Подчинительные союзы — список и таблица
Подчинительные союзы и союзные слова являются связующим звеном между главным и зависимым предложением в сложноподчиненном предложении (СПП). Приведем список союзных слов и подчинительных союзов в зависимости от того, какую по смыслу придаточную часть они присоединяют.
Подчинительные союзы
Части сложноподчиненного предложения синтаксически неравноправны. Между ними существует подчинительная связь. Одно предложение является главным, а второе — зависимым.
Сложное предложение, в котором одно простое предложение подчинено другому и связано с ним подчинительным союзом или союзным словом, называется сложноподчиненным.
В сложноподчиненном предложении подчинительная связь между главной и зависимой частью выражается с помощью синтаксического вопроса, задаваемого к зависимому предложению, и подчинительного союза.
Узнаем из таблицы, какие бывают подчинительные союзы в зависимости от смысловых отношений между главной и придаточной частью сложного предложения.
Между частями сложноподчиненного предложения существуют изъяснительные, пространственно-временные, причинно-следственные, уступительные, сравнительные и другие отношения.
Необходимыми элементами в структуре сложноподчиненных предложений являются союзные слова и подчинительные союзы.
Типы подчинительных союзов | Выражаемые отношения | Примеры |
---|---|---|
Изъяснительные | Выражают отношения пояснения | Что, чтобы, как и др. |
Временные | Выражают временные отношения | Когда, как только, лишь только, едва, только, лишь, прежде чем, с тех пор как, пока, пока не, после того как, до тех пор пока, по мере того как, после того как и др. |
Причинные | Выражают причинные отношения | Потому что, так как, ибо, вследствие того что, благодаря тому что, ввиду того что, оттого что, в связи с… |
Условные | Выражают условные отношения | Если, коли, раз, ежели, кабы. |
Целевые | Выражают целевые отношения | Чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы и др. |
Сравнительные | Выражают сравнительные отношения | Как, словно, будто, как будто, точно, чем, нежели, подобно тому как, как если бы и др. |
Уступительные | Выражают уступительные отношения | Хотя, не смотря на то что, пускай, пусть и др. |
Следственные | Выражают следственные отношения | Так что. |
Подчинительные союзы делятся на следующие группы:
1. изъяснительные (примеры) — что, чтобы, как, как бы, будто, будто бы
Юра вздрагивал, и ему то и дело мерещилось, будто мать аукается с ним и куда-то его подзывает (Борис Пастернак. Доктор Живаго).
Она просидела до самого света, вовсе не была утомлена и внутренне жалела, чтобы ночь протянулась как можно дольше (Н. В. Гоголь. Тарас Бульба).
2. временные (примеры) — когда, как, едва, лишь, лишь только, как только, пока, пока не, в то время как, после того как, перед тем как, с тех пор как, по мере того как и др.
Пока продолжались эти разговоры, наступила ночь (Жюль Верн. Дети капитана Гранта).
Варенуха чиркнул какую-то закорючку в тетради у женщины и, лишь только дверь за ней захлопнулась, вскрыл квадратик (М. Н. Булгаков. Мастер и Маргарита).
3. сравнительные (примеры) — как, будто, словно, точно, как будто, как если бы, подобно тому как и др.
Слезы беспомощности и обиды катились у него по щекам, словно все горести долгих восьмидесяти семи лет отразились на его опечаленном лице (Джек Лондон. Алая чума).
Под сводами стали летать какие-то звуки, точно проснулись демоны (М. Н. Булгаков. Белая гвардия).
4. целевые — чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы, для того чтобы, лишь бы и пр.
На листах брошюры лежали куски гранита, чтобы они не разлетелись (Борис Пастернак. Доктор Живаго).
Кто, в минуту гнева, не требовал от них роковой книги, дабы вписать в неё бесполезную жалобу на притеснение, грубость и неисправность? (А. С. Пушкин. Повести Белкина).
5. причинные — потому что, оттого что, так как, поскольку, ибо, ввиду того что, благодаря тому что, вследствие того что, в связи с тем что, из-за того что и др.
Поскольку они говорили тихо, я не стал прислушиваться (Анатолий Рыбаков. Каникулы Кроша).
Должно быть, молодой человек взглянул на неё каким-то особенным взглядом, потому что и в её глазах мелькнула вдруг прежняя недоверчивость (Ф. М. Достоевский. Преступление и наказание).
Но всё же я не вернулся домой, так как мне было стыдно показаться на глаза близким (Даниель Дефо. Робинзон Крузо).
6. условные — если, ежели, если бы, кабы, раз и др.
Но уж раз вы приобрели эти акции, то держитесь за них (Джек Лондон. Сердца трёх).
Разговор их был, вероятно, другой, ежели бы они говорили не при звуках песни (Лев Толстой. Война и мир).
7. уступительные — хотя, пусть, пускай, даром что, несмотря на то что, невзирая на то что
Вообще его любили, хотя и почитали гордым (А. С. Пушкин. Повести Белкина).
Всю ночь я проспал крепким сном, несмотря на то что шёл дождь (Даниель Дефо. Робинзон Крузо).
8. следствия — так что
Веревка была длиною почти во всю комнату, так что один только противуположный угол мог быть безопасным от нападения страшного зверя (А. С. Пушкин. Дубровский).
Но расстояние между телеграфными столбами по этой дороге шестьдесят ярдов, так что высчитать скорость ничего не стоит (Артур Конан Дойль. Записки о Шерлоке Холмсе).
Рон крепче сжал руль, так что побелели костяшки пальцев (Джоан Роллинг. Гарри Поттер и тайная комната).
Союзные слова
В сложноподчиненном предложении в роли подчинительных союзов выступают слова самостоятельных частей речи — местоимения и наречия. Относительные местоимения и относительные местоименные наречия называют союзными словами.
В отличие от союзов, слов служебной части речи, они выполняют роль союза и в то же время остаются полноправными членами предложения.
Союзные слова | |
---|---|
Относительные местоимения | Что, кто, какой, который, каков, чей, сколько |
Местоимённые наречия | Где, как, когда, куда, откуда, почему |
Меня спросили, кто я такой, сперва по-португальски, потом по-испански, потом по-французски, но ни одного из этих языков я не знал (Даниель Дефо. Робинзон Крузо).
- (Кто?) я — это подлежащее;
- (что говорится обо мне?) кто такой — составное именное сказуемое.
Перечислим союзные слова — местоимения:
- кто;
- что;
- какой;
- каков;
- который;
- чей;
- сколько (сколь).
Примеры предложений с союзными словами — местоимениями
Разрешите полюбопытствовать, кто имеет честь быть первым? (Артур Конан Дойль. Собака Баскервилей).
Берлиоз тоскливо оглянулся, не понимая, что его напугало (М. Н. Булгаков. Мастер и Маргарита).
Бывало барин, какой бы сердитый ни был, при ней утихнет и милостиво со мною разговаривает (А. С. Пушкин. Повести Белкина).
Ответа не было, кроме того общего ответа, который дает жизнь на все самые сложные и неразрешимые вопросы (Лев Толстой. Анна Каренина).
Но каков этот срок, не знал и узнать не мог (Анатолий Рыбаков. Дети Арбата).
Неужели он обречен на гибель, этот юноша с прекрасным сильным телом, юноша, чей голос звучит, как призыв горна и звон оружия? (Джек Лондон. Железная пята).
А вот поди же ты, сколько в ней еще неиспорченного, детского (Борис Пастернак. Доктор Живаго).
Но он вошел уже в такой раж, что не замечал, сколь тщетны его усилия (Джек Лондон. Сердца трех).
Союзными словами являются местоименные наречия:
- где;
- зачем;
- как;
- когда;
- куда;
- откуда;
- отчего;
- почему;
- насколько.
Примеры предложений с союзными словами — наречиями
Богатое собрание пистолетов было единственной роскошью бедной мазанки, где он жил (А. С. Пушкин. Повести Белкина).
