Рабство касты сословия классы – рабство, касты, сословия и классы.

рабство, касты, сословия и классы.

Социальная стратификация – иерархически организованные структуры социального неравенства (ранги, статусные группы и т. д.), существующие в любом обществе.

В социологии выделяют четыре главных типа стратификации: рабство, касты, сословия и классы. Принято отождествлять их с историческими типами общественного устройства, наблюдаемыми в современном мире или уже безвозвратно ушедшими в прошлое.

Рабство – экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства. Рабство исторически эволюционировало. Существуют две формы рабства:

1) при патриархальном рабстве раб обладал всеми правами младшего члена семьи: жил в одном доме с хозяевами, участвовал в общественной жизни, вступал в брак со свободными, наследовал имущество хозяина. Его запрещалось убивать;

2) при классическом рабстве раба окончательно закабалили: он жил в отдельном помещении, ни в чем не участвовал, ничего не наследовал, в брак не вступал и семьи не имел. Его разрешалось убивать. Он не владел собственностью, но сам считался собственностью хозяина («говорящим орудием»).

Кастой называют социальную группу, членством в которой человек обязан исключительно своим рождением.

Каждый человек попадает в соответствующую касту в зависимости от того, каким было его поведение в предшествующей жизни: если плохим, то после очередного рождения он должен попасть в низшую касту, и наоборот.

Сословие – социальная группа, обладающая закрепленными обычаем или юридическим законом, передаваемыми по наследству правами и обязанностями.

Для сословной системы, включающей несколько страт, характерна иерархия, выраженная в неравенстве положения и привилегий. Классическим образцом сословной организации являлась Европа, где на рубеже XIV–XV вв. общество делилось на высшие сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное третье сословие (ремесленники, купцы, крестьяне).

В Х-XIII вв. главных сословий было три: духовенство, дворянство и крестьянство. В России со второй половины XVIII в. утвердилось сословное деление на дворянство, духовенство, купечество, крестьянство и мещанство. Сословия основывались на земельной собственности.

Права и обязанности каждого сословия определялись юридическим законом и освящались религиозной доктриной. Членство в сословии определялось наследством. Социальные барьеры между сословиями были достаточно жесткими, поэтому социальная мобильность существовала не столько между сословиями, сколько внутри них. Каждое сословие включало множество слоев, рангов, уровней, профессий, чинов. Аристократия считалась воинским сословием (рыцарство).

Классовый подход нередко противопоставляется стратификационному.

Классы представляют собой социальные группы свободных в политическом и правовом отношениях граждан. Различия между этими группами состоят в характере и размерах собственности на средства производства и производимый продукт, а также в уровне получаемых доходов и личного материального благосостояния.

studfile.net

рабство, касты, сословия, классы. Система стратификации

Характер социального расслоения, способы его детер­минации и воспроизводства в своем единстве образуют то, что социологи называют стратификационной системой. В историческом плане выделяют четыре основных типа стратификационных систем: рабство, касты, сословия и клас­сы. Первые три характеризуют закрытые общества, а чет­вертый тип — открытое общество. В данном контексте закрытым считается такое общество, где социальные пере­мещения из одной страты в другую либо полностью запре­щены, либо существенно ограничены. Открытым называ­ется общество, где переходы из низших страт в высшие официально никак не ограничены.

1. Рабство — форма максимально жесткого закрепле­ния людей в низших стратах. Это единственная в истории форма социальных отношений, когда один человек высту­пает собственностью другого, лишенный всяких прав и свобод.

2. Кастовая система — стратификационная система, предполагающая пожизненное закрепление человека за оп­ределенной стратой по этническо-религиозному или эконо­мическому признаку. Каста представляет собой замкнутую группу, которой отводилось строго определенное место в об­щественной иерархии. Это место детерминировалось осо­бой функцией каждой касты в системе разделения труда. В Индии, где кастовая система получила наибольшее рас­пространение, существовала детальная регламентация ви­дов деятельности для каждой касты. Поскольку принад­лежность к кастовой системе передавалась по наследству, возможности социальной мобильности здесь были огра­ничены.

3.

Сословная система — стратификационная система, предполагающая юридическое закрепление человека за той или иной стратой. Права и обязанности каждого сословия определялись законом и освящались религией. Принадлежность к сословию в основном передавалась по наследству, но в виде исключения могла быть приобретена за деньги или дарована властью. В целом для сословной системы была характерна разветвленная иерархия, которая выража­лась в неравенстве социального положения и наличии мно­гочисленных привилегий.

Сословная организация европейского феодального об­щества предусматривала деление на два высших сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное тре­тье сословие (купцы, ремесленники, крестьяне). Посколь­ку межсословные барьеры были достаточно жесткими, социальная мобильность существовала, главным образом, внутри сословий, включавших множество чинов, рангов, профессий, слоев и т.д. Однако, в отличие от кастовой сис­темы, иногда допускались межсословные браки и индиви­дуальные переходы из одной страты в другую.

