центров, энергетических баз, квалифицированных кадров и с учетом национальной безопасности.
Станкостроение
Эта отрасль сформировалась в старых, традиционных машиностроительных центрах. Размещение станкостроительных заводов ориентируется на трудовые ресурсы, на наличие научно-исследовательских и опытно-конструкторских центров. Ведущие районы станкостроения России: Уральский, Центральный, Поволжский. В последнее время налаживается производство станков с программным управлением, автоматических линий, промышленных роботов.
Приборостроение наиболее развито в Москве, Санкт-Петербурге, Орле, Смоленске.
Важнейшие задачи современного машиностроения России:
- ликвидация дисбаланса в производстве между Западом и Востоком;
- развитие экономики (и машиностроения в особенности) в восточных районах;
- развитие трудоемких отраслей в европейской части страны и материало- и энергоемких производств в Сибири и на Дальнем Востоке;
- переориентация производственных мощностей военно-промышленного комплекса на мирные интересы страны и населения;
- повышение конкурентоспособности российского машиностроения на мировом рынке;
- увеличение в российском экспорте доли машиностроительной продукции.
spravochnick.ru
состав, значение и технологические особенности. Видеоурок. География 9 Класс
Данный видеоурок предназначен для самостоятельного ознакомления с темой «Машиностроительный комплекс: состав, значение и технологические особенности». Вначале мы дадим определение машиностроительного комплекса. Затем рассмотрим отраслевой состав этой подотрасли промышленности, обсудим ее значение для жизни страны. Также узнаем, в чем состоят технологические особенности машиностроения.
Тема: Общая характеристика хозяйства России
Урок: Машиностроительный комплекс: состав, значение и технологические особенности
Машиностроительный комплекс – это совокупность отраслей промышленности, которая занимается производством и ремонтом разнообразных машин и оборудования, а также производством различных металлических изделий и конструкций
Машиностроительный комплекс сложный по своей структуре. В его состав входит более 70 отраслей, которые обычно объединяют в группы в зависимости от назначения производимой продукции, сходной технологии и используемого сырья.
Рис. 1. Состав машиностроительного комплекса
В состав машиностроения входят:
1. Тяжелое и энергетическое (производство энергетического, горного и подъемно-транспортного оборудования, тепловозостроение, вагоностроение, турбиностроение, атомное и полиграфическое)
2. Станкостроение. Производство разнообразных станков.
3. Транспортное (автомобилестроение, судостроение, авиационная и ракетно-космическая отрасли)
4. Сельскохозяйственное машиностроение и тракторостроение
5. Машиностроение для легкой и пищевой промышленности
6. Точное машиностроение (приборостроение, электроника, электротехника)
Машиностроение играет очень большую роль в жизни страны.
1. Оно обеспечивает оборудованием все другие комплексы страны
2. От уровня развития машиностроения зависит развитие всех отраслей экономики
3. Здесь в первую очередь внедряются все достижения научно-технического прогресса
4. Оно обеспечивает обороноспособность страны
5. Это самый крупный комплекс в промышленности России
6. В настоящее время на машиностроение и металлообработку приходится:
7. 20% промышленного производства,
8. 1\3 занятых в промышленности.
9. Действует более 50 тыс. машиностроительных предприятий, что составляет примерно 1\3 всех промышленных предприятий России.
Технологический процесс в машиностроения включает три стадии: заготовку, механическую обработку, сборку.
Рис. 2. Технологический процесс в машиностроении
При этом конечная продукция состоит из большого числа отдельных деталей и комплектующих, которые невозможно произвести в рамках одного предприятия. Поэтому в машиностроении широко развиты
Специализация – производство на предприятии какого-либо одного продукта, отдельных частей и деталей
Рис. 3
interneturok.ru
География машиностроения
Машиностроение создаёт машины и оборудование, аппараты и приборы, различного рода механизмы для материального производства, науки, культуры, сферы услуг.
Объекты машиностроительного комплекса чаще всего размещаются в крупных индустриальных центрах России. Для успешной деятельности машиностроение нуждается в обеспечении своих объектов топливно-энергетическими ресурсами, металлами, водными ресурсами, рабочей силой и транспортными сетями. Развитая инфраструктура крупных городов и наличие других сопутствующих производств позволяют предприятиям машиностроения получать для своего развития все нужные для производства ресурсы.
География машиностроения
Машиностроение и металлообработка – одна из старейших отраслей промышленности России. Ещё в царской России она развивалась преимущественно в Центральном, Петербургском и Уральском районах. Во время индустриализации машиностроительные производства переместились в восточные районы, а именно Сибирь и Дальний Восток.
Научно-технический прогресс существенно изменил отраслевую структуру, повысил роль среднего и точного машиностроения.
Из-за многообразия факторов размещения и повсеместности потребления продукции машиностроение развито во всех районах России. Однако уровень развития не одинаков. И географические различия в уровне и особенностях развития машиностроения довольно значительны.
Во-первых, велики различия в уровне развития машиностроения между западной (европейской) и восточной (азиатской) частями страны.
Исторически машиностроение в России развивалось преимущественно в европейской части страны. В годы Великой Отечественной войны огромное число машиностроительных предприятий перебазировали в восточные районы. В дальнейшем здесь построили много новых производств, преимущественно оборонного характера. Но несмотря на это 85 % продукции машиностроения по-прежнему производится в европейской части Российской Федерации.
Во-вторых, районы России сильно различаются по уровню развития машиностроения:
· неодинакова их доля в производстве машиностроительной продукции;
· в промышленности районов машиностроение играет разную роль;
· различаются районы и по специализации машиностроения.
В-третьих, российское машиностроение сосредоточено главным образом в крупных городах: Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске и др.
Машиностроение имеет довольно широкую географию и характеризуется богатым спектром выпускаемой продукции.
Основу современного машиностроения России составляет производство транспортных средств: автомобилестроение, железнодорожное машиностроение, судостроение и авиастроение. Основные центры перечисленных производств были сформированы в совецкий период экономического развития России. Автомобильная промышленность выпускает легковые и грузовые автомобили, автобусы и троллейбусы.
Приведём примеры наиболее значительных центров производства машиностроительной продукции. Производство легковых автомобилей сосредоточено в Поволжье (Тольятти, Нижний Новгород), в Центральной России (Москва, Санкт-Петербург, Калининград), на Кавказе (Аргун, Черкесск), на Дальнем Востоке (Владивосток).
Центры производства легковых автомобилей
В Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Набережных Челнах, а также в Миасе выпускаются грузовые автомобили.
Центры производства грузовых автомобилей
Автобусные заводы действуют в Павлово (Нижегородская область), Ликино -Дулёво (Московская область), в городе Курган. Производство троллейбусов налажено в городе Энгельс (Саратовская область) и Вологда. Имеется также ряд предприятий по производству двигателей (Ярославль, Москва, Барнаул, Екатеринбург, Каспийск) и других автомобильных узлов и агрегатов. Начиная с 2000-х годов в российское автомобилестроение активно проникает иностранный капитал, создаются совместные производства по сборке автомобилей зарубежных фирм. Было открыто несколько десятков автомобильных заводов, выпускающих автомобили под марками известных производителей, среди которых Volkswagen, Skoda, BMW, Ford, Renault, Toyota, Chevrolet, Автомобильный альянс Peugeot-Citroen-Mitsubishi, Nissan, Opel, Kia, Volvo Truck и некоторые другие. Открытие новых заводов продолжается.
Производство локомотивов, вагонов сосредоточено в Центральной России (Тихвин, Коломна, Брянск, Тверь, Торжок), на Северном Кавказе (Новочеркасск), Урале (Нижний Тагил), в Сибири (Абакан, Новоалтайск).
Центры производства локомотивов и вагонов
В Мытищах (под Москвой) выпускают вагоны для метрополитена.
Судостроение и судоремонт приурочены к крупным морским и речным портам. Производятся как гражданские, так и военные суда. Основные морские порты – Санкт-Петербург, Астрахань, Мурманск, Владивосток и речные порты – Нижний Новгород, Волгоград, Тобольск.
Авиастроение специализируется на выпуске гражданских и военных самолётов и сосредоточено в крупных промышленных центрах (Москва, Самара, Воронеж, Улан-Удэ, Смоленск, Арсеньев и другие).
Центры авиастроение
Немаловажную роль в машиностроении играет производство машин и оборудования для сельского хозяйства. Тракторные заводы размещаются в основных сельскохозяйственных районах или вблизи металлургических баз, а именно в Поволжье (Волгоград, Чебоксары), в Центральной России (Владимир, Липецк (убрать), Санкт-Петербург), на Урале (Челябинск) и в Сибири (Барнаул).
Крупный и единственный завод по производству зерноуборочных комбайнов находится в Ростове-на-Дону.
К машиностроению относится и военно-промышленный комплекс (ВПК), деятельность которого и размещения предприятий до недавнего времени считались государственной тайной. Основные районы сосредоточения предприятий военно-промышленного комплекса — Уральский (20 %), Центральный (17 %), Волго-Вятский (13 %), Северный и Северо-Западный районы России (10 %). В Москве треть предприятий и почти половина научных учреждений связана с военным производством. После распада СССР ВПК подвергся значительной перестройке в связи с конверсией, т. е. переводом предприятий оборонных отраслей на выпуск гражданской продукции.
Тяжёлое машиностроение, а именно производство горного и подъёмно-транспортного оборудования, тепловозостроение, вагоностроение, турбостроение, атомное и полиграфическое оборудование, тяготеет к металлургическим базам, поэтому в основном концентрируется на Урале (Екатеринбург, Орск), в Сибири (Красноярск, Иркутск), в Центральной России (Белгород). Историческим центром энергетического машиностроения является Санкт-Петербург.
Предприятия тяжёлого машиностроения
Станкостроение исторически сложилось в Центральной России (Москва, Санкт-Петербург), а сейчас развито повсеместно, часто определяя специализацию экономического района, узла, центра.
Отрасли точного машиностроения – приборостроение, электроника, электротехника, а также новейшие производства (робототехника, ракетно-космическая промышленность и прочие) концентрируются в районах с развитым научным потенциалом, обеспеченным кадрами высокой квалификации — в Центральной России (Москва, Санкт-Петербург), на Урале (Екатеринбург), в Сибири (Новосибирск).
Среди таких экологических проблем, как истощение сырьевых ресурсов и климатические изменения, наиболее угрожающих размеров достигла проблема загрязнения воды, почвы и воздуха отходами промышленного производства. Более двадцати тысяч предприятий промышленности России с хорошо развитыми технологическими процессами играют заметную роль в загрязнении окружающей среды. В некоторых промышленных районах с наиболее опасными производствами вредные выбросы иногда превышают все санитарные нормы.
Машиностроительный комплекс ежегодно выбрасывает в атмосферу 32 % промышленных загрязнений от своих стационарных источников. А очистным оборудованием машиностроение оснащено всего лишь на 30–50 %.
Из всех отраслей машиностроения наиболее сильно загрязняет окружающую среду – тяжёлое и энергетическое.
Загрязнение окружающего пространства ведётся по трём направлениям:
1. Атмосфера. От выбросов предприятий в воздухе можно обнаружить такие вредные вещества, как диоксид серы и оксид углерода, оксид азота, фенол, свинец, а также копоть и пыль. Одно из самых опасных веществ — это шестивалентный хром — наиболее часто встречается в выбросах именно машиностроительных предприятий.
2. Водные источники. Со сточными водами в водоёмы попадают опасные для окружающей среды вещества — сульфаты, хлориды, нефтепродукты, цианиды, соли никеля, хрома, фосфора, кадмия и многие другие. В районе рек, на берегу которых расположены большие машиностроительные предприятия, можно обнаружить ионы тяжёлых металлов.
3. Почва. Твёрдые отходы загрязняют почву в виде опилок, стружки, золы, шлаков, пыли и осадков. После модернизации оборудования остаются многочисленные горы металлолома.
На государственном уровне ведутся работы по улучшению экологической ситуации вокруг промышленных производств в нескольких направлениях:
· повышение эффективности очистительных объектов для промышленных выбросов и сточных вод;
· переработка или ликвидация твёрдых отходов;
· внедрение экологически чистых и безотходных технологий;
· усиление контроля и мониторинга окружающей среды.
videouroki.net
Машиностроительный комплекс россии. Крупные машиностроительные заводы россии
Машиностроение — ведущая отрасль народного хозяйства; высокоразвитое машиностроение является основным звеном материально-технической базы современного народного хозяйства, условием его интенсивного развития. Машиностроение всегда считалось отраслью, определяющей научно-технический прогресс, а потому по уровню развития этой отрасли судят о степени развитости того или иного государства.
Машиностроение включает в свой состав:
Машиностроения — своеобразная отрасль. Она не зависит в своем размещении от природных условий и природных ресурсов, но зато зависит от социально-экономических факторов, т.е. от уровня развития социальной сферы, науки, уровня квалификации населения, условий транспорта и т.д.
К особенностям машиностроения относят:
1. Машиностроение – отрасль высочайшей специализации, т.к. любое, даже простое изделие состоит из множества деталей, которые невозможно произвести на одном предприятии. Поэтому ведущей формой организации производства является специализация производства, а, следовательно, кооперирование. Этой отрасли также свойственны концентрация и комбинирование.
2. Вся продукция машиностроения отличается высокой точностью изготовления и на производство какого-либо изделия требуется большое количество научных разработок, поэтому машиностроение является отраслью наукоемкой и трудоемкой.
3. Ряд отраслей машиностроения требует при размещении большого количества металла, а потому производства располагаются вблизи металлургических баз.
Обобщая вышесказанное, отраслям машиностроения для успешного своего развития необходимо выполнение следующих условий:
1. наличие квалифицированных трудовых ресурсов;
2. наличие развитой научной базы и научного потенциала;
3. наличие развитой и надежной транспортной сети;
4. наличие крупных металлургических баз;
5. наличие потребителя.
Машиностроение является самой многочисленной отраслью народного хозяйства, а потому существует много вариантов размещения. Однако по степени потребления металла и уровню трудоемкости и энергоемкости все отрасли машиностроения условно можно разделить на три группы:
1. отрасли тяжелого машиностроения;
2. отрасли общего машиностроения;
3. отрасли среднего машиностроения.
Тяжелое машиностроение
Эта группа отраслей отличается большим потреблением металла, относительно невысокой трудоемкостью и энергоемкостью. Для этой отрасли характерны как предприятия законченного производственного цикла, самостоятельно осуществляющие заготовку, обработку и сборку, так и заводы, сочетающие эти отрасли с монтажом привозного оборудования в результате кооперирования. В отрасли имеются узкоспециализированные заводы (гидротурбинные, судостроительные), так и универсальные, выпускающие различные виды продукции («Уралмашзавод» в Екатеринбурге).
К отраслям тяжелого машиностроения относят следующие:
Производство металлургического оборудования;
Производство энергетического оборудования;
Производство горношахтного оборудования;
Тяжелое станкостроение и производство кузнечно-прессового оборудования;
Морское и речное судостроение;
Железнодорожное машиностроение.
Производство металлургического оборудования включает в себя производство оборудования
gree-conditions.ru
Назовите центры отраслей машиностроения [Решено] |
Отрасль машиностроения объединяет большое количество более узких отраслей, производящих разнообразную продукцию.
В отрасли используются формы организации производства:
- кооперирование;
- специализация.
Кооперирование – это форма организации производства, при которой в выпуске готовой продукции принимают участие несколько предприятий.
Специализация – это форма организации производства, при которой предприятие выпускает однородную продукцию. Она может быть подетальной и предметной.
Любая выпускаемая техника состоит из большого количества узлов и деталей. Сосредоточить производство всего необходимого для единицы техники или оборудования на одном предприятии просто невозможно. Поэтому машиностроительные предприятия рассредоточены по территории районов. Практически в каждом крупном городе есть какое-либо машиностроительное производство. Для того, чтобы производимую продукцию доставить на головной завод, необходима хорошо развитая транспортная сеть. Крупнейшие центры машиностроения, выпускающие определённую продукцию отраслей показаны в таблице.
Отрасль машиностроения | Центры | |
Железнодорожное машиностроение | Мытищи, Тверь, Коломна, Новочеркасск, Калининград | |
Сельскохозяйственное | Челябинск, Ростов-на-Дону, Чебоксары, Воронеж, Владимир | |
Автомобилестроение | Москва, Нижний Новгород, Миасс, Набережные Челны, Тольятти, Ульяновск | |
Электротехническое машиностроение | Саранск, Чебоксары, Новосибирск | |
Станкостроение, приборостроение | Москва, Коломна, Воронеж, Самара | |
Судостроение | Санкт-Петербург, Архангельск, Калининград, Северодвинск, Астрахань | |
Производство оборудования для добывающей промышленности | Орск, Екатеринбург, Кемерово, Красноярск | |
Оценка: 4.9 (6 голосов)
obrazovaka.ru
География размещения машиностроения России
Урок экономической географии России. 9-й класс.
География размещения машиностроения России
Архипова Светлана Владимировна –
учитель географии первой квалификационной категории,
директор МБОУ «СОШ №112»
Авиастроительного района.
Город Казань. Республика Татарстан
9 класс
Сценарий урока по дисциплине «География»
Тема: Машиностроительный комплекс России.
Тема урока: География машиностроения России
Тип урока: Урок усвоения новых знаний.
Методы обучения: Метод учебного сотрудничества.
Технологии: изучение нового материала с использованием информационных технологий, технологии критического мышления, технологии сотрудничества, педагогической технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся.
Цели: Сформировать представление о размещении машиностроения в РФ, главных центрах машиностроения.
Задачи:
Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей,
формирование критического мышления
Овладение навыками нахождения и использования различных источников географической информации;
Создание условий для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний;
Закрепление навыков работы в группе;
Помочь учащимся осознать социальную и практическую значимость учебного материала, умение применять географические знания в повседневной жизни.
Оборудование:
карта Машиностроения,
Мультимедийное оборудование, учебники, атласы, рабочие тетради Сиротина
Информационная карта урока
Элементы структуры урока, время | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся | |||||||||||||||||||
1. Подготовительный этап | |||||||||||||||||||||
Оргмомент – 3 мин | Приветствие, Проверка явки Проверка готовности к уроку | 1.Приветствуют преподавателя 2. Готовятся к уроку | |||||||||||||||||||
Целевая установка, мотивация. – 3 мин. | Вступление: возможно, получив специальность, вам предстоит работать на предприятиях машиностроения нашего района и республики. Это очень почетно и ответственно. Сегодня мы постараемся разобраться в вопросах машиностроения, необходимых каждому рабочему и инженеру машиностроительного комплекса. | 3. Работа в тетради – число, тема | |||||||||||||||||||
Актуализация опорных знаний и опыта обучающихся – 15 мин. Мозговой штурм (Проблемная ситуация) | Вопросы к учащимся (фронтально): 1. Значение машиностроения, его роль в развитии экономики страны. 2.Объясните фразу «От развития машиностроения зависит благосостояние граждан и развитие всей экономики страны». | Учащиеся отвечают с места | |||||||||||||||||||
Возможно ли строительство МЗ: по производству комбайнов на полуострове Таймыр, судостроительного завода на Урале? Почему? | Учащиеся отвечают с места, давая объяснение на основе факторов размещения (потребительский и отсутствие водных ресурсов Урала, их бедность) | ||||||||||||||||||||
Вопросы к учащимся: (работа в парах) Как связано машиностроение с АПК? (комбайны, тракторы). Как связано машиностроение с транспортным комплексом? (транспортные средства – автобусы, ж/д транспорт, морские суда, самолеты). Связь машиностроения и ТЭК? (горюче-смазочные материалы, нефтяные вышки, горнодобывающее оборудование). Назовите предметы потребления, которые изготавливают предприятия машиностроения (бытовая техника, аппаратура, стиральные машины, утюги). Почему машиностроение должно работать опережающими темпами по сравнению с другими отраслями? (т. к обеспечивает современной техникой и оборудованием). | Учащиеся отвечают с места | ||||||||||||||||||||
Решение логических задач | Предложите вариант строительства на территории современной России нового автомобильного завода (используя знания о принципах размещения). | Ответ: При размещении автомобильного завода следует учитывать наличие квалифицированной рабочей силы, возможности кооперирования с другими предприятиями и др. факторы. Подходящими районами являются, например, Центр европейской части и Поволжье. | |||||||||||||||||||
Коммерсант-посредник, занимающийся покупкой и продажей легковых автомобилей, за минувший год совершил командировки в следующие города СНГ: Брест, Екатеринбург, Запорожье, Ижевск, Москву, Находку, Нижний Новгород, Новосибирск, Санкт – Петербург, Тольятти. Какие операции (закупку или продажу) осуществлял коммерсант в каждом из городов? Назовите марки интересовавших его в каждом городе автомобилей? |
Проверка по слайду презентации № 3 | ||||||||||||||||||||
III. Изучение нового материала | |||||||||||||||||||||
Анализ карты «география МК» рис 30, таблицы стр.79 | Учитель: В какой части России находятся большинство машиностроительных заводов – в азиатской или европейской? Почему? | Учащиеся: это объясняется многими причинами, во-первых, основная часть трудовых ресурсов России находится в Европейской части страны; во-вторых, в европейской части страны находятся основные потребители продукции машиностроения; в-третьих, основное количество крупных городов находится в европейской части страны. Вывод: Машиностроение в России распространилось повсеместно. Но в одних районах оно имеет профилирующее значение, а в других – его функция ограничена главным образом удовлетворением внутренних потребностей. | |||||||||||||||||||
Учитель: Какую реку можно назвать «машиностроительной артерией России», почему основная часть автомобильных заводов расположена в Поволжье и в связи с этим этот регион называют «автомобильным цехом страны». | Изучение темы будет проходить с использованием стратегии «Fishbone». Приложение №2 Машиностроительной артерией России можно бесспорно назвать красавицу Волгу, которая играет огромную роль в экономике страны. Благодаря особенностям транспортно — географического положения городов расположенных по берегам Волги, все они являются центрами машиностроения или «работающими» на машиностроение. Как правило, города не имеют собственной металлургической базы, а благодаря Волге обеспечиваются сырьём и машиностроение работает преимущественно на металлопрокате соседнего Урала; очень малая часть потребности покрывается собственной металлургией. Так, например наш Татарстан: в РТ нет месторождений руд, а все города республики являются крупнейшими центрами машиностроения, начиная от приборостроения до автомобилестроения и самолётостроения. Поволжское машиностроение выпускает широкую номенклатуру машин и оборудования: автомобили, станки, тракторы, оборудование для различных отраслей промышленности и сельскохозяйственных предприятий. Особое место в комплексе занимает транспортное машиностроение, представленное производством самолетов и вертолетов, грузовых и легковых автомобилей, троллейбусов и др | ||||||||||||||||||||
«Fishbone» (см. презентацию к уроку слайд № 5,8) | |||||||||||||||||||||
2.2 Закрепление и применение знаний – 20 мин. | Организация и управление деятельностью обучающихся Сопоставьте данные таблицы (прилож №1) «Машиностроение. Специализация экономических районов России» с картами атласа. | Отвечают на вопросы, выполняют задания Приложение №1 | |||||||||||||||||||
Контроль знаний. | Тест, взаимопроверка, выставление оценок | Ученики выполняют задания. Приложение №3 | |||||||||||||||||||
3.Заключительный этап- 5 мин | Организация рефлексии Что на уроке показалось вам интересным? Необычным? Что вызвало затруднения? Над чем стоит поразмышлять в дальнейшем? Как изменилось ваше представление о МК? | выставление оценок в табличку личных достижений Приложение №4 | |||||||||||||||||||
В течение всего урока вы себя оценивали на различных этапах, прошу вас сложить баллы и выдать средний результат за урок по табличке. Благодарит за урок учащихся |
Приложение №3
Тест по теме «Машиностроительный комплекс России». Определите уровень полученных знаний.
Цель: самоконтроль.
Машиностроительный комплекс – это совокупность отраслей
А) использующих разнообразные машины;
Б) производящих разнообразные машины;
В) осуществляющих ремонт и проектирование машин.
Для всех отраслей машиностроения важным фактором размещения является:
А) высококвалифицированные кадры;
Б) транспортные магистрали;
В) потребитель.
3. Установите соответствие:
Отрасль машиностроения: | Главный принцип размещения: |
1. Тяжёлое машиностроение. | А) Близость металлургической базы. |
2. Автомобилестроение. | Б) Близость потребителя. |
3. Сельскохозяйственной машиностроение | В) Наличие транспортных путей. |
4. Установите соответствие:
Отрасль машиностроения: | Центры: |
1. Автомобилестроение. | А) Москва, Санкт — Петербург, Новосибирск. |
2. Тяжёлое машиностроение. | Б) Екатеринбург, Новокузнецк, Абакан. |
3. Станкостроение. | В) Тольятти, Ульяновск, Нижний Новгород. |
4. Тракторостроение. | Г) Волгоград, Челябинск, Владимир. |
5. Машиностроительные заводы России расположены:
А) во всех экономических районах;
Б) только на западе страны;
В) в основном в Центральной России.
Критерий оценки: Максимальное количество баллов -10.
«5» — 10 баллов.
«4» — 8-9 баллов.
«3» — 6-7 баллов.
Рефлексия:
Что нового вы узнали на уроке
Мы ответили на поставленные вопросы перед изучением темы.
— какой вопрос урока вам показался интересным?
— что вызвало затруднение?
— какие моменты урока вы бы исключили?
— что будем использовать дальше?
Домашнее задание:
выполнить практическую работу в тетрадях
выполнить задания на контурной карте
материал параграфа учить.
Приложение №1
«Машиностроение. Специализация экономических районов России».
ЭР | Важнейшие центры | Отрасли специализации | Факторы развития |
Северный | Петрозаводск, Мурманск, Архангельск, Сыктывкар, Северодвинск | Оборудование для целлюлозно-бумажной промышленности, трелёвочные трактора, судостроение | Ориентация на потребителя, металлургия |
Северо-Западный | Санкт-Петербург, Новгород, Псков, Тихвин | Тяжёлое, общее, энергетическое машиностроение, электротехника, судостроение, радиоэлектроника, оптика, приборостроение. | Высокий научный потенциал, высококвалифицированные кадры, ориентация на потребителя, металлургия |
Центральный | Москва, Ярославль. Брянск, Калуга, Владимир, Тула, Муром, Ковров, Александров | Автомобилестроение, электротехника и радиоэлектроника, приборостроение, авиационно-космическое, станкостроение, транспортное и сельскохозяйственное машиностроение оборонная промышленность | Выгодное ЭГП, высокий научный потенциал, высококвалифицированные кадры, концентрация основной части потребителей, металлургия |
Центрально- Чернозёмный | Воронеж, Липецк, Курск, Белгород, Тамбов, Елец, Данков, Мичуринск, Железногорск | Радиоэлектроника, авиастроение, приборостроение, горно-рудное машиностроение, станкостроение, тракторостроение | Ориентация на потребителя (развитое сельское хозяйство), мощная металлургия |
Волго — Вятский | Нижний Новгород, Киров, Саранск, Чебоксары, Арзамас | Автомобилестроение, авиастроение, судостроение, электротехника и радиоэлектроника, станкостроение, тракторостроение, оборонная промышленность | Выгодное ЭГП, квалифицированные кадры, ориентация на потребителя |
Северо – Кавказский | Ростов-на-Дону, Краснодар, Таганрог, Волгодонск, Новочеркасск, Ставрополь | Сельскохозяйственное машиностроение, энергетическое, транспортное машиностроение | Ориентация на потребителя (развитое сельское хозяйство), трудовые ресурсы. |
Поволжский | Самара, Саратов, Волгоград, Казань, Ульяновск, Пенза, Астрахань, Тольятти, Набережные Челны, Энгельс | Автомобилестроение, авиационно-космическое, транспортное, сельскохозяйственное машиностроение, судостроение, электротехника. | Выгодное ЭГП, квалифицированные кадры, ориентация на потребителя |
Уральский | Екатеринбург, Челябинск, Орск, Пермь, Уфа, Курган, Нижний Тагил, Оренбург | Энергетическое, тяжёлое, транспортное и химическое машиностроение, автомобилестроение, оборонная промышленность | Выгодное ЭГП, квалифицированные кадры, развитая металлургия |
Западно — Сибирский | Новосибирск, Омск, Барнаул, Киселёвск, Прокопьевск, Томск, Новокузнецк, Рубцовск, Бердск | Энергетическое, горно-шахтное, сельскохозяйственное машиностроение, станкостроение, радиоэлектроника, оборонная промышленность | Ориентация на потребителя, высокая обеспеченность энергией, развитая металлургия. |
Восточно — Сибирский | Красноярск, Иркутск, Абакан, Минусинск | Сельскохозяйственное и тяжёлое машиностроение, судостроение, вагоностроение. | Высокая обеспеченность энергией |
Дальневосточный | Владивосток, Хабаровск, Благовещенск, Комсомольск-на-Амурк | Судостроение, станкостроение, сельскохозяйственное машиностроение | Ориентация на потребителя |
Приложение №2
Машиностроительной артерией России можно бесспорно назвать красавицу Волгу, которая играет огромную роль в экономике страны. Благодаря особенностям транспортно — географического положения городов расположенных по берегам Волги, все они являются центрами машиностроения или «работающими» на машиностроение.
Как правило, города не имеют собственной металлургической базы, а благодаря Волге обеспечиваются сырьём и машиностроение работает преимущественно на металлопрокате соседнего Урала; очень малая часть потребности покрывается собственной металлургией. Так, например наш Татарстан: в РТ нет месторождений руд, а все города республики являются крупнейшими центрами машиностроения, начиная от приборостроения до автомобилестроения и самолётостроения.
Поволжское машиностроение выпускает широкую номенклатуру машин и оборудования: автомобили, станки, тракторы, оборудование для различных отраслей промышленности и сельскохозяйственных предприятий. Особое место в комплексе занимает транспортное машиностроение, представленное производством самолетов и вертолетов, грузовых и легковых автомобилей, троллейбусов и др.
Но особенно выделяется в Поволжье автомобилестроение. Поволжье давно и по праву называют «автомобильным цехом» страны. Для развития этой отрасли имеются все необходимые предпосылки: район находится в зоне концентрации основных потребителей продукции, хорошо обеспечен транспортной сетью, уровень развития промышленного комплекса позволяет организовать широкие связи по кооперированию.
Волжские города | Выпускаемая продукция | |
Ржев | Основная отрасль экономики — машиностроение («Элтра», Ржевский краностроительный завод, «ЭРМЗ» , «Электромеханика»). | |
Тверь | ОАО Тверской вагоностроительный завод (ТВЗ) ОАО Тверской экскаватор (ТВЭКС) Машиностроительный завод (мотовозы) ОАО Тверской завод электроаппаратуры (Элтор) ОАО Центросвармаш — завод ЗАО фирма «Гидравлика» ОАО «Ритм» ТПТА ООО Тверской машзавод Гидромолот ООО Тверьстроймаш ЗАО ПФК«Тверьдизельагрегат» ОАО «Тверьэнергокабель» | |
Кимры | производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования — 6,3 %; | |
Рыбинск | машиностроение (НПО «Сатурн», ОАО «Сатурн — Газовые турбины», ОАО «Русская механика», ООО «Завод «Дорожных машин»», завод дорожных машин ОАО «Раскат», ОАО «Завод гидромеханизации», завод полиграфических машин ООО «Литэкс» | |
Ярославль | моторный завод (бывший автомобильный, электровозоремонтный завод, вагоноремонтный завод, электромашиностроительный завод, судостроительный завод, завод по производству дизельных электростанций «ПСМ» — «Промышленные силовые машины» и мн. др. | |
Кострома | «Мотордеталь», судомеханическим, вентиляционно-отопительного и энергосберегающего оборудования «Концерн Медведь», калориферным, текстильного машиностроения, экскаваторным, красильно-отделочного оборудования, по производству торгового холодильного оборудования Brandford | |
Кинешма | ООО «Авто-Раут» (комплектующие для автомобилей) ЗАО «Автоагрегат» (группа предприятий на территории завода), бывший филиал АЗЛК ЗАО «Электроконтакт» | |
Н новгород | Грузовые автомобили, Основной объём промышленного производства приходится на автомобилестроение, судостроение и производство вооружений. На Горьковском автомобильном заводе «ГАЗ» работает 27 тысяч человек. Крупнейшими заводами этой сферы являются: судостроительный завод «Красное Сормово», авиастроительный завод «Сокол», Нижегородский машиностроительный завод, заводы авиационного оборудования «Гидромаш» и «Теплообменник», завод «Красная Этна», дизелестроительный завод «РУМО», «Красный якорь», «Термаль», завод «НИТЕЛ», Завод аппаратуры связи им. А. С. Попова, НПО «Салют» и Нижегородский завод им. Г. И. Петровского.Тяжёлая промышленность города представлена Горьковским металлургическим заводом. | |
Чебоксары | Чебоксарский завод промышленных тракторов Чебоксарский агрегатный завод Чебоксарский электроаппаратный завод Чебоксарский приборостроительный завод Чебоксарский завод электроизмерительных приборов Чебоксарский опытно-экспериментальный завод «Энергозапчасть» Чебоксарский завод кабельных изделий «Чувашкабель» | |
Камышин | ООО «Завод Ротор ООО «Камышинпищепром» ЗАО «Газпром-Кран» ОАО «Камышинский хлебокомбинат» ООО «Любимый город» ООО «Камышинский завод слесарно-монтажного инструмента (КЗСМИ) ЗАО «Камышинский литейно-ферросплавный завод» ООО «Камышинский опытный завод» ООО «Камышинский завод бурового инструмента» ООО «Волжская Кузница» | |
Казань | Точное машиностроение, самолеты, вертолеты, приборы, компрессорные станции, медаппаратура | |
Зеленодольск | Судостроение, холодильники, бытовая техника | |
Набережные Челны | Грузовые автомобили, двигатели | |
Нижнекамск | Пластмассы, шины | |
Нефтекамск | Автосамосвалы (на базе КАМАЗов | |
Ульяновск | Легковые автомобили «УАЗ» | |
Тольятти | Легковые автомобили (ВАЗ), генераторы, стартеры , силовые трансформаторы | |
Самара | Двигатели для грузовых автомобилей, станкостроение, производство подшипников, самолетостроение (производство турбореактивных самолетов), производство автотракторного оборудования, мельнично-элеваторного оборудования | |
Балаково | Автомобильная арматура | |
Димитровград | Двигатели для грузовых автомобилей | |
Вольск | ОАО «Вольский механический завод» | |
Саратов | Двигатели для грузовых автомобилей, подшипники, производство самолетов ЯК-40 | |
Сызрань | Карбюраторы, технические ткани, оборудование для энергетической и нефтехимической промышленности | |
Энгельс | Автомагазины | |
Балашов | Троллейбусы (90% выпуска троллейбусов в РФ) автобусы | |
Сердобск | Автотракторные прицепы, автомобильная арматура | |
Камышин | Шины Резиновые изделия Синтетические лаки | |
Волжский | Стекло | |
Волгоград | Тракторы, судостроение, производство оборудования для нефтехимической промышленности и др | |
Ахтубинск | Ахтубинский судостроительно-судоремонтный завод | |
Каспийский | автофургоны, вездеходы, грузовики, | |
Астрахань | Из 14-ти судостроительных заводов крупнейшими являются ОАО Судостроительный завод «Красные баррикады», ЗАО Судостроительно-судоремонтный завод «Ленина», ООО «АСПО», ОАО «Астраханская судостроительная верфь», Судостроительно-судоремонтный завод им. А. П. Гужвина Астраханский тепловозоремонтный завод (Астраханский ТРЗ), производящий ремонт тепловозов серии ТЭМ2 для нужд железных дорог. |
Приложение №4
Табличка личных достижений
фио | 9____класс | ||||||||
задание | разминка | задачи | Работа в парах | Анализ таблицы | «Fishbone» | тест | Опереж задание | итог | |
оценка |
К сценарию урока прилагается презентация.
multiurok.ru