Методическая разработка на тему: Приемы организации учебной деятельности обучающихся
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
(среднее специальное учебное заведение)
«Челябинский дорожно — строительный техникум»
«Приёмы организации учебной деятельности обучающихся»
Методические рекомендации для преподавателей
Выполнила: Короткова Наталья Николаевна
преподаватель математики
Челябинск 2014
Закон Российской Федерации «Об образовании» определяет, что образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Обучение — целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.
Обучение представляет собой планомерный, организованный и целенаправленный процесс передачи знаний, умений, навыков, ведущий к его образованию и развитию.
Общеизвестно, что человек формируется и проявляется в деятельности.
Деятельность можно определить как процесс активности человека, связанной с его взаимодействием с окружающей действительностью и направленностью на определенный предмет деятельности (по А.Н.Леонтьеву)
На каждом этапе своей жизни человек осуществляет множество видов деятельности: читает книги, решает научные проблемы (познавательная деятельность), умственным и физическим трудом (трудовая деятельность), обучается в школе (учебная деятельность) и др. Каждая деятельность занимает в жизни разное положение, в определенные периоды одна из них бывает ведущей, доминирующей. Для ученика ведущей является учебная деятельность.
Под учебной деятельностью психологи понимают деятельность обучающихся, направленную на приобретение теоретических знаний о предмете изучения и общих приёмов решении связанных с ним задач и следовательно, на развитии обучающихся и формирование их личности.
Концепция учебной деятельности В.В.Давыдова — в процессе освоения учебной деятельности человек воспроизводит не только знания и умения, но и саму способность учиться, возникшую на определенном этапе развития общества.
С точки зрения деятельностного подхода к обучению, обучающихся надо вооружать системой общих и специальных приёмов деятельности. Владение основных общеучебных умений и навыков называют умением учиться.
В психолого-педагогических исследованиях показано, что один из эффективных путей обучения обучающихся деятельности в учебном процессе – формирование приёмов учебной деятельности.
Приём деятельности — наиболее рациональная совокупность действий и операций, выполняемых в определенном порядке и служащих для решения задач деятельности (по Е. Н. Кабановой — Меллер).
Приёмы учебной деятельности (по О.Б. Епишевой):
1) общеучебные приёмы — приёмы учебной деятельности, не зависящие от специфики изучаемого материала;
2) общие приёмы учебной деятельности обучающихся;
3) специальные приёмы учебной деятельности обучающихся — приёмы деятельности, которые принимают свою особую форму в соответствии со спецификой содержания курса и особенностями его задач;
4) частные приёмы учебной деятельности обучающихся —
специальные приёмы, которые конкретизированы для решения самых узких (частных) задач, они используются (и формируются) только в определенных темах курса;
5) обобщенные приёмы учебной деятельности обучающихся
— приёмы полученные на основе анализа частных приемов путем выделения общего содержания деятельности по решению конкретных (частных) задач (по Е.Н.Кабановой).
Рассмотрим общеучебные приёмы учебной деятельности:
Работа с учебником
1. Найти задание по оглавлению.
2. Обдумать заголовок (т.е. ответить на вопросы: О чём пойдёт речь? Что мне предстоит узнать? Что я уже знаю об этом?).
3. Прочитать содержание пункта (параграфа).
4. Выделить все непонятные слова и выражения, выяснить их значение (в учебнике, справочнике, и преподавателя).
5. Задать по ходу чтения вопросы (например: О чём здесь говорится? Что мне уже известно об этом? С чем это нужно не перепутать? Что из этого должно получиться? Для чего это делается? К чему это можно применить? Когда и как применять?) и ответить на них.
6. Выделить (выписать, подчеркнуть) основные понятия.
7. Выделить основные свойства этих понятий (правила, теоремы, формулы).
8. Изучить определения понятий.
9. Изучить их основные свойства (правила, теоремы, формулы).
10. Разобрать и понять иллюстрации (чертёж, схему, рисунок).
11. Разобрать примеры в тексте и придумать свои.
12. Провести самостоятельно обоснование свойств понятий (вывод формулы или правила, доказательство теоремы).
13. Составить схемы, чертежи, рисунки, таблицы и т.п., используя свои обозначения.
14. Запомнить материал, используя приёмы запоминания (пересказ по плану, чертежу или схеме, пересказ трудных мест, специальные приёмы).
15. Ответить на конкретные вопросы в тексте.
16. Придумать и задать себе такие вопросы в тексте.
17. Если не всё понятно, отметить неясное и обратиться к преподавателю.
Выполнение письменной работы
1. Прочитать задания для письменной работы, понять их
2. Вспомнить, что изучали на уроке, просмотреть записи в тетрадях.
3. Продумать, какие приёмы их выполнения следует использовать (вспомни правила).
4. Выполнить задание.
5. Проверить тем или иным способом правильность выполнения задания.
Усвоение и запоминание определения понятия
1. Запомнить общую структуру определения понятия.
2. Выделить составные части этой структуры в определении, которое нужно запомнить.
3. Уяснить и запомнить отдельные составляющие части определения.
4. Запомнить определение целиком.
5. Проверить, правильно ли назван термин (определяемое понятие), указаны связи между признаками понятия, сформулировано и построено предложение в целом.
Составление плана устного ответа
1. Выделить понятия, которым нужно дать определение.
2. Выделить их свойства (теоремы, правила, формулы), которые нужно сформулировать (доказать, обосновать).
3. Выделить понятия и свойства из ранее изученных, на которые нужно ссылаться при ответе (доказательстве, обосновании).
4. Составить план обоснования (доказательства).
5. Продумать записи на доске во время ответа.
6. Показать, где и как применяется изученный материал.
7. Сделать вывод.
Участие в дискуссии (обсуждении)
1. Выяснить предмет дискуссии (обсуждения).
2. Чётко сформулировать свою точку зрения.
3. Доказывать своё мнение двумя способами – проводить убедительные доводы и опровергать доводы противоположной стороны.
4. Вести спор не для того, чтобы победить, а для того чтобы установить истину.
Групповая работа на уроке
1. Получить задание.
2. Распределить, какую часть задания и в какой последовательности будут выполнять члены вашей группы.
3. Выполнить задание по составленному плану.
4. Проверить друг у друга в определенном порядке правильность выполнения задания.
5. Свериться с ответами у преподавателя, у консультанта.
6. Устно разобрать ошибки.
7. Выполнить работу над ошибками в тетрадях, при необходимости консультируясь друг с другом или с преподавателем.
8. Ещё раз проверить правильность выполнения задания и оценить свою работу.
9. Представить результаты работы группы в заданном виде.
Выполнение домашней работы
1. Вспомнить, что изучали на уроке, просмотреть записи в тетрадях.
2. Прочитать и усвоить материал учебника.
3. Выполнить письменные задания.
4. Составить план устного ответа.
Усвоение и запоминание теоремы
1. Прочитать формулировку теоремы, понять её смысл, используя имеющуюся иллюстрацию.
2. Выучить формулировку теоремы.
3. Прочитать доказательство, обосновывая каждый этап, следя по чертежу.
4. Воспроизвести доказательство устно или письменно.
5. Сделать другой чертёж и краткую запись доказательства.
6. Доказать теорему самостоятельно с помощью своего чертежа.
Подготовка доклада (реферата)
1. Продумать тему своей работы, в общих чертах определить её содержание, составить предварительный план.
2. Составить список литературы, которую следует прочитать.
3. Читая литературу, отмечать и выписывать все, что должно быть включено в работу.
4. Разработать подробный окончательный план, возле всех его пунктов сделать ссылки на литературу.
5. Во вступлении к работе раскрыть значение темы.
6. Последовательно раскрывать все пункты плана, обосновывая основные положения и иллюстрируя их конкретными примерами.
7. Постарайтесь отразить свое личное отношение к теме.
8. Сделать вывод в конце работы.
9. Прочитать всю работу, устранить все замеченные недостатки.
По мнению О.Б. Епишевой, формирование приёмов учебной деятельности следует начинать одновременно с общеучебных и частных. Общеучебные приёмы составляют основу организации всей учебной деятельности обучающихся, «учат учиться» независимо от содержания предмета. Важным условием усвоения приёмов учебной деятельности обучающимися является возможность обращаться к составу приёма в любое нужное время. В своей работе я использую уголок для обучающихся «Учись учиться», где представлены общие приёмы учебной деятельности. При работе на уроке необходимо использовать эти знания. Размещение методических рекомендаций на сайт учебного заведения тоже даёт возможность обучающимся использовать их во внеаудиторной работе.
Итак, при обучении приёмам учебной деятельности обучающиеся имеют четкий план действий, что дает возможность самостоятельно пополнять и совершенствовать свои знания. Состав основных приёмов учебной деятельности должен быть представлен в средствах обучения для обучающихся, методических пособиях для преподавателя, постоянно применяться в учебном процессе для эффективности образовательного процесса.
Список использованной литературы:
- Епишева, О. Б. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода / О. Б. Епишева. – М.: Просвещение, 2003. – 223 с.
- Кабанова – Меллер, Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся / Е. Н. Кабанова– Меллер . – М. : Просвещение,1968. – 287 с.
- Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. – М.: ИНТОР, 1996. – 544 с.
Интернет – ресурсы
- Словарь – справочник по педагогической педагогике [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pedagogic_psychology.academic.ru. – (дата обращения: 05.12.2014).
- Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: [Федеральный закон от 21.07.2012 №273 – ФЗ (ред. от 21.07.2014)]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru . – Заглавие с экрана. – (дата обращения: 05.12.2014).
nsportal.ru
Приемы учебной деятельности — Методические рекомендации — Методическая копилка
Приемы учебной деятельности
Анализ ключевых категорий теории учебной деятельности показывает, что усвоение содержания обучения и развитие ученика происходит не путем передачи ему извне некоторой информации, а в процессе самостоятельного осуществления им полного цикла учебно-познавательной деятельности (этапов восприятия, осмысления, запоминания, применения, обобщения и систематизации новых знаний и способов деятельности).
Учебная задача
Учебная задача – это переформулированная обобщенная цель учебной деятельности, поставленная перед учащимися в виде обобщенного учебного задания; решая ее, учащиеся овладевают соответствующими знаниями и умениями, развивают свои личностные качества, направленные на «умение учиться», т.е. достигают поставленной цели.
Учебные задания выполняются при решении конкретных предметных задач и, таким образом, представляют собой синтез предметной задачи (задач) и учебной цели (целей).
Приемы деятельности учащихся
Приемом деятельности называется наиболее рациональная совокупность действий и операций, выполняемых в определенном порядке и служащих для решения задач деятельности.
Приемы деятельности допускают самостоятельный выбор конкретных действий по решению учебных задач, и это отличает их от алгоритмов.
Состав приема — схема действий или операций, которая может быть представлена в виде правила, инструкции, предписания.
Правильный прием допускает обобщение, специализацию и конкретизацию, обладает свойством переносимости на другую задачу.
Умение и навык
Сознательное владение каким-либо приемом деятельности называется умением | Умение, доведенное до реально возможного автоматизма, характеризуется как навык
|
При наличии умения человек вынужден осуществлять оперативный контроль за выполнением действий | На уровне навыка он специально не обдумывает каждый элемент деятельности (хотя при необходимости может это свободно сделать)
|
Прием и способ
Прием в виде образца, алгоритма, правила должен входить в содержание знаний и описываться в учебнике или задаваться учителем.
| Способ учебной деятельности – это личностное новообразование, объединяющее мотивационно — потребностные, эмоциональные и операционные компоненты, ориентированное на личный опыт ученика и его собственный потенциал.
|
Усваиваемые в процессе учения общие приемы учебной деятельности должны трансформироваться в индивидуальные способы, в результате чего происходит обогащение личного опыта, усвоение знаний и развитие ученика.
|
Общеучебные приемы
1. Приемы общей (внешней) организации учебной деятельности –
• приемы слушания
• наблюдения
• рассматривания
• измерения
• переписывания
• зарисовывания
• планирования работы с учебником
и другими средствами информации
• пересказа информации
• самоконтроля
• организации учебного общения
• организации домашней работы и т.п.
Их можно также назвать приемами управления учебной деятельностью.2. Приемы познавательной (внутренней) деятельности –
· приемы внимания
· запоминания
· оперирования образами
· представлениями
· понятиями
· суждениями
· умозаключениями
· мыслительными операциями и действиями
· приемами словесного описания, объяснения, формулировки вопросов или проблем
· приемы рефлексии и др.
sv6school.ucoz.ru
Приёмы организации учебной деятельности на основе системно- деятельностного подхода
Арефина М.Н. « Приёмы организации учебной деятельности на основе системно — деятельностного подхода»
«Человек достигнет результата, только делая что-то сам…»
1. Начальная школа – самый важный этап школьного обучения, на котором закладывается основа личности ребенка. Как правило, в этот период формируются его коммуникативные способности, способности к получению информации из различных источников. А также развивается самооценка школьника и его отношение к учебному процессу.
Педагог начальной школы должен тщательно планировать уроки, учитывая следующие психологические особенности младших школьников:
— дети в таком возрасте легче воспринимают информацию в игровой форме;
— у младших школьников слабо развиты коммуникативные навыки;
— дети в начальной школе не имеют навыков самообразования.
Учитывая эти особенности личности младшего школьника, учитель должен творчески подходить к проведению урока, максимально включать игровые элементы в образовательную деятельность. Педагогу стоит организовать диалоговое общение между учениками на уроке для развития навыков коммуникации. При этом необходимо учесть, что детям может быть трудно работать одновременно с несколькими одноклассниками. Поэтому при формировании групп стоит делить детей по парам. Важно познакомить ребят со способами самостоятельного получения информации. Однако стоит помнить, что они пока не способны к полноценной самостоятельной учебной деятельности и часто нуждаются в подсказках учителя.
Если педагог будет учитывать психологические особенности детей, то системно-деятельностный подход в начальной школе даст свои позитивные плоды и поможет школьникам приобрести навыки, необходимые для дальнейшего обучения.
2. С точки зрения деятельностного подхода к обучению, обучающихся надо вооружать системой общих и специальных приёмов деятельности. Владение основных общеучебных умений и навыков называют умением учиться.
В психолого-педагогических исследованиях показано, что один из эффективных путей обучения обучающихся деятельности в учебном процессе – формирование приёмов учебной деятельности.
Приём деятельности — наиболее рациональная совокупность действий и операций, выполняемых в определенном порядке и служащих для решения задач деятельности (по Е. Н. Кабановой — Меллер).
Приёмы учебной деятельности делятся (по О.Б. Епишевой):
1) общеучебные приёмы — приёмы учебной деятельности, не зависящие от специфики изучаемого материала;
2) общие приёмы учебной деятельности обучающихся;
3) специальные приёмы учебной деятельности обучающихся — приёмы деятельности, которые принимают свою особую форму в соответствии со спецификой содержания курса и особенностями его задач;
4)частные приёмы учебной деятельности обучающихся —
специальные приёмы, которые конкретизированы для решения самых узких (частных) задач, они используются (и формируются) только в определенных темах курса;
5) обобщенные приёмы учебной деятельности обучающихся
— приёмы полученные на основе анализа частных приемов путем выделения общего содержания деятельности по решению конкретных (частных) задач (по Е.Н.Кабановой).
Рассмотрим общеучебные приёмы учебной деятельности, которые применяем мы на своих уроках:
Работа с учебником
1. Найти задание по оглавлению. ( чаще использую по чтению)
2. Обдумать заголовок (т.е. ответить на вопросы: О чём пойдёт речь? Что мне предстоит узнать? Что я уже знаю об этом?).
3. Прочитать содержание пункта (параграфа).
4. Выделить все непонятные слова и выражения, выяснить их значение (в учебнике, справочнике, и преподавателя).
5. Задать по ходу чтения вопросы (например: О чём здесь говорится? Что мне уже известно об этом? С чем это нужно не перепутать? Что из этого должно получиться? Для чего это делается? К чему это можно применить? Когда и как применять?) и ответить на них.
6. Выделить (выписать, подчеркнуть) основные понятия.
7. Выделить основные свойства этих понятий (правила, теоремы, формулы).
8. Изучить определения понятий.
9. Изучить их основные свойства (правила, теоремы, формулы).
10. Разобрать и понять иллюстрации (чертёж, схему, рисунок).
11. Разобрать примеры в тексте и придумать свои.
12. Провести самостоятельно обоснование свойств понятий (вывод формулы или правила, доказательство теоремы).
13. Составить схемы, чертежи, рисунки, таблицы и т.п., используя свои обозначения.
14. Запомнить материал, используя приёмы запоминания (пересказ по плану, чертежу или схеме, пересказ трудных мест, специальные приёмы).
15. Ответить на конкретные вопросы в тексте.
16. Придумать и задать себе такие вопросы в тексте.
17.Если не всё понятно, отметить неясное и обратиться к преподавателю.
Давно доказано психологами, что люди лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим. И ведь именно эти возможности предоставляет учащимся используемая на уроке групповая работа. Самый простой вид групповой работы – работа в парах.
Выполнение письменной работы
1. Прочитать задания для письменной работы, понять их
2. Вспомнить, что изучали на уроке, просмотреть записи в тетрадях.
4. Выполнить задание.
5. Проверить тем или иным способом правильность выполнения задания.
(Активность ученика на уроке заметно возрастает, когда он становится носителем функции учителя. Естественно, ученик не подменяет учителя на уроке, организующее и мобилизующее начало на уроке остаётся за учителем. Но по заданию учителя, на определённом этапе обучения, учащиеся сами могут сделать многое: определить и выделить главное, предусмотреть варианты проверки их знаний и умений, предвидеть очередной вопрос, обосновать связь новой темы с предыдущей и т. д.
Усвоение и запоминание определения понятия
1. Запомнить общую структуру определения понятия.
2. Выделить составные части этой структуры в определении, которое нужно запомнить.
3. Уяснить и запомнить отдельные составляющие части определения.
4. Запомнить определение целиком.
5. Проверить, правильно ли назван термин (определяемое понятие), указаны связи между признаками понятия, сформулировано и построено предложение в целом.
( При повторении ранее изученного материала использую игровые элементы, задания с участием сказочных персонажей, соревнования, кроссворды, ребусы. Это создаёт положительный эмоциональный фон,)
Составление плана устного ответа
1. Выделить понятия, которым нужно дать определение.
2. Выделить их свойства (теоремы, правила, формулы), которые нужно сформулировать (доказать, обосновать).
3. Выделить понятия и свойства из ранее изученных, на которые нужно ссылаться при ответе (доказательстве, обосновании).
4. Составить план обоснования (доказательства).
5. Продумать записи на доске во время ответа.
6. Показать, где и как применяется изученный материал.
7. Сделать вывод.
Участие в дискуссии (обсуждении)
1. Выяснить предмет дискуссии (обсуждения).
2. Чётко сформулировать свою точку зрения.
3. Доказывать своё мнение двумя способами – проводить убедительные доводы и опровергать доводы противоположной стороны.
4. Вести спор не для того, чтобы победить, а для того чтобы установить истину.
Групповая работа на уроке
1. Получить задание.
2. Распределить, какую часть задания и в какой последовательности будут выполнять члены вашей группы.
3. Выполнить задание по составленному плану.
4. Проверить друг у друга в определенном порядке правильность выполнения задания.
5. Свериться с ответами у преподавателя, у консультанта.
6. Устно разобрать ошибки.
7. Выполнить работу над ошибками в тетрадях, при необходимости консультируясь друг с другом или с преподавателем.
8. Ещё раз проверить правильность выполнения задания и оценить свою работу.
9. Представить результаты работы группы в заданном виде. (Для того чтобы выработать у учащихся привычки и умений самопроверки выполняемой работы, использую следующее. Стараюсь создать такую ситуацию, которая провоцирует учащихся на неправильный ответ, и заставляю их критически мыслить. Иногда, предлагаю такую работу, найти ошибки в ответах, письменной работе своего товарища.)
Выполнение домашней работы
1. Вспомнить, что изучали на уроке, просмотреть записи в тетрадях.
2. Прочитать и усвоить материал учебника.
3. Выполнить письменные задания.
4. Составить план устного ответа.
Усвоение и запоминание теоремы
1. Прочитать формулировку теоремы, понять её смысл, используя имеющуюся иллюстрацию.
2. Выучить формулировку теоремы.
3. Прочитать доказательство, обосновывая каждый этап, следя по чертежу.
4. Воспроизвести доказательство устно или письменно.
5. Сделать другой чертёж и краткую запись доказательства.
6. Доказать теорему самостоятельно с помощью своего чертежа.
Подготовка доклада (реферата)
1. Продумать тему своей работы, в общих чертах определить её содержание, составить предварительный план.
2. Составить список литературы, которую следует прочитать.
3. Читая литературу, отмечать и выписывать все, что должно быть включено в работу.
4. Разработать подробный окончательный план, возле всех его пунктов сделать ссылки на литературу.
5. Во вступлении к работе раскрыть значение темы.
6. Последовательно раскрывать все пункты плана, обосновывая основные положения и иллюстрируя их конкретными примерами.
7. Постарайтесь отразить свое личное отношение к теме.
8. Сделать вывод в конце работы.
9. Прочитать всю работу, устранить все замеченные недостатки.
По мнению Ольги Борисовны Епишевой, формирование приёмов учебной деятельности следует начинать одновременно с общеучебных и частных. Общеучебные приёмы составляют основу организации всей учебной деятельности обучающихся, «учат учиться» независимо от содержания предмета. Важным условием усвоения приёмов учебной деятельности обучающимися является возможность обращаться к составу приёма в любое нужное время. В своей работе я использую эти приемы учебной деятельности. При работе на уроке необходимо использовать эти знания. Размещение методических рекомендаций на стенде нашей школы тоже даст возможность обучающимся использовать их во внеаудиторной работе.
Итак, при обучении приёмам учебной деятельности обучающиеся имеют четкий план действий, что дает возможность самостоятельно пополнять и совершенствовать свои знания. Состав основных приёмов учебной деятельности должен быть представлен в средствах обучения для обучающихся, методических пособиях для преподавателя, постоянно применяться в учебном процессе для эффективности образовательного процесса.
Подводя итог всему вышесказанному хотелось бы отметить, что системно-деятельностный подход в образовании – это не совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать, в содружестве с учащимися, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия – таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.
Достижение результата возможно только через включение в деятельность.
В результате этой деятельности, обучающийся должен почувствовать себя успешным: «Я это могу, я это умею»!
Одним из основных условий реализации системно-деятельностного подхода являются личностная позиция и профессиональная подготовка учителя, его творчество и желание раскрыть способности каждого ребенка. Вот это и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.
В практике Арефина М.Н. применяет также фронтальную работу.
Вот некоторые приёмы фронтальной работы, используемых на уроках.
Во-первых, при ответе ученика не навязывать своего мнения, своего способа решения.
Во-вторых, требует от учащихся обоснования каждого шага решения. Добиваюсь того, чтобы учащиеся внимательно выслушивали аргументы, приводимые их товарищем, работающим у доски, и вносили в них поправки и добавления.
В-третьих, всегда поощряет наблюдательность и инициативу учащихся, тем самым, стимулирую их к поиску наиболее рациональных подходов и при самостоятельном решении задач.
В-четвёртых, старается проводить с учащимися обсуждение полученного результата. Приучая школьников осмысливать ответ задачи, выполнять там, где это возможно, проверку, делать прикидку результата, я формирую у них умения, необходимые для самоконтроля.
Построенная таким образом фронтальная работа способствует развитию у учащихся таких качеств мыслительной деятельности как гибкость ума, рациональности мышления, критичности мышления, а также способствует формированию основных умений, связанных с самостоятельным решением различных учебных и практических задач.
infourok.ru
Приемы организации учебной деятельности
Просмотр содержимого документа
«Приемы организации учебной деятельности»
«Методы организации учебной деятельности»
Методы обучения — это способы совместной деятельности педагога и учащихся, направленные на достижение ими образовательных целей (Андрей Викторович Хуторской).
Метод – это способ, путь достижения цели. От выбора применяемых методов во-многом зависит успех всего образовательного процесса.
Выбор методов обучения определяется: смысловыми целями образования, особенностями учебного курса, целью конкретного урока, возможностями учащихся, наличием времени и средств обучения, предпочтениями учителя и особенностями используемой им дидактической системы.
Личностно-ориентированное образование классифицируется такими методы обучения:
1) когнитивные (познавательные) качества — умение чувствовать окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание вопроса и др.;
2) креативные (творческие) качества — вдохновленность, фантазия, гибкость ума, чуткость к противоречиям; раскованность мыслей и чувств, движений; прогностичность; наличие своего мнения и др.;
3) методологические (оргдеятельностные) качества — способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение поставить цель и организовать её достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление; коммуникативные качества и др.
Когнитивные методы обучения:
Метод сравнения | применяется для сравнения версий разных учеников, их версий с культурно-историческими аналогами, которые формулировали великие ученые, философы, богословы, при сравнении различных аналогов между собой. Для обучения данному методу ученикам предлагаются вопросы: Что значит сравнить? Всегда ли и все можно сравнивать? Укажите, что, на ваш взгляд, не подлежит сравнению, и попытайтесь всё же сравнить несравнимое. |
Метод исследования | Выбирается объект исследования — природный, культурный, научный, словесный, знаковый или иной: лист дерева, камень, падение капли воды, элемент одежды, стихотворение, поговорка, приметы, буква, цифра, звук, уравнение, геометрическая фигура, обряд. Ученикам предлагается самостоятельно исследовать заданный объект по следующему плану: цели исследования — план работы — факты об объекте — опыты, рисунки опытов, новые факты — возникшие вопросы и проблемы — версии ответов, гипотезы — рефлексивные суждения, осознанные способы деятельности и результаты — выводы. Подобная алгоритмизация деятельности учащихся нисколько не умаляет их творчества. Наоборот, выполнив последовательно все перечисленные шаги, практически любой ученик неизбежно получает свой собственный образовательный результат. |
Метод конструирования понятий | Формирование у учеников изучаемых понятий начинается с актуализации уже имеющихся у них представлений. Например, младшим школьникам уже известны термины «число», «слово», «небо», «зима «, «движение»; старшим ученикам – «алгоритм», «величина”, » молекула» и др. Сопоставляя и обсуждая детские представления о понятии, учитель помогает достроить их до некоторых культурных форм (не обязательно до тех, которые есть в учебниках!). Результатом такой работы выступает коллективный творческий продукт — совместно сформулированное определение понятия. |
Метод ошибок | предполагает изменение устоявшегося негативного отношения к ошибкам, замену его на конструктивное использование ошибок (и псевдоошибок) для углубления образовательных процессов. Ошибка рассматривается как источник противоречий, феноменов, исключений из правил, новых знаний, которые рождаются на противопоставлении общепринятым. Внимание к ошибке может быть не только с целью её исправления, но и для выяснения её причин, способов её получения. |
Креативные методы обучения:
Метод придумывания | это способ создания неизвестного ученикам ранее продукта в результате их определённых умственных действий. Метод реализуется при помощи следующих приёмов: а) замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта; б) отыскание свойств объекта в иной среде; в) изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, изменённого объекта. |
Метод «Если бы …». | Ученикам предлагается составить описание или нарисовать картину о том, что произойдёт, если в мире что-либо изменится, например: увеличится в 10 раз сила гравитации; исчезнут окончания в словах или сами слова; все объёмные геометрические фигуры превратятся в плоские; хищники станут травоядными; все люди переселятся на Луну и т. д. Выполнение учениками подобных заданий не только развивает их способность воображения, но и позволяет лучше понять устройство реального мира, взаимосвязь всего со всем в нём, фундаментальные основы различных наук. |
«Мозговой штурм» (А. Ф.Осборн). | Основная задача метода — сбор как можно большего числа идей в результате освобождения участников обсуждения от инерции мышления и стереотипов. |
Метод разнонаучного видения | Изучение объекта с позиций разных наук и социальных практик позволяет найти новые грани проблемы и способы ее решения. Например, организуется одновременная работа с разными способами исследования одного и того же объекта, для этого применяются методы разных наук – естественнонаучные, гуманитарные, социологические. Разнонаучные способы деятельности и полученные результаты создают объемное пространство, внутри которого обнаруживается много нового. Задания, с помощью которых реализуется данный метод: «Выясните, что есть общего в цвете и музыке (в числах и геометрических фигурах)»; «Опишите один и тот же цветок глазами естествоиспытателя, филолога, экономиста, дизайнера, воспитательницы детского сада, туриста и т. д.». |
Организационные методы обучения:
Методы ученического целеполагания | выбор учениками целей из предложенного учителем набора; классификация составленных детьми целей с последующей детализацией; обсуждение ученических целей на реалистичность их достижимость; конструирование учениками целей с помощью заданных алгоритмов; составление учениками собственных таксономий образовательных целей и задач; формулирование целей на основе результатов рефлексии; соотношение индивидуальных и коллективных целей, целей ученика, учителя, школы; разработка ценностных норм и положений в школе. |
Методы нормотворчества | Разработка учениками норм индивидуальной и коллективной деятельности – эвристический процесс, который требует применения методологических методов: рефлексии деятельности, определения её элементов, установление субъектов деятельности и их функциональных прав, задание организационных и тематических рамок, формулирование правил и законов. Примеры заданий, развивающих методологические, педагогические, рефлексивные способности в процессе нормотворчества: Составить инструкции: “Как произнести слово”, “Как изучать слово”, “Как решать задачу”, “Как наблюдать явление”, “Как слушать музыку” и др. |
Методы взаимообучения | Учащиеся в парах, группах или в коллективных занятиях с целым классом выполняют функции учителя, применяя доступный им набор педагогических методов. |
Метод рецензий | Умение критически взглянуть на образовательный продукт товарища, его устный ответ, на материал учебника, просмотренный видеофильм, проанализировать их содержание, выделить главные моменты — необходимые условия самоопределения учащихся. |
Методы рефлексии | Образовательным результатом обучения является только тот, который осознан учеником. Если же ученик не понимает, что он делал и чему научился, не может вразумительно сформулировать способы своей деятельности, возникающие проблемы, пути их решения и полученные результаты, то его образовательный результат находится в скрытом, неявном виде, что не позволяет использовать его в целях дальнейшего образования. |
Для чего? Для организации классного коллектива.
multiurok.ru
Статья по алгебре по теме: Формирование приёмов учебной деятельности при обучении математики
Методические приемы учителя
формирующие прочные знания учащихся.
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим постоянно веду поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы мысль учащихся, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Возникновение интереса к математике у большинства учащихся зависит от учителя, от того, насколько умело будет построена учебная работа, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Особенно это важно в подростковом возрасте, когда еще формируются и определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету.
Дети одного и того же класса отличаются друг от друга по своим интересам, способностям, темпам мышления, подготовке, отношению к учебе, складу характера. Казалось бы, в этих условиях их обучение должно быть строго индивидуализированным. Однако, обучая целый классный коллектив, приходится основываться не на индивидуальных различиях, а на том общем, что роднит всех детей в данной возрастной группы и ступени обучения. Это вовсе не означает уравнительного подхода к учащимся. Успешное обучение школьников требует сочетания общей работы с индивидуальным подходом к каждому ребенку.
Важнейшими психологическими предпосылками положительного отношения ученика к учению и хорошим усвоением изучаемого материала являются:
1. Учебный материал сам по себе вызывает его любознательность, нравится ему, или учитель специальными приемами возбуждает эту любознательность.
2. Учебный материал чем-то «полезен» в представлении ученика, может быть использован в практическом плане.
3. Учебный материал возбуждает в ученике познавательный интерес, стремление овладеть предметом, положительное отношение к учению.
4. Успеху дела способствует общая психологическая атмосфера работы на уроке: ученик непроизвольно поддается ей, даже если сам материал вначале и не вызывал в нем особенного интереса.
5. Успешная работа на уроке сама возбуждает стремление к ее продолжению до успешного завершения.
6. Окружающие и в первую очередь учитель, стимулируют учебную деятельность ученика, внимательны к его усилиям, справедливо оценивают его и своевременно приходят на помощь.
Процесс обучения математике очень сложный. Учитель излагает изучаемый материал, дает задания решить задачи, повторить ранее пройденный материал, выполнить практические работы. Но вот учитель дает задание, а некоторые ученики его не выполняют, а другие, хотя кок-то и выполняют, но делают это очень небрежно, допускают большое число самых невероятных ошибок, а третьи хотели бы выполнить, но не знают, как это сделать. Учитель может заставить ученика выполнить задания. А к чему это приводит? Во многих случаях – к тому, что ученики заучивают уроки, списывают решения задач. А такое выполнение заданий не только не полезно, но просто вредно.
Значит, работа учителя математики по объяснению учебного материала, по даче заданий, вообще вся его обычная работа имеет смысл лишь в той степени, в какой ученик желает, ждет, хочет этой работы, этих объяснений, этих заданий. А для этого нужно вызвать у ученика эти желания, воспитывать у него потребности в знаниях, в познавательной деятельности.
Следовательно, вся обычная работа учителя приобретает смысл лишь в том случае, если она является составной частью более важной, более значимой работы: воспитания учащихся в целом и каждого ученика в отдельности.
Знания и умения формируются в процессе выполнения упражнений. Перед учителем стоит задача последовательного включения в структуру учебного процесса таких видов самостоятельной работы учащихся, которые заключали бы соответствующие приемы познавательной деятельности. Умения наиболее успешно формируются при следующих основных условиях:
— четко определенных целях учебной деятельности в смысле результата действий и цели упражнений, то есть, каких показателей действий надо достичь в процессе выполнения упражнений;
— понимание правил и последовательности выполнения действий, направленных на достижение цели деятельности;
— ясном представлении о технике выполнения действий и их конечного результата, то есть, образца, которого следует достичь;
— постоянном самоконтроле качества действий путем сравнения их результатов со сложившимися в представлении или по зрительно воспринимаемым образцам;
— своевременном обнаружении об отклонениях
, ошибок в учебной работе и внесении коррекции в свои действия при повторениях этих действий;
— правильной самооценке успехов в достижении конкретной цели учебной деятельности и цели упражнений в смысле совершенствования осваиваемых действий.
В настоящее время получает распространение в практике такая форма проверки знаний, как тестирование. С помощью тестов, по мнению многих, можно более эффективно проверить уровень сформированных определенных видов деятельности и, исходя из результатов, использовать затем такие методы и приемы обучения, которые способствуют переходу учащихся от низкого уровня обученности к более высокому.
Прием учебной деятельности определяется как система действий, выполняемых в определенном порядке и служащих для решения учебных задач. Это наиболее рациональный способ работы, который выражается в виде правила, инструкции, предписания и т.п. В состав приема может входить не только определенная система действий, но и словесно сформулированное суждение о том, какие действия варьируются в зависимости от требований задачи, то есть приемы учебной деятельности допускают самостоятельный выбор учащимися конкретных действий по решению учебной задачи, и это отличает их от алгоритма.
Содержание обучения с переходом из класса в класс усложняется, и для усвоения более сложного содержания, как по структуре, так и по уровню обобщения требуется выполнить все более сложные учебные действия. И если учащихся таким действиям не учат, то возникает несоответствие знаний и действий, в котором лежит одна из причин нарастания у школьников трудностей в учебной деятельности. Для того чтобы установить нарушаемое таким образом единство содержательной и процессуальной сторон обучения можно использовать линию: более сложным задачам должны соответствовать более общие способы действий по их усвоению. А это и есть приемы учебной деятельности.
Владение системой приемов учебной деятельности называют умением учиться. При этом учащийся не просто овладевает некоторыми умениями и навыками, он учится из многих способов деятельности выбирать наиболее подходящие для данной ситуации. Выбор и применение в каждом конкретном случае оптимального варианта решения учебных задач означает рациональную организацию учебной деятельности ученика.
Характеристика видов учебной деятельности.
Уровень Усвоения предмета | Виды учебной деятельности, лежащие в основе теста данного уровня | Диагностика обученности учащихся с точки зрения деятельностного подхода |
Первый Второй Третий Четвертый | Воспроизведение знаний с подсказкой, возможна совместная деятельность учителя и ученика Воспроизведение знаний по образцу в знакомой ситуации, без подсказки, самостоятельно. Применение знаний в незнакомой ситуации, без предъявления алгоритма решения. Действия, для которых характерно рождение новой информации, творческая деятельность | Плохо знают теорию и не владеют приемами учебной деятельности. Ориентируются в теории, но не владеют приемами учебной деятельности, хотя и знакомы с ними. Хорошо знают теорию и владеют приемами учебной деятельности. Отлично знают теорию, самостоятельно находят приемы для решения новых задач в любых ситуациях. |
Таким образом, в отмеченном выше делении учащихся по уровням обученности
Можно сделать вывод:
Учащиеся 1 уровня – не умеют учиться и не усваивают материал никаким другим способом;
Учащиеся 2 уровня — тоже не умеют учиться, но стихийно, по ходу изучения материала и решения задач, запоминают отдельные приемы учебной деятельности, которые остаются для них недостаточно осознанными и обобщенными, а поэтому ограниченными в применении;
усвоение и запоминание материала такими учащимися, как правило, формальное, часто достигается зубрежкой, это от них можно слышать: «Мы таких задач не решали!».
Учащиеся 3 уровня – специально обращают внимание на способы решения учебных задач, и, если учителем не проводится в этом направлении целенаправленная работа, то учащиеся часто сами задают вопрос «Как?». Стараются понять и усвоить способ деятельности, научиться учиться; в результате они изучают материал осознанно и рационально, достигая умения использовать усвоенные приемы деятельности в незнакомой ситуации.
Учащиеся 4 уровня — не только применяют усвоенные приемы деятельности, но и умеют самостоятельно обобщить их, составить новые приемы решения незнакомых задач.
С позиций деятельностного подхода к обучению необходимо так организовать этот процесс, чтобы создавать учащимся условия для эффективного усвоения знаний по предмету и приемов учебной деятельности.
Одно из важнейших требований к организации такого процесса обучения состоит в том, что он должен содержать ряд этапов:
- диагностику, постановку целей учебной деятельности и принятие их учащимися,
- введение приема (инструктаж), отработку введенного приема, оперативный контроль и коррекцию этой работы,
- применение усвоенного приема, обобщенного приема и обучение переносу, закрепление обобщенного приема,
- обучение нахождению новых приемов на основе усвоенных.
По результатам диагностики учитель может ставить цели учебной деятельности, которые будут несколько различны для учащихся разных уровней, но суть которых одна — получить знания о новых способах решения учебных задач.
Принятие этих целей учащимися создает мотивы их учебной деятельности. Основным средством формирования познавательных мотивов является метод проблемно – развивающего обучения, чтобы учащимся захотелось поставить вопрос «как это делается?»
Например, перед изучением темы «формулы сокращенного умножения» показываю ребятам «фокус» — угадывание задуманного числа:
Задумайте число ( можно в пределах 10),
Прибавьте к нему число 5,
Возведите полученную сумму в квадрат,
Вычтите из результата удесятеренное задуманное число,
Скажите полученное число учителю
Учитель угадывает задуманное число, вычитая из полученного числа, число 25 и извлекая из остатка квадратный корень. На вопрос «как это делается?» ответит новое тождественное преобразование.
Поиск способа решения возникшей новой задачи можно начинать с решения ряда упражнений методом проб и ошибок, после чего прошу учащихся выделить и сформулировать по порядку, какие действия мы делаем для решения поставленной задачи. Затем следует сформулировать и зафиксировать состав полученного приема решения в виде перечня выявленных действий – памятки, которая будет использоваться учеником в необходимых ему ситуациях.
Выработке умения решать эти задачи служит следующий этап – отработка, где учащиеся учатся самостоятельно выполнять действия в составе приема. Упражнения на этом этапе сопровождаются проговариванием и объяснением вслух выполняемых действий; по результатам контроля этой работы провожу корректирующие действия этой работы по отработке приема, выработке на его основе соответствующего умения и превращения его в навык.
Очень важным для формирования приемов учебной деятельности считается этап применения усвоенного приема, так как именно с него начинается переход учащихся на качественно более высокий уровень, чем два первых, третий уровень усвоения учебного предмета.
В обучении математики это особенно важно потому, что это средство для решения многих других задач. Например, тождественные преобразования выражений применяются для рациональных вычислений; доказательства тождеств; решения уравнений, неравенств и их систем, а с их помощью – разнообразных прикладных задач. На этом этапе необходимы теоретические обобщения учителя, помогающие учащимся осознать различные ситуации применения усвоенных приемов, и организацию самих этих ситуаций, где для решения поставленных задач учащиеся должны вспомнить нужный прием и выполнить систему составляющих его действий
Характеристика
степени обученности учащихся
Уровень усвоения предмета | Виды учебной деятельности, лежащие в основе теста данного уровня | Диагностика степени обученности учащихся | Показатели степени обученности | Результат |
Первый Второй Третий Четвертый Пятый | Воспроизведение знаний с подсказкой, Возможна совместная деятельность учителя и ученика Воспроизведение знаний по образцу в знакомой ситуации, без подсказки, самостоятельно. Применение знаний в незнакомой ситуации, без предъявления алгоритма решения. Рождение новой информации, творческая деятельность | Плохо знают теорию и не владеют приемами учебной деятельности. Ориентируются в теории, но не владеют приемами учебной деятельности, хотя и знакомы с ними. Хорошо знают теорию и владеют приемами учебной деятельности. Отлично знают теорию, самостоятельно находят приемы для решения новых задач в любых ситуациях | Различение Запоминание Понимание Применение | Не умеют учиться и не усваивают материал никаким другим способом. Не умеют учиться, но стихийно, по ходу изучения материала и решения задач, запоминают отдельные приемы учебной деятельности. Обращают внимание на способы решения учебных задач, часто сами задают вопрос «КАК?» Применяют приемы деятельности, умеют самостоятельно обобщить их, составить новые приемы решения незнакомых задач. |
Продвижение учащихся по уровням образования способствует систематическая работа по формированию у них приемов учебной деятельности. Прием учебной деятельности определяется как система действий, выполняемых в определенном порядке и служащих для решения учебных задач. Степень овладения учащимися приемов учебной деятельности характеризуется терминами «умение» и «навык», что отражает разный уровень сформированности приема.
Первый уровень – умение — это способность ученика выполнить действия в составе приема, зная способ их выполнения, под активным контролем внимания.
Второй уровень – навык — это способность ученика выполнить действия в составе приема быстро, автоматизировано. Если в обучении математике не выделяется такое дидактическое звено, как формирование приемов учебной деятельности учащихся, то они недостаточно используются как необходимая опора для формирования умений и навыков. Выбор и применение в каждом конкретном случае оптимального варианта решения учебных задач означает рациональную организацию учебной деятельности ученика.
Следовательно, нужны систематичность и последовательность выполняемых упражнений, разумное их распределение по времени, а ученики должны отдавать себе отчет в необходимости выполнения работы, предложенной учителем, чтобы овладеть данным приемом работы.
Графический прием позволяет получать ответ на вопрос задачи в процессе исследования соответствующего чертежа, графика, схемы, рисунка.
Достоинство этого приема – наглядность и лаконичность решения. Он развивает функциональное мышление школьников, приучает их к точности, аккуратности, быстрому нахождению оптимального решения поставленного вопроса. Этот прием способствует развитию креативности учащихся, его деловых качеств — реакции, гибкости, оригинальности мышления; формированию рефлексивных умений, направленных на анализ своих действий, умений видеть способ решения проблемы и развитию способности к самостоятельному решению задачи и применению знаний, умений и навыков в новой ситуации. Графический прием использую при решении задач на движение, геометрических задач.
Эвристический прием
используется в том случае, когда учитель не сообщает истину, а учит ее находить. На основе анализа известных учащимся фактов и явлений, а также самостоятельных наблюдений учащиеся приходят к выводу по теме нового материала. Прием состоит в постановке и разрешении ряда взаимосвязанных качественных вопросов, ответы на которые содержатся либо в работе, либо в математических законах. Этот прием имеет ряд методических достоинств: он учит анализировать полученные результаты, синтезировать данные условия задачи с содержанием известных законов, правил, теорем, обобщать факты, делать выводы. Этот прием способствует формированию мотивационных основ познавательной деятельности на всех этапах педагогического процесса при изучении математики.
Демонстрация на уроках методический прием, показ на уроке всем учащимся одновременно таблиц, схем, моделей, изображений, кинофильмов.
Доказательство методический прием, развивающий мышление и речь. Состоит в обосновании какого либо утверждения с помощью других мыслей, утверждений, уже доказанных или принимаемых без доказательства. Задания с предложением «докажи» часто использую на уроках при закреплении и при изучении нового материала.
Опоры обобщенные и предельно сжатые теоретические сведения.
Опора – ориентировочная основа действий, способ организации мыслительной деятельности ученика.
Опорный сигнал – символ, знак, схема, рисунок, заменяющий некое смысловое значение.
Опорный конспект – система опорных сигналов в виде краткого условного конспекта, представляющего собой наглядную конструкцию, взаимосвязанных элементов целой части учебного материала. Использую как ориентиры в практических действиях учащихся, а также как средство управления собственной познавательной деятельностью. Опоры составляю в виде модели, формулы, таблицы, схемы.
Работа с опорными сигналами имеет четкие этапы и сопровождается целым рядом приемов.
1.Изучение теории в классе:
— объяснение у доски, используя наглядность;
— повторное объяснение по красочному плакату – опорному конспекту;
— краткое обозрение по плакату;
— индивидуальная работа учащихся над своими конспектами;
— фронтальное закрепление по блокам конспекта.
2.Самостоятельная работа дома:
опорный конспект + учебник + помощь.
3.Фронтальный контроль усвоения конспекта:
— все учащиеся воспроизводят конспект по памяти;
— письменная работа;
— учитель проверяет работы по мере поступления,
4.Устное проговаривание опорного конспекта:
Происходит во время различных видов опроса, что способствует развитию математической речи учащихся.
5.Обобщение и систематизация:
Проведение всех видов контроля знаний учащихся, взаимный опрос и взаимопомощь.
Формы контроля: письменный по опорным конспектам, самостоятельные работы, устный опрос, зачет, групповой взаимоконтроль.
Работа с опорными конспектами дает эффективные воспитательные результаты:
— каждый приобщается к ежедневному трудовому напряжению, воспитывается трудолюбие,
-возникает познавательная самостоятельность, уверенность в своих силах и способностях,
-формируются ответственность, честность.
Темы, где требуется запоминание большого количества формул как по алгебре, так и по геометрии, разработаны мною в виде уроков – блоков с использованием опор:
— четырехугольники и их свойства, 8 класс,
— арифметическая прогрессия, 9 класс,
— геометрическая прогрессия, 9 класс,
— решение квадратных уравнений, 8 класс,
— линейная функция и ее графики, 7 класс.
Работа над ошибками. — один из важнейших приемов в обучении, неотъемлемая часть системы обучения.
Работа над ошибками включает в себя:
— предупреждение возможных ошибок при изучении различных тем курса на основе прогнозирования, знания типичных ошибок и трудностей;
— обнаружение и исправление ошибок самими учащимися в работах на основе самопроверки;
— исправление, учет, классификация ошибок учителем с последующим обобщением и использованием данных как для общей диагностики, так и для организации конкретной коллективной, групповой и индивидуальной работы учащихся над ошибками;
— организация и проведение специальных уроков работы над ошибками.
Важно помнить, что важнее всего ошибки предупреждать, а преодоление ошибок вести с опорой на теоретический материал.
Развитие логического мышления.
Развитие логического мышления происходит в учебной деятельности при выполнении заданий логической направленности. Наибольшей эффективностью в развитии логического мышления обладают познавательные задачи, элементы проблемного обучения, построение алгоритмов решения различных задач. Условием успеха в развитии логического мышления является высокая познавательная активность учащихся
Необходимо учить учащихся рассуждать при выполнении заданий, доказательстве теорем, формировать математическую речь, чтобы мышление было определенным, последовательным, доказательным и не противоречивым. Доказательство любой теоремы – это цепочка логических умозаключений, сводящих доказываемую теорему к ранее доказанным теоремам и введенным аксиомам и определениям.
Так, на уроке перед изучением теоремы о свойствах равнобедренного треугольника была проведена практическая работа. Каждый ученик в своей тетради начертил равнобедренный треугольник и с помощью транспортира измерил углы при основании равнобедренного треугольника. После этого был сделан вывод, что углы при основании равнобедренного треугольника равны. Сформулирована была теорема, которую проверили с помощью измерения. Ученикам задается вопрос: «Правильно ли отсюда сделать вывод, что она будет верна для любого равнобедренного треугольника?» Ответ — нет, так как измерения точно произвести нельзя. На помощь приходят рассуждения и за несколько минут при помощи логических рассуждений доказываем эту теорему для всевозможных равнобедренных треугольников.
Приемы устного счета.
Большое внимание на уроках уделяю устному счету, хотя на эту работу на уроке отводится всего лишь 5 – 7 минут от времени урока. Устный счет дает хорошую возможность убедиться, насколько полно, последовательно и осмысленно усвоил ученик материал, вполне ли доказательны его утверждения, насколько владеет математической речью. Кроме обязательных заданий на отработку и применение правила, закона, теоремы, подбираю задания на развитие внимания. Хорошо развитые у учащихся навыки устного счета – одно из условий их успешного обучения в старших классах.
Беглый счет. Учитель показывает карточку с заданием и тут же громко прочитывает его. Карточки быстро сменяют одна другую.
Равный счет. На доске записаны упражнения с ответом. Ученики должны придумать свои примеры с тем же ответом.
Лесенка. На каждой ступеньке записано задание в одно действие. Ученик поднимается по этой лесенке, ошибся – упал с лесенки. Счет начинает другой ученик.
Эстафета. На доске записаны примеры в два столбика. Ученики делятся на две команды. Первые участники от каждой команды одновременно подходят к доске, решают первое задание из своего столбика, затем возвращаются на свои места и передают эстафету дальше.
Математическое лото. Задания записываются на доске, а ответы на карточке с рисунком, ответив правильно, составляется картинка.
Алгоритмизация обучения.
В математике используются два способа деятельности по решению задач:
— алгоритмический
— эвристический.
Алгоритмический способ характеризуется тем, что решающий осуществляет свою деятельность по решению данной задачи в соответствии с известным ему алгоритмом. Алгоритмическая деятельность может быть описана разными способами:
— в виде программы обычного алгоритма,
— в виде формулы, правила,
— с помощью инструкции к таблице.
Эвристический характеризуется тем, что решающий осуществляет свою деятельность в поисках плана, способа или метода решения данной задачи. Найденный способ решения может представлять собой объективно некоторый алгоритм.
Каждый из этих способов описания деятельности по решению задач можно назвать способом описания алгоритма для решения задач определенного вида.
Алгоритм — это строгая последовательность выполнения элементарных действий, направленная на решение задачи, соответствующей следующим свойствам:
1.понятность,
2.конечность,
3.результативность,
4.массовость.
Способы задания алгоритмов:
1.словесный,
2.табличный,
3.формулой,
4.блок – схемой.
Алгоритмы учащиеся записывают в отдельные книжечки и пользуются ими как справочным материалом.
С помощью алгоритмов отрабатываю практические навыки учащихся на отдельных этапах урока. Кроме этого провожу обучающие самостоятельные работы без объяснительного текста, но с выводом алгоритма решения, который состоит из двух – трех хорошо усвоенных и тесно связанных друг с другом операций. Это и является условием доступности для выполнения задания. Однако, практика показывает, прежде чем дать обучающую работу, надо подготовить учащихся к ее выполнению и учесть степень их математического развития.
Такие алгоритмы составлены по темам:
— Действия с дробями, имеющие разные знаменатели;
— Преобразование дробно-рациональных выражений;
— Решение линейных уравнений;
— Действия со степенью с натуральным показателем;
— Решение квадратных уравнений;
— Преобразование дробно-рациональных выражений;
— Составление уравнения касательной;
— Решение систем уравнений;
— Исследование и построение графика функции;
— Свойства функции;
— Нахождение экстремумов функции на отрезке.
Дидактическая игра.
Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у учащихся бодрое настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается умственная задача, поддерживают и усиливают интерес учащихся к учебному предмету. Дидактическая игра – это не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания. Это не забава, а творческая деятельность в тесной связи с другими видами учебной работы. Использование дидактической игры в системе обучения математике является важным средством интенсификации учебной деятельности школьников.
Игровую форму занятий на уроках создаю при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к математической деятельности. Реализацию игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий провожу по направлениям:
— дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
— учебная деятельность учащихся подчиняется правилам игры;
— учебный материал используется в качестве средств игры;
— в учебную деятельность вводятся элементы соревнований, которые переводят дидактическую задачу в игровую;
— успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом.
Следует отметить компоненты дидактической игры: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результат игры.
Игровой замысел состоит в том, чтобы на основе созданной проблемной ситуации и соревновании команд активизировать мышление учащихся, превратить весь процесс обучения в процесс активной поисковой деятельности и самостоятельных открытий. Этапы игры совпадают с этапами урока. Это в большинстве случаев актуализация опорных знаний, изучение нового материала, закрепление изученного на уроке, проверка знаний учащихся по теме урока.
nsportal.ru
Приёмы формирования самостоятельной учебной деятельности учащихся вечерних школ при ИУ
Приёмы формирования самостоятельной учебной деятельности учащихся вечерних школ при исправительных учреждениях.
Подоплелова Наталья Сергеевна, руководитель структурного подразделения,
филиал КОГОКУ ВСШ г. Котельнича в п. Северный Опаринского района
Основополагающим требованием общества к современной школе является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности.
Новые требования, которые недостаточно или совсем не учтены в программах вечерних школ, не связаны жёстко с тем или другим предметом, они носят надпредметный характер, отличаются универсальностью. Их формирование требует не столько нового предметного содержания, сколько иных педагогических технологий и методик, которые создавали бы ситуации включения учеников в разные виды деятельности (общение, решение проблем, дискуссии, выполнение проектов). Это, в частности, означает, что результаты образования должны быть выражены не только в предметном формате, но, прежде всего, могут иметь характер надпредметных (универсальных) учебных умений обучающихся [13].
Кроме того, учащихся должны уметь мотивировать цели, содержание, намечать последовательность своих действий, осуществлять самоконтроль, самооценку, это отвечает требованиям сформированности надпредметных (универсальных) учебных умений.
Контингент учащихся современной вечерней школы при исправительных учреждениях весьма разнороден: возраст обучающихся, порой даже одного класса, колеблется от 18 до 62 лет. Основную часть составляют социально и профессионально никак не определившиеся молодые люди с явно выраженным негативным опытом обучения в дневных общеобразовательных учреждениях, с общей педагогической запущенностью, сопровождающейся негативным отношением к школе, учителям и учебной деятельности вообще. Более взрослую часть контингента составляют учащиеся с большим перерывом в учебной деятельности, сопровождающимся, как правило, весьма ощутимой утратой мотивов и навыков учебной деятельности.
Процесс обучения в такой школе затрудняют негативное отношение к учебе, сформированное у большинства обучающихся ещё до того, как они попали в школу при ИК; психологические особенности заключенных; постоянная смена контингента, обусловленная режимом содержания в ИК; запреты и ограничения доступа к информационным источникам (Интернет, периодика и т.д.).
Поэтому главная цель нашей работы:
создать условия для получения основного и среднего общего образования каждому обучающемуся на максимально возможном и качественном уровне в соответствии с индивидуальными возможностями личности;
содействовать в адаптации обучающегося к условиям жизни, к реалиям общественного развития, удовлетворить образовательные потребности обучающихся.
Умелая организация самостоятельной работы с соблюдением нормативов учебного времени служит хорошей подготовкой учащихся к самообразованию, формированию творческой личности. Главное, чтобы самостоятельная работа была непрерывной, многогранной, индивидуальной, чтобы ученик имел право выбора и возможность выполнить работу.
Систематически проводимая самостоятельная работа при правильной ее организации способствует получению учащимися более глубоких и прочных знаний по сравнению с теми, которые они приобретают при сообщении учителем готовых знаний.
Проблема организации домашней самостоятельной работы учащегося как одной из форм учебных занятий при обучении в условиях вечерней школы в ИК остается актуальной для системы основного и среднего общего образования. В исследованиях особенностей организации учебного процесса в вечерней школе (О.М. Букреева, Л.А. Высотина, В.С. Грибов, А.В. Даринский, Ю.В. Кулюткин, О.Е. Лебедев, Л.Н. Лесохина, Е.П. Тонконогая, Т.В. Шадрина) сделан акцент на формирование готовности учащегося к самостоятельной работе. Показателями, определяющими готовность учащегося к самостоятельной работе, являются мотивация учения, развитие морально-волевых качеств, наличие опорных знаний, умений и навыков учебного труда, развитие логического мышления.
Повышение результативности домашней самостоятельной работы, консультаций и зачетов, являющихся структурными единицами организации учебного процесса, не может рассматриваться в отрыве от проблемы формирования самостоятельной учебной деятельности учащегося. Обеспечение целостности и результативности учебного процесса при обучении в ИК требует технологизации процесса формирования самостоятельной учебной деятельности учащегося.
Высокий удельный вес самостоятельности выполнения учебных заданий, самостоятельное изучение нового учебного материала, связанное с самостоятельной работой учащегося с информацией, позволяет говорить о самообразовательной основе обучения в школах ИК. Обобщение взглядов отечественных исследователей (А.К. Громцев, Н.В. Костенко, Ю.Н. Кулюткин, А.М. Матюшкин, Г.С. Сериков) позволяет рассматривать самообразование как особый вид познавательной учебной деятельности. Среди ключевых компетентностей модернизации российского образования К.Ш. Ахияров отмечает «компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанную на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных» [2, с. 145].
Преобладание низкого уровня самостоятельности обучения на протяжении всего учебного процесса говорит о технологической непроработанности вопроса формирования самостоятельной учебной деятельности учащегося вечерних школ.
Согласно исследованиям Е.Д. Жуковой технологический подход к формированию самостоятельной учебной деятельности включает в себя следующие компоненты: «организационный, мотивационный, документально-сопроводительный, обучающе-направляющий, контрольный, рефлексивный» [9, с. 18].
Формирование учебной деятельности по системе Д.Б. Эльконина В.В. Давыдова предполагает высокий уровень субъективности учащегося, выражающегося в его высокой самостоятельности при осуществлении целеполагающей деятельности, постановке и решении задач, анализе и оценке результатов своей деятельности. Настоящая технология включает в себя компоненты технологии, структуру учебной деятельности, содержание этапов самостоятельной учебной деятельности учащегося и состоит из трех этапов (см. табл.).
Технология формирования самостоятельной учебной деятельности учащегося класса вечерней школы
Самостоятельная учебная деятельность учащегосяКомпоненты технологии
Структура
Содержание этапов
Ориентировочно-мотивационный этап (подготовительная стадия)
Учебная задача
Формирование самостоятельной учебной деятельности учащегося, формирование осознанной психической саморегуляции, постановка учебной задачи
Организационный,
мотивационный
Операционно-исполнительный этап (основная стадия)
Учебные действия
Инструктивно-методическое сопровождение учителем самостоятельной работы учащегося, решение учебной задачи учащимся в опоре на учебно-методический комплекс
Документально
сопроводительный,
обучающе-направляющий
Рефлексивно-оценочный этап (заключительная стадия)
Контроль, оценка
Самоконтроль и самооценка учащимся содержания усвоенных знаний, своих действий по усвоению знаний и действий по усвоению способов учения
Контрольный,
рефлексивно-оценочный
Формирование самостоятельной учебной деятельности на ориентировочно-мотивационном этапе предполагает проверку и выравнивание уровня опорных знаний, умений и навыков, дифференциацию учащихся по уровню знаний, наличию свободного времени. Процесс формирования осознанной психической саморегуляции учащегося начинается с рефлексивно-оценочного компонента, ориентированного на прошлый опыт, позволяющего формировать новую мотивацию учения. Это позволяет вовлечь в учебную деятельность учащихся-правонарушителей с утраченным интересом к учению.
Целенаправленное включение учащегося в учебную деятельность возможно только при четком осознании учащимся содержания предстоящей деятельности. Результативность деятельности обеспечивается соответствием цели деятельности и ее содержанием. «Условием возникновения цели, адекватной материалу усвоения, является наличие смыслообразующих мотивов учения, содержательно связанных с этим материалом» [14, с. 223]. Развитие смыслообразующих мотивов учения, содержательно связанных с учебным материалом, происходит на уровнях усваивания знаний (интерес к содержанию усваиваемых знаний и связь содержания усваиваемых знаний с содержанием настоящей или будущей учебной деятельности) и организации собственной учебной деятельности (усвоение учебных действий, позволяющих формировать не только настоящую, но и будущую учебную деятельность).
Учебная деятельность реализуется посредством создания проблемной ситуации, самостоятельной постановки учебной задачи учащимся, овладения способами анализа источников учебной информации, обучения учебным действиям, планированию деятельности, самоконтролю и самооценке своих действий. Организационный компонент, знакомя учащихся с особенностями обучения в вечерней школе, способами и методами самостоятельной работы, обеспечивая учебной, дополнительной литературой, Интернет-ресурсом, организационно-нацеленной документацией (расписанием консультаций, практических и лабораторных занятий, зачетов), позволяет подготовить учащихся к самостоятельной учебной деятельности на самообразовательной основе.
Обучение в вечерней школе предполагает усвоение понятий учащимся в результате самостоятельной работы с информационной моделью (текстом учебника, картой, схемой, таблицей и так далее), что требует от него овладения способами, позволяющими установить предметное содержание понятия.
Наглядно представленные сведения дают возможность учащимся глубже усвоить материал, убедиться в правомерности выводов. Учащиеся вечерней школы встречаются с таблицами, схемами, графиками в газетах и справочниках, специальной литературе по профессии. Поэтому обучение методам и приёмам работы с графическими наглядными пособиями составляет важную задачу учителя вечерней школы.
Согласно взглядам В.В. Репкина, логический анализ информационной модели учебного предмета возможен только в случае представления текста перед учащимся в виде структурной модели, каждый элемент которой имеет свое назначение и ценность [18].
Как показывает анализ учебников, используемых при обучении в школах ИК, структура и содержание учебного материала вызывают у учащихся серьезные затруднения при выполнения заданий по анализу и обобщению. Обучающе-направляющий компонент позволяет решать эту проблему через создание учебно-методических комплексов (технологических карт), структура текста учебного материала которых позволяет учащемуся самостоятельно установить связь структуры текста с содержанием научных понятий, зафиксированных в нём. Технологизация операционно-исполнительного этапа позволяет учащемуся параллельно с учебными действиями осуществлять действия самоконтроля и самооценки действий по усвоению способов учения.
Аналитико-синтетическая рефлексия осуществляется посредством самоконтроля и самооценки учащимся содержания усвоенных знаний, своих действий по усвоению знаний и способов учения, на основании которых учителем оценивается сформированность самостоятельной учебной деятельности учащегося.
Таким образом, можно сформулировать основные дидактические требования, которым должна удовлетворять организация самостоятельной работы на уроках по любому предмету.
Первое требование — это двойная целенаправленность учебно-познавательной деятельности учащихся: с одной стороны, самостоятельное добывание новых знаний из разных источников, с другой, выработка практических умений и навыков в новых условиях.
Второе требование — это необходимость уделять внимание не только учебно-познавательному содержанию самостоятельной работы, но и организационной её стороне. Учащихся нужно научить планировать и организовывать свою работу: определить время, которое требуется, наметить, с чего начинать, в каком порядке и какими способами работу выполнять, как проверять правильность выполнения задания.
Организационная сторона самостоятельной работы тесно связана с её содержанием. Задача учителя — руководить формированием у учащихся организационных умений и навыков, включая овладение способами самоконтроля, следуя «принципам управления:
дифференцированный подход с соблюдением посильности учебных заданий;
возрастание интеллектуальных нагрузок при выполнении самостоятельной работы;
постепенное отдаление учителя и занятие им позиции «пассивного наблюдателя» за процессом»[15].
И в заключение хотелось бы сказать, что самостоятельная работа всегда должна заканчиваться проверкой её результатов, подведением итогов работы, иначе теряется интерес и ответственное отношение ученика к самостоятельной работе. Помните, что самостоятельная работа не самоцель, а средство борьбы за глубокие и прочные знания учащегося, средство формирования у него активности, требующей высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины и личной ответственности.
Список литературы:
Антонова, Е.С. Коммуникативно-деятельностный подход [Текст] /Е.С.Антонова. — М.: КНОРУС,2007. — 86с.
Ахияров К.Ш. Теория и практика технологической подготовки школьников. Уфа, 2008.
Байденко, В. И. Болонский процесс: середина пути [Текст] / В.И.Байденко. – М.: Просвещение, 2005. –71с.
Болотов, В. А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе [Текст] / В.А.Болотов, В.В.Сериков – М.: Педагогика, 2003. – 83 с.
Величко, Л. И. Работа над текстом на уроках русского языка [Текст]/ Л.И.Величко – М.: Просвещение, 1983. – 221 с.
Вечерняя школа: Методическое руководство для работников вечерней (сменной) школы / Под ред. А.В. Даринского. М., 1978.
Губанова М.И, Брель О.А. Основные формы организации обучения: урок, факультативные занятия, самостоятельная работа, внеурочная деятельность, тезисные лекции [Текст]: учебно-методическое пособие. Кемерово ООО «Компания ЮНИТИ» 2007.
Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
Жукова Е.Д. Самостоятельная работа студентов: Учебное пособие для преподавателей и студентов высшей педагогической школы. Уфа, 2007.
Заир – Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М. «Просвещение», 2004.
Зимняя, И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования [Текст] /И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. — 2003. — №5. – С. 30 – 33.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года [Текст]. – М. : Просвещение, 2002. – 156 с.
Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. ФГОС [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.standart.edu.ru/, свободный. – Загл. с экрана.
Мочалова Н.М., Мочалова О.Б. Технологический подход в обучении школьников. Казань, 1997.
Нехаев А.В. Самостоятельная работа учащихся на уроках русского языка в старших классах вечерней школы. – М. « Просвещение», 1989.
Осницкий А.К. Саморегуляция деятельности школьников и формирование активной личности. М., 1986.
Рахимов А.З. Психодидактика. Уфа, 2003.
Репкин В.В., Репкина Н.В. Развивающее обучение: теория и практика: Статьи. Томск, 1997.
infourok.ru
Приемы деятельности учащихся — Мегаобучалка
Приемом деятельности называется наиболее рациональная совокупность действий и операций, выполняемых в определенном порядке и служащих для решения задач деятельности.
Приемы деятельности допускают самостоятельный выбор конкретных действий по решению учебных задач, и это отличает их от алгоритмов.
Состав приема — схема действий или операций, которая может быть представлена в виде правила, инструкции, предписания.
Правильный прием допускает обобщение, специализацию и конкретизацию, обладает свойством переносимости на другую задачу.
Умение и навык
• Сознательное владение каким-либо приемом деятельности называется умением
• Умение, доведенное до реально возможного автоматизма, характеризуется как навык
При наличии умения человек вынужден осуществлять оперативный контроль за выполнением действий. На уровне навыка он специально не обдумывает каждый элемент деятельности (хотя при необходимости может это свободно сделать) .
Прием и способ Прием в виде образца, алгоритма, правила должен входить в содержание знаний и описываться в учебнике или задаваться учителем.
Способ учебной деятельности – это личностное новообразование, объединяющее мотивационно — потребностные, эмоциональные и операционные компоненты, ориентированное на личный опыт ученика и его собственный потенциал.
Усваиваемые в процессе учения общие приемы учебной деятельности должны трансформироваться в индивидуальные способы, в результате чего происходит обогащение личного опыта, усвоение знаний и развитие ученика.
Общеучебные приемы
1. Приемы познавательной (внутренней) деятельности:
• приемы слушания,
• наблюдения,
• рассматривания,
• измерения,
• переписывания,
• зарисовывания,
• планирования работы с учебником и другими средствами информации,
• пересказа информации,
• самоконтроля,
• организации учебного общения,
• организации домашней работы и т.п.;
Их можно также назвать приемами управления учебной деятельностью.
2. Приемы познавательной (внутренней) деятельности:
• приемы внимания,
• запоминания;
• оперирования образами,
• представлениями,
• понятиями,
• суждениями,
• умозаключениями,
• мыслительными операциями и действиями;
• приемами словесного описания, объяснения, формулировки вопросов или проблем;
• приемы рефлексии и др.
Общие приемы учебной деятельности учащихся
1. приемы работы с книгой, таблицами, компьютером и организации самостоятельной работы по информатике, ведения тетради по информатике, приемы воспроизведения материала и т.д.
2. приемы познавательной деятельности в сфере информационных объектов — приемы оперирования понятиями, суждениями (аксиомами и теоремами разных видов), умозаключениями (индуктивными и дедуктивными доказательствами), приемы характерных для информатики мыслительных операций (анализа, абстрагирования, обобщения и др.) в их специфической форме и т.д.
Специальные приемы учебной деятельности учащихся
Это такие приемы деятельности, которые принимают свою особую форму в соответствии со спецификой содержания курса и особенностями его задач; они используются (и формируются) во всех темах этого курса (информационные технологии, программирование и алгоритмизация, логические основы работы компьютера, информация и информационные процессы).
Частные приемы учебной деятельности учащихся
Это такие специальные приемы, которые конкретизированы для решения самых узких (частных) задач, они используются (и формируются) только в определенных темах курса.
Обобщенные приемы учебной деятельности учащихся
1. Диагностика сформированности необходимых приемов учебной деятельности — анализ существующего положения, готовности учащихся к выполнению необходимой для усвоения нового материала учебной деятельности;
2. Постановка целей учебной деятельности и принятие их учащимися — мотивация той ее стороны, которая направлена на овладение необходимыми приемами этой деятельности, возбуждение интереса к ней;
3. Введение приема (нескольких приемов) — инструктаж о способах учебной деятельности, направленный на усвоение учащимися состава приема; для этого он должен быть сформулирован и представлен в качестве предмета специального усвоения;
4. Отработка введенного приема, в процессе которой на основе его осознания формируется умение;
5. Оперативный контроль и коррекция процесса формирования приема (текущий контроль) выявление пробелов и организация необходимой помощи учащимся в их устранении, уточнение задач учебной деятельности и средств их решения;
6. Применение нового приема (в типичных, стандартных) ситуациях, отчего умение становится все более автоматизированным, т.е. превращается в навык;
7. Обобщение и перенос усвоенного приема, к которому учащиеся , по существу, постепенно подводятся на предыдущих этапах; действительно, формулировка каждого приема учебной деятельности есть обобщение (первичное) способа решения нескольких конкретных учебных задач в результате анализа составляющих действий; дальнейший анализ самих приемов позволяет выделить общее содержание деятельности по решению учебных задач и сформулировать обобщенный прием;
8. Закрепление обобщенного приема; этот этап сливается с повседневной учебной деятельностью учащихся.
9. Обучение нахождению новых приемов учебной деятельности на основе изученного, необходимых для использования обобщенного приема в новых (незнакомых, нестандартных) ситуациях. Активизация учебного процесса:
• это совершенствование методов и организации учебной работы, обеспечивающее самостоятельную познавательную и практическую деятельность школьников во всех звеньях учебной работы;
• это изучение условий, приемов, средств, позволяющих в каждом звене педагогического процесса активизировать деятельность учащихся, пробудив интерес, положительное отношение к изучаемому материалу;
• Это изучение путей, средств, приемов воспитания познавательной активности и самостоятельности учащихся и т.д.Методы обучения и активизация учебного процесса.
megaobuchalka.ru