4. Классовая система — стратификационная система открытого типа, не предполагающая юридического или ка­кого-либо другого способа

mmars.ru

Исторические типы стратификации. Рабство, кастовая система, сословная система, классовая система. Исторические системы социальной стратификации: рабство, касты, сословия, классы

Рабство характеризуется владением одних людей другими. Наибольшее распространение рабство получило в аграрных обществах, а наименее типичным рабство было для кочевых народов, особенно охотников и собирателей.

Условия рабства и рабовладения существенно различались в разных регионах мира. В Древней Греции рабы занимались физическим трудом, благодаря чему свободные граждане имели возможность самовыражения в политике и искусствах. В некоторых странах рабство было временным состоянием человека: отработав на своего хозяина положенное время, раб становился свободным и имел право вернуться на родину. Израильтяне освобождали своих рабов в юбилейный год — каждые 50 лет. В Древнем Риме рабы, как правило, имели возможность купить свободу; чтобы собрать необходимую для выкупа сумму, они заключали сделку с хозяином и продавали свои услуги другим людям (именно так поступали некоторые образованные греки, попавшие в рабство к римлянам). Истории известны случаи, когда разбогатевший раб начинал одалживать деньги своему хозяину и в конце концов хозяин попадал в рабство к своему бывшему рабу. Во многих случаях рабство было пожизненным; в частности, осужденные на каторжные работы преступники превращались в рабов и трудились на римских галерах в качестве гребцов до самой смерти.

Статус раба не везде передавался по наследству. В Древней Мексике дети рабов всегда были свободными людьми. Но в большинстве стран дети рабов автоматически тоже становились рабами. В некоторых случаях ребенка раба, всю жизнь прослужившего в богатой семье, эта семья усыновляла, он получал фамилию своих хозяев и мог стать одним из наследников наравне с остальными детьми хозяев.

Касты. В кастовой системе статус определяется рождением и является пожизненным; иначе говоря, базой кастовой системы является предписанный статус. Достигнутый статус не в состоянии изменить место индивида в этой системе. Те, кто по рождению принадлежит к группе с низким статусом, всегда будут иметь этот статус независимо оттого, чего они лично сумели достичь в жизни.

Общества, для которых характерна такая форма стратификации, стремятся к четкому сохранению границ между кастами, поэтому здесь практикуется эндогамия (браки в рамках собственной группы) и запрещены межгрупповые браки, выработаны сложные правила, согласно которым общение с представителями низших каст оскверняет высшую касту.

Сословная система получила наибольшее распространение в феодальной Европе и некот

www.namvd.ru

рабство, касты, сословия, классы. Касты

Независимо от форм, которые принимает социальная стратифи­кация, ее существование универсально. Известны четыре основ­ные системы социальной стратификации: рабство, касты, кланы и классы.

Рабство – экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства..

Причины рабства . Неотъемлемой чертой рабства является владе­ние одних людей другими. Рабы были и у древних римлян, и у древних африканцев. В Древней Греции рабы занимались физи­ческим трудом, благодаря чему свободные граждане имели воз­можность самовыражения в политике и искусствах. Наименее типичным рабство было для кочевых народов, особенно охотни­ков и собирателей, а наибольшее распространение оно получило в аграрных обществах.

Обычно указывают на три причины рабства. Во-первых, долговое обязательство, когда человек, оказавшийся не в состоя­нии заплатить долги, попадал в рабство к своему кредитору. Во-вторых, нарушение законов, когда казнь убийцы или гра­бителя заменяли на рабство, т.е. виновника передавали постра­давшей семье в качестве компенсации за причиненное горе или ущерб. В-третьих, война, набеги, покорение, когда одна груп­па людей завоевывала другую и победители использовали часть пленников в качестве рабов.

Условия рабства. Условия рабства и рабовладения существенно различались в разных регионах мира. В некоторых странах раб­ство было временным состоянием человека: отработав на своего хозяина положенное время, раб становился свободным и имел право вернуться на родину. Так, израильтяне освобождали своих рабов в юбилейный год, каждые 50 лет. Рабы в Древнем Риме, как правило, имели возможность купить свободу; чтобы собрать необходимую для выкупа сумму, они заключали сделку со своим хозяином и продавали свои услуги другим людям (именно так поступали некоторые образованные греки, попавшие в рабство к римлянам). Однако во многих случаях рабство было пожизнен­ным; в частности осужденные на пожизненные работы преступ­ники превращались в рабов и трудились на римских галерах в качестве гребцов до самой смерти.

Не везде статус раба передавался по наследству. В Древней Мексике дети рабов всегда были свободными людьми. Но в боль­шинстве стран дети рабов автоматически тоже становились раба­ми, хотя в некоторых случаях ребенка раба, всю жизнь прослу­жившего в богатой семье, эта семья усыновляла, он получал фамилию своих хозяев и мог стать одним из наследников нарав­не с остальными детьми хозяев. Как правило, рабы не имели ни имущества, ни власти. Однако, например, в Д

mmars.ru

8. Неравенство как критерий стратификации

Наиболее влиятельную,альтернативную марксистской теорию со­циальных классов представляют работы Макса Вебера. Вебер в принципе признавал правильность разделения населения на классы по признаку наличия или отсутствия собственности на капитал и на средства производства. Однако он считал такое разделение слишком грубым и упрощенным. Вебер полагал, что у социальной стратификации существуют три различных показателя неравенства.

Первый – экономическое неравенство,которое Вебер назвал положением класса. Второй показатель –статус, или социальный престиж, и третий –власть.

Класс трактуется Вебером как группа людей, обладающих одинаковыми жизненными возможностями. Вебер рассматривает отношение к власти (политическим партиям) и престиж как один из важнейших признаков социального класса. Каждое из этих измерений является отдельным аспектом соци­альной градации. Однако по большей части эти три измерения взаимосвязаны; они подпитывают и поддерживают друг друга, но все же могут не совпадать.

Так, отдельные проститутки и уголовники имеют большие экономические возможности, но не обладают престижем и властью. Преподавательский состав уни­верситетов и духовенство пользуются высоким престижем, одна­ко по богатству и власти оцениваются обычно относительно не­высоко. Некоторые официальные лица могут располагать значи­тельной властью и в то же время получать небольшую заработ­ную плату и не иметь престижа

9. Основные измерения стратификации : власть, доход, образование и др.

Большинство исследователей полагают, что социальная стратифи­кация— иерархически организованная структура социального (статусного) нера­венства, которая существует в определенном обществе, в определен­ный исторический отрезок времени. Иерархически организованную структуру социального неравенства можно представить себе в виде разделения всего общества на страты. Слоистое, многоуровневое обще­ство в данном случае можно сравнить с геологическими наслоения­ми почвы. В современной социологии выделяютчетыре основных критерия социального неравенства:

Доходизмеряется в рублях или долларах, которые получает отдельный индивид или семья в течение определенного периода времени, скажем, одного месяца или года.

Образованиеизмеряется числом лет обучения в государственной или частной школе или вузе.

Властьизмеряется количеством людей, на которых распространяется принимаемое вами решение (власть – возможность навязать свою волю или решения другим людям независимо от их желания).

10. Исторические системы социальной стратификации: рабство, касты, сословия, классы.

Существует четыре основных типа социальной стратификации – рабство, каста, сословие – закрытые общества, и класс – открытое общество. Закрытость общества определяется запретом социального перемещения из нижней страты в высшую. В открытом обществе официальных ограничений на переход нет. Рабство. Рабство – это тип стратификации, который характеризируется экономической, юридической и социальной формой закрепощения людей, которая граничит с крайним социальным неравенством и полным бесправием. На пути становления рабство свершило эволюционное развитие. Есть две формы рабства: классическая и патриархальная. На типе зрелости рабство становится рабовладением. Когда упоминается рабство как исторический тип стратификации, то имеют виду его высшую стадию – рабовладение. Указанная форма социальных отношений единственная в истории, когда человек, принадлежащий к нижнему слою, является собственностью того, кто выше по чину. Касты Кастовая система не настолько древняя как рабовладельческий строй. Рабство наблюдалось практически во всех странах, а о кастах целесообразно говорить только в Индии и частично в Африке. Индия – классическое кастовое общество. В первые столетия новой эры оно пришло на смену рабовладельческого общества. Каста – это социальная группа (страта), принадлежать к которой человеку разрешено исключительно в зависимости от рождения. Невозможен переход в другую касту при жизни, только вновь родившись человек, сможет находиться в другой касте. Кастовое положение фиксируется религией индусов. Религиозные представления таковы, что человеку дано прожить больше одной жизни. Попадание в ту ил иную касту зависит от того, как человек ведет себя в предыдущей жизни. Сословия. Сословия – характеристика феодальных обществ, которые наблюдались в Европе в период IV-XIV столетия. Сословие является социальной группой, где закреплен обычай и юридический законы, которые передаются по наследству обязанностями и правами. Сословная система включает несколько страт и имеет иерархическую структуру, которая определяется неравенством привилегий и положения. Европа на рубеже XIV и XV веков – классический образец сословного общества. Основой распределения на сословия была земельная собственность. В каждом сословии права и обязанности фиксировались юридическим законом и подкреплялись священными узами религиозной доктрины. Наследство определяло членство в сословии. Что касается социальных барьеров, то в сословии они были очень жесткими. В каждом сословии наблюдалось большое количество рангов, профессий, уровней и чинов. Сословие, которое находилось на высшей иерархической позиции, имело более высокий статус. Был запрещен брак между представителями разных сословий. Иногда наблюдалось явление индивидуальной мобильности. Классы. Существует широкое и узкое понятие класса. Класс в широком смысле – это большая социальная группа людей, которые владеют или же не владеют средствами производства, которая занимает свое место в системе разделения труда в обществе и характеризуется определенным способом получения дохода. В период зарождения государственного устоя возникает частная собственность. Древний Восток и античная Греция имели два класса противоположного типа – рабы и рабовладельцы. Не исключение тут и феодализм с капитализмом – эксплуататоры и эксплуатируемые.

studfile.net

Основные системы стратификации: Рабство, каста, сословия, класс

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ЮЖНО-САХАЛИНСКИЙ  ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) 

Кафедра общих гуманитарных дисциплин 
 

                                     Контрольная работа

  

                                  по дисциплине: «Социология».

                                                      Вариант 20 
 

                                                                           Рецензент:  Боровской Г.В. 
 
 
 
 

Южно-Сахалинск

2011г. 

                                             Содержание 

     Введение                                                                                                        3

     1. Глава. Основные системы стратификации: Рабство, каста, сословия,

                     класс.                                                                                               5

     2. Глава. Традиционные стратификационные общества

     3. Глава. Социальная стратификация в наши дни                                     8

     Заключение                                                                                                15

     Список  использованной литературы                                                    24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     Для человеческого общества на всех этапах его развития было характерно неравенство. Структурированные неравенства между различными группами людей социологи называют стратификацией. Для более точного определения этого понятия можно привести слова Питирима Сорокина: «Социальная стратификация – это дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании высших и низших слоев. Ее основа и сущность – в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии и отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества. Конкретные формы социальной стратификации разнообразны и многочисленны. Однако все их многообразие может быть сведено к трем основным формам: экономическая, политическая и профессиональная стратификации. Как правило, все они тесно переплетены. 
Социальная стратификация – это постоянная характеристика любого организованного общества».

     «Социальная стратификация начинается с веберовского разграничения более традиционных обществ, основывающихся на статусах (например, обществ, имеющих в своем основании такие предписанные категории, как сословия и касты, рабство, вследствие чего неравенство санкционируется законом) и поляризированных, но более размытых обществ, имеющих в своей основе классы (что типично для современного Запада), где большую роль играют личные достижения, где экономическая дифференциация имеет первостепенное значение и носит более безличностный характер».

     Изучение  социальной стратификации имеет  долгую историю, начинающуюся с середины XIX в. (работы Карла Маркса и Джона Стюарта Милля), включающую серьезный вклад исследователей начала ХХ в. – от Вильфредо Парето (который предложил теорию “циркуляции элит”) до Питирима Сорокина. Сейчас обширная литература по этой теме неразрывно переплетается с работами, посвященными образованию, социальному полу (gender), культуре, власти, статистической технике и роли теории в социальных исследованиях. Конечно, охватить всё многообразие литературы по данной теме в одной работе не представляется возможным. Моей целью является лишь обзор основных типов стратификации общества в прошлом и настоящем. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. ОСНОВНЫЕ СИСТЕМЫ СТРАТИФИКАЦИИ.

     Согласно  Энтони Гидденсу, «различимы четыре основные системы стратификации: рабство, касты, сословия и классы.

                                                    Рабство

     Рабство – это наиболее выраженная форма  неравенства, при которой часть  индивидов буквально принадлежит  другим как их собственность. Правовые условия рабства значительно варьируются в разных обществах. Системы рабского труда развалились отчасти из-за борьбы против них, отчасти потому, что экономические или другие стимулы побуждали людей работать более эффективно, чем прямое принуждение. С того времени, как более века назад свобода была гарантирована рабам Северной и Южной Америки, рабство как формальный институт постепенно уничтожилось и сегодня почти полностью исчезло в мире.

                                                    Каста

     Касту связывают чаще всего с культурой  Индийского субконтинента. 
Термин «каста» португальского происхождения, означает «род» и «чистый род». 
У самих индийцев нет термина для описания классовой системы в целом, различные слова раскрывают её различные аспекты. Среди них – два главных – варна и джати. Варны включает четыре категории, ранжирующиеся по социальному престижу. Джати определяют группы, внутри которых кастовые ранги имеют организованный характер. Высшая варна, брахманы, представляют наиболее высокий уровень чистоты, неприкасаемые – наиболее низкий. Брахманы должны избегать определённых типов контактов с неприкасаемыми, и только неприкасаемым позволяются физические контакты с животными или с субстанцией, определяемой как нечистая. Кастовая система изначально жёстко связана с индуистской религией. Индивиды убеждены, что если кто-то не останется верным ритуалам и обязанностям своей касты, то его ждёт самое низкое положение в последующем воплощении. Концепция каст иногда применялась вне индийского контекста, когда две или более этнических групп подвергались сегрегации, и доминировало понятие расовой чистоты (южная часть США, Южная Африка).

                                                Сословия

     Сословия  были частью европейского феодализма, но имелись также во многих других традиционных обществах. Феодальные сословия включают страты с различными обязанностями и правами; некоторые из этих различий устанавливаются законом. В Европе сословия включали аристократию и дворянство. Духовенство составляло другое сословие, имея более низкий статус, но обладая различными привилегиями. К так называемому «третьему сословию» относились слуги, свободные крестьяне, торговцы и художники. В противоположность кастам, межсословные браки и индивидуальная мобильность воспринимались толерантно. Сословия имели тенденцию развиваться, когда существовала традиционная аристократия,базировавшаяся на знатности происхождения. В феодальных системах, подобных существовавшим в средневековой Европе, сословия были замкнуты на поместья и локализованы, образуя скорее локальную, чем национальную систему стратификации. В более централизованных и традиционных империях, таких как Китай или Япония, они были организованы на более выраженной национальной основе.

                                                       Класс

     Классовые системы отличаются во многих отношениях от рабства, каст и сословий. В особенности нужно было бы отметить четыре момента:

     1. Классы не создаются на основе правовых и религиозных норм; членство в них не основывается на наследственном положении и обычаях. Классовые системы более подвижны, нежели другие системы стратификации, и границы между классами никогда не бывают ясно очерченными.

     2. Принадлежность индивида к классу должна быть «достигнута» им самим, а не просто быть «данной» от рождения, как в других типах систем стратификации.

     Социальная  мобильность – движение вверх  и вниз в классовой структуре  – значительно проще, чем в  других типах (в кастовой системе  индивидуальная мобильность, переход  из одной касты в другую невозможен).

     3. Классы зависят от экономических различий между группами людей, связанных с неравенством во владении и контроле над материальными ресурсами.

     4. В других типах стратификационных систем неравенство выражено прежде всего на уровне межличностных отношений, касающихся обязанностей между слугой и господином, рабом и хозяином, представителями высшей и низшей каст. Классовые системы, наоборот, осуществляют в основном связи внеличностного характера». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. ТРАДИЦИОННЫЕ СТРАТИФИКАЦИОННЫЕ        ОБЩЕСТВА.

     «Стратификационные  общества получили свое название от латинского слова stratum, что в переводе означает «слой». Общество этого типа проще всего представить себе в виде слоеного пирога, так что всевозможные взаимодействия между слоями (стратами) организованы скорее по вертикали, чем по горизонтали — как это происходит в сегментарных обществах. Самыми своеобразными из стратификационных обществ являются общества, подразделенные на касты. Границы между сосуществующими слоями общества сохраняются здесь практически непроницаемыми.

     Одна  из разновидностей кастового деления общества основана на этнических различиях. Именно этот вариант возникает в случае интеграции цивилизации копья с цивилизацией зернохранилищ. История Африки дает несколько примеров подобной интеграции. К началу второго тысячелетия нашей эры племена скотоводов, относящиеся к нилотской группе народов, стали расселяться из долины Нила к югу, в саванны, где жили негроиды-банту. Пришельцы-скотоводы использовали в качестве основы новой политической системы предгосударственные структуры местных земледельцев. 
При этом на имущественное и сословное неравенство наложилось еще и кастовое. Например, в царстве Анколе, которое сформировалось в XV—XVI веках на территории современной Уганды, скотоводы хима отвели себе роль господствующей касты, держащей в подчинении касту исконных местных жителей 
— земледельцев иру.

     Одним из важнейших инструментов сохранения такого господства стал распространявшийся на всех иру запрет разводить скот. Крестьянин мог получить в пользование  либо яловую корову, либо бычков, которых закалывали на мясо. В обмен на этих животных иру должны были отдавать скотоводам часть своего урожая. Возможности крестьян восстать против установленного порядка сведены до минимума, поскольку им запрещалось иметь оружие и входить в состав военных отрядов. Браки между ира и хима категорически запрещались. И хотя существовавшее в Анколе кастовое неравенство служило источником постоянного социального напряжения, с экономической точки зрения система оказалась прогрессивной, поскольку сложившееся в обществе разделение труда приносило обоюдную выгоду и скотоводам, и земледельцам.

     Этот  пример разграничения каст по этническому  признаку — далеко не единственный. По свидетельству Леви-Стросса, нечто  подобное существовало еще сравнительно недавно у индейцев мбайа-гуайкуру в Бразилии и Парагвае. В структуре их монархических обществ и в материальной культуре чувствуются веяния древних цивилизаций Америки — таких, например, как культура Чавин вПеру, существовавшая на рубеже первого и второго тысячелетий до новой эры.В обществе кадиавеу представители этого этноса составляли привилегированную касту, своего рода аристократию. К ней, помимо самих монархов, принадлежали родовая знать, подразделявшаяся на два соподчиненных сословия, и подкаста воинов. Все они обслуживались кастой крепостных индейцев гуана, которые, в подражание высшим слоям общества, также подразделялись на три подкасты. Кстати сказать, историками подмечена закономерность, суть которой в том, что процессы формирования государства зачастую ускоряются в обществах, состоящих более чем из одного этноса.

     Причина возникновения другого, гораздо  более экзотического варианта кастового  общества лежит не в порабощении  одного народа другим, а в восходящим к древнейшим временам религиозным  представлениям, сложившимся внутри того или иного единого этноса. Прекрасным примером религии, которая породила весьма причудливую кастовую систему, ставшую основой всей социальной организации многих народов Южной Азии, служит индуизм. В верованиях индуистов до логического конца доведено противопоставление понятий «чистота» — «нечистота», которые испокон веков были основополагающими практически во всех архаических культурах.

     Мощным  источником нечистоты индуисты считают  всякое насилие — и не только над людьми, но также над животными, над растениями и над матерью- землей. Именно поэтому люди духовного звания ни под каким видом не должны заниматься землепашеством (при котором наносятся раны земле), а профессии мясника, забивающего скот, и маслобоя, отнимающего жизнь у семян растений, относятся к «нечистым».

www.freepapers.ru

Исторические типы стратификации общества и их характерные черты :: SYL.ru

Стратификация в обществе представляет собой определенный процесс, в результате которого возникает такое явление, когда индивиды и семьи становятся неравными друг по отношению к другу. При этом они группируются в так называемые страты. Это социальные слои, обладающие сходными объективными показателями. Страты располагаются в иерархическом порядке, учитывающем престиж семей и индивидов, их собственность и наличие власти.

Стратификация в социологии

Данное понятие пришло в науку об обществе из геологии. Слово «стратификация» имеет английские корни. Его перевод означает следующее: stratum — «слой», а также facio — «делаю». В геологии данное понятие используют, когда говорят о вертикальном расположении пластов различных пород. Если рассмотреть срез почвы, то под слоем чернозема обнаруживается пласт глины. Далее может идти песок и т. д. Стоит отметить, что в составе каждого из этих слоев находятся однородные элементы.

То же самое можно сказать и про страту. В нее входят люди, обладающие одинаковыми доходами и образованием, престижем и властью. Нет такой страты, которая включала бы одновременно и высокообразованных людей, находящихся при власти, и бедняков, вынужденных зарабатывать себе на хлеб низкоквалифицированной работой.

Место человека в обществе

Власть, престиж, образование и доход являются критериями для установления социально-экономического статуса индивида. Этим и определяется место и положение каждого человека в обществе. Таким образом, статус представляет собой обобщающий показатель стратификации. Он играет ведущую роль не только в структуре социума, но и в социологии.

Приписываемый индивиду или семье статус характеризует определенную систему стратификации. Ее называют еще и закрытым обществом. В нем переход из страты в страту практически невозможен. Сюда входят исторические типы стратификации — рабство, касты, сословия.

Статус бывает еще и достигаемым. Такое понятие характерно для подвижной системы стратификации, или для открытого общества. В этом случае допускаются свободные перемещения людей по социальной лестнице в направлении вверх или вниз. Под такой системой подразумевают классы, существующие при капиталистическом строе. Таковыми и являются исторические типы стратификации.

Закрытое и открытое общество

Что означают эти два понятия? Что касается закрытого общества в политологическом смысле, то оно исключает или существенно ограничивает перемещение информации или индивидов из одной страны в другую. В этом случае речь идет о государствах. В социологическом смысле понятие «закрытое общество» несет в себе тот же запрет. Только здесь уже рассматриваются страты.

В противовес этому, открытое общество ничем не ограничивает перемещение информации и индивидов.

Разграничение на политологическую и социальную сферу этих двух понятий крайне важно. Ведь, например, в свое время СССР был одновременно открытым и закрытым обществом. В первом случае это относилось к социологической сфере, а во втором – к политической. И действительно, в стране существовала весьма активная вертикальная мобильность. По данному показателю с советским обществом можно было сравнить только американское. Однако СССР окружил себя так называемым железным занавесом, который ограничивал или вовсе запрещал проникновение любой объективной информации о заграничной жизни, а также выезд людей в другие страны.

История возникновения стратификации

Неравенство людей в доходах, престиже, образовании и власти появилось вместе с человеческим обществом. Так, в своем зачаточном состоянии исторические типы стратификации можно обнаружить еще в первобытном строе.

Вместе с возникновением раннего государства появилась так называемая восточная деспотия. При ней стратификация стала ужесточаться. В дальнейшем, по мере того как развивались европейские государства, произошла либерализация нравов. Исторические типы социальной стратификации стали не столь жесткими. В связи с этим однозначно можно говорить о том, что сословный слой, возникший в более позднем периоде становления человеческого общества, оказался значительно свободнее, чем рабство и каста. Классовый же строй, пришедший на смену сословному, явился еще более либеральным.

Рассмотрим исторические типы стратификации — рабство, касты, сословия, классы -подробнее. Это позволит получить более четкое представление о понятии, характеризующем неравенство людей в обществе.

Рабство

Итак, в те или иные периоды развития человечества складывались различные исторические типы стратификации. Рабство является самой первой подобной системой. Появилось оно еще в давние времена в Китае и Вавилоне, в Египте, Греции и в Риме.

Если изучить исторические типы социальной стратификации современного общества, то можно обнаружить тот факт, что рабство в ряде регионов сохранилось и до настоящего момента. Подобная система имела место в США еще в 19-м в.

Рабство – это не что иное, как юридическая и социальная форма закрепощения человека. При этом она граничит с полным бесправием и ярко выраженным неравенством. Если рассматривать исторические типы стратификации общества в их развитии, то можно сказать о том, что рабство заметно эволюционировало. Изначально оно находилось в своей самой примитивной форме. Ею являлось патриархальное рабство. Далее появилась более развитая форма этой системы – классическая.
В первом случае раб был наделен всеми правами, имеющимися у младших членов семьи. Он жил с хозяевами в одном доме, участвовал в жизни страны, имел право вступать в брак со свободным человеком, и даже наследовать имущество своих владельцев. При патриархальном строе раба нельзя было убивать.

На более поздней стадии развития общества человек, находящийся в этом статусе, был окончательно закабален. Его поместили в отдельное помещение, запретили участие в жизни общества, а также вступление в брак и наследование. Раба стало можно убить. Он считался не чем иным, как обычной собственностью своего хозяина, которой тот владел безраздельно.

Касты

Какие складывались после того, как отошло рабство, исторические типы стратификации? Касты пришли на смену первой системе неравенства. Однако, как и для рабства, для кастового строя характерно закрытое общество. Сохранена при этом и жесткая стратификация.

Отличием кастового строя от рабовладельческого является не только его возникновение на более позднем этапе развития общества. Для него характерна еще и меньшая распространенность. Через рабство, в большей или меньшей степени, прошло практически каждое государство. А вот касты имелись только в Индии. Были они и в некоторых странах Африки.

Если рассматривать исторические типы стратификации – касты, то в этом случае следует обратить особое внимание на Индию. Ведь эта страна является классическим примером подобного общества. Кастовая система возникла в Индии на развалинах рабовладельческой. Произошло это в первых веках новой эры.

Исторический тип стратификации каста – это не что иное, как социальная группа (страта). Членство в той или иной социальной группе давалось человеку исключительно с рождения. При жизни люди не имели права перемещаться из одной касты в другую.

Касты относятся к историческому типу стратификации, закрепленному индусской религией. Именно поэтому данная система является не столь распространенной. Согласно установленным индусской религией канонам, на долю людей приходится более чем одна жизнь. И в ту или другую касту они попадают не случайно. Судьба каждого человека зависит от того, как он вел себя в предыдущей жизни. Если поведение было плохим, то при очередном рождении такой член общества оказывался в низшей касте, и наоборот.

Каким же мог быть статус человека в Индии? Если изучать исторический тип стратификации, то можно увидеть, что в стране было четыре основные касты. В их перечне находились:

  • священники, или брахманы;
  • воины, или кшатрии;
  • купцы, или вайшии;
  • крестьяне и рабочие, или шудры.

Кроме того, существовало еще и 5 тыс. неосновных каст и подкаст. На особом положении находились отверженные, или неприкасаемые. Это были люди, которые не входили ни в одну касту и занимали самую низкую ступень в обществе.

В ходе проведенной в Индии индустриализации на смену кастам пришли классы. И здесь произошло разделение. Индийские города все в большей степени становились классовыми, а деревни этой страны, в которых проживало большинство населения, продолжали оставаться кастовыми.

Сословия

В тех странах, где отсутствовали исторические типы стратификации — касты, сословия пришли на смену рабству и предшествовали классам. Такая система была характерна для европейского феодального общества, которое имело место в 4-14-м веках.

Исторический тип стратификации — сословие — представляет собой социальную группу, которая обладает закрепленными юридическими законами или обычаями, унаследованными правами. Подобная система включает в свой состав несколько страт.

Классический образец данной системы – Европа. Здесь на рубеже 14-15-го вв. общество подразделялось на:

  • высшие сословия, в которые входило духовенство и дворянство;
  • сословие непривилегированное, состоящее из купцов, ремесленников и крестьян.

Существовала подобная система и в России. Здесь со второй половины 18-го в. имели место такие сословия, как духовенство и дворянство, купечество, а также крестьянство. Было в России и мещанство, в которое входили средние слои населения городов.

Градация сословий основывалась на земельной собственности. Все их права и обязанности были определены юридическими законами и даже освещались в виде религиозных доктрин. Что касается членства в сословии, то оно передавалось по наследству.

В период существования подобного типа исторической стратификации сложились весьма жесткие социальные барьеры. Именно поэтому некоторая мобильность имела место не между, а внутри одной группы людей.

Иерархия сословий

Все эти группы людей, которые относятся к историческому типу стратификации, включали в себя большое количество рангов и слоев, уровней, чинов и профессий. Например, на государственную службу брали только дворян. Аристократию считали воинским сословием (в некоторых странах — рыцарством).

Чем на более высокой иерархической ступеньке стояло сословие, тем выше считался его статус. В отличие от кастовой системы здесь были разрешены межсословные браки. Допускались не только они, но и индивидуальная мобильность. Даже самому простому человеку давалось право стать рыцарем, купив особое разрешение. Купцы нередко приобретали титулы дворян. Подобную практику можно наблюдать и в современной Англии. В этой стране она сохранилась в качестве пережитка прошлого.

Для сословий характерно наличие социальных знаков и символов. К ним относят титулы и мундиры, ордена и звания. В отличие от сословий, исторические типы стратификации — касты, классы — не обладали государственными отличительными знаками. Но при этом они всегда выделялись правилами и нормами поведения, ритуалами, обращением и одеждой.

В феодальном же обществе государство само присваивало дворянству специальные символы. Одними из них были титулы. Это словесные обозначения родового и служебного положения людей, которые были установлены законом. В краткой форме титулы определяли правовой статус их обладателя. В России в 19-м столетии существовали статский советник и генерал, камергер, светлость, граф, превосходительство и флигель-адъютант, а также статс-секретарь. Основой подобной системы титулов являлся чин. Это ранг, который имел каждый государственный служащий (придворный, штатский или военный).

До времен правления Петра I в понятие «чин» входила любая должность, любое почетное звание, а также общественный статус человека. Однако в 1722 г. была учреждена новая система званий. Петром I была утверждена «Табель о рангах». В ней описывался каждый род, имевшийся на государственной службе — воинской, штатской и придворной. При этом каждый из этих родов делился на 14 классов. Класс являлся обозначением ранга должности, каждый из которых имел название классного чина. Поэтому его обладатель являлся чиновником.

На государственную службу могло претендовать только дворянство (либо служилое, либо поместное). Причем и то и другое было потомственным. Звание дворянина передавалось детям и жене. Получали его и дальние потомки по мужской линии.

Оформляли дворянский статус в виде родового герба и родословия. Он подкреплялся портретами предков, преданиями, орденами и титулами. Потомки гордились своим родом и стремились сохранить его доброе имя. Возникло и такое понятие, как «дворянская честь». Его важной составляющей стало доверие и уважение общества к незапятнанному имени рода.

Отличительная особенность классов

Принадлежность к определенному социальному слою при рабовладении, кастах и сословиях фиксировалась религиозными и правовыми нормами, то есть имела официальный статус. Но если рассматривать исторические типы стратификации – классы, то здесь все обстоит иначе. Место индивида в таком обществе не регламентируется никакими правовыми документами. Возможно изменение своего статуса. Все будет находиться в соответствии со способностями, образованием или доходами.

Что такое классы?

В социологии данное понятие расшифровывается в более широком, а также в узком смысле. В первом из них класс представляет собой большую группу людей, для которых характерен специфический способ получения дохода. Примером тому может служить общественная система, которая имела место в античной Греции или на Древнем Востоке. Здесь существовала градация на два абсолютно противоположных класса. Один из них – рабы, а второй – рабовладельцы. Не являются исключением феодальный и капиталистический строй. В них можно выделить классы эксплуататоров и эксплуатируемых.

Каков же более узкий смысл данного понятия? Он заключается в том, что класс представляет собой любую социальную страту, которая отличается от других образованием, доходом, престижем и властью. Из этого следует, что в историческом своем понимании классы являются самым молодым и открытым типом стратификации. При этом отнесение человека к тому или иному страту происходит исходя из общественного мнения. Это единственный контролер социального закрепления человека в определенной группе, ориентирующийся на стандарты поведения и сложившуюся практику. В связи с этим однозначно и точно определить существующее в каждой стране количество слоев, страт или классов весьма сложно. Так, если рассматривать слои общества сверху вниз, то на самых верхних ступеньках находятся страты богатых. Далее идет зажиточный средний класс, а затем — бедные люди. Внутри этих классов обнаруживаются более мелкие градации.

Самые привилегированные должности занимают богатые люди. У них самые престижные и высокооплачиваемые профессии, для которых характерна умственная деятельность, а также выполнение функций управления. К такой элите современного общества относят королей и вождей, президентов и царей, политических лидеров и крупных бизнесменов, деятелей искусств и крупных ученых.

В средний зажиточный класс включают юристов и врачей, квалифицированных служащих и преподавателей, а также мелкую буржуазию.

Низшие слои представлены безработными и неквалифицированными рабочими, а также нищими. Что касается рабочего класса, то его выделяют в самостоятельную группу. При этом он занимает некое промежуточное положение между низшим слоем общества и средним.

www.syl.ru

0 comments on “Рабство касты сословия классы – рабство, касты, сословия и классы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *