Конспект «Дворцовые перевороты (1725-1762)» + схемы, таблицы
«Дворцовые перевороты (1725-1762)»
Дворцовые перевороты — период в истории Российской империи XVIII в., когда высшая государственная власть достигалась путём дворцовых переворотов, осуществлённых с помощью гвардии или придворных. При наличии абсолютизма подобной способ смены власти оставался одним из немногих способов влияния общества (дворянской элиты) на верховную власть в государстве.
Истоки дворцовых переворотов следует искать в политике Петра I. Издав «Указ о престолонаследии» (1722), он максимально увеличил количество потенциальных соискателей престола. Действующий монарх имел право оставить в качестве наследника кого угодно. Если он этого не делал, вопрос о наследовании трона оставался открытым.
В той политической ситуации, которая сложилась в России в XVIII в., перевороты выполняли регуляторную функцию во взаимоотношениях между ключевыми системами абсолютизма — самодержавием, правящей верхушкой и господствующим дворянским сословием.
Краткая хронология событий
После смерти Петра I воцаряется его супруга Екатерина I (1725-1727). При ней создан Верховный тайный совет (1726), который помогол ей в управлении страны.
Ее наследник Петр II (1727-1730), внук Петра I, перенес столицу России из Санкт-Петербурга в Москву.
Верховный тайный совет, вынудив подписать «кондиции» — условия, ограничивающие власть монарха (1730), пригласил Анну Иоанновну (1730-1740), герцогиню Курляндскую, дочь Ивана V, на русский престол. Будущая императрица сначала приняла их, а затем отвергла. Время ее правления известны как «бироновщина» (имя ее фаворита). При ней был ликвидирован Верховный тайный совет, отменен указ о единонаследии (1730) создан Кабинет министров (1731), создан Шляхетский корпус (1731), срок дворянской службы ограничен 25 годами (1736).
В 1740 г. престол наследует пятимесячный племянник Анны Иоанновны Иван VI (1740-1741) (регенты: Бирон, Анна Леопольдовна). Восстановлен Верховный тайный совет. Бирон уменьшил величину подушного налога, ввел ограничения роскоши в придворном быту, издал манифест о строгом соблюдении законов.
В 1741 г. дочь Петра — Елизавета I (1741-1761) совершает очередной государственный переворот. Ликвидирует Верховный тайный совет, упраздняет Кабинет министров (1741), восстанавливает в правах Сенат, отменяет внутренние таможенные сборы (1753), создает Государственный заемный банк (1754), принят указ, разрешавший помещикам ссылать на поселение в Сибирь крестьян (1760).
С 1761-1762 гг. правит племянник Елизаветы I, Петр III. Он издает указ о секуляризации церковных земель — это процесс обращения Церковной собственности в государственную (1761), ликвидирует Тайную канцелярию, издает Манифест о вольности дворянства (1762).
Основные даты:
1725-1762 гг. — эпоха дворцовых переворотов
1725-1727 гг. — ЕКАТЕРИНА I (вторая жена Петра I), годы правления.
1727-1730 гг. — ПЁТР II (сын царевича Алексея, внук Петра I), годы правления.
1730-1740 гг. — АННА ИОАННОВНА (племянница Петра I, дочь его брата-соправителя Ивана V)
1740-1741 гг. — ИВАН VI (троюродный правнук Петра I). Регентство Бирона, затем Анны Леопольдовны.
1741-1761 гг. — ЕЛИЗАВЕТА ПЕТРОВНА (дочь Петра I), годы правления
1761-1762 гг. — ПЁТР III (внук Петра I и Карла XII, племянник Елизаветы Петровны).
Таблица «Дворцовые перевороты»
Конспект урока «Дворцовые перевороты (1725-1762)».
Следующая тема: «Внешняя политика России в период дворцовых переворотов».
uchitel.pro
Екатерина I (Марта Сковронская) 1725-1727 2-я супруга Петра I | 1726- создание Верховного тайного совета Была сокращена подушная подать, запрет на использование армии при сборе недоимок, дворянам облегчены условия службы, обсуждался вопрос о снижении расходов на армию и флот. | Апраксин, Меньшиков, Толстой, Головкин, Голицин | Петр I I Алексеевич 1727-1730 Внук Петра I | Перенос столицы из СПб в Москву, отменены некоторые монополии в тч на продажу соли | Россия стремилась не втягиваться в военные конфликты | Меньшиков, князь Долгорукий , барон Остерман | Анна Иоановна 1730-1740 Племянница Петра I | 1730 – ликвидация Верховного тайного совета 1730-отмена указа о единонаследии 1731 – создан Кабинет министров, воссоздана Тайная канцелярия Создан Кадетский корпус- дворяне выходили офицерами 1736- срок дворянской службы ограничен до 25 лет Предпринимателям разрешалось покупать дворян без земли, расширилась сфера крепостного труда в экономике. | 1730-е –война за «Польское наследство» 1732 и 1735 – Русско-персидские договоры(Персии были возвращены прикаспийские земли) 1735-1739 – Русско-турецкая война. Белградский договор: Россия получила Молдавию, Азов, запрет иметь флот на Черном и Азовском море | Остерман, Бирон, Миних | Иван VI Антонович 1740-1741 | Уменьшена величина подушного налога, ограничения роскоши в придворном быту, манифест о строгом соблюдении законов | Бирон, Анна Леопольдовна | Елизавета I 1741-1761 Дочь Петра I | 1741-упразднила Кабинет министров, восстановила в правах Сенат, учредила императорский Совет, восстановила некоторые петровские коллегии и Главный магистрат Отмена смертной казни Сокращение подушной подати, ограничение крепостного труда в промышленности: сокращалось число приписных крестьян, ограничивалось право покупать крестьян к мануфактурам Привилегии дворян: сокращен срок службы, право ссылать крестьян в Сибирь, продажа крестьян для отдачи в рекруты, передача казенных заводов, монополия на винокурение 1753-отмена внутренних таможенных сборов 1754-создание Государственного заемного банка Жесткая религиозная политика | 1741-1743 – Русско-шведская война: Причина: Швеция хотела вернуть утраченные в Северной войне земли. Победа России, Абосский мирный договор: приобретение нескольких шведских крепостей. Фельдмаршал Ласси был во главе русской армии 1743-1748 –война за «Австрийское наследство», Россия была на стороне антипрусской коалиции, Ахенский мир 1755-1761 – Семилетняя война. Причина: нейтрализация Пруссии, соблюдение Петербургского мира (1746) с Австрией События: 1751-победа России у Гросс-Егерсдорфа, 1758-взятие КЁеигсберга, 1759- победа у деревни Кунерсдорф, 1760 –захват Берлина, 1761 – взятие Кольберга. Русские полководцы: Апраксин, Салтыков, Румянцев, Фермор. Король Прусси Фридрих I I Великий. Итог: 1762 – Петербургский мд Петр I I I отказался от всех завоеваний | Остерман, Бестужев –Рюмин, Шуваловы, Разумовский, Долгорукий, Черкасский, Трубецкой, Воронцов |
kopilkaurokov.ru
Дворцовые перевороты в России. Политическая история 1725
Эпоха дворцовых переворотов – это период с 1725 по 1762 гг., когда в России после смерти Петра I сменилось несколько правителей в результате государственных заговоров и действий гвардии во главе либо с аристократией, либо с ближайшими соратниками Петра. К власти последовательно приходили Екатерина I, Петр II, Анна Иоанновна, Анна Леопольдовна с сыном Иваном Антоновичем VI, Елизавета Петровна, и, наконец, Петр III. Правили они с разной степенью осознанности, вовлеченности в государственный процесс и неодинаково по времени. На данном уроке вы узнаете обо всех этих событиях более подробно.
После смерти Петра Великого (рис. 1) в истории России начался период, который историки называют дворцовыми переворотами. Именно в этот период произошло несколько смен власти, при которых она переходила от одной группы внутри господствующего слоя к другой. В данном случае речь идет о дворянстве.
Рис. 1. Петр Великий – российский император (Источник)
В случае дворцового переворота не происходит каких-то качественных изменений ни в политическом, ни в социально-экономическом, ни в культурном строе государства.
Причины дворцовых переворотов
- Расширение полномочий государственного аппарата
- Получение дворянами большей финансовой, политической и культурной независимости
- Создание гвардии
- Указ Петра I о престолонаследии
- Отсутствие легитимного наследника Петра I
В 1725 г. умер российский император Петр I Великий. Перед императорским окружением встал вопрос, кто взойдет на престол. Оказалось, что ближайшее окружение Петра было поделено на две части. Одна часть – это аристократия: Голицыны, Долгорукие и т. д.; другая часть – это те люди, которые пришли к власти благодаря своим умениям и знаниям из самых низов: А.Д. Меншиков (рис. 2), П.А. Толстой (рис. 3), А.И. Остерман (рис. 4) и другие незнатные дворяне и выходцы из-за рубежа. Аристократия поддерживала внука Петра I, сына убитого царевича Алексея – Петра. Выходцы же из «гнезда петрова» хотели видеть на российском престоле жену Петра Великого – Екатерину.
Рис. 2. А.Д. Меншиков – главный фаворит Екатерины I (Источник)
Рис. 3. П.А. Толстой – фаворит Екатерины I (Источник)
Рис. 4. А.И. Остерман – фаворит Екатерины I (Источник)
Когда в Правительствующем Сенате шло обсуждение, кого поставить на престол Российской империи, Меншиков спросил у гвардии ее мнение, и она ответила, что хочет видеть правительницей России Екатерину I (рис. 5). Таким образом, гвардия решила судьбу престола, и с 1725 по 1727 гг. Российской империей правила Екатерина I. С одной стороны, Екатерина была замечательным человеком, мудрой женой. Но, с другой стороны, за время своего правления она как императрица никак себя не проявила. Важным событием было то, что она вместе с Петром I открыла Академию наук; сама она создала Верховный Тайный Совет. Фактич
interneturok.ru
Эпоха дворцовых переворотов — период истории России с 1725 по 1762 годы. Это название вошло в обиход с подачи профессора В. Ключевского, который этим термином обозначил целую эпоху, на долю которой пришлось 5 государственных переворотов. Сегодня мы рассмотрим дворцовые перевороты в России с точки зрения отечественной историографии, а также изучим этот вопрос с различных точек зрения, важный для понимания сути событий. Причины и предпосылкиНачнем с главного. Почему эпоха дворцовых переворотов в принципе стала возможной? Ведь до нее было более 25-ти лет стабильности под властью Петра 1: страна развивалась, крепла, завоевывала авторитет. Почему же с его смертью все рухнуло и начался хаос? Причин тому несколько, но главная причина дворцовых переворотов была устроена самим Петром. Речь идет об указе о престолонаследии 1722 года (монарх вправе назначить любого приемника) и об убийстве царевича Алексея. В результате наследника по мужской линии нет, порядок престолонаследия изменен, завещание не оставлено. Начался хаос. Это и была предпосылка последующих событий.
Это главные причины эпохи дворцовых переворотов. Для их восприятия нужно понять, что долгие годы стабильность в России держалась на твердой руке и воле Петра 1.Он был главным в стране. Он стоял над всеми. Проще говоря, государство было сильнее элиты. После смерти Петра оказалось, что преемника нет, и уже элита становится сильнее государства. Это всегда приводит к переворотам и проблемам внутри страны. Более того, дальнейшие события показали, что элита боролась за свое положение и с каждым новым правителем расширяла свои привилегии. Окончательно утвердили дворянство элитой Манифест о вольности дворянства и Жалованная грамота. Во многом именно из-за этого в дальнейшем возникали проблемы у таких людей как, скажем, Павел 1, который пытался вернуть главенствующую роль государства над дворянами. Политические силы, ставшие основными при организации переворотов, это дворяне и гвардия. Ими грамотно манипулировали различные лоббистские группировки, которые продвигали своего правителя, ведь из-за новой системы престолонаследия на трон мог сесть вообще кто угодно. Понятно, что на эту роль подбирались ближайшие родственники Петра, но в целом любой из этих родственников имел право на престол. И за каждым из них были свои группировки. Гвардия и ее рольДворцовые перевороты 18 века это фактически революции, когда вооруженные люди смещали одного правителя, и ставили не его место другого. Соответственно нужна была политическая сила, способная это сделать. Ею стала гвардия, которая в основном набиралась из дворян. Роль гвардии в смене высшей власти в России 1725-1762 годах переоценить невозможно. Именно эти люди с оружием в руках «вершили судьбы». Усиление роли гвардии связано с укреплением позиций дворянства. Гвардия же в основном формировалась из дворян, поэтому именно гвардейцы принимали самое непосредственное участие в переворотах, преследуя исключительно дворянские интересы. Внутренняя политика эпохиВнутренняя политика России во второй четверти 18 века характеризуется по двум направлениям:
Главное направление внутренней политики в эпоху дворцовых переворотов это укрепление дворянства и его позиций. Усиление крепостничества для элиты также было важным моментом, но укрепление своих прав — намного важнее. Именно к 60-м — 70-м годам 18 века окончательно сформировалось господство элиты над государством. И это имело далеко идущие последствия. В результате произошло убийство Павла 1, который старался вернуть главенствующую роль государству, а также во многом началась Отечественная война 1812 года. Ведь нарушение Россией континентальной блокады проходило именно под лозунгами, что элита и государство теряют деньги. Внутренняя политика России этого периода очень интересна, особенно если ее сравнивать с событиями 90-х годов, после распада СССР. Ниже я приведу основные события эпохи дворцовых переворотов, в результате которых дворянство получало все новые привилегии. Можете сравнить их с тем, как формировалась наша нынешняя элита. Расширение прав дворянства во второй четверти 18 века проходило следующими событиями:
Список можно продолжать, но суть думаю понятна. 37 лет в России формировалась элита, интересы которой были выше интересов государства. Поэтому это время также часто называют смутой. Управление странойДворцовые перевороты это эпоха когда человек, сидящий на престоле, только номинально был главой государства. Реально же страной управляли фавориты и группировки ими возглавляемые. Фавориты создавали органы управления страной, которые чаще всего подчинялись только им (на бумаге императору). Поэтому ниже приведена подробная таблица, в которой представлены органы управления Россией во второй четверти 18 века.
Отдельный вопрос этой темы — почему дочери Петра 1 не имели преимущественных прав в сравнении с другими наследниками? Опять же все упирается в указ о престолонаследии, где каждый монарх сам назначает преемника: это может быть сын, дочь, жена, чужой человек, хоть простой крестьянин. Претендовать на трон может любой, поэтому дочери первого русского императора были в таком же положении как и все. Краткая суть правленияКратко рассмотрим суть правления императоров, находившихся у власти в России в период дворцовых переворотов:
Последствия эпохиДворцовые перевороты имели важное значение для 18-го и 19-го века нашей истории. Во многом именно в те времена был заложен тот социальный динамит, который взорвался в 1917 году. Если же говорить в целом про последствия эпохи дворцовых переворотов, то они в общем сводятся к следующему:
Это время привело к массовому засилью России иностранцами, прежде всего немцами. Пик этого процесса пришелся на царствование Анны Иоанновны. На многих ведущих должностях стояли немцы и действовали они отнюдь не в интересах России, а в своих личных. В результате эти 37 лет это страшный разгул коррупции, казнокрадства, взяточничества, анархии и силовой модели государства. |
istoriarusi.ru
Переворот/дата | причины | Организаторы | результат | Значение |
1725г. | Петр1 не успел назначить себе преемника | Александр Меншиков/гвардия | Воцарение Екатерины1 | Создание Верховного тайного совета(ВТС). Сокращение срока службы дворян до 40лет. Раздача земель с крестьянами гвардейцам. |
1727г. | После смерти Екатерины 1 по ее завещанию императором стал 12-летнии Петр2 Алексеевич. Усиление влияния А.Д. Меншикова | Князья Долгорукие, а также А.И. Остерман/ интриги: на Петра2 большее влияние оказывал ровесник царя Ивана Долгорукого, чем Меншиков | Меншиков с семьей сосланы в Сибирь. Изменился состав ВТС- стали преобладать аристократические фамилии, ключевую роль играли А.И. Остерман и Ф. Прокопович. Наметился курс на корректировку реформ | Дворяне ничего не получили |
1730г. | “Верховники ”пригласили на трон племянницу Петра1 Анну Ивановну на условиях “кондиций”. Анна не могла бы править без ведома ВТС | Анна Ивановна /гвардия | Правление Анны Ивановны в 1730- 1740гг. определяющая роль фаворитов из немцев: Э.Бирон, А. Остерман, Б. Миних | Создание Измайловского гвардейского полка, кадетского корпуса для детей дворян, срок службы сокращен до25 лет, запись на службу с младенчества |
1740г. | Анна назначила своим преемником сына своей племянницы Ивана6(двухмесячного младенца)при регентстве Бирона. Бирона был ненавистен русским дворянам кА фаворит Анны Ивановны. | Миних/гвардия | Анна Леопольдовна- регентша при своем сыне Иване6 | Одни немцы сменили у власти других немцев |
1741г. | Засилье немцев | Елизавета Петровна/гвардия | Правление Елизаветы Петровны в 1741- 1761гг. с фаворитами(А.Разумовским и др.) | Дворяне были освобождены от телесных наказании. Получили полное право собственности над крестьянами |
1762г | Правление Петра 3(1761-1762гг.) отдал Пруссии завоеванный русскими войсками в Семилетней войне г. Кенигсберг | Екатерина2/гвардия | Правление Екатерины2 в 1762- 1796гг. | Екатерина вторая подтвердила изданный Петре3 манифест”о вольности дворянской”, который отменил обязательную службу дворян |
www.soloby.ru
Правитель | Год правления | Обстоятельства прихода к власти | Краткая характеристика |
---|---|---|---|
Екатерина I | 1725-1727 гг. | Пётр I не оставил распоряжений по поводу того, кто именно должен наследовать Российский престол после его смерти. По изданному при жизни императора «Указу о престолонаследии» наследовать мог любой, кого назначит предыдущий государь, в том числе и не лично, а в завещании. После смерти Петра Великого начались споры по поводу того, кому отдать престол. Часть дворян, в лице Апраксина, Голицына, Репнина, Долгорукого, Головкина и Мусина-Пушкина, высказались за том, что престол необходимо передать внуку Петра – Петру Алексеевичу и сделать при нём регентшей жену Петра – Екатерину с Сенатом. Другие, в лице Меньшикова, Ягужинского и Толстого, предложили кандидатуру Екатерины I – жёны Петра I, в качестве самодержавной правительницы. Екатерину поддержала гвардия и дело решилось в ее пользу. | Огромную роль в управлении страной при Екатерине I играла гвардия, а также фаворит самодержавной государыни А. Меньшиков. Всеми важными государственными делами ведает Верховный Тайный совет. Каких-либо важных преобразований Екатерина не проводила, полностью доверяя своим приближённым в вопросах управления страной. |
Пётр II | 1727-1730 гг. | Пришёл к власти после смерти Екатерины I. Вопрос о возведении на престол решила гвардия. Новому государю едва исполнилось 12 лет. | Малолетнего правителя контролировал Меньшиков, планирующий женить государя на собственной дочери и таким образом породниться с царской семьёй. Но сделать этого он не успел, поскольку слёг с серьёзной болезнью. Меньшикову удалось выжить, но в его отсутствие влияние на Петра II обрели Голицын и Долгорукий. Меньшиков был изгнан в ссылку, Тайный совет распущен. Но для страны ничего не изменилось, поскольку юный император делами государственными не интересовался, а его приближённые старались захватить как можно больше власти, земель и денег. |
Анна Иоанновна | 1730-1740 гг. | В 1730 г. Пётр I неожиданно умер. На этот раз к выбору императора подключился Верховный Тайный совет. На Российский престол пригласили племянницу Петра I – Анну Иоанновну. Она согласилась и прибыла в Россию из Курляндии, где всё это время проживала, как вдова местного герцога. | Правила самодержавно. Но в начале правления Тайный совет попытался ограничить её власть, заставив подписать «Кондиции» — документ, следуя которому, императрица обязалась всё время своего правления оставаться во вдовстве, с тем, чтобы её муж или наследники не могли претендовать на престол. Прибыв в Россию, Анна Иоанновна заручилась поддержкой гвардии и отреклась от «Кондиций». Её правление нельзя назвать мирным или успешным. В стране царила разруха, а императрица ничего не предпринимала для улучшения положения. Её бездействие и постоянные поборы на проведение балов и других увеселений вызывало недовольство у широких масс и дворян. Последние были недовольны тем, что императрица приблизила к себе иностранцев, и в особенности своего фаворита Бирона, который правил вместо неё. Анна Иоанновна упразднила Верховный тайный совет, устранила от власти Голицыных и Долгоруких, но засилья немцев народ простить ей не мог. |
Иван Антонович и Анна Леопольдовна | 1740-1741 гг. | Анна Иоанновна умерла в 1740, престол заняла её племянница Анна Леопольдовна и малолетний её сын Иван Антонович. | Власть находилась у Бирона. В ходе заговора Бирона сменил Остерман, а его – Миних. Все государственные посты все еще оставались у немцев, что не могло не вызывать недовольства русских дворян и простых людей, полагающих, что именно иностранцы виноваты в несправедливых законах и непомерных налогах, которые им приходилось в это время уплачивать. |
Елизавета Петровна | 1741-1761 гг. | Являлась дочерью Петра I. К власти пришла благодаря поддержке гвардии. | Отстранила от управления страной Анну Леопольдовну и Ивана Антоновича, услала их в ссылку без права возвращения. Все прежние фавориты утратили свои посты, немцы изгнаны. Но у Елизаветы Петровны были собственные фавориты – Разумовский и Шувалов. Именно они занимались государственными делами, сама императрица отстранялась от дел. Она расширила полномочия Сената, Тайной канцелярии, Главного магистрата. Была любима в народе и среди дворян, поскольку поддерживала русских, но в целом продолжила политику предшественников, оставаясь самодержицей. |
Пётр III | 1761–1762 гг. | После смерти Елизаветы Петровны вновь не нашлось кому передать престол, поскольку она не состояла в браке и не имела детей. Сенат передал престол её племяннику Петру. | Пётр III правил всего полгода. Он был слабым и недальновидным, государственные дела интересовали его меньше увеселений и военных забав. Император был поклонником Пруссии и всего прусского, откровенно презирая русские обычаи и нравы, что не могло не стать причиной отрицательного к нему отношения среди населения и армии. |
Екатерина II | 1762 –1796 гг. | Гвардии не нравилось подчиняться столь слабому императору, каким являлся Пётр, поэтому в 1762 г. его жена Софья Августа Фредерика, в крещении получившая имя Екатерина, совершила очередной дворцовый переворот, свергнув мужа с престола. | Правление Екатерины II завершает эпоху дворцовых переворотов. Пётр III был тайно убит, а императрица получила неограниченную ничем власть. Она поспешила избавиться от большей части тех, кто способствовал её возведению на престол, и этим оградила себя от дальнейших попыток смены власти. |
histerl.ru
Таблица к коспекту дворцовые перевороты
Урок истории в 7-м классе «Дворцовые перевороты»
Цели:
образовательная: выявить причины дворцовых переворотов, дать краткую характеристику императорам XVIII века; показать, что главной движущей силой дворцовых переворотов становится гвардия.
развивающая: продолжить формирование умений обобщать отдельные события и формулировать выводы, работать с иллюстрациями учебника и историческими документами; продолжить развивать у учащихся умения давать оценку поступкам исторических деятелей.
воспитательная: формировать интерес к отечественной истории.
Основные понятия: Дворцовые перевороты, Верховный тайный совет, фаворит, кондиции, “бироновщина”.
Оборудование: Генеалогическое древо Романовых, портреты правителей эпохи дворцовых переворотов, размноженный текст “Кондиций”, подписанных Анной Иоанновной.
Ход урока
I. Организационный момент. Психологическая установка на работу.
II. Изучение нового материала.
Вступительное слово учителя.
Начало XVIII века связано с деятельностью Петра I. Мы подробно рассмотрели его реформы в области экономики, органов государственного управления, армии и флота. А сегодня поговорим о тех событиях, которые произошли в России после смерти Петра Великого. Тема нашего урока “Дворцовые перевороты”. По ходу урока мы познакомимся с краткой характеристикой правителей данной эпохи, выясним причины дворцовых переворотов, заполним таблицу “Дворцовые перевороты XVIII века”.
Сроки правления Правитель Помощники, опора правителя
(Чертим таблицу в тетради по ходу урока, знакомясь с новой темой, учащиеся самостоятельно заполняют таблицу, проверка осуществляется в конце урока)
Беседа с классом.
Непосредственно с темой нашего урока связаны два события, произошедшие в последние годы правления Петра I. Давайте вспомним эти события.
— Что, вы знаете о “Деле царевича Алексея”? ( Дело царевича Алексея” побудило Петра изменить порядок наследования престола. В 1722 году он подписал указ)
— Каково содержание указа 1722 года о порядке наследования престола?
Продолжение лекции. Разбор сложившейся ситуации.
Петр Великий скончался 28 января 1725 года. Умирал он тяжело, с мучительными болями. Подданные не посмели обеспокоить его вопросом о наследнике. Предание утверждает, что перед смертью Петр написал: “Отдайте все…”. Дальнейших слов нельзя было разобрать. Указ о праве императора назначать своего преемника не был использован. А династическая ситуация оказалась сложной…(обращаемся к генеалогическому древу Романовых) Правами на престол обладали внук умершего императора Петр (сын царевича Алексея), жена Екатерина и дочери Анна и Елизавета. Была еще родня по линии старшего брата Ивана, с которым Петр начинал царствовать в 1682 году.
Но основными претендентами оказались Екатерина Алексеевна, вдова Петра I (за ней стоял Меньшиков), и его внук, Петр Алексеевич (его на троне хотели видеть представители старинных боярских родов, которых возглавлял Д.М.Голицын), которому тогда было 9 лет. Меньшиков сумел лучше использовать сложившуюся ситуацию, и с помощью некоторых других приближенных Петра, после смерти императора, при поддержке гвардейских полков, возвел на престол Екатерину Алексеевну. Поскольку она не проявляла государственных способностей, фактически правителем страны стал Меньшиков.
Этим избранием открывается эпоха дворцовых переворотов в России.
Дворцовые перевороты — смена власти, совершавшаяся узким кругом придворных и гвардейскими полками (записываем определение в тетрадь).
За 37 лет с 1725 по 1762 год пять раз при помощи оружия произошла смена правителей на троне. Начало этой эпохи положила смерть Петра I и последовавшая за ней борьба за власть различных группировок. А завершится эта эпоха воцарением на долгие 34 года императрицы Екатерины II.
Продолжение рассказа учителя. Итак, первая правительница эпохи дворцовых переворотов — Екатерина I. Наследовать императрице должен был Петр Алексеевич. Почему Екатерина согласилась предпочесть сына царевича Алексея дочерям? На Екатерину повлиял Меньшиков. Видя, что здоровье Екатерины I ухудшается, и она проживет недолго, князь решил породниться с царской семьей, рассчитывая выдать свою 16-летнюю дочь Марию замуж за Петра II.
В 1727 году начинается правление Петра II.
Но удача на сей раз изменила ему. Меньшиков тяжело заболел. Более месяца он был не в состоянии заниматься делами. В это время влияние на Петра II приобрел князь Иван Алексеевич Долгорукий. Царь перестал подчиняться Меньшикову. 8 сентября 1727 г. князя арестовали, а затем, лишив чинов и наград, вместе с семьей сослали в глухой город Березов. (отмечаем, что этот город находится на территории нашей области)
Избавившись от опасного соперника, Долгорукие поспешили упрочить свое положение при дворе. Сестра Ивана Долгорукого, Екатерина, была объявлена невестой Петра II. Но в январе 1730 г., незадолго до свадьбы с княжной Долгорукой, Петр II заболел оспой и умер. С ним пресеклась по мужской линии династия Романовых.
Вопрос о престолонаследии должны были решить члены Верховного тайного совета. Внимание “верховников” было привлечено к дочерям царя Ивана Алексеевича — Екатерине и Анне. Выбор был сделан в пользу Анны — вдовы небогатого герцога Курляндского, которая жила в Митаве как провинциальная помещица, периодически выпрашивая деньги у русского правительства. Одновременно Д.М.Голицын заявил: “Надо бы себе полегчить”. Речь шла о том, чтобы, приглашая Анну Иоанновну на царствование, ограничить власть монарха в пользу Верховного тайного совета. Анне были предложены “кондиции”, приняв которые она могла стать императрицей. (записываем в тетрадь определение понятия “Кондиции”).
Давайте познакомимся с этими условиями (раздаются на каждую парту).
Текст кондиций, подписанных Анной Иоанновной
без усмотрения и согласия высокого совета никакого в делах государственных не подавать решения, следовательно:
не объявлять войны и не заключать мира;
никаких не налагать поборов и налогов;
никого за преступления в оскорблении величества не осуждать к смерти в одной Тайной канцелярии и ни у единого дворянина не конфисковать имения без ясного доказательства на учиненное им вышеозначенное преступление;
беспрекословно довольствоваться определяемым на содержание ее особы и придворного штата годовым доходом;
казенных вотчин никому не дарить;
не вступать в брак и не назначать наследника престола.
Итак, в России была предпринята попытка ограничить абсолютную власть российского монарха. Анна подписала кондиции и поехала в Москву. Тем временем о “кондициях” стало известно при дворе. Против них выступила церковь и такая влиятельная сила как гвардия, дворянство. Когда Анна Иоанновна приехала в Москву, она получила от дворянства и гвардии челобитную, в которой они просили ее “принять самодержавство таково, каково Ваши достохвальные предки имели”. Анна разорвала кондиции. Верховный тайный совет был упразднен. Началось десятилетнее правление Анны Иоанновны. Долгорукие были арестованы и отправлены в ссылку в Березов, где незадолго до этого умер сосланный ими Меньшиков.
В 1730 г. начинается правление Анны Иоанновны. О внешности и характере императрицы Анны Иоанновны сохранились разные отзывы, порой противоположные. Для одних она “престрашного была взору, отвратное лицо имела, так была велика, когда между кавалеров идет всех головою выше, и чрезвычайно толста”. А вот мнение испанского дипломата герцога де Лириа: “Императрица Анна толста, смугловата, и лицо у нее более мужское, нежели женское. Щедра до расточительности, любит пышность чрезмерно, отчего ее двор великолепием превосходит все прочие европейские”. Вместе с Анной из Курляндии прибыли многие прибалтийские немцы, занявшие важные посты в органах государственного управления. Самым влиятельным стал фаворит Анны — Э.И.Бирон. Современник писал о Бироне: “Характер Бирона был не из лучших: высокомерный, честолюбивый до крайности, грубый и даже нахальный, корыстный, во вражде непримиримый и каратель жестокий”
В.О.Ключевский дал характеристику периоду, получившему название “бироновщины”: “Немцы посыпались в Россию, точно сор из дырявого мешка, облепили двор, обсели престол, забрались на все доходные места в управлении”.
Осенью 1940 г. Анна Иоанновна заболела. Единственной её родственницей была племянница (дочь сестры) Анна Леопольдовна, которая была приближена ко двору. У Анны Леопольдовны родился сын, которого сразу же объявили наследником престола. В октябре 1940 года Анна Иоанновна умерла, назначив Бирона регентом при малолетнем императоре Иване Антоновиче. Но Бирону не удалось удержать власть. Его ненавидели русские и немцы, презирала гвардия. Родители За императора опасались, что регент отнимет у них сына, а их вышлет в Германию. 9 ноября 1740 г. Бирон был арестован гвардейцами во главе с фельдмаршалом Минихом. Регентом при Иване Антоновиче стала Анна Леопольдовна. Её правление не было отмечено никакими важными решениями. Правительница ничем не интересовалась. В гвардии вновь стало формироваться настроение в пользу смены власти. Наиболее популярной кандидаткой на императорский престол была дочь Петра I и Екатерины I — Елизавета. В ночь на 25 ноября 1945 г. Елизавета явилась в казармы Преображенского полка и, призвала солдат послужить ей так же, как они служили её отцу. За женщиной вышли на трескучий мороз 300 гренадер.
Французский академик Альбер Вандаль, описывает эту ночь так: Толстый слой окрепшего снега прикрывал землю, заглушая всякий шум. Гренадеры торопливым шагом следовали за санями Елизаветы, молча и полные решимости: солдаты дали взаимную клятву не произнести ни единого слова во время пути и проткнуть штыком первого малодушного. А вот как пишут о Елизавете историки: -Живая и веселая, но не спускавшая глаз с самой себя, при этом крупная и стройная, с красивым круглым и вечно цветущим лицом, она любила производить впечатление, и, зная, что к ней особенно идет мужской костюм, она установила при дворе маскарады без масок, когда мужчины обязаны приезжать в полном женском уборе, в обширных юбках, а дамы в мужском придворном платье. Мирная и беззаботная, она была вынуждена воевать чуть не половину своего царствования, побеждала первого стратега того времени Фридриха Великого, брала Берлин. …карта Европы лежала перед ней в её распоряжении, но она так редко на неё заглядывала, что до конца жизни была уверена в возможности проехать в Англию сухим путем, — и она же основала первый настоящий университет в России — Московский.
Елизаветы объявила своим наследником племянника Петра Федоровича — сына Анны Петровны, внука Петра I. (обращаемся к генеалогическому древу) 25 декабря 1761 года императором России стал Петр III. Довелось ему царствовать всего 186 дней. Отзывы о нем остались совершенно противоположные. — Давайте обратимся к материалу нашего учебника. На стр. 153 вы сможете познакомиться подробнее с личностью императора Петра III.
— Чем вам запомнится этот правитель России? 28 июня 1762 года Петр III был свергнут и арестован, а через неделю убит. На 34 года на престол вступила его жена Екатерина II.
Эпоха дворцовых переворотов закончилась.
Проверка таблицы “Дворцовые перевороты XVIII века”
— Каковы же были причины дворцовых переворотов?
отсутствие законного порядка наследования престола;
усиление роли гвардии.
III. Заключительная часть. Рефлексия.
Как я усвоил материал?
Получил прочные знания, усвоил весь материал — 9-10 баллов.
Усвоил новый материал частично — 7-8 баллов.
Мало что понял, необходимо еще поработать — 4-6 баллов.
1. Текст с ошибками.
После смерти Петра II встал вопрос о власти. Выбор верховников пал на герцогиню курляндскую Елизавету. Верховники решили усилить самодержавную власть и вместе с приглашением на престол направили её кондиции (условия). Кондиции были опубликованы во всех газетах. Елизавета не подписала их. Приехав в Москву, она узнала, что почти все дворяне поддерживают кондиции. После этого она их подписала.
2. Тест. Назвать о каком правителе идет речь?
1. “Царь — высокий мужчина с прекрасным лицом, хорошо сложен, с большой быстротой ума, в ответах скор и определенен, жаль только, что ему не достает полной светской утонченности. Он показал нам руки и дал нам ощупать, как они загрубели от работ” — так выглядел в глазах иностранцев:
Алексей Михайлович,
Петр I,
Петр II,
Петр III.
2. “Лишь подписав кондиции”, могла стать Российской императрицей:
Екатерина I,
Анна Иоанновна,
Анна Леопольдовна,
Елизавета Петровна.
3. Курляндский дворянин, отличавшийся высокомерностью, грубостью, игравший при дворе императрицы Анны Иоанновны главную роль. Его имя стало нарицательным, им иногда называют весь период 1730-1740 гг.
К.Фридрих,
А.И.Остерман,
Э.И.Бирон,
А.П.Волынский.
4. С призыва к солдатам в казармах Преображенского полка служить ей, как её отцу началось ее 20-летнее царствование:
Анны Леопольдовны,
Елизаветы Петровны,
Екатерины II,
Анны Иоанновны.
Домашнее задание: § 20-21, записи в тетради
IV. Самоанализ урока.
Учебный материал для 7 класса по истории Отечества состоит из пяти разделов или глав. Урок по теме “Дворцовые перевороты” открывает четвертую главу — “Россия в 1725-1762 гг.”. Это очень противоречивый, насыщенный событиями, именами и датами период русской истории. Данный урок неразрывно связан с тематикой предыдущей главы, рассматривающей Петровскую эпоху, непосредственно опирается на генеалогию рода Романовых, документы о порядке наследования престола. В ходе урока учащиеся должны разобраться в причинах дворцовых переворотов, усвоить последовательность сменяющихся на российском престоле императоров, что представляет для семиклассников определенную трудность. Хотелось бы обратить внимание учащихся на внешность, характер, индивидуальные особенности, поступки русских самодержцев этого периода. Именно в этой связи избраны средства наглядности, использованные на уроке.
Реальные учебные возможности данного класса весьма своеобразны. Добрая половина класса очень активны, любопытны, усваивают учебный материал легко, откладывая в памяти мельчайшие подробности сказанного учителем, охотно читают дополнительную литературу по предмету, готовят сообщения. Другая половина класса, наоборот, пассивна, с трудом включается в работу на уроке, не владеет материалом учебника даже на хорошую тройку. Поэтому, при планировании урока выбрала именно такие методы обучения: словесный (лекция с элементами диалога), наглядный (использование портретов, генеалогической схемы) и практический (заполнение таблицы, работа с документом). Все это вместе позволило мне в определенной степени поддерживать внимание учащихся и их интерес к излагаемому материалу, кроме того, отражение фактического материала в табличной форме и фиксирование основных понятий темы в тетради позволит нерадивым ученикам дома повторить материал в сжатой форме.
Выбранная структура урока рациональна для решения поставленных задач, т.к. позволяет эффективно использовать творческий потенциал сильных учащихся, формировать у них умение обобщать события и формулировать выводы, слабые учащиеся получают возможность давать оценку поступкам исторических личностей, учатся высказывать собственное мнение по поставленной проблеме. Нацеленные на рефлексию в конце урока, семиклассники ответственно относятся к усвоению материала, меньше отвлекаются, т.о достигается высокая работоспособность всех учащихся в течение всего урока. Сильные учащиеся заинтересованы фактическим материалом и возможностью диалога, слабые – наглядностью и опасением за результаты итогового тестирования.
Объект прочного усвоения выделен в тетради, этим достигается ориентация учащихся в объеме полученной информации, исключается перегрузка учащихся при выполнении домашнего задания.
Одной из непредвиденных ситуаций, которые могли бы случиться во время урока, могла стать нехватка времени, спровоцированная большим интересом учащихся к некоторым историческим лицам, или более продолжительным временем на работу с документом или пунктом учебника, которое требуется для более слабых учащихся. В таком случае, таблицу можно проверить на следующем уроке, можно перенести на следующий урок проверочный тест (рефлексию).
При наличии у учащихся рабочих тетрадей к УМК А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной, урок можно было спланировать по-другому. Например, можно было скомплектовать разноуровневые микрогруппы учащихся и позволить им выполнять самостоятельно в группе задания соответствующего уровня, а затем озвучить результат. На втором уроке по теме обобщить изученное и провести рефлексию.
В ходе урока были небольшие отклонения от плана: больше запланированного времени пришлось уделить генеалогическому древу, учащиеся показали большой интерес к создавшейся ситуации в России первой четверти XVIII в., много рассуждали о личностях и их поступках, о несправедливом, по мнению детей, порядке наследования престола. Поэтому проверку таблицы перенесли на следующий урок.
V. Итоги рефлексии:
В классе 20 человек, присутствовали на уроке и писали работу 17 учащихся.
Получили прочные знания, усвоили весь материал – 9-10 баллов – 8 чел. (47 %)
Усвоили новый материал частично – 7-8 баллов – 5 уч-ся (29 %)
Мало что поняли, необходимо еще поработать — 4-6 баллов – 4 чел. (23%)
В целом ощущаю удовлетворение от урока, цели урока, в основном, достигнуты. Считаю необходимым для себя совершенствовать формы и методы ведения урока, дифференцировать задания и изучаемый материал, что пока мне плохо удается.
Период дворцовых переворотов
Главной причиной частоты и легкости переворотов было усиление гвардии, дворянской по своему составу, в государственных делах.
Екатерина I — 1725-1727
Внутренняя политика
Внешняя политика
— Создан Верховный тайный совет
— Помещики получили право сами продавать продукцию своих хозяйств
Петр II 1727-1730
Внутренняя политика
Внешняя политика
1727 замена управления городами, вместо магистратов ставился воевода
Анна Иоанновна 1730-1740
Внутренняя политика
Внешняя политика
1730 – создан Кабинет министров
1731 – создана Канцелярия Тайных розыскных дел
— срок обязательной службы дворян сокращался до 25 лет
— отмене указ о единонаследии
— открыт Шляхетский корпус для детей дворян, по окончании которого они становились офицерами
— запись дворянских детей в полки с младенческого возраста
1735 – повинности зажиточного казачества сводились к военной службе, рядовые казаки приравнивались к крестьянам
1736 – закрепление за мануфактурами наемных работников навсегда
1733-1735 – война за польское наследство
1735-1739 – русско-турецкая война (Белградский договор)
1741-1743 – русско-шведская война
1742 – шведская армия капитулировала под Гельсинсдорфом (Абосский мир)
1731 в состав России вошли земли казахского Младшего жуза
1740-1743 – Среднего жуза
Иван YI Антонович 1740-1741
Внутренняя политика
Внешняя политика
Елизавета Петровна 1741-1761
Внутренняя политика
Внешняя политика
-В 1744—1747 годах проведена 2-ая перепись податного населения
1746 — подтверждение привилегии дворян на владение землями, населенными крепостными крестьянами
— дворянство освобождено от наказаний розгами и кнутом
1760- помещики могли без суда ссылать крестьян на поселение в Сибирь, продавать крестьян в рекруты, расширять свои наделы за счет крестьян
1754- отмена внутренних таможенных пошлин
1755 – Конференция при Высочайшем дворе
1744 — указ о расширении сети начальных школ
— открыты первые гимназии: 1755 – Москве,
1758 — Казани
1755 г. – основан Московский HYPERLINK «http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%82»университетв 1757 г. — Академия художеств.
1744 г.ПорцелиновойHYPERLINK «http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%84%D0%B0%D1%80%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9_%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B4» мануфактуры под Петербургом
1744 – основан Смольный монасттырь
1741 – 1743 Русско-шведская война (Абосский мир)
1756-1762 — Семилетняя война
1757 – русские войска во главе с Апраксиным вошли в восточную Пруссию
19 августа 1757 – сражение при
Гросс – Егерсдорфе
— Апраксина заменяют на Фермора
— август 1757 – Фермор бежит с поля боя в Восточной Пруссии
— Фермора заменяют на Салтыкова
1759 – сражение под Кунерсдорфом
1760 – русские войска вошли в Берлин (Салтыкова заменяют на Бутурлина)
1761 – взята крепость Кольсберг
Петр III 1761 – 1762
Внутренняя политика
Внешняя политика
«Манифест о вольности дворянства» по которому дворяне освобождались от обязательной службы государству
— прекратил Семилетнюю войну, вернул Фридриху II все завоеванные территории
Екатерина II 1762-1796
Внутренняя политика
Внешняя политика
Политика просвещенного абсолютизма:
— неограниченная власть монарха, который разрабатывает идеальную систему законов
— секуляризация церковного землевладения
— просвещение народа, распространение научных знаний в обществе
1765 — учреждение дворянского Вольного экономического общества
1765 – разрешено ссылать крестьян на каторгу (наказание за жалобу на помещика)
1767-1768 – работа Уложенной комиссии
1771 – запрещение публичной продажи крепостных крестьян за долги помещиков
1773-1775 – крестьянская война под предводительством Е.Пугачева
1775 – введение права на открытие предприятий без разрешения правительства
— упорядочение крестьянских повинностей
1775 – губернская реформа
1775 – ликвидирована Запорожская Сечь
1785 – Жалованная грамота дворянству
1785 – Жалованная грамота городам
1768-1774 — Русско-турецкая война
(Кючук — Кайнаджирский договор)
1783 – включение Крыма в состав России
1783 –подписан Георгиевский трактат о протекторате России над Восточной Грузией
1787-1791 – Русско-турецкая война
(Ясский мирный договор)
1772 – первый раздел Речи Посполитой
России отошли – восточная Беларусия и часть Литвы
1793 — второй раздел Речи Посполитой
России отошли – вся Беларусь с Минском и Правобережная Украина
1795 – третий раздел Речи Посполитой
России отошли – основная часть Литвы, Западная Беларусия, Западная Волынь, Курляндия
1788-1790 – русско-шведская война
1790 – первая антифранцузская коалиция
1795 – вторая антифранцузская коалиция
1798 – третья антифранцузская коалиция
Павел I Петрович 1796 — 1801
Внутренняя политика
Внешняя политика
— Введена строжайшая цензура, запрещен ввоз иностранных книг
1796 – указ «О престолонаследии»
1797 – указ «О трехдневной барщине»
— ослабление гонения на старообрядцев
«Разжалованная грамота дворянству»
— необходимость явиться в полки всем записанным с малолетства дворянским детям
— введение налогов для дворян на содержание администрации
— ограничение свободы дворянским собраниям
— возобновились наказания палками дворян – унтер-офицеров
— запрет на жестокое обращение офицеров с солдатами
— участие в антинаполеоновской коалиции
1798 – Ф.Ф.Ушаков захватил крепость на острове Корфу, взял Ионические острова,
Освободил Неаполь, вступил в Рим
1799 – А.В. Суворов соверщил Итальянский и Швейцарский походы (переход через Альпы через перевал Сен-Готард)
1800 – переход на сторону Наполеона
1801 – направление русских войск для захвата британской Индии
11 марта 1801 года последний дворцовый переворот убийство Павла I
Быт и обычаи населения России первой половины 19 века.
8 класс, история
Тип урока: ознакомление с новым материалом
Цель урока: познакомить учащихся с условиями жизни основных сословий Российской империи.
Планируемые результаты:
Личностные: воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие навыков сотрудничества при работе в группе.
Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать; развитие у учащихся самостоятельности;
Предметные: развитие умений работать с учебником; сопоставить особенности представителей различных сословий России в первой половине 19 века.
Предварительная подготовка: опережающее задание учащимся: прочитать параграф о быт разных сословий России; учителя: подготовка раздаточного материала.
Схема содержания урока.
Ребята, а в каком веке мы живем? А что окружает человека в 21 века, каковы условия его жизни?
А вам интересно узнать в каких условиях жили люди 2 века назад?
Тогда я предлагаю активно поработать сегодня на уроке. Потому что тема нашего урока звучит так: Быт и обычаи населения России первой половины 19 века.
Так какие же мы поставим цели для себя?
Создание проблемной ситуации.
Учебно-познавательная деятельность
Распределяют обязанности по группе: кто за какое задание отвечает, отбор материала.
Каждая группа представляет одно из сословий (дворянство, крестьянство), получает пакет с заданиями:
Опишите жилище, расскажите о его внутреннем убранстве…
Расскажите об одежде сословий…
Составьте меню для сословия…
Как проводили свой досуг (свободное время) представители сословия…
Вводная информация и инструктаж.
Распределение ролей в группе.
Контроль и оценка результатов деятельности
Представление результатов работы групп.
Ответы учащихся.
У групп есть друг к другу вопросы?
(Раз всем все понятно, тогда я задам вам вопрос.) Ребята, а машина времени существует? А если бы она существовала, то куда бы вы отправились? А я вам могу сказать, что существует, это наша фантазия, воображение. Я вам предлагаю написать сочинение «Один день моей жизни в России 19 века». Но не забудьте, что вы будете представителями одного из сословий. Кроме того на уроке вы изучили быт людей, но не изучили обычай и этим тоже вы займетесь дома. Было бы совсем замечательно, если вы обратитесь к дополнительным источникам.
Каждая группа в течение 3-5 минут сообщает о результатах своей работы.
А теперь давайте подведем итог нашей работы, и для этого мы вернемся к тем целям, которые мы перед собой поставили.
infourok.ru