Ударение. Роль ударения в различии смысла слова. 2-й класс
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цель:
- Систематизировать и уточнить знания учащихся об ударении, ударных и безударных гласных;
- Сформировать представление о смыслоразличительной роли ударения в словах; формировать потребность и умение правильно произносить слова;
- Воспитывать интерес к русскому языку, к поэтическому слову, умение слушать.
Оборудование: учебник, проектор, экран, карточки для групповой работы.
Ход урока
1. Организационный момент.
— Очень звОнок наш звонОк, начинаем наш урок. (Слайд № 2)
— Мы сегодня с вами отправимся в гости к словам, которые живут в замке сказочного принца. (Слайд № 3)
— А как его зовут, вы сейчас сами догадаетесь, если напишите правильно, красиво эти буквы. (На доске записаны буквы)
2. Чистописание.
Аа Ее Уу Ии Ее Дд Рр Нн
— Что вы можете сказать об этих буквах? Какие они? Попробуйте составить слово из этих букв, и мы узнаем, как зовут принца. Запишите это слово.
Ударение.
3. Сообщение темы и цели урока.
— Сегодня мы с вами узнаем, для чего нужно ударение? Какова его роль в речи. Ваша задача быть внимательными и ничего интересного не пропустить. А знаете, что случилось со словами, которые забыли про ударение?
4. Работа по теме урока.
— Послушайте сказку.
В некотором царстве, в некотором государстве собрались слова русского языка и стали хвастаться, какие они все полезные и значимые. (Сдайд № 4.)
— Все у нас есть — говорили они, — и гласные, и всякие согласные звуки. Теперь мы всё сами назовём и сами обо всём скажем. Ничего нам больше не надо!
Услышало эти слова Ударение и возмутилось:
— Как это ничего не надо?! Да как же вы без меня жить будите?! Что вы без меня значите? Если я захочу, возьму и изменю значение ваших слов.
— Подумаешь, важность какая — Ударение! И без тебя обойдёмся! — ещё больше расхвастались слова.
— Ах, так! — рассердилось Ударение и стало по словам где не надо ударять, со слога на слог перепрыгивать. Подскочило к слову замОк (Слайд № 5)
А слово замОк и говорит: «Я тебя не боюсь, я такой сильный и тяжёлый, что справлюсь с каким-то Ударением. Ведь ударение — это просто чёрточка! Ударение рассердилось и перепрыгнуло с последнего слога на первый.
— Как вы думаете, какое слово получилось.
зАмок ( Слайд № 5)
Подскочило Ударение к слову крУжки (Сдайд № 6) А оно только что в кружки воды набрало, как вдруг превратилось в кружкИ! А кружки всю воду расплескали, всех и обрызгали.
Вышли вперёд белкИ (Слайд №7) и говорят — «Мы самые главные компоненты любого живого организма, и уж с нами- то Ударение ничего не сделает».
— Как вы думаете, что произошло? (Ответы детей). Ударение перешло на другой слог и превратило это слово в белок.
— Ах, что мы наделали? Ах, простите, мы нечаянно!
А Ударение смеётся:
— Погодите, вы ещё не то сделаете, — и подбежало к слову ПотОпать (Слайд № 8). А слово ПотОпать хотело ногами потопать, но вдруг стало ПотопАть
— Караул! — кричит. — Тону потопАю!
А слово ЗаплачУ (Слайд № 9) захотело за что-то заплатить, но увидело, что с другими словами делается, испугалось и закричало.
— Ах, я сейчас ЗаплАчу! — Давайте скорее извинимся перед Ударением и попросим его вернуться в наше общество!
— То-то! Сказало Ударение и вернуло всё на свои места. (Слайд № 10)
Учитель: А как вы думаете, какой вывод сделали слова? (Слова поняли, что они не могут жить без ударения. В каждом слове есть ударение.) (Слайд № 11)
Учитель: — А если слово состоит из одного слога, ударение ставится? (Если в слове один слог, то ударение не ставится)
Учитель: — Почему? (Если слово состоит из одного слога, то значит в этом слове один гласный звук. Этот звук всегда чётко произносится. И ударение уже не превратит это слово в другое.)
5. Работа по учебнику. Упр. 41 с. 54.
— Прочитайте задание к упражнению, запишите эти предложения.
5. Физкультминутка.
На дверях висит замок, (сомкнуть руки в «замочек») Кто открыть его не смог? (вытянуть руки с «замочком» вперед) Мы замочком постучали, (постучать «замочком» по стол Мы замочек повертели, (повертеть «замочком» вправо-влево) Мы замочек покрутили, (покрутить «замочком» к себе — от себя) И открыли! (разомкнуть руки)
6. Закрепление изученного материала.
Учитель: — Какой вывод сделали слова из сказки? (Ударение может изменить смысл слова)
Сравним сведения о языке в учебнике на с. 54.сведения о языке в учебнике на с. лось другое слово айдём элементарно.ный
— Если мы знаем о значении ударения в словах, давайте посмотрим, какое задание вам приготовил принц Ударение.
— Посмотрите, что за слова написаны на экране. (Слайд № 12)
- уху
- ворот
- пили
Учитель: — Вам понятно о чём идёт речь? (Здесь не ясно о чём идёт речь, так как нет ударения в словах)
— Попробуйте поставить ударение, что означают эти слова? (Ответы детей)
Уха — суп из рыбы;
Ворота — это наверное, воротник; нет, это у ворот;
пили — значит, они что-то пили; может быть, это значит пилить? (Слайд № 13)
Уху Мы сегодня ели :. Комар подлетел к :.. Ворот Собака сидит у :.. У рубахи был вышит :.. Пили Дети :.. молоко . :..бревно ровно.
— Из каждой пары предложений, запишите по одному предложению. Но не забудьте про ударение.
7. Физкультминутка.
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик!
Раз — сюда, два — туда,
Заниматься нам пора!
8. Работа над ударением в словах.
Учитель: — Какой слог называется ударным? (Который произносится сильнее других)
— Мы в слове слог ударный, найдём элементарно.
А когда его найдём, громче всех произнесём.
— Как вы думаете, как называется слог на который не падает ударение? (безударный, потому что нет ударения)
Учитель: — Над какой буквой в слове ставится знак ударения? (Знак ударения всегда ставится над буквой, которая обозначает ударный гласный звук)
— Принц Ударение предлагает вам ещё одно задание.
— Я говорю слово, а вы на следующей строке с маленькой буквы будете писать только букву, обозначающую ударный гласный звук.
(Дети пишут в тетради буквы)
Слова: пенал, учитель, портфель, уют, пятница, альбом, цветы, ручка, дуэт, ёлка.
Учитель: — Давайте проверим. (Слайд № 14)
а у е ю я о ы у э ё
— Посмотрите на буквы, которые записали, что заметили? (Написали все буквы гласных звуков)
— Верно, ударение ставится, только над буквой гласного звука.
— На все ли буквы гласного звука может ставиться ударение? (Нет буква Ё всегда ударная.)
Учитель:
Расскажи-ка, буква Ё,
Как твоё житьё-бытьё?
Дети:
Буква Ё даёт отчёт:
— Ничего житьё течёт,
Я ударная всегда.
Ой-ёй-ёй. Вот это да!
— Если в слове есть Ё,
то ударение не ставится.
9. Вторичное закрепление.
Учитель: — Ребята, что вы узнали, работая с ударением? К чему может привести различное место ударения в слове? (Различное место ударения может привести к изменению смысла слова) Об этом говорится в стихотворении Я. Козловского. (Слайд № 15)
Мне слово «чудно» изменить не трудно, Поставлю ударение на О, И вмиг исчезло слово «чудно», А появилось новое — «чудно».
— А вы умеете изменять слова? Давайте поиграем! Я называю слова, а вы измените место ударения так, чтоб получилось другое слово. ( полки — полки, хлопок — хлопок, пропасть — пропасть, мелки — мелки, пары — пары, дорога — дорога, стрелки — стрелки, мука — мука, солью — солью).
10. Работа в группах.
Учитель: — Принц Ударение желает посмотреть какие вы дружные и как Вы можете работать в группах. Составление предложений с парами слов (раздЕли — разделИ, хлОпок — хлопОк, пОлки — полкИ, стрЕлки — стрелкИ, мУка — мукА, сОлью — сольЮ, пАры — парЫ, гвОздики — гвоздИки)
Представление своих предложений каждой группой. Запись лучших предложений в тетради и на доске.
12. Итог урока.
Учитель: — Что вы узнали об ударении? — Какой слог называется ударным? — Какую роль играет ударение в нашей речи?
Учитель: — Прочитайте вместе. (Сдайд № 16)
Солнце сЕло за селО
Нам ужасно повезло,
Что в гости к УДАРЕНИЮ сходили
И все его секреты мы раскрыли.
Принц, конечно «мОлодец»,
А каждый из нас «молодЕц».
urok.1sept.ru
Ударение в слове РОЛЕЙ: как правильно
Содержание: ударение в слове “РОЛЕЙ”
“РОЛЕЙ” – это форма родительного падежа множественного числа неодушевленного существительного “роль”.
Слово “роль” происходит от французского слова “rôlе”, которое употребляется в нескольких значениях:
- изображение какого-либо персонажа на сцене актёром
- рол, моток, свиток или свёрток цилиндрической формы
Давайте теперь разберемся с произношением данного слова.
Для начала разобьем анализируемое слово на фонетические слоги:
ро-лей
В слове “ролей” 2 слога, 5 букв и 5 звуков.
Так какой же слог будет ударным в данном случае?
В разговорной речи бытует два варианта произношения анализируемого слова:
- “ро́лей”, где ударение падает на гласную букву “о” первого слога,
- “роле́й”, где ударение падает на гласную букву “е” второго слога.
Как правильно – “рОлей” или “ролЕй”?
Согласно орфоэпической норме русского языка ударение в слове “ролей” следует ставить на первый или на второй слоги в зависимости от значения слова.
ро́лей
Ударение следует ставить на первый слог слова, если мы имеем ввиду свиток или свёрток цилиндрической формы.
Понаблюдаем за ударением в разных падежных формах единственного и множественного чисел:
- и. п. кто? (что?) ро́ль, ро́ли
- р. п. кого? (чего?) ро́ли, ро́лей
- д. п. кому? (чему?) ро́ли, ро́лям
- в. п. кого? (что?) ро́ль, ро́ли
- т. п. кем? (чем?) ро́лью, ро́лями
- п. п. о ком? (о чем?) ро́ли, ро́лях
роле́й
Ударение следует ставить на второй слог слова, если мы имеем ввиду изображение какого-либо персонажа на сцене актёром.
Понаблюдаем за ударением в разных падежных формах единственного и множественного чисел:
- и. п. кто? (что?) ро́ль, ро́ли
- р. п. кого? (чего?) ро́ли, роле́й
- д. п. кому? (чему?) ро́ли, роля́м
- в. п. кого? (что?) ро́ль, ро́ли
- т. п. кем? (чем?) ро́лью, роля́ми
- п. п. о ком? (о чем?) ро́ли, роля́х
Примеры для закрепления:
- В этой семье часто происходит перераспределение роле́й.
- Ему оставалось только ждать главных роле́й.
- В этом цехе не хватало бумажных ро́лей.
Смотрите также:
russkiypro.ru
Конспект урока «Ударение. Роль ударения в слове, выделение ударного слога».
Конспект урока по теме «Ударение. Роль ударения в слове, выделение ударного слога».
Цель : Уточнить представления об особенностях ударения в слове, познакомить с ролью ударения в речи.
Задачи:
Развивать фонематический слух, связную речь; наблюдательность на примере слов, различающихся ударением,
Коррегировать внимание, память, мышление, мелкую моторику рук;
Воспитывать познавательный интерес, аккуратность, самоконтроль.
Оборудование: Учебник « Русский язык» 4 класс ,сюжетные картинки, картинка с изображением волшебника «Ударение»,звуковые символы, ИКТ.
Ход урока
I.Организационный момент.
1. Психологический настрой
— Добрый день, дорогие ребята!
Я рада видеть вас на уроке письма и развития речи.
Улыбнитесь друг другу.
Хорошее настроение – залог успешной работы на уроке.
Желаю всем вам успехов.
Руки! На месте,
Ноги! На месте,
Логти! У края.
Спинка! Прямая!
2.Физкультминутка для мышц рук , « Моя семья»
по методике Ф.В. Базарного
Этот пальчик-дедушка,
Этот пальчик-бабушка,
Этот пальчик-папочка,
Этот пальчик-мамочка,
Этот пальчик-я, вот и вся моя семья
II.Минутка чистописания
а) прописывание по образцу учителя букв:я,ю,у, и,е,ё,о,э,ы,а
-Какие это буквы?
б)у учащихся на партах карточки с буквами, звуковые символы
из ряда букв выбрать гласные; согласные.
-Поднимите неваляшку с красным кармашком, если услышите гласный; с синим кармашком ,если услышите твёрдый согласный; (произношу вперемежку гласные и согласные звуки)
-Запишите в первую строчку гласные, во вторую –согласные .
-Чем гласный отличается от согласного?
-Сегодня знания о гласных и согласных помогут вам справиться с новыми заданиями.
III. Письмо по памяти
-Что было задано на дом? ( Упражнение 10, страница 79.)
-О ком говориться в стихотворении?
-Прочтите четверостишие наизусть.
-Какие знаки препинания встретились?
-Запишите четверостишие по памяти.
IV. Физкульминутка.
Для начала мы с тобой покачаем головой.
Оборот и оборот,а потом наоборот.
Поднимаем руки вверх, плавно опускаем вниз.
Снова тянем их наверх.
Ну, дружочек, не ленись!
V.Введение в тему урока.
-Прочитайте то, что записано на доске:
У Кати хорошие игрушки.
Кати шар ко мне.
У Маши цветы в комнате.
Не маши палкой.
-Сравните выделенные слова .
-Есть ли какая разница?
(Демонстрирую предметную картинку с изображением гномика-волшебника.)
На доске плакат с теми же предложениями, но в выделенных словах поставлено ударение.
Сегодня мы познакомимся с ролью ударения в словах, будем упражняться в выделении ударного слога в словах.
VI. Изучение нового материала.
1.Роль ударения в слове.
Есть слова в русской речи,
В родном языке!
Одинаково их пишут,
Но.. по-разному их слышат.
-Найдите слова, которые пишутся одинаково, и объясните ,что они обозначают.
У зайца два длинных уха. Варилась уха.
В парке я увидел белок. В яйце есть белок и желток.
-Прочтите слова парами, верно выделяя ударный слог.
-Что вы можете сказать об этих словах?( От ударения зависит смысл слова)
-Запишите предложение в тетрадь:
/ / /
Солнце село за село.
Произнесите каждое слово, как бы пропевая.
Один слог в слове произносится сильнее других.
Такой слог называется ударным.
Остальные слоги называются безударными.
Знак ударения ставится над буквой, которая обозначает ударный гласный звук.
-Назовите буквы ,над которыми мы с вами поставили ударение.
В каком домике живут эти буквы?
Почему в красном?
_Есть ли слова, в которых ударение падает на согласный?
( Таких слов нет.Ударение падает всегда на гласный)
-Прочтите стихотворение:
Ударный звук, ударный звук!
Он назван так не даром.
Эй, молоточек, верный друг,
Отметь его ударом!
И молоток- стучит, стучит,
И чётко речь моя звучит
А.Шибаев.
VII.Закрепление
1.Работа с учебником.
— Чтение, заучивание правила.с.80
2.Упражнение 13
VIII Итог урока –
Вспоминаем ,что вам известно об ударении.( Ударение падает на гласный. Ударение может изменить смысл слова.)
-Волшебнику и мне хочется сказать вам спасибо за урок , за вашу замечательную работу.
-Что помогло вам правильно выполнить задания?
infourok.ru
Оглавление I.Введение………………………………………………………………3-4 II. Основная часть……………………………………………….5 1. Роль ударения в словах……………………………………..5 2. Разноместность ударения……………………………………5-6 3. Классификация слов в зависимости от ударения………….6-8 4.Практическая работа…………………………………………8-14 IV.Заключение…………………………………………………………………..15 V. Список литературы……………………………………………16 VI. Приложение……………………………………………………17-21
Введение Современные условия жизни устанавливают свои правила. Даже если Вы образованы и начитаны, впереди у Вас большое будущее, или Вы уже состоявшаяся личность, одно лишь неверно произнесенное слово может поставить крест на Вашей карьере. Вы хотите этого? Естественно нет. Именно поэтому правильно произносить слова так важно в современном обществе. Грамотная речь способна открыть многие двери. Всегда и везде будут приветствоваться люди, обладающие грамотной устной речью. Каждому из нас нужно уметь ставить ударение в словах. Поскольку его правильная постановка говорит о грамотности человека и о том, насколько хорошо он владеет речевой культурой. «Правильное произношение слова имеет не меньшее значение, чем верное написание. Известно, что неправильное произношение отвлекает внимание слушателя от содержания высказывания, затрудняя тем самым обмен информацией… Роль правильного произношения особенно возросла в наше время, когда устная публичная речь на собраниях и конференциях, по радио и телевидению стала средством общения между тысячами и миллионами людей». Исходя из всего выше сказанного, я считаю, что тема, выбранная мной, актуальна. Цель исследования: сформировать представление о смыслоразличительной роли ударения в словах; формировать потребность и умение правильно произносить слова; убедить в значимости правильной постановки ударения в словах. Задачи исследования: Изучить литературу по данной теме; Изучить классификацию ударений в словах; Выяснить причины неправильной постановки ударений в словах; Провести исследовательскую работу на выбранную тему. Объект исследования: ударение в словах. Методы исследования: Изучение и анализ литературы, интернет источников; Сравнение информации различных источников; Анализ изучаемого материала; Социологический опрос. Ожидаемые результаты: Получить знания, умения и навыки в самостоятельном исследовании и нахождении необходимой информации; Расширить знания о правильной постановке ударения в словах, причинах неправильной постановки ударений; Привлечь внимание сверстников к данной проблеме.
Основная часть 1.Роль ударения в словах. Как известно, в любом языке в словах есть ударные и безударные слоги, значит, ударение требуется везде, потому что оно служит для передачи лексического значения слова, показывает культуру речи говорящего. Представим себе, что мы читаем текст без знаков ударения, и тогда многие слова нам становятся понятными из содержания предложения. Например, слова полки, белки, муку, замок — они все могут иметь двойное ударение, которое зависит от смысла этих слов. пОлки – полкИ, бЕлки-белкИ, зАмок- замОк, мУку- мукУ. Не менее важно правильно ставить ударения, чтобы показать свой уровень культуры речи. Например: красИвее, щавЕль, звонИт… Как я убедилась, роль ударения очень важна для того, чтобы общество было культурным, придерживалось литературных форм, чтобы люди правильно понимали друг друга. 2.Разноместность ударения. В русском языке ударение разноместное, т. е. место его не фиксировано: ударение не прикреплено к какому-нибудь определённому слогу слова (например, первому, последнему, предпоследнему) или к определённой части слова (например, к основе или окончанию) и может падать на любой слог слова и на разные его части. Это видно из таких, например, слов, как: вЫвел, накрЕпко; стОлик, дЕвочка, холОдный, берЁза; розовАтый, активИст; спалА, рукАми, молокО, привелА, профессорА, учителЯми– где ударение падает на разные слоги слова и на разные его части (на приставку, корень, суффикси окончание). В противоположность этому в ряде других языков место ударения фиксировано, и ударение прикреплено к определённому слогу слова. Так, например, в чешском, латышском, эстонском, финском языках оно всегда падает на начальный слог слова, в польском и грузинском – на предпоследний слог, в армянском и французском – на последний слог и т. д. Разноместность ударения используется в русском языке для различения слов. Достаточно различия в месте ударения, чтобы слова, одинаковые по составу своих фонем, различались по смыслу. Сравним: зАмок и замОк, прОпасть и пропАсть, звОнок и звонОк, хлОпок и хлопОк, Орган и оргАн, Атлас и атлАс, пАрит и парИт, МашИна и мАшина, прЯди и прядИ, вИна (им. пад. мн. ч.) и винА (им. пад. ед. ч.), стЁкла (им. пад. мн. ч.) и стеклА (пр. вр.), сУшу (вин. пад.) и сушУ, тУшу и тушУ, стУжу и стужУ, нОшу и ношУ, пИщу и пищУ, плАчу (от плакать) и плачУ (от платить), крОю (от крыть) и кроЮ (oт кроить), мОю и моЮ (местоим.), пАрами и парАми, пОтом и потОм, знАком и знакОм, Уже и ужЕ, сАмого и самогО. В некоторых случаях разноместность ударения, не создавая совсем нового значения, придаёт слову особую стилистическую окраску или особый оттенок значения. Сравним, например, слова молодЕц, девИца, шЁлковый, а также мИлый, чЕстный, со словами мОлодец, дЕвица, шелкОвый, милОй, честнОй, которые имеют особый народно-поэтический колорит. Слова нАчатый, Избранный, слУжащий, хвАлящий, лЮбящий, в современном языке обычно произносящиеся с ударением на первом слоге, при переносе ударения на второй слог слова приобретают несколько книжную окраску (начАтый, избрАнный, служАщий, хвалЯщий, любЯщий). 3. Классификация слов в зависимости от ударения. Неправильная постановка ударения в словах является очень распространённой ошибкой. А причина этого проста – в русском языке нет единых правил постановки ударения. Встречаются случаи, когда ударение зависит от смысла. При склонении или спряжении слов ударение может перемещаться – это также осложняет правильность его постановки. В большинстве случаев его надо просто запомнить, а при возникновении трудностей следует обращаться к орфоэпическому словарю. Попробую частично выполнить его функцию. Начну с самых простых слов, которые мы постоянно слышим и сами регулярно употребляем в речи: договОр, каталОг, квартАл, магазИн, срЕдства, тУфля. Как уже упоминалось выше, необходимо не ошибиться с ударением в случае склонения слов: например, вОлка, вОра. При постановке слов во множественное число ударение часто изменяется: директорА, кружевА, сирОты. Но: аэропОрты, договОры, бухгАлтеры. Для удобства запоминания перечисляемых слов выделю в отдельные группы существительные, ударение в которых падает на первый слог: гЕнезис, дОгмат, знАмение, Искра, Иконопись, кОмпас, мАркетинг, фОрзац; и на последний слог: диспансЕр, дрофА, жалюзИ, жерлО, киломЕтр, кремЕнь, коклЮш, столЯр, христианИн, шассИ. Существительные с прочей постановкой ударения, которые не вошли в две верхние группы, укажу здесь: вероисповЕдание, дремОта, пулОвер, рожЕница, феЕрия.Отдельно отмечу «растительные» существительные: каучУк, ревЕнь, щавЕль, но пИхта, свЁкла; и прилагательные: грУшевый, слИвовый, но кедрОвый.Несомненно, в постановке ударения в прочих прилагательных тоже частенько случаются ошибки: гЕрбовый, оптОвый, портОвый, грунтовОй, ценовАя. Про краткие формы тоже забывать не будем: глУхи, гОрьки, рЕдки, но грубЫ, светлЫ, дружнЫ.Не оставим без внимания и прочие части речи, их формы: дЫшащий, завИдный, зубчАтый, красИвее, мозаИчный, новорождЁнный, прадЕдовский, прибЫвший, принЯвший, прозорлИвый, скОлькими, украИнский. Далее перейдём к глаголам: бралА, взялА, гналА, добылА, ждалА, забралА, задалА, поднятА, порвалА, баловАть, воспринЯть, облегчИть; заперлАсь, сбылАсь; включенО, звонИт, повторИшь; сЕрдится, чЕрпать. Хотелось бы также отдельно выделить так называемые «провОды» и «проводА»: водопровОд, газопровОд, мусоропровОд, нефтепровОд, путепровОд, но – электропрОвод. В данном случае важно понять значение слова. Также существуют и такие слова, ударение в которых можно ставить по своему выбору, к примеру: твОрог или творОг, нарАщенные или наращённые (ногти, но никак не нарОщенные), пОдал или подАл. Представленные примеры правильности постановки ударения в словах просто запоминаем, а за прочими – обращаемся к орфоэпическому словарю и также запоминаем. Практическая часть Следующим этапом моей работы было наблюдение за речью среди взрослых и обучающихся нашей школы, а именно учеников 4 класса. Эта работа помогла выявить слова, в которых наиболее часто допускаются ошибки в ударениях. Социологический опрос. Наша жизнь – это ежедневное общение с родителями, учителями, другими взрослыми, с друзьями. Очень часто в нашей речи мы слышим неправильное произношение многих слов. Причем неправильное произношение слов в повседневной речи мы слышим не только у школьников, но и у взрослых людей. Как видите, данный опрос показал, что в современном обществе люди говорят не совсем грамотно. Социологический опрос. Первым этапом была работа над ответами на поставленные вопросы. На втором этапе я решила проверить, насколько правильно обучающиеся ставят ударение в словах. Я раздавала карточки и предлагали поставить в словах ударение. Для удобства распределила слова на 3 группы по частям речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы).
Обработанные данные я представили в таблице и на диаграммах. Результаты ответов на поставленные вопросы.
Результаты постановки ударений в словах. Имена существительные. Имена прилагательные Глаголы Обобщив полученные результаты, я стала внедрять различными способами правильные варианты слов. Для этого проделала следующую работу: Оформила в классе уголок «Говори правильно», в котором поместила слова с правильной постановкой ударения (каждые две недели слова обновляются). Применив, таким образом, наглядный метод. 2.Изготовила и раздала обучающимся нашей школы, а так же прохожим на улице листовки с лозунгом «: «Пожалуйста, старайтесь говорить правильно, не засоряйте нашу речь!» (отразив в ней слова с правильной постановкой слов).
Приготовила для обучающихся и учителей буклеты с рифмовками для лучшего запоминания правильного произношения слов. Заключение Выполнив теоретические и практические исследования, я сделала выводы, что ударение — важнейший элемент устной речи. В русском языке его значение очень велико. Ударение при преподавании русского языка имеет весьма большое значение. Как известно, с ударением связан один из важнейших отделов правописания, а именно: правописание безударных гласных. Обучение литературному ударению имеет большое значение в работе по развитию речи, по повышению культуры русского языка. При работе над ударением необходимо постоянно обращаться к словарям и грамматикам. Мне хотелось бы обратиться ко всем со словами: «Пожалуйста, старайтесь говорить правильно, не засоряйте речь!» И закончить своё выступление я хотела бы небольшим музыкальным сопровождением. Список используемой литературы http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-55952/; http://www.liveinternet.ru/users/5175327/post322360832; http://www.ctege.info/knigi-po-russkomu-yazyiku-dlya-podgotovki-k-ege/pravilnoe-udarenie-s-slovah-tablitsa-udareniya-dlya-ege-po-russkomu-yazyiku.html; http://fonetica.philol.msu.ru/akcent/raznomest/index.html; http://voprosum.ru/udareniya-gde-stavitsya-udarenie-v-slove; http://5-ege.ru/pravilnoe-udarenie/; Универсальный словарь русского языка — Санкт-Петербург Издательская группа «Весь», 2010г.; С.И.Ожегов Словарь русского языка — Москва «Русский язык», 1989г.; Иллюстрированный толковый словарь иностранных слов ЭКСМО — Москва, 2011г. |
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Урок обучения грамоте по теме «Ударение. Смыслоразличительная роль ударения в слове»
Тип урока:урок постановки учебной задачи и моделирование способа.
Цели:
- закрепить навык моделирования высказываний и звуков в словах;
- сформировать умение определять ударный слог в слове; показать словоразличительную функцию ударения в слове;
- смоделировать способ обозначения ударения.
Оборудование:
- Иллюстрации трёх иностранцев.
- Модель слова радуга (3).
- Модели высказывания ().
- Модели звуков ().
- Иллюстрации предметов (молоток, топор, тарелка; чайник, чашка, сапог; зимнее время года, летнее время года — картинка с изображением радуги).
- Иллюстрация героя учебника Дядюшки Ага, модель слова собака, иллюстрация собаки.
Примерное содержание и структура урока
1 этап (мобилизующий)
Игра «Найди лишнее».
На доске помещены иллюстрации ряда предметов, нужно найти лишний и объяснить, почему выбран именно этот предмет (например: молоток, топор, тарелка; чайник, чашка, сапог; зимнее время года, летнее время года (в частности, на такой картинке может быть изображена радуга).
2 этап (создание «ситуации успеха»)
— Я предлагаю вам попробовать придумать красивое высказывание со словом радуга. (Учащиеся составляют высказывания).
— Что мы умеем делать с высказываниями? (-Составлять модели высказывания).
— Я предлагаю составить модель высказывания. (Учитель с учащимися выбирают одно из высказываний).
- НА НЕБЕ ПОЯВИЛАСЬ КРАСИВАЯ РАДУГА.
(Учащиеся составляют модель высказывания с помощью карточек на парте, один учащийся работает у доски. Затем все ребята соотносят свои работы с тем, что выполнил ученик.)
— А вы видели радугу. Какой она была?
— Ребята, радуга-это действительно очень красивое явление природы. Про радугу сочиняют загадки, стихи. Вот послушайте стихотворение неизвестного поэта.
«Приказало солнце:
«Стой, семицветный мост крутой!»
Туча скрыла солнца свет —
Рухнул мост, а щепок нет».
— Какой увидел поэт радугу?
— А какие цвета есть в радуге?
— Вам понравилось, как описал поэт радугу?
— Давайте произнесём вместе это слово и послушаем его. (Учащиеся вместе произносят слово).
— Очень красиво звучит.
Парная работа.
— Ребята, я предлагаю построить звуковую модель этого слова. (На столах конверты с моделями звуков. Учащиеся в парах составляют модель слова. Один учащийся у доски составляет такую же модель, затем коллектив соотносится с работой учащегося).
— Молодцы, посмотрите, как мы быстро справились с работой.
Физминутка
(Учащиеся смотрят на иллюстрации солнца, тучи и радуги, которые развешаны на стенах класса и выполняют предложенные действия).
— Ребята, посмотрите, выглянуло солнышко, давайте встанем и потянем к нему руки. Посмотрите, набежала тучка, присядем, чтобы тучка пролетела мимо. Снова выглянуло солнышко, и появилась радуга, улыбнёмся ей.
3 этап (Постановка учебной задачи)
— Ребята, радуга, наверное, нравится всем, и нам и всем людям на планете. Я, недавно, услышала разговор 3 иностранцев. Один был француз, второй поляк, третий араб, но говорили они на русском языке, поэтому я их поняла. Француз сказал: «Радуга!» (Учитель делает ударение на последнем слоге). Поляк сказал: «Радуга!» (Учитель делает ударение на предпоследнем слоге). Араб сказал: «Радуга!» (Учитель делает ударение на первом слоге). Что интересного заметили в том, как они говорили? (На доске закреплены модели слова радуга и иллюстрации иностранцев)
— Что они делали, произнося, именно так, слово радуга? (- Выделяли голосом последний слог, предпоследний, первый слог, т.е. различные слоги).
— Итак, мы выделяем один слог сильнее, а другие как бы присоединяются к нему. Люди договорились называть это выделение голосом одного слога УДАРЕНИЕМ.
4 этап (Моделирование способа)
— Я предлагаю вам закрыть глаза и немного отдохнуть. (Учитель убирает с доски иллюстрации иностранцев, а оставляет только три модели слова радуга).
— Что заметили?
— Как вы думаете, кто какое слово произнёс?
— Как отличить? (- Нужно как-то выделить).
Парная работа
- На листочке учащиеся пробуют в паре придумать обозначение выделенному слогу.
- Презентация работ.
- Выбор одного варианта (Задача учителя: подвести к тому, чтобы дети выбрали знак — / ).
— Дядюшка Ага принёс картинку (собака), построил модель к этому слову, и даже поставил ударение в слове, но не знает, правильно ли? Поможем проверить? (Учащиеся находят ошибку в постановке ударения и исправляют её).
5 этап (Итог)
— Какое новое знание открыли на уроке?
urok.1sept.ru
Презентация и конспект урока Слог, ударение. Смыслоразличительная роль ударения.
Тема урока: Слог, ударение. Смыслоразличительная роль ударения.
Цель деятельности учителя: создать условия для знакомства учащихся с понятием «слог», «ударение»; учить определять количество слогов в слове; рассмотреть смыслоразличительную роль ударения; развивать речевые умения, внимание;
Планируемые результаты:
Личностные УУД: осознание и принятие следующих базовых ценностей: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья»; освоение роли ученика; осмысление жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.
Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении.
Регулятивные УУД: организовывать своё рабочее место; определять цель выполнения заданий на уроке; определять план выполнения заданий на уроке; оценивать результаты своей работы на уроке.
Познавательные УУД: использовать простейшие схемы для решения конкретных языковых задач; выполнять графическое моделирование с помощью фишек-звуков.
Предметные УУД: использовать понятие «слог», «ударение»; определять количество слогов в слове; знать смыслоразличительную роль ударения.
Содержание урока
Проверь-ка, дружок, ты готов начать урок?Всё ль на месте? Всё ль в порядке?
Все ли правильно сидят?
Все ли правильно глядят?
Все готовы слушать?
Прозвенел уже звонок. Начинаем наш урок.
Садятся. Повторяют правила работы.
II. Мотивационный.
Работа над темой, постановка проблемной ситуации, постановка цели, планирование деятельности
Как всегда, сначала обсудим вопрос, «Какая цель у нас сегодня на уроке». Откройте Азбуку по закладке.
— Какие новые значки появились на этой странице
Появился знак (дуги).
Что должны узнать?
Узнаем, как называется эта чёрточка, научимся определять, над каким гласным звуком ставить эту чёрточку.
Итак, мы с вами определили цель работы на уроке.
Задания на развитие речи и внимания.
Я – травянистое растение
С цветком сиреневого цвета,
Но переставьте ударение,
И превращусь в конфету.
(И́рис – ири́́с.)
Я – сборник карт; от ударения
Зависят два моих значения.
Хочу – преображусь в название
Блестящей шелковистой ткани.
(Áтлас – атлáс.)
Мы – для пильщиков подставка,
Мы – для кучера сиденье.
Но попробуй-ка, поставь-ка
Нам другое ударенье.
Осторожней будешь с нами:
Забодаем мы рогами.
(Кóзлы – козлы́.)
Открывают Азбуку.
Отвечают на вопросы.
Отгадывают загадки, работают по схеме.
Схемы одинаковые
Ирис (цветок)
Ирис ( конфета)
Сегодня на уроке узнаем секрет таких слов
Физкультминутка.
III. Оперативный
Открытие нового знания
Сейчас мы будем сравнивать звучащие слова, которыми называют предметы, изображённые на рисунках.
С помощью какого органа чувств мы будем сравнивать звучащие слова
С помощью уха
Давайте произнесём первое слово так, как будто мы его зовём, окликаем.
— какой из звуков выделился, и каким образом?
По образцу все слова.
и рис (зовут слово)
1-й звук [ и] произносится громче, дольше
А теперь посмотрим на модели слов, сравним их.
атлас- атлас
Мила- мила
замок- замок
Отличаются местом постановки ударения, поэтому отличаются слова
Вывод.
Значит, для чего нужно ударение?
Чтобы различать слова
Вы заметили голубые дуги. Нужно узнать, что они обозначают. Ставлю задачу: произнесите первое слово. Сколько услышали в слове
И-рис
2
Части, на которые делится слово, называются слогами.
В слове может быть одна часть, а может быть и 3, и 5. Посмотрите на схемы. Слоги мы будем обозначать дугой внизу. Понаблюдайте, сколько частей-слогов в словах и сколько гласных
В нашем слове 2 слога – 2 дуги.
По 2
Сделайте вывод
Приём:
Ладошка под подбородок
Сколько гласных, столько и слогов.
Применение полученных знаний
Последняя задача- находить в слове ударение
Делить слова на слоги
Работа с карточками картинками
Деление слов на слоги и определение ударного слога.
грибы →
роза →
бабочка →
окно →
III. Рефлексивно-оценочный
Самооценка.
Что нового вы узнали на уроке
-Один звук выделился голосом — он ударный.
— слово можно разделить на слоги
— сколько гласных звуков, столько и слогов.
Чтобы найти ударный звук, надо «позвать» слово.
infourok.ru
1. Оргмомент
2. Актуализция знаний
Цель: коррекция слухового восприятия на основе упражнения «Определи звук»;
Целеполагание.
Словарно-орфографическая работа. Цель: повторение изученных орфограмм.
3. Изучение нового материала Анализ, сравнение языкового материала;
Выделение существенных признаков;
Формулировка понятия;
4. Физминутка
4. Первичное закрепление Коллективная работа
5. Закрепление (самостоятельная работа по рядам)
6. Итог |
– Прозвенел звонок, настроились все
на урок. Мы начинаем урок русского языка. Сегодня
урок обещает быть не только познавательным, но и
интересным, но все будет зависеть от вашей
работоспособности, внимательности и
сообразительности. Итак, вы готовы приступить к
работе? – Давайте быстренько подготовим ваше рабочее место.
– Запишите число, классная работа.
– Если каждый из вас выполнил задание, верно,
то, соединив эти буквы, у вас получится слово. – Исходя из этого, какую задачу урока для себя вы бы поставили?
– Чтобы ответить на все поставленные вопросы,
давайте для начала выполним
словарно-орфографическую работу. Замо(г,к), атла(з,с), кру(ж,ш)ки – Давайте проверим, правильно ли вы написали.
– Какую орфограмму мы сейчас с вами повторили? – Давайте произнесем эти слова с ударением. Отметьте ударение в словах.
– На какой слог падает ударение в 1, 2, 3 словах?
– Как можно назвать слог, на который падает ударение? – Сколько таких слогов в слове? – А как назвать слог, на который не падает
ударение? – Так что такое ударение? Какой вывод можно сделать? Работа с правилом в учебнике (стр. 102) – Мы с вами решили только первую задачу урока. Прежде чем двигаться дальше, давайте отдохнем. ИГРА «Красный, желтый, зеленый» – Может быть, кто-то из вас уже готов высказать
предположение, какова роль ударения в русском
языке? – Как, по-вашему, мнению, Ударение могло бы
изменить смысл наших слов? (Замок, атлас, кружки) Работа с правилом (на доске) Перестановка ударения с одного слога на другой может изменить смысл (значение) слова.
– Давайте попробуем изменить слово при помощи ударения.
– А если в слове только 1 слог, ударение сможет изменить смысл этого слова? – А сейчас выполним задание только, наоборот: по смыслу слова вы должны догадаться, куда падает ударение. 1 ряд
2 ряд
3 ряд
– Давайте еще раз прочитаем, какие задачи мы
ставили перед собой в начале урока.
|
Раскладывают вещи согласно указаниям.
У
Ударение да
1. Определить что такое «ударение».
Замок, атлас, кружки. Коллективная проверка с обоснованием
написанного: Произносят под руководством учителя Замок – 2 слог Ударный По одному Безударный Нет читаю хором, самостоятельно, рассказывают друг другу.
Менять смысл слова
читаю хором, самостоятельно, выборочное проговаривание
хлопок нет
Взаимопроверка.
|
urok.1sept.ru