Ь после шипящих на конце – Мягкий знак после шипящих на конце слов — Правило

Мягкий знак после шипящих: правила и исключения

Порой мы задумываемся, надо ли ставить мягкий знак после шипящих. Изложим вам правила, гласящие, когда этого делать не следует и когда делать это строго обязательно.

Эти правила отталкиваются от того, о какой части речи идёт речь, в каком склонении и в какой части слова.

Мягкий знак после шипящих — правило постановки

Ставим мягкий знак:

  1. Мягкий знак после шипящих необходимо писать в существительных женского рода, если они находятся в единственном числе в именительном и винительном падеже.

Пример слов: ночь, брешь, дочь, ложь, вещь, плешь.

Пример в предложении: Родила царица в ночь не то сына, не то дочь.

    2.  В глаголах второго лица в единственном числе при условии настоящего или будущего времени на окончаниях после шипящих.

Пример в слове: будешь, станешь, варишь, помнишь, веришь, сделаешь.

Примеры в предложениях: Если ты знаешь, если ты веришь, то со мною ты будешь и не скоро разлюбишь.

Дополнение: Если к данным глаголам добавить окончание – ся, мягкий знак сохраняется. Пример: возвращаешься, напрягаешься, намереваешься.

     3.  В глаголах единственного числа в повелительном наклонении в окончаниях после шипящих.

Пример в слове: Режь! Съешь! Спрячь!

Дополнение: Если к данным глаголам добавить окончание – ся, мягкий знак сохраняется. Спрячься! Не дурачься!

Примеры в предложениях: Вадик, не дурачься и не прячься!

     4.  В глаголах, находящихся во множественном числе и повелительном наклонении перед окончаниями – те, — тесь.

Пример: намажь – намажьте – намажьтесь.

Пример в предложении: Дети! Не плачьте!

    5. В глаголах неопределённого лица, в том числе и перед окончанием -ся.

Пример слов: печь – печься, лечь – разлечься.

Пример в предложении: Этим рекам долго течь.

    6.  В наречиях положено вписывать мягкий знак после шипящих, находящихся в конце слова.

Пример: Сплошь, вскачь, наотмашь, настежь.

Пример в предложении: Он пустил лошадь вскачь, и наотмашь рубил воздух мечом.

Исключения: Уж, невтерпёж, замуж.

    7. В частицах с шипящими окончаниями: бишь, вишь, ишь, лишь.

Пример слов: то бишь, всего лишь.

В предложении: Ишь какой хулиган!

Почему иногда мягкий знак после шипящих не пишут?

Не надо писать:

  1. В существительных мужского рода единственного числа, именительного падежа.

Пример: грач, калач, рогач, лещ, нож.

Предложение: К нашему окну подлетел стриж.

    2. В существительных, находящихся во множественном числе и родительном падеже.

Пример: туч, круч, плеч, Гриш, меж, луж.

Пример предложений: К сожалению, к завтраку сегодня не подали груш.

    3. В именах прилагательных в краткой форме.

Пример: могуч, горяч, хорош, летуч, певуч, пригож.

Предложение: Он был и душою хорош, и собою пригож…

    4. В местоимениях с шипящими на конце.

Примеры: ваш, наш.

Учитывая изложенное, правописание мягкого знака после шипящих различается в зависимости от многих факторов – части речи, склонения, числа, а также наличия исключений из правил.

Учителя младших классов дают своим ученикам рифмованные варианты правил — для более лёгкого запоминания.

Правила в стихах!

***

Существительные «много»,

Существительные «мой» —

Знак не ставим никакой!

***

В глаголах и наречиях

Знак пишется всегда,

А в кратких прилагательных

Не пишем никогда!

fb.ru

Мягкий знак на конце существительных после шипящих

На этом уроке вы узнаете правило правописания мягкого знака на конце имён существительных в начальной форме после букв шипящих. Вспомните, какую работу выполняет мягкий знак. Сможете потренироваться в применении мягкого знака

В древности у одних имён существительных на конце после букв шипящих стоял Ъ, а другие имена существительные оканчивались на Ь. Затем Ъ исчез, а Ь остался.

На уроке вам предстоит узнать, у каких имён существительных пишется мягкий знак на конце после букв шипящих.

У дедушки был замечательный карандаш. Он мог нарисовать лунную ночь и солнечный луч, золотую рожь и нежный белый ландыш. Чудесная вещь! (По М. Ильину)

Имена существительные из этих предложений записали в два столбика. Что объединяет слова каждого столбика?

ночь

рожь

вещь

карандаш

луч

ландыш

Это имена существительные в начальной форме (форма И.п., ед.ч.), оканчивающиеся на буквы шипящих [ч’, ш, щ’].

Что отличает их от слов другого столбика?

В первом столбике слова женского рода, а во втором – мужского рода.

В русском языке Ь нередко вовсе не обозначает мягкость согласных звуков. Иногда он лишь

указывает на форму слова.

Такую работу выполняет Ь на конце имён существительных в начальной форме после букв шипящих согласных. Он сообщает: это имя существительное женского рода.

После букв шипящих на конце имён существительных ь пишется только в словах женского рода. В словах мужского рода Ь не пишется.

Рассмотрите схему:

Им. сущ. в нач. ф.

[ч’ , щ’ , ш]

В именах существительных в начальной форме с шипящими на конце всегда есть орфограмма, потому что мы выбираем, писать Ь или нет.

Как нужно действовать?

1. Услышав шипящий на конце слова, узнай часть речи.

2. Если это имя существительное в начальной форме, определи род

3. Если слово женского рода – Ь пишется, мужского рода – Ь не пишется.

Не знаешь род имени существительного, обращайся к словарю.

обруч? – он, м.р., Ь не пишется – обруч

лещ? – он, м.р., Ь не пишется – ле

помощ? – она, ж.р., на конце Ь – помо

товарищ? – он, м.р., Ь не пишется – товари

мелоч? – она, ж.р., на конце Ь – мело

гореч? – она, ж.р., на конце Ь – горе

Лещ – это пресноводная рыба с плоским телом.

Какие слова записаны в виде транскрипции?

Какая знакомая вам орфограмма есть на конце слов?

[дро ш] [стр’и ш] [бро ш] [пл’а ш] [рόскаш]

Орфограмма парный по глухости-звонкости согласный.

[дро ш] – дроть, дро, она, ж.р.

[стр’и ш] – нет стри, стри, он, м.р.

[бро ш] – брочка, бро, она, ж.р.

[пл’а ш] – нет пля, пляж, он, м.р.

[рόскаш] – (какой?) роскόшный, рόско – она, ж.р., на конце ь,

о – буква безударного гласного, ш – буква парного согласного

Определите, в каких словах есть орфограмма Ь после букв шипящих в именах существительных.

Старый грач уснул в гнезде.

Спит его грачиха…

Ты послушай, как везде

Хорошо и тихо. (Е. Серова)

От кого деревьям вред?

Точит ёлку короед.

Услыхал деревьев плач

Знаменитый дятел-врач.

Прилетел он на заре

И постукал по коре.(А. Часовников)

гра – он, м.р., Ь не пишется

пла – он, м.р., Ь не пишется

вра – он, м.р., Ь не пишется

Мне опять приснились дебри,

Глушь пустынь, заката тишь.

Жёлтый лев крадётся к зебре

Через травы и камыш. (В. Брюсов)

Мне русская речь – как музыка:

В ней слово звучит, поёт,

В ней дышит душою русскою

Создатель её, народ. (Н. Браун)

глу – она, ж.р., на конце Ь

ти – она, ж.р., на конце Ь

камы – он, м.р., Ь не пишется

ре – она, ж.р., на конце Ь

В каких сказочных словах нужно (по правилам русской орфографии) поставить мягкий знак после буквы шипящего?

Пяшлая куж… Бурявый пуполош…Мяувая дуч…

Пяшлая (какая?) кужь (она, ж.р., на конце Ь).

Бурявый (какой?) пуполош (он, м.р., Ь не пишется).

Мяувая (какая?) дучь (она, ж.р., на конце Ь).

1.Человек, играющий на скрипке, –…

2. Незаселённый, невозделанный участок земли –…

3. Влияние, уважение, которым пользуется кто-то или что-то – …

4. Густая непрозрачная акварельная краска – …

5. Количество выпущенных экземпляров книги, газеты или журнала – …

6. Старинная медная монета в полкопейки – …

1. скрипач (он, м.р.)

2. пусто (она, ж.р.)

3. прести (он, м.р.)

4. гуа (она, ж.р.)

5. тира (он, м.р.)

6. гро (он, м.р.)

[00:08:47 Подбираем синонимы с шипящими согласными на конце:]

Здоровяк – …

Сила – …

Молодые люди – …

Призыв – …

Ерунда, глупость – …

Родник – …

Здоровяк – [крепы ш], крепы, буква парного согласного ш,

крепыш, он, м.р., без Ь.

Сила – [мо щ’], мо –она, ж.р., на конце Ь.

Молодые люди – [молодё ш], нет молодё, буква парного согласного ж,

молодё – она, ж.р., на конце Ь.

Призыв – [кли ч’], он, м.р., кли, без Ь.

Ерунда, глупость – [чу ш], нет чу, буква парного согласного ш,

чу – она, ж.р., на конце Ь.

Родник – [клю ч’], он, м.р., ключ, без Ь.

Вспомните сказки А. Пушкина и допишите имена существительные с буквами шипящих согласных на конце.

Ты,…, мой спаситель, мой могучий избавитель.

И жених сыскался ей, … Елисей.

Петушок мой золотой будет верный … твой.

Сказка … , да в ней намёк!

Ты, цареви [ч’], мой спаситель, мой могучий избавитель.

И жених сыскался ей, королеви [ч’] Елисей.

Петушок мой золотой будет верный сторо [ш] твой.

Сказка ло [ш], да в ней намёк!

цареви – он, м.р., Ь не пишется

королеви – м.р., Ь не пишется

сторо – м.р., Ь не пишется, нет сторо, буква парного согласного ж

ло – она, ж.р., на конце Ь, нет л, буква парного согласного ж

Отгадайте загадки и правильно запишите отгадки.

1.      Эта маленькая крошка

Рада даже хлебной крошке,

Потому что дотемна

В норке прячется она.

2.      Зимой дрова ест, а летом спит.

Мы – она, ж.р., на конце Ь

Пе – она, ж.р., на конце Ь

Интересная орфографическая задача, как писать слово, с Ь или без?

ТУШ? – ТУШ?

Заглянем в словарь.

Туш – короткое торжественное музыкальное приветствие.

Ту – он, м.р., Ь не пишется.

Тушь – устойчивая краска для черчения, рисования, письма, косметическая краска (тушь для ресниц).

Ту – она, ж.р, на конце Ь.

Реши орфографические задачи. Слова с Ь запиши в три столбика:

обозначает мягкость, помогает обозначить звук [й’], указывает на форму.  

За рекой начинается лес. В нём водится дич?

Загляни в син? его озёр, пересеки топ?, обойди острые суч?я. Как поют солов?и!

Построй шалаш?, разведи огон?, пожар? хлеб на прут?ях. Послушай, как поскрипывают сонные дерев?я, как летит на охоту сыч?

 Ди – она, ж.р., на конце Ь, указывает на форму слова.

Син

interneturok.ru

«Ь» после шипящих в разных частях речи

В рус­ской орфо­гра­фии суще­ству­ет несколь­ко слу­ча­ев, когда пишет­ся мяг­кий знак после шипя­щих соглас­ных «ж», «ш», «ч», «щ» в раз­ных частях речи: суще­стви­тель­ных, гла­го­лах, наре­чи­ях и части­цах. Рассмотрим их подроб­но.

«Ь» после шипящих в существительных

Во мно­гих сло­вах рус­ско­го язы­ка «ь» пишет­ся после шипя­щих соглас­ных не для смяг­че­ния их. Ведь соглас­ные «щ», «ч» не нуж­да­ют­ся в этом, явля­ясь непар­ны­ми мяг­ки­ми соглас­ны­ми. А соглас­ные «ж», «ш», напро­тив, все­гда твер­дые. Значит, мяг­кий знак, кото­рый пишет­ся после шипя­щих соглас­ных явля­ет­ся мор­фо­ло­ги­че­ским зна­ком, то есть мар­ке­ром для обо­зна­че­ния суще­стви­тель­ных жен­ско­го рода тре­тье­го скло­не­ния. В фор­ме име­ни­тель­но­го и вини­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­ные жен­ско­го рода обя­за­тель­но пишут­ся с мяг­ким зна­ком после шипя­щих:

  • помощь, вещь, мощь;
  • горечь, речь, мелочь, щёлочь;
  • брошь, пустошь, гуашь, глушь;
  •  рожь, блажь, ложь, залежь.

Их напи­са­ние отли­ча­ем от суще­стви­тель­ных муж­ско­го рода вто­ро­го скло­не­ния:

  • това­рищ, плющ, овощ, борщ;
  • скри­пач, смерч, цир­кач, калач;
  • камыш, мякиш, малыш, шалаш;
  • сто­рож, морж, фураж, пляж.

Мягкий знак после шипящих в глаголах

Глаголы в фор­ме 2 лица насто­я­ще­го вре­ме­ни  изъ­яви­тель­но­го и пове­ли­тель­но­го накло­не­ния един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла пишут­ся с «ь» после шипя­щих соглас­ных:

  • ты поёшь, стрижёшь,  рисуешь, стро­чишь;
  • обрежь — обрежьте;
  • спрячь — спрячьте;
  • поешь — поешьте.

В неопре­де­лен­ной фор­ме гла­го­лов после шипя­щих обя­за­тель­но при­сут­ству­ет мяг­кий знак:

  • при­бе­речь
  • увлечь
  • помочь
  • отречься.

«Ь» после шипящих в наречиях

Наречия тре­бу­ют напи­са­ния мяг­ко­го зна­ка после шипя­щих:

  • упасть навз­ничь, тер­петь нев­мочь;
  • открыть окно настежь;
  • забыть нап­рочь, пустить лошадь вскачь;
  • уда­рить наот­машь, слу­ча­ет­ся сплошь и рядом.

Слова-исключения: уж, замуж, нев­тер­пёж.

«Ь» после шипящих в конце частиц

В кон­це частиц «ишь», «бишь», «вишь», «лишь» так­же напи­шем мяг­кий знак.

Ишь ты какой умный!

Лишь звез­ды смот­ре­ли в сон­ный пруд.

Видеоурок «Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных, прилагательных и глаголов»

russkiiyazyk.ru

Ь после шипящих в глаголах, на конце существительных и наречий!

В статье мы детально разберем, когда пишется ь после шипящих в глаголе, существительных и наречиях. Также на понятных примерах покажем типичные ошибки написания мягкого знака после шипящих.

Шипящих букв в русском языке всего 4. Это буквы Щ, Ж, Ч и Ш. Основные случаи касающиеся написания Ь после шипящих – это написание мягкого знака после шипящих в глаголе, на конце существительных и наречий. Разберем каждый случай в отдельности.

Когда пишется Ь после шипящих в глаголе?

Ответ однозначный:

«Мягкий знак после шипящих в глаголах мы пишем ВСЕГДА!»

В учебниках чаще всего перечисляют, что «ь» пишется, если глагол в инфинитиве (отвечает на вопрос, что делать? или что сделать?), во втором лице единственного числа (сочетается с местоимением ты) или в находиться в повелительном наклонении (идет указание на действие).
Запоминать это всё не обязательно, поскольку во всех других формах шипящие на конце не встречаются.
Рассмотрим на примерах.
Инфинитивы: привлечь, жечь, лечь.
Второе лицо, единственно число: напишешь, любишь, дышишь.
Повелительная форма: отрежь, намажь, съешь!

К слову сказать, мягкий знак может стоять не только на конце глаголов. При добавлении –ся и –те после шипящей буквы «Ь» сохраняется. Например: режьте, намажься, влюбишься.

Самая популярная ошибка с мягким знаком в глаголах это написание его между –т и –ся в разных лицах. Если мы пишем «бриться» (что делать? с мягким знаком), то «бреется» (что делает?) мы напишем без Ь. Правило простое: “Если вопрос с «Ь» на конце, то и между –т и –ся мягкий знак мы тоже пишем.” Помним, что буква Т к шипящим не относиться, поэтому данное правило не совсем по теме статьи.
Глаголы мы рассмотрели. Перейдем к существительным!

Мягкий знак после шипящих на конце существительных

Правило довольно простое:

«Ь после шипящих в конце существительных пишется ТОЛЬКО, если существительное женского рода единственного числа!»

Во всех остальных случаях Ь после шипящих в конце существительных НЕ пишется.

Рассмотрим на примерах.
С мягким знаком после шипящих:
Рожь, ночь, ложь, вещь, дочь.
«Родила царица в ночь не то сына, не то дочь.» А.С.Пушкин.
Женский род единственное число можно определить подстановкой местоимения «моя».
Моя дочь, моя ложь, моя блажь.

Без мягкого знака:
Врач, нож, много туч, много груш, кирпич, калач, пугач, Александр Сергеевич.

«Над ним луч солнца золотой…» М.Ю.Лермонтов.

Как мы видим мягкий знак не пишется после существительных мужского рода единственного числа, в существительных множественного числа, в конце мужских отчеств.
Проще запомнить, когда мягкий знак в существительных пишется, чем когда он не пишется 🙂 .

Мягкий знак после шипящих на конце наречий

Тут тоже всё довольно просто:

«Ь после шипящих на конце наречий пишется ВСЕГДА, за исключением наречий: уж, замуж, невтерпеж.»

Примеры: прочь, напрочь, наотмашь, лишь, вскачь, настежь, навзничь, точь-в-точь.

Очень важно понимать, что такое наречие, поскольку частая ошибка: написание мягкого знака после шипящих в кратких прилагательных.
Хорош, пригож, горяч, могуч, вонюч и т.д. пишутся без мягкого знака.

Как отличать краткое прилагательное от наречия?
Наречие отвечает на вопросы: Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? …и чаще всего: Как?


Обозначает наречие признак действия, то есть относиться к глаголу. Ушел прочь. Отказался напрочь. Повторил точь-в-точь.

Краткое прилагательное отвечает на вопрос: Каков? И обозначает признак предмета. То есть относиться к существительному. Дом хорош. Душ горяч. Ветер, ветер, ты могуч…

Помимо глаголов, существительных, наречий и кратких прилагательных Ь после шипящих встречается в частицах и местоимениях. В них большинство людей мягкий знак пишут интуитивно правильно и запоминать данные случаи, на наш взгляд, не так важно.
Однако, для справки:
В частицах с шипящими окончаниями мягкий знак ПИШЕТСЯ всегда. Это частицы: ишь, лишь, бишь, вишь.
Примеры употребления частиц в предложениях:
То бишь это так. Ишь какой нашелся. Это всего лишь гром.

Местоимения всего два: НАШ и ВАШ. В них МЯГКИЙ ЗНАК НЕ ПИШЕТСЯ.

Вот, собственно, все основные случаи употребления Ь после шипящих.
Для закрепления предлагаем также вашему вниманию схему, которая объединяет всё выше сказанное по написанию мягкого знака после шипящих.

Если у вас появились вопросы по тому, когда пишется ь после шипящих в существительных, глаголах, наречиях или других частях речи, обязательно пишите их в комментариях.


Если материал был полезен, вы можете отправить донат или поделиться данным материалом в социальных сетях:

reshit.ru

Правописание «Ь» после шипящих на конце имен существительных женского рода

Разделы: Начальная школа


Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Цель:

  • Вывести правило правописания Ь после шипящих на конце имён существительных женского рода.
  • Расширить знания детей о функциях Ь в русском языке.
  • Развивать орфографическую зоркость, словесно-логическое мышление, речь учащихся, интерес к предмету, умение анализировать свою деятельность.

Ход урока

I этап. Мотивация к учебной деятельности.

— Ребята, наш сегодняшний урок мы начинаем с высказывания:

“Не ошибается только тот, кто ничего не делает”.

— Как вы понимаете эти слова? (Если ты делаешь что-то, ты можешь и ошибаться. А если вообще ничего не делать, то конечно ошибок и не будет.)

— А как вы думаете, может быть, действительно ничего не делать? (Нет, делать обязательно нужно, иначе ничего нового не узнать и ничему новому не научиться.)

— Спасибо, ребята, я с вами согласна. Давайте приступим к нашему уроку. Пожелайте друг другу удачи! (Удачи!)

Сегодня на уроке мы с вами будем исследователями, открывателями. Успехов вам и удач!

II этап. Актуализация знаний.

На доске записаны слова: школа, шкаф, жираф, чайник, щука, жаба.

— Прочитайте слова. Что общего у данных слов? (Это имена существительные. Все слова начинаются на шипящий согласный звук.)

— Что вы знаете о существительном, как части речи? (Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы Кто? или Что?, обозначает предмет, изменяются по числам и имеют род)

— Какие согласные называются шипящими? Почему? Назовите их. (Карточки с буквами Ж, Ш, Ч, Щ вывешиваются на доску).

— На какие две группы можно разделить данные слова? (Одушевленные и неодушевленные, существительные женского и мужского рода)

— Разделите слова на группы по родам. Как определить род имени существительного?

— Молодцы, эти знания понадобятся нам на уроке.

III этап. Фиксация затруднения и постановка проблемы.

Прочитайте пословицы.

На доске:

  • Хорошую речь хорошо и слушать.
  • Ученье — свет, а неученье — тьма.

— Объясните, как вы их понимаете?

— Что общего в этих пословицах? (об учёбе, в обеих встречаются шипящие)

— А что это за буква “ь” знак?

— Какую роль выполняет мягкий в русском языке?

— Найдите в пословицах слова, где мягкий знак отделяет согласную от гласной. (ученье, неученье).

— Запишите. Подчеркните мягкий знак.

— Найдите слова, где мягкий знак показывает на мягкость согласного. (слушать, тьма).

— Запишите, подчеркните мягкий знак.

— В какую группу мы отнесём слово речь?

— Для чего в нём пишется “ь”? Понаблюдаем над словом.

— На какой звук оканчивается слово? Дайте ему характеристику.

— Если я закрою “ь”, то слово произносим так же как и с “ь” знаком?

— Нужен ли “ь” для обозначения мягкости согласного [ч’]?

— Значит, это какая-то новая роль “ь” знака, о которой нам сегодня и предстоит узнать.

— Прочитайте, написанные на доске слова: луч, ночь, плащ, вещь, камыш, мышь, чиж, рожь.

— Что общего у данных слов? ( Это существительные с шипящим звуком на конце)

— Чем различаются слова? (В одних словах есть Ь, а в других он отсутствует)

— А когда на конце имен существительных после шипящих пишется мягкий знак, а когда нет? (не знаем)

— Так какая задача нашего урока?

(Узнать, когда на конце имен существительных после шипящих пишется мягкий знак, а когда нет)

IV этап. Поиск решения.

— Ну а теперь будем разбираться, почему разные написания у имен существительных с шипящей на конце:

луч, ночь, плащ, вещь, камыш, мышь, чиж, рожь.

— Я хочу предложить вам поработать в группах.

— О каких правилах надо помнить, работая в группе?

Правила работы в группе:

  1. Будьте доброжелательны по отношению друг к другу;
  2. До конца выслушивайте мнение каждого члена группы;
  3. Помогайте друг другу в работе;
  4. Отстаивайте свою точку зрения.

— А теперь приступаем к работе. Выполните задание, используя алгоритм исследования. Обобщите полученные результаты, сделайте вывод.

Алгоритм исследования:

Прочитайте слова.

  1. Определите род имен существительных.
  2. Запишите слова, распределив их в группы по родам.
  3. Чем отличается написание слов первой группы от написания слов второй группы?
  4. Сделайте вывод. Изобразите правило в виде схемы, для удобного запоминания.
  5. Составьте алгоритм написания мягкого знака на конце имен существительных с шипящими на конце.

Каждая группа представляет результаты своей работы, доказывает свою точку зрения. Все слушают и подводят итог: кому удалось более точно изобразить правило в виде схемы, составить алгоритм.

— Какова же работа мягкого знака в эти словах? (Грамматическая, он указывает на род имени существительного. Есть мягкий знак после шипящего – ж. р., нет мягкого знака – м. р.)

— Когда на конце имен существительных после шипящих пишется мягкий знак, а когда нет? Какой вывод сделали? (У имен существительных женского рода с шипящим на конце пишется мягкий знак, а у имен существительных мужского рода с шипящим на конце мягкий знак не пишется)

— А теперь откройте учебник. Сравните наш вывод с правилом в учебнике.

Дети читают правило в учебнике.

— Верный ли вывод мы сделали?

— Расскажите алгоритм написания мягкого знака после шипящего.

Есть шипящий на конце слова?

Определяю часть речи.

Если имя существительное, то определяю род.

Если женский род – пишу мягкий знак, если мужской род – мягкий знак не пищу.

V этап. Первичное закрепление.

— Теперь я предлагаю вам применить полученные знания на практике.

Физминутка.

— Я буду называть имена существительные с шипящим звуком на конце. Если в этом слове нужно писать “ь”, то вы делаете хлопок над головой, если нет – приседаете.

Ёж, печь, вещь, нож, тишь, скрипач, рожь, молодёжь, багаж, брошь.

— Запишите словосочетания, объясните орфограмму. Чтобы не допустить ошибки при написании мягкого знака после шипящих у имен существительных пользуйтесь алгоритмом.

Запись на доске:

Огромный лещ, любимая доч?, полный неуч?, мелкая дрож?, разная чуш?

Дети объясняют, применяя алгоритм.

VI этап. Самостоятельная работа.

— А теперь давайте проверим себя, справимся ли мы самостоятельно с заданием.

Я вам подготовила карточки трех цветов:

Синяя карточка предлагает вам написать имена существительные в единственном числе. Выделить изученную орфограмму, определить род.

Врачи, товарищи, ночи, сторожа, силачи.

Желтая карточкаподобрать к словам близкие по смыслу имена существительные с шипящими на конце, выделить орфограмму и указать род.

Доктор, друг, тьма, охранник, богатырь.

Зелёная карточка — образовать от данных слов имена существительные в ед.ч., выделить орфограмму и указать род.

Врачевать, товарищеский, ночной, сторожит, сильный.

— Подумайте и возьмите ту карточку, задание которой вам понравилось больше.

Выполнение и самопроверка по эталону .

— Хотя вы выполняли разные задания, ответы должны получиться одинаковые.

Самопроверка проводится по образцу:

Врач – м.р., товарищ – м.р., ночь – ж.р., сторож – м.р., силач – м.р.

— У кого возникли затруднения при выполнении задания?

— Какие слова у вас вызвали затруднение?

— Каким правилом мы должны были воспользоваться?

— Исправьте ошибки.

— Сделайте вывод. (Нужно еще потренироваться в применении правила.)

— У кого задание не вызвало затруднений?

— Сделайте вывод. (Мы все хорошо усвоили новое правило.)

VII. Включение в систему знаний и повторений.

— Предлагаю вам потренироваться.

Составьте и запишите предложения из данных слов (записаны на доске):

по, малыш(?), берегу, бегал, реки.
холодный, овраге, ключ(?), в, шумит.
на, веселилась, площадке, молодёж(?).
плащ(?), от, защитил, дождя, меня.
отец, багаж(?), вещи, в, сдал.

Учащиеся составляют предложения и доказывают написание слов с шипящим на конце.

VIII. Рефлексия учебной деятельности.

— Ваше трудолюбие и ваша тяга к знаниям помогли вам сделать на уроке открытие.

— Какое открытие сделали сегодня на уроке?

— Достигли мы цели? Докажите.

— Оцените свою деятельность на уроке.

— Если вам все удалось на уроке, выбирайте – весёлый смайлик, а если у вас остались неразрешенные проблемы – задумчивый, если вам ещё понадобится помощь – смайлик помощник.

— Что будете делать дома для того, чтобы закрепить знания? (выучим правило, и еще потренируемся).

Домашнее задание:

  • Кто выбрал первый смайлик – ваша карточка зеленого цвета.
  • Кто выбрал второй смайлик – ваша карточка желтого цвета.
  • Кто выбрал третий смайлик – ваша карточка синего цвета.

— Спасибо всем за работу! Желаю удачи!

27.02.2013

urok.1sept.ru

Коварный мягкий знак после шипящих. В каких случаях его пишут? :: SYL.ru

Мягкий знак, наверное, самая загадочная буква в русском языке. Звука она не обозначает, к разряду гласных/согласных ее не относят. Для чего она тогда нужна? Оказывается, ее роль в нашей письменной речи велика. В этой статье разберемся, когда употребляется «ь» после шипящих с именами существительными, наречиями и глаголами.

Имена существительные. Мягкий знак после шипящих согласных

Точное написание мягкого знака, находящегося после этих согласных, вызывает наибольшее затруднение, поскольку на слух неясно, нужно его писать или нет.

Оказывается, правило очень простое: мягкий знак после шипящих в им. сущ. пишется лишь в словах жен. рода, относящихся к 3-му склонению.

Слова «печь», «речь», «дочь», «ночь», «дичь» относятся к женскому роду, имеют именительный падеж и стоят в единственном числе. Поэтому мы непременно должны написать в них «ь».

Но будьте внимательны: не стоит их путать со словами 1-го склонения, которые стоят в косвенных падежах: «много туч», «нет задач», «несколько куч». Все эти слова, казалось бы, женского рода, и, вероятно, их следует отнести к 3-му склонению.

Но приглядимся внимательнее: они стоят в родительном падеже. Если возвести их к начальной форме («туча», «задача», «куча»), то мы убедимся, что они относятся к первому склонению, а значит, этому правилу не подчиняются.

Есть и еще одна «ловушка» в русском языке, где ни в коем случае не употребляют мягкий знак после шипящих. Слова, оканчивающиеся на шипящую согласную, но относящиеся ко второму склонению, не пишутся с «ь» («грач», «врач», «плащ» – 2-е скл.). Поэтому внимательней задавайте вопрос к существительному. Делайте это, прежде чем определить склонение, поскольку от него зависят и род им. сущ, и число.

Когда пишем «ь» у наречий?

Наречие является одной из неизменяемых частей речи. Его не склоняют, в нем не выделяют окончания. Правописание «ь» у наречий поддается совсем не трудным правилам.

  • В тех наречиях, которые оканчиваются на согласный «ш» или «ч», всегда пишут мягкий знак. К примеру: «вскачь», «точь-в-точь».

В наречиях на «ж», его не пишут никогда. Исключением будет слово «настежь».

  • Еще одно правило, которому подчиняется наречие: мягкий знак после шипящих употребляется всегда, за исключением «уж», «замуж», «невтерпеж». Несомненно, такое шуточное предложение легко запоминается школьникам, особенно девчонкам.

Не так важно, какое правило вы запомните, главное, что и то и другое отражает суть правописания наречий.

Глагол и мягкий знак после шипящих

Глагол – одна из самых употребляемых частей речи, без которой наш язык очень бы обеднел. Правописание «ь» с глаголами вызывает много затруднений не только у учащихся, но и у взрослых людей.

  1. Если глагол в неопределенной форме (инфинитив) оканчивается на шипящий, то «ь» в таком случае всегда будет писаться. И здесь безо всяких исключений. «Беречь», «печь», «жечь». Будет он сохраняться и в возвратной форме, перед постфиксом «-ся»: «увлечься», «зажечься», «беречься».
  2. Во всех глаголах 2-го лица, стоящих в единственном числе, используется мягкий знак. Это относится как к настоящему времени: («ты сейчас») «пишешь», «рисуешь», «гуляешь», «спишь», так и к будущему: («ты завтра») «поработаешь», «подумаешь», «закончишь», «переделаешь». Мягкий знак будет сохраняться и перед постфиксом «-ся»: «понравишься», «воспользуешься», «прикасаешься», «набираешься», «оформишься». В глаголах, которые стоят в повелительном наклонении и оканчиваются на шипящий согласный, всегда пишут мягкий знак: «отрежь», «поешь», «намажь», «спрячь». Перед постфиксом множественного числа «-те», он обязательно сохраняется: «обозначьте», «нарежьте», «спрячьте».

Перед постфиксом «-ся» он также не исчезает: «утешься», «не порежься».

И снова будьте внимательны и не попадите в «капкан» коварного русского языка! Слова «плач» и «плачь» – совершенно разные части речи, а потому и пишутся по-разному.

«Плач» без мягкого знака – это имя существительное 2-го склонения, и, соответственно, мягкий знак в нем писать нельзя. А вот «плачь» с мягким знаком – это глагол повелительного наклонения, а в них, как известно, обязательно пишем «ь». Все это легко угадывается по предложенному контексту, в котором станет понятен смысл слова.

Заключение

Мягкий знак после шипящих употребляется со многими частями речи. Зная простые правила, вы никогда не столкнетесь с проблемой правописания его после этих согласных. Если вдруг вы забудете некоторые нюансы, то наша статья напомнит вам о них.

www.syl.ru

«Правописание мягкого знака на конце имён существительных после шипящих»

Разделы: Начальная школа


«Научные исследования последних лет свидетельствуют о том, что каждой возрастной ступени присуща своя готовность к развитию тех или иных сторон интеллекта. Она задается наличием определенных физиологических и психологических предпосылок, способных обеспечить высокий результат при взаимодействии с благоприятными педагогическими условиями»[1].

Используемая мною методика Г. А. Бакулиной «Комплексное интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка средствами субъективизации» предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом этапе урока одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности.

Уроки русского языка, проводимые по данной методике, необычны и увлекательны. Учащиеся вовлекаются в планирование и осуществление учебного процесса, то есть им передается часть функций учителя. Они учатся обосновывать, рассуждать, доказывать правильность своих выводов, развивается речь, логическое мышление, то есть в работу включаются важнейшие интеллектуальные качества ребенка.

Содержание логических упражнений тесно связывается с изучаемым на уроке учебным материалом. Я стремлюсь к тому, чтобы каждый, даже самый маленький фрагмент урока не только обучал, но и развивал. Например, материал, предназначенный для зрительного или слухового диктанта, я обращаю в средство для развития точности запоминания и увеличения объема запоминаемого материала (ассоциативное запоминание). Во время словарно-орфографической работы я использую прием «усиления» запоминаемого материала. «Усиление» или «уярчение» орфограммы в слове требует от учащихся большой творческой активности.

Данная методика помогает мне совершенствовать свое профессиональное мастерство, развивает творчество. Ниже – урок русского языка с использованием методики интеллектуального развития младших школьников.

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

  • познакомить учащихся с правописанием Ь знака у существительных после шипящих;
  • учить составлять схемы к правилу;
  • развивать речь, память, мышление, внимание, наблюдательность;
  • воспитывать интерес к урокам русского языка, к слову.

Оборудование: «Этимологический словарь» В. Волиной, шифр и таблица к словарной работе, рисунки с ассоциациями к слову «корабль», схемы к правилу.

Ход урока

I. Настрой на урок.

II. Словарно-орфографическая работа.

ШИФР

? 6 7 8 9
2 Ж Р К Д
3 И Ф М Л
4 П Ь Б О
5 А Г Е Т

1-я буква 16
2-я 36
3-я 14
4-я 30
5-я 32
6-я 27
7-я 28

У. Посмотрите на изображение квадрата и шифр к нему. Если вы определите, какое математическое действие надо осуществлять с цифрами квадрата для выявления букв, то узнаете новое слово из словаря, с которым мы познакомимся на уроке.

Д. Умножение. Слово «КОРАБЛЬ».

У. Подберите родовое понятие к слову корабль.

Д. Корабль – это транспорт.

У. Для чего он предназначен?

Д. для перевозки людей и грузов по воде.

У. Скажите полное определение, что такое корабль?

Д. Транспорт, предназначенный для перевозки людей и грузов по воде.

Учителем дается историческая справка (словари).

У. Все ли значения слова корабль мы с вами выяснили?

Д. Корабль – летательный аппарат большой мощности.
Космический корабль, корабль – спутник (рисунки)

У. Составьте устно предложения, используя разные значения слова корабль. (Группы слов написаны на доске).

Громадный Терпит действие
Океанский Входит в порт
Торговый Потерял управление
Пассажирский Спустить трап*
Военный Менять курс
Космический Пошел ко дну
Быстроходный Плавать

У. Запишите слово корабль. Определите орфограмму.

Д. Корабль.

У. На что следует обратить внимание при его написании. Как помочь себе запомнить это слово (буква о похожа на спасательный круг и штурвал).

У. Какие слова-помощники нам помогут запомнить?

У. Найдите слово в слове.

Л
КОРАбль

(Назовем корабль Лора).

У. Выберите для себя свой способ запоминания и запишите в словарики.

У.Охарактеризуйте слово корабль как часть речи.

Д. Сущ., что? (предмет), неодуш., м.р., ед.ч.

III. Повторение. Формулирование учащимися темы урока.

У. Вместо вопросительного знака поставьте букву или цифру. Обоснуйте выбор.

Белить белый белье
г п ?

Д. Белить глагол, белый – прилагательное, поэтому в слове белье ставим букву «с», существительное.

Дочь вьюга кровать
3 ? 6

Д. В слове дочь 3 звука, в слове кровать 6 звуков, в слове вьюга 5 слогов, поэтому цифра 5.

Корабль тетрадь пальто
м ж ?

Д. Корабль мужского рода, тетрадь женского рода, пальто среднего рода, поэтому буква «с».

Нож плащ камыш
ж ? ш

Д. Нож – шипящий «ж», камыш – «ш», плащ – «щ». 

Воробьи учитель коньки
? е м

Д. Учитель в единственном числе, коньки – мн. ч., воробьи – мн. ч., поэтому буква «м».

День правда смех
н ? п

Д. День – ночь, смех – плач, правда – ложь, поэтому ставим букву «л».

У. Среди слов найдите два лишних слова.

Д. Белить, белый.

У. С какой частью речи связаны эти слова?

Д. Белить – глагол, белый – прилагательное.

У. К какой части речи относятся остальные слова?

Д. Имя существительное.

У. Что такое имя существительное? Назовите грамматические признаки имени существительного. Приведите примеры, используя слова с доски.(Ответы детей).

У. О какой части речи пойдет речь на уроке?

Д. Об имени существительном.

У. На какие две группы вы бы разделили слова.(Мнения детей).

Д. Словарные слова и нет, слова с Ь знаком и без Ь знака.

У. Есть ли различия в нахождении и роли Ь знака? (Рассуждения детей).

У. Дополним тему урока. С правописанием какой орфограммы у имен существительных будем знакомиться?

Д. С правописанием Ь знака.

У. Что общего у слов дочь, нож, плащ, камыш? (Рассуждения детей)

Д. У этих слов на конце пишется шипящий.

У. Как написать слова ноч(?), лож(?), плач(?),рож(?).(Данное задание вызывает у детей затруднение).

У. Сейчас мы будем учиться писать Ь знак на конце имен существительных после шипящих Ж, Ш, Ч, Щ.

III. Изучение нового материала.

Запись на доске:

нож, рожь, камыш, дочь, плач, ночь, глушь, грач, вещь, ложь, врач, плащ.

У. Слова какой части речи написаны на доске?

Д. Имена существительные.

У. Разделите их на две группы по грамматическому признаку и запишите.

Д.

Сущ. ж.р. Сущ. м.р.
дочь нож
рожь камыш
глушь плащ
ночь плач
ложь врач
вещь грач

У. Сравните слова в столбиках (выводы детей).

В конце существительного, какого рода после шипящих Ж, Ч, Ш, Щ пишется Ь знак и не пишется?

Учащиеся формулируют новое правило.

У. Давайте составим схему к правилу. Озвучьте правило.[1]

IV. Физминутка.

Я буду называть имена существительные мужского и женского рода с шипящими на конце. Если пишется Ь знак – хлопайте в ладоши над головой, если нет – за спиной.

Еж, лещ, дичь, печь, товарищ, мышь, кирпич, помощь, борщ, ночь, тишь.

V. Закрепление изученного материала.

  1. Напишите цепочки слов, устранив из них лишнее. Вставьте, где нужно мягкий знак.
    Веточ(?)кА, мамоч(?)кА, крыл(?)цо, ноч(?)кА.
    Мяч(?), циркач(?), Тиш(?), калач(?).
    Рож(?), дич(?), обруч(?), реч(?).
  2. Распределите слова на три группы. Каждую группу запишите в отдельный столбик, вставляя, пропущенные буквы.
    Мякиш(?), молодеж(?), приемыш(?), теч(?), малыш(?), брош(?), кирпич(?), царевич(?), экипаж, суш(?), роскош(?), гуляш(?), ерш(?), чиж(?), мыш(?), скрипач(?), чиж(?).
  3. «Видел – слышал». Запомните пары слов, прочитав их очень внимательно. Ориентируясь на первые слова (остаются открытыми), напишите вторые слова словосочетаний по памяти. Подчеркните орфограмму, с которой мы познакомились.
    Скорая помощ(?)
    дорогая вещ(?)
    глазной врач(?)
    острый нож(?)
    темная ноч(?)
    колючий еж(?)
    ночная тиш(?)
  4. Определите, как образовано слово в скобках верхнего ряда. Таким же образом составьте слово в скобках нижнего ряда. [1]
    Глушь (мышь) камыш Плуг (луч) мучной
    Ночь ( ? ) гудок (дочь) Смял ( ? ) речка (мяч)

VI. Итог урока.

У. Над какой орфограммой мы работали сегодня на уроке?

У. Что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании существительных с шипящими на конце?

У. Какие задания вам понравились больше? (Ответы детей).

VII. Домашнее задание.

У. Найдите загадки, в которых отгадками являются слова с шипящими на конце.

Литература:

  1. Г. А. Бакулина «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка».

9.06.2009

urok.1sept.ru

0 comments on “Ь после шипящих на конце – Мягкий знак после шипящих на конце слов — Правило

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *