Реализм и номинализм – Номинализм и реализм

Номинализм и реализм

Номинализм и реализм — это то, что противостоит друг другу. Разница между ними велика. Понимание и того и другого дает возможность взглянуть на привычные вещи несколько иначе. Спор о том, какая теория правильная, является вековым. В нем принимали участие многие ведущие философы. Каждый выражал свое мнение, опираясь на труды более ранних мыслителей.

Реализм и номинализм являются противоборствующими направлениями средневековой схоластической философии. Сторонники номинализма пытались доказать, что существуют только единичные вещи, а сторонники реализма были убеждены, что все существует в божественном уме. Крайние номиналисты утверждали, что общие понятия являются результатом абстрагирования, которое связано с мышлением, крайние реалисты же утверждали, что общие понятия являются универсалиями, которые существуют независимо от нас – они были еще до появления вещей.

Номинализм и реализм в средневековой философии сильно отличались друг от друга, находились в состоянии противоречия. Дискуссии, которые возникали между сторонами, приводили к появлению и выработке определенной логики, которая в значительной мере повлияла на развитие схоластики. Также номинализм и реализм, а точнее споры, связанные с ними, привели к развитию научной строгости, повлияли на теорию множеств. Полемика номинализма и реализма длилась несколько веков.

Реализм средних веков является учением, в котором утверждается, что реальностью обладают только универсалии (то есть общие понятия). При этом сами вещи являются временными, единичными и постоянно меняются. Понятия являются первопричиной вещей — они зародились из божественного разума.

В номинализме же делается акцент на том, что воля преобладает над разумом. В божественном разуме нет никаких понятий. Воля Бога была направлена на сотворение именно вещей, понятия же являются творением познающих душ.

Фома Аквинский пытался преодолеть обе крайности. В ответ номиналистам он говорил, что понятия, появившиеся по воле божественного разума, являются прообразами тех понятий, которые мы имеем сейчас. Реалистам же он доказывал, что те понятия, которые образуются в разуме человека, являются вторичными к основной сущности вещей.

Фома Аквинский утверждал, что познание основано на том, что на человека действуют сразу две стороны – умопостигаемая, а также чувственная. Речь о том, что объекты ведут своеобразное двойное существование: внутри сознания человека, а также вне его. Чувственные виды дают людям возможность понимать индивидуальное в вещах. Философское познание вещей возвышает человека, приближает его к Богу.

Номинализм и реализм чуть позже стали рассматриваться несколько иначе. При помощи познания вещей мыслители пытались ответить на вопросы, связанные с существованием вещей, его причинами, основами, а также смыслом. Многие считали, что именно через вещи можно постичь реальность.

Реализм как направление схоластики является учением, в котором утверждается, что подлинная реальность связана только с универсалиями, а единичные предметы не имеют с ней ничего общего. Место существования таких предметов – эмпирический мир. О реальном бытие можно говорить только по отношению к вещам, обладающим постоянством, которые являются вечными. Универсалии – мысли, произошедшие из божественного разума.

В номинализме существование общих понятий не допускалось. Универсалии – это то, что появилось позже вещей. Общие понятия являются только именами, которые вообще не могут обладать самостоятельным существованием.

Номинализм и реализм – это спор о том, как взаимодействует сделочное и общее. Конечно же, в реализме много от идеализма, а в номинализме — от материализма.

fb.ru

Номинализм и реализм в философии :: SYL.ru

Номинализм и реализм – это две наиболее отличные позиции в западной метафизике, касающиеся фундаментальной структуры бытия. Согласно утверждениям реалистов, все сущности делятся на две основные группы: конкретные вещи и универсалии. Номиналисты полагают, что общие понятия не обладают истинным бытием, поэтому реально существуют лишь единичные вещи.

Вопрос о подобии вещей

Чтобы подробно разобраться, чем отличаются реализм и номинализм, необходимо вникнуть в суть вопроса. Что такое подобие? Оно является решающим фактором, когда необходимо разделить сущности на группы и объяснить закономерности в цепи событий. Но согласно каким критериям мы можем утверждать, что два или более предмета являются подобными друг другу? В этом состоит проблема. Теперь важно осознать, что вопрос о подобии вещей укоренен в теме, касающейся тождественности. Подобие родственно тождественности в том, что предметы, как правило, считаются схожими, когда они идентичны в качественном отношении. Здесь необходимо различать два типа тождественности. Во-первых, можно говорить о качественном тождестве, например, когда мы утверждаем, что и Сократ, и Платон – мудры. Во-вторых, существует количественное тождество, как если бы кто-то сказал, что он такой же, как 15 лет назад. Тождественность по количественному признаку имеет дело с конкретными сущностями, в то время как качественное тождество касается свойств и характеристик, существующих в качестве идей (добро, зло, округлость, квадратность и т.д.). Это необходимо понимать, когда мы разбираемся в сути спора, в котором участвуют номинализм и реализм.

Реализм

Реализм предлагает свой ответ на вопрос о подобии вещей, утверждая бытие двух видов сущностей: единичных предметов и универсалий. О подобии конкретных вещей можно говорить постольку, поскольку они так или иначе причастны к одним и тем же универсалиям. А универсалии могут быть подобны, когда они разделяют другие, более общие универсалии: мудрость и великодушие имеют сходство, поскольку и то, и другое является добродетелью. Наиболее известные реалисты – Платон и Аристотель. Номинализм и реализм обладают как сильными, так и слабыми сторонами. Интуитивная правдоподобность реализма очевидна. Он позволяет нам серьезно отнестись к субъектно-предикатной структуре дискурса, при помощи которой мы представляем мир. Когда мы говорим, что Сократ мудр, это значит, что существует как единичный предмет (Сократ), так и общее понятие (мудрость). Конкретная вещь является образцом универсалии. Реализм также может объяснить обращение к абстракциям. Иногда качества и характеристики являются предметом наших рассуждений, например, когда кто-либо говорит, что мудрость – это добродетель, а красный – это цвет. Реалист может интерпретировать эти высказывания как утверждение о существовании универсалий (мудрость, красный), которые являются частными случаями других универсалий (цвет, добродетель).

Номинализм

В некотором смысле номинализм и реализм являются представителями двух противоположных взглядов на вопрос о подобии вещей. Номиналисты утверждают, что универсалии (общие понятия) не имеют реального существования. Основная идея – это мир, где существуют лишь единичные вещи. Качества и характеристики являются продуктами мышления и целиком обусловлены нашей собственной системой восприятия мира. В этом смысле номинализм тесно связан с эпистемологией – наукой о познании. Спор, в который вступают номинализм и реализм, в средневековой философии представлен именами таких номиналистов, как Уильям Оккам и Жан Буридан.

www.syl.ru

14.Спор об общих понятий номинализм и реализм

В средневековой философии (XL) существовало два течения – номиналисты и реалисты. Между ними возникла нешуточная борьба, которая была связана с христианской истиной о Триедином Боге. Однако развернувшийся спор вышел за рамки теологии и перешел в плоскость рассмотрения диалектики общего и единого.

Позиция номиналистов в споре с реалистами

Номиналисты (лат. nominalis — именной, относящийся к именам) являлись основоположниками материалистического направления. Они подчеркивали, что воля имеет преимущества над разумом. Общие понятия (универсалии), согласно данному учению – только имена, не обладающие самостоятельным существованием. Реально присутствуют только отдельные вещи со своими индивидуальными качествами. Иными словами, вещи – первичны, понятия – вторичны. Например, понятие «человек» включает в себя все признаки, присущие в отдельности каждой личности. Результатом становится то, что человек – живое существо с двумя ногами и руками, одной головой и наделенный разумом в большей степени, чем кто-либо другой. Крайние номиналисты считали, что общее является только словом – именем вещей. Умеренные представители течения (концептуалисты) включали в тезисы не только имя, но и понятие.

Позиция реалистов в споре с номиналистами

Противоположное направление — реалисты (позднелатинское realis – вещественный), стояли на позиции того, что по отношению к отдельным вещам общие понятия существуют сами по себе, вполне реально. Универсалии существуют до вещей и представляют собой идеи и мысли в божественном разуме. По этой причине разум человека имеет способность познавать сущность вещей, которая является всеобщим понятием. Предметы природы являются только формой, выражающей общие понятия.

При этом умеренные реалисты учили тому, что общее уже есть в вещах (например, человечность существует в каждом человеке). Крайние представители утверждали, что — до вещей (человечность существует сама по себе, в каждом человек). Однако они не отрицали существования в вещах общего. Просто оно существует само по себе, как и сама вещь. Первые являлись последователями Аристотеля, вторые – Платона.

Итоги спора реалистов и номиналистов

Точка зрения, высказываемая реалистами, больше подходила к христианским догмам. По этой причине номинализм преследовался и впоследствии имел подозрительную репутацию.

Борьба номиналистов и реалистов в схоластической философии закончилась победой первых. Однако оттачивание исскуства спора двух направлений продолжается и в наше время.

15 Проблема соотношения знания и веры в средневековой философии.

Как всякие противоположности, знание и вера не могут существовать по отдельности. Что бы мы не делали, они вместе присутствуют в любом нашем поступке и даже в каждой мысли. Чтобы верить во что-то, необходимо так или иначе знать предмет, в который ты веришь. В свою очередь, знание всегда начинается с положений, принимаемых на веру без всякого доказательства, с постулатов и аксиом. В средневековой философской мысли вопрос о соотношении веры и знания был одним из важнейших. Приоритет веры над знанием отстаивал Августин и другие представители патристики, а знания над верой — схоластики (например, Фома Аквинский). В эпоху Просвещения и Нового времени истинным источником знаний провозглашался рaзум, а не вера. В немецкой классической философии, например, у Канта можно встретить отделение веры религиозной от любой другой, которая встречается и в науке. Современная философия (позитивизм, неопозитивизм) преимущественно базируется на научном идеале знаний, хотя в ряде течений (экзистенциализм, феноменология и др.) встречаются мыслители, отстаивающие приоритет веры, как способа понимания, над знанием. Проблема взаимодействия веры и знания, религии и науки до сих пор остается открытой и актуальной в связи с явлением «парадигмального кризиса» научного мышления.

Три позиции

1)абсолютный приоритет веры над разумом

2)знание дополняет,укрепляет веру «знаю,чтобы верить» пьер.абеляр.

Философы занимаются доказательством существования бога.

3)разделение знаний и веры.теория двойственности истин фомы Аквимского.:знание принадлежит миру, а вера Богу

Оба метода познания не исключают друг друга.

Как много существует видов веры? По Канту, существуют три вида веры. Прагматическая вера человека в свою правоту в том или ином единичном случае; цена такой вере — «один дукат». Вера в общие положения — доктринальная. Например, вера в то, что на всех планетах Солнечной системы нет жизни. Эта вера содержит в себе все же что-то нетвердое. Она может быть доступна опровержению. Наконец, есть моральная вера, где вопрос об истинности суждений не встает вовсе. Верить в Бога, по Канту, означает не размышлять о его бытии, а просто быть добрым. Учитывая, что Кант отождествлял мораль с религией («нравственный закон внутри нас»), мы должны понимать расширительно третий вид веры — как религиозную веру вообще. Только она из всех видов веры имеет ценность для теории познания. Вдумаемся в мысль Канта. Истинность религиозного знания основана не на внешнем критерии. Она имеет онтологическое основание в самом существовании человека. Хотя Кант формулирует это в психологических понятиях («не могу отказаться, не став в собственных глазах достойным презрения»), эта мысль глубже и нуждается в очистке от психологизма. Религиозная вера — это внутренне присущая человеку связь с сущей истиной, которая конституирует собственное Я; при разрушении этой связи с абсолютным бытием Я гибнет.

Взаимосвязь разума и веры всегда находилась в центре внимания религиозной философии. Трудно представить себе религиозно-философское учение, которое бы отрицало значимость откровения, непосредственного божественного озарения, путь веры. В новейшей религиозной философии путь веры соотносится не только со стратегией философского разума, учитывается и то обстоятельство, что наука и соответствующие ей стандарты рациональности занимают особое место в жизни человека.

Еще одной важной тенденцией понимания взаимосвязи разума и веры является попытка соединить непосредственный опыт мистического озарения с данными науки, связать их воедино.

studfile.net

Номинализм и реализм

Одна из основных проблем, рассматриваемая в период схоластики: об отношении общего к единичному или спор об «универсалиях» (общих понятиях). Вопрос ставился так: существует ли общее вне человеческого ума само по себе или нет? Этот вопрос имеет отношение к доказательству бытия Божия.

Ансельм Кентерберийский настаивал на том, что то, что есть в мысли, есть и в действительности. Есть понятие Бога в мысли — он есть и в реальности. Направление, придерживающееся такого решения называется

«реализмом». Общие понятия существуют сами по себе, независимо от человеческой мысли и речи.

Второе, противоположное первому решение вопроса состояло в утверждении того, что понятия не существуют реально независимо от человека. Это лишь слова. Отсюда название этого направления – «номинализм». (Иоанн Росцелин, Уильям Оккам) Нет «общего», есть только «единичное», реально существующее. Нет «человека вообще», только конкретные люди. Общее – отвлечение, абстракция.

Пьер Абеляр (XI–XII вв.) представляет в этом споре позицию, которую называют концептуализмом. Согласно Абеляру общее существует реально, но только в уме человека (тогда получается, что триединый Бог – общее – существует только в уме!).

Церковь официально осудила и признала еретическими как «номинализм», так и «так и «концептуализм». Ожесточенные споры по этому вопросу продолжались довольно долго и только Форма Аквинский предложил решение, принятое Церковью. Общее существует вполне реально, не в уме, и не в виде «идей» Платона. «Общее» – в Боге. Бог есть общая полнота бытия – общее в чистом виде.

Номинализм У. Оккамы. (1300—1349).

Он знаменит тем, что поставил точку в обсуждении концепции «двойственной истины». Прежде всего номинализм Оккама прямым образом продолжает спор Аристотеля с теорией идей Платона. Оккам отрицает существование универсалий в Боге; их не существует и в вещах. Так называемые идеи— это не что иное, как вещи, созданные Богом.

Логическое обоснование номиналистической концепции дано Оккамом в теории суппозиций (подстановок), которая объясняет, каким образом использование в языке общих терминов может быть совмещено с отрицанием реального существования универсалий. Оккам выделяет три типа суппозиций: материальную, персональную и простую. Только при персональной подстановке термин выполняет обозначающие функции, замещая (обозначая) вещь, т.е. нечто единичное.

Отсутствие общего в единичных вещах исключает реальное существование отношений и каких-либо закономерностей, в том числе причинности. Поскольку знание о мире формируется на основе общих понятий, о нем возможно только вероятное, но не достоверное знание.

В номинализме Оккама отрицается основная предпосылка схоластической философии — убеждение в рациональности мира, наличие некоего рода изначальной гармонии слова и бытия.

Бытийные и концептуальные структуры отныне противопоставляются друг другу: бытием обладает только единичное, рационально невыразимое «это», смысловые же определенности, фиксируемые общими понятиями, не имеют места вне ума. Поскольку бытие больше не связано со смысловым значением слов, схоластическое исследование бытия, основанное на анализе слов и их значений, становится беспредметным. Появление доктрины Оккама знаменовало конец средневековой схоластической философии.

Знаменитая «бритва Оккама» также проникнута аристотелевским духом. Ее смысл выявляется из различных работ выдающегося английского схоластика и выражен в двух формулировках: «То, что можно объяснить посредством меньшего, не следует выражать посредством большего» и «Без необходимости не следует утверждать многое».

studfile.net

НОМИНАЛИЗМ и РЕАЛИЗМ это что такое НОМИНАЛИЗМ и РЕАЛИЗМ: определение — Философия.НЭС

Номинализм и реализм

направления средневековой философии. Номинализм отрицал реальность содержания общих понятий, считая, что они представляют собой только имена, существующие лишь в человеческом разуме (Росцелин). Реализм, наоборот, доказывал, что общие понятия (универсалии) имеют реальное содержание в единичных вещах. Так Фома Аквинский утверждал, что универсалии (общие понятия) существуют трояким образом: до вещей – в божественном разуме; в самих вещах – как их сущность или форма; после вещей – т.е. в человеческом разуме как результат обобщения и абстракции.

Оцените определение:

Источник: Философия: словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»

НОМИНАЛИЗМ и РЕАЛИЗМ

(от лат. nominalis — относящийся к имени; realis — вещественный) — два направления ср.-век. философии, дискутировавших о природе универсалий (общих понятий). Н. (осн. представители — Иоанн Росцеллин, Уильям Оккам) утверждал, что универсалии существуют лишь в чел. мышлении как понятия о вещах или их имена, формирующиеся в результате психофизического контакта в процессе актов познания. Номиналисты утверждали также, что в реальности кроме единичных вещей ничего не существует. Нек-рые идеи Н. вступили в противоречие с христ. догматами: в частн., логич. развитие Н. ведет к признанию несотворенности материального мира богом. По Росцеллину, Бог (согл. догме существующий в трех лицах) каждое свое лицо имеет как самост. и единичную сущность. Радикальную версию Н. в рамках зап.-европ. схоластики предложили т.н. аверроисты (Сигер Брабантский и его последователи), учение к-рых было осуждено католич. церковью. Заслуга Н. состояла в его критике абстракций, в доверии единичному, эмпирически данному. Р. (осн. представители — Августин Аврелий, Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский), наоборот, считает, что универсалии реально существуют и от чел. разума не зависят. Более того, они независимы от вещей и существуют до них (лат. ante res). Фома Аквинский дал 3 характеристики универсалий: 1. Они существуют до вещей в божеств. разуме как их идеи. 2. В вещах они представляют их сущности, субстанциальные формы. 3. В чел. разуме они суть понятия, результат абстракций. Заслуга Р. состоит в постановке проблем диалектич. единства единичного и общего, в понимании общего как формы единичного. Попытка компромисса между положениями Н. и Р. обнаруживается в таком направлении схоластики, как концептуализм (П.Абеляр), сторонники к-рого утверждали, вслед за Аристотелем, что универсалии реальны лишь как образы (концепции) вещей в чел. сознании, к-рое, будучи частью божеств. разума, предшествует тварному миру. В европ. философии XVII в. этот спор получил свое продолжение в противостоянии сенсуализма (Дж.Локк, Дж.Беркли) и рационализма (Р.Декарт, Г.В.Лейбниц). Сенсуалисты, опираясь на тезис «в разуме нет ничего, чего не содержалось бы в чувствах», фактически воспроизвели осн. идеи ср.-век. номиналистов, адаптировав их к потребностям ест.-науч. познания и характерной для эпохи Просвещения критике предрассудков. Рационалисты (картезианцы), утверждая субстанциальный характер разума как источника всякого познания, вынуждены были принимать тезис Декарта о врожденных идеях. Логич. развитием этого постулата явл., в частн., концепция априорного знания И.Канта. Полемика Н. и Р. вновь актуализировалась благодаря становлению социологии и др. соц.-гуманит. наук во второй половине XIX — начале XX вв. Напр., представители позитивистского направления в социологии (О.Конт, Э.Дюркгейм и др.) развивают идеи «социол. Р.», рассматривая соц. ин-ты и структуры соц. организации как существующие и функционирующие независимо от включенных в сферу их деятельности индивидов и, тем самым, как существующие реально. Сторонники «понимающей социологии» (М.Вебер, А.Шюц и др.), напротив, во всех феноменах соц. реальности видят опредмеченное бытие взаимодействующих индивидов, выражая тем самым позицию «социол. Н.». Типичные для постмодернистской соц.-гуманит. науки концепции симулякра, символич. обмена, знакового характера соц. и культ. реальности выражают идеи радикального Н. В силу этого оппозиция Н. и Р., возникшая еще в антич. мысли (Платон как «отец Р.», софисты как инициа

terme.ru

Проблема номинализма и реализма в средневековой философии

В средневековой философии остро стоял спор между духом и материей, что повлекло за собой спор между реалистами и номиналистами. Спор шел о природе универсалий, то есть о природе общих понятий, являются ли общие понятия вторичными, то есть продуктом деятельности мышления, или же они представляют собой первичное, реальное, существуют самостоятельно.

Реализм – направление теологической философии, сторонники которого считали подлинно существующими (т.е. подлинным бытием) не сами вещи, а их общее понятие – универсалии. Реалисты показывали, что общие понятия по отношению к отдельным вещам природы являются первичными и существуют реально, сами по себе. Они приписывали общим понятиям самостоятельное существование, не зависимое от отдельных вещей и человека. Предметы же природы, по их мнению, представляют лишь формы проявления общих понятий.

Видными представителями реализма были Ансельм Кентерберийский, Гильом из Шампо.

Номинализм (от лат. nomen – имена) – направление теологической философии, сторонники которого считали реально существующими лишь сами конкретные вещи, в то время как общие понятия (универсалии) воспринимали как имена вещей. Согласно номиналистам универсалии существуют не до, а после вещей, а вещи познаются чувственным опытом. Учение номиналистов об объективном существовании предметов и явлений природы вело к подрыву церковной догмы о первичности духовного и вторичности материального, к ослаблению авторитета церкви и Священного писания.

К числу номиналистов принадлежали Росцелин, Пьер Абеляр, Дунс Скот.

Номиналистические идеи Иоанна Росцелина касались различения Божественных Персон (три Божественные ипостаси есть только слова; имя “Бог” есть имя субстанции, а не ипостаси, то есть оно изобретено для обозначения природы субстанции, а не Лица).

Реалисты Ансельм Кентерберийский и Гильберт Порретанский определяли универсалии через тождество субстанции: различные между собой по форме вещи в основе своей имеют одну и ту же субстанцию.

Гильом из Шампо определял универсалии как тождество субстанции в силу ее статуса, хотя единичные вещи различаются между собой не только формами, но личностной сущностью, что делает субстанции тождественными не по сущности, а в силу безразличия.

Петр Абеляр полагал, что универсальная вещь как вещь не может существовать, ибо это была бы противоречивая вещь.

filosofedu.ru

Номинализм — Википедия

Номинали́зм (лат. nominalis — относящийся к именам, именной, от nomen — имя) — философское учение, согласно которому названия таких понятий, как «животное», — «эмоция» — это не собственные имена цельных сущностей, а общие имена (универсалии), своего рода переменные, вместо которых можно подставлять имена конкретные (например, вместо общего имени «человек» — собственные имена «Пётр», «Павел», «Анна», «Мария» и пр.).

Иначе говоря, предметом критики для номиналистов является то, что общие имена применяются не только к классу вещей как к целому, а и порознь к каждой отдельной вещи из этого класса.

Отсюда следует понимание понятий, обозначаемых общими именами, таких, как «человек», не как самостоятельного целого, а как совокупности отдельных понятий (конкретных людей), то есть абстракции, мысленного образа.

Универсалии, согласно номинализму, — это имена имён, а не сущности (как для схоластического реализма) или понятия (как для концептуализма): «…если мы говорим, что живое существо, камень, дух или что-нибудь другое суть универсалии, то это следует понимать не так, будто человек или камень — универсалии, а лишь так, что соответствующие слова (живое существо, камень и т. д.) — универсалии, то есть имена, общие многим вещам: представления же (conceptus), соответствующие этим вещам в нашем уме, только образы и призраки (imagines et phantasmata) различных живых существ и других вещей»[1].

Античная философия[править | править код]

Первые представители номинализма в ранней античности — Антисфен и Диоген Синопский, противники «мира идей» Платона, положившие номиналистическую точку зрения в основу этики; в поздней — Марциан Капелла, номиналистически излагавший логику.

Средневековая философия[править | править код]

В раннее средневековье номинализм (тогда, собственно, и появились термины «номинализм» и «номиналисты») выделяется как реакция на рационалистический мистицизм неоплатоников. Профессор А. Д. Сухов указывает номинализм «материалистической тенденцией в средневековой европейской философии»[2]. Номиналистическая интерпретация некоторых теологических догматов (Беренгаром Турским, Росцелином) вызвала недовольство церкви — номинализм был осуждён Суассонским собором (1092).

Однако это не остановило развития номиналистических идей, продолжавшейся в позднее средневековье в области философской антропологии (Генрих Гентский), психологии (А. де Серешаль), логики (Петр Испанский, У. Оккам, Ж. Буридан). Тогда же номинализм начал конституироваться как философия отделяющейся от схоластики опытной науки (Николай из Отрекура, Николай Орем).

Философия Возрождения и Новоевропейская философия[править | править код]

В эпоху Возрождения с её обращением к опыту, в противовес схоластическим абстракциям, номинализм находит многих сторонников (Л. Валла, Х. Вивес, Низолий). В новое время он переходит преимущественно уже в форме сенсуализма: Т. Гоббс, Дж. Локк и французские материалисты — с одной стороны, Дж. Беркли и Д. Юм — с другой. Именно в этот период закладываются основы той семиотической доктрины, которая характерна для современного номинализма: значение абстракции не является контекстно свободным; на абстракции следует смотреть как на «символические фикции» — термины, смысл которых определяется контекстом, а употребление служит своего рода сокращающим приёмом для формулировки вполне осмысленных утверждений о реальных объектах, особенно в тех случаях, когда этих объектов бесконечно много. Удобное для выражения определённых фактов правильное употребление абстракций должно быть обусловлено умением исключать их из любого контекста, доказывая их непротиворечивость разысканием подходящей эмпирической модели (см. Верификация).

Современность[править | править код]

Идея исключения абстракций стала одной из центральных идей современного математического номинализма — особой точки зрения на основания математики, возникшей в начала XX в.в Польше (С. Лесьневский, Л. Хвистек, Т. Котарбиньский, А. Тарский и др.), США (Н. Гудмен, У. Куайн, Л. Генкин, Р. Мартин) и в др. странах в ответ на известное возрождение платонизма в концепциях теории множеств, в особенности на ничем не ограниченное введение абстракций как сущностей (см. Абстракции принцип), которое ведёт к парадоксам.

Математические номиналисты предприняли ряд попыток построить математику без парадоксов, основываясь на идее использования формальных систем (формальных языков), в терминах которых удаётся выразить многие абстракции математики и таким образом исключить их, заменив соответствующей «языковой моделью». Логика, лежащая в основе этих систем, понимается при этом в духе номиналистической традиции: существуют («первично», «сами по себе», вне мышления и речи) только чувственно воспринимаемые индивиды, и только они (их собственные имена или дескрипции) могут быть значениями предметных переменных логического языка, образуя истинный «универсум рассуждения» (предметную область) любой научной теории. Поэтому единственной приемлемой с точки зрения номинализма логикой является узкое исчисление предикатов. Номиналистическая программа в известной мере обосновывается теоремой Крейга об устранимости абстрактных терминов из языка любой научной теории[3], однако полная практическая реализация этой программы представляется неосуществимой.

  • История философии, т. 1, М., 1957.
  • Рвачёв Л. А. Математика и семантика. Номинализм как интерпретация математики. К., 1966.
  • Яновская С. А. Проблемы введения и исключения абстракций более высоких (чем первый) порядков. — В кн.: Проблема знака и значения. М., 1969.
  • Ледников Е. Е. Критический анализ номиналистических и платонистских тенденций в современной логике, К., 1973.
  • С. С. Неретина, А. П. Огурцов. Пути к универсалиям. — М.: Издательство РХГА, 2006. — 1000 с. — ISBN 5-88812-219-X.
  • Beth Е. W.. L’existence en mathématiques. P. — Louvain, 1956.
  • Carré М. Realists and nominalists. Oxf., 1961.
  • Philosophy of mathematics. Oxf., 1964.

ru.wikipedia.org

0 comments on “Реализм и номинализм – Номинализм и реализм

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *