Урок по теме «Слово и его формы».
Тема: Слово и его формы.
Цель: в конце урока ученики смогут образовывать по 2 формы одного и того же слова, отличать однокоренные слова от форм слова, смогут подбирать однокоренные слова с учетом значения слова.
. ХОД УРОКА
I. Организационный момент
А) Обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке.
Б) Психологически подготовить учащихся.
II. Актуализация субъектного опыта учащихся
«Как образуются слова?» ответ на этот вопрос изобразите на постере.
Стратегия «Горячий стул»: из каждой группы выходит по одному человеку, садятся на стулья и отвечают на вопросы противоположных групп.
III.Формирование новых понятий и способов действия
Работа с карточкой
Ученые, изобретатели, инженеры склонились над чертежами и моделями. Сейчас они определят, кто из участников конкурса станет победителем. Член жюри с удивлением глядит на папку с документами. На ней написано: «Выполнено школьниками — участниками кружка юных техников».
В школах, домах и дворцах школьников, на станциях юных техников трудится целая армия школьников-изобретателей.
Юные техники своими руками строят маленькие, управляемые по радио корабли, автомобили, моделисты мастерят действующие модели спутников и ракет, самолетов и тепловозов, горных комбайнов и железных дорог и многое-многое другое.
Все чаще можно теперь услышать: «Эта школа построена при участии ребят, которые теперь в ней учатся», «Этот грузовик отремонтирован ребятами, которые сами его водят», «Этот школьный химический кабинет оборудован учениками, которые сами в нем и занимаются».
Занимаясь в кружках, ребята в дальнейшем становятся слесарями и машинистами, шоферами и строителями, летчиками и моряками.
От моделей — к настоящим машинам, от игрушечных спутников и ракет – к настоящим спутникам и ракетам – таков путь юных техников.
Словом, как говорил когда-то один писатель, лозунг юных техников таков: «Сегодня — из палок, завтра – из палок! Сегодня – из картона, завтра — из бетона!»
— За что присуждена премия школьникам?
— Что делают юные изобретатели своими руками?
— Кем в дальнейшем становятся эти ребята?
— Каков лозунг юных техников?
— Найдите в тексте однокоренные слова и выделите основу.
— Школа, школьниками, школьный — однокоренные слова. У них разное лексическое значение (здание, ученик, признак предмета), разные основы, но один корень
— Что вы можете сказать о выделенных словах модели, моделями, моделей?
— Чем различаются данные слова?
Посмотрите на себя, на вас сегодня костюм, а завтра вы придёте в другой одежде. Вы изменитесь, станете другими людьми или измените только форму одежды?
Вот и слова имеют формы.
Вывод: Однокоренные слова имеют разное лексическое значение и основу (лес, лесник, лесной).
Формы одного и того же слова имеют одно лексическое значение, но разные окончания (лес, лесом, лесу)
.
IV. Применение приобретенных знаний. Формирование умений и навыков
А) Игра «Найди лишнее слово»
Море, морской, морем, по морю
Ходили, ходы, ходом, ход
Земля, земляной, заземлить, о земле
Б) Письменно упражнение №52:
I вариант: выпишите однокоренные слова
II вариант: выпишите формы одного и того же слова.
Физминутка
Г) Упр. 53. + работа со словарными словами
V. Рефлексия
Прием «Светофор»
Вы поняли тему урока?
Можете сами подбирать однокоренные слова?
Дом, дома, дому – это однокоренные слова?
У форм слов разные окончания?
VI. Подведение итога урока
VII. Домашнее задание
Параграф 69, упр.54, упр. 55.
infourok.ru
Форма слова — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Фо́рма сло́ва — морфологическая разновидность слова, несущая комплекс тех или иных значений присущих данной части речи грамматических категорий
Термин «форма слова» может употребляться как по отношению к конкретному слову (словоформе), так и по отношению к классу грамматических форм с одинаковым грамматическим значением, представленных в разных словах (так, рус. пишите, идите, сделайте все являются глагольными формами повелительного наклонения множественного числа). Форма слова (в обобщённом значении), будучи противопоставленной другим формам с однородным грамматическим значением, образует морфологическую категорию[1]; так, ряды форм единственного и множественного числа образуют морфологическую категорию числа.
Система форм данного слова называется его парадигмой[1].
Понятие формы слова возникло в работах представителей формально-морфологического подхода к языку, в частности Ф. Ф. Фортунатова, понимавшего форму как членимость слова на морфемы, позволяющую определить его грамматическое значение[2].
Несвободность форм[править | править код]
В русском языке есть определённая категория форм слова, у которых наблюдаются неполнота парадигмы и затруднительность у носителя эти формы образовать. Примером форм, называемых несвободными, могут служить такие слова как:
- кочерга́ — кочерёг
- писа́ть — пиша́
- кра́сть — крадо́мый
Несвободные формы, хоть и труднообразуемы и не всегда присутствуют во всех словарях, однако их существование признано нормативными. Зализняк в своём словаре приводит их полный список и признаёт их право на существование.
Супплетивы[править | править код]
В языке также могут присутствовать слова, формы которых имеют разные корни (например, иду — шёл). Такие формы называются супплетивными[3].
ru.wikipedia.org
Формы слова и однокоренные слова. Образование формы слова
Тема однокоренных слов детьми воспринимается без особых проблем, но проблема возникает, когда требуется разграничить понятия однокоренные слова и форма слова. В чем же различие однокоренных слов и формы одного и того же слова. Разберемся.
Образование форм слова
В русском языке слова в составе словосочетаний в предложении связаны друг с другом с помощью окончаний.
Прочитайте предложения:
Маша рисовала синей краской.
Дети рисовали синими красками.
Витя рисовал синюю бабочку.
Во всех примерах глагол рисовать обозначает одно и то же действие, прилагательное синий — один и тот же цвет, а существительное краска — один и тот же предмет.
Это значит, что их лексическое значение не изменилось.
Но в этих словах разные окончания, значит формы этих слов разные. Существительные, прилагательные, глаголы связаны друг с другом в предложении с помощью окончаний.
Окончания образуют форму слова.
Окончание — формообразующая морфема. Такие морфемы позволяют изменить слово, а не образуют новые слова. Окончание служит для связи слов в предложении и образует формы слова. Окончание может выражать грамматические значения числа, падежа, рода и лица.
Правила и примеры образования форм слова
Форма существительных образуется с помощью числа и падежа. Примеры: карандаш, карандаши, карандашу, о карандаше…
Форма слова изменяется под влиянием падежа (именительного, родительного, дательного, винительного, творительного и предложного), в котором оно используется, или числа (единственного или множественного). Другими словами, склоняется.
Форма прилагательных образуется с помощью числа, падежа и рода. Примеры: красный, красные, красную, красная…
Форма глаголов образуется с помощью числа и лица в наст./буд. времени (рисую, рисуешь, рисуют) и с помощью числа и рода в прош. времени (рисовала, рисовал, рисовали).
Глагол изменяет окончание в зависимости от лица (первого, второго и третьего) и числа (единственного или множественного), в которых он употребляется, то есть спрягается.
Сравнивая формы одного и того же слова, мы выделяем его основу и окончание. Основа будет одинаковой, а окончания — разными.
Сосн[а], сосн[Ы], сОсн[ы], сосн[е], сосн[ой], о сосн[е].
Важно понять, что слово фактически одно и то же, его лексический смысл не изменился, а свою грамматическую «одежду» оно меняет при каждом использовании в зависимости от речевой ситуации.
Есть формы слов, в которых окончания не выражены звуками. Такие окончания называются нулевыми. Примеры: подоконник□, (много) книг□, окон□ мамин□, лисий□, лежал□, облокотил(□)ся.
Наречия (слева, сверху, здесь) не изменяются, то есть имеют только одну форму. Не изменяются служебные слова (и, под, в, же) и междометия (ну, ах). Такие слова не имеют окончаний.
Формообразующие суффиксы
Для образования некоторых форм глаголов используются особые суффиксы. Эти формообразующие суффиксы показывают, что слово изменяет свою форму, а не лексическое значение, и выражают грамматическое значение слова.
Формообразующие суффиксы: суффиксы прошедшего времени -л-: плавал, несла, цвели; инфинитива (суффиксы неопределённой формы) -ть, -ти : плавать, нести, цвести.
В школьной программе эти суффиксы некоторые учителя некорректно выделяют как окончания.
При формообразовании лексическое значение слова сохраняется, а изменяется форма слова и его грамматическое значение (книга, книге, книгу и т. п; читал, читаю и буду читать).
Однокоренные слова
Дом (строение), домашний (находящийся дома), бездомный (не имеющий дома), домовитый (хозяйственный) — это родственные слова, у них у всех корень -дом-, но лексическое значение слов (оно приведено в скобках) разное. Это однокоренные слова.
Однокоренные слова — это слова родственные, с одним корнем, но разные по своему лексическому значению.
Корень слова — это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных (родственных) слов. Однокоренные слова образуются при помощи приставок и суффиксов. Приставка — это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов. Например: жарить — пережарить (приставка ПЕРЕ-), поджарить (приставка ПОД-). Суффикс — это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов. Например: трава — травка (суффикс -К-), травинка (суффикс -ИНК-), травушка (суффикс -УШК-).
Пример:
Старшина почувствовал сильную боль в груди. Его болезнь прогрессировала. Больному срочно требовалось лекарство. Все палаты в больнице были заполнены пациентами. Болельщики «Спартака» отличаются неспортивным поведением на трибунах. Врач назначил мне обезболивающее. Дезинфицирующие средства убивают болезнетворные бактерии.
Здесь разные слова с одним и тем же корнем -боль-, но с разным лексическим значением.
Применение приставок и суффиксов позволяет образовывать ветви слов с одним и тем же корнем. Эти слова и называются однокоренными. При словообразовании образуется новое слово с новым лексическим значением.
Все на самом деле просто:
1. Общим элементом для формы слова и однокоренных слов является их корень.
2. Формы слова – это формы одного и того же слова, а однокоренные слова – это разные слова.
3. Форма слова может меняться, сохраняя смысл, а в однокоренных же словах меняется смысл.
Надеемся, что теперь и вы разобрались в этой теме на «отлично». Потренируемся?
Задания для самопроверки:
Запиши в один столбик однокоренные слова, а в другой — формы одного и того же слова. Выдели основу и окончание в каждом слове.
1) Под сосной, о сосне, сосенка, сосновый, сосняк, сОсны.
Ответ:
Сосна (однокоренные слова): сосенк[а], соснов[ый], сосняк[].
Сосна (формы слова): под сосн[ой], о сосн[е], сОсн[ы].
2) Играть, в игре, до игры, игрушки, игрушечный, игрок.
Ответ:
Игра (однокоренные слова): игра/ть\, игрушк[и], игрушечн[ый], игрок[].
Игра (формы слова): в игр[е], до игр[ы].
3) Стрела, стрелы, без стрелы, стрелок, стрелять, к стреле, перестрелка, со стрелой, о стреле.
Ответ:
Стрела (однокоренные слова): стрелок[], стреля/ть\, перестрелк[а].
Стрела (формы слова): стрел[ы], без стрел[ы], к стрел[е], со стрел[ой], о стрел[е].
7gy.ru
Слово и его формы — русский язык, уроки
Слово и его формы
Цель: сформировать представление учащихся о различии форм слова и родственных слов.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Какие интересные выражения вы написали в тетради?
– Что обозначает выражение «знать на зубок»? (Превосходно выучить что-либо.)
– Вы должны знать на зубок, как решать орфографические задачи, поэтому запишем орфографическую минутку.
III. Орфографическая минутка.
Варенье, волчата, скворцы, горняк, дочурка, жарища, горняки, козлёнок, конюшня.
– Какие части речи встретились? Какие орфографические задачи решали? Что можете сказать о словах горняк, горняки? Измените слово по вопросам. Что меняется? (Окончание.)
Вывод: если у слова меняется только окончание, то это формы одного слова.
IV. Актуализация опорных знаний.
1. Выполнение упр. 147.
– Можно ли сказать, что в каждом столбике записаны разные слова?
– Какие выводы подтверждаются правилом на с. 49?
– Для чего нам нужно знать о слове – форма это или родственное слово? Не знаете? Значит, это и будет темой нашего урока.
2. Запись на доске:
звезда звёздочка о звезде
звёзды звёздный звездочёт
звездопад звезду
– У каких слов меняется только окончание? Напишите в 1-й столбик формы слова, во 2-й – родственные слова.
– Найдите начальную форму этого слова.
– Как проверить безударную гласную в этом слове? (Можно формой слова, а можно родственным словом.)
3. Выполнение упр. 149.
– Выделите части слова, которыми различаются слова. С помощью каких частей слова образовались родственные слова?
V. Закрепление пройденного материала.
1. Игра «Горка».
– Образуйте с помощью корня родственные слова.
2. Задание по вариантам:
вариант 1 – образовать формы слова;
вариант 2 – образовать родственные слова от слова «мороз».
3. Самостоятельная работа.
– Составьте небольшой рассказ на данную тему, используя опорные слова.
Рыбалка
Мальчики, озеро, рыбачить, закинули, удочки, выдернули, рыбка, рыболовы.
VI. Итог урока.
– В вашем рассказе встретились родственные слова или формы одного и того же слова? Чем они отличаются?
Домашнее задание: упр. 152.
– Не забудьте, как выполняется звукобуквенный анализ слов. Если забыли, обратитесь к памятке на с. 132 учебника.
kopilkaurokov.ru
Форма слова — это… Что такое Форма слова?
У этого термина существуют и другие значения, см. Словоформа.Фо́рма сло́ва — морфологическая разновидность слова, несущая комплекс тех или иных значений присущих данной части речи грамматических категорий[1]; совокупность морфологических и фонологических характеристик слова (формальных показателей, в том числе нулевых[1]), указывающих на его грамматическое значение[2] — принадлежность к определённым грамматическим категориям. Так, состав морфем рус. учи-тель-ниц-а указывает на принадлежность данной формы к существительным женского рода и выражаемые ею значения именительного падежа и единственного числа.
Термин «форма слова» может употребляться как по отношению к конкретному слову (словоформе), так и по отношению к классу грамматических форм с одинаковым грамматическим значением, представленных в разных словах (так, рус. пишите, идите, сделайте все являются глагольными формами повелительного наклонения множественного числа). Форма слова (в обобщённом значении), будучи противопоставленной другим формам с однородным грамматическим значением, образует морфологическую категорию[1]; так, ряды форм единственного и множественного числа образуют морфологическую категорию числа.
Система форм данного слова называется его парадигмой[1].
История понятия
Понятие формы слова возникло в работах представителей формально-морфологического подхода к языку, в частности Ф. Ф. Фортунатова, понимавшего форму как членимость слова на морфемы, позволяющую определить его грамматическое значение[2].
Особенности форм слова
Несвободность форм
Основная статья: Несвободные формы
В русском языке есть определённая категория форм слова, у которых наблюдаются неполнота парадигмы и затруднительность у носителя эти формы образовать. Примером форм, называемых несвободными, могут служить такие слова как:
- кочерга́ — кочерёг
- писа́ть — пиша́
- кра́сть — крадо́мый
Несвободные формы, хоть и труднообразуемы и не всегда присутствуют во всех словарях, однако их существование признано нормативными. Зализняк в своём словаре приводит их полный список и признаёт их право на существование.
Супплетивы
В языке также могут присутствовать слова, формы которых имеют разные корни (например, иду — шёл). Такие формы называются супплетивными[3].
Примечания
Морфология | |
---|---|
Основные понятия | Морфема • Корень • Аффикс: суффикс, префикс (приставка), циркумфикс, инфикс, трансфикс, дисфикс • флексия • Нулевой аффикс • Форматив • Морфемика • Словообразование • Словоизменение • Формообразование • Грамматическая форма • Грамматическое значение • Грамматическая категория: аспект, залог, актантная деривация, время, лицо, наклонение, таксис; определённость, одушевлённость, падеж, согласовательный класс, род, именной класс, число • Граммема • Парадигма • Лексема • Словоформа • Часть речи |
Персоналии | Ф. Ф. Фортунатов • Дж. Гринберг • И. А. Мельчук • А. А. Зализняк |
Связанные темы | Уровни языка • Грамматика • Синтаксис • Грамматическая семантика • Морфонология • Лингвистическая типология |
Фонетика и фонология • Синтаксис • Портал:Лингвистика |
dic.academic.ru
Грамматическая форма слова — это… Примеры
Грамматическая форма — это тот вид слова, который оно приобретает в результате его использования в речи.
Грамматическая форма и изменяемость слов
Строя свою речь, мы повторяем одни и те же слова, изменяя их форму в соответствии с определенной ситуацией, с тем, что мы хотим выразить или сообщить. Говорящий оперирует словами, с легкостью изменяя их форму.
А что такое грамматическая форма слова?
Слово имеет свою звуковую оболочку и смысл, который обозначен именно этим сочетанием звуков. Все знают, что набор звуков, содержащихся в слове «стол» обозначает объективную реальность действительности — предмет, состоящий из прямоугольной горизонтальной крышки на четырех ножках-опорах. Эта лексема называет общее понятие, некий усредненный предмет мебели.
Чтобы использовать это слово в речи, мы меняем его первоначальный звуковой облик на немного другой вариант, добавив к основе слова различные аффиксы в виде окончаний. В результате возможны сообщения, имеющие разный смысл, об уже довольно конкретном предмете:
- все собрались у стола;
- подойдите к столу;
- я сижу за столом;
- мечтаю о новом столе.
Как видим, слово «стол» с легкостью изменяет свое грамматическое выражение, обозначенное с помощью словоизменительной морфемы — окончания. Каждое из этих новых проявлений одной и той же лексемы является его иной грамматической формой. Важно понять, что слово фактически одно и то же, его лексический смысл не изменился, а свою грамматическую «одежду» оно меняет при каждом использовании в зависимости от речевой ситуации.
Каждый вариант одного и то же слова является его грамматической формой.
Грамматическая форма — это материальный вид, который приобретает слово при его изменении.
Грамматическая форма слов тесно связана с их изменением по падежам и числам у существительных, по падежам, числам и родам — у прилагательных, по лицам, числам, временам — у глаголов и т. д.
Формы — это варианты одного и того же слова, имеющие одно лексическое значение, но различающиеся своим грамматическим значением.
Понаблюдаем:
- я сижу, ты сидишь, он сидит;
- я пою, он пел , мы будем петь.
Эти формы глаголов «сидеть» и «петь» имеют тождественное лексическое значение, обозначают один и тот же процесс действия, но отличаются грамматическим значением лица, рода, времени.
Грамматические категории падежа, числа, лица, времени являются инструментом для образования новой грамматической формы слова.
Средства образования грамматической формы
Уже понаблюдав за изменением лексемы «стол», отметим, что в первую очередь грамматическую форму слов разных частей речи образуют окончания.
Эта словоизменительная морфема кардинально не меняет смысл слова, которое остается незыблемым. Окончание призвано изменить грамматическую форму лексемы и образовать грамматическое значение, например, рода и числа у прилагательных:
- громкий голос;
- громкая поступь;
- громкое пение;
- громкие звуки.
Изменяя прилагательное «светлый», мы узнаем, что
- эта комната светлее той;
- здесь наименее светлый уголок;
- это самый светлый оттенок краски;
- этот тон светлее всех.
Начальная форма прилагательного «светлый» изменилась с помощью синтетически образованной простой сравнительной степени, состоящей из одного слова («светлее») и аналитически образованных форм степеней сравнения — составных форм, образованных с помощью вспомогательных слов «наименее», «наиболее», «самый», «всех».
Активно образуются грамматические формы многих слов с помощью суффиксов, которые так и называются — «формообразующие суффиксы». Понаблюдаем за образование форм прошедшего времени глагола «задумать» с помощью суффикса -л- и окончаний:
- парень задумал ;
- девушка задумала;
- общество задумало;
- мы задумали.
Глагольный формы причастий и деепричастий образуются также с помощью суффиксов:
- записать — записавший, записанный, записав;
- клеить — клеящий, клеивший, клеив.
Итог
Грамматическая форма слова — это одно и то же слово, выступающее в ином виде в связи с его употреблением в речи и целью высказывания. Грамматические формы связаны с изменением слов по падежам, числам, лицам и другим грамматическим категориям. Грамматические формы слов разных частей речи изучает лингвистическая наука морфология.
Чтобы легко ориентироваться в многообразии грамматических форм слов русского языка, изучаем части речи и их грамматические признаки.
Видеоурок «Нормы образования грамматических форм»
russkiiyazyk.ru
Форма слова — это… Что такое Форма слова?
У этого термина существуют и другие значения, см. Словоформа.Фо́рма сло́ва — морфологическая разновидность слова, несущая комплекс тех или иных значений присущих данной части речи грамматических категорий[1]; совокупность морфологических и фонологических характеристик слова (формальных показателей, в том числе нулевых[1]), указывающих на его грамматическое значение[2] — принадлежность к определённым грамматическим категориям. Так, состав морфем рус. учи-тель-ниц-а указывает на принадлежность данной формы к существительным женского рода и выражаемые ею значения именительного падежа и единственного числа.
Термин «форма слова» может употребляться как по отношению к конкретному слову (словоформе), так и по отношению к классу грамматических форм с одинаковым грамматическим значением, представленных в разных словах (так, рус. пишите, идите, сделайте все являются глагольными формами повелительного наклонения множественного числа). Форма слова (в обобщённом значении), будучи противопоставленной другим формам с однородным грамматическим значением, образует морфологическую категорию[1]; так, ряды форм единственного и множественного числа образуют морфологическую категорию числа.
Система форм данного слова называется его парадигмой[1].
История понятия
Понятие формы слова возникло в работах представителей формально-морфологического подхода к языку, в частности Ф. Ф. Фортунатова, понимавшего форму как членимость слова на морфемы, позволяющую определить его грамматическое значение[2].
Особенности форм слова
Несвободность форм
Основная статья: Несвободные формы
В русском языке есть определённая категория форм слова, у которых наблюдаются неполнота парадигмы и затруднительность у носителя эти формы образовать. Примером форм, называемых несвободными, могут служить такие слова как:
- кочерга́ — кочерёг
- писа́ть — пиша́
- кра́сть — крадо́мый
Несвободные формы, хоть и труднообразуемы и не всегда присутствуют во всех словарях, однако их существование признано нормативными. Зализняк в своём словаре приводит их полный список и признаёт их право на существование.
Супплетивы
В языке также могут присутствовать слова, формы которых имеют разные корни (например, иду — шёл). Такие формы называются супплетивными[3].
Примечания
Морфология | |
---|---|
Основные понятия | Морфема • Корень • Аффикс: суффикс, префикс (приставка), циркумфикс, инфикс, трансфикс, дисфикс • флексия • Нулевой аффикс • Форматив • Морфемика • Словообразование • Словоизменение • Формообразование • Грамматическая форма • Грамматическое значение • Грамматическая категория: аспект, залог, актантная деривация, время, лицо, наклонение, таксис; определённость, одушевлённость, падеж, согласовательный класс, род, именной класс, число • Граммема • Парадигма • Лексема • Словоформа • Часть речи |
Персоналии | Ф. Ф. Фортунатов • Дж. Гринберг • И. А. Мельчук • А. А. Зализняк |
Связанные темы | Уровни языка • Грамматика • Синтаксис • Грамматическая семантика • Морфонология • Лингвистическая типология |
Фонетика и фонология • Синтаксис • Портал:Лингвистика |
dal.academic.ru