10 Принципов jus cogens
Принцип неприменения силы и угрозы силой;
Принцип разрешения международных споров мирными средствами;
Принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств;
Принцип обязанности государств сотрудничать друг с другом;
Принцип равноправия и самоопределения народов;
Принцип суверенного равенства государств;
Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву;
Принцип нерушимости государственных границ;
Принцип территориальной целостности государств;
Принцип уважения прав человека и основных свобод.
Обязательства erga omnes (относительно всех) – обязательства перед всем мировым сообществом в целом, имеющие универсальный характер, и в обеспечении которых заинтересованы все госва (обязательства при актах агрессии, геноцида, рабства, дискриминации)
Виды м/н договоров:
в зависимости от субъекта, кот заключает договор: межгос – межправ – межвед
от колва участников: двусторонний – много
по сфере действия: универсальные – региональные — субрег э
по степени открытости: открытые – закрытые
в зависимости от формы: письм – устные (джентельменское соглашение)
по исполнимости: самоисполнимые – несамо
Все нижеперечисленное — это договоры!!!
НО КАК ПРАВИЛО:международный договор: по поводу соц, гражд, полит, эконом вопросов
международный пакт: по поводу опред. полит проблемы (о ненападении)
международная конвенция: в спец области по ряду вопросов (по вопрам здравоохранения)
статут международной организации – устав к-л организации (М/суда)
устав международной организации – основополагающий документ к-л организации (ООН)
Opinio juris sive necessitatis – убежденность в правомерности и необходимости;
Ex gratia – по милости, из любезности, не по обязанности, добровольно
Концепция постоянного протеста – persistent objector concept препятствует появлению норм обычного права, т.к. не будет элемента opinio juris (признания в качестве права)
Локальные обычаи – регулируют отношения в двух/неск госвах;
Региональные обычаи – регулируют отношения в двух/неск госвах одного региона
Статья 38 Статута М/суда (Только государства могут быть сторонами по делам, разбираемым М/Судом !!!!!)
1. Суд, который обязан решать переданные ему споры на основании международного права, применяет:
а) международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами;
b) международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы;
с) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;
d) с оговоркой, указанной в статье 59*, судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм.
(Ст. 59*Решение Суда обязательно лишь для участвующих в деле сторон и лишь по данному делу.)
Суд. решения обязательны для двух тяжующихся сторон, но не для всех гос-в (хотя, по факту, ссылаются), поэтому, не источник МП, а вспомогат. средство. М/суд ссылается на свои решения для того, чтобы поддержать единообразную суд. практику.
Решения м/н организаций как источник МП. Решения международных организаций не упомянуты в рассматриваемом перечне ст. 38 Статута. Тем не менее в науке такие решения (особенно принятые в рамках системы ООН) часто относят к вспомогательным источникам международного права. При этом ссылаются на то, что, например, в соответствии со ст. 25 Устава ООН Совет Безопасности принимает решения, которые обязательны для всех государств — членов ООН; что решения большинства межправительственных организаций по вопросам бюджета обязательны для государств-членов и т.д. НО! Это не источник!
Односторонние акты государств как источник МП. Они могут порождать для конкретного государства юридические обязательства. Но такие акты не могут создать нормы МП, коль здесь нет согласия госв. Форма не имеет значения.
Дб два аспекта: намерение и публичность
Мягкое право (soft law) – нормы договоров, кот непосредственны по своему содержанию и не порождают для гос конкретных прав и обязанностей (т.е. не обладают юр обязат силой). Примеры: резолюции ООН
Взаимосвязь и влияние норм МП и нац права: М/н на нац: принципы внеш. политики госв, закрепленные в конст, принятие законов в связи с м/н договором и тд. Нац на м/н: закон СССР о запрете пропаганды войны 1951 – такой пункт в М/н пакте о гражд и полит правах 1966
Два процесса в рамках КМП (Комиссии по МП)
Кодификация
(уже имеющихся норм обычного права)Прогрессивное развитие МП (для оношени, кот назреют в будущем: космические договоры и тд)
Теории соотношения международного и национального права
А) Монистическая теория (единство систем): делится на две теории: примат нац права (Гегель, Лассон, Цорн) и примат МП (Кельзен, Лаутербах)
Б) Дуалистическая теория (самостоятельность систем, их непересечение) (Радойнов)
Имплементация — фактическая реализация международных обязательств на внутригосударственном уровне, а также конкретный способ включения международно-правовых норм в национальную правовую систему.
Способы:
При инкорпорации международно-правовые нормы без каких-либо изменений дословно воспроизводятся в законах имплементирующего государства.
При трансформации происходит определенная переработка норм соответствующего международного договора при перенесении их в национальное законодательство (обычно это происходит ввиду необходимости учёта национальных правовых традиций и стандартов юридической техники).
В случае общей, частной или конкретной отсылки международно-правовые нормы непосредственно не включаются в текст закона, в последнем содержится лишь упоминание о них.
studfile.net
Jus cogens — императивная норма международного права
Jus cogens — это специальное понятие международного права, обозначающее императивную норму международного права. В последнее время как доктрина, так и судебная практика поддерживают идею существования абсолютных и обязательных принципов международного права, формирующих отдельную специфическую категорию jus cogens. Нормы jus cogens настолько тесно связаны с основополагающими представлениями о нравственности и человеческой морали, что считаются общими, универсальными и применимыми ко всем. Таким образом, они достигают особого статуса, стоящего на уровне конституционно-правовых установлений.
Другими словами, jus cogens — это нормы, соответствующие фундаментальным правилам международного публичного порядка, которые могут быть изменены только последующими нормами того же характера. Это означает, что положение императивных правовых норм являются вышестоящим по сравнению с другими обычными нормами международного права.
Нормы jus cogens признаются международным сообществом в целом в качестве важнейшего фактора поддержания международного правопорядка. К ним относятся базовые правила, касающиеся обеспечения мира, запрещающие применение силы или угрозы силы в международных отношениях, а также нормы гуманитарного характера, такие как запрет геноцида, пыток, рабства и работорговли, расовой дискриминации.
Ввиду важности ценностей, которые защищают императивные нормы международного права, государства в своих взаимоотношениях не могут их преступать даже путем соглашений. В отличие от общего международного обычного права, нормы которого традиционно основаны на взаимном согласии и позволяют изменить содержащиеся в них обязательства по взаимной договоренности сторон, государства ни при каких обстоятельствах не должны отступать от императивных норм ни путем заключения международных договоров, ни установлением местных, специальных или даже общих обычных правил, не наделенных такой же нормативной силой. В результате чего эти нормы обычно интерпретируется как ограничение договорного права государств, так как международные соглашения, противоречащие нормами, признанным jus cogens, являются ничтожными.
Становление и развитие концепции jus cogens в международном праве.
Масштаб, характер и сам факт само существования jus cogens являются предметом обсуждения в среде международного юридического сообщества на протяжении многих лет. Рассуждения о необходимости таких норм, построенные, очевидно, на принципах естественного права можно обнаружить в работах Эмер де Ваттеля (Le Droit des Gens, 1758) и Христиана Вольфа (Jus gentium methodo scientifica pertractatum, 1764). Решения Постоянной палаты международного правосудия также подтверждают существование подобных норм. В деле Уимблдона 1923 года, хотя императивные нормы как таковые прямо не упоминаются, но говорится о том, что государственный суверенитет не является неограниченным. Консенсус относительно определения jus cogens был достигнут в ходе Венской конференции, состоявшейся в 1969 году, и закреплен в положениях статьи 53 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года.
Предполагается, что общее количество
Условия необходимые для признания нормы в качестве jus cogens:
Норма международного права может быть «возведения» в статус jus cogens –императивной нормы международного права при определенных условиях. Согласно критериям, установленным в ст. 53 Венской конвенции 1969 года:
1. Норма должна быть нормой общего международного права.
Общее международное право является правом обязательным для большинства, если не всех, государств мира. Это право, которое регулирует международное сообщество в целом, подобно основной части обычного права. Этим оно отличается как от регионального международного права, которое является обязательным только для государств отдельного географического региона, так и от партикулярного международного права, нормы которого, как правило, содержатся в договорах и обязательны только для нескольких государств-участников.
2. Норма должна быть принята и признана международным сообществом государств в целом.
Прежде чем норма будет рассматриваться в качестве jus cogens, она должна быть принята и признана международным сообществом государств в целом (в некотором отношении аналогично тому, как формируются нормы общего международного обычного права). Тем не менее, это не означает, что подобные нормы должна приниматься единогласно всеми государствами. Наиболее существенным моментом является то, что несколько отдельных субъектов международного права, действуя в одиночку или совместно с другими, не могут создавать нормы jus cogens, а затем навязывать свою интерпретацию большинству государств. Точно так же, несколько отдельных субъектов международного права, действуя в одиночку или совместно с другими, теоретически не могут ветировать решение, принятое большинством государств.
3. Норма не должна допускать отклонения и ее изменение возможно только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер.
Следует констатировать, что это условие фактически отражает главный отличительный признак и «суть» нормы jus cogens. Хотя, можно утверждать, что большинство норм причисляется к статусу jus cogens на основании данного критерия, будет проще проиллюстрировать эти правила, чем приводить их формальное определение. В следующем разделе статьи постараемся продемонстрировать их на конкретных примерах.
Примеры jus cogens.
Комиссия международного права высказалась против включения конкретных примеров jus cogens в проект статей, направленных на Венскую конференцию. Решение не включать отдельные примеры jus cogens было принято по двум причинам. Во-первых, это могло привести к неправильному пониманию в отношении других императивных норм международного прав, не упомянутых в статье. Во-вторых, составление даже на выборочной основе перечня норм, имеющих характер jus cogens, потребовало бы продолжительного исследования материалов, выходящих за рамки настоящих статей.
Тем не менее, в доклад Комиссии были включены предложенные ее членами примеры в качестве иллюстрации отдельных наиболее очевидных и прочно утвердившихся императивных правовых норм, чтобы на их основе указать общий характер и масштабы содержащегося в статье правила.
Примеры международных договоров, противоречащих jus cogens, предложенные Комиссией по международному праву:
- договоры, предполагающие незаконное применение вооруженных сил в нарушение принципов Устава ООН;
- договоры, предполагающие совершение уголовных преступлений в соответствии с международным правом;
- договоры, предполагающие или попустительствующие свершению преступлений международного характера, таких как работорговля, пиратство или геноцид, для противодействия которым необходимо сотрудничество всех государств.
Некоторые члены Комиссии высказали мнение, что нежелательно ограничивать сферу применения положений 53-й статьи Венской конвенции только преступными деяниями по международному праву, и в качестве других возможных примеров называли договоры, нарушающие права человека, суверенное равенство государств или право народов на самоопределение.
interlaws.ru
16. Нормы jus cogens
Среди универсальных норм особое место занимают императивные нормы jus cogens, что можно перевести как «неоспоримое право». Согласно ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров jus cogens — это норма общего международного права, которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права.
Недопустимость отклонения от нормы jus cogens обусловлена характером объекта регулируемых ею отношений, который представляет интерес для всего международного сообщества. Нарушение этой нормы влечет причинение ущерба правам и интересам всех гос. Она обладает высшей юридической силой, и договор считается ничтожным, если в момент заключения он противоречит такой норме.
При возникновении новой нормы jus cogens существующие договоры, которые противоречат ей, становятся недействительными, их действие прекращается.
Основные принципы (являются нормами jus cogens):
суверенное равенство государств
неприменение силы или угрозы силой
мирное урегулирование споров
невмешательство в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государства
сотрудничество государств
равноправие и самоопределение нородов
нерушимость государственных границ
нерушимость территориальной целостности государств
уважение прав человека
добросовестное выполнение международных обязательств.
Признаки принципов международного права.
1. Это наиболее важные, коренные нормы международного права, являющиеся нормативной основой всей международно-правовой системы. На них базируется взаимодействие субъектов в процессе создания и реализации норм международного права. Они пронизывают содержание всех существующих норм.
2. Принципы международного права являются наиболее общими нормами.. Закрепленные в общем виде в ст. 2 Устава ООН принципы международного права детализируются рядом международно-правовых актов, прежде всего Декларацией о принципах международного права, Заключительным актом СБСЕ 1975 г.
3. Принципы являются общепризнанными нормами, обязательными для всех государств и иных субъектов международного права.
4. Принципы — это императивные нормы jus cogens, обладающие высшей юридической силой. Все другие нормы должны им соответствовать. Такое качество принципов позволяет обеспечить стабильность международного правопорядка и международную законность.
5. Принципы имеют универсальную сферу действия, определяют содержание и методы сотрудничества государств.
6. Взаимообусловлены, имеют комплексный характер. В Декларации о принципах международного «права 1970 г. указывается, что при толковании и применении принципы являются взаимосвязанными и каждый принцип должен рассматриваться в контексте всех других принципов.
17. Источники международного права: понятие, виды. Презумпция разнообразия источников.
Источник права – это внешняя форма выражения норма права.
Источники международного права — это установленные государствами в процессе правотворчества формы воплощения согласованных решений, формы существования международно-правовых норм.
Субъекты МП, согласуя свои интересы, определяют:
Презумпция разнообразия источников международного права присуща Уставу ООН, в преамбуле которого выражена решимость народов «создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права».
Виды:
Традиционные источники
1. международный договор — это явно выраженное письменное соглашение между основными субъектами МП, влекущее юр последствия. Договор возник из обычая.
2. международный обычай (по статуту ООН) – это доказательство всеобщей практики, признанное в качестве правовой нормы. С учетом тенденции кодификации МП (систематизация действующих МП норм) и прогрессивного развития международного права обычай вытесняется договором
Признаки: экстерриториальность, особый субъектный состав, процессуальный критерий, создаётся в процессе переговоров, устное правило. Обычай состоит из 2 элементов:
А) Практика – должна отвечать особым требованиям:
Постоянство и единообразие (обязательный).
Определённость.
Всеобщность (обязательный).
Продолжительность.
Б) Опинио юниос – признание нормы в качестве обязательной, согласие государств в этом. Может быть в форме активного или пассивного действия (чаще).
У договоров и обычаев равная юридическая сила. Она зависит не от источника, а от статуса самой нормы.
Пример обычая: граница между территорией государства и космоса проходит на высоте наименьшей перигеев орбит искусственных спутников Земли.
Перечня источников нет. По аналогии применяется правило из ст. 138 статута международного суда ООН. При разрешении дел суд применяет: конвенции, международные обычаи, общие принципы права и квазиисточники. Перечень открыт. Это является доказательством презумпции разнообразия источников МП. Со временем появились новые источники – акты международных организаций и акты международных конференций. Эти акты могут быть обязательного и рекомендательного характера. Источниками МП являются только обязательного характера.
Акты международных организаций – акты, принимаемые органами международных межправительственных организаций. Распространенное наименование – резолюция, декларация, план, программа. Это акты, принимаемые в рамках созываемых международных конференций. Такие конференции могут создаваться:
Для разработки МД (дипломатические конференции) – акт, в котором фиксируется принятие МД. Носит разовый характер, источником МП будет договор.
Для обсуждения выполнения ранее принятого МД. По результатам принимается заключительный акт.
Для обсуждения новых проблем, которые ещё не урегулированы нормами МП.
Акты международных конференций – декларация, план, программа, заключительный акт.
1 т.з.: Сторонники признания за данными актами качества источников МП
те, которые содержат новые нормы МП
если за принятие этого акта проголосовало большинство присутствующих государств.
Например, Всеобщая Декларация прав человека (акт Генеральной Ассамблеи ООН) 1948 г., Заключительный акт СБСЕ 1975 г.
2 т.з.: В таких актах содержится авторитетное мнение, позиция государств в это время. Содержащиеся в актах положения могут впоследствии стать нормами МП в результате практики государств.
Вспомогательные источники: судебные решения и доктрины ученых. У них важная роль в формировании МП.
studfile.net
Jus cogens в международном праве — нормы юс когенс
ЮС КОГЕНС
Смотреть что такое «ЮС КОГЕНС» в других словарях:
ЮС КОГЕНС — (лат. jus cogens) в международном праве императивные нормы, те, от которых государства не могут отступать даже по взаимному соглашению; договор между государствами, противоречащий таким нормам, юридически ничтожен. Помимо Ю.к. в международном… … Юридический словарь
Юс когенс — (лат. jus cogens) Соблюдение законности. Императивная норма, обязательная для всех, независимо от воли отдельных сторон. Императивная норма общего международного права (юс когенс) принимается и признается международным сообществом государств в… … Международное миграционное право: глоссарий терминов
ЮС КОГЕНС — (лат. jus cogens) императивная норма международного права, т.е. норма, от которой государства не могут отступать даже по взаимному соглашению. Договор между государствами, противоречащий таким нормам, является юридически ничтожным. Помимо Ю.к, в… … Юридическая энциклопедия
ЮС КОГЕНС — (лат. jus cogens) императивная норма международного права, т.е. норма, от которой государства не могут отступать даже по взаимному соглашению; договор между государствами, противоречащий таким нормам, является юридически ничтожным. Помимо Ю.к, в… … Энциклопедический словарь экономики и права
юс когенс — (лат. jus cogens) в международном праве императивные нормы, те, от которых государства не могут отступать даже по взаимному соглашению; договор между государствами, противоречащий таким нормам, юридически ничтожен. Помимо Ю.к. в международном… … Большой юридический словарь
юс когенс — незм. У міжнародному праві – імперативні норми, від яких держави не можуть відступати навіть за взаємної згоди … Український тлумачний словник
Запрещение пыток — Пытки запрещены многочисленными международными документами, такими как Всеобщая декларация прав человека, 1948 г. (ст. 5), Американская декларация прав и обязанностей человека, 1948 г. (ст. 26), Международный пакт о гражданских и политических… … Международное миграционное право: глоссарий терминов
Пытка — Любое действие, которым какому либо лицу умышленно причиняется сильная боль или страдание (физическое или нравственное), чтобы получить от него или третьего лица сведения или признания; наказать его за действие, которое совершено им или третьим… … Международное миграционное право: глоссарий терминов
Императивная норма международного права — Юс когенс лат.Jus cogens норма, которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права,… … Словарь бизнес-терминов
16. Нормы jus cogens
Среди универсальных норм особое место занимают императивные нормы jus cogens, что можно перевести как «неоспоримое право». Согласно ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров jus cogens — это норма общего международного права, которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права.
Недопустимость отклонения от нормы jus cogens обусловлена характером объекта регулируемых ею отношений, который представляет интерес для всего международного сообщества. Нарушение этой нормы влечет причинение ущерба правам и интересам всех гос. Она обладает высшей юридической силой, и договор считается ничтожным, если в момент заключения он противоречит такой норме.
При возникновении новой нормы jus cogens существующие договоры, которые противоречат ей, становятся недействительными, их действие прекращается.
Основные принципы (являются нормами jus cogens):
суверенное равенство государств
неприменение силы или угрозы силой
мирное урегулирование споров
невмешательство в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государства
сотрудничество государств
равноправие и самоопределение нородов
нерушимость государственных границ
нерушимость территориальной целостности государств
уважение прав человека
добросовестное выполнение международных обязательств.
Признаки принципов международного права.
1. Это наиболее важные, коренные нормы международного права, являющиеся нормативной основой всей международно-правовой системы. На них базируется взаимодействие субъектов в процессе создания и реализации норм международного права. Они пронизывают содержание всех существующих норм.
2. Принципы международного права являются наиболее общими нормами.. Закрепленные в общем виде в ст. 2 Устава ООН принципы международного права детализируются рядом международно-правовых актов, прежде всего Декларацией о принципах международного права, Заключительным актом СБСЕ 1975 г.
3. Принципы являются общепризнанными нормами, обязательными для всех государств и иных субъектов международного права.
4. Принципы — это императивные нормы jus cogens, обладающие высшей юридической силой. Все другие нормы должны им соответствовать. Такое качество принципов позволяет обеспечить стабильность международного правопорядка и международную законность.
5. Принципы имеют универсальную сферу действия, определяют содержание и методы сотрудничества государств.
6. Взаимообусловлены, имеют комплексный характер. В Декларации о принципах международного «права 1970 г. указывается, что при толковании и применении принципы являются взаимосвязанными и каждый принцип должен рассматриваться в контексте всех других принципов.
17. Источники международного права: понятие, виды. Презумпция разнообразия источников.
Источник права – это внешняя форма выражения норма права.
Источники международного права — это установленные государствами в процессе правотворчества формы воплощения согласованных решений, формы существования международно-правовых норм.
Субъекты МП, согласуя свои интересы, определяют:
Презумпция разнообразия источников международного права присуща Уставу ООН, в преамбуле которого выражена решимость народов «создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права».
Виды:
Традиционные источники
1. международный договор — это явно выраженное письменное соглашение между основными субъектами МП, влекущее юр последствия. Договор возник из обычая.
2. международный обычай (по статуту ООН) – это доказательство всеобщей практики, признанное в качестве правовой нормы. С учетом тенденции кодификации МП (систематизация действующих МП норм) и прогрессивного развития международного права обычай вытесняется договором
Признаки: экстерриториальность, особый субъектный состав, процессуальный критерий, создаётся в процессе переговоров, устное правило. Обычай состоит из 2 элементов:
А) Практика – должна отвечать особым требованиям:
Постоянство и единообразие (обязательный).
Определённость.
Всеобщность (обязательный).
Продолжительность.
Б) Опинио юниос – признание нормы в качестве обязательной, согласие государств в этом. Может быть в форме активного или пассивного действия (чаще).
У договоров и обычаев равная юридическая сила. Она зависит не от источника, а от статуса самой нормы.
Пример обычая: граница между территорией государства и космоса проходит на высоте наименьшей перигеев орбит искусственных спутников Земли.
Перечня источников нет. По аналогии применяется правило из ст. 138 статута международного суда ООН. При разрешении дел суд применяет: конвенции, международные обычаи, общие принципы права и квазиисточники. Перечень открыт. Это является доказательством презумпции разнообразия источников МП. Со временем появились новые источники – акты международных организаций и акты международных конференций. Эти акты могут быть обязательного и рекомендательного характера. Источниками МП являются только обязательного характера.
Акты международных организаций – акты, принимаемые органами международных межправительственных организаций. Распространенное наименование – резолюция, декларация, план, программа. Это акты, принимаемые в рамках созываемых международных конференций. Такие конференции могут создаваться:
Для разработки МД (дипломатические конференции) – акт, в котором фиксируется принятие МД. Носит разовый характер, источником МП будет договор.
Для обсуждения выполнения ранее принятого МД. По результатам принимается заключительный акт.
Для обсуждения новых проблем, которые ещё не урегулированы нормами МП.
Акты международных конференций – декларация, план, программа, заключительный акт.
1 т.з.: Сторонники признания за данными актами качества источников МП
те, которые содержат новые нормы МП
если за принятие этого акта проголосовало большинство присутствующих государств.
Например, Всеобщая Декларация прав человека (акт Генеральной Ассамблеи ООН) 1948 г., Заключительный акт СБСЕ 1975 г.
2 т.з.: В таких актах содержится авторитетное мнение, позиция государств в это время. Содержащиеся в актах положения могут впоследствии стать нормами МП в результате практики государств.
Вспомогательные источники: судебные решения и доктрины ученых. У них важная роль в формировании МП.
Jus cogens — это специальное понятие международного права, обозначающее императивную норму международного права. В последнее время как доктрина, так и судебная практика поддерживают идею существования абсолютных и обязательных принципов международного права, формирующих отдельную специфическую категорию jus cogens. Нормы jus cogens настолько тесно связаны с основополагающими представлениями о нравственности и человеческой морали, что считаются общими, универсальными и применимыми ко всем. Таким образом, они достигают особого статуса, стоящего на уровне конституционно-правовых установлений.
Другими словами, jus cogens — это нормы, соответствующие фундаментальным правилам международного публичного порядка, которые могут быть изменены только последующими нормами того же характера. Это означает, что положение императивных правовых норм являются вышестоящим по сравнению с другими обычными нормами международного права.
Нормы jus cogens признаются международным сообществом в целом в качестве важнейшего фактора поддержания международного правопорядка. К ним относятся базовые правила, касающиеся обеспечения мира, запрещающие применение силы или угрозы силы в международных отношениях, а также нормы гуманитарного характера, такие как запрет геноцида, пыток, рабства и работорговли, расовой дискриминации.
Ввиду важности ценностей, которые защищают императивные нормы международного права, государства в своих взаимоотношениях не могут их преступать даже путем соглашений. В отличие от общего международного обычного права, нормы которого традиционно основаны на взаимном согласии и позволяют изменить содержащиеся в них обязательства по взаимной договоренности сторон, государства ни при каких обстоятельствах не должны отступать от императивных норм ни путем заключения международных договоров, ни установлением местных, специальных или даже общих обычных правил, не наделенных такой же нормативной силой. В результате чего эти нормы обычно интерпретируется как ограничение договорного права государств, так как международные соглашения, противоречащие нормами, признанным jus cogens, являются ничтожными.
Становление и развитие концепции jus cogens в международном праве.
Масштаб, характер и сам факт само существования jus cogens являются предметом обсуждения в среде международного юридического сообщества на протяжении многих лет. Рассуждения о необходимости таких норм, построенные, очевидно, на принципах естественного права можно обнаружить в работах Эмер де Ваттеля (Le Droit des Gens, 1758) и Христиана Вольфа (Jus gentium methodo scientifica pertractatum, 1764). Решения Постоянной палаты международного правосудия также подтверждают существование подобных норм. В деле Уимблдона 1923 года, хотя императивные нормы как таковые прямо не упоминаются, но говорится о том, что государственный суверенитет не является неограниченным. Консенсус относительно определения jus cogens был достигнут в ходе Венской конференции, состоявшейся в 1969 году, и закреплен в положениях статьи 53 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года.
Предполагается, что общее количество императивных норм международного права ограниченно, но закрытого списка не существует. Они не устанавливаются или санкционируются каким-либо авторитетным органом, а возникают в результате обобщения судебной практики с учетом меняющихся социальных и политических взглядов. В качестве примера jus cogens, как правило, приводится запрет на ведение агрессивной войны, преступления против человечности, военные преступления, морское пиратство, геноцид, апартеид, рабство и пытки. Международные трибуналы считают недопустимым захват территорий путем применения военной силы.
Условия необходимые для признания нормы в качестве jus cogens:
Норма международного права может быть «возведения» в статус jus cogens –императивной нормы международного права при определенных условиях. Согласно критериям, установленным в ст. 53 Венской конвенции 1969 года:
1. Норма должна быть нормой общего международного права.
Общее международное право является правом обязательным для большинства, если не всех, государств мира. Это право, которое регулирует международное сообщество в целом, подобно основной части обычного права. Этим оно отличается как от регионального международного права, которое является обязательным только для государств отдельного географического региона, так и от партикулярного международного права, нормы которого, как правило, содержатся в договорах и обязательны только для нескольких государств-участников.
2. Норма должна быть принята и признана международным сообществом государств в целом.
Прежде чем норма будет рассматриваться в качестве jus cogens, она должна быть принята и признана международным сообществом государств в целом (в некотором отношении аналогично тому, как формируются нормы общего международного обычного права). Тем не менее, это не означает, что подобные нормы должна приниматься единогласно всеми государствами. Наиболее существенным моментом является то, что несколько отдельных субъектов международного права, действуя в одиночку или совместно с другими, не могут создавать нормы jus cogens, а затем навязывать свою интерпретацию большинству государств. Точно так же, несколько отдельных субъектов международного права, действуя в одиночку или совместно с другими, теоретически не могут ветировать решение, принятое большинством государств.
3. Норма не должна допускать отклонения и ее изменение возможно только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер.
Следует констатировать, что это условие фактически отражает главный отличительный признак и «суть» нормы jus cogens. Хотя, можно утверждать, что большинство норм причисляется к статусу jus cogens на основании данного критерия, будет проще проиллюстрировать эти правила, чем приводить их формальное определение. В следующем разделе статьи постараемся продемонстрировать их на конкретных примерах.
Примеры jus cogens.
Комиссия международного права высказалась против включения конкретных примеров jus cogens в проект статей, направленных на Венскую конференцию. Решение не включать отдельные примеры jus cogens было принято по двум причинам. Во-первых, это могло привести к неправильному пониманию в отношении других императивных норм международного прав, не упомянутых в статье. Во-вторых, составление даже на выборочной основе перечня норм, имеющих характер jus cogens, потребовало бы продолжительного исследования материалов, выходящих за рамки настоящих статей.
Тем не менее, в доклад Комиссии были включены предложенные ее членами примеры в качестве иллюстрации отдельных наиболее очевидных и прочно утвердившихся императивных правовых норм, чтобы на их основе указать общий характер и масштабы содержащегося в статье правила.
Примеры международных договоров, противоречащих jus cogens, предложенные Комиссией по международному праву:
- договоры, предполагающие незаконное применение вооруженных сил в нарушение принципов Устава ООН;
- договоры, предполагающие совершение уголовных преступлений в соответствии с международным правом;
- договоры, предполагающие или попустительствующие свершению преступлений международного характера, таких как работорговля, пиратство или геноцид, для противодействия которым необходимо сотрудничество всех государств.
Некоторые члены Комиссии высказали мнение, что нежелательно ограничивать сферу применения положений 53-й статьи Венской конвенции только преступными деяниями по международному праву, и в качестве других возможных примеров называли договоры, нарушающие права человека, суверенное равенство государств или право народов на самоопределение.
Посмотреть еще:
- Проблемы семейного права РФ
Понятие семьи по законодательству Российской ФедерацииНа законодательном уровне такого понятия как «Семья», как и понятие…
- Утрата права применения УСН
Потеря права на применение УСННалоговый кодекс РФ позволяет организациям при выполнении определенных условий выбрать налоговый…
- Комплексная отрасль
Комплексная отрасль права как категория юридической науки (Коваленко А.Ю.)В последнее время происходит комплексное накопление нормативного…
- В с нерсесянца
Нерсесянц В.С. Философия праваУчебник для вузов. — Москва: Норма, 2005.Владик Сумбатович Нерсесянц — академик Российской…
zullus.ru
ЮС КОГЕНС — это… Что такое ЮС КОГЕНС?
ЮС КОГЕНС — (лат. jus cogens) в международном праве императивные нормы, те, от которых государства не могут отступать даже по взаимному соглашению; договор между государствами, противоречащий таким нормам, юридически ничтожен. Помимо Ю.к. в международном… … Юридический словарь
Юс когенс — (лат. jus cogens) Соблюдение законности. Императивная норма, обязательная для всех, независимо от воли отдельных сторон. Императивная норма общего международного права (юс когенс) принимается и признается международным сообществом государств в… … Международное миграционное право: глоссарий терминов
ЮС КОГЕНС — (лат. jus cogens) императивная норма международного права, т.е. норма, от которой государства не могут отступать даже по взаимному соглашению. Договор между государствами, противоречащий таким нормам, является юридически ничтожным. Помимо Ю.к, в… … Юридическая энциклопедия
ЮС КОГЕНС — (лат. jus cogens) императивная норма международного права, т.е. норма, от которой государства не могут отступать даже по взаимному соглашению; договор между государствами, противоречащий таким нормам, является юридически ничтожным. Помимо Ю.к, в… … Энциклопедический словарь экономики и права
юс когенс — (лат. jus cogens) в международном праве императивные нормы, те, от которых государства не могут отступать даже по взаимному соглашению; договор между государствами, противоречащий таким нормам, юридически ничтожен. Помимо Ю.к. в международном… … Большой юридический словарь
юс когенс — незм. У міжнародному праві – імперативні норми, від яких держави не можуть відступати навіть за взаємної згоди … Український тлумачний словник
Запрещение пыток — Пытки запрещены многочисленными международными документами, такими как Всеобщая декларация прав человека, 1948 г. (ст. 5), Американская декларация прав и обязанностей человека, 1948 г. (ст. 26), Международный пакт о гражданских и политических… … Международное миграционное право: глоссарий терминов
Пытка — Любое действие, которым какому либо лицу умышленно причиняется сильная боль или страдание (физическое или нравственное), чтобы получить от него или третьего лица сведения или признания; наказать его за действие, которое совершено им или третьим… … Международное миграционное право: глоссарий терминов
Императивная норма международного права — Юс когенс лат.Jus cogens норма, которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права,… … Словарь бизнес-терминов
dic.academic.ru
Нормы «jus cogens»
Еще одна важная классификация норм их деление на императивные и диспозитивные. К императивным относятся нормы, которые обладают особой юридической силой. Совокупность императивных норм образуют императивное право (или jus cogens).
В ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров дано следующее определение императивной нормы:
«принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер». Договоры, противоречащие такой норме, недействительны.
Считается, что только универсальная норма может быть императивной. Но, с другой стороны, не все универсальные нормы императивны. Нормы о дипломатическом иммунитете универсальны, однако отдельные государства вполне могут отступить от этих норм по взаимному согласию. Следовательно, данные нормы не являются императивными (хотя можно встретить и противоположное мнение относительно этих норм).
К императивным нормам относятся, например: запрет работорговли, пиратства, колониализма, отдельные правила ведения военных действий, запрет на осуществление геноцида, запрет агрессии, все общепризнанные принципы МП, а также принципы и многие нормы, в частности, международного морского, воздушного, космического, экологического права.
Появление императивных норм означало отступление от принципа «свободы договоров» в МП.
Ясно, что императивной (и универсальной) может быть такая норма, в которой воплощены не только государственные интересы одной группы или нескольких групп государств, а общие интересы всех государств, всего мирового сообщества. В императивной норме должны быть воплощены воля всех основных цивилизационных центров и дух всех правовых семей современности.
Интересно, что проф. Г. И. Тункин указывал на существование норм, которые обладают «неполной когентностью» (Тункин Г. И. «Теория международного права», М., 1970, стр. 181).
Есть в МП и так называемые квазиимперативные нормы. Они тоже не допускают отклонения от них по соглашению сторон, но только в рамках, например, какого-либо универсального международного договора.
Так, в Уставе ООН содержатся не только императивные, но и диспозитивные нормы. Тем не менее все нормы Устава ООН обладают приоритетом по отношению к нормам прочих соглашений (ст. 103). Это означает, что диспозитивные нормы Устава являются квазиимперативными.
Нормы договоров, которые противоречат диспозитивным положениям Устава ООН, сами по себе не будут считаться недействительными.
Современная практика знает несколько основных способов «производства» императивных норм:
через международный обычай;
путем заключения универсальных международных договоров;
путем принятия резолюций Генеральной Ассамблеи ООН и последующего всеобщего признания их норм в качестве правовых;
путем представительного принятия политических актов на различных форумах и последующего всеобщего признания их норм в качестве правовых.
Общим многосторонним договором является, например, Устав ООН. Значительная часть норм Устава ООН носит характер императивных норм. Эти нормы могут быть модифицированы путем изменения Устава.
В наше время многие нормы не могут стать императивными лишь потому, что их не разделяют несколько или даже одно государство.
Так, существует конвенция, запрещающая в случае военных действий применять против гражданского населения особо жестокие виды оружия, например напалм или так называемые фосфорные бомбы, которые прожигают человека насквозь. США не присоединились к этим нормам. Более того, в 2004 году, во время войны в Ираке, они применили фосфорные бомбы против безоружных жителей иракских городов.
Императивные нормы МП формируют так называемый международный публичный порядок. Они порождают универсальные правоотношения правоотношения между всеми государствами (erga omnes).
Нарушение основополагающей императивной нормы представляет собой международное преступление. В таком случае поставить вопрос об ответственности государства-правонарушителя вправе не только пострадавшее государство, но и любое государство мира. Концепция защиты общих интересов действиями любого члена общества обозначается термином «actio popularis».
Напрашивается вопрос: боевые действия США против Ирака в 2004 году это международное преступление со стороны США и присоединившихся стран или правомерная реакция на международное преступление, совершенное Ираком?
studfile.net
ТОП 10: |
Принципы МП – общепризнанные нормы МП наиболее общего характера. В основном они носят императивный характер и содержат обязательства erga omnes, т.е. в отношении всех и каждого из членов межгосударственного сообщества. Все общепризнанные принципы МП подразделяются на основные и отраслевые (или специальные). Основные принципы применяются во всех сферах межгосударственных отношений, урегулированных МП. Отраслевые принципы (например, принцип свободы открытого моря) более конкретны по сравнению с основными иприменяются именно в той сфере межгосуд. отношений, которые регулируются данной отраслью. Принципы МП подразделяют на дозволяющие (принцип суверенного равенства государств), запрещающие (невмешательство, неприменение силы), предписывающие (мирное разрешение споров, территориальная целостность и неприкосновенность, равноправие и самоопределение народов, уважение прав человека, добросовестное выполнение взятых на себя обязательств). 1. Принцип суверенного равенства государств означает, что все государства как суверенные образования равны и независимы юридически друг от друга. Размеры их территории, численность населения, экономическая и военная мощь, уровень развития и т.д. значения не имеют. Государственный суверенитет (верховенство закона на своей территории и независимость от других государств) возникает и исчезает вместе с прекращением существования государства. Этот принцип получил отражение в п.1 ст.2 Устава ООН, Декларации принципов МП 1970 г. Он включает также обязательство уважать суверенитет других государств. 2. Принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств – обязательство государств и др. субъектов МП не вмешиваться прямо или косвенно в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию какого-либо государства. Недопустимо любое вмешательство независимо от его интенсивности: экон., полит., военное. Принцип отражен в п.7 ст.2 Устава ООН, в Декларации о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, об ограждении их независимости и суверенитета, принятой ГА ООН в 1965 г., в Декларации принципов МП 1970 г. Дела, входящие во внутреннюю компетенцию, — это такие дела, которые государство вправе решать самостоятельно, без согласования с другими членами м/н сообщества. Государства добровольно могут сделать предметом обсуждения в к-л. м/н органе вопросы, относящиеся к их внутренней компетенции. Каждое государство само определяет, представляет та или иная акция вмешательство в дела внутренней компетенции. Это не относится к вопросам, имеющим общепризнанное м/н значение. Кроме того, если согласно Уставу ООН, СБ решил, что какая-л. ситуация требует применения принудительных мер, такая ситуация тем самым признается м/н вопросом, и принцип невмешательства на нее не распространяется. СБ вправе также расследовать любой спор или ситуацию с целью определить, не может ли их продолжение угрожать м/н миру и безопасности. Это расследование не является нарушением принципа невмешательства. 3. Принцип неприменения силы (угрозы силой) – обязательство государств не прибегать к силе или угрозе ее применения в межгосуд. отношениях. Принцип отражен в п.4. ст.2 Устава ООН, Декларации 1970 г., Заключительном акте ОБСЕ 1975 г. Применение силы в нарушение данного принципа рассматривается как агрессия. Запрещено как прямое применение силы, например вторжение регулярной армии одного гос-ва на территорию другого, военная оккупация и т.п., так и косвенное – засылка на территорию другого гос-ва вооруженных банд, наемников, оказание помощи одной из сторон в гражданской войне, участие в гражданской войне, организация терактов на территории другого гос-ва. Недопустимо также осуществление невоенных силовых актов, к примеру посягающих на экономическую безопасность гос-ва. Согласно Декларации 1970 г., недопустимо применение репрессалий с использованием силы. Правомерным применением вооруженной силы яв-ся осуществление гос-ми права на индивид. или коллективную самооборону в случае вооруженного нападения, осуществление принудительных мер военного характера по решению СБ ООН и вооруженная борьба народов против попыток воспрепятствовать реализации их права на самоопределение. 4. Принцип мирного разрешения международных споров —обязательство государств разрешать все свои м/н споры мирными средствами. В п.3 ст.2 Устава ООН говорится о том, что все члены организации разрешают свои споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе м/н мир, безопасность и справедливость. И в Декларации 1970 г., и в Заключит. акте СБСЕ 1975 г. указывается, что гос-ва вправе свободно выбирать любые мирные средства урегулирования споров. Гос-ва, кроме того, должны стремиться к скорейшему разрешению спора, в который они вовлечены. Принцип распространяется не только на споры, но и на любые конфликтные ситуации. Если СБ ООН, расследовав какой-л. спор или ситуацию, решил, что их продолжение не может угрожать м/н миру и безопасности, это не снимает с заинтересованных сторон обязанности стремиться к их мирному урегулированию. 5. Принцип территориальной целостности и неприкосновенности государств – обязательство каждого гос-ва уважать территориальную целостность и неприкосновенность другого гос-ва. В Уставе ООН прямо не закреплен. В п.4 ст.2 Устава, посвященном принципу неприм. силы, указывается на недопустимость применения силы или угрозы ее применения против территориальной неприкосновенности и полит. независимости гос-в. Основные элементы данного принципа, исходя их Устава ООН, Декларации 1970 г., определения агрессии, Заключит. акта СБСЕ 1975 г.: территория гос-ва не может быть объектом приобретения другим гос-вом в результате угрозы силой или ее применения, т.е. аннексирована, не может быть объектом военной оккупации; аннексированные территориальные приобретения признаются недействительными и неправомерными, гос-ва обязаны признать неприкосновенность границ друг друга. В модифицированном виде данный принцип нашел отражение в Заключительном акте СБСЕ 1975 г. как принцип нерушимости границ, где акцент делается не на недопустимости нарушения гос. границ (это само собой разумеется), а на недопустимости перекройки границ путем любых посягательств на них. 6. Принцип нерушимости государственных границ – определение способов и форм сотрудничества государств в части обеспечения и защиты границ, включая заключение договоров об их делимитации и демаркации, коллективную самооборону, решение пограничных споров и выработку соответствующих механизмов. В писаной форме он отражен в двусторонних и многосторонних союзнических договорах, уставах универсальных и региональных организаций. Кроме того – в нормах Декларации принципов Заключительного акта СБСЕ 1975 г., в Декларации принципов 1970 г. 7. Принцип равноправия и самоопределения народов– обязательство гос-в признавать, уважать и обеспечивать равноправие и самоопределение народов. Он закреплен в п.2 ст.2 Устава, его содержание раскрыто в ряде м/н документов: в Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам, принятой ГА ООН в 1960 г., Декларации 1970 г., Заключит. акте СБСЕ 1975 г. Все народы имеют право свободно, без вмешательства извне определять свой полит. статус и осуществлять свое эконом., соц., культ. развитие, а также решать, каким способом осуществлять свое самоопределение – создавать собственное гос-во, присоединяться к другому и т.д. Однако право на отделение не является обязательным элементом права на самоопределение. В м/н документах подчеркивается, что право на самоопределение не должно истолковываться как поощряющее или санкционирующее любые действия, которые вели бы к расчленению гос-ва или нарушению его территориальной целостности, соблюдающих принцип равноправия и самоопределения народов и обеспечивающих представительство в своих органах всех слоев населения без различия расы, вероисповедания и т.д. Право на отделение как возможный вариант осуществления права на самоопределение признано за народами, проживающими в тех гос-вах, которые не соблюдают принцип самоопределения, народами колоний и др. зависимых территорий, народами, чьи территории были аннексированы после принятия Устава, и народами, имеющими право на отделение по конституции гос-ва. 8. Принцип уважения прав человека – обязательство гос-ва уважать и соблюдать права человека, а также содействовать его всеобщему уважению и соблюдению. Этот принцип закреплен в Уставе ООН косвенно (п.3 ст.1, ст. 55 Устава ООН – ООН содействует уважению и соблюдению прав и основных свобод человека). В Заключит. акте СБСЕ уважение прав человека выделено в качестве отдельного принципа. В первую очередь, гос-ва обязаны обеспечить уважение прав человека в пределах их юрисдикции, далее это обязательство было конкретизировано в документах МОРГ и конференций (Всеобщая декларация прав человека 1948 г., М/н пакт об эконом., соц. и культурных правах и М/н пакт о гражд. и полит. правах 1966 г., Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. Перечень прав и свобод человека не является исчерпывающим. Нарушением принципа считались массовые и грубые нарушения прав человека, но сейчас и индивидуальные случаи могут рассматриваться как м/н проблема и привлекать внимание м/н органов, и это не воспринимается как вмешательство во внутренние дела. 9. Принцип добросовестного соблюдения взятых на себя обязательств– каждое гос-во обязано добросовестно выполнять свои обязательства, вытекающие из общепризнанных принципов и норм МП, а также из договоров, в которых оно участвует («pacta sunt servanda» – «договоры должны соблюдаться»), распространяющих на него действие обычных норм МП, а также обязательства, взятые в одностороннем порядке. Если обязательства, вытекающие из м/н договоров противоречат обязательствам членов по Уставу, преимущественную силу имеет Устав. Принцип сформулирован в п.2 ст.2 Устава ООН, Декларации 1970 г., Заключительного акта СБСЕ 1975 г. 10. Принцип сотрудничества государств – обязательство гос-в сотрудничать друг с другом независимо от различий их полит., экон., соц. систем во всех областях МО. Принцип вытекает из целей ООН. В Декларации 1970 г. и Заключит. акте СБСЕ 1975 г. выделен в качестве отдельного принципа. В Декларации перечисляются основные сферы сотрудничества. Они охватывают такие вопросы, как поддержание м/н мира и стабильности, установление всеобщего уважения прав человека, ликвидация всех форм расовой дискриминации и религиозной нетерпимости, развитие экон., соц., культ, торговых отношений, а также в области науки и техники.
|
infopedia.su