Права дворянства – Права и обязанности дворянства

I Права состояний. Права дворянства.

1) Дворянство пользуется всеми гражданскими правами подданным российским вообще принадлежащими.

2) Сверх сих общих прав, дворянство имеет то особенное право, что оно свободно от личной службы очередной, но обязано непременно отправлять оную в гражданском или воинском звании не менее 10-ти лет по своему выбору, но без перехода, исключая случаев, особенным законом определенных.

3) Дворянство имеет особенное право приобретать недвижимые имения населенные, управляя ими по закону.

4) Дворянство имеет политические права в выборе и представлении, но не иначе, как на основании собственности.

5) Все свободные промыслы, дозволенные законом, открыты дворянству. Оно может вступать в купечество и другие звания, не теряя своего состояния.

Состав дворянства.

6) Дворянство разделяется на личное и потомственное; личное не простирается далее одного лица.

7) Дворянство потомственное приобретается по праву родом, со службою сопряженным.

8) Дети дворянина потомственного до совершения положенных лет службы суть дворяне личные. Окончив службу, они приобретают дворянство потомственное, а дети их суть дворяне личные.

9) Дворянство личное приобретается службою.

10) Дети личных дворян суть люди среднего состояния.

11) Но личное дворянство не превращается в потомственное одним совершением службы; к сему потребны особенные заслуги, по уважению коих Императорскою властию в течение службы или по окончании ее даруется потомственное дворянство и удостоверяется особенным дипломом.

12) Титулы дворянские личные производят дворянство личное, а потомственные дают дворянство потомственное.

13) Но сохранение сих титулов зависит так же от продолжения службы, как и сохранение прав дворянских.

14) Дворянство потомственное пресекается и превращается в личное уклонением от службы.

15) Вообще дворянство теряется:

a) судом и публичным наказанием;

b) вступлением в класс людей рабочих.

II Права среднего состояния.

1) Среднее состояние имеет права гражданские общие, но не имеет особенных.

2) Личная служба людей среднего состояния определяется по их званиям и промыслам особенным законом.

3) Лица среднего состояния имеют политические права по их собственности.

4) Все свободные промыслы им открыты, и из одного в другой переходят они свободно, исполнив возложенные на них повинности.

5) Они достигают личного дворянства службою, когда вступят в оную по своему выбору но не прежде, как исполнив службу, законом на них возложенную.

Состав среднего состояния.

6) Среднее состояние составляется из купцов, мещан, однодворцев и всех поселян, имеющих недвижимую собственность в известном количестве.

III Права народа рабочего.

1) Народ рабочий имеет общие права гражданские, но не имеет прав политических.

2) Переход из сего класса в следующий всем отверзть, кто приобрел недвижимую собственность в известном количестве и исполнил повинности, коими обязан был по прежнему состоянию.

Состав сего класса.

3) К классу рабочего народа причисляются все поместные крестьяне, мастеровые их работники и домашние слуги.

В сем состоит раздел тех прав, кои принадлежат российским подданным в разных состояниях.

В разделе сих состояний паче всего уважена постепенность усовершения и перехода из состояния низшего в высшее. Для сего в каждом состоянии назначена, так сказать, черта, соединяющая его с последующим. Так, дворянство личное связует состояние первое со вторым. Приобретение недвижимой собственности связует второе с третьим, и таким образом те самые лица, кои по положению их не имеют прав политических, могут их желать и надеяться от труда и промышленности.

Определив сим образом права подданных, государственное уложение поступает к последней его части, законам органическим.

О разуме законов органических

Законы органические коренные, должны определить устройство тех установлений, коими сильи государственные действуют.

Установления сии суть: совет, законодательное сословие, сенат и министерства.

В общем разуме установлений должно означить: 1) состав каждого из них, 2) предметы его и 3) порядок действия.

Каждое из сих установлений, соединяясь в державной власти и образуя первенствующие государственные сословия, должно простираться на всю империю и, разделяясь постепенно, нисходить к самым последним селениям.

Следовательно, прежде нежели можно определить порядок сих установлений в высших их отношениях, нужно рассмотреть и назначить обе степени, чрез кои они проходить должны.

Сие ведет к разделению империи в порядке законодательном, в судном и в порядке управления.

Первое правило сего разделения в том, чтобы стараться сколь возможно все степени сил государственных совместить между собою. Сего требует экономия их упражнений, надзора и издержек.

Второе правило, не менее важное, состоит в том, чтобы, избегая излишней раздробительности, доставить всем подданным, в установлениях сих участвующим, удобность в них действовать.

Третье правило. Все устройства слишком сложные и составленные из великого числа людей, движутся медленно. Напротив те установления, кои не имеют достаточных сил, вместе действующих, обыкновенно падают в слабости и неуважения. Следовательно, в числе лиц, составляющих сословие, должна быть средняя мера.

Четвертое правило. Установления законодательные по существу своему требуют содействия многих лиц в суждении и единства в утверждении. Установления судные требуют также содействия многих лиц в суждении и единства в надзоре. Установления исполнительные, напротив, требуют единства во всех своих действиях.

В настоящем положении империя в порядке судном и исполнительном делится на губернии и каждая губерния — на уезды; ниже сих двух степеней есть еще третья, но не совершенно образованная, в волостях казенных — волостное правление, в помещичьих — власть помещика, в удельных — приказы.

В порядке законодательном не могло быть никаких степеней, когда и сам порядок сей еще не существует.

Должно ли оставить сие разделение в его силе и приспособить к нему степени порядка законодательного?

Без сомнения, легче бы казалось сохранить его; но соображая настоящее положение с общими правилами, выше постановленными, открываются следующие неудобства:

1) В разделении губерний на уезды доселе большею частью принимаемо было в счет одно расстояние. Население их весьма различно. Есть уезды, в коих совсем почти нет людей, коим по настоящему государственному положению должны принадлежать права политические, и есть другие, в коих число их очень мало. Следовательно, в одних совсем нельзя основать никаких начал законодательного порядка, а в других начала сии будут весьма слабы.

2) Даже в порядке судном и исполнительном, ныне существующем, раздробление уездов производит разные затруднения. Есть уезды, в коих дворянство так слабо, что некому ни выбирать, ни быть избираемым. Посему наполнение мест, хотя и чинится по выборам, но в самом деле зависит большей частью от произвола губернатора.

Нет почти возможности, раздробив управление губернаторское на 12 частей, для каждой из них приискать столько исправных и надежных чиновников, сколько суд и добрая полиция их требует, и объять все сии части одним надзором губернатора и прокурора.

Отсюда, между прочим, происходит слабость уездных судов и земской полиции и недостаток ответственности и взыскания.

Чтобы поставить разделение империи в большую сообразность с расположением государственных сил и с правилами, выше изложенными, представляется следующее положение:

I. Российская империя разделяется на области и губернии.

II. Именование областей присваивается тем частям империи, кои по пространству и населению своему не могут войти в общий распорядок управления. Сии области суть: 1) Сибирь, по хребет Уральских гор; 2) край Кавказский и Астраханский с Грузиею; 3) край Оренбургский; 4) Земля донских казаков; 5) край Новороссийский.

III. Области имеют особенное устройство с применением к ним общих государственных законов по местному их положению.

IV. Губерния составляет население от 100 до 300 тысяч душ.

V. Губерния разделяется на округи. В каждой губернии полагается самое меньшее два и самое большее число пять округов.

VI. Округ имеет несколько волостей и волостных городов, к коим они приписаны.

Приняв сие разделение, следующие установляются в нем степени:

Первая степень порядка законодательного, судного и исполнительного будет в волостных городах, округ составляющих.

Вторая степень — в окружном городе.

Третья — в губернском.

Четвертая — в столице.

В сих четырех степенях силы государственные образуясь, восходят, наконец, к державной власти и в ней соединяются.

Разум сего образования состоит в следующем:

studfile.net

Чем потомственное дворянство отличалось от личного дворянства и почетного гражданства?

Чем потомственное дворянство отличалось от личного дворянства и почетного гражданства?

Деление на потомственных и личных дворян было законодательно закреплено Петром I в 1714 году. Указом императора потомственные дворяне разделялись на шесть категорий, каждая из которых заносилась в свою часть родословной книги.

В первую часть вписывали дворян, возведенных в дворянское достоинство согласно личному указу императора. Во вторую – получивших дворянство на военной службе, в третью – на гражданской службе и в связи с награждением соответствующими орденами. В четвертую часть записывали иностранных дворян, перешедших в российское подданство. Пятую составляли титулованные дворяне, а шестую – столбовые дворяне, представители дворянских родов, история существования которых насчитывала не менее ста лет.

Потомственное дворянство передавалось детям по наследству. Но дочь дворянина не могла передать это достоинство своему мужу и, следовательно, своим детям. Потомственное дворянство приобретали те, кто получал чин четырнадцатого класса на военной службе или чин восьмого класса – на гражданской службе.

К 1845 году число дворян значительно возросло, поэтому были введены некоторые ограничения. В военной службе на потомственное дворянство могли рассчитывать обладатели чинов восьмого класса, а на гражданской – пятого. С 1856 года лишь производство в чин полковника или действительного статского советника обеспечивало приобретение потомственного дворянства.

Согласно указу Петра I, учредившего первые российские ордена, все награжденные ими становились потомственными дворянами. Но в том же 1845 году список таких орденов был сокращен. В нем остались ордена начиная со святого Владимира 4-й степени. Кавалерам более высокого ордена святого Георгия присваивалось потомственное дворянство независимо от его степени.

Личное дворянство отличалось от потомственного меньшим объемом прав. Оно не позволяло владеть имениями и крепостными душами, участвовать в выборах должностных лиц в качестве кандидатов. При поступлении на государственную службу дети личных дворян занимали подчиненное положение по отношению к представителям потомственного дворянства.

До 1845 года личное дворянство получал каждый, кто поступал на государственную службу. Если на государственной службе состояли отец и дед претендента, то внуку могли пожаловать потомственное дворянство.

Но с середины XIX века личное дворянство жаловали только при достижении чина четырнадцатого класса в военной службе и девятого класса в гражданской службе.

С 1856 года личное дворянство приобреталось одновременно с производством в чин майора, а на гражданской службе – в чин коллежского асессора.

В 1832 году ввели новое сословие – «почетных граждан». Они также разделялись на потомственных и личных. Все почетные граждане освобождались от податей и повинностей, а их дома – от военного постоя.

Потомственными почетными гражданами становились дети тех, кто имел личное дворянство, а также дети православных священнослужителей, закончивших духовную академию. В 1845 году к ним приравняли детей лютеранских и католических пасторов.

Потомственными почетными гражданами могли стать купцы, находившиеся в течение двадцати лет в первой гильдии и ни разу не подвергавшиеся банкротству. В конце пятидесятых годов XIX века потомственное право почетного гражданства было дано артистам и художникам, имевшим диплом, который разрешал им заниматься своим ремеслом.

Присвоением потомственного почетного гражданства ведал соответствующий отдел Императорской герольдии.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

Различия среди дворянства | Дворянство Российской империи

Само собой, точно так же как и вообще любые семьи, отдельные дворянские роды и представители дворянства все разнились между собой — по своему происхождению, по своей древности, по своему богатству (земли, здания, фамильные реликвии и драгоценности и проч., а до 1861 и крепостные), по своей близости к двору, по своему отпечатку в истории России. Но на данной странице мы рассмотрим прежде всего статусные различия между ними (сугубо почётные, т.к. юридически все дворяне были равны в своих личных правах, за одним лишь исключением участия в выборах в дворянские губернские собрания, на которое имели право лишь потомственные дворяне).

Таких различий было (на момент конца царского режима) четыре, см. ниже. Исторически, особенно до правления Петра I, были и другие отличия, связанные со старинной, отличной от Табели о рангах, иерархией и наличием целого ряда придворных (нередко сугубо почётных, фиктивных) функций, которые все исчезли с реорганизацией дворянского сословия в петровский период. В частности, до Петра дворянский титул был один: княжеский (а совершенно все собственно русские князи были «природные», Рюриковичи и Гедиминовичи).

То, что малосведущие люди считают иногда титулом (боярин, окольничий, думный дворянин…) являлось ненаследственной функцией в государстве, т.е. служебным чином, и давало одновременно право участия в Боярской Думе. Иные чины (стольники, рынды, стряпчие, постельничие и спальники, ловчие и т.д.) были намного ниже рангом и в Думу не входили. Система не была чем-то монолитным и постоянно видоизменялась, иногда происходили весомые изменения в статусе тех или иных должностей: например, если поначалу конюший реально заведовал царской конюшней, то в XVI веке статус должности резко возрос и её занимали наипервейшие из бояр, по сути конюший был… чуть ли не премьер-министром (нпрм., конюшим был до своего воцарения Борис Годунов). Как указано выше, чины эти не были наследственными, однако многие высокопоставленные дворянские семьи почти всегда располагали представителями в Думе и очень часто дети бояр (не путать с «детьми боярскими», отдельное сословие в XV-XVI вв.!) становились сами боярами. В XVII веке, т.е. по сути во время последнего века существования бояр, выходцы из порядка 30 семей становились напрямик окольничими (кн. Барятинские, Бутурлины, кн. Волконские, кн. Львовы, кн. Милославские, Пушкины, Стрешневы…), а то и боярами (кн. Воротынские, кн. Голицыны, Морозовы, кн. Одоевские, Салтыковы, кн. Трубецкие, кн. Хованские, Шереметевы…), перепрыгивая одним махом через все ступеньки придворной и государственной иерархии.

Но после Петра I (который ввёл Табель о Рангах, 1722 г., а также выстроил новую систему титулов) и Екатерины II (которая в 1785 г. упорядочила права и организацию дворянского сословия в своей Жалованной грамоте дворянству), ситуация стала намного проще и понятнее. Вот вышеупомянутые четыре деления и отличия:

1) потомственные и личные дворяне,

2) чин в Табели о рангах (для военных и гражданских чиновников, а также для придворных),

3) титулованные и нетитулованные дворяне,

4) часть дворянской родословной книги, в которую они были вписаны.

 

Рассмотрим теперь все эти четыре различия.

 

1) потомственные и личные дворяне

Если до Петра I, дворяне все были потомственные, то после петровских реформ появились личные дворяне, причём под конец XIX века их стало почти столько же, сколько потомственных дворян. Личные дворяне отличались тем, что не передавали свою принадлежность к дворянству по наследству детям. Чаще всего личное дворянство получали путём достижения определённого чина по Табели о рангах (будь то на военной или на гражданской службе), но могло также присваиваться отдельным пожалованием в награду за какие-либо заслуги. До 1900, личные дворяне могли ходатайствовать о получении потомственного дворянства, при условии, что их отцы и деды по 20 лет прослужили беспорочно в обер-офицерских чинах. В отличие от потомственных дворян, личные дворяне не могли участвовать в дворянском самоуправлении. Но в иных правах и привилегиях, не было совершенно никаких отличий между личными и потомственными дворянами. Кроме того, поскольку личные дворяне не создавали собой рода, они не вносились в родословные книги дворянства (см. ниже).

Пётр, создавая возможность получения личного дворянства, хотел ослабить потомственное дворянство (которое до появления Табели о рангах считало себя относительно независимым от государства, а после неё стало вынужденным служить стране, причём при Петре — пожизненно), усилить престиж военной службы по сравнению с гражданской, а также создать стимулы для представителей низшего сословия, которое уже простым достижением низших военных чинов достигало заманчивого дворянского статуса.

Однако сильный рост количества личных дворян в XIX веке привёл  к ряду консервативных реформ, направленных на то, чтобы ограничить их количество и их возможности к дальнейшему социальному росту. Если до 1845, личное дворянство давал любой чин Табели о рангах, то после соответствующей реформы, лишь военные пользовались этой привилегией, тогда как для гражданских чиновников X-го/XIV-го классов дворянство оставалось мечтой.

Потомственное же дворянство, помимо потомков дворян допетровской эпохи (которое потому и называлось «столбовым дворянством» — от боярских списков-столбцов), состояло и из потомков тех лиц, кому после 1722 г. было присвоено потомственное дворянство, прежде всего — военных. Но если в результате петровских реформ, все военные чины (уже с последнего, XIV-го) давали потомственное дворянство, а гражданские предоставляли его с VIII-го класса, то чтобы ограничить доступ в высшее сословие, целый ряд реформ (так же как и для личного дворянства, см. выше), усложнил получение потомственного дворянства. С 1845 г., при Николае I, военные стали получать потомственное дворянство лишь с VIII-го класса (звание майора), а с 1856 г., при Александре II, для этого стал необходим даже VI-ой класс (звание полковника). Для гражданских чиновников всё обстояло ещё хуже: после 1845 г., VIII-го класса стало не хватать, и только V-ый класс (статский советник) давал потомственное дворянство. После реформы 1856-го г. и этого стало уже недостаточно, а потребовался IV-ый класс (действительный статский советник). Но потомственное дворянство давало и присвоение определённых орденов различных степеней (нпрм., ордена Святого Владимира всех степеней до 1900 г., а после этого года лишь трёх первых степеней).

Несмотря на постепенное усложнение получения потомственного дворянства, петровские реформы всё же привели к сильному снижению веса древних дворянских родов (столбового дворянства) даже среди потомственного дворянства (не говоря уж о дворянстве вообще). По оценке Б.И.Соловьёва, «к началу XX столетия потомственных дворян, вписанных в родословные книги, могущих доказать свою принадлежность к служилому сословию ещё с допетровских времён, насчитывалось всего четверть от общего числа дворян». Этот автор также считает, что лишь около 10% дворянских родов относятся к древнему дворянству (до 1685 г.), а 90% возникло именно в результате государственной службы (по этой причине, наш Полный список дворянских родов Российской Империи включает в себя на настоящий момент только титулованное и столбовое дворянство: во всём мире наиболее престижным дворянством считается именно древнее, кроме того, по этим родам гораздо сложнее найти информацию, чем по родам, возникшим в XVIII-XIX вв.).

 

2) чин в Табели о рангах

Петровская Табель о рангах (1722 г.) включала в себя 14 классов, отдельно для военных, гражданских и придворных чиновников. Достижение того или иного класса давало доступ к личному или даже к потомственному дворянству. Как уже сказано выше, минимальный класс для такого социального роста постепенно увеличивался, чтобы ограничить слишком сильное разрастание дворянства и доступ к высшему сословию выходцев из низших сословий.

Прохождение чинов было проще и быстрее для дворян, чем для остальных служащих. Если первым побуждением Петра было вполне демократическое стремление к облегчению социальной мобильности, ограничению власти старой аристократии и установлению настоящей меритократии невзирая на семейное происхождение, то постепенные реформы его наследников привели всё же к усугублению социального неравенства. Например, после 1834 г., для перевода в VIII-ой класс (и получения т.обр. потомственного дворянства), недворянину надо было прослужить 12 лет, тогда как те, у кого уже было дворянство, было достаточно всего лишь 3 лет службы, и т.д. Поэтому высшие чины, за немногими исключениями, все занимались людьми, которые уже принадлежали по своему рождению к знати.

Табель о рангах неоднократно видоизменялась, добавлялись новые звания, упразднялись старые (нпрм., исчезло звание майора, а в гражданской иерархии перестали использоваться XI-ый и XIII-ый чины), но в общих чертах она осталась основой организации государственной службы Российской империи до 1917-го г.

Дворяне отличались, соответственно, между собой по достигнутому ими чину, и в родословных весьма часто стоит последний их чин (чаще всего присвоенный при выходе в отставку с военной или гражданской службы), а тех или иных лиц нередко идентифицируют как «сын секунд-майора», «генеральша», и т.д. При прочих равных, чин дворянина, в отличие от всех остальных характеристик, зависел только от него самого, от качества его службы, от его усердия и доблести. Соответственно, это единственная меритократическая черта в российском дворянстве — ведь все остальные были наследственными. В государственной иерархии даже выходец из малоизвестного и нетитулованного рода, достигший своими личными качествами III-го или IV-го класса стоял всегда выше, чем потомок древнего и княжеского рода, оставшийся в VIII-ом или в IX-ом.

 

3) титулованные и нетитулованные дворяне

Поскольку древнее российское дворянство прежде всего происходит от лиц, занимавших различные посты на государственной службе (служилые люди), то в основной своей массе оно было нетитулованным (в отличие от западноевропейского дворянства, где, напротив, почти всегда идёт речь о происхождении от какой-либо земли, у которой был статус — баронство, графство, княжество, — откуда и соответствующий титул). Титулы (точнее, титул) носили лишь наследники ранее правивших княжеских родов, это т.н. «природные князья», потомки правителей различных удельных княжеств ещё Киевской Руси.

Как уже сказано выше, до Петра I единственным титулом был титул князя, а все князья были либо Рюриковичами и Гедиминовичами (т.е. природными князьями), либо потомками переехавших в Россию татар или иных иноземцев, которые в ряде случаев (и при условии принятия православия) были признаны в статусе князя (что привело к довольно резкому снижению престижа княжеского титула). Пётр I стал присваивать титулы графов и баронов, заимствованные из Западной Европы (причём на первых порах он делал это не прямым присвоением, а запрашивая грамоты от Священной Римской империи: например, если первым графом в России стал Фёдор Алексеевич Головин, получивший по просьбе Петра этот титул от Священной Римской империи в 1702 г., то первым собственно российским графом стал Борис Петрович Шереметев, в 1706 г.).

Таким образом, тремя собственно русскими дворянскими титулами являются: князья, графы, бароны (и именно в этом порядке). Как уже было сказано, по причине существования многих княжеских родов мусульманского происхождения, а также упадка многих семей Рюриковичей (некоторые из которых даже перестали по ряду причин пользоваться княжеским титулом), к правлению Петра престиж княжеского титула сильно упал. Даже присвоение Петром I и последующими монархами княжеского титула различным государственным деятелям (Меншиков, Безбородко, Лопухин, и т.д.) не изменило в корне эту ситуацию. Кроме того, включение в Российскую Империю в первой половине XIX века Кавказа привело к резкому росту числа княжеских родов (значительно более половины их к 1917-му г. было грузинского происхождения!). В результате всего этого, некоторые стали ошибочно полагать графский титул более престижным (что однако неверно, см. стр. Распространённые ошибки и ложные представления).

Одним из способов увеличение престижа княжеского титула явилось создание особой категории — светлейших князей (титул «светлости»). Так, Меншиков, Безбородко, Суворов, Потёмкин, Голенищев-Кутузов и некоторые другие удостоились титула «светлости». Эта привилегия была весьма редкой (менее 20 присвоений за два века).

Помимо этих трёх собственно российских титулов, в очень редких случаях существовали и другие. Во-первых, довольно продолжительное время существовали лица, обладающие титулом царя или царевичей и помимо правящей династии. Сложилось это в результате постепенного присоединения к Российской империи мусульманских и иных территорий (Астрахань, Грузия, Имеретия, Казань, Крым, Сибирь…). Например, дети последних грузинских царей носили звание царевичей и при Российской империи, но внуки их были уже лишь светлейшими князьями. Во-вторых, иностранные принцы и герцоги (царские родственники, либо просто высокопоставленные иностранцы на русской службе) были в ряде случаев признаны в качестве российских принцев или герцогов (нпрм., герцоги Мекленбург-Стрелицкие, принцы Персидские, принцы Бироны-Курляндские, и проч.). Также можно привести уникальный случай пожалования герцогского российского титула: Александр Данилович Меншиков был в 1707 г. сделан светлейшим герцогом Ижорским (дети его этот титул не унаследовали). В-третьих, наконец, целый ряд российских подданных стали герцогами, принцами или маркизами других государств, но с признанием этих титулов в России. Есть также два уникальных примера признания западноевропейских титулов баронета и виконта.

См. также на тему редких титулов в России статью Владимира Рогозы: Принц, маркиз, герцог… Какие редкие дворянские титулы употреблялись в России?.

 

4) часть дворянской родословной книги, в которую они были вписаны

После издания в 1785 г. Екатериной II Жалованной грамоты дворянству, в каждой губернии стали вести единую дворянскую родословную книгу, в которую включались все дворянские роды этой губернии (соответственно, личные дворяне туда не вносились). Поручено было это Дворянскому депутатскому собранию, которое назначало соответствующую комиссию. Эта комиссия рассматривала по отдельности каждый род губернии и представленные доказательства, и принимала решение о внесении в ту или иную часть родословной книги губернии, или же вообще отказывала в этом за отсутствием весомых доказательств. Многие из родословных известны сегодня т.обр. именно благодаря этим делам о дворянстве, тем более что по многим из них существовала обширная переписка с многочисленными копиями документов в разных учреждениях, вплоть до Сената в некоторых спорных случаях. Подобное многократное дублирование облегчает сегодня генеалогические поиски, учитывая, что некоторые архивы были уничтожены или утрачены в советское время.

Родословная книга была разделена на 6 частей:

I) дворянство жалованное или действительное (то есть дворяне, пожалованные в потомственное дворянское достоинство императором),

II) дворянство военное (дворяне, получившие потомственное дворянство при достижении соответствующего военного чина, XIV-го класса изначально, а затем лишь с VIII-го и даже VI-го класса, т.к. условия последовательно ужесточались в XIX-ом веке, см. выше),

III) дворянство по чинам и орденам (роды т.н. «осьмикласнаго дворянства», т.е. получившие потомственное дворянство при достижении первых восьми классов гражданской службы при Петре I, а позднее только при достижении V-го и даже IV-го классса, а также лица, получившие ту или иную степень какого-либо ордена, дававшую право на потомственное дворянство),

IV) иностранные роды (сюда записывались иностранные дворяне, приехавшие служить в Россию),

V) титулами отличённые роды (т.е. титулованное дворянство),

VI) древние благородные дворянские роды (т.е. столбовое дворянство: «Древние благородные не иные суть, как те роды, коих доказательства дворянского достоинства за сто лет и выше восходят; благородное же их начало покрыто неизвестностию», таким образом в VI-ую часть включались роды, возникшие до 1685 г.).

Несмотря на практическое отсутствие разницы в правах между выходцами из той или иной части дворянской родословной книги (за исключением однако приёма детей в некоторые элитные учебные заведения, как то Пажеский корпус и Александровский лицей), наиболее престижными были всё же V-ая и VI-ая часть, благодаря либо титулам либо древности рода. Поэтому наш Полный список дворянских родов Российской Империи включает в себя лишь роды потомственного дворянства этих двух частей (что на деле покрывает лишь около 15% дворянских родов, но по остальным информация значительно более доступна, т.к. роды, возникшие в XVIII и XIX вв. недавние, факт вхождения их в потомственное дворянство всегда прекрасно документирован и все их 2-7 поколения легко отслеживаются по дворянским родословным книгам соответствующих губерний).

dvorianstvo.org

История дворянства в россии

Согласно историческим сведениям зарождение дворянства началось ещё в XII веке. Положение дворян быстро упрочнялось. Представители данного сословия составляли большую часть государственного управленческого аппарата. Февральская, а затем Октябрьская революция привели к тому, что дворянство прекратило своё существование.

Дворянство на Руси

До XII века на территории Русского государства существовала единая княжеская дружина, которая была своего рода корпорацией служилых людей. В самом начале XII столетия произошёл распад единого сообщества на региональные.  У князей на регулярной службе состояла только часть дружинников. К описываемому периоду из них образовались княжеские дворы.  В них состояли члены двух социальных групп – бояре и дворяне. Бояре были представителями высшей знати. Они являлись советниками князя и членами его старшей дружины, имели собственные земли. Дворянами были вольные слуги князя, являющиеся членами его двора.

Положение дворян изменилось только в XIV веке, когда они стали получать земельные владения. Первоначально дворяне могли их получить только за заслуги на военной службе. В XIV–XVI веках положение этого сословия начинает становиться более прочным, что стало результатом появления помещиков-землевладельцев. Когда к Русскому государству были присоединены Новгородские земли и Тверское княжество земли, конфискованные у местных вотчинников, были отданы дворянам за их службу. После того как была введена поместная система, дворяне стали пополнять армию, поставляя солдат из своих крестьян. В прошлом это делали только бояре, которые в XVI веке были ещё высшим и правящим классом. Дворяне тогда ещё не имели статус сословия – их называли «служилым людом». Однако это уже была привилегированная прослойка общества. В течение XVI века увеличивалась численность княжеского двора, а также его роль.

Отдельным сословием выделились потомки боярских семей, которые, сами боярского звания не получили. Здесь была своя иерархия. Самым низким слоем были «городовые дети боярские». Они не ходили в отдалённые походы, а несли службу на месте, где проживали. Наверху такой иерархической лестницы стояли «дети боярские» – «дворяне», которые состояли на военной и административной службе.

При Иване Грозном был взят курс на создание централизованного государства, которое должно было опираться на дворянство. Позиции боярской аристократии стали ослабевать. В 1550 году по распоряжению монарха 1000 московских дворян получили поместья вокруг Москвы в радиусе 60-70 километров. Ещё через 5 лет права бояр и дворян полностью уравнялись, включая наследование.

Положение дворян в Российской империи в XVIII веке

В 1722 году Пётр I, стремившийся подогнать государственное устройство под европейские образцы, издал закон, диктующий порядок госслужбы (Табель о рангах). Награды прежними аристократическими титулами прекратились. Таким образом, боярство было упразднено. Слово «боярин» стало звучать как «барин». В простонародье так называли всех аристократов. Чины на основании принадлежности к дворянскому сословию больше никто не получал. Для этого нужно было проявить себя по службе. Пётр I дал право на дворянство всему офицерскому составу. Благодаря табелю о рангах, любой купец, представитель посадского люда, разночинец и даже государственный крестьянин имел возможность выслужиться и получить дворянство. Дворяне подразделялись на потомственных и личных.

Утверждение дворянства стало толчком к развитию образования. В то время русский народ был в своём большинстве неграмотным, в том числе и дворяне. Пётр I вёл активную борьбу с этой проблемой. Он отправлял дворян учиться в Европу, а в случае неповиновения запрещал создавать семью и даже грозил отправить в солдаты. На территории России создавались различные учебные заведения. Детям нанимали гувернеров-иностранцев для обучения на дому.

Первое время дворяне могли состоять только на военной службе и притом пожизненно. В 1736 году этот срок стал равняться 25 годам. В 1740 году представителям дворянского сословия давалось право поступить на гражданскую службу вместо военной. В 1762 году Пётр III разрешил дворянам вообще нигде не служить, однако после прихода к власти Екатерины II служба снова стала обязательной. Однако в 1785 году дворяне опять были освобождены от такой обязанности. Таким образом, дворяне полностью стали свободными от каких-либо обязательств перед государством и властью. Им даже было дано право поступать на службу за границей.

После того как государственная служба перестала быть обязательной, стало набирать вес поместное дворянство, представители которого постоянно проживали в своих имениях. Некоторые из них стали заниматься торговлей, открывать собственные дела, приобретать промышленные предприятия. В 1766 был образован институт предводителей дворянства.

В XVIII веке дворянское сословие стало оказывать первостепенное влияние на формирование и развитие различных культурных достижений. Они заказывали строительство дворцов и особняков. На своих землях дворяне создавали целые архитектурные шедевры с парками и озёрами. Жильё состоятельных аристократов украшали картины известных художников (нередко иностранных). В парках стояли скульптуры, имеющие огромную ценность. Культурный уровень страны также повышался благодаря этому сословию – множество литературных, музыкальных, живописных шедевров было создано дворянами. Им же Россия обязана созданию гениальных на то время инженерных достижений.

Дворянское сословие в XIX – начале XX века

В первые десятилетия XIX века представители дворянства стали оказывать существенное влияние на развитие общественного мировоззрения. Благодаря им в Российской империи возникали различные общественные движения. После войны с Наполеоном Бонапартом среди них стали появляться республиканские мировоззрения. Представители сословия становились членами тайных обществ, деятельность которых была направлена против правительства, что привело в 1825 году к декабрьскому восстанию.

В XIX веке дворяне стали отходить от привязанности к земле.  Источником дохода большинства из них стало жалование. Их позиции тогда были ведущими в органах управления.  После падения крепостного права дворяне потеряли приличные площади своих земель, а их позиции в социальной и экономической сферах пошатнулись.  Положение усугубилось аграрным кризисом, который произошёл в конце XIX века, а также стремительным развитием капиталистических отношений.

Контрреформы конца XIX века ненадолго улучшили роль дворян, которые служили в местных органах власти. Их экономическое положение государство пыталось поддержать. Одной из таких мер было создание в 1885 году Дворянского банка, предоставляющего дворянам кредиты на льготных условиях. Однако количество помещиков продолжало стремительно сокращаться.

В начале XX века вплоть до Февральской революции дворяне участвовали в деятельности Государственной Думы. Они были членами различных политических течений. В 1906 году представители этого сословия создали организацию «Объединённое дворянство», состоявшую из поместных дворян. Члены этого общества защищали интересы и привилегии дворянского сословия, которые складывались на протяжении всей истории.

После того, как произошла Февральская революция, представители дворянства стали членами Временного правительства. Однако никакой самостоятельной роли в сложившейся политической обстановке это сословие больше не играло. В 1917 году дворянство было полностью ликвидировано новой властью. Его представители полностью потеряли все права, в том числе и собственности на землю. Большинство дворян в этот период покинуло свою родину, а те, которые остались, после прихода к власти Сталина подверглись репрессиям.

Привилегии, которыми обладали дворяне

Привилегии дворянства в различные периоды времени были разными:

  • До 1861 года у дворян в собственности были территории, населённые крестьянами (имения).
  • До 1874 года у них была свобода от воинской службы.
  • До середины XIX века дворяне были освобождены от земских повинностей;
  • У них было право состоять на гос. службе и обучаться в особых учебных заведениях;
  • До 1863 представителей этого сословия запрещено было подвергать телесным наказаниям. Впоследствии эта привилегия стала правом.
  • У них было право на организацию корпораций.

Имена тех, потомственных дворян, которые имели имения на территории какой-либо губернии, вписывались в родословную книгу последней. Если у дворянина не было недвижимости, то его имя заносили в книгу той волости, где были имения его предков. Если дворянин не был потомственным, то есть получил титул не по наследству, а в результате выслуги или пожалования, то он сам имел право выбрать губернию. Личные дворяне (те, которые получили дворянский титул за какие-то заслуги, но не имели права передать его по наследству) не вносились в родословную книгу. Их имена записывались в обывательскую книгу. Такие люди приравнивались к почётным гражданам.

histerl.ru

Корпоративные и личные права дворянства


ТОП 10:

⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 22Следующая ⇒

Ниже приводятся отрывки из сочинения кандидата права М. Яблочкова «История дворянского сословия в России», изданного в 1876 г. В этом исследовании прослеживается история формирования дворянского сословия в России, укрепления его общественных и социально-политических позиций.

В приводимых ниже отрывках раскрываются корпоративные и личные права российского дворянства, дается краткая характеристика законодательным актам, утвержденным в царствования Александра I и Николая I.

(См.: Яблочков М. История дворянского сословия в России. СПб., 1876. С. 584-592, 594 — 597, 601, 624 — 626, 628, 631 — 632, 635 — 636, 639.)

… Александр I сейчас же по вступлении на престол спешил возвратить дворянству все его права и привилегии. 2 апреля 1801 г. Император издал манифест о восстановлении Жалованной Дворянству Грамоты… На основании сего манифеста Сенат рассматривал все указы, противные Жалованной Дворянству Грамоте, и постановил отменить их , доклад о чем был Высочайше утвержден 5 мая 1801 г. Отменены были следующие указы: 1) Указ 13 апреля 1797 г. о торговой казни дворян. 2) Указ 1799 г. 14 окт., позволивший дворянам собираться и выбирать не по губерниям, а только по уездам. Теперь опять позволяется дворянам собираться каждые три года в губернских городах для выборов Губернских Предводителей Дворянства и выслушанья предложений губернаторов, а уездные выборы производить по-прежнему в уездных городах. 3) Указ 1800 г. 30 марта о наказании дворян, уклоняющихся от службы и просрочивших по отпускам. Это наказание найдено было слишком строгим и постановлено, что довольно будет такого дворянина отставить от службы и предать суждению Дворянского собрания. Теперь положено восстановить в каждой губернии составление дворянских родословных книг, потому что Депутатские собрания, признавая кого доказавшим свое дворянское происхождение, не возводят его вновь в дворяне, а признают его только членом дворянского общества. Указ 1798 г. 16 августа запретил однодворцам, имеющим грамоты на поместья, доказывать свое благородное происхождение. Теперь это позволяется им.

Не только личные права дворян, но и корпоративные права были восстановлены и расширены при Александре I.

    1. Дворянство получило опять право выбирать чиновников в уездные и земские суды… В руки дворянства опять было передано назначение лиц, заведовавших земской полицией и судом, и только там, где не было дворянства, эти лица назначались от правительства…
    2. Дворянские собрания, а также дворяне в отдельности были опять поставлены вне зависимости от правительственных лиц. В 1802 г. августа 16 Император повелел Сенату, чтобы: «губернаторы не вмешивались бы отнюдь в Дворянские и Гражданские выборы, тем менее не домогались бы по желанию своему одних избрания, а других удаления от должностей, наблюдая в отношении оных одно то, что в учреждениях о управлении губерний предписано.» … 31 июля 1820 г. Сенат постановил, что губернские правления без дворянского выбора не имеют права куда бы то ни было назначать дворян.
    3. Дворянские собрания, как юридические лица, имели право торговли. В указе 1805 г. 2 мая о земских повинностях повелено, «чтобы Дворянство для взятия подрядов на исправление некоторых земских повинностей было допускаемо предпочтительно пред другими желающими». В 1823 г. 28 июня Сенат постановил: «для поставки провианта допустить на торги для подряду уполномоченных от дворян всей губернии, если уполномочие подпишет две трети помещиков бывших в Дворянском собрании. Допускать также на торги уполномоченных от одного или нескольких уездов».

Еще важнее было корпоративное значение дворян в земских общесословных делах.

    1. В составлении сметы и в раскладке земских повинностей. В указе 1805 г. 2 мая о земских повинностях говорится: «Начальник губернии, вице-губернатор, губернский предводитель дворянства исчисляют статьи денежных издержек, потребных ежегодно для исправления земских повинностей…» В 1823 г. 16 августа Сенат постановил, чтобы Дворянские собрания имели достоверные сведения о числе душ за каждым помещиком для раскладки между ними рекрут.
    2. В феврале 1812 г. учреждена Государственная Комиссия погашения долгов. Все помещики, получающие менее 500 р. дохода, ничего не платят, от 501 до 1000 р. — платят 1 %, от 1001 до 4000 р. — 2 %, от 4001 до 6000 р. — 3 % и т. д., от 18001 до 20000 р. и более — 10 %. Объявления о дворянских доходах подаются в Дворянское Депутатское собрание, которое соединяет их в одну книгу и отправляет одну копию в Государственную Комиссию, другую в Казенную Палату». Манифестом 1815 г. июня 20 о производстве новой ревизии повелено учредить в каждом уезде Ревизские комиссии из уездных предводителей дворянства и уездных стряпчих. Где нет предводителей дворянства, место их заступают уездные судьи, а где и их нет, то назначается губернским начальником один из чиновников.

О приобретении и утрате прав дворянства

Права дворянства приобретались:

    1. Рождением. Разборка дворянским родам началась уже давно и нужно предполагать, что уже в это время она кончилась. Оставались только дворяне, утратившие свое дворянское достоинство и положенные в подушный оклад. …Однодворцы из дворян по самому рождению своему имели право на дворянство; но только за то, что им понесчастливилось утратить свое дворянство и попасть в подушный оклад, они должны были для восстановления своих дворянских прав прослужить в военной службе шесть лет.
    2. Получением чина на военной службе, первого обер-офицерского, на гражданской — чина 8 класса. В 1817 г. 7 декабря постановлено: «так как дослужившийся до обер-офицерства может просить о возведении в дворянское достоинство одного из сыновей своих, рожденных до получения им обер-офицерского чина, то если отец умер, мать может просить о возведении одного из сыновей в дворянство за услуги отца»… Получение чина 8 класса на гражданской службе давало потомственное дворянство, но получение сего чина не по порядку службы, а чрез пожалование, не делало лицо дворянином. Указом 1804 г. окт. 18 постановлено: «купцы, получившие чины 8 класса не по порядку службы, а чрез пожалование, 1) могут покупать деревни и крестьян, поселенных в них, но они не могут покупать крестьян и дворовых людей без земли; 2) кто же владел крестьянами без земли до получения чина, тот может владеть ими, но это право не распространяется на потомство и он не причисляется к действительному дворянству; 3) таких купцов и род их почитать по прежнему в купеческом звании; 4) из них тех только почитать действительными дворянами, кто по получении чина 8 класса получит за Высочайшим подписанием грамоту на дворянское потомственное достоинство».

Чиновничество ниже 8 класса составляло личное дворянство. Вот постановления закона о нем: 1) В 1814 г. 30 ноября было постановлено — вдов личных дворян при втором браке с недворянами не лишать личного дворянства. 2) Личные дворяне не имели права владеть крестьянами…

В 1818 г. 29 апр. Сенат постановил: «дети личных дворян, а во время малолетства их опекуны должны продать в полгода доставшиеся им недвижимые имения с крестьянами и дворовыми людьми. За этим должны наблюдать Губернские Правления»…

    1. Получением российского кавалерского ордена…
    2. Высшим образованием. Доктора наук получали чин 8 класса, следовательно недворянам докторский диплом давал потомственное дворянство. На военную службу кончившие курс в университетах как дворяне, так и недворяне, по указам от 3 июля и 3 ноября 1806 г., принимались рядовыми, а чрез шесть месяцев производились в офицеры, что давало недворянам потомственное дворянство. На гражданской службе кончившие учения в высших учебных заведениях получали чины от 14 до 9 класса, а с 29 сент. 1822 г. постановлено, что действительные студенты университетов получали чин 12 класса, а кандидаты — чин 10 класса; а 10 ноября 1811 г. велено студентов из недворян выключать из подушного оклада по окончании ими полного курса наук, следовательно, высшее образование недворянам на военной службе давало потомственное дворянство, а на гражданской — личное дворянство. Другие способы приобретения прав потомственного дворянства, как-то брак, пожалование оставались при Александре I те же, как и прежде. В 1801 г. 5 апреля Император повелел означать в грамотах на дворянское достоинство, даются ли они на дворянство — по предкам ли доказанное, или службою и чинами приобретенное.

Потеря прав дворянства могла произойти только по суду за преступление дворянина и то только с Высочайшего утверждения. В 1819 г. 19 июня велено дворян, обличенных в краже, лишать дворянства, а оказавшихся виновными в непотребстве, пьянстве и азартной карточной игре предавать суду для поступления с ними за таковые поступки на основании законов. В 1820 г. окт. 17 Император повелел дворян, разжалованных в солдаты с лишением дворянства, не представлять к производству в офицеры; таким образом дворянин, лишенный за преступление дворянства по суду, мог не иначе быть восстановленным в дворянском достоинстве, как только по Высочайшему прощению…

…Император Николай Павлович еще более замкнул дворянское сословие, сделав весьма затруднительным доступ в него, как чрез получение чина, так и чрез получение ордена

В 1826 г. 30 окт. постановлено, что купцы, получающие гражданские чины и кавалерские ордена, приобретают личное, а не потомственное дворянство и должны остаться в прежнем своем состоянии; купцы же, пожалованные орденами до сего указа, суть потомственные дворяне и они, по указу 1829 г. июля 23 могут записаться к дворянскому сословию какой-либо губернии…

… Для признания иностранных родов в каком-либо титуле, по указу от 29 апреля 1828 г., необходимо представить законные доказательства и получить Высочайшую грамоту… Иностранцы могли приобресть в России потомственное дворянство чрез получение чина, приносящего потомственное дворянство, но, по указу 1847 г. июля 14, они не иначе утверждались в дворянском достоинстве, как по принятии ими присяги на подданство России…




infopedia.su

1) Права дворянства. Введение к уложению государственных законов

1) Права дворянства

1) Дворянство пользуется всеми гражданскими правами, подданным российским вообще принадлежащими.

2) Сверх сих общих прав, дворянство имеет то особенное право, что оно свободно от личной службы очередной, но обязано непременно отправлять оную в гражданском или воинском звании не менее 10-ти лет по своему выбору, но без перехода, исключая случаев, особенным законом определенных.

3) Дворянство имеет особенное право приобретать недвижимые имения населенные, управляя ими по закону.

4) Дворянство имеет политические права в выборе и представлении, но не иначе, как на основании собственности.

5) Все свободные промыслы, дозволенные законом, открыты дворянству. Оно может вступать в купечество и другие звания, не теряя своего состояния.

Состав дворянства.

6) Дворянство разделяется на личное и потомственное; личное не простирается далее одного лица.

7) Дворянство потомственное приобретается по праву родом, со службою сопряженным.

8) Дети дворянина потомственного до совершения положенных лет службы суть дворяне личные. Окончив службу, они приобретают дворянство потомственное, а дети их суть дворяне личные.

9) Дворянство личное без рода приобретается службою.

10) Дети личных дворян суть люди среднего состояния.

11) Но личное дворянство не превращается в потомственное одним совершением службы; к сему потребны особенные заслуги, по уважению коих Императорскою властию в течение службы или по окончании ее даруется потомственное дворянство и удостоверяется особенным дипломом.

12) Титла дворянские личные производят дворянство личное, а потомственные дают дворянство потомственное.

13) Но сохранение сих титл зависит так же от продолжения службы, как и сохранение прав дворянских.

14) Дворянство потомственное пресекается и превращается в личное уклонением от службы.

15) Вообще дворянство теряется:

a) судом и публичным наказанием;

b) вступлением в класс людей рабочих.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

law.wikireading.ru

Личное дворянство. Миф о русском дворянстве [Дворянство и привилегии последнего периода императорской России]

Личное дворянство

В ходе десятилетних дискуссий о мерах по ограничению доступа к дворянскому достоинству через государственную службу особые страсти кипели по поводу представителей низших сословий, занимавших средние чины в гражданской службе. Речь шла о «недворянах», принадлежавших к личному дворянству, т. е. к группе, которая со времен Петра Великого была хотя и не вполне полноценной, но неотъемлемой частью первого сословия. В течение столетия с четвертью личное дворянство получали чиновники простого происхождения, занимавшие низшие чины в Табели о рангах (с девятого класса по четырнадцатый)[67]. После того как сначала в 1845 г., а потом еще раз в 1856 г. был повышен чин, дающий потомственное дворянство, был увеличен и чин, дающий личное дворянство гражданским чиновникам — от четырнадцатого до девятого класса в 1856 г. Одновременно не потомственным, а личным дворянством в 1845 г. стали вознаграждать недворян, дослужившихся до обер-офицерского чина в армии и на флоте. Чиновники гражданской службы могли также получить личное дворянство через награждение орденами, прежде дававшими потомственное дворянство: с 1845 г. орденом св. Анны второй, третьей и четвертой степени; с 1855 г. орденом св. Станислава второй и третьей степени и с 1900 г. орденом св. Владимира четвертой степени. Личное дворянство могло быть пожаловано купцам, заслужившим благотворительной или общественно полезной деятельностью чин девятого или более высокого класса, а также, по изволению императора, любому, кого он счел бы заслуживающим такой чести{272}.[68]

В результате этих изменений с середины XIX в. начался быстрый рост численности личных дворян, намного опережавший рост числа потомственных дворян. Точные цифры отсутствуют, потому что при оценках населения, начиная с 1858 г. и при переписи 1897 г., личные дворяне включались в группу чиновников (точнее говоря, лиц низших сословий, достигших на гражданской службе чинов 10—14-го класса). По оценкам 1858 г., общее число личных дворян и чиновников, включая жен и несовершеннолетних детей, составляло 276 809 человек, а по переписи 1897 г., уже 486 963 человек — рост на 76 %, тогда как численность потомственного дворянства выросла только на 45 %{273}.

Вопрос о соотношении между личным и потомственным дворянством был двусмысленным с самого начала. В соответствии с Жалованной грамотой 1785 г. личные дворяне не были наделены корпоративными правами, пожалованными потомственным дворянам: их имена не вписывались в родословные книги дворянских обществ; они не участвовали в созывавшихся каждые три года дворянских собраниях; они не могли занимать такие выборные должности, как предводитель дворянского собрания, депутат или секретарь{274}. Кроме того, они были лишены ценнейшей привилегии первого сословия — права владеть землей с крепостными крестьянами. С другой стороны, на личных дворян распространялись все полезные личные права, которыми были наделены потомственные дворяне. Освобождение крепостных уменьшило правовую дистанцию между потомственным и личным дворянством, но распространение общих личных прав дворянства на членов других сословий одновременно уничтожило самое важное, что объединяло две подгруппы первого сословия.

Другие связи были менее существенные. В дореформенное время личные дворяне могли быть избраны на определенные должности в местной администрации, которые обычно занимали потомственные дворяне по выбору или назначению дворянских собраний. После того как в 1860-х гг. подавляющее большинство этих должностей было отменено, личные дворяне могли, в чрезвычайных случаях, быть выбраны только на одну должность — заседателя уездного полицейского управления. В 1889 г. владевшие землей и удовлетворявшие ряду других требований личные дворяне получили право на выдвижение и назначение на новую должность земского начальника, если не было квалифицированных кандидатов из потомственных дворян. Количество владеющих землей личных дворян было невелико, но с 1890 г. они на равных с потомственными дворянами-землевладельцами вошли в первую курию избирателей уездного земского собрания. Но в любом случае личные дворяне имели право в случае необходимости претендовать на финансовую поддержку со стороны губернских дворянских обществ, хотя последние, разумеется, отдавали предпочтение своим собственным членам при распределении благотворительных и учебных фондов. Нет сомнения в том, что именно благодаря этому праву на поддержку земли личных дворян, начиная с 1851 г., облагались губернскими дворянскими обществами налогами на тех же основаниях, что и земли потомственных дворян. Уездный и губернский предводители дворянства, так же как губернские дворянские депутатские собрания, могли, в случае отхода от православия или крайнего злоупотребления правом собственности, учредить опеку над имениями как потомственных, так и личных дворян. А предводители дворянства в определенных ситуациях были обязаны удостоверять факт умственного расстройства и давать письменное свидетельство о поведении и характере как личных, так и потомственных дворян, проживающих на подведомственной им территории{275}. Потомственные дворяне изначально сторонились личных дворян, и как общество, так и государство фактически воспринимали их как членов городского сословия. Со времени царствования Николая I детей личных дворян по достижении зрелого возраста записывали в разряд потомственных почетных граждан, да и сами личные дворяне, если желали, получали права потомственных почетных граждан{276}. В своем университетском курсе лекций «История сословий в России» в 1886 г. В. О. Ключевский сформулировал общепринятую точку зрения, в соответствии с которой личное дворянство, строго говоря, всего лишь «особый разряд дворянства, потому что лишено отличительных дворянских прав…; это не более как почетное пожизненное звание, которому усвоен титул дворянства не по сходству прав, а по одинаковости способов приобретения того и другого звания: как личное, так и потомственное дворянство приобретается пожалованием, чинами по службе и получением ордена. Действительные права личных дворян одинаковы с состоянием так называемых потомственных почетных граждан»{277}.

* * *

Чтобы понять отношение общества к личному дворянству, стоит обратиться к знаменитому образу русской классической литературы XIX в. — скромному чиновнику Акакию Акакиевичу, охарактеризованному Гоголем как «вечный титулярный советник». Гоголю не нужно было объяснять своим современникам, что чин титулярного советника (девятый класс гражданской службы по Табели о рангах), как и все более низкие чины, до 1856 г. давал человеку личное дворянство. Повышение на один чин (в восьмой класс) до 1845 г. приносило потомственное дворянство. Выражение «вечный титулярный советник» вошло в язык и стало обозначать вообще всех Акакиев Акакиевичей, обреченных не достигнуть звания потомственных дворян путем повышения в чине. Даже после повышения критериев в середине столетия чин титулярного советника продолжал давать право на личное дворянство. Так что до самого конца старого режима каждый грамотный русский мгновенно понимал, что Акакий Акакиевич является личным дворянином.

Вопрос о будущем соотношении между статусами личного и потомственного дворянства многократно поднимался в дискуссиях по дворянскому вопросу. В начале 1870-х гг. Фадеев предложил даровать личным дворянам абсолютное равенство, «с полным приравнением ко всем политическим и другим дворянским правам пожизненно», а в январе 1898 г. Казанское собрание предводителей и депутатов предложило допустить в состав Казанского дворянского общества тех личных дворян, кто в силу своих интересов в земледелии и по образованию имел общие интересы с потомственными дворянами{278}. Защитники привилегий, однако, склонялись к тому, чтобы совершенно разделить потомственное и личное дворянство. Иногда появлялись даже предложения ликвидировать статус личного дворянства, чему примером могут служить высказывания (анонимного публициста в 1881 г. и предводителей дворянства, и дворянских депутатов в Санкт-Петербургской губернии в декабре 1898 г.){279}.

Большинство Особого совещания по делам дворянского сословия высказалось за менее крайнее, хотя и достаточно радикальное, решение. Охарактеризовав на своем первом заседании личное дворянство как независимое сословие, не имеющее ничего общего с настоящим, т. е. потомственным дворянством, Совещание затем предложило: выбрать в девятом томе Свода законов все законы, касающиеся личного дворянства, изъять из разделов, имеющих отношение к потомственному дворянству, и поместить отдельно в том же томе; освободить предводителей дворянства и дворянские депутатские собрания от всякой ответственности за личных дворян; перевести личных дворян из первой курии избирателей уездных земских собраний во вторую, включавшую индивидуальных владельцев земли из низших сословий, а также всех корпоративных собственников земли, кроме сельских обществ. Личный дворянин, разумеется, был лишь низшей разновидностью такого же чиновника, дослужившегося до статуса потомственного дворянина. С точки зрения Особого совещания, ценности и жизненные установки обеих групп были целиком сформированы их воспитанием и службой, а потому не сопоставимы с достоинствами традиционных, то есть владеющих землей потомственных дворян. Существенное меньшинство Особого совещания, однако, возражало против любых изменений в сложившихся отношениях между двумя подгруппами первого сословия на том основании, что служба государству, а не владение землей, была основным призванием и главной характеристикой дворян. Большинство личных дворян были возвышены до своего положения за службу государству, и дальнейшей службой многие из них получат также и статус потомственного дворянства{280}.

Хотя небольшая группа членов Государственного совета соглашалась с большинством Особого совещания в том, что для защиты потомственного дворянства следует воздвигнуть как можно более прочную границу между ним и личным дворянством, подавляющее большинство Совета выступило за сохранение сложившегося положения, указывая, что за 180 лет связь между личным и потомственным дворянством не нанесла ни малейшего ущерба второму. Николай II, убежденный сторонник петровской системы, привязавшей дворянское состояние к государственной службе, принял в 1902 г. рекомендации Государственного совета, оставив неразрешенным двусмысленный статус личного дворянства{281}.

Одновременно император принял сторону меньшинства Совета и декретировал перемены, закрепившие связь между двумя подгруппами первого сословия. Самое важное, что эти изменения оказались выгодными дворянским обществам. С 1851 г. губернские дворянские общества облагали сельскую недвижимость личных дворян на той же основе, что и поместья потомственных дворян. Но если после 1883 г. личное имущество и земельная собственность потомственных дворян в случае отсутствия наследников переходили в собственность дворянских обществ, то выморочное имущество и земли личных дворян по-прежнему отходили в собственность государства{282}. Хотя подавляющее большинство личных дворян не имели никакой земельной собственности, да и вообще были людьми малосостоятельными, в отдельных случаях выморочное наследство бывало очень значительным, а если взять Москву и Санкт-Петербург, среди населения которых было много личных дворян, то разговор шел о значительных суммах денег. Точно так же в некоторых губерниях поступления от налогов на недвижимость, принадлежавшую личным дворянам, были желанным пополнением для казны дворянских обществ. Предпочтя материальные соображения желаниям разграничить потомственное и личное дворянство, как совещание предводителей дворянства в январе 1898 г., так и Особое совещание по делам дворянского сословия рекомендовали дать дворянским обществам неограниченное право на выморочное имущество, движимое и недвижимое, городское и сельское, обеих категорий дворян{283}. Однако Государственный совет согласился, с возглавлявшейся Сипягиным Комиссией при Особом совещании и — во имя принципов жертвуя материальными интересами — проголосовал за то, чтобы не только отказать губернским дворянским обществам в правах на выморочное имущество личных дворян, но и лишить их права взимать налоги с их земельных владений. В условиях российского самодержавия Государственный совет мог всего лишь предполагать, а самодержец — располагает. Николай II присудил спорное имущество дворянским обществам, одновременно подтвердив их право на налогообложение сельских земельных владений личных дворян{284}.

Начиная с 1894 г. городская недвижимая собственность, принадлежащая и личным, и потомственным дворянам, облагалась налогом дворянскими обществами, а не муниципалитетом города, в котором эта собственность находилась. Сходным образом Николай II решил вопрос с правами на выморочную городскую собственность — в 1898 г. потомственных дворян и в 1902 г. личных{285}.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

0 comments on “Права дворянства – Права и обязанности дворянства

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *