Политические режимы демократические и антидемократические – —

2. Характеристика демократических и антидемократических режимов

Решая вопрос о классификации политических режимов на разных этапах развития общества, включая современный, и стремясь избежать возможной при этом в силу сложности и противоречивости самого предмета исследования путаницы, представляется целесообразным в сугубо учебных, академических целях исходить лишь из необходимости самой общей классификации политических режимов, а именно из подразделения их только на два вида: демократический и недемократический, или антидемократический, режимы.

Демократические режимы складываются в правовых государствах. Они характеризуются такими методами осуществления государственной власти, которые реально обеспечивают свободное развитие личности, фактическую защищённость её законных прав и интересов. Режим демократического государства выражается в следующем:

  1. Такой режим представляет свободу личности в сфере экономической деятельности, которая составляет основу материального благополучия общества.

  2. Реальная гарантированность личных прав и свобод гражданина, его возможность выражать собственное мнение о политике государства, активно участвовать в различных культурных, научных, профессиональных и других общественных организациях придают высокую нравственность демократическому государству.

  3. Данный режим создает эффективные механизмы прямого воздействия населения страны на характер государственной власти.

  4. В демократическом государстве личность защищена от беззакония, так как её права находятся под постоянной охраной органов правосудия.

5. Демократический режим является следствием реального разделения властей.

6. Демократическая власть одинаково учитывает интересы большинства и меньшинства, индивидуальные и национальные особенности населения.

7. Демократичные методы государственного властвования позволяют преодолевать возникающие социальные противоречия, обеспечивают компромисс между государственными органами и гражданами, между различными социальными группами населения.

8. Основным принципом деятельности демократического государства является плюрализм. В условиях демократического режима действуют различные партии, другие общественные организации, объединения, самодеятельные коллективы, которые поддерживают политику государства.

9. Демократический государственный режим базируется на законах, которые отражают объективные потребности развития личности и общества, поэтому он обеспечивает стабильный правопорядок, низкий уровень преступности, способствует более спокойному разрешению конфликтов между государством и личностью, между различными социальными и национальными группами людей.

2

В рамках демократического политического режима выделяют либеральный,илилиберально-демократический,который был характерен для западных государств в 19 веке, а в настоящее время существует во многих развивающихся странах.

Известны два различных подхода к концепции демократии и, следовательно, демократического режима: либеральные и марксистско-ленинский.

Еще одна главная черта традиционно-либеральной концепции демократии – предпочтение представительной демократии. Конституционность и ограничение политического господства – основные элементы понимания представительной демократии. Воля народа выражается не прямо, а через представителей, избираемых народом. Им она делегируется под ответственность в пределах конституции. Между народом и его представителями устанавливаются отношения, основанные на полномочиях и доверии. Главное здесь – не стирание различия между правителями и управляемыми, а образование реальной основы для принятия решений. Народные представители, и те кто их избирает, одинаково конститутивны. Однако между ними четко проводится грань, — с одной стороны ответственность, с другой, — соучастие, компетентность представителя народа-депутата и полномочия, идущие от избирателя. “Традиционно-либеральная концепция демократии как представительной формы народовластия проводит принцип ответственности при меньшем внимании к принципу соучастия”.

3Именно этот момент либеральной теории подвергается острой критике идентитарной концепции, поскольку, с их точки зрения, народ после избрания своих представителей оказывался под господством последних, самостоятельно принимающих любые решения.

Концепция плюралистической демократии имеет множество положительных сторон. Она обращена к интересам человека, правильно оценивает арбитражную роль государства, механизм принятия некоторых политических решений, хотя трактовка ею распыленности государственной власти и ограничение роли государства лишь арбитражем не могут быть приняты.

Другой влиятельной теорией является теория компромиссной, консенсунсной или социетальной демократии (ее наиболее известный представитель – Дж. Лиджпхарж). Согласно этой теории, в современных развитых странах достигнуто согласие по принципиальным вопросам осуществления политической власти и общественного развития. Разногласия по частным вопросам решаются методом компромиссов, взаимных уступок, консенсуса, чтобы не допустить бесконечные конфликты, которые могут привести к анархии и распаду общества. Эти компромиссы означают перераспределение общественных богатств и политической власти в пользу наименее обеспеченных слоев, главным образом путем соответствующей налоговой политики. Такое перераспределение существует, прежде всего “сверху”, государством, государственной властью.

Концепция социальной демократии в основном отражает положение лишь в части тех развитых государств, где социал-демократия длительное время стояла у власти и имела очень сильные позиции (Австрия, Дания, Норвегия, Финляндия, Швеция и др.). к тому же эта теория преувеличивает значение компромиссов и приуменьшает самостоятельность и силу государственной власти.

Третья современная теория – теория плебисцитарной демократии – была разработана на опыте Франции галлийского периода. Сторонники этой теории считают, что переход к такой форме демократии связан, во-первых, с необычайной сложностью проблем, вставших перед государственной властью в эпоху научно-технической революции, и, во-вторых, с открытиями этой революцией возможности для каждой личности принимать участие путем прямых телекоммуникаций (связей) в важнейших государственных решениях. В условиях плебисцитарной демократии государство должно управлять профессионалами, во главе которых должен стоять мудрый руководитель, непосредственно обращающийся к народу при решении принципиальных вопросов с помощью референдума. “Концепция плебисцитарной демократии правильно учитывает условия научно-технической революции, но принижает значение представительных органов и некоторых других институтов государства, склонна к идеям “вождизма” в государственной политике”.

4

В рамках трех главных теорий есть множество других школ: представительной демократии (она исходит из принятия решений на собраниях, съездах и других форумах всех граждан-избирателей), демократии партий (ее основа – соревнование политических партий за влияние на избирателей и определение политики государства партией, получившей большинство на выборах парламента или президента), популистская демократия (осуществление мероприятий в интересах народа или, по крайней мере, выдвижение соответствующих лозунгов) и т.д.

Антидемократические режимы характеризуются следующими признаками:

  1. Отсутствие, ограничение или ликвидация прав и свобод граждан.

  2. Отсутствие, ограничение деятельности или ликвидация представительных органов государства.

  3. Отсутствие контроля со стороны населения за осуществлением власти, формирование её институтов через закрытые каналы.

  4. Сосредоточение всей полноты власти в руках одного человека (монарха, диктатора), нескольких лиц или одного органа.

  5. Жестокие командно – административные, а иногда и террористические методы осуществления государственной власти, произвол, насилие.

  6. Отсутствие, ограничение деятельности или ликвидации прогрессивных (как правило, оппозиционных) политических партий и общественных организаций.

  7. Политический монизм – господство одной идеологии (религиозной или псевдонаучной), возведённой в ранг государственной.

  8. Отсутствие или ограничение сферы гражданского общества, сферы свободного выражения интересов.

    5

Деспотическийрежим характерен для монархической формы правления, а именно для абсолютистской монархии, когда власть осуществляется исключительно одним лицом, становящимся деспотом. Деспотии возникли в древности и характеризовались крайним произволом в управлении (власть осуществлялась подчас болезненно властолюбивыми лицами), полным бесправием и подчинением деспоту со стороны его подданных, отсутствием правовых и моральных начал в управлении. Деспотический режим встречался в основном в странах Средиземноморья, на Ближнем Востоке, в странах Азии, Африки, Южной Америке, словом, в государствах азиатского способа производства, рабовладельческих обществах, некоторых феодальных странах. Он характерен для ранних этапов развития человеческого общества, государственности. Однако этот режим возникал и может возникать и в некоторых современных государствах в силу исторического своеобразия их развития, личностных характеристик их политических лидеров, монархов, способов борьбы за власть и ее осуществление или подавление противников режима и т. д.

Тираническийрежим — также основан на единоличном правлении. Однако в отличие от деспотии, власть тирана подчас устанавливается насильственным, захватническим путем, часто смещением законной власти, с помощью государственного переворота. Она также лишена правовых и нравственных начал, построена на произволе, подчас терроре и геноциде. Следует учесть, что понятие «тирания» имеет эмоциональную и политико-правовую оценку. Когда речь идет о тирании как политическом режиме, используется именно оценка тех жестких способов, с помощью которых тиран осуществляет захватническую или государственную власть. В этом смысле власть тирана, как правило, является жесткой. Стремясь подавить сопротивление в зародыше, тиранический режим осуществляет казни не только за выраженное неповиновение, но часто за обнаруженный умысел на этот счет. Кроме того, захватчики широко используют и превентивное принуждение для того, чтобы посеять страх среди населения. Овладение территорией и населением другой страны обычно связано не только с физическим и моральным насилием над людьми, но и над теми обычаями, которые существуют у народа. Тиранические режимы можно наблюдать в полисах Древней Греции, в некоторых средневековых городах-государствах.

Тирания, как и деспотия, основана на произволе. Однако если в деспотии произвол и самовластие обрушиваются, прежде всего, на головы высших должностных лиц, то при тирании им подвержен каждый человек. Законы не действуют, поскольку тираническая власть в большинстве своем не стремится их создать.

Фашистскийрежим представляет одну из крайних форм тоталитаризма, прежде всего характеризуемой националистической идеологией, представлениями о превосходстве одних наций над другими (господствующей нации, расы господ и т. д.), крайней агрессивностью. Фашизм, как правило, основывается на националистической, расисткой демагогии, которая возводится в ранг официальной идеологии. Целью фашистского государства объявляется охрана национальной общности, решение геополитических, социальных задач, защита чистоты расы. Главная посылка фашистской идеологии такова: люди отнюдь не равны перед законом, властью, судом, их права и обязанности зависят от того, к какой национальности расе они принадлежат. Одна нация, раса при этом объявляется высшей, основной, ведущей в государстве, в мировом сообществе, а посему достойной лучших жизненных условий. Другие нации или расы, если и могут существовать, то всего лишь как неполноценные нации, расы, они, в конечном счете, должны уничтожаться. Поэтому фашистский политический режим — это, как правило, человеконенавистнический, агрессивный режим, ведущий в итоге к страданиям, прежде всего своего народа. Но фашистские режимы возникают в определенных исторических условиях, при социальных расстройствах общества, обнищании масс. В их основе лежат определенные общественно-политические движения, в которые внедряются националистические идеи, популистские лозунги, геополитические интересы и т. п. Милитаризация, поиск внешнего врага, агрессивность, склонность к развязыванию войн и, наконец, военная экспансия определенным образом отличают фашизм от иных форм тоталитаризма. В настоящее время фашизм в его классической форме нигде не существует. Однако всплески фашистской идеологии можно видеть во многих странах. Фашистские идеологи при поддержке шовинистических слоев населения активно борются за овладение государственным аппаратом либо, по крайней мере, за участие в его работе.

Кроме демократических и антидемократических политических режимов в теории государства и права выделяют переходные режимы. Переходные режимыформируются в результате победы радикальных оппозиционных сил, могут существовать десятилетиями и отличаются либо демократической, либо авторитарной направленностью. Среди них своей спецификой выделяются военные режимы, устанавливаемые в результате военных переворотов. При этих режимах вся власть в центре и на местах принадлежит военным и назначаемым ими чиновникам. Чрезвычайные государственно-правые режимы устанавливаются при попытках государственных переворотов, массовых беспорядках, стихийных бедствиях, экологических и иных катастрофах, угрожающих жизни и безопасности граждан, нормальному функционированию государственных институтов. Они могут распространяться как на всю территорию государства, так и на его отдельные регионы. Введение режима чрезвычайного положения связанно с запрещением митингов, шествий, демонстраций, ограничением свободы печати и других средств массовой информации, приостановлением деятельности некоторых политических партий, передвижения транспортных средств, установлением комендантского часа и т. д.

studfile.net

Политический режим — Обществознание

Понятие политического режима

Политический режим (от лат. regimen — управление) — совокупность способов и средств осуществления государственной власти. Он характеризуется степенью участия граждан в управлении страной, а также уровнем политических свобод в обществе.

Виды политических режимов

Все политические режимы можно разделить на демократические и антидемократические.

Демократический режим

Альбер Камю

“Демократия — не закон большинства, а защита меньшинства.” 

Демократический режим — политический режим, основанный на признании народа в качестве источника власти, его права участвовать в управлении делами общества и государства и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод. Демократический режим основывается на принципах народовластия, свободы и равноправия граждан. В условиях этого режима народ осуществляет власть как непосредственно, так и через образуемые им органы представительной власти. Родиной демократии считается Древняя Греция.1

Уинстон Черчилль

“Лучший аргумент против демократии — пятиминутная беседа со средним избирателем”

Признаки демократического режима:
  1. Регулярное участие народа в формировании и осуществлении государственности власти посредством референдума и свободных выборов.
  2. Решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства.
  3. Неприкосновенность частной собственности.
  4. Свобода средств массовой информации.
  5. Провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека.
  6. Легитимность государственной власти.
  7. «Силовые» структуры (вооруженные силы, полиция, органы безопасности и т. п.) находятся под контролем общества, используются только по прямому предназначению, их деятельность регламентируется законами.
  8. Доминируют методы убеждения, согласования, компромисса, сужены методы насилия, принуждения, пресечения.
  9. Существование гражданского общества с его развитой структурой.
  10. Реальное осуществление принципов правового государства.
  11. В отношении граждан действует принцип «дозволено все, что не запрещено законом».
  12. Политический плюрализм, в том числе многопартийность, соревнование политических партий, существование на законных основаниях политической оппозиции как в парламенте, так и вне его. 
  13. Свобода вероисповедания.
  14. Принцип разделения властей.

Антидемократические режимы

Антидемократический режим — политический режим, для которого характерно отсут­ствие гарантий политических свобод, принципов разделения властей и верховенства права, неприятие демократичес­ких принципов управления, политического плюрализма.

В рамках данного политического режима принято выделять авторитарные и тоталитарные режимы.

Авторитарный режим 

Авторитарный режим — (от лат. autoritas — власть, влияние). Это тот политический режим, который занимает промежуточную позицию между демократией и тоталитаризмом, при котором государственная власть осуществляется одним лицом либо узким кругом лиц (правящей элитой) при минимальном участии населения. История человечества дает нам много примеpoв авторитарных государств. Это и восточные деспотии, и тирании Древнего мирa и абсолютные монархии Средневековья. Распространены авторитарные режимы и в современном мире. B основном oни существуют в развивающихся государствах Азии, Африки, Латинской Америки.
Признаки авторитарного режима:
1. Небольшое число носителей власти. Это может быть один человек, или группа лиц.
2. Неограниченность власти, отсутствие реальных демократических механизмов контроля за ее осуществлением. При этом власть отнюдь не произвольна и может править, опираясь на силу законов. Однако сами эти законы принимаются по усмотрению правящей элиты.
3. Стремление использовать силу для разрешения конфликтных ситуаций. Это не означает, что к силе прибегают автоматически и во всех случаях. Но при авторитаризме алгоритм поведения может быть изменен в любой момент, и тогда власть предержащие прибегают к силе как к последнему доводу в борьбе с политическими оппонентами.
4. Недопущение реальной политической оппозиции и политической конкуренции.
5. Относительная закрытость правящей элиты, назначения сверху, а не конкурентной борьбы в ходе открытых и честных выборов.

Авторитарная государственная власть пытается всячески контролировать жизнь граждан, но не ставит своей задачей переделать устоявшиеся порядки во имя высшей цели. Наоборот, сторонники авторитаризма стремятся сохранить определенные традиции.

Тоталитарный режим

Тоталитаризм (от лат. totalis — весь, целый, полный) — режим, при котором государство осуществляет полный (тотальный) контроль над всеми сферами жизни общества. Термин был введен в политический лексикон лидером итальянских фашистов Б. Муссо­лини.
Адольф Гитлер

“Движению нашему не смогли повредить никакие преследования его вождей, никакая клевета, никакая напраслина. Из всех преследований оно выходило все более и более сильным, потому что идеи наши верны, цели наши чисты и готовность наших сторонников к самопожертвованию — вне всякого сомнения.”

Понятие, обозначающее ряд диктаторских политических систем XX в., основанных на всеобщем проникновении единственной разрешенной идеологии в поли­тическую, экономическую, социальную, культурную подси­стемы общества и на постепенном поглощении общества и отдельной человеческой личности структурами партии — государства. 

Признаки тоталитарного режима:
  1. Политическая цензура и пропаганда в СМИ.
    Б.Муссолини

    «Все в государстве, ничего вне государства, никого против государства.» 

  2. Культ личности, вождизм.
  3. Единственная общеобязательная государственная идеология.
  4. Отсутствие реальных прав и свобод граждан.
  5. Сращивание государственного и партийного аппарата.
  6. Изоляция от внешнего мира (“железный занавес”).
  7. Преследование инакомыслия, создание в общественном сознании образа “врага народа” (внутреннего и внешнего).
  8. Жесткая централизация государственного управления, разжигание социальной и национальной розни. Развязывание террора по отношению к собственному народу.
  9. Командно-административная экономика, отсутствие частной собственности и экономических свобод.
  10. Политический монополизм, подавление региональной самостоятельности и упразднение местного самоуправления.

Стремление к полному контролю над обществом было свойственно многим деспотичным правителям. Поэтому в некоторых источниках к тоталитарным режимам причисляются династия Мурья в Индии (321—185 г.г. до н.э.), династия Цинь в Китае (221-206 г.г. до н.э.). 

Однако наиболее распространена в науке точка зрения, согласно которой тоталитарный режим стал возможен и появился только в XX веке. В наиболее чистом виде тоталитарный режим проявился в СССР при Сталине и фашистской Германии при Гитлере.


Из современных государств — наиболее близка к тоталитарному режиму Северная Корея.

Уильям Гэзлит

“Стремление к власти так же присуще человеку, как и преклонение перед властью над собой. Первое свойство делает из нас тиранов, второе — рабов.”

www.studysocial.ru

понятие, виды, признаки :: SYL.ru

Спарта. Имущественное равенство, внешний вид по строгим нормам, как жилище и нравственность. Дети воспитывались в агелах-стадах, если власть позволила им жить. Антидемократический режим так же древен, как и демократический, точнее, стремление к последнему. Потому что демократия – идеал, к которому общество всего лишь на пути, или утопия, которой никогда не достичь. И справедливым кажется мнение, что всякая демократия имеет свои пределы.

Антидемократический режим тоже без «иммунитета» и не раз был свергнут. Иногда распускался самопроизвольно. Древний Египет, католическая Испания в Средневековье, Пруссия – истоки тоталитаризма как основного контррежима демократии.

Разбирая антидемократические режимы (понятие и виды), будем опираться на мнения политологов и историков. Именно работы этих специалистов являются наиболее авторитетными источниками.

Антидемократический режим: понятие

Чем отличает такой режим от демократии? Проще всего такое определение: антидемократический режим – антипод демократии. При таком состоянии государственной и политической жизни в обществе не работает принцип разделения властей, граждане не влияют ни на какие процессы в государстве, никак не участвуют в управлении страной.

Монополия на власть есть только у элитарной группы или одного правителя, а народ лишен ресурсов контролировать её.

Признаки антидемократического режима

Правитель государства не учитывает мнение граждан, да и не спрашивает вовсе. Методы управления – сугубо диктаторские. Сравнивая демократический и антидемократический режимы, обычно отмечают особенности последнего:

  1. Давление над личностью.
  2. Реальные права и свободы человека не реализованы в полной мере или вовсе речь о них не идет.
  3. Диктатура власти.

Есть, конечно, и множество других, мелких отличий, но это основные.

Виды антидемократических режимов

В этом вопросе мнения теоретиков государства и права разнятся. Одни делят антидемократический режим на два вида: тоталитаризм и авторитаризм. Противоположное мнение основывается на положении, что авторитаризм – это часть тоталитаризма, его разновидность. При тоталитаризме происходит монополизация власти, при авторитаризме — тоже, но здесь значение приобретает фактор политического господства одной личности. Поэтому в противовес демократическому режиму стоит тоталитаризм, выраженный разными формами, но с единой задачей.

Тоталитаризм, несмотря на многовековое свое существование, как понятие оформился в двадцатом веке. Противоположная демократии категория включает виды:

  • авторитарный;
  • деспотический;
  • расистский;
  • фашистский;
  • клирекально-фундаменталистский;
  • военно-полицейский;
  • теократический.

Почему так много? Все просто: эти виды сложились под влиянием узурпаторов власти. На что хватило их фантазии и концепций, то и стало содержанием режима.

Деспотический режим

Его еще называют абсолютистским. Формировался такой режим власти с древности и берет начало от монархической формы правления. Правитель управляет, устрашая народ. Проявление недовольства жестоко подавляется, и меры наказания не аргументированы и неоспоримы.

Этот режим проявился на первых этапах становления государственности на Ближнем Востоке и в Южной Америке.

Тиранический режим

Если власть к правителю-деспоту переходит по наследованию, то тиранический режим достигается через захват власти, переворот и смещение законного правителя. Самый яркий пример – режим Пола Пота в Кампучии. Жертвами его правления стали больше трех миллионов человек.

Власть тирана строится на устрашении и превентивном принуждении. Казни, террор, геноцид – очевидные характеристики режима.

Фашистский режим

Власть в руках партийной элиты, которой управляет диктатор. Большинство борется с меньшинством, к которым могут относиться представители какой-либо расы.

В фашистском государстве граждане объединяются вокруг цели – обретение мирового господства. Для её достижения диктатор требует от народа жертвовать и повиноваться. Пример: попытка построить Третий рейх, предпринятая Германией во главе с Адольфом Гитлером.

Реформы в социальной сфере, направленные на улучшение состояния рынка труда или повышение уровня благосостояния, отвлекают людей от прихода новой морали или религии. В той же Германии нацизм «сплели» с христианством и язычеством.

Фашистский режим в современной истории считается самым жестоким и преступным.

Расистский режим

В некоторых чертах сохранялся в США до второй половины двадцатого века. Люди белой расы провозглашались государством и единой властью, главенствующей над чернокожими. Темнокожих считали второсортными. Вешали таблички «Черным вход запрещен» и судили чернокожих пассажиров автобуса, не уступивших место белому человеку. И все это в то время, когда Юрий Гагарин полетел в космос.

Военно-политический режим

Власть, исповедующая такой режим, приходит через военный переворот. В дальнейшем тоже опирается на армию и полицию. Пример: переворот в Того и Пакистане.

Идейным вдохновителем и исполнителем переворота является военачальник. К нему и переходит после власть. Армия становится не частью власти, а самой властью. Правда, обращается к созданию государственных органов. Но они слишком переплетаются, чтобы стать различимыми. Например, в Индонезии созданные госструктуры в основном состояли из военных.

Самый иллюстрированный военный режим создал генерал Пиночет в Чили. Военная хунта с ним во главе правила больше двадцати лет, сделав своими жертвами тысячи чилийцев.

Власть опирается на насилие, загоняя народ в «казарму».

Теократический режим

Этот режим основывается на «божественном» правлении. Властитель отвечает только перед Богом. Религиозный лидер имеет статус пророка или потомка божества. Например, Микадо в древней Японии считался внуком богини. Аятолла Хомейни и король Иордании Адбалла II – потомки пророков.

Религия проникает и влияет на политику, например, в американских штатах Коннектикут и Массачусетс законы содержали тезисы теократии, а в современных демократиях Италии, Испании и Польше политической силой обладает католицизм.

Черты теократического режима проявляются в политике Бутана, Таиланда – на основе буддизма, в Непале – основой теократии там является иудаизм.

Конечно, Израиль наших дней – не теократическое государство, но раввин обладает исключительным авторитетом и политическим весом.

Однако больше других к теократическому режиму склонны исламские государства. Например, Саудовская Аравия, Кувейт, Катар и Оман. Мусульманами управляют правители, восходящие по родовой линии к пророку Мухаммеду и его соратникам. Священнослужители участвуют в принятии политических решений, создаются фетвы – документы, определяющие правило поведения со ссылками на Коран и Сунну.

Теократический режим страхует экономика, укрепленная нефтедобывающей отраслью.

Фундаменталистский режим

Разновидность теократии. Пример: Иран под правительством Аятоллы Хомейни.

Государство и граждане должны вернуться к истокам ислама и мусульманским ценностям. Режим жесток в выполнении цели и бескомпромиссен в борьбе с безбожниками. Писателя Рушди казнили за «Сатанинские стихи».

Насилие правительства над обществом легитимно, власть имеет индульгенцию на жестокость при попрании «предписаний». В таком режиме Запад – абсолютное зло, считается, что будущее только за мусульманским фундаментализмом.

Клерикально-фундаменталистский режим

Тоже разновидность теократической политической системы. Правители не претендуют на родственную связь с Богом или пророками, но, используя веру, становятся у власти государств. Пример, сначала Египет, позже Сирия, Ирак и Ливия.

Авторитарный режим

Антидемократический политический режим с целью укрепить государство, сохранить его целостность, не допустить сепаратизма и создать эффективную экономику, при сосредоточении всей власти в руках одного человека.

Режим характеризуется централизованным управлением и санкционированным государственным насилием по отношению к гражданам. Он не может существовать без всецелой поддержки полиции или армии. Оппозиция власти недопустима.

Интересы государства важнее интересов личности, нарушение прав человека становится нормой. Однако такой режим зачастую пользуется доверием народа.

Антидемократические режимы в Европе

Когда говорят о примерах недемократического режима, то чаще всего в качестве примера приводят только Советский Союз. Но несправедливо не упоминать диктатуры в Европе. Становление антидемократических режимов в Европе в разные годы было характерно для таких стран:

  1. 30-е годы – Австрия, Испания, Португалия.
  2. В 1926 г. в Польше генерал Пилсудский пришел к власти после переворота. Почти через десять лет в стране отменят парламентскую систему и введут авторитарную военную диктатуру.
  3. Югославия, Румыния и Болгария провозгласили «королевскую диктатуру».
  4. Литва, 1927 г. Анастас Сметона стал «вождем нации», используя поддержку армии и терроризм. Разогнал парламент.
  5. Премьер-министр Латвии добился единоличной власти после госпереворота и провозгласил себя «вождем и отцом нации».
  6. Эстония в середине тридцатых годов отдала власть диктатору Константину Пятсу.

Примечательно, что авторитарные государства сразу же начинают активное экономическое сотрудничество с Германией, пропагандируя милитаризм. Прямо не узнать миролюбивых европейцев, которые решили, что только в войне могут проявить свои лучшие качества: боевой дух и преданность вождю.

Вообще, в то время в демократию искренне не верили и совершенно не стеснялись заявлять о своих сомнениях во всеуслышание.

Уинстон Черчилль говорил, что желание строить демократическое общество отпадет после нескольких минут беседы со средним избирателем. Свежо и высказывание Альбера Камю, считавшего, что демократия охраняет только лишь меньшинство. Известна цитата Иосифа Сталина о монополизации Соединенными Штатами Америки самого понятия «демократия», которое трактуется как власть американского народа. И только его.

www.syl.ru

(5) Политические режимы

Политический режим — способ организации политической системы, который отражает отношения власти и общества, уровень политической свободы и характер политической жизни в стране.

Во многом эти характеристики обусловлены конкретными традициями, культурой, историческими условиями развития государства, поэтому можно говорить, что в каждой стране сложился свой уникальный политический режим. Однако у многих режимов в различных странах можно обнаружить сходные черты.

В научной литературе выделяют два вида политического режима:

Признаки демократического режима:

  • господство закона;

  • разделение властей;

  • наличие реальных политических и социальных прав и свобод граждан;

  • выборность органов государственной власти;

  • существование оппозиции и плюрализм.

Признаки антидемократического режима:

  • господство беззакония и террора;

  • отсутствие политического плюрализма;

  • отсутствие оппозиционных партий;

Антидемократический режим подразделяется на тоталитарный и авторитарный. Поэтому мы будем рассматривать характеристики трёх политических режимов: тоталитарного, авторитарного и демократического.

Демократический режим основан на принципах равенства и свободы; основным источником власти здесь считается народ. При авторитарном режиме политическая власть сосредоточивается в руках отдельного человека или группы людей, однако вне сферы политики сохраняется относительная свобода. При тоталитарном режиме власть жестко контролирует все сферы жизни общества.

Типология политических режимов:

Характеристика политических режимов

Демократический режим (от греч. demokratia — народовластие) основан на признании народа основным источником власти, на принципах равенства и свободы. Признаки демократии следующие:

  • выборность — происходит избрание граждан в органы государственной власти путем всеобщих равных и прямых выборов;

  • разделение властей — власть разделяется на законодательную, исполнительную и судебную ветви, независимые друг от друга;

  • гражданское общество — граждане могут воздействовать на власть при помощи развитой сети добровольческих общественных организаций;

  • равноправие — все имеют равные гражданские и политические

  • права и свободы, а также гарантии их зашиты;

  • плюрализм — господствует уважение к чужим мнениям и идеологиям, в том числе к оппозиционным, обеспечены полная гласность и свобода прессы от цензуры;

  • согласие — политические и другие социальные отношения направлены на поиск компромисса, а не на насильственное решение проблемы; все конфликты решаются правовым путем.

Демократия бывает прямой и представительной. При прямой демократии решения принимаются непосредственно всеми гражданами, имеющими право голоса. Прямая демократия была, например, в Афинах, в Новгородской республике, где люди, собираясь на площади, принимали общее решение по каждой проблеме. Сейчас прямая демократия реализуется, как правило, в виде референдума — всенародного голосования по проектам законов и важным вопросам государственного значения. Например, действующая Конституция Российской Федерации была принята на референдуме 12 декабря 1993 г.

В условиях большой территории прямую демократию слишком сложно реализовать. Поэтому государственные решения принимаются специальными выборными учреждениями. Такая демократия называется представительной, поскольку выборный орган (например, Государственная Дума) представляет избравший его народ.

Авторитарный режим (от греч. autocritas — власть) возникает, когда власть сосредоточивается в руках отдельного человека или группы людей. Обычно авторитаризм сочетается с диктатурой. Политическая оппозиция при авторитаризме невозможна, однако в неполитических сферах, например в экономике, культуре или частной жизни, сохраняются автономия личности и относительная свобода.

Тоталитарный режим (от лат. totalis — весь, целый) возникает, когда все сферы жизни общества контролируются властью. Власть при тоталитарном режиме монополизирована (партией, вождем, диктатором), единая идеология обязательна для всех граждан. Отсутствие всякого инакомыслия обеспечивается мощным аппаратом надзора и контроля, полицейскими репрессиями, актами устрашения. Тоталитарный режим формирует безынициативную личность, склонную к подчинению.

studfile.net

Политический режим — это… Демократический, тоталитарный и авторитарный

Что такое политический режим. Типы политических режимов

Политический режим — это совокупность методов и способов осуществления государственной власти и управления в определенной стране. Простыми словами, политический режим определяет, как власть взаимодействует с обществом: с помощью принуждения и контроля либо с помощью диалога и честных выборов.

Политический режим может быть демократическим либо недемократическим – тоталитарным или авторитарным.

  • Демократия основана на коллективном принятии решений, соблюдении прав и свобод человека.

  • При авторитаризме власть сосредоточена в руках узкой элиты, не допускающей в политику конкурентов.

  • При тоталитаризме государство стремится к полному контролю над всеми сторонами жизни общества и человека.

Задачи любого политического режима — обеспечивать стабильность власти, управляемость граждан, достижение политических целей, реализацию интересов правящей элиты.

Политический режим определяется:

  • Уровнем развития, интенсивностью общественно-политических процессов

  • Развитостью общественно-политических традиций, политическим сознанием и поведением граждан

  • Структурой правящей элиты

  • Состоянием отношений с бюрократией

  • Доминирующим в обществе типом легитимности: традиционным, харизматическим или легальным

Политический режим нельзя путать с формой правления: республикой или монархией. Монархия может быть и авторитарной (Саудовская Аравия), и демократической (Нидерланды). То же самое касается республик: они бывают демократическими (Франция), авторитарными (Китай) и тоталитарными (нацистская Германия).

Демократический режим и его признаки

Демократия — политическое устройство, при котором граждане принимают политические решения коллективно: лично или через избранных представителей.

Демократия основывается на признании народа единственным источником власти. Она предполагает власть большинства, равноправие граждан, верховенство закона, сменяемость власти.

Признаки демократического режима:

  • Назначение лидеров происходит с помощью честных и состязательных выборов.

  • Граждане равноправны.

  • Власть опирается на большинство населения, которое сознательно поддерживает ее.

  • Власть ориентируется на удовлетворение потребностей населения.

  • Правовое государство: разрешено все, что не запрещено.

  • Разделение властей: законодательной, исполнительной и судебной.

  • Многопартийность. Легальная оппозиция.

  • Большой объем прав и свобод граждан гарантирован фактически.

  • Карательные органы строго подчиняются закону.

  • Смешанная экономика: доминирует частный сектор, государство вмешивается в нее лишь опосредованно.

  • Идеология политического плюрализма

Примеры стран с демократическим режимом: Австралия, Германия, Великобритания, США, Индия, Япония.

Авторитарный режим и его признаки

Авторитаризм — это режим, где власть осуществляется при минимальном участии народа. При авторитарном режиме государственная власть сосредоточена в руках одного лица (президента, монарха, премьер-министра) или группы лиц — например, определенной партии, военной верхушки, олигархической группы. Участие иных сил в политической жизни строго ограничено.

Признаки авторитарного режима:

  • Централизация управления, монополизация власти узкой группой лиц.

  • Неподконтрольность власти народу, отсутствие реальной выборности и подотчетности власти населению.

  • Ограничены политические права: особенно деятельность оппозиции и свобода прессы.

  • Нарушается принцип разделения властей. Командный стиль руководства.

  • Власти активно используют репрессии против политических противников.

  • Конституция и демократические права могут существовать на бумаге, но нарушаются в реальности.

  • Доминирует официальная идеология, при этом допускаются другие идейные течения.

  • Правящая партия соединяется с государством.

  • Авторитарный режим прямо опирается на полицию, военных и спецслужбы. Широко используются принуждение и наказание. Карательные органы становятся важным элементом госаппарата.

  • Также авторитарный режим может опираться на другие традиционные общественные институты — бюрократию, церковь и т.п.

  • Обширный госсектор в экономике.

  • Нередко агрессивные установки во внешней политике. Авторитаризм широко использует демагогию, расовые и националистические предрассудки.

Примеры стран с авторитарным режимом: Иран, Китай.

Тоталитарный режим и его признаки

Тоталитаризм — это политический режим, при котором государство стремится к полному, тотальному контролю за всеми сферами жизни общества. Государственная власть сосредоточена в руках одного человека или небольшой группы лиц. «Вождь» опирается на господствующую партию, карательные структуры, люмпенизированные массовые движения.

При тоталитарном политическом режиме права и свободы фактически отсутствуют. Демократические институты вроде парламента могут существовать на бумаге, но в реальности полностью подчиняются верховной власти.

Признаки тоталитарного режима:

  • Государство осуществляет тотальный контроль всех сторон частной и общественной жизни.

  • Власть монополизирована одной политической партией, а в ней — одним лидером с неограниченными полномочиями.

  • Отсутствует разделение властей.

  • Оппозиция запрещена, многопартийности не существует.

  • Права и свободы человека декларируются, но не действуют.

  • Единая идеология обязательна для всех.

  • Отсутствуют плюрализм мнений, свобода слова и собраний.

  • Карательные органы осуществляют политический сыск и репрессии. Режим опирается на тайную полицию, насилие и террор.

  • Централизованная экономика, государственное планирование, милитаризация производства.

  • Милитаризация общественной жизни.

  • Агрессивная внешняя политика, экспансионизм.

Примеры стран с тоталитарным режимом: Северная Корея эпохи Ким Ир Сена, СССР времен сталинизма, нацистская Германия при Гитлере.

Политические режимы. Таблица

Тоталитарный, авторитарный и демократический режим можно отличить по ряду критериев, приведенных в таблице ниже. Источник: И.В. Борзихина. «Политология. Учебное пособие».

Критерии

Политические режимы

Тоталитарный

Авторитарный

Демократический

Законодатель­ство

Система законов мало разработана

Система законов минимальна

Развитая система демократических законов

Полномочия

главы государ-­

ства

Практически не ограничены

Фактически не ограничены

Строго ограничены законом

Представитель­ные органы власти

Марионеточны

Отсутствуют или марионеточны

Имеют широкий круг полномочий

Разделение вла­стей

Формально признается

Отвергается

Реализуется на практике

Полномочия местных органов власти

Формально широ­кие

Минимальные

Максимальные

Партии

Массовая полити­ческая партия одна

Правящая партия огосударствлена

Многопартийность

Идеология

Официальная идеология одна

Господство одной идеологии

Политический плюрализм

Права и свободы

Разрешено только то, что приказано

Разрешено то, что не имеет отношения к политике

Разрешено все, что

не запрещено законом

Карательные органы

Проводят массо­вые политические

репрессии

Осуществляют тайный политический сыск

Строго регламенти­рованы законом

Оппозиция

Отрицается

Запрещена

Действует легально

Характер и ме­ра осуществле­ния власти

Всеобщий, не знающий границ контроль и насилие

Возникновение

неконтролируемых властью областей общественной жизни

Власть осуществля­ется представителя­ми граждан, изби­раемыми в соответ­ствии с законом

Отношение лю­дей к власти, их взаимодействие

Слияние общест­венного сознания с властью

Отчуждение наро­да от власти

Поддержка предста­вителей власти народом

Идеалы поли­тического пове­дения:
1. власти
2. индивида

1. Всемогущество

2. Энтузиазм, кон­формизм

1. Компетентность
2. Послушание, бесправие

1. Соблюдение закона


2. Соблюдение законов

Укажите/выберите политический режим. Примеры заданий

Выпускникам, сдающим ЕГЭ по обществознанию, необходимо знать признаки политических режимов, уметь объяснить разницу между тоталитаризмом, авторитаризмом и демократией.

Разберем ряд заданий из тестов ЕГЭ прошлых лет.

Установите соответствие между политическим режимом и его признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИЗНАКИ

ТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ

А) власть осуществляется замкнутой группой лиц, доступ в которую ограничен для широкого круга людей

Б) гарантировано равенство всех перед законом

В) гражданам предоставляется право на многообразие общественных объединений

Г) власть и порядок ценятся больше, чем права и свободы человека

Д) особая роль в государстве принадлежит таким институтам, как армия и церковь

Е) осуществляется государственный контроль за сферой политики, духовной жизнью общества

1) демократия

2) авторитаризм

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам. Правильный ответ: 211222


Найдите в при­ве­ден­ном списке от­ли­чи­тель­ные черты то­та­ли­тар­но­го политического режима. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) взаимная от­вет­ствен­ность государства и общества
2) монополия го­су­дар­ства на сред­ства массовой информации
3) общеобязательная идеология
4) централизованная си­сте­ма управления экономикой
5) власть под­чи­не­на контролю общества

Правильный ответ: 234

В го­су­дар­стве Z при­ня­та новая конституция, с опре­де­лен­ной пе­ри­о­дич­но­стью про­во­дят­ся выборы. Какая до­пол­ни­тель­ная ин­фор­ма­ция поз­во­лит сде­лать вывод о том, что в го­су­дар­стве Z су­ще­ству­ет то­та­ли­тар­ный режим? Вы­бе­ри­те вер­ные от­ве­ты и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.
1) Основные выс­шие ор­га­ны вла­сти фор­ми­ру­ют­ся на ос­но­ве выборов.
2) Ветви вла­сти кон­сти­ту­ци­он­но разделены.
3) Отдельные ста­тьи кон­сти­ту­ции по­свя­ще­ны пра­вам и сво­бо­дам граждан.
4) Существует еди­ная обя­за­тель­ная по­ли­ти­че­ская идеология.
5) Установлен пол­ный кон­троль го­су­дар­ства над всеми ас­пек­та­ми жизни об­ще­ства и человека.
6) Глава го­су­дар­ства поль­зу­ет­ся авторитетом.

Правильный ответ: 45

В очередных парламентских выборах в стране Z участвовали все зарегистрированные политические партии. По итогам голосования оппозиционные партии получили места в парламенте.
Какому типу политического режима соответствует данная система?
Укажите два признака, по которым Вы это определили.
Опираясь на обществоведческие знания, приведите ещё один признак, характеризующий названный Вами политический режим.

Правильный ответ:
1) В стране Z — демократический режим.
2) В тексте упоминаются следующие признаки демократии:
— многопартийность, политический плюрализм
— свободные конкурентные выборы.
3) Может быть назван дополнительный признак:
— реальная гарантия соблюдения прав и свобод человека
— разделение властей

Суждения о политических режимах. Пример задания

Выберите вер­ные суж­де­ния об осо­бен­но­стях де­мо­кра­ти­че­ско­го по­ли­ти­че­ско­го ре­жи­ма и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.
1) При де­мо­кра­ти­че­ском ре­жи­ме глас­ность яв­ля­ет­ся прин­ци­пом ор­га­ни­за­ции и де­я­тель­но­сти го­су­дар­ствен­но­го аппарата.
2) При де­мо­кра­ти­че­ском ре­жи­ме власть раз­де­ле­на на законодательную, испол­ни­тель­ную и судебную.
3) При де­мо­кра­ти­че­ском ре­жи­ме де­я­тель­ность оп­по­зи­ци­он­ных пар­тий запрещена.
4) В от­ли­чие от по­ли­ти­че­ских ре­жи­мов дру­гих типов, при де­мо­кра­ти­че­ском ре­жи­ме су­ще­ству­ет право вла­сти на взи­ма­ние на­ло­гов и сборов.
5) При де­мо­кра­ти­че­ском режиме, в от­ли­чие от по­ли­ти­че­ских ре­жи­мов дру­гих типов, су­ще­ству­ет право вла­сти на ле­галь­ное при­ме­не­ние силы.

Правильный ответ: 12

Выберите вер­ные суж­де­ния об ав­то­ри­тар­ном по­ли­ти­че­ском режиме.
1) Ав­то­ри­тар­ный режим все­гда уста­нав­ли­ва­ет­ся в ре­зуль­та­те на­силь­ствен­но­го за­хва­та по­ли­ти­че­ской власти.
2) При ав­то­ри­тар­ном ре­жи­ме не со­блю­да­ют­ся или су­ще­ствен­но огра­ни­чи­ва­ют­ся по­ли­ти­че­ские права и сво­бо­ды граждан.
3) Ав­то­ри­тар­ный режим может су­ще­ство­вать в го­су­дар­ствах как с монархической, так и с рес­пуб­ли­кан­ской фор­ма­ми правления.
4) При ав­то­ри­тар­ном ре­жи­ме оп­по­зи­ция под­вер­га­ет­ся огра­ни­че­ни­ям и пре­сле­до­ва­ни­ям со сто­ро­ны дей­ству­ю­щей власти.
5) Ав­то­ри­тар­ные ре­жи­мы впер­вые по­яв­ля­ют­ся в XX веке.

Правильный ответ: 234

Выберите верные суждения о политических режимах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) К признакам политического режима относят процедуры отбора правящих элит и политических лидеров.
2) К признакам политического режима относят порядок распределения власти между различными социальными силами и выражающими их интересы политическими организациями.
3) Тип политического режима определяется состоянием прав и свобод человека.
4) Тоталитарный режим от демократического отличает наличие профессионального аппарата управления (бюрократии).
5) Политическому режиму любого типа свойственна реализация принципа разделения властей.

Правильный ответ: 123

www.anews.com

понятие и виды. Демократические и антидемократические режимы. Политический (государственный) режим современной России.

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 10Следующая ⇒

 

Политический (государственный) режим — это совокупность приемов, способов и методов, с помощь которых осуществляется государственная власть.

1. Демократический режим

· Народовластие

· Прямое или косвенное участие народа в осуществлении государственной власти: народ избирает представительные (законодательные) органы власти, участвует в принятии государственных решений (например, путем референдума), а также контролирует в той или иной мере исполнительную власть.

· Признание за гражданами широких прав и свобод, которые обеспечиваются в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и конституцией данного государства.

· Единственный источник власти — народ.

· Действует всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании.

· Признается и обеспечивается плюрализм во всех сферах общественной жизни: многообразие форм собственности, широкий спектр общественных объединений, многопартийность, мировоззренческая свобода, терпимость к различным взглядам, суждениям.

· В отношениях личности и государства приоритет имеют интересы личности.

 

 

2. Недемократические режимы:

2.1. Деспотический

· Предполагает полный произвол со стороны правителя в управлении государством и одновременно бесправие и безоговорочное подчинение подданных правителю.

 

2.2. Тиранический

· Близок по своим признакам к деспотическому режиму и тоже основан на единоличном правлении и произволе по отношению к подвластным. Особенности этого режима в том, что он устанавливается чаще всего захватническим, насильственным путем.

 

2.3. Тоталитарный

· Означает полноту власти государства, ее всеохватывающий, всеобъемлющий характер. Тоталитарный режим основывается на идее полного господства государства над личностью, над обществом, контроля государства за всеми сторонами жизни общества и отдельного человека. При тоталитарном режиме насаждаются идеи вождизма, культ личности руководителя государства. При этом режиме устанавливается государственный контроль за образованием, искусством, литературой, всей духовной жизнью, государство контролирует средства массовой информации. При таком режиме фактически отсутствует независимая судебная власть.

 

2.4. Фашистский

· Является одной из разновидностей тоталитарного режима. Специфика его в том, что основывается на расистской идеологии, государство всеми средствами и методами обеспечивает юридическое и фактическое господство одной расы над другими. Это, обычно, сопровождается крайне агрессивной, воинственной внешней политикой.

 

2.5. Авторитарный

· Его главная черта состоит в том, что государством руководит узкий круг людей — правящая элита, которая возглавляется лидером и пользуется большими привилегиями и льготами.

 

Современная российская политическая система определяется Конституцией 1993 г. Несмотря на наличие в Основном Законе страны положений, дающих право характеризовать ее как демократическую, в реальной действительности политическая система России во многом не отвечает общепринятым критериям демократии, важнейшие из которых — репрезентативность (представительность) власти, ее ответственность перед обществом, наличие действенного общественного контроля за властью. Аналитики характеризуют эту систему терминами «авторитарная демократия», «режимная система», связывая ее возникновение со слабостью государства и незрелостью гражданского общества. В рамках российской политической системы уживаются как демократические, так и недемократические методы осуществления власти, что позволяет говорить о двойственности современного политического режима.

Вопрос 9. Типы государства.

Типология государства с точки зрения формационного подхода.

Марксистко — ленинская типология государства и права базируется на категории общественно-экономической формации.

Формация – исторический тип общества , основанный на определенном способе призводства. Уровень развития производительных сил определяет материально-техническую базу общества, а производственные отношения , складывающиеся на однотипной форме собственности на средства производства , составляют экономический базис общества , которому соответствуют определенные политические, государственно-правовые и другие надстроечные явления.

Переход от одной общественно-экономической формации к другой происходит в результате смены отживших форм производственных отношений и замены их новым экономическим строем. Качественные изменения экономического базиса закономерно влекут за собой коренные преобразования в надстройке. Этот принцип положен в основу марксистско-ленинской типологии государства и права.

Исторический тип государства, согласно марксистско-ленинской теории, выражает единство классовой сущности всех государств , обладающих общей экономической основой, обусловленной господством данного типа собственности на средства производства. Единство экономического строя различных стран проявляется в господствующем типе собственности на средства производства, а следовательно, в экономическом господстве определенного класса (классов). Тип государства определяется на основании того, какой экономический базис это государство защищает, интересам какого господствующего класса оно служит. При таком подходе государство приобретает сугубо классовую определенность, выступая в качестве диктатуры экономически господствующего класса.

Формационный критерий, лежащий в основе марксистской типологии государства, выделяет три основные типа эксплуататорских государства :

рабовладельческое, феодальное и последний – социалистическое, которое , теоретически, в ближайшей исторической перспективе должно было бы перерасти в общественное коммунистическое самоуправление

2.2. Типология государства с точки зрения цивилизационного подхода.

Понятие цивилизации, лежащее в основе цивилизационной типологии государства, многозначно. Одни ученые это понятие отождествляют с понятием культуры, другие используют его для обозначения определенной ступени развития культуры, третьи противопоставляют данное понятие понятию варварства. Есть и иные трактовки понятия цивилизация.

Наиболее плодотворным, на наш взгляд, является определение цивилизации как эпохи в человеческой культуре, которая следует после эпохи варварства, но содержит варварство в себе, «в снятом виде», в виде «цивилизованного варварства»[1].

Понятие цивилизации в отличие от понятия культуры выражает определенный, исторически ограниченный этап развития человечества.

Возникновение и существование цивилизованного общества связано с эпохой становления и развития товарного производства и обмена и базирующихся на нем классово-антагонистических общественных отношений. Общественное развитие на этой ступени осуществляется в антагонистической форме. «Без антагонизма нет прогресса. Таков закон, которому цивилизация подчинялась до наших дней», — писал К. Маркс.

Характеризуя буржуазную цивилизацию, основоположники диалектического и исторического материализма К. Маркс и Ф. Энгельс отмечали, что она содержит в себе варварство как неизлечимый недуг, как проказу. Поэтому понятие цивилизации можно определить лишь в паре с понятием варварства. В категориях «цивилизация — варварство» выражаются, соответственно, лучшие и худшие образцы и продукты жизнедеятельности общества товаропроизводителей.

Можно выделить три группы отношений, которые определяют цивилизационные характеристики государства и лежат в основе его цивилизационной типологии. В понятии цивилизационного типа государства выражаются обусловленные уровнем развития товарного производства и обмена культурные особенности государств, проявляющиеся: 1) в отношениях между обществом (государством) и природой, 2) в межгосударственных отношениях, 3) в их взаимоотношениях с обществом. В соответствии с этим термин цивилизационный тип государства обычно употребляется в научной литературе в трех значениях, которые, однако, четко не различаются вследствие недостаточной разработанности цивилизационной типологии государства.

Во-первых, понятием цивилизационный тип государства обозначается совокупность признаков государства, отражающих уровень и особенности культуры в сфере взаимодействия общества с природой. Особенности взаимодействия государства (общества) с природой определяются религиозными (идеологическими), географическими, этническими и технико-экономическими факторами. Все эти факторы по-своему влияют на цивилизационные характеристики государства, на его структурные особенности и функции. Однако среди названных факторов основными являются те, которые определяют уровень развития материальной культуры, т.е. технико-экономические факторы. На основе технико-экономических показателей строятся различные варианты цивилизационной типологии государства. Например, различаются государства аграрной, индустриальной и постиндустриальной цивилизации.

Культурные особенности государства зависят в значительной степени и от господствующей в стране религии, а более широко — от сложившейся официальной идеологии. Поэтому цивилизационные типы государства зачастую разграничиваются по религиозному признаку. В современной западной литературе постоянно подчеркивается различие между государствами христианской, мусульманской и других цивилизаций с тем, чтобы «доказать» культурное превосходство государств христианской цивилизации в западном ее варианте перед прочими государствами.

Культурное своеобразие цивилизационных типов государств обусловлено также этническими и географическими факторами. Научная и популярная литература изобилует такими терминами, как, например, государства арабской, китайской, индийской и т.д. цивилизаций; не менее часто встречаются в литературе и такие термины, как государства Средиземноморской, Восточной, Западной и т.д. цивилизаций.

Во-вторых, цивилизационный тип государства рассматривается в науке как категория, отображающая противоположные тенденции в развитии культуры в сфере межгосударственных отношений. Как известно, к концу XIX века произошла смена свободной рыночной конкуренции капиталистической монополией и капитализм вступил в империалистическую стадию своего развития, которая характеризуется господством в экономике и политике монополистического капитала. Наступила эра борьбы империалистических стран за раздел и передел мира, эра мировых экономических кризисов и войн. После первой мировой войны образуются тоталитарные фашистские государства. После второй мировой войны, начиная с середины 50-х годов, человечество вступает в эпоху научно-технической революции. Развертывание НТР сопровождается интернационализацией мировых хозяйственных и культурных связей, ростом взаимозависимости государств и расширением интеграционных процессов.

Вследствие этого возрастает значение международных организаций, увеличивается их число, повышается роль международного права, оно демократизируется. Вместе с тем интернационализация хозяйственных, культурных и других связей на базе всемирных рыночных отношений неизбежно ведет к их сосредоточению в определенных центрах, каковыми являются в наше время США, страны Западной Европы и Япония. Поэтому названные страны используют различные формы межгосударственной интеграции в своих интересах, в целях универсального и глобального закабаления народов всего остального мира. Возникает новая форма тоталитаризма, исключительно гибкая, всеобъемлющая и значительно более мощная и не менее зловещая, чем фашизм. В лице США и его «партнеров» мы имеем дело фактически с настоящим космополитическим (тоталитарным) государством, международным жандармом, диктующим свою волю другим народам в виде так называемых общечеловеческих норм и ценностей, выносящим «приговоры» народам и государствам, нарушающим установленный ими новый международный порядок. Стало быть, в современную историческую эпоху понятие цивилизационного типа служит инструментом выделения в особую категорию передовых демократических национальных и многонациональных государств в целях их противопоставления тоталитарным империалистическим государствам.

В-третьих, термин цивилизационный тип государства обозначает определенные тенденции в развитии человеческой культуры во взаимоотношениях государства с обществом. В условиях товарного производства и обмена неизбежно существование двух тенденций развития взаимоотношения государства с обществом. Первая выражается в существовании различных авторитарных типов государства, в которых государство рассматривается как самоцель, а гражданское общество как казначей, всецело подчиненный ему и лишенный собственной воли[3]. Таковы военно-полицейские, деспотические и другие государства, поглощающие собой гражданскую жизнь людей, как общественную, так и частную. Вторая линия развития взаимоотношений государства с обществом в условиях современного капиталистического товарного производства выражается в усилении независимости общества от государства; она находит свое проявление в либеральных правовых государствах.

Таким образом, упрощенно можно сказать, что цивилизация — это уровень развития общества. При этом учитываются не только экономический, но и другие факторы: образовательный, этнический, религиозный, культурный, географический и др.




infopedia.su

Антидемократический режим: понятие и виды

Что собой представляет антидемократический политический режим? По каким признакам он определяется? Какие особенности имеет? Как происходит становление антидемократических режимов? Вот неполный список вопросов, которые будут рассмотрены в рамках данной статьи.

Что называют политическим режимом?

Это способ организации системы связей, который отражает отношения общества и власти. Важным с данной точки зрения является уровень политической свободы и жизни в государстве. Во многом это обусловлено присутствующей культурой, традициями, историческими особенностями развития страны. Все это привело к тому, что каждое государство может похвастаться своим уникальным политическим режимом.

Но, несмотря на такие особенности, обнаружить сходные черты – дело несложное. Поэтому в научной литературе используют два обобщенных понятия: антидемократический режим и демократический. Они будут рассматриваться параллельно, чтобы с помощью сравнения получить более широкое представление о том, чем же они являются. В качестве технических особенностей необходимо сообщить читателю, что антидемократический режим дополнительно делят на авторитарный и тоталитарный.

Признаки

Чем же характеризуются политические режимы? По каким особенностям можно говорить о том, кто сейчас у власти? Признаки антидемократического режима следующие:
  1. Господствуют беззаконие и террор.
  2. Отсутствует политический плюрализм.
  3. Нет оппозиционных к власти партий.

И в качестве его антипода выступает демократический режим:

  1. Господствует закон.
  2. Существует разделение власти (исполнительная, законодательная и судебная).
  3. Существуют реальные, а не декларативные политические и социальные права и свободы граждан.
  4. Органы государственной власти являются выборными.
  5. Существуют и активно действуют в плане улучшения общественной жизни оппозиция и плюрализм.

Также давайте уделим внимание фундаментальным деталям. При авторитарном режиме политическая власть концентрируется в руках группы людей или конкретного индивида. Но вне политической сферы сохраняется относительная свобода. При тоталитарном режиме всё находится под жестким контролем власти. Это сопровождается большим количеством надзирательных органов. При демократических режимах основным источником власти считается народ. Взаимодействие же строится на принципах свободы и равенства. Так какие особенности имеет антидемократический режим?

Авторитаризм

В данном случае, когда говорят про антидемократический государственный режим, подразумевают теократию, монархизм, неототалитаризм, правление военных или персонифицированную власть. Часто авторитаризм идёт вместе с диктатурой. Реальная политическая оппозиция отсутствует, но в других сферах (экология, медицина и так далее) сохраняется автономия личности. Можно выделить такие особенности:
  1. Власть имеет неограниченный и неподконтрольный гражданам характер и выражается в виде тирании, монархии, военной хунты и так далее.
  2. Опирается на силу. Но не факт, что авторитарный режим будет прибегать к массовым репрессиям. Он даже может пользоваться популярностью среди широких слоев населения. Но в случае надобности могут быть предприняты любые действия, чтобы принудить граждан к повиновению.
  3. Монополизм политической сферы и власти.
  4. Пополнение руководящих кадров проводится благодаря кооптации, а не с использованием механизмов конкурентной борьбы. Также из-за этого есть проблемы с преемственностью и передачей власти.
  5. Отсутствует тотальный контроль над обществом. Это сопровождается определённой степенью невмешательства в сферы вне политики.

Каким бывает авторитаризм

Он делится на целую группу различных направлений со своими особенностями. Могут быть жестко авторитарные, умеренные, либеральные, популистские и национал-патриотические режимы. Каждый из них имеет свои особенности.

Первые три выделяют благодаря различной жесткости осуществления власти. Популистский авторитаризм опирается на массы. Национал-патриотический режим использует объединяющую всех (или большинство) идею построить тоталитарное или демократическое общество. То есть авторитаризм занимает промежуточное положение.

Тоталитаризм

Особенность этого режима – наличие контроля над всеми сферами жизни общества со стороны властей. Причем она является монополизированной (вождём или партией). Также особенностью считается наличие единой идеологии, что является обязательной для всех граждан. Для обеспечения отсутствия инакомыслия используется мощный контролирующий и надзорный аппарат. Широко применяются полицейские репрессии и акты устрашения. Целью тоталитарных режимов по отношению к гражданам является формирование безынициативной личности, которая склонна к подчинению. Под управление и принудительное регулирование попадает вся деятельность граждан. Какие же особенности имеет данный антидемократический государственный режим?

Признаки тоталитаризма

Их можно уместить в четырех пунктах:
  1. Существует единственная массовая партия. Как правило, во главе нее находится харизматический лидер. Также присутствует слияние, интеграция государственных и партийных структур, причем преимущество в аспекте важности имеет последняя.
  2. Централизация и монополизация власти предусматривает, что наиболее важным является лояльность партии к государству. Материальные, религиозные, эстетические и иные ценности вторичны. Причем вследствие этого исчезают границы между сферами жизни, вся страна рассматривается как единый лагерь.
  3. Наличие единой официальной идеологии. Внедряется в сознание благодаря массированному и целенаправленному навязыванию её как единственного верного способа мышления. Особенностью такой идеологии является то, что упор делается на общие ценности (раса, нация, государство, класс или клан). Присутствует нетерпимость ко всякому инакомыслию.
  4. Наличие системы психологического и физического террора. Строится полицейское государство, которое использует принцип «разрешено только то, что было приказано властью».

Вот такие особенности имеют разные виды антидемократических режимов. Но сейчас встретить что-то идеальное невозможно, обязательно присутствуют элементы других политических структур. Поэтому, чтобы понять, чем отличается демократический и антидемократический режим, рассмотрим особенности первого. Конечно, это будет проделано на идеальной модели государства.

Демократия и её признаки

С греческого термин переводится как «народовластие». Жители государства с таким строем считаются основным источником равенства.

Демократия имеет следующие признаки:

  1. Выборность. Граждане избираются в органы государственной власти на равных условиях.
  2. Разделение власти. Существуют законодательная, судебная и исполнительная ветви, которые независимы.
  3. Гражданское общество. Люди могут повлиять на власть, благодаря значительной сети добровольческих общественных организаций.
  4. Равноправие. Все обладают равными гражданскими и политическими правами.
  5. Плюрализм. Чужие мнения и идеологии уважаются. В прессе нет цензуры и царит полная гласность.
  6. Компромиссы. Отношения направлены на то, чтобы найти взаимовыгодное решение. Конфликты исчерпываются правовым путём.

Когда говорят про политические режимы: демократические и антидемократические — то могут быть проблемы с пониманием полученной информации ввиду определённых убеждений и менталитета. Наилучшим образом с этим помогает справиться длительное пребывание на территории определённой страны.

Антидемократический режим: неоднородность и особенности

Ранее уже упоминалось, что режимы различаются по своему характеру. Про антидемократический политический режим говорили ещё во времена античности: тогда популярными были деспотия и тирания. В первом случае подразумевается произвольная и неограниченная власть, которая базируется на самоуправстве. Тирания основывается на единоличном правлении, когда власть узурпируется и внедряются жестокие методы её осуществления. Особенностью данного вида является смещение законного правительства благодаря государственному перевороту с помощью насилия.

Также в рамках практической реализации интерес представляют военные режимы. Они базируются на том, что власть получают реальные руководители вооруженных сил (в качестве альтернативы — спецслужб). Устанавливается она благодаря перевороту, когда действия направлены против правления законных гражданских лиц.

Антидемократические режимы государств такого типа были очень популярны в прошлом столетии (но территориально ограничивались они Азией, Африкой, Латинской и Южной Америкой). После их установления создавался разветвленный военно-полицейский аппарат, куда включались армия, спецслужбы и ряд других органов, чтобы контролировать население, общественные объединения и так далее. Но это только общее понятие антидемократического режима такого типа. Чтобы иметь лучшую информированность, следует отдельно изучать каждый отдельный случай.

Заключение

Вот мы и разобрали, что такое демократический и антидемократический режимы, а также особенности последнего. Увы, но здесь представлена только верхушка информационного айсберга. Чтобы хорошо разобрать понятие антидемократического режима и сопровождающие его аспекты и нюансы, необходимо изучить большой объем специфической, узконаправленной литературы.

fb.ru

0 comments on “Политические режимы демократические и антидемократические – —

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *