Профессиограмма педагога – 2.4. Профессиографический метод. Профессиограмма педагога

Профессиограмма личности учителя, требования, предъявляемые к учителю

Перечень качеств, предъявляемый к какой-либо профес­сии, принято называть профессиграммой. Профессиграмма учителя одна из самых обширных.

Первые профессиграммы советского учителя были со­ставлены в 20-30-е годы энтузиастами НОТ. В одной из них находим следующие требования: 1. Физическое здоровье. 2. Уравновешенность характера. 3. Наличие развитой воли. 4. Предприимчивость, инициатива. 5. Организаторские способности и навыки. 6. Достаточно общее образование и хорошее знание сво­его предмета. 7. Стремление пополнить умственный багаж новыми све­дениями и быть в курсе дела. 8. Знакомство с основными течениями современной реф­лексологии, педагогики и методики. 9. Знакомство с методикой своего предмета. 10. Знание своего ученического коллектива (группы, ауди­тории). 11. Социально-экономическая и политическая подготовка. 12. Интерес к общественной жизни и активное участие в ней. 13. Ясное и отчетливое сознание целей и задач проводи­мой работы. 14. Знакомство с родственными формами политико-про­светительной работы. 15. Внимательное и любовное отношение к учащимся. 16. Образцовое поведение учителя в смысле дисципли­нированности, аккуратности, опрятности, коллективизма, чувства долга, любви к делу, добросовестности, отсутствия лицемерия и т. д.

Прежде всего, следует иметь в виду, что практическая педа­гогическая деятельность лишь наполовину построена на рацио­нальной технологии. Другая половина ее — искусство. Поэто­му первое требование к профессиональному педагогу — нали­чие педагогических способностей. Педагогические способности — ка­чество личности, интегрирование выражающееся в склонно­стях к работе с детьми, любви к детям, получении удовольствия от общения с ними. Часто педагогические способности сужа­ются до умения выполнять конкретные действия — красиво го­ворить, петь, рисовать, организовывать детей и т. п. Выделены главные группы способностей.

  1. Организаторские.
    Проявляются в умении учителя спло­тить учащихся, занять их, разделить обязанности, спланировать работу, подвести итоги сделанному и т. д.
  2. Дидактические. Конкретные умения подобрать и подго­товить учебный материал, наглядность, оборудование, доступ­но, ясно, выразительно, убедительно и последовательно изложить учебный материал, стимулировать развитие познаватель­ных интересов и духовных потребностей, повышать учебно-познавательную активность и т. п.
  3. Перцептивные, проявляющиеся в умении проникать в ду­ховный мир воспитуемых, объективно оценивать их эмоцио­нальное состояние, выявлять особенности психики.
  4. Коммуникативные способности проявляются в умении учителя устанавливать педагогически целесообразные отноше­ния с учащимися, их родителями, коллегами, руководителями учебного заведения.
  5. Суггестивные способности заключаются в эмоционально-волевом влиянии на обучаемых.
  6. Исследовательские
    способности, проявляющиеся в уме­нии познать и объективно оценить педагогические ситуации и процессы.
  7. Научно-познавательные, сводящиеся к способности усвое­ния научных знаний в избранной отрасли.

К ведущим, по результатам многочисленных опросов педагогов, относятся педагогическая зоркость (наблюдатель­ность), дидактические, организаторские, экспрессивные, ос­тальные могут быть отнесены к разряду сопутствующих, вспо­могательных.

Педагогические способности (талант, призвание, задатки) мы должны принять важной предпосылкой успешного овладе­ния педагогической профессией, но отнюдь не решающим профессиональным качеством. Поэтому важными профессиональными качествами педаго­га мы должны признать трудолюбие, работоспособность, дис­циплинированность, ответственность, умение поставить цель, избрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессиональ­ного уровня, стремление постоянно повышать качество своего труда

и т. д. Через эти требования педагог реализуется как работник, выполняющий свои обязанности в системе производственных отношений.

Обязательное для учителя качество — гуманизм, т. е. отно­шение к растущему человеку как высшей ценности на земле, выражение этого отношения в конкретных делах и поступках. Гуманные отношения слагаются из интереса к личности уча­щегося, из сочувствия ученику, помощи ему, уважения его мнения, состояния особенностей развития, из высокой требо­вательности к его учебной деятельности и озабоченности раз­витием его личности. Учащиеся видят эти проявления и следу­ют им сначала неосознанно, постепенно приобретая опыт гу­манного отношения к людям.

Учитель — это всегда активная, творческая личность. Он выступает организатором повседневной жизни школьников. Пробуждать интересы, вести учащихся за собой может только человек с развитой волей, где личной активности отводится ре­шающее место. Педагогическое руководство таким сложным организмом, как класс, детский коллектив, обязывает воспита­теля быть

изобретательным, сообразительным, настойчивым, всегда готовым к самостоятельному разрешению любых ситуа­ций.

Профессионально необходимыми качествами учителя явля­ются выдержка и самообладание. Профессионал всегда, даже при самых неожиданных обстоятельствах (а их бывает немало), обязан сохранить за собой ведущее положение в учебно-воспи­тательном процессе.

Неотъемлемое профессиональное качество учителя — спра­ведливость. По роду своей деятельности педагог вынужден сис­тематически оценивать знания, умения, поступки учащихся. Поэтому важно, чтобы его оценочные суждения соответствова­ли уровню развития школьников.

Личностные качества в учительской профессии неотделимы от профессиональных. К последним обычно причисляются приобретаемые в процессе профессиональной подготовки, свя­занные с получением специальных знаний, умений, способов мышления, методов деятельности. Среди них:

владение предме­том преподавания, методикой преподавания предмета, психологи­ческая подготовка, общая эрудиция, широкий культурный круго­зор, педагогическое мастерство, владение технологиями педагоги­ческого труда, организаторские умения и навыки, педагогический такт, педагогическая техника, владение технологиями общения, ораторское искусство и другие качества.

Профессионализм учителя может иметь различ­ные уровни. Есть просто умелый учитель, который про­водит обучение и воспитание на обычном профессиональ­ном уровне, и есть учитель, который проявляет педаго­гическое мастерство и добивается высоких результатов в своей работе. Многие же учителя, кроме мастерства, про­являют педагогическое творчество и своими находками обогащают методику обучения и воспитания. А есть и учителя-новаторы, которые делают настоящие педагоги­ческие открытия, прокладывают новые пути в обучении и воспитании, обогащая педагогическую теорию. Под педагогической умелостью следует понимать такой уровень профессионализма учителя, который включает в себя обстоятельное знание им своего учеб­ного предмета, хорошее владение психдлого-педагогической теорией и системой учебно-воспитательных уме­ний и навыков, а также довольно развитые профессио­нально-личностные свойства и качества, что в своей совокупности позволяет достаточно квалифицирован­но осуществлять обучение и воспитание учащихся.

Педагогическая умелость — это основа профессиона­лизма учителя, без которой невозможно работать в школе. Она базируется на достаточной теоретической и практической подготовке учителя, которая обеспечива­ется в педагогических учебных заведениях и продолжа­ет отшлифовываться и совершенствоваться в школе.

Следующей ступенью профессионального роста учи­теля является педагогическое мастерство. Как каче­ственная характеристика учебно-воспитательной деятельности учителя оно есть не что иное, как дове­денная им до высокой степени совершенства учебная и воспитательная умелость, которая проявляется в осо­бой отшлифованности методов и приемов применения психолого-педагогической теории на практике, благодаря чему обеспечивается высокая эффективность учебно-воспитательного процесса.

Существенной спецификой характеризуется педаго­гическое творчество. Понятие «творчество» ассоцииру­ется с созданием «новых по замыслу культурных, мате­риальных ценностей», с самостоятельной созидательной деятельностью в различных областях производительного труда, науки и культуры. Педагогическое творчество так­же заключает в себе определенные элементы новизны, но чаще всего эта новизна связана не столько с продупи-рованием новых идей и принципов обучения и воспита­ния, сколько с видоизменением приёмов учебно-воспита­тельной работы, их определенной модернизацией.

В этом смысле педагогическое творчество учителя характеризуется внесением в учебно-воспитательную деятельность тех или иных методических инноваций, рационализацией приемов и методов обучения и воспи­тания без какой-либо ломки педагогического процесса.

Высшим уровнем профессиональной деятельности учи­теля является педагогическое новаторство. «Новаторство — новое в созидательной деятельности людей. Данное определение в полной мере относится и к пе­дагогическому новаторству. Оно органически включает в себя внесение и реализацию новых, прогрессивных идей, принципов и приемов в процесс обучения и воспитания и значительно изменяет и повышает их качество.

magref.ru

Профессиограмма современного учителя — Педагогика Библиотека русских учебников

Как же подготовить себя к выполнению многочисленных задач, стоящих перед учителем?

Современные дети — народ особенно любознательный, их интересует все: и полеты в космос, и проникновения в земные глубины, и дискуссии в области политики, литературы и искусства, и споры о соотношении науки и и фантастики, и перспективы развития отдельных нау.

Чтобы быть учителем, который идет в ногу со временем, отвечает требованиям времени, чтобы готовить достойную замену, нужно глубоко разбираться в тех преобразованиях, которые происходят в нашей стране

Каждый преподаватель учит школьников своего предмета. Понятно, что невозможно научить того, чего не знаешь. Это не учитель математики, если он, доказывая теорему, робко подглядывает в конспект. Это не учитель ли итературы, если он, требуя от учеников чтение стихотворения наизусть, сам воспроизводит его, читая из книгиги.

Полное и глубокое усвоение профилирующих наук любой специальности учителя является необходимым условием преподавания предмета в школе на современном научном уровне

Однако даже добросовестный усвоение научных истин из этого профиля знаний еще не делает человека учителем. Чтобы полученные знания успешно передавались школьникам соответствующего возраста, следует хорошо усвоить законом и ирности процесса обучения и воспитания. Необходимо знать, при каких условиях, какие методы обучения наиболее эффективны. Следует научиться правильно строить уроки, применять наглядные пособия, использовать прил ады, технические средства обучения и многое другое. Ключи от этой драгоценной методической ящика содержатся в педагогике, психологии и в отдельной методике преподавания соответствующего предмета. Как науки сплошь ного цикла, так и специального, и педагогического не стоят на месте, они постоянно развиваются. Количество научной информации увеличивается время со скоростью урагана. Через каждые 7-10 лет это количество увеличивается вдвое вдвічі.

Ни вуз, ни школа не могут теперь дать запаса знаний на долгие годы. Поэтому задача состоит в том, чтобы научиться пополнять самостоятельно, быть готовым научить этому же школьников. И дело, тут не столько в пр. РОСТО усвоении готовых выводов, сколько в умении добывать самостоятельными исследованиями знания. А это требует свободного владения и общими законами познания и методами научного исследования, тип овыми для соответствующей науки, в частности наук педагогического циклклу.

Учительская деятельность носит творческий характер. Обучение и воспитание не может осуществляться по готовым рецептам. Чтобы определить правильные средства педагогического воздействия на коллектив или личность, приходится проводить глубокие всесторонние исследования каждой конкретной педагогической ситуации и подбирать определенные педагогические средства. Необходимые знания для работы с классным коллективом, с отдельными школьниками накапливаются я при изучении курсов педагогики и психологии, основ педагогического мастерства, а практический опыт педагогических исследований и применения полученных знаний — в процессе прохождения различных видов педа гогичнои практикики.

У каждого учителя, непременно должна быть любовь к детям. Если учитель внимательный и чуткий к ним, если он искренне разделяет все радости и горе поражений своих учеников, если в трудную минуту он готов помочь каждому чувствительное сердце ребенка обязательно почувствует в этом учителю своего друга, старшего наставника, грамотного руководителя. Ученик уважает такого учителя, считается с ним, его мнение будет для школьника нез аперечною, а предмет, который преподает учитель, любимыхим.

Вся жизнь и деятельность в период обучения в школе и вузе должны быть посвящены воспитанию в себе лучших качеств человека

Соотносить свое поведение и поступки с жизнью, прожитой лучшими представителями общества, исправлять и шлифовать свой характер, вырабатывать привычку быть в пределах норм поведения в обществе и быту — — вот обязательный предмет забот каждого, кто готовится быть настоящий учитель.

Труд предусматривается большая, трудоемкая, кропотливая. Она требует высокой организованности, рационального использования сил и времени, определенных волевых усилий

Всего можно достичь упорным энергичной работой. Именно в ней вырастают гений и талант. Даже великий физик. А. Эйнштейн, не шутя, говорил:»У меня нет никакого таланта, а только упрямство мула а и страстная любознательностьть».

В Украине сейчас немало педагогов-мастеров своего дела, заслуженных учителей, и на них равняются молодые педагоги

Высшее педагогическое образование строится на основе профессиограммы (карты, атласа) учителя средней общеобразовательной школы. В профессиограмме отражены морально-психологические качества, необходимые для будущей учебных ной и воспитательной работы с детьми, которые следует развивать в процессе самовоспитания и воспитания в стенах вуза, и различные компетентностиі.

Для примера приведем профессиограмму учителя (за основу взяты профессиограммы. В. О. Сластьонина,. ЕСТЬ. И. Антиповой,. М. И. Болдырева)

. Качества личности

Общественной направленности:

— научное мировоззрение, потребности передового человека;

— гражданская зрелость и активность, осведомленность с событиями мирового и местной жизни;

— общечеловеческие моральные и качества;

— стремление к высотам своей профессии;

— общая эрудиция, начитанность. Профессионально-педагогической направленности:

— компетентность;

— увлеченность профессией;

— высокая профессиональная работоспособность;

— любовь к детям, гуманное отношение к ним;

— умение вести психолого-педагогические наблюдения, изучать учеников и детские коллективы;

— требовательность к себе и ученикам, настойчивость, целеустремленность;

— справедливость;

— тактичность;

— выдержка, терпение, самообладание;

— педагогический такт, чуткость, искренность;

— самокритичность, скромность, самооценка;

— изобретательность, твердость и последовательность в словах и действиях;

— педагогическая воображение, оптимизм;

— коммуникативность, выразительный язык;

— собранность, аккуратность и внешняя опрятность

. Требования к психолого-педагогической подготовки

Знание

— основ методологии;;

— психолого-педагогические;

— анатомо-физиолого-гигиенические;

— теории и методики воспитания;

— содержания учебного предмета и методики его преподавания;

— индивидуально-психологических особенностей личности на разных возрастных этапах;

— методики индивидуальной работы и работы с детскими и молодежными коллективами;

— содержания и методов работы с родителями и общественностью;

— политики, истории, краеведения, литературы и искусства, морали, этики, эстетики, религии, права, техники и культуры

. Умения и навыки

Конструктивные:

— планировать учебную и воспитательную работу;

— отбирать, анализировать и синтезировать учебный программный материал, осуществлять дидактическую переработку сложного материала;

— творчески и обоснованно строить организационно-педагогическую и логико-педагогическую структуру урока;

— планировать систему перспективных линий в развитии отдельной личности и коллектива;

— осуществлять индивидуальную программу обучения и воспитания ученика

Организаторские:

— выявлять и организовывать актив класса, управлять им в различных условиях;

— организовывать различные виды коллективной и индивидуальной деятельности учащихся, развивать их активность;

— осуществлять контроль и помощь в умственном развитии учащихся;

— осуществлять контроль и помощь в выполнении поручений учащимися;

— осуществлять педагогическое руководство ученическими организациями;

— организовывать работу с родителями и общественностью. Коммуникативные:

— устанавливать педагогически целесообразные отношения с учащимися, родителями, учителями;

— регулировать внутренне коллективные и мижколективни отношения;

— находить нужные формы общения с учениками и родителями;

— предвидеть результат педагогического воздействия на отношения с учащимися

Изыскательские:

— изучать индивидуальные особенности учащихся и коллектива;

— критически оценивать свой опыт, результаты своей деятельности;

— осознанно совершенствовать педагогическое мастерство, самообразование и самовоспитание;

— использовать в работе психолого-педагогические исследования, передовой педагогический опыт;

— прогнозировать используемые средства и методы работы. Прикладные:

— творческие: рисовать, петь, танцевать, играть на музыкальном инструменте, выразительно читать;

— массово-витивничи;

— спортивно-туристские;

— владеть техническими средствами обучения

Педагогическая техника — это умение организовывать себя

усиливать внутреннее возбуждение и торможение и заинтересовывать, внушать, вдохновлять и сдерживать учащихся; владеть культурой и техникой речи, мимики, жестов выражение лица, голос, интонация

uchebnikirus.com

Профессиограмма профессии учитель Содержание Общие сведения о

Профессиограмма профессии учитель

Содержание Общие сведения о профессии Содержание деятельности Характеристика процесс труда Медицинские противопоказания Психологические требования Сведения о профессиональной подготовке Перспективы карьерного роста Обоснование выбора профессии

Общие сведения о профессии Профессия учителя (педагога) столь же древняя, как и история культурного человечества. Вместе с тем, педагогика как наука зародилась в V веке до нашей эры в Древней Греции. Уже тогда сложились афинская и спартанская системы обучения и воспитания подрастающего поколения. Выражаясь точно, учитель – это человек, который обучает учащихся, передает им знания и навыки по определенному предмету. Педагог – лицо, занимающееся преподавательской и воспитательной работой. В профессии учителя различают ряд специальностей: преподаватели в колледжах, университетах и других вузах; преподаватель в системе дошкольного воспитания и обучения, преподаватель начальной школы, преподаватель в системе специального образования, преподавательорганизатор, социальный педагог, педагог дополнительного образования, педагог-психолог, педагог по физической культуре, педагог профессионального обучения и другие. Учитель – одна из тех профессий, в которой редко встречаются случайные люди. В основном преподавателями работают специалисты по призванию, эрудированные, увлеченные своей работой, искренне преданные образовательному процессу, бескорыстно заинтересованные в успехах своих учеников.

Содержание деятельности Преподаватель отвечает за образовательный процесс, он обучает, передает учащимся знания по определенному предмету в разных форматах (уроки, лекции, семинары, тренинги). Учитель способствует тому, чтобы учащиеся стремились к освоению новых знаний, он помогает ученикам раскрыть свой творческий потенциал, способности и возможности, создавая для учащихся «зону развития» . Он участвует в разработке и внедрении образовательных учебных программ, составляет тематические и урочные планы. При этом он строит программу обучения с учетом возрастных особенностей учащихся. Учитель объясняет новый материал доступными, подходящими для возраста и индивидуальных особенностей учащихся средствами, разбирает примеры на закрепление материала, контролирует его усвоение учащимися. Учитель использует различные наглядные пособия, презентации на интерактивных досках и другие современные технические устройства. Учитель оформляет документацию (журналы посещаемости, успеваемости, отчеты). Учитель изучает индивидуальные особенности учащихся и при необходимости оказывает на них воспитательное, психолого-педагогическое влияние, проводит разъяснительную работу. Также он организует групповые внеклассные мероприятия, дополнительные занятия, факультативы, кружки, проводит собрания (в том числе родительские).

Характеристика процесса труда Как правило, учитель работает в помещении. Большую часть времени он проводит стоя либо двигаясь по учебному классу, в режиме интенсивного общения с учениками. Главные средства труда учителя: его профессионализм, интеллектуальные способности и познания в предметной области. Также важным рабочим инструментом любого учителя являются голосовые связки. При этом бывают исключения. Так, в случае учителя физической культуры, танцев скорее стоит говорить о выраженной мобильности и физической нагрузке. Из особых условий труда следует выделить высокую моральную ответственность за качество своей работы.

Медицинские противопоказания вирусоносительство, выраженные дефекты речи, эмоциональная неустойчивость, расстройство памяти, наличие зависимостей (алкогольной, наркотической), нервно-психические заболевания.

Психологические требования Для успешной деятельности в качестве учителя необходимо наличие следующих профессиональноважных качеств: интерес к познанию, самопознанию и саморазвитию, артистизм, требовательность к себе и к другим, организованность, наблюдательность и эмпатичность, ведущая склонность к работе в сфере общения, выраженная склонность к работе с информацией, отлично развитая способность к концентрации внимания, развитые лексические способности, логические способности, высокая эмоциональная устойчивость.

Сведения о профессиональной подготовке Базовые знания по профессии учителя, как правило, можно получить в учреждениях высшего профессионального образования. В то же время, учителей младших классов выпускают учреждения среднего профессионального образования. Дипломированных учителей средних и старших классов готовят профильные учреждения высшего профессионального образования: Московский педагогический государственный университет (МПГУ), Московский государственный гуманитарный университет им. М. А. Шолохова (МГГУ), Московский городской педагогический университет (МГПУ), Московский государственный областной университет (МГОбл. У), Московский городской психолого-педагогический университет (МГППУ) и другие.

Перспективы карьерного роста Начальная ступень учителя – это преподаватель-стажер. Оставаясь преподавателем-предметником, учитель может год от года не просто нарабатывать преподавательский стаж, но также совершенствовать свои знания, умения, навыки в рамках конкретной предметной области, тем самым повышая свой тарифный разряд и заработную плату. При выборе данного направления профессиональной карьеры в школе со временем можно стать завучем или даже директором школы, отвечая за образовательный процесс уже в рамках всего учебного заведения. В вузе в перспективе можно стать старшим преподавателем, заведующим кафедрой, деканом факультета или даже ректором. Занимаясь преподаванием, можно параллельно проводить научные исследования, защитить научную работу и получить ученую степень кандидата или даже доктора наук (педагогических, биологических, т. д. ).

Обоснование выбора профессии Мне очень нравится профессия учитель, потому что он дает нам знания. Учитель каждый день открывает для нас что-то новое. Своими знаниями он делится с детьми, умеет найти подход к каждому ученику, а ведь мы все такие разные. Учителя знакомят нас с окружающим миром и учат правилам безопасности. Учитель не только дает знания, но и учит нас дружбе и умению вести себя. В наше время профессия учителя очень востребована. Если на моем пути к получению профессии возникнут проблемы я постараюсь решить их самостоятельно.

present5.com

Лекция 3. Учитель как субъект педагогической деятельности

3.1. Профессиограмма педагога

Как мы уже отмечали, учитель в процессе педагогической деятельности выполняет множество функций. Успешность выполнения этих функций определяется личностью учителя, его профессиональными качествами. Сама специфика педагогического труда предъявляет к нему, к его личности ряд требований, они называются профессионально значимыми личностными качествами.

Попытка разработать перечень личностных и профессиональных качеств учителя имеет давнюю историю. По мнению русского просветителя, писателя, журналиста и книгоиздателя Н.И. Новикова, воспитатель должен соответствовать следующим требованиям; обладать способностью правильно и чисто рассуждать; уметь подходить к детям; быть добронравным; знать русский и иностранный языки; иметь хорошее произношение; доброе поведение и приличный внешний вид.

К.Д. Ушинский настойчиво подчеркивал, что «в каждом наставнике, а особенно в тех наставниках, которые назначаются для низших училищ и народных школ, важно не только умение преподавать, но также характер, нравственность и убеждения…».

В советской школе профессиографическое учение труда и личности учителя наиболее активно проводилось еще в 20-30-е годы, когда закладывались основы советской школы. Личность учителя рассматривается как субъект, активно формирующий нормативное и предметное оснащение своей деятельности.

Интерес к разработке этих вопросов возродился с 60-х годов благодаря исследованиям двух ленинградских школ, возглавляемых Н.В. Кузьминой и А.И. Щербаковым. Позднее к этим исследованиям присоединилась московская школа под руководством В.А. Сластенина.

Идеальная модель учителя, преподавателя, классного руководителя, педагога, образец, эталон, в котором представлены во-первых, основные качества личности, которыми должен обладать учитель; во-вторых, знания, умения, навыки для выполнения функций учителя называется профессиограммой.

Исходя из этого понимания смысла понятия «профессиограмма», можно говорить и о профессиографическом методе изучения личности, при котором осуществляется сравнение имеющихся у педагога знаний, умений и навыков с теми, которые могли бы у него быть в соответствии с идеальной моделью. Не трудно представить, что такой метод позволяет проектировать личностный и профессиональный рост педагога.

Вместе с тем профессиограмма учителя — документ, в котором дана полная квалификационная характеристика учителя с позиций требований, предъявляемых к его знаниям, умениям и навыкам, к его личности, способностям, психофизиологическим возможностям и уровню подготовки.

Необходимость создания профессиограммы современного педагога продиктована рядом причин:

— важностью социального заказа школе, педагогической профессии;

— возрастанием требований общества к личности учителя;

— изменением критериев его профессиональной компетентности в связи с социальными и научно-техническими преобразованиями;

— необходимостью повышения качества профессионально-педагогической подготовки.

Такое представление о профессиограмме складывалось в течение предшествующих десятилетий. 

studfiles.net

Профессиограмма и психограмма педагога дополнительного образования

I . Профессиограмма педагога дополнительного образования.

Наименование профессии: педагог дополнительного образования.

Организация: МОУ ДОД ЦДТ «Радуга»

Квалификационные требования: На должность педагога дополнительного образованияназначается специалист, среднее профессиональное или высшее педагогическое образование без предъявления требования к стажу работы.

Доминирующий способ мышления: адаптация – координация

Профессиональная область: педагогика, культура

По классификации Климова данная профессия относится к типу Человек – человек, человек – художественный образ

Доминирующий интерес: социальный

Дополнительный интерес: артистический

Условия труда:

· В помещении, мобильный

· наличие рабочего места, класса для проведения занятий

· наличие залов для проведения различных мероприятий

Педагог дополнительного образования в процессе трудовой деятельности сталкивается со следующими неблагоприятными факторами:

1. психофизиологические:

— высокая вовлеченность и сосредоточенность

— физическа нагрузка

— высокая эмоциональная нагрузка

2. социально-психологические

— ответственность за жизнь детей

Знания, необходимые педагогу дополнительного образования:

· социально-психологических механизмов взаимодействия людей;

· принципов и закономерностей развития образования с учетом его психолого – педагогических традиций;

· о природо-, культуро- и социосообразности;

· индивидуально-психологических особенностях развития личности в социокультурном пространстве;

· условиях, способах, путях саморазвития личности ( в том числе профессионально-компетентный).

Умения, необходимые педагогу дополнительного образования:

· умение проектировать и прогнозировать ход образовательного процесса;

· умение взаимодействовать с другими людьми, определяя мотивы поведения, потребности, значение поступков, регулируя собственное поведение, эмоциональное состояние;

· умение анализировать и изучать сложившиеся пед. ситуации, прогнозировать и управлять их развитием;

· умение осознанного использования технологий обучения и развития человека.

Функциональные обязанности:

Основными задачами работы педагога дополнительного образования является создание комфортных условий для творческого развития детей и подростков, развитие их социально- эмоционального мира.

1. Комплектует состав обучающихся в кружке, мастерской детей и принимает меры по сохранению их жизни и здоровья в течение срока обучения.

2. Осуществляет дополнительное образование обучающихся, развивает их творческую деятельность

3. Обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы, исходя из психофизиологической обоснованности

4. Выявляет творческие способности, способствует их развитию, формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей

5. Поддерживает одаренных и талантливых обучающихся, в том числе детей, имеющих отклонения в развитии

6. Оказывает консультативную помощь родителям ( лицам, их заменяющим), а также педагогическим работникам в пределах своей компетенции

7. Организует участие обучающихся в массовых мероприятиях, выставках творчества, открытых занятиях, показательных выступлениях

8. Участвует в деятельности педагогических советов и другой методической работы

9. Соблюдает правила внутреннего распорядка

10. Самостоятельно занимается повышением профессионального мастерства

Критерии успешности:

· Успешное творческое развитие детей, освоение ими необходимых знаний, умений и навыков в соответствии с возрастом

· Открытые уроки и занятия, отмеченные родителями и педагогами как успешные

· Общий психологический комфорт в коллективе

· Составление информационной и отчетной документации, проведение выставок и конкурсов детских работ

Уровень руководства:

Педагог дополнительного образования является специалистом и подчиняется администрации, прямого руководства не осуществляет, однако принимает участие в руководстве через педсоветы.

Психограмма

В соответствии с должностными обязанностями педагог дополнительного образования должен обладать следующими качествами:

Педагогическое мышление

Педагогическая рефлексия

Педагогическая наблюдательность

Педагогическая эрудиция

Когнитивные качества модальности:

зрительная – 4

слуховая-4

тактильная-4

обоняние-2

вкус-3

Внимание

устойчивость-4

концентрация-4

переключение-5 (обусловлено необходимой чувствительностью к поведению детей)

распределение-4

произвольное-4

Память

вербально-логическая-4

наглядно-образная-4

долговременная-4

кратковременная-5

оперативная-4

Мышление

вербальное-5 (работа предполагает вербальные контакты)

образное-5

продуктивное-3

репродуктивное-4

Личностные характеристики

Внимательность к индивидуальным вариантом психического развития ребенка

Педагогический оптимизм

Эмпатия

Стремление к саморазвитию

Стремление к познанию себя и других

Широта интересов и независимость взглядов

Способность эмоционально притягивать к себе людей

Повышенное чувство ответственности за свои слова и действия

Осознание границ своей компетентности

Общая эрудиция

Работоспособность

Стрессоустойчивость

Эмоциональная уравновешенность

Порядочность

Морально-нравственная чистоплотность.

Социально-психологические качества

Коммуникабельность, способность к сотрудничеству и работе в коллективе.

II . Исследование на профпригодность сотрудника МОУ ДОД «ЦДТ «Радуга», занимающего должность педагога дополнительного образования.

Психологическая пригодность к профессии – это свойство личности, о которой можно судить по двум критериям: успешному овладению профессией и степени удовлетворения человека своим трудом. Оба эти критерия относительны, а порой и субъективны. Тем не менее, только эти критерии позволяют подойти к психологической характеристике профессиональной пригодности. Отчет об исследовании.

Сотрудник: Л.И.

Возраст: 48 лет

Пол: женский

Образование: среднее профессиональное, специальность – художественная вышивка

Стаж работы в данной организации: 15 лет

Для определения профпригодности работника использовался метод наблюдения, анкетирование, методика ДДО и «Шкала оценки потребности в достижении».

Результаты исследования.

Работник Л.И. имеет стаж работы в учреждении дополнительного образования более 15 лет. Творческая личность, увлекается различными видами рукоделия.

Владеет профессиональными знаниями в области декоративно-прикладного творчества.

Обладает следующими деловыми качествами: дисциплинированность, ответственность, честность, добросовестность.

Личностные качества : Эмоциональная уравновешенность, порядочность,

морально-нравственная чистоплотность, педагогический оптимизм.

Успешно работает с детьми, умеет создать комфортный психологический климат в группе.

Данные теста ДДО показали наибольшее количество баллов по типу профессий «человек-человек» и « человек-художественный образ», что соответствует занимаемой в данный момент должности.

«Шкала оценки потребности в достижении» средний уровень потребности в достижении.

Заключение: Работник Л.И. может работать в должности педагога дополнительного образования.

Рекомендация: пройти дополнительные квалификационные педагогические курсы.

III . Социально-психологическое исследование коллектива МОУ ДОД “ЦДТ «Радуга».

Цели исследования: изучение психологической атмосферы коллектива, совместимости сотрудников.

Задачи исследования:

· Изучение сплоченности / разобщенности в коллективе

· Определение личностной направленности сотрудников

Методы исследования: наблюдение, тестирование, анкетирование

Исследуемый контингент : в исследовании приняли участие 9 человек, из них 7 женщин и 2 мужчин. Из числа опрошенных 30% имеют высшее образование, 70% — среднее- техническое. Средний стаж работы в данной организации составляет 11 лет.

Анализ результатов.

Социально-психологический климат наиболее целостная психологическая характеристика коллектива. Оптимизация психологического климата является важным резервом повышения эффективности коллективной профессиональной деятельности.

На основании анализа результатов использованных диагностических материалов можно отметить, что коллектив не представляет собой единой сплоченной команды, напротив, в нем царит атмосфера неопределенности, противоречивого и недоверчивого отношения сотрудников друг к другу в личном и профессиональном плане.

Несмотря на наличие в коллективе эмоционального лидера, среди сотрудников проявляется нежелание общаться с сослуживцами в сфере досуга.

Основным критерием когнитивного компонента избрана переменная «знание – не знание особенностей членов коллектива». В этой части теста исследуемые показали наибольший процент неопределенности и противоречивости.

О неустойчивом эмоциональном уровне психологического климата в коллективе можно сделать вывод из того, что 60% тестируемых отметили климат в коллективе как очень благоприятный, остальные 40% считают, что достаточно часто в коллективе проявляются качества неблагоприятного психологического климата.

Анализ стиля управления показал, что сотрудники, принимавшие участие в исследовании, оценивают стиль управления директора как демократический. Но при этом выказывают высокую степень недоверия, т.к., зная, что директор не имеет специальных знаний о декоративно-прикладном, художественном творчестве, может принимать только управленческие решения, но не вмешиваться в творческий процесс.

mirznanii.com

Учитель как субъект педагогической деятельности. Профессиограмма педагога и ее компоненты.

Учитель выражает себя как субъект педагогической деятельности в четкости социальной и профессиональной позиций.

Позиция педагога — это система тех интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности и педагогической деятельности в частности, которые являются источником его активности. В позиции педагога проявляется его личность, характер социальной ориентации, тип гражданского поведения и деятельности. Социальная позиция педагога во многом определяет и его профессиональную позицию.

ПРОФЕССИОГРАММА УЧИТЕЛЯ — перечень требований, предъявляемых к его личности, способностям, мастерству и психолого-физическим возможностям.

Содержание профессиональной готовности как отражение цели педагогического образования аккумулировано в профессиограмме, отражающей инвариантные, идеализированные параметры личности и профессиональной деятельности учителя. В профессиограмме учителя ведущее место занимает направленность его личности. Идейная убежденность лежит в основе социальной активности учителя.

Совокупность профессионально обусловленных требований к учителю определяется как профессиональная готовность к педагогической деятельности. В ее составе правомерно выделить с одной стороны, психологическую, психофизиологическую и физическую готовность, а с другой — научно-теоретическую и практическую подготовку как основу профессионализма.

Три основных комплекса требований, взаимосвязанных и дополняющих друг друга: общегражданские качества; качества, определяющие специфику профессии учителя; специальные знания, умения и навыки по предмету (специальности).



Учителю нужны умственные, эстетические, экспрессивные, организаторские и особенно коммуникативные способности. Профессия учителя предполагает потребности: в сотрудничестве, в достижениях, творчестве, в самопознании, в эмоциональных контактах. Педагогическое призвание, педагогический долг и ответственность.

Отличительными чертами учителя являются: наблюдательность, терпимость, выдержка, чувство юмора, доброта, организованность, оптимизм, самостоятельность, ответственность, общительность, готовность к симпатии, сочувствию, эмпатии, умение разбираться в настроениях учащихся, изучать и учитывать их индивидуальные и возрастные способности.

6. Понятие о педагогическом мастерстве. Педагогические умения и педагогическая техника как компоненты педагогического мастерства.

Мастерство педагога сплав знаний, профессиональных умений, личностных качеств и опыта. Опыт, педагогическая и методическая работа обеспечивают рост знаний, умений, развивают личностные свойства учителя в процессе практической деятельности. Ученые выделяют следующие группы педагогических умений: гностические, конструктивные, организаторские, коммуникативные, прикладные.

Гностические (познавательные и диагностические) умения — это, во-первых, умения работать с разными видами информации в решении педагогических задач, получать, обрабатывать и использовать информацию, умение работать с новыми информационными технологиями — словом, владеть информационной, методологической и научно-методической культурой; а во-вторых, это умения анализировать педагогическую реальность, состояние процесса воспитания, диагностировать, т. е. изучать учащихся, выявлять проблемы в их развитии и воспитании и формулировать их как свои педагогические задачи.

Конструктивные умения: умения проектировать, планировать воспитательную и учебную работу, определять состав и порядок действий для достижения целей, разрабатывать технологию решения педагогических задач, иначе говоря, определять цели, содержание, средства, методы и формы работы с учениками.

Организаторские умения: умения вызвать интерес учащихся к деятельности, руководить разными видами их деятельности, инструктировать, распределять, использовать разные способы и формы организации учащихся во внеурочной работе.

Коммуникативные умения: воспринимать и понимать учащихся, проявлять способность к эмпатии, умения обмениваться информацией и осуществлять взаимодействие в процессе общения, строить педагогически целесообразные отношения с учащимися, правильно разрешать конфликты впедагогической работе.

К прикладным умениям надо отнести очень желательные для учителя умения в области искусства, ремесла, спорта, досуга: рисовать, играть на сцене, петь, сочинять стихи, фотографировать и пр.

Особой составной частью педагогического мастерства является педагогическая техника,которая составляет комплекс умений учителя владеть, управлять собой и воздействовать на учащихся именно психофизическими средствами: голосом, жестом, взглядом и своим непосредственным состоянием, чувствами. К психотехническим умениям учителя относятся техника и культура речи, мимика и пантомимика, владение своим психическим состоянием, умения психофизиологической саморегуляции, в частности с помощью системы аутотренинга.

7. Педагогическое взаимодействие как базовая категория педагогики.

Педагогическое взаимодействие преднамеренный контакт (разной продолжительности по времени) педагогов и воспитанников, результатом которого являются взаимные изменения в поведении, деятельности и отношениях.

Сущностью педагогического взаимодействия является прямое или косвенное воздействие субъектов этого процесса друг на друга, порождающее их взаимную связь.

Педагогическое взаимодействие реализуется при условии:

а) целенаправленного педагогического влияния;

б) активного восприятия и усвоения воспитанником разнообразных форм
социокультурного опыта.

Под прямым воздействием понимается непосредственное обращение к ученику, предъявление ему определенных требований или предложений. Более эффективным является косвенное воздействие, суть которого заключается в том, что педагог направляет свои усилия не на ученика, а на его окружение. Косвенное взаимодействие чаще используется в работе с подростками, для которых характерно появление своей субкультуры.

Педагогическое взаимодействие имеет две стороны: функционально-ролевую и личностную.

Функционально-ролевая сторона взаимодействия педагога с учащимся обусловлена объективными условиями педагогического процесса, например контролем результатов деятельности учащихся.

Личностная сторона педагогического взаимодействия в большей степени затрагивает мотивационно-смысловую сферу учащегося.

Воздействие педагога на ученика может быть преднамеренным и непреднамеренным.

Механизмами преднамеренного влияния являются убеждение и внушение.

С внушением тесно связано подражание. Подражание включает в себя идентификацию (уподобление) и обобщение.

Эмоциональная идентификация (зажить его чувствами и мыслями) является важнейшим компонентом процесса педагогического общения как перед организацией воздействия, так и после него.


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

zdamsam.ru

0 comments on “Профессиограмма педагога – 2.4. Профессиографический метод. Профессиограмма педагога

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *