Предлоги и приставки – Правописание предлогов и приставок. Видеоурок. Русский язык 3 Класс

Правописание предлогов и приставок. Видеоурок. Русский язык 3 Класс

На данном уроке рассмотрено правило написания предлогов и приставок. Уделено внимание значению предлогов и некоторых приставок. Объяснено, как отличить приставку от предлога. Дана рекомендация, как употреблять приставки и предлоги правильно.

Иногда приставки в глаголах могут быть схожи с предлогами. Их нужно различать. Приставка – это часть слова, которая служит для образования новых слов, она  пишется со словом слитно, а предлог – это отдельное слово, поэтому предлоги пишутся  с другими словами раздельно. Предлоги служат для связи слов в словосочетании и в предложении. Тема урока: «Правописание предлогов и приставок».

В одной сказке жили-были в стране Грамматика предлоги и приставки. У предлогов были свои домики, в которых они жили отдельно от других слов. Предлоги гордились тем, что были самостоятельными.

Кроме того, предлоги всегда указывали: где нужно находиться (в, на, под, над, за, у) или куда нужно двигаться (из, в, через, по, к, от, до). (см. Рис. 1, 2, 3, 4 )

 

А приставки своих домиков не имели. Они образовывали новые слова (например, напишу, подпишу, выпишу, припишу).

Но многие приставки и предлоги были похожи друг на друга, как две капли воды. Стали ученики их путать. Царица Грамматика предложила предлогам отодвинуться от слова, с которым они стоят, а слова-признаки должны встать между ними. Своего значения предлоги не потеряют, а от приставок отличаться будут. Предлоги так и сделали.

Чтобы отличить приставку от предлога, попробуй в том месте, где возник вопрос, вставить другое слово. Можно вставить слово, значит, это предлог, пишется раздельно. Нельзя вставить слово, значит, это приставка, пишется со словом слитно.

Помни! При глаголах предлогов не бывает. Предлоги  употребляются с именами существительными и местоимениями.

Потренируемся в написании предлогов и приставок.

(С)крыши (с)бросили снег.

Поставим вопрос к слову, чтобы узнать, какая это часть речи.

Крыша – что?, имя существительное.

С железной крыши, можно вставить слово, значит, с – это предлог, пишется раздельно.

Сбросили – что сделали?, это глагол. При глаголах предлогов не бывает. Значит, с — приставка, пишется вместе со словом.

Правильный ответ: С крыши сбросили снег.

Ребята (про)пели песню (про)школу.

Пропели – что сделали?, глагол. При глаголах предлогов не бывает. Значит, про – это приставка, пишется со словом слитно.

Школа – что?, имя существительное.  Про любимую школу, можно вставить слово. Значит, про – это предлог, пишется раздельно.

Правильный ответ: Ребята пропели песню про школу.

Сравните слова.

под берёзой – подберёзовик

без радости – безрадостный

на берегу – набережная

на стене – настенный

Это однокоренные слова с одинаковыми предлогами и приставками. Значение у них одно и то же. Между предлогом и существительным можно поставить вопрос или вставить слово.

под (какой?) кудрявой берёзой

без (какой?) особой радости

на (каком?) морском берегу

на (какой?) высокой стене

Подберём к прилагательным однокоренные существительные с предлогом.

нагрудный (значок)  – на груди (предлог на)

заработная (плата) – за работу (предлог за)

довоенные (годы) – до войны (предлог до)

подводные (камни) – под водой (предлог под)

Прочитаем стихотворение-шутку. Докажем, в каком слове от – приставка, а где – предлог.

Веснушки.

Я, не жалея мыла,

Нос терпеливо мыла, —

Зависело б (от) мыла,

Веснушки  я б (от) мыла.   (Я. Козловский)

Зададим вопрос к слову, чтобы узнать, какая это часть речи.

Я (что сделала?) отмыла – это глагол, от – приставка, пишется слитно.

Зависело от (какого?) душистого мыла. Мыло — что?, имя существительное, от – это предлог, пишется раздельно.

Правильный ответ:

Зависело б от  мыла,

Веснушки  я б отмыла. 

Солнце ещё облаков не (за) дело,

Трава на лугу ещё росы пила,

А плотник проснулся и взялся (за) дело,

Слышится, как зазвенела пила. (Я Козловский)

Солнце (что сделало?) задело, это глагол, задеть, задевать, корень заде-.

Взялся за (какое?) трудное дело. Дело – что?, имя существительное,  за – предлог, пишется раздельно.

Правильный ответ:

Солнце ещё облаков не задело,

Трава на лугу ещё росы пила,

А плотник проснулся и взялся за  дело,

Слышится, как зазвенела пила.

Раскройте скобки в тексте стихотворения.

Шмель.

(В) тополиную метель

(По) терял дорогу шмель.

(Про) мелькнул (над) огородом,

(В) дом (на) кухню (за) летел

И (над) синей чашкой (с) мёдом

По-хозяйски (за) гудел.                  (Т. Белозёров)

Найдём глаголы. Что сделал? Потерял, промелькнул, залетел, загудел. Значит, по-, про-, за – это приставки, так как предлоги с глаголами не употребляются.

В метель (какую?) тополиную, в – это предлог, над (каким?) большим огородом, над – это предлог, в (какой?) деревянный дом, в – это предлог, на (какую?) солнечную кухню, на – это предлог, над (какой?) синей чашкой, над – это предлог, с (каким?) душистым мёдом, с – предлог.

Правильный ответ:

В  тополиную метель

Потерял дорогу шмель.

Промелькнул над огородом,

В дом на кухню залетел

И над синей чашкой с мёдом

По-хозяйски загудел.

Узнайте приставки по предлогам.

Приставки: в-. вы-, до-.

____ писать до точки                                 

____ писать в текст

____ писать из текста

Правильный ответ:

Дописать до точки.

Вписать в текст.

Выписать из текста.

Чтобы не допустить ошибок в выборе предлогов, сначала узнай о секрете их употребления. Нельзя говорить, например: вернулся со школы, с магазина, с армии. Правильно: из школы, из магазина, из армии.

Если человек идёт (куда?) в школу, в театр, в магазин, в библиотеку, в армию, если он едет в Крым, в Белоруссию, в Москву, то он должен возвратиться (откуда?) из школы, из театра, из магазина, из библиотеки, из армии, из Крыма, из Белоруссии, из Москвы.

И напротив, если человек ушел на работу, на речку, на каток или отправился на рыбалку, то он должен возвратиться с работы, с речки, с катка, с рыбалки.

Если при ответе на вопрос куда? используется предлог В, то при ответе на вопрос откуда? нужен предлог ИЗ.

Если при ответе на вопрос куда? используется предлог НА, от при ответе на вопрос откуда? нужен предлог С. (см. Рис. 5)

 

Рис. 5. Запомни!

Потренируйтесь. Раскройте  скобки в загадке о ветре.

Бывает он (в) холод, бывает он (в) зной, бывает он добрый, бывает он злой. (В) открытые окна нежданно (в) летит, то что-то (про) шепчет, то вдруг (за) гудит. (При) тихнет, (у) мчится, (при) мчится опять, то (вз) думает волны (по) морю гонять. (Н. Найдёнова)

Проверьте себя. В одном столбике слова с предлогами, в другом – с приставками.

в (какой?) зимний холод              влетит

в (какой?) сильный зной              прошепчет

в (какие?) открытые окна            загудит

по (какому?) синему морю          притихнет

                                                      умчится

                                                      примчится

                                                        вздумает

Чтобы отличить приставку от предлога, попробуй в том месте, где возник вопрос, вставить другое слово. Можно вставить слово, значит, это предлог. Пиши его раздельно. Нельзя вставить слово, это приставка. Она пишется со словом слитно.

 

Список рекомендованной литературы

  1. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  2. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. – Смоленск:  Ассоциация XXI век, 2011 год.
  5. Л.В.Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. – СПб.: КАРО, 2003
  6. Г.Т Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3-4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008

 

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

  1. Социальная сеть работников образования Nsportal.ru (Источник).  
  2. Umk-garmoniya.ru (Источник).  
  3. School-collection.edu.ru (Источник).

 

Рекомендованное домашнее задание

  • Закончи сочетания слов. Обозначь приставки, подчеркни пробел между предлогом и словом.

зашёл за…

помчался по…

прочитал про…

донёс до…

откусил от…

сбросил с…

  • Закончи предложения:

Приставка – это …

Приставка пишется со словом…

Приставки служат для образования…

Предлог – это…

Предлог пишется со словом …

Предлоги служат для …

  • Спиши, раскрой скобки. Приставки выдели.

(С)неба сыпал лёгкий снег. Снежинки (до)летали (до)земли. Они садились (на)крыши, (на)деревья и скамейки. Иногда дул резкий ветер. Тогда снежинки (с)летались, (раз)летались и кружились (в)танце.

interneturok.ru

Как отличить предлог от приставки: правило :: SYL.ru

Несмотря на то, что изучение предлогов, приставок и их правописания входит в школьный курс русского языка и в упрощенном виде рассматривается уже в начальных классах, после завершения обучения мало кто пользуется полученными сведениями. При помощи собственным детям в усвоении этих правил бывает довольно трудно вспомнить забытую информацию.

Однако признаки этих частей речи желательно знать каждому грамотному человеку, чтобы не краснеть при ответе на вопрос: «Умеете ли вы отличать предлоги от приставок?» Такие знания найдут применение в любой возрастной категории, вспомнить правописание слов в родном языке всегда бывает полезно.

Основные определения

И приставки, и предлоги являются необходимыми элементами русского языка. Рассмотрим смысловую и синтаксическую составляющую этих терминов, их деление на видовые категории и использование в словообразовании и предложениях, а также разберемся, как отличить предлог от приставки.

Определение предлога

Предлоги выступают обычно в качестве вспомогательной части речи, они указывают, как одни слова зависят от прочих в различных предложениях и словосочетаниях. Не имеют самостоятельного значения, не могут употребляться обособленно от слова, используемого в роли существительного. Из-за своей неавтономности никогда не выступают как члены предложения. В словосочетаниях используются для указания подчинительного вида связи.

Это интересно! Многие обращали внимание на обилие предлогов в русской речи и их неоднородность. Такое количество обусловлено активным пополнением численности предлогов за счет формирования от других исходных разрядов в XIX—XX веках. Наибольшее развитие получили предлоги с отвлеченным смыслом – объективные, причинные, временные и т.д. — благодаря возрастающему значению научно-публицистической речи.

Виды предлогов

Если предлоги употреблять раздельно с другими словами, они не будут иметь смысловой нагрузки, важна именно их взаимосвязь с другими частями речи. Однако и в обратном случае, без использования предлогов, смысл предложения может быть непонятен. При семантическом анализе выделяются следующие группы:

  1. Обозначающие место – это предлоги около, возле, вокруг, под.
  2. Отмечающие время – это после, в продолжение, до, перед, по, в.
  3. Указывающие на причину – это предлоги вследствие, из-за, по причине, от.
  4. Определяющие цель – для, по, к, ради, за.
  5. Раскрывающие отношения, определенные обстоятельства и т.д. – предлоги о, насчет, несмотря на.

Как видно, часть предлогов повторяется в ряде вышеперечисленных категорий, что лишний раз свидетельствует об их служебной природе и о смысловом значении, открываемом только в контексте словосочетания. Поэтому при синтаксическом исследовании предложений и проводится соотнесение предлогов к связанным с ними словам.

Определение приставки

Чтобы ответить на вопрос: «Как отличить предлог от приставки в русском языке», — необходимо также понять и суть термина «приставка».

Приставка (или префикс) является комбинаторным элементом слова, она неотделима от него, размещена раньше корня и видоизменяет или дополняет семантическое значение слова, порой превращая его в прямо противоположное. Приставки широко распространены не только в русском языке. Зачастую их происхождение обусловлено соответствующим предлогом, являющимся родоначальником данного элемента слова.

Особенности приставок

Префиксы имеют интересные свойства:

  1. При добавлении к слову приставки не способны изменить его принадлежность к определенной части речи. Например, если приставка присоединяется к имени существительному, то слово будет по-прежнему представлять из себя существительное.
  2. В русском языке есть слова с несколькими приставками, взаимно дополняющие друг друга и наиболее полно раскрывающие смысл. Например, к глаголу крыть можно добавить приставку от-, получится слово открыть. Если добавить еще одну приставку – при-, образуется новый глагол приоткрыть, отличающийся от предыдущего дополнительным оттенком значения.

Иногда бывает трудно отграничить приставку от другой приставки или от корня. Если брать в качестве примера слово «простой», нужно сначала определить, прилагательное ли это или существительное. Существительное в данном случае включает в свой состав приставку «про» и корень «стой», а прилагательное – только корень с окончанием.

Виды приставок

Все префиксы подразделяются на три категории:

1) Приставки, у которых всегда одно и то же написание, несмотря на произношение. Примеры: в-, за-, о-, не-, по-, про-, с-, у- и др.

2) Приставки, на конце которых расположены согласные с и з. Примеры: бес- (без-), ис- (из-), рас- (раз-).

3) Префиксы с гласными и и е на конце. Примеры: при- и пре-.

Сравнительные характеристики приставки и предлога

Теперь нужно разобраться, чем отличается предлог от приставки и в каких случаях каждый из этих элементов является префиксом, а в каких – предлогом. На это стоит обратить особое внимание, так как, разобравшись в сути сейчас, в последующем будет проще ориентироваться, а также объяснить главные отличия.

Главное отличие

Приставка всегда является неотъемлемым компонентом слова и имеет слитное написание. Используется для создания новообразованной словоформы или преобразования значения слова вплоть до его логически-смыслового завершения.

Ехать – выехать, думать – подумать, бежать – забежать.

Каблук — подкаблучник, думать – выдумка, ветер – проветривание.

Предлог – это автономный компонент речи, используется для связывания слов и объединения их в группу — словосочетание.

После затяжного ливня Петя любил прыгать по лужам.

Подосиновик рос у корня дерева.

Иди вдоль реки, как перейдешь ее по мосту — увидишь рядом с деревом валун, под которым и спрятан клад.

Так как отличить приставку от предлога? Правило, которое можно вывести на основании вышеизложенного, гласит: предлоги с остальными словами всегда имеют раздельное написание, а приставки – только слитное. Это связано с тем, что предлог является элементом предложения, а вот приставка – компонентом слова.

Вопросительные конструкции

Один из способов определить, как отличить предлог от приставки, охватывает использование вопросов.

  1. К самому предлогу проблематично поставить вопрос, зато к образованной им словесной конструкции – вполне возможно.

К чему приступим? Приступим к повторению пройденного материала. По каким признакам можно определить, что урок начался? По оповещающему сигналу звонка и по времени начала урока.

Приставка не отвечает ни на какие вопросы и не может употребляться для постановки вопросов с ее помощью.

  1. Так как глагол не может отвечать на поставленные вопросы, предлог никогда не будет находиться рядом с ним. А вот приставки для формообразования глаголов используются довольно широко.

Различие по смыслу

Так как отличить приставку от предлога? 3 класс начальной школы педагоги учат определять разницу, используя смысловые умозаключения. Вот список правил, которые будут понятны даже ребенку:

  1. Попробуйте добавить слово сразу после предлога. Если проверяемый элемент не является приставкой, это будет довольно легко сделать, и новое слово нисколько не разладит предложение. Пример: «Мы с Олей смотрели на звезды». Можно придумать такой вариант: «Мы с Олей смотрели на яркие звезды». Так как предложение удалось дополнить новым словом, проверяемый элемент «на» является предлогом.
  2. В русском языке некоторые части речи удается различить только по смыслу, так как они имеют одинаковое звучание. Так может обстоять дело с некоторыми предлогами, похожими на наречие с приставкой. Для более точного определения постарайтесь прибавить дополнительное слово, для предложения с наречием это действие будет практически невыполнимым. Сравните предложение с наречием: «Мы всегда шли тебе навстречу» и с предлогом: «Мы шли на встречу с родителями».
  3. Некоторые предлоги имеют смысловые аналоги, поэтому для них достаточно придумать синонимичное слово. Например, «насчет» спокойно можно поменять на «об». Согласно этому предложение: «Я хотел поговорить насчет вчерашнего случая», — будет включать предлог, а не имя существительное, содержащее приставку «на-».
  4. Можно попытаться просклонять слово. Предлог иногда претерпевает изменения, а вот приставка, являющаяся компонентом слова, не меняется. В качестве примера можно привести предложение: «Мы разговаривали про свет», где можно использовать и другие предлоги: «о свете», «без света» и т.д. Сравните: «Среди деревьев виднелся просвет».

Дополнительно – сложные предлоги

Приведенная ниже информация не рассказывает, как отличить предлог от приставки, но она будет полезна для общего ознакомления.

Если предлог выступает как сложный и образован из нескольких простых, то он использует в своем написании дефис.

Примеры: из-за куста, из-под стола.

Приставки через дефис не пишутся никогда.

www.syl.ru

Правописание приставок и предлогов

Добрый день, мои друзья.

Сегодня я хочу показать вам две письменные работы, которые выполнили третьеклассники Саша и Маша. Они писали словосочетания под диктовку учителя, и вот что у них получилось.

Как вы думаете, кто из них справился с работой? Маша? Саша?

И те, кто проголосовал за Машу, и те, кто считает грамотным Сашу, ошибаются.

И в работе Маши, и в работе Саши очень много ошибок. А что это за ошибки и как их избежать, я сейчас постараюсь вам объяснить.

Сегодня мы поговорим с вами о том, как отличить приставки от предлогов.

Что такое приставка? Это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Вы слышите?

Часть слова, значит, приставку надо писать слитно со словом.

А что такое предлог? Это служебная часть речи, которая служит для связи слов в предложении.

Вы поняли? Часть речи, то есть отдельное слово. Значит, предлог надо и писать как самостоятельное слово, то есть отдельно от других слов.

А как же отличить, где приставка, а где предлог?

Давайте вернёмся к работам Саши и Маши. Возьмём ту, что написал Саша, и начнём разбираться. Предлагаю провести эксперимент: попробовать отделить одинаковые части от слов при помощи другого слова или вопроса.

Первое словосочетание «Побегать полужайке». Оба слова в этой работе начинаются со слога по-. Можно ли оторвать «по-» от «бегать» и между ними вставить какое-либо слово или вопрос? По быстро бегать. По (что делать?) бегать. Бессмыслица получается. Нет, слог «по-» от слова «бегать» отрывать нельзя. Значит, «по-» здесь приставка, и писать её надо слитно: побегать. Между приставкой и корнем нельзя вставить какое-либо слово.

Второе слово – «полужайке». А здесь между «по» и «лужайке» можно вставить какое-нибудь слово или вопрос? Побегать по зелёной лужайке, побегать по (чему?) лужайке. Ну что же, вполне даже неплохо между «по» и «лужайке» вставилось и слово «зелёной», и вопрос. Значит, здесь «по» – это предлог, и пишется он раздельно со словом «лужайке».

Следующее словосочетание – «накрыть настол». Накрыть. На (что сделать?) крыть. Смешно! Конечно, разделять «на-» и «крыть» нельзя. Здесь «на-» – это приставка.

«Настол». Накрыть на обеденный стол. Накрыть на (что?) стол. «На стол» пишем раздельно. Здесь «на» – это предлог.

«Подлезть подзабор». Что сделать? Подлезть. Слово с приставкой. Подлезть под (что?) забор, под высокий забор. «Под забор» пишем раздельно. Это отдельные слова.

«Спрыгнуть сдивана». Что сделать? Спрыгнуть. Слово с приставкой. Спрыгнуть с (чего?) дивана, с нового дивана. Слово с предлогом. Пишем раздельно.

«Врезаться вдверь». Что сделать? Врезаться. Пишем слитно – здесь приставка. Врезаться в деревянную дверь. «В» прекрасно отделяется от слова «дверь», значит, это предлог и «в дверь» пишем раздельно.

Ну и последнее словосочетание «оттолкнуться отстены». Что сделать? Оттолкнуться. Слово с приставкой. Оттолкнуться от (чего?) стены, от каменной стены. «От стены» – слово с предлогом.

Вот мы с вами и исправили ошибки в работах Саши и Маши.

А сейчас я хочу обратить ваше внимание на слова с приставками: побегать, накрыть, подлезть, спрыгнуть, врезаться, оттолкнуться. Какой частью речи являются эти слова? Все они отвечают на вопрос «что сделать?» и обозначают действия. То есть, это – глаголы. И, как видите, нет глаголов, перед которыми были бы предлоги. Глаголы с предлогами не употребляются!

Ну а какие слова написаны с предлогами? «По лужайке», «на стол», «под забор», «с дивана», «в дверь», «от стены». Всё это имена существительные. Значит, имена существительные употребляются с предлогами? И только с предлогами? Ну, конечно, нет! Имена существительные дружат и с предлогами, и с приставками. «По лужайке» – существительное с предлогом «по», «подарок» – существительное не с предлогом, а с приставкой «по-».

«На стол» – существительное с предлогом «на», «насыпь» – существительное с приставкой «на».

А как мы определяли слова с предлогами? Между предлогом и следующим словом можно вставить вопрос или другое слово.

Друзья мои, я предлагаю и вам выполнить небольшую работу и разобраться – где приставка, а где предлог. Перед вами потешка, в которой и приставки, и предлоги спрятались в скобках. Уберите скобки и запишите приставки слитно, а предлоги раздельно со словами, которые стоят после скобок.

Молодичка-молода

Поехала по дрова,

Зацепилась за пенёк,

Простояла весь денёк.

А теперь проверьте свою работу.

Глаголы «поехала», «зацепилась», «простояла» пишутся слитно с приставками. «По дрова» – можно вставить слово «берёзовые». По берёзовые дрова, значит, «по» – это предлог, пишется отдельно от слова «дрова».

За пенёк – за трухлявый пенёк. За – предлог, пишется отдельно от слова «пенёк».

Вот и подходит к концу наш урок. Что же необходимо запомнить?

Приставка – это часть слова.

Приставка со словом пишется слитно. Между приставкой и корнем нельзя вставить вопрос или другое слово.  

Предлог – это самостоятельная часть речи. Он пишется раздельно с другими словами. Между предлогом и следующим словом можно вставить вопрос или ещё одно слово.

Вы знаете, друзья мои, мне очень понравилось одно стихотворение-запоминалка, которым я хочу поделиться с вами:

Где приставка, где предлог? 
Кто бы мне решить помог?
Правил тех совсем немного: 
У глагола нет предлога. 

Значит, «прилетел», «пошёл», 
«засолил», «поднёс», «загнать» –    
Буду слитно я писать.
Как с другими быть словами?

За предлогом слово вставим иль вопрос.

И вот, друзья, разделяются слова:

На чём? На столе… или на каменной стене.

Коль не вставляются слова – слитно я пишу тогда.

И ещё я хочу обратить ваше внимание на словарное слово «желать», у которого первый слог – же с гласной Е.

А чтобы его запомнить, запишите скороговорку:

Женя желает желе пожевать.

Я же прощаюсь с вами. До новых встреч.

videouroki.net

Презентация к уроку по русскому языку (3 класс) на тему: Предлоги и приставки

Слайд 1

Приставки и предлоги

Слайд 2

© InfoUrok.ru п о скакал по полю про читал про зверей до вез до дома у знал у друзей от ъехал от станции с бежал с горки Сравните слова

Слайд 3

© InfoUrok.ru Приставка и предлог Что такое приставка? Что такое предлог? Как отличить приставку от предлога?

Слайд 4

© InfoUrok.ru Не путайте приставки с предлогами! про в во за на с по о над у от об под

Слайд 5

© InfoUrok.ru © InfoUrok.ru Приставка часть слова пишется СЛИТНО служит для образования НОВЫХ СЛОВ со словом Сшил, подчеркнул, влетел.

Слайд 6

© InfoUrok.ru © InfoUrok.ru Предлог часть речи пишется РАЗДЕЛЬНО служит для СВЯЗИ СЛОВ Ходил в театр, летел над облаками, ваза из стекла. в предложении

Слайд 7

© InfoUrok.ru Чтобы речь была красивой, точной, грамотной и понятной, правильно употребляйте приставки со словами и предлоги в своей речи.

Слайд 8

© InfoUrok.ru Чистописание уу уд ду уе ус уп ул уб уехал улетел убежал Летом я отдыхал у бабушки.

Слайд 9

© InfoUrok.ru Выделите приставки. Предлоги подчеркните . Подставил под чашку. Надстроил над домом. Отвязал от крыльца . Насыпал на тарелку.

Слайд 10

© InfoUrok.ru Как отличить предлог от приставки? Между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос. Написал на бумаге; написал (на чём?) на бумаге; написал на цветной бумаге .

Слайд 11

С б е жать с лес т ницы, на писать на л и стке. по зв о нить по т е л е фо­ну, про ч и тал про птиц , во шёл в комн а ту о см о треть мес т ность . © InfoUrok.ru Словарно-орфографическая работа

Слайд 12

© InfoUrok.ru Предлоги никогда не стоят перед глаголами! Поставил на подоконник, попросили о помощи, договорились о встрече, срывали с кустов, зашло за тучу.

Слайд 13

© InfoUrok.ru (д..) ехал ( по) б..жал ( пр..) читал ( п ..д )полз ( на) кр ..чал (до)д.. ревни (по) д..роге (про) з..вод (под) м..шину (на) с..баку Раскройте скобки

Слайд 14

© InfoUrok.ru д о ехал поб е жал пр о читал п о дполз накр и чал до д е ревни по д о роге про з а вод под м а шину на с о баку Проверьте себя

Слайд 15

смеяться клоуном слезть крыши полезный здоровья отрывок рассказа © InfoUrok.ru Вставьте предлоги с для из над

Слайд 16

© InfoUrok.ru Распределите слова в два столбика (За)горой , (с)крыши , (на)резать, (под)сосной, ( за)бежать, ( на)конверте, (в)дом, ( над)рекой, ( с)вернула , (в)летел, (под)бежал, ( над)резал.

nsportal.ru

Различение приставок и предлогов. Дидактический материал

1. Вставьте нужные по смыслу предлоги. Обозначьте приставки.

А) Стоит … лесу дерево. … верхушках его ветвей шелестят засохшие листики. Это дуб. Он никогда не успевает сбросить … зиме всю листву.
Вот мороз и убивает листья дуба прямо … ветках.
Б) … столу подставили стул. … стола отставили стул. … стол поставили кувшин. Убежал … волка. Вбежал … дом. Отплыл … берега. Доплыл … острова. Взбежал … лестнице … крыльцо.

2. Вставьте нужные по смыслу приставки. Обозначьте предлоги.

А) _____ступила весна. ____текли ручейки. На деревьях _____бухают почки. Скоро вернутся _______летные птицы.
Б) Автомобиль ____ехал из гаража, _____ехал по улице, _____ехал мост и вскоре ____ехал до леса.
В) Шура ____крыла клетку. Синичка _____летела из клетки и стала летать по комнате. Сначала села на стол. Потом ______летела на этажерку. _______летала над клеткой и ______летела в клетку. Шура захлопнула дверку.

3. Запишите словосочетания, раскрывая скобки и обозначая приставки и предлоги.

(вы)шел (на)прогулку
(с)пустился (к)реке
(об)жарил (на)сковороде
(по)ставил (в)гараж
(вы)тащил (из)воды

Составьте предложения со словосочетаниями, которые подходят к картинкам.

4. Спишите, раскрывая скобки и обозначая предлоги и приставки.

Море (за) мерзло. Рыбаки взяли сети и (по) ехали (на) санях (по) льду. (По) ехал и рыбак Андрей. Он (за) ехал дальше всех. (На) делали рыбаки дырок (во) льду и (за) пустили сети.

5. Вставьте нужные по смыслу предлоги.

Обозначьте приставки.

А)

забежал ____ угол
наступил ____ палку
сняла ___ веревки
побежал _____ дороге
вбежал ____ школу
отрезал ____ куска
стерла ____ мебели
отскочил ____ двери

Б)

____ летела в окно

_____сорил на полу

____ кусил от конфеты

_____читал до конца

______ дела в иголку

______ стегнул от пояса

______ нес в комнату

______ махнулся от мухи

Составьте предложение со словосочетанием, которое подходит к картинке

6. Составьте словосочетания, соединяя слова первого и второго столбика линиями.

1) по дорожке
по телефону
по свету
по стеклу,
по столу

поговорила
пошел
постучал
побежал
потер

2) сбежали
смахнул
спускалась
слетел
стер

с ветки
с ботинок
со лба
с обрыва
с гор

3) под навес
под стул
под руки
под струю
под руку

подвернулся
подставил
подкатили
поджал
подхватил

4) на учебу
на плечи
на доске
на машинке
на катушку

напечатали
направили
намотали
нарисовали
набросили

7. Составьте из данных слов две группы, запишите их в два столбика, раскрывая скобки.

(По) вредил, (во) вред, (по) солил, (с) солью, (от) нес, (от) носа, (от) винтил, (от) винта, (за) платил, (за) плату, (под) рисовал, (под) рисунком, (в) лез, (в) лес, (у) летел, (у) летчика, (с) резать, (с) резьбой, (за) брал, (за) брата.

8. Спишите, раскрывая скобки и обозначая приставки и предлоги.

1) Лодка (от) плыла (от) берега. (До) плыла (до) острова. (По) ехал (по) дороге. (До) ехал (до) рощи. (С) лез (с) коня. (За) шел (за) дерево. (Под) лез (под) куст. (От) прыгнул (от) лягушки. (На) шел (на) земле. (С) дерева (с) лез. (От) тащили (от) дерева. (От) берега (от) толкнули. (За) тучу (за) шло.

9. Прочитайте стихотворения; определите, где в словах приставка, а где предлог.

Заполните таблицу: под номером строчки, на которой содержится приставка, ставьте знак «+ «; под номером строчки, на которой содержится предлог, — знак «—».

1. Я влез однажды на (под) воду

2. И с нее нырнул (под) воду.

3. Зависело б (от) мыла —

4. Веснушки я б (от) мыла.

5. Решили лисы кролика (за) печь.

6. А кролик из духовки прыг (за) печь.

7. Сугробы снега вьюги (на) мели,

8. И грузовик, как баржа, (на) мели.

9. Вилка однажды споткнулась (о) крошку,

10. Падая, стукнулась вилка (об) ложку.

11. Ложка, взлетев, угодила в (о) крошку,

12. Брызги на книжную сели (об) ложку.

Я. Козловский

Также по теме:

logoped18.ru

Урок «Приставка и предлог»

Охранительный режим обучения

I. Организационный момент.

Прозвенел звонок для нас!

Ждем гостей сегодня в классе

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Развитие зрительного восприятия на основе упражнений по узнаванию и различению

Коррекционное упражнение.

    Есть ли здесь слова? (на, по)

    НАКРЮЯШОХ

    ИЫПОЦШЗЫФ

    Составьте слова с ними:

    (Написал на листе, нарисовал на стекле, накормил, напоил

    Побежал по дорожке, пописал, почитал, посмотрел)

    — Только ли приставками они бывают?

    Коррекция и развитие зрительных восприятий

    2. Образовать слова (коллективная работа)

    По+ бежал по …

    По+ прыгал по …

    По+ шёл по …

    Коррекция словесно – логического мышления

    3. Работа по карточке № 1. За­кон­чить со­че­та­ния слов.

    зашёл за…

    по­мчал­ся по…

    про­чи­тал про…

    донёс до…

    от­ку­сил от…

    Коррекция и развитие зрительного восприятия, логического мышления

    4. В древних книгах говорилось о том, что все слова писали раньше без интервалов.

    Попробуйте расшифровать эти предложения.

    НАЛЕТЕЛИНАМАЛЬЧИКАГУСИ.

    УНЕСЛИУСЕСТРИЦЫ БРАТЦА.

    — Почему в одном случае мы пишем слитно, а в другом раздельно?

     

    II. . Актуализация знаний к новой теме.

    — Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? ( О приставках и предлогах)

    Сообщение и запись в тетрадях темы урока. Приставка и предлог

     

    Словарь: салют. Физминутка для глаз.

    — Составьте сначала словосочетание с этим словом, а потом предложение..

    Коррекция внимания на основе упражнений в сравнении

    III. Сообщение новых знаний.

    — Сегодня мы с вами научимся различать приставку и предлог, а также научимся их правописанию.

    Приставка – часть слова, пишется слитно.

    Предлог — целое слово, пишется раздельно.

    Срав­ни­те слова.

    — Что объединяет эти слова? (Это од­но­ко­рен­ные слова с оди­на­ко­вы­ми пред­ло­га­ми и при­став­ка­ми.)

    — Чем они отличаются? (слитным и раздельным написанием)

    под­бе­рё­зо­вик — под бе­рё­зой

    без­ра­дост­ный — без ра­до­сти

    на­бе­реж­ная -на бе­ре­гу

    — Научимся различать их.

    — Между пред­ло­гом и су­ще­стви­тель­ным можно по­ста­вить во­прос или вста­вить слово.

    — Приставку отделить от слова нельзя, поэтому сначала задаём вопрос и отвечаем на него целым словом.

     

    IV. Закрепление нового материала.

    Раскрыть скобки, выписать в два столбика приставки и предлоги (письменная работа)

    Мой весёлый звонкий мяч,

    Ты куда (по) мчался вскачь?

    (Под) катился (под) ворота

    (До) бежал (до) поворота,

    (По) катился (в) огород,

    (До) катился (до) ворот,

    Там (по) пал (под) колесо

    Лопнул, хлопнул, вот и всё!

    Помчался под ворота

    Подкатился до поворота

    Покатился в огород

    Докатился до ворот

    Попал под колесо

     

    Коррекция и первичное закрепление знаний

    Узнай­те при­став­ки по пред­ло­гам.

    При­став­ки: в-. вы-, до-.

    ____ пи­сать до точки                                 

    ____ пи­сать в текст

    ____ пи­сать из тек­ста

    Развитие логического мышления на основе соотнесения

    Подберите пару (работа в парах по карточкам № 2)

    войти за подругой

    свалиться про зверей

    прочитать до конца

    заехать в комнату

    подложить под тетрадь

    узнать с дерева

    добежать у дедушки

     

    V. Физминутка.

     

    VI. Выполнение упражнения № 407 по учебнику. Выделить приставки.

    Развитие внимания

    VII. Сосчитай-ка! (устная работа)

    «Жили-были старик (со) старухой. Вот как-то раз просит старик:

    — (Ис)пеки, старуха, колобок!

    — Муки нету!

    — А ты (по) коробу (по) скреби, (по) амбару (по) мети, вот и (на) берёшь муки (на) колобок!

    Вот старуха (по) коробу (по) скребла, (по)амбару (по) мела, и (на) бралось муки горсточки две». (6 предлогов, 7 приставок)

      
      

    Коррекция аналитико-синтетической сферы

    Кто бы мне узнать помог, где приставка, где предлог?

    (С) кресла шарф

    (с)тащил щенок,

    (по)волок (за) уголок.

    (По)трепал (со) всех сторон

    и (по)мчался (на) балкон.

    Развитие умения аргументировать ответы с помощью опорной схемы

    Вывод: (карточка № 3)

    Приставка – это часть слова, пишется слитно.

    Предлог — это целое слово, пишется раздельно.

     

    Задание на дом. Упр.408. Раскрыть скобки

     

    XI. Подведение итогов урока.

    Молодцы! Успели в срок,

    Скоро прозвенит звонок.

    Мне хотелось бы услышать,

    Чем запомнился урок.

    (Поднимите карточки того цвета, который указывает на то, как вы поняли урок)

    Я все понял.

    Я не понял

    Мне было неинтересно

     

    xn--j1ahfl.xn--p1ai

    Написание предлогов и приставок. 3-й класс

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    Цели урока:

    • Формировать умение отличать предлог от приставки; формировать навыки их верного правописания; уточнить роль приставки в слове.
    • Развивать умение образовывать родственные слова. Способствовать развитию речи, памяти мышления и орфографической зоркости.
    • Воспитывать интерес к познанию нового.

    Ход урока

    1. Организационный момент — ПРЕЗЕНТАЦИЯ - СЛАЙД-1

    — Сегодня на уроке с нами Смешарики! Мы будем учиться , а так-же играть и правила новые запоминать! Посмотрите, какие имена у наших гостей! Что они обозначают?

    (ответы детей-приставки:предлоги:)

    2. Чистописание

    (Написание буквы о с верхним и нижним соединением , на второй строчке от-ото-по-около-со-подо)

    Так приставка или предлог?

    — Где приставка? Где предлог?

    Кто бы нам ПОНЯТЬ ПОМОГ!!!

    3. Постановка темы урока:

    Наша задача на уроке: научиться различать, когда нужно писать предлог, а когда слово употребляется с приставкой.

    4. Работа по теме урока-ПРЕЗЕНТАЦИЯ-СЛАЙД-2

    Повторим правила игры «Предлоги»

    (ответы детей)

    — Предлог — это слово.

    — Предлог служит для связи слов в предложении.

    — Он пишется раздельно со словом.

    — Никогда не пишется с глаголом.

    — Между предлогом и словом можно вставить другое слово или поставить вопрос.

    По картинке слайда составляем предложения, самое интересное записываем и разбираем по членам предложения.

    Остальные предлоги выписываем вместе со словом, к которому он относится в столбик.

    Возможные варианты предложений:

    На волшебном дереве расцвели цветы. За снежными вершинами показалась радуга .С высоких гор бежит ручей. Над речкой изогнулся деревянный мосток. В быстрой горной речке холодная вода. По извилистой дорожке побежали смешарики. На крутом берегу около реки растут ромашки икамыши.

    2 — Следующая игра в «ПРИСТАВКИ» -ПРЕЗЕНТАЦИЯ СЛАЙД-3

    Повторяем правила игры «ПРИСТАВКИ»

    (ответы детей)

    Приставка — это часть слова.

    — Она служит для образования слова.

    — Пишется слитно.

    — Употребляется в словах различных частей речи.

    — Между приставкой и корнем нельзя вставить другое слово или вопрос.

    — Я начну, вы — продолжайте: слов цепочку составляйте!

    (слова записываем рядом со столбиком предлогов, для сравнительного анализа)

    Красуля от Бараши отъехала, совсем далеко уехала, с горки она ловко съехала , по дорожке ровной поехала, на пригорок быстро въехала и до ромашек доехала!

    5. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

    По дорожке, по дорожке
    Скачем мы на правой ножке.
    И по этой же дорожке
    Скачем мы на левой ножке.
    По тропинке побежим,
    До лужайки добежим.
    Стоп! Немного отдохнем
    И домой пешком пойдем.

    3 — Обобщение ПРЕЗЕНТАЦИЯ-СЛАЙД-4

    (по признакам угадываем :что это — предлог или приставка)

    4 — Допишите слова- антонимы, меняя приставку ПРЕЗЕНТАЦИЯ — СЛАЙД-5

    (примерная запись в тетради:

    прикатился — закатился

    приползла — уползла

    привязали — отвязали

    прибили — выбили)

    5 — Зрительно-слуховой диктант ПРЕЗЕНТАЦИЯ — СЛАЙД-6

    (С)горы (с)бежал поток проворный. (За)снежные вершины (за)катилось солнце.(На)ясном небе (по)явилась радуга. (Рас)цвела молодая яблонька. (По)дорожке весело (у)бежали Смешарики в сказку.

    (Взаимопроверка по тексту, написанному на доске)

    6. Домашнее задание

    — Написать рассказ-миниатюру на тему: «Я мечтаю:» В тексте должны быть слова с приставками.

    7. Итоги урока ПРЕЗЕНТАЦИЯ — СЛАЙД- 7

    Обобщение

    — Чем мы занимались на уроке?

    — Что нового узнали о приставках и предлогах?

    Рефлексия

    — Как избежать ошибок при написании приставок и предлогов?

    — Что вас порадовало на уроке?

    — Какие задания выполняли с удовольствием?

    urok.1sept.ru

    0 comments on “Предлоги и приставки – Правописание предлогов и приставок. Видеоурок. Русский язык 3 Класс

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *