Правило проверки написания слов с непроизносимыми согласными
На этом уроке вы понаблюдаете за словами, в которых есть подряд три согласных звука, узнаете, что такие согласные звуки называются непроизносимыми. Вы познакомитесь с правилом проверки написания слов с непроизносимыми согласными.
Иногда согласные играют с нами в прятки. Они не произносятся, но пишутся в тетрадке. Тема урока: «Правило проверки написания слов с непроизносимыми согласными».
Доброе слово здравствуйте сказала я вам. «Здравия желаю!» Так приветствуют друг друга военные. Что же означало слово здравие? Здравие – это здоровье. А здравствовать – означало быть здоровым и жить, быть живым. Поэтому наше приветствие здравствуйте! означает: будьте здоровы и живите, будьте живы.
Здравствуйте, здравствовать – так пишутся эти слова, так как есть родственное слово здравие (здоровье).
А произносим эти слова по-другому: здра[ст]вуйте, здра[ст]вовать.
Некоторые звуки русского языка трудно выговаривать, когда рядом с ними есть ещё несколько согласных. Вот и решили буквы на месте этих звуков писать, а звуки не произносить.
В русском языке много слов, в которых есть подряд три согласных звука. Один согласный звук из трёх не произносится. Такие согласные звуки называются
Прочитаем однокоренные слова. Найдём слова, в которых не все согласные звуки произносятся.
Весть, известие, вестник, известный, известно.
Звук [т] не произносится в словах ве [с’н’] ик, изве[сн]ый, изве[сн]о. Корень -вест- в однокоренных словах пишется одинаково.
Грусть, грустит, грустно, грустный.
Звук [т] не произносится в словах гру[сн]о, гру[сн]ый. Корень -груст- пишется одинаково.
Букву, которая обозначает непроизносимый согласный звук, будем подчёркивать одной чертой. Это орфограмма.
вестник – весть
грустный – грусть
В этих словах ясно слышится звук [т’] на конце слова. Подчеркнём букву в проверочном слове двумя чертами. вестник – известие
грустный – грустит
В этих словах ясно слышится звук [т’], так как после согласного звука идёт гласный. Подчеркнём эти буквы двумя чертами (см. Рис. 1).
Рис. 1. Образец
Чтобы не ошибиться в написании слов с непроизносимыми согласными звуками, надо подобрать такое однокоренное слово, чтобы непроизносимый звук ясно слышался.
Проверочными могут быть однокоренные слова, в которых:
согласный звук ясно слышится на конце слова;
согласный звук ясно слышится, когда находится перед гласным.
Попробуем решить новую орфографическую задачу знакомыми вам способами проверки корней.
Измените слова по команде вопроса каков? Подберите однокоренное слово, отвечающее на вопрос что?
чуде[сн]ый – чудесен, чудеса, чудесный интере[сн]ый – интересен, интерес, интересный сви[с’н’]ет – свист, свистнет у[сн]а я – уста, устная хру[сн]ула – хруст, хрустнула Во всех словах есть сочетание согласных [сн] или [с’н’].
В словах чудесный, интересный между звуками [сн] нет непроизносимого звука [т], а потому нет и буквы т. В словах свистнет, устная, хрустнула есть непроизносимый согласный звук [т], есть и буква т (см. Рис. 2).
Рис. 2. Образец
Прочитаем слова так, как мы их говорим. Вслушивайся в звуки в указанных местах.
звёздное, грозный, поздний, праздник, проказник, чувство, участвую
звё[зн]ое, гро[зн] ый, по[з’н’]ий, пра[з’н’]ик, прока[з’н’]ик, чу[ств]а, уча[ств]ую Что интересного в обозначении звуков [ств], [зн], [з’н’]?
На месте звуков [ств] могут быть буквы ств, вств.
На месте звуков [зн], [з’н’] могут быть буквы зн, здн.
[00:05:22 Что интересного в обозначении звуков [ств], [зн], [з’н’]?]
Рис. 3. Образец
Примени знакомые способы проверки и докажи, что слова написаны правильно.
звёздная – (что?) звезда, поздний – (что сделать?) опоздать, праздник – (каков?) празден
В этих словах есть непроизносимый согласный звук, поэтому пишем букву д
(см. Рис. 4).
Рис.4. Образец
грозный – (что делать?) грозить, проказник – (что?) проказы
В этих словах нет непроизносимого согласного звука, поэтому нет и буквы д (см. Рис. 5).
Рис. 5. Образец
В словах чувство, участвую поможет запомнить буквы словарь.
[00:07:05 Что интересного в обозначении звуков [нц], [рц]?] Что нарисовано? (см. Рис. 6)
Рис. 6. Солнце и сердце
Скажем эти слова и послушаем звуки: со[нц] е, се[рц]е.
Узнаем нужные буквы с помощью однокоренных проверочных слов.
Есть такие пословицы: «При солнышке тепло, при матери добро. Острое словечко колет сердечко».
солнышко, (какой?) солнечный – солнце
сердечко, (какой?) сердечный – сердце
В словах есть непроизносимые согласные звуки, они обозначены буквами Л, Д.
Ты, наверное, удивишься тому, что слова крест и окрестность
раньше были однокоренными. В древности в русском языке было слово окрест, что означало вокруг, около, на все четыре стороны. А окрестность – это место вокруг чего-то или по соседству с чем-то, например: город и его окрестности.Окрестность можно проверить словом окрест.
Непроизносимые согласные могут быть в таких сочетаниях звуков:
[сн], [с’н’], [зн], [з’н’], [ств], [нц], [рц].
При письме эти сочетания звуков опасны, так как может быть орфограмма: буква на месте непроизносимого согласного звука.
Буквы непроизносимых согласных: Д, Т, В, Л.
Властный, радостный, несчастный,
и прелестный, и ненастный,
доблестный, бескорыстный, честный.
Этих слов не забывайте.
При письме в них Т вставляйте.
Решите орфографические задачи в словах с опасным сочетанием звуков [сн]. Старайтесь запомнить способы проверки.
Подберём однокоренные слова, которые отвечают на вопрос что?
властный – (что?) власть
радостный – (что?) радость
несчастный – (что?) несчастье
прелестный – (что?) прелесть
ненастный – (что?) ненастье
бескорыстный – (что?) корысть
доблестный – (что?) доблесть
честный – (что?) честь
Вкусный, гласный, интересный,
безопасный и небесный,
и чудесный, и прекрасный,
и ужасный, и напрасный.
Этих слов не забывайте,
букву Т в них не вставляйте. (Н. Бетенькова)
Подберём однокоренные слова, которые отвечают на вопрос что? Изменим эти слова по команде вопроса каков?
вкусный – (каков?) вкусен
гласный – (что?) глас
интересный – (каков?) интересен
безопасный – (каков?) безопасен
небесный – (что?) небеса
чудесный – (что?) чудеса
прекрасный – (каков?) прекрасен
ужасный – (каков?) ужасен
напрасный – (каков?) напрасен
В этих словах нет непроизносимого согласного звука, поэтому буквы Т в них быть не должно.
Даны транскрипции слов. Почему в словах букв больше, чем звуков?
[л’эс’н’ица] – лестница 7 звуков, 8 букв [м’эсный’] – местный 6 звуков, 7 букв [св’эрсн’ик] – сверстник 8 звуков, 9 букв
В этих словах букв больше, чем звуков, так как один звук непроизносимый
Слово лестница проверить нельзя.
Местный проверим словом место.
Слово сверстник образовалось от древнего русского слова верста, что означало возраст.
А вот ровесник пишется без буквы Т. Написание слова надо запомнить.
На уроке вы узнали, что в русском языке много слов, в которых есть подряд три согласных звука. Один согласный звук из трёх не произносится. Такие согласные звуки называются непроизносимыми.
Чтобы не ошибиться в написании слов с непроизносимыми согласными звуками, надо подобрать такое однокоренное слово, чтобы непроизносимый звук ясно слышался.
Список литературы
- М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
- М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
- Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
- Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
- Л.В. Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. – СПб.: КАРО, 2003.
- Г.Т. Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3–4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
Домашнее задание
- Прочитай. Найди в тексте слова с непроизносимыми согласными звуками.
Необычная операция.
Это произошло в Антарктиде. На станции работала группа учёных. Среди них был молодой врач Леонид Рогозов. Леониду очень нравилась суровая жизнь зимовщиков. Но работы для него не находилось. Никто не болел.
Однажды Леонид почувствовал сильные боли в животе. Нужна была срочная операция. Но кто её ему сделает? Врач прекрасно понимал опасность положения. Он решил оперировать себя сам.
В подготовке операции участвовали все сотрудники станции. Операция длилась больше часа. Леониду приходилось делать всё, глядя в зеркало. И он блестяще провёл эту операцию!
-
Спиши словосочетания, заменяя выделенное слово близким по значению с непроизносимым согласным звуком.
- Прочитай строки и впиши в слова опасное сочетание звуков. Укажи проверочные слова, рядом припиши слова с выбранными буквами. Реши и другие задачи, устно объясняя выбор букв.
1. Л.стопа., л.стопа.,
Утопает в листьях са.,
Листья гру[ ]о ш.лестят. (А. Барто)
2. День с утра ст.ял нена[ ]ый, Лужи серые везде.
Так и быть, зв.рёк несча[ ]ый, Пом.гу твоей беде!
(Е. Благинина)
3. Вместе с Юрой на разве.ку
Мы приходим в этот двор.
Красят ле[ ]ичную клетку. Провода несёт монтёр.
(А. Барто)
4. Нар.дилась и рябинка
В белый пра[ ]ичный наряд. (Е. Трутнева)
5. К.тята за к.пустой
Х.дили в ог.род.
Там у к.пу[ ]ых грядок
Им повстр.чался крот.
(И. Токмакова)
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
interneturok.ru
Двенадцатое непроизносимая согласная. Правило непроизносимые согласные в корне слова
Способ проверки | Примеры |
1. Изменить число | Зуб– зубы , локти -локо ть |
2. Изменить падеж | Книжка – книже к |
3. Заменить существительное неопределённой формой глагола | Ошибка – ошиба ться, молотьба – молоти ть |
4. Использовать уменьшительные суффиксы | Прут– прути ки, справка – справо чка |
5. Заменить краткие формы прилагательных полными, а полные – краткими | Свеж– свежи й, узкий — узо к |
6. У глаголов прошедшего времени изменить род | Лез– лез ла, нёс- нес ла |
7. Глаголы в неопределённой форме или в повелительном наклонении поставить в настоящем или будущем времени | Грызть – грызу , готовь – приготовя т |
8. Заменить существительное прилагательным, а прилагательное — существительным | песчаный – песо к, рожь — ржа ной |
Непроизносимые согласные в корне слова
Способ проверки | Примеры | Для проверки непроизносимого согласного в корне необходимо подобрать такое родственное слово, чтобы этот согласный оказался перед гласным или перед сонорным: агентство (агенты), здравствовать (здравие), окрестности (перекресток), пастбище (пасти), свистнуть (свистеть), яростный (в ярости), явственный (явный, явиться) |
1. Подобрать в качестве проверочного слова глагол | Поздний – опозда ть | |
2. Подобрать в качестве проверочного слова существительное | Тростник – трости | |
3. Подобрать в качестве проверочного слова существительное с предлогом | Безжалостный – без жалости |
Запомните! Ровесник Сверстник
Примеры для орфографической разминки:
Кровь (крови ), мороз(мороза ), хлеб(хлеба ), молотьба (молоти ть), просьба (проси ть), сказка (сказы вать), свадьба (сваде бный), ложка (ложе к), крошка (кроши ть), водопроводчик (водопроводо м), разметчик (размети ть), загадка (гада ть), шутка (шути ть). Честный (чест ь), доблестный (доблесть ), вестник (вести ), гигантский (гигант ), здравствуй (здраво ), известный (извести е), костный (кость ), корыстный (корысть ), лестный (лесть ), местный (место ), несчастный (счасть е), постлать (пости лать), сердце (серде чный), солнце (солне чный).
Диагностический набор №1 Правописание согласных в корне слова
Рабочая часть | Контрольная часть | |
Колонка № 1 | Колонка №2 | |
10 попла_ки | ||
Колонка №3 | Колонка №4 | |
7 бережли_ 8 трудолюби_ 10 се_ (возраст) | ||
Колонка №5 | Колонка №6 | |
1 ужас_ный 2 корыс_ный 3 вкус_ный 4 гиган_ский 5 опас_ный 6 извес_ный 7 чудес_ный 8 окрес_ный 10 поверхнос_ный | 1 запас_ный 2 грус_ный 3 редкос_ный 4 целос_ный 5 безмолс_вующий 6 неснос_ный 7 чес_вовать 8 учас_вовать 9 громоз_кий 10 крепос_ной |
Упражнение № 1. Вставьте нужную букву, изменив число существительных
Упражнение № 2. Измените род глаголов прошедшего времени
Упражнение № 3. Замените краткие формы прилагательных полными.
Упражнение № 4. Выберите нужную букву, проверив формой родительного падежа
Упражнение № 5. Выберите нужную букву, проверив формой родительного падежа множественного числа.
Упражнение № 8. Проверьте глаголом
Упражнение № 9. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму.
nauet.ru
Правописание непроизносимых согласных в корне слова
Правило В некоторых словах буквы Д, Т, В, Л не произносятся, но пишутся. Некоторые слова проверить нельзя. Если в сочетаниях согласных при изменении слова согласный не слышится, то писать его не нужно. ИСКЛЮЧЕНИЯ: безгласный, интриганский, искусный, косный, опасный, ровесник, словесность, участвовать, чествовать, шествовать, яства. Пишется блеснуть (хотя блестеть), лестница (хотя лесенка), плеснуть (хотя плескать), склянка (хотя стекло). | Правило В некоторых словах буквы Д, Т, В, Л не произносятся, но пишутся. Некоторые слова проверить нельзя. Если в сочетаниях согласных при изменении слова согласный не слышится, то писать его не нужно. ИСКЛЮЧЕНИЯ: безгласный, интриганский, искусный, косный, опасный, ровесник, словесность, участвовать, чествовать, шествовать, яства. Пишется блеснуть (хотя блестеть), лестница (хотя лесенка), плеснуть (хотя плескать), склянка (хотя стекло). |
Т — доблес.ный, грус.ный, кос.ный, ус.ный, лес.ница, окрестность, местность, свис.нул, извес.ный, прелес.ный, ярос.ный, чес.ный, счас.ливый, вес…ник, трос…ник, капус.ный, ненас.ный, радос.ный, час.ное, гиган…ский, облас.ной, влас.ный, крепос.ной.
В — чу…ство, здра…ствуй.
Л — со…нце.
Д — звез…ный, поз…но, праз…ник, сер…це.
Т — доблес.ный, грус.ный, кос.ный, ус.ный, лес.ница, окрестность, местность, свис.нул, извес.ный, прелес.ный, ярос.ный, чес.ный, счас.ливый, вес…ник, трос…ник, капус.ный, ненас.ный, радос.ный, час.ное, гиган…ский, облас.ной, влас.ный, крепос.ной.
В — чу…ство, здра…ствуй.
Л — со…нце.
Д — звез…ный, поз…но, праз…ник, сер…це.
Т — доблес.ный, грус.ный, кос.ный, ус.ный, лес.ница, окрестность, местность, свис.нул, извес.ный, прелес.ный, ярос.ный, чес.ный, счас.ливый, вес…ник, трос…ник, капус.ный, ненас.ный, радос.ный, час.ное, гиган…ский, облас.ной, влас.ный, крепос.ной.
В — чу…ство, здра…ствуй.
Л — со…нце.
Д — звез…ный, поз…но, праз…ник, сер…це.
Т — доблес.ный, грус.ный, кос.ный, ус.ный, лес.ница, окрестность, местность, свис.нул, извес.ный, прелес.ный, ярос.ный, чес.ный, счас.ливый, вес…ник, трос…ник, капус.ный, ненас.ный, радос.ный, час.ное, гиган…ский, облас.ной, влас.ный, крепос.ной.
В — чу…ство, здра…ствуй.
Л — со…нце.
Д — звез…ный, поз…но, праз…ник, сер…це.
Т — доблес.ный, грус.ный, кос.ный, ус.ный, лес.ница, окрестность, местность, свис.нул, извес.ный, прелес.ный, ярос.ный, чес.ный, счас.ливый, вес…ник, трос…ник, капус.ный, ненас.ный, радос.ный, час.ное, гиган…ский, облас.ной, влас.ный, крепос.ной.
В — чу…ство, здра…ствуй.
Л — со…нце.
Д — звез…ный, поз…но, праз…ник, сер…це.
Т — доблес.ный, грус.ный, кос.ный, ус.ный, лес.ница, окрестность, местность, свис.нул, извес.ный, прелес.ный, ярос.ный, чес.ный, счас.ливый, вес…ник, трос…ник, капус.ный, ненас.ный, радос.ный, час.ное, гиган…ский, облас.ной, влас.ный, крепос.ной.
В — чу…ство, здра…ствуй.
Л — со…нце.
СН — чудес…но, прекрас.но, ужас…но опас.но, напрас.но, вкус…но, инте-рес.но, тес.ный, прес.ный, не-бес.ный, парус…ный, соглас.ный, безглас.ный, бессловес…ный.
ЗН — безобраз…ный, любез…ный, желез… ный, колхоз…ный, серьёз…ный, алмаз… ный.
Запиши слова и запомни, как они пишутся
СН — чудес…но, прекрас.но, ужас…но опас.но, напрас.но, вкус…но, инте-рес.но, тес.ный, прес.ный, не-бес.ный, парус…ный, соглас.ный, безглас.ный, бессловес…ный.
ЗН — безобраз…ный, любез…ный, желез… ный, колхоз…ный, серьёз…ный, алмаз… ный.
Запиши слова и запомни, как они пишутся
СН — чудес…но, прекрас.но, ужас…но опас.но, напрас.но, вкус…но, инте-рес.но, тес.ный, прес.ный, не-бес.ный, парус…ный, соглас.ный, безглас.ный, бессловес…ный.
ЗН — безобраз…ный, любез…ный, желез… ный, колхоз…ный, серьёз…ный, алмаз… ный.
Запиши слова и запомни, как они пишутся
СН — чудес…но, прекрас.но, ужас…но опас.но, напрас.но, вкус…но, инте-рес.но, тес.ный, прес.ный, не-бес.ный, парус…ный, соглас.ный, безглас.ный, бессловес…ный.
ЗН — безобраз…ный, любез…ный, желез… ный, колхоз…ный, серьёз…ный, алмаз… ный.
Запиши слова и запомни, как они пишутся
СН — чудес…но, прекрас.но, ужас…но опас.но, напрас.но, вкус…но, инте-рес.но, тес.ный, прес.ный, не-бес.ный, парус…ный, соглас.ный, безглас.ный, бессловес…ный.
ЗН — безобраз…ный, любез…ный, желез… ный, колхоз…ный, серьёз…ный, алмаз… ный.
Запиши слова и запомни, как они пишутся
СН — чудес…но, прекрас.но, ужас…но опас.но, напрас.но, вкус…но, инте-рес.но, тес.ный, прес.ный, не-бес.ный, парус…ный, соглас.ный, безглас.ный, бессловес…ный.
ЗН — безобраз…ный, любез…ный, желез… ный, колхоз…ный, серьёз…ный, алмаз… ный.
Контрольное списываниеЗимний вечер
Короток зимний день. Синий сумрак выпол… из леса и повис над сугробами. Ре….ко хрус….нул сне…. под н….гами. М….ро…. кр….пч….л. В….юга нам….ла больш….е сугробы под звёз….ным небом. Поз….ним веч….ром мы под….ехали к ст….ро….ке л….сника. В печке ярко пылал огонь. В маленькой избушке было т….пло и уютно. Глеб Иванович уг….стил нас вкус….ным чаем.
Контрольное списывание
Зимний вечер
Короток зимний день. Синий сумрак выпол… из леса и повис над сугробами. Ре….ко хрус….нул сне…. под н….гами. М….ро…. кр….пч….л. В….юга нам….ла больш….е сугробы под звёз….ным небом. Поз….ним веч….ром мы под….ехали к ст….ро….ке л….сника. В печке ярко пылал огонь. В маленькой избушке было т….пло и уютно. Глеб Иванович уг….стил нас вкус….ным чаем.
Контрольное списывание
Зимний вечер
Короток зимний день. Синий сумрак выпол… из леса и повис над сугробами. Ре….ко хрус….нул сне…. под н….гами. М….ро…. кр….пч….л. В….юга нам….ла больш….е сугробы под звёз….ным небом. Поз….ним веч….ром мы под….ехали к ст….ро….ке л….сника. В печке ярко пылал огонь. В маленькой избушке было т….пло и уютно. Глеб Иванович уг….стил нас вкус….ным чаем.
Контрольное списывание
Зимний вечер
Короток зимний день. Синий сумрак выпол… из леса и повис над сугробами. Ре….ко хрус….нул сне…. под н….гами. М….ро…. кр….пч….л. В….юга нам….ла больш….е сугробы под звёз….ным небом. Поз….ним веч….ром мы под….ехали к ст….ро….ке л….сника. В печке ярко пылал огонь. В маленькой избушке было т….пло и уютно. Глеб Иванович уг….стил нас вкус….ным чаем.
infourok.ru
Правило проверки написания слов с непроизносимыми согласными
Иногда согласные играют с нами в прятки. Они не произносятся, но пишутся в тетрадке. Тема урока: «Правило проверки написания слов с непроизносимыми согласными».
Доброе слово здравствуйте сказала я вам. «Здравия желаю!» Так приветствуют друг друга военные. Что же означало слово здравие? Здравие – это здоровье. А здравствовать – означало быть здоровым и жить, быть живым. Поэтому наше приветствие здравствуйте! означает: будьте здоровы и живите, будьте живы.
Здравствуйте, здравствовать – так пишутся эти слова, так как есть родственное слово здравие (здоровье).
А произносим эти слова по-другому: здра[ст]вуйте, здра[ст]вовать.
Некоторые звуки русского языка трудно выговаривать, когда рядом с ними есть ещё несколько согласных. Вот и решили буквы на месте этих звуков писать, а звуки не произносить.
В русском языке много слов, в которых есть подряд три согласных звука. Один согласный звук из трёх не произносится. Такие согласные звуки называются непроизносимыми.
Прочитаем однокоренные слова. Найдём слова, в которых не все согласные звуки произносятся.
Весть, известие, вестник, известный, известно.
Звук [т] не произносится в словах ве [с’н’] ик, изве[сн]ый, изве[сн]о.
Корень -вест- в однокоренных словах пишется одинаково.
Грусть, грустит, грустно, грустный.
Звук [т] не произносится в словах гру[сн]о, гру[сн]ый. Корень -груст- пишется одинаково.
Букву, которая обозначает непроизносимый согласный звук, будем подчёркивать одной чертой. Это орфограмма.
вестник – весть
грустный – грусть
В этих словах ясно слышится звук [т’] на конце слова. Подчеркнём букву в проверочном слове двумя чертами.
вестник – известие
грустный – грустит
В этих словах ясно слышится звук [т’], так как после согласного звука идёт гласный. Подчеркнём эти буквы двумя чертами.
Чтобы не ошибиться в написании слов с непроизносимыми согласными звуками, надо подобрать такое однокоренное слово, чтобы непроизносимый звук ясно слышался.
Проверочными могут быть однокоренные слова, в которых:
— согласный звук ясно слышится на конце слова;
— согласный звук ясно слышится, когда находится перед гласным.
Попробуем решить новую орфографическую задачу знакомыми вам способами проверки корней.
Измените слова по команде вопроса каков? Подберите однокоренное слово, отвечающее на вопрос что?
чуде[сн]ый – чудесен, чудеса, чудесный интере[сн]ый – интересен, интерес, интересный сви[с’н’]ет – свист, свистнет у[сн]а я – уста, устная хру[сн]ула – хруст, хрустнула Во всех словах есть сочетание согласных [сн] или [с’н’].
В словах чудесный, интересный между звуками [сн] нет непроизносимого звука [т], а потому нет и буквы т. В словах свистнет, устная, хрустнула есть непроизносимый согласный звук [т], есть и буква т.
Как узнать, есть в слове непроизносимый согласный звук или нет?
Прочитаем слова так, как мы их говорим. Вслушивайся в звуки в указанных местах.
звёздное, грозный, поздний, праздник, проказник, чувство, участвую
звё[зн]ое, гро[зн] ый, по[з’н’]ий, пра[з’н’]ик, прока[з’н’]ик, чу[ств]а, уча[ств]ую Что интересного в обозначении звуков [ств], [зн], [з’н’]?
На месте звуков [ств] могут быть буквы ств, вств.
На месте звуков [зн], [з’н’] могут быть буквы зн, здн.
Примени знакомые способы проверки и докажи, что слова написаны правильно.
звёздная – (что?) звезда, поздний – (что сделать?) опоздать, праздник – (каков?) празден
В этих словах есть непроизносимый согласный звук, поэтому пишем букву д
грозный – (что делать?) грозить, проказник – (что?) проказы
В этих словах нет непроизносимого согласного звука, поэтому нет и буквы д
В словах чувство, участвую поможет запомнить буквы словарь.
Скажем эти слова и послушаем звуки: со[нц] е, се[рц]е.
Узнаем нужные буквы с помощью однокоренных проверочных слов.
Есть такие пословицы: «При солнышке тепло, при матери добро. Острое словечко колет сердечко».
солнышко, (какой?) солнечный – солнце
сердечко, (какой?) сердечный – сердце
В словах есть непроизносимые согласные звуки, они обозначены буквами Л, Д.
Ты, наверное, удивишься тому, что слова крест и окрестность раньше были однокоренными. В древности в русском языке было слово окрест, что означало вокруг, около, на все четыре стороны. А окрестность – это место вокруг чего-то или по соседству с чем-то, например: город и его окрестности.
Окрестность можно проверить словом окрест.
Какие сочетания звуков при письме опасны?
Непроизносимые согласные могут быть в таких сочетаниях звуков:
[сн], [с’н’], [зн], [з’н’], [ств], [нц], [рц].
При письме эти сочетания звуков опасны, так как может быть орфограмма: буква на месте непроизносимого согласного звука.
Буквы непроизносимых согласных: Д, Т, В, Л.
Запоминаем способы проверки:
Властный, радостный, несчастный,
и прелестный, и ненастный,
доблестный, бескорыстный, честный.
Этих слов не забывайте.
При письме в них Т вставляйте.
Решите орфографические задачи в словах с опасным сочетанием звуков [сн]. Старайтесь запомнить способы проверки.
Подберём однокоренные слова, которые отвечают на вопрос что?
властный – (что?) власть
радостный – (что?) радость
несчастный – (что?) несчастье
прелестный – (что?) прелесть
ненастный – (что?) ненастье
бескорыстный – (что?) корысть
доблестный – (что?) доблесть
честный – (что?) честь
Вкусный, гласный, интересный,
безопасный и небесный,
и чудесный, и прекрасный,
и ужасный, и напрасный.
Этих слов не забывайте,
букву Т в них не вставляйте. (Н. Бетенькова)
Подберём однокоренные слова, которые отвечают на вопрос что? Изменим эти слова по команде вопроса каков?
вкусный – (каков?) вкусен
гласный – (что?) глас
интересный – (каков?) интересен
безопасный – (каков?) безопасен
небесный – (что?) небеса
чудесный – (что?) чудеса
прекрасный – (каков?) прекрасен
ужасный – (каков?) ужасен
напрасный – (каков?) напрасен
В этих словах нет непроизносимого согласного звука, поэтому буквы Т в них быть не должно.
Размышляем над транскрипциями слов:
Даны транскрипции слов. Почему в словах букв больше, чем звуков?
[л’эс’н’ица] – лестница 7 звуков, 8 букв [м’эсный’] – местный 6 звуков, 7 букв [св’эрсн’ик] – сверстник 8 звуков, 9 букв
В этих словах букв больше, чем звуков, так как один звук непроизносимый
Слово лестница проверить нельзя.
Местный проверим словом место.
Слово сверстник образовалось от древнего русского слова верста, что означало возраст.
А вот ровесник пишется без буквы Т. Написание слова надо запомнить.
Заключение:
Чтобы не ошибиться в написании слов с непроизносимыми согласными звуками, надо подобрать такое однокоренное слово, чтобы непроизносимый звук ясно слышался.
вернуться на страницу «Русский язык 3 класс» >>>
Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :
Присоединяйтесь к нам в Facebook!
Разговорный русский — Real Language Club
Смотрите также:
Подготовка к экзаменам по русскому языку:
Мы рекомендуем:
Самое необходимое из теории:
Предлагаем пройти тесты онлайн:
Рекомендуемые статьи и видео:
Ещё статьи >>>
reallanguage.club
Непроизносимые согласные в корне слова — Русский язык
При произнесении некоторых слов с сочетаниями согласных может происходить выпадение звуков. Выпадающие при произнесении согласные называют непроизносимыми (областной, ненастный).
Чтобы проверить правописание слов с непроизносимыми согласными (обычно это сочетания стн, стл, здн, лнц, рдц), необходимо подобрать такое родственное слово, в котором этот согласный произносится, например: областной — область, счастливый — счастье, праздник — празден, солнце — солнечный, сердце — сердечный.
Нельзя вставлять лишних букв, которых нет в проверочном слове, например: вкусный (вкус), словесный (словеса).
Запомните написание слов: чувство, блеснуть (хотя блестеть), ресницы, ровесник, сверстник, яства (кушанья, от старинного глагола ясти), прежний (от древнерусского слова переже — раньше).
Оглушение и озвончение согласных
Звонкие согласные б, в, г, д, ж, з перед глухими согласными и на конце слова оглушаются, например: ястреб, ястребки, бурав, буравчик, враг, склад, гараж, мороз, резкий и т. д. Наоборот, глухие согласные п, ф, к, т, ш, с перед звонкими озвончаются, например: косьба, молотьба. На письме оглушение и озвончение согласных, как правило, не отражается.
Чтобы не ошибиться в написании глухих и звонких согласных в корне, слово надо изменить или подобрать родственное слово так, чтобы после этих звуков был гласный (или л, м, н, р), например: ястреб — ястребы; мороз — морозы, морозный; косьба — косить; мог — могли; мок — мокли.
Слово свадьба пишется с д (хотя сватать), слово лестница — с буквой с (хотя лезть).
Для некоторых согласных подобрать проверочное слово нельзя, например: рюкзак, вокзал, анекдот, кувшин, кафтан. Такие слова надо запоминать.

Поделиться с друзьями
Навигация по записям
iamlobster.ru
Непроизносимые согласные
Непроизносимые буквы и звуки
Непроизносимые согласные — совокупность букв, стоящих друг за другом которые при произношении не читаются. Проще говоря, роль играет то, как в корне слова произносятся согласные.
Корень слова — это главная его часть, из которой методом прибавления суффиксов, приставок и окончаний образуются похожие слова, называющиеся однокоренные. К примеру: Вода — корень «вод», окончание «а»; водянистый — корень «вод», суффиксы «ян», «ист» и окончание «ый». Однокоренные слова могут быть любыми частями речи, и придуманы они для того, чтобы проверять нужное слово на какую-либо орфограмму или непроизносимую букву.
В русском языке есть множество сложных слов, в корне которых пишется три, а то и четыре согласные буквы подряд. К примеру: грустный; здравствуйте. Самые общеизвестные проследования делятся на два типа:
- Не произносится первая буква: лнц, вств. К примеру: солнце — при письме пишется буква «л», однако, когда говоришь: «сонце», та пропадает.
- Не произносится средняя буква: стн, стл, здн, рдц, рдч, стц, здц, нтск, ндск, ндц, нтств, стск. К примеру: гигантский — при письме пишется буква «т», если сказать: «гиганский» — ее не будет.
При произношении с данными сочетаниями исчезают буквы: «в», «д», «т» и «л». Потому они зовутся непроизносимыми.
Как проверить слова с непроизносимыми согласными?
Но если звуки не слышатся и не произносятся, а в корне их нужно написать, иначе будет совершена ошибка, как проверить?
Существует определенное правило, которое гласит: «Чтобы всегда точно знать, как пишется та или иная часть речи, имеющая звуки, являющимися непроизносимыми, надо подобрать такие слова с одним корнем, чтобы гласная буква появилась после него». Именно она и дает четкость, благодаря ей неслышимые звуки становятся слышимыми — приобретают то место, где наше ухо ясно и четко слышит и при произношении, и при написании нужную букву. Такими же усилителями являются сонорные буквы: «л», «м», «н», «р» и «й».
К примеру: сердце — сердечко; солнце — солнечный.
Бывают похожие ситуации, только в них проверяемая согласная оказывается в конце слова: агентство — агент; хрустнуть — хруст.
Исключения
Однако не стоит забывать, что у каждого правила, так или иначе, есть свои исключения.
Существуют слова, которые, несмотря на то, что при проверке должны быть с непроизносимым звуком, так как он слышится и пишется, таковыми являются. Они называются исключениями. Яркий пример: склянка, что представляет из себя стеклянной сосуд, прописывается без буквы «т», хотя стекло, стеклянный; блеснуть тоже без «т», хоть и блестеть. Их просто нужно запомнить.
Слова, в которых нет непроизносимого согласного — исключения?
Не стоит путать одно с другим. Когда у слова нет буквы, это не значит, что оно исключение, это просто обратная сторона медали. Ведь, как говорится, если есть одно, всегда должно быть и противоположное ему.
Имеется группа сравнительных частей речи, которая не имеет непроизносимых согласных: ужасный — ужасен; опасный — опасен; искусный — искусен; властвовать — власть; участвовать — участие; интриганский — интрига — которые проверяются таким же способом.
russkyaz.ru
Золотые правила русской орфографии. Непроизносимые согласные
Цели урока:
- Учебные: совершенствование знаний о непроизносимых согласных в корне слова; развитие умения подбирать проверочные слова; формирование орфографических навыков; заложить информационные навыки: работы со словарем, ИКТ; учить высказывать свою мысль и понимать позицию собеседника.
- Развивающие: развитие речи учащихся; активизация словесно-логического мышления; формирование устойчивости внимания; интеллектуальное развитие за счет нового уровня инициативы и самостоятельности школьников в организации учебного процесса.
- Воспитательные: воспитание товарищества, взаимопомощи, любви к русскому языку.
Формы работы: индивидуальная, работа в парах, самостоятельный диалог учащихся между собой по поводу решения учебной задачи.
Компетенции:
Учащиеся должны знать:
– правила правописания слов с изученными орфограммами;
Учащиеся должны уметь:
– видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам (без введения этого понятия), правильно писать слова с непроизносимыми согласными, владеть способами проверки согласных в корне; писать слова с непроверяемыми написаниями по программе;
– владеть способом проверки орфограмм путём использования разных информационных источников; находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
– правильно списывать слова, предложения, проверять написанное;
– заменять слова синонимами;
Оборудование:
- проектор,
- презентация,
- орфографический словарь,
- толковый словарь,
- карточки.
I. Организационный момент. Самоопределение к деятельности.
1. Психологический момент.
Ребята, обращаю ваше внимание на то, что сегодня к нам приехали гости, чтобы посмотреть на нашу работу. Давайте улыбнемся друг другу, ведь мы с вами знаем, что улыбки располагают к приятному общению.
Сегодня мы побываем в разных городках. Городки эти большие не обойтись без карты, которая называется – картой успеха .Каждый из вас пойдет своей дорогой. Желаю вам успеха.
2. Постановка учебной цели.
Друзья наша задача такова:
— Вспомнить, как в этих городках живут слова.(Презентация)
Слайд 1.
…Направо мы пойдем-
К словам с безударной гласной придем.Прямо мы пойдем
В гости к парным согласным зайдемНалево пойдем
С непроизносимыми согласными урок проведем.
3. Актуализация опорных знаний и мотивация.
1. Орфографическая минутка.
Слайд2.
— Какие орфограммы взял на себя корень слова?
(правописание парных согласных, слов с безударной гласной, с непроизносимыми согласными)
-Установите закономерность и продолжите строку
Слайд3
б/п, в/ф,……н
— Какая буква среди написанных, по какому признаку “лишняя”?
(н. )
-Почему? (непарная согласная)
-Тогда, почему я ее написала?
Как она относится к непарным согласным)?
( при проверке парных согласных после согласных должна стоять гласная, или буква н)
Среди оставшихся пар, какая пара тоже отличается от других по какому то признаку)
-(Ж/Ш)- (всегда твердые звуки)
-Как проверить парный согласный на конце или в середине слова?
(правило)
-Какую оценку вы бы поставили себе по этой теме? Занесите ее в карту успеха.
4. Включение нового материала в систему знаний и повторение.
- Сделай словооборот
- Прочти слова наоборот
- Вспомни правило к словам,
- Написанье объясни всем нам.
Слайд 4
Пулут, дурт, залг,зов, генс, гарво.
(тулуп, труд,глаз,воз,снег,овраг)
-Устно подобрать проверочное слово.
Слайд 5.
Числовые ребусы покажу я вам,
А вы покажите своим друзьям.
— Проверьте парные согласные в конце слова, подберите к ним проверочные слова.
-Что обозначает слово ТРИУМФ?
-В каком словаре мы можем найти толкование этого слова? ( толковом)
1 ученик работает со словарем, остальные по карточкам (Приложение1. Задание: вставь парные звонкие и глухие согласные.)
2. Словарная работа.
Предлагаю вам новинку
Словарную разминку.
Слова из словаря возьмем
И проверять мы их начнем.
К..пустный, лес..ничный, кв..ртирный, д..ревенский, комн..тный, сев..рный, м..рковный, м..г..зинный, в..сточный.
-Что объединяет все эти слова? (им.прил., ед.ч., слов.сл).
-Какое слово можно считать “лишним” и почему?
(деревенский) –суффикс –ск-, остальные –н-.
-Есть ли среди написанных слов слова с непроизносимой согласной?
(капустный- проверяем с помощью родст. Сл.-капуста, в слове –лестничный –т -запоминаем-сл.сл.
-Как вы должны поступить, если проверить написание буквы невозможно?
-Какой словарь поможет проверить правильно ли мы написали эти слова? (орфографический словарь)
Если мы не можем проверить, значит, слово словарное.
Слайд 6
Пропала буква вот беда
Начнем ее мы поиски, друзья.
На помощь позовем искателей
МЧС спасателей!
Как можно решить данную орфографическую задачу?
-Какую оценку вы бы поставили себе по этой теме? Занесите ее в карту успеха.
(подобрать проверочное слово)
Р…ка- св…ча Гр..за- б..жать- Р..га- сл..ны- П..щать- п..ля- Цв..сти- кр..я- Т..шина- д..лекий- Ст..да- д..машний- Тр..па- тр..винка- Л..сок- с..леный-
Вы, ребята, молодцы!
Гласных букв приятели.
Вас теперь они зовут
МЧС спасатели!
Карточка. Задание: вставь пропущенные безударные гласные.
5. Физкультминутка.
Слайд 7
-Какая орфограмма любит играть с людьми в прятки?
Расскажите , что вы знаете об этой орфограмме:
-В каких сочетаниях согласных звуков один из них не произносится?
( [стн] ,[здн], [ств], и др.)
-Почему исчезают отдельные звуки? Какие это звуки? [В], [Д], [Л],[Т]
Слайд8
-Какая существует особенность написания и произношения слов со стечением согласных?
(В русском языке есть слова со стечением согласных. Все они в слове пишутся, но некоторые не произносятся, их называют непроизносимыми согласными. Написание таких слов надо проверять. Чтобы проверить непроизносимые согласные в, д, л, т в корнях , надо подобрать проверочные слова, в которых эти звуки четко произносятся).
-Какую оценку вы бы поставили себе по этой теме? Занесите ее в карту успеха.
-Расскажите, как нужно действовать, чтобы правильно обозначить на письме парные звонкие и глухие согласные, непроизносимые согласные звуки?
(когда мы проверяем написание букв, обозначающих парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова и непроизносимые согласные звуки в корне, мы действуем одинаково)
Слайд8.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой.
Игра ”Запоминай, не зевай”
Слайд 9.
На доске записана рифмовка из слов.
Прочитайте ее несколько раз. А затем запишите слова, которые вы смогли запомнить.
Поз..ний,звез..ный и окрес..ный,
Здравствуй,облас..ной и мес..ный,
Сер..це, со..нце и учас..ник,
Чувство, лестница и праз..ник.
Научись слова читать и
Запомни, как писать.
2. Один ученик разгадывает кроссворд.
-небесное светило (солнце)
-антоним к слову “радостно” (грустно)
-орган живых существ, который перекачивает кровь (сердце)
-бабочка, которая любит капусту (капустница).
Что вы знаете о стечении –СН-
Слайд 10.
Вкусный, гласный, интересный,
Безопасный и небесный,
И чудесный, и прекрасный,
И ужасный, и напрасный.
Этих слов не забывайте.
Букву Т в них не вставляйте.
Слайд 11.
Просмотрите слайд и обобщите знания по теме: Что мы проверяем в корне.
А сейчас вы можете объединиться в пары.
3. Творческие задания (Внутригрупповая дискуссия, самопроверка, взаимопроверка, взаимопомощь)
– А сейчас, творческое задание. У каждой пары на карточках даны предложения. Замените выделенные слова подходящими по смыслу синонимами с непроизносимыми согласными. Можно пользоваться карточками – подсказками, чтобы проконтролировать свое решение. В карточке исправьте предложения.
- Позади веселое лето.
- Прошла красивая золотая осень.
- Стоят дождливые дни глухой осени.
- Порывистый ветер срывает с деревьев последние листья.
ненастные
поздней
яростный
радостное
чудесная
- В лесу страшная грязь.
- Желтые и алые листья уже потемнели.
- Они лежат на земле отвратительной скользкой массой.
- Ночью редко можно увидеть необыкновенное в огнях небо.
красные
безобразной
прекрасное
звездное
- Голубой свод скрывают серые тучи.
- Привет, утреннее солнышко!
- Но зря низкое светило хочет удержать теплую погоду.
- Часто случаются ночные заморозки – первые посланцы близкой зимы.
небесный
здравствуй
напрасно
солнце
— Прочитайте, что у вас получилось. Объясните написание слов с непроизносимыми согласными.
7. Итог урока. Рефлексия.
Давайте подведём итог нашей работе:
-Как не ошибиться в написании слов с непроизносимой согласной?
-Какой этап урока понравился больше всего?
-Что нового для себя узнали на уроке?
Учитель читает стихотворение.
Учащиеся отвечают “да” “нет”.
Завершается урок.
Он пошел ребятам впрок?
Постарались все понять
Учились тайны открывать?
Ответы полные давали?
На уроке не зевали?
urok.1sept.ru