Социальный патронаж семьи – Социальный патронаж семей, находящихся в социально-опасном положении

Социальный патронаж семей, находящихся в социально-опасном положении

Содержание

Введение

Семья является одной из важных сфер и одним из главных объектов социальной работы. Семья представляет собой сложное социальное, комплексное, многофункциональное понятие, формы жизнедеятельности людей, обусловленные существующими общественно-экономическими и юридическими нормами. Сегодня в России свыше 40 млн. семей. Семья очень быстрого и чутко реагирует на все позитивные и негативные изменения, происходящие в обществе, раскрывая гуманный и антигуманный смысл происходящих в обществе процессов, оценивая разрушающий для семьи процессы. В настоящее время наблюдается, что большинство населения до уровня доходов находится практически на уровне прожиточного минимума. Снижается рождаемость, со снижением рождаемости повышается количество детей, рожденных вне брака. Тяжелая материальная ситуация складывается в многодетных семьях, их составляет около 2 млн. Возрастает количество малообеспеченных, а также беспризорных детей [5;4].

Деятельность специалистов социального патронажа прежде всего направлена на выявление социально неблагополучных семей, в которых проживают несовершеннолетние, и организацию сотрудничества с ними с целью обеспечения условий жизни и развития ребенка. Чаще всего клиентами патронажных служб являются: семьи, где жестоко обращаются с детьми, не соблюдают моральные нормы, злостно уклоняются от контактов правоохранительными органами, представителями власти, общественности.

Цель работы патронажных служб с семьей — оказание комплексной помощи семье и детям в создании благополучных условий развития ребенка защите его прав и интересов.

Глава 1. Социальный патронаж семей «группы риска»

1.1. Социальный патронаж: понятие, принципы, функции, виды

Патронаж (от фр. рatrоnаgе — покровительство) — вид социального обслуживания, преимущественно на дому, клиентов группы риска, который заключается в постоянном социальном надзоре, регулярном посещении их жилищ социальными работниками, оказании им необходимой экономической, материально-бытовой помощи, проведении несложных медицинских манипуляций и т.д.. [13; 224]

Социальный патронаж – социальное обслуживание определенной категории граждан вне стационара, иными словами, нестационарные формы социального обслуживания престарелых и инвалидов, семей. [11;118]

Служба социального патронажа действует на основе следующих принципов:

1) Системность. Этот принцип предполагает построение процесса социального патронажа. Как системы практических действий, взаимосвязанных и взаимоувязанных в рамках единой программы. При этом проблемы клиентов рассматриваются не изолированно, а в контексте взаимосвязей, взаимоотношений внутри их семей, производственного и социального окружения;

2) Комплексность. Программа социального патронажа формируется и реализуется на основе подхода, предполагающего использование не разрозненных мер и мероприятий, а их комплекса, т. е. всего необходимого спектра социальных услуг, объективно отвечающих интересам клиентов. Соблюдение этого принципа исключает разработку программ, не адекватных трудной жизненной ситуации клиентов;

3) Оптимальное использование потенциально-положительных резервов социального, производственного и семейного окружения клиентов. Служба социального патронажа должна выявлять в окружении клиентов своих потенциальных союзников, оценивать имеющиеся у них и не используемые (или используемые не в полной мере) созидательные возможности, приводить эти возможности в действие, опираться на поддержку родственников, друзей, коллег знакомых клиентов, способных внести вклад в решение их жизненных проблем. Одновременно служба социальною патронажа принимает усилия по мобилизации потенциала тех систем (органов и учреждений), которые могут и обязаны помогать семьям и детям, но в силу различных причин пока не делают этого;

4) Укрепление собственного потенциала клиентов для самостоятельного решения своих жизненных проблем. Служба социального патронажа заботиться, чтобы содействовать клиентам в овладении новыми знаниями, умениями и навыками, с помощью которых они имели бы возможность осуществить самопомощь, независимо от внешней поддержки решать свои личные и социальные трудности. При этом следует исходить из того, что причиной социальной дезадаптации зачастую является недостаточный уровень образования и общей культуры. У отдельно взятой социальной службы нет возможности помочь клиентам решить эту задачу, но для системы социального патронажа это реально;

5) Приоритет профилактической направленности в процессе социального патронажа. Служба социального патронажа призвана как можно раньше выявлять опасные тенденции в социальном здоровье населения и купировать их дальнейшее развитие, незамедлительно принимая адекватные меры. Необходимо добиваться устранения факторов социального риска, осуществлять превенцию кризисных ситуации в семьях и в детской среде;

6) Уважение автономности семьи и личности, получающей помощь, ее прав на свободный выбор своего пути развития (если ее образ жизни не угрожает жизни и здоровью детей и ближайшего окружения). Помощь службы социального патронажа эффективна только тогда, когда способствует поддержанию, сохранению и позитивному развитию семьи как целостного образования. Меры по изъятию из семьи детей или иных ее членов оправданы лишь в том случае, когда исчерпали все иные возможности;

7) Объективная оценка потребностей семьи и личности и оказание помощи в реально возможном объеме, без стремления к неосуществимым целям, идеалам и искусственным образцам. Служба социального патронажа настраивает клиентов на ответственный подход к решению собственных проблем, на принятие жизни во всей необходимости их достойно преодолевать. Специалисты службы должны ставить перед своими клиентами реалистичные требования и задачи, исходить при этом из реальных условий и желания помочь семье или личности преодолеть типичное для кризисов отчуждение от мира, открыть в себе внутренние ресурсы, стать творцом своей судьбы и обрести гибкость в отношениях с окружающими;

8) Дифференцированный подход к клиентам, представляющим различные группы семей и детей. В практической деятельности служба социального патронажа исходит от того, каковы конкретные трудности и проблемы клиентов (насилие, нищета, неготовность к семейной жизни, алкоголизм, детская наркомания, безнадзорность и т. п.), насколько они запущены, опасны ли и в какой мере сложившаяся ситуация для семьи, детей, ближайшего окружения и широкого социума;

9) Адресный характер. Социальный патронаж адресуется и предоставляется конкретным семьям и детям в соответствии с характером возникающих у них социальных и личностных проблем и особенностью ситуации, которая профессионально диагностируется как трудная и опасная для них самих и окружающих;

10) Взаимодействие и содействие, заключающееся в создании условий для осознания клиентами своей позиции по отношению к специалистам службы и совместной работе с ними по корректировке ситуации;

11) Разделение ответственности между клиентами и специалистами на решение кризисной жизненной ситуации и постепенная, но целенаправленная, ее передача клиентам;

12) Создание условий для самостоятельного творческого освоения клиентами системы взаимоотношений с окружающим миром и со своей ближайшей средой, а также для совершения личностно значимых жизненных поступков и выбора.

Наряду с этими специфическими принципами, деятельность службы социального патронажа должна строиться с учетом общих принципов работы социальных служб, которые имеют универсальный характер. Это принципы служения клиенту; учета его личностных, психологических, гендерных, возрастных и физиологических особенностей; конфиденциальности; открытости для всех нуждающихся; своевременности оказания социальных услуг и ряд других.

Следование этим принципам закономерно влияет на организацию и содержание всей деятельности службы социального патронажа, подчиняет ее единым правилам и закономерностям, обеспечивает эффективностью принимаемых усилий [1;51].

Различают два направления социального патронажа семьи:

Первое направление основывается на характере тех действий, которые осуществляют социальные службы в отношении семей и детей особого риска. Оно включает в себя такие виды патронажа, как социальный, медико-социальный, социально-педагогический, социально-психологический, социально-экономический, выражающийся в выдаче пособий, продуктов, одежде и т.д.

Второе направление основывается на характеристике объектов патронажа. Они классифицируются по возрасту (дети, подростки, пожилые люди), по половой принадлежности (девочки, мальчики, женщины, мужчины), по медицинским показаниям (инвалиды, беременные женщины и т. д.), по социальному статусу (безнадзорные дети, жертвы насилия), по семейным проблемам (неблагополучные семьи, дети родителей алкоголиков) и т.д.

mirznanii.com

Социальный патронаж.

Решение проблем взаимодействия государственных учреждений и общественных организаций при осуществлении социального патроната семей, оказавшихся в силу разных причин в социально опасном положении, исключительно актуально. Ситуация, сложившаяся в стране, привела к увеличению числа семей, нуждающихся в патронате. Однако надо признать, что не все специалисты государственных учреждений, призванные организовывать патронат и активно участвовать в его реализации, т.е. проводить патронаж, имеют опыт работы в этом направлении. Меры, принимаемые государственными структурами в борьбе со всякого рода социальными отклонениями, оказываются неэффективными, если с их помощью воздействуют не столько на истинные, глубинные причины роста девиантного поведения, безнадзорности, бедности и насилия, сколько на те последствия, к которым они приводят.

Своевременность и актуальность обращения к социальному патронату и патронажу семей и детей групп особого риска как стратегии усиленной заботы и профилактики детской безнадзорности и беспризорности подтверждается и развернувшейся кампанией по борьбе с этими негативными явлениями. Выливаясь в расширение сети приютов для бездомных и брошенных детей, а затем в поиск для них «новых» родителей, хотя в большинстве своем они имеют своих собственных, кровных, такая борьба, по сути, подменяет помощь семье со стороны государства, сдерживает ее дальнейшее укрепление как социального института и малой группы, а значит, и реализацию того потенциала, который жизненно важен для ее относительно самостоятельного выхода из кризисных ситуаций, вызванных куммулятивным эффектом своевременно неразрешаемых трудностей в ситуации хронического конфликта и стресса. [17,3]

На работниках, участвующих в социальном патронате и патронаже, лежит прямая ответственность за ту социальную политику, которая призвана помогать сохранению для детей родной, родительской семьи. Обеспечение нормальной жизни детей в естественных семейных условиях, надлежащей заботы о них со стороны, прежде всего самых близких, а не чужих людей- те важные и главные аспекты, ради которых организуется социальный патронат и проводится патронаж. Ибо они в качестве своей основной цели провозглашают отказ от изъятия несовершеннолетних из семьи для помещения в институтциональные детские учреждения закрытого типа. Службы, способные действовать в парадигме патроната и оказывать помощь «семейным» детям, должны в этой связи иметь приоритеты перед службами, заменяющими их воспитание в родной семье и даже определение в приемную.

Опасный своей притягательностью вопрос о помещении «чуть что» детей в казенные учреждения должен ставиться и рассматриваться только в том случае, когда проживание с родителями сопряжено с реальным риском для жизни и нормального развития. В этом смысле социальный патронат становится той новой формой помощи семье, которая значительно расширяет сферу оказания услуг и их номенклатуру. [12,4]

Установление социального патроната над семьей и детьми и проведение социального патронажа в рамках социальной работы вовсе не связаны с созданием жесткой, с непроницаемыми границами системы, в которую семья попадает, дав согласие на сотрудничество со службой, начинающей регулировать отдельные стороны ее жизни. Речь идет всего лишь о технологии социальной работы, которая реализуется в рамках относительно длительной по времени, интенсивной по воздействию и активной стратегии заботы, а потому границы социального патроната весьма условны, виртуальны. Некоторые направления деятельности, развивающиеся в его контексте, могут ограничиваться узким, специализированным подходом к семье, использующим, тем не менее, все разнообразие методов, способствующих решению ее проблем, другие же требуют взаимодействия с окружающей средой как частью общей социальной сети, к которой относятся ресурсы самой социальной службы и ее ближайшего окружения. Социальный патронат семьи и детей как особый метод и форма социальной работы всегда предполагает совмещение универсальной поддержки с индивидуальным подходом.

Подчеркнем, что идеи организации социального патроната возникли вовсе не на пустом месте. Их подсказала сама жизнь и практика социальной работы, как всегда, опережающая теорию.

В практике социальной работы используется социальный патронаж семей. Социальный патронаж предполагает особую организацию отношений с семьей-клиентом, предусматривает инициативное (не всегда встречающее у клиента позитивный оклик) вмешательства социальным работником в кризисную ситуацию семьи, изменение ее мотивации к решению собственных проблем и к сотрудничеству ради этого со специалистами, контроль за многими составляющими ее жизни и оказание на нее непосредственного воздействия. [33,27]

Социальный патронаж – это форма вмешательства в конкретную ситуацию несовершеннолетнего (семьи), оказавшегося в трудной жизненной ситуации, которая предполагает восстановление нарушенных или утраченных связей с семьей, окружением.

Основание для патронажа служит угроза для жизни или здоровья ребенка в семье. Патронаж дисфункциональных семей позволяет держать ситуацию на контроле и принимать своевременные меры для стабилизации обстановки либо для изъятия ребенка из семьи.

На социальный патронаж становятся:

семьи, имеющие на иждивении несовершеннолетних детей, находящихся в социально опасном положении,

семьи, в которых родители, не исполняют свои обязанности по воспитанию, обучению и содержанию и отрицательно влияют на поведение детей, либо жестоко обращаются с ними,

семьи, где, вследствие безнадзорности, дети находятся в обстановке, не отвечающей требованиям их воспитания или содержания, предоставляющей опасность для их жизни или здоровья.

Для организации социального патронажа на каждую семью оформляется социально-патронажная карта.

Патронаж позволяет вовлекать семью в специально организованную специалистом работу, сочетающую социально-психологическое, социально-педагогическое, социально-медицинское, социально-правовое, социально-экономическое направления при сосредоточенности на главном — преодолении имеющихся проблем семьи и детей.

Цель патронажа состоит не в том, чтобы, вмешавшись в ситуацию, часто без запроса со стороны самой семьи, бесстрастно указывать, как следует поступать, а в том, чтобы организовать и реализовать сотрудничество с ней, направленное на самопознание ее членов, самоуправление ими собственными межличностными отношениями, на поиск внешних и внутренних ресурсов для необходимых преобразований, а также возможностей их эффективного использования.

В ходе патронажа семье предоставляются различные виды помощи, в том числе защита прав и интересов несовершеннолетних, педагогическое просвещение родителей, обучение членов семьи навыкам социального поведения, материальная, психологическая и экономическая поддержка.

Виды социального патронажа:

  1. экстренный – когда семья посещается каждый день или не менее двух раз в неделю, когда в семье критическая угроза для здоровья и жизни ребенка и требуется экстренное принятие мер,

  2. срочный – посещение семьи один раз в неделю, в случае, если родители находятся в такой ситуации, когда не могут обеспечить необходимые потребности семьи,

  3. периодический – посещение семьи два раза в месяц с целью проведения мер по реабилитационной программе или посещение семей, прошедших экстренный и срочный патронаж, когда необходим постоянный контроль,

  4. контроль – посещение семьи один раз в месяц в случае, если обстановка в семье стабилизировалась, где отношение родителей к детям изменилось, дети посещают школу, родители обеспечивают необходимые потребности для жизнедеятельности семьи, взаимоотношения между родителями и детьми налажены, т.е. предполагается снятие ее с патронажного учета. [12,27]

studfiles.net

Социальный патронаж: суть понятия, виды, технология

Одной из наиболее важных задач в современном обществе является осуществление социального патронажа над людьми и семьями, по различным причинам оказавшимся в тяжелом положении. Решение данной задачи лежит на определенных государственных учреждениях и различных общественных организациях. В результате ситуации, сложившейся в стране, и усугубляющейся проблемы безнадзорности, число семей, нуждающихся в патронаже, постоянно растет.

Чаще всего осуществляются медико- и социально-педагогический патронажи.

Это обслуживание, которое предоставляется группам риска и индивидуальным клиентам. Сотрудники осуществляют постоянный надзор, посещают жилища лиц, которые попали в трудную ситуацию, оказывают им определенные виды помощи.

Основные понятия

Под социальным патронажем понимается такой вид технологии, которая позволяет найти решение различных кризисных жизненных ситуаций и предполагает сопровождение детей, инвалидов, семей, столкнувшихся с подобными проблемами. Технология объединяет в себе контрольные, диагностические, адаптационные и реабилитационные функции. Патронаж направлен на установление, а также поддержку длительной связи с семьей, своевременный поиск проблемных ситуаций, оказание немедленной помощи.

Патронаж социально-педагогического вида устанавливают над семьями, которые оказались:

  1. В кризисных ситуациях, спровоцированных смертью одного из членов семьи, разводом и подобное.
  2. В затруднительном жизненном положении при возникновении проблем психологического характера, обнаружении хронических заболеваний, в результате потери работы, при обретении инвалидности.
  3. В опасных положениях, связанных с бродяжничеством, насилием внутри семьи, наркоманией, алкоголизмом.

Сложившаяся практика свидетельствует, что специалисты выполняют патронаж неблагополучных семей в тех случаях, когда их члены не исполняют возложенные обязанности, не могут самостоятельно справиться с проблемами, жизненными трудностями.

Какие лица могут получить патронаж

Кроме того, социальный патронаж семьи устанавливается, если указанные лица:

  1. Социально нездоровы, могут представлять риск для общества.
  2. Замкнуты, общественно изолированы.
  3. Находятся в состоянии постоянной социально-психологической дезадаптации.
  4. Имеют ослабленную связь с социумом, другими членами семьи, либо такая связь отсутствует полностью.
  5. Не имеют ресурсов для осуществления личностного и общественного роста, либо не имеют навыков использования указанных ресурсов. Это могут быть профессиональные, духовные, материальные формы.

Определять необходимость патронажа над семьей должна организация, которая занимается его контролем, а также межведомственная комиссия, одной из функций которой является осуществление контроля данной процедуры.

Виды патронажа лиц пожилого возраста и инвалидов

Сюда может входить периодическое оказание материальной помощи, выражающееся в выдаче пособий, талонов, продуктов, одежды и пр. социально-правового патронажа, осуществляемого в отношении семей, имеющих детей — инвалидов, находящихся в трудной жизненной ситуации с целью осуществления систематической юридической помощи таким семьям. Функции социального патронажа инвалидов очень обширны.

Кто осуществляет патронаж

Выполнять обязанности поручают специалисту, представителю межведомственной комиссии, службе патронажных сестер, решением которых над семьей был установлен контроль. Они, если существует подобная необходимость, обладают правом внесения корректив в план их деятельности и взаимодействия с неблагополучными людьми.

Семью ставят на патронаж только при наличии реальной необходимости и обоснованного решения. Приниматься такое решение должно без спешки, ведь в некоторых случаях достаточными оказываются консультационные услуги, поддержка, отдельные профилактические реабилитационные мероприятия.

Основные принципы

Основными принципами социального патронажа, на основе которых службы организуют свою деятельность, принимая во внимание материалы от социального педагога, следующие:

  1. Пропаганда единства семьи.
  2. Профилактическая направленность.
  3. Объективность.
  4. Оптимизация.
  5. Комплексность (работы должны выполняться комплексно, а не в одиночном порядке).
  6. Системность (действия должны быть взаимосвязанными, дополняющими друг друга).

Разновидности

Социальный патронаж семьи может быть нескольких видов:

  1. Правовой.
  2. Экономический.
  3. Педагогический.
  4. Психологический.
  5. Медицинский.

Рассмотрим их более подробно.

Медико-социальный патронаж может быть установлен по отношению к больным или неполноценным физически членам семьи, в том числе по отношению к детям, имеющим инвалидность и нуждающиеся в ежедневном уходе. Содержание такого ухода составляется с учетом категории лица, находящегося на попечении. Он может включать в себя доставку продуктов, лекарств, осуществление кормления, гигиенических услуг, уборку жилого помещения, дежурства в ночное время и другие виды деятельности, позволяющие обеспечить человеку нормальное существование, если он не в состоянии самостоятельно удовлетворить необходимые потребности.

Главная задача работника, осуществляющего медико-социальный патронаж, заключается в выполнении указанных услуг, установлении доверительных отношений с подопечным, терпимости.

Социально-психологический патронаж заключается в том, что социальный работник оказывает психологическую и социальную помощь лицам, входящим в группы риска: проживающим в стрессовых или конфликтных условиях, находящимся в состоянии эмоционального напряжения, хронической психологической дезадаптации, имеющим проблемы в воспитании детей. В их обязанности входит консультирование клиентов, поиск альтернативных выходов из сложившихся конфликтных ситуаций совместно с подопечными, выполнение функций посредника между человеком и людьми, которые его окружают. Социальные работники оказывают помощь, направленную на снижение тревожности подопечного, квалифицированно вводят его в процесс изменений, которые предусмотрены планом работы.

Задачи

Основной задачей социального патронажа детей является оказание социальными работниками действенной и всесторонней помощи в сложной ситуации. Руководствуются специалисты при этом личными педагогическими возможностями. Социально-педагогический патронаж направлен на повышение компетентности родителей, формирование положительной мотивации на поиск выхода из кризисных положений, восстановление взаимоотношений между детьми и родителями, формирование их общественной позиции, направленной на нормальное развитие человека.

В рамках социально-экономического патронажа оказывается материальная помощь путем предоставления продуктов, талонов, одежды, пособий. Социально-экономический тип патронажа является частным случаем.

Осуществляется социальный патронаж пожилых людей.

Это предполагает систематическое наблюдение за подопечными с целью выявления угрозы применения насилия. Кроме того, осуществляется помощь, базирующаяся на методах социального патронажа.

Какую деятельность осуществляют работники

Работники занимаются следующей деятельностью:

  1. Совершают визиты в семьи, изучают и выявляют причины сформировавшейся проблемы.
  2. Оказывают конкретную (иногда экстренную) помощь, способную разрешить кризисные обстоятельства.
  3. Оказывают профилактические меры, удовлетворяющие потребности, способствующие стабилизации благоприятных перемен, закреплению успехов, уменьшению либо устранению факторов риска путем побуждения, посредничества, обучения.
  4. Объединяют действия работников соответствующих служб для устранения проблемных ситуаций в семьях.

Виды социального сопровождения

Социальным сопровождением при необходимости обеспечивают семьи, родителей, попечителей, опекунов, других представителей несовершеннолетних. Осуществляют такой вид деятельности уполномоченные службы, имеющие юридическое право осуществлять психологический патронаж. Сопровождение может быть нескольких видов: правовое, трудовое, социально-педагогическое, психологическое, медицинское, бытовое.

Кроме того, патронажные учреждения осуществляют предоставление срочных услуг общественной значимости: предоставление горячего питания, обеспечение необходимой обувью и одеждой, юридическое сопровождение, содействие в получения временного жилья.

Контролирующие органы

Социально-педагогический патронаж подразумевает под собой деятельность, направленную на обслуживание подопечных, находящихся в группе риска, на дому. В связи с чем процедура оказания подобной услуги контролируется службой по делам детей, отделением социальной защиты, центром социальных служб.

Формирование и реализация контроля качества регламентируются федеральным законом № 256 от 21.07.2014 года.

fb.ru

Социальный патронат различных типов семей и детей

Магия взаимодействия с семьей происходит по крупице. Первый визит дает возможность специалисту по социальной работе определить находится ли семья в кризисе, а также насколько семья активна или пассивна в решении своих проблем.Важным моментом является, полный сбор информации о проблемах семьи со слов самой семьи.Неблагополучные семьи условно можно разделить на группы, в соответствии с доминирующим фактором, оказывающих негативное влияние на развитие личности ребенка, конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально-криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов (в частности — неполные). Социально неблагополучные семьи обладают разным потенциалом решения проблем, возникших в семье. Одной группе семей достаточно указать на проблему и определить пути ее решения.

Социальный патронат различных типов семей и детей

Эти семьи самостоятельно способны выйти из сложившейся ситуации при использовании той педагогической, психологической, юридической и т.п. информации, которую предоставляют социальные службы. Патронат таких семей целесообразен в течение одного года. К другой группе относятся семьи с огромным количеством проблем и семьи, которые не обладают достаточным ресурсом, необходимым для выхода из критической ситуации.


Социальный патронат различных типов семей и детей учебник В рамках работы с неблагополучной семьей осуществляется межведомственное взаимодействие учреждений и организаций, таких как социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, комиссии по делам несовершеннолетних, образовательные учреждения, органы опеки и попечительства, учреждения здравоохранения.

4. социальный патронат семьи в системе

Специалисту по социальной работе приходится брать на себя выполнение различных ролей, в зависимости от ситуации и целей, которые стоят перед ним – это собеседник, помощник, учитель, организатор, руководитель, посредник, защитник, советник и так далее. Казалось бы, самое простое решение отказаться работать с лицами, не имеющими достаточной мотивации. В таких случаях можно воспользоваться терапией реальности, то есть отказаться на время от своих установок, при невозможности изменить обстоятельства.
Это означает, что такой семье поначалу необходимо помочь хоть чем-то. Даже небольшая, но реальная помощь может оказаться очень эффективной. Следует учитывать такой феномен, как эффект первой встречи.


В этом случае мотивация может появиться и оформиться именно благодаря доверию к данному человеку, которое начинает проецироваться на службу и помощь в целом.

Социальный патронат

Тяжелая материальная ситуация складывается в многодетных семьях, их составляет около 2 млн. Возрастает количество малообеспеченных, а также беспризорных детей [5;4]. Деятельность специалистов социального патронажа прежде всего направлена на выявление социально неблагополучных семей, в которых проживают несовершеннолетние, и организацию сотрудничества с ними с целью обеспечения условий жизни и развития ребенка.

Чаще всего клиентами патронажных служб являются: семьи, где жестоко обращаются с детьми, не соблюдают моральные нормы, злостно уклоняются от контактов правоохранительными органами, представителями власти, общественности. Цель работы патронажных служб с семьей — оказание комплексной помощи семье и детям в создании благополучных условий развития ребенка защите его прав и интересов. Глава 1.

3.2.6. социальный патронат

Внимание

Заключение…………………………………………………………… 24 Список использованной литературы………………………………….. 25 Введение Семья является одной из важных сфер и одним из главных объектов социальной работы. Семья представляет собой сложное социальное, комплексное, многофункциональное понятие, формы жизнедеятельности людей, обусловленные существующими общественно-экономическими и юридическими нормами. Сегодня в России свыше 40 млн. семей. Семья очень быстрого и чутко реагирует на все позитивные и негативные изменения, происходящие в обществе, раскрывая гуманный и антигуманный смысл происходящих в обществе процессов, оценивая разрушающий для семьи процессы.


В настоящее время наблюдается, что большинство населения до уровня доходов находится практически на уровне прожиточного минимума. Снижается рождаемость, со снижением рождаемости повышается количество детей, рожденных вне брака.

Социальный патронаж семей, находящихся в социально-опасном положении

Осуществление запланированных преобразований. Главной задачей этого этапа является, не только взять на социальный патронат семью, а научить семью самостоятельно обращаться в Центр, к специалистам (т.е. приучить к Центру). Социальный патронаж семей «группы риска» Основные шаги этого этапа:

  1. Работа специалистов по составленному плану мероприятий по оказанию различных видов помощи семье (консультации юриста, психолога, специалиста по социальной работе, приглашения в клубы, группы самопомощи и поддержки т.д.).
  2. Контрольные выходы в семью (соц. психологический, соц. педагогический, соц.

Материал на тему: комплексная программа социального патронажа «семья»

Инфо

Некоторые социологи в качестве самостоятельных рассматривают такие виды патронажа, как обслуживание на дому, уход за недееспособными престарелыми членами семей в клиниках, уход за малолетними детьми на дому, а также институциональный патронаж (психиатрический, оказываемый психиатрическими службами, педиатрический патронаж новорожденных, патронаж беременных женщин со стороны женских консультаций, патронаж абонентов Телефонов доверия и пр.). Список источников и литературы 1. Алексеева Л. С. Адресный социальный патронаж семьи и детей. М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2000. 160 с.


2. Алексеева Л. С., Меновщиков В. Ю. Сущностные характеристики социального патронажа и возможности его потенциального влияния на решение проблем социального здоровья семей и детей. 2004. № 3. С. 50-85 3. Осипова И. И. Установление контактов с семьей в процессе патронажа: методики и технологии. 2005. № 3.

Социальный патронат различных типов семей и детей

Адресный характер. Социальный патронаж адресуется и предоставляется конкретным семьям и детям в соответствии с характером возникающих у них социальных и личностных проблем и особенностью ситуации, которая профессионально диагностируется как трудная и опасная для них самих и окружающих; 10) Взаимодействие и содействие, заключающееся в создании условий для осознания клиентами своей позиции по отношению к специалистам службы и совместной работе с ними по корректировке ситуации; 11) Разделение ответственности между клиентами и специалистами на решение кризисной жизненной ситуации и постепенная, но целенаправленная, ее передача клиентам; 12) Создание условий для самостоятельного творческого освоения клиентами системы взаимоотношений с окружающим миром и со своей ближайшей средой, а также для совершения личностно значимых жизненных поступков и выбора.

  • Индивидуальные беседы с каждым из членов семьи по любой проблеме как в Центре так и на дому.
  • Ходатайства, содействие в решении различных проблем семьи, а также другие виды социальной помощи (материальная, помощь в трудоустройстве, помощь в оформлении опеки).
  • Защита прав и интересов семьи перед официальными и властными структурами.
  • Социальный патронат различных типов семей и детей Для эффективной работы с неблагополучной семьей необходимо организовать межведомственное взаимодействие со специалистами других учреждений и организаций. (ДОУ, ОУ, ДП, ОДН, ОПЕКИ и др.) В нашем Центре такую роль выполняет Патронатный совет, который решает вопросы о виде и характере помощи семье. Работа такой Команды дает высокую эффективность и положительные результаты.Работа с семьей строится поэтапно и по шагам. Предлагаем рассмотреть их по порядку. 1 этап Социальный патронаж.

Необходимо добиваться устранения факторов социального риска, осуществлять превенцию кризисных ситуации в семьях и в детской среде; 6) Уважение автономности семьи и личности, получающей помощь, ее прав на свободный выбор своего пути развития (если ее образ жизни не угрожает жизни и здоровью детей и ближайшего окружения). Помощь службы социального патронажа эффективна только тогда, когда способствует поддержанию, сохранению и позитивному развитию семьи как целостного образования. Меры по изъятию из семьи детей или иных ее членов оправданы лишь в том случае, когда исчерпали все иные возможности; 7) Объективная оценка потребностей семьи и личности и оказание помощи в реально возможном объеме, без стремления к неосуществимым целям, идеалам и искусственным образцам.

Социальный патронат различных типов семей и детей учебник

В рамках работы с неблагополучной семьей осуществляется межведомственное взаимодействие учреждений и организаций, таких как социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, комиссии по делам несовершеннолетних, образовательные учреждения, органы опеки и попечительства, учреждения здравоохранения. Этапы социального патроната: -получение сигнала о неблагополучии в семье, -постановка семьи на социальное сопровождение, -проведение социальной диагностики, сбор информации, -установление контакта с семьей, -выявление основных проблем, -разработка индивидуальной программы социального патроната семьи, участие в которой принимают специалист КДНиЗП, педагоги школы, работники здравоохранения, -реализация индивидуальной программы (реализация принятых решений, достижение результатов, при которых семья смогла бы функционировать самостоятельно).

Социальный патронат различных типов семей и детей рабочая программа

Важно

Есть семьи нежелающие помощи от службы, это следует трактовать столь же серьезно, как и любую другую установку. Необходимо отнестись к ней с пониманием, но одновременно показать клиенту, что социальный работник не заинтересован работать на благо семьи против ее воли, обстоятельно и серьезно объяснить суть и возможности социальной и психологической работы. Если семья видит, что ей не стремятся помочь любой ценой, то начинает постепенно менять свое мнение, и тогда находятся предпосылки для возникновения продуктивного контакта.


Каких-либо специальных методов для проведения работы по мотивации клиентов из группы риска не существует. Все, что приходится делать специалистам по социальной работе – это подбадривать и поддерживать. Но результаты в работе в основном достигаются, когда специалисты упорно и долго работают именно над мотивацией клиентов.
2 этап Диагностика или анализ проблем.

law-uradres.ru

Социально педагогический патронаж семьи | Услуги медицинских сестер и сиделок

Понятие социально –педагогического патронажа и его основные функции

В каждой стране обязательно должно быть доступное образование для всех желающих его получить. Основной целью социального образования, как правило, является удовлетворение потребностей ребенка носящих как социальный, так и правовой характер, активизация всевозможных мер по скорейшей адаптации его как в детском коллективе, так и в семье, где он поводит большую часть своего времени. Так же социальное образование должно в полной мере покрыть потребности ребенка и поспособствовать его развитию, самореализации и достижению поставленных целей.

В нынешнее время семья не всегда может справиться самостоятельно с некоторыми проблемами, которые ее поджидают в современном мире. Ввиду этого на помощь может прийти социальный педагог, которой в силу своего образования и компетентности в решение подобных вопросов поможет семье справиться с определенными проблемами, решить которые самостоятельно составляет для семьи затруднение. Основной работой педагога является проведение социально — педагогического патронажа над определенной семьей.

Социально — педагогический патронаж понятие относительно новое и рассматривается в основном на уровне образовательного учреждения.

Социально — педагогический патронаж проводится в семьях, преследуя основную цель, являющуюся выявлением основных проблем, решением которых необходимо заняться в ближайшее время.

Задачи проведения социально — педагогического патронажа

  • Изучение особенностей семьи,что носит социальный и психологический характер.
  • Демографическая особенность.
  • Осмотр состояния жилплощади, на которой предполагается проживание ребенка.
  • Проводя анализ полученных данных, определяется дальнейший спектр и направление программ реабилитации социального и педагогического направления.

С какой целью проводится социально – педагогический патронаж

В основе проведения социально — педагогического патронажа предусмотрено:

  • Изучение, в каком психологическом, а так же физическом состоянии находятся члены семьи.
  • Определение характера отношений, что сложились между родителями и ребенком.
  • Рассмотрение степени грамотности родительского воспитания.
  • Помощь ребенку в формировании у него с раннего детства общепринятых целей и ценностей.
  • Проведение воспитательной работы и первичной социализации ребенка.
  • Помощь родителям в формировании педагогической культуры, которая далее будет направленна на воспитание ребенка.
  • Помощь в стабилизации благоприятного микроклимата в семье, над которой проводится социально — педагогический патронаж.

Функции социально – педагогического патронажа

Социально — педагогический патронаж выполняет различные функции, направленные на поддержание семьи и оказание ей необходимой помощи. Основными являются:

  • Работа с целью проведения воспитательной функции, которая в большей мере направленна, на что бы должным образом создать психологическую и педагогическую компетенцию семьи.
  • Социальная и правовая функция, которая предусматривает заботу о семье и ребенке со стороны государственных органов, предоставление семье прав и защиты.
  • Социально – реабилитационная функция, которая заключается в работе с неблагополучными семьями или семьями, в которых пребывают дети — инвалиды. Функция рассчитана на проведение воспитательной, образовательной и попечительской работы, предоставленной этим семьям.

Принципы социально – педагогического патронажа

Существуют главные принципы, которые заложенные в основу проведения социального — педагогического патронажа и заключаются они в следующих пунктах:

  • Предоставление должного внимания проблемам и потребностям каждой семьи, хорошего отношения и уважения ко всем членам семьи, не взирая, на их возраст и социальный статус.
  • Осуществить разграниченный подход к решению проблем каждого с членов семьи, при этом не стоит забывать об особенностях семьи, среды ее обитания и педагогического потенциала. Не стоит забывать об индивидуальном подходе к каждому с членов семьи.
  • Педагог, проводящий социально — педагогический патронаж должен быть компетентен в вопросах, которые ему необходимо решать.

Социально — педагогический патронаж актуально проводить на разных этапах и по мере необходимости в его проведение могут быть задействованные как родительский комитет, так и педагогический совет, совет школы, функционирующий на основе проведения профилактики правонарушений.

Определенную работу по социально — педагогическому патронажу детства могут выполнять еще и классные руководители учебного учреждения, где проходит учебу ребенок, школьные психологи. Но все же социальный педагог, который проводит патронаж семьи, имеет больше полномочий и возможности оказать необходимую помощь семье, так как находится в тесной взаимосвязи со всеми членами семьи, разрабатывает план по дальнейшей работе с ней, может воспользоваться помощью привлеченных специалистов, учреждений или организаций. Результат работы социального педагога проводящего патронаж над семьей является предоставление защиты интересов и прав ребенка.

Работа социального педагога, что проводит патронаж над определенной семьей, завит еще и от ведомств, криминальной милиции, служб занимающимися делами не совершеннолетних детей, диспансера наркологического характера и множество других. Ввиду этого социальный педагог должен понимать, что налаженный контакт с этими структура в дальнейшем благотворно скажется на патронаже семьи и расширит спектр его работы.

Как видно основная задача педагога социального направления есть предоставление патронажа социально – педагогического характера в семьях которые нуждаются в этом. Во избежание неприятных ситуаций в семьях и всевозможных вытекающих последствий в современном мире социально — педагогический патронаж просто необходим. Проведение патронажа сможет предотвратить много проблем в семьях, донести до ведомости родителей и остальных членов семьи правила и нормы обращения с ребенком, его воспитание, развитие, обеспечит получение информации касательно их прав, защиты и помощи, которую можно получить со стороны государства.

 

www.uhodmed.ru

Социальный патронаж семей СОП

СОЦИАЛЬНЫЙ ПАТРОНАЖ СЕМЕЙ СОП

Задачи:

  1. Оказание на семью социально-психологического влияния и предоставление различных видов социальной помощи, поддержка в интересах их адаптации и социализации.

  2. осуществление связей и отношений между социальной службой как субъектом оказания воздействия. Помощи и поддержки семей как объектом, на который направляется воздействие и которому предоставляется помощь.

  3. осуществление контроля за адаптацией и социализацией семьи, за осуществлением родительских функций.

ВИДЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАТРОНАЖА

Вид патронажа

Назначение и сроки

Экстренный

Посещение каждый день или не менее 2 раз в неделю.

Родители испытывают трудности в трудоустройстве, злоупотребляют спиртными напитками, оставляют детей без присмотра и средств к существованию, семьи, где дети испытывают физическое и психическое насилие

Срочный

Посещение детей 1 раз в 3-4 недели.

Семья работает по реабилитационной программе, учащиеся и семья состоят на учете ВШ, ПДН, КДН

Учащиеся склонны к пропускам уроков, бывают безнадзорны, испытывают проблемы в адаптации

Обычный

Посещение 1 раз в учебный этап (5-6 недель), посещение в каникулярное время.

Учащиеся и семьи состоят на учете классного руководителя и психолога, испытывают затруднения в учебе, имеют характерологические особенности.

Учащиеся проживают в СРЦ

Контрольный

Посещение семьи 1 раз в 2-3 учебных этапа

(1 раз в полугодие), посещение 1 раз в год.

Учащиеся и семьи, прошедшие реабилитационную программу, снятые с учета. Отношение родителей к воспитанию изменилось, контакт со школой установлен, микроклимат в семье и взаимоотношения установлены.

Все учащиеся класса.

ОСОБЕННОСТИ ПАТРОНАЖА

Осуществляемые мероприятия:

  • посещение на дому

  • эмоциональная поддержка, беседы

  • тестирование, проведение проблемного анализа семейной ситуации

  • использование методик, направленных на установление доверительных отношений, снятие психологического барьера

  • психодиагностика (подведение итогов, формирование диагноза)

  • обсуждение основных проблем и состояния семьи, обсуждение вариантов их решения и преодоления

  • использование приемов снятия тяжелых эмоциональных состояний

  • просвещение, информация, рекомендации

  • обучение поведению

  • обследование жилищно-бытовых условий

  • контрольный опрос детей и взрослых членов семьи

Принципы работы с семьей:

  1. Необвинительность: вместо обличения и упреков, даже заслуженных, — социальная защита, создание платформы для выхода из кризиса

  2. Индивидуальный подход: решение конкретных проблем конкретной семьи, подростка в реальных жизненных условиях и в местах их пребывания.

  3. Постоянный контакт с семьей.

  4. развитие способности семьи к самопомощи: ориентации на позитивный потенциал.

  5. Уважение норм и ценностей семьи.

infourok.ru

Глава I. Теоретический анализ организации социального патронажа семей находящихся в трудной жизненной ситуации на примере «центра социальной помощи семье, женщинам и детям».

Министерство образования и науки РФ

Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта

Факультет психологии и социальной работы

Кафедра специальных психолого-педагогических дисциплин

Организация социального патронажа

семей находящихся в трудной жизненной ситуации

на примере «центра социальной помощи семье, женщинам и детям»

Курсовая работа

Выполнила:

Студентка 2 курса

Заочной формы обучения

Специальности «социальная работа»

Константинова Светлана Викторовна

Научный руководитель:

к.п.н., ассистент кафедры СППД

Мишанина Жанна Юрьевна

Калининград,2012

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3

1.1.Общая характеристика семей находящихся в трудной жизненной ситуации

    1. Социальный патронаж, его направления, виды и функции………………6

    2. Принципы социального патронажа……………………………………….12

    3. Этапы технологии социального патронажа………………………………16

Глава II. Опытно-исследовательская работа по проблеме….

2.1.Организационно-диагностический этап……….

2.2. Интерпретация полученных результатов……….

2.3. Формирующий этап…………………

Заключение……………………….

Список использованной литературы…………….

Приложение………………

Введение

В настоящее время пристальное внимание к семье и проблемам семьи со стороны государства не случайно, поскольку вплоть до настоящего времени положение семьи  в Российской Федерации можно охарактеризовать как тяжелое. С переходом на рыночные отношения в значительной степени снизился жизненный уровень населения России. Особенно ухудшилось материальное положение многодетных семей, одиноких матерей, семей с детьми-инвалидами, студенческих семей. Поэтому серьезная социальная поддержка и защита семьи, сегодня жизненно необходима, что в полной мере осознается на самых верхах государственной власти.

Для управления государственной семейной политикой созданы соответствующие комитеты в обеих палатах Федерального Собрания, в Администрации Президента Российской Федерации. В структуре федерального Министерства здравоохранения и социального развития сформировано специальное подразделение — Департамент проблем семьи, женщин и детей. Эти структуры координируют проведение семейной политики в органах исполнительной власти, осуществляя руководство различными социальными службами семьи.

В настоящее время социальная защита семьи, в отличие от действующей прежде системы социального обеспечения, представляет собой многогранную деятельность, дифференцированную по отношению к различным группам населения и структурированную по разным министерствам и ведомствам, общественным организациям и учреждениям. Новые социально-экономические условия, продиктованные переходом к рыночной экономике, предопределяют трансформацию содержания, методов и форм социальной защиты населения Социальная защита семьи и детей сегодня приобрела особую актуальность в связи с динамичными процессами, происходящими в обществе и связанными с его расслоением и изменением статуса сложившихся ранее социальных категорий населения.

Сегодня многие семьи нуждаются в помощи и поддержке, для того чтобы полноценно реализовывать предписываемые обществом функции. в такой помощи нуждаются неполные и многодетные семьи, семьи одиноких матерей, военнослужащих, семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями, усыновленных и опекаемых детей, имеющие родителей — инвалидов, студенческие семьи, семьи беженцев, мигрантов, безработных, асоциальные семьи и др.

Социальная работа в них должна быть направлена на решение повседневных семейных проблем, укрепление и развитие позитивных семейных отношений, восстановление внутренних ресурсов, стабилизацию достигнутых положительных результатов в социально-экономическом положении и ориентацию на реализацию социализирующего потенциала.

Сегодня семье, как никогда, требуется социальная помощь и защита государства — не разовая, а постоянная, гарантированная, адресная. Большую роль в этом играет реализация государственной семейной политики, в том числе система организации территориальных служб и, прежде всего, центров помощи семьи и детям, что в целом составляет социальное обслуживание семьи.

Под термином «социальное обслуживание» мы понимаем повседневную социальную работу с семьей, включающую все аспекты социальной поддержки, реабилитации, адаптации, защиты, а также активизацию потенциала ее собственных возможностей выживания в современных условиях.

Одним из основных видов социального обслуживания является социальный патронаж. Поэтому тема данной работы актуальна, так как социальный патронаж является важной составляющей общей государственной системе помощи семье.

В настоящее время проблемами изучения социального патронажа занимаются следующие исследователи: Алексеева Л.С.. Осипова И.И., Панов А.М., Мардахаев Л.В., Холостова Е.И., Басов Н.Ф.

Объект исследования — содержание деятельности по организации социального патронажа на примере центра социальной помощи семье, женщинам и детям.

Предмет исследования — организация социального патронажа на примере центра социальной помощи семье, женщинам и детям.

Цель исследования — изучение проблемы : «Организация социального патронажа на примере центра социальной помощи семье, женщинам и детям».

Задачи конкретизированы следующим образом:

  • Проанализировать литературу по проблеме: «организация социального патронажа на примере центра социальной помощи семье, женщинам и детям»;

  • Изучить основные направления, виды и функции социального патронажа;

  • Изучить основные принципы социального патронажа;

  • Проанализировать этапы технологии социального патронажа.

В основе нашей работы положена гипотеза — эффективность работы специалиста по социальной работе по организации социального патронажа зависит от:

  1. Знания направлений, видов и функций социального патронажа;

  2. Знания принципов социального патронажа;

  3. Владения технологией социального патронажа.

studfiles.net

0 comments on “Социальный патронаж семьи – Социальный патронаж семей, находящихся в социально-опасном положении

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *