Представители диссидентского движения в ссср – ДИССИДЕНТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В СССР — информация на портале Энциклопедия Всемирная история

Главное о диссидентах в 9 вопросах • Arzamas

Как появились, что делали и что изменили инакомыслящие в СССР, рассказывает историк Алексей Макаров 

Подготовили Алексей Макаров, Юлия Богатко, Олег Коронный

Когда и как в СССР появились «несогласные» и с чем они были не согласны?

Пока был Сталин, открыто не соглашаться с действием властей почти никто не решался — можно было попасть в лагерь и за более мелкие провинности. Хрущев на XX съезде разоблачает культ личности и освобождает политических заключенных. Общество начинает попытки наладить диалог с властью: сни­маются фильмы, пишутся книги, существование которых при Сталине было бы невозможным. Вырастает поколение, которое верит в то, что действия государ­ства можно редактировать, и позволяет себе все больше свобод. В частности, два писателя — Андрей Синявский и Юлий Даниэль — передали на Запад свои произведения и издали их под псевдонимами. В 1965 году их арестовали и стали судить за «антисоветскую агитацию и пропаганду». К недовольству властей, за писателей вступились известные деятели культуры (Шкловский, Чуковский, Окуджава, Ахмадулина и другие), направив в Президиум Вер­хов­ного Совета «Письмо 62-х» с просьбой об освобождении писателей. Несколько человек организовали на Пушкинской площади «Митинг гласности», а мате­риалы процесса стали собирать и распространять в самиздате.

Примерно тогда же СССР подписывает Международный пакт о гражданских и политических правах своих граждан  Пакт Организации Объединенных Наций, основанный на Всеобщей декларации прав человека. Принят 16 декабря 1966 года., о чем сообщается в советских газетах. Советские граждане с удивлением узнают, что об их правах заботится Комис­сия по правам человека ООН и что туда можно обращаться в случае их не­со­блюдения. Люди не обязательно пострадавшие, но считающие не­об­ходимым указать власти на правонарушения начинают собирать свидетельства.

Протестующие против ввода советских войск в Чехословакию. Прага, август 1968 годаGetty Images

Одновременно похожие процессы происходят в других социалистических странах. Доходит даже до того, что в Чехословакии начинаются либеральные реформы. Советское правительство, боясь потерять контроль над со­циа­ли­сти­ческим миром, вводит в 1968 году в Прагу танки. В знак протеста восемь че­ловек выходят на Красную площадь с плакатами «За вашу и нашу свободу», «Позор оккупантам» и т. д. Естественно, их тут же арестовывают, судят и от­правляют в лагеря или психиатрические лечебницы (ведь только сумасшедший может выступать против СССР, как однажды заметил Хрущев).

Как «несогласные» превратились в диссидентское движение?

Действия «несогласных» главным образом сводились к двум направлениям: первое — составление коллективных писем в советские инстанции, суды, прокуратуру, партийные органы с просьбами обратить внимание на нарушения (например, прав заключенных, инвалидов или нацменьшинств). Второе — это распространение информации о правонарушениях — главным образом через самиздатский бюллетень «Хроника текущих событий» (он выходил с апреля 1968 года).

То, что делало активистов движением, — это два «символа веры»: прин­ци­пи­альное ненасилие и основной инструмент борьбы — буква закона, принятого в стране, а также международные обязательства в сфере прав человека, кото­рые СССР обязался соблюдать.

Сначала они называли себя «правозащитники» или «Демократическое Дви­жение» (оба слова с большой буквы), потом — «инакомыслящие» (впо­след­ствии исследователи уточняли: «инакодействующие» — «мало ли кто был инакомыслящим»). Однажды иностранные корреспонденты, которые за­труднялись одним словом описать явление, которое в целом нельзя было охарактеризовать ни как правое, ни как левое, ни как оппозиционное, употребили тот же термин, каким в XVI–XVII веках называли английских протестантов, — dissidens (от лат. «несогласный»).

Тем не менее организации как таковой не было — каждый диссидент сам определял меру своего участия в общем деле: найти бумагу для самиздата, распространить, хранить его, самому писать воззвания или их подписывать или помогать деньгами политзаключенным.

У диссидентов не было лидера, но были авторитеты: скажем, письма, которые писал Сахаров, или заявления Солженицына весили больше, чем высказывания какого-либо другого человека. Для власти отсутствие иерархии было пробле­мой — если нет главы, невозможно ликвидировать кого-то одного и тем самым разрушить всю организацию.

Чего добивались диссиденты?

Диссиденты не планировали захватить власть в СССР и даже не имели кон­крет­ной программы по его реформированию. Все вместе они хотели, чтобы в стране уважались базовые права человека: свободы передвижения, вероисповедания, слова, собраний, а каждая группа в отдельности добивалась чего-то своего — еврейское движение занималось репатриацией в Израиль, движение крымских татар выступало за то, чтобы вернуться в Крым, откуда татары были де­пор­ти­рованы в 1944 году; христианское движение хотело открыто исповедовать Христа и крестить детей; диссиденты-заключенные го­лодали за то, чтобы соблюдались их права и выполнялись тюремные правила; кришнаиты хотели спокойно заниматься йогой и кормить своих детей вегетарианской пищей, не боясь, что их лишат родительских прав.

Главным образом диссиденты старались, чтобы как можно больше людей в СССР и за рубежом узнало о нарушениях и о том, что власть врет, когда говорит, что в стране соблюдаются права человека и все счастливы. Для этого использовался и самиздат, в частности «Хроника текущих событий», и разные способы передачи информации на Запад — домашние пресс-кон­фе­ренции, пересылка текстов через иностранных подданных и т. д. Но часто пострадав­шие получали и конкретную помощь: деньги или бесплатного адвоката. Скажем, Солженицын передавал все доходы от издания за рубежом «Архипе­лага ГУЛАГ» политзаключенным, а адвокат Софья Каллистратова бесплатно защищала самиздатчиков, крымских татар и евреев-отказников.

Почему диссидентам было так важно обращаться к Западу?

Сначала правозащитники не собирались «выносить сор из избы» и писали о своих открытиях советскому руководству, в крайнем случае — главам ком­партий стран Восточной Европы. Но в январе 1968 года четверых активистов самиздата осудили за то, что они опубликовали материалы по предыдущему громкому процессу — суду над писателями Синявским и Даниэлем 1965 года. Тогда двое других диссидентов написали «Обращение к мировой обществен­ности». В нем они описали процессуальные нарушения и попросили пересмо­тра дела при международных наблюдателях. Обращение было передано по ра­дио BBC на английском и русском языках, за ним по­сле­довала кампания против политических преследований, гораздо более мас­штабная, чем в 1965 году.

Это был первый случай такого официального выступления диссидентов против действий властей. В дальнейшем же они старались сообщить на Запад обо всем незаконном, что попадало в их поле зрения. Власть это раздражало: так слож­нее было делать «хорошую мину». Кроме того, информация, попадавшая на Запад, становилась инструментом экономического давления, своего рода санкций. Например, в 1974 году к закону о торговле США была принята по­правка Джексона — Вэника, согласно которой США ограничивали торговлю со странами, которые препятствуют свободной эмиграции. Из-за этой по­правки СССР, в частности, было трудно закупать компьютеры и приходилось действовать через подставные фирмы.

Другим раздражающим фактором для советского правительства были письма от международных комитетов ученых в поддержку коллег — как, например, в защиту биолога Сергея Ковалева, историка Андрея Амальрика, физиков Юрия Орлова и Андрея Сахарова — на такие обращения невозможно было не реа­ги­ровать: бюрократическая система была устроена так, что по факту каждого обращения нужно было проводить расследование, кого-то наказывать, при­ни­мать какие-то меры.

Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев подписывает Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Хельсинки, 1975 год
AFP / Getty Images

В 1975 году СССР подписал Хельсинский акт  «Хельсинский акт» — За­ключительный акт Совещания по без­опас­ности и сотрудниче­ству в Европе, подписанный в 1975 году на встрече в Хельсинки представителями СССР, США, Канады, большинства государств Европы и Турции., то есть подписался под обяза­тельством предоставлять своим гражданам свободу передвижения, контактов, информации, право на труд, право на образование и медицинское обслужи­вание; равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой, определять свой внутренний и внешний политический статус. Документ, опубликованный в советских газетах, стал главной картой правозащитников: «Вот, вы же сами подписали, извольте выполнять». На следующий год пра­во­защитники объеди­нились в Хельсинкские группы (сначала в Москве, потом на Украине, в Литве, Грузии и Армении), чтобы отслеживать нарушения этих прав и свобод, о кото­рых, опять же, сообщали остальным странам-под­писан­там.

Вывозить информацию помогали иностранные корреспонденты, которых звали на домашние пресс-конференции. (Интересно, что общение с иностранцами в целом для обычного советского человека выглядело вопиющим диссидент­ским актом — о каждом случае такого общения становилось известно властям.) Распространяя информацию таким образом, диссидентам удавалось, не меняя системы в целом, спасать или смягчать участь отдельных людей.

Сколько всего диссидентов было в СССР?

Точное число неизвестно, и зависит оно от того, кого, собственно, мы считаем диссидентом.

Если считать тех, кто каким-либо образом привлек внимание КГБ (например, дал почитать кому-то самиздат) и был приглашен на так называемые «про­филактические беседы» с сотрудниками Госбезопасности, — это почти полмиллиона человек за 1960–1980-е годы. Если считать подписавшихся под разными письмами (например, под обращениями с просьбой разрешить эми­грировать или открыть храм или под письмом в защиту политзаключен­ных) — то это десятки тысяч людей. Если сократить диссидентское движение до ак­тивных правозащитников, адвокатов или составляющих обращения, то это сотни.

При этом надо учитывать, что многие ничего не подписывали, а тихо хранили дома архив «опасных» документов или перепечатывали на машинке за­пре­щен­ные тексты.

С трудом можно понять, сколько людей слушало запрещенные песни Галича или читало самиздат, но известно, что сигнал западных радиостанций прини­мали многие тысячи людей.

Опасно ли было быть диссидентом?

Официально власть не признавала, что в «счастливом» советском государстве есть какие-то «несогласные»: только уголовники или сумасшедшие могли заниматься антигосударственной деятельностью под маской защиты прав чело­века. Основных статей, по которым можно было расправляться с такими людьми, было четыре: «Антисоветская агитация и пропаганда»; «Рас­простра­нение заведомо ложных измышлений, порочащих советский го­су­дарственный и общественный строй»; «Нарушение закона об отделении церкви от государ­ства» и «Посягательство на жизнь и здоровье граждан под видом исполнения религиозных обрядов» (все осужденные по этим статьям в 1990-х годах были реабилитированы вне зависимости от «фактической обоснованности обвинений»).

Только за «агитацию и пропаганду» можно было попасть в политический лагерь (небольшая, как правило, зона для особо опасных преступников), по остальным — в обычные лагеря к уголовникам. Власти в какой-то момент поняли, что, несмотря на большие сроки, политическим желательнее попадать в лагерь «к своим», поскольку там они пребывали в кругу интеллигентных людей, учились друг у друга — например, юриспруденции и языкам.

Была еще статья «Измена родине» (по которой предусматривалась ответствен­ность вплоть до смертной казни), но после смерти Сталина она использовалась ред­ко  В 1962 году семь человек было расстреляно по делу восстания рабочих Новочеркасского электровозостроительного завода. А послед­ним политическим делом, по ко­то­ро­му был вынесен приговор к расстрелу, можно считать дело о мятеже на «Сторожевом», когда в 1975 году замполит корабля Валерий Саблин захватил управление и выдвинул политические требования властям.. Диссидентов ею скорее пугали.

Если брать статистику арестов, то она не очень высокая: в 1959 году КГБ ввел практику так называемого «профилактирования» — предупредительных бесед сотрудников органов с «инакомыслящими» — и на сто профилакти­ро­ван­ных приходится примерно один арестованный. То есть несколько десятков человек в год в Москве. В регионах — плюс еще несколько человек за все 1970–80-е го­ды. Полтора десятка человек умерли в тюрьмах и лагерях от болезней, спрово-цированных голодовками и избиениями.

Здание КГБ на Лубянской площади. 1989 годРИА «Новости»

Но кроме лишения свободы к диссидентам применялось множество других мер: могли выгнать с работы, из института, установить слежку или про­слуши­вание, отправить на принудительное лечение в психиатрическую больницу. Людей, которые через это прошли, уже были тысячи.

Известен ряд случаев, которые можно назвать политиче­скими убийствами, но доказать это невозможно. Среди самых известных — нападение на перевод-чика Константина Богатырева в 1976 году и происшествие с математиком и организатором Еврейского народного университета Беллой Субботовской, которую в 1982 году при странных обстоятельствах задавил грузовик.

Боялась ли власть диссидентов?

Поскольку у диссидентов не было задачи свергнуть власть, то прямой угрозы они не представляли, но их действия постоянно доставляли неприятности руководству страны в целом и разным администрациям в частности.

Во-первых, неприятно было объясняться с западными компартиями, неудобно было заку­пать высокотехнологичное оборудование через подставные фирмы и быть жертвой санкций; неприятно было маленькому начальнику получать по шапке от вышестоящего за какого-нибудь зэка. Политические заключенные за­брасы­вали тюремное руководство жалобами, которые нужно было про­токо­лировать и с которыми нужно было разбираться, ломая канцелярскую машину.

Во-вторых, диссиденты подавали плохой пример и смущали «правоверных» граждан, распространяя вредную информацию. Кроме того, было непонятно, как бороться с тем, что не имеет организованной структуры: кого сажать?

С другой стороны, КГБ был нужен внутренний враг, которого удобно было связать с внешним — Америкой, чтобы постоянно генерировать ощущение опасности. Это позволяло влиять на политические решения и получать дополнительное финансирование от КПСС.

Чего добились диссиденты?

Важнейший результат — помощь заключенным, прежде всего осужденным по политическим статьям, и их семьям, а также уволенным по политическим причинам. На эту помощь инакомыслящие собирали деньги с середины 1960-х; в 1974 году Андрей Сахаров отдал литературную премию Чино дель Дука на помощь детям политзаключенных; в 1974 году Александр Солженицын создал Фонд помощи политзаключенным и их семьям. Заключенные получали письма, посылки, им оказывалась разнообразная поддержка, одной из задач которой было про­де­мон­стри­ровать, что на воле о них не забыли, и сделать так, чтобы они не чув­ствовали себя отрезанными от происходящего в мире. Дисси­дент и политза­клю­ченный Валерий Абрамкин положил много усилий на то, чтобы в тюрьмах появились общественные наблюдательные комиссии  Общественные наблюдательные комиссии образованы на основании Федерального закона № 76 от 10 июня 2008 года. . Благодаря диссиден­там, организовавшим 30 октября 1974 года в нескольких лагерях коллективную голодовку и День политзаключенного, теперь есть День памяти жертв поли­ти­ческих репрессий, официально признанный государ­ством.

Другой важный результат их деятельности — документирование проис­ходившего в 1960–80-е годы: это та часть истории, о которой бы мы сейчас не имели объективного представления без документов неофициального происхождения. 

Третье, это Конституция РФ  Принятая 12 декабря 1993 года., которая разрабатывалась при участии активных участников диссидентского движения — Кронида Любарского и Сергея Кова­лева, и разработка закона о реабилитации участниками самиздатского сбор­ника «Память». Кроме того, влияние в прошлом или настоящем на реальную политику отдельных людей, вышедших из «ина­комыслящих», таких как Вла­димир Лукин (с 2004 по 2014 год — упол­но­моченный по правам человека) в России, Натан Щаранский в Израиле, многих представителей национальных движений на Украине, в Литве, Грузии или Армении.

Четвертое — это внимание, которое обратили политики и психиатры всего мира на проблему использования психиатрии в политических целях благодаря деятельности Владимира Буковского.

Cбор самиздатских текстов, которые циркулировали в диссидентских кругах, подготовил последующие официальные публикации. Пример, не относящийся к их деятельности напрямую, но важный для культуры в целом: при жизни Высоцкого не было ни одного издания, а, когда появилась возможность пуб­ликоваться, тексты песен были уже собраны активистами Клуба са­мо­дея­тельной песни. Другой пример — переводы «Хроник Нарнии» Натальей Трауберг, которые до конца 1980-х ходили в самиздате и с которых потом делались официальные издания.

Деятельность диссидентов меняла общественный климат страны, де­монстри­руя существование альтернативного взгляда на порядок вещей и утверждая ценность человеческой жизни и гражданских прав. Тем самым диссиденты подготовили интеллектуальную альтернативу советскому строю, а также нынешнюю общественную активность: это преемственность прин­ципов правозащитной деятельности.

Митинг в поддержку Съезда народных депутатов СССР. Москва, Лужники, 21 мая 1989 годаТАСС

Что стало с диссидентским движением?

Движение стало растворяться с выпуском из тюрем политзаключенных в 1987 году (хотя последние выходили до 1992 года). После 1987-го появляется возможность издавать то, что раньше было самиздатом, большими тиражами и безнаказанно, появляется уличная активность — выступления, митинги. Традиционные инструменты устрашения перестают работать.  

arzamas.academy

59. Диссидентское движение в ссср: причины, направления, этапы развития.

С середины 60-х годов диссидентское движение «вышло в свет», стало открытым, гласным. После этого у многих диссидентов возникло стойкое предубеждение к подполью.

Диссиденты — термин, который с середины 70-х годов применялся к лицам, открыто спорившим с официальными доктринами в тех или иных областях общественной жизни СССР и пришедшим к явному столкновению с аппаратом власти. Правозащитное течение всегда было ядром диссидентского движения, другими словами, полем пересечения интересов всех иных течений — политических, социально-культурных, национальных, религиозных и др. Диссиденты стремились к: гражданскому и нравственному сопротивлению; оказанию помощи людям, подвергшимся репрессиям; формированию и сохранению определенных общественных идеалов.

Первые годы брежневского правления (1964-1967), связанные с усилением наступления на небольшие островки свободы, положили начало формированию организованной оппозиции режиму в лице правозащитного движения. Основной формой деятельности диссидентов были протесты и обращения в адрес высшего политического руководства страны и правоохранительных органов.

Дата рождения диссидентского движения — 5 декабря 1965 года, когда на Пушкинской площади в Москве состоялась первая демонстрация под правозащитными лозунгами.В 1965 году усилились репрессии против инакомыслящих.

В 1966 году в обществе началось открытое противостояние между сталинистами и антисталинистами. Если на официальном уровне все больше звучали речи, восхвалявшие Сталина, то учебные заведения, университеты, дома ученых приглашали для бесед и лекций писателей и публицистов, зарекомендовавших себя антисталинистами.

Параллельно происходило массовое распространение материалов самиздата антисталинской направленности.

Следующий период в развитии диссидентского и правозащитного движения — 1968-1975 годы — совпал с удушением «Пражской весны», приостановкой всяких попыток преобразования политических институтов, погружением политической жизни в состояние застоя.

Весной — летом 1968 года развивался чехословацкий кризис, вызванный попыткой радикально-демократических преобразований социалистической системы и закончившийся введением советских войск в Чехословакию. Наиболее известным выступлением в защиту Чехословакии стала демонстрация 25 августа 1968 года на Красной площади в Москве.

В 1968 году СССР была ужесточена цензура в научных изданиях, возрос порог секретности для многих видов публиковавшейся информации, началось глушение западных радиостанций.

Усиление репрессий против правозащитников в 1968-1969 годах вызвало к жизни совершенно новое для советской политической жизни явление — создание первой правозащитной ассоциации. Она была создана в 1969 году.

Опыт легальной работы ИГ убедил остальных в возможности действовать открыто. В ноябре 1970 года в Москве был создан Комитет прав человека в СССР.

В начале 70-х годов в диссидентстве обозначились тенденции, довольно различные по идеалам и политической направленности.

Три основных направления: ленинско-коммунистическое, либерально-демократическое и религиозно-националистическое. Все они имели активистов, но, в конце концов, каждое из них нашло выразителя своих идей в лице одной наиболее заметной личности. Во всех трех случаях это были люди исключительных качеств и сильного характера. Три направления были представлены, соответственно, Роем Медведевым, Андреем Сахаровым и Александром Солженицыным, они оказались вынужденными противостоять мощи государства, Это было единственное, что их роднило.

В ходе 70-х годов три выразителя основных направлений и их сторонники нередко спорили друг с другом, их убеждения были несовместимыми. Никто из них не мог согласиться с двумя другими, не отказавшись от того, что составляло саму основу политической активности каждого.

Неокоммунистическое движение вытекало непосредственно из антисталинских настроений, периодически возникающих в советской истории. Его рождение совпало с протестами против «реабилитации» Сталина. Основным устремлением неокоммунистов было сочетание политической демократии с социализмом, по характеру менее государственным и более близким к исходным идеям Маркса и Ленина. В неокоммунистическом движении существовало и более радикальное направление, связанное скорее со свободолюбивым духом большевистской революции. Это направление было в первую очередь важно тем, что дало диссидентству наиболее активных и непримиримых активистов. Их первая подпольная организация называлась «Союзом борьбы за возрождение ленинизма».

Коммунистическое движение призвано было покончить со своими сталинистскими вырожденческими пороками. На Западе желательно развитие левых сил, способных дать жизнь интенсивному международному сотрудничеству, кульминационным пунктом которого стало бы создание «всемирного правительства». Таким образом, демократия в СССР рассматривалась как составляющая часть огромного всемирного проекта, часть обязательная и нерушимая.

В демократическом течении тоже проявлялись более радикальные тенденции, появлялись группы, предпочитавшие революцию эволюции. Многие из них смотрели на Запад как на модель, пример для подражания, полагая, что СССР необходима не конвергенция, а простой и непосредственный возврат к капитализму. Важности идей демократического движения не отвечало неадекватное их воздействие не только на общество в целом, но и на сами диссидентские круги. Конечно, эти идеи имели хождение в кругах интеллигенции.

Отдельного обсуждения заслуживает третья, гораздо более значительная составляющая диссидентского движения — националистическое течение. Все диссидентские течения приобретали политическое значение только потому, что, не будучи изолированными, как могло бы показаться, они находили свое продолжение в скрытых убеждениях и в состоянии умов различных групп общества и даже самого власть имущего аппарата. Из диссидентов, составлявших приблизительно полмиллиона человек, почти все, за исключением двух-трех десятков тысяч, так или иначе входили в это третье течение.

Националистическое диссидентское течение важно тем что в русле этого течения националистические проблемы обсуждались открыто, в официальной среде. В третьем диссидентском течении сливались воедино различные потоки традицией националистского толка — религиозный, славянофильский, культурный — либо просто антикоммунистической окраски. Но самую благодатную почву для национализма создал кризис официальной идеологии.

Пророком этого движения был Солженицын. Солженицын придал диссидентству характер бескомпромиссной антикоммунистической борьбы. Этим он хотел отличаться от других диссидентских течений.

С начала 70-х гг. аресты правозащитников в столице и крупных городах значительно усилились. Репрессии и судебные процессы к началу 70-х гг. продемонстрировали силу тоталитарной машины государственной власти. Усилились психиатрические репрессии. Диссиденты считали помещение в специальные психиатрические больницы более тяжёлым, чем заключение в тюрьмы и лагеря. Сотни, тысячи диссидентов, оказались заключёнными СПБ и обычных психбольниц. С лета 1973 году характер репрессий изменился. В практике властей стала присутствовать высылка из страны или лишение гражданства. Движение фактически перестало существовать. Уцелевшие ушли в глубокое подполье. 1972-1974 гг. — самый тяжкий кризис правозащитного движения. Перспектива действий была потеряна, почти все активные правозащитники оказались в тюрьме, сама идеологическая основа движения была поставлена под вопрос.

К 1974 году сложились условия для возобновления деятельности правозащитных групп и ассоциаций.

К октябрю 1974 г. группа окончательно восстановилась. 30 октября члены инициативной группы провели пресс-конференцию под председательством Сахарова.

В 70-е гг. диссидентство стало более радикальным. Основные его представители ужесточили свои позиции. Все, даже те, кто отрицал это впоследствии, начинали свою деятельность с мыслью завязать диалог с представителями власти: опыт хрущевского времени давал повод для такой надежды. Ее, однако, разрушили новые репрессии и отказ властей вести диалог. То, что поначалу было просто политической критикой, обращается безапелляционными обвинениями. На первых порах диссиденты лелеяли надежду на исправление и улучшение существующей системы, продолжая считать ее социалистической. Но, в конечном счете, они стали видеть в этой системе лишь признаки умирания и ратовать за полный отказ от нее. Проводимая правительством политика оказалась неспособной справиться с диссидентством и только радикализовала его во всех компонентах.

Правозащитное движение перестало существовать в конце 80-х, когда, в связи с изменением курса правительства, движение уже не носило чисто правозащитного характера. Оно перешло на новый уровень, обрело другие формы.

Тридцать без малого лет правозащитное и диссидентское движение создавало предпосылки новой общественной ситуации. Идеи правового государства, самоценности личности; превалирование общечеловеческих ценностей над классовыми или национальными стали — задолго до перестройки основой взглядов правозащитников.

«Ставшие сейчас привычными терминами «диссиденты», «инакомыслящие» тогда только приобретали права гражданства. Среди интеллигенции отношение к диссидентству различно. Одни считали, что в движении преобладала нигилистическая направленность, разоблачительный пафос становится над позитивными идеями. Исследование истории правозащитного и диссидентского движения только начинается, но сегодня ясно: без изучения истории инакомыслия нельзя понять эволюции нашего общества от сталинизма к демократии.

studfiles.net

3. История диссидентского движения в СССР. Психиатрия: мифы и реальность

3. История диссидентского движения в СССР

Первые годы Брежневского правления (1964—67 гг.), связанные с усиленным наступлением на небольшие островки свободы, рожденные оттепелью, положили начало формированию организованной оппозиции режиму в лице правозащитного движения.

Участники этого движения стали называть себя диссидентами. В переводе с латинского языка это слово означает «инакомыслящий, несогласный с господствующей идеологией». Слово это было известно в период Реформации в Польше XVI века (dissidents de religione), и называли им людей, несогласных с рядом религиозных исповеданий, которые существовали в тогдашней Польше.

Точную дату диссидентского движения установить нетрудно: это 5 декабря 1965 года, когда на Пушкинской площади в Москве состоялась первая демонстрация с правозащитными лозунгами. Однако этому событию предшествовали долгие годы борьбы демократически настроенных групп и одиночек.

Что же предшествовало демонстрации 5 декабря 1965 г.?

Осенью 1965 г. были арестованы московские писатели А. Синявский и Ю. Даниэль, опубликовавшие свои произведения за рубежом. Инициатором демонстрации был математик и поэт А. Есенин-Вольпин (сын С. Есенина).

На пишущей машинке он отпечатал свое воззвание «Гражданское обращение» и разбросал их в МГУ и в нескольких гуманитарных институтах Москвы.

У памятника Пушкину собралось около 200 человек. Милиция арестовала 20 человек, в основном студентов, которые в дальнейшем были исключены из институтов.

Конечно, демонстрация цели не достигла. Синявский и Даниэль были осуждены.

Началась петиционная кампания, и зародился «Самиздат». Основной протест был против ресталинизации советского общества. Наибольшую известность получили письмо в ЦК КПСС 43-х детей коммунистов, репрессированных в сталинские времена (сентябрь 1967 года) и письма Роя Медведева и Петра Якира в журнал «Коммунист», содержавшие перечень преступлений Сталина.

В 1967 г. были арестованы «самоиздатчики» во главе с Галансковыми А. И. и Ю. Т., Буковским В. К., Гинзбургом А. И., Делоне В. Н. Всего 35–40 человек.

22 января 1968 года состоялась демонстрация в защиту арестованных, организованная В. Буковским. И организаторы демонстрации, и сами Галансков и Гинзбург были осуждены.

В 1968 г., после введения Советских войск в Чехословакию, 7 человек – Богораз, Делоне, Горбаневская и др. с лозунгами в защиту демократии в Чехословакии, в том числе «Позор оккупантам», «За вашу и нашу свободу», вышли на Красную площадь. Демонстранты были осуждены.

В апреле 1968 г. начала работать группа по выпуску «Хроники текущих событий». С 30/VII-68 г. по 31/XII-82 г. было выпущено 65 номеров.

В «Хронике» описывались события правозащитного движения, происходившего на всей территории страны, уголовные процессы по делам диссидентов, положение дел в лагерях и психиатрических больницах. Это являлось terra incognita для подавляющей массы советского народа.

В 1969 году создается «Инициативная группа защиты прав человека в СССР». Данные о нарушениях прав человека и количестве заключенных отправляется в ООН.

Деятельность этой группы прекратилась в 1972 г. в связи с арестом руководителей – П. Якира и В. Красина.

Вот с этого момента в диссидентском движении начался раскол.

Вызвано это было тем, что П. Якир и В. Красин на суде 5/IX-73 года публично отреклись от диссидентского движения и раскаялись в своих действиях. Они заявляли, что диссидентского движения не существует, а оно представляет собой лишь небольшую группу людей разномыслящих и не понимающих друг друга. Мало того, они дали показания более чем на 200 человек участников движения, которые тут же были арестованы КГБ.

Действительно, в начале 70-х годов в диссидентском движении наметились, по крайней мере, три основных направления: ленинско-коммунистическое, либерально-демократическое и религиозно-националистическое. Во главе этих направлений стояли люди исключительных качеств и сильного характера: Рой Медведев, Андрей Сахаров и Александр Солженицын.

Единственное, что их роднило – это противостояние мощи государства.

Я не буду подробно останавливаться на анализе политических платформ этих направлений. Пытливый читатель при желании может погрузиться в необъятное море публикаций на тему правозащитного движения.

Заканчивая исторический обзор диссидентского движения в СССР, следует отметить, что оно перестало существовать в конце 80-х годов в связи с грянувшей Перестройкой и дарованием народу свобод, немыслимых во всей тысячелетней истории Российского государства.

Чем отличалось диссидентское движение в СССР от оппозиционного движения прежних исторических этапов?

Интересно мнение известного диссидента А. Ю. Даниэля.

1. Диссидентское движение было публично и не признавало никакого подполья.

2. Отрицалось насилие, как средство борьбы.

3. В центре внимания ставились права и свободы личности, а не политико-идеологическая конструкция.

4. Соблюдалась лояльность к действующим Советским законам.

5. Необычен был образ действий, воплотившийся в «Самиздате» – прообразе свободной печати.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Диссиденты в СССР — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья

Диссиде́нты в СССР — термин, применявшийся по отношению к советским гражданам, открыто противостоявшим действиям властей или проявлявшим иную общественную активность, не санкционированную властью.

Историю диссидентской активности принято вести от «дела» А.Д. Синявского и Ю. М. Даниэля. Арест в 1965 году двух московских литераторов за публикацию на Западе своих произведений вызвал первую широкую кампанию общественного протеста. Еще до процесса, 5 декабря 1965 года, на Пушкинской площади в Москве прошел первый в советской истории правозащитный митинг с требованием гласности суда над ними. Суд, состоявшийся в феврале 1966 года, поднял новую волну протеста — на этот раз в виде индивидуальных или коллективных петиций, направленных в советские партийные, государственные и судебные органы. Молодой журналист А. И. Гинзбург составил документальный сборник, посвященный делу Синявского и Даниэля, который вскоре был опубликован за границей; последовал арест самого Гинзбурга и еще трех диссидентов. Протесты против арестов привели к новым репрессиям, но одновременно и к новому всплеску диссидентской активности.

С 1968 года петиционные кампании перешли в новое качество: протестующие апеллировали уже не только к советским официальным органам, но и к общественному мнению, требуя соблюдения прав человека, гарантированных Конституцией СССР. К московским активистам протестного движения хлынул поток сообщений о самых разнообразных случаях нарушения этих прав. По этим материалам начал издаваться специальный машинописный информационный бюллетень — «Хроника текущих событий» (1-й выпуск «Хроники» датирован 30 апреля 1968 года, последний, 64-й — октябрем 1983 года). С возникновением «Хроники» акции протеста быстро приобрели черты общественного правозащитного движения.

Тематика правозащитных выступлений постоянно расширялась. Уже в 1967-1972 годах московские правозащитники освещают такие проблемы, как положение политических заключенных в СССР; борьба «репрессированных народов» за свои права; гонения на верующих; преследования за попытки политической деятельности; свобода эмиграции из СССР. Московские правозащитники установили тесные информационные связи с активистами национальных движений на Украине, в Литве, Латвии, Эстонии, Армении, Грузии. Не осталась за рамками их внимания и внешняя политика: одно из самых ярких выступлений правозащитников — «демонстрация семерых» — на Красной площади 25 августа 1968 года, сразу после вторжения войск стран Варшавского договора в Чехословакию.

Правозащитники не оформились в политическое движение, т. к. среди них были люди самых различных и даже противоположных взглядов. Однако некоторые из них объединялись в неполитические правозащитные ассоциации. Первой такой ассоциацией была Инициативная группа защиты прав человека в СССР, созданная 20 мая 1969 года. Правозащитное движение и его структуры стали своего рода информационным центром для целой совокупности общественных инициатив (национальных, религиозных, социально-политических и пр.), а также индивидуальных поступков, разнородных и разнонаправленных по своим целям и задачам. Общими рамками для них оставались некоторые принципиальные установки (ненасилие, гласность, апелляция к закону, реализация основных прав и свобод «явочным порядком»), а также используемые методы (петиции, адресованные в советские официальные инстанции; «открытые письма», обращенные к общественному мнению; неподцензурные периодические издания; распространение информации через самиздат и западные средства массовой информации; изредка — публичные акции). С конца 1960-х и до начала 1980-х годов диссидентские формы независимой общественности абсолютно доминируют, оттесняя на периферию иные (например, подпольные) проявления оппозиционности.

Власти предпринимали серьезные усилия, чтобы прекратить рост диссидентской активности в стране. Сотни людей были подвергнуты разнообразным формам внесудебного давления (исключение из партии или комсомола, увольнение с работы и т. п.). Наиболее активных диссидентов арестовывали и приговаривали к различным срокам заключения; некоторые были отправлены на неопределенный срок в специальные психиатрические больницы. Активные диссиденты вынуждены были эмигрировать из СССР.

Вскоре после подписания Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе физик Ю.Ф. Орлов организует Общественную группу содействия выполнению хельсинкских соглашений в СССР (Московская хельсинкская группа, май 1976 года), положив начало новому этапу правозащитного движения. Вопрос о нарушениях прав человека в Советском Союзе приобретает международный резонанс и оказывает значительное влияние на политику «разрядки».

На Украине, в Литве, Грузии и Армении возникают собственные Хельсинкские группы. В Москве создаются новые правозащитные организации — Фонд помощи политзаключенным и их семьям (1974), Рабочая комиссия по расследованию использования психиатрии в политических целях (1977), Христианский комитет защиты прав верующих (1976) и др. Все более выраженный «диссидентский» оттенок приобретают различные проявления «второй культуры» (неофициальной культуры). Выходят независимые литературные, религиозные, философские, исторические, социально-политические журналы, альманахи, сборники. Широкое распространение в литературной среде получает практика публикаций на Западе («тамиздат»).

К началу 1980-х годов диссидентская активность, равно как и общественный интерес к диссидентам, заметно снизились. Приток новых активистов уже не мог компенсировать их убыли из-за продолжающихся репрессий, эмиграции и отхода от систематической правозащитной работы. В январе 1980 года академик А. Д. Сахаров был без суда сослан в г. Горький. Осенью 1982 года оставшиеся на свободе три члена Московской хельсинкской группы объявили о самороспуске; осенью 1983 года было прекращено издание «Хроники текущих событий»; в 1984 году был вынужден отказаться от открытых форм деятельности Фонд помощи политзаключенным. Большинство других диссидентских ассоциаций, а также редакций самиздатских журналов к этому моменту уже было разгромлено или свернуло свою деятельность. В 1986-1987 годах в условиях перестройки началось освобождение политических заключенных. Деятельность советских диссидентов сыграла огромную роль в демократизации общества.
  • Амальрик А. А. Просуществует ли Советский Союз до 1984 года? Амстердам, 1969.
  • Алексеева Л. М. История инакомыслия в СССР: Новейший период. М.; Вильнюс, 1991.
  • Амальрик А. А. Записки диссидента. М., 1991.
  • Богораз Л. И., Голицын В. Н., Ковалев С. А. Политическая борьба или защита прав? Двадцатилетний опыт независимого общественного движения в СССР // Погружение в трясину. Анатомия застоя. М., 1991.
  • Богораз Л. И., Даниэль А. Ю. В поисках несуществующей науки: Диссидентство как историческая проблема // Проблемы Восточной Европы. Вашингтон, 1993. №37-38.
  • Сахаров А. Д. Воспоминания. М., 1996.
  • Riddaway P. Uncensored Russia. London, 1972.
  • The Soviet Union after Stalin / Edit. by S. F. Cohen, Al. Rabinowitch. Sharlet Rob.-Bloomington, 1980.

megabook.ru

причины, направления, этапы развития — Мегаобучалка

С середины 60-х годов диссидентское движение «вышло в свет», стало открытым, гласным. После этого у многих диссидентов возникло стойкое предубеждение к подполью.

Диссиденты — термин, который с середины 70-х годов применялся к лицам, открыто спорившим с официальными доктринами в тех или иных областях общественной жизни СССР и пришедшим к явному столкновению с аппаратом власти. Правозащитное течение всегда было ядром диссидентского движения, другими словами, полем пересечения интересов всех иных течений — политических, социально-культурных, национальных, религиозных и др. Диссиденты стремились к: гражданскому и нравственному сопротивлению; оказанию помощи людям, подвергшимся репрессиям; формированию и сохранению определенных общественных идеалов.

Первые годы брежневского правления (1964-1967), связанные с усилением наступления на небольшие островки свободы, положили начало формированию организованной оппозиции режиму в лице правозащитного движения. Основной формой деятельности диссидентов были протесты и обращения в адрес высшего политического руководства страны и правоохранительных органов.

Дата рождения диссидентского движения — 5 декабря 1965 года, когда на Пушкинской площади в Москве состоялась первая демонстрация под правозащитными лозунгами.В 1965 году усилились репрессии против инакомыслящих.

В 1966 году в обществе началось открытое противостояние между сталинистами и антисталинистами. Если на официальном уровне все больше звучали речи, восхвалявшие Сталина, то учебные заведения, университеты, дома ученых приглашали для бесед и лекций писателей и публицистов, зарекомендовавших себя антисталинистами.

Параллельно происходило массовое распространение материалов самиздата антисталинской направленности.

Следующий период в развитии диссидентского и правозащитного движения — 1968-1975 годы — совпал с удушением «Пражской весны», приостановкой всяких попыток преобразования политических институтов, погружением политической жизни в состояние застоя.



Весной — летом 1968 года развивался чехословацкий кризис, вызванный попыткой радикально-демократических преобразований социалистической системы и закончившийся введением советских войск в Чехословакию. Наиболее известным выступлением в защиту Чехословакии стала демонстрация 25 августа 1968 года на Красной площади в Москве.

В 1968 году СССР была ужесточена цензура в научных изданиях, возрос порог секретности для многих видов публиковавшейся информации, началось глушение западных радиостанций.

Усиление репрессий против правозащитников в 1968-1969 годах вызвало к жизни совершенно новое для советской политической жизни явление — создание первой правозащитной ассоциации. Она была создана в 1969 году.

Опыт легальной работы ИГ убедил остальных в возможности действовать открыто. В ноябре 1970 года в Москве был создан Комитет прав человека в СССР.

В начале 70-х годов в диссидентстве обозначились тенденции, довольно различные по идеалам и политической направленности.

Три основных направления: ленинско-коммунистическое, либерально-демократическое и религиозно-националистическое. Все они имели активистов, но, в конце концов, каждое из них нашло выразителя своих идей в лице одной наиболее заметной личности. Во всех трех случаях это были люди исключительных качеств и сильного характера. Три направления были представлены, соответственно, Роем Медведевым, Андреем Сахаровым и Александром Солженицыным, они оказались вынужденными противостоять мощи государства, Это было единственное, что их роднило.

В ходе 70-х годов три выразителя основных направлений и их сторонники нередко спорили друг с другом, их убеждения были несовместимыми. Никто из них не мог согласиться с двумя другими, не отказавшись от того, что составляло саму основу политической активности каждого.

Неокоммунистическое движение вытекало непосредственно из антисталинских настроений, периодически возникающих в советской истории. Его рождение совпало с протестами против «реабилитации» Сталина. Основным устремлением неокоммунистов было сочетание политической демократии с социализмом, по характеру менее государственным и более близким к исходным идеям Маркса и Ленина. В неокоммунистическом движении существовало и более радикальное направление, связанное скорее со свободолюбивым духом большевистской революции. Это направление было в первую очередь важно тем, что дало диссидентству наиболее активных и непримиримых активистов. Их первая подпольная организация называлась «Союзом борьбы за возрождение ленинизма».

Коммунистическое движение призвано было покончить со своими сталинистскими вырожденческими пороками. На Западе желательно развитие левых сил, способных дать жизнь интенсивному международному сотрудничеству, кульминационным пунктом которого стало бы создание «всемирного правительства». Таким образом, демократия в СССР рассматривалась как составляющая часть огромного всемирного проекта, часть обязательная и нерушимая.

В демократическом течении тоже проявлялись более радикальные тенденции, появлялись группы, предпочитавшие революцию эволюции. Многие из них смотрели на Запад как на модель, пример для подражания, полагая, что СССР необходима не конвергенция, а простой и непосредственный возврат к капитализму. Важности идей демократического движения не отвечало неадекватное их воздействие не только на общество в целом, но и на сами диссидентские круги. Конечно, эти идеи имели хождение в кругах интеллигенции.

Отдельного обсуждения заслуживает третья, гораздо более значительная составляющая диссидентского движения — националистическое течение. Все диссидентские течения приобретали политическое значение только потому, что, не будучи изолированными, как могло бы показаться, они находили свое продолжение в скрытых убеждениях и в состоянии умов различных групп общества и даже самого власть имущего аппарата. Из диссидентов, составлявших приблизительно полмиллиона человек, почти все, за исключением двух-трех десятков тысяч, так или иначе входили в это третье течение.

Националистическое диссидентское течение важно тем что в русле этого течения националистические проблемы обсуждались открыто, в официальной среде. В третьем диссидентском течении сливались воедино различные потоки традицией националистского толка — религиозный, славянофильский, культурный — либо просто антикоммунистической окраски. Но самую благодатную почву для национализма создал кризис официальной идеологии.

Пророком этого движения был Солженицын. Солженицын придал диссидентству характер бескомпромиссной антикоммунистической борьбы. Этим он хотел отличаться от других диссидентских течений.

С начала 70-х гг. аресты правозащитников в столице и крупных городах значительно усилились. Репрессии и судебные процессы к началу 70-х гг. продемонстрировали силу тоталитарной машины государственной власти. Усилились психиатрические репрессии. Диссиденты считали помещение в специальные психиатрические больницы более тяжёлым, чем заключение в тюрьмы и лагеря. Сотни, тысячи диссидентов, оказались заключёнными СПБ и обычных психбольниц. С лета 1973 году характер репрессий изменился. В практике властей стала присутствовать высылка из страны или лишение гражданства. Движение фактически перестало существовать. Уцелевшие ушли в глубокое подполье. 1972-1974 гг. — самый тяжкий кризис правозащитного движения. Перспектива действий была потеряна, почти все активные правозащитники оказались в тюрьме, сама идеологическая основа движения была поставлена под вопрос.

К 1974 году сложились условия для возобновления деятельности правозащитных групп и ассоциаций.

К октябрю 1974 г. группа окончательно восстановилась. 30 октября члены инициативной группы провели пресс-конференцию под председательством Сахарова.

В 70-е гг. диссидентство стало более радикальным. Основные его представители ужесточили свои позиции. Все, даже те, кто отрицал это впоследствии, начинали свою деятельность с мыслью завязать диалог с представителями власти: опыт хрущевского времени давал повод для такой надежды. Ее, однако, разрушили новые репрессии и отказ властей вести диалог. То, что поначалу было просто политической критикой, обращается безапелляционными обвинениями. На первых порах диссиденты лелеяли надежду на исправление и улучшение существующей системы, продолжая считать ее социалистической. Но, в конечном счете, они стали видеть в этой системе лишь признаки умирания и ратовать за полный отказ от нее. Проводимая правительством политика оказалась неспособной справиться с диссидентством и только радикализовала его во всех компонентах.

Правозащитное движение перестало существовать в конце 80-х, когда, в связи с изменением курса правительства, движение уже не носило чисто правозащитного характера. Оно перешло на новый уровень, обрело другие формы.

Тридцать без малого лет правозащитное и диссидентское движение создавало предпосылки новой общественной ситуации. Идеи правового государства, самоценности личности; превалирование общечеловеческих ценностей над классовыми или национальными стали — задолго до перестройки основой взглядов правозащитников.

«Ставшие сейчас привычными терминами «диссиденты», «инакомыслящие» тогда только приобретали права гражданства. Среди интеллигенции отношение к диссидентству различно. Одни считали, что в движении преобладала нигилистическая направленность, разоблачительный пафос становится над позитивными идеями. Исследование истории правозащитного и диссидентского движения только начинается, но сегодня ясно: без изучения истории инакомыслия нельзя понять эволюции нашего общества от сталинизма к демократии.

61. Перестройка в СССР.
1) Перестройка в СССР. Попытки обновления и реформирования политической системы К середине 1980-х гг. в СССР наступил экономический, социальный и политический кризис. Он выражался в падении темпов роста промышленного и сельскохозяйственного производства, снижении уровня жизни населения, усилении коррупции, развитии теневой экономики, нарастании социальной апатии. Поцытка партийного руководства страны сохранить власть путем ‘закручивания гаек’, предпринятая Ю. В. Андроповым, оказалась безуспешной. В общественном сознании зрело понимание необходимости глубоких перемен. Их желали все слои общества — от рядовых граждан до определенной группы партийных и государственных чиновников. Страна стояла на пороге перемен. Начало перестройки связано с именем М. С. Горбачева, который в марте 1985 г. стал Генеральным секретарем ЦК КПСС. Гарантом перестроечных процессов, причиной которых являлись объективные обстоятельства, а не субъективные факторы, выступала КПСС. В апреле 1985 г. был провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития страны. Предусматривалось усовершенствовать структуру управления народным хозяйством, за счет ‘Скрытых резервов’ в короткий срок добиться подъема экономики, преодолеть застойные явления, значительно Улучшить материальное положение советских людей. Дальнейшее развитие событий не оправдало оптимистических прогнозов. Справиться с кризисом не удалось. По мере углубления перестроечных процессов выявилась необходимость политической реформы. Без обновления политических структур общества новые экономические методы хозяйствования не могли дать ощутимых результатов. Осознавая это, Горбачев и его единомышленники пошли на демократизацию политических структур. Главным ее инструментом стала гласность — объективное освещение всех сторон жизни общества. Решение о реформе политической системы в СССР было принято на XIX партконференции КПСС (лето 1988 г.). Был провозглашен курс на создание в СССР правового государства. В качестве первоочередной задачи выдвигалось четкое разграничение функций партийных и советских органов, формирование новых органов власти, проведение первых демократических выборов народных депутатов. После партконференции начались изменения структуры управления в СССР. На Первом Съезде народных депутатов (май-июнь 1988 г.) Горбачев был избран главой государства — Председателем Верховного Совета СССР, а в марте 1990 г. — Президентом СССР с правом издавать указы и постановления, которые имели силу закона. В процессе дальнейшей демократизации общественной жизни в стране из Конституции СССР была исключена 6-я статья (о руководящей роли КПСС), ликвидирована однопартийная система рукозодства страной, стали возникать различные партии и общественные движения.
2)Новый внешнеполитический курс страны в конце 1980-х — начале 1990-х гг.
Коренное изменение внешнеполитического курса СССР на рубеже 1980-1990-х гг. было связано с новым политическим мышлением. Исходным пунктом его формирования явился вывод XXVII съезда КПСС о смертельной опасности ядерного оружия и гонки вооружений для существования человечества, о целостности и взаимозависимости современного мира, о свободе социально-политического выбора. Этот вывод исключал вмешательство в дела других государств и означал отказ от решения международных проблем силой оружия. Благодаря перестройке и новому политическому мышлению в отношениях между СССР и США произошел поворот от конфронтации и соревнования в гонке вооружений к взаимопониманию, а в ряде вопросов и к партнерству. Это изменило к лучшему всю ситуацию в мире. Пришел конец ‘холодной войне’. Эти перемены нашли свое отражение в организации советско-американских встреч в верхах. Состоялось пять встреч М. С. Горбачева и президента США Р. Рейгана. Эта традиция не была нарушена и с приходом в Белый дом Дж. Буша. На основе взаимной договоренности в Европе к 1990 г. были ликвидированы советские и американские ракеты средней и малой дальности. Постепенно улучшались отношения СССР с КНР. Все спорные вопросы урегулировались в ходе переговоров, росла торговля, расширялись контакты в области науки и культуры. В мае 1989 г. впервые за последние 30 лет состоялся визит главы СССР в Китай. Были установлены дипломатические отношения с Южной Кореей. В начале 1989 г. был осуществлен вывод советских войск из Афганистана — событие, которого давно ждали советские люди и весь мир. Была достигнута договоренность о прекращении поставок советского и американского оружия в Афганистан. В 1989-1991 гг. произошли резкие сдвиги во внутриполитической жизни восточноевропейских стран. К власти в них пришли оппозиционные силы, придерживающиеся различных политических взглядов. Развал социалистического лагеря привел к прекращению деятельности Совета Экономической Взаимопомощи и Организации Варшавского Договора. В Европе остался только одив военный блок — НАТО. СССР заключил соглашение со всеми восточноевропейскими странами о выводе из них советских войск. Среди других событий международной жизни, в которой активное участие принимал СССР, следует выделить объединение Германии. Советское политическое руководство признало приоритет международных соглашений, в том числе Всеобщей декларации прав человека. В целом новый внешнеполитический курс СССР создал благоприятную атмосферу для ликвидации разного рода последствий ‘холодной войны’ и установления нормальных межгосударственных отношений.

3) Экономическое развитие страны. Начало реформ. Тяжелое экономическое наследие, доставшееся от Союза ССР, затрудняло проведение реформ в России. Все же с января 1992 г. российское правительство во главе с Е. Т. Гайдаром приступило к экономическим реформам, призванным обеспечить переход к рынку, к легитимной частной собственности. К этому времени страна находилась в крайне тяжелой ситуации. За минувший год цены выросли в 8-11 раз, валовой национальный продукт сократился на 15- 20%. На полках магазинов практически не осталось ни промышленных товаров, ни продуктов питания.. В экономике России преобладали добывающие отрасли и военно-промышленный комплекс, процветала гигантомания, многие предприятия выпускали никому не нужную, устаревшую продукцию. Программа экономической реформы по выводу страны из кризиса включала в себя ряд мер: либерализацию цен на большинство товаров, т. е. отказ от их административного регулирования, свободу торговли и приватизацию — продажу большей части государственной собственности частным лицам. Избранный путь ‘шоковой терапии’, по мнению сторонников так называемой монетарной модели экономики, должен был привести к равновесию между платежеспособным спросом (предприятий и населения) и товарным предложением. Считалось, что в итоге удастся достичь стабилизации экономики и создать необходимые условия для ее подъема. Однако оптимистические прогнозы не подтвердились. Либерализация цен привела к их росту не в 5 раз, как планировалось, а в 100 и более раз. Большинство населения страны оказалось за чертой бедности. Выпуск необеспеченных товарной массой денег не только не прекратился, но постоянно рос. В целом за 1992 г. выпуск наличных денег увеличился по сравнению с 1990 г. в 54 раза. Надежды на достижение рыночного равновесия, сдерживание инфляции развеялись. Правительство вынуждено было установить высокий уровень налогообложения, свести до минимума расходы бюджета на социальные нужды и содержание армии, прибегнуть к другим непопулярным экономическим мерам. В результате усилилась социальная напряженность в обществе. Активизировалась оппозиция правительственному курсу. Оплотойее стал Съезд народных депутатов и его Верховный Совет. Разногласия возникли и в самом российском руководстве. Ряд государственных деятелей, в частности вице-президент А. В. Руцкой, подвергли критике политику реформ, проводимую правительством Гайдара. Под давлением VII Съезда народных депутатов Ельцин согласился на отставку Гайдара, исполнявшего в то время (декабрь 1992 г.) обязанности премьер-министра. Новым премьер-министром стал В. С. Черномырдин.
4) Духовная и культурная жизнь российского общества, наука и образование в первой половине 1990-х гг.
В условиях переходного периода, становления рыночных отношений в России в тугой узел сплелись как позитивные сдвиги, так и потери, издержки в сфере духовной жизни и культуры. Отсутствие цензуры и партийного контроля, подавляющих личность структур, свобода творчества стали важными факторами духовного раскрепощения людей. На этой основе развивается художественное творчество, появляются его новые организационные формы (самодеятельные объединения молодежи, культурно-творческие общества), возникают новые театры, ансамбли, ассоциации ученых, что позволяет выявлять потенциальные таланты. Былое единообразие, зашоренность в творчестве уступают место раскованности и плюрализму. Возвращаются многие ценности культуры русского и других народов, преданные несправедливому забвению. Книги М. А. Булгакова, И. Э. Бабеля, Е.И. Замятина, М. М. Зощенко, Ю. К. Олеши, А. П. Платонова и многих других отечественных писателей входят в наш дом. Расширяются и наши представления о мировой культуре; в значительной мере исчезло чувство культурной изоляции страны. Большое позитивное значение имеет восстановление в законных правах религий всех народов нашей страны. Вместе с тем все очевиднее становится кризис в области культуры. Он является неотъемлемой частью экономической и социально-политической жизни российского общества. Происходит переориентация многих учреждений культуры и ее деятелей на ‘массовое потребление’. Творческие люди становятся заложниками коммерциализации искусства и литературы. Из дание порнографической ‘литературы’, сборников анекдотов, блатных песен, исполнение их по радио и телевидению становится обычным делом. На состоянии культуры негативно сказывается социальная дифференциация общества: за короткий срок образовался слой богатых и сверхбогатых лйдей при одновременном обнищании значительной части населения. Этот процесс обернулся страшной девальвацией образования, духовных ценностей, культуры в целом. В условиях рыночных отношений произошло повсеместное сокращение бюджетных ассигнований на нужды культуры. Продолжается свертывание сети учреждений культуры, перепрофилирование их деятельности, использование имеющейся у них материальной базы в чисто коммерческих целях. Идет трудный поиск новых форм поддержки учреждений культуры. На развитии науки и образования отрицательно сказывается уход в иные сферы деятельности, главным образом в коммерческие структуры, высококвалифицированных ученых, а также их отъезд за рубеж. Трудности переживает вузовская наука. Резко сократился. спрос производства на научно-техническую продукцию. Ухудшилось обновление материальной базы науки и образования. Произошли изменения в системе высшей и средней общеобразовательной школы. Осуществлен отход от единообразия и идеологизации, появились и функционируют новые типы учебных заведений: гимназии, лицеи, колледжи, университеты различного профиля, в том числе с платным обучением. В то же время сокращение масштабов государственной поддержки науки и образования препятствует их полноценному развитию, приводит к утрате завоеванных позиций. отношениях России с Западом следует выделить Кэмп-Дэвидскую декларацию (1992), принятую на встрече Б. Н. Ельцина и президента США Дж. Буша. Ее значение в том, что ‘Россия и США не рассматривают друг друга в качестве потенциальных противников. Их отношения характеризуются отныне дружбой и партнерством’. В то же время в условиях новой геополитической реальности Россия потеряла контроль над традиционными зонами своего влияния. Это коснулось Средней Азии, где усилилось действие ‘мусульманского фактора’. Не стало СЭВа, и с каждым из его прежних членов приходится строить экономические отношения заново. США оказались единственной сверхдержавой в мире, не имеющей адекватного противовеса, а потому способной диктовать свою волю в большинстве регионов мира, что наглядно проявилось во время конфликта в Югославии.

 

Распад СССР.

Неудачные меры в управлении национально-региональными процессами отдаляли советские республики от союзного центра, да и сами национальные лидеры советских республик не избежали сепаратистских устремлений. Передел общесоюзной собственности не на словах, а на деле – вот что было камнем преткновения в вопросе об обновлении СССР. Летом 1991г.был подготовлен договор о реформе федеративного гос-ва, расширение круга полномочий республик. Его подписание давало бы шанс на сохранение единства. Однако консервативное крыло в КПСС и гос.аппарате предприняло попытку отстранить Горбачева от власти и не допустить подписание нового союзного договора, намеченного на 20 августа 1991г. В ночь на 19 авг.Горбачев, находившийся в это время на отдыхе в Крыму, был насильственно отстранен от власти. Группа оппозиционеров, в кот.входили Янаев, Бакланов, Крючков образовали неконституционный Гос.комитет по ЧП в СССР (ГКЧП). 19-21августа 1991 страна пережила полит.катастрофу, связ.с введением ЧП. Главные события развернулись в Москве. После ввода в столицу танков и др.техники тысячи москвичей поддержали руководство РФ и президента России Ельцина, выступившего против ЧКЧП. 21 августа ЧП было отменено. Заговорщики были арестованы и переданы суду. В результате снижается рейтинг Горбачева. Начинается движение за приостановление деятельности КПСС. В союзных республиках объявляется роспуск ком.партий. 23 авг.Ельцин подписывает указ о приостановлении деятельности КПСС РСФСР. Поворотным событием, положившим начало роспуску СССР, были переговоры президента России Ельцина с Шушкевичем (председатель Верховного Совета Белоруссии), Кравчуком (президент Украины). 8 дек.1991 подписано заявление об образовании СНГ, ставшее началом роспуска СССР. Создание СНГ было поддержано всеми союзными республиками, кроме прибалтийских (Латвия, Литва и Эстония к декабрю 1991 уже вышли из состава СССР). 21 дек.1991 к соглашению о создании СНГ присоединились руководители Азербайджана, Армении, Казахстана, Киргизии, Молдавии, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана. Позднее в СНГ вошла Грузия. С образованием СНГ СССР прекращает свое существование. 25 дек.1991 Горбачев прекращает свою деятельность.

megaobuchalka.ru

Диссиденты в СССР и постсоветской России — Традиция

Диссиденты — оппозиционно настроенные граждане страны, вставшие на путь политического и гражданского протеста. От оппозиции в обычном смысле этого слова отличаются отсутствием фактической возможности легально выражать свою позицию.

Истоки советского движения диссидентов были заложены ещё в 1921 г., когда была запрещена фракционная деятельность внутри коммунистической партии. Последовательная ликвидация всех других политических партий и оппонировавших официальной партийной линии течений внутри самой ВКП(б) к началу 1930-х годов привела к полной невозможности публично оспорить политику руководства страны, не подвергнувшись репрессиям.

Первые единичные случаи диссидентского протеста происходили ещё в период сталинского правления.

Один из наиболее известных эпизодов — открытое письмо Мартемьяна Рютина (расстрелян в 1937) к членам партии, где он обличал cталинскую политику как извращение большевизма.

Однако более-менее систематическим движение диссидентов стало только в послесталинский период. Ключевыми событиями стали выступление Н. С. Хрущёва на XX съезде КПСС с разоблачением сталинской репрессивной политики в 1956 г. и арест двух писателей — Андрея Синявского и Юлия Даниэля, тайно публиковавшихся на Западе под псевдонимами Абрам Терц и Николай Аржак в 1965 г.

До хрущёвского выступления диссидентская деятельность сводилась, скорее, к отдельным частным обращениям к государственным органам власти в защиту тех или иных репрессированных лиц (например, Иосифа Бродского).

Арест Даниэля и Синявского послужил началом организованному диссидентскому движению, вошедшему в систематический конфликт с советской властью.

В период 1965—1967 арестам и преследователям подверглись лица, протестовавшие против репрессий в адрес упомянутых писателей и далее — те, кто выступил в защиту новых арестованных.

Основной формой деятельности диссидентов были публичные митинги, демонстрации, сборы подписей в поддержку репрессированных, самостоятельное издание книг и журналов (Самиздат).

В 1966 г. в УК РСФСР были введены 3 статьи, направленные против диссидентов, в том числе знаменитая статья о «клевете на советский строй».

В 1967 в составе КГБ СССР организуется Пятое управление, предназначенное для борьбы с идеологическими диверсиями.

В том же году один из наиболее известных в будущем советских диссидентов — литератор А. И. Солженицын выступает против цензуры в своём обращении к Союзу писателей.

Одновременно с борьбой против текущих репрессий, диссиденты вовлекаются в борьбу за придание гласности преступлениям властей сталинского периода, а также в оппонирование внешней политике СССР.

Диссиденты протестовали против событий в Праге 1968 г., против ввода войск в Афганистан и против ряда других действий советских властей.

Существенной компонентой в диссидентском движении были т. н. «отказники» — советские евреи, пытавшиеся иммигрировать в Израиль.

Подписание в 1975 СССР Хельсинкских соглашений, включающих в себя обязательства по гарантированию гражданам определённых прав и свобод, стало поводом к созданию т. н. «Хельсинкского движения». Примерно с этого периода слова «диссидент» и «правозащитник» становятся, практически, синонимами.

Одной из важнейших фигур советского диссидентского движения был разработчик водородной бомбы академик А. Д. Сахаров, ставший, наряду с Солженицыным, ‘лицом’ движения.

В 1980—1984 гг. диссидентское движение пошло на убыль. Численность диссидентов упала, многие прекратили эту деятельность. Это было связано как с возросшей эффективностью деятельности КГБ, так и с отсутствием видимого результата усилий диссидентов.

С началом «Перестройки», диссиденты влились в т. н. «демократическое движение», А. Д. Сахаров был избран народным депутатом СССР. После падения советской власти в 1991 г. большая часть диссидентов продолжила свою деятельность как правозащитники.

traditio.wiki

Диссидентское и правозащитное движение в СССР — Юнциклопедия

Разнообразные по форме и методам выступления инакомыслящих, происходившие в 50—80-е гг., выражали критику или неприятие официальных доктрин, политики существующей власти, что приводило их к явному или скрытому столкновению с ее структурами (см. СССР в «годы застоя» (1964—1985). Термин «диссидент» (от лат. dissidens — «несогласный») получил распространение от иностранных корреспондентов, аккредитованных в Москве. Но не вся терминология, касавшаяся инакомыслия в Советском Союзе, рождалась на Западе или при его помощи. Одним из самоназваний стал термин «правозащитники». Правозащитное течение сфокусировало интересы других движений, но не лишало их собственной специфики. Это национальные, национально-религиозные, национально-демократические движения, выступления граждан СССР за выезд на историческую родину или в родные места, за социально-экономические права. В центре внимания правозащитников было положение о соблюдении прав человека в СССР и несоответствие этого положения принципам Всеобщей декларации прав человека ООН.

По приблизительным подсчетам историков, в 1967—1970 гг. и 1971—1982 гг. по «чисто» политическим статьям УК РСФСР и других республик было арестовано около 10 тыс. человек. Еще несколько тысяч оказались в тюрьмах и лагерях как «националисты», «религиозники», «тунеядцы», «нарушители паспортного режима», «злостные нарушители общественного порядка». Таким образом, к уголовной ответственности привлекалось около тысячи человек в год из числа диссидентов разных течений.

Начавшаяся в середине 50-х гг. «оттепель» составляет предысторию движения правозащитников. В это время наиболее заметны выступления физика Ю. Ф. Орлова, литераторов А. И. Гинзбурга, А. Д. Синявского, генерала П. Г. Григоренко.

Приход к управлению страной брежневского руководства ознаменовал начало политического поворота в общественной жизни, нарастание противоречий и диспропорций во всех сферах жизни общества. 1964—1967 годы можно определить как начальный этап диссидентского и правозащитного движения, когда основной формой деятельности были протесты и обращения в адрес высшего политического руководства страны и правоохранительных органов. Инакомыслящие стремились остаться свободными людьми в несвободной стране.

Хотя варварских репрессий сталинского типа страна уже не знала (см. Массовые политические репрессии в 30-х — начале 50-х гг. в СССР), с инакомыслящими обходились жестоко. Требовалось огромное личное мужество, чтобы высказать собственное, отличное от большинства, мнение. Именно так поступил в сентябре 1961 г. на районной партконференции в Москве П. Г. Григоренко, выступив с резкой критикой порядков, царивших в КПСС. Позднее генерал так вспоминал об обстоятельствах этого выступления: «Я поднялся и пошел. Я себя не чувствовал. Такое, вероятно, происходит с идущими на казнь. Во всяком случае, это было страшно. Но это был и мой звездный час». Власти объявили инакомыслящего сумасшедшим, долгие годы содержали здорового человека в спецпсихбольницах, сделали, по существу, калекой, в конце концов выслали из Советского Союза. Умирая в США в 1987 г., он говорил: «Я уехал бы на Родину, даже если бы знал, что еду прямо в психиатричку».

По мере свертывания хрущевских реформ книги, статьи и другие материалы, которые не могли быть опубликованы в открытой печати по цензурным соображениям, стали ходить по рукам в машинописных копиях. Так родился самиздат.

Днем рождения правозащитного движения считается 5 декабря 1965 г., когда в Москве на Пушкинской площади состоялась первая демонстрация под правозащитными лозунгами. Среди правозащитников появились свои лидеры — А. Д. Сахаров, Ю. Т. Галансков. В 1967 г. последнего осудили на 7 лет лишения свободы за составление и распространение самиздатовских сборников. В лагере, расположенном в Мордовии, вел себя в высшей степени мужественно, хотя ежедневно страдал из-за болезни. В 1972 г. он умер в заключении, но остались его стихи, в которых отвергалось безумие тоталитарной системы.

Следующий период (1968—1975) в развитии диссидентского и правозащитного движения совпал с удушением процесса демократического обновления, приостановкой всяких попыток преобразования политических институтов, погружением политической жизни в состояние застоя. С 70-х гг. отчетливо обозначились застойные явления в экономике, культуре, социальном развитии. Этим процессам диссиденты противопоставили укрепление организационных основ своего движения и расширение его творческих возможностей.

В ответ власти усилили преследования инакомыслящих. Наиболее жестокой формой борьбы являлись психиатрические репрессии против них. После того как в апреле 1969 г. шеф КГБ Ю. В. Андропов направил в ЦК письмо с планом развертывания сети психиатрических лечебниц в целях содержания там лиц, угрожающих советскому государственному и общественному строю, данная проблема постоянно находилась в поле зрения государственных деятелей развитых капиталистических стран, западной и части советской общественности, специалистов в области психиатрии.

Через психбольницы и спецпсихбольницы прошли известные диссиденты — В. К. Буковский,П. Г. Григоренко, Н. Е. Горбаневская, В. И. Новодворская и многие другие. Для освидетельствования диссидентов — в подавляющем большинстве психически здоровых людей — направляли в ЦНИИ общей и судебной психиатрии им. профессора В. П. Сербского. В. И. Новодворская после вступления в 1968 г. войск стран Варшавского Договора в Чехословакию стала, по ее словам, «настоящим врагом государства, армии, флота, ВВС, партии, Варшавского блока». Она занялась распространением антисоветских листовок, смело говорила правду о засилье партийно-государственных чиновников во всех сферах жизни, после чего на нее обрушился страшный меч карательной медицины. На протяжении многих лет, проведенных в заключении, В. И. Новодворскую не раз подвергали принудительному психиатрическому лечению.

Однако заставить инакомыслящих замолчать не удалось. Самиздат обогатился публицистикой, социально-политическими трудами, в первую очередь работой А. Д. Сахарова «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе». В ней он писал о необходимости «сделать социализм привлекательным», обеспечить на основе «всепроникающей научно-технической революции» и конвергенции «мирное врастание западного общества в социализм», причем при доминировании социалистической идеологии и даже соответствующей организации хозяйства.

Наступил творческий взлет в деятельности крупных личностей того времени, наших выдающихся современников. В 1968 г. на Западе вышел роман А. М. Солженицына «В круге первом». В самом конце 1973 г. опубликован первый том его «Архипелага ГУЛАГ». В апреле 1968 г. увидела свет издававшаяся за границей «Хроника текущих событий» — основной самиздатовский сборник правозащитного характера. В этот период возникли официально оформленные, легальные правозащитные организации: Инициативная группа защиты прав человека в СССР (действовала с мая 1969 г.), Комитет прав человека (с ноября 1970 г.).

Инакомыслие проникло в святая святых советской системы — в Вооруженные Силы. 8-9 ноября 1975 г. капитан III ранга, замполит большого противолодочного корабля «Сторожевой» (Балтийский флот) В. М. Саблин вывел его в открытое море и передал в эфир антибрежневское обращение: «Всем! Всем! Всем! …Мы не предатели Родины и не авантюристы, ищущие известности любыми средствами. Назрела крайняя необходимость открыто поставить ряд вопросов о политическом, социальном и экономическом развитии нашей страны, о будущем нашего народа, требующих коллективного, именно всенародного обсуждения без давления со стороны государственных и партийных органов». По указанию военного руководства страны по «Сторожевому» был открыт огонь, В. М. Саблина арестовали, а по окончании следствия в 1976 г. расстреляли.

1976 год открывает четвертый этап в развитии диссидентского и правозащитного движения в СССР, который продолжался до декабря 1986 г. Его называют хельсинкским, так как многие события этого времени обусловлены подписанными СССР договоренностями в Хельсинки. Исходным рубежом стала информация профессора Ю. Ф. Орлова на пресс-конференции для зарубежных журналистов в мае 1976 г. о создании Группы содействия выполнению Хельсинкских соглашений в СССР. Впоследствии ее стали называть Московской Хельсинкской группой (МХГ). Инициаторами создания МХГ были Л. М. Алексеева, Е. Г. Боннэр, П. Г. Григоренко, А. Т. Марченко, Ю. Ф. Орлов и другие. Согласно заявлению МХГ, сферой ее деятельности являлись гуманитарные статьи Заключительного акта.

Много лет неравную борьбу с властями вел член-корреспондент АН Армении, профессор Ю. Ф. Орлов. Его неоднократно увольняли с работы, поэтому нередко ему приходилось зарабатывать на жизнь частными уроками. На его квартире регулярно проходили научные семинары. Ю. Ф. Орлов вместе с другими учеными-правозащитниками обращался к международной научной общественности с просьбами о защите ученых, подвергшихся преследованиям в СССР. В 1986 г. выслан из Советского Союза в США.

Удары правоохранительных органов, в первую очередь КГБ (для работы с диссидентами в его составе действовало пятое Главное управление), свели к 1984 г. движение инакомыслящих на нет. Около тысячи человек (до 90% его активистского состава) очутились в тюрьмах, лагерях, спецбольницах.

Эпоха перестройки в СССР в значительной мере легализовала традиционные диссидентские лозунги гласности, демократизации общественной жизни, создания правового государства, радикальной экономической реформы, открытого общества и т. д. Началось политическое пробуждение людей. По инициативе М. С. Горбачева из ссылки в г. Горький был возвращен А. Д. Сахаров, находившийся там с 1980 г. за критику действий властей по вводу войск в Афганистан. Во второй половине 80-х гг. в СССР были освобождены последние отбывавшие наказание узники совести, социальный состав которых был представлен практически всеми слоями общества.

С 1986 г. на смену диссидентским группам приходят политические клубы, а затем народные фронты. Одновременно начался процесс становления многопартийной системы: функции политических партий стали выполнять многие «неформальные» общественные организации.

yunc.org

0 comments on “Представители диссидентского движения в ссср – ДИССИДЕНТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В СССР — информация на портале Энциклопедия Всемирная история

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *