Правовое государство таблица – Правовое государство. Понятие, принципы и признаки правового государства

Правовое государство. Понятие, принципы и признаки правового государства

Что такое правовое государство

Правовое государство — это государство, ограниченное в своих действиях законом, подчиненное воле суверенного народа и призванное обеспечить права и свободы личности. Вся деятельность такого государства подчинена нормам права. Английский термин — legal state.

Говоря простыми словами, правовое государство — это государство, которое само неукоснительно соблюдает нормы права: законы и решения судов. Главная задача власти при этом — защита прав и свобод граждан. Органы и институты такого государства (особенно суды и полиция) строго исполняют законы.

Правовое государство создает условия для свободы личности, основанные на принципе «разрешено всё, что прямо не запрещено законом».

Важнейшие принципы правового государства — верховенство закона, то есть его обязательность для всех субъектов права; судебная защита прав граждан; взаимная ответственность государства и личности.

Гражданские права — это неотъемлемые, защищенные законом права, которые даны всем членам общества и которые не могут быть отменены ни индивидами, ни государством.

К гражданским правам относятся право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, на достоинство личности, на неприкосновенность частной жизни etc. В основе прав граждан лежат представления о естественном праве и моральном равенстве.

Права могут быть обеспечены только в гражданском обществе, которое имеет собственную независимую от государства сферу самоорганизации и свободы.

Правовое государств и демократия

Правовое государство — признак демократии. Оно не может существовать при тоталитарном или авторитарном политическом режиме, где неизбежно нарушаются права человека и гражданина.

Правовое государство — обязательное, но не единственное условие демократии. Для демократического режима также необходимы свободные конкурентные выборы, многопартийность, политический плюрализм, смешанная экономика, разделение властей.

Идею правового государства выдвигали еще античные мыслители (Аристотель, Цицерон). Над ней размышляли гуманисты эпохи Возрождения, ее философскую основу разрабатывал Иммануил Кант. Но окончательно представления о демократическом правовом государстве оформились и стали общепризнанными лишь во второй половине XX века.

В Конституции РФ подчеркивается, что Россия — правовое демократическое государство.

Признаки и принципы правового государства

Основными элементами правового государства считают: верховенство закона; гарантию основных прав граждан; разделение властей; независимость судей; правовую защиту граждан и правовой контроль.

Все признаки правового государства тесно связаны друг с другом — без одного невозможно другое. Если хотя бы один из этих принципов нарушается, государство не может быть правовым.

  • Верховенство права — подчинение закону государства, всех его органов и должностных лиц, всех граждан и социальных институтов.

  • Гарантированность прав и свобод человека — права и свободы признаются высшей ценностью и реально обеспечиваются, есть механизмы, гарантирующие и защищающие их.

  • Всеобщее равенство перед законом — все граждане получают одинаковую защиту в рамках закона, нарушители подлежат соразмерному наказанию, независимо от их политического, социального или экономического положения.

  • Эффективная система контроля за соблюдением закона — контроль за соблюдением закона осуществляют специально созданные независимые суды, арбитражи и т.д.

  • Эффективные и беспристрастные правоохранительные органы: полиция, независимые суды и другие правоохранительные органы доступны для граждан и соблюдают закон.

  • Назначение наказаний согласно правовым нормам, опубликованным и четко определенным заранее. Закон не имеет обратной силы.

  • Реальное разделение властей на исполнительную, законодательную и судебную. Ни один из государственных органов не имеет всей полноты власти, существует система «сдержек и противовесов».

  • Взаимная ответственность государства и личности — государство и граждане принимают на себя обязательства по отношению друг к другу, за их неисполнение наступает ответственность.

  • Единство права и закона — все нормативно-правовые акты соответствуют естественно-правовым началам и международным нормам о правах человека.

  • Принцип «разрешено все, что прямо не запрещено законом» как основа регулирования поведения.

Функции правового государства

Правовое государство, как и любое другое государство, выполняет политическую, экономическую, социальную и культурную функцию. Кроме того, оно защищает права граждан.

  • Политическая функция. Правовое государство создает условия для равноправного участия граждан в государственных и общественных делах, гарантирует права гражданина и права человека, способствует формированию многопартийности, развитию местного самоуправления.

  • Экономическая функция. Государство регулирует рыночные отношения, поддерживая многоукладность экономики и честную конкуренцию, способствует повышению качества жизни, минимизирует последствия негативных макроэкономических явлений (инфляция, безработица).

  • Социальная функция. Правовое государство регулирует социальные отношения, обеспечивает право на образование и охрану здоровья.

  • Правоохранительная функция. Правовое государство вместе с институтами гражданского общества защищает и гарантирует права и свободы личности, поддерживает общественный порядок.

  • Культурная функция. Правовое государство создает для граждан равные условия и возможности для пользования и обмена культурными и духовными ценностями, гарантирует культурную свободу, плюрализм мнений.

Предпосылки создания правового государства

Правовое государство возникает не одномоментно и не на пустом месте. Для его появления нужны экономические, политические, социальные и культурные предпосылки:

Россия — правовое государство?

Впервые о необходимости создания в России правового государства было сказано в Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 года. В 1993 году Конституция провозгласила Россию правовым государством.

Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Конституция РФ. Статья 1

Однако что именно означает это понятие, в основном законе страны не разъясняется. «Нет единства даже в вопросе о том, какие именно признаки правового государства в своей совокупности отражают его сущность», — признавал председатель Конституционного суда Валерий Зорькин в 2011 году.

Сегодняшнюю Россию рано называть правовым государством, полагают многие правозащитники и международные организации. По их словам, верховенство закона так и не установилось, разделение властей в стране нарушается, суду не хватает независимости, а права и свободы граждан не защищаются в полной мере.

В связи с этим в международных рейтингах «законности» Россия обычно находится в нижней части списков. В рейтинге верховенства права World Justice Project за 2019 год РФ заняла 88-е место из 126 — между Эквадором и Ливаном.

«Существует несколько показателей, по которым Россия стабильно выступает существенно лучше, чем в среднем по миру. Это скорость гражданского и административного правосудия, а также с десяток позиций, в которых мы или незначительно лучше или чуть-чуть хуже, чем в среднем по миру: открытость данных и законодательства, трудовые права, отсутствие дискриминации, доступность правосудия, контроль преступности и даже, как ни странно, пенитенциарная система», — указывал политолог Владимир Кудрявцев в статье для «Ведомостей» в 2018 году.

«Трудно не заметить, что индекс в целом адекватно фиксирует российскую специфику. Все, что касается технической и процедурной стороны права, а также работы полицейских сил, находится на приличном уровне и повышает место России в рейтинге. Все, что относится к функциям права как ограничителя произвола властей, к независимости судей, тянет Россию в самый конец рейтинга», — объяснял эксперт.

Правовое государство. Правильные ответы на задания из ЕГЭ

Чтобы успешно сдать ЕГЭ по обществознанию, необходимо понимать смысл термина «правовое государство», знать признаки и уметь перечислить принципы правового государства. Разберем ряд заданий на эту тему из ЕГЭ прошлых лет.

Задание 1
Выберите вер­ные суж­де­ния о пра­во­вом го­су­дар­стве и за­пи­ши­те цифры в по­ряд­ке возрастания, под ко­то­ры­ми они указаны.
1) Правовое го­су­дар­ство от­ли­ча­ет от не­пра­во­во­го вер­хо­вен­ство за­ко­на и права.
2) В пра­во­вом го­су­дар­стве уста­нав­ли­ва­ет­ся от­сут­ство­вав­шее ранее от­де­ле­ние пуб­лич­ной вла­сти от общества.
3) Власть в пра­во­вом государстве, так же, как и в неправовом, имеет мо­но­по­лию на ле­галь­ное при­ме­не­ние силы.
4) Правовое го­су­дар­ство обес­пе­чи­ва­ет пра­во­вые от­но­ше­ния в обществе, пра­во­вое равенство.
5) Ветви вла­сти в пра­во­вом го­су­дар­стве не­за­ви­си­мы друг от друга.
Правильный ответ: 1345

Задание 2
Выберите вер­ные суж­де­ния о пра­во­вом го­су­дар­стве и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.
1) Пра­во­вое го­су­дар­ство — это государство, спо­соб­ное обес­пе­чить пра­во­вые от­но­ше­ния в обществе, пра­во­вое равенство, за­щи­тить права граждан. 
2) Необходимым усло­ви­ем су­ще­ство­ва­ния пра­во­во­го го­су­дар­ства яв­ля­ет­ся раз­де­ле­ние властей.
3) В пра­во­вом го­су­дар­стве от­вет­ствен­ность вла­сти перед об­ще­ством выше от­вет­ствен­но­сти гражданина.
4) Для пра­во­во­го го­су­дар­ства не­об­хо­ди­ма вза­им­ная от­вет­ствен­ность го­су­дар­ства и гражданина.
5) Любое государство, в ко­то­ром есть пра­во­вая си­сте­ма и законодательство, можно счи­тать правовым.
Правильный ответ: 124

Задание 3
Установите со­от­вет­ствие между при­зна­ка­ми и ти­па­ми государства: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те соответствующую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

ПРИЗНАКИ

ТИПЫ ГОСУДАРСТВА

A) суверенитет и не­за­ви­си­мость государственной вла­сти внутри стра­ны и за еt пре­де­ла­ми

Б) не­за­ви­си­мость судов от ис­пол­ни­тель­ной власти

B) си­сте­ма законодательства, вклю­ча­ю­щая в себя раз­лич­ные отрасли и ин­сти­ту­ты права

Г) вза­им­ная ответственность го­су­дар­ства и граж­да­ни­на

Д) вер­хо­вен­ство права (закона) в об­ще­стве

1) только пра­во­вое государство

2) государство лю­бо­го типа

Правильный ответ: 21211

Задание 4
Французский философ Ш. Монтескьё писал: «Если власть законодательная и исполнительная будет соединена в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что этот монарх или сенат станет создавать тиранические законы для того,к чтобы так же тиранически их применять». Какой принцип правового государства выдвинул философ? Опираясь на обществоведческие знания, приведите любые другие два принципа правового государства.
Правильный ответ:
Философ Шарль Монтескьё выдвинул принцип разделения властей.
Два других принципа правового государства:
1. Верховенство права.
2. Приоритет прав и свобод личности.

www.anews.com

Правовое государство — Википедия

Правово́е госуда́рство (нем. Rechtsstaat) — государство, вся деятельность которого подчинена нормам права, а также[прим. 1] фундаментальным правовым принципам, направленным на защиту достоинства, свободы и прав человека[1][2][3]. Подчинённость деятельности верховных органов власти стабильным законам или судебным решениям является отличительным признаком конституционных политических режимов[4][прим. 2]. Принцип соблюдения предписаний права всеми его субъектами, в том числе обладающими властью лицами или органами, называется законностью в российской юриспруденции[5] и верховенством права (англ. rule of law) в странах общего права[6]. Следует иметь в виду, что в российском правоведении также существует термин верховенство закона, под которым понимается подчинённость закону всех подзаконных актов и актов правоприменения

[7]. Верховенство закона является одним из основных компонентов правового государства[8].

Идея правового государства, прежде всего, противоположна произволу во всех его разновидностях[9][10]: диктатуре большинства, деспотизму, полицейскому государству, равно как и отсутствию правопорядка. Эта идея преследует ряд целей:

  1. Ограничение и направление процесса осуществления власти[1][6]. Правовое государство не стремится принизить важность компетентности, авторитета, личной воли и других качеств руководителей, а устанавливает стандарт легитимности методов руководства[4].
  2. Формирование чувства определённости и правомерных ожиданий в отношении поведения всех субъектов права[11][12].
  3. Охрана устоявшихся общественных представлений о морали, справедливости, свободе и равенстве, а также защита достоинства и прав граждан согласно этим представлениям
    [2]
    [13]. Некоторые правоведы[прим. 1] полагают, что указанная функция неотделима от обеспечения более полной реализации перечисленных ценностей[8][14].

Правовое государство требует наличия следующих институтов:

Важную роль играет согласие среди правящих классов в отношении норм политического поведения, принципов разрешения конфликтов и базовых культурных ценностей, в том числе, законности[9].

Выделяют две основные концепции правового государства. Формальная трактовка связана с теорией правового позитивизма и фокусирует своё внимание на эффективности и предсказуемости правовых процедур[13][16]. Содержательная трактовка связана с теорией естественного права и ставит вопрос о справедливости самих законов, при этом провозглашая фундаментальные права человека высшей ценностью[14].

Идеал правового государства не привязан к какому-либо национальному опыту, и среди важнейших принципов правоведы обычно выделяют верховенство закона, равноправие, выполнимость требований права, защиту гражданских свобод. В то же время, реализация этого идеала в каждой стране имела множество индивидуальных особенностей, в силу различных обычаев и их истории. Институты правового государства также зависят от текущих задач, перед которыми стоит общество. Наиболее успешными оказались такие модели правового порядка, в которых

[9]:

Правление по закону[править | править код]

Закон — владыка над правителями,
а они — его рабы

Там, где отсутствует власть закона,
нет и государственного устройства

Верховенство закона означает, что закон обладает высшей юридической силой, и все другие правовые акты и акты правоприменения должны ему соответствовать. Отсюда следует, что никакое должностное лицо или орган власти, включая правительство, парламент и (при демократии) народ как целое, не могут совершать действия за пределами рамок, установленных законом

[2][15]. Правовые нормы могут издаваться и меняться только согласно действующим узаконенным или заранее оговоренным процедурам. Должны быть легальные и эффективные способы заставить правительство и любых должностных лиц подчиняться правовым нормам.

Правление по закону также является антитезой отсутствию правопорядка и самосуду[3]. Одна из главных задач государства состоит в обеспечении безопасности, в частности, государство должно быть единственным источником легитимного применения силы[20]. Правовые процессы должны быть достаточно прочными и доступными, а деятельность правоохранительных органов эффективной.

Равенство перед законом[править | править код]

Законы в равной степени относятся ко всем без исключений, в том числе к тем, кто издаёт законы[9]. Правосудие не должно принимать во внимание происхождение, власть, обеспеченность или общественное положение стоящих перед ним лиц. Юрисдикция судов, которые выносят постановления по делам обычных граждан, должна распространяться на всех граждан

[21].

Отступления от этой нормы в современное время получило название «избирательное правосудие»[22][23].

Обобщённость правовых норм. Законы должны формулировать условия своей применимости в общих чертах, не указывая на конкретные лица, организации или малые социальные группы[16]. Они не должны издаваться для решения конкретных задач, если при других обстоятельствах аналогичные действия властей были бы незаконными. Однако в ряде случаев требование обобщённости сталкивается с трудностями. Например, в социальных государствах некоторые нормы относятся к лицам чётко обозначенного социально-экономического статуса, и поскольку часть общества не считает эти законы оправданными, с точки зрения критиков, они представляют собой форму правовой дискриминации[12].

Равный доступ к правовой системе. В силу социального неравенства некоторые люди имеют лучший доступ к ресурсам для защиты своих интересов и, следовательно, лучшие шансы на выигрыш судебного дела

[9]. Корректировка подобных тенденцией часто сопряжена с объективными трудностями, которые осложняются вышеуказанным требованием обобщённости правовых норм и процедур.

Выполнимость[править | править код]

Законы должны быть такими, чтобы люди могли им следовать[16]. Как минимум, они должны существовать, быть доступны для ознакомления и содержать понятные (хотя бы юристу) требования. Создание неопубликованных или имеющих силу задним числом законов, внутренняя противоречивость или частая изменчивость законодательства делают его неисполнимым на системном уровне и оставляют возможность только избирательного применения. В частности, никто не может быть подвержен наказанию за поступки, которые не нарушали законодательство на момент их совершения[15]. Законы должны ясно и непротиворечиво формулировать критерии наказуемости, чтобы свести к минимуму произвол в их применении.

Законы также не должны входить в противоречие с устоявшимися общественными представлениями о справедливости[17]. Для этого в конституционных демократиях существует ряд институтов, в том числе, парламенты, состязательные и периодические выборы, свобода массовой информации.

Независимость судебной власти[править | править код]

Независимость суда от других ветвей власти и их изолированность от внешнего давления играют существенную роль в правовом государстве[2][6]. Если суд зависит от исполнительной власти, он может оказаться не в состоянии защитить подсудимого от нелегитимного применения силы. Если судебная власть смыкается с законодательной, свобода подсудимого может стать предметом произвольного регулирования.

Разделение властей также тесно связано с требованием, что в правовом государстве должно быть принципиально возможно перечислить все формы выражения государственной власти[24]. Нарушение этого требования привело бы к ограничению свободы граждан государства.

Правосудие[править | править код]

С процедурной стороны правосудие

ru.wikipedia.org

Правовое государство — Обществознание


Понятие:

Правовое государство — это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом. В нем признаются права и свободы человека, а основой является принцип разделения государственной власти — законодательной исполнительной и судебной.

Основные идеи — свобода, капитализм, господство права, демократия.
Правовое государство — путь к возрождению естественно-исторических прав, приоритета гражданина в его отношении с государством. Понятие “правовое государство» — это фундаментальная ценность, такая же как демократия, гуманизм, либерализм и другие.
Суть идеи правового государства в господстве права в общественной и политической жизни.

Признаки:

— Верховенство закона во всех сферах жизни общества
— Деятельность органов правового государства, которая базируется на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
— Взаимная ответственность личности и государства.
— Реальность прав и свобод гражданина
— Политический и идеологический плюрализм
— Стабильность законности и правопорядка в обществе
— Приоритет международного права над национальным

Отличие правового государства от государства, как такового:

Правовое государство — это особая форма организации политической власти, при которой гарантируются естественные права человека, проводится разделение государственной власти на три части, обеспечивается верховенство правового закона и взаимная ответственность граждан перед государством и государства перед гражданами.

В правовом государстве именно закон выше всех желаний и интересов. В таком обществе у политической группы, которая получила власть, практически нет шансов перестроить социальное устройство без оглядки на историко-культурные особенности людей. Механизмы, которые задействуются для устранения нарушений закона, работают в независимости от статуса человека.

Не правовое государство:

Законы не соблюдаются, существуют социальные группы, стоящие «вне закона». Это люди, в руках которых сосредоточена власть, либо те, кто может откупиться от правосудия. Подобные принципы жизни действуют в Латинской Америке, а также на значительной части постсоветского пространства.

История появления идеи правового государства:

Идея правового государства своими корнями уходит в античное общество. Государство как организация публично-властной силы, основанной на законе, явилось как бы прототипом правового государства. Мыслители античности (Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон и др.) пытались выявить связи между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничную жизнь в обществе. Они считали, что наиболее разумна и справедлива та форма общежития людей, при которой закон обязателен как дл я граждан, так и для государства.

Государственная власть, признающая право и одновременно ограниченная им, по мнению античных мыслителей, считается справедливой государственностью. 
Также Аристотель отмечал, что во всяком государственном строе имеется три элемента: первый – законосовещательный орган о делах 

Аристотель

«Там, где отсутствует власть закона, нет места и (какой-либо) форме государственного строя»

государства, второй – магистратуры, третий – судебные органы.

С идеями древнегреческих мыслителей о праве, свободе, человеческом достоинстве перекликаются гуманистические взгляды и воззрения древнеримских политических и общественных деятелей. Они трактуют государство как публично-правовую общность людей. 

Цицерон

«Государство – есть достояние народа, а народ не любое единение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов». 


Символическим выражением разумной и справедливой организации публичной власти стал образ богини правосудия Фемиды (с повязкой на глазах, с мечом и весами правосудия), 

олицетворяющей единение силы и права – правопорядок, в равной мере обязательный для всех.

Идеи о взаимосвязи права и государства, закона и политики античных мыслителей оказали заметное влияние на становление и развитие учений о правах и свободах личности, разделении властей, конституционализме в эпоху Нового времени. 


В основе современных концепций правового государства лежат идеи Дж. Лильберна, Г. Гроция, Б. Спинозы, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, И. Канта, Г. Гегеля и других европейских просветителей, которые полагали, что на

Ж. Руссо

«Лишь сильное государство обеспечивает свободу своим гражданам».

смену бюрократическому государству эпохи абсолютизма должно прийти государство, в основе которого лежит 

идея автономной личности, обладающей неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами и свободами. 

Впервые законодательное закрепление права и свободы человека получили в Конституции США (1789), а также были объявлены в Декларации прав человека и гражданина во Франции (1789). 

Рейтинг правовых государств:

Рейтинг правовых государств 2012

Страна

Ограничение полномочий правительства

Борьба с коррупцией

Порядок и безопасность

Права человека

Законность

Гражданский суд

Уголовный суд

Средний балл

1

Швеция

0,92

0,96

0,89

0,93

0,89

0,78

0,82

0,89

2

Дания

0,93

0,95

0,91

0,91

0,85

0,79

0,87

0,88

3

Финляндия

0,89

0,93

0,92

0,9

0,82

0,79

0,87

0,87

4

Норвегия

0,9

0,94

0,87

0,9

0,83

0,82

0,85

0,87

5

Нидерланды

0,86

0,93

0,86

0,84

0,83

0,8

0,8

0,85

6

Новая Зеландия

0,87

0,92

0,87

0,86

0,82

0,76

0,79

0,84

7

Австралия

0,88

0,9

0,86

0,84

0,83

0,72

0,72

0,83

8

Япония

0,8

0,84

0,89

0,78

0,87

0,77

0,68

0,81

9

Австрия

0,82

0,77

0,89

0,82

0,84

0,74

0,75

0,81

10

Сингапур

0,73

0,91

0,93

0,73

0,80

0,79

0,87

0,8

12

Германия

0.82

0.82

0.86

0.80

0.73

0.80

0.76

0.76

13

Китай

0.73

0.89

0.93

0.71

0.75

0.71

0.76

0.79

14

Великобритания

0.79

0.80

0.84

0.78

0.79

0.72

0.75

0.78

15

Франция

0.80

0.80

0.84

0.79

0.76

0.68

0.69

0.76

18

США

0.77

0.78

0.83

0.73

0.70

0.65

0.65

0.73

80

Украина

0.36

0.25

0.74

0.58

0.35

0.52

0.39

0.46

85

Россия

0,31

0,39

0,49

0,47

0,45

0,5

0,4

0,43

Источники таблицы: 

www.rating.rbc.ru

Используемый материал:

*информация была взята с сайта www.student-vuza.ru
*информация была взята с сайта www.grandars.ru
*информация была взята с сайта www.istorya.ru
*информация была взята с сайта www.webarhimed.ru/
*информация была взята с сайта www.latyshev-va.ru
*информация была взята с сайта www.deipra.ru
*информация была извлечена из книги “Толковый политический словарь 2005.”
*информация была извлечена из книги “Малиновский А. А. — Энциклопедия юриста”
*информация была взята с сайта http://statistic.su/

www.studysocial.ru

Признаки правового государства — схема, таблица — Схемо.РФ

  • Войти
  • Регистрация
  • Схемы
    • Биология
    • География
    • История
    • Математика и алгебра
    • Медицина
    • Обществознание
    • Педагогика
    • Политология
    • Право

xn--e1aogju.xn--p1ai

Правовое государство — схема, таблица — Схемо.РФ

  • Войти
  • Регистрация
  • Схемы
    • Биология
    • География
    • История
    • Математика и алгебра
    • Медицина
    • Обществознание
    • Педагогика
    • Политология
    • Право
    • Психологи

xn--e1aogju.xn--p1ai

Правовое государство

Вы, наверное, не раз слышали термин «правовое государство». Многие политологи считают его фундаментом демократии. Демократическое государство не может быть неправовым.

Но что означает этот термин? Государство, где есть право, законы? Но в таком случае все государства – правовые, потому что издание законовнеотъемлемый признак любого из них. Наиболее древние из дошедших до нас писаных законовЗаконы вавилонского царя Хаммурапи – относятся к 18 веку до нашей эры. Можно ли назвать Вавилонское царство правовым государством?

На самом деле, правовым считают то государство, в котором реализуются три принципа: верховенство права, незыблемость прав и свобод человека и разделение властей. Давайте о каждом из них поговорим поподробнее.

Принцип верховенства права означает, что закон одинаков для всех, все должны действовать в рамках закона. Это относится и к гражданам и к государству.

«Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы», – гласит статья 15 Конституции России. «Все равны перед законом и судом», – статья 19.

Правосудие должно осуществляться одинаково, независимо от того, богат человек или беден, обладает он властью и влиянием или нет, какого его общественное положение. В Законах царя Хаммурапи этот принцип не соблюдался.

Граждане равны в своей обязанности действовать в рамках закона. «Duralex, sedlex» – «Суров закон, но это закон». Этот принцип был сформулирован ещё в Древнем Риме. Но закон закону рознь. «Хороший» закон должен обладать рядом качеств.

Во-первых, он должен быть справедливым, то есть не противоречить тем нравственным принципам, которые преобладают в общественном сознании. «Несправедливый закон – это не закон», – заявлял ещё на рубеже 4 – 5-ого веков христианский теолог и философ Августин Блаженный. Кроме того, закон должен соответствовать уровню развития общества. Устаревшие правовые положения должны своевременно устраняться.

Во-вторых, закон должен быть доступен: граждане должны иметь возможность его прочитать и понять (по крайней мере, юристы).

В-третьих, формулировка закона должна быть достаточно чёткой, не допускающей различного толкования, двусмысленности. Чтобы не получалось, как в известной русской поговорке: «Закон, что дышло, куда поверни, туда и вышло».

В-четвёртых, правовая система не должна быть противоречивой. Если один закон будет запрещать то, что разрешает другой, то в обществе может сформироваться правовой нигилизм, то есть отрицание безусловной необходимости действовать в рамках закона. Если следуя одному закону, нарушаешь другой, какой смысл вообще ими руководствоваться?

И в-пятых, закон должен быть выполним. Можно, конечно, потребовать от пешеходов перелетать над потоком движущихся по дороге машин. Только много ли найдётся граждан, которые будут в состоянии следовать этому пункту правил дорожного движения?

Для правового государства характерна взаимная ответственность гражданина и государства. «Человеку разрешено всё, что не запрещено законом, государству запрещено всё, что не разрешено законом», – эту идею можно считать лозунгом правового государства.

У государства гораздо больше возможностей оказывать давление на граждан, ведь оно обладает аппаратом принуждения. Именно поэтому действия, полномочия органов власти и должностных лиц должны регламентироваться более жёстко, чем действия граждан. Это имеет очень важное значение для реализации второго принципа правового государства: незыблемость прав и свобод человека.

Вы ещё будете знакомиться с историей становления и развития этой идеи. Сегодня мы обозначим два основных подхода к ответу на вопрос о происхождении прав человека. Первый принято называть теорией позитивного права. Права у человека есть потому, что их даёт ему государство.  Ну, раз дало, то вправе и назад забрать. Такой подход к трактовке прав человека не способствует укреплению представления об их незыблемости. Идея правового государства базируется на другой теории – теории естественного права.

Основные – гражданские – права есть у человека не потому, что кто-то их ему даёт, а потому, что он человек. Права принадлежат человеку с момента рождения, никто не может его их лишить. Перечень естественных прав человека включён в принятую Организацией Объединённых Наций в 1948 году Всеобщую Декларацию прав человека.

Никакие законы, никакие действия государства не должны покушаться на всеобщие, естественные права человека. Но в реальности в разных странах существует различное понимание этих прав. Скажем, в США наличие в уголовном законодательстве такой меры наказания, как смертная казнь, не расценивается как нарушение права человека на жизнь. А в большинстве стран Европы смертная казнь отменена. Даже преступник, совершивший самые ужасные злодеяния, не должен быть лишён основного права человека – права на жизнь. В Скандинавских странах, например, в Швеции, высокие подоходные налоги большинством населения не расцениваются как покушение на частную собственность. Во многих странах Азии и Латинской Америки не считается нарушением принципа равенства в правах ограничения и преследования гомосексуалов. То есть, эффективной будет защита тех прав человек, которые признаются ценными в культуре того или иного общества.

Соблюдение принципа равенства в правах, максимальная реализация прав человека возможна лишь при наличии в государстве независимой судебной системы. Только независимый суд может быть беспристрастным, руководствоваться лишь нормами закона при вынесении решения. То есть, соответствовать тому идеалу, который сформулировали ещё древние римляне, изображая богиню правосудия Фемиду с повязкой на глазах. Независимость судей может быть обеспечена их выборностью, особым механизмом их сменяемости (например, когда представитель исполнительной власти не может уволить судью или отстранить его от ведения дела своим единоличным решением).

Во многих странах с этой целью вводится суд присяжных. Присяжные – не профессиональные юристы, это обычные граждане. Выслушав сторону обвинения и защиты, они должны принять решение о том, кто был более убедителен в доказательствах, то есть виновен подсудимый или нет, а если виновен, то заслуживает ли снисхождения. Впервые в России суд присяжных был введён по судебной реформе 1864 года. В Российской Федерации право обвиняемых в уголовных преступлениях на рассмотрение их дел судом присяжных было закреплено законом в июле 1993 года. Первый процесс с участием присяжных заседателей был проведён в Саратовской области в декабре того же года над братьями Мартыновыми.

Достичь полной беспристрастности суда очень сложно. Даже если судьи будут совершенно независимы от исполнительной власти, они останутся людьми со своими симпатиями и антипатиями, эмоциями. Но независимый суд – это тот идеал, к которому должно стремиться государство, если оно правовое. Каким образом можно добиться того, чтобы государство оставалось правовым, не скатывалось от демократии к произволу. Ответом на этот вопрос стала идея разделения властей.

Впервые она была высказана древнегреческим философом Аристотелем. «Во всяком государстве, — писал он, — этих составных частей три.

 Вот эти три части: первая — законовещательный орган, рассматривающий дела государства, вторая — должности, третья — судебные органы». Своеобразное разделение властей существовало также в Древнеримской республике. Консулы и другие магистратуры осуществляли непосредственно управление страной. Сенат принимал законопроекты, контролировал деятельность магистратов, осуществлял высшее руководство в военной, внешнеполитической, финансовой сферах. Комиции (народные собрания) голосовали за принятие законов и выбирали должностных лиц.

В Новое время к идее разделения властей вернулись деятели эпохи Просвещения. Особенно большой вклад в разработку этой теории внёс Шарль Луи Монтескьё. Он обосновал необходимость разделения полномочий законодательной, исполнительной и судебной власти, для того чтобы ни одна из них не становилась доминирующей в государстве. Впервые в практику управления эта идея была внедрена в Соединённых Штатах Америки после принятия Конституции 1787 года. О том, что идея эта – не отвлечённое философствование, а вполне жизненная теория, свидетельствует тот факт, что эта Конституция действует в США до сих пор. Поскольку разделение властей предполагает возможность их контроля над деятельностью друг друга, подобное устройство государственного управления называют также системой сдержек и противовесов. Более подробно о ней мы будем говорить позднее.

Итак, правовым называют государство, в котором граждане и государственные органы действуют в рамках закона и равны перед законом. Кроме принципа верховенства права осуществляются также принцип незыблемости прав и свобод человека и принцип разделения властей.

Правовое государство

Является ли Россия правовым государством? Статья 1 Конституции нашей страны утверждает: «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Но некоторые исследователи ставят это под сомнение. В 2009 году Всемирный банк опубликовал доклад о качестве государственного управления в странах мира. Оценивалась ситуация в 2008 году в 212 странах мира. Были выделены 6 основных показателей. Высшая оценка составляла 100 баллов. Качество государственного управления в России было оценено следующим образом:

·        учёт мнения населения и подотчётность государственных органов (оценка уровня политических свобод и возможности граждан выбирать правительство и другие органы власти) – 22;

·        политическая стабильность и отсутствие насилия – 24;

·        эффективность работы правительства (качество работы государственных служащих, степень их независимости от политического давления, качество разработки и реализации внутренней политики) – 45;

·        качество законодательства – 31;

·        верховенство закона – 20;

·        сдерживание коррупции (коррупция – использование должностным лицом своих полномочий, возможностей, связей в целях личной выгоды) – 15.
Для сравнения качество государственного управления в Финляндии было оценено Всемирным банком так: 97, 97, 98, 94, 98, 100.

videouroki.net

Тема 12. Правовое государство – SOOCIETY

Человечество прошло долгий путь развития, прежде чем поставить государство на службу обществу. Лишь в последней трети XX в. идея правового государства стала воплощаться в жизнь ряда стран.

Правовое государство – государство, ограниченное в своих действиях правом, подчиненное воле суверенного народа, выражаемой в конституции, и призванное обеспечить основополагающие права и свободы личности.

Все признаки правового государства тесно взаимосвязаны между собой.

Появление правового государства обусловлено наличием следующих предпосылок.

Предпосылки создания правового государства

– Многообразие форм собственности, свобода предпринимательства и как следствие – экономическая независимость и самостоятельность индивида.

– Режим демократии, суверенитет народа.

– Внутренне единая и непротиворечивая система законодательства.

– Гражданское общество.

– Высокий уровень политического и правового сознания людей, политической культуры личности и общества.

Правовое государство – это не только одна из социальных ценностей, призванных утверждать справедливость, но и практический институт обеспечения и защиты свободы, чести и достоинства личности, форма существования народовластия. Поэтому столь значимым становится вопрос о путях формирования правового государства.

Пути формирования правового государства

– Превращение закона в решающее средство управления всеми сторонами жизни общества, для чего необходимо изменение соотношения закона с подзаконными актами в пользу первого.

– Достижение такого состояния общества, при котором соблюдение закона было бы выгоднее его нарушения, что предполагает высокий уровень правовой культуры населения.

– Превращение правоохранительных органов в рабочий механизм, активно содействующий становлению правопорядка.

– Децентрализация управления, разграничение функций центральных структур власти и органов местного самоуправления, расширение компетенций последних.

В Конституции РФ подчеркивается, что Российская Федерация является правовым государством.

Образец задания

A1. Выберите правильный ответ. Основным признаком правового государства является

1) верховенство закона
2) многопартийность
3) разделение властей
4) защита государственных интересов

Ответ: 1.

Тема 12. Правовое государство

Оценка

soociety.ru

0 comments on “Правовое государство таблица – Правовое государство. Понятие, принципы и признаки правового государства

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *