Государственный земельный надзор в 2019 году: понятие, органы, проверка и функции осуществления, положение
13677Основные определения
Государственный земельный надзор по своей сути является деятельностью специальных органов государства, направленной на выявление и пресечение неправомерных действий органов власти, граждан и организаций, других юридических образований, а также лиц, занимающихся индивидуальной предпринимательской деятельностью в сфере земельных отношений. Закон позволяет данным уполномоченным структурам организовывать и осуществлять проверки и другие мероприятия, направленные на устранение последствий нарушения Земельного Кодекса или на их прекращение.
В полномочия исполнительных структур входит анализ, наблюдение, прогнозирование и координирование действий государственных и частных субъектов и граждан РФ в сфере четкого соблюдения норм и правил земельного законодательства.
Государственный земельный надзор осуществляется органами исполнительной власти, которым Правительство предоставляет соответствующие полномочия:
Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 (499) 553-09-05 в Москве, +7 (812) 448-61-02 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-38-47 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.
- Организацией, осуществляющей государственную регистрацию, кадастр и картографию (Росреестр).
- Службой, осуществляющей инспекцию в сфере ветеринарии и фитосанитарии (Россельхознадзор).
- Инспекцией в сфере природопользования (Росприроднадзор).
- Органами вышеуказанных служб территориального значения.
При выявлении каких-либо нарушений или несоответствий нормативным документам, данные структуры дают возможность виновникам исправить ситуацию и привести все в должное состояние. Если это требование игнорируется, назначается административная и другие виды ответственности.
Все основные понятия и нормы, касающиеся надзора в сфере обращения с земельными участками регулируются статьей 71 Земельного Кодекса РФ.
Предмет проверок государственной инспекции в области земельных отношений
Проведение инспекций регулирует положение о государственном земельном надзоре. В нем проведена детализация предмета проверок и его разбивка по службам.
Уполномоченные структуры осуществляют наблюдение за выполнением требований в следующих сферах:
- самовольное занятие земли или ее неправомерное использование;
- оформление аренды либо приобретения надела, внесение изменений в права пользования участками;
- эксплуатация земель, находящихся в территориальной или государственной собственности;
- уход за участками и осуществление действий, необходимых для поддержания их состояния или улучшения характеристик земли;
- сохранение плодородного слоя земли, препятствие его незаконному перемещению;
- проведение охранных мероприятий в сфере защиты от воздействия стихий – воды и ветра;
- соблюдение требований эксплуатации наделов в специальных зонах: лесах и прилегающих к водоемам территориях;
- правильное обращение с ядовитыми веществами и удобрениями химического и любого другого происхождения;
- выполнение требований законодательства о наделах и соблюдение всех установленных правил в сфере земельных отношений.
Права должностных лиц структур, осуществляющих государственную земельную инспекцию
Органы, осуществляющие государственный земельный надзор, обладают соответствующими правами, которые установлены 71 статьей ЗК:
Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 (499) 553-09-05 в Москве, +7 (812) 448-61-02 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-38-47 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.
- Проводить проверки как плановые, так и незапланированные.
- Направлять в государственные или муниципальные органы, частные предприятия, физическим лицам и предпринимателям письменные требования о предоставлении необходимых для проведения инспекции документов.
- Посещать соответствующие земельные участки, не встречая препятствий со стороны проверяемых субъектов. При этом инспектор должен иметь при себе удостоверение и официальный документ, подтверждающий назначение проверки.
- Оформлять акты об административном обследовании и проводить его.
- Привлекать органы внутренних дел к осуществлению наказания нарушителей законодательства о наделах.
- Результаты инспекции оформлять в виде предписания, контролировать исполнение всех рекомендаций.
- При возникновении проблем или спорных моментов привлекать к инспектированию экспертов или соответствующие организации.
- Направлять в органы самоуправления предложения о приведении ими нормативных документов в соответствие с законодательством.
Результаты проверки
Существуют типовые формы и виды бланков, используемых при выполнении проверки. А порядок проведения инспекции предполагает соответствующее оформление ее результатов. Итогом мероприятия становится
Предписание составляется на бланке установленной формы. Документ состоит из трех основных частей:
- Вводной, которая информирует о дате, месте составления, должностном лице, виновнике нарушения, основании – акте проверки.
- Описательной, содержащей перечень нарушений и нормативных документов.
- Заключительной, являющейся перечислением требований документа, четко установленных сроков, отведенных на устранение нарушений и возможности оспаривания решения проверяющего органа.
В течение пятнадцати дней
с момента проверки, ответственные органы власти направляют документы о результатах инспекции проверяемым субъектам. В случае составления предписания, ответчик должен выполнить его требования в сроки, указанные в документе и письменно уведомить проверяющие структуры.
В органы самоуправления направляются предложения о приведении нормативных актов о земельных отношениях в соответствие с требованиями законодательства. Если данные документы не принимаются в течение месяца, инспекция по окончании 15 дней сообщает о выявленных несоответствиях в прокуратуру.
Последствия игнорирования предписания
Предписание – официальный правовой документ, выполнение требований которого обязательно. Если данная норма не соблюдается, то нарушитель привлекается к административной ответственности.
В тридцатидневный срок после привлечения виновного к административной ответственности, уполномоченный орган, проводивший инспекцию, сообщает о факте игнорирования предписания и предоставляет установленный законодательством пакет документов следующим органам:
- Исполнительный орган власти или орган самоуправления на местах – в случае нарушений, относящихся к наделам, которыми владеет государство или муниципалитет.
- Орган власти, уполномоченный на обращение в суд для принятия решения о принудительном изъятии участка у владельца из-за неправильного использования с последующей продажей его.
Заключение
Отношения, касающиеся использования земельных участков, требуют постоянного контроля со стороны государства. С целью пресечения неправомерных действий в данной сфере создан государственный земельный надзор. Он заключается в следующем:
- Выявление нарушений.
- Недопущение повторения неправомерных действий.
- Контроль сохранности земель и их состояния.
- Наказание виновных.
Все это позволяет сохранить территориальный потенциал Федерации в надлежащем виде.
Наиболее популярные вопросы и ответы на них по государственному земельному надзору
Вопрос:
Здравствуйте. Мне пришло уведомление о проведении плановой инспекции участка, который находится в моей собственности. В случае выявления каких-либо нарушений будет ли назначен штраф? Марат.
Ответ:
Добрый день, Марат. В соответствии с ЗК РФ, а именно с его 71 статьей, и положением о проверках, результат инспектирования оформляется нормативным документом – актом. В случае выявления нарушений законодательства в сфере земельных отношений, будет составлено предписание. В нем раскрывается суть неправомерных действий или бездействия, их перечень и сроки ликвидации последствий или устранения нарушений. Если предписание игнорируется, ответственный орган имеет право привлечь к административной ответственности с наложением штрафа.
Список законов
Остались вопросы? Задайте их практикующим юристам по земельным вопросам прямо сейчас:
Позвоните прямо сейчас и решите свой вопрос — это быстро и бесплатно!
zk-expert.ru
Государственный земельный контроль (надзор)
Перечень должностных лиц Управления Росреестра по Ульяновской области, уполномоченных осуществлять Государственный земельный надзор.
Перечни наиболее часто встречающихся в деятельности подконтрольных субъектов нарушений обязательных требований и рекомендаций в отношении мер, принимаемых подконтрольными субъектами в целях недопущения нарушений.
Форма проверочного листа (списка контрольных вопросов).
Реквизиты для оплаты штрафа за нарушение земельного законодательства.
Статистика
Контроль за соблюдением земельного законодательства по состоянию на 31.12.2015.
Информация о результатах АО, проведенных ОГЗН Управления.
2. Информация о результатах АО, проведенных Межмуниципальным отделом по г.Димитровград, Мелекесскому и Новомалыклинскому районам Управления.
3. Информация о результатах АО, проведенных Межмуниципальным отделом по Инзенскому, Базарносызганскому и Вешкаймскому районам Управления.
4. Информация о результатах АО, проведенных Межмуниципальным отделом по Карсунскому, Сурскому и Майнскому районам Управления.
5. Информация о результатах АО, проведенных Межмуниципальным отделом по Новоспасскому и Николаевскому районам Управления.
6. Информация о результатах АО, проведенных Межмуниципальным отделом по Радищевскому, Старокулаткинскому и Павловскому районам Управления.
7. Информация о результатах АО, проведенных Межмуниципальным отделом по Сенгилеевскому и Тереньгульскому районам Управления Росреестра по Ульяновской области.
9. Информация о результатах АО, проведенных Межмуниципальным отделом по Чердаклинскому и Старомайнскому районам Управления.
10. Информация о результатах АО, проведенных Межмуниципальным отделом по г. Димитровград, Мелекесскому и Новомалыклинскому районам Управления
Результаты проверок и основные показатели
Результаты проверок ОМС.
Информация о результатах проверок, проведенных Управлением Росреестра по Ульяновской области в октябре 2019 года.
Основные показатели осуществления государственного земельного надзора Управления Росреестра по Ульяновской области по состоянию на 01.11.2019г.
Информация о результатах административных обследований, проведенных отделом государственного земельного надзора Управления Росреестра по Ульяновской области в 2017 году.
Целевые показатели проведения профилактических мероприятий.
Планы проведения проверок
Приказ о внесении изменений в план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2019 год.
План проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2019 год
План проведения проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления на 2019 год.
План проведения плановых проверок граждан на 2019 год.
План проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2018 год.
План проведения плановых проверок граждан на 2018 год.
План проведения плановых проверок граждан на 2016 год.
План проведения плановых проверок граждан на 2017 год.
План проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2016 год.
План проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2017 год.
Приказ о внесении изменений в план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2016 год.
План проведения плановых проверок органов государственной власти на 2016 год.
План проведения проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления на 2016 год.
План проведения плановых проверок граждан на 2016год.
Внесение изменений в план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2016 год.
Список вопросов для проведения правообладателями земельных участков самостоятельной оценки наличия нарушений земельного законодательства
1. Перечень нормативных правовых актов, содержащихобязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по государственному земельному надзору
2. Тексты положений нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования,соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю приосуществлении государственного земельного надзора
3. Список вопросов для проведения правообладателями земельных участков самостоятельной оценки наличия нарушений земельного законодательства.
rosreestr.ru
Органы, осуществляющие земельный контроль (надзор) и их компетенция. — КиберПедия
Органы осуществляющие контроль можно разделить на 2 группы:
1 органы общей компетенции – прав-во РФ, органы государственной власти субъектов РФ и ОСМУ
Они определяют задачи контроля, порядок его проведения, организацию контрольной деятельности и принимает решение по результатам земельного контроля.
2 К органам специальной компетенции государственного земельного контроля относится – департамент земельного контроля федеральной службы гос регистрации, кадастра и картографии, федеральная служба по надзору в сфере природопользования при министерстве природных ресурсов и экологии РФ ( Росприроднадзор) и ее органы на местах, ветеринарная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору при министерстве с.х.РФ. эти органы осуществляют контрольные функции в пределах их компетенции.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографиии ее территориальные органыосуществляют контроль за соблюдением:
а) выполнения требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, самовольного обмена земельными участками и использования земельных участков без оформленных на них в установленном порядке правоустанавливающих документов, а также без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности; б) порядка переуступки права пользования землей; в) выполнения требований земельного законодательства об использовании земель по целевому назначению в соответствии с принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием, а также о выполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению; г) выполнения требований о наличии и сохранности межевых знаков границ земельных участков; д) порядка предоставления сведений о состоянии земель; е) исполнения предписаний по вопросам соблюдения земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений; ж) выполнения иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятельности.
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы осуществляют контроль за соблюдением:
а) выполнения обязанностей по рекультивации земель после завершения разработки месторождений ПИ, строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей;
б) выполнения требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель;
в) выполнения требований законодательства РФ о недопущении использования участков лесного фонда для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков;
г) режима использования з/у и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов;
д) выполнения иных требований ЗЗ по вопросам использования и охраны земель.
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы осуществляют на землях сельскохозяйственного назначения и земельных участках сельскохозяйственного использования в составе земель поселений контроль за соблюдением:
а) выполнения в соответствии с Федеральным законом «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» мероприятий по сохранению и воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, включая мелиорированные земли;
б) выполнения требований по предотвращению самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;
в) выполнения иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятельности.
Должностные лица РОСРЕЕСТРа, осуществляющие государственный земельный контроль, одновременно по должности являются инспекторами различного уровня по использованию и охране земель.Должностные лица РОСПРИРОДНАДЗОРа, являются гос. инспекторами, осуществляющими гос. геологический контроль, контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов, за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов.
Должностные лица Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальных органов, осуществляют государственный контроль за химизацией и использованием химических веществ в сельском хозяйстве, контроль в области мелиорации земель и защиты растений.
46. Правовое регулирование отношений по осуществлению земельного контроля (надзора)
Правовое обеспечение контрольно-надзорной деятельности в сфере земельных отношений осуществляется на различных уровнях – федеральном, региональном и муниципальном.
Правовое регулирование проведения государственного земельного надзора обеспечивается на уровне законодательства РФ.
Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством РФ и в порядке,установленном нормативными правовыми актами субъектов РФ, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Общественный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством РФ.
Правовые основы контрольно-надзорной деятельности в сфере земельных отношений заложены в главе XII Земельного кодекса РФ, в которой, имеются самостоятельные статьи, в которых содержатся понятие и правовое регулирование государственного земельного надзора, муниципального земельного контроля и общественного земельного контроля.
Наряду с этими правовыми нормами регулирование надзорной деятельности в сфере земельных отношений осуществляется в соответствии с Положением о государственном земельном надзоре утв. Постановлением Правительства РФ от 2 января 2015 г. № 1. В Положении указаны федеральные органы исполнительной власти (Федеральная служба государственной регистрации, кадастра картографии (Росреестр), Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор), Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) и их территориальные органы), осуществляющие функции по государственному земельному надзору с уточнением перечня требований земельного законодательства, соблюдение которых проверяется данными службами, определены полномочия их должностных лиц. При этом, в отличие от Положения о государственном земельном надзоре (2006), действующим Положением предусмотрен порядок проведения плановых проверок, в том числе составления ежегодных планов их проведения с учетом результатов проведения административного обследования объектов земельных отношений и других требований, а также внеплановых проверок. + ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении контроля (надзора) и муниципального контроля». ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Органы, осуществляющие государственный земельный контроль (Постановление Правительства РФ от 02.01.2015 N 1 «Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре»):
1. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии;
2. Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору;
3. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и их территориальными органами.
cyberpedia.su