Социальные науки и гуманитарное знание
Социальное знание включает в себя не только социальные науки и повседневные представления, но и огромную сферу гуманитарного знания. К социальным наукам относят все виды научного познания общества, которые следуют правилам научного метода. Это, как вы знаете, социология, экономика, политология, правоведение, этнография и др. Социальные науки производят знание об относительно устойчивых и систематически воспроизводимых связях и отношениях между народами, классами, профессиональными группами. Социальные науки изучают свой предмет с помощью идеальных типов, позволяющих зафиксировать устойчивое и повторяющееся в человеческих действиях, в обществе и культуре. Гуманитарное познание обращено к духовному миру человека. Хранителями гуманитарного знания являются дневники, рецензии, жизнеописания известных людей, публичные выступления, программные заявления, художественная критика, эпистолярное наследие. Их изучает психология, лингвистика, искусствознание, литературоведение. Граница между социальными науками и гуманитарным знанием не является жесткой. Социальные науки, сохраняя связь с жизненным миром человека, включают в себя и элементы гуманитарного знания. Когда историк исследует исторические закономерности и идеально-типические характеристики, он действует как социальный ученый. Обращаясь к мотивам действующих лиц и изучая дневники, письма и тексты выступлений, он действует как ученый-гуманитарий. Но и гуманитарное знание заимствует элементы социального. Ученые говорят о правилах составления биографий и описания отдельных случаев, которые все шире используются в современных общественных науках. Оценка художественных произведений, в свою очередь, также не является выражением субъективного мнения критика, а опирается на анализ композиции произведения, художественных образов, средств художественной выразительности и т. д. Обращенное к духовному миру человека, его переживаниям, страхам и надеждам, гуманитарное знание требует понимания. Понять текст — значит придать ему смысл. Но он может быть не совсем таким, каким имел в виду его создатель. Мы не можем иметь достоверного знания о его мыслях и чувствах, а судим о них лишь с той или иной степенью вероятности. Но мы всегда
1. Современный философ П. Бергер, имея в виду зависимость прессы от расстановки общественных сил, писал: «У кого длиннее палка, у того и больше шансов навязать свои представления обществу». Согласны ли вы с таким представлением? 2. Существует мнение, что история не имеет сослагательного наклонения. Стоит ли обсуждать то, что могло бы быть, если бы этого не случилось? Являются ли упущенный шанс и утраченная возможность социальными фактами? Поясните свой ответ. 3. Социальное знание принято подразделять на социальные науки и гуманитарное знание. К какой из этих частей можно отнести тезис Протагора «Человек есть мера всех вещей»? 4. Известна притча о двух работниках. На вопрос, что они делают, один ответил: «Таскаю камни», а другой: «Строю храм». Можно ли сказать, что одно из высказываний истинно, а другое ложно? Аргументируйте свой ответ. 5. Немецкий философ У. Дильтей считал, что понять — «значит пережить лично». Согласны ли вы с этим? Может ли человек понять то, что сам не пережил? И всегда ли лично пережитое понятно? 6. Летописец Пимен из трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов» поучает Григория Отрепьева: «Описывай, не мудрствуя лукаво, все то, чему свидетель в жизни будешь». Возможно ли в принципе описание исторических событий, свободное от интерпретаций? Конкретизируйте свой вывод, используя знания из курса истории. 7. Представьте себе, что вы, подобно Миклухо-Маклаю, отправились изучать жизнь туземных племен. На что вы обратите внимание прежде всего: — на то, что более всего бросается в глаза; — на то, что отличает жизнь туземцев от нашей; — на устойчивые и повторяющиеся формы практической деятельности?
О естественных и социальных науках
Формирование понятий и теорий в социальных науках стало темой обсуждения, которая более чем на полвека расколола не только логиков и методологов, но и самих социальных ученых на два лагеря. Одни из них придерживались точки зрения, согласно которой одни лишь методы естественных наук, приведшие к столь блистательным результатам, являются научными, и следовательно, лишь они во всей их полноте должны использоваться для изучения человеческих дел. Отказ от их использования, как утверждалось, не позволил социальным наукам развить объяснительные теории, по точности сравнимые с естественно-научными… Представители другой школы видели фундаментальное различие в структуре социального и природного миров. Это ощущение привело к другой крайности, а именно к заключению, что социальные науки всецело отличны от естественных. В поддержку этой точки зрения приводилось множество аргументов. Утверждалось, что социальным наукам… свойствен индивидуализирующий подход и поиск единичных утвердительных суждений, в то время как естественные науки являются обобщающими, им присущ поиск всеобщих достоверных суждений. Словом, сторонники этой школы утверждают, что естественные науки должны иметь дело с материальными объектами и процессами, социальные же науки — с психологическими и интеллектуальными и что, следовательно, методом первых является объяснение, вторых — понимание.
Вопросы и задания: Согласны ли вы с тем, что в науках о природе невозможно достичь понимания, а науки о человеке ничего не объясняют?
studfile.net
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЕ ПОЗНАНИЕ — это… Что такое СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЕ ПОЗНАНИЕ?
- СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЕ ПОЗНАНИЕ
- — процесс приобретения и развития знаний о человеке и обществе. Основной принцип его исследования — историзм. В социальногуманитарном познании исключительное внимание уделяется единичному, индивидуальному (даже уникальному), но на основе конкретно-всеобщего, закономерного. Это всегда ценностно-смысловое освоение и воспроизведение человеческого бытия. Поэтому здесь важное значение имеет процедура понимания. Социально-гуманитарное познание имеет текстовую природу, то есть между объектом и субъектом стоят письменные (хроники, документы) и археологические источники. Происходит отражение отражения: социальная реальность предстает в текстах, в знаково-символическом выражении. В социально-гуманитарном познании действует сила абстракции, поэтому здесь исключительно велика роль мышления, его принципов и методов.
Тематический философский словарь. — М.: МГУ ПС (МИИТ). Н. А. Некрасова, С. И. Некрасов, О. Г. Садикова. 2008.
- СОЦИАЛИЗМ
- СОЦИАЛЬНОЕ В ЧЕЛОВЕКЕ
Смотреть что такое «СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЕ ПОЗНАНИЕ» в других словарях:
ПОЗНАНИЕ — категория, описывающая процесс получения любых знаний путем повторения идеальных планов деятельности и общения, создания знаково символических систем, опосредующих взаимодействие человека с миром и др. людьми. Филос. концепции П. чрезвычайно… … Философская энциклопедия
познание — ПОЗНАНИЕ философская категория, описывающая процесс построения идеальных планов деятельности и общения, создания знаково символических систем, опосредующих взаимодействие человека с миром и другими людьми в ходе синтеза различных… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
ПОЗНАНИЕ — творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире. П. является сущностной характеристикой бытия культуры и в зависимости от своего функционального предназначения, характера знания и соответствующих средств и … Новейший философский словарь
ПОЗНАНИЕ — творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире. П. является сущностной характеристикой бытия культуры и в зависимости от своего функционального предназначения, характера знания и соответствующих средств и … Социология: Энциклопедия
ПОЗНАНИЕ — воспроизведение в сознании (индивидуальном и коллективном) характеристик объективной реальности. П. носит социально и культурно опосредованный ист. характер и в большинстве случаев предполагает более или менее ярко выраженное осознание… … Российская педагогическая энциклопедия
разделение социально-гуманитарных наук на социальные и гуманитарные науки — РАЗДЕЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО ГУМАНИТАРНЫХ НАУК НА СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ методологический подход, исходящий из неоднородности наук о человеке и обществе и проблематизирующий понятие «социально гуманитарные науки». С одной стороны, есть… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ — совокупность знаний общества о самом себе. Практически любая попытка конкретизировать это определение приводит к необходимости философского обоснования О., его социально исторической определенности, его структурности, его типизации, его… … Современный философский словарь
минская методологическая ш к о л а — МИНСКАЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ Ш К О Л А заметное явление в развитии исследований в области философии и методологии науки и продуктивно работающее научное сообщество, которое стало широко известным, начиная с 70 80 х гг. 20 столетия.… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
ТЕЛЕОЛОГИЯ — (греч. telos завершение, цель; teleos достигший цели и logos учение) учение о целесообразности как характеристике отдельных объектов или процессов и бытия в целом. Термин введен немецким философом Вольфом в 1740, однако основы Т. как… … История Философии: Энциклопедия
ТЕЛЕОЛОГИЯ — (греч. telos завершение, цель; teleos достигший цели и logos учение) учение о целесообразности как характеристике отдельных объектов или процессов и бытия в целом. Термин введен немецким философом Вольфом в 1740, однако основы Т. как… … Новейший философский словарь
thematic_philosophical.academic.ru
Социально-гуманитарное знание — это… Специфика социально-гуманитарного знания
Социально-гуманитарное знание — это владение особенностями устройства общества. Попробуем разобраться в специфичности таких знаний.
Нюансы социально-гуманитарных наук
В настоящее время существует такая проблема, как классификация социально-гуманитарных наук. Одни авторы рекомендуют подразделять их на гуманитарные и социальные дисциплины. Другие считают, что такое деление нецелесообразно. Подобное разногласие во взглядах стало отличным поводом для того, чтобы работал институт социальных и гуманитарных знаний.
Особенность социальных наук
Они представляют собой детальное изучение общества, а также всех его существующих сфер: юридической, политической, экономической. Для того чтобы познакомиться с особенностями данного гуманитарного направления, исследователи проводят социологические опросы, анализируют изменение состава ректората. Среди социальных наук выделяют юриспруденцию, политологию, историю, философию, экономику.
Гуманитарные науки
В их составе есть религиоведение, культурология, психология, педагогика. Между гуманитарными и социальными дисциплинами много сходства, поэтому данное направление является особым регионом познания.
Признаки
Раз социально-гуманитарное знание — это отдельное направление научного познания, у него должны присутствовать определенные признаки. Среди особенностей социально-гуманитарных наук выделим важность учета феномена свободы. Если науки о природе (химия, биология, физика) направлены на изучение естественных процессов, связанных с живой природой, то социально-гуманитарное знание — это в первую очередь изучение человеческой деятельности в художественной, юридической, экономической деятельности. Работа человека не происходит, она совершается. Если у природных процессов нет свободы, то человеческая деятельность полностью независима. Именно поэтому социально-гуманитарное знание — это минимум определённости, максимум гипотетичности.
Особенности социально-гуманитарных наук
Специфика данного направления в том, что важно изучать субъективную реальность. Если объектом изучения естественных наук являются материальные объекты, то гуманитарии занимаются исследованием материальных систем, следовательно анализом объективной реальности. Социально-гуманитарный профиль связан с сознанием человека. Так как оно суверенно, то есть присуще какому-то определенному субъекту, проводить исследования в таком направлении достаточно трудно. Для многих людей сознание конкретного субъекта недоступно. Они могут видеть только внешние проявления в виде речи и действий, которые управляются сознанием. Именно по ним окружающие оценивают собеседника. Но проблема заключается в том, что под внешней порядочностью вполне может скрываться либо настоящий преступник, либо очень ранимый человек.
Проблемы
Институт социальных и гуманитарных знаний сталкивается и с такой проблемой, как идеальность сознания. Оно не имеет определенных химических и физических свойств, например степени окисления, валентности, заряда ядра. Особенность его в том, что оно бесплотно, бестелесно. По сути, информация предоставляется в идеальном виде, независимо от непосредственного носителя – мозга. Именно по этим причинам не получается зафиксировать сознание объективными методиками. Чувства человека нельзя измерить линейкой, определить динамометром. Разнообразные медицинские и физические приборы дают возможность фиксировать лишь физиологические мозговые процессы, которые являются носителями сознания. Например, можно установить частоту возбуждения нервных клеток, их пространственную структуру. Сознание человеку дано в качестве внутренних, субъективных переживаний. Его нельзя определить приборами, можно лишь почувствовать. Несмотря на все трудности, которые существуют при изучении духовности человека, их нельзя считать непреодолимыми. Социально-гуманитарный профиль предполагает детальное изучение речи и деятельности людей, получение знаний о структуре, составе, функциях человеческого сознания.
Методы
Структура социально-гуманитарного знания невозможна без важнейших методов: эмпатии и интроспекции. Интроспекция в переводе с латинского языка означает самонаблюдение, изучение личной духовной жизни человека, проведение анализа собственных переживаний. Она позволяет получать представление о собственном сознании. Без существования данного метода человек не смог бы изучать его, управлять им.
Эмпатия (в переводе с английского языка звучит как сопереживание) представляет собой проникновение одного человека во внутренний мир другого, восприятие чужих мыслей и чувств как своих личных качеств. Институт социально-гуманитарных знаний особое внимание при проведении исследований уделяет выявлению сходных эмоций у группы единомышленников, которые вместе перенесли какие-то опасности и трудности. Основывается данный метод на симпатии, то есть внутреннем расположении (сопереживании) к какому-то человеку.
Симпатия
Можно считать эмоционально окрашенную бессознательную положительную оценку действий человека, базируясь на опыте общения. С ее помощью проявляется общность между разными людьми. Специфика социально-гуманитарного знания заключается в том, что только оно предполагает использование эмпатии и интроспекции. При изучении природных процессов подобные методы не применяются.
Уникальность изучаемых объектов
Система социально-гуманитарного знания обладает высокой степенью уникальности рассматриваемых объектов. Они обладают неповторимой совокупностью определенных свойств, что прибавляет проблем при создании единой исследовательской системы в гуманитарной сфере. Если физик сталкивается только с несколькими терминами, биолог с двумя соснами, то педагог либо юрист должны работать с двумя абсолютно разными людьми. Сравнивая химическую реакцию с ростом березы и с экономической реформой, отметим, что для их детального изучения потребуются различные методы. Для технического и естественного направлений применение индивидуального подхода необязательно, ведь объекты, рассматриваемые в этих науках, однотипны. Различия в основном несущественные, поэтому их можно упускать. А вот у педагога, психолога, юриста нет возможности абстрагироваться от особенностей человека. Классификация социально-гуманитарных наук многогранна, так как существует множество разновидностей в каждой науке.
Объяснение социально-гуманитарных объектов
Для этого необходимо установить особенности проявления в конкретном объекте определенного закона. В противном случае не удастся в полной мере объяснить объект, провести с ним практические действия. Для выявления социально-психологических особенностей индивида либо социальной группы в данный момент применяется категория менталитета. Подобное исследование намного сложнее, чем изучение индивидуального духовного мира человека. Выявить менталитет означает определить уникальное из единичного, то есть выбрать социально-психологические признаки.
Алгоритм изучения
Институт социально-гуманитарных знаний (Казань) на протяжении длительного промежутка времени занимался разработкой последовательности действий, направленных на изучение уникальных признаков живого субъекта. В итоге было выявлено два основных этапа:
- идентификация признаков различных субъектов, а также степени их выраженности;
- сравнение их разных субъектов, определение на основе этого специфических характеристик, выявления для каждого менталитета.
Если не будет проводиться подобное сравнение, пойдет речь об изучении личности, сознания, но не о менталитете. Психологи и социологи понимают важность учета законов функционирования исследуемых объектов. В социально-гуманитарной сфере применяют статические законы. Они обладают вероятностной причинностью, допускается порождение причиной одного из разных действий. Именно поэтому все предсказания в социально-гуманитарной науке являются приблизительными, а в технике и природе – четкими и точными.
Среди особенностей рассматриваемого направления выделим и ограниченность использования в них полноценного эксперимента. К примеру, при изучении истории отдельной страны говорить об эксперименте неуместно, ведь события уже произошли. Нельзя использовать исследования в социологии для анализа межнациональных отношений. Неуместен эксперимент и при изучении миграции населения. Некорректно специально переселять людей, менять их жилищные условия, уровень заработной платы, состав семьи, чтобы получить какой-то результат. Кроме того, существуют и этические ограничения для проведения исследований в социально-гуманитарных науках. Запрещены опыты, которые могут нанести вред здоровью людей, унизить человеческое достоинство, ущемить авторитет. Из-за ограниченности опытов эмпирическая база в данной сфере будет менее достоверной, чем в технических дисциплинах. Социальное направление использует определенные критерии научности:
- рациональность;
- доказательность;
- опытная и практическая проверяемость;
- возможность воспроизведения эмпирического материала;
- эссенциальность.
Доказательная база в социально-гуманитарном цикле менее серьезная и строгая, нежели в точных науках. Причина в недостаточном количестве теоретических положений и установленных фактов. Часто вместо законов, психологи и педагоги действуют интуитивно, чтобы изучить определенные объекты.
Заключение
В гуманитарной сфере эмпирическая проверяемость предполагает применение наблюдений, интервью, анкетирования, тестирования. Воспроизведение фактов возможно только в том случае, если существуют результаты статистических исследований по определяемой тематике. Если провести эксперимент не удается, его альтернативой считают свидетельства нескольких источников. К примеру, в юриспруденции, педагогике используют показания участников события. Все объекты социально-гуманитарной сферы являются сложными многоуровневыми иерархически построенными системами. Для того чтобы в полной мере изучить системы, требуется существенный временной промежуток.
Немецкий философ В. Дильтей говорил о том, что основным критерием отличия наук разнообразного вида является применяемый метод. Именно немецкий ученый предлагал подразделять все науки на те, что изучают дух, и те, которые исследуют законы природы. Не только анализ самого человека, но и знакомство с текстами, старинными рукописями широко применяют в социально-гуманитарном цикле. Понимание и интерпретация определенной информации помогают психологам, педагогам, юристам, справляться с задачами, поставленными перед ними, в первую очередь изучать индивидуальные особенности каждой отдельной личности.
fb.ru
Чем отличаются социальные и гуманитарные знания
Многие думают, что социальные и гуманитарные знания не различаются, ведь те и другие изучают, в первую очередь, человека. Однако это заблуждение — отличия у этих областей знаний всё-таки есть (и довольно значительные).
Чтобы лучше понять, чем отличаются знания социальные и гуманитарные, необходимо дать чёткое определение каждому из них.
Быстрая навигация по статье
Гуманитарные знания
Гуманитарные науки часто резко противопоставляют точным или естественным наукам. Точные науки основаны на конкретике. В гуманитарных науках также существую чёткие определения понятиям и явлениям, но они, в то же время, свободны для интерпретации. К гуманитарным наукам относят: историю, право, эстетику, этику, литературу, языки и другие.
Они представляют собой знания о человеке: о его духовной сущности, культуре, нравственности, отношении с обществом и складе его ума.
Социальные знания
Социальные знания представляют собой определённые аспекты жизни человека, которые связаны с его общественной жизнью. Социальные науки используют гуманитарные знания из педагогики, психологии, этики и из других наук в своих исследованиях.
Иногда социальные науки относят в подраздел гуманитарных, ведь они одинаково передают субъективное понимание действительности.
Отличия
- Гуманитарные знания отличаются от социальных тем, что гуманитарные знания часто направлены на изучение абстрактных явлений, в которых каждый человек должен найти что-то своё.
- Социальное знание всегда направлено на человека, как части общества.
- Социология отличается ещё и тем, что кроме теоретических аспектов, она ещё и проводит различные практические исследования: опросы и тестирование.
- Гуманитарные знания в основе своей — только теоретические.
- Социальные знания ориентированы на изучение не только человека, как части общества, но и взаимоотношений человека в коллективе, структурах общества, истории и законов его развития.
Некоторые науки можно одновременно отнести и к социологическим, и к гуманитарным. Например, историю.
Если историк изучает тенденции в развитии человечества в целом, то он рассматривает историю с обществоведческой точки зрения. А если историк анализирует личностные факторы, влияющие на конкретного человека, — он мыслит как гуманитарий.
Получается, что социальные и гуманитарные знания взаимопроникают друг в друга. Следовательно, социальные и гуманитарные знания отличаются проекцией, в которой они рассматривают человека.
Поделитесь этой статьёй с друзьями в соц. сетях:
podskajem.com
Научное познание. Социальное познание. Социальные науки, их классификация. Социальное и гуманитарное знание
ПОЗНАНИЕ
Познание мира. Формы познания: чувственное и рациональное.
Познание – совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание является основным предметом науки гносеологии (теории познания).
Первая ступень познания представляет собой чувственное познание. Чувственное познание основано на опыте человека, который он приобретает, воздействуя на познаваемые объекты с помощью органов чувств (вкус, обоняние, осязание, зрение, слух). Оно всегда субъективно, осуществляет связь человека с внешним миром.
Формы чувственного познания:
· Ощущение– отражение отдельных признаков и свойств предметов (температура, цвет, вкус).
· Восприятие – целостный образ предмета или явления.
· Представление – сохранение образов предметов в памяти.
Вторая ступень познания – рациональное познание. Рациональное познание позволяет человеку постигнуть внутреннее в вещах – их структуру, сущность, законы.
Формы рационального познания:
· Понятие – отражение общих принципов и свойств предметов (в словах, символах, знаках).
· Суждение – связь понятий, с помощью которой отражаются зависимости между вещами (в предложениях, формулах).
· Умозаключение – связь между несколькими суждениями (в более сложных предложениях, формулах, где присутствуют причинно-следственные связи).
Чувственное познание | Рациональное познание |
Ощущение Восприятие Представление | Понятие Суждение Умозаключение |
Наглядный образ предмета | Понятие о предмете |
Степень обобщения невелика | Степень обобщения высокая |
Процессу познания присущи некоторые противоречия:
1. Противоречие между субъектом и объектом. Оно представляет собой несоответствие между потребностями человека в практическом преобразовании мира и недостатком знаний о нем.
2. Иногда познанию присуще противоречие между данными органов чувств и мысленным отражением внешнего мира.
3. Противоречие между сложившейся теорией и сложившимися новыми научными фактами.
4. Противоречия между течениями в науке, между теориями.
В процессе познания большую роль играют такие внерациональные формы познания как воображение, фантазия, эмоции, вера, интуиция. Интуиция – способность прямого (непосредственного) постижения истины, то есть без опоры на рассуждения и доказательства.
Истина, ее критерии. Относительность истины.
Целью любого познания является истина. Истина – соответствие знания предмету познания.
Для истины характерны объективность (соответствие знания об объекте самому объекту), процессуальность (истина может измениться в процессе познания, т.к. познаваемый мир неисчерпаем), конкретность (истина определяется конкретными условиями места, времени, ситуации).
Абсолютная истина – полное, исчерпывающее знание об объекте. Например, все люди смертны.
Относительная истина – неполное, неточное, недостаточное знание об объекте. В основе относительности истины лежит понимание, что познаваемый мир безграничен, а человеческие познавательные возможности ограничены.
Знание, не соответствующее познаваемому объекту, называется заблуждением. Заблуждения можно разделить на три вида:
· Ошибка – заблуждение, возникающее в результате невнимательности или глупости.
· Ложь – преднамеренное заблуждение, возникающее в случае, когда выгодно выдать за истину то, что ею не является.
· Иллюзия – заблуждение, не зависящее от личных качеств субъекта.
Виды человеческих знаний
Познавательное отношение человека к миру осуществляется в различных формах – в форме обыденного познания, мифологического, художественного, религиозного, философского, наконец, в форме научного познания. Первые три области познания рассматриваются как вненаучные формы.
Мифологическое знание – исторически первая форма познания, направленная на постижение природы и общества, опыт поколений через смысловое родство с познаваемой действительностью.
Обыденно-практическое (житейское) знание – форма познания, в основе которой является здравый смысл, жизненный опыт, повседневная практическая жизнь.
Художественно-образное знание – форма познания, проявляющаяся в искусстве через создаваемые образы.
Религиозное знание – форма познания, основанная на вере в сверхъестественное.
Философское знание – форма познания, особенностью которой является универсализм (общий характер) и критицизм (проверка результатов доводами разума).
Особое место в познавательной деятельности занимает самопознание (рефлексия) – осмысление человеком своей мыслительной деятельности, слов и поступков, с целью выявления собственной сущности.
Научное познание. Социальное познание. Социальные науки, их классификация. Социальное и гуманитарное знание
Научное познание – познание, целью которого является открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов и их взаимосвязи.
Черты научного познания:
· исследование существенных, типичных, устойчивых связей, свойств и отношений;
· объективность;
· строгая доказательность, опытная проверка, воспроизведение, повторение результатов;
· систематичность знания, формирование целостной системы понятий, символов, формул, теорий;
· использование полученных знаний в реальной жизни.
В структуре научного познания выделяются два уровня – эмпирический и теоретический.
Эмпирическое познание ориентировано на явления, в нем преобладает чувственный опыт, рациональное познание подчинено чувственному. Главные методы эмпирического познания – наблюдение, сравнение, эксперимент.
Теоретическое познание ориентировано на сущность явлений, оно основано на рациональном познании. Главные методы теоретического познания – абстрагирование, формализация, моделирование, мысленный эксперимент, системный подход, идеализация.
Основные формы научного познания:
· Научный факт – предложение, фиксирующее эмпирическое (опытное) знание.
· Научная проблема – затруднение, преодоление которого возможно только с помощью научного исследования.
· Научная идея – интуитивное объяснение явления.
· Гипотеза – допущение или предположение, нуждающееся в доказательстве.
· Закон – отображение существенной, необходимой или повторяющейся связи между объектами или явлениями.
· Теория – наиболее развитая форма научного познания, дающая целостное представление о закономерностях определенной области действительности.
Социальное познание – познание общества, социальных отношений. В данном виде познания субъект и объект познавательной деятельности совпадают. Социальное познание ориентировано на исследование качества (значимость явлений), а не количества (типичность, повторяемость). Социальное познание направлено на исследование единичного, уникального на основе общего, закономерного. Социальное познание изучает не только общественные связи, но и человека, поэтому его часто называют социально-гуманитарным.
Основными социальными науками считаются история, социология, политология, юриспруденция. Социально-гуманитарные науки – психология, культурология, филология, лингвистика, религиоведение.
studopedia.net
Социальное и гуманитарное знание — ПОЗНАНИЕ
Социальное познание — это познание общества. Познание общества — процесс очень сложный в силу ряда причин.
1. Общество является самым сложным из объектов познания. В общественной жизни все события и явления настолько сложны и многообразны, настолько непохожи друг на друга и так причудливо переплетаются, что обнаружить в ней определенные закономерности очень трудно.
2. В социальном познании исследуются не только материальные (как в естествознании), но и идеальные, духовные отношения. Они значительно сложнее, многообразнее и противоречивее, чем связи в природе.
3. В социальном познании общество выступает и как объект, и как субъект познания: люди творят свою собственную историю и они же познают ее.
Говоря о специфике социального познания, следует избегать крайностей. С одной стороны, нельзя с помощью теории относительности Эйнштейна объяснить причины исторического отставания России. С другой стороны, нельзя утверждать непригодность для обществознания всех тех методов, которыми исследуется природа.
Первичным и элементарным методом социального познания является наблюдение. Но оно отличается от того наблюдения, которое используют в естествознании. В обществознании познание касается одушевленных, наделенных сознанием объектов. И если, например, звезды даже при многолетнем наблюдении за ними остаются совершенно невозмутимыми но отношению к наблюдателю и его намерениям, то в общественной жизни все иначе. Как правило, обнаруживается обратная реакция со стороны изучаемого объекта, что-либо делает наблюдение с самого начала невозможным, либо прерывает его где-то посередине, либо вносит в него такие помехи, которые существенно искажают результаты исследования. Поэтому невключенное наблюдение в обществоведении дает недостаточно достоверные результаты. Необходим другой метод, который носит названиевключенное наблюдение. Оно осуществляется не со стороны, не извне по отношению к изучаемому объекту (социальной группе), а изнутри его.
При всей своей значимости и необходимости наблюдение в обществознании демонстрирует те же самые принципиальные недостатки, что и в других науках. Наблюдая, мы не можем изменять объект в интересующем нас направлении, регулировать условия и ход изучаемого процесса, воспроизводить его настолько многократно, насколько это требуется для завершенности наблюдения. Существенные недостатки наблюдения в значительной степени преодолеваются в эксперименте.
Эксперимент носит активный, преобразующий характер. В эксперименте мы вмешиваемся в естественный ход событий. По В. А. Штоффу, эксперимент можно определить как вид деятельности, предпринимаемой в целях научного познания, открытия объективных закономерностей и состоящей в воздействии на изучаемый объект (процесс) посредством специальных инструментов и приборов. Благодаря эксперименту удается: 1) изолировать исследуемый объект от влияния побочных, несущественных и затемняющих его сущность явлений и изучать его в чистом виде; 2) многократно воспроизводить ход процесса в строго фиксированных, поддающихся контролю и учету условиях; 3) планомерно изменять, варьировать, комбинировать различные условия в целях получения искомого результата.
Социальный эксперимент обладает рядом существенных особенностей.
1. Социальный эксперимент носит конкретно-исторический характер. Эксперименты в области физики, химии, биологии могут быть повторены в различные эпохи, в различных странах, ибо законы развития природы не зависят ни от формы и типа производственных отношений, ни от национальных и исторических особенностей. А социальные эксперименты, нацеленные на преобразование экономики, национально-государственного устройства, системы воспитания и образования и т. д., в различные исторические эпохи, в разных странах могут давать не только разные, но и прямо противоположные результаты.
2. Объект социального эксперимента обладает гораздо меньшей степенью изоляции от остающихся вне эксперимента подобных объектов и всех воздействий данного общества в целом. Здесь невозможны такие надежные изолирующие устройства, как вакуумные насосы, защитные экраны и т. п., применяемые в процессе физического эксперимента. А это значит, что социальный эксперимент не может быть осуществлен с достаточной степенью приближения к «чистым условиям».
3. Социальный эксперимент предъявляет повышенные требования к соблюдению «техники безопасности» в процессе его проведения по сравнению с естественнонаучными экспериментами, где допустимы даже эксперименты, совершаемые методом проб и ошибок. Социальный эксперимент постоянно оказывает непосредственное воздействие на самочувствие, благосостояние, физическое и психическое здоровье людей, вовлеченных в «экспериментальную» группу. Недооценка любой детали, малейший сбой в ходе эксперимента могут оказать пагубное воздействие на людей, и никакими благими намерениями его организаторов оправдать это невозможно.
4. Социальный эксперимент не должен проводиться в целях получения непосредственно теоретического знания. Ставить опыты (эксперименты) на людях антигуманно во имя любой теории. Социальный эксперимент — это эксперимент констатирующий, подтверждающий или отрицающий.
Одним из теоретических методов познания является исторический метод исследования, т. е. такой метод, который выявляет значимые исторические факты и стадии развития, что позволяет в итоге создать теорию объекта, раскрыть логику и закономерности его развития.
Другой метод — моделирование. Под моделированием понимают такой метод научного познания, при котором исследование осуществляется не на самом интересующем нас объекте (оригинале), а на его заместителе (аналоге), сходном с ним в определенных отношениях. Как и в других отраслях научного знания, моделирование в обществоведении применяется тогда, когда сам предмет недоступен для непосредственного изучения (скажем, он еще не существует, как, например, в прогностических исследованиях) либо это непосредственное изучение требует колоссальных затрат, или вообще невозможно в силу этических соображений.
В своей целеполагающей деятельности, из которой складывается история, человек всегда стремился постичь будущее. Интерес к будущему обострился в современную эпоху в связи со становлением информационно-компьютерного общества, а также из-за тех глобальных проблем, которые ставят под сомнение само существование человечества.Предвидение вышло на первое место.
Научное предвидение представляет собой такое знание о неизвестном, которое основывается на уже известном знании о сущности интересующих нас явлений и процессов и о тенденциях их дальнейшего развития. Научное предвидение не претендует на абсолютно точное и полное знание будущего и на обязательную достоверность: даже тщательно выверенные и взвешенные прогнозы оправдываются лишь с определенной степенью достоверности.
compendium.su
Вопрос 12. Аксиологичность, актуальность, идиографичность в социальном и гуманитарном знании
В чем проявляется специфика социального познания?
Прежде всего, специфика связана с тем, что объект этого познания соразмерен самому познающему субъекту. В этом объекте познающий субъект находит свои собственные характеристики, прежде всего, те смыслы, которые реализуются в действиях людей, смыслы, которые присущи действиям самого исследователя. Поэтому между объектом и субъектом не может быть непроходимой границы. И это жесткое различение объектных и субъектных отношений уже не применимо к гуманитарному познанию. Исследователь в рамках гуманитарного познания все время должен держать в своем сознании, что исследуемый объект конечен, что этот объект просто смертен, что исследованием его можно уничтожить. Знание получает гум.потенциал тогда, когда оно не просто описывает бытие и открывает его хар-ки как вечные, постоянные и неизменные законы бытия, а когда проявляется уважение к сущ-ю объекта. Психолог, который изучает психику конкретного человека, может сделать его просто сумасшедшим. Экономист может уничтожить экономику государства. Потому социальное знание должно бережно относиться к своему объекту, памятуя о том, что объект хрупкий. Принцип бережного отношения к объекту исследования стал значимым и для естественнонаучного познания, когда возникли проблемы экологические (изменения климата…).
Сам тип знания, который формирует социально-гуманитарное познание, отличается от типа знания, которое формирует естественнонаучное.
Если использовать термины Античности, то Аристотель говорит, что познание выражается в конечном счете в знании эпистемы. Эпистема – понятие, четко фиксирующее характеристики объекта, о чем это знание говорит. У греков был еще один термин о знании – фронема. Эпистема – безличное знание, а фронема — живое состояние сознания, не может быть обезличено, всегда связано с состоянием знания этого человека об этой действительности. Социально-гуманитарное знание — знание фронема. Оно сохраняет свою связь с реальным состоянием мышления познающего субъекта, т.к. для гум.познания важна позиция познающего по отношению к познаваемому. Это такие идеи, содержание которых выражает не только характеристики объекта и ситуации, но и отношение исследователя или этого общества, в котором исследователь работает, относительно этих характеристик.
Это является следствием особой связи между познающим и познаваемым в социально. Поэтому существенно модифицируются базовые операции познавательной деятельности.
Вообще, 4 базовых операций: репрезентация объекта, категоризация объекта, в ходе которой на объект накладываются категориальные представления, интерпретация объекта, конвенция, когда знание начинает функционировать в некоем сообществе.
Эти 4 операции по-особому организуются в ходе социально-гуманитарного познания.
1. Репрезентация – такая операция, которая обеспечивает представление объекта с помощью существующих в культуре или науке эталонов (моделей, символов, правил, логических или языковых, и т.д.). Мы всегда должны объект исследования представить. Для естественнонаучных это могут быть конкретные предметы. Для социального познания это требует особых процедур, для того, чтобы эти объекты зафиксировать, т.к. это текучие объекты, их нельзя задержать. Социальную группу нельзя посадить в аудиторию и держать в течение многих лет. Поэтому надо найти способ репрезентации.
Пример: вопрос. Как общество представляет свою литературу, искусство? Литература – это тексты, это авторы. Как общество смотрит на своих авторов? Литература представлена списками авторов, которые составляет общество. Они представлены в энциклопедиях. Для Конева это литература, как ее представляет общество.
Если сравнивать разные энциклопедии, то можно проследить динамику изменения этих представлений. Увидим, что список обновляется в среднем раз в 25 лет. Конечно, это выборка, но она делается на основе разных экспертных оценок.
Нужно различать человека как личность и как функция. Как личность (как свободный индивид), как функция (как роль) – например, водитель автобуса.
Эмпирический материал может успешно собираться только тогда, когда четко фиксирован объект исследования.
2. Категоризация – процесс отнесения объекта к системе категорий, которая определяет направленность познания, т.е. это отнесение к системе категорий, которые определяют логическую сетку науки, а с другой – к категориям, которые живут в самой социальной действительности. Действительность, которую мы изучаем, — это действительность структурированная. И структурированность определяется логикой жизни – социальной и культурной. Если я занимаюсь сферой культуры, т.е. сферой значимого бытия (язык, искусство, законы), то структурирование действительности самой культуры необходимо всегда представлять. Культура организует жизнь смыслов, организация жизни смыслов определяется культурными категориями, т.е. теми универсальными смыслами, которые разносят конкретные смыслы по категориям, по «ящичкам».
Культурные категории вырастают на основе универсальных культурных форм, а последние – это то, как культура передает свое содержанием. Универсальными культурными формами выступают
1) формы демонстрации. Это образцы, примеры, традиции, обряды, т.е. когда культура передает какое-то содержание, демонстрируя действия, в которых она выражается.
2) Это императивные формы – инструкции,
3) аксиоматические формы – красиво / некрасиво, добро/зло, справедливость / несправедливость,
4) функции-принципы.
Эти универсальные формы несут в себе то, в каких отношениях находится человек с миром культуры и миром других людей.
Если через демонстрацию – то он отождествляет себя с этим человеком. Идея социального тождества, социальной идентификации.
Если через императивные формы – то он в ситуации подчинения. «делай так», и тот, кто говорить, это тот, кому я подчиняюсь.
Если через ценности – он оказывается в альтернативной ситуации. Ситуация выбора. Появляется «я», который делает выбор сам.
Если через принципы – в ситуации, когда его действия определяют жизнь другого человека. Ответственность.
Т.е. каждое явление социального мира категоризировано этими социальными содержаниями. И изучая их, я, так или иначе, их описываю, я всегда мыслю категориально, т.к. категории всегда закреплены в культуре. Это некие априорные формы описания и понимания действительности. Всякая культура придает универсальные смыслы своим образованиям. Эти универсальные смыслы выражены в таких априорных категориях. Очень важно при работе со своим материалом учитывать эти категориальные формы.
Автохтонные идеи культуры – самой культурой рождены. И все, что существует в культуре, этими характеристиками, идеями пронизано. Это язык культуры. Она, таким образом, распределяет значения.
Пример. На склад сносятся разные предметы. Но склад распределяет предметы по своим полкам. В библиотеке книга хранится под инвентарным номером. Этот номер – язык библиотечного хранилища.
Когда мы познаем культурную действительность, мы должны пользоваться не только своим языком, но и научиться тот язык, на котором говорит исследуемая действительность.
Когда естествоиспытатель изучает природу, он изучает ее законы (это ее язык), а мы – эти категории.
Интерпретация
Придание предметных смыслов восприятию объекта на основе знаний, эталонов, придание содержательных смыслов изучаемым объектам на основе культурных традиций.
Интерпретация для культурного познания – очень значимый процесс, т.к. мы имеем дело с текстами. Это могут быть как тексты как система знаков, символов или значимых вещей. Истолкование текстов – это операция, которая предполагает разные методологические и методические приемы. Гуманистика 20 века выработала 2 универсальных метода интерпретации текстов. Это структуралистский метод и метод деконструкции.
Структурализм был развит на базе интерпретации мифов или традиционных текстов, имеющих очень жесткую структуру. Первым опытом структуралисткого анализа был опыт Владимира Проппа, который в конце 20-х гг. написал «Морфологию волшебной сказки». Леви Стросс – относительно мифов американских индейцев. Структурализм – эффективный метод, позволяющий выделять объективно существующие смыслы, организующие систему текстов определенного времени. Он тесно связан с методами системных исследований.
Деконструкция – методология, разработанная Жаком Дарида в эпоху постмодернизма и которая предполагает выявление тех скрытых отношений, смыслов, которые существуют в универсальной символической культуре.
Более простой вариант деконструкции представлен Хайдеггером, который показывал, как организованы значение и смыслы в языке, которым человек пользуется в конкретных экзистенциальных ситуациях.
Очень важно при интерпретации текстов четко фиксировать метод, который позволил прийти к этому пониманию. Если этот путь не предъявим, то наша интерпретация не будет иметь научного значения. Если кто-то, пользуясь нашим путем интерпретации, то наша интерпретация имеет смысл.
Именно в этом больше всего неконтролируемых, чисто субъективных результатов.
4. Конвенция – это операция, которая позволяет выйти за пределы непосредственно опыта исследования, принятых в сообществе знаний, норм, символов, или путем введения новых норм, знаков, символов.
Новизна в диссертационном исследованииJ
Конвенция – момент заключения соглашения с сообществом, что мы вносим вклад в науку. Основание этого соглашения – это и есть диссертацияJ
Особым момент в социально-гуманитарном исследовании является использование в процессе исследования не только знаниевых средств – знания, которые могут быть выражены в понятиях Научное познание – это процедуры, операции с разным типом знаний. Но научное познание включает и такие феномены как вера, ценность, которые не являются понятийным восприятием действительности. Вера и научное познание – это особая строна познавательного процесса. Включение веры в научное познание особым образом модифицирует научное познание. Вера – особое состояние сознания человека, в котором открывается абсолютная характеристика действительности. Конечным предметом веры выступает идея абсолюта. Акт веры – это такое действие сознания, которое утверждает нечто как абсолютное. Абсолютов не существует в реальности. Даже критические точки в физических процессах (точка кипения), т.к. они могут менять свои значения. Но абсолют является необходимым для человека. Любое общество конструирует абсолют. Вера как культурное явление возникает в результате культивирования императивных форм. Эти формы ставят человека в ситуацию долженствования, подчинения. Вера – способ утверждения человеком для себя идеи долженствования, что он должен с чем-то абсолютно считаться. Без этого не может быть никакой социальности, не может быть никакого культурного существования. Необходимость завершения – это условие человеческого существования.
Этот абсолют – в любом деле.
Научное познание – постижение истины.
Исходная посылка: в науке нельзя ничего принимать на веру. Но проверка связана с верой, перед верой находится проверка (про-вер-ка). И проверка идет, по Декарту, до веры, когда открывается несомненная истина, когда появляется знание, которое становится основанием для любого знания. Для Декарта это математическая аксиома. Аксиомы – это утверждения, принятые на веру. Абсолютное знание – откуда? От Бога. Поэтому Декарт говорил, что без Бога нет математики.
Т.о., научное познание (любое) не избегает веры как особой процедуры духовной деятельности, которая обеспечивает начало знания.
Как представлена вера в научном познании? Представлена прежде всего тем, что всякий исследователь доверяет предшествующим исследователям. Принятие некоторых утверждений в качестве истинных без специальных личных проверок, на основании оценки косвенных подтверждающих признаков, которые я принимаю как признаки истины. Это доверие есть начало познания.
В диссере выражено во введении – степень разработанности проблемыJ
Это чисто социальный акт, без которого ни одна наука не существует.
Второй тип существования веры – это личная убежденность, экзистенциальная вера, представленная в исследовании как то, что движет исследователем. Личная убежденность в правоте этого направления исследования. Эта личная уверенность – Христофор Колумб уверен, что Земля – шар, и можно найти другой путь до Индии.
Эйнштейн и др…
Для гуманитарного исследования вера позволяет работать с определенным эмпирическим материалом – вера в то, что именно этот материал для нас ценен..
Характеристики социального познания:
1. Характеристика социального знания – аксиологичность социального знания. Именно потому что социальное познания занято изучением значимого бытия, само знание несет в себе ценностное содержание, несет инф-ю и о суб-те познания, его отношении к объекту. Не только потому, что оно может быть истинным или ложным, а потому что оно требует к себе особого отношения в том смысле, что оно не только требует знания, но и понимания и выражения своего отношения к этому. Социальное знание несет в себе информацию 2 типов: оно всегда характеризует объект и оно характеризует отношение субъекта к этому объекту. Поэтому оно несет информацию о субъекте исследования, которая может быть выражена прямо в оценке объекта, по поводу которого исследование строится. Если юриспруденция изучает какое-либо явление – например, преступность, то само явление прямо несет в себе оценку этого объекта. Я изучаю преступность для того, чтобы ее искоренить. Социологи разрабатывают концепцию девиантного поведения. Они называют какое-то поведение отклоняющимся. Сам термин несет в себе оценку. Это поведение, которое чем-то отличается. Если эстетик изучает эстетические явления, то термин «теория прекрасного» несет в себе оценочный момент. Даже когда исследователь будет освобождаться от окрашенных терминов, все равно присутствие исследователя в знании, которое он будет получать, во взвешенности подходов. Социологи знают, что от того, как ты выстроишь анкету, будет зависеть эмпирический материал. Никто не может социальное познание убрать этот момент. Аксиологичность – это отличительная черта социального знания. Ценностный момент входит в соц.знание благодаря пониманию. Поскольку понимание необходимо входит в гумм.знание, герменевтика стан-ся важной методологич.опорой наук о реалиях чел.жизни. история герменевтики насчитывает многие века. Она возникла в раннем средневековье как способ толкования сакральных текстов. Как общая теория понимания разработана в нач.19в. Шлейермахером, кот.формулирует общие правила понимания, нацел.на истолкование текста и на проникновение в мысли автора текста. Для Дильтея герменевтика входит в методологич.базис ист-гум познания, т.к. понимания явл-ся единств.адекватным средством передачи целостности такого бытия как жизнь. У Хайд-ра понимание трактуется не как способ познания, но как способ бытия, т.к. чел.бытие изначально бытие понимающее. Для естественнонаучного знания это неприсущее. Хотя, возможно, само естественнонаучное знание несет в себе эту информацию о субъекте. Когда появилась наука о микромире, обнаружилось, что знания напрямую зависят от приборной ситуации, в которой происходит познания. Что такое микрочастица – волна или корпускула – зависит от приборов. Если мы ходим измерить ее импульс, мы теряем ее местоположение. И наоборот. Появляется концепция дополнительности Бора-Гайзенберга. Возможно, каждое научное знание несет в себе начало субъективности, но там эта субъективность тождественна самому человеческому роду. А в социальном познании мы всегда имеем стратифицированное общество.
2. Актуальность или историчность. Эта характеристика выражается в том, что знание действенно. Оно влияет на свой объект, видоизменяя его, а тем самым изменяя основания своего существования. Социальное знание исторично в 2 смыслах: во-первых, оно меняется, живет во времени, во-вторых, оно участвует в истории. Если имеется социальная ситуация, по поводу нее могут высказываться знания, благодаря этому ситуация переходит в другое состояние. В отношении этой ситуации знание перестало быть актуальным. Здесь должно возникнуть другое знание. Социальное знание меняет объект познания. В естественнонаучном познании такой ситуации практически нет, потому что, используя какое-нибудь знание, вроде Закона Архимеда, мы сам принцип отношения жидкости и погруженного в нее тела не меняется. А в социальном знании по-другому. Маркс описал капитализм в «Капитале». Люди действуют, опираясь на это знание. Изменилось общество. Современное общество не может описываться законами Капитала Маркса. Современный капитализм потому и не такой, что был когда-то описан Марксом.
Эксперимент: как меняется производительность труда в результате изменений. Две группы: в одной менялись условия, в другой – нет. В обеих рабочие стали работать лучше.
Актуальность социального знания, зависимость его от условий, в которых оно возникает, влияние их на эти условия, породило особую науку – социологию знания. Впервые идеи были высказаны Марксом, и Мангейм создает социологию знания. Всякое знание – это событие, которое рождается в определенной психологической и культурной ситуацией. Оно совершается как любое социальное событие и оказывает влияние на любое событие, которое происходит.
3. Ориентация знания на особенное, индивидуальное, конкретное. То, что неокантианцы называли идиографичность. Конечно, исследователь всегда стремится рассмотреть социальные процессы как процессы типичные, имеющие тенденцию к повторяемости, содержащие в себе необходимость, ибо закон есть необходимость как характеристика каких-то объективных связей. Но любая типичность в социальной действительности всегда приобретает свои особенности в силу того, что существует огромное влияние среды на всякое конкретное протекание каких-то действий человека. Это влияние среду видоизменяет уже типичность ситуаций, но и конкретные элементы всякой ситуации постоянно заменяются такими же, но отличными от тех, которые были раньше. Эта ориентация на конкретность, индивидуальность, требует особых методов познания, особой работы познающего субъекта. Трудно сформулировать или выделить, да и пока не существует выделенных методов, ориентирующих исследование на индивидуальность социального объекта, но я бы сформулировал главный принцип теоретического описания, который заключается в том, что социальное познание неизбежно должно включать в себя критическую методологию, критический подход.
Вопрос № 13
megaobuchalka.ru