120 слов с сочетаниями чт, чк, чн, нч, нщ, щн, рщ
- Звучание слов с сочетаниями согласных «чт», «чк», «чн», «нч», «нщ», «щн», «рщ»
- Правописание слов с сочетаниями согласных «чт», «чк», «чн», «нч», «нщ», «щн», «рщ»
- Примеры слов с сочетаниями согласных
Приведем примеры слов с сочетаниями согласных «чт», «чк», «чн», «нч», «нщ»,»щн», «рщ».
Звучание слов с сочетаниями согласных «чт», «чк», «чн», «нч», «нщ», «щн», «рщ»
Во многих словах русского языка встречаются сочетания мягких непарных согласных звуков [ч’] и [щ’] с другими согласными. При произношении cлов указанные мягкие согласные воздействуют на рядом находящиеся звуки и смягчают их. Происходит ассимиляция (уподобление) согласных звуков по признаку мягкости. Например, послушаем, как звучат следующие слова:
- бубенчик [б у б’ э н’ ч’ и к];
- банщик [б а н’ щ’ и к].
В словах с сочетаниями согласных с предшествующими [ч’] и [щ’] ясно слышится мягкость этих звуков, например:
- дочка [д о ч’ к а];
- чтец [ч’ т’ э ц];
- изящный [и з’ а щ’ н ы й’];
- точный [т о ч’ н ы й’].
Правописание слов с сочетаниями согласных «чт», «чк», «чн», «нч», «нщ», «щн», «рщ»
Несмотря на указанное мягкое звучание рассмотренных сочетаний согласных, их мягкость на письме не обозначается мягким знаком. Чтобы правильно написать такие слова руководствуемся правилом орфографии.
Между согласными в буквосочетаниях «чт», «чк»,»чн», «нч», «нщ», «щн», «рщ» мягкий знак не пишется.
Примеры слов с сочетаниями согласных
- чт — почтальон, чтение, чтица, мечта, мечтательный, мечтательность, ничтожный, почти, почта, почтовый, нечто, что, кое-что, чтобы, что-то, что-нибудь, ничтожество, почтенный, почтение;
- чк — свечка, почка, ночка, точка, печка, речка, тучка, ласточка, облачко, сумочка, лапочка, лавочка, мамочка, щёточка, уздечка, крылечко, крышечка;
- чн — полуночник, полуночный, кирпичный, лодочник, печник, отличник, сочность, срочный, точность, полотенечный, уборочный, столичный, печной, цветочный, сумрачный, солнечный, будничный, ячневый, бутылочный, ёлочный.
Имеем в виду, что в некоторых словах согласно орфоэпической норме русского литературного языка произносится звукосочетание [шн], хотя правильно пишется только буквосочетание «чн», например:
- конечно;
- тряпочная кукла;
- тряпичник;
- яичница;
- скворечник;
- подсвечник;
- пустячный;
- скучный;
- скучноватый.
4. нч — сарафанчик, флакончик, карманчик, кулончик, балончик, фонтанчик, пончик, венчик, одуванчик, кончик, балаганчик, балкончик, солончак, клянчить, нянчить, окончить, ранчо;
5. нщ — гонщик, зачинщик, загонщик, бакенщик, мороженщик, погонщик, обманщик, барабанщик, банщица, каменщик, бетонщик;
6. щн — мощный, мощно, мощность, помощник, немощный, изящность, сущность, насущный, будущность, овощной, жилищный;
7. рщ — уборщик, сварщик, конторщик, сборщик, борщок, наборщик, заговорщик, притворщик, фонарщик, спорщик.
Знаете ещё примеры слов с сочетаниями согласных «чт», «чк», «чн», «нч», «нщ», «щн», «рщ»? Напишите их в комментариях!
russkiiyazyk.ru
Написание сочетаний чн, чк, нч, нщ, щн
СЛОВАРНЫЕ ДИКТАНТЫ
Записать и прочитать слова. Подчеркнуть сочетания чн, чк, нч, нщ, щн.
I. Тучка, девочка, белочка, дочка, ласточка, обманщик, внучка, сорочка, Жучка, цветочки, ночной, точный, облачный, солнечный, лимончик, вечный, прочный, гонщик, мощный, кончик.
II. Птенчик, тушканчик, горчичник, скворечник, отличник, привычка, водичка, почка, косточка, стаканчик, сердечный, облачный, молочный, гаечный, мучной, обычный, ночной, погонщик, беспомощный.
КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ
Записать и прочитать предложения. Подчеркнуть слова с сочетаниями чк, нч, чн.
I ЧАСТЬ
1. На столе ярко горела свечка. 2. Птенчик выпал из гнезда. 3. Шлю тебе сердечный привет. 4. Раньше люди пользовались солнечными часами. 5. Малыши построили песочный замок. 6. Птички клевали сочные ягоды. 7. На пироге румяная корочка. 8. В конце предложения надо поставить точку. 9. Хорошая привычка — закаляться холодной водой. 10. Дети принесли цветы к Вечному огню.
II ЧАСТЬ
1. Отец ремонтирует машину гаечным ключом, 2. Скучно сидеть без дела. 3. Дождевая вода стекает в бочку. 4. Внучка за Жучку, Жучка за внучку. 5. Ночные бабочки летят на свет. 6. Я пришёл в школу точно по звонку. 7. Бабушка пьёт сердечные капли. 8. Ласточки свили гнездо под крышей. 9. По стене прыгает солнечный зайчик. 10. У отца срочная работа.
ТВОРЧЕСКИЕ И ВЫБОРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ
1. Записать слова. Рядом написать образованные от них слова с уменьшительно-ласкательным значением.
Птенец, кошка, собака, ночь, булка, носки, коза, туча, вода, звезда, белка, лиса.
2. Прослушать отрывки из стихотворений и загадки. Выписать слова с сочетаниями чн, чк.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
(А. Пушкин)
Плутовка к дереву на цыпочках подходит.
(И. Крылов)
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.
(С. Есенин)
Милые синички
Ростом невелички,
Так что жить не тужить
Могут в рукавичке.
(А. Прокофьев)
Я за свечку, свечка — в печку…
(К. Чуковский)
Но у мамы есть привычка
Говорить всегда не то.
Говорю я ей про птичку,
А она мне про пальто.
(А. Варто)
ЗАГАДКИ
Жёлтые комочки,
Бегают за квочкой.
Лёгкие, как вата,
Это кто? (Цыплята)
Не дерево, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (Книга)
Чёрная собачка весь дом стережёт. (Замок)
На красной перекладинке белые курочки сидят. (Зубы)
Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе.
Узкий кончик — в ручейке,
А широкий — в море. (Речка)
Далеко мой стук слышится вокруг.
Червячкам я враг, а деревьям — друг. (Дятел)
ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ И ПРОВЕРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ
Подчеркнуть олова с сочетаниями нч, чн, чк.
В САДУ
Отличный урожай в нашем саду! Сладкие яблочки, красные вишенки, сочные груши. Налетели птички. Они тоже хотят полакомиться ягодами и фруктами. На верхушках деревьев от вишенок остались одни косточки.
30 слов.
СЕСТРИЧКА
У меня родилась сестричка Лизочка. Я помогаю маме ухаживать за ней. Каждый день я хожу на молочную кухню и приношу бутылочки с молочком. Мама греет молоко на кухне, а я показываю Лизочке игрушечных зверей. Она тянет к ним ручки и улыбается.
42 слова.
ЧЕМ ЛЮДИ ПИШУТ
Обычно я пользуюсь шариковыми ручками. Они появились недавно. Чем только люди раньше не писали! Деревянными палочками на дощечках из глины. Гусиными перьями при помощи чернил. Намного позже появились привычные нам ручки. Они удобные и прочные. Иногда их называют вечными перьями.
43 слова.
УЛИЧНЫЙ МУЗЫКАНТ
На дворе была скучная и сырая погода. Люди закончили свои привычные дела. Маленькими точками в некоторых окнах светились ночники. Было тихо и безмолвно. И вдруг послышались звуки скрипичного смычка. Уличный музыкант выводил печальную и грустную мелодию. Ночной город слушал колыбельную.
38 слов.
Сочетания ЧК/ЧН, ЩН, СТ/СН, ЗД/ЗН
- Главная
- Справочники
- Справочник по русскому языку для начальной школы
- Орфография и орфограммы 1-4 классов
- Мягкий знак в словах как показатель мягкости
- Сочетания ЧК/ЧН, ЩН, СТ/СН, ЗД/ЗН
Сочетания ЧК- ЧН, ЩН
Сочетания ЧК-ЧН, ЩН пишутся без мягкого знака — показателя мягкости согласного.
Буквы ч и щ обозначают всегда мягкие звуки [ч’] и [щ’] (непарные мягкие), поэтому на письме не требуют обозначения.
Например: свечка, синичка, вечность, строчной, хищник, овощной
! Обрати внимание, что обратные сочетания — НЧ и НЩ также пишутся без мягкого знака, т.к. звук [н’] смягчается за счёт всегда мягких звуков [ч’] и [щ’] и не требует обозначения мягким знаком.
Например: гонщик, пончик
! Обрати внимание, что сочетание чн может также произноситься как [шн]: конечно [кан’эшна]
При этом пишется сочетание чк (без мягкого знака).
Сочетания СТ-СН, ЗД-ЗН
Сочетания СТ-СН, ЗД-ЗН пишутся без мягкого знака перед буквами ь, и, е, ё, ю, я! Эти буквы смягчают предшествующий согласный, за счёт чего происходит также смягчение первых букв сочетаний, поэтому дополнительный мягкий знак не нужен.
Например: ластик, стёкла, песня, снег, здесь, казнь
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Советуем посмотреть:
Употребление заглавных (больших) букв
Правописание звонких и глухих согласных в корне слова
Проверяемый непроизносимый согласный в корне слова
Правописание слов с чередованием гласных букв в корне
Слова с чередованием согласных букв в корнях
Мягкий знак в словах как показатель мягкости
Грамматический мягкий знак после шипящих
Разделительный мягкий и твердый знак
Правописание приставок на -з / -с
Правописание приставок и предлогов
Сочетания — ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ в разных частях слова
Буквы И — Ы после Ц
Правописание сочетаний -ОРО-, -ОЛО-, -ЕРЕ-, -ЕЛЕ-.
Суффиксы –ЕНЬК-, -ОНЬК- в прилагательных
Гласные Е, И в суффиксах существительных -ЕК-, -ИК-
Правописание суффиксов -О, -А, -Е в наречиях
Гласные О, Ё, Е после шипящих
Слова с двойными (удвоенными) согласными
Правописание безударных окончаний имён существительных
Правописание безударных окончаний прилагательных
Правописание безударных личных окончаний глагола
Правописание -ться/-тся в возвратных глаголах
Правописание «не» с глаголами
Перенос слов
Орфография и орфограммы 1-4 классов
Правило встречается в следующих упражнениях:
1 класс
Упражнение 8, Канакина, Горецкий, Учебник
Упражнение 9, Канакина, Горецкий, Учебник
Упражнение 1, 2, Канакина, Горецкий, Учебник
Упражнение 3, Канакина, Горецкий, Рабочая тетрадь
Упражнение 4, Канакина, Горецкий, Рабочая тетрадь
Упражнение 4, Климанова, Рабочая тетрадь
Упражнение 90, Полякова, Учебник
Упражнение 93, Полякова, Учебник
Упражнение 96, Полякова, Учебник
Упражнение 156, Полякова, Учебник
2 класс
Упражнение 6, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
Упражнение 9, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
Упражнение 10, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
Упражнение 74, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
Упражнение 221, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
Упражнение 1, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть
Упражнение 116, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть
Упражнение 196, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник
Упражнение 258, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник
Упражнение 3, Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь
3 класс
Упражнение 134, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
Упражнение 36, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 1 часть
Упражнение 93, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 1 часть
Упражнение 9, Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, 2 часть
Упражнение 38, Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, 2 часть
Упражнение 14, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 1 часть
Упражнение 19, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 1 часть
Упражнение 23, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 1 часть
Упражнение 35, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 1 часть
Упражнение 8, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 1 часть
4 класс
Упражнение 32, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
Упражнение 57, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть
Упражнение 18, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 1 часть
Упражнение 106, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть
Упражнение 214, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть
Упражнение 218, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть
Упражнение 3, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть
Упражнение 220, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть
Упражнение 242, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть
Упражнение 703, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть
5 класс
Упражнение 304, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
Упражнение 321, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
Упражнение 322, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
Упражнение 336, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
Упражнение 74, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 92, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 129, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
6 класс
Упражнение 21, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
Упражнение 50, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
Упражнение 63, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
Упражнение 169, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
Упражнение 180, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
Упражнение 335, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть
Упражнение 343, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть
Упражнение 366, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть
Упражнение 401, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть
Упражнение 583, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть
7 класс
Упражнение 36, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 96, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 183, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 193, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 199, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 232, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 389, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 411, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 417, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 502, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
© 2019 — budu5.com, Буду отличником!
budu5.com
Правописание буквосочетаний чк, чн, чт, щн, нч
Ответы к стр. 3 — 6
Упражнение 1, с. 3
1. Прочитайте. Вставьте подходящие по смыслу слова.
Здесь хорошее местечко,
Протекает мимо речка.
Принесли мы для бычка
Полведёрка молочка.
Дождик вылился из тучки,
Вымыл ёжику колючки.
Подарила мама дочке
Разноцветные платочки.
- Подчеркните в словах буквосочетание чк.
Упражнение 2, с. 3
2. Замените звуковые обозначения слов буквенными.
[р’э́ч’ка] рéчка [нóч’ка] нóчка
[пóч’та] пóчта [п’э́ч’ка] пéчка
[п’ис’мó] письмó [тóч’ный’] тóчный
[мóщ’ный’] мóщный [х’и́щ’ный’] хи́щный
[мáч’та] мáчта [пал’тó] пальтó
Упражнение 3, с. 4
3. Прочитайте. Образуйте от данных слов однокоренные слова с уменьшительно-ласкательным значением. Запишите.
синица — синичка крыльцо — крылечко
облако — облачко кольцо — колечко
задача — задачка место — местечко
вода — водичка сестра — сестричка
конец — кончик птенец — птенчик
диван — диванчик стакан — стаканчик
- Подчеркните буквосочетания чк, нч.
Упражнение 4, с. 4
4. Прочитайте.
1. Улетела ласточка за тридевять земель. 2. На солнечной поляночке мотыльки и бабочки лакомятся сладким соком с цветов. 3. В лесочке над речкой построена дачка. На дачке живёт небольшая собачка.
- Вставьте, где нужно, мягкий знак. В других словах соедините линией буквы на месте пропуска.
- Подчеркните в первом предложении главные члены.
Упражнение 5, с. 5
5. Прочитайте. Образуйте однокоренные слова по образцу. Запишите.
что? | какой? | как? | какой? |
молокó — песóк — кирпи́ч — цветóк — | молóчный песóчный кирпи́чный цветóчный | вéчно — срóчно — тóчно — скýчно — | вéчный срóчный тóчный скýчный |
- Подчеркните в словах буквосочетание чн. Составьте и запишите предложение с одним из слов.
Цветочная клумба украшала наш сад.
Упражнение 6, с. 5
6. Прочитайте. Вставьте в слова пропущенные буквы.
Белка и грибы
На поляне у пенёчка
Белка набрала грибочков.
Скрылось солнце за горой,
Время двигаться домой.
Но домой далековато,
А грибы тяжеловаты…
А. Захаров
- Придумайте и запишите заголовок к тексту.
- Устно составьте продолжение текста.
Съела белка половину —
Подняла легко корзину
Прыг с осины на сосну:
«Я грибы домой несу!»
Упражнение 7, с. 6
7. Прочитайте.
Синичка — воробью сестричка.
Кончил дело, гуляй смело.
Кто любит труд, того люди чтут.
- Подчеркните в словах изученные орфограммы. Спишите любое предложение.
Синичка — воробью сестричка.
Упражнение 8, с. 6
8. Прочитайте. Какой звук нужно произносить, читая выделенные в словах буквы? Обозначьте этот звук.
[ш] [ш] [ш] [ш] [ш]
Помощник, что, чтобы, конечно, яичница.
Упражнение 9, с. 6
9. Прочитайте. Вставьте пропущенные слова.
Мы едим кисель черничный.
Аппетит у нас отличный.
А усы черничные
Очень симпатичные.
П. Синявский
- Подчеркните в словах буквосочетание чн.
Ответы по русскому языку. 2 класс. Рабочая тетрадь. Канакина В. П.
Ответы к домашнему заданию. 2 класс. Все предметы
Правописание буквосочетаний чк, чн, чт, щн, нч
4.2 (84.72%) от 106 голосующихrazviwaika.ru
Правописание сочетаний -чк-, -чн-, -нч-, -щн-, -рщ-
Разделы: Русский язык
Основные цели:
- Помочь усвоить, что звуки (ч) (щ) всегда мягкие, поэтому их мягкость не нужно обозначать.
- Развивать орфографическую зоркость, познавательные интересы детей.
- Воспитание любви к природе родного края, зимующим птицам.
Демонстрационный материал:
- Карточки со словами хищные, чтение, каменщик, сварщик, одуванчик
- Слайд 1. Одуванчик.
- Слайд 2. Хищники.
- Слайд 3. Карточка с пословицей: __________ – лучшее учение
- Слайд 4. Каменщик.
- Слайд 5. Сварщик.
- Слайд 6. -чк-, -чн-, -чт-, -нч-, -щн-, -рщ- без ь.
- Карточка. -чк-, -чн-, -чт-, -нч-, -щн-, -рщ- без ь.
- Слайд 7 со словами:
мечта, свечка, белочка,
хищник, кончик, стрелочка,
гонщик, птенчик, Зиночка,
сборщик и корзиночка.
- Слайд 8 с иллюстрациями зимующих птиц (синица, снегирь)
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности
Учитель:
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке?
Книжка, ручка и тетрадка?
– Давайте улыбнемся, друг другу, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Каким вы хотите видеть сегодняшний урок?
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии
Чистописание
Чч чччЧасы чашка туча чулки
– Какая буква чаще других встречались в
чистописании? (Буква ч.)
– Какое правило мы должны помнить при написании
слов с этой буквой? (ча, чу)
– Подчеркните эти сочетания в словах.
3. Выявление места и причины затруднения
Орфографическая зарядка (с.13 №5)
№5. Пальчики, грибной, Маршак, платок, поезд, клюв, житель, Казань, ленточка.
– Найдите орфограммы в словах, подчеркните их.
Самостоятельная работа детей. Проверка
(.№5 Пальчики, грибной, Маршак, платок, поезд, клюв, житель, Казань, ленточка.)
– Вернемся к последнему слову. Прочитайте его. Какую орфограмму мы повторили? Над чем мы будем работать сегодня?
4. Построение проекта выхода из затруднения
– Значит, какую цель вам надо перед собой поставить? (Узнать правописание сочетания -чк-.)
– Назовите тему урока. (Правописание сочетаний -чк-, -чн-.)
– А как они пишутся? (Ответы детей.)
– Сегодня мы узнаем не только правописание сочетаний -чк-, -чн-. А еще узнаем другие сочетания, которые пишутся без ь, а узнаем их, отгадав загадки. Ответы записываем в тетради. Отгадайте загадку:
Слайд 1.
1. На зеленой хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерок прошуршал
И развеял этот шар. (Одуванчик) -нч-
2. Какое сочетание пишется без ь? Подчеркните
его.
Какие это животные: медведь, волк, лиса,
тигр? (Хищные) щн Слайд 2
3. Дополните пословицу: __________-лучшее учение. (Чтение) чт Слайд 3
4. Кто это? (Рисунок каменщика) (Каменщик ) нщ Слайд 4
5. Кем работает папа у Луизы? (Рисунок сварщика). (Сварщик
) рщ Слайд 5
Подчеркните эти сочетания.
– Мы выяснили, какие еще сочетания пишутся без ь? А почему пишутся без ь, сейчас докажем.
– Произнесите шипящие звуки в этих словах.
– Произнесите звук [ч’]. Какой это звук? (Согласный мягкий.)
– Есть ли у [ч’] парный согласный по твёрдости?
– Нужно ли обозначать мягкость этого согласного? Почему? (Он всегда мягкий.)
– Как написаны сочетания -чк-, -чн- в словах на доске?
– Кто может вывести сам правило из наших наблюдений? (Звук [ч’] всегда мягкий, поэтому на письме его мягкость не обозначается. Сочетание -чк-, -чн-, -чт-, -рщ-, -чн-, -щн- пишутся без мягкого знака.)
– Прочитаем правило в учебнике.
– Как можно записать это правило? (-чк-, -чн-, -чт-, -нч-, -щн-, -рщ- без ь)
– Повесить на доску карточку с темой: -чк-, -чн-, -чт-, -нч-, -щн-, -рщ- без ь.
Физкультминутка
Упражнения на внимание
“Винт”, “Мяч и насос”
5. Реализация построенного проекта
1. Упражнение для развития письменной речи. Послушайте, пожалуйста, ребята, начало сказки “Лисичка со скалочкой”.
Шла лисичка по дорожке. Нашла скалочку. Постучалась в избу. Ее впустили. Легла лисичка-сестричка на лавочку. Скалочку спрятала под печку.
– Запишите ответы на вопросы, употребляя слова с сочетаниями -чк-, -чн-. Помните о правописании этих словосочетаний, посмотрите на табличку.
– Что нашла лисичка? (Лисичка нашла скалочку.)
– Где она легла спать? (Она легла спать на лавочку.)
– Куда лисичка спрятала скалочку? (Лисичка спрятала скалочку под лавочку.)
– Подчеркните сочетания -чк-, -чн-. Как они пишутся? (Пишутся без ь.)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Игра:
Кто больше запомнит слов.
Слайд 7
Работа в парах.
– Прочитайте несколько раз, запомните и расскажите соседу эти слова.
Кто быстрее всех читает
И слова запоминает:
мечта, свечка, белочка,
хищник, кончик, стрелочка,
гонщик, птенчик, Зиночка,
сборщик и корзиночка.
– Назовите друг другу эти слова. Проверьте себя. Найдите сочетания, которые пишутся без ь. Обратите внимание на табличку с правописанием.
– Кто больше запомнил слов? Расскажите всем. Какие сочетания пишутся без ь? Придумайте предложение с одним из слов. Самое удачное предложение запишите в тетради. Молодцы!
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
– А теперь напишем выборочный диктант.
– Скажите, пожалуйста, каких зимующих птиц вы знаете? К нам в гости прилетела одна из них.
Слайд 3 (синичка)
– Я вам прочитаю стихотворение. Вы из этого стихотворения выпишите слова с сочетаниеми -чк-.
(Один ученик работает у доски.)
Прилетела к нам синичка
Села прямо под окном.
Эту маленькую птичку
С нетерпением мы ждем.
И чтоб ей полегче стало,
Ведь исчезли червячки,
Для нее кусочки сала
Мы повесим на сучки.
– А вы повесили кормушки птицам? Чем вы их подкармливаете?
– Проверка по табличке правописание -чк-. Какие слова вы записали? (Синичка, птичку, червячки, кусочки, сучки.)
– У кого возникли трудности? С чем это связано?
У кого все получилось? Молодцы! Поставьте себе “+”, “?” или “солнышко”.
8. Включение в систему знаний и повторение
– Очень часто слова конечно, нарочно, скучно люди произносят с -чн-, хотя правильное произношение этих слов с -шн-. Сейчас мы с вами потренируемся правильно произносить эти слова на примере одного стихотворения.
Дети произносят вместе с учителем.
Я, конечно, не нарочно
Затолкал кота в буфет.
И, конечно, не нарочно
Съел я килограмм конфет.
И, конечно, не нарочно
Вазу мамину разбил
И уж вовсе не нарочно
На ковёр кисель пролил…
Просто было очень скучно…
Но теперь- то я послушный!
– Какие слова встретились с сочетаниями -чн-? Запомните их произношение и правописание.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке
– Какую цель вы ставили на уроке? (Узнать какие еще сочетания пишутся без ь.)
– Удалось вам достичь поставленной цели?
– Вы довольны своей работой на уроке?
– Давайте ещё раз повторим правило, связанное с этими сочетаниями. Не ставьте мягкий знак между -чк-, -чн-, чтобы не обидеть чванливое ч, лишний раз, придавая ему мягкость. Это, конечно, не закон природы, но правило, и его нужно уважать, чтобы стать грамотным человеком.
10. Домашнее задание
– Напишите по 2 слова с изученными сочетаниями.
4.12.2011
urok.1sept.ru
Согласные звуки. Сочетания букв ЧН, ЧК, ЩН. Видеоурок. Русский язык 2 Класс
На этом уроке мы узнаем, как правильно писать слова с сочетаниями букв ЧК, ЧН, ЩН, поймём, почему мягкий знак не пишется. Проведём речевую разминку, научимся образовывать слова с такими буквосочетаниями и выполним множество интересных заданий.
Речевая разминка
В начале урока проведём речевую разминку:
Ш — всегда шипящий звук.
Шар воздушный сдулся вдруг:
Ш — ш — ш — ш — ш — ш — ш — ш — ш — ш!
На камнях змея шипит:
Ш — ш — ш — ш — ш — ш — ш — ш — ш — ш!
Море Черное шумит:
Ш — ш — ш — ш — ш — ш — ш — ш — ш — ш!
Ж — конечно, звук жужжащий.
Это жук жужжит блестящий:
Ж — ж — ж — ж — ж — ж — ж — ж — ж — ж — ж!
А еще жужжит пила:
Ж — ж — ж — ж — ж — ж — ж — ж — ж — ж — ж!
И летящая пчела:
Ж — ж — ж — ж — ж — ж — ж — ж — ж — ж — ж!
Ч — напомнит этот звук,
Как пускает пар утюг:
Ч — ч — ч — ч — ч — ч — ч — ч — ч — ч — ч — ч!
Как вагончики спешат:
Ч — ч — ч — ч — ч — ч — ч — ч — ч — ч — ч — ч!
Как жалеют малыша:
Ч — ч — ч — ч — ч — ч — ч — ч — ч — ч — ч — ч!
Щеткой вещи чищу чисто:
Щ — щ — щ — щ — щ — щ — щ — щ — щ!
Обрывает ветер листья:
Щ — щ — щ — щ — щ — щ — щ — щ — щ!
Щ — метем мы мусор щеткой:
Щ — щ — щ — щ — щ — щ — щ — щ — щ!
Произносим звуки четко:
Ж Ш Ч Щ!
Мы уже знаем, что звуки Ж, Ш, Ч, Щ – согласные. А ещё Ж, Ш, Ч, Щ – шипящие. Шипящие согласные не имеют пары по твёрдости и мягкости. Поэтому звуки Ж и Ш – всегда твёрдые, а звуки Ч и Щ – всегда мягкие. Нам уже знакомы правила: ЖИ-ШИ пиши с буквой И, ЧА-ЩА пиши с буквой А, ЧУ-ЩУ пиши с буквой У. Сегодня мы узнаем об особенности написания буквосочетаний ЧК – ЧН – ЩН.
Особенности написания буквосочетаний ЧК – ЧН – ЩН
В сочетаниях ЧК – ЧН – ЩН мягкий знак не пишется, потому что звуки Ч и Щ всегда мягкие. Их мягкость обозначать не нужно.
Прочтём стихотворение, которое поможет нам запомнить это правило:
Ёлочка и белочка,
Шуточка, минуточка.
Срочный, уличный, ночной,
Точный, шуточный, речной.
Знаем мы наверняка,
Где ЧН, а где ЧК.
Мягкий знак не пишется,
Даже если слышится!
Закрепление знаний на практике
Рассмотрим картинки и назовём предметы. Запишем слова с сочетанием ЧК.
Проверим, что получилось: тучка, синичка, свечка, речка, спичка, печка.
Назовём сказочных героев, в чьих именах есть сочетание ЧК.
Это Красная Шапочка, Дюймовочка, Русалочка. В словах Чиполлино, Буратино, Принцесса сочетания ЧК нет.
Изменим выделенные слова так, чтобы в них появилось сочетание ЧК.
Хищная щука, свежее молоко, рыжая белка, доброе сердце, белая собака, яркая свеча, молодая ветка.
Проверим:
Хищная щучка, свежее молочко, рыжая белочка, доброе сердечко, белая собачка, яркая свечка, молодая веточка.
Подберём к данным словам слова-родственники, отвечающие на вопрос какой? Выделим буквосочетания, которые мы использовали.
Яблоко – ……….пирог;
пшеница – ……хлеб;
огурец – ………сок;
овощи – …… салат;
ночь – ………поезд;
дача – ………сезон;
хищник – ……зверь.
Проверим:
Яблочный пирог
Пшеничный хлеб
Огуречный сок
Овощной салат
Ночной поезд
Дачный сезон
Хищный зверь
Мы использовали буквосочетания ЧН-ЩН.
Спишем, вставляя нужное буквосочетание: мо…ая машина, солне…ый день, то…ая наука, ре…ая вода, пе…ая труба.
Проверим: мощная машина, солнечный день, точная наука, речная вода, печная труба.
Соединим слова в словосочетания.
Мощная суп
изящная зверь
солнечный машина
синичкин день
хищный птенчик
овощной ваза
Проверим, что получилось:
Мощная машина
Изящная ваза
Солнечный день
Синичкин птенчик
Хищный зверь
Овощной суп
На следующем уроке мы узнаем, что одинаковые согласные, которые пишутся в слове подряд, называют удвоенные. Выучим правила их написания и переноса слов с удвоенными согласными.
Список рекомендованной литературы
- Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. – М.: Просвещение, 2012 (http://www.twirpx.com/file/1153023/)
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. – М.: Баласс.
- Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. – М.: Дрофа.
Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет
- Dondokova-tutor.ucoz.ru (Источник).
- Nsportal.ru (Источник).
- Arhschool1.ucoz.ru (Источник).
Рекомендованное домашнее задание
- Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. – М.: Просвещение, 2012. Выполни упр. 114 С. 78, упр. 116 С. 79.
- Подберите к данным словам слова-родственники, отвечающие на вопрос какой? Выделите буквосочетания, которые вы использовали.
Клубника – ……….торт; яблоко – ………повидло; овощи – …… сок; печь – ………труба; столица – ………клиника; жилище – ……комплекс.
- * Используя полученные на уроке знания, придумай загадки, где ответами будут слова с ЧК, ЧН, ЩН.
interneturok.ru
Диктанты: сочетания чк, чн, нч
ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ
Записать и прочитать слова.
Точный, мучной, гаечный, горчичник, сердечный, обычный, скучный, срочный, вечный, молочный, ночной, сочный, девочка, печка, Жучка, привычка, сорочка. (17 слов.)
Птенчик, тушканчик, пончик, венчик, гончая, вагончик, стаканчик, кончик, блинчик, диванчик, точка, ласточка, почка, ручка, бабочка, бочка, дочка, внучка, косточка. (19 слов.)
Записать сочетания слов. Подчеркнуть сочетаниями чн, нч, чк
Срочная работа, точное время, гаечный ключ, сердечная благодарность, обычный день, вечный огонь, прочный мир, солнечный зайчик, пятиконечная звезда. (18 слов.)
Выборочный диктант.
Записать слова с сочетаниями чн, нч.
Бутонов круглые бубенчики
Ещё закрыты и плотны.
Но солнце раскрывает венчики
У колокольчиков весны.
(С. Маршак.)
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
(А. Пушкин.)
Бесконечная дорога,
Убегает лентой вдаль.
(С. Есенин.)
Плутовка к дереву на цыпочках подходит…
(И. Крылов.)
Творческий диктант.
Дописать слова с ласкательным значением.
Кошка — кошечка, собака, белка, ночь, булка, корка, вода, лиса, коза, туча, палка, полка, корзина, носки.
ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ
Отличник, вечный, бабочка, кончик, дочка, привычка, одуванчик, наконечник, строчка, ласточка, мучной, венчик, печка, бубенчик, подсолнечник. молочный, ночной, сочный, точный, срочный, скучный, облачный, мучной.(23 слов.)
Дудочка, точка, косточка, отличный, солнечный, пятиконечный, столичный, сердечный, кофточка, палочка, курочка, собачка, корочка, лисичка, верёвочка, девочка, пачка, скачка, тучка. (19 слова.)
Отличник учёбы, вечная слава, ночная бабочка, ласковая дочка, хорошая привычка, привычные дела, печная труба, сочные ягоды, облачное небо, солнечный день. (20 слов.)
ПОВТОРЕНИЕ: жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн.
Распределить слова по группам: 1) жи-ши, 2) ча-ща, чу-щу, 3) чк-чн.
Чижи, дача, печать, точка, стрижи, моржи, удачный, роща, машины, чаща, шишки, чайка, щука, отличник, молочный, смешить, удочка, малыши, чудак, тучка, дружить, свеча, пища, туча, точный, ворчун, срочный, солнечный.
вернуться к оглавлению»
Моих читателей интересует:
с вами Школа XXI векirina-se.com