Догадывались, зачем царь позвал во дворец (Алексей Толстой. Пётр Первый).
Неизвестно, как он это делал, но только нос его звучал, как труба (Н. В. Гоголь. Мёртвые души).
А когда он их открыл, увидел, что все кончилось, марево растворилось, клетчатый исчез, а заодно тупая игла выскочила из сердца (М. Н. Булгаков. Мастер и Маргарита).
Он не соображал, куда он шагает, широко раскидывая ноги, но ноги прекрасно знали, куда несли его (Борис Пастернак. Доктор Живаго).
Двое уже ехали вперед к месту, откуда должны были пускать (Лев Толстой. Анна Каренина).
Мод выпустила его руку, отчего пальцы его слегка разжались и карандаш выпал (Джек Лондон. Морской волк).
Тут он потерял терпение и начал роптать, почему его всегда заставляют делать то, что он не хочет (Марк Твен. Приключения Тома Сойера).
Юра понимал, насколько он обязан дяде общими свойствами своего характера (Борис Пастернак. Доктор Живаго).
Как отличить союзы от союзных слов
Подчинительные союзы не являются членами придаточного предложения, а служат только для присоединения придаточных к главному или другому придаточному.
Например:
Горько думать, что пройдет жизнь без горя и без счастья, в суете дневных забот. (И. Бунин.)
Сравним:
Отец догадывался, что у меня на душе (Даниель Дефо. Робинзон Крузо).
Союзные слова не только прикрепляют придаточные предложения к главному (или другому придаточному), но и являются членами придаточных предложений.
Например:
Осенью птицы улетают в такие края, где всегда тепло.
Не знаю, зачем он это сделал.
В данных предложениях союзные слова «где» и «зачем» являются обстоятельствами.
russkiiyazyk.ru
Сочинительные союзы ( связывают: 1 — однородные члены 2 – простые предложения в сложное – сложносочинённое) | |
Соединительные | и, да(=и), ни-ни, тоже, также |
Противительные | а, но, да (=но), зато, однако, же |
Разделительные | или, либо, то-то, то ли … то ли, не то … не то |
Подчинительные союзы (связывают простые предложения в сложное – сложноподчинённое) | |
Изъяснительные | как, чтобы, что, будто |
Временные | Когда, как, как только, между тем как, лишь, лишь только, едва лишь, пока |
Причинные | Ибо, потому что, оттого что, так как, из-за того что, благодаря тому что, вследствие того что, в связи с тем что |
Целевые | Чтобы (чтоб), дабы, для того чтобы, с тем чтобы |
Условные | Если, если бы, ежели, ежели бы, коли (коль), когда, когда бы, раз |
Уступительные | Хотя (хоть), хотя бы, пусть, даром что, несмотря на то что, невзирая на то что |
Сравнительные | Как, как бы, как будто, будто, будто бы, словно, словно как, точно |
Следствия | Так что |
nsportal.ru
Методическая разработка по русскому языку в 9 классе на тему «Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении.»
Подчинительные союзы и союзные слова
в сложноподчиненном предложении.
Ход урока.
I. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Выявление места и причины затруднений.
Цель: Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий, организация анализа учащимися возникшей ситуации и выявление места и причины затруднения, осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.
— Доказывая, что предложения из домашней работы сложноподчиненные, вы сказали, что части связываются подчинительными союзами или союзными словами. Если бы сейчас вам предложили задание определить, чем является выделенные слова в этих предложениях — союзами или союзными словами,- смогли бы вы успешно выполнить это задание? (Нет)
— Почему? (Не знаем, что такое союзные слова)
— Какова будет тема урока? Слайд (Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении)
.— Чему вы хотите научиться на уроке? (Научимся отличать подчинительные союзы и союзные слова)
III. Построение проекта выхода из затруднения. Реализация построенного проекта.
Цель: построение проекта выхода из затруднения, выбор способа и средств его реализации, построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.
1. Исследование. По ходу работы заполняется таблица «Отличие союза от союзного слова».
Слайд 4
Подчинительный союз | Союзное слово ….. |
1. Можно изъять из предложения: смысл предложения не изменится. | 1. Можно поставить вопрос, является членом предложения. |
2. Можно заменить контекстным союзом-синонимом. | 2. Можно заменить словом самостоятельной части речи, словом(-ами) из главной части предложения. |
3. Не может быть выделен логическим ударением | 3. Произносится с ударением. |
— Как вы думаете, с чего можно начать исследование, предмет которого – союз и союзное слово? ( С известного. Мы знаем, что такое союз).
— Что мы знаем о союзе? ( Служебная часть речи, которая связывает о/ч или части сложного предложения. Союз не имеет морфологических признаков, он может быть простым или составным, с т.з .словообразования – производным или непроизводным. Союз не выполняет самостоятельной синтаксической функции)
— Давайте попробуем воспользоваться информацией о том, что союз не является членом предложения. Он входит в смысловую структуру предложения? (Нет). Его можно без ущерба для смысла изъять из предложения? (Да) Давайте попробуем изъять средство связи
Слайды 5-10 А многие ребята верят: именно Дед Мороз принес им в новогоднюю ночь подарок и положил его под празднично украшенную ёлку.
— Можно ли заменить слово что заменить синонимичным будто? (Да)
— Еще раз прочитайте предложение, понаблюдайте, падает ли на слово логическое ударение, или слово произносится бегло.
— Какой вывод мы можем сделать на данном этапе?
— Давайте разбираться, что такое союзное слово. Как вы думаете, почему лингвисты назвали слово союзным? (Оно как и союз связывает части сложного предложения)
— Посмотрите на выделенные слова в предложениях: Слайды 11-16 Который час? Кто первый?
Откуда приехали? Определите часть речи (вопросительные местоимения и местоименное наречие).
— Можно задать вопрос к самостоятельным частям речи, местоимениям и наречию? (Да)
— Поработаем с предложением Сам обычай наряжать новогоднюю ель в том виде, в каком он существует сейчас в нашей стране, сравнительно молод.
— Можно задать вопрос к выделенному слову?
— Можно заменить словом(-ами) из главной части предложения?
— Произносится с ударением?
— К какому мы пришли выводу?
— Как отличить подчинительный союз от союзного слова?
IV. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.
1. Работа по учебнику, проговаривание списка наиболее употребительных союзов и союзных слов. (стр. 71)
— Внимательно рассмотрите таблицу, прочитайте наиболее употребительные союзы и союзные слова. Что интересного вы заметили? (Некоторые слова могут быть как союзом, так и союзным словом).
— Умение отличать подчинительные союзы и союзные слова нам необходимо? (Да, его практическая значимость очевидна)
VII. Рефлексия УД на уроке.
Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.
1.Слайд 21 – Что мы сегодня делали на уроке? Вы удовлетворены своей работой? Какие практические умения приобрели? Где они (умения) могут вам пригодиться?
multiurok.ru
Союзы в русском языке — виды и разряды, таблица с примерами
Одним из важных элементов речи в повседневной жизни являются союзы. В русском языке без них очень сложно общаться: ведь, они – связующие элементы в любом тексте. С ними речь становиться более красивой и разнообразной.
Давайте разберёмся, что понимается в нашем языке под этим термином. Какие слова можно отнести к ним, каковы их функции.
Рассмотрим, какие бывают типы и разряды этой части речи, узнаем основные особенности. Составим план разбора этих слов в качестве определенной категории речи и сделаем разбор на конкретном примере.
Определение и функционал
Русский язык богат разными видами слов-помощников. Одной из таких базовых категорий речи являются союзы.
Суть этого термина заключается в следующем: ими можно назвать слова, соединяющие различные повторяющиеся элементы в отрывке, его отрезки, несколько различных предложений.
Это своеобразные слова-связки.
Важно знать: слова этой категории не изменяются и не должны быть элементами (членами) предложения!
Виды союзов
Классификация таких терминов происходит, как правило, по 3 направлениям. Рассмотрим по отдельности каждое.
По синтаксическим признакам
Эти слова соединяют фрагменты сложносочиненных или сложноподчиненных предложений. Разберем по отдельности каждый тип.
Сочинительные
Их еще называют сложносочинительные. Эти слова можно употреблять только при связывании равноправных фрагментов сложного предложения.
Выделяют группы сочинительных слов, некоторые из них приведены в таблице.
Типы | Примеры |
соединительные | и, да |
разделительные | или, либо |
противительные | да,но |
Подчинительные
Они употребляются следующим образом — один фрагмент сложного предложения находится в подчинении иного. Эти отрезки считаются придаточными.
Выделяют следующие группы таких слов.
Типы | Примеры |
Временные | едва |
Причинные | потому что |
Условные | раз, коли |
Целевые | для того чтобы |
Уступительные | вопреки тому что |
Следствия | так что |
Сравнительные | чем |
Изъяснительные | как |
Иногда элементы 7 подвида легко можно спутать с изъяснительными и другими разрядами этой служебной категории речи. Чтобы не происходило путаницы, следует задавать уточняющие вопросы.
По морфологическим признакам
Они делятся так же просто, как и предыдущий тип на:
- простые (в одно слово) – а, и, но и др.;
- составные (несколько слов) – не только, но и; и другие.
Причем вторые тоже делятся на 2 категории: двойные и повторяющиеся. Чаще всего второй вид является подтипом первого.
К двойным можно приписать: если…да, когда…то…; а к повторяющимся – то…то, ни…ни…
По словообразованию
По тому, как они образованы, их можно поделить на:
- непроизводные – произошли независимо от иных категорий;
- производные – образовались из слов других категорий.
Выделяют такие виды последней разновидности слов:
- сочетание нескольких слов этой категории 1-ого типа;
- указ. слово гл. член предложения + простой союз;
- слово этой категории + обобщающее звено;
- историческое образование.
Алгоритм разбора союза как части речи
Как находить и определять характер союзов в любом тексте написано либо в справочнике, либо в учебнике или сборнике.
План простой:
- Категория речи и значение в тексте.
- Перечисление признаков: синтаксического, морфологического и словообразовательного.
Как это делать, разберем ниже.
Пример разбора по указанному плану
Мы готовили сценку, чтобы хорошо выступить на областном конкурсе театрального искусства. Для того, чтобы было разнообразие, мы включили в концертную программу танцевальные, литературные, игровые и музыкальные номера. Надеюсь, что мы выступим хорошо.
Для наглядности, искомые термины выделены.
- Союз – связывает члены СПП;
- Подчинительный, простой, производный.
- Для того, чтобы
- Союз – связывает члены СПП;
- Подчинительный, составной, производный.
- Союз – связывает однор. члены СПП;
- Сочинительный, простой, непроизводный.
- Союз – связывает члены СПП;
- Подчинительный, простой, непроизводный.
Заключение
Мы узнали, на какие виды подразделяются союзы, чем отличаются сочинительные от подчинительных, на какие подвиды они делятся. Итогом послужит таблица, характеризующая данную часть речи.
1001student.ru
Ход урока | Время | Виды и формы работы | Примечания | I . II III. IV. V. 1.
2. 3. VI | Организационный момент Проверка домашнего задания: Самостоятельно составленные 5 сложносочиненных предложения (слабые учащиеся выписывали из художественных произведений) Лингвистическая разминка Записать слова в три столбика (слова диктуются в случайном порядке)
Работа по теме урока Сообщение темы и цели урока, запись темы на доске и в тетрадях Работа с учебником. Комментированное чтение теоретического материала п.20 и «ПАМЯТКИ» , распечатанной для каждого учащегося (приложение 2) Просмотр презентации (приложение 1, http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2012/05/18/podchinitelnye-soyuzy-i-soyuznye-slova ), чтение примеров. Тренировочные упражнения 3 чел. у доски с карточками: В одном месте мы спугнули несколько пар журавлей, которые с печальным криком полетели дальше. Уже было поздно и темно, когда я снова отворил дверь и стал звать Максимыча. Последней комнатой был кабинет отца, откуда небольшая дверь вела в сени. Остальные – под диктовку, на доске- только схемы: Ясно было, что старика огорчало небрежение Печорина. Когда же на запад умчался туман, урочный свой путь продолжал караван. Только схемы: (самостоятельно) За площадью базар кипел народом, потому что было воскресенье. Чтобы человек искренно полюбил серьёзный труд, прежде всего должно внушить ему серьёзный взгляд на жизнь. Упр. 94 (устно) Упр. 93 (устно)-отметить сложные предложения + разбор по составу. Итог урока Союзы и союзные слова. Их отличия. роль в предложении. Домашнее задание § 20, упр. 93 (1-й абзац+ 4-циово+ схемы сложных предложений) | 3 мин 8 мин 10 мин 17 мин 2 мин | Фронтальный опрос Распределительный диктант Чтение по цепочке Учащиеся сами устно придумывают предложения на основе алгоритма презентации . Чтение по цепочке | Повторение случаев употребления знаков препинания в сложносочиненном предложении. Подготовка к ОГЭ (задания 2-14) Развитие навыков выразительного чтения Умение различать союзы и союзные слова Индивидуальная работа. Дифференцированные задания ( у доски- более сильные учащиеся) Самостоятельная работа Помощь учителя во всех случаях затруднения Развитие навыков выразительного чтения Повторение (состав слова) подготовка к ОГЭ (задания 2-14) Выставление оценок |
nsportal.ru
Урок по русскому языку 9 класс Подчинительные союзы и союзные слова
Урок русского языка в 9 классе по теме: « Подчинительные союзы и союзные слова в СПП»
Цели урока:
углубить знания о строении СПП и постановке знаков препинания в нем;
проанализировать типичные задания ГИА части В;
развивать умения находить главное и придаточное предложения и устанавливать смысловое отношение между ними с помощью вопроса;
научить различать союзы и союзные слова в СПП, совершенствовать пунктуационные навыки;
развивать интеллектуальные умения: анализировать, классифицировать и систематизировать материал по синтаксису сложного предложения;
воспитывать у обучающихся уважительное отношение к урокам русского языка.
Ход урока
I. Организационный момент.
Объявление темы и целей урока.
II. Словарно – орфографическая работа.
(Учащиеся по цепочке комментируют правописание слов с различными видами орфограмм).
— Правописание каких орфограмм мы повторяли?
III. Работа по теме урока.
Актуализация ранее изученного материала о сложном предложении.
— Какие предложения называются сложными?
– Что вам известно о ССП?
— Что вам известно о СПП?
– Какими средствами связываются главное и придаточное предложения? (Подчинительными союзами и союзными словами.)
– Что можно сказать о пунктуации в СПП?
– Какие подчинительные союзы вы знаете? (Записываются союзы на доске)
– Какие союзные слова вам известны?
Задание.
Глядя на предложенные схемы, определите вид сложных предложений.
Запись предложений.
Мы не видели, как ученики подошли к школе.
Я не знаю, как пройти к остановке.
– Чем связаны предложения? (Словом как.)
– В каком предложении на слово как падает логическое ударение?
– Уберите из предложений слово как, какое предложение потеряло смысл?
– Попробуем заменить как на другое слово (Мы не видели, что ученики подошли к школе.)
(По ходу работы делается запись на доске.)
— Какие различия союзов и союзных слов вы знаете?
Вывод:
Союз1. Можно убрать из предложения.
2. Можно заменить другим союзом.
3. Не является членом предложения.
Союзное слово
1. Является членом предложения
2. Падает логическое ударение.
4.Закрепление материала
4.1. Проанализируйте предложения, постройте схемы.
Я верил, что мы достигнем цели. Мы ушли, когда на улице уже стемнело. Чтобы не проиграть ответный матч, команда должна усиленно тренироваться. (Несколько человек у доски).
4.2. Перестройте простое предложение в сложное так, чтобы смысл остался неизменным.
Ребята с восхищением наблюдали за работой сложных машин. – Ребята с восхищением наблюдали, как работают сложные машины.
10 (ПРОВЕРКА)
5. Тестовые задания (учащиеся самостоятельно выполняют задания с последующей проверкой).
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Вечером на веранде мы стали разбирать книги (1) среди (2) которых были любимые мною произведения Дюма, Грина, Скотта (3) а также (4) труды по философии и искусству.
а) 1, 2, 3
б) 1,2,3,4
в) 1,3
г) 2,3
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Многие путешественники (1) после долгого похода (2) во время (3) которого они бывают лишены многих удобств (4) испытывают приятное чувство отдыха в городской квартире.
а) 2, 4
б) 1, 2, 3, 4
в) 1, 2, 3
г) 1, 3, 4
В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
а) Он верил, что душа родная соединиться с ним должна.
б) Теперь особенно было заметно, как он высок ростом, подтянут и широк в плечах.
в) Чаще всего я возвращался, конечно, туда, где сидела девушка.
г) Князь Андрей подошел, погладил ее по голове и спросил отдохнула ли она от дороги.
В каком случае на месте пропуска нужна запятая?
а) По мере того__ как приближалось время отъезда, мне становилось все грустнее.
б) С тех пор как я расстался с деревней__ это раздолье не переставало сниться мне.
в) В лесу было тихо, несмотря на то__ что солнце уже поднялось.
г) Коли ты__ в самом деле__ желаешь мне добра, так отпусти в Оренбург.
6.Тренировочные упражнения.
Спишите сложноподчиненные предложения, вставив необходимый по смыслу простой союз или союзное слово. Расставьте знаки препинания.
1. Известно__ в первый период своего творческого пути Пушкин был любим соотечественниками. 2. В высшей степени важно__ дети приучались еще с юных лет работать. 3. Чувство гуманности оскорбляется__ люди не уважают в других человеческого достоинства… 4. Напрасно Афанасий Иванович шутил и хотел узнать__ она так загрустила. 5. И лица их были такие измученные__ эти люди несли на себе непомерную тяжесть.
7. Выделите главное и придаточное предложения. Обратите внимание на знаки препинания.
1.Было так темно, что на самом близком расстоянии невозможно было определить предметы (Л. Толстой). 2. Солнце ярко блеснуло ему в глаза, так что больно стало глядеть (Достоевский). 3. Хотя снегу не было сверху, над головой не виднелось ни одной звездочки (Л. Толстой). 4. Медведь так полюбил Никиту, что, когда он уходил куда-нибудь, зверь тревожно нюхал воздух (Горький). 5. Дня через три пришел ко мне Афанасий и спросил, не надо ли послать за доктором (Чехов). 6. Я зачитался до того, что, когда услыхал звонок колокольчика на парадном крыльце, не сразу понял, кто это звонит и зачем (Горький).
8. Выполнение упражнение из учебника.
IV. Подведение итогов урока.
– Что вы узнали о СПП?
– Назовите средства связи в СПП?
– Как различать союзы и союзные слова.
Комментирование оценок.
V. Домашнее задание.
infourok.ru
План-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему: Открытый урок: «Подчинительные союзы и союзные слова»
Цели урока: 1).обучающая: углубить понятие о сложноподчинённом предложении;
закрепить главные признаки, по которым выделяются
придаточные предложения; освоить связи придаточного
предложения с главным, совершенствуя пунктуационные
навыки; составлять схемы сложного предложения и
производить пунктуационный разбор;
2).воспитательная: воспитание интереса к слову, как средству общения,
источнику получения информации; связь изучаемого с
жизнью;
3).развивающая:умение составлять монологическое высказывание на
лингвистическую тему; развитие орфографической и пун-
ктуационной зоркости.
Ход урока.
I.Лингвистическая разминка.
1.Словарно-орфографическая работа.
Задание: записать слова, выделив орфограммы.
Участник, прочувствованный, расчёт, карьерист, адъютант, искусство, артиллерист, интеллигентный, возлагать, искусный, рассчитать, притворяться, прибытие, бескорыстный, безыдейный, асфальтированный, гигантский, антигуманный, расспросить, оптимист.
2.Работа со словарём.
Задание: дайте лексическое толкование слов, подберите синонимы и составьте с ними сложные предложения.
Комментарий, популярный.
II. «Слепая таблица».
Задание: посмотрите на таблицу и заполните пустые её участки по теме: «Сложное предложение», соединив клетки стрелочками.
III.Устная работа с предложениями.
Задание: дайте характеристику следующим предложениям по таблице.
1).Земля благодарит земледельца урожаями за то, что он трудится.
2). Всё прекрасное на земле от солнца, и всё хорошее – от человека.
3). Труд человека кормит – лень портит.
IV. Расскажите о сложносочинённом и сложноподчинённом предложениях, аргумен-
тируя свои высказывания примерами.
— в это время учащийся работает у доски по карточке.
Карточка.
Задание: расставьте знаки препинания, составьте схемы предложений, расскажите о месте придаточного предложения по отношению к главному.
1).Человек-труженик человек-патриот бережно относится к природе чтобы она стала ещё более могущественной и прекрасной.
2).Каждый молодой боец которого прославила страна за его ударный труд никогда не должен терять почву под ногами.
V. Творческий диктант.
Задание: запишите предложения, расставив знаки препинания.
1). «Слово о полку Игореве» уникальное художественное произведение повествующее о воинских подвигах русичей в защиту родной земли.
— Переделайте предложение так, чтобы оно стало СПП. Запишите, подчеркните граммати-
ческие основы. Начертите его схему.
2).Над Русью нависла грозная опасность новых разрушительных вторжений и автор «Слова…» призывает к сплочению всех русских князей.
— Составьте схему предложения. Замените его СПП предложением.
— Чем прикрепляется придаточное предложение в первом сложном предложении и во втором?
VI. Работа с таблицей «Подчинительные союзы и союзные слова в СПП». (теория п.206).
Задание: прочитав параграф учебника и рассмотрев таблицу, расскажите о различии союзного слова от союза.
VII.Тренировочные упражнения.
1.Упр.68 (комментированное письмо).
2.Работа с опорным конспектом. (Практика с.41).
3.Упр.73 (выборочный диктант).
4.Анализ предложения.
Я увидел, появившееся на краю неба, белое облачко, которое принял сперва за отдалённый холмик.
— сделайте полный синтаксический разбор данного предложения.
5.Редактирование предложений.
1).На подоконнике лежало несколько игрушек, которые принадлежали малышу, который сейчас был в детском саду.
2).Пассажиры заполнили трамвай, который шёл к заводу, на котором через полчаса начиналась смена.
-Какие способы устранения речевых недочётов вы выбрали?
VIII. Выводы по уроку.
1.Лингвистический эксперимент.
— Докажите, что союзные слова являются членами предложения. Для этого используйте способ расчленения сложной конструкции.
Только творя, мы можем почувствовать всё счастье, которое даёт нам свободный труд.
-Какими словами заменили слово которое? Чем связывается придаточное с главным?
— Используйте способ расчленения другого сложного предложения.
К хуторку, где располагался санбат, подъехали перед самой темнотой.
— Что произошло с союзом где?
— Что нового узнали на уроке?
2.Цифровой диктант.
Задание: под каждой цифрой поставить знак +, если согласен с утверждением, и знак -, если не согласен.
1).Предложения бывают простые, сложные, составные.
2).Независимое предложение в составе СПП называется главным.
3).Подчинительные союзы не являются членами предложения.
4).Главное и придаточное предложения присоединяются при помощи сочинительных союзов.
5).Союзное слово в придаточном предложении можно заменить другим словом.
6).Придаточное предложение может стоять только перед главным или после него.
Д/з: п.205,206, упр.78.
«Сложноподчинённые предложения. Подчинительные союзы и союзные слова».
(русский язык, 9 класс)
Учитель: ИВЛЕВА
Ирина Викторовна
МОУ ООШ д.Бруслановка
Липецкий район Липецкая область
2005 год
nsportal.ru