Профессиограмма педагога – Что включает в себя профессиограмма педагога

Что включает в себя профессиограмма педагога

Сущность профессиограммы педагога

Определение 1

Профессиограмма педагога – это идеальная модель учителя, преподавателя, педагога и классного руководителя, эталон и образец, которые включают в себя ведущие личностные качества учителя, а также обладание им профессиональными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для качественного выполнения возложенных на него педагогических функций.

Профессиограмма педагога представляет собой документ, который содержит полную квалификационную характеристику педагога, требования, предъявляемые к его личностным и профессиональным качествам, а также к уровню подготовки.

Приоритетными качествами личности педагога, в соответствии с профессиограммой, являются:

  • гражданская и нравственная зрелость;
  • профессиональная идейность;
  • общественная активность;
  • увлеченность педагогической профессией;
  • искренняя любовь к детям;
  • заботливое и гуманное отношение к детям и детству;
  • высокие требования к себе как к педагогу;
  • развитые коммуникативные качества;
  • умение расположить к себе учащихся, коллег, родителей и т.д.;
  • вежливость в общении;
  • психологическая совместимость с другими членами педагогического коллектива.

Умения и функции педагога в соответствии с профессиограммой

Качественное выполнение профессиональных обязанностей требует от педагога наличия следующих умений, которые также отражены в профессиограмме:

  1. Умение устанавливать деловые отношения со всеми субъектами образовательного процесса.
  2. Обладание информационными умениями и навыками.
  3. Умение понятно, логично и доступно излагать собственные мысли и идеи, аргументировано оппонировать собеседнику.
  4. Умение привлечь к себе внимание, сделать учащегося своим сторонником и другом.

Реализация данных умений требует от педагога обладания высоким эмоциональным настроем, способным обеспечить деловой характер собственной трудовой деятельности и жизни в целом.

Замечание 1

Помимо профессиональных умений и навыков, профессиограмма предъявляет ряд требований к личностным качествам учителя. Приоритетными качествами являются: выдержка, чувство такта, наблюдательность, самообладание, находчивость, твердость, аккуратность, последовательность в своих словах и действиях, внешняя опрятность и аккуратность.

Особые требования предъявляются к классному руководителю:

  • умение работать с родителями учащихся;
  • умение продуктивно работать с общественностью;
  • рационально планировать образовательно-воспитательную работу;
  • проводить диагностику учащихся по разным направлениям исследования;
  • адекватно оценивать собственные профессиональные результаты;
  • уметь выявлять и организовывать актив класса;
  • осуществлять контроль по выполнению поручений, при необходимости корректно оказывать необходимую помощь.

Каждый педагог, вне зависимости от возложенных на него профессиональных функций должен обладать рядом прикладных творческих умений, а именно: рисовать, играть не некоторых музыкальных инструментах, петь, выразительно читать, танцевать и т.д.

Профессиограмма предполагает, восемь основных функций учителя:

  1. Информационная функция – предусматривает качественную трансляцию учащимся определенной учебной информации.
  2. Развивающая функция – направлена на развитие у учащихся воображения, мышления, речи, различных умений и навыков и т.д., то есть полное личностное развитие ребенка.
  3. Ориентирующая функция – предполагает осуществление ориентации учащихся в многообразии информации и источников ее представляющих, а также оказание помощи в выборе верных нравственных ценностей.
  4. Мобилизационная функция – предполагает мобилизацию всех имеющихся знаний и умений на осуществление профессиональной деятельности.
  5. Конструирующая функция – конструирование учебного занятия, внеклассной деятельности, самостоятельных работ, общения с учащимися и т.д.
  6. Коммуникативная функция – направлена на осуществление продуктивного общения с учащимися, родителями, администрацией образовательного учреждения и т.д.
  7. Организационная функция – предполагает организацию учащихся, педагогов, родителей и самого себя в рамках определенной деятельности (урока, внеклассных занятий, походов, экскурсий и т.д.).
  8. Исследовательская функция – предусматривает умение осуществлять исследование, как отдельного учащегося, так и группу учащихся с целью выявления определенных качеств и уровня их развития.

Для классного руководителя ряд авторов выделяет специальные функции, которые должны быть включены в профессиограмму:

  • Организационная функция – предполагает организацию различных видов деятельности с классом (поездки, прогулки, походы, собрания, классные часы)
  • Воспитательная функция – предусматривает осуществление воспитательного процесса, направленного на формирование и развитие личностных качеств учащихся.
  • Стимулирующая функция – предполагает стимулирование образовательной деятельности учащихся.
  • Координационная функция – направлена на осуществление координации деятельности учащихся, педагогов, родителей, а также осуществление связи учебного заведения с иными институтами, оказывающими воспитательно-образовательное воздействие на учащихся (дворцы молодежи, театры, музеи и т.д.)

Структура профессиограммы педагога

Профессиограмма педагога состоит из четырех блоков (автор В.А. Крутецкий):

Первый Блок: гуманистическое мировоззрение – обладание убеждениями и идеалами о том, что организовать воспитательно-образовательный процесс способен только лишь тот человек, который имеет высокий моральный облик и высокий уровень общей культуры, любит детей, осознает всю ценность периода детства.

