Слово и его формы – Форма слова в русском языке – что такое, примеры (2 класс)

Слово и его формы — русский язык, уроки


Слово и его формы

Цель: сформировать представление учащихся о различии форм слова и родственных слов.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Какие интересные выражения вы написали в тетради?

– Что обозначает выражение «знать на зубок»? (Превосходно выучить что-либо.)

– Вы должны знать на зубок, как решать орфографические задачи, поэтому запишем орфографическую минутку.

III. Орфографическая минутка.

Варенье, волчата, скворцы, горняк, дочурка, жарища, горняки, козлёнок, конюшня.

– Какие части речи встретились? Какие орфографические задачи решали? Что можете сказать о словах

горняк, горняки? Измените слово по вопросам. Что меняется? (Окончание.)

Вывод: если у слова меняется только окончание, то это формы одного слова.

IV. Актуализация опорных знаний.

1. Выполнение упр. 147.

– Можно ли сказать, что в каждом столбике записаны разные слова?

– Какие выводы подтверждаются правилом на с. 49?

– Для чего нам нужно знать о слове – форма это или родственное слово? Не знаете? Значит, это и будет темой нашего урока.

2. Запись на доске:

звезда звёздочка о звезде

звёзды звёздный звездочёт

звездопад звезду

– У каких слов меняется только окончание? Напишите в 1-й столбик формы слова, во 2-й – родственные слова.

– Найдите начальную форму этого слова.

– Как проверить безударную гласную в этом слове? (Можно формой слова, а можно родственным словом.)

3. Выполнение упр. 149.

– Выделите части слова, которыми различаются слова. С помощью каких частей слова образовались родственные слова?

V. Закрепление пройденного материала.

1. Игра «Горка».

– Образуйте с помощью корня родственные слова.

2. Задание по вариантам:

вариант 1 – образовать формы слова;

вариант 2 – образовать родственные слова от слова «мороз».

3. Самостоятельная работа.

– Составьте небольшой рассказ на данную тему, используя опорные слова.

Рыбалка

Мальчики, озеро, рыбачить, закинули, удочки, выдернули, рыбка, рыболовы.

VI. Итог урока.

– В вашем рассказе встретились родственные слова или формы одного и того же слова? Чем они отличаются?

Домашнее задание: упр. 152.

– Не забудьте, как выполняется звукобуквенный анализ слов. Если забыли, обратитесь к памятке на с. 132 учебника.

kopilkaurokov.ru

Что такое форма слова 🚩 форма слова в русском языке 🚩 Гуманитарные науки

Прежде всего, важно понять, что каждое слово имеет ту или иную форму, т.е. определенную совокупность признаков. По этим признакам, которые могут быть отражены, например, в окончании (флексии), можно без особых усилий определить часть речи. Например, только у глаголов имеются окончания «ет», «ит», «ат», «ят», и только у причастий — суффиксы «ущ», «ющ», «ащ», «ящ».

В форме слова заключаются различные грамматические признаки тех или иных частей речи. Например, вы можете определить у глагола вид, время, лицо, число, спряжение, переходность. А вот в грамматической форме имени существительного заключены признаки числа, падежа, склонения, рода. Так, в предложении «Ребята, любите и берегите наш язык» слово «язык» употреблено в форме винительного падежа, единственного числа.

Форму слова можно изменить. Например, в предложении «Подготовьте реферат о значении нашего языка» слово «языка» уже употреблено в форме родительного падежа, единственного числа.

Однако в русском языке есть слова, в которых форма слова остается неизменной всегда. Они называются неизменяемыми частями речи. У них нельзя определить ни категории лица, числа, падежа и т.д. К таким словам относятся наречия (быстро, далеко, сплошь и др.), деепричастия (увидев, посмотрев, задевая и др.). У них нет окончания, даже нулевого, так как окончание — это часть изменяемого слова.

К сожалению, часто встречаются ошибки по выявлению слов с одной и той же формой и однокоренных слов. Вероятно, это можно объяснить тем, что в обоих случаях в словах будет один и тот же корень. Однако, изменяя форму слова, вы будете изменять лишь его окончание, а вот все оставшиеся летчик — летчики — летчику» в состав каждого слова входит корень «лет» и суффикс «чик». Следовательно, это формы одного и того же слова.

Если же сравнить слова «водный — подводный — подводник», то можно обнаружить некоторые различия в составе слов. Несмотря на то, что во всех словах присутствует один и тот же корень «вод», состав основы у них неодинаков. В слове «водный», помимо корня «вод», в составе основы — суффикс «н», в слове «подводный» — приставка «под» и суффикс «н», а существительном «подводник» — приставка «под» и суффикс «ник». Поэтому они не являются формами одного слова. Эти слова родственные.

www.kakprosto.ru

Урок по теме «Слово и его формы».

Тема: Слово и его формы.

Цель: в конце урока ученики смогут образовывать по 2 формы одного и того же слова, отличать однокоренные слова от форм слова, смогут подбирать однокоренные слова с учетом значения слова.

. ХОД УРОКА

I. Организационный момент

А) Обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке.

Б) Психологически подготовить учащихся.

II. Актуализация субъектного опыта учащихся

  • «Как образуются слова?» ответ на этот вопрос изобразите на постере.

  • Стратегия «Горячий стул»: из каждой группы выходит по одному человеку, садятся на стулья и отвечают на вопросы противоположных групп.

III.Формирование новых понятий и способов действия

Работа с карточкой

Ученые, изобретатели, инженеры склонились над чертежами и моделями. Сейчас они определят, кто из участников конкурса станет победителем. Член жюри с удивлением глядит на папку с документами. На ней написано: «Выполнено школьниками — участниками кружка юных техников». 
«Забавляются ребята»,- думает кое-кто из ученых. «Но раз работа прислана, ее необходимо рассмотреть». И тут происходит неожиданное. Построенная ребячьими руками машина всеми признается весьма ценной: она сделана по последнему слову техники, удобна, экономична. И комиссия с радостью присуждает ребятам премию. 

В школах, домах и дворцах школьников, на станциях юных техников трудится целая армия школьников-изобретателей. 
Юные техники своими руками строят маленькие, управляемые по радио корабли, автомобили, моделисты мастерят действующие модели спутников и ракет, самолетов и тепловозов, горных комбайнов и железных дорог и многое-многое другое. 
Все чаще можно теперь услышать: «Эта школа построена при участии ребят, которые теперь в ней учатся», «Этот грузовик отремонтирован ребятами, которые сами его водят», «Этот школьный химический кабинет оборудован учениками, которые сами в нем и занимаются». 
Занимаясь в кружках, ребята в дальнейшем становятся слесарями и машинистами, шоферами и строителями, летчиками и моряками. 
От моделей — к настоящим машинам, от игрушечных спутников и ракет – к настоящим спутникам и ракетам – таков путь юных техников. 
Словом, как говорил когда-то один писатель, лозунг юных техников таков: «Сегодня — из палок, завтра – из палок! Сегодня – из картона, завтра — из бетона!»

За что присуждена премия школьникам?

— Что делают юные изобретатели своими руками?

— Кем в дальнейшем становятся эти ребята?

— Каков лозунг юных техников?

— Найдите в тексте однокоренные слова и выделите основу.

— Школа, школьниками, школьный — однокоренные слова. У них разное лексическое значение (здание, ученик, признак предмета), разные основы, но один корень.

— Что вы можете сказать о выделенных словах модели, моделями, моделей?

— Чем различаются данные слова?

Посмотрите на себя, на вас сегодня костюм, а завтра вы придёте в другой одежде. Вы изменитесь, станете другими людьми или измените только форму одежды?

Вот и слова имеют формы.

Вывод: Однокоренные слова имеют разное лексическое значение и основу (лес, лесник, лесной).

Формы одного и того же слова имеют одно лексическое значение, но разные окончания (лес, лесом, лесу)

.

IV. Применение приобретенных знаний. Формирование умений и навыков

А) Игра «Найди лишнее слово»

  1. Море, морской, морем, по морю

  2. Ходили, ходы, ходом, ход

  3. Земля, земляной, заземлить, о земле

Б) Письменно упражнение №52:

I вариант: выпишите однокоренные слова

II вариант: выпишите формы одного и того же слова.

