120 слов с сочетаниями чт, чк, чн, нч, нщ, щн, рщ
- Звучание слов с сочетаниями согласных «чт», «чк», «чн», «нч», «нщ», «щн», «рщ»
- Правописание слов с сочетаниями согласных «чт», «чк», «чн», «нч», «нщ», «щн», «рщ»
- Примеры слов с сочетаниями согласных
Приведем примеры слов с сочетаниями согласных «чт», «чк», «чн», «нч», «нщ»,»щн», «рщ».
Звучание слов с сочетаниями согласных «чт», «чк», «чн», «нч», «нщ», «щн», «рщ»
Во многих словах русского языка встречаются сочетания мягких непарных согласных звуков [ч’] и [щ’] с другими согласными. При произношении cлов указанные мягкие согласные воздействуют на рядом находящиеся звуки и смягчают их. Происходит ассимиляция (уподобление) согласных звуков по признаку мягкости. Например, послушаем, как звучат следующие слова:
- бубенчик [б у б’ э н’ ч’ и к];
- банщик [б а н’ щ’ и к].
В словах с сочетаниями согласных с предшествующими [ч’] и [щ’] ясно слышится мягкость этих звуков, например:
- дочка [д о ч’ к а];
- чтец [ч’ т’ э ц];
- изящный [и з’ а щ’ н ы й’];
- точный [т о ч’ н ы й’].
Правописание слов с сочетаниями согласных «чт», «чк», «чн», «нч», «нщ», «щн», «рщ»
Несмотря на указанное мягкое звучание рассмотренных сочетаний согласных, их мягкость на письме не обозначается мягким знаком. Чтобы правильно написать такие слова руководствуемся правилом орфографии.
Между согласными в буквосочетаниях «чт», «чк»,»чн», «нч», «нщ», «щн», «рщ» мягкий знак не пишется.
Примеры слов с сочетаниями согласных
- чт — почтальон, чтение, чтица, мечта, мечтательный, мечтательность, ничтожный, почти, почта, почтовый, нечто, что, кое-что, чтобы, что-то, что-нибудь, ничтожество, почтенный, почтение;
- чк — свечка, почка, ночка, точка, печка, речка, тучка, ласточка, облачко, сумочка, лапочка, лавочка, мамочка, щёточка, уздечка, крылечко, крышечка;
- чн — полуночник, полуночный, кирпичный, лодочник, печник, отличник, сочность, срочный, точность, полотенечный, уборочный, столичный, печной, цветочный, сумрачный, солнечный, будничный, ячневый, бутылочный, ёлочный.
Имеем в виду, что в некоторых словах согласно орфоэпической норме русского литературного языка произносится звукосочетание [шн], хотя правильно пишется только буквосочетание «чн», например:
- конечно;
- тряпочная кукла;
- тряпичник;
- яичница;
- скворечник;
- подсвечник;
- пустячный;
- скучный;
- скучноватый.
4. нч — сарафанчик, флакончик, карманчик, кулончик, балончик, фонтанчик, пончик, венчик, одуванчик, кончик, балаганчик, балкончик, солончак, клянчить, нянчить, окончить, ранчо;
5. нщ — гонщик, зачинщик, загонщик, бакенщик, мороженщик, погонщик, обманщик, барабанщик, банщица, каменщик, бетонщик;
6. щн — мощный, мощно, мощность, помощник, немощный, изящность, сущность, насущный, будущность, овощной, жилищный;
7. рщ — уборщик, сварщик, конторщик, сборщик, борщок, наборщик, заговорщик, притворщик, фонарщик, спорщик.
Знаете ещё примеры слов с сочетаниями согласных «чт», «чк», «чн», «нч», «нщ», «щн», «рщ»? Напишите их в комментариях!
russkiiyazyk.ru
Написание сочетаний чн, чк, нч, нщ, щн
СЛОВАРНЫЕ ДИКТАНТЫ
Записать и прочитать слова. Подчеркнуть сочетания чн, чк, нч, нщ, щн.
I. Тучка, девочка, белочка, дочка, ласточка, обманщик, внучка, сорочка, Жучка, цветочки, ночной, точный, облачный, солнечный, лимончик, вечный, прочный, гонщик, мощный, кончик.
II. Птенчик, тушканчик, горчичник, скворечник, отличник, привычка, водичка, почка, косточка, стаканчик, сердечный, облачный, молочный, гаечный, мучной, обычный, ночной, погонщик, беспомощный.
КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ
Записать и прочитать предложения. Подчеркнуть слова с сочетаниями чк, нч, чн.
I ЧАСТЬ
1. На столе ярко горела свечка. 2. Птенчик выпал из гнезда. 3. Шлю тебе сердечный привет. 4. Раньше люди пользовались солнечными часами. 5. Малыши построили песочный замок. 6. Птички клевали сочные ягоды. 7. На пироге румяная корочка. 8. В конце предложения надо поставить точку. 9. Хорошая привычка — закаляться холодной водой. 10. Дети принесли цветы к Вечному огню.
II ЧАСТЬ
1. Отец ремонтирует машину гаечным ключом, 2. Скучно сидеть без дела. 3. Дождевая вода стекает в бочку. 4. Внучка за Жучку, Жучка за внучку. 5. Ночные бабочки летят на свет. 6. Я пришёл в школу точно по звонку. 7. Бабушка пьёт сердечные капли. 8. Ласточки свили гнездо под крышей. 9. По стене прыгает солнечный зайчик. 10. У отца срочная работа.
ТВОРЧЕСКИЕ И ВЫБОРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ
1. Записать слова. Рядом написать образованные от них слова с уменьшительно-ласкательным значением.
Птенец, кошка, собака, ночь, булка, носки, коза, туча, вода, звезда, белка, лиса.
2. Прослушать отрывки из стихотворений и загадки. Выписать слова с сочетаниями чн, чк.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
(А. Пушкин)
Плутовка к дереву на цыпочках подходит.
(И. Крылов)
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.
(С. Есенин)
Милые синички
Ростом невелички,
Так что жить не тужить
Могут в рукавичке.
(А. Прокофьев)
Я за свечку, свечка — в печку…
(К. Чуковский)
Но у мамы есть привычка
Говорить всегда не то.
Говорю я ей про птичку,
А она мне про пальто.
(А. Варто)
ЗАГАДКИ
Жёлтые комочки,
Бегают за квочкой.
Лёгкие, как вата,
Это кто? (Цыплята)
Не дерево, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (Книга)
Чёрная собачка весь дом стережёт. (Замок)
На красной перекладинке белые курочки сидят. (Зубы)
Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе.
Узкий кончик — в ручейке,
А широкий — в море. (Речка)
Далеко мой стук слышится вокруг.
Червячкам я враг, а деревьям — друг. (Дятел)
ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ И ПРОВЕРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ
Подчеркнуть олова с сочетаниями нч, чн, чк.
В САДУ
Отличный урожай в нашем саду! Сладкие яблочки, красные вишенки, сочные груши. Налетели птички. Они тоже хотят полакомиться ягодами и фруктами. На верхушках деревьев от вишенок остались одни косточки.
30 слов.
СЕСТРИЧКА
У меня родилась сестричка Лизочка. Я помогаю маме ухаживать за ней. Каждый день я хожу на молочную кухню и приношу бутылочки с молочком. Мама греет молоко на кухне, а я показываю Лизочке игрушечных зверей. Она тянет к ним ручки и улыбается.
42 слова.
ЧЕМ ЛЮДИ ПИШУТ
Обычно я пользуюсь шариковыми ручками. Они появились недавно. Чем только люди раньше не писали! Деревянными палочками на дощечках из глины. Гусиными перьями при помощи чернил. Намного позже появились привычные нам ручки. Они удобные и прочные. Иногда их называют вечными перьями.
43 слова.
УЛИЧНЫЙ МУЗЫКАНТ
На дворе была скучная и сырая погода. Люди закончили свои привычные дела. Маленькими точками в некоторых окнах светились ночники. Было тихо и безмолвно. И вдруг послышались звуки скрипичного смычка. Уличный музыкант выводил печальную и грустную мелодию. Ночной город слушал колыбельную.
38 слов.
Сочетания ЧК/ЧН, ЩН, СТ/СН, ЗД/ЗН
- Главная
- Справочники
- Справочник по русскому языку для начальной школы
- Орфография и орфограммы 1-4 классов
- Мягкий знак в словах как показатель мягкости
- Сочетания ЧК/ЧН, ЩН, СТ/СН, ЗД/ЗН
Сочетания ЧК- ЧН, ЩН
Сочетания ЧК-ЧН, ЩН пишутся без мягкого знака — показателя мягкости согласного.
Буквы ч и щ обозначают всегда мягкие звуки [ч’] и [щ’] (непарные мягкие), поэтому на письме не требуют обозначения.
Например: свечка, синичка, вечность, строчной, хищник, овощной
! Обрати внимание, что обратные сочетания — НЧ и НЩ также пишутся без мягкого знака, т.к. звук [н’] смягчается за счёт всегда мягких звуков [ч’] и [щ’] и не требует обозначения мягким знаком.
Например: гонщик, пончик
! Обрати внимание, что сочетание чн может также произноситься как [шн]: конечно [кан’эшна]
При этом пишется сочетание чк (без мягкого знака).
Сочетания СТ-СН, ЗД-ЗН
Сочетания СТ-СН, ЗД-ЗН пишутся без мягкого знака перед буквами ь, и, е, ё, ю, я! Эти буквы смягчают предшествующий согласный, за счёт чего происходит также смягчение первых букв сочетаний, поэтому дополнительный мягкий знак не нужен.
Например: ластик, стёкла, песня, снег, здесь, казнь
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Советуем посмотреть:
Употребление заглавных (больших) букв
Безударный гласный в корне слова
Правописание звонких и глухих согласных в корне слова
Проверяемый непроизносимый согласный в корне слова
Правописание слов с чередованием гласных букв в корне
Слова с чередованием согласных букв в корнях
Мягкий знак в словах как показатель мягкости
Грамматический мягкий знак после шипящих
Разделительный мягкий и твердый знак
Правописание приставок на -з / -с
Правописание приставок и предлогов
Сочетания — ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ в разных частях слова
Буквы И — Ы после Ц
Правописание сочетаний -ОРО-, -ОЛО-, -ЕРЕ-, -ЕЛЕ-.
Суффиксы –ЕНЬК-, -ОНЬК- в прилагательных
Гласные Е, И в суффиксах существительных -ЕК-, -ИК-
Правописание суффиксов -О, -А, -Е в наречиях
Гласные О, Ё, Е после шипящих
Слова с двойными (удвоенными) согласными
Правописание безударных окончаний имён существительных
Правописание безударных окончаний прилагательных
Правописание безударных личных окончаний глагола
Правописание -ться/-тся в возвратных глаголах
Правописание «не» с глаголами
Перенос слов
Орфография и орфограммы 1-4 классов
Правило встречается в следующих упражнениях:
1 класс
Упражнение 8, Канакина, Горецкий, Учебник
Упражнение 1, 2, Канакина, Горецкий, Учебник
Упражнение 2, Канакина, Горецкий, Рабочая тетрадь
Упражнение 3, Канакина, Горецкий, Рабочая тетрадь
Упражнение 4, Канакина, Горецкий, Рабочая тетрадь
Упражнение 4, Канакина, Горецкий, Рабочая тетрадь
Упражнение 4, Климанова, Рабочая тетрадь
Упражнение 90, Полякова, Учебник
Упражнение 156, Полякова, Учебник
Упражнение 40, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник
2 класс
Упражнение 1, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть
Упражнение 3, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть
Упражнение 5, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть
Упражнение 131, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть
Упражнение 137, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть
Упражнение 114, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть
Упражнение 116, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть
Упражнение 69, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 1 часть
Упражнение 258, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник
Упражнение 3, Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь
3 класс
Упражнение 22, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
Упражнение 45, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть
Упражнение 83, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть
Упражнение 4, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 1 часть
Упражнение 93, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 1 часть
Упражнение 10, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 2 часть
Упражнение 27, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 2 часть
Упражнение 30, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 2 часть
Упражнение 14, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 1 часть
Упражнение 113, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 1 часть
4 класс
Упражнение 260, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
Упражнение 47, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть
Упражнение 90, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть
Упражнение 218, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть
Упражнение 121, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 2 часть
Упражнение 190, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть
Упражнение 289, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть
Упражнение 382, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть
Упражнение 542, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть
Упражнение 727, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть
5 класс
Упражнение 304, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
Упражнение 321, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
Упражнение 322, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
Упражнение 336, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
Упражнение 74, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 92, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 129, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
6 класс
Упражнение 27, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
Упражнение 169, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
Упражнение 297, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
Упражнение 320, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть
Упражнение 343, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть
Упражнение 366, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть
Упражнение 435, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть
Упражнение 498, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть
Упражнение 573, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть
Упражнение 583, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть
7 класс
Упражнение 13, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 70, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 91, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 95, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 205, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 219, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 237, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 354, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 491, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 502, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
© budu5.com, 2019
Пользовательское соглашение
Copyright
budu5.com
Диктанты: сочетания чк, чн, нч
ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ
Записать и прочитать слова.
Точный, мучной, гаечный, горчичник, сердечный, обычный, скучный, срочный, вечный, молочный, ночной, сочный, девочка, печка, Жучка, привычка, сорочка. (17 слов.)
Птенчик, тушканчик, пончик, венчик, гончая, вагончик, стаканчик, кончик, блинчик, диванчик, точка, ласточка, почка, ручка, бабочка, бочка, дочка, внучка, косточка. (19 слов.)
Записать сочетания слов. Подчеркнуть сочетаниями чн, нч, чк
Срочная работа, точное время, гаечный ключ, сердечная благодарность, обычный день, вечный огонь, прочный мир, солнечный зайчик, пятиконечная звезда. (18 слов.)
Выборочный диктант.
Записать слова с сочетаниями чн, нч.
Бутонов круглые бубенчики
Ещё закрыты и плотны.
Но солнце раскрывает венчики
У колокольчиков весны.
(С. Маршак.)
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
(А. Пушкин.)
Бесконечная дорога,
Убегает лентой вдаль.
(С. Есенин.)
Плутовка к дереву на цыпочках подходит…
(И. Крылов.)
Творческий диктант.
Дописать слова с ласкательным значением.
Кошка — кошечка, собака, белка, ночь, булка, корка, вода, лиса, коза, туча, палка, полка, корзина, носки.
ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ
Отличник, вечный, бабочка, кончик, дочка, привычка, одуванчик, наконечник, строчка, ласточка, мучной, венчик, печка, бубенчик, подсолнечник. молочный, ночной, сочный, точный, срочный, скучный, облачный, мучной.(23 слов.)
Дудочка, точка, косточка, отличный, солнечный, пятиконечный, столичный, сердечный, кофточка, палочка, курочка, собачка, корочка, лисичка, верёвочка, девочка, пачка, скачка, тучка. (19 слова.)
Отличник учёбы, вечная слава, ночная бабочка, ласковая дочка, хорошая привычка, привычные дела, печная труба, сочные ягоды, облачное небо, солнечный день. (20 слов.)
ПОВТОРЕНИЕ: жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн.
Распределить слова по группам: 1) жи-ши, 2) ча-ща, чу-щу, 3) чк-чн.
Чижи, дача, печать, точка, стрижи, моржи, удачный, роща, машины, чаща, шишки, чайка, щука, отличник, молочный, смешить, удочка, малыши, чудак, тучка, дружить, свеча, пища, туча, точный, ворчун, срочный, солнечный.
вернуться к оглавлению»
Моих читателей интересует:
с вами Школа XXI векirina-se.com
Правописание буквосочетаний чк, чн, чт, щн, нч
Ответы к стр. 3 — 6
Упражнение 1, с. 3
1. Прочитайте. Вставьте подходящие по смыслу слова.
Здесь хорошее местечко,
Протекает мимо речка.
Принесли мы для бычка
Полведёрка молочка.
Дождик вылился из тучки,
Вымыл ёжику колючки.
Подарила мама дочке
Разноцветные платочки.
- Подчеркните в словах буквосочетание чк.
Упражнение 2, с. 3
2. Замените звуковые обозначения слов буквенными.
[р’э́ч’ка] рéчка [нóч’ка] нóчка
[пóч’та] пóчта [п’э́ч’ка] пéчка
[п’ис’мó] письмó [тóч’ный’] тóчный
[мóщ’ный’] мóщный [х’и́щ’ный’] хи́щный
[мáч’та] мáчта [пал’тó] пальтó
Упражнение 3, с. 4
3. Прочитайте. Образуйте от данных слов однокоренные слова с уменьшительно-ласкательным значением. Запишите.
синица — синичка крыльцо — крылечко
облако — облачко кольцо — колечко
задача — задачка место — местечко
вода — водичка сестра — сестричка
конец — кончик птенец — птенчик
диван — диванчик стакан — стаканчик
- Подчеркните буквосочетания чк, нч.
Упражнение 4, с. 4
4. Прочитайте.
1. Улетела ласточка за тридевять земель. 2. На солнечной поляночке мотыльки и бабочки лакомятся сладким соком с цветов. 3. В лесочке над речкой построена дачка. На дачке живёт небольшая собачка.
- Вставьте, где нужно, мягкий знак. В других словах соедините линией буквы на месте пропуска.
- Подчеркните в первом предложении главные члены.
Упражнение 5, с. 5
5. Прочитайте. Образуйте однокоренные слова по образцу. Запишите.
что? | какой? | как? | какой? |
молокó — песóк — кирпи́ч — цветóк — | молóчный песóчный кирпи́чный цветóчный | вéчно — срóчно — тóчно — скýчно — | вéчный срóчный тóчный скýчный |
- Подчеркните в словах буквосочетание чн. Составьте и запишите предложение с одним из слов.
Цветочная клумба украшала наш сад.
Упражнение 6, с. 5
6. Прочитайте. Вставьте в слова пропущенные буквы.
Белка и грибы
На поляне у пенёчка
Белка набрала грибочков.
Скрылось солнце за горой,
Время двигаться домой.
Но домой далековато,
А грибы тяжеловаты…
А. Захаров
- Придумайте и запишите заголовок к тексту.
- Устно составьте продолжение текста.
Съела белка половину —
Подняла легко корзину
Прыг с осины на сосну:
«Я грибы домой несу!»
Упражнение 7, с. 6
7. Прочитайте.
Синичка — воробью сестричка.
Кончил дело, гуляй смело.
Кто любит труд, того люди чтут.
- Подчеркните в словах изученные орфограммы. Спишите любое предложение.
Синичка — воробью сестричка.
Упражнение 8, с. 6
8. Прочитайте. Какой звук нужно произносить, читая выделенные в словах буквы? Обозначьте этот звук.
[ш] [ш] [ш] [ш] [ш]
Помощник, что, чтобы, конечно, яичница.
Упражнение 9, с. 6
9. Прочитайте. Вставьте пропущенные слова.
Мы едим кисель черничный.
Аппетит у нас отличный.
А усы черничные
Очень симпатичные.
П. Синявский
- Подчеркните в словах буквосочетание чн.
Ответы по русскому языку. 2 класс. Рабочая тетрадь. Канакина В. П.
Ответы к домашнему заданию. 2 класс. Все предметы
Правописание буквосочетаний чк, чн, чт, щн, нч
4.2 (84.72%) от 106 голосующихrazviwaika.ru
Диктанты на сочетания ЧК, ЧН, НЧ
С первого класс ребенок должен уяснить, что сочетания чк чн нч пишутся без мягкого знака. Но этот пресловутый мягкий знак так и просится залезть между этими буквами. Чтобы закрепить материал и отработать на практике эти сочетания, можно использовать контрольное списывание с текстов, представленных на этой страничке. Для учеников 2-3 класса задание посложнее — провести диктант по каким-либо из этих текстов. В конце идут тексты не только на отработку чк-чн, но и с употреблением мягкого знака, что несколько усложняет для ребенка выполнение задания. Сочетания чк, чн, нч необходимо подчеркнуть.
Сочетания ЧК, ЧН, НЧ
Сочетания ЧК, ЧН, НЧ пишут без Ь. Например: точка, точно, закончить.
На клумбе растут крошечные цветочки. Над ними летают красочные бабочки. Их ловят птички. С крылечка спустилась Танечка с собачкой Жучкой, Девочка смотрит на цветочки. (24)
Девочка Валечка читает книжечку. На каждой страничке есть картинки. Вот крошечные птенчики. Это фазанчики и бизончики. Вот кабанчик. Вот бабочки. (20)
Вот дачный участок. Здесь растёт ёлочка. Под ней стоит бочка. У неё две ручки. На бочку села птичка. У птички удачный день. Она нашла много червячков для своего птенчика. (29)
Ночная бабочка села на кончик веточки. Вон стебель ромашки. На нём пять цветочков. У каждого есть по жёлтому кружочку. Вокруг девять или десять лепесточков. (24)
Солнечный лучик разбудил уточку. Она вошла в речку. Водичка сейчас тепла. Уточка похожа на лодочку. Кончиком клюва она хватает жучков. (20)
Девочка закончила решать задачку. Она поставила точку в конце строчки. Девочка получила точный ответ. Ей не скучно решать задачки. Мать хвалит дочку. (22)
Ольга и Кузьма сидят на берегу речки Клязьмы. По речной воде скользит хорошенькая серенькая уточка. А там плывёт маленькая лодочка. (20)
Мальчик Сашенька очень любит коньки. Девочка Пашенька больше любит лыжи. Но сейчас стоит сильный мороз. На дворе метель. Дети печально сидят дома. (22)
Вот маленькая речка. Рядом отличный лужок. В траве играют хорьки. А вон на пеньке сидит серенькая птичка. Она ищет корм для птенчиков. (22)
Вокруг нас ночная тьма. Рядом маленький костёр. Дымят угольки. По ним бегут огоньки. Скоро костёр кончит гореть. Но уже начнёт светать.(21)
Отличный июльский день. Пёстренькие бабочки и беленькие мотыльки кружат над цветочками. На цветочках есть пыльца. Среди стебельков мелькают жучки и паучки. Сколько их здесь! (24)
Ольга лежит на речной гальке. Солнечные лучи греют девочку. Она гладит пальчиками стебельки травы. Вот большой шмель сел на цветок василька. А вон летит хорошенькая бабочка, (26)
Мальчик бежит по тропе через ельник. Ноги скользят по глине. Утром был сильный дождь. Теперь под ногами сырость. Вот и берег маленькой речки. Здесь есть большая мельница. (27)
По небу плывёт тучка. Скоро начнёт капать дождь. Громко чирикают птички. Пищат птенчики. А лисичка спешит в нору. У неё отличная нора под ёлочкой. (24)
Школьников привели на завод. Они идут в сборочный цех. Здесь на стальной болт нарезают резьбу. А там сварщик чинит мощный бульдозер. Кругом летят огоньки. Стоит сильный шум. (27)
Лёнечка заканчивает решать задачку. Он знает правильный ответ. Всё точно сошлось. Больше уроков нет. А за окном сильный дождь. Теперь мальчика ждёт чтение книги о хищных животных. (27)
Закончился ливень. Солнечные лучи сушат землю. На траве лежат веточки и палочки. А из печной трубы идёт дым. Там топят печку. (21)
На дачном крылечке сидит кошечка. Она лижет шерсть язычком. По участку бежит собачка. Это щенок нашей гончей. Кошечка заканчивает мыть шерсть язычком и бежит в дом. (26)
На столе лежит сочный апельсинчик. Рядом мандаринчик. Анечка берёт кисточку и рисует, Вот на листочке апельсинчик и мандаринчик. Анечка заканчивает рисовать. Всё нарисовано точно. (25)
Школьник Игорь идёт по улице. Это обычный путь из школы. Вот на крыльце дома сидит маленькая беленькая собачка. А вон стоит бульдозер. Стальная машина чинит дорогу.(26)
Стоит отличный день. Мальчик ведёт лошадь пастись на луг. На лугу цветут васильки. В траве пищат птички. Вон маленькие ёлочки. А вот большой тополь. (24)
Сейчас декабрь. Стоит сильный мороз. По небу плывут молочные облачка. Вот маленькая полянка в лесу. На пеньке сидит беленький заинька. (19)
Бабочки бывают ночные и дневные. Дневные бабочки — яркие, красочные. На кончиках их усиков крошечные шарики. Ночные бабочки проще. Их крылышки покрыты ворсиночками. (22)
Собачка Жучка ждёт Анечку Щачкину из школы. Ей скучно без девочки. Обычно Анечка возвращается точно в два часа. Но сейчас девочки нет. Анечка зашла в булочную и в молочную. Девочка принесёт Жучке молочка. (32)
Маленькая Танечка гуляет по дачному участку. Девочка видит душистые ландыши. Крошечные цветочки очень красивы, А вот красочная бабочка. Она села на дощатую лавочку. Мама зовёт Танечку домой. (27)
Наступил праздничный день, Васечка и Петечка играют. У них есть игрушечный поезд. Это электричка, В ней едут крошечные пассажиры. Вот и конечная остановка. Дети прекращают играть. Они идут есть яблочный пирог. (31)
Мама читает Колечке и Людочке сказочку. В сказочном царстве жила обычная молочница. Она зажгла спичкой волшебную свечку. В её лавочке появились рыжие чудища. Молочница спряталась в печке и чудом спаслась через печную трубу. (33)
Первыми ручками были обычные палочки из дерева. Ими царапали буквы на восковых дощечках. Древние египтяне ручку делали из трубочки. В эту трубочку вставляли тростиночку. По ней просачивались чернила. (28)
Денис и Олег гуляли в лесу. Они увидели на ели дупло. Олег ловкий. Он быстро залез на дерево. В дупле крошки бельчата. Из дупла вылез один малыш. Денис видит его головку и ушки на макушке. Бельчата ждут мать. Олег слез с дерева. Мальчики не стали трогать малышей. (47)
У крылечка расцвели душистые розочки. На скамеечке сидит Валечка Шичкина и смотрит на цветочки. Они чудо как хороши. К ним часто подлетают бабочки. К Валечке подходит Жучка. Девочка гладит собачку. (30)
Луговая собачка живёт в Америке. Собачка вырывает подземные норочки. Там она укрывается от ночных хищников. Зимой луговые собачки впадают в спячку. (21)
Ванечка ложится спать. Мама зажигает ночник. Она рассказывает Ванечке сказочку про цветочницу. У неё были крошечные волшебные башмачки. Они превращались в лодочки. Ванечка спит. Мама тушит ночник. (27)
Плоды каштана защищает коричневая скорлупка. У неё острые колючки. Плоды каштана — крошечные семечки. В семечках есть плодовые почки. Из такой почки вырастет дерево.(23)
Утром погода была облачной. Дедушка топил печку. Потом день стал солнечным. Мы отлично погуляли. Собирали цветочки. Нашли черничник. Вокруг летали бабочки. Ласточка кружилась в небе. Появилась тучка. Мы бежим домой. (30)
На крутом берегу речки мы увидели дырочки. Птички ловили мошек и залетали в гнёздышки. Там мамочки высиживали маленькие яички. Скоро появятся крошечные птенчики. (23)
Олечка Кочкина услышала пушечный выстрел. Девочка испугалась. Она бежит к мамочке. Мама утешает дочку. Сегодня праздничный день. Это салют. Олечка села на скамеечку. Она увидела синичку. Олечка больше не плачет. (30)
В России на платках обычно рисовали или вышивали красочный орнамент. В центре платочка — рисунок из цветочков. Листочки и стебелёчки всегда яркие, зелёные. По краям платка — симпатичная каёмочка. Она украшена веточками с крошечными листочками. (34)
В комнате потухла лампочка. Без света скучно. Надо зажигать свечку. Я достаю свечку из пачки. Зажигаю спичку. Подношу спичку к свечке. Ночная бабочка летит на огонь. Какая крошечная! Я отгоняю бабочку. (31)
Бабушка сшила игрушечную рубашечку для куклы. Теперь пришивает пуговички к рукавчикам .Она надела очки. Очки у неё на резиночке. Получилась отличная рубашечка. Кукле нужны ещё чулочки и носочки. (28) Ванечка вышел погулять на бульвар. Устал. Хотел посидеть на пеньке. Но увидел там бабочку. Крошечную и очень красивую. Решил сесть на маленькую скамеечку. Вынул тетрадь и начал рисовать бабочку. (29)
Ольга и Людочка отправились в лес собирать грибы. Вышли на большую поляну. Там рос ясень. Вокруг было много синеньких васильков. На веточке девочки увидели рыженькую белочку. Очень интересно гулять в лесу! (32)
Мама читала Лилечке сказочку о волшебной уточке. Птичку поймал мельник Кузьма. Но он забыл запереть дверь. Уточка превратилась в маленькую кошечку и убежала. Потом села в лесу на пенёк и превратилась обратно в уточку. (34)
Из берлоги вылез большой медведь. Он очень голодный. Начал собирать маленькие корешочки. Они горькие. Сел отдохнуть под тополь. На веточке сидела серенькая белочка. У неё началась линька. Скоро её мех станет рыжим. (32)
Я прочитал большую книгу. Пора начинать новую. Я беру маленькую книжечку в серенькой обложке. Начинаю читать. Как древние люди добывали огонь. Как они охотились на хищников. Вот смельчаки! (28)
Жаркий июльский день. Мальчики собрались идти на бульвар. Колечка хочет взять игрушечный трактор. Петечка берёт роликовые коньки. Жучка смотрит на мальчиков. Возьмите меня гулять! (25)
7gy.ru
Не с глаголом чн чк чт примеры. Правила чк чн слова исключения
Конспект открытого урока
по русскому языку
2 – Г класса
Правописание
сочетаний
ЧК, ЧН .
подготовил учитель:
Новожилова И. П.
Макеевка — 2011
Правописание сочетаний ЧК, ЧН.
Цель урока : — помочь детям усвоить, что звук [ч`] всегда мягкий, поэтому его мягкость не нужно обозначать.
Закрепить знания детей по правописанию слов с сочетаниями чк, чн.
задачи урока : обобщить знания учеников о звуке [ч»]. Практиковать написание слов с орфограммой. Формировать навыки устной и письменной речи (составление предложений). Развивать навыки каллиграфического письма. Формировать навыки групповой работы.
Ход урока
Орг.момент
Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок русского языка. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем их. Садитесь, ребята.
Сядьте тихо и неслышно
И скорей начнем урок.
Будем мы писать, трудится
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы – ученики.
Посмотрите за окно. Какая сегодня погода? Давайте улыбнемся друг другу, чтобы пасмурная погода не пробралась к нам в класс и не повлияла на наше настроение.
2. Чистописание .
Мне кажется, что кто-то не улыбнулся. Одна хмурая тучка пробралась к нам. Хотите её увидеть? (показываю).
Что закрыла тучка? Она спрятала от нас задание по чистописанию. Чтобы она ушла, нужно вслушаться в слово тучка. Давайте произнесем слово вместе.
Тучка. Какой звук вы слышите в середине слова? [ч] Какой буквой обозначается этот звук? (ч)
Давайте найдем эту букву на нашей помощнице – Ленте букв.
Что мы знаем о букве Ч? (согласная). А о звуке [ч]? Непарный, глухой, всегда мягкий.
Молодцы. Тучка открыла нам задание. Напишем заглавную и строчную букву ч.
Давайте будем любить эту букву, она нам необходима сегодня на уроке.
Ребята, а тучка не уходит. Наверно нам еще что-то надо вспомнить. Какое правило встретилось в слове тучка? (чк пишется без ь)
Почему мы не пишем мягкий знак? (звук ч – всегда мягкий). С какой ещё согласной дружит буква ч? (н — чн)
Запишем эти два сочетания на следующей строке.
Что вы написали на второй строчке? (чк, чн)
Правописание слов с сочетаниями чк чн – это и есть тема нашего урока.
2.1. Словарная работа.
Подул ветерок, наша тучка полетела дальше, а вдогонку за тучкой летят снежинки и падают на деревья, кусты.Когда много снега им тепло. А на какое дерево они подают, мы узнаем, отгадав загадку.
В осеннем лесочке стоит белая красавица в желтом сарафанчике. (береза )
Правильно, это береза.
Произнесем слова по слогам. (Показываю на доске).
Давайте запишем это словарное слово. (Словарь: береза,)
Посмотрите внимательно на слово. Какой слог ударный? (рё) Почему? (на слог с гласной ё всегда падает ударение)
Какую букву мы должны запомнить? (е)
Мы знаем много словарных слов. В каком словарном слове есть сочетание ЧК? (Девочка)
Запишите это слово(на доске), поставьте ударение и выделите гласную, которую нужно запомнить.
Проверьте то, что вы написали.
Вывод: чк, чн встречается и в словарных словах.
3. Объяснение нового материала
Почему ЧК и ЧН пишутся без мягкого знака?
Жили – были буквы, и был среди них Ь. Никто с ним не дружил и Ь знаку было скучно. Все буквы играли в слова, начали они собирать слово ВИНЕГРЕТ, у них все получилось. Начали они собирать слово СЛОВАРЬ, собрали они слово СЛОВАР. Буква Р сказала: « Приходи к нам Ь мы с тобой тоже будем играть.». Ь знак пришел к ним, подошел он к букве Р и получилось у них слово словарь. Все буквы обрадовались, что у них получилось и это слово. Потом они начали собирать слово ДОЧКА. Ь знак увидел, что это слово получилось без него, и он побежал к буквам ЧК, а буква Я сказала:
Куда ты бежишь Ь знак, ты в этом слове не можешь стоять, ведь буква Ч и так мягкая. Если ты встанешь после неё, то она превратиться в зелёное облачко и улетит. Тогда у нас больше не будет буквы Ч и наши слова с буквой Ч пропадут и не будут получаться.
И Ь знак не встал в слове ДОЧКА.
4. Закрепление нового материала.
Снова подул ветер. С нашей берёзы полетели снежинки и упали рядом с необычным домиком, где живут слова с сочетаниями чк, чн. Слова не могут попасть в дом, их не пускает “Ь”, который тоже хочет жить в этом домике. Нам нужно правильно распределить слова по окошкам и тогда “Ь” пропадёт.
Запишите слова в два столбика в тетради, сочетания чк, чн подчеркните.(ученик у доски)
то чк а
но чк а
пе чк а
чн
то чн о
сро чн о
www.gazato.ru