Второй Блок: положительное отношение к собственной педагогической деятельности – предполагает педагогическую направленность личности, наличие склонности к педагогике, наличие устойчивого стремления и желания посвятить собственную жизнь и самого себя педагогической профессии. Данный блок основан на том, что не может быть хорошим педагогом тот, что равнодушен к своей профессии и тому, чем он занимается. Это связано с тем, что дети очень чувствительны и легко определяют тех педагогов, которые не любят и не понимают их, не любят свое дело и педагогическую деятельность в общем.

Третий Блок: педагогические способности – основаны на природных предпосылках, которые могут быть реализованы педагогом в специально организованных условиях. То есть педагогические способности – это определенные профессионально-педагогические знания, умения и навыки, которые педагог реализует в работе с детьми, а вот их успешность во многом зависит от наличия личной предрасположенности к педагогической деятельности и работе с детьми в целом.

Четвертый Блок: профессионально-педагогические знания, умения и навыки – это знания, в области конкретного учебного предмета и владение технологий их успешной передачи учащимся.

Помимо данных блоков, В. А. Сухомлинский обращает особое внимание на наличие у педагога такого личностного качества как педагогическая культура. Педагогическая культура учителя включает в себя:

  • владение знаниями и личностными качествами, которые позволяют обратиться не только к уму, но и к сердцу каждого ребенка;
  • широкие знания, которые педагог черпает из различных источников, что помогает ему представить учебную информацию с различных точек зрения;
  • обладание богатством методов обучения и воспитания детей;
  • владение речевой культурой.

Таким образом, в соответствии с профессиограммой настоящим педагогом может стать только тот, кто обладает:

  • представлениями о педагогическом труде;
  • личностными качествами, необходимыми для работы с детьми и профессионального роста;
  • необходимыми профессиональными знаниями, умениями и навыками;
  • неподдельным интересом к педагогической профессии;
  • профессионально-педагогической направленностью;
  • истинной любовью к детям.

spravochnick.ru

Профессиограмма личности учителя, требования, предъявляемые к учителю

Перечень качеств, предъявляемый к какой-либо профес­сии, принято называть профессиграммой. Профессиграмма учителя одна из самых обширных.

Первые профессиграммы советского учителя были со­ставлены в 20-30-е годы энтузиастами НОТ. В одной из них находим следующие требования: 1. Физическое здоровье. 2. Уравновешенность характера. 3. Наличие развитой воли. 4. Предприимчивость, инициатива. 5. Организаторские способности и навыки. 6. Достаточно общее образование и хорошее знание сво­его предмета. 7. Стремление пополнить умственный багаж новыми све­дениями и быть в курсе дела. 8. Знакомство с основными течениями современной реф­лексологии, педагогики и методики. 9. Знакомство с методикой своего предмета. 10. Знание своего ученического коллектива (группы, ауди­тории). 11. Социально-экономическая и политическая подготовка. 12. Интерес к общественной жизни и активное участие в ней. 13. Ясное и отчетливое сознание целей и задач проводи­мой работы. 14. Знакомство с родственными формами политико-про­светительной работы. 15. Внимательное и любовное отношение к учащимся. 16. Образцовое поведение учителя в смысле дисципли­нированности, аккуратности, опрятности, коллективизма, чувства долга, любви к делу, добросовестности, отсутствия лицемерия и т. д.

Прежде всего, следует иметь в виду, что практическая педа­гогическая деятельность лишь наполовину построена на рацио­нальной технологии. Другая половина ее — искусство. Поэто­му первое требование к профессиональному педагогу — нали­чие педагогических способностей. Педагогические способности — ка­чество личности, интегрирование выражающееся в склонно­стях к работе с детьми, любви к детям, получении удовольствия от общения с ними. Часто педагогические способности сужа­ются до умения выполнять конкретные действия — красиво го­ворить, петь, рисовать, организовывать детей и т. п. Выделены главные группы способностей.

  1. Организаторские. Проявляются в умении учителя спло­тить учащихся, занять их, разделить обязанности, спланировать работу, подвести итоги сделанному и т. д.
  2. Дидактические. Конкретные умения подобрать и подго­товить учебный материал, наглядность, оборудование, доступ­но, ясно, выразительно, убедительно и последовательно изложить учебный материал, стимулировать развитие познаватель­ных интересов и духовных потребностей, повышать учебно-познавательную активность и т. п.
  3. Перцептивные, проявляющиеся в умении проникать в ду­ховный мир воспитуемых, объективно оценивать их эмоцио­нальное состояние, выявлять особенности психики.
  4. Коммуникативные способности проявляются в умении учителя устанавливать педагогически целесообразные отноше­ния с учащимися, их родителями, коллегами, руководителями учебного заведения.
  5. Суггестивные способности заключаются в эмоционально-волевом влиянии на обучаемых.
  6. Исследовательские способности, проявляющиеся в уме­нии познать и объективно оценить педагогические ситуации и процессы.
  7. Научно-познавательные, сводящиеся к способности усвое­ния научных знаний в избранной отрасли.

К ведущим, по результатам многочисленных опросов педагогов, относятся педагогическая зоркость (наблюдатель­ность), дидактические, организаторские, экспрессивные, ос­тальные могут быть отнесены к разряду сопутствующих, вспо­могательных.

Педагогические способности (талант, призвание, задатки) мы должны принять важной предпосылкой успешного овладе­ния педагогической профессией, но отнюдь не решающим профессиональным качеством. Поэтому важными профессиональными качествами педаго­га мы должны признать трудолюбие, работоспособность, дис­циплинированность, ответственность, умение поставить цель, избрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессиональ­ного уровня, стремление постоянно повышать качество своего труда и т. д. Через эти требования педагог реализуется как работник, выполняющий свои обязанности в системе производственных отношений.

Обязательное для учителя качество — гуманизм, т. е. отно­шение к растущему человеку как высшей ценности на земле, выражение этого отношения в конкретных делах и поступках. Гуманные отношения слагаются из интереса к личности уча­щегося, из сочувствия ученику, помощи ему, уважения его мнения, состояния особенностей развития, из высокой требо­вательности к его учебной деятельности и озабоченности раз­витием его личности. Учащиеся видят эти проявления и следу­ют им сначала неосознанно, постепенно приобретая опыт гу­манного отношения к людям.

Учитель — это всегда активная, творческая личность. Он выступает организатором повседневной жизни школьников. Пробуждать интересы, вести учащихся за собой может только человек с развитой волей, где личной активности отводится ре­шающее место. Педагогическое руководство таким сложным организмом, как класс, детский коллектив, обязывает воспита­теля быть изобретательным, сообразительным, настойчивым, всегда готовым к самостоятельному разрешению любых ситуа­ций.

Профессионально необходимыми качествами учителя явля­ются выдержка и самообладание. Профессионал всегда, даже при самых неожиданных обстоятельствах (а их бывает немало), обязан сохранить за собой ведущее положение в учебно-воспи­тательном процессе.

Неотъемлемое профессиональное качество учителя — спра­ведливость. По роду своей деятельности педагог вынужден сис­тематически оценивать знания, умения, поступки учащихся. Поэтому важно, чтобы его оценочные суждения соответствова­ли уровню развития школьников.

Личностные качества в учительской профессии неотделимы от профессиональных. К последним обычно причисляются приобретаемые в процессе профессиональной подготовки, свя­занные с получением специальных знаний, умений, способов мышления, методов деятельности. Среди них: владение предме­том преподавания, методикой преподавания предмета, психологи­ческая подготовка, общая эрудиция, широкий культурный круго­зор, педагогическое мастерство, владение технологиями педагоги­ческого труда, организаторские умения и навыки, педагогический такт, педагогическая техника, владение технологиями общения, ораторское искусство и другие качества.

Профессионализм учителя может иметь различ­ные уровни. Есть просто умелый учитель, который про­водит обучение и воспитание на обычном профессиональ­ном уровне, и есть учитель, который проявляет педаго­гическое мастерство и добивается высоких результатов в своей работе. Многие же учителя, кроме мастерства, про­являют педагогическое творчество и своими находками обогащают методику обучения и воспитания. А есть и учителя-новаторы, которые делают настоящие педагоги­ческие открытия, прокладывают новые пути в обучении и воспитании, обогащая педагогическую теорию. Под педагогической умелостью следует понимать такой уровень профессионализма учителя, который включает в себя обстоятельное знание им своего учеб­ного предмета, хорошее владение психдлого-педагогической теорией и системой учебно-воспитательных уме­ний и навыков, а также довольно развитые профессио­нально-личностные свойства и качества, что в своей совокупности позволяет достаточно квалифицирован­но осуществлять обучение и воспитание учащихся.

Педагогическая умелость — это основа профессиона­лизма учителя, без которой невозможно работать в школе. Она базируется на достаточной теоретической и практической подготовке учителя, которая обеспечива­ется в педагогических учебных заведениях и продолжа­ет отшлифовываться и совершенствоваться в школе.

Следующей ступенью профессионального роста учи­теля является педагогическое мастерство. Как каче­ственная характеристика учебно-воспитательной деятельности учителя оно есть не что иное, как дове­денная им до высокой степени совершенства учебная и воспитательная умелость, которая проявляется в осо­бой отшлифованности методов и приемов применения психолого-педагогической теории на практике, благодаря чему обеспечивается высокая эффективность учебно-воспитательного процесса.

Существенной спецификой характеризуется педаго­гическое творчество. Понятие «творчество» ассоцииру­ется с созданием «новых по замыслу культурных, мате­риальных ценностей», с самостоятельной созидательной деятельностью в различных областях производительного труда, науки и культуры. Педагогическое творчество так­же заключает в себе определенные элементы новизны, но чаще всего эта новизна связана не столько с продупи-рованием новых идей и принципов обучения и воспита­ния, сколько с видоизменением приёмов учебно-воспита­тельной работы, их определенной модернизацией.

В этом смысле педагогическое творчество учителя характеризуется внесением в учебно-воспитательную деятельность тех или иных методических инноваций, рационализацией приемов и методов обучения и воспи­тания без какой-либо ломки педагогического процесса.

Высшим уровнем профессиональной деятельности учи­теля является педагогическое новаторство. «Новаторство — новое в созидательной деятельности людей. Данное определение в полной мере относится и к пе­дагогическому новаторству. Оно органически включает в себя внесение и реализацию новых, прогрессивных идей, принципов и приемов в процесс обучения и воспитания и значительно изменяет и повышает их качество.

magref.ru

Профессиограмма профессии учитель Содержание Общие сведения о

Профессиограмма профессии учитель

Содержание Общие сведения о профессии Содержание деятельности Характеристика процесс труда Медицинские противопоказания Психологические требования Сведения о профессиональной подготовке Перспективы карьерного роста Обоснование выбора профессии

Общие сведения о профессии Профессия учителя (педагога) столь же древняя, как и история культурного человечества. Вместе с тем, педагогика как наука зародилась в V веке до нашей эры в Древней Греции. Уже тогда сложились афинская и спартанская системы обучения и воспитания подрастающего поколения. Выражаясь точно, учитель – это человек, который обучает учащихся, передает им знания и навыки по определенному предмету. Педагог – лицо, занимающееся преподавательской и воспитательной работой. В профессии учителя различают ряд специальностей: преподаватели в колледжах, университетах и других вузах; преподаватель в системе дошкольного воспитания и обучения, преподаватель начальной школы, преподаватель в системе специального образования, преподавательорганизатор, социальный педагог, педагог дополнительного образования, педагог-психолог, педагог по физической культуре, педагог профессионального обучения и другие. Учитель – одна из тех профессий, в которой редко встречаются случайные люди. В основном преподавателями работают специалисты по призванию, эрудированные, увлеченные своей работой, искренне преданные образовательному процессу, бескорыстно заинтересованные в успехах своих учеников.

Содержание деятельности Преподаватель отвечает за образовательный процесс, он обучает, передает учащимся знания по определенному предмету в разных форматах (уроки, лекции, семинары, тренинги). Учитель способствует тому, чтобы учащиеся стремились к освоению новых знаний, он помогает ученикам раскрыть свой творческий потенциал, способности и возможности, создавая для учащихся «зону развития» . Он участвует в разработке и внедрении образовательных учебных программ, составляет тематические и урочные планы. При этом он строит программу обучения с учетом возрастных особенностей учащихся. Учитель объясняет новый материал доступными, подходящими для возраста и индивидуальных особенностей учащихся средствами, разбирает примеры на закрепление материала, контролирует его усвоение учащимися. Учитель использует различные наглядные пособия, презентации на интерактивных досках и другие современные технические устройства. Учитель оформляет документацию (журналы посещаемости, успеваемости, отчеты). Учитель изучает индивидуальные особенности учащихся и при необходимости оказывает на них воспитательное, психолого-педагогическое влияние, проводит разъяснительную работу. Также он организует групповые внеклассные мероприятия, дополнительные занятия, факультативы, кружки, проводит собрания (в том числе родительские).

Характеристика процесса труда Как правило, учитель работает в помещении. Большую часть времени он проводит стоя либо двигаясь по учебному классу, в режиме интенсивного общения с учениками. Главные средства труда учителя: его профессионализм, интеллектуальные способности и познания в предметной области. Также важным рабочим инструментом любого учителя являются голосовые связки. При этом бывают исключения. Так, в случае учителя физической культуры, танцев скорее стоит говорить о выраженной мобильности и физической нагрузке. Из особых условий труда следует выделить высокую моральную ответственность за качество своей работы.

Медицинские противопоказания вирусоносительство, выраженные дефекты речи, эмоциональная неустойчивость, расстройство памяти, наличие зависимостей (алкогольной, наркотической), нервно-психические заболевания.

Психологические требования Для успешной деятельности в качестве учителя необходимо наличие следующих профессиональноважных качеств: интерес к познанию, самопознанию и саморазвитию, артистизм, требовательность к себе и к другим, организованность, наблюдательность и эмпатичность, ведущая склонность к работе в сфере общения, выраженная склонность к работе с информацией, отлично развитая способность к концентрации внимания, развитые лексические способности, логические способности, высокая эмоциональная устойчивость.

Сведения о профессиональной подготовке Базовые знания по профессии учителя, как правило, можно получить в учреждениях высшего профессионального образования. В то же время, учителей младших классов выпускают учреждения среднего профессионального образования. Дипломированных учителей средних и старших классов готовят профильные учреждения высшего профессионального образования: Московский педагогический государственный университет (МПГУ), Московский государственный гуманитарный университет им. М. А. Шолохова (МГГУ), Московский городской педагогический университет (МГПУ), Московский государственный областной университет (МГОбл. У), Московский городской психолого-педагогический университет (МГППУ) и другие.

Перспективы карьерного роста Начальная ступень учителя – это преподаватель-стажер. Оставаясь преподавателем-предметником, учитель может год от года не просто нарабатывать преподавательский стаж, но также совершенствовать свои знания, умения, навыки в рамках конкретной предметной области, тем самым повышая свой тарифный разряд и заработную плату. При выборе данного направления профессиональной карьеры в школе со временем можно стать завучем или даже директором школы, отвечая за образовательный процесс уже в рамках всего учебного заведения. В вузе в перспективе можно стать старшим преподавателем, заведующим кафедрой, деканом факультета или даже ректором. Занимаясь преподаванием, можно параллельно проводить научные исследования, защитить научную работу и получить ученую степень кандидата или даже доктора наук (педагогических, биологических, т. д. ).

Обоснование выбора профессии Мне очень нравится профессия учитель, потому что он дает нам знания. Учитель каждый день открывает для нас что-то новое. Своими знаниями он делится с детьми, умеет найти подход к каждому ученику, а ведь мы все такие разные. Учителя знакомят нас с окружающим миром и учат правилам безопасности. Учитель не только дает знания, но и учит нас дружбе и умению вести себя. В наше время профессия учителя очень востребована. Если на моем пути к получению профессии возникнут проблемы я постараюсь решить их самостоятельно.

present5.com

Профессиограмма и психограмма педагога дополнительного образования

I . Профессиограмма педагога дополнительного образования.

Наименование профессии: педагог дополнительного образования.

Организация: МОУ ДОД ЦДТ «Радуга»

Квалификационные требования: На должность педагога дополнительного образованияназначается специалист, среднее профессиональное или высшее педагогическое образование без предъявления требования к стажу работы.

Доминирующий способ мышления: адаптация – координация

Профессиональная область: педагогика, культура

По классификации Климова данная профессия относится к типу Человек – человек, человек – художественный образ

Доминирующий интерес: социальный

Дополнительный интерес: артистический

Условия труда:

· В помещении, мобильный

· наличие рабочего места, класса для проведения занятий

· наличие залов для проведения различных мероприятий

Педагог дополнительного образования в процессе трудовой деятельности сталкивается со следующими неблагоприятными факторами:

1. психофизиологические:

— высокая вовлеченность и сосредоточенность

— физическа нагрузка

— высокая эмоциональная нагрузка

2. социально-психологические

— ответственность за жизнь детей

Знания, необходимые педагогу дополнительного образования:

· социально-психологических механизмов взаимодействия людей;

· принципов и закономерностей развития образования с учетом его психолого – педагогических традиций;

· о природо-, культуро- и социосообразности;

· индивидуально-психологических особенностях развития личности в социокультурном пространстве;

· условиях, способах, путях саморазвития личности ( в том числе профессионально-компетентный).

Умения, необходимые педагогу дополнительного образования:

· умение проектировать и прогнозировать ход образовательного процесса;

· умение взаимодействовать с другими людьми, определяя мотивы поведения, потребности, значение поступков, регулируя собственное поведение, эмоциональное состояние;

· умение анализировать и изучать сложившиеся пед. ситуации, прогнозировать и управлять их развитием;

· умение осознанного использования технологий обучения и развития человека.

Функциональные обязанности:

Основными задачами работы педагога дополнительного образования является создание комфортных условий для творческого развития детей и подростков, развитие их социально- эмоционального мира.

1. Комплектует состав обучающихся в кружке, мастерской детей и принимает меры по сохранению их жизни и здоровья в течение срока обучения.

2. Осуществляет дополнительное образование обучающихся, развивает их творческую деятельность

3. Обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы, исходя из психофизиологической обоснованности

4. Выявляет творческие способности, способствует их развитию, формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей

5. Поддерживает одаренных и талантливых обучающихся, в том числе детей, имеющих отклонения в развитии

6. Оказывает консультативную помощь родителям ( лицам, их заменяющим), а также педагогическим работникам в пределах своей компетенции

7. Организует участие обучающихся в массовых мероприятиях, выставках творчества, открытых занятиях, показательных выступлениях

8. Участвует в деятельности педагогических советов и другой методической работы

9. Соблюдает правила внутреннего распорядка

10. Самостоятельно занимается повышением профессионального мастерства

Критерии успешности:

· Успешное творческое развитие детей, освоение ими необходимых знаний, умений и навыков в соответствии с возрастом

· Открытые уроки и занятия, отмеченные родителями и педагогами как успешные

· Общий психологический комфорт в коллективе

· Составление информационной и отчетной документации, проведение выставок и конкурсов детских работ

Уровень руководства:

Педагог дополнительного образования является специалистом и подчиняется администрации, прямого руководства не осуществляет, однако принимает участие в руководстве через педсоветы.

Психограмма

В соответствии с должностными обязанностями педагог дополнительного образования должен обладать следующими качествами:

Педагогическое мышление

Педагогическая рефлексия

Педагогическая наблюдательность

Педагогическая эрудиция

Когнитивные качества модальности:

зрительная – 4

слуховая-4

тактильная-4

обоняние-2

вкус-3

Внимание

устойчивость-4

концентрация-4

переключение-5 (обусловлено необходимой чувствительностью к поведению детей)

распределение-4

произвольное-4

Память

вербально-логическая-4

наглядно-образная-4

долговременная-4

кратковременная-5

оперативная-4

Мышление

вербальное-5 (работа предполагает вербальные контакты)

образное-5

продуктивное-3

репродуктивное-4

Личностные характеристики

Внимательность к индивидуальным вариантом психического развития ребенка

Педагогический оптимизм

Эмпатия

Стремление к саморазвитию

Стремление к познанию себя и других

Широта интересов и независимость взглядов

Способность эмоционально притягивать к себе людей

Повышенное чувство ответственности за свои слова и действия

Осознание границ своей компетентности

Общая эрудиция

Работоспособность

Стрессоустойчивость

Эмоциональная уравновешенность

Порядочность

Морально-нравственная чистоплотность.

Социально-психологические качества

Коммуникабельность, способность к сотрудничеству и работе в коллективе.

II . Исследование на профпригодность сотрудника МОУ ДОД «ЦДТ «Радуга», занимающего должность педагога дополнительного образования.

Психологическая пригодность к профессии – это свойство личности, о которой можно судить по двум критериям: успешному овладению профессией и степени удовлетворения человека своим трудом. Оба эти критерия относительны, а порой и субъективны. Тем не менее, только эти критерии позволяют подойти к психологической характеристике профессиональной пригодности. Отчет об исследовании.

Сотрудник: Л.И.

Возраст: 48 лет

Пол: женский

Образование: среднее профессиональное, специальность – художественная вышивка

Стаж работы в данной организации: 15 лет

Для определения профпригодности работника использовался метод наблюдения, анкетирование, методика ДДО и «Шкала оценки потребности в достижении».

Результаты исследования.

Работник Л.И. имеет стаж работы в учреждении дополнительного образования более 15 лет. Творческая личность, увлекается различными видами рукоделия.

Владеет профессиональными знаниями в области декоративно-прикладного творчества.

Обладает следующими деловыми качествами: дисциплинированность, ответственность, честность, добросовестность.

Личностные качества : Эмоциональная уравновешенность, порядочность,

морально-нравственная чистоплотность, педагогический оптимизм.

Успешно работает с детьми, умеет создать комфортный психологический климат в группе.

Данные теста ДДО показали наибольшее количество баллов по типу профессий «человек-человек» и « человек-художественный образ», что соответствует занимаемой в данный момент должности.

«Шкала оценки потребности в достижении» средний уровень потребности в достижении.

Заключение: Работник Л.И. может работать в должности педагога дополнительного образования.

Рекомендация: пройти дополнительные квалификационные педагогические курсы.

III . Социально-психологическое исследование коллектива МОУ ДОД “ЦДТ «Радуга».

Цели исследования: изучение психологической атмосферы коллектива, совместимости сотрудников.

Задачи исследования:

· Изучение сплоченности / разобщенности в коллективе

· Определение личностной направленности сотрудников

Методы исследования: наблюдение, тестирование, анкетирование

Исследуемый контингент : в исследовании приняли участие 9 человек, из них 7 женщин и 2 мужчин. Из числа опрошенных 30% имеют высшее образование, 70% — среднее- техническое. Средний стаж работы в данной организации составляет 11 лет.

Анализ результатов.

Социально-психологический климат наиболее целостная психологическая характеристика коллектива. Оптимизация психологического климата является важным резервом повышения эффективности коллективной профессиональной деятельности.

На основании анализа результатов использованных диагностических материалов можно отметить, что коллектив не представляет собой единой сплоченной команды, напротив, в нем царит атмосфера неопределенности, противоречивого и недоверчивого отношения сотрудников друг к другу в личном и профессиональном плане.

Несмотря на наличие в коллективе эмоционального лидера, среди сотрудников проявляется нежелание общаться с сослуживцами в сфере досуга.

Основным критерием когнитивного компонента избрана переменная «знание – не знание особенностей членов коллектива». В этой части теста исследуемые показали наибольший процент неопределенности и противоречивости.

О неустойчивом эмоциональном уровне психологического климата в коллективе можно сделать вывод из того, что 60% тестируемых отметили климат в коллективе как очень благоприятный, остальные 40% считают, что достаточно часто в коллективе проявляются качества неблагоприятного психологического климата.

Анализ стиля управления показал, что сотрудники, принимавшие участие в исследовании, оценивают стиль управления директора как демократический. Но при этом выказывают высокую степень недоверия, т.к., зная, что директор не имеет специальных знаний о декоративно-прикладном, художественном творчестве, может принимать только управленческие решения, но не вмешиваться в творческий процесс.

mirznanii.com

Материал по теме: Профессиограмма учителя начальных классов

Профессиограмма учителя начальных классов.

Учитель начальных классов – это самая гуманная, творческая и нужная профессия, которая является фундаментом всем остальным профессиям в мире.

Педагогическая деятельность требует особого призвания. Воспитанием и обучением могут и должны заниматься только люди со склонностью и любовью к этому делу. Учитель должен любить сам процесс передачи знаний, процесс обучения и воспитания человека. Успех педагогической деятельности во многом зависит от коммуникативных способностей учителя, от его умения наладить правильные взаимоотношения с детьми. Работа с детьми требует от учителя высокой концентрации внимания, хорошо сформированной оперативной и долговременной памяти. Учитель работает со всем классом, и ему необходимо держать в поле зрения многих учеников. Он должен уметь замечать все изменения в их поведении.

Педагогическая деятельность требует от человека определенных волевых качеств: выдержки, терпения, последовательности, настойчивости, самообладания. Он обязан контролировать свое поведение, управлять им. Очень важны в профессии учителя: развитые коммуникативные качества, хорошая дикция, четкая грамотная речь, громкий голос, умение увлечь своим предметом, эрудиция. Речь учителя должна отличаться выразительностью, эмоциональностью, убедительностью. Также учителю начальных классов важно обладать музыкальными и художественными способностями. Очень важно, что учителю начальных классов должны быть присущи такие личностные качества, как любовь к детям, доброжелательность и чуткость.

Важные личностные качества учителя:

  • склонность к работе с детьми;
  • высокая степень личной ответственности;
  • самоконтроль и уравновешенность;
  • терпимость, безоценочное отношение к людям;
  • интерес и уважение к другому человеку;
  • стремление к самопознанию и саморазвитию;
  • находчивость и разносторонность;
  • тактичность;
  • целеустремленность;
  • артистизм;
  • требовательность к себе и другим;
  • наблюдательность (способность) увидеть тенденции в развитии, формировании его умений, навыков, зарождение новых потребностей и интересов).

Учитель начальных классов должен обладать следующими общими и профессиональными компетенциями:

  • понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
  • организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
  • оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях;
  • осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
  • использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности;
  • работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами;
  • ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса;
  • самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;
  • осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания и смены технологий;
  • осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей;
  • владеть методикой преподавания;
  • уметь организовывать внеурочную деятельность и общение младших школьников;
  • осуществлять классное руководство;
  • вести работу с родителями и уметь координировать деятельность сотрудников образовательного учреждения, работающих с классом;
  • создавать в учебном кабинете предметно-развивающую среду;
  • выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся;
  • участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования.

Профессия учителя одна из самых уважаемых, почетных и ответственных профессий. Можно сказать, что учитель создает будущее страны, т.к. от его труда во многом зависит разносторонность развития знаний молодого поколения, его убеждения, мировоззрение, нравственные качества.

nsportal.ru

Профессиограмма современного учителя — Педагогика Библиотека русских учебников

Как же подготовить себя к выполнению многочисленных задач, стоящих перед учителем?

Современные дети — народ особенно любознательный, их интересует все: и полеты в космос, и проникновения в земные глубины, и дискуссии в области политики, литературы и искусства, и споры о соотношении науки и и фантастики, и перспективы развития отдельных нау.

Чтобы быть учителем, который идет в ногу со временем, отвечает требованиям времени, чтобы готовить достойную замену, нужно глубоко разбираться в тех преобразованиях, которые происходят в нашей стране

Каждый преподаватель учит школьников своего предмета. Понятно, что невозможно научить того, чего не знаешь. Это не учитель математики, если он, доказывая теорему, робко подглядывает в конспект. Это не учитель ли итературы, если он, требуя от учеников чтение стихотворения наизусть, сам воспроизводит его, читая из книгиги.

Полное и глубокое усвоение профилирующих наук любой специальности учителя является необходимым условием преподавания предмета в школе на современном научном уровне

Однако даже добросовестный усвоение научных истин из этого профиля знаний еще не делает человека учителем. Чтобы полученные знания успешно передавались школьникам соответствующего возраста, следует хорошо усвоить законом и ирности процесса обучения и воспитания. Необходимо знать, при каких условиях, какие методы обучения наиболее эффективны. Следует научиться правильно строить уроки, применять наглядные пособия, использовать прил ады, технические средства обучения и многое другое. Ключи от этой драгоценной методической ящика содержатся в педагогике, психологии и в отдельной методике преподавания соответствующего предмета. Как науки сплошь ного цикла, так и специального, и педагогического не стоят на месте, они постоянно развиваются. Количество научной информации увеличивается время со скоростью урагана. Через каждые 7-10 лет это количество увеличивается вдвое вдвічі.

Ни вуз, ни школа не могут теперь дать запаса знаний на долгие годы. Поэтому задача состоит в том, чтобы научиться пополнять самостоятельно, быть готовым научить этому же школьников. И дело, тут не столько в пр. РОСТО усвоении готовых выводов, сколько в умении добывать самостоятельными исследованиями знания. А это требует свободного владения и общими законами познания и методами научного исследования, тип овыми для соответствующей науки, в частности наук педагогического циклклу.

Учительская деятельность носит творческий характер. Обучение и воспитание не может осуществляться по готовым рецептам. Чтобы определить правильные средства педагогического воздействия на коллектив или личность, приходится проводить глубокие всесторонние исследования каждой конкретной педагогической ситуации и подбирать определенные педагогические средства. Необходимые знания для работы с классным коллективом, с отдельными школьниками накапливаются я при изучении курсов педагогики и психологии, основ педагогического мастерства, а практический опыт педагогических исследований и применения полученных знаний — в процессе прохождения различных видов педа гогичнои практикики.

У каждого учителя, непременно должна быть любовь к детям. Если учитель внимательный и чуткий к ним, если он искренне разделяет все радости и горе поражений своих учеников, если в трудную минуту он готов помочь каждому чувствительное сердце ребенка обязательно почувствует в этом учителю своего друга, старшего наставника, грамотного руководителя. Ученик уважает такого учителя, считается с ним, его мнение будет для школьника нез аперечною, а предмет, который преподает учитель, любимыхим.

Вся жизнь и деятельность в период обучения в школе и вузе должны быть посвящены воспитанию в себе лучших качеств человека

Соотносить свое поведение и поступки с жизнью, прожитой лучшими представителями общества, исправлять и шлифовать свой характер, вырабатывать привычку быть в пределах норм поведения в обществе и быту — — вот обязательный предмет забот каждого, кто готовится быть настоящий учитель.

Труд предусматривается большая, трудоемкая, кропотливая. Она требует высокой организованности, рационального использования сил и времени, определенных волевых усилий

Всего можно достичь упорным энергичной работой. Именно в ней вырастают гений и талант. Даже великий физик. А. Эйнштейн, не шутя, говорил:»У меня нет никакого таланта, а только упрямство мула а и страстная любознательностьть».

В Украине сейчас немало педагогов-мастеров своего дела, заслуженных учителей, и на них равняются молодые педагоги

Высшее педагогическое образование строится на основе профессиограммы (карты, атласа) учителя средней общеобразовательной школы. В профессиограмме отражены морально-психологические качества, необходимые для будущей учебных ной и воспитательной работы с детьми, которые следует развивать в процессе самовоспитания и воспитания в стенах вуза, и различные компетентностиі.

Для примера приведем профессиограмму учителя (за основу взяты профессиограммы. В. О. Сластьонина,. ЕСТЬ. И. Антиповой,. М. И. Болдырева)

. Качества личности

Общественной направленности:

— научное мировоззрение, потребности передового человека;

— гражданская зрелость и активность, осведомленность с событиями мирового и местной жизни;

— общечеловеческие моральные и качества;

— стремление к высотам своей профессии;

— общая эрудиция, начитанность. Профессионально-педагогической направленности:

— компетентность;

— увлеченность профессией;

— высокая профессиональная работоспособность;

— любовь к детям, гуманное отношение к ним;

— умение вести психолого-педагогические наблюдения, изучать учеников и детские коллективы;

— требовательность к себе и ученикам, настойчивость, целеустремленность;

— справедливость;

— тактичность;

— выдержка, терпение, самообладание;

— педагогический такт, чуткость, искренность;

— самокритичность, скромность, самооценка;

— изобретательность, твердость и последовательность в словах и действиях;

— педагогическая воображение, оптимизм;

— коммуникативность, выразительный язык;

— собранность, аккуратность и внешняя опрятность

. Требования к психолого-педагогической подготовки

Знание

— основ методологии;;

— психолого-педагогические;

— анатомо-физиолого-гигиенические;

— теории и методики воспитания;

— содержания учебного предмета и методики его преподавания;

— индивидуально-психологических особенностей личности на разных возрастных этапах;

— методики индивидуальной работы и работы с детскими и молодежными коллективами;

— содержания и методов работы с родителями и общественностью;

— политики, истории, краеведения, литературы и искусства, морали, этики, эстетики, религии, права, техники и культуры

. Умения и навыки

Конструктивные:

— планировать учебную и воспитательную работу;

— отбирать, анализировать и синтезировать учебный программный материал, осуществлять дидактическую переработку сложного материала;

— творчески и обоснованно строить организационно-педагогическую и логико-педагогическую структуру урока;

— планировать систему перспективных линий в развитии отдельной личности и коллектива;

— осуществлять индивидуальную программу обучения и воспитания ученика

Организаторские:

— выявлять и организовывать актив класса, управлять им в различных условиях;

— организовывать различные виды коллективной и индивидуальной деятельности учащихся, развивать их активность;

— осуществлять контроль и помощь в умственном развитии учащихся;

— осуществлять контроль и помощь в выполнении поручений учащимися;

— осуществлять педагогическое руководство ученическими организациями;

— организовывать работу с родителями и общественностью. Коммуникативные:

— устанавливать педагогически целесообразные отношения с учащимися, родителями, учителями;

— регулировать внутренне коллективные и мижколективни отношения;

— находить нужные формы общения с учениками и родителями;

— предвидеть результат педагогического воздействия на отношения с учащимися

Изыскательские:

— изучать индивидуальные особенности учащихся и коллектива;

— критически оценивать свой опыт, результаты своей деятельности;

— осознанно совершенствовать педагогическое мастерство, самообразование и самовоспитание;

— использовать в работе психолого-педагогические исследования, передовой педагогический опыт;

— прогнозировать используемые средства и методы работы. Прикладные:

— творческие: рисовать, петь, танцевать, играть на музыкальном инструменте, выразительно читать;

— массово-витивничи;

— спортивно-туристские;

— владеть техническими средствами обучения

Педагогическая техника — это умение организовывать себя

усиливать внутреннее возбуждение и торможение и заинтересовывать, внушать, вдохновлять и сдерживать учащихся; владеть культурой и техникой речи, мимики, жестов выражение лица, голос, интонация

uchebnikirus.com

0 comments on “Профессиограмма педагога – Что включает в себя профессиограмма педагога

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *