Морфологический разбор местоимения
Разбор слова как части речи всегда сложен и неоднозначен. Мало знать признаки той или иной части речи, нужно опираться на конкретный текст, только в нём можно правильно определить форму слова и его роль в предложении.
Разберёмся с особенностями разбора местоимений. Важно без ошибок и колебаний определять, какую часть речи оно заменяет и к какому разряду относится.
Нужно знать и общее грамматическое значение местоимений: оно всегда указывает, но не называет.
Постоянные признаки личных местоимений заметно отличаются от признаков других разрядов.
Повторите материал о местоимениях, для этого сравните 3 таблицы. Затем выучите план разбора и попробуйте сами сделать несколько вариантов разборов. используйте приведённые ниже образцы. Кстати, непринципиально, где указывать начальную форму и вопрос: в первой или в какой-либо другой части. Обратите внимание на отсутствие непостоянных признаков у притяжательных местоимений его, её, их.
ПЛАН МОРФОЛОГИЧЕСКОГО РАЗБОРА МЕСТОИМЕНИЙ
1. Часть речи и общее грамматическое значение.
2. Начальная форма и морфологические признаки:
Постоянные (П.п.):
— разряд (у всех),
— лицо (только у личных),
— число (только у личных),
— род (только у личных в 3 лице).
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в форме
— падеж,
— число (кроме личных).
3. Синтаксическая роль местоимения.
Текст из рассказа Анатолия Алексина «Подумаешь, птицы!..»
Найдите местоимения и выполните их морфологический разбор:
Колькину маму никто по имени-отчеству не называл, все, даже ребята, называли её просто Лёлей. «Вот придет наша Лёля с работы, мы вам покажем!» — кричали они волейболистам соседнего двора, и Колька ходил гордый, будто это он сам умел гасить так, что все игроки по ту сторону сетки боязливо приседали на корточки; будто он сам умел принимать труднейшие мячи, а подавал так, что мяч стремительным черным ядром пролетал в нескольких миллиметрах над сеткой, чудом умудряясь не задеть её.
И тут уж Колька сидел скромно, строго, не выражая своего торжества, а только изредка обменивался взглядами с мамой, которая, казалось, молча спрашивала его: «Ну как? Ты доволен мною?»
А когда команда выигрывала, мама непременно поднимала Кольку на руки и целовала, будто он был самым дорогим победным кубком, врученным ей раз и навсегда за все прошлые, настоящие и будущие победы.
И мама почему-то не заставляла его учиться всему этому. Но зато она научила его тоже ходить в спортивной майке с распахнутым воротом, долго гулять перед сном и делать по утрам гимнастику (она вытаскивала в коридор сразу три коврика — для себя, для отца и совсем маленький для Кольки).
И его в те минуты тоже хотелось называть просто по имени…
Вот сколько местоимений в тексте:
Никто, её, мы вам, они, он, ты, мною, себя, его — местоимения-существительные.
Все, наша, сам, ту, своего, которая, самым, всему, этому — местоимения-прилагательные.
Нескольких — местоимение-числительное.
Теперь выполним морфологический разбор этих местоимений:
1. Никто – м.-с., т.к. указывает на лицо, но не называет его.
2. Н.ф. – (кто?) никто
П.п. – отрицательное
Н.п. – в И.п.
3. не называл (кто?) никто – подлежащее.
1. Её – м.-с., т.к. указывает на лицо, но не называет его.
2. Н.ф. – (кто?) она
П.п. – личное, 3 лицо, ж.р., ед. ч.
Н.п. – в Р.п.
3. Называли (кого?) её – дополнение.
1. Мы – м.-с., т.к. указывает на лицо, но не называет его.
2. Н.ф. – (кто?) мы
П.п. – личное, 1 лицо, мн.ч.
Н.п. – в И.п.
3. Покажем (кто?) мы – подлежащее.
1. Они – м.-с., т.к. указывает на лицо, но не называет его.
2. Н.ф. – (кто?) они
П.п. – личное, 3 лицо, мн.ч.
Н.п. – в И.п.
3. Кричали (кто?) они – подлежащее.
1. Он – м.-с., т.к. указывает на лицо, но не называет его.
2. Н.ф. – (кто?) он
П.п. – личное, 3 лицо, м.р., ед.ч.
Н.п. – в И.п.
3. Умел гасить (кто?) он – подлежащее.
1. Ты – м.-с., т.к. указывает на лицо, но не называет его.
2. Н.ф. – (кто?) ты
П.п. – личное, 2 лицо, ед.ч.
Н.п. – в И.п.
3. Доволен (кто?) ты – подлежащее.
1. Мною – м.-с., т.к. указывает на лицо, но не называет его.
2. Н.ф. – (кто?) я
П.п. – личное, 1 лицо, ед.ч.
Н.п. – в Т.п.
3. Ты доволен (кем?) мною – дополнение.
1. Себя – м.-с., т.к. указывает на субъект, но не называет его.
2. Н.ф. нет формы И. п. — себя
П.п. – возвратное.
Н.п. – в Р.п.
3. Вытаскивала (для кого?) для себя – дополнение.
1. Его – м.-с., т.к. указывает на лицо, но не называет его.
2. Н.ф. – (кто?) он
П.п. – личное, 3 лицо, м.р., ед. ч.
Н.п. – в Р.п.
3. Называли (кого?) его – дополнение.
1. Все – м.-п., т.к. указывает на предмет, но не называет его.
2. Н.ф. – (какой?) весь
П.п. – определительное.
Н.п. – в И.п., во мн.ч.
3. Называли (кто?) все – подлежащее.
1. Наша – м.-п., т.к. указывает на принадлежность предмета, но не называет его.
2. Н.ф. – (чей?) наш
П.п. – притяжательное.
Н.п. – в И.п., в ед.ч., в ж.р.
3. Лёля (чья?) наша – определение.
1. Сам – м.-п., т.к. указывает на признак предмета, но не называет его.
2. Н.ф. – (каким образом?) сам
П.п. – определительное.
Н.п. – в И.п., в ед.ч., в м.р.
3. Он умел гасить (как? каким образом?) сам – обстоятельство.
1. Ту – м.-п., т.к. указывает на признак предмета, но не называет его.
2. Н.ф. – (какой?) тот
П.п. – указательное
Н.п. – в В.п., в ед.ч., в ж.р.
3. Сторону (какую?) ту – определение.
1. Своего – м.-п., т.к. указывает на принадлежность предмета, но не называет его.
2. Н.ф. – (какой?) свой
Н.п. – в Р.п., в ед.ч., в м.р.
3. Торжества (какого?) своего – определение.
1. Которая – м.-п., т.к. указывает на отношения между частями сложноподчинённого предложения.
2. Н.ф. – (какой?) который
П.п. – относительное
Н.п. – в И.п., в ж.р., в ед.ч.
3. С мамой, которая… – подлежащее.
1. Самым – м.-п., т. к. указывает на признак предмета, но не называет его.
2. Н.ф. – (какой?) самый
П.п. – определительное
Н.п. – в Т.п., в ед.ч., в м.р.
3. Кубком (каким?) самым дорогим – определение.
По мнению некоторых учёных, слово «самым» в данном словосочетании можно считать формообразующей частицей, которая служит для образования превосходной степени прилагательного «дорогой».
1. Всему – м.-п., т.к. указывает на предмет, но не называет его.
2. Н.ф. – (какой?) весь
П.п. – определительное
Н.п. – в Д.п., в ед.ч., в м.р.
3. Верил (чему?) всему – дополнение.
1. Нескольких – м.-ч., т.к. указывает на неопределённое количество, но не называет его.
2. Н.ф. – (сколько?) несколько
П.п. – неопределённое
Н.п. – в П.п., во мн.ч.
3. Пролетал (как далеко?) в нескольких миллиметрах – обстоятельство.
Тренировочные задания с самопроверкой
Произведите морфологический разбор указанных местоимений.
Никого3 не вижу, никого не знаю.
Над тобой3 небо светлое.
В неё3 нужно налить воды.
Того3, кто украл, я не нашёл.
С ним3 я дружил давно.
Твой3 подарок мне очень дорог.
Какие-то3 проблемы?
Мой3 дом — моя крепость.
Мне3 нечего3 искать здесь.
Есть тут кто-нибудь3?
Им3 это не нужно.
Эти3 тёплые дожди очень полезны для растущих трав.
Нас3 беда обошла стороной.
Чем3
тебе помочь?Я не ждал никакой3 помощи.
Вам что-нибудь3 нужно?
САМОПРОВЕРКА
Никого3 не вижу, никого не знаю.
1. Никого – м.-с., т.к. указывает на отсутствие лица и не называет его.
2. Н.ф. – (кто?) никто
П.п. – отрицательное
Н.п. – в Р.п.
3. не вижу (кого?) никого – дополнение.
Над тобой3 небо светлое.
1. (над) тобой – м.-с., т.к. указывает на лицо, но не называет его.
2. Н.ф. – (кто?) ты
П.п. – личное, 2 лицо, ед.ч.
Н.п. – в Т.п.
3. Над (кем?) тобой – дополнение.
В неё3 нужно налить воды.
1. (в) неё – м.-с., т.к. указывает на предмет, но не называет его.
2. Н.ф. – (кто?) она
П.п. – личное, 3 лицо, ед.ч., ж.р.
Н.п. – в В.п.
3. налить (во что?) в неё – дополнение.
Того3, кто украл, я не нашёл.
1. Того – м.-п., т.к. указывает на предмет, но не называет его.
П.п. – указательное
Н.п. – в Р.п., в ед.ч., в м.р.
3. Не нашёл (кого?) того – дополнение.
С ним3 я дружил давно.
1. (С) ним – м.-с., т.к. указывает на лицо, но не называет его.
2. Н.ф. – (кто?) он
П.п. – личное, 3 лицо, ед.ч., м.р.
Н.п. – в Т.п.
3. дружил (с кем?) с ним – дополнение.
Твой3 подарок мне очень дорог.
1. Твой – м.-п., т.к. указывает на принадлежность предмета, но не называет его.
2. Н.ф. – (какой?) твой
П.п. – притяжательное
Н.п. – в И.п., в ед.ч., в м.р.
3. Подарок (какой?) твой – определение.
Какие-то3 проблемы?
1. Какие-то – м.-п., т.к. указывает на неопределённый признак предмета, но не называет его.
2. Н.ф. – (какой?) какой-то
П.п. – неопределённое в значении вопросительного.
Н.п. – в И.п., во мн. числе
3. проблемы (какие?) какие-то – определение.
Мой3 дом — моя крепость.
1. Мой – м.-п., т.к. указывает на принадлежность предмета, но не называет его.
2. Н.ф. – (какой?) мой
П.п. – притяжательное
Н.п. – в И.п., в ед.ч., в м.р.
3. дом (какой?) мой – определение.
Мне3 нечего искать здесь.
1. Мне – м.-с., т.к. указывает на лицо, но не называет его.
2. Н.ф. – я
П.п. – личное, 1 лицо, ед.ч.
Н.п. – в Д.п.
3. искать (кому?) мне – дополнение.
Мне нечего3 искать здесь.
1. Нечего – м.-с., т.к. указывает на отсутствие предмета и не называет его.
2. Н.ф. – нечего (нет формы Им. п.)
П.п. – отрицательное
Н.п. – в Р.п.
3. искать (что?) нечего – дополнение.
Есть тут кто-нибудь3?
1. Кто-нибудь – м.-с., т.к. указывает на неопределённое лицо, но не называет его.
2. Н.ф. – (кто?) кто-нибудь
Н.п. – в И.п.
3. есть (кто?) кто-нибудь – подлежащее.
Им3 это не нужно.
1. Им – м.-с., т.к. указывает на лицо, но не называет его.
2. Н.ф. – (кто?) они
П.п. – личное, 3 лицо, м.р., мн.ч.
Н.п. – в Д.п.
3. не нужно (кому?) им – дополнение.
Эти3 тёплые дожди очень полезны для растущих трав.
1. Эти – м.-п., т.к. указывает на признак предмета, но не называет его.
2. Н.ф. – (какой?) этот
П.п. – указательное
Н.п. – в И.п., во мн.ч.
3. дожди (какие?) эти – определение.
Нас3 беда обошла стороной.
1. Нас – м.-с., т.к. указывает на лицо, но не называет его.
2. Н.ф. – (кто?) мы
П.п. – личное, 1 лицо, мн.ч.
Н.п. – в Р.п.
3. обошла (кого?) нас – дополнение.
Чем3 тебе помочь?
1. Чем – м.-с., т.к. указывает на вопрос.
2. Н.ф. – (что?) что
П.п. – вопросительное.
Н.п. – в Т.п.
3. помочь (чем?) чем – дополнение.
Я не ждал никакой3 помощи.
1. Никакой – м.-п., т.к. указывает на отсутствие признака и не называет его.
2. Н.ф. – (какой?) никакой
П.п. – отрицательное.
Н.п. – в Р.п., ед.ч., ж.р.
3. помощи (какой?) никакой – определение.
Вам что-нибудь3 нужно?
1. Что-нибудь – м.-с., т.к. указывает на неопределённый предмет, но не называет его.
2. Н.ф. – (кто?) кто-нибудь
П.п. – неопределённое.
Н.п. – в В.п.
3. нужно (что?) что-нибудь – дополнение.
ruslita.ru
Синтаксический разбор местоимения мы. Морфологический разбор местоимений
В школе регулярно выполняют морфологический разбор различных частей речи. Ученикам необходимо не только знать основные требования к разбору, но и отлично ориентироваться в грамматических категориях, уметь правильно определять их и сразу верно относить слово к соответствующей части речи. Только так можно сделать морфологический разбор местоимения правильно. Не стоит считать местоимение слишком лёгкой для разбора частью речи, уделяя ему меньше внимания. Его не следует путать с прилагательными, числительными, существительными и наречиями. Знание основных особенностей грамматических категорий местоимений, нюансов разбора и алгоритма поможет сделать морфологический анализ без ошибок.
Делаем морфологический разбор местоимения: правильно, последовательно, точноВ первую очередь обратите внимание на смысловую нагрузку местоимения, его значение в тексте. Выполняйте морфологический разбор тщательно, не отвлекайтесь. Вспоминайте все особенности разбора, проводите анализ вдумчиво. Первоначальные записи делайте на черновике. Когда морфологический разбор полностью выполнен, вы его проверили и уверены в результате, можно переписать всё на чистовик.
Не забывайте о последовательности разбора: сначала нужно выписывать словоформу, начальную форму, неизменяемые признаки, затем изменяемые грамматические категории, а заключительным пунктом станет анализ синтаксической функции местоимения в предложении.
- Убедитесь, что перед вами действительно местоимение. Не путайте их с существительными: местоимение только указывает на предмет, но не называет его конкретно. Слова, подобные языковым единицам иначе, по-моему, никак, где, важно отличать от наречий: они указывают на признак действия, но не обозначают его.
- Отличайте местоимения от союзов. Если возникли сомнения, нужно выяснить синтаксическую роль анализируемого слова. Местоимение будет выполнять синтаксическую функцию, являясь одним из членов предложения, указывая на предмет, признак действия, а союз не может быть членом предложения.
- Обязательно учитывайте индивидуальные требования к морфологическому разбору. В каждой школе, вузе есть специальные методические указания, где имеется информация о принятых стандартах всех видов языковых разборов. Некоторые детали могут отличаться. Например, в пособии Д.Э.Розенталя группа местоимений названа местоименными наречиями, а в ряде школьных учебников она же имеет наименование местоимения-наречия. Вам понадобится сделать морфологический разбор местоимения так, как это требуется по стандартам вашего учебного заведения. При поступлении в вуз тоже необходимо ознакомиться с данными стандартами, иначе разбор, выполненный по-другому, может быть признан неверным.
- Несмотря на кажущуюся простоту разбора местоимения, связанную с небольшим количеством грамматических категорий, сложности могут возникнуть практически сразу. Тщательно отнеситесь к определению начальной формы местоимения, иначе вы в дальнейшем будете проводить ошибочный анализ, указывая постоянные признаки совсем другого слова.
- Начальная форма есть не у всех местоимений. Например, возвратное местоимения себя не имеет именительного падежа, хотя и изменяется по падежам. Следовательно, начальной формы у него нет.
- Помните о супплетивизме, который характерен для склонения личных местоимений (то есть слово меняется целиком, а не только его окончание, суффикс и т.д.). Так, определяя начальную форму местоимения меня, вы должны записать слово «я», и именно по нему проводить анализ, обозначая постоянные грамматические категории.
- Есть ряд традиционных ошибок, которые ученики допускают регулярно, делая морфологический разбор местоимения. Возьмите за правило, рассматривая слово, возвращаться к началу. Например, зачастую неправильно определяют начальную форму местоимения, потому что ошибочно относят его к другой группе. Допустим, видя слово «ничем», вы можете автоматически записать «ничей», так как приняли единицу за местоимение-прилагательное. Поскольку на самом деле это местоимение-существительное, правильная начальная форма для него – «ничто». Чтобы не ошибиться, ещё раз проверьте, к какой группе относится местоимение, и вернитесь к начальной форме: убедитесь, что она определена верно.
- Начальная форма есть не у всех местоимений. Например, возвратное местоимения себя не имеет именительного падежа, хотя и изменяется по падежам. Следовательно, начальной формы у него нет.
- Важно запомнить все группы по соотношению с другими частями речи, чтобы сделать морфологический разбор местоимения точно.
- Местоимения-существительные нередко называют в школьной программе просто «местоимениями», опуская их соотношение с существительными. Даже если у вас принято именно так, помните, что эти местоимения соотносятся с существительными, чтобы не путать их с другими группами. Слова из данной группы указывают на предмет, но не называют его. В предложении они чаще всего являются подлежащими, дополнениями. В группу входят относительные, вопросительные, личные, неопределённые, отрицательные местоимения и возвратное местоимения себя.
- Местоимения-прилагательные указывают на признак предмета, но не обозначают его конкретно. В предложениях они обычно выполняют синтаксическую роль определения. К местоимениям-прилагательным относятся относительные, вопросительные, притяжательные, неопределённые и отрицательные местоимения.
- Местоимения-наречия не называют признак действия, но указывают на него. Они становятся в предложениях обстоятельствами. В группу местоимений-наречий входят неопределённые, отрицательные, относительные, вопросительные и притяжательные местоимения.
- Местоимения-числительные указывают на число, количество, но не называют его. Они могут входить в состав подлежащего, дополнения в предложении. К ним относятся отрицательные, относительные, неопределённые и вопросительные местоимения.
- Местоимения-существительные нередко называют в школьной программе просто «местоимениями», опуская их соотношение с существительными. Даже если у вас принято именно так, помните, что эти местоимения соотносятся с существительными, чтобы не путать их с другими группами. Слова из данной группы указывают на предмет, но не называют его. В предложении они чаще всего являются подлежащими, дополнениями. В группу входят относительные, вопросительные, личные, неопределённые, отрицательные местоимения и возвратное местоимения себя.
- Научитесь отличать местоимения различных разрядов, не путать их:
- личные: я, ты, он, мы, вы, они;
- возвратное: себя;
- неопределённые: кое-что, некто, что-нибудь;
- отрицательные: ничто, никто;
- притяжательные: мой, по-моему, наш. ваш;
- относительные: сколько, кто, какой, где;
- вопросительные: который, где, когда.
- Что ты будешь смотреть? (вопросительное местоимение).
- Подруга не понимает, что мне в нём так нравится (относительное местоимение).
- личные: я, ты, он, мы, вы, они;
Последовательность морфологического разбора местоимения
Следуйте алгоритму, чтобы верно сделать морфологический разбор местоимения.
- Выпишите словоформу местоимения – это слово в том виде, в каком оно употреблено в тексте.
- Определите начальную форму местоимения, поставив его в именительный падеж, единственное число, мужской род, если они есть. Учитывайте смысл слова, его соотносимость с другими частями речи.
- Выясните, к какой группе принадлежит местоимение.
- Определите и запишите разряд местоимения.
- Если ваше местоимение является личным, нужно отметить его лицо. Этот признак постоянный.
- Отразите все непостоянные признаки местоимения, которые у него имеются:
- падеж;
- число;
- род.
- падеж;
- Запишите, каким членом предложения является местоимение.
Сегодня мы найдём ответы на такие вопросы:
· Что мы знаем о местоимении?
· Как выполнить морфологический разбор местоимения?
· Какие проблемы у нас могут возникнуть при разборе местоимения?
И вновь мы вспоминаем слово, которое мы однажды придумали – квакозябра . А вот и существо, которое мы обозначили таким словом!
Стоп, но квакозябр тут две! Какая из них наша? Конечно же, вот эта .
Мы указали на неё при помощи местоимения, ведь как раз местоимения не называют предметы, а только ук
slovarslov.ru
Морфологический разбор местоимения «его» онлайн. План разбора.
Для слова «его» найдено 3 варианта морфологического разбора
- Часть речи. Общее значение
Часть речи слова «его» — местоимение - Морфологические признаки.
- его (именительный падеж единственного числа)
- Непостоянные признаки:
- именительный падеж
- единственное число
- мужской род.
- Может относится к разным членам предложения.
- Часть речи. Общее значение
Часть речи слова «его» — местоимение - Морфологические признаки.
- он (именительный падеж единственного числа)
- Постоянные признаки: Непостоянные признаки:
- родительный падеж
- единственное число
- мужской род.
- Может относится к разным членам предложения.
- Часть речи. Общее значение
Часть речи слова «его» — местоимение - Морфологические признаки.
- оно (именительный падеж единственного числа)
- Постоянные признаки: Непостоянные признаки:
- родительный падеж
- единственное число
- средний род.
- Может относится к разным членам предложения.
Выберите часть речи (если знаете)
Часть речи Глагол Деепричастие Имя прилагательное Имя существительное Имя числительное Междометие Местоимение Наречие Предлог Причастие Союз Частица
Найти
План разбора местоимения
- Часть речи. Общее значение
- Морфологические признаки.
- Начальная форма (именительный падеж, единственное число)
- Постоянные признаки:
- Разряд
- личное
- возвратное
- вопросительное
- относительное
- неопределённое
- отрицательное
- притяжательное
- указательное
- определительное
- Лицо (у личных местоимений)
- Падеж
- Число (если есть)
- Род (если есть)
- Разряд
- Синтаксическая роль (подчеркнуть как член предложения, является главным или второстепенным членом педложения)
Если сайт Вам помог, поделитесь пожалуйста ссылкой на сайт с друзьями. Спасибо.
План разбора составлен на основе общих правил, в зависимости от класса и предпочтений учителя ответ может отличаться. Если ваш план разбора отличается от представленного, просто сопоставьте его с данными нашего ответа.
Если морфологический разбор местоимения «его» имеет несколько вариантов, то выберите наиболее подходящий вариант разбора исходя из контекста предложения.
Разборы производились исходя из заложенного программного алгоритма, результаты в редких случаях могут быть недостоверны, если вы нашли несоответствие пожалуйста сообщите нам. Представленный результат используется вами на свой страх и риск.
morfologicheskij-razbor.ru
Правописание местоимений. Морфологический разбор местоимения
Урок №24 Русский язык 7 класс дата______________
Тема урока: Правописание местоимений. Морфологический разбор местоимения
Цель урока: 1) систематизировать и обобщить знания учащихся о местоимении,
о разрядах местоимений;
2) выработать умение употреблять местоимения в речи,
обогатить словарный запас учащихся;
3) сформировать у учащихся интерес к изучению русского языка.
Тип урока: урок закрепления пройденного
Оборудование: таблицы, опорные схемы, карточки
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания:
Вып. упр.623:
Все знают, что в Кызылординской области находятся Кызылкум и Аральское море. Сейчас каждому известно, что море сильно обмелело.
III.Обобщение пройденного:
Местоимения делятся на разряды: личные, возвратное, указательные, притяжательные, отрицательные, неопределённые, вопросительные, относительные, определительные.
Разряды местоимений
Я, ты, он (она, оно), мы, вы, они;2
Возвратное
Себя;
3
Указательные
Этот, тот, такой, столько, таков;
4
Притяжательные
Мой, твой, свой, наш, ваш;
5
Отрицательные
Никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего;
6
Неопределённые
Некто, нечто, некоторый, несколько, кто-то, что-то, чей-то, кто-либо, что-либо, чей-либо, какой-либо, который-либо, кто-нибудь, что-нибудь, чей-нибудь, какой-нибудь, который-нибудь, кое-кто, кое-что, кое-какой и др.
7
Вопросительные
Кто? Что? Какой? Который? Чей? Сколько?
8
Относительные
Кто, что, какой, который, чей, сколько;
9
Определительные
Каждый, весь, всякий, самый, сам, иной, другой.
Местоимения в предложении выполняют роль всех членов предложения.
Морфологический разбор местоимения
П л а н р а з б о р а
І. Часть речи. Общее значение.
ІІ. Морфологические признаки:
Начальная форма (именительный падеж единственного числа).
2.Постоянные признаки:
а) разряд
б) лицо (у личных местоимений).
Непостоянные признаки:
а) падеж,
б) число (если есть)
в) род (если есть).
ІІІ. Синтаксическая роль.
Образец разбора:
Не за своё дело не берись.
Письменный разбор
Своё – местоимение.
І. Своё (чьё?) долог. Н.Ф. – свой.
ІІ. Пост. – притяжат.; непост. – в. п., ед. ч., ср. р.
ІІІ. Дело (чьё?) своё.
IV . Тренировочные упражнения:
1. Выполнить задание-1:
Просклоняйте словосочетания: чей молоток, сколько газет, какой журнал.
2.выполнить задание 2 :
Сделайте синтаксический разбор местоимений в предложениях:
1)Что я должен купить вам в магазине? 2) За тем озером начинается лес. 3)У самого моря уже не было ни комаров, ни мошек. 4) Носильщик внёс наш багаж в вагон. 5)Через минуту к ней подошла вторая лодка.
3.выполнить упражнение 647: (сделайте морфологический разбор)
1)Каков привет, таков и ответ. 2) Не верить своим ушам. 3) Знать своё место. 4) Таким образом. 5)Не на того напал.
4.Задание 2. Разноуровневое задание.
Первый уровень. Допишите правильно окончания: гордиться соб… , мо… село, наш… друзья, сво… маму, наш… Родина, тво… брату, мо… место, мо… квартира, о наш… городе.
Второй уровень. Просклоняйте: твой рисунок, ваше решение.
Третий уровень. Спишите, вставляя нужные по смыслу местоимения.
1)Я велел носильщику отвезти (мой, свой) вещи в багажное отделение, а затем занял (мой, свой) место в купе. 2)Аудитория просила поэта прочитать ещё раз (свой, его) лучшее стихотворение.
4. Выполнить упр.643:
1)Дружба и братство дороже любого богатства. 2) Всё своё время. 3) Всякий человек в деле познаётся. 4) Не за своё дело не берись. За своим делом не ленись.
5.Работа по карточке.
Карточка 1.
Перепишите, вставляя притяжательные местоимения.
1) Носильщик внёс … багаж в вагон. Я занял … место в купе. 2) Профессор закончил … лекцию и вышел из аудитории. 3) Ты можешь рассчитывать на … поддержку. 4) Большую часть … свободного времени я посвящаю чтению. 5) … книга осталась у меня.
Карточка 2.
Определите падеж притяжательных местоимений.
1)Трудовая жизнь не сгорбила, а даже выпрямила мою мать. 2) Мой товарищ ни в чём не отказывал, помогал молодёжи. 3) Сосед наш был человек немногословный. 4) Твоей маме приятно получить от тебя подарки.
Карточка 3.
Перепишите, ставя местоимения в нужных падежах.
1)Хорь много знал, и от (он) я многому научился. 2)Я пошёл прямо к Вернеру, застал (он) дома и рассказал (он) всё. 3)Из тёмного леса навстречу (он) идёт вдохновенный кудесник. 4)Дома, Фёдору Михайловичу казалось, всё делалось (он) наперекор. 5)Вдалеке виднелась роща, а напротив (она) река. 6)Почти напротив (они) гостиницы возвышалась остроконечная башня. 7)Встретив брата и сестру, мы заметили, что он старше (она).
Карточка №3.
Семантическая карта
Примеры:Местоимения:
Чей?
весь
кто-нибудь
тот
они
какой
себя
никакой
наши
Личные
Возвратное
Притяжательные
Указательные
Вопросительные
Относительные
Отрицательные
Неопределённые
Определительные
V.Подведение итога.
Тест
1.Какие местоимения относятся к притяжательным:
А) я, ты, мы, вы
В) мой, твой, свой, наш, ваш
С) себя, свой, твой
2. Определите падеж притяжательного местоимения: моему.
А) именительный В) дательный С) творительный
3. Как изменяются притяжательные местоимения:
А) по родам, числам и падежам
В) по родам, числам
С) по временам
4. Как склоняется местоимение СЕБЯ:
А) во всех падежах
В) как существительные 1 склонения
С) не имеет именительного падежа
5. Укажите притяжательное местоимение:
А) меня В) моё С) весь
VI. Домашнее задание:
1.Вып. упр.645, упр-648
2.Оценка учащимся.
infourok.ru
Морфологический разбор местоимения «которая» онлайн. План разбора.
Для слова «которая» найден 1 вариант морфологического разбора
- Часть речи. Общее значение
Часть речи слова «которая» — местоимение - Морфологические признаки.
- который (именительный падеж единственного числа)
- Непостоянные признаки:
- именительный падеж
- единственное число
- женский род.
- Может относится к разным членам предложения.
Выберите часть речи (если знаете)
Часть речи Глагол Деепричастие Имя прилагательное Имя существительное Имя числительное Междометие Местоимение Наречие Предлог Причастие Союз Частица
Найти
План разбора местоимения
- Часть речи. Общее значение
- Морфологические признаки.
- Начальная форма (именительный падеж, единственное число)
- Постоянные признаки:
- Разряд
- личное
- возвратное
- вопросительное
- относительное
- неопределённое
- отрицательное
- притяжательное
- указательное
- определительное
- Лицо (у личных местоимений)
- Падеж
- Число (если есть)
- Род (если есть)
- Разряд
- Синтаксическая роль (подчеркнуть как член предложения, является главным или второстепенным членом педложения)
Если сайт Вам помог, поделитесь пожалуйста ссылкой на сайт с друзьями. Спасибо.
План разбора составлен на основе общих правил, в зависимости от класса и предпочтений учителя ответ может отличаться. Если ваш план разбора отличается от представленного, просто сопоставьте его с данными нашего ответа.
Если морфологический разбор местоимения «которая» имеет несколько вариантов, то выберите наиболее подходящий вариант разбора исходя из контекста предложения.
Разборы производились исходя из заложенного программного алгоритма, результаты в редких случаях могут быть недостоверны, если вы нашли несоответствие пожалуйста сообщите нам. Представленный результат используется вами на свой страх и риск.
morfologicheskij-razbor.ru
Морфологический разбор местоимения «это» онлайн. План разбора.
Для слова «это» найдено 2 варианта морфологического разбора
- Часть речи. Общее значение
Часть речи слова «это» — местоимение - Морфологические признаки.
- это (именительный падеж единственного числа)
- Непостоянные признаки:
- именительный падеж
- единственное число
- средний род.
- Может относится к разным членам предложения.
- Часть речи. Общее значение
Часть речи слова «это» — местоимение - Морфологические признаки.
- этот (именительный падеж единственного числа)
- Непостоянные признаки:
- именительный падеж
- единственное число
- средний род.
- Может относится к разным членам предложения.
Выберите часть речи (если знаете)
Часть речи Глагол Деепричастие Имя прилагательное Имя существительное Имя числительное Междометие Местоимение Наречие Предлог Причастие Союз Частица
Найти
План разбора местоимения
- Часть речи. Общее значение
- Морфологические признаки.
- Начальная форма (именительный падеж, единственное число)
- Постоянные признаки:
- Разряд
- личное
- возвратное
- вопросительное
- относительное
- неопределённое
- отрицательное
- притяжательное
- указательное
- определительное
- Лицо (у личных местоимений)
- Падеж
- Число (если есть)
- Род (если есть)
- Разряд
- Синтаксическая роль (подчеркнуть как член предложения, является главным или второстепенным членом педложения)
Если сайт Вам помог, поделитесь пожалуйста ссылкой на сайт с друзьями. Спасибо.
План разбора составлен на основе общих правил, в зависимости от класса и предпочтений учителя ответ может отличаться. Если ваш план разбора отличается от представленного, просто сопоставьте его с данными нашего ответа.
Если морфологический разбор местоимения «это» имеет несколько вариантов, то выберите наиболее подходящий вариант разбора исходя из контекста предложения.
Разборы производились исходя из заложенного программного алгоритма, результаты в редких случаях могут быть недостоверны, если вы нашли несоответствие пожалуйста сообщите нам. Представленный результат используется вами на свой страх и риск.
morfologicheskij-razbor.ru
Морфологический разбор местоимения «я» онлайн. План разбора.
Для слова «я» найден 1 вариант морфологического разбора
- Часть речи. Общее значение
Часть речи слова «я» — местоимение - Морфологические признаки.
- я (именительный падеж единственного числа)
- Постоянные признаки: Непостоянные признаки:
- именительный падеж
- единственное число.
- Может относится к разным членам предложения.
Выберите часть речи (если знаете)
Часть речи Глагол Деепричастие Имя прилагательное Имя существительное Имя числительное Междометие Местоимение Наречие Предлог Причастие Союз Частица
Найти
План разбора местоимения
- Часть речи. Общее значение
- Морфологические признаки.
- Начальная форма (именительный падеж, единственное число)
- Постоянные признаки:
- Разряд
- личное
- возвратное
- вопросительное
- относительное
- неопределённое
- отрицательное
- притяжательное
- указательное
- определительное
- Лицо (у личных местоимений)
- Падеж
- Число (если есть)
- Род (если есть)
- Разряд
- Синтаксическая роль (подчеркнуть как член предложения, является главным или второстепенным членом педложения)
Если сайт Вам помог, поделитесь пожалуйста ссылкой на сайт с друзьями. Спасибо.
План разбора составлен на основе общих правил, в зависимости от класса и предпочтений учителя ответ может отличаться. Если ваш план разбора отличается от представленного, просто сопоставьте его с данными нашего ответа.
Если морфологический разбор местоимения «я» имеет несколько вариантов, то выберите наиболее подходящий вариант разбора исходя из контекста предложения.
Разборы производились исходя из заложенного программного алгоритма, результаты в редких случаях могут быть недостоверны, если вы нашли несоответствие пожалуйста сообщите нам. Представленный результат используется вами на свой страх и риск.
morfologicheskij-razbor.ru