Физминутка

Г) Упр. 53. + работа со словарными словами

V. Рефлексия

Прием «Светофор»

  • Вы поняли тему урока?

  • Можете сами подбирать однокоренные слова?

  • Дом, дома, дому – это однокоренные слова?

  • У форм слов разные окончания?

VI. Подведение итога урока

VII. Домашнее задание

Параграф 69, упр.54, упр. 55.

infourok.ru

📌 Форма слова — это… 🎓 Что такое Форма слова?

У этого термина существуют и другие значения, см. Словоформа.

Фо́рма сло́ва — морфологическая разновидность слова, несущая комплекс тех или иных значений присущих данной части речи грамматических категорий[1]; совокупность морфологических и фонологических характеристик слова (формальных показателей, в том числе нулевых[1]), указывающих на его грамматическое значение[2] — принадлежность к определённым грамматическим категориям. Так, состав морфем рус. учи-тель-ниц-а указывает на принадлежность данной формы к существительным женского рода и выражаемые ею значения именительного падежа и единственного числа.

Термин «форма слова» может употребляться как по отношению к конкретному слову (словоформе), так и по отношению к классу грамматических форм с одинаковым грамматическим значением, представленных в разных словах (так, рус. пишите, идите, сделайте все являются глагольными формами повелительного наклонения множественного числа). Форма слова (в обобщённом значении), будучи противопоставленной другим формам с однородным грамматическим значением, образует морфологическую категорию[1]; так, ряды форм единственного и множественного числа образуют морфологическую категорию числа.

Система форм данного слова называется его парадигмой[1].

История понятия

Понятие формы слова возникло в работах представителей формально-морфологического подхода к языку, в частности Ф. Ф. Фортунатова, понимавшего форму как членимость слова на морфемы, позволяющую определить его грамматическое значение

[2].

Особенности форм слова

Несвободность форм

Основная статья: Несвободные формы

В русском языке есть определённая категория форм слова, у которых наблюдаются неполнота парадигмы и затруднительность у носителя эти формы образовать. Примером форм, называемых несвободными, могут служить такие слова как:

  • кочерга́кочерёг
  • писа́тьпиша́
  • кра́стькрадо́мый

Несвободные формы, хоть и труднообразуемы и не всегда присутствуют во всех словарях, однако их существование признано нормативными. Зализняк в своём словаре приводит их полный список и признаёт их право на существование.

Супплетивы

В языке также могут присутствовать слова, формы которых имеют разные корни (например, иду — шёл). Такие формы называются супплетивными[3].

Примечания

  Морфология
Основные понятияМорфема • Корень • Аффикс: суффикс, префикс (приставка), циркумфикс, инфикс, трансфикс, дисфикс • флексия • Нулевой аффикс • Форматив • Морфемика • Словообразование • Словоизменение • Формообразование • Грамматическая форма • Грамматическое значение • Грамматическая категория: аспект, залог, актантная деривация, время, лицо, наклонение, таксис; определённость, одушевлённость, падеж, согласовательный класс, род, именной класс, число • Граммема • Парадигма • Лексема • Словоформа • Часть речи
ПерсоналииФ. Ф. Фортунатов • Дж. Гринберг • И. А. Мельчук • А. А. Зализняк
Связанные темыУровни языка • Грамматика • Синтаксис • Грамматическая семантика • Морфонология • Лингвистическая типология
Фонетика и фонология • Синтаксис • Портал:Лингвистика

dic.academic.ru

Урок русского языка «Слово и его формы»; 3 класс — Русский язык — Начальные классы

Урок русского языка в 3 классе по УМК «Гармония» с использованием приёмов технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)

Разработчики технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» — американцы Чарльз Темпл, Курт Мередит, Джинн Стил, Дона Огл, а в России – красноярские учёные и практики А. Бутенко, Е. Ходос. Как утверждают авторы, эта технология «открыта по отношению к другим педагогическим подходам и технологиям, ориентированным на развитие учащегося и преподавателя».

Эта технология тесно связана с понятием личностно ориентированного обучения. Под критическим мышлением понимается проявление детской любознательности, выработка собственного мнения по определённому вопросу, способность отстоять её логическими доводами, использование исследовательских методов.

Данный урок не является представлением полной технологии, но приёмы использованы.

Тема: «Слово и его формы».

Цель: формирование умения учащихся находить начальную форму прилагательного.

Задачи: 1) дать новые знания об имени прилагательном, о его начальной форме;

2) развитие умения применять знания на практике;

3) развитие мышления, логики, умения анализировать, систематизировать, делать общие выводы;

4) формирование умений в частично – поисковой познавательной деятельности, самостоятельности;

5) воспитание взаимоуважения, любви к русскому языку, чувства прекрасного, творческого воображения.

Оборудование:

  • Знаю

    Хочу узнать

    Узнал

    таблица:

Ход урока:

I. Организационный момент.

1. «Психологическая установка на работу»

Слово учителя.

Вежливый, старательный,

Скромный и внимательный,

Добрый, умный, справедливый,

И весёлый, и счастливый.

— Про кого так можно сказать? Почему? (дети называют своих родителей, друзей, учителей)

Мне приятно, что у вас есть такие замечательные родные, друзья, знакомые, учителя. Но сегодня так я хотела бы назвать вас, моих учеников, которые могут прийти на помощь товарищу, учителю и, конечно же, русскому языку.

2. Проверка домашнего задания.

– Какие слова в начальной форме вы отметили в упражнении 157? (домик, лаять, Узнайка, бабушка.)

– Как найти начальную форму у существительного и глагола?

II. Стадия вызова.

1. Орфографическая минутка.

В..лчата, г..рой, к..злёнку, исп..ряют, с..рняк, тр..па, спр..сить, в..л..сок, пуш..стые.

– Как решили орфографические задачи?

– Какие слова употреблены в начальной форме? Докажите.

– Как узнать начальную форму у последнего слова? (Учащиеся затрудняются, так как это прилагательное.)

– Заполним первый столбик таблицы. (Имя прилагательное обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой?, какая?, какое?, какие?

2. Сообщение темы урока.

– Почему не смогли узнать начальную форму прилагательного? Значит, вы уже догадались, о чем пойдет речь на уроке?

– Какой вопрос может нас интересовать? (Как определять начальную форму имени прилагательного?)

– Что знаем об имени прилагательном?

Слайд.

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны,

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

3. Заполнение второй графы таблицы: «Хочу узнать» (Как определить начальную форму имени прилагательного?)

III. Стадия осмысления

1. Чтение сведения на с. 54.

– Прочитайте сообщение на с. 54 учебника с пометами.

Начальная форма имени прилагательного отвечает на вопрос какой?

Пометки должны быть следующие:

Знаком «галочка» (V) отмечается в тексте информация, которая уже известна вам.

Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация.

Знаком «минус» (-) отмечается то, о чём думаете иначе.

Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.

2. Работа в группах. Игра «Кто быстрее».

– Образуйте от начальной формы существительного начальную форму прилагательного.

Каждому ряду выдается лист, где записаны существительные. Чей ряд быстрее образует начальную форму прилагательного, тот и победит.

Взаимопроверка по рядам.

3. Заполнение последней графы таблицы «Узнал»:

начальная форма имени прилагательного отвечает на вопрос какой?

Физкультминутка электронная с движениями под музыку.

— Назовите части речи, которыми можно охарактеризовать эту физкультминутку. (Имя существительное – цыпленок, глагол – бегать, наклоняться, кружиться, имя прилагательное – жёлтый)

Ощущение тепла плавно переходит на ваши лица. Давайте улыбнёмся, пожелаем друг другу удачи, успеха и с хорошим настроением включимся вновь в работу.

V. Тренировочные упражнения.

Слайд

– Спишите текст. Найдите в нем самостоятельные части речи. Подчеркните слова, которые стоят в начальной форме.

Забавный зв..рёк белка! К..кая она труд..любивая. Летом она з..рывает ш..шки в укромные м..ста. Она делает запасы на зиму. Чувствуя опас..ность, белка молнией взл..тает (на) дер..во.

VI. Стадия — рефлексия.

– У всех ли частей речи мы умеем определять начальную форму? (Нет)

– Как определять ее у глагола, существительного, прилагательного?

— Какие из утверждений верные, а какие – нет?

Слайд

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ– ЭТО ЧАСТЬ РЕЧИ.

ОБОЗНАЧАЕТ ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА.

НАЧАЛЬНАЯ ФОРМА ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ КАКОЙ, КАКАЯ, КАКОЕ, КАКИЕ. (НАЧАЛЬНАЯ ФОРМА ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОС КАКОЙ.)

– Оцените свою работу на уроке.

V. Домашнее задание: упражнение 162.

Список используемой литературы

  1. Ладыженская Т.А. Обучение связной речи в школе Методы обучения в современной школе: Сб. статей / Под ред.Н.И. Кудряшова. — М.: Просвещение, 1983. — С.8-25.

  2. Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. — М., 1965.

  3. Негневицкая Е.И., Шахнарович А.М. Язык и дети. — М., 1981.

  4. Рамзаева Т.Г. Структура и содержание современного начального языкового образования // Начальная школа, 2003, №11. -С.14-23.

  5. Речевое развитие младших школьников / Сб. статей под ред.Н.С. Рождественского. — М., 1970.

  6. М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко К тайнам нашего языка. Учебник для 3 класса по русскому языку. В 2 частях. — Смоленск: Ассоциация 21 век, 2004

  7. М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко Тетрадь – задачник в 3 частях к учебнику « К тайнам нашего языка»: для 3 класса четырехлетней школы. – Смоленск: Ассоциация 21 век, 2010

  8. М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко «К тайнам нашего языка»: Методические рекомендации к учебнику по русскому языку для 3 класса четырехлетней школы. — Смоленск: Ассоциация 21 век, 2006

pedsovet.su

Конспект урока по русскому языку «Слово и его формы» 3 класс

Тема урока: Слово и его формы

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

  1. образовательная: способствовать формированию навыка распознавать родственные слова и формы одного слова;

  2. воспитательная: воспитывать любовь к красоте родной природы;

  3. развивающая: развивать орфографическую зоркость, внимание, устную речь.

Оборудование: учебник русского языка Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С., тетрадь-задачник Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С., карточки со словарными словами.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Предполагаемая деятельность учащихся

1. Орг. момент

Подготовка к уроку. Приветствие учащихся.

  • Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть, сегодня день недели пятница, двенадцатое октября, первый урок русский язык.

  • Я на уроке ….

Приветствие учителя.

Продолжают высказывание (хором)

Я на уроке русского языка, память моя крепка, голова мыслит ясно, я хочу учиться, я очень хочу учиться, я готов к работе!

2. Актуализация знаний

  • Ребята, давайте вспомним, что вы проходили на позапрошлом уроке, потому что на прошлом уроке мы с вами писали изложение.

  • Да, верно, на прошлом уроке, мы с вами проходили тему: «Части речи все важны! Части речи все нужны!»

  • Мы с вами убедились, что действительно все части речи необходимы, и играют важную роль в нашем языке, в нашей жизни.

  • Какие части речи вы знаете?

  • На какие группы подразделяют части речи?

  • Правильно, молодцы!

  • А как вы различаете одну часть речи от другой? Как определяете какая часть речи перед вами?

Отвечают дети

Мы проходили: Части речи все важны! Части речи все нужны!

Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, союзы, предлоги.

Самостоятельные и служебные

Мы задаем вопрос к слову, или отличаем по значению, мы знаем, что, например, глагол обозначает действие, имя существительное – предмет.

3. чистописание

  • А сейчас, открываем тетрадки, записываем сегодняшнее число, классная работа. Сегодня у нас двенадцатое октября. Поработаем для начала со словарными словами, я буду вам называть слово, вы его записываете в тетрадь, а затем, я вам показываю карточки и вы, проверяете написание. Не забывайте работать графически!

  • Итак, начинаем, яблоко (рис.и написание слова вывешивается на доску), горох (рис.и написание слова вывешивается на доску), лягушка (рис.и написание слова вывешивается на доску), попугай (рис.и написание слова вывешивается на доску), огурец (рис.и написание слова вывешивается на доску), подсолнух (рис.и написание слова вывешивается на доску).

  • Молодцы, ребята! Надеюсь, вы справились с заданием без ошибок.

  • Мы можем смело отправляться навстречу новым знаниям.

Открывают тетради, записывают число, классная работа

Записывают слова в тетрадь, работают графически, проверяют написание слов с карточками, вывешенными на доске

4.Работа над темой

  • Приступаем, к нашей сегодняшней теме урока, открываем тетради-задачники на странице 47, упр.147. прочитайте слова, данные в столбиках, итак, первый столбик, Руслан, читай, второй столбик, Юля, и третий столбик, Альберт.

  • Как вы думаете, какие слова даны в первом столбике?

  • Правильно, однокоренные, а во втором и третьем столбике тоже однокоренные?

  • Да, правильно.

  • Молодцы, ребята! Это однокоренные слова, давайте разберем их по составу. Разберите все слова по составу в тетради-задачнике, карандашом.

  • А теперь посмотрите, чем отличаются данные слова, например, первый столбик?

  • Правильно, окончаниями.

  • Вот, ребята, вы знаете, что это слова однокоренные, отличаются окончаниями, про такие слова еще можно сказать что это формы одного и того же слова.

  • Сегодня у нас с вами тема урока какая? кто догадался? По сказанным выше словам?

  • Правильно, сегодня тема: Слово и его формы.

  • А теперь, открываем учебники на странице 49, там дано правило, его нам прочитает, громко и четко, Арсений.

  • Давайте вернемся к упражнению 147 в тетради-задачнике, первая строчка слова, прочитай нам, Карина: дом, большой, красить.

  • Это слова в какой форме? Из прочитанного выше правила.

  • Правильно — это начальные формы слов.

  • Как вы думаете, почему начальную форму так назвали? Сева

  • Правильно, молодец!

  • Ее так назвали, потому что именно от данных слов, меняя окончания, образуются новые формы слов.

  • А сейчас, находим упражнение 149 в учебнике на стр.50. там даны слова в два столбика. Необходимо определить в каком столбике даны формы одного слова, а в каком – родственные слова?

  • Итак, первый столбик прочитает нам, Никита, второй столбик, Лейла.

  • Как вы думаете, что дано в первом столбике?

  • Правильно, в первом столбике даны формы одного слова, а во втором столбике – родственные слова.

  • Выписываем слова в тетрадь и разбираем слова по составу, с первым словом у доски работает, Настя.

  • Остальные слова самостоятельно, затем проверим проговаривая устно.

  • Итак, проверим.

  • Какая часть объединяет родственные слова и формы слова в одну семью?

  • Правильно, это корень.

Физкультминутка

  • А сейчас, чтобы немного отдохнуть, мы проведем физкультминутку.

  • Для этого давайте вспомним, какие части речи вы знаете?

  • Правильно, глагол, имя существительное, имя числительное, местоимение, имя прилагательное.

  • Сейчас, я вам буду говорить слова, если это будут имена существительные вы хлопаете, если имена прилагательные — топаете, глаголы — приседаете, местоимения – качаете головой, а если другие части речи просто стоите. Итак, начнем.

  • Лиса, сидит, дверь, кривой, к вам, летит, окно, зеленое, красное, стол, вы, ученик, я.

  • Молодцы!

  • Давайте прочитаем правило на стр.51.

  • Когда у слов различны основы или какие-то их части – это чаще всего разные слова. Когда различны окончания – это формы одного слова.

  • Теперь найдите упражнение 152, на странице 51 в учебнике.

  • Задание: запишите слова каждой группы в два столбика: в первый соберите разные слова, а во второй – формы одного слова. Выполните разбор слов по составу.

  • Итак, какие слова вы запишите в первый столбик?

  • Алиса

  • Правильно, молодец, Алиса.

  • А во второй столбик, Никита?

  • Да, все верно.

  • Итак, значит вы в первый столбик записываете слова: дорога, дорожная, придорожная, подорожник, дорожка, дороженька, а во второй столбик: дорога, дороги, на дороге, у дороги, над дорогой

  • Работаем.

  • Слово придорожная у доски работает, Арсений, с комментированием.

  • Ребята, проверяем, правильно разобрал по составу слово Арсений?

  • Да, молодец, Арсений, все верно!

  • Следующие слова: снег, снегопад, снежный, снеговик, снежки, под снегом, из-под снега, снегурочка.

  • Какие слова в какой столбик запишите?

  • Данила

  • Да, все верно, молодец!

  • Во второй столбик? Сара

  • Умничка, верно! Работаем.

  • Интересное слово, снегопад у доски работает, Индира Аюпова.

  • Индира, какое это слово?

  • Да,молодец.

Открывают тетради-задачники, читают слова данные в столбиках

Однокоренные

Да

Разбирают слова по составу.

Данные слова отличаются окончаниями

Формы одного слова

Открывают учебники, следят, читают правило.

Читают слова

Начальная форма слов

Потому что именно от эти слова изменяют и образуют новые формы слов

В первом столбике даны формы одного слова, а во втором – родственные слова.

У доски работает Настя, проговаривая вслух.

Остальные работают самостоятельно в тетрадях.

Проверка разбора слов по составу вслух с комментированием.

Выполняют физкультминутку

Читают правило

Слушают задание

В первый столбик мы запишем: дорога, дорожная, придорожная, подорожник, дорожка, дороженька.

Во второй столбик мы запишем: дорога, дороги, на дороге, у дороги, над дорогой

Записывают в тетрадь, разбирают слова по составу.

Дети оценивают работу одноклассника

В первый столбик мы запишем: снег, снегопад, снежный, снеговик, снежки, снегурочка

Во второй столбик мы запишем: снег, под снегом, из-под снега.

Сложное

5. итог урока

Мы разбирали слова по составу, научились отличать где родственные слова, а где формы одного слова.

Кошка, у кошки, кошек, около кошки

Машины, на машине, под машиной

Танки, танков, у танка

6.домашнее задание

Открываем дневники, записываем домашнее задание на понедельник: К.сл.р. I-III, т.з. стр.48, упр.157, упражнение выполняете в тетрадь.

Записывают в дневники

www.metod-kopilka.ru

📌 Форма слова — это… 🎓 Что такое Форма слова?

  • ФОРМА СЛОВА — 1) совокупность морфологических и фонологических характеристик слова, определяющих его грамматическое значение. Напр., состав морфем слова учительница (учитель ниц а) указывает на его принадлежность к существительному женского рода, в именительн …   Большой Энциклопедический словарь

  • Форма слова — У этого термина существуют и другие значения, см. Словоформа. См. также: Грамматическая форма Не следует путать с внутренней формой слова. Форма слова  морфологическая разновидность слова, несущая комплекс тех или иных значений присущих… …   Википедия

  • форма слова — 1) совокупность морфологических и фонологических характеристик слова, определяющих его грамматическое значение. Например, состав морфем слова «учительница» (учи тель ниц а) указывает на его принадлежность к существительному женского рода в… …   Энциклопедический словарь

  • форма слова — 1) То же, что грамматическая форма слова (см. грамматическая форма). 2) То же, что словоформа. 3) Разновидности слова в парадигматическом ряду …   Словарь лингвистических терминов

  • форма слова грамматическая (морфологическая) — Форма слова, представленная в языке системой его форм (словоформ): звезда, звезды, звезде и т.п …   Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • форма слова (словоформа) — Единство лексического значения и формы слова. Форма слова выражает разные грамматические значения при сохранении его лексического значения: студент, студента, студенту и т.п. Форма слова – одна из важнейших форм языка, порождающая важнейшую… …   Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • форма слова фонетическая/графическая —    Одна из форм слова, которая «оглашает» слово: в устной речи форма слова, представлена комплексом звуков, в письменной речи используются буквы …   Термины и понятия лингвистики: Лексика. Лексикология. Фразеология. Лексикография

  • форма слова фонетическая/графическая — Одна из форм слова, которая оглашает слово: в устной речи форма слова, представлена комплексом звуков, в письменной речи используются буквы …   Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • форма слова грамматическая — (Морфологическая)    Форма слова, представленная в языке системой его форм (словоформ): звезда, звезды, звезде и т.п …   Термины и понятия лингвистики: Лексика. Лексикология. Фразеология. Лексикография

  • форма слова в русистике —   Указание на частные конкретные грамматические категории …   Термины и понятия общей морфологии: Словарь-справочник

  • dic.academic.ru

    0 comments on “Слово и его формы – Форма слова в русском языке – что такое, примеры (2 класс)

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *