Коллегии при Петре 1 в России
Коллегии при Петре Первом начали создаваться в 1717 году. Все они имели единую систему управления: 1 президент, 1 вице-президент, 4 советника (генералы) и 4 асессора (полковники). Каждая коллегия имели широкие полномочия. В частности, им разрешалось выступать в качестве законодательного органа. При Петре 1 было создано 12 коллегий: военная, адмиралтейская, чужестранных дел, берг, мануфактур, главный магистрат, вотчинная, юстиц, камер, штатс-контор, ревизион, коммерц. С 1721 года ликвидируется патриаршество. Взамен создается 13-ая коллегия — Духовная. В дальнейшем ее трансформировали в Синод.
Создавая новую систему управления страной, Петр фактически ликвидировал систему Приказов, функционировавших ранее. При этом Петр занимался любимым делом — проводил реформы на западный манер. Большинство коллегий создавались не в виду острой необходимости, а по причине желания перенять еще что-то у запада. Например, 3 финансовые учреждения (камер, штатс-контор и ревизион) были полной копией аналогичных шведских коллегий. Тем не менее большинство коллегий просуществовали достаточно долго. Они исчезли только в результате реформаторской деятельности Екатерины 2 и Александра 1.
Рассмотрим более подробно каждую коллегию, ее задачи и руководителей.
Военная коллегия
Указ о создании Военной коллегии был подписан Петром 1 в конце 1719 года, а работать ведомство начало с началом 1720 года. Общая численность ведомства по указу составила 530 человек, в том числе и 454 солдата, приписанных к коллегии. При этом 83 места были вакантными, так как в России остро не хватало профессиональных офицеров. Военное ведомство подразделялось на 3 структуры:
- Армейское — действующая сухопутная армия.
- Артиллерийское — ведало делами артиллерии.
- Гарнизонное — войска, несшие гарнизонно-караульную службу.
Руководителями ВК при Петре Первом значились:
- Меншиков Александр Данилович (1719-1724)
- Репин Аникита Иванович (1724-1726)
Ведомство упразднено по указу 1802 года от 7 сентября. Она прекратила самостоятельное существование и передала свои функции Министерству.
Адмиралтейская коллегия
Адмиралтейств-коллегия была создана в 1717 году. Основанием послужил указ от 22 декабря 1717 года. Ведомство управляло всем флотом России, как гражданским, так и военным. С момента формирования коллегии, до смерти Петра 1, ею заведовал Апраксин Федор Матвеевич. Его заместителем значился норвежец, Крюйс Корнелиус.
С 1723 году Адмиралтейство подразделялось на 12 контор: адмиралтейская (вопросы работы верфей), цейхмейстерская (артиллерия), комиссариатская (решение проблем служащих), подрядная (ведение подрядов), провиантская (вопросы продовольствия), казначейская (финансовые вопросы), цалмейстерская (выдача жалования), контролерская (надзор за финансами), мундирная (вопросы обмундирования), обер-сарваерская (непосредственное кораблестроение и прием материалов для этого), вальдмейстерская (управление лесами для нужд флота), московская.
Самостоятельное существование коллегия завершила в 1802 году, когда перешла под контроль Морского Министерства. Окончательное же прекращение существования относится к 1827 году, когда орган стал совещательным и никаких практических задач не решал.
Коллегия иностранных дел
Коллегия иностранных (чужестранных) дел была создана в 1718 году. Она преобразована из Посольского приказа. С 1717 по 1734 годы (время царствования Петра Великого, Екатерины 1, Петра 2 и Анны Иоанновны) ведомством управлял Головкин Гаврила Иванович. Коллегия являлась аналогом современного министерства иностранных дел. Именно эта государственная структура решала все вопросы, связанные со взаимоотношения с другими (чужими) государствами.
Коллегия существовала до 1802 года, когда было создано министерство иностранных дел, которому перешли многие функции коллегии. Окончательное же упразднение пришлось на 1832 год.
Берг-коллегия
Берг-коллегия была сформирована в 1719 году и отвечала за горнорудную промышленность Российской Империи. То есть, ведомство управляло тяжелой промышленностью. Специфика ее работы регламентировалась задачами, поэтому основные центры работы были сосредоточены на Урале и в Сибири. При жизни Петра 1 коллегией управлял Брюс Яков Вилимович. Важно отметить, что при Петре берг-коллегия работала совместно с Мануфактур-коллегией, поэтому Брюс руководил обоими департаментами. Основная задача этого органа — стараться расширять и увеличивать количество промышленных предприятий, прежде всего, в районе Урала. Коллегия работала с перерывами. Непрерывная работа осуществлялась в периоды 1719-1731 (закрыта Анной Иоанновной), 1742-1783 (закрыта Екатериной 2), 1797-1807 (ликвидирована Александром 1).
Мануфактур-коллегия
Мануфактур-коллегия создана в 1719 году. Ее основная задача заключалась в создании мануфактур. То есть, основная сфера ответственности — легкая промышленность.
Руководители при Петре 1:
- Брюс Яков Вилимович (1719-1722) — совмещал пост с президентством в берг-коллегии.
- Новосильцев Василия Яковлевич (1722-1731).
После смерти Петра, в 17272 году мануфактур-коллегия была ликвидирована. Восстановили ее только в 1742 году. В 1779 году опять прошла ликвидация, но в 1796 году вновь восстановили. Окончательно упразднено управление в 1805 году. Приказ о закрытии был подпиmanufactur802 году.
Коммерц-коллегия
Коммерц-коллегия была создана Петром Первым в 1716 году. Изначально ею руководил Апраксин, но после того как указом от 1717 года утверждались руководители, управляющим был поставлен Толстой Петр Андреевич (1718-1722). Следующим президентом утвердили Бутурлина Ивана Федоровича, занимавшего пост с 1722 по 1725 годы. Основная задача управления — решение всех вопросов, так или иначе связанных с торговой деятельностью.
С 1731 года данной структуре были отданы функции трех коллегий, которые временно прекратили работу: берг, мануфактур, главный магистрат. Функции первых двух исполнялись до 1742, а магистрата до 1743 года.
27 сентября 1796 Екатерина 2 подписывает указ о закрытии коммерц-коллегии. Это требовало определенного времени, но уже 2 ноября Екатерина 2 умерла, а Павел 1, занявший престол после нее, коммерц сохранил указом от 30 ноября 1796 года. Либеральные реформы Александра создали Министерство финансов, при котором временно работала коллегия, но с существенным ограничением полномочий. Окончательное упразднение ее относится к 1824 году, когда 8 января был подписан соответствующий указ.
Камер-коллегия
Камер-коллегияКамер-коллегия была создана в 1718 году. Это было любимое детище Петра, поскольку это ведомство занималось налогами, к которым царь-император был крайне благосклонен.
В петровскую эпоху на посту президента Камер-канцелярии сменилось 3 человека:
- Голицын Дмитрий Михайлович — в должности 1718-1722
- Кошелев Герасим Иванович — в должности 1722
- Плещеев Алексей Львович — в должности 1723-1725
Коллегия без серьезных изменений функций существовала до 1785, после чего ее временно закрыли. Последний период ее работы, 1797 — 1801, связан с контролем за откупами.
Штатс-контор-коллегия
Штатс-контор-коллегия создавалась Петром в 1717 году для выполнения функций ведения государственных расходов. Здесь Петр копировал шведскую модель, где функционировали одноименные финансовые учреждения (камер — прибыль, штатсконтор — убытки, ревизион — контроль).
Еще при жизни Петра штатс-контор-коллегия перешла под начало Сената. Произошло это в 1723 году. Самостоятельность органу возвращена Анной Иоанновной в 1730 году. В таком виде коллегия существовала до 1780 года, когда Екатерина 2 ее ликвидировала.
Ревизион-коллегия
Ревизион-коллегия была создана в 1717 году для надзора за финансами страны. До 1723 года органом управлял Долгоруков Яков Федорович. Позже Ревизион на 2 года лишилась статуса самостоятельности. С 1723 по 1725 годы коллегия была переведена под контроль Сената. С возвращением самостоятельности, коллегию возглавил Бибиков Иван Иванович.
Коллегия существовала до 1788 года, когда ее ликвидировала реформами Екатерины 2. Также следует отметить, что в период непродолжительного царствования Петра 2, Ревизион работала в Москве.
Юстиц-коллегия
Указ о создании юстиц-коллегии был подписан Петром Первым в 1717 году, а работа ее началась год спустя, в 1718. Орган выполнял функции верховного суда России под всеми типами дел. Также коллегия отвечала за работу судов. В петровскую эпоху этим органом управляли 2 человека:
- Матвеев Андрей Артамонович (1718-1722)
- Апраксин Петр Матвеевич (1722-1727)
Уже после смерти Петра 1 юстиц-коллегию наделяли дополнительными полномочиями. В ее ведение была передана “крепостная контора” (до 1740 года и сыскной приказ (1730-1763 гг). Проведение реформ Екатериной 2 прекратили существование юстиц коллегии. Ее ликвидировали в 1780 году.
Вотчинная коллегия
Вотчинная коллегия возникала в 1721 году на базе Поместного приказа. Она отвечала за все дела, связанные с земельным вопросом (регистрация поместий, переход земель между людьми, выдача земли, конфискация и так далее. Изначально коллегия работала в Москве, но после 1727 года переехала в Санкт-Петербург.
С 1717 по 1721 годы земельными вопросами ведала юстиц-коллегия. В дальнейшем Вотчинная канцелярия функционировала без серьезных потрясений и изменений до реформ Екатерины 2, по которым был создан вотчинный департамент, а коллегию закрыли в 1786 году.
Главный магистрат
Создавался как единый орган, управляющий всеми магистратами городов Российской Империи Главный магистрат начал работу в 1720 году. Кроме непосредственного управления городами, в его функции входило утверждение всех судебных решений в городах: как гражданских, так и уголовных. Также происходил контроль над сбором налогов в городах.
Президенты коллегии при Петре:
- Трубецкой Юрий Юрьевич (1720-1723)
- Долгоруков Алексей Георгиевич (1723-1727)
После смерти Петра 1, магистрат был переименовал в Ратушу (1727 год). В 1743 году органу вернули название Главного магистрата, но перевели из Петербурга в Москву. Упразднен магистрат в 1796 году.
Коллегии при Петре I — дата создания, сколько было, функции
Коллегии — центральные административные органы, созданные Петром I с 1717 по 1722 годы, для замены приказов (устаревшей системы исполнительных органов). Основой регламента коллегий послужило шведское законодательство, а сама система построена на основе опыта её функционирования в Германии и Швеции.
Учреждение коллегий вводило три новых принципа:
- Отраслевое разделение ведомств (приказы дублировали функции друг друга)
- Совещательный (коллегиальный) характер принятия решений.
- Общие правила функционирования органов власти по Генеральному регламенту 1720 года.
Значение коллегий
Учреждение системы коллегий стало завершающим этапом централизации и бюрократизации государственных органов управления. Вместе с Правительствующим Сенатом, Святейшим Синодом и Тайной канцелярией, коллегии образовывали органы центрального управления (помогающие императору и действующие от его имени) в абсолютистской монархии Петра I.Кроме того, постепенная замена приказов на коллегии стала окончательным ударом по системе местничества, которая была отменена ещё в 1682 году, но неофициально продолжала существовать.
Центральные органы управленияИстория создания Коллегий
Еще в 1712 году при участии иностранных советников была попытка создать Торговую коллегию. Искушенные чиновники и юристы из Европы были приглашены для работы в государственных учреждениях Русского царства. За образец для выработки собственных правил была взята шведская коллежская система, бывшая на тот момент лучшей в Европе.
Фактически же, настоящая работа над созданием системы коллегий началась только в конце 1717 года. 22 декабря 1717 г. был издан царский указ «О штате Коллегий и о времени открытия оных», положивший начало реформе Коллегий. Быстро изменить приказную систему было невозможно, поэтому было принято решение отказаться от резких изменений в государственном устройстве. Приказы либо заменялись коллегиями, либо переводились в подчинение им (например, в состав Юстиц-коллегии вошли семь различных судебных приказов). Сам Петр I называл «первейшими» (т.е. главными) только три коллегии — иностранных дел, военную и Адмиралтейств-коллегию.
В 1718 году был утвержден список первых 9 коллегий:
- Иностранных дел.
- Военная коллегия.
- Адмиралтейств-коллегия.
- Камер-коллегия
- Юстиц-коллегия.
- Коммерц-коллегия.
- Штатс-контора.
- Берг-Мануфактур-коллегия.
- Ревизион-коллегия.
В дальнейшем, по мере необходимости создавались новые коллегии или происходила реорганизация уже существующих:
В 1720 создана Юстиц-коллегия Лифляндских, Эстляндских и Финляндских дел.
В 1721 году для замены Поместного приказа учреждена Вотчинная коллегия.
В 1722 году произошло разделение Берг-Мануфактур-коллегии на Берг-коллегию и Мануфактур-коллегию, а также создана Малороссийская коллегия для замены Малороссийского приказа. Таким образом, отвечая на вопрос «сколько коллегий было при Петре I» можно перечислить их список к 1722 году:
- Иностранных дел.
- Военная коллегия.
- Адмиралтейств-коллегия.
- Камер-коллегия
- Юстиц-коллегия.
- Коммерц-коллегия.
- Штатс-контора.
- Берг-коллегия.
- Мануфактур-коллегия.
- Ревизион-коллегия.
- Малороссийская коллегия.
- Вотчинная коллегия.
- Юстиц-коллегия Лифляндских, Эстляндских и Финляндских дел.
При этом, стоит отметить, что созданный в 1720 году Главный магистрат и в 1721 Святейший Синод (называющийся также Духовной коллегией), были образованы по «коллежскому принципу», обладали правами и функциями коллегий, дополняя центральный аппарат управления административными единицами контроля уровня города и религиозной категории правоверных христиан.
Петровские коллегии | Дата создания | Компетенция | Функции |
1. Коллегия чужестранных (иностранных) дел | 22.12.1717 | Внешняя политика государства | Приезды послов и дипломатов, отправка курьеров, организация дипломатических представительств в иностранных государствах. С 1720 года начала управлять яицким казачеством. |
2. Военная коллегия | 22.12.1717 | Армия | Оснащение, снабжение, вооружение сухопутных войск и управление всей инфраструктурой армии. |
3. Адмиралтейств-коллегия | 22.12.1717 | Флот | Все дела касающиеся флота, объединила различные структуры — управление верфями, складами, обеспечение личного состава флота, руководство морскими госпиталями, выдача жалованья, управление заповедными лесами и другое |
4. Камер-коллегия | 22.12.1717 | Государственные доходы | Казённые сборы и откупа, контроль соответствия налогов в зависимости от уровня доходов, назначение на должности сборщиков |
5. Штатс-контор-коллегия | 22.12.1717 | Государственные расходы | Контроль за расходами в государстве — выделение государственного финансирования, составление штатов сотрудников и другое |
6. Ревизион-коллегия | 22.12.1717 | Контроль за финансами | Финансово-счетный контроль за деятельностью всех учреждений, проверки отчетов о потраченных средствах |
7. Коммерц-коллегия | 22.12.1717 | Торговля | Все что связано с торговлей, разработка таможенных регламенов и тарифов, регуляция отношений между купцами и государством |
8. Юстиц-коллегия | 22.12.1717 | Контроль за судопроизводством | Функции высшей апелляционной судебной инстанции по гражданским и уголовным делам. Контролировала суды на местах. |
9. Юстиц-коллегия Лифляндских, Эстляндских и Финляндских дел | 1720 | Контроль за судопроизводством | Административно-судебные функции на присоединённых шведских провинцях, а также вопросами деятельности протестантских церквей на всей территории империи. |
10. Вотчинная коллегия | 18.01.1721 | Землевладение | Функцию контроля земельных наделов дворян (вотчин) — раздача, переход прав владения и регистрация поместий и вотчин, и другие земельные процессы. |
11. Духовная коллегия (Правительствующий Синод или Главный магистрат) | 05.02.1721 | Городское управление | Отдельная структура, на правах коллегии. Высший административный орган российской правоверной церкви, образован для ликвидации должности патриарха и встраивании Церкви в институт государства. |
12. Мануфактур-коллегия | 1722 | Легкая промышленность | Развитие промышленности, разработка законов, касающихся всех уровней производства, была выделена в отдельную структуру из Берг-мануфактур-коллегии |
13. Берг-коллегия | 1722 | Тяжелая промышленность | Развитие добывающей промышленности,разработка законов о добыче полезных ископаемых. Была выделена в отдельную структуру из Берг-мануфактур-коллегии. |
14. Малороссийская коллегия | 27.05.1722 |
| Исполняла функции гражданского и военного управления |
Учреждение коллегий 31 декабря 1717
ПЕТРОМ I КОЛЛЕГИЙ
[…] Безотчетность в самый разгар войны и финансового кризиса всего сильнее должна была убедить Петра в необходимости полной перестройки центрального управления. […] Он наводил справки об устройстве центральных учреждений за границей: в Швеции, Германии и других странах он находил коллегии; иностранцы подавали ему записки о введении коллегий, и он решил усвоить эту форму русскому управлению. Уже в 1712 г. была сделана попытка устроить «коллегиум» для торгового дела с помощью иноземцев, ибо, как писал Петр, «их торги несравненно есть лучше наших». Он поручал своим заграничным агентам собирать положения об иностранных коллегиях и книги по правоведению, особенно же приглашать иностранных дельцов на службу в русских коллегиях, а без людей, «по однем книгам нельзя будет делать, ибо всех циркумстанций никогда не пишут». Долго и с большими хлопотами набирали в Германии и Чехии ученых юристов и опытных чиновников, секретарей и писцов, особенно из славян, которые бы могли наладить дело в русских учреждениях; приглашали на службу даже пленных шведов, успевших узнать русский язык. Познакомившись со шведскими коллегиями, которые тогда считались образцовыми в Европе, Петр в 1715 г. решил взять их за образец при устройстве своих центральных учреждений. В этом решении нельзя видеть ничего неожиданного или что-либо своенравное. […] Но и на этот раз дело пошло обычным ходом всех реформ Петра: быстрое решение сопровождалось медленным исполнением. Петр отправил нанятого им голштинского камералиста Фика в Швецию для ближайшего изучения тамошних коллегий и пригласил к себе на службу силезского барона фон Любераса, знатока шведских учреждений. Оба навезли ему сотни регламентов и ведомостей шведских коллегий и собственных проектов о введении их в России, а второй нанял в Германии, Чехии и Силезии сотни полторы охотников для службы в русских коллегиях. Оба они, особенно Фик, принимали деятельное участие в образовании этих коллегий. Наконец, к 1718 г. составили план коллежского устройства, установили должностной состав каждой коллегии, назначили президентов и вице-президентов, и всем коллегиям было предписано сочинить себе на основании шведского устава регламенты, а пункты шведского устава, неудобные «или с сетуацией сего государства несходные, заменить новыми по своему рассуждению». В 1718 г. президенты должны были устроять свои коллегии, чтобы с 1719 г. начать их работу; но последовали отсрочки и пересрочки, и коллегии не вступили в действие с 1719 г., а иные и с 1720 г.
Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. М., 2004. http://magister.msk.ru/library/history/kluchev/kllec66.htm
УЧРЕЖДЕННЫЕ КОЛЛЕГИИ
Первоначально установлено было 9 коллегий, которые указ 12 декабря 1718 г. перечисляет в таком порядке и с такими названиями: 1)Чужестранных дел, 2) Камор, ведомство государственных денежных доходов, 3) Юстиции, 4) Ревизион, «счет всех государственных приходов и расходов», т. е. ведомство финансового контроля, 5) Воинской (коллегиум), ведомство сухопутных военных сил, 6) Адмиралтейской, ведомство морских сил, 7) Коммерц, ведомство торговли, 8) Берг- и Мануфактур, ведомство горнозаводской и фабричной промышленности, и 9) Штатс-контор, ведомство государственных расходов. Из этого перечня прежде всего видно, какие государственные интересы, как первенствующие, требовали себе по тогдашним понятиям усиленного проведения в управлении: из девяти коллегий пять ведали государственное и народное хозяйство, финансы и промышленность. Коллегии вносили в управление два начала, отличавшие их от старых приказов: более систематическое и сосредоточенное разделение ведомств и совещательный порядок ведения дел. Из девяти коллегий только разве две совпадали по кругу дел со старыми приказами: Коллегия иностранных дел с Посольским приказом и Ревизион-коллегия со Счетным; остальные коллегии представляли ведомства нового состава. В этом составе исчез территориальный элемент, присущий старым приказам, большинство которых ведало исключительно или преимущественно известные дела только в части государства, в одном или в нескольких уездах. Губернская реформа упразднила много таких приказов; в коллежской реформе исчезли и последние из них. Каждая коллегия в отведенной ей отрасли управления простирала свое действие на все пространство государства. Все вообще старые приказы, еще доживавшие свой век, были либо поглощены коллегиями, либо подчинены им: например, в состав Юстиц-коллегии вошло 7 приказов. Так упрощалось и округлялось ведомственное деление в центре; но оставался еще ряд новых контор и канцелярий, которые то подчинялись коллегиям, то составляли особые главные управления: так, рядом с Воинской коллегией действовали канцелярии Главная провиантская и Артиллерийская и Главный комиссариат, ведавший комплектование и обмундировку армии. Значит, коллежская реформа не внесла в ведомственный распорядок того упрощения и округления, какое обещает роспись коллегий. И Петр не мог сладить с наследственной привычкой к административным боковушам, клетям и подклетям, какие любили вводить в свое управление старые московские государственные строители, подражая частному домостроительству. Впрочем, в интересе систематического и равномерного распределения дел и первоначальный план коллегий подвергся изменению при исполнении. Поместный приказ, подчиненный Юстиц-коллегии, по обременению ее делами обособился в самостоятельную Вотчинную коллегию, составные части Берг- и Мануфактур-коллегии разделились на две особые коллегии, а Ревизионная коллегия, как контрольный орган, слилась с Сенатом, высшим контролем, и ее обособление, по откровенному признанию указа, «не рассмотря тогда учинено было» как дело недомыслия. Значит, к концу царствования всех коллегий было десять.
Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. М., 2004. http://magister.msk.ru/library/history/kluchev/kllec66.htm
ОСОБЕННОСТИ КОЛЛЕГИЙ
Другим отличием коллегий от приказов был совещательный порядок ведения дел. Такой порядок не был чужд и старой приказной администрации: по Уложению судьи или начальники приказов должны были решать дела вместе с товарищами и старшими дьяками. Но приказная коллегиальность не была точно регулирована и заглохла под давлением сильных начальников. Петр, проводивший этот порядок в министерской консилии, в уездном и губернском управлении, а потом в Сенате, хотел прочно установить его во всех центральных учреждениях. Абсолютная власть нуждается в совете, заменяющем ей закон; «все лучшее устроение через советы бывает», — гласит Воинский устав Петра; одному лицу легче скрыть беззаконие, чем многим товарищам: кто-нибудь да выдаст. Присутствие коллегии составлялось из 11 членов, президента, вице-президента, 4 советников и 4 асессоров, к которым прибавлялся еще один советник или асессор из иностранцев; из двух секретарей коллежской канцелярии один также назначался из иностранцев. Дела решались по большинству голосов присутствия, а для доклада присутствию распределялись между советниками и асессорами, из коих каждый заведовал и соответственной частью канцелярии, образуя во главе ее особое отделение или департамент коллегии.
Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. М., 2004. http://magister.msk.ru/library/history/kluchev/kllec66.htm
ИНОЗЕМЦЫ В СОСТАВЕ КОЛЛЕГИЙ
Введение иноземцев в состав коллегий имело целью поставить опытных руководителей рядом с русскими новичками. С той же целью Петр к русскому президенту обыкновенно назначал вице-президентом иноземца. Так, в Военной коллегии при президенте князе Меншикове вице-президент — генерал Вейде, в Камер-коллегии президент князь Д. М. Голицын, вице-президент — ревельский ландрат барон Нирот; только во главе Горномануфактурной коллегии встречаем двух иностранцев, ученого артиллериста Брюса и упомянутого Любераса. Указ 1717 г. установлял порядок, как назначенным президентам «сочинять свои коллегии», составлять их присутствие: на места советников и асессоров они сами подбирали по два или по три кандидата, только не из своих сродников и «собственных креатур»; по этим кандидатским спискам собрание всех коллегий баллотировало на замещаемые должности. Так, повторю, коллежское деление отличалось от приказного: 1) ведомственным распределением дел, 2) пространством действия учреждений и 3) порядком ведения дел.
Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. М., 2004. http://magister.msk.ru/library/history/kluchev/kllec66.htm
ЗАМЕНА ПРИКАЗОВ КОЛЛЕГИЯМИ
Замена старых приказов новыми центральными учреждениями коллегиями была проведена в 1717–1721 гг. К концу XVII в. функции центральных учреждений выполняли 44 приказа. Их заменили 11 коллегиями. Внешние сношения и вооруженные силы находились в ведомстве трех коллегий: Военной, Адмиралтейств и Иностранных дел. Значение этих коллегий подчеркивалось тем, что они назывались «первейшими». Финансами ведали также три коллегии, обязанности между которыми разграничивались следующим образом: Камер-коллегия руководила сбором налогов, расходами распоряжалась Штате-контор-коллегия, контроль за расходами и доходами осуществляла Ревизион-коллегия. Управление легкой промышленностью было передано Мануфактур-коллегии, горным делом — Берг-коллегии, внешней торговлей Коммерц-коллегии. Вместо Поместного приказа, ведавшего земельными делами, была организована Вотчинная коллегия. Она ведала всякого рода земельными спорами, делами о наследовании земли и т. д. Местными судебными учреждениями управляла Юстиц-коллегия.
На правах коллегий находились еще два учреждения: Главный магистрат и Синод. Ратуша после проведения областной реформы 1708–1710 гг. утратила значение центрального учреждения, земские избы были ликвидированы. Перед Главным магистратом, учрежденным в Петербурге в 1720 г., была поставлена задача, чтобы он «сию (всего российского купечества) рассыпанную храмину паки собрал». В подчинении Главного магистрата находились городские магистраты, члены которых избирались из числа «дельных и лучших в купечестве» горожан. Фактическая власть в Главном магистрате и городских магистратах находилась в руках богатых купцов, притеснявших мелкий ремесленный люд. Члены городских магистратов избирались пожизненно и за «тщательное радение» могли быть пожалованы в дворянство. Городская реформа укрепила права купечества и тем самым способствовала развитию торговли и промышленности.
Особое место среди центральных учреждений занимал Преображенский приказ — карательное учреждение, возникшее еще в конце XVII в. Преображенский приказ ведал политическим сыском, его суду подлежали все противники существовавших порядков: участники восстаний, лица, произносившие «непристойные речи», под которыми подразумевались разговоры, осуждавшие реформы и поведение царя, его семейные дела и т. д.
Коллегиальная система отличалась от приказной более строгим распределением обязанностей между центральными ведомствами. Решения в коллегиях принимались большинством голосов ее членов в составе президента, вице-президента, четырех советников и четырех асессоров. Введение коллегиального управления Петр мотивировал, в частности, тем, что «известнее взыскуется истина» коллективным решением, нежели «единым лицем».
Коллегии располагали не только административными правами в отведенной им области управления, но и судебными функциями, за исключением политических преступлений. Финансовые тяжбы между купцами разбирали городовые магистраты и Главный магистрат. Права промышленников защищали Берг- и Мануфактур-коллегии, они же разбирали взаимоотношения мануфактуристов и работных людей. Военная коллегия рассматривала преступления, совершенные солдатами и офицерами сухопутной армии, и т. д.
Коллегиям подчинялись губернская, провинциальная и уездная администрации.
Порядок рассмотрения дел в коллегиях был разработан Генеральным регламентом, на основе которого строился весь внутренний распорядок учреждений. Помимо Генерального регламента, каждая из коллегий имела свой особый регламент с перечислением конкретных обязанностей по той или иной отрасли управления. К выработке регламентов были привлечены иностранные правоведы, был учтен опыт государственных учреждений Швеции и Дании. Петр I предупреждал: «Которые пункты в шведском регламенте неудобны или с сетуациею сего государства несходны, и оные ставить по своему разсуждению».
История России с древнейших времен до 1861 года
Н. Павленко, И. Андреев, В. Кобрин, В. Федоров. 3-е изд., М., 2004
http://wordweb.ru/andreev/51.htm
О ПРЕИМУЩЕСТВЕ КОЛЛЕГИЙ
Понеже все государственные коллегии, токмо под его царского величества особливым, також и правительствующего сената, указами обретаются; буде же сенат о каком деле что повелит, а коллегиум усмотрит, что то его величества указам, и высокому интересу противно: то государственному коллегиуму не должно того вскоре исполнять, но имеет в сенате о том надлежащее письменное предложение учинить. И ежели сенат, не взирая на оное, при прежнем своем определении пребудет, то сенат в том ответ дать повинен, а коллегиум, по письменному указу сенатскому исполнять, и потом его царскому величеству об оном донести должен, а ежели не известить: то коллегиум вся подвержена будет тому наказанию, по силе вреды. Того ради изволяет его царское величество, всякие свои указы в сенат и в коллегии, також и из сената в коллегии ж отправлять письменно; ибо как в сенате, так и в коллегиях словесные указы никогда отправляемы быть не надлежат.
Генеральный регламент 1720 г. («Генеральный регламент или устав, по которому государственные коллегии, також и все оных принадлежащих к ним канцелярий и контор служители, не токмо во внешних и внутренних учреждениях, но и во отправлении своего чина, подданнейше поступать имеют») // Реформы Петра I. Сборник документов.
Сост. В.И.Лебедев. М., 1937. http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/general.htm
ОЦЕНКА АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ
В административной системе Петровской администрации новы все учреждения и по именам и по внешней организации, ново стремление законодателя разграничить ведомства, ввести деятельный контроль; новой представлялась Петру и коллегиальная система, о которой он так старался. Но исследователи замечают, что при всей новости форм… основания административной системы остались прежние.
Коллегии при Петре I ☑️ история создания и учреждения коллегиальной системы управления, замена и отличия от системы приказов, функции 12 коллегий, их деятельность, кто возглавлял государственные органы
Общее понятие
С 1711 года император решил создать центральное координационное правление в соответствии с западноевропейским прототипом. Петр 1 сознательно выбрал шведский коллегиальную систему. Этот же порядок рекомендовал ученый-теоретик Лейбниц.
Государь сделал два шага для достижения цели:
- отправил за рубеж людей для ознакомления с бюрократической практикой управления и канцелярией;
- из-за границы пригласил специалистов в этой области для развития коллегиального регламента на местах.
Иностранные знатоки при всей значимости никогда не занимали руководящих постов. Высшим назначением для них была должность вице-президента. Правителями объявлялись представители русского народа. За этим император следил лично.
Причины реформ
В 1717—1719 годах ликвидировались устаревшие государственные органы управления. Вместо них пришли новые организационные структуры, подходящие для петровской обновленной России. Создание Сената в 1711 году стало основой для формирования структуры отраслевого координирования. Устаревшие приказы часто повторялись и выполняли аналогичные функции, что приводило к путанице. Некоторые вопросы хозяйствования совсем не попадали под действие порядка и не охватывались приказной системой.
По мнению царя, такие учреждения должны были служить заменой неповоротливому приказному порядку и усовершенствовать принципы регулирования путем:
- подразделения ведомств в соответствии с отраслями экономики, обороны и другими направлениями;
- решения дел в совещательном порядке.
Периодом создания коллегиальной системы управления при Петре 1 считается 1717 год. Смена приказного строя в границах целого государства оказалась кропотливым делом. Приказы постепенно подчинялись коллегиям или поглощались ими.
Эволюция структуры
В первые годы изменений была создана Торговая коллегия при содействии иностранцев. Из Швеции и Германии присылались опытные деятели юриспруденции и чиновники для реформаторской работы.
Коллегии при Петре 1 и их функции:
- Военная коллегия управляла сухопутными войсками, работала в период с 1719—1802 год.
- Адмиралтейская — координировала деятельность флота (1717−1827).
- Иностранных (чужестранных) дел — ведала контактами с другими странами (1718−1831).
- Берг-магистратура была главной в тяжелом производстве (1719−1806).
- Мануфактурный синод заведовал легкой промышленностью (1719−1806).
- Юстиц-орган был генеральным регулировщиков в области судопроизводства (1718−1781).
- Коммерц —управляла торговыми делами (1719−1804).
- Камер- коллегия соотносила государственные налоги и доходы (1718−1800).
- Штатс-контора учитывала расходы в масштабах государства (1717−1781).
- Ревизионное собрание осуществляло контроль состояния финансов (1717−1787).
- Вотчинная — управляла решением вопросов в области земельного законодательства (1721−1785).
- Главный магистрат осуществлял регулирование общественного устройства городов (1720−1795).
Коллегиальное управление делами страны работало вплоть до 1802 года. Затем был разработан «Манифест о создании министерств». В нем предусматривалось постепенное введение более прогрессивной системы для координации хозяйственной деятельности государства в отличие от коллегиального строя.
Работу коллегий контролировал Генеральный регламент, который Петр 1 утвердил 28 февраля 1720 года. Впоследствии формирование утратило свое значение после составления Свода законов России. Генеральный регламент являлся уставом, в соответствии с которым коллегии и все принадлежащие к ним конторы и канцелярии вершили дела. Областью действия считались внутренние земские учреждения империи и организации ближнего и дальнего зарубежья.
Регламент осуществлял системное делопроизводство, которое впоследствии получило определение коллежского в соответствии с наименованием отраслевых подразделений — коллегий. Петр 1 уделял внимание совещательному принятию вопросов на общих собраниях.
Недостатки в системе
Грандиозный замысел императора не был претворен в жизнь в полной мере. Четкого разграничения обязанностей и выдачи плана каждому служащему не произошло. Коллеги подменяли один другого при необходимости, по аналогии с когда-то действующими приказами. Например, Мануфактура, Берг и Коммерц-отделения выполняли похожие обязанности.
Коллегиальная система разрабатывалась без учета того, что в структуре осталось неподконтрольным просвещение, почта, медицина, полиция. Постепенно консолидация наполнялась новыми подразделами и стала приобретать законченную структуру. Например, аптекарский приказ, существовавший в Петербурге (новой столице) с 1722 года, реформировался в Медицинскую коллегию. В 1725 году это формирование стало именоваться Медицинской канцелярией.
Для Петра 1 важным в этих реформах было то, что они проводились на западный манер. Правление государя отличалось стремлением реформировать структуру государства именно в этом направлении. Большинство объединений вводились не потому, что они считались необходимыми элементами. Основной причиной нововведений было стремление перекопировать черты управления западных стран.
Примером служит полное соответствие трех денежных структур (Штатс-конторы, Камер и Ревизион-коллегии) шведским аналогичным консолидациям. Большинство объединений просуществовали долго, несмотря на такое положение. Коллегии были упразднены только в результате реформ Екатерины 2 и Александра 1.
Деятельность и значение
Сенат назначал коллегиальных руководителей (вице-президентов). Для выбора президента консолидации требовалось мнение императора.
Помимо упомянутых должностей, в структуру совета входили:
- советники — 4;
- заседатели (асессоры) — 4;
- канцелярский актуариус для составления актов и учета;
- секретарь;
- переводчик;
- регистратор;
- подьячие.
Президент представлял главную персону в собрании, но не выносил постановлений без согласия коллегиальных членов. Вице-президент выполнял обязанности главы, если тот отсутствовал, в остальное время помогал президенту в повседневной работе. Собрания объединения проходили каждый день с перерывом на праздники и воскресенья. Начиналась работа в 6 или 8 часов утра, в зависимости от сезона, и продолжалась на протяжении 5 часов.
Материалы дела в канцелярии подготавливались к обсуждению. Оттуда поступали в коллегиальное общее присутствие, где подвергались критическим замечаниям или принимались голосованием. Решения, которые отклонялись коллегиальным большинством, поступали на рассмотрение в Сенат. Этот высший орган был единственным, кому подчинялась любая консолидация.
При каждом объединении работал прокурор, который координировал правильность решений и сроки вынесения вердиктов по поступающим делам. В его обязанности входил контроль исполнения коллегиальных указов самим управленческим формированием и подчиненными структурами. Не последняя роль отводилась секретарю, который отвечал за делопроизводство, подготовку бумаг к обсуждению. Референт вел учет справочной работы, оформлял решения в положенном виде, вел записи-таблицы об исполнении дел, хранил печать органа.
Полное формирование системы завершило процесс централизации камер государственного аппарата. Новый департамент отличался от старой приказной структуры строгим распределением ведомственного подчинения и общими нормативами деятельности в соответствии с генеральным регламентом. Создание коллегиального управления нанесло сильный удар по мошеннической системе местничества, которая перестала существовать в 1682 году.
Военная и Адмиралтейская коллегия
Приказ о формировании Военной консолидации Петр 1 подписал в 1719 году, но началом ее деятельности считается 1720-й. В общий состав ведомства входили 454 солдата. Всего собрание насчитывало 530 лиц, приписанных к капитулу. Несколько десятков мест (около 80) постоянно были свободными, так как в стране не хватало профессиональных офицерских кадров.
Военное ведомство делилось на три подразделения:
- Армейское — регулировало существование сухопутных войск.
- Артиллерийское — занималось делами огнестрельных орудий и стрелковых военнослужащих.
- Гарнизонное — регулировало караульные и гарнизонные части.
Лицами, кто возглавлял коллегию при Петре 1, были Репин А. И. и Меньшиков А. Д. Ведомство перестало существовать после указа государя и передало обязанности соответствующему Министерству.
Адмиралтейство сформировалось для управления гражданским и военным флотом. С начала работы им командовал Апраксин Ф. А. Ведомство контролировало верфи, корабельную артиллерию, решало проблемы военнослужащих. Объединение занималось провиантом, казначейством, вопросами обмундирования, закупкой и поставкой материалов. Впоследствии перешло под управление Морского Министерства.
Иностранное и Вотчинное объединения
Объединение иностранных дел преобразовывалось из Посольского приказа. Во все время функционирования им правил Головки Г. И. Коллегия представляла собой прототип Министерства иностранных дел и решала вопросы сотрудничества с другими странами.
Иностранное ведомство переформировалось из Поместного приказа и решало земельные вопросы. Служба регистрировала владения и поместья, движение собственности от одного хозяина к другому, выдавала государственные площади в пользование. Отдел занимался конфискацией наделов и другими спорными вопросами. До 1727 года служба располагалась в Москве, но затем переместилась в Санкт-Петербург.
Берг и Мануфактур-капитул
Берг-коллегия стала самостоятельной структурой для контроля работы горно-рудной и тяжелой промышленности. Ее рабочие центры находились в Сибирском и Уральском регионе. При Петре 1 ведомством управлял Брюс Я. В. Коллегия совмещала свою деятельность с работой Мануфактур-объединения, поэтому Брюс был назначен руководителем обеих структур. Деятельность направлялась на расширение тяжелой отрасли и увеличение количества заводов.
Мануфактур-объединение создавалось для строительства тканных и текстильных фабрик — основных структурных элементов легкой промышленности. В 1722-м коллегия ликвидировалась, а восстановление произошло только в 1742 году. Аналогичная остановка деятельности случилась в 1779—1796 году. Приказ о ликвидации был подписан в 1806-м.
Коммерц и Камер-собрание
Вначале Коммерц-объединением руководил Апраксин, но затем в руководителях значился Толстой П. А. Следующим был Бутурлин И. Ф. Ведомство решало вопросы, которые возникали в процессе торговых операций. В 1731 году система приняла на себя обязанности Берга, Главного магистрата и Мануфактур-коллегии. Екатерина подписала указ об упразднении службы, но после ее смерти Павел 1 продлил работу объединения до 1804 года.
Камер-служба являлась любимой структурой Петра, так как она решала вопросы, связанные со взиманием налогов. На протяжении всего существования объединение возглавлял Голицин Д. М., затем Кошелев. Последним руководителем был Плещеев А. Л. В 1785 году службу прикрыли, но из-за многочисленных откупов ее вновь открыли в 1797 году.
Штатс и Ревизион служба
Штатс-контора выполняла контроль государственных расходов. Структура организации была скопирована со шведской модели и полностью ее повторяла. Она перешла под управление Сената в 1723 году. Самостоятельность организации возвратила Анна Иоановна в 1730 году. Ликвидировала службу Екатерина 2.
Ревизион-ведомство занималось координацией финансовых потоков в государстве. Управлял работой службы Долгоруков Я. Ф. В последующие годы коллегия перешла под руководство Сената (1723−1725). После возвращения самостоятельного статуса руководил отделением Бибиков И. И. Службу ликвидировала Екатерина 2.
Юстиц-контора и Главный магистрат
Орган Юстиц-коллегии работал в качестве Верховного суда Российской империи и принимал на рассмотрение различные дела. В Петровскую эпоху деятельностью руководил Матвеев А. А., затем его сменил на посту Апраксин П. М. После смерти государя службе вменили дополнительную функцию ведения «крепостной канцелярии».
Главный магистрат формировался в качестве единого объединения для координирования городских управлений отдельных городов. Помимо этого, служба утверждала судебные вердикты гражданского и уголовного характера и контролировала налоговые сборы в населенных пунктах. Президентом ведомства был Трубецкой Ю. Ю., затем служил Долгоруков А. Г. После смерти царя магистрат переименовался в Ратушу. Он прекратил существование в 1795 году.
Коллегии (Российская империя) — это… Что такое Коллегии (Российская империя)?
У этого термина существуют и другие значения, см. Коллегии. Пётр ВеликийКолле́гии — центральные органы отраслевого управления в Российской империи, сформированные в петровскую эпоху взамен утратившей своё значение системе приказов. В 1802 году коллегии были встроены во вновь созданную систему министерств и с её развитием постепенно упразднены.
Причины образования коллегий
В 1718 — 1719 годах проходила ликвидация прежних государственных органов, замена их новыми, более подходящими для молодой петровской России.
Образование Сената в 1711 году послужило сигналом к формированию органов отраслевого управления — коллегий. По замыслу Петра I они должны были заменить неповоротливую систему приказов и внести в управление два новых начала:
- Систематическое разделение ведомств (приказы часто подменяли друг друга, выполняя одну и ту же функцию, что вносило хаос в управление. Иные же функции бывали и вовсе не охвачены каким-либо приказным производством).
- Совещательный порядок решения дел.
Форма новых центральных органов управления была заимствована в Швеции и в Германии. Основой для регламента коллегий послужило шведское законодательство.
Эволюция системы коллегий
Уже в 1712 году была сделана попытка учредить Торговую коллегию при участии иноземцев. В Германии и других странах Европы набирались опытные юристы и чиновники для работы в русских государственных учреждениях. Шведские коллегии считались лучшими в Европе, они и были взяты за образец.
Система коллегий, однако, начала складываться только в конце 1717 года. «Сломать» приказную систему в одночасье оказалось делом непростым, поэтому от единовременного упразднения пришлось отказаться. Приказы либо поглощались коллегиями, либо подчинялись им (например, в состав Юстиц-коллегии вошли семь приказов).
Уже в 1718 году был принят реестр коллегий:
- Иностранных дел (внешняя политика).
- Казённых сборов.
- Юстиц-коллегия.
- Коммерц-коллегия (торговля).
- Штатс-контора (ведение государственных расходов и составление штатов по всем ведомствам).
- Камер-коллегия (управление государственными доходами: назначение лиц, заведовавших сбором государственных доходов, установление и отмена податей, соблюдение равенства между податями в зависимости от уровня доходов)
- Берг-Мануфактур-коллегия (промышленность и добыча полезных ископаемых).
- Ревизион-коллегия.
- Военная коллегия (армия).
- Адмиралтейств-коллегия (флот).
В 1720 году был создан Главный магистрат (на правах коллегии). Этот орган координировал работу всех магистратов и являлся для них апелляционной судебной инстанцией.
Около 1720 года учреждена Юстиц-коллегия Лифляндских и Эстляндских дел, с 1762 года получившая название Юстиц-коллегия Лифляндских, Эстляндских и Финляндских дел, занимавшаяся административно-судебными вопросами присоединённых шведских провинций, а также вопросами деятельности протестантских церквей на всей территории империи.
В 1721 году учреждена Вотчинная коллегия, заменившая Поместный приказ, а в 1722 году Берг-Мануфактур-коллегия разделилась на Берг-коллегию и Мануфактур-коллегию.
В 1726 году учреждена Коллегия экономии.
Коллегиальное управление имело место вплоть до 1802 года, когда «Манифестом об учреждении министерств» было положено начало более прогрессивной, министерской системе.
Генеральный регламент
Деятельность коллегий определял Генеральный регламент, утверждённый Петром I 28 февраля 1720 года (утратил значение с изданием Свода законов Российской империи).
Полное название этого нормативного акта: «Генеральный регламент или устав, по которому государственные коллегии, також и все оных принадлежащих к ним канцелярий и контор служители, не только во внешних и внутренних учреждениях, но и во отправлении своего чина подданнейше поступать имеют».
Генеральный регламент ввёл систему делопроизводства, получившую название «коллежской» по названию учреждений нового типа — коллегий. Доминирующее значение в этих учреждениях получил коллегиальный способ принятия решений присутствием коллегии. Этой форме принятия решений Петр I уделял особое внимание, отмечая, что «все лучшее устроение через советы бывает» (глава 2 Генерального регламента «О преимуществе коллегий»).
Работа коллегий
Сенат участвовал в назначении президентов и вице-президентов коллегий (при назначении президента учитывалось мнение царя (императора)). Кроме них, в состав новых органов входили: четыре советника, четыре асессора (заседателя), секретарь, актуариус (канцелярский служащий, регистрирующий акты или их составляющий), регистратор, переводчик, подьячие.
Президент был первым лицом в коллегии, но он ничего не мог постановить без согласия членов коллегии. Вице-президент замещал президента во время его отсутствия; обычно же помогал ему в исполнении его обязанностей как председателя коллегии.
Заседания коллегий проходили ежедневно, кроме воскресных и праздничных дней. Начинались они в 6 или 8 часов утра, в зависимости от времени года, и продолжались 5 часов.
Материалы для коллегий готовились в Канцелярии коллегии, откуда передавались в Общее присутствие коллегии, где обсуждались и принимались большинством голосов. Вопросы, по которым в коллегии не удалось принять решение, передавались в Сенат — единственное учреждение, которому коллегии были подчинены.
При каждой коллегии состоял прокурор, обязанностью которого было наблюдать за правильным и безволокитным решением дел в коллегии и исполнением указов как коллегией, так и подчиненными ей структурами.
Центральной фигурой канцелярии становится секретарь. На нем лежала ответственность за организацию делопроизводства коллегии, подготовку дел к слушанию, докладывание дел на заседании коллегии, ведение справочной работы по делам, оформление решений и контроль за их исполнением, хранение печати коллегии.
Значение коллегий
Создание системы коллегий завершило процесс централизации и бюрократизации государственного аппарата. Чёткое распределение ведомственных функций, единые нормы деятельности (по Генеральному регламенту) — всё это существенно отличало новый аппарат от приказной системы.
Кроме того, создание коллегий нанесло последний удар по системе местничества, отменённой ещё в 1682 году, но имевшей место неофициально.
Минусы в работе коллегий
Грандиозный замысел Петра I разграничить ведомственные функции и дать каждому чиновнику чёткий план действий, был претворён в жизнь не полностью. Зачастую коллегии подменяли друг друга (как когда-то приказы). Так, например, Берг-, Мануфактур- и Коммерц-коллегии могли выполнять одну и ту же функцию.
Вне сферы контроля коллегий долгое время оставались важнейшие функции — полиция, просвещение, медицина, почта. Постепенно, правда, система коллегий дополнялась новыми отраслевыми органами. Так, Аптекарский приказ, действовавший уже в новой столице — Петербурге, с 1721 года был преобразован в Медицинскую коллегию, а с 1725 года — в Медицинскую канцелярию.
Ссылки
Литература
- Исаев И.А. История государства и права России. — М., 2006.
- Под ред. Титова Ю. П. История государства и права России. — М., 2006.
список и их функции — OneKu
Содержание статьи:Коллегии, созданные Петром 1, были предложены императору теоретиком Лейбницем. Сам Петр задумывал перенесли западноевропейскую систему управления в Россию, обращая особое внимание на опыт Швеции. Именно там устройство власти было коллегиальным.
Введение
До введения коллегий Петра 1 за границу посылались подданные, чтобы изучить особенности подобного устройства. Из других стран в Россию приглашали специалистов, которые содействовали организации новых учреждений. Однако во главе их оказывались всегда россияне.
Вам будет интересно:Заискивать — это что такое: толкование
Виды
Официально коллегии Петра 1 и их функции были определены в 1719 году. В каждой из них имелись свои уставы. Общее число коллегий – 12.
Подчинение
Сенат и коллегии при Петре 1 находились в строгой иерархической цепочке. Последние подчинялись Сенату, но в разной мере. Больше всего самостоятельности было у военной и морской коллегий. В каждой из них имелись свои присутствие, канцелярия.
Отличия
Коллегии Петра 1 позволили сделать ведомственное управление намного проще. Однако на практике нередко обладающие самым большим влиянием лица влияли на ключевые решения, а вот коллегиальные принимались далеко не всегда.
Причины выбора
Весьма закономерным является вопрос, почему коллегии Петра 1 создавались именно по шведскому образцу. Все дело в том, что в те времена образцовой считалась именно система Швеции. Император не видел в российских реалиях подобных примеров. Он принял решение не изобретать особый русский корабль и решил попросту построить эффективный фрегат по западному образцу.
Отправление функций
Вводя коллегии, Петр 1 подразумевал, что решения здесь будут приниматься в ходе совещаний. Но после введения они претерпевали постоянные изменения, и к концу правления императора их осталось всего 10.
Изначальная идея совещательных решений оказалась погребенной под влиянием сильнейших членов коллегий. Причина крылась в том, что коллегиальность не документировалась строго. Сам Петр считал, что наличие большого количества членов в органах власти приведет к тому, что беззаконие будет сложнее скрыть. Ведь одному человеку намного проще нарушить закон, чем делать это на глазах у многих: хоть один, но способен его выдать.
По царской задумке, каждое дело должно было решаться большинством голосов. В коллегиях заседали и иностранцы. Они считались специалистами своего дела, и их к власти привлекали, чтобы русские начинающие управленцы учились у опытных товарищей. Иностранцам путь в президенты коллегий был закрыт указом Петра. Однако вице-президентами становились иноземцы.
Введение коллегиальной системы фактически ликвидировало Приказы. Большинство новых учреждений функционировало на протяжении долгого времени: они исчезали только в ходе реформ Екатерины II и Александра I. Петр подписал указ о создании коллегий в 1719 году. Реализация же его задумок имела тенденцию затягиваться.
Президента для каждой коллегии назначал непосредственно Сенат. То же касалось и вице-президента. Президент не мог принимать решений без совещаний и участия членов коллегий. Заседали нововведенные органы каждый день, за исключением праздников и воскресенья. Обычно заседания длились по 5 часов. В каждой коллегии был прокурор, обязанностью которого являлось следить за тем, чтобы дела решались исправно.
После петровской реформы функции органов власти оказались четко разграниченными. Это отличало государственный аппарат от прошлого с приказной системой. Недостатком системы стал тот факт, что функции некоторых коллегий смешались на практике: одни могли спокойно заниматься делами других. Кроме того, без внимания оставались полиция, медицина и почта. И в конечном итоге приходилось продолжать реформу в 1720-е годы, вводя дополнительные приказы для этих сфер.
Источник
Колледж Святого Петра — Университет Саскачевана
Перейти к основному содержанию Санкт-ПетербургПетровский колледж Переключить меню Ищите U of S Поиск- P AWS
- Почему SPC?
- Ученики
- Академики
- Деньги
- Планы проживания и питания
- Студенческая жизнь
- FAQ
- Иностранные студенты
- Библиотека
- Академический центр передового опыта
- 3G: Руководство по хорошим оценкам
- Ускоренная стипендия 2020
- О св.Петра
- Наш кампус
- Заявление о миссии и видении
- г.Совет управляющих Петровского колледжа
- Послание Президента
- г.История Петра
- г.Крест Петровского колледжа
- г.Политика колледжа Петра
- Работа
- Выпускников
- Свяжитесь с нами
- Вернуть Санкт-ПетербургуПетровский колледж
- Как добиться успеха
- Признавая вашу щедрость
- Отзывы
- События
- Ссылка на здоровье
- Программы Head Start
- Граница возможностей 2019
- Волонтерство
- ПРЕДСТАВЛЕНИЕ: Общество 2020
- 2019 Написание отпусков
Обзор университета Святого Петра — информация о колледже
Если вы хотите узнать больше об университете Святого Петра, например о том, какие специальности он предлагает, насколько он разнообразен, насколько хорошо он занимает место и многое другое, это ваш универсальный ресурс. Хотите глубже изучить конкретную характеристику? Просто нажмите на его плитку, и вы попадете на более подробную страницу на рисунке. Кроме того, вы можете использовать ссылки ниже, чтобы быстро перейти к любому разделу на этой странице.Насколько высок рейтинг университета Святого Петра?
Рейтинг 2020
College Factual анализирует более 2000 колледжей и университетов в своих ежегодных рейтингах и ранжирует их по разным критериям, включая самые разнообразные, лучшее общее качество, лучшее для нетрадиционных студентов и многое другое.
Университет Святого Петра получил 5 значков в рейтинге 2020 года. Высшая квалификация в школе — это национальная безопасность, правоохранительные органы и пожаротушение.
Общее качество
College Factual поставил колледж Святого Петра на 860-е место из 1727 колледжей и университетов страны в своем списке лучших колледжей 2020 года. Это улучшение по сравнению с предыдущим годом, когда колледж Святого Петра занимал 927-е место в списке лучших колледжей.
Из 32 колледжей Нью-Джерси Колледж Святого Петра занимает 19-е место.
Посмотреть все рейтинги для Saint Peter’s University.
Трудно ли поступить в колледж Святого Петра?
Скорость приема
Университет Святого Петра принимает 91% студентов, поэтому поступить в эту школу легче, чем в некоторые другие. Тем не менее, сотрудники приемной комиссии внимательно изучат ваше заявление, чтобы убедиться, что вы подходите для поступления в колледж Святого Петра.
Средние результаты тестов
Около 86% студентов, принятых в колледж Святого Петра, сдали свои результаты SAT.При рассмотрении от 25-го до 75-го процентиля результаты SAT по доказательному чтению и письму варьировались от 470 до 560. Баллы по математике составляли от 460 до 550.
Результаты SAT по чтению и письму для Университета Святого Петра (470-560)
Результаты SAT по математике для Университета Святого Петра (от 460 до 550)
Колледж Святого Петра получил баллы ACT от 11% принятых студентов.При рассмотрении от 25-го до 75-го процентиля баллы ACT Composite варьировались от 17 до 23.Составные баллы ACT для Университета Святого Петра (от 17 до 23)
Узнайте больше о приеме в Университет Святого Петра.
Факультет Университета Святого Петра
Соотношение студентов и преподавателей
Соотношение студентов и преподавателей в Университете Святого Петра в среднем составляет 13: 1.Это соотношение часто используется для оценки того, сколько студентов может быть в среднем классе и сколько времени преподаватели будут проводить со своими учениками на индивидуальном уровне. Среднее значение по стране для этого показателя составляет от 15 до 1.
Процент штатных преподавателей
Еще одним показателем, который часто используется для оценки степени доступа студентов к своим профессорам, является количество преподавателей, работающих полный рабочий день. Идея здесь в том, что преподаватели, занятые неполный рабочий день, как правило, проводят меньше времени в кампусе, поэтому они могут быть не так доступны для студентов, как преподаватели, работающие полный рабочий день.
Доля преподавателей, работающих полный рабочий день, в Университете Святого Петра составляет 37%. Это ниже, чем в среднем по стране (47%).
Процент штатных преподавателей 37 из 100
Остальные и выпускные в Университете Святого Петра
Удержание первокурсников
Университет Святого Петра удерживает 82% первокурсников. Это хороший знак того, что студенты очной формы обучения настолько любят школу и своих профессоров, что захотят остаться еще на год.Это также признак того, что приемная комиссия хорошо поработала над отбором абитуриентов, подходящих для школы.
Удержание первокурсников 82 из 100
Выпускной курс
Когда дело доходит до своевременного завершения учебы, у тех, кто хочет получить степень бакалавра в колледже Святого Петра, показатель выпуска за четыре года составляет 36%. Это сопоставимо с нат
.