Глобальная угроза международного терроризма
- ГДЗ
- 1 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Природоведение
- Основы здоровья
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
- Технология
- 2 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Украинский язык
- Информатика
- Природоведение
- Основы здоровья
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- 3 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Украинский язык
- Информатика
- Музыка
- Литература
Окружающий мир- Технология
- Испанский язык
- 4 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Украинский язык
- Информатика
resheba.me
Основные признаки и определение терроризмаТерроризм – термин происходит от латинского слова terror, означающего страх, ужас. Им обозначаются насильственные действия (преследования, разрушения, захват заложников, убийства и др.) с целью устрашения, подавления политических противников, конкурентов, навязывания определённой линии поведения. Различают индивидуальный и групповой террор (репрессии диктаторских и тоталитарных режимов). В 70–90-х годах XX века получил распространение международный терроризм. Такое определение терроризму дано в популярном энциклопедическом словаре, вышедшем в Москве в 1999 году, аналогичен этому и смысл соответствующих статей в других словарях, причем содержание понятий «террор» и «терроризм» в них оказывается практически идентичным. «Террор» в русском языке определяется как устрашение противника путём физического насилия, вплоть до уничтожения, а терроризм – это практика террора. Действия террористов не всегда связаны с убийством, но всегда подразумевают насилие, принуждение, угрозу. Различными могут быть и цели: сугубо корыстные, в основе которых жажда наживы; политические, в том числе от узкокорпоративных до свержения государственного строя. Террористические действия совершаются и ради идеи. Поэтому те, кто разделяет идеи террориста, нередко называют его патриотом, борцом за свободу, оппозиционером и т.д.Терроризм может выражаться также в разрушении или попытке разрушения, каких-либо объектов: самолётов, административных зданий, жилищ, морских судов, объектов жизнеобеспечения и т. п. Одно из главных средств достижения целей для террористов – запугивание, создание атмосферы страха, неуверенности в безопасности жизни своей и своих близких. Уничтожение имущества террористическими группами, даже не повлекшее человеческих жертв, также можно квалифицировать как терроризм. Терроризм – преступление, которое может быть совершено и одним лицом против одного или нескольких человек или каких либо объектов (террористический акт). Для терроризма как международного преступления совершение преступного деяния в одиночку в настоящее время не характерно. Более развёрнутое и юридически очерченное определение терроризму содержится в Федеральном законе «О противодействии терроризму», а также в Уголовном кодексе Российской Федерации: «Терроризм — идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий» Основные признаки терроризма: 1) применение насилия и устрашения; 2) «реклама» в СМИ разрушительных последствий террористических актов; 3) направленность на достижение политических целей, на ослабление политических противников, укрепление собственных политических позиций; 4) общественная опасность, связанная с созданием непосредственной угрозы для жизни и свободы людей; 5) использование конспирации как необходимого условия существования террористических структур и их действий; 6) опосредованный способ достижения планируемого конечного политического результата через совершение посягательств на жизнь и здоровье людей Вперед >Содержание |
uchebnik-online.com
План-конспект урока по обществознанию (10 класс) на тему: План-конспект урока по обществознанию в 10 классе тему: «Глобальная угроза международного терроризма».
План-конспект урока по обществознанию в 10 классе тему:
«Глобальная угроза международного терроризма».
Учебник под редакцией Л.Н.Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, М.Ю.Телюкиной, М.Просвещение 2014г.
Цель и задачи урока: 1.Осознание опасности данной угрозы. 2.В чем различие понятий «террор» и «терроризм»? 3.Почему терроризм становится глобальной угрозой для человечества? 4.Каковы истоки и причины терроризма? 5.Воспитание отрицательного отношения к радикализму, насилию, террору.
Ход урока
План изложения новой темы.
1.Международный терроризм: понятие и признаки.
В ХХ веке многие ученые рассматривали терроризм как разновидность преступности наряду с торговлей оружием, наркотиками. Сейчас мы видим, что международный терроризм – особый вид опаснейшей криминальной деятельности.
В Федеральном законе РФ «О противодействии терроризму» терроризм определяется как идеология насилия и практика устрашения населения «в целях воздействия принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями».
Террор – способ управления обществом, основанный на устрашении. Международный терроризм — антигосударственная деятельность, которая осуществляется в современных условиях организациями, стремящимися к достижению политических целей. Международный терроризм – это насильственные действия, при которых жертвами становятся не только политические деятели, но и рядовые граждане страны, так как для террористов человеческая жизнь не представляет никакой ценности. Количество терактов растет. Ближний Восток, Россия, США, Индия, страны Европы и другие государства не раз подвергались террористическим атакам. В Российской Федерации с 1995 по 2006 годы произошло 55 терактов, пострадало более 20000 жителей, погибло 1802 чел. В эту статистику входят жертвы взрывов жилых домов в Буйнакске, Москве и Волгодонске 4-16 сентября 1999 г., захват заложников в московском Театральном центре на Дубровке в октябре 2002 и в школе №1 г. Беслана 1 сентября 2004 г.
11 сентября 2001 г .в Нью-Йорке была взорвана башня Всемирного торгового центра. Жертвами стали 2977 чел.
2.Глобализация и международный терроризм.
Процесс перехода к информационному обществу усиливает неравномерность развития стран. Увеличивается разрыв в уровне социально-экономического развития стран «Севера» и «Юга» .НТП ставит перед человечеством угрозу глобальных катастроф – ядерных, экологических, информационных и др.
Обостряются противоречия в этнонациональной и религиозной сферах. Обостряется конфликт ценностей различных цивилизаций.
НТП способствовал появлению «технологического» терроризма: биологического, информационного, нацеленного на государственные информационные ресурсы и секретную информацию. Исключительную опасность представляет ядерный терроризм (стремление завладеть оружием массового поражения). Множество терактов совершается с использованием транспортных средств, в качестве исполнителей используются смертники, что свидетельствует о подавлении сознания и манипулировании поведением людей.
Финансовыми источниками терроризма являются доходы теневой экономики (наркоторговля, торговля оружием, проституция…). Отдельные коррумпированные государства, частные лица, организации часто используют террор как инструмент для достижения своих целей).
3. Идеология насилия и международный терроризм.
Современная идеология использует крайние экстремистские взгляды и учения, как левые (радикализм), так и правые (фундаментализм).Террористы применяют такие идеологические средства как религиозные и этнические ценности, мифологизация и создание образа врага. Лидеры террористических организаций вербуют своих сторонников с помощью образа «справедливого общества», развиваться которому «мешают враги». Зачастую в ряды террористов попадают даже образованные, внешне вполне благополучные молодые люди, но чаще всего неопытные горячие головы. Одной из причин, побудивших людей к терроризму является кризис культурных, нравственных и гуманистических ценностей, национальная нетерпимость, религиозный фанатизм, сепаратистские настроения.
4.Противодействие международному терроризму.
Одним из координаторов антитеррористической деятельности на международном уровне является ООН, который разрабатывает правовые нормы, координирует антитеррористичекую деятельность и участвует в борьбе с террором. В 2008г.192 государства – члена ООН приняли Глобальную контртеррористическую стратегию. В 2012 г. были разработаны 16 соглашений против различных видов террористической деятельности. Важным является своевременное решение социально-экономических проблем, снижение уровня социально-политической напряженности, развитие экономики.
Необходимо осознание каждым человеком гуманистических ценностей: неприятие насилия, стремление к решению социальных проблем путем диалога и компромисса.
Новые понятия:
Отношения «Север — Юг», радикализм, фундаментализм.
Изучение документа «Из доклада Генерального секретаря ООН Кофи Аннана «Единство в борьбе с терроризмом: рекомендации по глобальной контртеррористической стратегии» 2006 г. с.98-99
Вопросы и задания к документу.
1.Какие принципы ООН по отношению к глобальному терроризму провозглашает документ? 2. Какое участие в противодействии терроризму могут принять СМИ? 3.Почему международный терроризм является одной из самых серьезных угроз международному миру и безопасности?
Из рубрики «Мысли мудрых» разберем смысл высказывания французского просветителя Дени Дидро «От фанатизма до варварства один шаг». Почему крайние идеи рано или поздно приводят к убеждению в возможности или необходимости насилия для реализации своих идей?
Вопросы для закрепления темы:
1.Дайте определение международного терроризма и перечислите его основные признаки.
2.Какой из признаков международного терроризма вы считаете самым главным и почему?
3.Как связаны глобализация и возникновение международного терроризма? 4.В каких формах проявляется технологический терроризм?
5.Назовите финансовые источники международного терроризма. 6.Чем опасна идеология насилия?
7.Найдите на сайте «ООН борется против терроризма» документ «Глобальная контртеррористическая стратегия». Какие направления борьбы с терроризмом названы в нем?
8.Как противодействовать международному терроризму на внутригосударственном уровне?
Домашнее задание П.9 стр.93-100. Выполнить задания на стр.100.
Написать эссе на тему «Идеология и международный терроризм».
Выучить основные понятия, дать их определения.
nsportal.ru
Разработка «Глобальная угроза международного терроризма»
Технологическая карта урока
Целевая аудитория: учащиеся 10 класса.
Тема: «Международный терроризм — глобальная угроза современности»
Цели урока: Создать условия для овладения учащимися знаниями о терроризме через работу с учебником и дополнительными источниками информации, анализ и обоснование собственных выводов на основе этой информации.
Задачи урока:
раскрыть существенные признаки понятий «террор» и «терроризм»
разъяснить связь глобализации и международного терроризма
углубить знания учащихся о глобальных проблемах современности;
определить цели международного терроризма; осуществить поиск путей решения данной проблемы;
совершенствовать навыки работы с различными источниками информации, развивать критическое мышление учащихся;
продолжить формирование умений работать в группах, представлять и отстаивать собственную позицию;
воспитывать чувство ответственности учащихся за судьбу человечества;
Планируемые результаты:
знать определение международного терроризма, его финансовые источники, способы и признаки; как связаны глобализация и международный терроризм; меры противодействия международному терроризму на внутригосударственном и международном уровнях.Познавательные: объяснять какой из признаков международного терроризма является главным и почему, чем опасна идеология насилия
Регулятивные: составлять план действий, владеть навыками самоконтроля, осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению; ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что ещё не известно.
Коммуникативные: вступать в диалог, сотрудничать с другими участниками, решать учебные проблемы, возникающие в ходе групповой работы, фронтальной работы.
формирование гражданской позиции ученика как активного и ответственного члена российского общества; собственной активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений; личностная оценка причин и особенностей современного терроризма.
Тип урока: комбинированный урок
Форма урока: индивидуальная и групповая работа воспитанников.
Оборудование урока: рабочие листы обучащихся; компьютер и мультимедийный проектор для демонстрации проектов-презентаций учащихся;
извлечение из ФЗ РФ “О противодействии терроризму”, текст с сайта Министерства Обороны РФ » Противодействие терроризму Вооруженными силами РФ», классная доска, презентация учителя.
Основные понятия и термины: глобальные проблемы современности, террор, терроризм, радикализм, фундаментализм.
Этапы урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация ранее полученных знаний
3. Мотивационный блок. Постановка цели и задач урока.
4. Первичное усвоение новых знаний.
5. Первичное осмысление и закрепление изученного материала
6. Первичная проверка понимания
7. Домашнее задание и инструктаж по его выполнению
8. Рефлексия. Подведение итогов урока.
Формируемые способы деятельности: постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, качества и уровня усвоения.
Технологическая карта урока:
“Терроризм – главная угроза безопасности человечества в XXI веке”. (В.В. Путин)
1. Орг. моментПриветственное слово учителя. Организационный момент. Дежурный сдает рапорт. Учитель проверяет присутствие учащихся, отмечает отсутствующих.
Создание благоприятной психологической обстановки через обсуждение высказывания Пабло Пикассо Раздвиньте свои границы! Я всегда делаю то, чего я не умею, чтобы этому научиться.
Так давайте и мы сегодня хорошенько поработаем, чтобы раздвинуть границы своих знаний и умений. пожелаем друг другу успехов.
Учащиеся готовятся к уроку. Стоя приветствуют учителя
Высказывают свои мысли о смысле предложенного высказывания, о проблеме, поднятой автором.
2. Актуализация знаний по теме прошлого урока.
Мы с вами уже знакомились с глобальными проблемами человечества.
— Что такое глобальные проблемы человечества?
Давайте вспомним их и перечислим.
-Почему эти проблемы называют глобальными? Перечислите их признаки.
Приём «Крестики-нолики». Учащимся предлагаются 9 утверждений, поле в виде большого квадрата, разделенного на 9 маленьких квадратов (пронумерованных). учащиеся должны поставить «Х»-если утверждение верное или «0»-если утверждение ошибочно, в соответствующий по номеру квадратик.
Утверждения:
1. Глобализация носит противоречивый характер (да)
2. Экологическая проблема касается только тех государств, где высоко развита промышленность. (нет, она касается всех государств Планеты)
3. Информационная сфера состоит только из информации, инфраструктуры и субъектов формирования и использования информационных ресурсов. (нет, еще одним из компонентов являются системы регулирования)
4. Демографическая проблема относится к проблемам преимущественно социального характера (да)
5. Предотвращение ядерной войны и обеспечение прочного мира — «универсальная» проблема. (да)
6. Проблема мирового океана относится к проблемам научного характера, нерешенность которой не создаёт непосредственной угрозы для будущего человечества. (нет, это проблема преимущественно природно-экономического характера)
7. Освоение космоса является проблемой преимущественно природно-экономического характера. (нет, это проблема научного характера)
8. Урбанизация создаёт сложнейший узел противоречий: экономических, экологических, социальных и пространственных. (да)
9. Энергетическая проблема заключается в растущем разрыве между высокими темпами развития энергоёмких производств и ограниченностью и невозобновляемостью запасов органического топлива (да)
Глобальные проблемы – это совокупность проблем человечества, которые встали перед ним во второй половине 20 века, и от решения которых зависит существование цивилизации.
— Предотвращение ядерной войны и обеспечение мира;
— Преодоление отсталости слаборазвитых стран;
— Демографическая;
— Межнациональных отношений;
-Урбанизация;
-Экологическая;
— Энергетическая;
— Продовольственная;
— Проблема мирового океана;
— Освоение космоса.
— Носят планетарный характер.
— Угрожают всему человечеству.
— Могут быть решены только совместными усилиями всех народов и государств.
— Нуждаются в неотложных мерах по их устранению.
Обучающиеся выполняют задание в рабочем листе, проверка по шаблону (проецируется на экран)
3. Мотивационный блок, постановка цели и задач урока.
(вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала)
Сегодня мы продолжим работу по этой теме. О какой глобальной угрозе человечества мы будет сегодня говорить, вы сможете догадаться, просмотрев небольшой видеоролик. Просмотр видеоролика «Памяти жертвам террора»
— Сформулируйте цель сегодняшнего урока.
Задачи:
1. раскрыть существенные признаки понятий «террор», «терроризм»
2. разъяснить связь глобализации и международного терроризма
3. охарактеризовать направления противодействия международному терроризму.
Учитель может добавить цели.
Учащиеся сообщают, что речь на уроке пойдёт об одной из глобальных проблем- международный терроризм.
Учащиеся предполагают, что целями могут быть:
Узнать что такое терроризм.
Какая деятельность является террористической?
Кто является террористом
Каковы цели терроризма.
Как противостоять терроризму.
4. Первичное усвоение новых знаний.
Вступительное слово преподавателя.
— Как мы уже выяснили на предыдущих уроках, современное общество не только открывает для себя новые возможности, но и сталкивается с серьёзными угрозами. одна из наиболее опасных угроз — международный терроризм. история второй половины 20 -начала 21 века показала, что условия глобализации создают благоприятную среду для международного терроризма. Почему это происходит и как можно противостоять угрозе терроризма?
Осознание международного терроризма как особого, качественно нового явления произошло не сразу. Многие правоведы, политологи, социологи еще в середине 20 века рассматривали терроризм как разновидность преступления наряду с торговлей оружием и наркотиками. современные учёные утверждают, что международный терроризм — особый вид опаснейшей криминальной деятельности, которой присущи специфические особенности.
Давайте разбираться.
— как вы понимаете, что такое террор? обратимся к истории нашего государства!!! Иван Грозный, например
это политика репрессий со стороны государства, опирающегося на мощь своих силовых структур.
— является ли террор понятием новейшего времени?
— а что тогда мы подразумеваем по терроризмом?
1) В международных документах существует определение терроризма- противоправное, уголовно наказуемое деяние, совершённое в целях нарушения общественной безопасности, оказания воздействия на принятие органами власти принятия решений, устрашения населения, проявляющиеся в виде:
— насилия или угрозы его применения в отношении физических или юридических лиц;
-уничтожения( повреждения) или угрозы уничтожения (повреждения) имущества или других материальных объектов, создающей опасность гибели людей;
— причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно- опасных последствий;
— посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля с целью прекращения его политической деятельности либо из мести за такую деятельность;
-нападения на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующегося международной защитой, на лиц, пользующихся международной защитой;
-иных деяний, попадающих под понятие террористических в соответствии с национальным законодательством сторон, а также иными общепризнанными международными актами, направленными на борьбу с международным терроризмом.
2) Терроризм — это применение негосударственного насилия или угрозы насилия с целью вызвать панику в обществе, ослабить положение и даже свергнуть должностных лиц и вызвать политические изменения в обществе.
Международный терроризм — антигосударственная деятельность, которая осуществляется в современных условиях, как правило организациями, которые стремятся к достижению политических целей.
— посмотрите внимательно на данные определения и укажите общее и различия данных понятий.
Проблема международного терроризма сегодня очень актуальна. В наше время терроризм отразил реальности глобализации. Это явление сегодня затронуло всё мировое сообщество.
Терроризм превратился в одну из наиболее опасных по своим масштабам, непредсказуемости и последствиям общественно- политических проблем. Сегодня терроризм – это не только диверсанты-одиночки, угонщики самолетов и шахиды-камикадзе.
Современный терроризм – это мощные разветвленные и хорошо организованные структуры.
Основные признакам международного терроризма:
1) терроризм порождает высокую общественную опасность в результате совершения общеопасных действий, при этом умыслом террориста является причинения смерти лицам, которые захватываются в качестве заложников;
2) терроризм имеет публичный характер его исполнения;
3) особенностью терроризма является преднамеренное создание обстановки страха, подавленности, напряжённости. Страх создаётся виновными не ради самого страха, а в качестве достижения цели, необходимой террористам, то есть страх не конечная цель;
4) при терроризме общеопасное насилие применяется в отношении одних лиц, а воздействие в целях склонения к определённому поведению оказываются на другие лица.
В настоящее время в мире насчитывается около 500 нелегальных террористических организаций.
Терроризм превратился в прибыльный бизнес глобального масштаба с развитым рынком труда (наемники) и приложения капитала (поставки оружия, наркоторговля и т. д.)
— какие методы используют террористы?
В арсенале террористов находятся следующие методы:
– взрывы объектов, магазинов, мероприятий, зданий, транспорта, мостов.
– захват заложников;
– стрельба и убийства людей;
– поджоги;
– отравления;
– эпидемии;
– техногенные катастрофы;
– угрозы осуществления теракта, которые не несут материальных и человеческих жертв, а служат массовому устрашению.
Скрытые теракты (отравления, похищение неугодных лиц, запугивание, шантаж)
Демонстративные теракты (взрывы, расстрелы, вплоть до официального принятия на себя ответственности за совершенные действия)
Учащиеся слушают вступительное слово учителя.
Дети отвечают на вопрос.
Предполагаемые ответы:
— террор — ужас, устрашение; способ управления обществом, основанный на устрашении;
— террор известен нам из курса истории (например, политика Ивана Грозного)
— это особо опасное преступление, направленное на устрашение населения с целью оказания воздействия на принятие решений органами власти.
Общее: политика устрашения населения, применение насилия…
Различие: террор — устрашение со стороны государства, а терроризм — негосударственное насилие.
Имеющееся различие между этими понятиями заключается в отражении функционального аспекта: слово «террор» обозначает выражение крайнего метода применения насилия как явления, «терроризм» же — сам процесс применения этого метода, т. е. его функциональная составляющая.
— взрывы, захват заложников, терракты.
5. Первичное осмысление и закрепление изученного
Групповая работа с последующим обсуждением.
Учащимся предварительно разделены на группы, которым предлагается выполнить работу с предложенными заданиями.
1 группа— «Глобализация и международный терроризм»
Задание — Ознакомьтесь и проанализируйте материалы учебника на стр.94-96 и выявите:
— предпосылки и причины международного терроризма
— разновидности форм терроризма
2 группа— «Идеология насилия и международный терроризм» (стр. 96-97)
Задание — Ознакомьтесь и проанализируйте материалы учебника на стр.96-97+ словарь стр.98 и объясните:
— взгляды и учения, которые использует терроризм
— технологии, применяемые террористами
— что способствует созданию условий для обращения к идеологии насилия.
3 группа— «Противодействие международному терроризму» (стр.97)
Задание — Ознакомьтесь и проанализируйте материалы учебника на стр.97 и сформулируйте методы противодействия международному терроризму.
— используя материалы статьи учебника и собственные знания, назовите организации, координирующие антитеррористическую деятельность.
Для всех групп (общее) — Противодействие терроризму силами Вооруженных сил РФ.
Задание: ознакомьтесь с материалами статьи и определите в каких случаях применяются Вооруженные силы РФ в борьбе с терроризмом.
— Прежде чем начать работу, вспомните правила работы в группе.
Учитель может напоминает правила работы в группе, пункты которых не были названы.
— Молодцы!.Результатом нашей работы будет создание буклета «——————————-!».
Начинается групповая работа.
Учащиеся распределяются на группы и занимают свои места. Получают карточки с заданиями.
Учащиеся оглашают правила работы в группе.
1. В группе должен быть организатор обсуждения,
2. Каждый может высказать свою версию решения,
3. Один говорит, а остальные слушают,
4. Каждая версия обсуждается в группе,
5. В группе согласуется общее решение,
6. Представитель группы защищает согласованное решение перед классом.
Учащиеся работают с учебником и документами, подготовленными учителем.
6. Первичная проверка понимания.
Выступление учащихся.
В ходе выступления идёт обсуждение проблем, поднятых группами.
Каждая группа представляет выполненное задание и страничку сборника по своей теме, используя «ПОПС» формулу. (П-позиция, О — обоснование, П-пример, С-следовательно)
7. Домашнее задание.
I. Прочитать параграф 9, выполнить задания к документу на стр. 98-99 (обязательное для всех)
II. Используя ресурсы Интернета подготовьте на выбор:
а) социальный ролик «Террору — нет!»
б) проанализировать статистические данные по террактам в России и мире за последние 20 лет.
I. Прочитать параграф 9, выполнить задания к документу на стр. 98-99
II. Используя ресурсы Интернета подготовьте на выбор:
а) социальный ролик «Террору — нет!»
б) проанализировать статистические данные по террактам в России и мире за последние 20 лет.
в) написать эссе “Трагедия современного терроризма и его уроки”.
г) проект «Каким я вижу памятник жертвам террора в России»
Учащиеся записывают домашнее задание.
8. Рефлексия
«ЗУХ»
— Что вы уже знали о терроризме до данного урока? ЗНАЛ
— Был ли материал урока важен для вас?
— Что важного вы для себя приобрели? УЗНАЛ
— По какому вопросу из рассмотренных на уроке Вы бы хотели узнать больше?
ХОЧУ УЗНАТЬ ПОБОЛЬШЕ
— Оцените работу на уроке: свою и одноклассников.
В конце урока проводится обсуждение выступлений учащихся, подводятся итоги урока и выставляются оценки.
Сегодня на уроке мы познакомились с ……………………………………………………………………
Мы выявили категории людей, наиболее подверженных влиянию террористов и составили рекомендации, позволяющие оградить молодёжь от этого влияния. Быть вооружённым- значит быть защищённым!
Учащиеся высказывают своё мнение.
Дополнительный материал(если останется время)
Сегодня 4407 человек из стран СНГ воюют на стороне ИГИЛ, из них 70 астраханцев. Российские вооружённые силы совершают удары по местам дислокации ИГИЛ- уничтожает штабы руководства, полевые лагеря подготовки смертников, инфраструктуру боевиков.
Россия приняла важнейшее решение, способное спасти Сирию от полного коллапса, а Европу – от новых волн беженцев. Но Россия будет действовать не в рядах американской коалиции, а на основании Договора о дружбе и взаимопомощи между Сирией и РФ и по прямому приглашению законного правительства Сирии. Важно то, что РФ действует в рамках международного права. Если США и Турция бомбят землю Сирии без согласия Дамаска и без санкции ООН, Россия приходит по просьбе сирийских властей, которые надеются на ее помощь. Российское участие приветствуют православные иерархи Ближнего Востока, как Антиохийской церкви, так и Иерусалимской, где архиепископ Феодосий выражает надежду на скорейшее установление мира в Сирии.
По последним данным действия российских вооружённых сил внесли сумятицу и дезертирство в ряды ИГИЛ. В Сирии в рядах боевиков царят паника и массовое дезертирство, которые заставили террористов объявить принудительную мобилизацию, под которую подпадают даже дети. Об этом сообщили в оборонном ведомстве России. В ряды ИГИЛ подлежат мобилизации молодые люди начиная с 14 лет. И где гарантия, что ими не смогут оказаться россияне.
Карточка с заданиями 1 группы «Глобализация и международный терроризм»
Задание — Ознакомьтесь и проанализируйте материалы учебника на стр.94-96 и выявите:
— предпосылки и причины международного терроризма
— разновидности форм терроризма
Карточка с заданиями 2 группы «Идеология насилия и международный терроризм» (стр. 96-97)
Задание — Ознакомьтесь и проанализируйте материалы учебника на стр.96-97+ словарь стр.98 и объясните:
— взгляды и учения, которые использует терроризм
— технологии, применяемые террористами
— что способствует созданию условий для обращения к идеологии насилия.
Карточка с заданиями 3 группы «Противодействие международному терроризму» (стр.97)
Задание — Ознакомьтесь и проанализируйте материалы учебника на стр.97 и сформулируйте методы противодействия международному терроризму.
— используя материалы статьи учебника и собственные знания, назовите организации, координирующие антитеррористическую деятельность.
Карточка с заданиями 4 группы— «Министерство Обороны РФ в борьбе с терроризмом».
Задание: ознакомьтесь с материалами статьи и определите какие задачи стоят перед Вооруженными силами РФ в борьбе с терроризмом.
Правила работы в группе:
В группе должен быть организатор обсуждения.
2. Каждый может высказать свою версию решения
3. Один говорит, а остальные слушают.
4. Каждая версия обсуждается в группе.
5. В группе согласуется общее решение.
6. Представитель группы защищает согласованное решение перед классом.
1 группа
«Глобализация и международный терроризм »
2 группа
«Идеология насилия и международный терроризм»
3 группа
«Противодействие международному терроризму»
4 группа
«Министерство Обороны РФ в борьбе с терроризмом»
Для 4 группы
Противодействие терроризму
В соответствии с Федеральным законом от 6 марта 2006 г. «О противодействии терроризму» в борьбе с терроризмом Вооруженные Силы Российской Федерации могут применяться для:
пресечения полетов воздушных судов, используемых для совершения террористического акта либо захваченных террористами;
пресечения террористических актов во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации, на объектах морской производственной деятельности, расположенных на континентальном шельфе Российской Федерации, а также для обеспечения безопасности национального морского судоходства;
участия в проведении контртеррористической операции в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом;
пресечения международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации.
Пресечение террористических актов в воздушной средеВооруженные Силы Российской Федерации применяют оружие и боевую технику в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в целях устранения угрозы террористического акта в воздушной среде или в целях пресечения такого террористического акта.
В случае, если воздушное судно не реагирует на радиокоманды наземных пунктов управления прекратить нарушение правил использования воздушного пространства Российской Федерации и (или) на радиокоманды и визуальные сигналы поднятых на его перехват летательных аппаратов Вооруженных Сил Российской Федерации либо отказывается подчиниться радиокомандам и визуальным сигналам без объяснения причин, Вооруженные Силы Российской Федерации применяют оружие и боевую технику для пресечения полета указанного воздушного судна путем принуждения его к посадке. Если воздушное судно не подчиняется требованиям о посадке и существует реальная опасность гибели людей либо наступления экологической катастрофы, оружие и боевая техника применяются для пресечения полета указанного воздушного судна путем его уничтожения.
В случае, если имеется достоверная информация о возможном использовании воздушного судна для совершения террористического акта или о захвате воздушного судна и при этом были исчерпаны все обусловленные сложившимися обстоятельствами меры, необходимые для его посадки, и существует реальная опасность гибели людей либо наступления экологической катастрофы, Вооруженные Силы Российской Федерации применяют оружие и боевую технику для пресечения полета указанного воздушного судна путем его уничтожения.
Пресечение террористических актов во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации и при обеспечении безопасности национального морского судоходства
Вооруженные Силы Российской Федерации применяют оружие и боевую технику в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в целях устранения угрозы террористического акта во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации и при обеспечении безопасности национального морского судоходства, в том числе в подводной среде, или в целях пресечения такого террористического акта.
В случае, если морские или речные суда и корабли (плавательные средства) не реагируют на команды и (или) сигналы прекратить нарушение правил использования водного пространства Российской Федерации (подводной среды) либо отказываются подчиниться требованиям об остановке, оружие военных кораблей (летательных аппаратов) Вооруженных Сил Российской Федерации применяется для принуждения к остановке плавательного средства в целях устранения угрозы террористического акта.
Если плавательное средство не подчиняется требованиям об остановке и (или) невозможно принудить его к остановке и при этом были исчерпаны все обусловленные сложившимися обстоятельствами меры, необходимые для его остановки, и существует реальная опасность гибели людей либо наступления экологической катастрофы, оружие военных кораблей (летательных аппаратов) Вооруженных Сил Российской Федерации применяется для пресечения движения плавательного средства путем его уничтожения.
Участие Вооруженных Сил Российской Федерации в проведении контртеррористической операции
Подразделения и воинские части Вооруженных Сил Российской Федерации привлекаются для участия в проведении контртеррористической операции по решению руководителя контртеррористической операции в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Соединения Вооруженных Сил Российской Федерации привлекаются для участия в проведении контртеррористической операции по решению Президента Российской Федерации в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Подразделения, воинские части и соединения Вооруженных Сил Российской Федерации, привлеченные для участия в проведении контртеррористической операции, применяют боевую технику, оружие и специальные средства в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Выполнение Вооруженными Силами Российской Федерации задач по пресечению международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации
Вооруженные Силы Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами осуществляют пресечение международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации посредством:
применения вооружения с территории Российской Федерации против находящихся за ее пределами террористов и (или) их баз;
использования формирований Вооруженных Сил Российской Федерации для выполнения задач по пресечению международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации.
Решение о применении Вооруженными Силами Российской Федерации вооружения с территории Российской Федерации против находящихся за ее пределами террористов и (или) их баз принимается Президентом Российской Федерации.
Решение об использовании за пределами территории Российской Федерации формирований Вооруженных Сил Российской Федерации, применяемых для выполнения задач по пресечению международной террористической деятельности (далее — формирования Вооруженных Сил Российской Федерации), принимается Президентом Российской Федерации на основании соответствующего постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Общая численность формирований Вооруженных Сил Российской Федерации, районы их действий, стоящие перед ними задачи, срок их пребывания за пределами территории Российской Федерации и порядок замены определяются Президентом Российской Федерации.
Формирования Вооруженных Сил Российской Федерации, направляемые за пределы территории Российской Федерации, комплектуются на добровольной основе военнослужащими, проходящими военную службу по контракту. Указанные военнослужащие проходят предварительную специальную подготовку
infourok.ru
Обратная связь ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса — ваш вокал Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший «Салат из свеклы с чесноком» Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной Оси и плоскости тела человека — Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков — Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) — В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Содержание Введение… 2 Понятие терроризма и его основные признаки… 3 Методы борьбы с терроризмом… 5 Терроризм в России и его история… 8 Заключение… 13 Список литературы… 14 Введение Сегодня в век развития высоких технологий, развития международных коммуникаций, средств массовой информации человечество обладает огромным потенциалом накопленных за всю историю знаний. Благодаря этому бесценному опыту ныне существуют развитые государства, международные организации, старающиеся решить не допускать конфликтов между государствами, регулирующие различного вида отношения. На фоне подобной, казалось бы, стабильной ситуации очень странно и страшно узнавать о насильственных явлениях различного рода. Терроризм – одно из них. Он является порождением общества, социально-культурным явлением, воплощающим в себе бунт против существующей системы политических, культурных, общественных отношений. Это всегда шок, который открывает нам глаза на действительность и заставляет задуматься о правильности наших поступков. Потому этот вопрос всегда актуален, потому что всегда спорен, и в любом случае порождает качественные изменения. Поэтому рассуждения о таком явлении как терроризм можно считать актуальными всегда, потому что оппозиция и недовольное чем-либо меньшинство всегда найдется. В данной работе предпринимается попытка определить понятие терроризма. Подойти к нему с точки зрения русского менталитета, оценить исторически. Рассматривается история возникновения и развития современного терроризма. Совершается попытка определить методы борьбы с терроризмом и дать оценку его существованию как явления условно постоянного. Терроризм рассматривается с исторической, политической, правовой точки зрения. Приводятся примеры наиболее значимых терактов в истории современной России. Безусловно, терроризм понятие очень обширное и потому имеющее достаточно много взглядов на свое определение и описание, в том числе на типологию. Огромное количество авторов приводят свои концепции для рассмотрения этого явления. Все они очень обширны. Потому в этой работе осуществляется попытка вывести общее видение терроризма с условием изученной литературы и мнением большинства специалистов в этой области. Таким образом, можно сказать что тема эта очень перспективная для дальнейшего изучения и, безусловно, актуальна не только сегодня, но и во все времена. Можно сказать что сегодня – это проблема мирового сообщества, для решения которой ведущие государства мира предпринимают достаточно важные и серьезные меры.
В написании работы использованы работы отечественных авторов, периодические издания и научная литература.
Понятие терроризма и его основные признаки Чтобы начать разговор о таком явлении как терроризм и о его предмете, определим область, относительно которой будет вестись речь. Терроризм как явление очень многогранно и занимает умы ученых и специалистов различных направлений – юристов, психологов, политологов, историков, государственных служащих, журналистов, писателей и пр. Для рассмотрения этого вопроса обратимся, прежде всего, к определению самого понятия. Термин «терроризм» является производным от латинского «terror» – страх, ужас. Первые упоминания термина «террор» как метода политического воздействия приходятся на период Великой французской революции. Этот насильственный метод использовался радикальными революционерами для репрессивного воздействия на своих политических противников. С тех пор его стали достаточно часто практиковать как власть, так и ее оппоненты. Но все-таки стоит отметить, что в силу исторических событий сложились два понятия – террор и терроризм. Последнее в процессе своего становления и развития приобрело незаконный и негативный оттенок. Хотя в истории можно встретить и случаи террора со стороны государства направленные на своих граждан, неприятные власти политические движения, неугодных отдельных личностей, социальных групп. И что самое удивительное, этот террор зачастую являлся юридически подкрепленным соответствующими законными актами. Сегодня же более часто встречается явление терроризма, в основном осуществляемое различными подпольными группами против господствующих классов и государственных институтов. Таким образом, исходя из разнонаправленности и различии в смысловых нагрузках, следует считать эти однокоренные явления различными по своей сути. Под террором чаще всего понимается осуществление репрессий со стороны государства в отношении своих граждан и политической оппозиции с целью утверждения своей власти. Терроризм же чаще всего рассматривается как присущая оппозиционным политическим группам деятельность, осуществляемая силовыми насильственными методами. Осуществляющие терроризм (террористы) применяют насилие (или угрожают применить таковое) по отношению к гражданам (в том числе иностранным) или имуществу, с целью добиться политических уступок со стороны государства. Цель таких террористических действий – достичь изменения в существующем политическом режиме той или иной страны путем совершения устрашающего воздействия на власти, отдельные группы и слои населения, представителей иностранных государств и международных организаций. Другими словами, терроризмом может считаться любая насильственная деятельность, осуществляемая одним человеком или группой людей с целью устрашения общественной массы, воздействия на государственные структуры и достижения ими поставленных условий, результаты выполнения которых могут оказать влияние на изменение политической, культурно-массовой, экономической ситуаций. Это определение лишь в очень отдаленных чертах может отобразить все стороны явления терроризма. Так как известные истории печальные террористические акты все-таки имеют свои особенности, отличительные черты и не могут быть объединены в единое понятие. Равно как и существующее условное деление террористических видов деятельности достаточно условно – в чистом виде проявления терроризма мало где встречаются – обычно это комплекс условий, исполнения и значимости событий. Обязательным условием терроризма является резонанс террористической акции в обществе. Терроризм направлен на общество, на гласность. И этим он наиболее опасен. Ведь ключевым моментом является заявление террористов о себе в самый пик акта – когда созданы условия, невыполнение которых может пагубно, критично и негативно отразиться на существующем политическом строе, на репутации правительства и политического лидера, на международных отношениях. Огласка является основным оружием, иначе незамеченный или засекреченный теракт утрачивает всякий смысл. Эта особенность отличает террористический акт от близких ему явлений – диверсии или политического убийства. Огласка террористического акта необходима для изменения общественных настроений. Теракты воздействуют на массовую психологию. Тем самым террористические организации демонстрируют свою силу, уверенность и готовность идти до конца, жертвуя как собственными жизнями, так и жизнями жертв. В большинстве случаев террорист громогласно заявляет, что в этом обществе, в этом мире есть сила, которая ни при каких обстоятельствах не примет существующий порядок вещей и будет бороться с ним до победы, или до своего конца. Подобные заявления внушают людям страх. У людей теряется уверенность в собственной безопасности, когда существует возможность в любой момент стать жертвой террориста. А человек, тем более общество, охваченное паникой, прежде всего, винит в этом правительство и соответствующие государственные структуры, которые оказались не способны защитить собственных граждан в собственной стране, защитить самих себя – а значит должны быть заменены. Терроризм выигрывает в любом случае – и в случае удачного исхода, и в случае провала – в обоих случаях об этом акте долго говорят, его помнят, о нем скорбят, и нестабильность еще долго присутствует в умах людей, волнует общество и может стать толчком для достаточно серьезных действий внутриполитического масштаба. Таким образом, террористический акт: 1. Призван демонстрировать обществу бессилие власти. 2. Создает прецеденты активного неповиновения и сопротивления власти. Среди идеологов терроризма этот процесс получил название «пропаганда действием». Теракт является наглядным призывом к силам, сочувствующим делу террористов, присоединиться к активному противостоянию власти. 3. Зачастую катализирует любые имеющиеся силы и настроения, оппозиционные власти, в том числе достаточно далекие от тактики терроризма. Такое явление как теракт в большинстве случаев трактуется как признак имеющегося кризиса в обществе, что может подтолкнуть общество и власть пойти на уступки политическим силам, использующим тактику терроризма. 4. Практически всегда ударяет по экономике, ухудшает ее имидж, снижает инвестиционную привлекательность страны, поток международных туристов, нарушает психологическое равновесие в настроениях общества и пр. 5. Подталкивает страну к радикализации политического курса, к авторитарным формам правления. Часто такая эволюция соответствует целям террористов. Терроризм представляет собой наиболее опасный способ политической дестабилизации общества. Естественно, что кучка несогласных с чем-либо людей не может действовать сама по себе, назвать себя террористами и совершать беспорядки. Террористические организации имеют определенную иерархию, обладают строгой дисциплиной, должны иметь место дислокации для поддержания и укрепления идеологического мышления, тренировок и т.п. Все это требует достаточно больших трудовых и материальных затрат. Создается впечатление о наличии определенной материальной и идеологической базы, способной поддерживать терроризм на плаву. Кто же способен на помощь террористам? Скорее всего, это узкие слои общества, небольшие группы согласных на все крайних радикалов, частных лиц, имеющих достаточно мотивации на такое преступление, страны-изгои. Все вышеперечисленные источники могут быть характерными для идеологического терроризма. Религиозный терроризм, скорее всего, получает материальную поддержку посредством теневой экономики. Терроризм своими действиями подрывает власть и стремится к разрушению политической системы государства. Юристы относят террористические действия к категории «преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства». Таким образом, терроризм является, прежде всего, преступлением, причем, по мнению большинства правоведов, одним из наиболее опасных. Данное преступление, а также наказания, предусматриваемые за него, описаны в соответствующих статья УК РФ. |
megapredmet.ru
Статья (обществознание , 11 класс) по теме: Терроризм как социально-политическое явление современности
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №132»
Текст выступления на научно-практической конференции
Терроризм как социально-политическое явление современности
Оглавление
Введение
I Терроризм как социально-политическое явление
- Признаки терроризма как социально-политического явления;
- Социально-политическая функция терроризма;
- Терроризм – одно из опасных явлений современности.
II Влияние терроризма на общество
- Влияние терроризма на общественные отношения;
- Влияние терроризма на политическую обстановку.
Заключение
Приложение
Библиография
Введение
В конце XX начале XXI века в мире отмечается резкая активизация деятельности террористических организаций. Примером тому являются взрывы жилых домов в Москве, Волгодонске, гибель тысячи людей под руинами зданий международного торгового центра в Нью-Йорке, Пентагона в Вашингтоне, трагедия в Беслане и другие акты терроризма.
Постепенно терроризм приобретает характер одной из глобальных проблем человечества, так как угрожает сложившемуся мировому и внутригосударственному порядку, посягает на фундаментальные ценности человеческой цивилизации – право личности на жизнь, свободу, собственность. Это заставляет мировое сообществ по-новому оценить характер и приоритеты международного сотрудничества, подводит к необходимости изменения подходов к вопросам национальной безопасности, обуславливает необходимость обращения к изучению сущности, причин и признаков этого явления, поиска путей нейтрализации террористической деятельности.
В разные исторические эпохи, при разных формах организации социальной и политической жизни (диктатура и демократии) терроризм обладал определёнными особенностями. Терроризм как форма военной и политической борьбы возник очень давно.
Разнообразные формы террора и тайной войны использовались ещё в государствах древнего мира. Свои особенности и методы террора существовали в средние века у мусульманских государств, здесь ещё сотни лет назад велась подготовка смертников-шахидов. В 70-80 годы XIX столетия значительная часть европейского общества со вниманием и сочувствием наблюдала за войной террористов-народовольцев с российским царём. В начале XX века жертвами революционного террора пали в России многие министры, губернаторы, жандармские генералы.
Параллельно с развитием террора шло и развитие тайной полиции, особенно в России. С террористической акции в Сараево началась Первая мировая война. Потом был «красный» и «белый» террор. В годы Второй мировой войны методы террора были усовершенствованы и применялись всеми воюющими сторонами – как в ближнем, так и в дальнем тылу противника, для устрашения военных властей и населения.
Тотальный, в том числе идеологический, массовый террор, шовинизм. И переходящая в геноцид ксенофобия по отношению к «чужим» национальным и социальным группам, к враждебным ему ценностям цивилизации – непременные элементы идеологии и политики фашизма в годы Великой Отечественной войны. Разгромив в 1945 году фашистскую Германию, казалось, что с фашизмом покончено. Но, на самом деле, он продолжил своё существование как терроризм. Терроризм в узком смысле феномен политической жизни современности.
Первые лётчики-камикадзе были использованы Японией против американских кораблей. Войны на Ближнем Востоке породили новые виды и формы терроризма. С 1998 года география террора расширилась, и он всё чаще был направлен непосредственно против крупных государств, таких как США, Россия…
Значительный вклад в изучение проблем терроризма внесли ряд российских учённых: Ю.И. Авдеев, Ю.М. Антонян, С.С. Босхолов, В.М. Замковой, Л.А. Моджорян, В.Е. Петрищев и другие. Их работы были посвящены исследованию понятия и сущности терроризма, его классификации, идейным основам, причинным факторам и другим аспектам.
Необходимо отметить, что в настоящее время мировое сообщество не выработало единого подхода к пониманию терроризма, его признаков. Так, анализ имеющейся литературы позволяет выделить от 100-200 понятий термина, причём ни одно из них не признано классическим.[1]
Сегодня слово «терроризм» привычно вошло в нашу жизнь. Общество, привыкает к террору, становится очень опасным, поскольку готово принять любой режим, даже самый кровавый. Этот режим уже не возмутит и даже не сильно удивит современного человека. Практически ежедневно выпуски новостей сообщают о новых террористических акциях в тех или иных районах страны. Проходит какое-то время, и всё забывается до тех пор, пока новый теракт не напомнит о себе новыми жертвами. Может быть, наконец, настало время задуматься над всем этим?
Цель исследования: определить особенность влияния террористических актов на социально-политическую обстановку в обществе.
Задачи исследования:
- охарактеризовать терроризм как социально-политическое явление;
- выявить признаки и причины терроризма;
- определить влияние терроризма на социально-политическую и социально-психологическую обстановку в обществе.
Объект исследования: терроризм как социально-политическое явление.
Предмет исследования: влияние терроризма на социально-психологическую обстановку.
Методы:
- аналитический;
- поисковый;
- репродуктивно-описательный.
I Терроризм как социально-политическое явление.
- Признаки терроризма как социально-политического явления:
В ближайшие годы, как отмечается в ряде экспертных разработок[2], и на Западе и на Востоке придётся столкнуться с глобальным взрывом преступности, с проявлениями террористического характера, с возрастанием страха перед преступниками среди населения и одновременно с безразличным отношением того же населения к правонарушениям. К этой, к сожалению, весьма вероятной ситуации надо тщательно готовиться уже сейчас.
Согласно формулировке В. Малисона, терроризм – систематическое использование крайнего насилия и угрозы насилия для достижения публичных и социальных целей. Авдеев же считает, что терроризм – насильственные действия (преследования, разрушения, захват, убийства) с целью устрашения, подавления политических противников, конкурентов, навязывая определённые линии поведения. Следуя этим наиболее распространенным формулировкам, мы можем выделить признаки терроризма как социально-политического явления:
- особые методы террористической деятельности, в том числе применение насилия; уничтожения (повреждения) имущества либо угроза причинения нежелательных последствий;
- публичность, гласность, пропагандистский характер террористических акций;
- непосредственный вред причиняется интересам одних субъектов, а целью соответствующих общественно-опасных деяний является принуждение к определённому поведению в интересах террористов, других лиц;
- повышенная общественная опасность.
Сегодня можно с уверенностью прогнозировать усиление организационно-тактического потенциала и профессионального уровня терроризма за счёт приобретения террористическими структурами опыта крупномасштабных и дерзких насильственных акций, расширения специальной подготовки террористов, в том числе в ближнем и дальнем зарубежье, где они приобретают опыт ведения боевых действий (Чечня, Абхазия, Таджикистан, Афганистан)[3]. Не случайно «героем» нового времени во многих странах становится преступник. Он в полной мере выражает происшедшую смену ценностей. Если раньше преступника сторонились и не привечали, то сейчас репутация бандита представляется почётной, его знакомства ищут, его бояться и уважают.[4]
2. Социально-политическая функция терроризма:
Терроризм является методом политического действия у тех групп и секторов политического (национального, религиозного) спектра, которые в силу определённых обстоятельств не способны добиться своих целей конвенционными, «дозволенными» способами, действуя в рамках закона. Условием появления терроризма является определённый зазор между серьёзными ограничениями в социально-политической сфере и относительной мягкостью правоохранительной системы, поэтому для существования терроризма максимально благоприятны общества с либерально-демократическим устройством.
Территориальное образование варьируется от крупных этнических и религиозных объединений – и в этом случае террористы осознают свою деятельность, как тактическое направление в национально-освободительной войне, до террористов-одиночек, решающихся на отчаянный шаг, чтобы реализовать свою неосуществимую нормальными способами психологическую или политическую программу (Освальд, убийство Кеннеди). Довольно часто территориальные организации представляют собой сообщество представителей маргинальных политических партий или сект. В таких образованиях часто присутствует феномен «коллективного гипноза», всю реальность члены организации воспринимают через призму своих догм.
- Терроризм – одно из опасных явлений современности:
Японский опыт по выращиванию смертников очень пригодился экстремистским организациям. В 90-х годах главным местом набора будущих самоубийц являлась мечеть – отсюда, как правило, разлетались вербовщики. В те времена подготовкой самоубийц занимались религиозные террористические организации – Хамас и Исламский Джихад. В наше время религиозных самоубийц используют светские террористические организации. Среди них мы можем выделить наиболее реакционные:
Японская Красная армия (основана с 1970 года). Костяк руководства 8 человек, местоположение неизвестно. Лидер на свободе:
- Массовое убийство в израильском аэропорту г. Лод в 1972 году;
- Попытка захвата посольства США в Куала-Лумнур и там же захват двух авиалайнеров;
Организация Моджахедин-е-Хальк ( с 60г. XX в Иране). Цель: противодействие чрезмерному западному влиянию на режим шаха.
- Убийства американских военнослужащих;
- Нападение на посольство Ирана в 13 странах мира.
Группа Шакаки Палестинского исламского джихада (с 70г. XX в секторе Газа).
- Террористические акции в секторе Газа;
- Покушения и массовые беспорядки.
Аль-Кайда (с 1990 года возглавляет– Усама бен Ладен): «Всемирный исламский фронт против евреев и крестоносцев». Цель: восстановление мусульманского государства во всём мире.
- Взрывы американских посольств;
- Убийства американских военнослужащих;
- Подрыв самолётов и многое другое.
Хезболлах, «Партия Бога» или «Чёрный сентябрь»:
- 1979 взрыв у посольства США;
- террористическая деятельность на территории более чем 15 государств.
На территории современной Российской Федерации ваххабитские организации заметно активизировались с начала 1990 годов. (Ваххабиты [5]– религиозно-политическая секта или неортодоксальное течение, возникшее в XVIII веке на основе учения Муххамеда ал-Ваххаба, имеющее радикальную направленность). В России преобладает территориальный характер деятельности ваххабитов. Это достаточно чётко характеризует используемые ими методы, в том числе подготовка отрядов боевиков и создание групп «смертников» для осуществления террористических актов; оказание материальной и финансовой помощи мусульманским сепаратистам и экстремистам; воздание лобби в органах государственной власти и управления.
Вербовка может происходить где угодно – от школы или больницы, до ресторана или проспекта. В подготовке террориста-смертника участвует специально обученная «по серийному производству живых бомб» команда. Вербовщик находит и отбирает подходящих кандидатов. Информатор определяет цели теракта и собирает необходимые сведения о месте проведения акции. Часто информатор является или работником «цели», или имеет тесно связанных, имеющих доступ к необходимой информации. Управляет операцией главарь банды, активист террористической организации, полевой командир террористов. Кроме этого часто есть ещё и человек, занимающийся финансированием. Проведение теракта всегда координируется, при этом предусмотрены пиковые варианты.
Практически любой студент-химик способен без труда изготовить взрывчатку. Её компоненты легко достать в любом хозяйственном магазине, не вызывая особенных подозрений. Понятно, что для террористов соорудить адскую машинку не составляет проблемы. Примитивная самодельная бомба, как правило, состоит из нескольких цилиндров, часто обрезков водопроводных труб, наполненных взрывчаткой и осколками и соединённых проводами с переключателем, красной кнопкой, которая обычно находится в кармане самоубийцы. Бомба чаще всего закреплена на поясе или зашита во внутренней подкладке жилета, надетого под одеждой.
Главной убойной силой такой бомбы является даже не сам взрыв, а осколки, разлетающиеся с огромной скоростью во всех направлениях. Причём многочисленные раны носят рваный характер. Появившись в местах массового скопления народа, смертник как бы выстреливает во все стороны одновременно. Изредка в руки к террористам попадает пластиковая взрывчатка, к примеру, С-4, которая на 20% мощнее тринитротолуола и гораздо удобнее в обращении. По консистенции С-4 близок к пластилину, так что из него можно изготовить бомбу любой формы и спрятать её под одеждой. Пластидная начинка находилась и в бомбе, которая рванула на тушинском концерте в Москве 2002 году.
2005 год только начинается, так что подводить итоги пока ещё рано. Что же касается предыдущих нескольких лет, то имеет смысл кое-что напомнить. Если взять все крупнейшие террористические акции на территории Российской Федерации с 1999 по 2005 год, то вырисовывается следующая удручающая картина. Россия, как и государства Европы и США становится мощным плацдармом для акций террора.
Надо сказать, после трагических событий в Нью-Йорке и Вашингтоне в сентябре 2000 года американцы сделали гораздо больше выводов и предприняли куда более координальные меры по борьбе с терроризмом. В обществе, в котором, казалось бы, и речи не может идти об ограничении демократических свобод, вдруг заговорили о возможности контроля государства над своими гражданами.
Цивилизованный мир давно понял, что бороться с терроризмом можно только усилением контроля со стороны спецслужб плюс повышением бдительности самих граждан.
К сожалению, Россия в этом смысле – идеальная среда для обитания террористов всех мастей. Жителям городов в большинстве своём совершенно наплевать на то, что происходит у них за входной дверью собственной квартиры. В отличие от США и Европы, объявивших настоящую войну террору, Россия до сих пор не может наладить чёткую взаимосвязь между МВД и прокуратурой и, наконец, чётко определиться, стоит ли пожертвовать частью так называемых демократических свобод и усилить контроль со стороны государства или жить в ожидании новых террористических актов.
II Влияние терроризма на общество
- Влияние терроризма на общественные отношения:
К террористической деятельности склонны люди особого типа, отличающиеся большой психической активностью, пассионарностью, неспособностью к компромиссам, презрением к материальным ценностям и комфорту. В некоторых случаях эти качества граничат с психическим расстройством, переходят в патологию. Но статистика показывает, что клинические расстройства психики редки среди профессиональных террористов. Сложность выполняемой задачи требует рациональной и стабильной манеры поведения. Террорист отличается презрением к жизни, у него отсутствует пиетет, уважение границы между жизнью и смертью. Это проявляется не только в отношении чужой жизни, но и своей собственной. По этой причине террористы часто бывают религиозными фанатиками, сектантами, мистиками, употребляют психоделические вещества.
Смысл террора – в устрашении людей. В основе террора лежит страх достаточно большого числа людей. Это то самое чувство, которое в первую очередь вызывается у людей террористическим актом. Нет страха – нет и террора. Страх определяется как эмоция, выхываемая надвигающимся бедствием. Страх – это предвосхищение угрозы. Страх складывается из определённых и вполне специфичных физиологических изменений, экспрессивного поведения и специфического переживания, проистекающего из ожидания угрозы и опасности. Страх редко ощущается при непосредственном приближении опасности. Обычно в этот момент действует инерция предыдущего эмоционального состояния, в котором находится человек. Однако, как правило, страх овладевает человеком спустя некоторое время после опасной ситуации и продолжает преследовать его потом в аналогичных ситуациях. Так действует механизм «отложенного страха» на котором, в основном, и играют террористы.
Крайняя степень страха – это ужас. В отличие от просто страха, сигнализирующего о вероятной угрозе, предвосхищающего ее и сообщающего о ней, ужас констатирует неизбежность бедствия. Соответственно, ужас вызывает иные, нежели просто страх, реакции, иное поведение людей. Субъективное переживание страха ужасно. Оно может заставить человека оценить на месте, тем самым приводя его в абсолютно беспомощное состояние, или, наоборот, может заставить его броситься наутёк, прочь от опасности.
Основными поведенческими следствиями страха и ужаса являются паника, агрессия и апатия. Паника – особое эмоциональное состояние, возникающее как следствие либо дефицита информации, либо её чрезмерного избытка, и проявляющееся в стихийных и импульсивных действиях. Паника – сложный, промежуточный, психо-поведенческий феномен. На основе паники возникают массовые панические толпы со специфическим поведением. Не менее заметным видом поведения является стихийная агрессия, обычно определяемая как массовые враждебные действия, направленные на нанесение страдания, физического или психологического вреда или ущерба, либо даже на уничтожение других людей или общностей. Это тоже террор, только с другой стороны: террор массы, подчас направлен против тех террористов, которые вызвали страх, ужас и панику массы. Она проявляется в разных формах. Например, в форме массовых убийств. Апатия или смирение – третий вид массовых реакций на террор. Более того: в той или иной степени, но все реакции на террор, и страх, и паника, и ужас, и агрессия, если не дают быстрого результата, спасения или устранения террористов, то рано или поздно заканчиваются истощением. Тогда и приходит апатия – когда двигательная и психическая активность человека падают вследствие панических или агрессивных реакций.
Виктимология террора фиксирует 3 типа поведения в ситуации заложничества:
- Регрессия с «примерной» инфантильностью и автоматизированным подчинением, депрессивное переживание страха, ужаса и непосредственной угрозы для жизни. Это апатия в прямом, немедленном виде;
- Демонстративная покорность, стремление заложника «опередить приказ и заслужить похвалу». Это сценическая приспособительная реакция. Характерна для женщин с детьми;
- Хаотичные протестные действия, демонстрация недовольства и гнева, отказы подчиняться, провоцирование конфликтов с террористами.
Мотивы занятия террористической деятельностью:
- меркантильные мотивы;
- идеологические;
- мотив изменения;
- мотив интереса терроризма как особого вида деятельности;
- мотив самореализации;
- мотивация эмоциональной привязанности.
Как правило, логика, и мышление террористов носит путаный и противоречивый характер. В эмоциональном плане выделяются 2 крайних типа террористов: предельно «холодный» и эмоционально мобильный вариант.
Психологический анализ позволяет выделить 3 варианта террористов (качеств):
- « Синдром зомби». Синдром бойца, нуждающегося в самоутверждении
- «Синдром рэмбо». Психологический стержень 0 миссионерство. Убийство во имя чего-то высокого.
- «Синдром камикадзе». Экстремальная готовность к самопожертвованию.
Анализ показывает, что современный терроризм не самодостаточное, самородное и самопроизвольное явление. Это всего лишь следствие определённых обстоятельств, диктующих свою логику развития. Специфические исследования показывают наличие особой «кольцевой схемы террора». Её общий принцип очевиден: насилие порождает насилие, ужас рождает ужас, терроризм порождает терроризм. Тогда психологическая основа терроризма – радикализм, экстремизм и фанатизм, иногда доходящий до фанатизма экстремистского толка.
2. Влияние терроризма на политическую обстановку:
Реальность такова, что в обычном словоупотреблении у нас часто смешиваются понятия террор, терроризм и даже террорист, представляя собой нечто общее, единое, «великое и ужасное». Пугающее и ослепляющее. Понимание того, что же такое террор, требует обращения к первичному, латинскому значению слова. Террор – это, прежде всего, буквально, «ужас», то есть эмоциональное состояние, возникновения которого как раз и добиваются террористы, осуществляя те или иные спец.действия – теракты. Теракт для них оказывается всего лишь средством, методом, использование которого ведёт реальные или потенциальные жертвы к состоянию террора (ужаса). Подчеркнём, террор оказывается необходимым для террористов результатом их террористических (точнее, терроризирующих) действий. В совокупности же, вся цепочка, «террорист – теракт – террор» составляет терроризм как целостное явление.
Главной проблемой человечества является исторически сложившаяся двойственная оценка терроризма. В зависимости от того, кто и, главное, против кого использует террористические методы, терроризм обычно утилитарно подразделяется на «наш» и «не наш» (вредный, деструктивный). Из такой узко утилитарной логики следует пресловутый «двойной стандарт» в оценке терроризма, от которого все призывают отказаться. На самом деле, нет и не может быть «хорошего» и «плохого», «полезного» и «вредного» терроризма. Это всего лиш субъективные оценки. Реально терроризм – политически нейтральный инструмент. Это набор методов насилия, направленный на достижение определённой цели. Оценку он приобретает в зависимости от того, кто им пользуется, кто направляет, и кто его оценивает. Общее историческое развитие терроризма, с некоторыми исключениями, шло по цепочке: индивидуальный – групповой – локальный – массовый терроризм. Не метаморфически, а реально массовый террор достижение последнего столетия, и даже последней четверти его. Ещё недавно террор считался обязательным инструментом тоталитарных диктатур. В современном мире терроризм оказывается обратной стороной демократии. Терроризм как специфический инструмент борьбы всегда вызывал к себе неоднозначное отношение.
[1] Босхолов С.С. Проблемы нормативного регулирования борьбы с терроризмом в современной России .М – 1997 год, стр. 70.
[2]Кайдаров Р. Е. Терроризм: возникновение, разрастание и меры противодействия. КазГЮА 18.12.01., стр.1-2
[3] Шаров В. Чеченский конфликт и реальная угроза ядерного терроризма. Москва – 2003 год, стр.156-159.
[4] Шаров В. Чеченский конфликт и реальная угроза ядерного терроризма. Москва – 2003 год, стр.156-159.
[5] Хвыля-Олинтер А. Ваххабизм. Профессионал №6, 2000 год, стр.28.
nsportal.ru
Терроризм определения, сущность, признаки
Содержание
Введение
Глава 1. Терроризм : определения, сущность, признаки
Глава 2. Формы терроризма
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Специфика и уровень современной цивилизации характеризуется существованием острых глобальных проблем, затрагивающих судьбы не только отдельных людей, социальных групп, наций, классов, регионов и континентов, но и всего человечества. Поэтому в современной действительности на первый план выдвигаются как наиболее острые, требующие немедленного разрешения конфликты, способные перерасти во всепоглощающие междоусобицы, так и отдельные, крайне негативные явления, познание сущности которых является также приоритетной задачей в целях сохранения мира на земле. Одним из таких явлений является терроризм.
События 11 сентября 2001 г. в США, серия террористических актов в России и других странах мира наглядно свидетельствуют о том, что к началу XXI в. международный терроризм наряду с распространением оружия массового уничтожения, региональными конфликтами и организованной преступностью стал одной из самых опасных угроз безопасности человечества. Он приобретает все более угрожающие масштабы, его проявления влекут многочисленные человеческие жертвы, приводят к разрушению материальных и духовных ценностей. Расширение географии терроризма осложняет отношения между социальными, национальными группами и целыми народами, требует от государств консолидации усилий в создании системы совместных мер борьбы с этим злом.
Кроме гибели людей и разрушения материальных ценностей терроризм может иметь и другие негативные последствия. Например экономические потери, связанные со свертыванием деловой активности в тех регионах, где более высока угроза терроризма. Так обстоит дело в Стране Басков в Испании, в Израиле и на палестинских территориях, до недавнего времени — в Северной Ирландии. Терроризм подрывает стабильность в международных отношениях, дестабилизирует политическую ситуацию внутри отдельных государств. С другой стороны, если требования террористов хотя бы частично удовлетворяются, то подрывается авторитет действующей власти, нарушается нормальное функционирование основных политических и общественных институтов.
Хотя большинство террористов ставят перед собой политические цели, вдохновляясь идеологическими доктринами, националистическими и религиозными чувствами, терроризм как социально-политический феномен отделен от обыкновенной уголовной преступности тонкой и весьма зыбкой чертой. Не только потому, что любой террористический акт является уголовно наказуемым преступлением по законам любого государства, и не только потому, что уголовники и террористы используют сходные и одинаковые средства и формы деятельности (убийство человека всегда остается убийством, независимо от того, политическими или корыстными мотивами оно объясняется), но и потому, что сегодня политический и уголовный терроризм тесно переплетаются между собой. Например чеченские сепаратисты всегда использовали захват заложников с целью получения выкупа, но не забывали при этом говорить о «борьбе за свободу».
Легальных путей финансирования террористической деятельности либо не хватает, либо они вообще невозможны, поэтому используются незаконные средства, в частности откровенный рэкет, хотя он и определяется иными терминами (например «революционный налог» у баскской террористической организации ЭТА).
Но, несмотря на изменение программных установок и базовых ценностей современного терроризма, у него осталось много общего с терроризмом предшествующих исторических эпох[1] .
Выявление исторических истоков терроризма, его сущностных характеристик, социально-деструктивного начала, тенденций развития и разработки мер по предупреждению для мирового сообщества давно уже не является чем-то новым. Однако для нашего общества и государства эти вопросы в полной мере встали лишь в последние годы, когда коренные изменения произошли в политических, экономических и социальных отношениях настолько остро, что каждый смог почувствовать собственную незащищенность перед объективной реальностью возможности наступления глобальных негативных явлений, в том числе и террористического характера.
Независимо от того, какими мотивами руководствуются террористы, какие цели они ставят перед собой и какие идеи выдвигают, терроризм — это несомненное зло, угроза для общества в целом и для каждого отдельного человека. В современном мире терроризм несет человечеству как старые, так и новые опасности. В связи с этим весьма актуальной задачей сегодня является задача противодействия терроризму и для ее успешного решения необходимо изучать истоки, сущность, причины и формы этого зла.
Глава 1. Терроризм : определения, сущность, признаки
Слово «терроризм» никогда не было термином, но нынешнее состояние политического дискурса позволяет политикам аргументировать свои действия, и решения, опираясь именно на этот концепт. Терроризм превратился в один из символов современного мира. Сообщения о террористических актах постоянно фигурируют в сводках информационных агентств, СМИ рассказывают о глобальном характере терроризма, а необходимость борьбы с ним уже успела стать общим местом в выступлениях большинства высокопоставленных политиков. Некоторые известные ученые даже считают события 11 сентября 2001 г. поворотной точкой в развитии цивилизации.
Сложно найти более емкий аргумент в пользу тщательного анализа этого понятия, чем использование риторики антитеррора для легитимации Соединенными Штатами военных действий на территории Афганистана и Ирака. Какая еще концептуальная структура смогла бы так легко связать в единую систему действия администрации президента Буша?
Следует признать, что понимание террора (или, проще, одного и того же конкретного акта) в различных социокультурных дискурсах неодинаково. Поэтому то, что является очевидным преступлением для одних, другим может видеться подвигом и целью всей жизни человека. Подобная ситуация сложилась, например, в государстве Израиль по отношению к действиям активистов палестинских организаций: для подавляющей части еврейского населения эти действия есть не что иное, как преступление, для палестинцев же такая трактовка — не более чем неверная метафора.
Конечно, язык представляет собой неисчерпаемый кладезь смыслов для слов. По поводу содержательного наполнения слова «терроризм» нет консенсуса даже в сфере правоведения. Обэтом свидетельствуют хотя бы разнящиеся формулировки законов и официальных документов. Так, согласно УК РФ, терроризмом является «совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях» (ст. 205.1). В свою очередь, Госдепартамент США характеризует его как «предумышленное, политически мотивированное насилие против гражданских объектов, совершаемое, обычно с намерением повлиять на публику, субгосударственными группами или подпольными организациями» ФБР принципиально разделяет международный и внутренний терроризм, определяя последний как незаконное использование силы или угроза ее применения по отношению к гражданам или имуществу для запугивания правительства, гражданского населения или какой-то его части либо оказания на них давления ради достижения неких политических или социальных целей»[2] .
Сложность проблемы политического насилия обусловила и наличие самых различных терминов, используемых для ее анализа, в частности, таких, как «экстремизм», «террор», «терроризм», которые нередко трактуются достаточно произвольно, и что, конечно же, неприемлемо для науки в целом и для установления причин политически и социально-негативных проявлений в частности, а также для единообразного понимания сложившейся проблемной ситуации. Исходным, фундаментальным в данной группе взаимосвязанных и взаимообусловленных понятий является «экстремизм», с помощью которого обозначается приверженность к крайним взглядам и способам действия в политике. «Экстремизм» отнюдь не новое понятие в политическом словаре человечества, ибо общество на протяжении большей части своей истории постоянно источало политическое насилие, приобретавшее самые различные формы.
Фактически ровесником и крайним выражением экстремизма является терроризм. Определение понятия терроризма относится к числу проблем, решение которых имеет исключительно практическое значение, тем более что с начала 60-х годов XX века отмечается «терминологический бум» в науке. Это в достаточной степени осознается большинством исследователей данного явления современной действительности: социологами, политологами, историками, юристами и работниками аналитических подразделений правоохранительных органов различных государств.
Как отмечается в правовой литературе, понятие «терроризм» не имеет точной или широко принятой дефиниции. В «Трактате по международному уголовному праву», вышедшем в США под редакцией М. Бассиони и В. Найди, указывается на объективные трудности выработки общепринятого юридического определения терроризма, что связано с тем фактом, что это слово может означать террор и варварство, устрашение, а также целую серию различных актов насилия. Участники V Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (1975 г.) пришли к выводу, что трудно дать более или менее точное определение терроризма. Отсутствие такой дефиниции вызывает определенные трудности при отправлении правосудия.
mirznanii.com