Слово и его формы – Форма слова в русском языке – что такое, примеры (2 класс)

Урок по теме «Слово и его формы».

Тема: Слово и его формы.

Цель: в конце урока ученики смогут образовывать по 2 формы одного и того же слова, отличать однокоренные слова от форм слова, смогут подбирать однокоренные слова с учетом значения слова.

. ХОД УРОКА

I. Организационный момент

А) Обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке.

Б) Психологически подготовить учащихся.

II. Актуализация субъектного опыта учащихся

  • «Как образуются слова?» ответ на этот вопрос изобразите на постере.

  • Стратегия «Горячий стул»: из каждой группы выходит по одному человеку, садятся на стулья и отвечают на вопросы противоположных групп.

III.Формирование новых понятий и способов действия

Работа с карточкой

Ученые, изобретатели, инженеры склонились над чертежами и моделями. Сейчас они определят, кто из участников конкурса станет победителем. Член жюри с удивлением глядит на папку с документами. На ней написано: «Выполнено школьниками — участниками кружка юных техников». 

«Забавляются ребята»,- думает кое-кто из ученых. «Но раз работа прислана, ее необходимо рассмотреть». И тут происходит неожиданное. Построенная ребячьими руками машина всеми признается весьма ценной: она сделана по последнему слову техники, удобна, экономична. И комиссия с радостью присуждает ребятам премию. 
В школах, домах и дворцах школьников, на станциях юных техников трудится целая армия школьников-изобретателей. 
Юные техники своими руками строят маленькие, управляемые по радио корабли, автомобили, моделисты мастерят действующие модели спутников и ракет, самолетов и тепловозов, горных комбайнов и железных дорог и многое-многое другое. 
Все чаще можно теперь услышать: «Эта школа построена при участии ребят, которые теперь в ней учатся», «Этот грузовик отремонтирован ребятами, которые сами его водят», «Этот школьный химический кабинет оборудован учениками, которые сами в нем и занимаются». 
Занимаясь в кружках, ребята в дальнейшем становятся слесарями и машинистами, шоферами и строителями, летчиками и моряками. 
От моделей — к настоящим машинам, от игрушечных спутников и ракет – к настоящим спутникам и ракетам – таков путь юных техников. 
Словом, как говорил когда-то один писатель, лозунг юных техников таков: «Сегодня — из палок, завтра – из палок! Сегодня – из картона, завтра — из бетона!»

За что присуждена премия школьникам?

— Что делают юные изобретатели своими руками?

— Кем в дальнейшем становятся эти ребята?

— Каков лозунг юных техников?

— Найдите в тексте однокоренные слова и выделите основу.

— Школа, школьниками, школьный — однокоренные слова. У них разное лексическое значение (здание, ученик, признак предмета), разные основы, но один корень

.

— Что вы можете сказать о выделенных словах модели, моделями, моделей?

— Чем различаются данные слова?

Посмотрите на себя, на вас сегодня костюм, а завтра вы придёте в другой одежде. Вы изменитесь, станете другими людьми или измените только форму одежды?

Вот и слова имеют формы.

Вывод: Однокоренные слова имеют разное лексическое значение и основу (лес, лесник, лесной).

Формы одного и того же слова имеют одно лексическое значение, но разные окончания (лес, лесом, лесу)

.

IV. Применение приобретенных знаний. Формирование умений и навыков

А) Игра «Найди лишнее слово»

  1. Море, морской, морем, по морю

  2. Ходили, ходы, ходом, ход

  3. Земля, земляной, заземлить, о земле

Б) Письменно упражнение №52:

I вариант: выпишите однокоренные слова

II вариант: выпишите формы одного и того же слова.

Физминутка

Г) Упр. 53. + работа со словарными словами

V. Рефлексия

Прием «Светофор»

  • Вы поняли тему урока?

  • Можете сами подбирать однокоренные слова?

  • Дом, дома, дому – это однокоренные слова?

  • У форм слов разные окончания?

VI. Подведение итога урока

VII. Домашнее задание

Параграф 69, упр.54, упр. 55.

infourok.ru

Форма слова — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Фо́рма сло́ва — морфологическая разновидность слова, несущая комплекс тех или иных значений присущих данной части речи грамматических категорий

[1]; совокупность морфологических и фонологических характеристик слова (формальных показателей, в том числе нулевых[1]), указывающих на его грамматическое значение[2] — принадлежность к определённым грамматическим категориям. Так, состав морфем рус. учи-тель-ниц-а указывает на принадлежность данной формы к существительным женского рода и выражаемые ею значения именительного падежа и единственного числа.

Термин «форма слова» может употребляться как по отношению к конкретному слову (словоформе), так и по отношению к классу грамматических форм с одинаковым грамматическим значением, представленных в разных словах (так, рус. пишите, идите, сделайте все являются глагольными формами повелительного наклонения множественного числа). Форма слова (в обобщённом значении), будучи противопоставленной другим формам с однородным грамматическим значением, образует морфологическую категорию[1]; так, ряды форм единственного и множественного числа образуют морфологическую категорию числа.

Система форм данного слова называется его парадигмой[1].

Понятие формы слова возникло в работах представителей формально-морфологического подхода к языку, в частности Ф. Ф. Фортунатова, понимавшего форму как членимость слова на морфемы, позволяющую определить его грамматическое значение[2].

Несвободность форм[править | править код]

В русском языке есть определённая категория форм слова, у которых наблюдаются неполнота парадигмы и затруднительность у носителя эти формы образовать. Примером форм, называемых несвободными, могут служить такие слова как:

  • кочерга́кочерёг
  • писа́тьпиша́
  • кра́стькрадо́мый

Несвободные формы, хоть и труднообразуемы и не всегда присутствуют во всех словарях, однако их существование признано нормативными. Зализняк в своём словаре приводит их полный список и признаёт их право на существование.

Супплетивы[править | править код]

В языке также могут присутствовать слова, формы которых имеют разные корни (например, иду — шёл). Такие формы называются супплетивными[3].

ru.wikipedia.org

Формы слова и однокоренные слова. Образование формы слова

Тема однокоренных слов детьми воспринимается без особых проблем, но проблема возникает, когда требуется разграничить понятия однокоренные слова и форма слова. В чем же различие однокоренных слов и формы одного и того же слова. Разберемся.

Образование форм слова

В русском языке слова в составе словосочетаний в предложении связаны друг с другом с помощью окончаний.

Прочитайте предложения:

Маша рисовала синей краской.
Дети рисовали синими красками.
Витя рисовал синюю бабочку.

Во всех примерах глагол рисовать обозначает одно и то же действие, прилагательное 

синий — один и тот же цвет, а существительное краска — один и тот же предмет.

Это значит, что их лексическое значение не изменилось.

Но в этих словах разные окончания, значит формы этих слов разные. Существительные, прилагательные, глаголы связаны друг с другом в предложении с помощью окончаний.

Окончания образуют форму слова.

Окончание — формообразующая морфема. Такие морфемы позволяют изменить слово, а не образуют новые слова. Окончание служит для связи слов в предложении и образует формы слова. Окончание может выражать грамматические значения числа, падежа, рода и лица.

Правила и примеры образования форм слова

Форма существительных образуется с помощью числа и падежа. Примеры: карандаш, карандаши, карандашу, о карандаше…
Форма слова изменяется под влиянием падежа (именительного, родительного, дательного, винительного, творительного и предложного), в котором оно используется, или числа (единственного или множественного). Другими словами, склоняется.

Форма прилагательных образуется с помощью числа, падежа и рода. Примеры: красный, красные, красную, красная…

Форма глаголов образуется с помощью числа и лица в наст./буд. времени (рисую, рисуешь, рисуют) и с помощью числа и рода в прош. времени (рисовала, рисовал, рисовали).
Глагол изменяет окончание в зависимости от лица (первого, второго и третьего) и числа (единственного или множественного), в которых он употребляется, то есть спрягается.

Сравнивая формы одного и того же слова, мы выделяем его основу и окончание. Основа будет одинаковой, а окончания — разными.

Сосн[а], сосн[Ы], сОсн[ы], сосн[е], сосн[ой], о сосн[е].

Важно понять, что слово фактически одно и то же, его лексический смысл не изменился, а свою грамматическую «одежду» оно меняет при каждом использовании в зависимости от речевой ситуации.

Есть формы слов, в которых окончания не выражены звуками. Такие окончания называются нулевыми. Примеры: подоконник□, (много) книг□, окон□ мамин□, лисий□, лежал□, облокотил(□)ся.

 Наречия  (слева, сверху, здесь) не изменяются,  то есть имеют только одну форму. Не изменяются служебные слова (и, под, в, же) и междометия (ну, ах). Такие слова не имеют окончаний.

Формообразующие суффиксы

Для образования некоторых форм глаголов используются особые суффиксы. Эти формообразующие суффиксы показывают, что слово изменяет свою форму, а не лексическое значение, и выражают грамматическое значение слова.

Формообразующие суффиксы: суффиксы прошедшего времени -л-: плавал, несла, цвели; инфинитива (суффиксы неопределённой формы) -ть, -ти : плавать, нести, цвести.

В школьной программе эти суффиксы некоторые учителя некорректно выделяют как окончания.

При формообразовании лексическое значение слова сохраняется, а изменяется форма слова и его грамматическое значение (книга, книге, книгу и т. п; читал, читаю и буду читать).

Однокоренные слова

Дом (строение), домашний (находящийся дома), бездомный (не имеющий дома), домовитый (хозяйственный) — это родственные слова, у них у всех корень -дом-, но лексическое значение слов (оно приведено в скобках) разное. Это однокоренные слова.

Однокоренные слова — это слова родственные, с одним корнем, но разные по своему лексическому значению.

Корень слова — это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных (родственных) слов. Однокоренные слова образуются при помощи приставок и суффиксов.  Приставка — это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов. Например: жарить — пережарить (приставка ПЕРЕ-), поджарить (приставка ПОД-). Суффикс — это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов. Например: трава — травка (суффикс -К-), травинка (суффикс -ИНК-), травушка (суффикс -УШК-).

Пример:

Старшина почувствовал сильную боль в груди. Его болезнь прогрессировала. Больному срочно требовалось лекарство. Все палаты в больнице были заполнены пациентами. Болельщики «Спартака» отличаются неспортивным поведением на трибунах. Врач назначил мне обезболивающее. Дезинфицирующие средства убивают болезнетворные бактерии.

Здесь разные слова с одним и тем же корнем -боль-, но с разным лексическим значением.

Применение приставок и суффиксов позволяет образовывать ветви слов с одним и тем же корнем. Эти слова и называются однокоренными. При словообразовании образуется новое слово с новым лексическим значением.

Все на самом деле просто:

1. Общим элементом для формы слова и однокоренных слов является их корень.
2. Формы слова – это формы одного и того же слова, а однокоренные слова – это разные слова.
3. Форма слова может меняться, сохраняя смысл, а в однокоренных же словах меняется смысл.

Надеемся, что теперь и вы разобрались в этой теме на «отлично». Потренируемся?

Задания для самопроверки:

Запиши в один столбик однокоренные слова, а в другой — формы одного и того же слова. Выдели основу и окончание в каждом слове.

1)   Под сосной, о сосне, сосенка, сосновый, сосняк, сОсны. 

Ответ:

Сосна (однокоренные слова):  сосенк[а], соснов[ый], сосняк[].
Сосна (формы слова): под сосн[ой], о сосн[е], сОсн[ы].

2)   Играть, в игре, до игры, игрушки, игрушечный, игрок.

Ответ:

Игра  (однокоренные слова): игра/ть\, игрушк[и], игрушечн[ый], игрок[].
Игра (формы слова):  в игр[е], до игр[ы].

3)    Стрела, стрелы, без стрелы, стрелок, стрелять, к стреле, перестрелка, со стрелой, о стреле.

Ответ:

Стрела (однокоренные слова):  стрелок[], стреля/ть\, перестрелк[а].
Стрела (формы слова): стрел[ы], без стрел[ы], к стрел[е], со стрел[ой], о стрел[е]. 

7gy.ru

Слово и его формы — русский язык, уроки


Слово и его формы

Цель: сформировать представление учащихся о различии форм слова и родственных слов.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Какие интересные выражения вы написали в тетради?

– Что обозначает выражение «знать на зубок»? (Превосходно выучить что-либо.)

– Вы должны знать на зубок, как решать орфографические задачи, поэтому запишем орфографическую минутку.

III. Орфографическая минутка.

Варенье, волчата, скворцы, горняк, дочурка, жарища, горняки, козлёнок, конюшня.

– Какие части речи встретились? Какие орфографические задачи решали? Что можете сказать о словах горняк, горняки? Измените слово по вопросам. Что меняется? (Окончание.)

Вывод: если у слова меняется только окончание, то это формы одного слова.

IV. Актуализация опорных знаний.

1. Выполнение упр. 147.

– Можно ли сказать, что в каждом столбике записаны разные слова?

– Какие выводы подтверждаются правилом на с. 49?

– Для чего нам нужно знать о слове – форма это или родственное слово? Не знаете? Значит, это и будет темой нашего урока.

2. Запись на доске:

звезда звёздочка о звезде

звёзды звёздный звездочёт

звездопад звезду

– У каких слов меняется только окончание? Напишите в 1-й столбик формы слова, во 2-й – родственные слова.

– Найдите начальную форму этого слова.

– Как проверить безударную гласную в этом слове? (Можно формой слова, а можно родственным словом.)

3. Выполнение упр. 149.

– Выделите части слова, которыми различаются слова. С помощью каких частей слова образовались родственные слова?

V. Закрепление пройденного материала.

1. Игра «Горка».

– Образуйте с помощью корня родственные слова.

2. Задание по вариантам:

вариант 1 – образовать формы слова;

вариант 2 – образовать родственные слова от слова «мороз».

3. Самостоятельная работа.

– Составьте небольшой рассказ на данную тему, используя опорные слова.

Рыбалка

Мальчики, озеро, рыбачить, закинули, удочки, выдернули, рыбка, рыболовы.

VI. Итог урока.

– В вашем рассказе встретились родственные слова или формы одного и того же слова? Чем они отличаются?

Домашнее задание: упр. 152.

– Не забудьте, как выполняется звукобуквенный анализ слов. Если забыли, обратитесь к памятке на с. 132 учебника.

kopilkaurokov.ru

Форма слова — это… Что такое Форма слова?

У этого термина существуют и другие значения, см. Словоформа.

Фо́рма сло́ва — морфологическая разновидность слова, несущая комплекс тех или иных значений присущих данной части речи грамматических категорий[1]; совокупность морфологических и фонологических характеристик слова (формальных показателей, в том числе нулевых[1]), указывающих на его грамматическое значение[2] — принадлежность к определённым грамматическим категориям. Так, состав морфем рус. учи-тель-ниц-а указывает на принадлежность данной формы к существительным женского рода и выражаемые ею значения именительного падежа и единственного числа.

Термин «форма слова» может употребляться как по отношению к конкретному слову (словоформе), так и по отношению к классу грамматических форм с одинаковым грамматическим значением, представленных в разных словах (так, рус. пишите, идите, сделайте все являются глагольными формами повелительного наклонения множественного числа). Форма слова (в обобщённом значении), будучи противопоставленной другим формам с однородным грамматическим значением, образует морфологическую категорию[1]; так, ряды форм единственного и множественного числа образуют морфологическую категорию числа.

Система форм данного слова называется его парадигмой[1].

История понятия

Понятие формы слова возникло в работах представителей формально-морфологического подхода к языку, в частности Ф. Ф. Фортунатова, понимавшего форму как членимость слова на морфемы, позволяющую определить его грамматическое значение[2].

Особенности форм слова

Несвободность форм

Основная статья: Несвободные формы

В русском языке есть определённая категория форм слова, у которых наблюдаются неполнота парадигмы и затруднительность у носителя эти формы образовать. Примером форм, называемых несвободными, могут служить такие слова как:

  • кочерга́кочерёг
  • писа́тьпиша́
  • кра́стькрадо́мый

Несвободные формы, хоть и труднообразуемы и не всегда присутствуют во всех словарях, однако их существование признано нормативными. Зализняк в своём словаре приводит их полный список и признаёт их право на существование.

Супплетивы

В языке также могут присутствовать слова, формы которых имеют разные корни (например, иду — шёл). Такие формы называются супплетивными[3].

Примечания

  Морфология
Основные понятияМорфема • Корень • Аффикс: суффикс, префикс (приставка), циркумфикс, инфикс, трансфикс, дисфикс • флексия • Нулевой аффикс • Форматив • Морфемика • Словообразование • Словоизменение • Формообразование • Грамматическая форма • Грамматическое значение • Грамматическая категория: аспект, залог, актантная деривация, время, лицо, наклонение, таксис; определённость, одушевлённость, падеж, согласовательный класс, род, именной класс, число • Граммема • Парадигма • Лексема • Словоформа • Часть речи
ПерсоналииФ. Ф. Фортунатов • Дж. Гринберг • И. А. Мельчук • А. А. Зализняк
Связанные темыУровни языка • Грамматика • Синтаксис • Грамматическая семантика • Морфонология • Лингвистическая типология
Фонетика и фонология • Синтаксис • Портал:Лингвистика

dic.academic.ru

Грамматическая форма слова — это… Примеры

Грамматическая фор­ма — это тот вид сло­ва, кото­рый оно при­об­ре­та­ет в резуль­та­те его исполь­зо­ва­ния в речи.

Грамматическая форма и изменяемость слов

Строя свою речь, мы повто­ря­ем одни и те же сло­ва, изме­няя их фор­му в соот­вет­ствии с опре­де­лен­ной ситу­а­ци­ей, с  тем, что мы хотим выра­зить или сооб­щить. Говорящий опе­ри­ру­ет сло­ва­ми, с лег­ко­стью изме­няя их фор­му.

А что такое грам­ма­ти­че­ская фор­ма сло­ва?

Слово име­ет свою зву­ко­вую обо­лоч­ку и смысл, кото­рый обо­зна­чен имен­но этим соче­та­ни­ем зву­ков. Все зна­ют, что набор зву­ков, содер­жа­щих­ся в сло­ве «стол» обо­зна­ча­ет объ­ек­тив­ную реаль­ность дей­стви­тель­но­сти — пред­мет, состо­я­щий из пря­мо­уголь­ной гори­зон­таль­ной крыш­ки на четы­рех ножках-опорах. Эта лек­се­ма назы­ва­ет общее поня­тие, некий усред­нен­ный пред­мет мебе­ли.

Чтобы исполь­зо­вать это сло­во в речи, мы меня­ем его пер­во­на­чаль­ный зву­ко­вой облик на немно­го дру­гой вари­ант, доба­вив к осно­ве сло­ва раз­лич­ные аффик­сы в виде окон­ча­ний. В резуль­та­те воз­мож­ны сооб­ще­ния, име­ю­щие раз­ный смысл, об уже доволь­но кон­крет­ном пред­ме­те:

  • все собра­лись у стола;
  • подой­ди­те к столу;
  • я сижу за столом;
  • меч­таю о новом столе.

Как видим, сло­во «стол» с лег­ко­стью изме­ня­ет свое грам­ма­ти­че­ское выра­же­ние, обо­зна­чен­ное с помо­щью сло­во­из­ме­ни­тель­ной мор­фе­мы — окон­ча­ния. Каждое из этих новых про­яв­ле­ний одной и той же лек­се­мы явля­ет­ся его иной грам­ма­ти­че­ской фор­мой. Важно понять, что сло­во фак­ти­че­ски одно и то же, его лек­си­че­ский смысл не изме­нил­ся, а свою грам­ма­ти­че­скую «одеж­ду» оно меня­ет при каж­дом исполь­зо­ва­нии в зави­си­мо­сти от рече­вой ситу­а­ции.

Каждый вари­ант одно­го и то же сло­ва явля­ет­ся его грам­ма­ти­че­ской фор­мой.

Грамматическая фор­ма — это мате­ри­аль­ный вид, кото­рый при­об­ре­та­ет сло­во при его изме­не­нии.

Грамматическая фор­ма слов тес­но свя­за­на с их изме­не­ни­ем по паде­жам и чис­лам у суще­стви­тель­ных, по паде­жам, чис­лам и родам — у при­ла­га­тель­ных, по лицам, чис­лам, вре­ме­нам — у гла­го­лов и т. д.

Формы — это вари­ан­ты одно­го и того же сло­ва, име­ю­щие одно лек­си­че­ское зна­че­ние, но раз­ли­ча­ю­щи­е­ся сво­им грам­ма­ти­че­ским зна­че­ни­ем.

Понаблюдаем:

  • я сижу, ты сидишь, он сидит;
  • я пою, он пел   , мы будем петь.

Эти фор­мы гла­го­лов «сидеть» и «петь» име­ют тож­де­ствен­ное лек­си­че­ское зна­че­ние, обо­зна­ча­ют один и тот же про­цесс дей­ствия, но отли­ча­ют­ся грам­ма­ти­че­ским зна­че­ни­ем лица, рода, вре­ме­ни.

Грамматические кате­го­рии паде­жа, чис­ла, лица, вре­ме­ни явля­ют­ся инстру­мен­том для обра­зо­ва­ния новой грам­ма­ти­че­ской фор­мы сло­ва.

Средства образования грамматической формы

Уже пона­блю­дав за изме­не­ни­ем лек­се­мы «стол», отме­тим, что в первую оче­редь грам­ма­ти­че­скую фор­му слов раз­ных частей речи обра­зу­ют окон­ча­ния.

Эта сло­во­из­ме­ни­тель­ная мор­фе­ма кар­ди­наль­но не меня­ет смысл сло­ва, кото­рое оста­ет­ся незыб­ле­мым. Окончание при­зва­но изме­нить грам­ма­ти­че­скую фор­му лек­се­мы и обра­зо­вать грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние, напри­мер, рода и чис­ла у при­ла­га­тель­ных:

  • громкий голос;
  • громкая поступь;
  • громкое пение;
  • громкие зву­ки.

Изменяя при­ла­га­тель­ное «свет­лый», мы узна­ем, что

  • эта ком­на­та свет­лее той;
  • здесь наи­ме­нее свет­лый уго­лок;
  • это самый свет­лый отте­нок  крас­ки;
  • этот тон свет­лее всех.

Начальная фор­ма при­ла­га­тель­но­го «свет­лый» изме­ни­лась с помо­щью син­те­ти­че­ски обра­зо­ван­ной про­стой срав­ни­тель­ной сте­пе­ни, состо­я­щей из одно­го сло­ва («свет­лее») и ана­ли­ти­че­ски обра­зо­ван­ных форм сте­пе­ней срав­не­ния — состав­ных форм, обра­зо­ван­ных с помо­щью вспо­мо­га­тель­ных слов «наи­ме­нее», «наи­бо­лее», «самый», «всех».

Активно обра­зу­ют­ся грам­ма­ти­че­ские фор­мы мно­гих слов с помо­щью суф­фик­сов, кото­рые так и назы­ва­ют­ся  — «фор­мо­об­ра­зу­ю­щие суф­фик­сы». Понаблюдаем за обра­зо­ва­ние форм про­шед­ше­го вре­ме­ни гла­го­ла «заду­мать» с помо­щью суф­фик­са -л- и окон­ча­ний:

  • парень заду­мал    ;
  • девуш­ка заду­мала;
  • обще­ство заду­мало;
  • мы заду­мали.

Глагольный фор­мы при­ча­стий и дее­при­ча­стий обра­зу­ют­ся так­же с помо­щью суф­фик­сов:

  • запи­сать — запи­савший, запи­санный, запи­сав;
  • кле­ить — клеящий, клеивший,  клеив.

Итог

Грамматическая фор­ма сло­ва — это одно и то же сло­во, высту­па­ю­щее в ином виде в свя­зи с его упо­треб­ле­ни­ем в речи и целью выска­зы­ва­ния. Грамматические фор­мы свя­за­ны с изме­не­ни­ем слов по паде­жам, чис­лам, лицам и дру­гим грам­ма­ти­че­ским кате­го­ри­ям. Грамматические фор­мы слов раз­ных частей речи изу­ча­ет линг­ви­сти­че­ская нау­ка мор­фо­ло­гия.

Чтобы лег­ко ори­ен­ти­ро­вать­ся в мно­го­об­ра­зии грам­ма­ти­че­ских форм слов рус­ско­го язы­ка, изу­ча­ем части речи и их грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки.

Видеоурок «Нормы образования грамматических форм»

russkiiyazyk.ru

Форма слова — это… Что такое Форма слова?

У этого термина существуют и другие значения, см. Словоформа.

Фо́рма сло́ва — морфологическая разновидность слова, несущая комплекс тех или иных значений присущих данной части речи грамматических категорий[1]; совокупность морфологических и фонологических характеристик слова (формальных показателей, в том числе нулевых[1]), указывающих на его грамматическое значение[2] — принадлежность к определённым грамматическим категориям. Так, состав морфем рус. учи-тель-ниц-а указывает на принадлежность данной формы к существительным женского рода и выражаемые ею значения именительного падежа и единственного числа.

Термин «форма слова» может употребляться как по отношению к конкретному слову (словоформе), так и по отношению к классу грамматических форм с одинаковым грамматическим значением, представленных в разных словах (так, рус. пишите, идите, сделайте все являются глагольными формами повелительного наклонения множественного числа). Форма слова (в обобщённом значении), будучи противопоставленной другим формам с однородным грамматическим значением, образует морфологическую категорию[1]; так, ряды форм единственного и множественного числа образуют морфологическую категорию числа.

Система форм данного слова называется его парадигмой[1].

История понятия

Понятие формы слова возникло в работах представителей формально-морфологического подхода к языку, в частности Ф. Ф. Фортунатова, понимавшего форму как членимость слова на морфемы, позволяющую определить его грамматическое значение[2].

Особенности форм слова

Несвободность форм

Основная статья: Несвободные формы

В русском языке есть определённая категория форм слова, у которых наблюдаются неполнота парадигмы и затруднительность у носителя эти формы образовать. Примером форм, называемых несвободными, могут служить такие слова как:

  • кочерга́кочерёг
  • писа́тьпиша́
  • кра́стькрадо́мый

Несвободные формы, хоть и труднообразуемы и не всегда присутствуют во всех словарях, однако их существование признано нормативными. Зализняк в своём словаре приводит их полный список и признаёт их право на существование.

Супплетивы

В языке также могут присутствовать слова, формы которых имеют разные корни (например, иду — шёл). Такие формы называются супплетивными[3].

Примечания

  Морфология
Основные понятияМорфема • Корень • Аффикс: суффикс, префикс (приставка), циркумфикс, инфикс, трансфикс, дисфикс • флексия • Нулевой аффикс • Форматив • Морфемика • Словообразование • Словоизменение • Формообразование • Грамматическая форма • Грамматическое значение • Грамматическая категория: аспект, залог, актантная деривация, время, лицо, наклонение, таксис; определённость, одушевлённость, падеж, согласовательный класс, род, именной класс, число • Граммема • Парадигма • Лексема • Словоформа • Часть речи
ПерсоналииФ. Ф. Фортунатов • Дж. Гринберг • И. А. Мельчук • А. А. Зализняк
Связанные темыУровни языка • Грамматика • Синтаксис • Грамматическая семантика • Морфонология • Лингвистическая типология
Фонетика и фонология • Синтаксис • Портал:Лингвистика

dal.academic.ru

0 comments on “Слово и его формы – Форма слова в русском языке – что такое, примеры (2 класс)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *