Растение целостный организм – Растение – целостный организм. Функции растительного организма

Растительный организм как единое целое

Растения – живые организмы, и им, как и всему живому, свойственны питание и дыхание, обмен веществ и энергии,  что обуславливает их дальнейший рост и развитие.

Растительный организм – система взаимосвязанных органов. Большинство растений состоят из корня, стебля и листьев, которые имеют клеточное строение и связаны между собой и окружающей средой.

Растительный организм поглощает воду и питательные вещества, другие ненужные и ядовитые вещества выделяет в окружающую среду. В нём происходят бесчисленные реакции обмена веществ, в ходе которого из простых веществ образуются сложные, и наоборот – сложные вещества расщепляются на более простые, происходит накопление энергии, которая необходима для осуществления всех процессов жизнедеятельности растения. Обмен веществ – основной признак живой клетки и всего живого организма.

Корень поглощает из почвы воду с минеральными солями и укрепляет растение в почве. Стебель выносит листья растения к свету, по стеблю передвигаются вода, минеральные соли и органические вещества. В листьях на свету образуются органические вещества, которыми питаются клетки всех органов растения. Листья испаряют воду. Цветки и плоды являются органами семенного размножения растений.

Теперь представьте, что один из органов растения, например корень, заболевает. Вода и минеральные соли перестают поступать в растение из почвы. Заболевание подземного органа — корня — немедленно отразится на всем растении. По стеблю перестанут передвигаться вода и минеральные вещества. Без воды, которую поглощают корни, в листьях не могут образовываться органические вещества. Как только перестанет испаряться вода, листья, а затем и все растение перегреется под лучами солнца и завянет. Значит, если все органы растения функционируют нормально, то растение быстро растёт.

Нарушение строения и жизнедеятельности одного орга­на отражается на других.

Рост растения происходит благодаря делению клеток образовательной ткани. На верхушках побегов и кончиках корней находятся верхушечные образовательные ткани. Благодаря им стебель и корень растут в длину. В толщину корни и стебли разрастаются за счёт боковой образовательной ткани — камбия.

Растение не только растёт, увели­чивая массу корней, стеблей и листьев, но и развивается. У него появляются новые органы и признаки. Растение  в своей жизни проходит несколько этапов: оно рождается, живёт, формирует семена и  плоды, и в конечном итоге отмирает.

Выделяют четыре периода развития покрытосемен­ных растений.

·        Зародышевый  —  от образования зародыша до его прорастания.

·        Период молодости — от прорастания семени до первого цветения.

·        Период зрелости — растение цветёт и плодоносит.

·        Период старости — растение перестаёт цвести, плодоносить и отмирает.

Внешние изменения растений, признаки развития, которые можно отметить при наблюдениях, называют фазами. В своём развитии любое растение проходит несколько фаз.

У большинства растений обычно выделяют следующие фа­зы: прорастание семян (всходы) — появление листьев — образование боковых побегов — цветение — образование плодов — созревание семян.

Растительный мир нашей планеты характеризуется огромным разнообразием. Растения различаются по размерам и строению, продолжительности жизни и местам обитания. Они произрастают в различных местах: в лесах и на болотах, на лугах и в водоёмах, в жарких пустынях и высоко в горах. Под влиянием условий существования у растений формируется определённый внешний вид или, иначе говоря, определённая

жизненная форма. Так как условия существования оказывают сильное влияние на растения, один и тот же вид растений в разных экологических условиях может иметь разную жизненную форму.

Деревья — это многолетние растения с одним прочным стволом (главной осью), сохраняющимся до конца их жизни. На стволе имеются боковые ветви с листьями, которые формируют крону дерева.

Кустарники — многолетние деревянистые растения, которые имеют много одинаково развитых надземных стволиков, отходящих от основания растения (к ним относится, например, сирень, шиповник). Кустарники имеют высоту от 80 см до нескольких метров.

Более низкорослые растения (от 5 до 80 см) с многочисленными деревянистыми стеблями называются

кустарничками (черника, клюква, брусника).

Травы — жизненная форма растений с ежегодно отмирающими стеблями и листьями. Травянистые растения различаются по продолжительности жизни и делятся на однолетники, двулетники и многолетники.

Однолетники — травянистые растения, которые живут один год, или один вегетационный период. За это время у них из семян формируются корень, стебель и листья, они цветут и плодоносят. После образования плодов и семян такие растения целиком отмирают (горох, фасоль, огурец).

Двулетники — травянистые растения, которые живут два года. В первый год они формируют корень, стебель и листья, в которых накапливается запас питательных веществ. На второй год растение цветёт и образует семена, после чего отмирает (лопух, морковь, свёкла).

Многолетники — травянистые растения, у которых на зиму отмирают только надземные органы, а подземные (корневища, клубни, луковицы) сохраняются. Весной из почек, расположенных на подземных органах, начинают развиваться надземные побеги (

одуванчик, тюльпан, ирис). 

videouroki.net

РАСТЕНИЕ — ЦЕЛОСТНЫЙ ОРГАНИЗМ — РАСТЕНИЯ

  Структурной единицей каждой цветочной растения (деревья, кустарники, травы) есть клетка. Группы клеток объединяются в ткани, ткани входят в состав вегетативных (корень, стебель, лист) и генеративных (цветок, плод, семена) органов.

  Все органы растения функционально тесно взаимосвязаны, что позволяет ей осуществлять процессы жизнедеятельности в постоянной связи с окружающим средой. В то же время каждый орган растения выполняет только ему присущие функции. Например, письмо выполняет функцию фотосинтеза, корень фиксирует растение в почве и всасывает из него растворы минеральных солей. Нарушение функции любого из органов может привести к гибели растения. Если повреждена корневая система не способна всасывать из почвы воду и минеральные соли, это приводит к нарушению фотосинтеза в листьях, потери клетками тургора и увядание растения. В случае повреждения стебля нарушается целостность ведущей системы — нисходящего и восходящего потоков веществ в растении. При подкормке растения, например селитрой, усиленно развивается зеленая масса, что обеспечивает обильное питание и, как следствие, рост других органов.

  Таким образом, жизнь растения как целостного организма обеспечивается слаженной взаимодействием ее надземной и подземной частей.

  Как все живые организмы, растения питаются, дышат, растут и размножаются. Растения — автотрофи; благодаря фотосинтеза образуются органические вещества, которые используются для питания растения. Растения постоянно дышат, поглощая кислород и выделяя углекислый газ. Лишенные кислорода растения погибают. Рост растения происходит благодаря делению и росту его клеток (в конусе нарастания корня и стебля, в междоузлиях, в камбиальному слою коры).

  Каждое растение в определенный период своего развития приступает к размножению. Вегетативное размножение, спорообразование или семенное размножение обеспечивают передачу генетической информации потомству, увеличивают численность особей данного вида (поддерживают численность популяции) и способствуют расселению особей на новые территориях.


na-uroke.in.ua

План-конспект урока по биологии (7 класс) на тему: Открытый урок биологии «Растение – целостный организм»

Урок по теме « Растение – целостный организм » .   7 класс.

Цель урока : обобщение  и систематизация  знаний обучающихся  об органах  растений  и их взаимосвязи ;

                        формирование  представлений о целостности растительного организма .

Задачи урока:

Образовательные : обобщить и систематизировать знания о строении органов цветковых растений и их  взаимосвязи ,  создать условия для осознанного применения знаний.  

Коррекционно – развивающие :  продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, делать выводы;

                                 развивать умения учащихся работать самостоятельно и в группах, объективно оценивать знания;

                                 коррекция памяти на основе упражнений  в припоминании изученного;

                                 развивать умения применять предложенный  учителем способ получения  и воспроизведения информации из учебника , дополнительного материала .

Воспитательные: воспитывать культуру общения, основанной на взаимопомощи и взаимной поддержке;

                                 воспитывать бережное  , гуманное отношение к природе.

Оборудование : компьютер, мультимедийный проектор, авторская презентация, карточки, таблица «Органы цветкового растения».

Ход урока.

  1.  Организационный момент. Психологический настрой.

Здравствуйте  ребята , садитесь .

  Обратите внимание на наше одинокое дерево. У каждого из вас есть листочки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) и прикрепить его на дерево , помочь ему  покрыться разноцветной листвой. (ребята укрепляют по одному листику ).

Тех, кто выбрал зеленый лист, ожидает успех на сегодняшнем уроке.

Те, кто выбрал красный, — желают общаться.

Желтый — проявят активность.

Синий — будут настойчивы.

Помните, что красота дерева зависит от вас, ваших стремлений  , стараний и успехов .

Сегодня на уроке мы обобщим свои знания об органах цветковых растений и их взаимосвязи между собой .

Актуализация знаний . Мотивация .

Скажите ребята,  что относится к растениям ? ( травы , кустарники , деревья ).

Что  общего  у  всех этих растений? ( они имеют одинаковые органы ).

А теперь обратите внимание на кроссворд   , разгадаем его .  Впишите названия органов растений.

         Кроссворд.

  Покажите и назовите  органы растения  на таблице .

Теперь отгадайте загадку:  Один в земле копается ,

                                                Другой в свету купается,

                                                И хотя они друзья –

                                                Поменяться им нельзя.

 О каких друзьях идет речь ?( об органах растений : корне и листе ).

 Почему они друзья ? ( потому что они связаны друг с другом).

 Какой орган помогает им дружить , поддерживать  их взаимосвязь ?( стебель ).

 Можно  сказать  , что эти органы взаимосвязаны друг  с другом ? (да ).

 Да , корень , стебель , листья , цветки и плоды  образуют единый организм. Значит организм растения – единое целое.

 

  1.  Изучение нового материала.

Итак , тема нашего урока  « Растение – целостный организм»  ( запись даты и темы в тетрадь ).  

  А так  ли  это ?   Мы сейчас попробуем выяснить . Чтобы  в этом убедиться , что мы   должны  вспомнить об этих органах ? ( их строение и работу) .

 Для этого наш класс  превращается на несколько минут в научное учреждение , где работают 4 лаборатории , изучающие органы растения .

 Произвольно разделились на группы .

1 .Организация деятельности  по группам .

     

1 группа : обучающимся предлагается загадка .

                       Не рыли , не бурили ,

                       А воду добыли.     ( корни )

Следовательно ,  ваша лаборатория получит название  « Лаборатория изучения корня » и вы будете обобщать информацию о корне. 

   

 2 группа : обучающимся предлагается загадка.

                         Вверх по стене крутой ,

                         По бетонке литой ,

                         Многоножка ползет ,

                         С собой листья везет . (стебель ).

Следовательно , ваша лаборатория получит название «Лаборатория изучения стебля»  и вы будете обобщать информацию о стебле .

   

  3 группа : обучающимся предлагается загадка .

                        Из почек появляются ,

                        Весною распускаются ,

                        Летом шелестят ,

                         Осенью летят . ( листья ).

Следовательно , ваша лаборатория получит название « Лаборатория изучения листьев» и вы будете обобщать информацию о листьях .

   

       4 лаборатория  изучает цветы и плоды: предлагается  загадка .

                          Он в саду моем расцвел,

                           В удивленье всех привел-

                           Лепестки атласные,  

                           Пестики овальные .

                           А внутри на ниточках –

                           Туфельки хрустальные.                             ( цветок).

Следовательно , ваша лаборатория  получит название « Лаборатория изучения цветка».

 

Группы получают листы с заданиями и различные источники информации.

2. Осуществление деятельности.

       

Задание для 1 – ой группы . Лаборатория изучения корня «Корень»

1 . Используя учебник  стр.44- 53 и дополнительный материал, изучите строение  и  функцию  корня. Ответьте на вопрос : Что такое корень?                  

 

2.  По таблице  составьте рассказы  по  вопросам :

            — строение корня;

             — типы корневых систем;

             — значение корня.

Орган растения

Строение корня

Типы корневых систем

Значение корня

Корень

Главный корень

Боковые корни

Придаточные корни

Корневые  волоски

Стержневая   корневая

система

Мочковатая    корневая

система

1.Удерживает растение .

2 .Всасывает воду  и минеральные соли   из почвы  для всех органов.

3 .Запасает  питательные вещества (корнеплод).

Участвует в размножении.

 

3. На гербариях найти растение со стержневой корневой системой и растение с мочковатой корневой системой  .

3. Разыграйте сценку  о важности корня для растения « Спор органов растений»

Задание для 2 –ой группы  .  Лаборатория изучения стебля « Стебель»

 

  1. Используя учебник стр. 71-79  и дополнительный материал , изучите строение стебля и его  значение для растения   . Ответьте на вопрос : Что такое стебель ?
  1.  Используя таблицу составьте рассказы   по вопросам :

— строение древесного стебля;

-разнообразие стеблей;

 — значение стебля.

Орган растения

Строение древесного стебля

Разнообразие стеблей

Значение стебля

Стебель

Кора

Камбий

Древесина

Сердцевина

Укороченные

Прямостоячие

Вьющиеся.

Ползучие .

Цепляющиеся.

Опорная

Проводящая

Запасающая

Молодые зеленые стебли на свету  образуют органические вещества

  3

  1. Разыграйте сценку о важности стебля для растения  « Спор органов  растений».

Задание для 3-ей группы.  Лаборатория изучения листа «Лист»

   1.Используя учебник  стр.54-70  и дополнительный материал , изучите  строение и значение листьев для организма растения  . Ответьте на вопрос : Что такое лист ?

2. Используя  таблицу , составьте рассказы по вопросам :

                     — строение листьев ;

                     — типы жилкования листьев ;

                     — значение листьев для растения.

3.Разыграйте сценку о значимости  листьев для организма растения « Спор органов растений».

4 . Задание для 4 группы  . Лаборатория изучения цветка « Цветок»

 1.Используя учебник на стр. 16-18   и  дополнительный материал , изучите строение цветка и его значение в жизни растения  . Ответьте на вопрос то такое  : Что такое  цветок? 

    2. По таблице составьте рассказ   о строении и значении цветка.

Орган растения

Строение цветка

Виды соцветий

Значение цветка

Цветок

Цветоножка

Цветоложе

 Чашечка из чашелистиков

Венчик из лепестков

Пестик и тычинки –главные части цветка

Кисть

   Зонтик

Колос

Корзинка

Цветок – орган размножения

Из пестика образуется плод с  семенами

 3.Разыграйте сценку о значении цветка в жизни растений « Спор органов растения».

3. Защита результатов деятельности.

Защита 1 и 2 задания. Представители от каждой группы по очереди представляют результаты .

  1. Защита сотрудников  лаборатории «Корень» : Слайды

Проблемные вопросы задаются классу :

           Почему растение погибнет  , если у него поврежден корень ?

  1. Защита сотрудников  лаборатории «Стебель»: Слайды

Почему растение погибнет , если у него поврежден стебель ?

  1. Защита сотрудников лаборатории «Лист»: Слайды

           Что произойдет с растением , если на нем погибнут зеленые листья ?

            4)Защита сотрудника лаборатории  « Цветок».

               Что произойдет , если погибнет цветок ?

   Мы заслушали отчеты по 1 и 2 заданиям .

А какой из органов важнее?

Я предлагаю  совместно разыграют   сценку « Спор органов растения» , а я вам помогу в роли автора. Сценка «Спор органов  растения»

Заспорили как-то органы растения: кто из них самый главный. Первым выступил Корень.

– Я здесь самый главный! Я укрепляю растение в почве, я пою его водой и кормлю минеральными солями. Да что растение – я и людей, и животных кормлю. Да ещё и лечу иногда. Бывает, мастера такую красоту из меня делают, что и на международные выставки попадаю! Одно то, что я первым из семени появляюсь, говорит о моей важности!  Иногда я так изменяюсь, что надо быть очень внимательным и любознательным, чтобы меня узнать. Называют меня тоже по–разному: корнеплоды, корневые клубни. В общем, уважаемые части растения, я самый важный среди вас!

Возмутились листья: «Подумаешь! Ты, корень, живёшь в темноте, да ещё и за наш счёт! Это мы готовим растению питательные вещества, умело, используя солнечную энергию! Это мы подсказываем людям, когда растение нужно полить, подкормить, укрыть. Могут жители нашего царства листьев кормить, лечить и животных, и людей. Да и дышится рядом с нами легко».

     – Позвольте! – вступил в разговор стебель. А кто держит листья? цветы? плоды? Кто   поставляет питательные вещества от корня к другим частям растения  и наоборот от  листьев к корню?

–  Друзья! Не надо так кричать. Бесспорно самый важный – это Я! – сказал цветок. Потому что я образую, плоды и семена, что бы растение могло размножаться.

А кроме того я самый красивый из Вас…

А какой чудесный аромат исходит от меня…

– Интересно… – вступил в спор плод. Да если бы не я, все растения перевелись бы, не смогли размножаться. Кроме этого, без меня животные и люди умерли бы от голода, потому что я один из главных источников питания.

Начавшийся спор между частями растения неразрешимый.  Он бы продолжался  до сегодняшнего дня , если бы вовремя не вмешался  в разговор человек .

Как вы думаете , что сказал человек корням , стеблям , листьям и цветку?

« Все вы  важны и необходимы растениям: и корень, и листья, и стебель, и цветы, и плоды. Ведь все  вы  части одного организма».

4.Подведение итогов групповой работы .

  1. Обобщение. Выводы. Рассказ с демонстрацией  схемы « Взаимосвязь частей растения» , рис 49  учебника .

   Живет растение как единый целостный организм . Ведь все части  растения связаны между собой . Корень переходит в стебель . К стеблю прикреплены листья . От стебля растут цветки .

    Каждая часть растения выполняет свою  работу . Корни берут из почвы воду и минеральные соли , которые используют другие части растения .Листья образуют органические вещества , необходимые для питания корням , цветкам , стеблям .Стебли проводят эти вещества во все части растения . В разных частях растения – накапливаются питательные вещества , которые расходует на дыхание , рост ,питание .Связь всех частей растения друг с другом показана на схеме на доске .( демонстрация схемы « Взаимосвязь частей растения».

 Зарисуйте в тетрадь схему  , подписать название органов  ,  стрелками обозначить движение веществ по растению .

  1. Задание на дом: стр. 79-80 .
  2. Объявление оценок.
  3. Рефлексия: Представим себя лучиками солнца. Разместите лучики  на солнце согласно своему настроению.

nsportal.ru

Тест по биологии «Растение – целостный организм»

Процесс переноса пыльцы на рыльце пестика.

напыление

распыление

опыление

По способу опыления растения разделяются на две большие группы — анемофильные и энтомофильные. Для успешного опыления очень важно, чтобы пыльца была сухой, не разбухшей от влаги. После опыления все цветки опадают. Перенос пыльцы с одного цветка на рыльце пестика другого цветка разных особей в пределах популяций одного вида — перекрёстное опыление.

Тип опыления, при котором пыльца с тычинки попадает на рыльце пестика того же самого цветка.

самоопыление

искусственное

перекрёстное

Если пыльца попадает на рыльце пестика этого же цветка или цветка этой же особи — это самоопыление. Оно может встречаться у однолетних растений (пастушья сумка, клевер шершавый, герань нежная). Крайняя форма самоопыления — клейстогамия, когда опыление идёт в закрытых, нераспустившихся цветках, похожих на бутоны. Эти растения образуют не только закрытые цветки, но и бесплодные открыто цветущие. Клейстогамия обычно наблюдается при неблагоприятных экологических факторах (высокой или низкой температуре, обилии осадков).

Этот процесс открыл С.Г. Навашин и он характерен только для цветковых растений.

опыление

тройное опыление

двойное опыление

Двойное оплодотворение – важнейшая особенность размножения покрытосеменных растений. В результате опыления и оплодотворения формируется семя, в котором развивается зародыш и эндосперм с запасом питательных веществ. После попадания на рыльце пестика пыльцевое зерно прорастает, пыльцевая трубка разбухает и выходит из борозды или поры пыльцы. Обычно пыльцевая трубка проникает в семяпочку, или мегаспорангий, через пыльцевход (микропиле). По пыльцевой трубке в женский гаметофит перемещаются генеративные клетки – два спермия (n). Один из двух спермиев сливается с яйцеклеткой, и в результате оплодотворения развивается диплоидная зигота (2n). Другой спермий сливается с центральным диплоидным ядром зародышевого мешка, что приводит к образованию триплоидного (3n) ядра, из которого формируется питательная ткань – эндосперм.

При этом опылении происходит перекомбинация наследственных признаков отцовского и материнского организмов.

искусственное

самоопыление

перекрёстное

В процессе эволюции цветковые растения выработали множество своеобразных и сложных приспособлений для перекрёстного опыления. Перекрёстным опылением называют перенос пыльцы от одного цветка на рыльце пестика другого цветка разных особей в пределах популяции одного вида. При таком опылении образуется больше семян, которые отличаются лучшей всхожестью и дают более сильное потомство. Поэтому существует много поразительных приспособлений, предохраняющих цветки от самоопыления.

Какое суммарное уравнение процесса фотосинтеза представлено правильно?

6СО2 + 6Н2О = С6Н12О6 + 6О2

6СО2 + 6Н2О2 = С6Н12О6 + 6О2

6СО2 + 6Н2О = С6Н12О6 + 6Н2О

Энергия электромагнитного излучения достигает поверхности Земли в виде квантов (мельчайших порций излучения). Световые кванты именуются фотонами, именно они необходимы для реакции фотосинтеза. Свет с длинной волны 380-710 нм называется фотосинтетически активной реакцией. Фотосинтез — процесс образования органических веществ в клетках растений при участии энергии света — одно из замечательных явлений природы.

Что такое воздушное питание растения?

процесс питания воздухом

процесс питания кислородом

процесс, происходящий в зелёных листьях на свету

Зелёные листья — органы воздушного питания. Зелёное растение не нуждается в получении органических веществ из окружающей среды.

Фотосинтез является основным процессом, приводящим к образованию органических веществ в растениях. При фотосинтезе солнечная энергия в зеленых частях растений, содержащих хлорофилл, превращается в химическую энергию, которая используется на синтез углеводов из углекислого газа и воды. Таким образом, у растений можно выделить два типа питания: минеральное, обеспечивающее растение водой и минеральными веществами, и фотосинтез (воздушное питание), в процессе которого образуются необходимые органические вещества.

Одна из важнейших функций стебля — транспортная. Она заключается в передаче растворов от органов почвенного питания — корней и органов воздушного питания — листьев ко всем органам растения. Вы знаете, что крахмал, образовавшийся в листьях, превращается затем в сахар и поступает во все органы растения. А как сахар из листьев проникает в стебель?

по ситовидным трубкам

по лубяным волокнам

клеткам сердцевины

Органические вещества, образующиеся в листьях, оттекают во все органы растения. Это — нисходящий ток, он осуществляется по лубу, основным проводящим элементом которого являются ситовидные трубки (живые клетки, соединяющиеся между собой ситечками — тонкими перегородками с отверстиями, они могут быть в поперечных и продольных стенках).

Как вода и минеральные соли попадают в листья, цветки и плоды?

по сосудам

по ситовидным трубкам

по камбию

Вода и минеральные соли, всасываемые корнем, передвигаются по стеблю к листьям, цветкам и плодам. Это — восходящий ток, он осуществляется по древесине, основным проводящим элементом которой являются сосуды (мёртвые пустые трубки, образующиеся из живых паренхимных клеток) и трахеиды (мёртвые клетки, которые соединяются между собой с помощью окаймлённых пор).

Процесс, происходящий в слоевище лишайника, когда гифы гриба поглощают воду и растворённые в ней минеральные вещества, а водоросль образует органические вещества, благодаря фотосинтезу.

дыхание

питание

выделение

Питается лишайник следующим образом: гифы гриба впитывают атмосферную влагу всей своей поверхностью и снабжают водоросль водой и минеральными солями; в клетках водорослей образуются органические вещества. Часть их используется самой водорослью, а часть идёт на питание гриба.

Сложный орган растения, состоящий из стебля, листьев, почек образовавшийся в течение одного лета.

побег

черешок

кустик

Побег – осевой вегетативный орган высших растений, состоящий из стебля, листьев и расположенных в их пазухах почек. Главные функции побега – опорная и проводящая. Побеги растут вверх, вынося листья, цветки и плоды к свету, ветвятся и создают прочный каркас растения. По ним от корней непрерывно поднимется вода с растворёнными в ней минеральными веществами, а в обратном направлении, из листьев в корень, поступают растворы органических веществ. Иногда побеги участвуют в фотосинтезе. Они могут выполнять запасающую функцию, накапливая питательные вещества. Побеги играют большую роль в формировании скелетной части кроны и облика растений.

Образование боковых побегов из пазушных почек называется…

кущение

рост

ветвление

Из зародышевого побега образуется главный побег растения (побег первого порядка). Из боковых почек формируются побеги второго порядка, а при их ветвлении — третьего и т.д., так в результате ветвления образуется система побегов.

Зачаточный, ещё не развернувшийся побег, на верхушке которого находится конус нарастания.

почка

листочек

цветочек

Почка состоит из апикальной (верхушечной) меристемы, стебелька и зачатков листьев и представляет собой зачаток побега. Форма почки зависит от того, как «упакованы» внутри её пластинки листьев.

Почка, расположенная на верхушке стебля. За счёт неё побег нарастает в дину.

пазушная почка

спящая почка

верхушечная почка

На верхушке побега находится верхушечная почка. Интенсивно растущая верхушечная почка тормозит развитие боковых; затем, когда в процессе роста стебля междоузлия удлиняются и расстояния между верхушечной и боковыми почками увеличивается, эти почки тоже вступают в рост.

Тип ветвления побега хвойного растения — Ель обыкновенная.

дихотомическое

моноподиальное

симподиальное

У высших растений отмечаются два основных типа ветвления: моноподиальное и симподиальное. При моноподиальном ветвлении главная ось не прекращает рост в длину и образует ниже точки роста боковые ветви, при этом формируется характерная пирамидальная форма роста. Такое ветвление есть у хвойных деревьев (ель, лиственница, пихта), травянистых покрытосеменных растений и хвощей.

Эти почки не имеют определенной правильности в расположении и возникают из внутренних тканей. Источником их образования могут быть перицикл, камбий, паренхима сердцевинных лучей. Они могут образовываться и на стеблях, и на листьях, и даже на корнях.

спящие почки

придаточные почки

пазушные почки

Придаточные почки образуются вне пазух – на междоузлиях побегов, на корнях, листьях. Из придаточных почек, заложенных на корневище или у основания стебля, могут развиваться надземные побеги – корневая поросль, или корневые отпрыски.

biouroki.ru

Урок биологии «Растение — целостный организм»

Тема урока: «Растительный организм как единое целое» (деловая игра по теме: «Поспорили однажды корень, стебель и лист – кто из них важнее?»)

Задачи урока:

  1. Обобщить и конкретизировать знания о строении и функциях корня и побега. Показать целостность растительного организма, взаимосвязь корня с побегом.

  2. Формировать навыки работы с натуральными объектами, микроскопом, таблицами, гербарием.

  3. Развивать умение работать в коллективе, аргументированно давать ответы на проблемные вопросы, защищать свою точку зрения.

  4. Воспитывать бережное отношение к живой природе.

Методы обучения:

  1. По источнику знаний: словесные, наглядные, практические.

  2. По характеру деятельности учителя — проблемные.

  3. По характеру деятельности учащихся — исследовательские.

Оборудование: гербарий, микроскопы и микропрепараты, магнитная доска, спилы деревьев, карточки с заданиями для лабораторий, цветные листья для подведения итогов.

Класс делится на три лаборатории, во главе каждой лаборатории научный сотрудник, который руководит деятельностью лаборатории. (Ученик лучше других, разбирающийся в изученном материале). Цель каждой лаборатории не соревнование, а умение правильно ответить на поставленные вопросы и показать свои знания. За правильный ответ лаборатория получает зелёный листочек, за неточный ответ — красный, за нарушение дисциплины — жёлтый. В конце урока подводятся итоги и выставляются оценки.

Ход урока

I. Организационный момент. Объясняются тема и задачи урока.

II. Вводная часть. Поспорили однажды корень, стебель и лист, кто из них важнее? Расшумелись, поссорились, решили даже жить отдельно.

Спор органов (выступление учащихся)

Корень: Я —корень! Всех сильнее я, и очень важен. Что без меня растению не жить, кто с этим будет спорить? Водою я снабжаю всех, и удержаться в почве без меня никто не сможет.

Стебель: Нет, главный — я! Кто без меня даст листьям воду, доставит к свету их и запасти поможет в клубнях пищу людям?

Лист: Но что же будет без меня, ведь это я свет солнечный ловлю и углекислый газ я поглощаю, и очищаю воздух я вокруг, и воду я с растенья испаряю. Так может, я главнее всех?

Учитель: Вовремя вмешался в разговор человек. Примирил спорщиков. Что сказал человек листьям, стеблям и корням? Об этом мы узнаем в конце урока, и на этот вопрос вы должны будете ответить сами. Для этого мы организуем работу в лабораториях. Но прежде, чем вы приступите к работе, попробуем свои силы в способностях отвечать на вопросы. Начнём с самого простого вопроса.

  1. Вширь растёт Ивашка,
    Что ни год — рубашка,
    Старую не снимет,
    Новую наденет.
    Сколько лет Ивашке?
    Подсчитай рубашки.

  2. Сидит — зеленеет, летит — пожелтеет, упадёт — почернеет.

  3. Мы в букет собрали маки жаркие,

Много незабудок голубых,

А потом цветов нам стало жалко,

Снова в землю посадили их.

Только ничего не получается:

От любого ветерка качаются!

Почему осыпались и вянут?

(без корней расти и жить не станут)

По мере получения ответов на столах групп учащихся появляются таблички с названием лабораторий.

III. Работа учащихся в группах-лабораториях (подготовка ответов на вопросы)

Лаборатория “Корень”

Задание № 1 (работа с гербарием). Из 6 гербарных листов выбрать и разложить в две стопки растения, имеющие мочковатую корневую систему и стержневую систему. Дать им характеристику и объяснить, какие из растений относятся к однодольным, а какие к двудольным.

Задание № 2 (работа с микроскопом). Рассмотреть микропрепарат поперечного среза корня, и объяснить, какие ткани и клетки образуют корень.

Задание № 3 (описание опыта). Как можно доказать, что корни поглощают воду из почвы?

Задание № 4. Рассмотреть рисунок. Какие зоны корня обозначены цифрами 1-6? Какие функции выполняет каждая из зон?

Задание № 5. Сформулировать вывод о значении корня в жизни растения.

Мы в букет собрали маки жаркие,
Много незабудок голубых.
А потом цветов нам стало жалко,
Снова в землю посадили их.
Только ничего не получается:
От любого ветерка качаются.
Почему осыпались и вянут?
Без корней расти, и жить не станут.
Как ни тонок, неприметен под землею корешок,
Но не может жить на свете без него любой цветок.

Лаборатория “Изучение стебля”

Задание № 1 (работа с микроскопом). Рассмотреть микропрепарат поперечного среза стебля, и объяснить, какие клетки и ткани образуют стебель.

Задание № 2 (работа с природным материалом). Рассмотреть поперечный спил древесного стебля. Ответить на следующие вопросы: Сколько лет этому стеблю? Как вы определили возраст дерева? Одинакова ли толщина годичных колец? Если нет, то объясните почему?

Задание № 3 (описание опыта). Опишите опыт, доказывающий, что вода с минеральными веществами передвигается по древесине. Дайте ответ на вопрос: Почему вода поднимается вверх по сосудам стебля?

Задание № 4. Решите кроссворд:

  1. Клетки с толстыми оболочками, которые образуют длинные трубки, находящиеся в древесине.

  2. Плотный, самый широкий слой, находящийся под корой.

  3. Слой узких длинных клеток с тонкими оболочками, за счёт которых происходит рост стебля в толщину.

  4. Маленькие бугорки с отверстиями, находящиеся в пробке, через которые происходит газообмен.

  5. Слой, входящий в состав коры, состоящий из ситовидных трубок и толстостенных волокон.

Лаборатория “Изучение листа”

Задание № 1 (работа с гербарием). Из шести гербарных листов выбрать и разложить растения, имеющие сетчатое, дуговое и параллельное жилкование листа. Какие из этих растений относятся к двудольным и однодольным?

Задание № 2 (работа с микроскопом). Рассмотрите микропрепарат поперечного среза листа и объясните, какие клетки образуют лист?

Задание № 3 (описание опыта). Каким опытом можно доказать, что образование крахмала в листьях необходим свет?

Задание № 4. Решить кроссворд:

  1. Пигмент зелёного цвета, образующийся в хлоропластах.

  2. Газ, который выделяется в процессе фотосинтеза.

  3. Приспособление растений к уменьшению испарения осенью и зимой.

  4. Пары зелёных замыкающих клеток и щель между ними, находящихся в кожице листа.

  5. Как называется пространство между клетками в мякоти листа, заполненное воздухом?

IV. Отчёт учащихся о работе в лабораториях. Учащиеся отчитываются по результатам своей работы, демонстрируя результаты наблюдений, гербарий, и показывая по таблицам.

V. Каждая группа должна сделать вывод о роли того или иного органа в жизни растения.

Затем учитель задаёт классу вопрос: “Так что же сказал Человек органам растения?”

Вывод: Все органы растения тесно связаны между собой: жизнедеятельность одного органа находится в прямой зависимости от жизнедеятельности других органов, организм живёт как единое целое. Поэтому повреждение какой-либо части организма (корня, побега) может привести растение к гибели.

VI. Подведение итогов урока

Закончить урок хочется словами:

Я сорвал цветок —

И он увял

Я поймал мотылька —

И он умер у меня на ладони.

И тогда я понял,

Что прикоснуться к красоте

Можно только сердцем.

На этом уроке мы познакомились с очень важным законом экологии, что всё в мире связано между собой и оказывает влияние на человека. А человек, в свою очередь, влияет на природу. Природа – наш общий дом: и для растений, и для животных, и для человека.

Всё тесно связано вокруг
(Приметы мы не станем множить.)
Цветка ты не заденешь вдруг,
Чтобы звезды не потревожить.

(А. Вознесенский).

VII. Рефлексия «Ключевое слово»

VIII. Домашнее задание

П. 39

По выбору:1) загадки,

2) кроссворд,

3) рассказ (сказка) «Путешествие по растению», «Поспорили как то стебель , корень и лист…»

infourok.ru

Открытый урок «Растения целостный организм»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Дмитровская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида

Открытый урок

Открытый урок

по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности

Провела:

Муравьева Е.В.

Дмитров

Урок по теме « Растение – целостный организм ».

Цель урока :

  • обобщение и систематизация знаний обучающихся об органах растений ;

  • формирование представлений о целостности растительного организма; .

  • взаимосвязь растения с окружающей средой.

Задачи урока:

Образовательные :

Коррекционно – развивающие :

  • продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, делать выводы;

  • развивать умения учащихся работать самостоятельно коррекция памяти на основе упражнений в припоминании изученного;

  • развивать умения применять предложенный учителем способ получения и воспроизведения информации

Воспитательные:

Оборудование : компьютер, мультимедийный проектор, авторская презентация, карточки, таблица «Органы цветкового растения».

Ход урока.

  1. Организационный момент. Психологический настрой.

Здравствуйте ребята , садитесь .

Обратите внимание на наше одинокое дерево. У каждого из вас есть листочки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) и прикрепить его на дерево , помочь ему покрыться разноцветной листвой. (ребята укрепляют по одному листику ).

Тех, кто выбрал зеленый лист, ожидает успех на сегодняшнем уроке.

Те, кто выбрал красный, — желают общаться.

Желтый — проявят активность.

Помните, что красота дерева зависит от вас, ваших стремлений , стараний и успехов .

Как вы думаете о чем мы будем сегодня беседовать на уроке?

Правильно! Сегодня на уроке мы обобщим свои знания о расте7ниях и их органах.

Как вы думаете? Зачем мы все это должны знать?

Конечно, каждое растения и каждый орган растения взаимосвязан и между собой , и с окружающей средой .

Актуализация знаний . Мотивация .

Скажите ребята, что относится к растениям ? ( травы , кустарники , деревья ).

Что общего у всех этих растений? ( они имеют одинаковые органы ).

А теперь внимание я вам загадки, а вы подумайте что это?

Покажите и назовите органы растения на таблице .

Теперь отгадайте загадку: Один в земле копается ,

Другой в свету купается,

И хотя они друзья –

Поменяться им нельзя.

О каких друзьях идет речь ?( об органах растений : корне и листе ).

Почему они друзья ? ( потому что они связаны друг с другом).

Какой орган помогает им дружить , поддерживать их взаимосвязь ?( стебель ).

Можно сказать , что эти органы взаимосвязаны друг с другом ? (да ).

Да , корень , стебель , листья , цветки и плоды образуют единый организм. Значит организм растения – единое целое.

  1. Изучение нового материала.

Итак , тема нашего урока « Растение – целостный организм» ( запись даты и темы в тетрадь ).

А так ли это ? Мы сейчас попробуем выяснить . Чтобы в этом убедиться , что мы должны вспомнить об этих органах ? ( их строение и работу) .

Для этого наш класс превращается на несколько минут в научное учреждение , где работают 4 лаборатории , изучающие органы растения .

Произвольно разделились на группы .

1 .Организация деятельности по группам .

1 группа : обучающимся предлагается загадка .

Не рыли , не бурили ,

А воду добыли. ( корни )

Следовательно , ваша лаборатория получит название « Лаборатория изучения корня » и вы будете обобщать информацию о корне.

2 группа : обучающимся предлагается загадка.

Вверх по стене крутой ,

По бетонке литой ,

Многоножка ползет ,

С собой листья везет . (стебель ).

Следовательно , ваша лаборатория получит название «Лаборатория изучения стебля» и вы будете обобщать информацию о стебле .

3 группа : обучающимся предлагается загадка .

Из почек появляются ,

Весною распускаются ,

Летом шелестят ,

Осенью летят . ( листья ).

Следовательно , ваша лаборатория получит название « Лаборатория изучения листьев» и вы будете обобщать информацию о листьях .

4 лаборатория изучает цветы и плоды: предлагается загадка .

Он в саду моем расцвел,

В удивленье всех привел-

Лепестки атласные,

Пестики овальные .

А внутри на ниточках –

Туфельки хрустальные. ( цветок).

Следовательно , ваша лаборатория получит название « Лаборатория изучения цветка».

Группы получают листы с заданиями и различные источники информации.

2. Осуществление деятельности.

Задание для 1 – ой группы . Лаборатория изучения корня «Корень»

1 . Используя учебник стр.44- 53 и дополнительный материал, изучите строение и функцию корня. Ответьте на вопрос : Что такое корень?

2. По таблице составьте рассказы по вопросам :

— строение корня;

— типы корневых систем;

— значение корня.

Корень

Главный корень

Боковые корни

Придаточные корни

Корневые волоски

Стержневая корневая

система

Мочковатая корневая

система

1.Удерживает растение .

2 .Всасывает воду и минеральные соли из почвы для всех органов.

3 .Запасает питательные вещества (корнеплод).

Участвует в размножении.

3. На гербариях найти растение со стержневой корневой системой и растение с мочковатой корневой системой .

3. Разыграйте сценку о важности корня для растения « Спор органов растений»

Задание для 2 –ой группы . Лаборатория изучения стебля « Стебель»

  1. Используя учебник стр. 71-79 и дополнительный материал , изучите строение стебля и его значение для растения . Ответьте на вопрос : Что такое стебель ?

  1. Используя таблицу составьте рассказы по вопросам :

— строение древесного стебля;

-разнообразие стеблей;

— значение стебля.

Орган растения

Строение древесного стебля

Разнообразие стеблей

Значение стебля

Стебель

Кора

Камбий

Древесина

Сердцевина

Укороченные

Прямостоячие

Вьющиеся.

Ползучие .

Цепляющиеся.

Опорная

Проводящая

Запасающая

Молодые зеленые стебли на свету образуют органические вещества

3

  1. Разыграйте сценку о важности стебля для растения « Спор органов растений».

Задание для 3-ей группы. Лаборатория изучения листа «Лист»

1.Используя учебник стр.54-70 и дополнительный материал , изучите строение и значение листьев для организма растения . Ответьте на вопрос : Что такое лист ?

2. Используя таблицу , составьте рассказы по вопросам :

строение листьев ;

— типы жилкования листьев ;

— значение листьев для растения.

3.Разыграйте сценку о значимости листьев для организма растения « Спор органов растений».

4 . Задание для 4 группы . Лаборатория изучения цветка « Цветок»

1.Используя учебник на стр. 16-18 и дополнительный материал , изучите строение цветка и его значение в жизни растения . Ответьте на вопрос то такое : Что такое цветок?

2. По таблице составьте рассказ о строении и значении цветка.

Орган растения

Строение цветка

Виды соцветий

Значение цветка

Цветок

Цветоножка

Цветоложе

Чашечка из чашелистиков

Венчик из лепестков

Пестик и тычинки –главные части цветка

Кисть

Зонтик

Колос

Корзинка

Цветок – орган размножения

Из пестика образуется плод с семенами

3.Разыграйте сценку о значении цветка в жизни растений « Спор органов растения».

3. Защита результатов деятельности.

Защита 1 и 2 задания. Представители от каждой группы по очереди представляют результаты .

  1. Защита сотрудников лаборатории «Корень» : Слайды

Проблемные вопросы задаются классу :

Почему растение погибнет , если у него поврежден корень ?

  1. Защита сотрудников лаборатории «Стебель»: Слайды

Почему растение погибнет , если у него поврежден стебель ?

  1. Защита сотрудников лаборатории «Лист»: Слайды

Что произойдет с растением , если на нем погибнут зеленые листья ?

4)Защита сотрудника лаборатории « Цветок».

Что произойдет , если погибнет цветок ?

Мы заслушали отчеты по 1 и 2 заданиям .

А какой из органов важнее?

Я предлагаю совместно разыграют сценку « Спор органов растения» , а я вам помогу в роли автора. Сценка «Спор органов растения»

Заспорили как-то органы растения: кто из них самый главный. Первым выступил Корень.

– Я здесь самый главный! Я укрепляю растение в почве, я пою его водой и кормлю минеральными солями. Да что растение – я и людей, и животных кормлю. Да ещё и лечу иногда. Бывает, мастера такую красоту из меня делают, что и на международные выставки попадаю! Одно то, что я первым из семени появляюсь, говорит о моей важности! Иногда я так изменяюсь, что надо быть очень внимательным и любознательным, чтобы меня узнать. Называют меня тоже по–разному: корнеплоды, корневые клубни. В общем, уважаемые части растения, я самый важный среди вас!

Возмутились листья: «Подумаешь! Ты, корень, живёшь в темноте, да ещё и за наш счёт! Это мы готовим растению питательные вещества, умело, используя солнечную энергию! Это мы подсказываем людям, когда растение нужно полить, подкормить, укрыть. Могут жители нашего царства листьев кормить, лечить и животных, и людей. Да и дышится рядом с нами легко».

– Позвольте! – вступил в разговор стебель. А кто держит листья? цветы? плоды? Кто поставляет питательные вещества от корня к другим частям растения и наоборот от листьев к корню?

– Друзья! Не надо так кричать. Бесспорно самый важный – это Я! – сказал цветок. Потому что я образую, плоды и семена, что бы растение могло размножаться.

А кроме того я самый красивый из Вас…

А какой чудесный аромат исходит от меня…

– Интересно… – вступил в спор плод. Да если бы не я, все растения перевелись бы, не смогли размножаться. Кроме этого, без меня животные и люди умерли бы от голода, потому что я один из главных источников питания.

Начавшийся спор между частями растения неразрешимый. Он бы продолжался до сегодняшнего дня , если бы вовремя не вмешался в разговор человек .

Как вы думаете , что сказал человек корням , стеблям , листьям и цветку?

« Все вы важны и необходимы растениям: и корень, и листья, и стебель, и цветы, и плоды. Ведь все вы части одного организма».

4.Подведение итогов групповой работы .

  1. Обобщение. Выводы. Рассказ с демонстрацией схемы « Взаимосвязь частей растения» , рис 49 учебника .

Живет растение как единый целостный организм . Ведь все части растения связаны между собой . Корень переходит в стебель . К стеблю прикреплены листья . От стебля растут цветки .

Каждая часть растения выполняет свою работу . Корни берут из почвы воду и минеральные соли , которые используют другие части растения .Листья образуют органические вещества , необходимые для питания корням , цветкам , стеблям .Стебли проводят эти вещества во все части растения . В разных частях растения – накапливаются питательные вещества , которые расходует на дыхание , рост ,питание .Связь всех частей растения друг с другом показана на схеме на доске .( демонстрация схемы « Взаимосвязь частей растения».

Зарисуйте в тетрадь схему , подписать название органов , стрелками обозначить движение веществ по растению .

  1. Задание на дом: стр. 79-80 .

  2. Объявление оценок.

  3. Рефлексия: Представим себя лучиками солнца. Разместите лучики на солнце согласно своему настроению.

infourok.ru

РАСТЕНИЕ — ЦЕЛОСТНЫЙ ОРГАНИЗМ — ОРГАНЫ И ОРГАНИЗМ — СТРОЕНИЕ ЦВЕТОЧНОЙ РАСТЕНИЯ. ФУНКЦИИ ЕЕ ОРГАНОВ — Биология

СТРОЕНИЕ ЦВЕТОЧНОЙ РАСТЕНИЯ. ФУНКЦИИ ЕЕ ОРГАНОВ

 

ОРГАНЫ И ОРГАНИЗМ

 

РАСТЕНИЕ — ЦЕЛОСТНЫЙ ОРГАНИЗМ

 

Органы растения — и вегетативные, и генеративные — находятся в сложной взаимосвязи, обеспечивая жизнь единого организма. Корни поглощают из почвы воду и минеральные соли, необходимые для нормального существования всех живых клеток. В корнях образуются органические вещества: аминокислоты, витамины, гормоны, ферменты и другие соединения, без которых невозможна жизнь организма. Некоторые из них идут на образование в листьях хлорофилла. Без хлорофилла не происходит процесс фотосинтеза. Для фотосинтеза необходима вода также поступает в зеленых клеток листа с корней.

Большая количество воды испаряется надземными органами, и таким образом растение предохраняет себя от перегрева. Воду до побегов подают корни.

В свою очередь, в клетках корней синтез разнообразных жизненно важных соединений возможен при поступлении в них органических веществ из листьев. Только в клетках с хлоропластами образуются органические вещества из неорганических — воды и углекислого газа. Продукты фотосинтеза необходимы корням для их роста и ветвления.

Таким образом, только при тесной взаимосвязи между надземными и подземными вегетативными органами возможное жизни организма.

Цветения, созревание плодов и семян также невозможны без обеспечения генеративных органов всеми необходимыми им веществами. Эти вещества им поставляют вегетативные органы.

В свою очередь, генеративные органы влияют на жизнедеятельность вегетативных органов. Так, работа корней зависит не только от органов воздушного питания, листьев, но и генеративных органов. В опытах было показано, что удаление завязей из цветков пшеницы или затенение колосков приводило к заметного уменьшения поступления азота из корней в надземную часть растения.

Приведенные примеры свидетельствуют о том, что растительный организм — это единая и целостная система. В этой системе функции разделены между отдельными органами, но деятельность их тесно взаимосвязана.

na-uroke.in.ua

0 comments on “Растение целостный организм – Растение – целостный организм. Функции растительного организма

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *