Предметное содержание учебной деятельности – —

11. Предметное содержание учебной деятельности

Предмет — это то, на что направлена деятельность.

Предмет учебной деятельности – усвоение знаний, овладение обобщенными способами действий, обработка приемов действий, программирование, алгоритмизация материала, все это в итоге развивает ученика и составляет содержание его учебной деятельности.

По Д.Б.Эльконину, учебная деятельность не тождественна усвоению – оно является ее основным содержанием и определятся строением и уровнем ее развития, в которую усвоение включено.

Средства учебной деятельности, т.е.то, с помощью чего она осуществляется, это:

  1. Интеллектуальная деятельность. По С.Л. Рубинштейну, это мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения и т.д.;

  2. Это знаковые, языковые (вербальные) средства, в форме которых усваивается знание, рефлексируется и воспроизводится индивидуальный опыт;

  3. Фоновые знания, посредством включения в которые новых знаний структурируется индивидуальный опыт ученика.

Способами учебной деятельности могут быть:

  1. Репродуктивные действия,

  2. Проблемно-творческие действия,

  3. Исследовательские действия (по В.В. Давыдову).

Способ учебной деятельности – это ответ на вопрос, каким способом получать знания. Наиболее полное и развернутое описание способа представлено теорией поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина), где принцип ориентировки, перехода от внешнего, предметного действия к внутреннему, умственному, и этапность этого перехода в соотношении с тем, как это делает сам обучающийся, полностью раскрывают способ учебной деятельности.

Продукт учебной деятельности – это структурированное и актуализируемое знание, лежащее в основе умения решать задачи в теории и на практике. Кроме того, продуктом также является новообразования ученика, они связываются с мотивацией и ценностными ориентациями.

Результатом учебной деятельности является поведение субъекта – это либо испытываемая им потребность продолжать эту деятельность (желания, интерес, включенность, позитивные эмоции) или нежелание продолжать ее (избегание, уклонение).

12. Внешняя структура учебной деятельности

Внешняя структура учебной деятельности включают следующие компоненты:

  1. учебную мотивацию,

  2. учебные задачи в форме учебных заданий в разных ситуациях обучения,

  3. учебные действия,

  4. контроль преподавателя, т.е. контрольные действия, переходящие в самоконтроль,

  5. оценка учителя, переходящая в самооценку (оценка оформляется отметкой).

По природе учебная деятельность – интеллектуальная, поэтому и строится как все интеллектуальные акты:

  1. обязательно наличие мотива,

  2. наличие плана или программы действий,

  3. исполнение действия (реализация),

  4. контроль.

Рассмотрим подробнее каждый из компонентов внешней структуры учебной деятельности.

Мотивация как первый обязательный компонент учебной деятельности входит в структуру деятельности, может быть внутренней или внешней по отношению к ней, но всегда является внутренней характеристикой личности как субъекта этой деятельности.

Учебная задача – самый главный компонент учебной деятельности, она предлагается обучаемому как учебное задание, решение которого важно как результат и дается в определенной учебной ситуации, совокупностью которой и представлен весь учебный процесс.

По С.Л. Рубинштейну, соотношение целей и условий определяют задачу, которая должна быть разрешена действием. Сознательное человеческое действие – это и есть решение задачи.

По Л.Н. Леонтьеву, задача – это цель, данная в определенных условиях.

Вся учебная деятельность может быть представлена как система учебных задач (по Д.Б. Эльконину и В.В. Давыдову), которые даются в определенных учебных условиях и предполагают определенные учебные действия: предметные, контрольные, вспомогательные (например, технические – это схема, подчеркивание, выписывание выделенных мыслей).

Детально состав учебной задачи рассмотрен в работах Л.М. Фридмана и Е.И. Машбица.

Они выделяют в любых задачах такие компоненты:

  1. цель (требование),

  2. объекты, которые входят в состав условия задачи;

  3. функции объектов,

  4. иногда способы и средства решения.

Способом решения задачи называется «всякая процедура, которая при ее осуществлении решателем может обеспечить решение данной задачи».

Средство решения могут быть материальными (инструменты, машины), материализованными (тексты, схемы, формулы) и идеальными (знания, которые привлекаются решателем). В учебной задаче могут быть использованы все средства, но ведущими должны быть вербальные средства.

Особенности учебной задачи таковы:

  1. учебная задача является средством достижения учебных целей;

  2. задача всегда неоднозначна, или неопределенна;

  3. для достижения цели необходимо решение не одной, а нескольких задач.

Кроме учета особенностей задач, нужно помнить и отдаленные учебные цели: задачи позволяют ученику усвоить систему средств для достижения цели, а эти средства и есть прямой продукт обучения.

Любая учебная задача существует в определенной учебной ситуации, которая может быть и проблемной.

Создание проблемной ситуации предполагает наличие проблемы (задачи), т.е. соотношения нового и известного (данного), учебно-познавательной потребности обучаемого и его способности (возможности) решать эту задачу. (В.Оконь, А.М.Матюшкин, А.В.Брушлинский, М.М.Махмутов и др.).

Создание проблемной ситуации, проблемности в обучении представляет значительную педагогическую трудность для каждого преподавателя. Психологически проблемная ситуация означает возникновение перед человеком проблем, задач, подлежащих решению. Мышление человека и возникает в определенных проблемных ситуациях.

Проблемная ситуация задается в форме вопросов: почему? как? в чем причина? В чем связь явлений?, т.е. вопросы не должны требовать воспроизведения материала.

Проблемные ситуации могут различаться степенью самой проблемности. Высшая степень проблемности присуща такой учебной ситуации, в которой человек:

  1. сам формулирует проблему (задачу),

  2. сам находим ее решение,

  3. решает и

  4. самоконтролирует правильность этого решения.

Проблемная ситуация означает, что в ходе деятельности человек натолкнулся на что-то непонятное, неизвестное, т.е. возникает объективная ситуация, когда возникшая проблема требует от человека каких-то усилий, действий, сначала мыслительных, а затем, возможно, и практических.

В тот момент, когда в деятельность человека «включается» в мышление, проблемная ситуация перерастает в задачу – «…вторая появляется из первой, тесно связана с ней, но отличается от нее» (А.В.Брушлинский). Задача возникает как следствие проблемной ситуации в результате ее анализа. Другими словами, задача может рассматриваться как «модель проблемной ситуации» (Л.М.Фридман), построенная и, следовательно, принятая субъектом, решающим ее.

Этапы решения задачи в проблемной ситуации таковы:

  1. понимание задачи,

  2. принятие задачи как личностно значимой,

  3. решение задачи должно вызывать эмоциональные переживания и желание ее решить.

Следует учитывать влияние императивной и неимперативной формы задания в разных возрастных группах (лучше обращаться к ученикам): “объясните”, “опишите”, “начните”, чем “объяснить” т.д.

Существенным при решении учебной задачи является и то, что на одном из этапов учебные действия переходят в операции как способы действия, т.е. в результате многократного повторения действие перестает быть осознаваемым и все слабее контролируются. Происходит интуитивное “приглаживание к известному и пока еще неизвестному”.

Структура деятельности по А.Н.Леонтьеву:

  1. вид деятельности,

  2. действие (осознание),

  3. операция (неосознание),

  4. психофизиологические функции.

Виды учебных действий с позиции субъекта деятельности в учении бывают такие:

  1. действие целеполагания,

  2. действие программирования,

  3. действие планирования,

  4. действия исполнительские,

  5. действия контроля и самоконтроля,

  6. действия оценки и самооценки.

С позиции предмета учебной деятельности, действия бывают (по Д.Б. Эльконину, В.В. Давыдову, А.К. Марковой) преобразующие и исследовательские.

По соотнесению с психической деятельностью ученика, действия бывают мыслительные (или логические, включают, прежде всего, сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, классификацию и др.), перцептивные (включают опознание, идентификацию и т.д.), мнемические (запечатлевание, фильтрацию информации, ее структурирование, сохранение, актуализацию) и др.

Анализ этих входящих в учебную деятельность действий предполагает обязательный контроль как компонент структуры учебной деятельности.

Контроль, по П.К.Анохину, предполагает 3 звена:

  1. модель – образ желаемого результата действия,

  2. процесс сличения этого образа и реального действия,

  3. принятие решения о продолжении или коррекции действия.

Значимость роли контроля (самоконтроля) и оценки (самооценки) в структуре деятельности обусловливается, во-первых, тем, что она раскрывает внутренний механизм перехода внешнего во внутреннее, интерпсихологического в интрапсихологическое (Л.С.Выготский), т.е. действий контроля и оценки учителя в действия самоконтроля и самооценки ученика. Психологическая концепция Л.С.Выготского, согласно которой всякая психическая функция появляется на сцене жизни дважды, проходя путь «от интерпсихологической внешней, осуществляемой в общении с другими людьми, к интрапсихологической», т.е. к внутреннему, своему – концепция интериоризации, — позволяет интерпретировать формирование собственного внутреннего контроля или, точнее, самоконтроля как поэтапный переход. Этот переход подготавливается вопросами учителя, фиксацией наиболее важного, основного. Учитель как бы создает общую программу такого контроля, который будет основой самоконтроля.

Каждое из этих звеньев должно давать обратную связь, позволяя ученику саморегулироваться, самообучаться, совершенствоваться.

Аналогично самоконтролю идет формирование в структуре деятельности самооценки.

А.В. Захарова отметила переход самооценивания в качество субъекта деятельности, т.е. самооценка становится личностным образованием.

Таким образом, учебная деятельность является основной формой включающей людей от 6 до 23 лет в общественное бытие, она имеет специфическое содержание и структуру, в которых особое место занимает учебная задача и учебные действия по ее решению.

studfile.net

Предметное содержание учебной деятельности. — Шпоры по педагогической психологии

Анализ предметного (психологического) содержания учебной деятельности, как и любой другой деятельности, начинается с определения ее предмета, т.е. того, на что направлена деятельность: в данном случае — на усвоение знаний, овладение обобщенными способами действий, отработку приемов и способов действий, их программ, алгоритмов, в процессе чего развивается сам обучающийся. Это и является ее предметом, ее содержанием.

Согласно Д.Б. Эльконину, учебная деятельность не тождественна усвоению — оно является ее основным содержанием и определяется строением и уровнем ее развития, в которую усвоение включено. В то же время, так как учебная деятельность направлена на изменение самого субъекта (что в значительной мере проявляется в младшем школьном возрасте, когда учебная деятельность является ведущей, но, по сути, и в любом другом возрасте), усвоение опосредствует субъектные изменения и в интеллектуальном, и в личностном плане, что также входит в предмет учебной деятельности.

Средства и способы учебной деятельности

Средства учебной деятельности, с помощью которых она осуществляется, следует рассматривать в трех планах. Во-первых, это лежащие в основе познавательной и исследовательской функций учебной деятельности интеллектуальные действия (в терминах С.Л. Рубинштейна — мыслительные операции): анализ, синтез, обобщение, классификация и другие, без которых никакая умственная деятельность невозможна. Во-вторых, это знаковые, языковые, вербальные средства, в форме которых усваивается знание, рефлексируется и воспроизводится индивидуальный опыт. В-третьих, это фоновые знания, посредством включения в которые новых знаний структурируется индивидуальный опыт, тезаурус обучающегося.

О соединении всех этих средств полнее всего сказано в общей теории учения С.Л. Рубинштейна, согласно которой,«решение или попытка разрешить проблему предполагает обычно привлечение тех или иных положений из уже имеющихся знаний в качестве методов или средств ее разрешения» 

students-library.com

17) Понятие учебной деятельности. Содержание и структура учебной деятельности:

Учебная деятельность – это вид практической педагогической деятельности, целью которой является человек, владеющий необходимой частью культуры и опыта старшего поколения, представленных учебными программами в форме совокупности знаний и умений ими пользоваться. Учебная деятельность может быть осуществлена только путем соответствующего выполнения деятельности учителя и деятельности ученика.

Содержание учебной деятельности:

Обычно мы судим о деятельности по внешним проявлениям — по составу тех действий, операций, которые человек выполняет. Но это чисто внешние характеристики и весьма ненадежные. Внешнее проявление всех этих разных деятельностей одно и то же: человек читает букварь. А деятельности разные. Так чем же они отличаются друг от друга? Вероятно, не тем, что человек делает (т.е. с каким предметом и какие операции он производит), а прежде всего целью, задачей, которую он решает. Задачи — это то, что отличает одну деятельность от другой. У каждой деятельности есть свои специфические для нее задачи.

Д.Б. Эльконин в 60-м году, характеризуя учебную деятельность, отмечал, что особенность учебной деятельности заключается в том, что ее целью и результатом является не изменение предмета, с которым действует человек, а изменение самого себя как субъекта деятельности. В этом принципиальное отличие учебной деятельности от любой другой.

Любая другая деятельность направлена на получение внешних результатов. Как, например, исследовательская, в которой важно получить новое открытие (если оно не новое, деятельность лишается всякого смысла). То же — в игровой деятельности. Ребенок играет не для того, чтобы стать умнее. Его задача заключается во внешней цели: как можно точнее воспроизвести некую систему человеческих отношений.

В учении цель совершенно иная. В данном случае и цель, и результат заключены не во внешнем продукте, а в изменении самого себя как субъекта деятельности. Иными словами, учебную деятельность надо понимать как деятельность по самоизменению субъекта.

Исходя из этого положения, можно представить всю предшествующую историю как историю становления субъекта. Ведь возможность самоизменения субъекта предполагает прежде всего его наличие. В таком случае процесс развития человека есть процесс его становления в качестве субъекта разнообразных видов и форм деятельности. Т.е. развивается человек не вообще как существо, а как субъект разнообразных видов и форм человеческой деятельности. И лишь в той степени, в какой он становится субъектом сначала отдельных видов, форм деятельности, а затем их совокупностей и систем (субъектом жизни), он развивается интеллектуально. Ибо интеллект — это то качество, то свойство, которое включается в деятельность, обеспечивает возможность ее выполнения.Лишь в той степени, в какой человек развивается как субъект, он развивается и как личность, ибо деятельность человека никогда не бывает деятельностью индивидуальной. Деятельность, связанная с другими людьми, затрагивающая других людей — это, так или иначе, деятельность совместная, социальная. Это та форма, в которой человек вступает в контакт с другими людьми, взаимодействует с ними, т.е. выступает как личность.

В связи с этим развивающее обучение есть развитие субъекта. По единственному критерию — является ли ребенок в процессе обучения субъектом, можно судить о виде обучения. Если да — это развивающее обучение, если он является обучаемым объектом — это не развивающее обучение. Развивающее обучение имеет место, когда партнером учителя является не ученик, а учащийся. Это «ся» в своей первозданной функции — учащий себя. Не учитель учит ученика, а ученик — сам себя. А миссия учителя заключается только в одном — помочь ему учить себя.

       В учебной деятельности человек впервые открывается себе как субъект, и впервые перед ним возникает задача изменения себя как субъекта. Этот процесс развития, становления человека как субъекта приобретает осознанный и целенаправленный характер. учебная деятельность в этом смысле — очень существенный момент становления человека и как личности.

Структура учебной деятельности.

        Учебная  деятельность имеет внешнюю структуру, состоящую из следующих элементов  (по Б.А. Сосновскому):      ●  учебные ситуации и задачи — как наличие мотива, проблемы, её принятия   учащимися;      ●  учебные действия, направленные на решение соответствующих задач;     ●  контроль —  как соотношение действия и его результата с заданными   образцами;       ● оценка — как фиксация качества (но не количества) результата обучения,

как мотивация последующей учебной деятельности, работы.

       Каждому из компонентов структуры этой деятельности присущи свои особенности. В то же время, являясь по природе интеллектуальной  деятельностью, учебная деятельность характеризуется тем же строением, что и любой другой интеллектуальный акт, а именно: наличием мотива, плана (замысла, программы), исполнением (реализацией) и контролем.

 В общей структуре учебной деятельности значительное место отводится действиям контроля (самоконтроля) и оценки (самооценки). Контроль предполагает три звена: модель, образ потребного, желаемого результата действия; процесс сличения этого образа и реального действия;принятие решения о продолжении или коррекции действия. Эти три звена представляют структуру внутреннего контроля субъекта деятельности за ее реализацией.

 Все составляющие элементы структуры учебной деятельности и все её  компоненты требуют особой организации, специального формирования.             Всё это задачи комплексные, требующие для  решения соответствующих знаний и немалого опыта и постоянного каждодневного творчества.

studfile.net

0 comments on “Предметное содержание учебной деятельности – —

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *