Урс Бауманн, Майнрад Перре Клиническая психология
Урс Бауманн, Майнрад Перре
Клиническая психология
(Urs Baumann, Meinrad Perrez «Lehrbuch Klinische Psychologie — Psychotherapie», 1998)
Данная книга является замечательным образцом сочетания учебного и научного жанров литературы по клинической психологии, а также является великолепным справочником. Она подготовлена ведущими теоретиками и клиницистами Швейцарии, Австрии и Германии на основе биопсихосоциальной модели психических расстройств. В книге подробно анализируются различные психодиагностические и терапевтические методики, описываются парадигмы и комментируются результаты классических и новейших экспериментов. Данное издание готовилось при содействии
Психоневрологического института им. Бехтерева (Санкт-Петербург). Книга предназначена для представителей психологических и медицинских специальностей.
Содержание
Предисловие
Общая часть
Раздел I. Общие положения
Глава 1. Основные понятия — введение
1. Понятие клинической психологии
1.1. Определения, основные положения
1.2. Понятие расстройства и вида расстройства (расстройства психические и соматические)
1.3. Клиническая психология и смежные дисциплины
1.4. Клиническая психология и психотерапия
2. История клинической психологии
3. Структура клинической психологии
4. Структура книги
4.1. Общие разделы книги
4.2. Частные разделы книги
5. Литература
Глава 2. Психическое здоровье, психическая болезнь, психическое расстройство
1. Болезнь, плохое самочувствие, роль больного
2. Общее понятие болезни как модели
3. Применение модели болезни
4. Определение болезни и здоровья
4.1. Болезнь и здоровье
4.2. Плохое самочувствие и хорошее самочувствие
4.3. Роль больного и роль здорового
4.4. Причины болезни и причины здоровья
5. Применение модели болезни к отклоняющемуся от нормы поведению
5.1. Об истории модели болезни
5.2. Модель болезни в психиатрии и психоанализе
5.3. Психологические концепции расстройства
5.4. Социально-научные концепции расстройств
5.5. Гуманистические концепции расстройства
5.6. Другие концепции расстройств
6. Литература
Глава 3. Научно-теоретические основы классификации, этиологии и диагностики
1. Введение
2. Классификация
3. Этиология
3.1. Дедуктивно-номологические объяснения
3.2. Диспозиционные объяснения
3.3. Историко-генетические объяснения
3.4. Объяснения «Как могло случиться, что…»
3.5. Несовершенные объяснения
3.6. Перформативные объяснения
3.7. Психологические объяснения с точки зрения содержания
4. Диагностика
5. Литература
Глава 4. Научно-теоретические основы клинико-психологической интервенции
1. Введение
2. Различные виды знания: номологическое, номопрагматическое и фактическое знание
2.1. Номологическое знание
2.2. Номопрагматическое (технологическое) знание
2.3. Фактическое знание
3. Другие стандарты знания
4. Психотерапевтические методы как технологические правила
5. Психотерапия — применение теорий психологии?
6. При каких предпосылках психотерапевтический метод следует считать научно обоснованным?
7. Номологическое и технологическое знание как основа для практических действий
8. Как научное знание влияет на практические действия?
9. Нормативные аспекты терапевтических действий
10. Может ли быть научное обоснование раз и навсегда?
11. Литература
Глава 5. Этика в клинической психологии
1. Введение
1.1. Место этики в системе образования: Передача этической компетентности
1.2. Общее и частное
2. Что дает этика клинической психологии
2.1. Предпосылки этики
2.2. Этическое осмысление практики
2.3. Осуществление этической ориентации в практике
2.4. Содействие приобретению этической компетентности: образование, специализация и повышение квалификации
2.5. Следствия этики: оценка применения этических стандартов
3. Инструменты этического анализа
4. Этика в конфликтных сферах клинической психологии
4.1. Исследование
4.2. Диагностика
4.3. Консультирование и терапия
5. Исследование этики в клинической психологии
6. Программные предложения
7. Литература
Раздел II. Классификация, диагностика: общие положения
Глава 6. Классификация
1. Методические замечания
2. Системы классификации индивидов с психическими расстройствами
2.1. Общие положения
2.2. МКБ — система классификации ВОЗ
2.3. ICIDH — Международная классификация повреждений, расстройств и заболеваний, приводящих к лишению трудоспособности
2.4. DSM — система классификации Американской психиатрической ассоциации
2.5. Многоосевая система для детей и подростков
2.6. Методы обследования
2.7. Критика диагностических систем при психических расстройствах
3. Классификация признаков
4. Литература
Глава 7. Клинико-психологическая диагностика: общие положения
1. Функции клинико-психологической диагностики
2. Диагностические концепции
2.1. Диагностический процесс — диагностика как процесс решения проблемы
2.2. Диагностика свойств
2.3. Диагностика поведения (Основы диагностики поведения. Схемы анализа поведения.
Оценка)
2.4. Связь диагностики свойств с диагностикой поведения
3. Измерение изменений
4. Мультимодальность как основной принцип диагностики
4.1. Мультимодальность: плоскости данных
4.2. Мультимодальность: источники данных
4.3. Мультимодальность: методы исследования (Систематика методов исследования.
Психологические тесты и другие формы получения данных. Индивидуальная диагностика и диагностика межличностных систем. Учет данных в естественном окружении: полевая диагностика)
4.4. Мультимодальность: конструкты
4.5. К проблематике мультимодальности
5. Заключительные замечания
6. Литература
Раздел III. Эпидемиология
Глава 8. Эпидемиология
1. Что такое эпидемиология?
2. Задачи эпидемиологии
3. Исследовательские методики
3.1. Дескриптивная, аналитическая, экспериментальная эпидемиология и психиатрическая экология
3.2. Эпидемиологическая триада
3.3. Эпидемиологические измеряемые переменные (Количественные характеристики болезни. Зависимые переменные. Независимые переменные)
4. Эпидемиологические исследовательские методики
5. Учет информации в эпидемиологии
5.1. Первичный сбор данных
5.2. Вторичные данные
5.3. Плоскости обеспечения
6. Эпидемиология психических расстройств
6.1. Частота психических заболеваний на разных уровнях обслуживания
6.2. Истинная болезненность
7. Практическое значение эпидемиологического исследования
8. Литература
Раздел IV. Этиология / анализ условий возникновения: общие положения
Глава 9. Этиология / анализ условий возникновения: методические положения
1. Понятия
2. Течение расстройства и условия течения
2.1. Подразделение на фазы
2.2. Факторы уязвимости и протективные факторы
2.3. Формы течения
3. Планирование эксперимента
3.1. Число сборов информации (Лонгитюдные исследования. Срезовые исследования)
3.2. Формирование выборок
3.3. Точность отображения феномена/обследования
3.4. Изучение отдельных случаев, групповые исследования
3.5. Мера влияния исследователя
3.6. Форма анализа
3.7. Выводы
4. Литература
Глава 10. Генетические факторы
1. Введение и постановка проблем
2. Основные понятия: гены, генотип, фенотип
2.1. Гены и генные продукты
2.2. Негенетические факторы
2.3. Отношение фенотип—генотип
2.4. Модели передачи генетически сложных расстройств и признаков
3. Методы исследования
3.1. Исследование семьи
3.2. Исследование близнецов
3.3. Исследование приемных детей
3.4. Анализ сегрегации
3.5. Исследование генетических ассоциаций
3.6. Исследование сцепления
3.7. Моделирование на животных
4. Генетика отдельных психических расстройств и диспозиции поведения
4.1. Деменция при болезни Альцгеймера (DAT)
4.2. Шизофрения
4.3. Аффективные расстройства (Униполярная депрессия и биполярные аффективные расстройства. Подтипы униполярной депрессии)
4.4. Тревожные расстройства
4.5. Алкоголизм
4.6. Личностные факторы
5. Генетическое консультирование
6. Литература
Глава 11. Биохимические аспекты
1. Введение
2. Нейрохимические системы, регулирующие поведение
2.1. Биогенные амины (Дофамин. Норадреналин. Серотонин)
2.2. Аминокислоты
3. Эндокринная система и нейропептиды
3.1. Ось гипоталамус—гипофиз—кора надпочечников
3.2. Гипоталамо-гипофизарно-гонадная ось
3.3. Гипоталамо-гипофизарно-щитовидная ось
3.4. Гормон роста и пролактин
3.5. Окситоцин
3.6. Вазопрессин
3.7. Мелатонин
4. Иммунная система
4.1. Модуляция иммунной системы посредством процессов в ЦНС
4.2. Клиническая значимость психонейроиммунологических взаимосвязей
5. Перспективы
6. Литература
Глава 12. Нейрофизиологические аспекты
1. Введение
2. Нейрофизиологические основы возникновения измеряемой активности мозга
3. Методы регистрации процессов в мозге
4. Нейрофизиологические основы психических функций
4.1. Внимание, ориентация и габитуация
4.2. Восприятие, образование ассоциаций, память и кортикальная пластичность
4.3. Эмоциональное возбуждение
5. Применение нейрофизиологических фундаментальных знаний и измерительных методов в клинической психологии
5.1. Шизофрения
5.2. Аффективные расстройства
5.3. Тревожные расстройства
5.4. Психические расстройства в пожилом возрасте
6. Перспективы
7. Литература
Глава 13. Психофизиологические аспекты
1. Индикаторная функция психофизиологических параметров
2. Концепция активации
2.1. Концепции специфичности психофизиологических реакций (Индивидуально- специфические паттерны реакции (ISR). Стимул-специфический паттерн реакции (SSR))
3. Ориентировочная реакция и габитуация (угасание)
4. Эмоции
5. Интероцепция
6. Перспективы
7. Литература
Глава 14. Психологические факторы: влияние социализации
1. Введение
2. Социальные влияния как элементы расстройства, обусловленные ходом развития: задачи развития
3. Расстройства — следствия истории не преодоленных инстинктов: психоаналитическая модель
3.1. Общие психоаналитические гипотезы возникновения неврозов
3.2. Новые подходы: эмоциональное развитие и психические расстройства
3.3. Некоторые гипотезы о до-эдиповском развитии «Я» и об этиологии симбиотических расстройств и пограничных расстройств
3.4. Эмпирические исследования психоаналитических гипотез
4. Расстройства как следствие депривации: теоретическая модель привязанности
4.1. Формирование привязанности как задача развития
4.2. Гипотезы о факторах, тормозящих привязанность, и следствия депривации
4.3. Эмпирические исследования к гипотезам теории привязанности (Общие работы по теории привязанности. Изучение вариантов депривации)
5. Расстройства как последствия истории научения: теоретические модели научения
5.1.
Расстройства как следствие процессов обусловливания
(Классическое обусловливание. Оперантное обусловливание)
5.2. Дезорганизация поведения как следствие нарушений процесса обусловливания
5.3. Моделирование на животных с целью изучения тревожных и депрессивных расстройств
5.4. Расстройства как следствие когнитивных процессов научения (Значение локуса контроля и атрибутивных тенденций. Научение по моделям)
6. Нарушенное развитие — развитие нарушений
7. Литература
Глава 15. Социально-психологические аспекты
1. Введение
2. Социальное поведение и интеракции
2.1. Инструментальность поведения
2.2. Экономические модели интеракции
2.3. Социальная компетентность
2.4. Эмоциональная коммуникация
3. Социальные когниции
3.1. Labeling — теория стигматизации
3.2. Установки
3.3. Теория атрибуции — приписывание причин
3.4. Социально-когнитивная теория научения
4. Выводы о воздействии социально-психологических факторов
5. Литература
Глава 16. Социологические аспекты
1. Введение
2. Социологические перспективы здоровья и болезни
2.1. «Здоровое поведение» и «больное поведение»
2.2. Социальное положение и здоровье
2.3. Жизненный стиль и здоровье
2.4. Хронический социоэмоциональный дистресс и здоровье
3. Заключительные замечания
4. Литература
Глава 17. Стресс и копинг как факторы влияния
1. Введение
2. Понятия «стресс» и «стрессовый процесс»
3. Стрессоры и их связь с психическими расстройствами
3.1. Возможные связи
3.2. Критические, изменяющие жизнь события (макрострессоры) (Понятие «критические, изменяющие жизнь события». Связь с психическими расстройствами)
3.3. Травматические события и травматический стресс (Понятия «травма» и
«травматический стресс». Связь с психическими расстройствами)
3.4. Повседневные перегрузки (микрострессоры) и их воздействие
3.5. Хронические перегрузки и их воздействие
4. Факторы, изменяющие связь стрессоров с психическими расстройствами
4.1. Особенности личности как опосредующие факторы
4.2. Признаки совладания со стрессом (копинг) как опосредующий фактор (Концепции совладания со стрессом. Влияние копинга на здоровье и на психические расстройства)
4.3. Признаки социального окружения как модераторы стресса (Социальная сеть, социальная поддержка. Влияние социальной сети и социальной поддержки на здоровье и психические расстройства)
5. Регистрация стрессов, стрессовых реакций, совладания со стрессом (копинга) и социальной сети, социальной поддержки
5.1. Регистрация стрессоров
5.2. Регистрация стрессовых реакций
5.3. Совладание со стрессом
5.4. Социальная сеть / социальная поддержка
6. Итоги
7. Литература
Раздел V. Интервенция: общие положения
Глава 18. Систематика клинико-психологической интервенции
1. Методы психологической интервенции
2. Методы клинико-психологической интервенции
2.1. Выбор средств
2.2. Функции клинико-психологической интервенции
2.3. Целевая ориентация
2.4. Теоретическое обоснование
2.5. Оценка: эмпирическая проверка (особенно проверка эффективности)
2.6. Профессиональные действия
2.7. Клинико-психологическая интервенция как часть лечения в целом
2.8. Клинико-психологическая интервенция и консультирование
3. Плоскости клинико-психологической интервенции и соотнесение их с функциями интервенции
4. Структура главы об интервенции
5. Литература
Глава 19. Здравоохранение
1. Введение
2. История здравоохранения
3. Основные принципы здравоохранения
3.1.
Основные принципы психиатрического, психотерапевтического и психосоматического обслуживания
3.2. Основные принципы укрепления здоровья
3.3. Психологические принципы здравоохранения
4. Учреждения здравоохранения
4.1. «Больное поведение»
4.2. Учреждения
5. Оценка и гарантия качества в здравоохранении
5.1. Оценка
5.2. Гарантия качества, управление качеством
6. Профессиональная ситуация в клинической психологии
6.1. Статистические данные
6.2. Структура профессиональной деятельности
6.3. Приобретение навыков и умений
6.4. Регламентация профессионального допуска
6.5. Финансовая регламентация
7. Литература
Глава 20. Методика исследования клинико-психологической интервенции
1. Введение
2. Основные принципы исследования интервенции
3. Критерии оценки
4. Методика ориентировочной фазы
4.1. Опыт по аналогии
4.2. Исследования, проведенные на основе единичного случая
5. Методика пилотажной фазы
5.1. Планы экспериментов (Типы исследования контрольных групп. Плацебо- интервенция)
5.2. Исследование процесса, исследование процесса—успеха
6. Методика тестовой фазы
6.1. Метаанализ
6.2. Нормативные методы: каталоги критериев, рекомендации по лечению
7. Методика практического контроля, гарантия качества
8. Заключительные замечания
9. Литература
Глава 21. Профилактика, сохранение и укрепление здоровья: систематика и общие аспекты
1. Предотвращение расстройств и укрепление здоровья
2. Специфическая и неспецифическая профилактика и укрепление здоровья
2.1. Неспецифическая профилактика и укрепление здоровья
2.2. Специфические профилактические программы
2.3. Поворот к специфической профилактике?
3. Профилактика, ориентированная на популяцию, и профилактика, ориентированная на отдельные группы населения
4. Индивидуально ориентированная и системно ориентированная (на окружающую среду) профилактика: ориентация и уровни интервенции
5. Методы профилактики и укрепления здоровья
5.1. Для каких целевых групп — какие методы?
5.2. Информирование как метод укрепления здоровья и как профилактический метод
5.3. Консультирование как метод укрепления здоровья и профилактический метод
5.4. Тренинг как метод укрепления здоровья и профилактический метод
5.5. Интервенции, связанные с окружением (системой)
5.6. Кризисная интервенция (Цели и средства кризисной интервенции. Концепции кризисной интервенции, относящейся к событиям)
6. Научное обоснование и оценка профилактических и способствующих укреплению здоровья программ интервенции
6.1. Постановка проблемы
6.2. Цели и типы оценки
6.3. Аспекты плана эксперимента / Разная сложность программ
7. Заключительные замечания
8. Литература
Глава 22. Психотерапия
22.1. Систематика
1. Чем характеризуются психотерапевтические методы?
2. Общее в структуре течения болезни
2.1. Фазы изменения у пациента
2.2. Структурное сходство временнОй организации психотерапии
3. Основные механизмы изменения в психотерапии, общие для всех школ
3.1. Механизмы и процессы, общие для всех теорий
3.2. Психологические средства и процессы научения в психотерапевтических интервенциях
4. Терапевтические воздействия, общие для всех методов
5. Переменные психотерапевта, общие для всех методов
6. Переменные пациента, общие для всех методов
7. Общие для всех методов признаки диады психотерапевт—пациент
8. Общие для всех методов переменные институционального, социального и социокультурного контекста
9. Систематика психотерапевтических форм лечения
9.1. Классификация по формальным признакам
9.2. Классификация по терапевтическим целям
9.3. Классификация форм терапии по теоретическим подходам
10. Заключительные замечания
11. Литература
22.2. Ориентация на отношения психотерапевт—пациент: психоанализ
1. Введение
2. Техники интервенции и правила лечения
2.1. Формы интервенции
2.2. Анализ переноса и сопротивления — аналитическая психотерапия как эмоциональный опыт
2.3. Метод свободных ассоциаций — основное правило психоанализа
2.4. Интерпретация — аналитическая психотерапия как инсайт-терапия
3. Варианты интервенции
3.1. Медиаторный подход
3.2. Групповая терапия
4. Эффективность и показания
5. Объяснение эффективности и модели процессов
6. Литература
22.3. Ориентация на отношения психотерапевт—пациент: разговорная психотерапия.
1. Введение
2. Цели терапии и модель расстройства
3. Техники интервенции
3.1. Интервенции, ориентированные на отношения: базисные переменные
3.2. Интервенции, ориентированные на переработку или задачи
3.3. Внешние признаки разговорной психотерапии
4. Плоскости интервенции и сфера их применения
4.1. Разговорная психотерапия в группах
4.2. Разговорная психотерапия в организациях и учреждениях
5. Эффективность и показания
6. Объяснение эффективности
6.1. Объяснительные модели теории научения
6.2. Когнитивные модели, или модели переработки информации
7. Литература
22.4. Ориентация на эмоции, поведение: поведенческая психотерапия
1. Введение
2. Техники интервенции
2.1. Техники контроля стимула
2.2. Техники контроля последствий
2.3. Научение по моделям
2.4. Когнитивные методы (Подходы самоконтроля. Когнитивная терапия А. Т. Бека.
Рационально-эмотивная терапия А. Эллиса. Тренинг решения проблем. Тренинг самоинструктирования и прививки против стресса)
3. Плоскости интервенции
3.1. Поведенческая терапия в группах
3.2. Поведенческая терапия в социальных системах
3.3. Подходы коммунальной психологии
3.4. Сферы применения в плоскости общества
4. Эффективность
5. Объяснение эффективности
6. Литература
22.5. Ориентация на межличностные системы: супружеская и семейная терапия
1. Введение
2. Методы супружеской терапии
2.1. Поведенческий обмен и договоры об определенном поведении
2.2. Коммуникативный тренинг
2.3. Тренинг решения проблем
2.4. Когнитивное переструктурирование
2.5. Работа по взаимному принятию
2.6. Эффективность супружеской терапии и показания к ней
2.7. Объяснение эффективности супружеской терапии
3. Профилактически ориентированные интервенции у пар
4. Семейная терапия
4.1. Определение, концепции
4.2. Парадоксальные интервенции
4.3. Психологические обучающие подходы в семейной терапии
4.4. Эффективность и показания к семейной терапии
4.5. Объяснение способа воздействия семейной терапии
5. Супружеская терапия при сексуальных расстройствах
5.1. Sensate Focus
5.2. Эффективность и показания к супружеской терапии при сексуальных расстройствах
5.3. Объяснение способа воздействия супружеской терапии при сексуальных расстройствах
6. Литература
Глава 23. Психологические аспекты реабилитации
1. Система реабилитации и роль реабилитационной психологии
1.1. Понятия «недостаточность» и «реабилитация», а также цели реабилитации
1.2. Правовые основы
1.3. Система медицинской, профессиональной и школьной реабилитации
1.4. Критика современной системы медицинской реабилитации
1.5. Развитие медицинской реабилитации в последнее время
1.6. Амбулаторная реабилитация
1.7. Психосоциальная реабилитация и реабилитационная психология
2. Некоторые проблемы отдельных целевых групп реабилитации
2.1. Ранняя помощь детям с врожденными недостатками и семьям с неполноценными детьми (Ранняя помощь. Психосоциальная адаптация неполноценного ребенка.
Трудности, возникающие у семей с неполноценными детьми)
2.2. Процессы совладания с болезнью у хронических соматических больных (Определение понятий и дефиниция совладания с болезнью. Совладание с болезнью и возможности психологической интервенции при раковых заболеваниях)
2.3. Профессиональная интеграция психически больных (Исходная ситуация профессиональной интеграции. Учреждения профессиональной интеграции психически больных. Профессиональная интеграция: требования и действительность)
2.4. Общественная интеграция лиц с физической недостаточностью и нарушениями
органов чувств (Реальные возможности интеграции неполноценных лиц. Изменение установок по отношению к неполноценным людям)
3. Оценочное исследование в реабилитации
4. Литература
Глава 24. Психофармакотерапия
1. Введение
2. Классификация психофармакологических средств
3. Нейролептики
3.1. Клиническое действие и применение
3.2. Наиболее известные нейролептики
3.3. Различия между нейролептиками
4. Антидепрессанты
4.1. Клиническое действие и применение
4.2. Наиболее известные антидепрессанты
4.4. Литий
5. Транквилизаторы и снотворные средства
5.1. Клиническое действие и применение
5.2. Наиболее известные препараты
5.3. Зависимость от бензодиазепинов
6. Стимуляторы и ноотропы
6.1. Клиническое действие и применение стимуляторов
6.2. Действие и применение ноотропов
7. Психофармакотерапия и психотерапия
7.1. Нейролептики и лечение шизофрении
7.2. Антидепрессанты и лечение аффективных расстройств
7.3. Транквилизаторы и лечение тревожных расстройств
7.4. Стимуляторы и лечение гиперкинетического синдрома; ноотропы
8. О влиянии психофармакологических средств на эмоции, поведение и личность
9. Заключение
10. Литература
Специальная часть
перейти в каталог файлов
referad.ru
Урс Бауманн, Майнрад Перре , «Клиническая психология» 1998Данная книга является замечательным образцом сочетания учебного и научного жанров литературы по клинической психологии, а также является великолепным справочником. Она подготовлена ведущими теоретиками и клиницистами Швейцарии, Австрии и Германии на основе биопсихосоциальной модели психических расстройств. В книге подробно анализируются различные психодиагностические и терапевтические методики, описываются парадигмы и комментируются результаты классических и новейших экспериментов. Данное издание готовилось при содействии Психоневрологического института им. Бехтерева (Санкт-Петербург). Книга предназначена для представителей психологических и медицинских специальностей. СОДЕРЖАНИЕ:
Книги и учебники по дисциплине «Клиническая психология»
|
www.med24info.com
Бауманн У., Перре М. Клиническая психология, Питер, 2002 г — Схемо.РФ
- Войти
- Регистрация
- Схемы
- Биология
- География
- История
- Математика и алгебра
- Медицина
- Обществознание
- Педагогика
- Политология
- Право
- Психология
- Русский язык
- Социология
- Физика
- Философия
- Химия
- Экономика
- Прочее
- Книги
- Биология
- География
- История
- Математика и алгебра
- Медицина
- Обществознание
- Педагогика
- Политология
- Право
- Психология
- Русский язык
- Социология
- Физика
- Философия
- Химия
- Экономика
- Прочее
- Комментарии
- Люди
- Добавить сво
xn--e1aogju.xn--p1ai