Род имен прилагательных таблица – Род имен прилагательных – как определить мужской, женский и средний род

Род, число, падеж прилагательных / Имя прилагательное / Морфология и морфологический разбор / Справочник по русскому языку для начальной школы

  1. Главная
  2. Справочники
  3. Справочник по русскому языку для начальной школы
  4. Морфология и морфологический разбор
  5. Имя прилагательное
  6. Род, число, падеж прилагательных

Прилагательные согласуются с именами существительными в роде, числе и падеже.А это означает, что все морфологические признаки прилагательного определяются по существительному, от которого оно зависит.

Таким образом, имена прилагательные могут быть трех родов:

Мужской род — вопрос (какой?), окончания: -ый, -ий, -ой. Например, океан (какой?) глубокий

Женский род — вопрос (какая?), окончания: -ая, -яя. Например, река (какая?) глубокая

Средний род — вопрос (какое?), окончания: -ое, -ее

. Например, море (какое?) глубокое

 

Имена прилагательные могут стоять в единственном и множественном числе. Это зависит от числа существительного, с которым свзано это прилагательное.

В единственном числе имена прилагательные изменяются по родам и падежам:

Мужской род, единственное число:Женский род, единственное число  Средний род, единственное число
И. п. (какой?) вкусный апельсинИ. п. (какая?) вкусная ягодкаИ. п. (какое?) вкусное мороженое
Р. п.  (какого?) вкусного апельсинаР. п. (какой?) вкусной ягодкиР. п.
(какого?) вкусного мороженого
Д. п. (какому?) вкусному апельсинуД. п. (какой?) вкусной ягодкеД. п. (какому?) вкусному мороженому
В. п. (какой?) вкусный апельсинВ. п. (какую?) вкусную ягодкуВ. п. (какое?) вкусное мороженое
Т. п. (каким?) вкусным апельсиномТ. п. (какой?) вкусной ягодкойТ. п. (каким?) вкусным мороженым
П. п. (о каком?) о вкусном апельсинеП. п. (о какой?) о вкусной ягодкеП. п. (о каком?) о вкусном мороженом

! В винительном падеже имя прилагательное, относящееся к одушевлённому имени существительному, будет отвечать на вопрос

какого? — вижу младшего брата.

! В творительном падеже у прилагательных женского рода могут быть вариантные окончания -ою, -юю. Они используются в книжной речи, в стихотворениях:

Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в лазури голубой.

И. Бунин

Во множественном числе род имен прилагательных не выражен, но по падежам они изменяются, как и существительное.

Например:

ягодки (какие?) вкусные (Мн. ч., И. п.) — ягодками (какими?) вкусными (Мн. ч., Т. п.)

яблочки (какие?) вкусные (Мн. ч., И. п.) — яблочками (какими?) вкусными (Мн. ч., Т. п.)

Изменение прилагательных во множественном числе по падежам:

И. п. (какие?)

жёлтые, весенние (цветы)

Р. п. (каких?) жёлтых, весенних (цветов)

Д. п. (каким?) жёлтым, весенним (цветам)

В. п. (какие?) жёлтые, весенние (цветы)

Т. п. (какими?) жёлтыми, весенними (цветами)

П. п. (о каких?) о жёлтых, о весенних (цветах)

Род, падеж и число имен прилагательных определяется по роду, падежу и числу существительного, с которым оно связано по смыслу. Для этого надо:

  1. Найти в предложении имя существительное, с которым связано имя прилагательное (от которого оно зависит).
  2. Определить род, падеж, число этого существительного.
  3. Такой же род, падеж и число у имени прилагательного.

Например:

На болотах поспела душистая клюква.

клюква (какая?) душистая

клюква — ед. ч., Ж. р., И. п., значит, душистая — ед. ч., Ж. р. И. п.

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Советуем посмотреть:

Полные и краткие формы имён прилагательных

Разряды имён прилагательных

Степени сравнения имён прилагательных

Морфологический разбор имени прилагательного

Части речи

Имя существительное

Имя прилагательное

Имя числительное

Местоимение

Глагол

Наречие

Частица

Союз

Предлог

Морфология и морфологический разбор

Правило встречается в следующих упражнениях:

2 класс

Упражнение 159, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 160, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 50, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 93, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 98, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 100, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 102, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 162, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 207, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 7, Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь

3 класс

Упражнение 127, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 129, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 247, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 103, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 120, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 193, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть

Упражнение 201, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть

Упражнение 134, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 39, Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 318, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть

4 класс

Упражнение 52, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 60, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 269, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 8, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 40, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 72, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 78, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 105, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 111, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 130, Полякова, Учебник, 2 часть

5 класс

Упражнение 106, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 110, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 119, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 322, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 363, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 366, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

6 класс

Упражнение 318, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 388, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 619, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

7 класс

Упражнение 76, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 79, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 85, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 99, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 104, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 109, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 114, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 221, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 248, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 296, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

8 класс

Упражнение 244, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник


© 2019 — budu5.com, Буду отличником!

budu5.com

Род имён прилагательных

Здравствуйте, друзья мои!

Мне кажется, что я давно не загадывал вам загадок. Поэтому сегодня наш урок мы начнём именно с них. Вот первая загадка:

Он зелёный, полосатый,

Круглый, с кожицею гладкой.

А разрежешь – посмотри:

Красный, сладкий он внутри.

Все догадались? Это арбуз. А вот ещё одна загадка:

Круглая, а не месяц,

Жёлтая, а не масло,

Сладкая, а не сахар,

С хвостом, а не мышь.

Ну что, эту загадку все отгадали? Это репка. А вот последняя загадка:

Ванильное, клубничное,

Крем-брюле, черничное.

Лакомство сладкое

И в жару приятное.

Я уверен, что и эту загадку все отгадали. Это мороженое!

А как вы думаете, друзья мои, почему я начал наш урок русского языка с загадок?

Во всех трёх загадках есть одно и то же слово. Найдите его. Ну что, нашли? Вот оно. Это слово «сладкий», «сладкая» и «сладкое».

Отличаются слова только окончаниями. Как вы думаете, почему?

Помните, мы говорили о том, что чаще всего имена прилагательные тесно связаны с именами существительными? Давайте посмотрим, с какими существительными связаны наши прилагательные. Первая загадка была про арбуз.

Арбуз (какой?) сладкий. Окончание -ий.

Вторая загадка – про репку.

Репка (какая?) сладкая. Окончание -ая.

Третья загадка – про мороженое.

Мороженое (какое?) сладкое. Окончание -ое.

От чего же зависят окончания имён прилагательных?

Давайте в полученных словосочетаниях определим род имён существительных.

Арбуз (он, мой) – мужской род. Арбуз слад-кИЙ.

Репка (она, моя) – женский род. Репка слад-кАЯ.

Мороженое (оно, моё) – средний род. Мороженое слад-кОЕ.

Интересно, а если мы возьмём словосочетания с другими именами существительными, что будет с окончаниями прилагательных?

Сахар сладкий. Сахар мужского рода, и вновь в имени прилагательном окончание

-ий.

Конфета сладкая. Конфета женского рода. И в имени прилагательном, как и в словосочетании с репкой, окончание -ая.

Пирожное сладкое. Пирожное – существительное среднего рода, и в имени прилагательном окончание -ое.

Значит, окончание имени прилагательного зависит от рода имени существительного, с которым это прилагательное связано по смыслу.

А теперь я предлагаю вам эксперимент. Перед вами два столбика слов.

В левом – имена прилагательные «чистый», «чистая» и «чистое». Подберём к каждому из них слова из правого столбика – окно, ручей, скатерть.

Чистый окно или чистый скатерть мы сказать не можем. Чистый – это, конечно, ручей, слово мужского рода.

ЧистАЯ – скатерть. Женский род.

ЧистОЕ – окно. Средний род.

Ну что же, пора сделать вывод.

Имена прилагательные в единственном числе могут изменяться по родам, в отличие от имён существительных, которые по родам не изменяются. Ведь, например, у слова «арбуз», как его не изменяй, род так и останется мужским. А вот имена прилагательные приспосабливаются к тем существительным, с которыми связаны по смыслу. Имя прилагательное стоит в том же роде, что и имя существительное, от которого это прилагательное зависит.

А теперь посмотрите на эти словосочетания.

Вкусный салат – мужской род, вкусная котлета – женский род, вкусное желе – средний род.

Синий карандаш – мужской род, синяя рубашка – женский род, синее море – средний род.

Дорогой друг – мужской род, дорогая вещь – женский род, дорогое кольцо – средний род.

Обратите внимание на то, что к именам прилагательным мужского рода ставится вопрос «какой?», к именам прилагательным женского рода – вопрос «какая?». К именам прилагательным среднего рода – «какое?».

Теперь посмотрим, какие окончания могут быть у имён прилагательных в зависимости от их рода.

Мужской род – окончания -ый, -ий, -ой.

Женский род – окончания -ая, -яя.

Средний род – окончания -ое, -ее.

И ещё я хочу обратить ваше внимание на то, что окончание -ой в прилагательных мужского рода всегда бывает ударным, а вот окончания -ый, -ий – безударные.

Ну а теперь пришло время проверить, как вы усвоили полученные знания.

Прочитайте рассказ, найдите в нём имена прилагательные и определите их род. Только не забывайте, что род имени прилагательного такой же, как имени существительного, с которым оно связано по смыслу.

Два дня шёл мелкий дождь. Потом вдруг подул сильный ветер и прогнал тучи. Выглянуло яркое солнышко. Зазеленела молодая травка. Пришла настоящая весна. Недолго осталось дожидаться того времени, когда зацветёт душистая сирень.

Ну что же, пора проверить вашу работу.

Имя прилагательное «мелкий» зависит от существительного «дождь». Мужской род.

Сильный – ветер. Мужской род.

Яркое – солнышко. Средний род.

Молодая – травка. Женский род.

Настоящая – весна. Женский род.

Душистая – сирень. Женский род.

Хочу обратить ваше внимание на слово «СИРЕНЬ». Это словарное слово. Написание гласной И надо запомнить.

А теперь пришло время повторить то, о чём сегодня шла речь.

Имена прилагательные в единственном числе могут изменяться по родам.

Род имени прилагательного такой же, как и имени существительного, с которым оно связано по смыслу.

Имена прилагательные мужского рода отвечают на вопрос «какой?» и могут иметь безударные окончания -ый, -ий или ударное окончание -ой.

Имена прилагательные женского рода отвечают на вопрос «какая?» и могут иметь окончания -ая, -яя.

Имена прилагательные среднего рода отвечают на вопрос «какое?» и могут иметь окончания -ое, -ее.

Ну и, конечно, на забудьте написание словарного слова «СИРЕНЬ» с буквой И в первом слоге.

А наше время уже истекает, и я прощаюсь с вами, друзья мои. До новых встреч.

videouroki.net

Род имен прилагательных | интернет проект BeginnerSchool.ru

В статье «Род имен существительных» мы уже говорили, что:

Выбор окончания имени прилагательного в сочетании с именем существительным зависит не только от числа имени существительного, но и от того, какого рода это имя существительное.

Например:

 

Так как же определить род имени прилагательного?

Имена прилагательные в единственном числе изменяются по родам. Род имени прилагательного определяется по роду имени существительного, с которым оно связано.

Окончания имен прилагательных изменяющихся по родам можно свести в таблицу:

Род

Вопрос

окончания

пример

мужской

какой?

-ой

-ый

-ий

большой

красный

синий

женский

какая?

-ая

-яя

весёлая

синяя

средний

какое?

-ое

-ее

хмурое

весеннее

 

Что будет, если прилагательному подставить неправильное окончание? Давайте посмотрим на следующие словосочетания:

Весёлый песенка, старое шкаф, красивая дерево.

Что неправильно в этих словосочетаниях? У прилагательных неправильное окончание, давайте запишем эти словосочетания правильно:

В родовых окончаниях имен прилагательных есть безударные гласные, это орфограммы.

Безударные окончания имен прилагательных можно проверить по ударному окончанию вопроса (смотри таблицу).

Например:

ж.р.  какая?  красивая

ср.р. какое? сладкое

м.р. какой? веселый (см. табл.)

Спасибо, что Вы с нами.

Понравилась статья — поделитесь с друзьями:

Подпишитесь на новости сайта:

Оставляйте пожалуйста комментарии в форме ниже

beginnerschool.ru

Урок по теме «Род и число имен прилагательных»

Разделы: Начальная школа


Цель: Формировать умение учащихся определять род и число имён прилагательных.

Задачи:

Развитие орфографической зоркости, умения рассуждать, различать части речи, работать в парах;

Воспитание у школьников интереса и любви к русскому языку, к предмету.

Оборудование : таблица “Род имён прилагательных”, карточки для индивидуальной работы (сильным и слабым ).

Ход урока

1. Организационный момент.

Зазвенел и смолк звонок…

2. Сообщение темы.

— Продолжаем работать с именами прилагательными. А вот чему мы должны научиться на уроке вы ответите сами.

Чистописание (отрабатываем соединения букв).

ая яя ый ий ой ое ее

— Кто догадался , что мы сейчас писали?

Д: Окончания прилагательных.

— Эти соединения букв встретятся в словосочетаниях на уроке.

Словарь: большой арбуз, хитрая ворона, тёплое пальто, сильный мороз, сочная ягода, сочная капуста.

(Записываем с комментированием. Учитель спрашивает слабых учеников.)

— Из каких частей речи состоят словосочетания?

— Как вы различаете части речи?

— Подчеркните имена прилагательные и орфограммы в именах существительных.

(Учащиеся объясняют .Так же можно спросить и слабоуспевающих ребят.)

— Составьте предложения со словом капуста, употребляя имена прилагательные.

(Дети предлагают разные варианты предложений. На доске записывают следующее:

Хорошая капуста в тугой кочан завьётся.

3. Познавательный материал (сообщает подготовленный ученик):

А знаете ли вы. Что капуста любит чистую воду и хорошую погоду. В Киевской Руси капусту сажали на специальных огородах “капустниках” и при этом приговаривали : “ Не будь голенаста, а будь пузаста! Не будь пустая, а будь густая!” это очень полезный и богатый витаминами продукт. Особенно в весеннее время. Ешьте капусту в салатах, щах и борщах! Она очень полезна для здоровья!

— Найдите в предложении имена прилагательные.

— Почему у имён прилагательных разные окончания?

— С чем это связано?

— Чему сегодня будем учиться на уроке?

(Ученики высказывают свои предположения. Учитель выбирает наиболее близкие к теме.)

Д.: Определять род и число имён прилагательных.

— Это и есть тема урока.Сначала мы отдохнём, а затем продолжим работать.

4. Физминутка.

— Прочитайте словосочетания на доске:

Красный шарф, красная шапка, красное пальто

— Как определить род имён существительных? Прилагательных?

Мужской род Он, мой
Женский род Она, моя
Средний род Оно, моё

(Объяснение по таблице :

Вывод: чтобы определить род имёни прилагательного, надо определить род имени существительного.

(Вывод делают сами ученики.)

— Это главное для нас на уроке.

Выборочный диктант.

— Около доски работают две пары. Девочки выписывают имена прилагательные женского рода, а мальчики прилагательные мужского рода. В тетрадях вы делает е все записи.

(Пара построена так : сильный- слабый.)

Новая книга, новый день; тёплая погода, тёплый дом; весёлый человек, весёлая игр; пушистый снег, пушистая ёлка.

— Как вы определяли род и число имён прилагательных?

(Высказывания детей.)

— Проведем исследование имени прилагательного. Запишем: Чистое небо.

Если моё утверждение верно, то ставьте “+” , если нет , то “-”.

(У доски работают два ученика индивидуально.)

В имени прилагательном 2 слога.
6 букв. +
6 звуков.
Это прилагательное – среднего рода. +
Прилагательное стоит в единственном числе. +

— Почему вы не согласились с некоторыми утверждениями?

(Объяснение детей, что в слове 3 слога, а не 2, 7 звуков.)

— Работаем с текстом. Добавьте подходящие по смыслу имена прилагательные.

Звучит … песня скворца. Светит … солнце. Стоит … погода. В саду зацвели … цветы.

— Записать предложения в тетрадь разными способами.

  • 1 предл. – списать с доски;
  • 2 предл. – запись под диктовку;
  • 3 предл.- по памяти;
  • 4 предл. – составить схему и зашифровать орфограммы.

— Подчеркните прилагательные, определите род и число.

— Как определить род и число имён прилагательных?

— Для чего это делаем?

5. Самостоятельная работа по карточкам.

Задания для сильных учащихся: Задания для слабоуспевающих учеников
Замени словосочетания так, чтобы там было имя прилагательное.

Горшок для цветов;
Ведро для мусора;
Ложка для чая;
Платок для носа;
Суп из гороха.

Определи род и число имени прилагательного.

Цветочный горшок;
Мусорное ведро;
Чайная ложка;
Носовой платок;
Гороховый суп.

(В это же время за доской работают два ученика, выполняя аналогичную работу. Это материал для самопроверки.)

— Чему научились на уроке?

Имя прилагательное,
Мы с тобой дружны!
Признаки предметов
Называешь ты.
Род мужской, конечно, мой , какой?
Женский род, помню я,
То , про что скажу – моя, какая?
Средний род- оно , моё, какое?

6. Объяснение домашнего задания. Оно дифференцированное.Для слабоуспевающих ребят даётся более подробный инструктаж.

— Чему научились на уроке?

Сообщение отметок.

30.06.2013

urok.1sept.ru

Род имен прилагательных — схема, таблица — Схемо.РФ

  • Войти
  • Регистрация
  • Схемы
    • Биология
    • География
    • История
    • Математика и алгебра
    • Медицина
    • Обществознание
    • Педагогика
    • Политология
    • Право
    • Психология
    • Русский язык
    • Социология
    • Физика
    • Философия
    • Химия
    • Экономика
    • Прочее
  • Книги
    • Биология
    • География
    • История
    • Математика и алгебра
    • Медицина
    • Обществознание
    • Педагогика
    • Политология
    • Право
    • Психология
    • Русский язык
    • Социология
    • Физика
    • Философия
    • Химия
    • Экономика
    • Прочее
  • Комментарии
  • Люди
  • Добавить свою схему
  • Заказать работу

xn--e1aogju.xn--p1ai

Род имен прилагательных — русский язык, уроки

I. Мотивация учебной деятельности

Итак, друзья, внимание-

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее –

Начнём скорей урок.

II. Актуализация знаний.

1. Запись в тетради числа и классной работы.

2. Минутка чистописания: Пришла, улыбнулась – утихли метели. Позванивать стал колокольчик капели. Река пробудилась, растаяли льды, Наряд белоснежный надели сады.

— Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении (Слайд 1) — Какое сейчас время года? — Скажите, а какие признаки прихода весны вы знаете?

— Назовите первый звук в слове «весна»?

— Дайте характеристику этому звуку. (Согласный, звонкий, мягкий, парный, обозначается буквой «вэ»).

— Сегодня в чистописании мы будем прописывать букву «в». Запишите, продолжив закономерность.

Вв в Ввв в Вввв …

— Запишите слова и подчеркните орфограммы.

весна цветок трава весенний дерево

3. Повторение пройденного

— Составьте предложения на тему «Весна», используя одно из слов.

— На доске предложение нужно исправить ошибки: Напраталинке поевился первый голубенький цвиток. (Слайд 2)

— Один ученик разбирает по членам предложения, второй по частям речи, третий определяет падеж существительных. (Оценивание)

III. Фиксация индивидуального затруднения. Построение проекта выхода из затруднения.

— Вернемся к словам из чистописания.

— Какое из них «лишнее»? (Весенний).

— Что общего у оставшихся слов? (Имена существительные)

— Почему вы так считаете?.

— Определите род имён существительных. Что вам в этом поможет? (Имена существительные, которые можно заменить местоимениями он, — мужского рода, она – женского рода, оно – среднего рода).

— Что получили? (Существительное мужского рода – цветок, существительные женского рода – весна, трава, существительное среднего рода – дерево).

— Теперь посмотрим на «лишнее слово».

— Можем ли мы определить род этого слова подставив местоимения он, она, оно? (Нет, не можем).

— Почему? (Другая часть речи?)

— Какая часть речи? (Имя прилагательное).

— Как вы определили?

— Могут ли имена прилагательные изменяться по родам? Сегодня мы попытаемся дать ответ на этот вопрос.

 Сформулируем тему нашего урока. (Слайд 3)

IV. Реализация построенного проекта. Открытие нового знания.

1. Работа с карточками.

— В самом названии – имя прилагательное – уже содержит намёк на то, что слово должно к чему-то «прилагаться», присоединяться.

— Посмотрите на слова, которые вы записали в тетрадь в начале урока.

— Подумайте, с каким именем существительным будет сочетаться слово весенний? (Цветок).

— Составьте это словосочетание. (Весенний цветок).

— Попробуйте подобрать к словам трава и дерево формы от слова весенний.

— Что получилось?

— Следовательно, имя прилагательное (прилагается) зависит от имени существительного. Если имя существительное цветок мужского рода, то и имя прилагательное весенний будет тоже мужского рода. Продолжим составлять словосочетания сущ.+прил. и разложим их по родам (Оценивание) (Слайд4)

Карточки: звонкая капель, яркое солнце, белый подснежник, весенний цветок, весенняя трава, весеннее дерево, голубой ручей, тёмная проталинка, синее небо.

Физкультминутка

2.Работа в тетради

— Запишите полученные словосочетания по родам, выделите окончания у прилагательных. Сверьте окончания с таблицей.(Сл. 5)

— Попробуйте определить род имен прилагательных на доске. Сделайте вывод. (Прилагательные мн. ч) (Слайд 6)

V. Закрепление изученного материала 1. Знакомство с правилом в учебнике на странице 72.

2. Составление алгоритма. (Слайд 7) 3. Самостоятельная работа. Упр. 126 Взаимопроверка по образцу. (Оценивание) 4. Разноуровневый тест — Предлагаю вам небольшой тест на тему «Род имён прилагательных». Перед вами два теста. Тест 1– сложный, Тест 2 –простой. Результат оцениваться будет по выбранному тесту: если всё правильно, Тест 1 – на «5», Тест 2 – на «4». (Слайд 8) (Оценивание) 5. Работа с текстом на карточке. (Если останется время) — Озаглавить текст, записать заголовок. — Вставить пропущенные слова, определить род и число прилагательных. (Слайд 9) (Оценивание)

VI. Рефлексия

— Наш урок приближается к завершению. — Понравился вам урок? Что нового узнали?

— Почему прилагательные так называются? (Они прилагаются к именам существительным). — Как изменяются имена прилагательные? — Как определить род имени прилагательного? — Всегда ли можно определить род имени прилагательного?

— Давайте оценим вашу работу.

VII. Домашнее задание.

Выучить правило на странице72, выполнить упражнение 128.

Проверяют готовность к уроку.

Формирование личностного смысла учения.

Воспитание чувства прекрасного, любви к природе

Дают характеристику звуку.

Записывают буквы и слова в соответствии с образцом.

Устно составляют предложения. Исправляют ошибки в записанном предложении. Осознанное построение речевого высказывания.

Сравнение, анализ, классификация.

Повторяют правило об имени существительном

Умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание.

Прогнозирование, планирование учебной деятельности с помощью учителя.

Наблюдения и ответы детей.

Проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания.

Использование имеющихся знаний.

Работа в группе.

Проверка по образцу.

Уметь оформлять свои мысли в письменной форме, слушать и понимать речь других.

Записывают словосочетания, выделяют окончания.

Готовность слушать собеседника и вести диалог.

Взаимопроверка.

Проверка по образцу.

Умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха.

Адекватно оценивать свои знания и собственное поведение.

kopilkaurokov.ru

Тема:«Число и род имен прилагательных»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Курганский педагогический колледж»

Конспект урока

по русскому языку

Студент: Худякова А.В

Группа: 51

Учитель: Шувайникова В.В. _________

Класс: 3«В»

Оценка: _____________

Курган 2015

3 класс, УМК «Школа России»

Тема: «Число и род имен прилагательных»

Цель: Организовать деятельность обучающихся по закреплению умений определять число и род имен прилагательных

Тип урока: Урок обобщения и систематизации

Вид: урок – решения ключевых задач.

Задачи:

Обучающие: помочь обучающимся усвоить умение изменять имена прилагательные по родам и числам;

Развивающие:

  • создать условия для развития произвольной зрительной памяти, зрительного анализа, мыслительных операции.

Воспитывающие:

Результат совместной деятельности:

Регулятивные УУД:

1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные УУД

1. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию

Личностные УУД

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Оборудование: Канакина В.П., Горецкий. Русский язык. Учебник. 3 класс, карточки, классная доска, мультимедийный проектор

Оформление доски

Иллюстрации

Число

Тема

Иллюстрации

\

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат совместной деятельности

  1. Организационный момент

Здравствуйте ребята.

Отправляемся мы снова

В мир родного языка,

Мы разгадывать готовы

Его тайны до конца.

Настраиваются на работу

Р-1

  1. Актуализация субъектного опыта

1)- Послушайте внимательно и определите, с какой частью речи мы будем работать на сегодняшнем уроке.

Я слово ищу необычное, звучное,

Особое, сильное, самое лучшее,

Короткое, длинное, красное, синее

Неброское, яркое, очень красивое,

Оно уменьшительное или ласкательное,

Его называют еще (прилагательное).

-Что же такое имя прилагательное? ( – Самостоятельная часть речи, которая обозначает признаки предметов и отвечает на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие? )

-Что ещё вы знаете о прилагательном?

2) Чистописание.

— Запишите число и классная работа, сверьте, пожалуйста, свои записи с записью на доске, обозначьте орфограммы.

-Составьте цепочку букв для минутки чистописания из окончаний имен прилагательных в следующем порядке.

м. р. ж. р. ср. р.

Запись на доске. Ой ый ий ая яя ое ее

-Напишите эту цепочку до конца строки.

(прилагательное).

-( Имена прилагательные изменяются по родам и числам. В предложении связаны с именами существительными.)

Минутка чистописания.

Л-2

Л-1

Р-2

К-1

К-2

К-3

3. изучение новых знаний и способов деятельности

На доске слова. Прочитайте. (4 ученика работают по карточкам)

На доске: варобей

варона

сарока

рибята

-Что о них можете сказать?.

Что ещё общего у этих слов?

Проверка (дети исправляют ошибки на доске).

— Справа допишите по два прилагательных, подходящих по смыслу, определите род прилагательных, выделите их окончания.

Проверка.

-В каких прилагательных вы не смогли определить род? Почему?

-Сформулируйте тему урока. Попробуйте поставить цели урока.

1) Наблюдение за словами противоположными по значению.

Ленивый – трудолюбивый

Сытый – голодный

Низкий — высокий

Чистый – грязный.

— Что вы можете сказать об этих словах?

— Когда в речи используют антонимы?

2)Физкультминутка

Пальчиковая гимнастика

Наши нежные цветки

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Вот наш розовый цветок

Развернувшись на восток,

Тихо засыпает, головой качает

(Плавное раскрывание пальцев рук из исходного положения – кулачки: помахивание ими перед собой и медленное опускание их на парту)

3) Работа в паре

Упр.141 стр.81

Дополнительное задание, для тех, кто работает быстро.

Составьте и запишите 1 предложение с антонимами, записанными на доске.

4.) Проверка.

Обращается внимание не только на вставленные слова, но и на написание окончаний прилагательных : длинные, маленькая, узкая, поздняя, грустное.

— Какое окончание и почему?

(Это имена существительные, одушевлённые, словарные слова) (Они состоят из 3 слогов)

Запишите слова столбиком, исправляя ошибки.

Дети читают записанные прилагательные, определяют род, называют окончания.)

(Эти слова прилагательные, они противоположны по значению, называют их – антонимы.)

(Когда сравнивают предметы по какому- либо признаку)

Р-2

К-1

К-2

К-3

П-1

К-1

П-1

Р-2

К-2

К-1

Р-2

К-2

К-1

4. закрепление изученного

— Для чего нужны прилагательные в речи?

Вот как написал мальчик об одном животном. Какие ошибки он допустил?. Какого правила он не знает?

Под кустом притаился маленькай зверек. У него длинныи уши, короткай хвост. Тело покрыто серой шерстью. Есть острыи зубы, но обороняться ими он не может.

2.Работа в паре. Творческая работа

-Каждой паре я на листочках написала загадку. Вы должны её отгадать и подготовить устное описание своего зверька.

1 группа 2 группа

Не барашек и не кот, На овчарку он похож.

Носит шубу круглый год. Что ни зуб – то острый нож!

Шуба серая – для лета, Он бежит, оскалив пасть,

Шуба для зимы – другого цвета. На овцу готов напасть.

3 группа 4 группа

Хитрая плутовка, рыжая головка. На ветке не птичка – зверёк-невеличка.

Пушистый хвост – краса. Мех тёплый, как грелка.

Кто же это? Кто же это?

3.Проверка.

(Чтобы точно передавать описание предметов и явлений, делать нашу речь ярче, эмоциональнее)

П-1

Р-2

К-2

К-1

Р-2

К-2

К-1

К-3

5. Этап подведения итогов занятия

Проанализируйте свою работу, используя выражения на стенах класса.

  • Я научился ….

  • Я понял, что ….

  • Было трудно ….

  • Было интересно…

К-1

К-2

6. Этап информации обучащихся о домашнем задании

Упр 142 стр.81

Л-3

7. Этап рефлексии

-Какими вы сегодня были на уроке? Скажите об этом, используя имена прилагательные.

Ответы учащихся

Л-3

infourok.ru

0 comments on “Род имен прилагательных таблица – Род имен прилагательных – как определить мужской, женский и средний род

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *